Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Понятие бронзовый век в литературе. Бронзовый век русской поэзии

Любой из нас время от времени испытывает такие чувства, как страх, тревога, беспокойство - это вполне нормальное явление, одна из сторон психической активности человека. Но взрослые люди обладают знаниями и опытом, с помощью которых они могут уменьшить или искоренить свои страхи и переживания, а вот как быть со страхами у детей?

Ведь в силу возраста дети еще многого не знают и не понимают, поэтому переживают определенные события гораздо острее. То, что всерьез пугает ребенка, взрослому может показаться просто пустяком. Родители не всегда задумываются о том, что страх на самом деле заставляет малыша переживать настоящие эмоции, которые негативно отражаются на его психическом состоянии.

Детские страхи основываются на той информации, которую дети получают от окружающих их людей, а затем свое дело делают разыгравшаяся фантазия и воображение. Чем старше становится ребенок, тем шире его кругозор и четче осознание большого количества опасностей, подстерегающих на каждом шагу. Поэтому зачастую страхи растут вместе с ребенком.

Родителям не стоит пренебрегать страхами своих детей и пускать все на самотек, ведь зачастую невротические проявления во взрослой жизни связаны именно со страхами, берущими свое начало из детства. С проблемами надо разбираться, а чтобы сделать это эффективно, необходимо для начала выяснить причину появления страха.

Причины детских страхов

  • конкретный случай, пережитая травмирующая ситуация

Самой распространенной причиной детских страхов является ранее пережитая конкретная ситуация, напугавшая ребенка. Допустим, если когда-то малыша укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он начнет их бояться. Конечно, не все дети, которых кусают собаки, впоследствии испытывают к ним сильный страх.

Многое зависит от характера ребенка и его окружения. Но в любом случае, подобный вид страха (боязнь повторения ситуации) проще всего поддается корректировке.

  • внушенный страх

Источником внушенного страха обычно выступает взрослый человек (бабушка, мама, воспитатель и т.д.), который слишком эмоционально предупреждает ребенка об опасности, тем самым только пугая его: «Не трогай - обожжешься», «Не бегай - упадешь» и т.д. В итоге непроизвольно ребенок акцентирует внимание только на последнюю часть фразы.

Он еще не понимает, чем ему грозит то или иное действие, а уже испытывает страх и тревогу, которые впоследствии могут распространиться на похожие жизненные ситуации. Устранять такой вид детского страха необходимо, поскольку фобия может преследовать человека всю жизнь.

  • фантазии

Еще одна наиболее частая причина детского страха - собственная разыгравшаяся фантазия. Ну кто из нас в детстве не боялся темноты, кому не чудились страшные монстры под кроватью и за окном? Боялись и пугались многие, но кто-то легко справился с проблемой и перерос ее, а кто-то так и остался жить со своим страхом.

  • конфликты в семье
  • конфликты с другими детьми

Зачастую причиной детских страхов являются сложные взаимоотношения со сверстниками. Если ребенка не принимают в коллективе, обижают, бьют, обзывают, вполне очевидно, что ему не захочется идти в садик, школу из-за страха быть униженным. Также старшие дети могут запугивать младших страшными историями или физическим насилием. Решить проблему с дерущимся малышом можно, почитав информацию

  • гиперопека

Сильно подвержены страхам единственные дети в семье, являющиеся для своих родителей центром забот и тревог. Родители своей гиперопекой только мешают ребенку нормально развиваться и внушают ему массу ненужных опасений и волнений, делая психику ребенка более уязвимой.

  • психические расстройства

Если у ребенка наблюдаются страхи, не характерные для его возраста, либо тревога и беспокойство из-за своих страхов настолько выражены, что заставляют родителей насторожиться, можно говорить о таком недуге, как невроз. Лечением неврозов занимаются специалисты.

Виды детских страхов

Выделяют несколько видов детских страхов:

  • навязчивые страхи

Такие страхи ребенок обычно испытывает в каких-то определенных ситуациях, вызывающих у него панику. Допустим, боязнь высоты, закрытого пространства, скопления народа и т.д.

  • бредовые страхи

Подобные страхи объяснить логически не представляется возможным. Их наличие у ребенка свидетельствует о проблемах с психикой и нуждается в лечении. Например, ребенок боится одевать какую-то конкретную одежду, играть с определенной игрушкой, ходить в определенное место…

  • сверхценные страхи

Самый распространенный вид страхов, встречающийся при работе с детьми. Он является плодом фантазии ребенка. К примеру, когда малыш боится темноты, выдумывая, что его комната кишит чудовищами и монстрами или боится купаться, потому что из крана вылезет бабайка. Такой страх опасен тем, что со временем полностью овладевает мыслями ребенка, что отражается на его психическом состоянии.

  • реальные страхи

Реальными называют страхи, которые являются следствием проявления инстинкта самосохранения при возникшей опасности.

  • невротические

Этот вид страхов напрямую связан с таким заболеванием, как невроз.

  • свободные

Для подобного страха характерно некое состояние ожидания появления опасности, не относящееся с конкретной ситуации или объекту.

  • возрастные страхи

Существуют детские страхи, считающиеся до определенного возраста нормой, а затем при самостоятельно исчезающие при правильном и гармоничном развитии ребенка.

0-6 мес - кроху могут напугать громкие звуки, неожиданные и резки действия, отсутствие матери
6 мес - 1 год - громкие звуки, новые лица, резкая смена обстановки
1-2 года - разлука с родителями, кошмары, незнакомые люди, врачи, страх получения травмы
2-2,5 года - разлука с родителями, страх их потери или неприятия с их стороны, незнакомые дети-ровесники, ночные кошмары, гром, ливень, град и т.д.
2,5-3 года - громоздкие предметы (холодильник, стиральная машина и т.д.), смена обстановки, экстренные события (развод родителей, смерть родных)
3-5 лет - животные, насекомые, стихийные бедствия, ночные кошмары, болезни, врачи, преступники
6-7 лет - боязнь одиночества, потери родителей, физического наказания и насилия, глубины, страхи, связанные с учебой и школой, боязнь сказочных персонажей (призраков, ведьм и чудовищ)
7-8 лет - стихийные бедствия и катастрофы, темные помещения, одиночество, неприятие ровесников, родителей, учителей, страхи, связанные со школой, страх физического насилия
8-9 лет - страх потери своих родителей, неприятия с их стороны, физического насилия, несостоятельности в школе, уличения в плохом поведении или лжи,
9-11 лет - боязнь высоты, глубины, болезней, преступников, некоторых животных, страх не оправдать ожидания родителей и учителей
11-14 лет - боязнь строгости и критики со стороны родителей и учителей, болезней и смерти, насилия, неприятие своей внешности, потери дорогих сердцу людей и вещей

Лечение страхов у детей

При правильном и полноценном развитии ребенка все возрастные страхи годам к 16 обычно исчезают. Но ошибочным является мнение, что у ребенка страхов не должно быть вообще. По мере роста и увеличения познавательной деятельности растущего человека избежать чувства тревоги и страха просто не представляется возможным.

Но, как говорится, все должно быть в меру. И если страхи мешают нормальной жизни ребенка, с ними необходимо бороться. Страхи, берущие начало в детстве, но не искорененные со временем, в итоге могут привести к очень негативным последствиям и вылиться в проблемы в общении, учебе, агрессию, комплексы, невротические проявления, трудности в социальной адаптации.

Поэтому родителям нужно вовремя заметить имеющиеся у их ребенка страхи, оценить степень их влияния на малыша и постараться помочь ребенку или обратиться за решением проблемы к специалистам. Особо внимательно стоит относиться к излишне ранимым, чувствительным и впечатлительным детям, ведь именно они чаще всего подвержены страхам.

Как же можно помочь ребенку бороться со своими страхами?

Общие принципы и подходы:

В первую очередь родителям нужно прислушиваться к своим детям: разговаривать с ними об их делах насущных, расспрашивать о проблемах, тревогах и чувствах, помогать в случае возникновения трудностей.

Но не стоит настаивать, если ребенок не готов открыться, это может его отпугнуть. В подобном случае родителям стоить занять тактику наблюдения и время от времени задавать наводящие вопросы.

Всегда давайте ваши детям понять, что они любимы вами и находятся под вашей защитой, не смотря ни на что. Малыши должны быть уверены в своих родителях, в том, что вы всегда сможете за них постоять.

Больше читайте хороших и добрых сказок и историй со счастливым концом. Смотрите мультики подобной тематики.
Найдите ребенку дополнительные занятия и увлечения: отдайте в спорт, рисование, плавание, пение. Это позволит занять свободное время, выплескивать эмоции и энергию в нужное русло, больше общаться, обмениваться опытом и с другими детьми.

Ограничьте просмотр телевизора, новостей и программ с трагическими сюжетами, фильмов ужасом и триллеров.

Эффективные способы борьбы с детскими страхами

  • игра

Среди множества методов и способов, направленных на борьбу с детскими страхами, особую популярность последние годы занимают игровые приемы. Игра - это не мечтание в одиночестве, это активная и главное совместная деятельность. В игровой форме легче усваиваются не только знания, но и многие привычки и навыки.

Дети начинают незаметно для себя корректировать свое поведение, преодолевая тем самым психологические трудности. Игры бывают ролевые (каждый человек играет свою определенную роль), предметные (игра с предметом) и смешанного типа (предметно-ролевые), организованные (имеющие четкие правила) и спонтанные (без правил).

С помощью данной методики проигрываются ситуации, вызывающие у ребенка стресс, что позволяет прожить их в воображаемой реальности, правильно отреагировать на них и тем самым освободиться от негативных переживаний. Главное, чтобы в подобных играх вымысел сочетался с реальностью с упором на положительные моменты.

Только не стоит превращать занятия в обязяловку. Настаивать на них не нужно. Ребенок должен сам захотеть справиться со своей проблемой. При отсутствии желания метод будет мало эффективен. Необходимо заинтересовывать ребенка, чтобы следующей игры он ждал с нетерпением.

Так как страхи у детей бывают разные, то и тактика поведения у родителей должна меняться в зависимости от вида страха. Нужно предлагать малышу разные варианты игр и занятий, в которых он сможет эмоционально очиститься, поигрывая и преодолевая свою боязнь.

  • рисование

Рисование тоже весьма продуктивный способ борьбы с детскими переживаниями. Рисунки отражают эмоции, интересы, переживания и характер человека. При изображении предмета, вызывающего тревогу, происходит уменьшение негативных эмоций, связанных с ожиданием чего-то пугающего.

С помощью рисования объект страха проходит некие стадии, постепенно теряя свою ужасность и становясь все менее значимым, либо превращаясь в значимый со знаком плюс. Ведь изображенный на бумаге страх - это нечто уже произошедшее, а значит не представляющее опасность. Перед началом работы со страхами с использованием данного метода порисуйте с ребенком на отвлеченные темы.

Только потом попросите его изобразить свой страх на листе. Обсудите получившийся рисунок, расспросите ребенка о его страхе, а затем постарайтесь представьте страх в положительном свете, используя юмор. Договоритесь, что фобию необходимо искоренить, а как, решать только малышу. Можно стереть рисунок ластиком, порвать на кусочки, выкинуть в мусорку или сжечь.

Обязательно удостоверьтесь, что ребенок больше не боится. Если это так, похвалите его за смелость и решительность, ведь это так важно - чувствовать поддержку и одобрение со стороны родителей. Закрепите результат рисованием на тему светлого будущего, допустим: Кем я хочу стать.

Малыш изобразит на листе свое будущее без страхов и тревог, за что его снова нужно будет похвалить.
Даже если с помощью рисования страх не уйдет до конца, он станет намного слабее, потому что ребенок начнет чувствовать себя гораздо увереннее. Через некоторое время можно будет повторить занятие.

  • сказкотерапия

Весьма молодым, но уже довольно-таки успешным направлением практической психологии является сказкотерапия. Ведь именно в сказках невозможное становится возможным. В них можно смело мечтать, строить образы и достигать желаемого, а также разрушать и устранять то, что мешает осуществлению задуманного.

Получив опыт решения проблемы с помощью сказочных героев, ребенок сможет перенести его на реальную жизнь. Таким образом, обыграв страх в сказке и избавившись от него мифическим способом, ребенок вполне может перестать бояться его и в настоящей жизни.

Чего делать нельзя

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи, даже если вам они кажутся пустяковыми.

Не стоит насмехаться над малышом, пытаясь увидеть в его действиях притворство или каприз, а также обзывать его трусом или боякой. Вы вешаете клеймо на человека, избавиться от которого потом очень трудно. К тому же после такого поведения ребенок может перестать вам доверять.

Не пытайтесь силой заставить ребенка пережить страх: не кидайте его в воду, если он боится глубины, не просите погладить собаку, если он от них шарахается и т.д. Так вы можете только навредить и поспособствовать более глубокому проникновению страха в сознание ребенка.

Важно осознавать, что чувство страха и беспокойство присуще всем людям и не стоит его бояться. Родители должны принимать своих детей такими, какие они есть со всеми их проблемами. Ведь если рядом близкий человек, готовый всегда прийти на помощь и защитить, побороть свои фобии становится лишь делом времени.

От мамы и папы нужна лишь забота и поддержка, умение выслушать и принять меры, найдя правильный подход к своему чаду. Если самостоятельно от страхов ребенку избавиться не удается, помните, что ребенка необходимо показать специалисту.

Порой бывает так, что за каких-то пару месяцев, а то и недель, общительный и смелый малыш вдруг превращается в замкнутого молчуна, вздрагивающего от каждого шороха. Карапуз, вот уже год мирно спящий в своей кроватке, начинает проситься в постель к родителям. А ребенок, обожавший раньше животных, вдруг с плачем бросается к маме при виде безобиднейшего мопса… Продолжать можно до бесконечности, но ясно одно: страх не рождается из ничего, всегда в подоплеке присутствует какой-то «травмирующий фактор».

Причина в шкафу?

Причины страхов надо искать в окружающем малыша мире. Психика ребенка очень пластична, и любое, даже незначительное, событие способно оставить в памяти малыша неизгладимый след

Возможно, на прогулке малыша напугала собака (хотя она просто пыталась «познакомиться» с малышом и даже не лаяла). Или приятели в садике рассказали страшилку о черной руке, живущей под кроватью… Или просто кусок мыла утонул в бочке на даче, а малыш уже навоображал себе бог знает что.

Любое из подобных событий способно надолго выбить ребенка из колеи. Особенно, если оно совпадет со сложным периодом в жизни малыша - например, с «кризисом трех лет» или с разводом родителей (что само по себе, конечно, уже является стрессовой ситуацией). Поэтому, чтобы распознать, а затем и победить страх, необходимо уделять крохе как можно больше внимания и создать спокойную атмосферу в доме.

Диагноз: страх

Малыш, который доверяет своим родителям, рано или поздно расскажет, что его тревожит. Главное - помочь ему в этом. Для диагностики детских страхов дома можно использовать картинки из книг и журналов с пятью видами изображений. Поищите картинки, иллюстрирующие:

  • страхи опасной стихии (пожар, навднение, буря и т. д.);
  • пространственные страхи и страхи неизвестности (высоты, глубины, открытых или закрытых пространств; боязнь заблудиться в лесу, остаться в полной темноте или оказаться в тумане);
  • социальные страхи (наказания, боязнь чужих людей, одиночества);
  • страх животных и насекомых (волки, собаки, змеи, пауки, осы и др.);
  • страхи-фантазии (персонажи сказок, мультфильмов и детских страшилок, передаваемых из уст в уста).

Главное при выборе картинок - чтобы они не были излишне реалистичными. Снимки из взрослых газет и журналов не подойдут - такие фотографии «с места происшествия» способны напугать даже родителей, не то что детей. Поэтому стоит воспользоваться старыми детскими журналами или книгами. В них и капризы природы, и злые волшебники выглядят немного комично, но при этом вполне узнаваемо.

Показывая изображения ребенку, наблюдайте за его реакцией, вслушивайтесь в комментарии. Так незаметно для себя, разглядывая картинки, малыш расскажет, как и чего именно он испугался («Такая собака, только черная, на Таню кинулась, ее один дядя еле отогнал. Мы думали, она нас разорвет!»). Возможно, ребенок будет храбриться на словах («Да я этого паука раздавлю, а мага возьму и заколдую!»), а у самого будет испуганный вид, дрожь в голосе… Или малыш посмотрит на все картинки и скажет: «Да это не страшно, куда страшнее…» - и наконец-то назовет вслух свой страх, о котором никто из близких и догадываться не мог, настолько по меркам родителей он казался нелепым… Тут главное - не смеяться над малышом, не называть его трусишкой. Ему и так тяжело, не надо усугублять это состояние. Лучше вселить в него надежду, что вместе вы победите любой страх. И обязательно поблагодарите, похвалите ребенка за откровенность: ведь чтобы признать свой испуг, нужно иметь огромное мужество, на которое даже не каждый взрослый способен.

Рисуем и исцеляемся!

Когда станет ясно, чего именно боится малыш и почему это происходит, можно предложить ему… изобразить свой страх. Для этого подойдут как краски и карандаши, так и пластилин. Не удивляйтесь, если через несколько минут на листе появятся яркие языки пламени или нечто черное и бесформенное, а из пластилина родится на свет монстр с шипами и клыками. Теперь страх выплеснулся, произошел выброс негативных эмоций, ребенку стало легче. И с этим страхом можно сделать что угодно - хоть порвать, хоть выкинуть в мусоропровод или даже сжечь (естественно, под присмотром взрослых).

Но лучше всего сделать этот «ужастик» смешным и веселым. Например, на листе, где бушует огонь, нарисовать смелых бобров-пожарных, а пластилиновому страшиле прилепить клоунский нос и дать в руки букет ромашек. Кроха убедится, что неизвестность - не мучительное ожидание, а загадка, которую интересно разгадывать Способность контролировать страх и осознание того, что он может быть подконтрольным - очень важны. Можно изобразить оберег - какое-нибудь доброе существо, которое будет прогонять страхи прочь. Например, доброго чародея с волшебной палочкой. И тогда даже в темной комнате малыш будет знать, что у него есть защитник.

Сеансы сказкотерапии

Но, конечно же, лучшее средство от детских страхов - это доброжелательная атмосфера в семье и внимание родителей, которые готовы объяснить любое явление нашей жизни и ответить на все «зачем» и «почему». Ведь когда ребенок чувствует, что он не один, что ему всегда помогут, то растет более спокойным и уверенным в себе. Вместо того, чтобы прятаться от страшной и противной «бякизакаляки», притаившейся на полу в темной комнате, такой малыш просто включит свет и обнаружит, что это всего-навсего игрушка, которую он забыл поставить на место вечером. Большинство детских страхов проходит в старшем дошкольном возрасте - как раз перед тем, как ребенок пойдет в первый класс Но если малыш чего-то боится на протяжении многих месяцев, а уж тем более лет - то необходимо обратиться к специалисту. И чем раньше - тем лучше, ведь застарелые неврозы с трудом поддаются коррекции.

Детские психологи владеют множеством методик распознания фобий и борьбы с ними, при этом сеансы происходят в занимательной форме и подходят даже для самых маленьких пациентов. Например, многие специалисты в работе с детьми используют песочницу. Если малыш будет играть дома, то вам понадобится небольшой ящик (70/60/15), наполовину заполненный чистым песком. Рядом в коробку положите камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки. И предоставьте ребенку возможность смачивать песок водой, чтобы он мог строить свой мир.

Такие сеансы мягко снимают страхи, а малыш воспринимает их как веселую игру. Так же, как и сказкотерапию. Сеансы сказкотерапии часто используются для борьбы с детскими переживаниями и дают хорошие результаты. Сказка, не поучая, ведет с детьми серьезный разговор, передает модели поведения в разных ситуациях, когда герои оказываются перед выбором. Вместе с персонажами сказки кроха переживает и побеждает страх. Сказка дарит надежду, что добро обязательно в конце концов победит зло. Она учит сопереживанию и сочувствию.

Герои сказки всегда имеют четкие моральные установки: добрый или злой, хороший или плохой. Положительный герой обычно находится в более выгодной, интересной и привлекательной позиции, поэтому чаще малыш отождествляет себя именно с ним.

После сеансов сказкотерапии дети становятся уравновешеннее, любознательнее, и в их фантазиях появляются не только злые герои, но и персонажи-помощники. А значит, ребенок постепенно научится бороться со своими страхами самостоятельно и обязательно потом победит их!

Укрощаем страхи в игре!

Прятки

Правила всем известны. Водящий, которому завязывают глаза, тоже сталкивается со страхом темноты, но уже в окружении веселящихся друзей. А это уже не страшно, а даже смешно. Так страх постепенно приручается.

«Пилот»

Ребенок садится на одеяло или толстое покрывало, а друзья и родители за концы поднимают «пилота» вверх примерно на 50-60 см и легонько покачивают. Это не только помогает малышу перестать пугаться высоты, но и повышает доверие ребенка к миру.

Угадай-ка!

Хорошим терапевтическим эффектом обладают игры на узнавание. Малыш запускает руку в непрозрачный мешочек с мелкими предметами и пытается определить, что ему попалось. А затем достает предмет и смотрит, угадал ли он. Таким способом побеждается страх неизвестности и другие фобии, так или иначе связанные с ожиданием неудачи. Такая игра хорошо подходит для дня рождения: любой, кто угадает, что за игрушка притаилась в мешке, забирает ее себе в качестве приза.

Боязнь темноты — это вполне нормальное явление для детишек 2-8 лет, вызванное страхом перед «тёмными силами». Вспомните, как вас в детстве пугали Бабой-Ягой — мурашки пробегали по коже даже днём, в присутствии взрослых, что уж говорить о тёмном времени суток. А теперь задумайтесь, сколько информации о нечистой силе ребёнок черпает из современных мультиков, компьютерных игр. Неудивительно, что оставленная на стуле футболка или тень от игрушки в полумраке обретают очертания зловещих существ. При этом отличить фантазию от реальности малыш не в силах — настолько сильно развито воображение в этом возрасте.

Как не следует поступать

Вы включаете свет с целью убедить напуганного ребёнка, что никаких чудовищ нет, но он вам не верит. Конечно, может согласиться, что сейчас, когда вы с ним, привидения исчезли, но убеждён, стоит вам только уйти, они появятся вновь. Продолжая утверждать, что чудовищ не существует и это всё — плод глупых фантазий, вы несознательно унижаете кроху. Под гнётом страха дети считают себя в какой-то степени неполноценными и без этого дополнительного стресса. Приводить в пример старшую сестру, которая ничего не боится, тоже не стоит. Ребёнок, скорее всего, перестанет показывать, что боится, и свою проблему начнёт переживать глубоко в себе, а это уже чревато манией. Не наказывайте ребёнка, запирая его в комнате в полной темноте, — принцип «клин клином вышибают» в данном случае неуместен.

Ваши действия

Если малыш обратился к вам по поводу своих страхов, внимательно выслушайте его и расскажите, что тоже в детстве чего-то боялись, но смогли побороть страх. Не давайте крохе смотреть мультики, в которых есть убедительные красочные отрицательные персонажи, особенно перед сном. Если ребёнок просит вас побыть с ним в комнате, не оставляйте его наедине со своими страхами. Почитайте добрую сказку со счастливым концом. И возьмите на вооружение несколько способов борьбы «со злом»:

1. На светлую сторону. Важно снабдить малыша средством, которое поможет ему справиться с воображаемыми чудовищами в ваше отсутствие, чтобы почувствовать себя более сильным перед лицом представляющихся опасностей. Поместите ночник возле детской кроватки. Оставляя его включённым, когда ребёнок ещё не слит, не выключайте его и после того как он заснёт. Ночью малыш может проснуться и, обнаружив себя в полной темноте, испугается. Позвольте малышу включать и выключать ночник по собственному усмотрению.

2. Правильные звуки. Когда мы не можем увидеть, что происходит рядом, то инстинктивно начинаем прислушиваться. Дети — не исключение. Они обязательно услышат какие-то скрипы, шорохи, шаги и свяжут их с фобией. Зная это, попробуйте их заглушить. Слабые или умеренные ритмичные звуки действуют усыпляюще: тиканье часов, негромкое ритмичное пение, записи звуков природы — дождя, водопада, шума ветра — придутся как нельзя кстати.

3. Добрый защитник. Расскажите крохе, что чудовища тоже имеют свои страхи, а главное, у вас как раз есть средство, которого они боятся. Им может выступать плюшевый мишка «Суперспасатель» или «Магический шар» под прикрытием обычного резинового мячика. Держа такой «отпугиватель» под рукой, малыш будет уверен, что контролирует ситуацию.

4. В лицо страху. Попросите малыша нарисовать то, чего он боится, а потом разорвать в клочья рисунок, или слепить из глины, а полученную поделку сплющить в лепёшку. Объясните ребёнку, что таким образом он одержал верх над злыми чудовищами, и они теперь не осмелятся его потревожить. Можно поиграть с малышом в прятки. Хорошо если он спрячется в затемнённый угол. В таком случае позвольте находиться ребёнку незамеченным как можно дольше, а когда найдёте, похвалите за храбрость, скажите, что никогда не решились бы туда спрятаться. Малыш почувствует себя героем и, возможно, постарается убедить вас, что там не так уж и страшно. Так он начнёт совсем иначе относиться к собственным страхам.

Обратите внимание. Если у ребёнка страх темноты и кошмарные сны проявляются регулярно в течение длительного промежутка времени, более полугода, обратитесь за помощью к психологу.

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея».


Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную.


Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на [email protected]


Спасибо!

Страхи – это серьезно


Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Вполне вероятно – самая первая. Во всяком случае, многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Может быть, поэтому в старину бытовало поверье, что дети, появившиеся на свет в результате кесарева сечения, отличаются особым бесстрашием…

Как бы там ни было, но еще толком не выпроставшись из пелены сна, окутывающей его в первые месяцы жизни, младенец начинает пугаться. Сначала резких звуков, потом незнакомой обстановки, чужих людей. И это вполне естественно. Малышу очень неуютно в огромном незнакомом мире. Его можно сравнить со взрослым человеком, очутившимся вдруг на неведомой планете, населенной великанами.

Поначалу родители относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием. Но постепенно их отношение начинает меняться. Испугавшийся чужого дяди или собаки ребенок трех, четырех и, тем более, пяти лет частенько слышит: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно? Ведь ты уже большой!»

Увы, если про многие детские проблемы можно сказать, что, скорее всего, ребенок их со временем преодолеет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так просто. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше расширяются познания и развивается фантазия малыша, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире. Особенно сейчас, когда мир так нестабилен и заряжен агрессией, специалисты отмечают существенный рост детских страхов, и это не может не тревожить.

Но не стоит отчаиваться. Ведь ничуть не легче растить ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство. «Запредельное» бесстрашие встречается, например, при некоторых расстройствах психики, и родители такого бесстрашного ребенка пребывают в постоянной тревоге за его судьбу. В этом смысле боязливый ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить.

Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх. Подчас страхи указывают и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз может ставить только врач.

А что же делать родителям? Как им помочь маленькому трусишке? Прежде всего следует критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое собственное поведение по отношению к ребенку. Очень часто страхи появляются у детей, когда их… чересчур опекают. Да-да, казалось бы, усиленная опека должна создавать у ребенка чувство защищенности и, соответственно, внутреннего комфорта. Но не тут-то было! Когда малыша излишне опекают, он ощущает себя маленьким и слабым, а мир представляется ему грозным и враждебным, – иначе с чего бы взрослым дрожать над каждым его шагом? А поскольку с окружающим миром этот ребенок практически не знаком (ему попросту не дают такой возможности), место знаний занимают страшные фантазии. Ведь неизвестное всегда пугает вдвойне.

Поэтому, как ни велик соблазн держать ребенка под своим крылом чуть ли не до старости (взрослым так гораздо спокойнее), умные родители начинают довольно рано отпускать детей «в свободное плавание». Разумеется, постепенно, учитывая возраст, характер малыша, а также специфику его окружения. К примеру, в маленьких российских городках и поселках, где не так много машин и жизнь относительно безопасна, дети начинают самостоятельно гулять раньше, чем в Москве. В последние годы они получают это вожделенное право примерно лет с 9-10, хотя еще в 80-е гг. ребятишек не боялись отпускать во двор с 5-6 лет. Но жизнь изменилась не в лучшую сторону, и родители сейчас гораздо больше опасаются за своих чад.

«Местную» специфику учитывать необходимо; в противном случае ко всем прочим комплексам ребенка прибавится еще и страх стать посмешищем для сверстников, а это гораздо мучительней, чем думают иные взрослые.

Детские страхи нередко являются последствием конфликтов в семье. Взрослые зачастую об этом даже не подозревают, так как дети могут внешне ничем не выдавать своего беспокойства. Кажется, что их не волнуют ссоры родителей, – те кричат, ругаются, а ребенок преспокойно играет в своем уголке. Но в большинстве случаев отсутствие непосредственной реакции на конфликт не означает, что реакции не будет вовсе. Она просто выразится чуть позже и в какой-то иной форме. Например, ребенок вдруг начнет заикаться, писаться по ночам или бояться темноты, одиночества, привидений и прочего.

Конечно, не у всех детей гиперопека провоцирует страхи. Кто-то пытается бунтовать против повышенного внимания со стороны родителей, проявляет негативизм, хитрит, изворачивается, тайком или в открытую нарушает запреты. Да и семейные ссоры не всех травмируют одинаково (даже в одной семье).

Причина коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них ожидают большей смелости, чем от девочек, да и современная массовая культура ориентирована не на утонченных поэтов и художников, а на «сильных духом мужчин», суперменов. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски: его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. Родители ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Они (особенно отцы) часто делают это «из воспитательных соображений», надеясь, что трусишке станет стыдно и он исправится. Но ребенок лишь замыкается в себе и перестает доверять взрослым.

Другое дело – в хорошую минуту, когда ребенок ничего не боится и не нервничает, вместе с ним посмеяться… о нет, не над ним, а над его страхом! Подробнее о том, как это лучше сделать, речь пойдет ниже.

Очень хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность в том, что они тоже сумеют преодолеть свои проблемы. Если даже папа, такой сильный и смелый, в детстве боялся темноты, значит, не все еще потеряно! Значит, надежда есть! Не беспокойтесь за свой авторитет, он от этого не пошатнется. Наоборот, вы сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга.

Помогая ребенку справиться со страхами, не стремитесь к скорому результату. В данном случае как никогда уместна пословица «тише едешь – дальше будешь». Не торопите малыша, ведь это может нанести ему вторичную психическую травму Лучше преодолевать страхи постепенно, без напряжения, чтобы они исчезали как бы сами собой.

В то же время постоянно внушайте ребенку, что он уже многое в себе преодолел, что раньше (пусть это не соответствует действительности!) он трусил гораздо больше. Любая, самая незначительная победа (скажем, ребенок на мгновение заглянул в темную комнату) должна отмечаться родителями как огромное достижение, о котором нужно с гордостью рассказывать родственникам и знакомым, причем непременно так, чтобы малыш это слышал. Помните: ребенка его трусость уязвляет гораздо больше, чем вас. И он обязательно поборет свой страх – как только созреет для решительного шага. А ваша похвала для него – как солнечные лучи для наливающегося соком плода.

В этой книге вы найдете много игр и игровых упражнений, помогающих детям справиться с различными страхами. В последние годы игровые методы все более активно проникают и в нашу педагогику, и в психотерапию. Специалисты давно поняли, что игра – мощнейший инструмент воздействия на детскую психику. Однако среди многих родителей еще бытует мнение об игре как о пустой забаве. Занимается ребенок чем-то, не докучает взрослым – и слава Богу! Хотя как можно несерьезно относиться к занятиям, которые поглощают почти все время бодрствования малышей? В игровой, неформальной обстановке дошкольники и младшие школьники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение, преодолевают психологические трудности. Игрой зачастую можно достичь гораздо больших результатов, чем нравоучениями.

Другое дело, что игра с ребенком дается многим взрослым с огромным трудом. Куда проще сварить обед или починить автомобиль! Даже для самой незамысловатой детской игры типа «дочки-матери» требуются живая фантазия, изобретательность и непосредственность восприятия – качества, которые многие взрослые давно утратили. Однако героические усилия родителей будут вознаграждены сторицей. Общаясь с ребенком на «его языке», используя знакомые, понятные и любимые им художественные образы, тактично направляя детскую игру в нужное русло, мамы и папы смогут добиться поразительных результатов.

Раздел 1
Установочные ролевые игры

Как уже говорилось, страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, а значит, повышенно самолюбивые дети. И браться за решение этой проблемы следует очень осторожно. Многие трусишки, не желая представать перед окружающими в невыгодном свете, наотрез отказываются признаваться в том, что им бывает страшно. «Лобовая атака» в этом случае ничего не даст. Лучше затеять игру, наделив главного персонажа «нуждающимся в проработке» качеством, – в нашем случае это боязливость. Пусть таким персонажем станет Зайчишка-Трусишка.

В русских сказках заяц почти всегда чего-то боится, так что ребенок не заподозрит подвоха. Более того, художественный образ, опирающийся на традиционную культуру, заряжается дополнительной энергией, поскольку при его восприятии запускаются механизмы родовой памяти (или, иначе, коллективного бессознательного).

Большинство детей сразу охотно включатся в игру. Но будут и такие, которые начнут под разными предлогами отказываться – «не хочу», «не интересно». Однако следует понимать, что дело тут вовсе не в отсутствии интереса. Обычно так реагируют либо дети, которые не просто чего-то боятся, а страдают уже настоящими фобиями (то есть навязчивыми, патологическими страхами), либо очень гордые и закрытые ребятишки. В таком случае следует проявить осторожность и не настаивать непосредственно на игре, но постараться увлечь ребенка частностями – подбором и изготовлением игрушек, декораций и т. п. Самого Зайчишку-Трусишку легко сделать из двух старых перчаток.



Одну перчатку оставьте нетронутой – чуть позже вы наденете ее на руку. Из второй же смастерите головку Зайчишки. Отрежьте у перчатки пальчики 1, 2 и 5 и зашейте прорези. Загните края перчатки до основания пальцев, вытянув 3 и 4 пальцы кверху. Это будут уши. Сшейте перчатку как показано на рисунке. Получилась головка. Пришейте к ней глазки-пуговки, носик, ротик (их можно вышить). Теперь пришейте головку к среднему пальцу первой перчатки (см. рис.). Получится очень выразительная перчаточная кукла, которая может шевелить головой, дрыгать четырьмя лапами (соответственно четыре пальца), чесать у себя за ухом и проделывать множество других забавных движений. Ребенку почти наверняка захочется надеть ее на руку и поиграть.

Прочие игрушки подберите из имеющихся в доме или нарисуйте, или вырежьте из картона – простор для фантазии тут большой. Играть можно на полу или на столе, а можно набросить на два стула одеяло – и у вас готова ширма для кукольного театра. Театральный вариант, конечно, самый удобный, поскольку дает возможность многократно повторять игру под видом репетиций, а затем давать представление перед зрителями (для робкого ребенка это тоже полезная психотренировка).

Разыгрывая истории про Зайчишку-Трусишку, давайте ребенку возможность импровизировать (кстати, таким образом вы узнаете много нового и часто неожиданного о переживаниях своего малыша), но обязательно следите за тем, чтобы он не уклонялся от «генеральной линии». Если он будет упрямиться, идите на компромисс: пусть немного поиграет как хочет, а потом – как нужно. Соблюдение заданной сюжетной канвы необходимо не только для того, чтобы справиться со страхами. Как ни парадоксально, но установление довольно жестких, хотя и не слишком узких, рамок развивает воображение, стимулирует ребенка к творчеству. Начав заниматься с детьми ролевыми играми, многие родители с удивлением обнаруживают, что ребятишкам поначалу очень трудно фантазировать на заданную тему. У нервных детей с фантазией особенно туго. При всей своей впечатлительности они нередко уступают в этом детям с более устойчивой психикой. Причина – и в зажатости невротиков, и в том, что их фантазия, как правило, направлена прежде всего на себя, на свои обиды, страдания и, разумеется, страхи.

Проиграв по нескольку раз предложенные здесь истории про Зайчишку, вы можете дальше придумывать что-то свое. Чем больше сюжетов предложит ребенок, тем лучше. Скорее всего, он захочет видеть своего персонажа уже не просто героем очередной сказки, а Героем с большой буквы. Не препятствуйте ему в этом. И не надо ужасаться, если порой расправа Зайчишки с врагами покажется вам чересчур жестокой. Это не кровожадность. Просто ваш малыш слишком долго мучился сознанием собственного бессилия и теперь хотя бы в игре хочет взять реванш. Предлагать ему более мирные способы разрешения конфликтов, конечно, надо, но не сразу, а немного погодя. Пусть сначала выплеснет эмоции.

Каждый раз перед началом игры прочтите ребенку очередную историю и распределите роли. Не настаивайте, чтобы он непременно играл Зайчишку, однако, если отказы будут систематическими, следует насторожиться. Постарайтесь добиться того, чтобы малыш хотя бы частично озвучивал роль главного героя (например, притворитесь, что подзабыли сюжет – пусть он вам подсказывает). Не пренебрегайте авторским текстом, он дает малышам дополнительные образные и эмоциональные опоры, помогает лучше прочувствовать происходящее. Очень полезно использовать в игре музыку, особенно в напряженные, страшные или, наоборот, радостные моменты.

Для детей дошкольного возраста игра сама по себе является важнейшим мотивом деятельности, однако дети 7-9 лет могут поначалу заупрямиться, заявив, что они «уже не маленькие». В этом случае нужно выдвинуть в качестве мотива не игру, а нечто другое. Например, развитие артистических способностей. Предложите устроить свой домашний театр, чтобы развлекать спектаклями гостей. Можно представить игру как подготовку к поступлению в театральный кружок. Тем более что она действительно разовьет у ребенка творческие способности.

Истории про Зайчишку-Трусишку
1. «У страха глаза велики»

В густом лесу жила-была заячья семья: папа Заяц, мама Зайчиха и их дети-зайчата (пусть малыш сам придумает, сколько было детей). У каждого зайчонка, конечно, было свое имя (пусть ребенок придумает имена всем зайчатам), но одного зайчишку никто по имени не называл. Почему? Да потому что однажды с ним произошел случай, после которого ему дали прозвище Зайчишка-Трусишка. А настоящее имя постепенно совсем забылось. Дело было так…



Вот прыгал как-то раз Зайчишка по лесу, но не так, как другие – весело и резво, – а робко, боязливо. Прыгнет и съежится (пусть малыш покажет это и куклой, и, как говорят артисты, «в живом плане»). И по сторонам все время озирается – нет ли чего страшного? Зайчишка этот уродился таким робким, что даже сами зайцы удивлялись: и в кого он такой? От собственной тени шарахается! (покажите как можно смешнее, как зайчишка шарахается от своей тени).



Пока Зайчишка прыгал по солнечной лужайке, ему было не очень страшно. Он играл с пестрой Бабочкой, которая порхала над ним и все пыталась сесть ему на ухо. (Бумажную бабочку можно прикрепить к нитке или к проволочке.) Зайчишка с удовольствием скакал за Бабочкой и сам не заметил, как очутился под большой, раскидистой елкой.

– Эй, Бабочка! Ты где? – пискнул Зайчишка.

Под елкой было темно. Зайчонок сделал еще пару прыжков. Где же Бабочка? И вдруг вместо своей подружки он увидел ужасное чудовище, которое притаилось под еловыми лапами.

Из пасти чудовища валил пар, глаза зловеще сверкали… Больше Зайчишка не успел ничего разглядеть, потому что дал стрекача. Он кинулся к своей норе с истошным воплем: «Змей Горыныч! Змей Горыныч!»



Все звери, конечно, переполошились. (Пусть разные игрушки – расспрашивают Зайчишку, что случилось, а он, дрожа от ужаса, все твердит про Змея Горыныча. Показывать страх надо как можно карикатурнее, но при этом не забывайте вслух жалеть Зайчишку.)

Ну, звери снарядили целое лесное войско и направились к старой ели. Пришли. Где Змей Горыныч? А никакого Змея нет, лежит под веткой коряга, никого не трогает.

Тут все как расхохочутся!

– Это ж надо! Корягу за Змея Горыныча принял!

– Да, но я же видел! – оправдывался Зайчишка. – Я, честное слово, видел и пасть, и большущие глаза…



А звери еще громче хохочут-заливаются.

– Да это у страха глаза велики! У ТВОЕГО страха!

С тех пор и прозвали беднягу Зайчишкой-Трусишкой.

Не заканчивайте игру на грустной ноте. Скажите, что, может быть, звери поторопились, придумав Зайчишке такое прозвище. Ведь испугаться может каждый, но это еще не значит, что он трус.

2. «А вкусная была капуста…»

За лесом, в котором жил Зайчишка-Трусишка, раскинулась деревня. А в деревне, конечно же, были огороды. Ну, а на огородах росло любимое заячье лакомство – капуста! Сочная, вкусная… Зайчишкины родители постоянно бегали в деревню за капусткой для своих малышей. Хрустя свежими листочками, наш Зайчишка мечтал когда-нибудь тоже побывать на огороде и полакомиться вволю. Может, ему даже удастся попробовать кочерыжку? Мама говорила, что это в капусте самое вкусное.

И вот однажды Зайчиха неожиданно заявила:

– Все, дети. Вы уже подросли и должны учиться добывать себе пропитание сами. Сегодня мы идем на огород вместе.

Зайчата обрадовались, запрыгали, а наш Зайчишка – выше всех!

– Ура! – кричит, – бежим! Бежим скорее!

– Да куда же сейчас-то бежать? – уговаривает его Зайчиха. – Надо дождаться, пока стемнеет. Разве зайцы днем на огороды бегают? Днем там люди работают, нам с ними встречаться ни к чему.

Насилу дождался Зайчишка вечера. Наконец солнце спряталось, вышла луна и засияли звезды.

Не забывайте про декорации. Чем интересней оформлена игра, тем лучше для ребенка.

– Пора! – решил папа Заяц. – Вперед, на огород!

Зайцы помчались стрелой. Зайчишка не отставал от родных, но, добежав до речки, протекавшей возле самой деревни (речку легко заменит голубой или синий шарф), вдруг остановился как вкопанный. Он видел речушку впервые, и она показалась ему просто огромной. Мама и папа – прыг – и перескочили на другой берег, а Зайчишка не смеет даже на полшажка к воде приблизиться. Дрожит как осиновый лист.

– Утону, – бормочет. – Сейчас утону!

– А ты по мосточкам переберись, – говорит Зайчиха.

Смотрит Трусишка, а его братья и сестры уже на том берегу. Быстрее молнии по мосточкам промчались и уже принюхиваются – верно, капусту почуяли.



А наш Трусишка не знает, как быть. Мосточки-то уж больно шаткие! Что если в речку свалишься? Стоит он, с лапки на лапку переступает, а прыгнуть никак не решается.

– Да ты не бойся! – уговаривает его Зайчиха.

– Иди, иди к нам! – кричат остальные зайчатки.

– Нет, – вздыхает Зайчишка. – Не могу. Свалюсь. Вот увидите – точно свалюсь и утону.

Неизвестно, сколько бы эти уговоры продолжались, если бы не папа Заяц.

– Хватит его упрашивать! – прикрикнул он на свое семейство. – Вы что, хотите дождаться, пока рассветет?

Зайцев тут же и след простыл. Остался Трусишка один. Сделает шаг вперед, ступит на доску – и сразу назад. Его от ужаса такая дрожь бьет, что и мосточки под ним дрожат, а уж пробежать по трясущимся мосткам бедняжке вовсе не под силу.

Так и простоял он до тех пор, пока родные не вернулись.

Спросите ребенка: что, по его мнению, сказали Трусишке папа с мамой, а что – братья и сестры. Скорее всего, он воспроизведет высказывания ближайших родственников о его собственной трусости; вполне возможно, у вас появится пища для размышлений. Успокойте малыша – скажите, что мама Зайчиха не забыла своего Трусишку и принесла ему капустный листок. И конечно, пообещайте интересное продолжение игры.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары