Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Пересечение азовского и черного моря. Морские границы россии

Недавнее заявление президента Украины Петра Порошенко о том, что он собирается вернуть Крым теперь уже с помощью возрождения военно-морских сил "незалежной", вызвало у многих флотоводцев недоумение: то ли смеяться, то ли перестать реагировать на всякие чиновничьи глупости.

Но ситуация еще более усугубилась, когда Порошенко озвучил в Одессе план разработки и реализации Государственной целевой программы развития кораблестроения на период до 2035 года. И добавил, что одной из важнейших задач считает обеспечение безопасности и обороноспособности в Азово-Черноморском регионе.

Согласитесь, что подобное президентское заявление довольно забавно. Ведь за всё время независимости сама Украина в Николаеве в 2011 году заложила всего один более или менее современный военный корабль - корвет проекта 58250 "Володимир Великий". По украинским данным, на стапеле сегодня стоит всего 43% корабля.

Напомним, во времена СССР в Николаеве строили авианесущие крейсеры, по сравнению с которыми украинский корвет водоизмещением 2650 тонн - небольшой бронекатерок. Большую же часть ВМС "незалежная" позорно потеряла в марте 2014 года. Тогда многие корабли подняли Андреевские флаги и перешли на сторону России. И Киев остался всего с половиной своих боевых кораблей, которые были перебазированы в Одессу. Некоторые вообще тащили на буксире, все корабли давно устарели, в том числе и флагман - фрегат "Гетман Сагайдачный". Всего лишь один ракетный катер проекта 206МР вооружен устаревшими противокорабельными ракетами П-15М "Термит". Недавно один из катеров в своих территориальных водах подорвался на якобы морской мине Второй мировой войны. Да и единственное военно-морское учебное заведение - Академия военно-морских сил имени П. С. Нахимова, переехало уже в российский Севастополь.

Даже не специалисту ясно, что "морское" заявление Порошенко - это пустая демагогия. Цель: подсобрать рейтинг у украинских моряков, заодно порадовав собственных реваншистов. Да и традиционный "распил" пока никто не отменял. Не исключено, что за следующие 10-15 лет на Украине смогут построить 2-3 корвета проекта 58250, вооружённых французскими ПКР Exocet. Но по сравнению с российским Черноморским флотом - это меньше капли в море. При гипотетическом военном столкновении флот Украины будет мгновенно уничтожен полностью с помощью различных морских ракет, в том числе наземного базирования "Бастион". Так о каком "возвращении" Крыма Украине с помощью флота может быть речь?

Однако есть более интересная проблема, о которой пока все молчат. Речь идет о новых морских границах в Азовском море и доступе к его акватории. Напомним, последнее заявление о делимитации границ морского пространства в Азовском и Чёрном морях было подписано в 2012 году Владимиром Путиным и Виктором Януковичем. Но окончательного решения так и не было принято.

Существовала условная граница, довольно спорная, проходившая по Керченскому проливу. Но после вхождения Крыма в состав России всякие разговоры об урегулировании этого вопроса, понятное дело, прекратились. Хотя никаких официальных морских границ там до сих пор нет, однако понятно, что весь Керченский пролив остался за Россией, как и участок Азовского моря, прилегающий к берегам Крыма. Потерян для Украины и крымский участок Чёрного моря. Переход кораблей из Азовского моря в Чёрное и обратно без разрешения России юридически невозможен. Что касается украинских границ в Азовском море - то ими условно можно считать 12-мильную (22-километровую) прибрежную зону (как правило, так определяются границы государств в любых морях и океанах).

Соответственно, доступ к Азовскому морю имеется только у военных кораблей российского Черноморского флота. В портах Мариуполя и Бердянска базируется лишь небольшое количество катеров. Киев сейчас способен контролировать лишь прибрежную зону Азовского моря от населенного пункта Широкино до Стрелкового (в Крыму это граница Украины и России). Участок прибрежной зоны от российской границы (Новоазовск) до Широкино находится под контролем Донецкой народной республики. Специалисты считают, что флот Украины в Азовском море способен лишь на борьбу с разведгруппами ополченцев, и то - с переменным успехом.

Надо сказать, что существует неопределённость с западным побережьем Крыма. Расстояние от берега полуострова до берега Украины здесь колеблется от 15 до 40 километров. Получается, что странам просто не хватит места для создания 22-километровой зоны территориальных вод. Кроме того, именно в этом районе найдены несколько богатых нефтью шельфов. В таких случаях принято определять границу по срединной линии. Но сегодня отношения между нашими странами никак не способствуют конструктивным переговорам. И они не начнутся, пока Украина не признает присоединения Крыма к России. Однако локальные обострения могут быть спровоцированы.

Так существует ли какая-либо угроза России со стороны украинских ВМС? Сухопутным адмиралам Киева крыть нечем: акватория российской части Азовского моря полностью контролируется катерами, а зачастую и более крупными кораблями ЧФ РФ. В патрулировании участвует также военно-морская авиация России. Да и любая цель в Азовском море может быть поражена противокорабельной ракетой с Крыма или с кораблей ЧФ, которым могут стрелять из акватории Чёрного моря.

Конечно, можно послать в очередной раз гонцов в Вашингтон, чтобы запросить военную помощь уже по флотской линии. Списанными эсминцами в США забиты многие порты. "Под пары" можно поставить и законсервированный старый линкор. Но сколько времени пройдет, пока украинские моряки освоят эту технику? Новейшие корабли Пентагон вряд ли пошлет в этот район, который может стать "горячим" по причине больного воображения некоторых высокопоставленных чиновников. Хотелось бы им напомнить заявление президента России Владимира Путина, сделанное им на прошлогоднем совещании в Новороссийске. Там он объявил о развертывании новых российских крылатых ракет морского базирования, которые "обнуляют" американскую мощь и сводят на нет военное превосходство Вашингтона в огромном геополитическом регионе от Варшавы до Кабула, от Рима до Багдада.

Суммируя, можно сказать, что все разговоры о возрождении ВМС Украины так и останутся разговорами. Никаких боевых или материальных ресурсов для этого сейчас нет, и в обозримом будущем не предвидится. Отсутствует нормальная инфраструктура для военного флота. Да и с кадрами вот-вот возникнет острая проблема: новых моряков учить негде, а многие из действующих теперь служат в ВС РФ. И чем или кем Киев будет угрожать безопасности Республики Крым?

Что касается делимитации морских границ с Украиной, то после присоединения Крыма к России этот вопрос, казалось бы, исчерпан. Главный спорный момент, связанный с границами в Керченском проливе, теперь потерял актуальность. Но возникла новая проблема с делимитацией границ у западного побережья Крыма.

Флот "незалежной" теперь не имеет доступа к Азовскому морю. В военном смысле это море для Украины потеряно. Лишь патрульные катера, находящиеся в азовских портах, могут демонстрировать "жовто-блакитный" флаг. А на безответственные заявления киевских руководителей уже мало кто из серьезных политиков обращает внимание.

Владимир Богданов
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

По одной из версий, Россия хочет выторговать днепровскую воду для Крыма. В Азовском море до сих пор не обозначены государственные границы – ​ и это одна из причин вседозволенности России, Украина же заявила, что не станет терпеть наглости россиян.

За последние три месяца акватория Азовского моря превратилась в военно-морской плацдарм. Тут проводят учения и останавливают все без исключения гражданские торговые корабли. Такие выводы делают аналитики украинской неправительственной организации «Майдан иностранных дел» совместно с ресурсом BlackSeaNews. Эксперты ежедневно мониторят ситуацию на море.

«Надо быть готовыми к вторжению. О возобновлении переговорного процесса с Россией насчет делимитации и демаркации границы вспоминать не имеет смысла», – считает главный редактор интернет-ресурса BlackSeaNews Андрей Клименко .

Украинская азовская флотилия состоит из пограничных катеров, их назначение – патрулирование, а не морской бой, поэтому армия территориальную оборону . Нынешним летом Объединенные силы отрабатывали именно такие сценарии.

Украинская армия территориальную оборону в Азовском море возлагает на авиацию и артиллерию

Пограничники признаются, такой активности и наглости, которую сейчас демонстрируют россияне, никогда не видели. Боевые единицы чуть ли не вплотную подходят к украинскому берегу. Только за август таких случаев пограничники насчитали более 50.

«Ситуация в Азовском море, пока остается сложной. Ежедневно в 10 морских милях от побережья мы наблюдаем российские пограничные катера», – рассказывает начальник пресс-службы Мариупольского пограничного отряда Артем Поляков .

История вопроса

Согласно международному морскому праву, государственные границы заканчиваются в 12 морских милях от берега – то есть за 22 километра. Но это не касается Азовского моря, потому что с 2003 года, по соглашению Украины и России о совместном использовании Азовского моря, нейтральные воды начинаются сразу за береговой линией. Поэтому пока это соглашение в силе, российское присутствие возле украинских берегов вполне законно.

А пересматривать границы начали после Тузлинского конфликта. Тогда Россия начала строить дамбу к Тузле, чтобы перенести границу за остров. Так Кремль хотел контролировать единственный судоходный путь из Черного в Азовское море, хотя с 1954 года он находился под юрисдикцией Украины.

«Я иду на конфликт с Украиной ради того, чтоб отстоять российские национальные интересы», – заявлял тогда глава партии «Родина» Дмитрий Рогозин .

В тот момент план россиян не удался, строительство остановили буквально в десятках метрах от острова.

«Мы не собираемся вести переговоры по тем вопросам, которые для Украины уже решены», – сказал тогдашний президент Украины (1994-2005) Леонид Кучма .

​В 2003 году Россия и Украина договорились, что море будет общим. А вот определять линию морской границы россияне не хотели, вспоминает Леонид Осаволюк, соавтор соглашения и член делегации тех переговоров.

Международное право позволяет Украине без согласия какой-либо стороны, установить ширину территориального моря в 12 милях от берега

Леонид Осаволюк

«Мы уговаривали российскую сторону начать такие переговоры, нам отвечали: «Мы не понимаем, о чем идет речь». Категорической была позиция России в том, что эти воды разграничивать нельзя. Мы согласились на те дефиниции, которые навязывала российская сторона, что это совместные воды, исторические воды, внутренние воды», – вспоминает обстоятельства член делегации Украины на переговорах с Россией по демаркации государственной границы до 2014 года Леонид Осаволюк.

Российская сторона была против, чтобы Керчь-Еникальским каналом владела только Украина. Споры о линии разграничения не утихали вплоть до 2008 года. Украина настаивала на своем варианте – контроль двух третей, а Россия – на своем праве почти на половину акватории.

Договориться удалось лишь в 2008 году, когда координаты линии определили по международным правилам. Она почти не отличалась от первого варианта. Поэтому Украине отошло 63%, а России – 37% Азовского моря. И хотя все карты уже были подписаны, их так и не ратифицировали.

Шантаж?

Наращивание боеспособности и усиленный контроль над Азовским морем россияне оправдывают охраной Керченского моста, который, кстати, теперь проходит через остров Тузла.

«Мы действуем согласно договору об Азовском море. Это море является внутренним морем, мы договор не нарушаем ни на йоту. Мы должны там действовать решительнее, не стесняться досмотров… Да, досмотры есть, они на самом деле присутствуют, ну а как? Что нам делать, если нам угрожают Керченский мост даже взорвать?!» – делится позицией в СМИ глава комитета Госдумы России по делам СНГ Леонид Калашников .

В Госдепартаменте США Азовское обострение считают крайне опасным и, в случае агрессии, готовы помогать Украине.

«Реакция – поддержка Украины, санкциями в отношении России, закрытие пробелов в оборонных возможностях Украины», – указывает спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер .

Некоторые эксперты убеждены, что атаковать с моря российский флот не собирается, а бряцает оружием, чтобы Украина дала воду Крыму.

«Я не думаю, что будет какое-то масштабное вторжение, будет постоянно какое-то давление, будут большие проблемы с нашими торговыми партнерами, с экспортом продукции», – считает министр обороны Украины 2007-2009 годов Юрий Ехануров .

Президент Украины Петр Порошенко уже распорядился усилить оборону Приазовья и разработать план выхода из ситуации, однако деталей стратегии пока не разглашают.

«Я не собираюсь с этим мириться и твердо убежден, что ситуация, которая складывается сейчас, категорически неприемлемая. Я поручил подготовить соответствующее заседание СНБО по этому поводу и прошу МИД внести как можно скорее свои предложения. Коварные действия Москвы не будут оставаться безнаказанными», – подчеркнул Порошенко.

​Чтобы Россия не наглела в Азовском море, эксперты советуют правительству Украины, как можно быстрее, разорвать соглашение о совместном море в одностороннем порядке. Это позволяет третья статья Конвенции ООН.

«Международное право, конвенция ООН по международному морскому праву позволяет каждому государству, в том числе и нам, самостоятельно, без согласия какой-либо стороны, установить ширину территориального моря в 12 милях от берега», – указывает Леонид Осаволюк.

После этого, по мнению эксперта, Украина имеет все основания обращаться в международный суд и созывать страны, подписавшие Будапештский меморандумом и гарантировавшие Украине неприкосновенность и суверенитет.

Наша Россия со всех сторон омывается морями и океанами, она имеет семнадцать выходов к большой воде, что делает ее просто уникальной мировой державой. Одни моря находятся в южной части страны и относятся к курортной зоне, а северные российские воды изобилуют рыбой и другими промысловыми видами морских обитателей. Чаще всего наши соотечественники посещают Черное море и Азовское море, сравнение которых мы сегодня и проведем.

Азовское море: краткое описание

Азовское море расположено в южной части России, оно представляет собой полузамкнутый вид моря и имеет отношение к бассейну Атлантического океана. С океаном море связано цепью проливов и различных морей. Соленость воды обеспечивается за счет притока водных масс из Черного моря, но в своем большинстве они разбавляются речными стоками. В последние годы человек ведет активную деятельность на побережье моря, поэтому приток пресной воды существенно снизился. Данный факт сказался на популяции морских обитателей.

Черное море: коротко о главном

Черное море представляет собой внутреннее море Атлантического океана, оно связано со Средиземным и Эгейским морем различными проливами. Акватория с давних пор была обжита людьми, сейчас к водам Черного моря есть выход у России, Турции, Грузии и Болгарии.

Одной из особенностей акватории является невозможность существования жизни на больших глубинах. Это связано с выделением сероводорода на глубине более ста пятидесяти метров, к тому же данная особенность не позволяет разным слоям воды смешиваться между собой. Поэтому на Черном море наблюдаются большие температурные перепады на незначительных глубинах.

Откуда взялось Азовское море

В древние времена Азовского моря не существовало, данная территория имела болотистый характер. Ученые считают, что акватория образовалась приблизительно пять тысяч шестьсот лет до нашей эры в результате черноморского потопа. Данная версия высказывалась еще античными философами и поддерживается современными гидрологами и океанологами.

За время своего существования Азовское море множество раз меняло свое название. По ним можно даже проследить историю развития самого водоема, ведь древние греки относили его к озерам, а римляне к болотам. Хотя уже скифы в своем названии акватории использовали слово "море".

Ученые насчитали более пятидесяти различных названий. Каждый народ, облюбовавший берега Азовского моря стремился дать ему новое имя. Лишь в восемнадцатом веке в русском языке закрепилось привычное нам слово "Азов". Хотя еще в первом веке нашей эры некоторые греческие ученые упоминали название, близкое по звучанию с современным произношением.

История возникновения Черного моря

Гидрологи считают, что на месте сегодняшнего Черного моря всегда существовало пресное озеро. Стоит заметить, что на тот момент оно являлось самым большим в мире, заполнение акватории морской водой произошло в результате того же черноморского потопа, благодаря которому образовалось Азовское море. Большой поток соленой воды вызвал массовую гибель пресноводных обитателей озера, которые и стали источником выброса сероводорода с морских глубин.

Хотелось бы отметить, что Черное море практически всегда имело названия, близкие к сегодняшнему. Считается, что скифские племена, обитавшие на побережье, называли море "темным". Греки, в свою очередь, переиначили название и стали называть акваторию "Негостеприимным морем". Это связывают с частыми штормами и сложностями прохождения фарватера. Некоторые гидрологи выдвигают гипотезу, согласно которой моряки с древних времен замечали, что якоря при поднятии с глубины приобретают глубокую черную окраску. Это и послужило предпосылками для названия моря.

Где Черное и Азовское море расположены: координаты и размеры

Черное море имеет площадь более четырехсот тысяч квадратных километров, протяженность поверхности между двумя самыми отдаленными точками составляет приблизительно пятьсот восемьдесят километров. Объем воды в акватории приравнивается к пятистам пятидесяти кубическим километрам. Координаты Черного моря лежат между сорока шестью градусами тридцатью тремя минутами и сорока градусами пятьюдесятью шестью минутами северной широты и между двадцатью семью градусами двадцатью семью минутами и сорока одним градусом сорока двумя минутами восточной долготы.

Площадь Азовского моря составляет тридцать семь квадратных километров, длина между самыми отдаленными точками приравнивается к тремстам восьмидесяти километрам. Координаты моря лежат между 45°12′30″ и 47°17′30″ северной широты и между 33°38′ и 39°18′ восточной долготы.

Глубина

Черное море и Азовское море существенно различаются между собой. В первую очередь обычному человеку бросается в глаза различия в глубинах. Дело в том, что глубина Азовского моря постоянно меняется. Ученых серьезно беспокоит тенденция к обмелению акватории Азова. В данный момент море относится к самым мелким в мире, причем процесс обмеления с каждым годом набирает обороты и становится все более активным. По последним данным, средняя глубина Азовского моря составляет всего лишь семь метров, самое глубокое место во всей акватории отмечено тринадцатью с половиной метрами.

Черное море отличается неоднородным рельефом дна. Поэтому глубина на разных участках серьезно отличается. Максимальная глубина достигает двух тысяч метров. В районе Ялты средняя глубина составляет пятьсот метров, причем данная отметка достигается уже в нескольких километрах от берега.

Удивительно, насколько в нашем мире все взаимосвязано. Это касается и морей. Каждому школьнику известно, что Черное море и Азовское море соединяются между собой Он представляет собой узкую полосу воды, не превышающую четыре километра в ширину. Глубина пролива в среднем составляет пять метров.

Те, кто в советские времена часто посещали Черное море и Азовское море, знают, что существует абсолютно уникальное место, в котором можно увидеть соприкосновение двух морей. Если вы приедете на Туслову косу, то с одной стороны от вас будет Азовское море, а с другой - Черное. Туристы утверждают, что эта коса необыкновенно удачное место для отдыха. Здесь практически нет людей, а возможность искупаться сразу в обоих морях не может не радовать неизбалованных отдыхающих.

Стоит отметить, что в сравнении с Азовским морем воды Черного моря выглядят более светлыми. С чем это связано ученые затрудняются сказать.

Как выглядит побережье морей

Побережье Черного и Азовского моря существенно отличаются между собой. Азовское представлено плоскими пляжами с мало изрезанным рельефом. В своем большинстве пляжи покрыты песком, российская часть составляет двести пятьдесят километров прибрежной полосы. Особенностью побережья Азовского моря являются намытые косы, они обычно глубоко выдаются в акваторию и в ширину не превышают пяти километров.

Протяженность российской части побережья Черного моря составляет четыреста пятьдесят семь километров. Прибрежная полоса изрезана слабо и представлена в основном галечными пляжами, которые в некоторых местах имеют ширину более трехсот метров. Черное море отличается большим количеством островов, хаотично раскиданных по всей акватории.

Прозрачность и цвет водных масс

Черное море и Азовское море имеют разный состав воды, что сказывается на их цвете. Если вы взглянете на Черное море в солнечный день, то увидите, как вода приобретает глубокий кобальтовый оттенок. Это связано с поглощением солнечных лучей красного и оранжевого спектра. Черное море не относится к самым прозрачным, но тем не менее видимость в погожий день здесь достигает более семидесяти метров.

Воды Азовского моря в безветренную погоду имеют зеленоватую окраску, а вот малейший ветер сразу же превращает воду в грязновато-желтую субстанцию. Это объясняется большим количеством фитопланктона, заполонившего акваторию моря. Дело в том, что ему для развития идеально подходит мелководье с прогретой водой, что соответствует показателям Азовского моря. Именно малые глубины влияют на прозрачность воды, она практически всегда мутная с низкой видимостью.

Флора и фауна морей

Гидрологи и океанологи часто сравнивают Черное море и Азовское море с точки зрения богатства флоры и фауны. Этот показатель раскрывает существенные отличия между двумя акваториями.

В свое время Азовское море не имело конкурентов по количеству рыбы, ее отловом занимались несколько крупных компаний. В последние годы популяция морских видов существенно сократилась. По данным океанологов, в Азовском море обитает более ста трех видов рыб. Практически все они являются промысловыми:

  • сельдь;
  • севрюга;
  • тюлька;
  • камбала и так далее.

Черное море считается относительно бедным в плане морских обитателей, ведь на глубине, в связи с выбросами сероводорода, жизнь просто невозможна. В море обитает около ста шестидесяти видов рыб и пятьсот видов ракообразных. Но вот фитопланктон представлен шестью десятками видов в противовес двум видам в Азовском море.

Несмотря на то что Черное море и Азовское море располагаются рядом и даже имеют общую границу, они существенно отличаются между собой. Часть этих различий могут определить только ученые, а часть отлично заметна даже простым отдыхающим, которые часто предпочитают побережье данных морей заграничным курортам.

Тихонова С.Н., аспирант кафедры административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России.

Распад СССР и образование на его территории новых независимых государств породили ряд проблем, связанных с правовым статусом и режимом использования отдельных категорий морских пространств в Черноморско-Азовском бассейне, а также их делимитацией. В частности, к таковым следует отнести вопросы правового статуса и режима использования Азовского моря и Керченского пролива <1>.

<1> См.: Шемякин А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Одесса: ОНМА, 2003. С. 104 - 109.

В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере (утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.) в ч. 1 гл. V указано, что "важным направлением формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере является решение проблем территориального разграничения Российской Федерации с сопредельными государствами и завершение международно-правового оформления Государственной границы на всем ее протяжении" <2>.

<2> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 18.

Очевидно, что стержневое значение для всей пограничной деятельности имеет понятие "государственная граница", которое и должно предопределять смысл и содержание названной деятельности, а из числа федеральных законов, опосредствующих пограничную деятельность, первостепенное значение имеет Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о границе) <3>. На основании ст. 1 Закона о границе Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

Следует напомнить, что на основании ст. 4 (ч. 1) Конституции Российской Федерации суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Между тем возникает вопрос о соответствии положений ст. 1 Закона о границе нормам международного права, Конституции РФ и реалиям сегодняшнего дня. Определение территории России содержится в ст. 67 (ч. 1) Конституции РФ, где сказано, что она включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанного в городе Керчи 24 декабря 2003 г. <4>, Азовское море и Керченский пролив признаны внутренними водами России и Украины. Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 23-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" <5> названный международный договор ратифицирован и стал составной частью правовой системы России. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. <6> государство обладает суверенитетом над своими внутренними водами. Таким образом, в Азовском море и Керченском проливе сложилась правовая ситуация, когда государственной границы нет, а суверенитет России имеется <7>.

<4> Бюллетень международных договоров. 2004. N 7. С. 46 - 47.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 17. Ст. 1590.
<6>
<7> См.: Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. N 4(17). С. 11 - 28.

Какова же предыстория этой проблемы?

Азовское море в силу своего географического положения и в соответствии с нормами международного морского права имело статус внутренних вод СССР. Необходимо учитывать, что географически Керченский пролив является составной частью Азовского моря. Наименьшая ширина Керченского пролива составляет около 2 миль, что и явилось определяющим фактором для объявления акватории Азовского моря в соответствии с нормами международного морского права внутренними водами СССР.

Образование двух суверенных государств - Российской Федерации и Украины - изменило правовой статус Азовского моря и Керченского пролива. Его определение в настоящее время является прерогативой России и Украины.

Керченский пролив, омывающий берега Краснодарского края и Крыма, протяженностью 22 морские мили (40,7 км) имеет два судоходных пути, пригодные для прохода судов из Черного в Азовское море:

б) фарватеры N 50 и 52 пригодны для прохода судов с осадкой до 3 м.

Канал сооружен Россией в 1874 г., его длина составляла в то время 18,9 мили. В настоящее время представляет собой основной судоходный путь Керченского пролива.

В связи с прекращением существования СССР и образованием независимых государств - России и Украины, последняя в одностороннем порядке перевела Керчь-Еникальский канал под свою юрисдикцию и осуществляет управление движением судов в проливе.

Таким образом, сложилась практика, когда управление движением флота по фарватерам N 50 и 52 осуществляет российская сторона, а управление движением флота по Керчь-Еникальскому каналу осуществляет украинская сторона <8>.

<8> См.: Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 242.

Необходимо также отметить, что статус вод Азовского моря имеет особенности, которые отражаются на специфике применения положений законодательства Российской Федерации в этой акватории.

Как было отмечено, исторически воды Азовского моря имели статус внутренних вод СССР и располагались в сторону берега от прямой исходной линии, проведенной в Черном море между мысами Железный Рог (Россия, Краснодарский край) и Кыз-Аул (Украина, Крым). Положение этой исходной линии объявлено Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. и в последующем не изменялось. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <9> (далее - Закон о территориальном море) часть этой линии используется для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации в Черном море.

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833.

Закон СССР от 24 ноября 1982 г. "О Государственной границе СССР" <10>, регламентировавший правовой режим внутренних вод СССР, не категорировал внутренние воды как внутренние морские и внутренние континентальные. Такая практика не противоречила положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция).

<10> Ведомости ВС СССР. 1982. N 48. Ст. 891.

Следует отметить, что Конвенция является международным договором, участником которой с 1997 года является Российская Федерация. Конвенция констатирует, что "воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства" <11>, и на эти воды распространяется суверенитет прибрежного государства. Конвенция не устанавливает норм относительно разграничения этих вод между прибрежными государствами.

<11> Бюллетень международных договоров. 1998. N 1. С. 3 - 168.

С вступлением в силу Закона о территориальном море в российском законодательстве появилось четкое определение, какие именно воды относятся к "внутренним морским водам" как составной части внутренних вод государства, на которые распространяется суверенитет государства, а также положения международного морского права. Таким образом, термин "внутренние воды" является обобщающим и универсальным. Данное положение применимо и к акватории Азовского моря.

Вопрос о разграничении морских пространств между Россией и Украиной был инициирован в октябре 1995 г., когда Украина нотой в адрес МИД России предложила заключить договоры о правовом статусе Азовского моря и судоходстве в его акватории и о правовом статусе Керченского пролива <12>. Кроме того, 16 октября 1995 г. МИД Украины направил МИД России ноту, в которой было заявлено: "Украинская Сторона предлагает предпринять конкретные практические усилия по совместному договорно-правовому оформлению государственной границы между Украиной и Российской Федерацией. В случае дальнейшего промедления Украина столкнется с вынужденной необходимостью принять меры одностороннего характера по делимитации своей границы с Российской Федерацией..." <13>.

<12> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 75.
<13> Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 74.

В октябре 1995 г. - январе 1996 г. заинтересованными министерствами и ведомствами была согласована позиция России по международно-правовому оформлению границы с Украиной. Эта позиция предусматривала: закрепление за Азовским морем и Керченским проливом статуса исторического моря России и Украины; недопущение разграничения и установления каких-либо специальных зон; совместное использование и охрану; свободу плавания всех судов под флагом Российской Федерации и Украины; недопущение захода военных кораблей, научно-исследовательских и рыболовных судов третьих стран; введение ограничений для плавания невоенных судов третьих стран; совместное управление ресурсами и их сохранение; совместную защиту и сохранение морской среды.

Подготовленная позиция МИД России была доложена в Правительство и Президенту Российской Федерации.

Кроме того, Федеральной пограничной службой Российской Федерации (далее - ФПС России) 19 декабря 1995 г. направлены в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России), Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) для рассмотрения и согласования проекты: позиции Российской Федерации по вопросам правового режима Азовского моря и Керченского пролива; договора между Российской Федерацией и Украиной о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива; соглашения между Российской Федерацией и Украиной о создании единой пограничной базы морских сил пограничных войск Российской Федерации и Украины в г. Керчи.

В январе 1996 г. в МИД России направлены предложения ФПС России по формированию российской межведомственной комиссии по подготовке материалов к международно-правовому оформлению государственной границы с Украиной, а также по созданию смешанной российско-украинской комиссии для рассмотрения всего комплекса пограничных вопросов <14>.

<14> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 76.

Переговорный процесс между Россией и Украиной по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и установлению линии государственной границы продолжается и в настоящее время. В ходе заседаний неоднократно определялись противоположные подходы сторон к решению проблемы разграничения и совместного использования морских пространств Азово-Керченского региона. Во-первых, украинская сторона в категорической форме ставила вопрос о разграничении акваторий, т.е. об установлении в Азовском море и в Керченском проливе государственной границы. Во-вторых, предлагала рассматривать вопросы о статусе Азовского моря и Керченского пролива в отдельных договорах. В-третьих, заявляла, что административная граница между РСФСР и УССР в Керченском проливе определена и нанесена на дежурные карты, следовательно, требуется только ее оформление.

Вместе с тем по промежуточным итогам переговорного процесса водам Азовского моря был придан статус внутренних вод Российской Федерации и Украины, что не противоречит нормам международного права. Этот статус и был подтвержден Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. В нем также зафиксированы положения о необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины, о свободе судоходства для торговых судов и военных кораблей обоих государств и об ограничении прав третьих государств в том, что касается судоходства, прежде всего военного.

При этом Россия и Украина определили, что Азовское море разграничивается в соответствии с соглашением между ними. Два государства взяли на себя обязательство определить пространственный предел суверенитета каждого из них. До этого момента Россия и Украина в акватории Азовского моря осуществляют юрисдикцию над своими гражданами, а также над судами, находящимися под их флагами, в соответствии с национальными законодательствами. При этом суверенные права ни одного из двух государств в акватории Азовского моря не ограничены.

Подобная практика разграничения внутренних вод, а также их хозяйственного использования применялась и применяется рядом государств, например Россией и Польшей в Калининградском (Вислинском) заливе.

Следует принимать во внимание, что Украина в 1999 г. в одностороннем порядке объявила "линию охраны государственной границы Украины", что противоречит общепринятым нормам и принципам международного права о недопустимости односторонних мер до завершения процесса разграничения между государствами. По мнению российской стороны, после вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. исчезла и без того необоснованная юридическая база вышеуказанного заявления Украины.

В ходе переговоров в 2004 - 2006 гг. стороны продолжили обсуждение методик определения линий разграничения в Азовском и Черном морях, а также проектов соглашений о сотрудничестве в области судоходства, рыболовства и охраны окружающей среды, которые войдут в пакет договоренностей по вопросам разграничения и сотрудничества в акватории. Остаются разногласия в подходах к урегулированию вопросов в отношении Керченского пролива. Украина настаивает на необходимости подтвердить государственную границу между двумя странами на основе якобы существовавшей "линии административной границы между бывшими РСФСР и УССР". Российская сторона исходит из того, что в бывшем СССР в соответствии с действовавшим законодательством административная граница между РСФСР и УССР, равно как и между другими союзными республиками по акватории внутренних морских вод не устанавливалась. Не было и нет каких-либо легитимных документов союзного и республиканского уровня, фиксирующих линию границы в Керченском проливе.

5 - 6 июня 2006 г. в ходе 25-го раунда переговоров глава украинской делегации вышел с предложением о необходимости пересмотра Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. с тем, чтобы рассматривать Азов как море, к которому в полном объеме применимы нормы международного морского права, установленные Конвенцией ООН.

Реализация предложений украинской делегации означала бы установление на практике свободного судоходства в Азове для судов и кораблей третьих стран, в том числе членов НАТО, ограничение возможностей России и Украины в использовании его ресурсов, а также автоматически повлекло бы возникновение повода рассматривать Керченский пролив как международный.

По мнению членов российской делегации, украинская сторона совершила шаг, который может иметь серьезные негативные последствия для российско-украинских отношений, обеспечения пограничной безопасности России в этом регионе, а также функционирования транспортных систем, морского промысла и добычи полезных ископаемых в акватории Азовского моря.

Однако до настоящего времени официального обращения украинской стороны по вопросу о пересмотре вышеуказанного Договора не поступало.

8 ноября 2006 г. на первом заседании Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии были подведены итоги работы Подкомиссии по вопросам Азово-Керченского урегулирования. Министры иностранных дел двух стран с удовлетворением отметили активизацию переговорного процесса по разграничению Азовского и Черного морей, также констатировали, что тема урегулирования вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, включая ее разграничение, будет обсуждаться на уровне президентов на первом заседании Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

До завершения разграничения акватории Азовского моря российская сторона осуществляет свои суверенные права в его акватории с учетом принципов, установленных ст. 2 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Следует отметить, что Россия и Украина многие вопросы, например связанные с промыслом морских биологических ресурсов, решают на основе сложившейся практики и конкретных договоренностей, заключаемых, как правило, раз в год. Ведется поиск взаимоприемлемых вариантов решения других вопросов, например разведки и добычи углеводородных ресурсов. В связи с исключительной важностью и для России, и для Украины Азовского моря, Керченского пролива и Черного моря выход из сложившейся ситуации может быть найден при изменении политической ситуации в Украине или по результатам договоренностей президентов двух государств.

По мнению автора, выражающего согласие с позициями российских ученых, реальных перспектив завершить в ближайшее время процесс, особенно в Керченском проливе, не имеется. Вместе с тем одним из приемлемых вариантов решения этой проблемы могло бы стать предложение о разграничении пролива по побережью, а акваторию при этом оставить в совместном пользовании России и Украины. К сожалению, Украина отклоняет предложения о совместном контроле без разделения пролива государственной границей, настаивая на своем праве регулировать проход судов через пролив, поскольку основной судоходный маршрут - Керчь-Еникальский канал - проходит через ее воды. Представляется также, что, учитывая международный опыт использования и регулирования деятельности в подобных проливах, вопросы режима Керченского пролива, включая Керчь-Еникальский канал, должны стать предметом специального соглашения между Российской Федерацией и Украиной. Следовательно, поиск взаимоприемлемого решения возможен, но лишь при наличии доброй воли и справедливых подходов сторон на основе международного права.

Произведен исторический обзор и анализ действующих норм российского и украинского законодательства, определяющих статус Азово-Керченской акватории, а также результатов двусторонних переговоров по данной проблеме в целях установления того, как Россия и Украина воспользовались своими правами и выполнили обязанности по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS-82) и каковы правовые последствия заключенных договоров.

В.Я. Васильев , к.т.н., юрист, соискатель кафедры государственного и международного права СПбГМТУ»

Статус Азовского моря и Керченского пролива в целом, без разделения на российскую и украинскую части, с точки зрения международного права не вызывает сомнений – согласно части IX Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее UNCLOS-82) Азовское море является «замкнутым или полузамкнутым морем», а Керченский пролив – «узким проходом», с помощью которого это море сообщается с Черным морем 1 .

Смысл термина «замкнутое или полузамкнутое море» (далее замкнутое море), согласно UNCLOS-82, заключается в том, что море окружено двумя или более государствами и полностью или главным образом состоит из территориального моря и исключительной экономической зоны двух или более государств. Азовское море полностью окружено Россией и Украиной, и даже потенциально, в связи со своими небольшими размерами (наиболее отстоящая от береговой линии точка находится от нее на расстоянии, не превышающем 60 морских миль) не содержит участка, выходящего за пределы исключительной экономической зоны государств.

При этом часть IX UNCLOS-82, в отличие от ряда предшествующих, не дает подробного инструментария по установлению правового статуса входящих в закрытое море пространств и их режиму, а только предписывает государствам, омываемым замкнутыми или полузамкнутыми морями, сотрудничать друг с другом в осуществлении своих прав и в выполнении своих обязанностей по Конвенции.

Задача настоящего анализа – установить, как Россия и Украина воспользовались своими правами и выполнили обязанности по Конвенции и каковы правовые последствия заключенных договоров.

Суверенитет прибрежного государства

Азовское море расположено между параллелями 45°172 и 47°172 северной широты и меридианами 34°492 и 39°182 восточной долготы. Протяженность его от косы Арабатская Стрелка до устья реки Дон 195 морских миль, а между вершинами Темрюкского и Белосарайского заливов 97 миль 2 .

Керченский пролив на западе ограничен Керченским полуостровом, а на востоке – Таманским полуостровом. Южный вход в Керченский пролив расположен между мысами Такиль и Панагия (8 морских миль по навигационной карте), а северный – между мысами Хрони и Архиллеон (8 морских миль).

С точки зрения географии Азово-Керченская акватория ограничена водами Азовского моря и Керченского пролива. Так, по определению Международной гидрографической организации граница между Азовским и Черным морями проходит по южному входу в Керченский пролив 3 . Расстояние между линиями Такиль – Панагия и Кыз-Аул – Железный Рог на середине пролива примерно 2,4 морской мили.

Хотя целью проведения базовой линии от мыса Кыз-Аул до мыса Железный Рог 4 являлось определение линии для отсчета ширины территориального моря, прилежащей и исключительной экономической зоны в Черном море, именно с помощью этой прямой линии длиной около 16 миль было сделано включение Азовского моря во внутренние моря СССР.

Вопрос признания морских районов историческими водами представляет собой серьезную юридическую проблему, но целью данной работы не является подробное изложение доктринальных толкований различных норм международного права 5 . Для целей данной работы достаточно привести выводы, представленные в исследовании, выпущенном Секретариатом ООН в 1957 г. и получившим в дальнейшем самые высокие отзывы 6 . В этом труде Азовское море приведено в разделе 1.А – Заливы, воды которых принадлежат одному государству. (Bays the coasts of which belong to a single State): «Азовское море имеет ширину 10 миль на входе. Оно целиком расположено в пределах южной части территории СССР и вдается на значительное расстояние в сушу, имея размеры приблизительно 230 на 110 миль» 7 . Далее отмечается, что такие морские районы, каким является и Азовское море, не следует рассматривать как подпадающие под категорию исторических вод: «поскольку в соответствии с нормами обычного международного морского права эти районы в любом случае являются внутренними водами» 8 . В данном случае подразумевается, что государство, внутренними водами которого является море или залив, вне зависимости от классификации обладает на него полными суверенными правами.

Следовательно, исторически на Азовское море до завершения существования СССР со времен Российской империи полностью распространялся суверенитет прибрежного государства, как на внутренние воды. Азово-Керченская акватория была открытой для международного судоходства в случае захода иностранных судов в порты прибрежного государства. Режим Азово-Керченской акватории полностью соответствовал статусу и режиму внутренних вод как части государственной территории, согласно Конвенции ООН о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. 9 , так и UNCLOS-82.

После распада СССР и образования СНГ в 1991 г. Азовское море, как упоминалось ранее, с точки зрения международного права приобрело статус «замкнутого или полузамкнутого моря согласно ст. 122: «Для целей настоящей Конвенции «замкнутое или полузамкнутое море» означает залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств». Но Конвенция не дает четких указаний, как должны осуществляться права и каковы обязанности прибрежных государств для такого типа морей. В ст. 123 изложена только рекомендация сотрудничать в этих вопросах друг с другом 10 . По мнению известного морского юриста А.А. Ковалева, высказанному до заключения договора России с Украиной 2003 года, «идея сохранить за этими акваториями статус внутренних вод России и Украины… едва ли может быть признана правомерной».

Конвенция UNCLOS-82 вступила для РФ в силу с 1997 г. с некоторыми несущественными оговорками и полностью имплементирована в национальное законодательство – нормативно-правовые акты опубликованы и доступны.

Украина

Остановимся подробнее на законодательстве Украины. Для Украины Конвенция вступила в силу с 1999 г., но аналога российского закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» принято не было. Внесенный в Верховную раду в декабре 2002 года председателем правительства В.Ф. Януковичем проект закона «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Украины» уже более 10 лет находится в стадии рассмотрения.

Текст законопроекта ко второму чтению в основном содержит определения, аналогичные формулировкам UNCLOS-82. Что же касается рассматриваемого района, то в Азовском море предусмотрено образование территориального моря, а Керченский пролив рассматривается как поделенный между двумя странами («К территориальному морю Украины относятся прибрежные морские воды в Черном и Азовском морях шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки, а также воды украинской части Керченского пролива…», ст. 2.2, пер. с укр.). Таким образом, для принятия закона необходимо было выполнить полностью процесс проведения исходных линий и отсчета ширины территориального моря в Азовском море 11 , согласование морских границ на смежных участках и делимитацию Керченского пролива. Невыполнение таких действий в течение дающихся правительству по закону трех месяцев, а также достигнутые на переговорах с Россией договоренности сделали невозможным принятие закона в таком виде. Вероятнее всего, закон не будет принят до завершения переговоров с Россией по Азово-Керченской акватории, соответственным образом оформленных двусторонним договором. Также следует отметить, что 12 морских миль – максимально допустимая по Конвенции ширина территориального моря, и установление такой ширины не везде возможно в силу конфигурации береговой черты и островов.

Следовательно, правовое регулирование морских вод Украины происходит по UNCLOS-82 и национальному законодательству, содержащемуся в актах, основными из которых являются: принятый сразу после провозглашения суверенитета в 1991 году закон «О государственной границе Украины», 1991 г. 12 , «Об исключительной (морской) экономической зоне», 1995 г. 13 , а также ряд других законов, в т.ч. Кодекс Украины о недрах 1994 г. 14 . Приведенное национальное законодательство содержит практически все нормы права по регулированию морских вод, кроме установления прилежащей зоны.

В отношении предотвращения загрязнения во внутренних водах и территориальном море Украины действуют Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения 1996 г., а надзор за соблюдением природоохранного ведомства осуществляет Межведомственная рабочая группа.

Немаловажным является положение закона об исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и приоритете норм UNCLOS-82 или международного договора Украины над нормами закона о границе (ст. 32).

Вопросы использования континентального шельфа регулируются Кодексом Украины о недрах 1994 г. и законом об ИЭЗ 1995 г. При этом, так же как и в ситуации с украинскими внутренними водами, территориальным морем и прилежащей зоной, уже длительное время планируется принятие специального закона, устанавливающего режим использования континентального шельфа.

Правовой режим континентального шельфа Украины определяется вместе с украинским законодательством, нормативными актами СССР. Такими актами являются: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О континентальном шельфе Союза ССР» от 6 февраля 1968 г.; Положение об охране континентального шельфа СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 24 от 11 января 1974 г.; Постановление Совета Министров СССР «О порядке проведения работ на континентальном шельфе СССР и охране его природных богатств» № 554 от 18 июля 1969 г. 15 .

Применение положений вышеуказанных нормативных актов СССР в отношении континентального шельфа Украины осуществляется на основании постановления Верховной Рады Украины 1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР», согласно которому до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства СССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины при условии, что акты СССР не противоречат Конституции и законам Украины.

Завершая обзор морского законодательства Украины, касающегося статуса морских пространств, следует отметить, что законом Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» правовой режим континентального шельфа не регулируется.

Россия – Украина

В 1994 г. между Россией и Украиной было заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам, подтвердившее положения Договора о сотрудничестве и взаимодействии между РСФСР и УССР 1990 г. и Соглашения между HA и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений 1992 г. Согласно Протоколу о взаимодействии в акваториях Черного и Азовского морей и Керченского пролива 1994 г. стороны условились считать Азовское море внутренним морем России и Украины.

В дальнейшем статус Азовского моря и Керченского пролива как исторических внутренних вод России и Украины был официально закреплен в Договоре между HA и Украиной о государственной границе 2003 г. (далее Договор о границе 2003 г.), Договоре между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива 2003 г. (далее Договор о сотрудничестве 2003 г.) и подтвержден главами прибрежных государств в Совместном заявлении по Азовскому морю и Керченскому проливу сначала в 2003 г., затем в 2012 г.

Все виды деятельности и использования Азовского моря, такие как порядок плавания судов, их пребывания в море и захода в порты; правила рыболовства и иного промысла биоресурсов; разведка и разработка минеральных ресурсов дна; проведение научных исследований; меры защиты от загрязнения; правила радионавигационного обслуживания и др., регулируются двусторонними соглашениями и законодательствами России и Украины с учетом общих норм и принципов международного права: так, Договор о сотрудничестве 2003 г. закрепляет исключительное право торговых судов, военных кораблей и других судов под флагами РФ или Украины на свободу судоходства в Азовском море и Керченском проливе.

Торговые суда под флагами третьих государств пользуются свободой судоходства в Азово-Керченской акватории, если они направляются в порты прибрежных государств.

Положения Договора о сотрудничестве 2003 г. закрепляют также право военных кораблей и других государственных судов третьих государств, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на заход в Азовское море при условии, что они направляются с визитом или деловым заходом в порт одного из прибрежных государств по его приглашению или разрешению, согласованному с другим прибрежным государством.

Поскольку состояние переговорного процесса по разграничению исключительных прав между Россией и Украиной в Азово-Керченской акватории становится известным только в случае опубликования официальных заявлений должностных лиц, то текущая позиция стран на переговорах не всегда известна. То, что мы называем «мнением сторон», является либо выводом из таких высказываний, либо публиковалось участниками переговоров в разное время.

Переговорный процесс по вопросам Азово-Керченского урегулирования продолжался с 1996 по 2014 год. К настоящему времени проведено уже более сорока раундов переговоров, в ходе которых стороны не нашли компромисса по ключевому вопросу делимитации – признания/непризнания в качестве государственной границы линии бывшей административной границы между РСФСР и УССР.

По мнению украинской стороны, граница не могла не существовать и существовала как в административном плане, так и формально отображена на картах. При этом она практически полностью совпадает с так называемой срединной линией, т.е. линией, проведенной таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых обычно отмеряется ширина территориального моря противолежащих государств. Российская сторона, в свою очередь, в вопросе Азово-Керченского урегулирования отмечала отсутствие границы между бывшими республиками по водной поверхности, настаивая на том, что во времена Советского Союза внутренние морские воды не могли быть должным образом разграничены.

Таким образом, несмотря на то что как Азовское море, так и Керченский пролив являются историческими внутренними водами (или историческим заливом, по одной из упоминавшихся классификаций ООН) при проведении делимитации стороны посчитали приемлемым применение к Азовскому морю положений ст. 15 Конвенции 1982 г. о разграничении территориального моря: «в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничить территориальные моря двух государств иным образом, чем принцип срединной линии» 16 . Согласно материалам переговоров по разграничению Азово-Керченской акватории решение по делимитации Керченского пролива должно было быть достигнуто на высшем уровне и оформлено в виде Совместного заявления президентов обоих государств (уже делавшегося дважды, но содержащего лишь намерения, а не решения). До вхождения Крыма в состав РФ 17 сложность заключалась в том, что Керченский пролив, омывающий берега Крыма и Краснодарского края, мелководен и имеет два пути, пригодные для прохода судов из Черного в Азовское море:

1) Керчь-Еникальский канал (КЕК) – пригодный для прохода судов с осадкой до 8 м, через который идет основной поток судов. После распада СССР канал, как находившийся на балансе и закрепленный за Керченским морским торговым портом (КМТП), приказом министра морского флота СССР в 1978 г. оказался под юрисдикцией Украины (г. Керчь, Крымская обл., УССР). Движение судов по КЕК регулируется Администрацией Керченского порта;

2) фарватер № 50 с выходом на фарватер № 52, позволяющий проход судов с осадкой до 3 м и управляемый в настоящее время российской стороной.

При этом стороны выдвигали взаимные претензии относительно принадлежности и легитимности правооснований на осуществление управления движением судов как по КЕК, так и по фарватерам № 50 и № 52.

По мнению некоторых российских исследователей, созданный и закрепленный за КМТП Минморфлотом СССР Центр регулирования движения судов в Керченском проливе после распада СССР должен был перейти под совместное российско-украинское управление. Основанием для этого служил тот факт, что оборудование данного Центра располагалось на обоих берегах пролива, управлялось централизованно и поддерживалось в должном состоянии Минморфлотом СССР. То обстоятельство, что КЕК находился на балансе порта Керчь, не давало, по их мнению, никаких дополнительных прав украинской стороне. КЕК являлся всегда собственностью государства в лице Минморфлота СССР, а порт осуществлял лишь оперативное управление этой собственностью по поручению данного министерства. Центр регулирования движения судов КМТП был, по сути, совместным межреспубликанским предприятием, подчинявшимся Минморфлоту СССР. Более того, по прекращению существования союзного государства согласно ст. 11 Договора о СНГ 1991 г. на территории государств – участников Содружества прекращали действие все правовые акты СССР, сохраняя свою юридическую силу только в случае взаимного признания их сторонами. Такой же порядок, по их мнению, должен был быть соблюден и в отношении упомянутого выше Приказа Минморфлота СССР 1978 г. «О передаче функций управления движением судов по КЕК». Однако этого не произошло, и Администрация КТМП, на балансе которого, как отмечалось выше, находился КЕК, осуществляла управление движением в канале и собирала сборы за проход для финансирования работ по поддержанию канала в рабочем состоянии.

Российская сторона полагала, что Керчь-Еникальский канал как искусственное гидротехническое сооружение, созданное Россией в 1874 г., с учетом накопленного за этот срок опыта совместной эксплуатации канала, а также принимая во внимание, что около 70% судов, проходящих через КЕК, обслуживают порты России, должен находиться в совместном управлении по аналогии с международной практикой. Договоренность о создании такого межгосударственного предприятия с целью осуществления регулирования движения судов в проливе содержится в Совместном заявлении президентов России и Украины по Азовскому морю и Керченскому проливу 2003 г. 18 .

По мнению российской стороны, делимитация вод в Керченском проливе не могла быть осуществлена без справедливого разграничения тех участков вод, где проходит основной судоходный путь, каковым является КЕК. То есть при разграничении Керченского пролива, как и в ситуации с Азовским морем, сторонам следовало применять ст. 15 Конвенции 1982 г. – наличие исторических правооснований и иных особых обстоятельств, в соответствии с которыми делимитация осуществляется иным образом, чем принцип срединной линии.

Односторонне установленные границы

Наряду с этим неоднократно выдвигалась инициатива властей Украины относительно возможности одностороннего установления границы в Азово-Керченской акватории. Данные намерения были апробированы на практике. В 1999 г. МИД Украины официальной нотой 19 уведомил МИД РФ о проведении в одностороннем порядке «линии охраны государственной границы в Азовском и Черном морях и Керченском проливе». Российская сторона в ответной ноте 20 справедливо расценила односторонние действия Украины об установлении линий «охраны государственной границы в Азовском и Черном морях и Керченском проливе, а также охраны прав Украины в исключительной морской экономической зоне и континентальном шельфе в северо-восточной части Черного моря» как серьезное нарушение общепризнанного принципа международного права, в соответствии с которым делимитация как сухопутных, так и морских пространств между сопредельными государствами осуществляется путем соглашений. Тем не менее граница была нанесена на официальные украинские карты и наносилась до заключения договора 2003 г.

Более того, уже установленный приведенными выше соглашениями статус Азовского моря как исторических внутренних вод Украины и России не предполагает одностороннего изменения статуса. Как отмечается в преамбуле Договора о сотрудничестве 2003 г., «Стороны убеждены в том, что все вопросы, касающиеся Азовского моря и Керченского пролива, должны решаться только мирными средствами совместно или по согласию России и Украины». Наиболее важным представляется, что подобного рода односторонние действия, безусловно, противоречат духу и основным положениям Договора 1997 г., ключевого соглашения, определяющего основные положения в российско-украинском партнерстве и закладывающего фундамент для их развития в будущем.

Аналогичный обмен нотами и заявлениями произошел в 2008 году. Тогда министр иностранных дел РФ вынужден был заявить, что Россия не имеет намерений изменить границу в Керченском проливе по той простой причине, что эта граница не установлена.

Вопрос находился на постоянном рассмотрении Подкомитета по международному сотрудничеству российско-украинской межгосударственной комиссии, и положительное решение было возможно. Об этом говорят слова министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, сказанные в 2011 г.: «Довольны тем, как продвигаются переговоры по урегулированию в Азово-Керченской акватории и Черном море. Прогресс достигнут в отношении разграничения в Азовском море. Что касается черноморского сегмента, то сторонам предстоит еще поработать, но взаимодействие идет профессионально и с пониманием необходимости поиска компромисса. То же самое относится и к Керченскому проливу» 21 .

18 марта 2012 г. президент Украины В. Янукович в интервью программе «Вести-24» заявил: «Мы впритык приблизились к принятию решения по разграничению Керченского пролива, это очень важно, и в связи с этим практически по делимитации границ с Россией». Аналогичных заявлений со стороны российского руководства не последовало, но 12 июля 2012 года было опубликовано Совместное заявление президентов России и Украины.

Приведем его полностью, поскольку это наиболее значимый после договора 2003 года документ:

Совместное заявление президентов России и Украины по вопросам делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе

Россия и Украина считают важным осуществить делимитацию морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе в духе дружбы, добрососедства и стратегического партнерства, с учетом законных интересов обоих государств.

Они приветствуют существенный прогресс в переговорном процессе прежде всего в том, что касается Керченского пролива, рассматривая его в качестве основополагающего фактора для комплексного урегулирования в этом районе.

Обе стороны исходят из целесообразности по достижении согласия в отношении всех упомянутых пространств заключить российско-украинский договор, охватывающий Азовское море, Керченский пролив, сопредельные территориальные моря, континентальный шельф и исключительные экономические зоны двух стран в Черном море. Соответствующим ведомствам двух стран поручено подготовить такой договор для подписания.

Стороны подтверждают необходимость обеспечить сотрудничество в Азово-Керченской акватории, включая устойчивую работу и развитие Керчь-Еникальского канала, путем создания совместной российско-украинской корпорации по управлению этой наиболее надежной судоходной артерией в Керченском проливе.

Россия и Украина активизируют двустороннее сотрудничество в области судоходства, рыболовства, защиты морской среды и экологической безопасности, а также в других сферах с целью завершения работы над соответствующими соглашениями 22 .

За прошедший с момента заявления год никаких совместных актов, затрагивающих правовой статус рассматриваемой акватории, не опубликовано. Исходя из анализа текста заявления, где термин «территориальное море» относится только к «сопредельным морям» и не применяется по отношению к Азово-Керченской акватории, такое разграничение на момент подписания заявления не планировалось.

Кроме упомянутых двусторонних международных договоров глобального характера между двумя государствами также заключены межправительственные соглашения, затрагивающие рассматриваемую акваторию, но не меняющие ее правового статуса, о чем в тексте этих соглашений имеются соответствующие оговорки. Это Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании на Черном и Азовском морях 23 и Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе 24 .

Вхождение Республики Крым в состав РФ с точки зрения международного права не повлияло на статус Азовского моря и Керченского пролива. С точки зрения делимитации Керченского пролива фактически никаких изменений не произошло, что соответствует российской трактовке статуса пролива.

Выводы

В настоящее время воды Азовского моря и Керченского пролива, ограниченные базовой линией, установленной в СССР между мысами Кыз-Аульский и Железный Рог, являются с точки зрения международного права «замкнутым или полузамкнутым морем», ст. 122 UNCLOS-82.

Воды Азовского моря и Керченского пролива, согласно двустороннему договору России и Украины, являются исторически внутренними водами России и Украины. (Ст. 1 Договора 2003 г.).

Линия государственной границы, которая должна разграничивать Азовское море по соглашению России и Украины, в настоящий момент не проведена.

Ряд заключенных между Россией и Украиной межправительственных соглашений не затрагивают вопроса о разграничении морских пространств между HA и Украиной, о чем в каждом из них имеется соответствующая оговорка.

Все вопросы, которые касаются статуса вод Азовского моря и Керченского пролива, такие как установление путей движения судов, изменение статуса участков акватории и установление в них каких-либо правил плавания, должны с точки зрения международного права и законодательства РФ решаться совместно компетентными органами России и Украины.

С точки зрения автора, в ближайшие несколько лет изменения текущего статуса рассматриваемой акватории маловероятна. Это связано не столько с современным состоянием российско-украинских отношений, сколько с тем, что установление в Азовском море территориального моря для России и для Украины повлечет за собой в соответствии с общепринятыми принципами международного морского права уменьшение тех прав, которыми государства обладают совместно (утратой полных суверенных прав на внутренние воды) в связи с образованием открытого моря, хотя и в статусе исключительной экономической зоны, и приобретением Керченским проливом статуса международного. Кроме того, достигнуть какой-либо другой договоренности по разделению морских пространств без полного консенсуса по всем вопросам, прежде всего экономического характера, не представляется возможным.

1. UNCLOS-82, ст. 122.

2. Лоция Азовского моря № 1243, УНиО МО РФ, 2007, откорректировано на 14.09.2013

3. The limit of the Black Sea: A line joining Cape Takil and Cape Panaghia (45°02’N). Limits of Oceans and Seas, 3rd edition. International Hydrographic Organization. Специальное издание, 1953, переиздание 1971, корректуры не поступало, С. 18.

4. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР. Утвержден постановлением Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г., цит. по «Морское законодательство РФ», ГУНиО МО РФ, № 9055.1. С. 54, точки № 35 (45°03ґ32ґґСШ; 36°22ґ33ґґВД) и № 36 (45°06ґ36ґґСШ; 36°44ґ42ґґВД) раздела «Черное море», система координат Пулково-42.

5. Вопрос подробно рассмотрен в работе «Международно-правовая квалификация морских районов в качестве исторических вод (Теория и практика государств, т. 23). Ред. А.Н. Вылегжанин. – М., МГИМО, 2012.

6. «Международно-правовая квалификация морских районов в качестве исторических вод (Теория и практика государств, т. 23). Ред. А.Н. Вылегжанин. – М., МГИМО, 2012.

7. Historic Bays. Memorandum by the UN Secretariat (Prep. Doc. No.1); Doc. A/Conf.13/1, 30 September 1957, Р.3: «The Sea of Azov is ten miles across at its entrance. It is situated entirely within the southern part of the territory of the Union of Soviet Socialist Republics and extends a considerable distance inland, its dimensions being approximately 230 by 110 miles».

9. Ст. 5 «Воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства». Имеет важное значение в силу того, что ряд морских государств, в том числе и США, не подписали и не ратифицировали UNCLOS-82, будучи сторонами Конвенции 1958 г.

10. Подробно см. А.А. Ковалев. Современное международное морское право и практика его применения. – М., Научная книга, 2003. С. 183-187.

11. «List of geographical coordinates of points defining the baselines for measuring the breadth of the territorial sea, exclusive economic zone and the continental shelf in the Sea of Azov» – представлено в ООН вербальной нотой в 1992 г., без проведения переговоров с РФ.

13. Закон Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» от 16 мая 1995 года.

15. Доступны в базах данных «Гарант» и «Консультант».

16. А.С. Суржин. Международно-правовой режим Черного моря (включая Азово-Керченскую акваторию и Черноморские проливы. – М., РУДН, 2011.

17. Договор о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов. Ратифицирован 21 марта 2014 года.

18. Правительству РФ и Кабинету министров Украины поручается создание совместной российско-украинской корпорации в целях сотрудничества в Азово-Керченской акватории, включая эксплуатацию Керчь-Еникальского судоходного канала. Упомянутое заявление, Керчь, 24 декабря 2003 г.

21. Вступительное слово министра иностранных дел России С.В. Лаврова на заседании Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии. Одесса, 4 июня 2011 года.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары