Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Крепостное право при правлении речи посполитой рассказы. Политический кризис Речи Посполитой

Тибетская йога, практикуемая в нашем центре - это комплекс упражнений, который передал ученикам лама Таши Гьяцо. В Москве занятия проводятся с лета 2005 года.

Что же такое тибетская йога и чем она отличается от других видов йоги? Существует много разных школ и, соответственно, разных видов йоги. Например, в Индии много разных ашрамов и других мест, где занимаются йогой, и почти в каждом из них занимаются каким-то своим видом йоги, т.е. существуют различные направления йоги, и среди них есть как какие-то схожие моменты, так и сильно отличающиеся. Тибетская йога, практикуемая в нашем Центре, - один из видов йоги, пришедший к нам из Тибета, из монастыря Лавран благодаря ламе Таши Гьяцо. Упражнения по форме напоминают как многое из индийской йоги, так и некоторые элементы цигун, что и понятно: Тибет находится между Индией и Китаем, и сказывается взаимное влияние различных школ и направлений. Среди упражнений есть упражнения с дыханием, визуализацией и, конечно же, упражнения на гибкость и растяжку. И ещё, пожалуй, самый важный момент, на который обращает особое внимание лама Таши Гьяцо, - это сосредоточение, концентрация внимания на выполняемом упражнении. Без концентрации внимания не будет должного эффекта, и упражнения мало чем будут отличаться от обычной физкультуры.

Польза от тибетской йоги: улучшение здоровья, самочувствия, улучшение обменных процессов, нормализация работы внутренних органов и т.п. Также улучшается внимание, сосредоточенность, совершенствуется поза для медитации, т.е. становится проще сидеть в позе лотоса с прямой спиной, что бывает важно при выполнении многих буддийских практик. Лама Таши Гьяцо говорит, что, если вы хотите быть здоровыми, меньше болеть, то занимайтесь йогой, и тогда лекарства вам будут практически не нужны. Ученики, которые регулярно занимаются йогой в нашем Центре, отмечают, что стали меньше болеть и уставать на работе. Некоторые естественным образом избавились от лишнего веса.

Материалы

Частые вопросы

    Что нужно для того, чтобы начать заниматься тибетской йогой?

    Нужна свободная одежда, не стесняющая движений, типа спортивной. Также рекомендуется иметь домашние тапочки для перемещения по Центру.

    Все ли могут заниматься тибетской йогой, есть ли какие либо противопоказания?

    Отсутствие травм, каких-либо серьёзных заболеваний и других медицинских противопоказаний. Если у вас имеются какие-либо противопоказания, сначала лучше проконсультируйтесь с врачом, также вы можете задать вопрос инструктору о том, какие упражнения вам можно выполнять.

    Когда можно приходить новичкам?

    Начинающие могут приходить на любое занятие; лучше прийти чуть пораньше, а также проинформировать инструктора о том, что вы пришли в первый раз. Занимайте место впереди, поближе, чтобы лучше видеть и слышать объяснения инструктора.

Здравствуйте, мои дорогие друзья! Тибетская йога, как, наверное, никакая другая, покрыта плотной завесой тайны, что делает ее еще более манящей в глазах настойчивых духовных искателей. Крупица за крупицей до нас доходят описания сакральных техник, которые используют тибетские ламы и их ученики.

Стоит понимать, что закрытость этого знания более чем оправдана и действительно необходима, но все же самым смелым это не мешает пользоваться теми частицами знания, которые стали доступны общим массам. В этой статье я постараюсь приоткрыть занавес, висящий над этим учением.

Особенности учения тибетской йоги

Не стоит забывать, что буддизм возник в Тибете на фоне существовавшей там религии Бон, в которой много тибетского шаманизма. Это не могло не отразиться на тибетском буддизме и тибетской йоге. Многие техники не безопасны в освоении для непосвященных. Связано это с тем, что до и после таких приемов должна проходить определенная работа. Вырванная из контекста методика может нанести непоправимый вред здоровью физическому и психическому.

Со стороны может показаться, что тибетские йоги мало или совсем не уделяют время развитию физической оболочки, постоянно пребывая в медитативной позе. Очевидно, такое впечатление создается из-за того, что тайные учения бережно охраняются от любопытных глаз мирян. В действительности йога тибетских монахов уделяет внимание всем сторонам развития, в том числе раскрытию скрытого потенциала своего тела, речи и ума, и в 3-ем подзаголовке вы убедитесь в этом сами.

Тем не менее основной акцент все же делается на развитие внутренних качеств, таких как сострадание, непривязанность к материальным благам, безоценочное восприятие и мн.др. Считается, что душа в отличие от тела вечна, а значит именно ее развитие принесет плоды в этой и следующих жизнях. Поэтому и техники в большинстве своем представляют из себя психоэмоциональную работу: различные визуализации, мантры, медитации и т.д.

Отличия тибетской йоги от индийской

  • Что касается физических упражнений, то в отличие от хатха-йоги, в тибетской асана не удерживается в статике. Примерно одинаковое время уделяется вхождению в асану, пребыванию в ней и собственно выходу.
  • Куда более важную роль играет синхронизация дыхания и движения.
  • Концентрация на постоянном движении и правильном выполнении асан удерживается усилием воли.
  • Упражнения выполняются не симметрично, а только на одну сторону. Объясняется это тем, что в мужском и женском теле энергия течет по-разному, а значит и упражнение они должны выполнять на разные стороны, не повторяя его с другой стороны.
  • Простота выполнения большинства асан и приверженность медитативным техникам тибетской йоги не позволяет рассматривать ее как способ для похудения.

Известные техники йоги Тибета

Янтра-йога.


Это комплекс из 108 асан. По степени сложности они являются более легкими в плане выполнения, чем комплексы хатха-йоги, и большинство из них можно выполнить сидя.

5 тибетцев.

Одна из наиболее популярных ныне техник, представляющая из себя комплекс из 5 упражнений, выполнять которые следует именно в заданной последовательности. Каждое движение сопряжено с определенным дыханием. Для начинающих количество повторов каждого упражнения не более 3-х, со временем это число нужно довести до 21-го.

Исцеление звуком.


В практике используется одна или несколько тибетских поющих чаш, звук из которых извлекает ведущий церемонии с помощью специального пестика. Чашу могут держать напротив проблемной зоны или прорабатываемой чакры. Исцеление происходит благодаря правильным вибрациям, которые кристаллизуют клетки тела, оздоравливая его.

Гормональная гимнастика.

Комплекс подходит для людей любого возраста, так как представляет из себя различные растирания, массажные движения и надавливания определенных точек тела. Все их можно выполнить сидя и даже лежа. Практика омолаживает гормональную систему человека, что может значительно увеличить продолжительность его жизни. Необходимо быть готовым к тому, что могут обостриться хронические болезни. Это будет признаком того, что восстановление гормонального фона и здоровья началось.

Йога тибетских пульсаций.

Своеобразная телесно-ориентированная программа по искоренению последствий болезненного опыта этой и прошлых жизней, мешающих воспринимать мир во всей его полноте. Ее особенности: ориентация на сердцебиение, выполнение едва заметных глазу движений, групповое или парное взаимодействие, работа с энергиями, в том числе сексуальной, и др. Стоит отметить, что это не древняя, а современная практика. Автор вдохновлялся не только тибетским, но и китайским опытом.

Йога сна и сновидений.


Имеется множество методов для увеличения осознанности во время сна. Тибетские йоги используют их для того, чтобы с помощью осознанных сновидений постичь природу своего сознания, утвердиться в иллюзорности всех явлений и использовать это на благо своего духовного развития, целью которого является достижение сознания Будды.

Туммо (техника внутреннего Огня).

Несмотря на то, что это первая техника «Пути формы», не стоит относиться к ней легкомысленно. По своему воздействию она имеет большую силу. Представляет из себя сочетание определенного типа дыхания, мантр, визуализаций и др. приемов. Как результат – накопление энергетического потенциала, реального опыта, проверка своих возможностей, а на физическом уровне - ощущение жара в теле, с которым тоже нужно уметь работать.


Ца лунг (ца – канал, лунг – ветер).

Техника состоит из 5-ти упражнений, каждое из которых предназначено для одной из 5-ти чакр. Принцип выполнения упражнений таков: сначала вдох и фокусировка внимания на чакре, затем задержка дыхания и выполнение определенного движения, позволяющего обнаружить блоки в чакре, в конце выдох и рефлексия своего состояния. Настоятельно рекомендуется использоваться ее только продвинутым йогам, в совершенстве освоившим предыдущие ступени мастерства.

Мы не можем знать наверняка точную последовательность пути, приводящего к постижению Ясного Света и Великому Освобождению, так как это доступно в полной мере лишь настоящим ученикам тибетских школ буддизма. Но мы можем вдохновляться их примером стойкости и непоколебимости перед лицом соблазнов этого материального мира.

Я буду очень рад, если вы распространите эту статью по соц.сетям, так как изложенная в ней информация возможно поможет кому-то глубже понять смысл доктрины тибетского буддизма. И как и всегда на ваш выбор есть функции: оставить комментарий и подписаться на рассылку.

О тибетской йоге известно меньше, чем о восьми ступенях, описанных в «Йога-сутрах» мудрецом Патанджали. Подход к йоге в индуизме и буддизме отличается настолько сильно, что адепты двух традиций не всегда понимают друг друга. Несмотря на различия в практиках, философии и методологии, оба направления авторитетны, фундаментальны и действительно способны привести садхаку к просветлению. Об этапах большого пути в светлое будущее тибетской йоги рассказал эксперт Yoga Journal буддолог Игорь Берхин.

В мире существует несколько традиций духовного знания, которые называются «йога». Классическое направление связано с индуизмом. Различные аспекты йоги рассматриваются в шастрах - священных текстах: «Бхагавад Гите» и «Йога-сутрах» Патанджали. Йога разветвлялась внутри индуизма на различные учения и получила свое дальнейшее развитие в традиции натхов и тантрических системах, связанных с культом Шивы и Шакти.

Другой традицией, использующей слово "йога" для обозначения духовной практики, является буддизм. Хотя сам Будда использовал слово «йога» в его прямом значении - ярмо, узы, от которых необходимо освободиться, в дальнейшем индийские буддисты также стали называть йогой свою созерцательную практику. Один из основополагающих трактатов по медитации называется «Ступени практики йоги», а одна из важнейших школ махаяны (букв. «большой колесницы») носила название «йогачара», или практика йоги».

С распространением тантрического буддизма ваджраяны ("алмазной колесницы") слово йога стало намного шире использоваться в буддийском учении, и йогой стали называть различные фазы тантрической практики.

В ходе мусульманского нашествия буддизм был уничтожен не только в Индии, но и на территориях таких современных нам стран, как Иран, Афганистан, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан. К счастью, древнее знание к тому времени успело проникнуть в труднодоступный Тибет, закрепиться там, сохраниться и стать доминирующей духовной традицией. Все буддийские учения махаяны и ваджраяны обрели в Тибете новую родину. Местные ученики Гуру Падмасамбхавы (второго Будды) и других просветленных мастеров продолжили непрерывную традицию учения йоги - переводили на тибетский язык все д оступные тексты сутр и тантр.


На тибетский язык слово «йога» переведено как налджор. Изначально йогу связывают с единством, но термин «налджор» означает знание истинного состояния. Нал - это «истинный», а Джор - «способ обнаружения истины». Таким образом налджор - это средство постижения своего истинного состояния. Такой подход отличается от традиционного для индуизма объяснения йоги как единства индивидуального и вселенского, Атмана и Брахмана. Тибетский подход вступает в противоречие определением йоги как «способа прекращения колебаний ума». Согласно постулатам тибетской йоги, налджор заключается не в единстве, поскольку индивидуальное и вселенское одинаково иллюзорны. Также налджор предполагает не прекращение деятельности ума, а выход за его пределы благодаря глубокому пониманию его истинной природы. Природа ума в свою очередь проявляется не только в покое, но и в движении. Это непрестанное чередование покоя и движения в ваджраяне называется тантра. Тантрами также называются тексты, в которых изложено знание йоги.

"Кулаяраджа Тантра" (тантра "Царь всетворящий") - один из древнейших текстов дзогчен (учения великого совершенства) - говорит о четырех колесницах йоги: Саттва-йоге, маха-йоге, Ану-йоге и Ати-Йоге. Классификация "Кулаяраджа Тантры" основана на принципе различий понимания истинного состояния. В Бхагавад-Гите классификация йоги разделена на Кама-йогу, Джняна-йогу и Бхакти-йогу. В отличие от шастр индуизма "Кулаяраджа Тандра"» точно различает принцип видения (способности воспринять и пережить какое-то состояние) и принцип узнавания (способности распознать природу воспринятого и пережитого). При этом наличие первого совсем не предполагает появления второго: можно видеть,

но не узнавать, испытывать какое-то состояние, но не понимать его смысла. И хотя естественное состояние одинаково для всех разновидностей йоги, понимание его зависит от индивидуальных способностей и источника, из которого получено знание.

Каковы особенности четырех колесниц йоги? Саттва буквально означает «существо». Принцип Саттва-йоги состоит в том, чтобы посредством тантрической практики - садханы - установить связь с просветленным существом (божеством). Благодаря взаимодействию с божеством обретается мудрость. Три аспекта садханы - мудры (жесты), мантры (звуки) и медитация - связывают практика с божеством на трех уровнях человеческого бытия - телесном, словесном и ментальном.

Для того чтобы приступить к практике Саттва-йоги, требуется посвящение, во время которого гуру знакомит ученика с техниками и помогает обрести личный опыт знакомства с божественной мудростью. Без такого посвящения практика йоги не может принести серьезные плоды. В Саттва-йоге три раздела:
крия-тантра, убхайя-тантра и йога-тантра. Такие тантры называются внешними тантрами, потому что основаны на идее существования просветленного существа - внешнего по отношению к практикующему.

Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога считаются внутренними практиками. Эти три вида йоги не предполагают наличия внешнего божества, но дают йогину личный опыт и знание ваджры , изначальной потенциальности энергии. Понятие божества все еще присутствует в Маха-Йоге (великой йоге) и Ану-йоге (высшей йоге). Но с самого начала божество понимается не как внешнее существо, от которого можно что-то получить, а как многогранный символ нашей собственной природы, способствующий проявлению и раскрытию нашего потенциала. Для успешного применения Maхa-Йoги и Ану-йоги необходимо получить посвящение учителя. Считается, что благодаря взаимодействию с учителем в момент посвящения все способности ученика многократно усиливаются. Такой обряд называется приведением к созреванию. Он ведет к более глубокому пониманию своей истинной природы и выходу за пределы ограничений - освобождению. Это вовсе не означает, что любой посвященный сразу же достигает просветления. На достижение освобождения может уйти много лет и даже жизней. Предполагается, что обряд посвящения закладывает в ум ученика семена причин, созревание которых со временем принесет свои плоды.

Маха-Йога и Ану-йога используют особый метод преображения. Суть метода состоит в изменении двойственного видения по принципу "субъект-объект" на недвойственное «чистое» видение. Недвойственность в этом случае не означает единство индивидуального и божественного, как в индуистском учении о слиянии Атмана и Брахмана. Считается, что тибетский йогин полностью выходит за пределы мира -субъективного и объективного. Причем такая недвойственность является отправной точкой духовной практики, а не ее завершением. Во внутренних видах йоги есть две основные стадии практики: развитие и завершение. На стадии развития йогин учится развивать и стабилизировать недвойственное восприятие, а на стадии завершения интегрирует в этом знании разные аспекты своего существования. В чем разница между Maхa-Йогой и Ану-йогой? Маха-Йога предполагает затраты усилий и времени на обретение ключевого знания. В практике Ану-йоги при наличии хороших способностей знание можно обрести мгновенно и почти без усилий. Затем йог старается полностью интегрировать знание в свою жизнь.

Высшей йогой в буддизме ваджраяны является Aти-йога (тотальное совершенство). Ати-йога еще известна как учение дзогчен. Aти-йога базируется на принципе использования знания за пределами любого, даже минимального действия. Это не означает, что практики Ати-йоги ничего не делают. Считается, что наличие знания не зависит от затраченных усилий на его обретение. Aти-йогин имеет право быть заурядным человеком и вести обычный образ жизни. Ключевым моментом Ати-йоги является получение от учителя знания своей изначальной природы. В Ати-йоге нет обряда посвящения. Учитель знакомит ученика с тем, что всегда очевидно, но в силу привычных склонностей ума остается незамеченным и неузнанным.

Практика асан и дыхательных упражнений обязательно присутствует во всех йогах ваджраяны, но при этом не практикуются массово. Физические упражнения и пранаяма относятся к разделу тайных наставлений.

Эквивалентом пранаямы, по Патанджали, в тибетской йоге является практика цa-лунг (ца - каналы, лунг - прана). Ца-лунг помогает направлять энергию праны и кундалини. Для фиксации техник используются янтра-медитации. Во время янтра-медитации йогины объединяют физическое движение, особый тип дыхания и концентрацию внимания. Различные виды дыхательных упражнений включают в себя одновременную работу со звуком и визуализацию. Практики ца-лунг выполняются уже на второй, завершающей стадии тантрической практики. Предполагается. что йогин способен выполнять все эти упражнения, только если будет пребывать в недвойственном восприятии. Одной из наиболее известных практик является туммо , или практика внутреннего жара, которая выполняется не для борьбы с холодом, а для развития чувства недвойственного блаженства.

Самый древний и полный текст по йоге, дошедший до наших дней, - это «Янтра союза Солнца и Луны». Текст составлен тибетским переводчиком Вайрочаной на основе наставлений Гуру Падмасамбхавы в XIII веке н.э. В тексте кратко описаны 108 янтр и пранаям. Все янтры (трулкор) должны выполняться одновременно с ориентированным на естественное сердцебиение дыханием в состоянии деконцентрированного тотальноrо присутствия. Каждая янтра содержит в себе начальную и заключительную части. Центральная часть связана с одним из пяти основных типов задержки дыхания. Пранаямы Янтра-йоrи одновременно являются и глубокими созерцательными практиками. Янтры направлены на овладение фундаментальной энерrией семенных сущностей бинду (тигле) и кундалини. Хотя практика Янтра-йоги является вторичной, вспомогательной в дзогчен, в ней есть много несложных упражнений, которые могут быть полезны всем, кто заинтересован в гармонизации тела, энергии и ума. Особенно полезна Янтра-йоrа тем, кто желает раскрепостить свое дыхание и гapмонизировать eгo с движением физическоrо тела и ума.

Чогьял Намкай Норбу, учитель дзогчен о тибетской йоге специально для Yoga Journal

"Почему так важен учитель? Сами мы неспособны контактировать с чистым измерением, а без зтого невозможно получить передачу учений ваджраяны. По этой причине в ваджраяне учитель дает посвящение, и мы получаем эту передачу от него. Все учения ваджраяны связаны с гуру-йогой. Гуру означает "состояние учителя", а йога означает живое, подлинное обретение этого знания.

Йога - это санскритское слово, которое также используется в индуизме - там "йога" объясняется как "союз". Но в буддийской традиции "йога" означает не "союз".
а подлинное знание своего состояния.
На тибетский йога переводится как налджор. Из этих двух слов "нал" означает природное, естественное состояние, никак не измененное и никем не исправленное. Такое состояние называется нал или налма. В учении дзогчен зто очень важно. Потому что когда мы находимся в созерцании, то должны быть в состоянии налма. Налма означает, что мы больше не используем ум. Мы больше не следуем за ним. Ум все создает и все изменяет. Поэтому мы выходим за пределы ума и пребываем в налма. И это является подлинными условиями существования. Конечно, с рождения каждый находится в условиях налма. Но по мере нашего развития это состояние оказывается обусловлено умом. Маленькими детьми вы можете больше находиться в налма, поскольку не обусловлены умом и у вас нет особых идей. Но, конечно, даже у младенца есть физическое тело и все остальное: речь. ум. Например, как только младенец чувствует физическую боль, он сразу же перестает быть в налма - начинает плакать. Это связано с нашим физическим телом. Но когда такой проблемы нет. младенец все время находится в условиях налма. Хороший практик должен быть словно младенец, но это не так просто. Потому что мы начинаем думать, и в нас многое развивается: через образование, знание, понимание. Ум нас обуславливает.

Дети находятся в налма, но у них есть родители, которые их очень любят. Родители хотят сделать для детей все возможное, поскольку знают, что мы живем в ограниченном обществе. Мы не живем в обществе налма. Поэтому дети должны всему учиться, иначе они ничего не смогут сделать. Шаг за шагом мы учим детей: Не делай этого, сиди так. И когда дети слушаются, образование идет успешно, родители счастливы. Счастливы, потому что дети вырастут и смогут жить нормальной жизнью. Потом дети идут в школу. Теперь их обуславливает начальная школа. Их воспитывают: "Ты должен делать это, изучать то", - так мы и растем, пока не окончим институт. Теперь мы полностью готовы к жизни, заняли в ней определенную ячейку: Теперь я могу делать все. Но это лишь означает, что теперь мы окончательно ограничены. Мы не знаем, каковы наши подлинные условия. И это именно то, что мы должны обнаружить с помощью учения, это самое главное".

О тибетской йоге известно меньше, чем о восьми ступенях, описанных в «Йога-сутрах» мудрецом Патанджали. Подход к йоге в индуизме и буддизме отличается настолько сильно, что адепты двух традиций не всегда понимают друг друга. Несмотря на различия в практиках, философии и методологии, оба направления авторитетны, фундаментальны и действительно способны привести садхаку к просветлению. Об этапах большого пути в светлое будущее тибетской йоги рассказал эксперт Yoga Journal буддолог Игорь Берхин.

В мире существует несколько традиций духовного знания, которые называются «йога». Классическое направление связано с индуизмом. Различные аспекты йоги рассматриваются в шастрах - священных текстах: «Бхагавад Гите» и «Йога-сутрах» Патанджали. Йога разветвлялась внутри индуизма на различные учения и получила свое дальнейшее развитие в традиции натхов и тантрических системах, связанных с культом Шивы и Шакти.

Другой традицией, использующей слово "йога" для обозначения духовной практики, является буддизм. Хотя сам Будда использовал слово «йога» в его прямом значении - ярмо, узы, от которых необходимо освободиться, в дальнейшем индийские буддисты также стали называть йогой свою созерцательную практику. Один из основополагающих трактатов по медитации называется «Ступени практики йоги», а одна из важнейших школ махаяны (букв. «большой колесницы») носила название «йогачара», или практика йоги».

С распространением тантрического буддизма ваджраяны ("алмазной колесницы") слово йога стало намного шире использоваться в буддийском учении, и йогой стали называть различные фазы тантрической практики.

В ходе мусульманского нашествия буддизм был уничтожен не только в Индии, но и на территориях таких современных нам стран, как Иран, Афганистан, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан. К счастью, древнее знание к тому времени успело проникнуть в труднодоступный Тибет, закрепиться там, сохраниться и стать доминирующей духовной традицией. Все буддийские учения махаяны и ваджраяны обрели в Тибете новую родину. Местные ученики Гуру Падмасамбхавы (второго Будды) и других просветленных мастеров продолжили непрерывную традицию учения йоги - переводили на тибетский язык все д оступные тексты сутр и тантр.


На тибетский язык слово «йога» переведено как налджор. Изначально йогу связывают с единством, но термин «налджор» означает знание истинного состояния. Нал - это «истинный», а Джор - «способ обнаружения истины». Таким образом налджор - это средство постижения своего истинного состояния. Такой подход отличается от традиционного для индуизма объяснения йоги как единства индивидуального и вселенского, Атмана и Брахмана. Тибетский подход вступает в противоречие определением йоги как «способа прекращения колебаний ума». Согласно постулатам тибетской йоги, налджор заключается не в единстве, поскольку индивидуальное и вселенское одинаково иллюзорны. Также налджор предполагает не прекращение деятельности ума, а выход за его пределы благодаря глубокому пониманию его истинной природы. Природа ума в свою очередь проявляется не только в покое, но и в движении. Это непрестанное чередование покоя и движения в ваджраяне называется тантра. Тантрами также называются тексты, в которых изложено знание йоги.

"Кулаяраджа Тантра" (тантра "Царь всетворящий") - один из древнейших текстов дзогчен (учения великого совершенства) - говорит о четырех колесницах йоги: Саттва-йоге, маха-йоге, Ану-йоге и Ати-Йоге. Классификация "Кулаяраджа Тантры" основана на принципе различий понимания истинного состояния. В Бхагавад-Гите классификация йоги разделена на Кама-йогу, Джняна-йогу и Бхакти-йогу. В отличие от шастр индуизма "Кулаяраджа Тандра"» точно различает принцип видения (способности воспринять и пережить какое-то состояние) и принцип узнавания (способности распознать природу воспринятого и пережитого). При этом наличие первого совсем не предполагает появления второго: можно видеть,

но не узнавать, испытывать какое-то состояние, но не понимать его смысла. И хотя естественное состояние одинаково для всех разновидностей йоги, понимание его зависит от индивидуальных способностей и источника, из которого получено знание.

Каковы особенности четырех колесниц йоги? Саттва буквально означает «существо». Принцип Саттва-йоги состоит в том, чтобы посредством тантрической практики - садханы - установить связь с просветленным существом (божеством). Благодаря взаимодействию с божеством обретается мудрость. Три аспекта садханы - мудры (жесты), мантры (звуки) и медитация - связывают практика с божеством на трех уровнях человеческого бытия - телесном, словесном и ментальном.

Для того чтобы приступить к практике Саттва-йоги, требуется посвящение, во время которого гуру знакомит ученика с техниками и помогает обрести личный опыт знакомства с божественной мудростью. Без такого посвящения практика йоги не может принести серьезные плоды. В Саттва-йоге три раздела:
крия-тантра, убхайя-тантра и йога-тантра. Такие тантры называются внешними тантрами, потому что основаны на идее существования просветленного существа - внешнего по отношению к практикующему.

Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога считаются внутренними практиками. Эти три вида йоги не предполагают наличия внешнего божества, но дают йогину личный опыт и знание ваджры , изначальной потенциальности энергии. Понятие божества все еще присутствует в Маха-Йоге (великой йоге) и Ану-йоге (высшей йоге). Но с самого начала божество понимается не как внешнее существо, от которого можно что-то получить, а как многогранный символ нашей собственной природы, способствующий проявлению и раскрытию нашего потенциала. Для успешного применения Maхa-Йoги и Ану-йоги необходимо получить посвящение учителя. Считается, что благодаря взаимодействию с учителем в момент посвящения все способности ученика многократно усиливаются. Такой обряд называется приведением к созреванию. Он ведет к более глубокому пониманию своей истинной природы и выходу за пределы ограничений - освобождению. Это вовсе не означает, что любой посвященный сразу же достигает просветления. На достижение освобождения может уйти много лет и даже жизней. Предполагается, что обряд посвящения закладывает в ум ученика семена причин, созревание которых со временем принесет свои плоды.

Маха-Йога и Ану-йога используют особый метод преображения. Суть метода состоит в изменении двойственного видения по принципу "субъект-объект" на недвойственное «чистое» видение. Недвойственность в этом случае не означает единство индивидуального и божественного, как в индуистском учении о слиянии Атмана и Брахмана. Считается, что тибетский йогин полностью выходит за пределы мира -субъективного и объективного. Причем такая недвойственность является отправной точкой духовной практики, а не ее завершением. Во внутренних видах йоги есть две основные стадии практики: развитие и завершение. На стадии развития йогин учится развивать и стабилизировать недвойственное восприятие, а на стадии завершения интегрирует в этом знании разные аспекты своего существования. В чем разница между Maхa-Йогой и Ану-йогой? Маха-Йога предполагает затраты усилий и времени на обретение ключевого знания. В практике Ану-йоги при наличии хороших способностей знание можно обрести мгновенно и почти без усилий. Затем йог старается полностью интегрировать знание в свою жизнь.

Высшей йогой в буддизме ваджраяны является Aти-йога (тотальное совершенство). Ати-йога еще известна как учение дзогчен. Aти-йога базируется на принципе использования знания за пределами любого, даже минимального действия. Это не означает, что практики Ати-йоги ничего не делают. Считается, что наличие знания не зависит от затраченных усилий на его обретение. Aти-йогин имеет право быть заурядным человеком и вести обычный образ жизни. Ключевым моментом Ати-йоги является получение от учителя знания своей изначальной природы. В Ати-йоге нет обряда посвящения. Учитель знакомит ученика с тем, что всегда очевидно, но в силу привычных склонностей ума остается незамеченным и неузнанным.

Практика асан и дыхательных упражнений обязательно присутствует во всех йогах ваджраяны, но при этом не практикуются массово. Физические упражнения и пранаяма относятся к разделу тайных наставлений.

Эквивалентом пранаямы, по Патанджали, в тибетской йоге является практика цa-лунг (ца - каналы, лунг - прана). Ца-лунг помогает направлять энергию праны и кундалини. Для фиксации техник используются янтра-медитации. Во время янтра-медитации йогины объединяют физическое движение, особый тип дыхания и концентрацию внимания. Различные виды дыхательных упражнений включают в себя одновременную работу со звуком и визуализацию. Практики ца-лунг выполняются уже на второй, завершающей стадии тантрической практики. Предполагается. что йогин способен выполнять все эти упражнения, только если будет пребывать в недвойственном восприятии. Одной из наиболее известных практик является туммо , или практика внутреннего жара, которая выполняется не для борьбы с холодом, а для развития чувства недвойственного блаженства.

Самый древний и полный текст по йоге, дошедший до наших дней, - это «Янтра союза Солнца и Луны». Текст составлен тибетским переводчиком Вайрочаной на основе наставлений Гуру Падмасамбхавы в XIII веке н.э. В тексте кратко описаны 108 янтр и пранаям. Все янтры (трулкор) должны выполняться одновременно с ориентированным на естественное сердцебиение дыханием в состоянии деконцентрированного тотальноrо присутствия. Каждая янтра содержит в себе начальную и заключительную части. Центральная часть связана с одним из пяти основных типов задержки дыхания. Пранаямы Янтра-йоrи одновременно являются и глубокими созерцательными практиками. Янтры направлены на овладение фундаментальной энерrией семенных сущностей бинду (тигле) и кундалини. Хотя практика Янтра-йоги является вторичной, вспомогательной в дзогчен, в ней есть много несложных упражнений, которые могут быть полезны всем, кто заинтересован в гармонизации тела, энергии и ума. Особенно полезна Янтра-йоrа тем, кто желает раскрепостить свое дыхание и гapмонизировать eгo с движением физическоrо тела и ума.

Чогьял Намкай Норбу, учитель дзогчен о тибетской йоге специально для Yoga Journal

"Почему так важен учитель? Сами мы неспособны контактировать с чистым измерением, а без зтого невозможно получить передачу учений ваджраяны. По этой причине в ваджраяне учитель дает посвящение, и мы получаем эту передачу от него. Все учения ваджраяны связаны с гуру-йогой. Гуру означает "состояние учителя", а йога означает живое, подлинное обретение этого знания.

Йога - это санскритское слово, которое также используется в индуизме - там "йога" объясняется как "союз". Но в буддийской традиции "йога" означает не "союз".
а подлинное знание своего состояния.
На тибетский йога переводится как налджор. Из этих двух слов "нал" означает природное, естественное состояние, никак не измененное и никем не исправленное. Такое состояние называется нал или налма. В учении дзогчен зто очень важно. Потому что когда мы находимся в созерцании, то должны быть в состоянии налма. Налма означает, что мы больше не используем ум. Мы больше не следуем за ним. Ум все создает и все изменяет. Поэтому мы выходим за пределы ума и пребываем в налма. И это является подлинными условиями существования. Конечно, с рождения каждый находится в условиях налма. Но по мере нашего развития это состояние оказывается обусловлено умом. Маленькими детьми вы можете больше находиться в налма, поскольку не обусловлены умом и у вас нет особых идей. Но, конечно, даже у младенца есть физическое тело и все остальное: речь. ум. Например, как только младенец чувствует физическую боль, он сразу же перестает быть в налма - начинает плакать. Это связано с нашим физическим телом. Но когда такой проблемы нет. младенец все время находится в условиях налма. Хороший практик должен быть словно младенец, но это не так просто. Потому что мы начинаем думать, и в нас многое развивается: через образование, знание, понимание. Ум нас обуславливает.

Дети находятся в налма, но у них есть родители, которые их очень любят. Родители хотят сделать для детей все возможное, поскольку знают, что мы живем в ограниченном обществе. Мы не живем в обществе налма. Поэтому дети должны всему учиться, иначе они ничего не смогут сделать. Шаг за шагом мы учим детей: Не делай этого, сиди так. И когда дети слушаются, образование идет успешно, родители счастливы. Счастливы, потому что дети вырастут и смогут жить нормальной жизнью. Потом дети идут в школу. Теперь их обуславливает начальная школа. Их воспитывают: "Ты должен делать это, изучать то", - так мы и растем, пока не окончим институт. Теперь мы полностью готовы к жизни, заняли в ней определенную ячейку: Теперь я могу делать все. Но это лишь означает, что теперь мы окончательно ограничены. Мы не знаем, каковы наши подлинные условия. И это именно то, что мы должны обнаружить с помощью учения, это самое главное".

Начиная разговор о тибетской йоге, следует сразу же уточнить, что тибетская, тантрическая йога — это всё-таки "не совсем йога". Вернее, последователи тибетского буддизма понимают цель комплексов психофизических упражнений совсем не так, как, например, индусы. Само слово "йога" произошло от санскритского корня "йудж", имеющего значение "связь", "единение" (в данном случае "единение с Абсолютом"). Но его же можно перевести и как "упряжка" или даже "ярмо". То есть, по представлению индусов, йогин сознательно налагает на себя ярмо строго определённых ограничений и методов психофизиологической самодисциплины для того, чтобы объединить своё Эго с Абсолютом, влиться в него.

В своё время Будда Шакьямуни весьма далеко продвинулся по пути аскезы, но настал момент, когда он осознал, что этот путь не является высшим. Именно тогда он достиг величайшего Просветления. Даже к практике самого элементарного поста, который рекомендуется практически всеми мировыми религиями, Будда относился скептически. Однако некоторые его самые ближайшие ученики пытались привнести в буддизм принципы аскетизма даже при жизни Учителя.

Тибетский же буддизм, в особенности тантризм, напротив, стремится к максимальному раскрепощению человека. С этой точки зрения следует не загонять животные инстинкты, тёмные стороны своей личности в глубины подсознания, а, напротив, осознавать их и использовать их колоссальную энергию в высших целях — для того же единения с Абсолютом, с Богом, с Дао… — как кому будет угодно.

Напомним, что и классический психоанализ З. Фрейда основан на тех же принципах: загоняя свои страсти (особенно сексуального характера), страх и прочие стрессогенные факторы в подсознание, человек неминуемо обрекает себя в лучшем случае на невроз. И чтобы вылечить такого больного, психоаналитик усердно копается вместе с ним в его прошлом, выискивая причину нервного заболевания. Отыскав в биографии пациента факт, который вызвал невроз, врач помогает своему подопечному заново пережить, осознать его, и тогда больной выздоравливает.

Таким образом, можно сказать, что методика тибетского буддизма направлена на то, чтобы изначально предохранить человека от невроза, который может возникнуть в будущем при неправильной работе с энергией своего подсознания, — как бы помочь ему стать своим собственным психоаналитиком. Причём речь здесь идёт, как правило, именно о профилактике неврозов, а не о лечении уже возникшего нервного заболевания (хотя, конечно, в практике тибетских лам встречаются и такие случаи).

Итак, в тибетском буддизме на протяжении веков существовала, оттачивалась и отшлифовывалась сложная методика работы человека со своим сознанием, подсознанием и физическим телом. Именно эту систему западные исследователи по аналогии с индийской системой окрестили "йогой". Пусть так. Не будем совершать революции в терминологии. Действительно, методика тибетской йоги и методика йоги Патанджали порой могут показаться похожими, особенно для западного ума. Главное не забывать о различии в конечных целях этих двух йог.

Концепция "Бардо". Тибетская "Книга Мёртвых"

Также, говоря о тибетской йоге, нельзя не упомянуть о концепции "Бардо" и о знаменитой тибетской "Книге Мёртвых", текст которой предназначен для чтения над телом умершего. Дело в том, что тибетский буддист рассматривает жизнь в этом мире, прежде всего как подготовку к смерти.

"Книга Мёртвых" представляет собой своеобразный "путеводитель" по различным уровням Загробного Мира ("Бардо" — обозначает область, в которую сокровенная сущность человека (душа) попадает после смерти и после нахождения в которой человеку предстоит родиться заново, но уже в новом обличье). Всю свою жизнь буддисты готовятся к смерти, которая традиционно рассматривается ими как долгожданное избавление от страданий земного существования, то есть не воспринимается трагически.

В "Книге Мёртвых" утверждается, что человек вовсе не теряет сознания после момента кончины, то есть расставания души с пришедшим в негодность физическим телом. Напротив, его чувства обостряются, к тому же умерший обретает дополнительное видение, позволяющее ему ориентироваться в загробном мире.

Согласно воззрениям тибетцев, именно после смерти человек получает возможность увидеть воочию цельную картину мироздания, ибо теперь его сознание не сковано никакими рамками и ограничениями, которыми приходится платить за обладание в земном мире физическим телом. Кроме того, человек получает возможность заглянуть в глубины своей собственной духовной сущности.

Буддисты утверждают, что после смерти каждому человеку предстоит убедиться на собственном опыте в истинности космогонических и психологических постулатов Учения Будды. В этот момент обретает огромное значение, занимался ли человек при жизни медитативными упражнениями, йогой или другой духовной практикой. Если у него есть опыт в этой области, то ему значительно легче ориентироваться и перемещаться в области Бардо, а ведь именно от поведения умершего в состоянии между рождениями зависит характер его последующего воплощения.

"Продолжительность видения изначального чистого Света примерно равна времени, необходимому для приёма пищи, и зависит от состояния нервной системы, а также от того, имел ли умерший опыт встречи с Реальностью при жизни.

Когда поток сознания покидает тело, он спрашивает себя: "Жив я или мёртв?!" — и не может ответить. Он видит своих родных и близких, как видел раньше, и слышит их плач. Жуткие кармические видения ещё не появились; ужасные переживания, связанные с Божествами Смерти, ещё не наступили" .

"В это время умерший видит, как его долю пищи откладывают в сторону, как с его тела снимают одежды, как подметают место, где он спал. Он слышит плач и причитания своих друзей и родственников; но хотя видит и слышит, как они взывают к нему, его собственные зовы им не слышны — и он удаляется прочь недовольный.

И тогда появятся звуки, свет и видения, всё вместе, пугая его, устрашая, ужасая, вызывая сильную усталость. В это время следует читать наставления о встрече с Бардо постижения Реальности. Обратись к умершему по имени и внятно, без ошибок, читай следующее: О благороднорождённый, слушай внимательно, не отвлекайся! Есть шесть миров Бардо: естественное Бардо в чреве матери, Бардо сна, Бардо экстатического равновесия в глубокой медитации, Бардо момента смерти, Бардо постижения Реальности, Бардо возвращения к сансарическому бытию. Таковы эти шесть миров.

О благороднорождённый, для тебя наступило то, что ты называешь смертью. Ты покидаешь этот мир, но ты не одинок: смерть приходит ко всем. Не привязывайся к этой жизни — ни из любви к ней, ни по слабости, даже если слабость вынуждает тебя цепляться за жизнь, у тебя недостаёт сил, чтобы остаться здесь, и ты не обретёшь ничего, кроме блужданий в Сансаре. Не привязывайся к этому миру, не поддавайся слабости.

О благороднорождённый, в тот момент, когда твоё сознание отделилось от тела, ты должен был увидеть сияние Чистой Истины, неуловимой, сверкающей, яркой, ослепительной, чудесной, величественной и лучезарной, похожей на мираж, который непрерывным пульсирующим потоком пронизывает весенний пейзаж. Не пугайся его, не страшись, не ужасайся — это сияние твоей истинной сущности. Познай его.

Из глубины этого сияния раздастся естественный звук Реальности, подобный раскатам тысячи громов. Это естественный звук твоего подлинного "Я". Не пугайся его, не страшись, не ужасайся.

Тело, которым ты сейчас обладаешь, называется духовным телом склонностей (ментальное тело); оно не из плоти и крови, и потому ни звуки, ни свет, ни видения, ничто не причинит тебе вреда: ты более не подвержен смерти. Тебе достаточно знать, что это — твои собственные мысли. Помни, что всё это — Бардо.

О благороднорождённый, если же, несмотря на духовную сосредоточенность и послушание в земной жизни, ты не узнаешь своих собственных мыслей, если не воспримешь это наставление, тогда свет испугает тебя, звуки устрашат, видения ужаснут. Если ты не овладеешь этим главным ключом к наставлениям, ты не сможешь правильно опознать звуки, свет и видения и будешь обречён блуждать в Сансаре" .

Далее в "Книге Мёртвых" описываются странствия души умершего по разным уровням Загробного Мира, её встречи на каждом из них со множеством гневных и мирных Божеств, вид которых порой может быть ужасающим. Но умершему необходимо помнить, что все эти видения — порождения его собственного сознания, другими словами, все божества и всех демонов мы носим в себе.

Но для того, чтобы уверенно чувствовать себя в состоянии Бардо после смерти физического тела, человеку рекомендуется при жизни испытать и осознать хотя бы состояния Бардо глубокой медитации или Бардо сновидений. Эти, отличные от бодрствования, состояния психики человека должны при жизни помочь ему разобраться, что происходит с ним после смерти и обеспечить следующее более благоприятное воплощение. В этом и заключается смысл той глубоко засекреченной до недавних пор Истины, которая содержится в Тантре, или Тайной Доктрине тибетского буддизма.

Принципы тантрической йоги

Тибетский тантризм считает, что Состояние Будды вездесуще, но самым быстрым путём познания этого является путь обнаружения его внутри себя — в своём собственном механизме тела-ума. В практике тантрической йоги основная роль принадлежит сознанию, а упражнения для физического тела как бы отступают на второй план и применяются лишь в качестве вспомогательных.

Цель этой йоги — как можно скорее добиться постижения на личном опыте того, что такое тело, ум и так называемый объективный мир, — ибо всё это есть не что иное, как проявления Божественного Состояния Будды. По убеждению тибетцев, Сансара и есть Нирвана; люди суть проявления Божественного, и даже страсти и желания, которые традиционно считаются "нечистыми", — это не что иное, как выражения Пяти Истинных Будд.

По сути, здесь мы можем говорить об идее сублимации энергии неблагоприятных состояний — неведения, ненависти, гордости, вожделения и зависти — и направлении её на высшие цели. То есть Освобождение и Просветление достигается не искоренением человеческих страстей и желаний, а путём идентификации, осознания их и соотнесением с Трансцендентной Мудростью.

Иными словами, в своей основной доктрине тибетский тантризм рассматривает механизм тела-ума человека как равноценный (и даже идентичный!) механизму тела-ума Будды. На основе этого постулата, с целью раскрытия его положений, строится и вся методика комплексов психофизических упражнений тибетской йоги.

Тибетская йога делится на две краеугольные тантрические практики — Йогу Восхождения и Йогу Завершения. В практике Йоги Восхождения йогин учится тому, как визуализировать и таким образом отождествлять внешний мир с Мандалами, своё тело — с Телом Будды, который покровительствует ему, нервную систему — с тремя Каналами и нади четырёх Чакр, различные виды секреции желёз организма с Тиг-ле положительных и отрицательных элементов, свою устремлённость и энергию — с Праной Мудрости и Светом.

Практика Йоги Завершения обучает йогина растворять всю свою Энергию-Мысль (Прану-Ум) в Исконном Свете (Дхармакайе), который всегда находился и находится в Сердечной Чакре, с тем, чтобы после спроецировать из него заново Тело Формы (Рупакайя) и в результате всех этих мистических манипуляций привнести Состояние Будды в нескончаемую череду своих действий.

Что имеет в виду учение Тантры, утверждая, что Прана и Ум тождественны? Тантризм рассматривает мир, как состоящий из противоположных элементов и отношений, находящихся в противостоянии: причина и следствие, потенциальность и проявление, ноумен и феномен, Нирвана и Сансара, Прана и Ум. Каждая из этих пар противоположностей на самом деле представляет собой неразрывное единство.

Когда человек познаёт в полной мере один из членов пары противоположностей и овладевает им, то он, согласно воззрениям тибетцев, автоматически достигает познания и овладения вторым элементом пары. То есть, тот, кто постиг, что сущностью ума является Трансцендентальная Мудрость, одновременно с этим достигает осознания того, что Прана представляет собой неисчерпаемую энергию и действие Состояния Будды. В пояснение сказанному можно добавить следующее.

Каждый тип проявлений действия ума, или ментальной активности, обязательно сопровождается Праной соответствующей характеристики — либо трансцендентной, либо приближённой к земному плану, К примеру, определённое настроение, чувство или мысль всегда сопровождаются Праной соответствующих признаков и ритма, что находит отражение в феномене дыхания.

Скажем, когда человек впадает в гнев, то не только в его сознании возникают характерные чувства и мысли, но также изменяется и дыхание — оно становится резким и жёстким. Напротив, в состоянии спокойной сосредоточенности на решении какой-либо интеллектуальной проблемы и мысли, и дыхание наполняются таким же покоем.

Когда концентрация особенно глубока, как, например, при решении очень сложной задачи, происходит бессознательная задержка дыхания. Если человек пребывает в состоянии гнева, зависти, гордости, стыда, любви, вожделения, высокомерия и т.д., то он может почувствовать в себе именно эту Прану (воздух), которая соответствует его настроению в данный момент.

Йогин, достигший состояния глубокого Самадхи, избавляется от всех мыслей, — поэтому отсутствует и ощутимое дыхание. В первое мгновение Просветления происходит трансформация обычного сознания, и таким же кардинальным образом изменяется Прана. То есть каждое настроение, мысль, чувство, какими бы они ни были — простыми и "грубыми" или сложными и "тонкими", — сопровождаются соответствующей или ответной Праной.

При достижении высокой ступени мастерства в практике медитации происходит замедление циркуляции крови вплоть до почти полной остановки её. Дыхание также становится практически незаметным, а сам практикующий переживает некую степень Просветления в состоянии ума, который полностью свободен от всех мыслей. На этом этапе изменения происходят не только в сознании, но изменяются также и функции физиологии тела.

Положив в. основу принцип Тождественности Праны и Ума, тибетский тантризм смоделировал два Пути (или, если угодно, два вида Йоги), которые способны привести человека к одной и той же Трансцендентной Цели. Первый путь известен как Путь Освобождения, или же Йога Ума, а второй — как Путь Мастерства, или же Энергетическая Йога.

Путь Освобождения имеет сходство с Чань (Дзен)— буддизмом, так как основное внимание в нем уделяется наблюдению и развитию изначального Ума, при которых внешняя форма — как обрядовая, так и йогическая, считаются не столь уж важными. Второй Путь, напротив, включает в себя множество весьма сложных йогических методик, требующих от практикующего большого напряжения и в совокупности определяемых терминами "Йога Восхождения" и "Йога Завершения".

Так, учение Махамудры можно отнести к Пути Освобождения, а Шесть Йог, авторство которых традиция приписывает великому тибетскому йогину Наропе (речь о них пойдёт ниже), мы вправе отнести к Пути Мастерства — к Йоге Восхождения и в особенности к Йоге Завершения.

Рассматривая Шесть Йог Наропы с точки зрения их значительности, к первичным и основным относят по традиции Йогу Мистического Тепла (Туммо) и Йогу Иллюзорного Тела. Что касается Йоги Сновидений, Йоги Света, Йоги Бардо и Йоги Трансформации, то их можно считать в определённой степени вторичными, вспомогательными. Правда, если вас больше привлекает изучение "бессознательного" и "сверхсознательного", то Йога Сновидений и Йога Света могут показаться вам более интересными, нежели "основные" виды тибетской йоги.

Древние источники рекомендовали практикующему в первую очередь осознать отношения человеческого, физического тела и "Тела Будды". С этой целью ламы посвящали учеников в тайны биоэнергетики человека: поясняли природу биоэнергии (Праны), строение и расположение энергетических каналов (нади) в человеческом теле, функционирование эндокринных желёз и выделение ими секретов (Бинду). При этом, конечно же, не забывалось и о физическом теле человека — о его анатомии и физиологии.

Считалось, что йогин должен досконально изучить строение своего тела, которое, по представлениям тибетцев, состоит из Шести Элементов (или Стихий): из земли, воды, огня, воздуха, пространства и сознания. Кроме того, он должен знать не только то, как оно функционирует при жизни, но и порядок его распада после смерти.

Адепт также должен досконально знать, как функционируют нади, как течёт по ним Прана и Тиг-ле (Бинду). Это же относится и к пониманию природы ума и различных форм, которые ум может принимать. От практикующего требуется также понимание того, что все предметы являются проявлениями Алайя-Сознания, которые могут проявляться на грубом, тонком и тончайшем уровнях.

Перед тем как приступить к практике тибетской йоги, необходимо выполнить некоторые обязательные условия. Прежде всего необходима медитация, в качестве объекта которой следует избрать:

  • временность жизни;
  • страдания в круговороте Сансары; — нелёгкую возможность получить благоприятное рождение, которое позволило бы практиковать Дхарму;
  • сознательное отречение от мирской жизни;
  • сострадание и доброе отношение ко всем людям;
  • беспредельный Ум-Бодхи.

Также требуется постижение великой Цели и клятва в том, что йогин приложит все свои силы для того, чтобы привести все живые существа к Просветлению. Считается, что лишь при соблюдении всех этих предварительных условий возможна закладка прочного фундамента Дхармы. Лишь после этого адепт может переходить к предварительной практике Тантры. Комплекс тибетской йоги включает в себя:

  • Йогу Туммо (Внутреннего Тепла), которая считается Основой Пути.
  • Йогу Иллюзорного Тела, которая считается Опорой Пути.
  • Йогу Сновидений, которая считается Критерием Пути.
  • Йогу Света, которая считается Сутью Пути.
  • Йогу Бардо, которая воплощает в себе то, с чем приходится сталкиваться на Пути.
  • Йогу Трансформации (Переноса Сознания), которая считается Ядром Пути.

Эффекты практики шести йог

Эффекты, или достижения, которые можно обрести путём практики Шести Йог, подразделяются на две группы — мирские и трансцендентные. К мирским достижениям относятся Четыре выполнения и Восемь Сиддх. Перечислим вначале Четыре Выполнения:

  • обретение способности предотвращать несчастья и бедствия для себя и для других;
  • обретение способности увеличивать достижения и удачу;
  • способность притягивать желаемые вещи;
  • способность преодолевать любое зло и любые препятствия.

Восемь сиддх таковы:

  • обретение "Таинственного меча", способного выполнять все желания;
  • обретение "Магических Пилюль", которые обладают чудодейственной исцеляющей силой;
  • обретение "Чудесного Бальзама", наделяющего ясновидением;
  • обретение способности мгновенного передвижения в любую точку вселенной;
  • обретение "Магического Элексира", который способен превращать старость в молодость;
  • обретение способности общаться с богинями Дакини;
  • обретение способности прятать своё тело среди толпы;
  • обретение способности проходить сквозь стены, камни и горы.

Считается, что мирские достижения можно обрести при практике одной лишь Йоги Восхождения, в то время как Трансцендентное, Высшее Достижение обязательно требует совместной практики Йоги Восхождения и Йоги Завершения. Перечислим четыре ступени Трансцендентного Достижения:

  1. Тот, кто вступил на Путь и укрепился в практике и переживаниях обеих Йог, достигает первой ступени — Стадии Подготовки Всего Необходимого.
  2. Тот, кто может проводить Прану — Ум в Центральный Канал и вызывать Четыре Нисходящие Блаженства путём опускания чистого элемента Праны — Ума, имеет прямое переживание Блаженства — Пустоты, бесконечно увеличивает мирские достижения, связанные с Праной и нади, достигает второй стадии — Стадии Предвкушения.
  3. Тот, кто может поднимать чистый элемент Тиг-ле через Центральный Канал, вызывать Четыре Восходящих Блаженства, добиваться стабилизации Тиг-ле в Головной Чакре, поочерёдно устранять все узлы и преграды, связывающие Центральный Канал, расчищать все препятствия в Шести Чакрах и устранять одну за другой двадцать одну тысячу шестьсот кармических пран, достигает третьей или четвёртой стадии, которые включают в себя Стадии Начального Просветления и Дальнейшего Просветления, то есть с Первой стадии Бхуми до Двенадцатой.
  4. Тот, кто может очищать самые тонкие праны, нади и Тиг-ле, трансформировать физическое тело в Радужное Тело, очищать тридцать две нади и восемьдесят дуалистических мыслей, добиваясь таким образом раскрытия тридцати двух чудесных признаков и восьмидесяти великолепных форм Тела Будды, считается достигшим Совершенного Состояния Будды Тринадцатой Бхуми Ваджрадхары.

Поскольку его Прана — Ум имеет природу Мудрости, и поскольку слоговые символы А и ХАМ (А — биджа Пупочной Чакры, символизирующая положительный элемент; ХАМ — биджа Головной Чакры, символизирующая отрицательный элемент. Они также ещё называются красной и белой Тиг-ле) находятся в совершенном слиянии, он достигает конечной Самбхогакайи Двух-в-Одном состоянии Будды.

То, что выражает в нем отсутствие разделения Сострадания и Пустоты, именуется Дхармакайей; то, что выражает в нем бесконечное Блаженство и Славу, именуется Самбхогакайей; а то, что выражает бесконечные формы и действия, производимые на благо всех живых существ, именуется Нирманакайей.

Единство или тождество этих Тел носит название Дхармадхату, что означает "Тотальность". С помощью этих Четырёх Тел он приведёт в движение Колесо Дхармы с тем, чтобы дать Освобождение всем живым существам до конца Сансары.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары