Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Рассказы диалоги для детей 5 6 лет. Образовательный портал

Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Мой опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками, говорит о том, что наилучшие образцы диалогического взаимодействия дают детям литературные произведения. Игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы по степени самостоятельности в производстве диалогических высказываний как упражнения на основе литературного текста и упражнения в импровизации самостоятельных диалогов.

Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.

Олег Григорьев.

Конфеты.

Я нёс домой

Кулёк конфет.

А тут навстречу мне

Сосед.

Снял берет:

О! Привет!

Что несёшь?

Кулёк конфет.

Как - конфет?

Так - конфет.

А компот?

Компота нет.

Нет компота

И не надо…

А они из шоколада?

Да, они из шоколада.

Хорошо,

Я очень рад.

Обожаю шоколад.

Дай конфету.

На конфету.

А вон ту, а ту, а эту…

Красота! Вкуснота!

А вот эта, а вон та…

Больше нет?

Больше нет.

Ну, привет.

Ну, привет.

Ну, привет.

Повар.

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!

Л. Миронова


- Где же яблоко, Андрюша?
- Яблоко? Давно я скушал.
- Ты не мыл его, похоже.
- Я с него очистил кожу!
- Молодец ты стал какой!
- Я давно уже такой.
- А куда очистки дел?
- Ах... очистки... тоже съел.

Г. Лебедева

Ёжик.

С.В. Михалков

Котята.

Родились у нас котята -

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Hаконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котенок самый белый,

ДВА - котенок самый смелый,

ТРИ - котенок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам, ребята,

Б. Заходер.

Петь, здорово!
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!

Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу...» -
«Что пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит! -

Но меня же не обманешь...
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

*****

Раз осеннею порой

По тропинке лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И шагая через мост,

Hаступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик,

Зашумел темный лес,

А медведь с испугу вмиг

Hа сосну большую влез.

Hа сосне веселый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: ты, медведь,

Должен под ноги смотреть.

С той поры медведь решил,

Что зимой надо спать

По тропинкам не ходить

Hа хвосты не наступать.

И зимою безмятежно

Спит медведь под крышей снежной.

И доволен не спроста,

Кто родился без хвоста!

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика дыра?

Один ворот остался.

Шотландская народная песенка.

Кyпите лyк, зеленый лyк,

Петpyшкy и моpковкy!

Кyпите нашy девочкy,

Шалyнью и плyтовкy!

Hе нyжен нам зеленый лyк,

Петpyшка и моpковка,

Hyжна нам только девочка,

Шалyнья и плyтовка!

Я медведя поймал!

Так веди сюда!

Hе идет.

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

Еду сено косить,

А что тебе сено?

Коровок кормить.

А что тебе коровы?

Молоко доить.

А зачем молоко?

Ребяток кормить.

Настя Емельяненко.

Здравствуй, киска, как дела
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете. Мяу!

В.Орлов
Кража.
- Кра! - кричит ворона.
Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
-Стой, ворона, помолчи!
Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
-Как?- подпрыгнула ворона
и моргнула удивленно-
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-рали!

Улитка и жук.

Повстречал улитку жук:
- Ты не бойся, я твой друг!
Что нацелила рога
На меня, как на врага?
Коль друзей встречать рогами,
Станут все они врагами.

Хрюшкина подружка.

В лужице хрюшку увидела хрюшка:
- Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!

Кто первый.

- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.


Олег Бундур.

«Доброе утро!» -
Скажешь кому-то
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.

Снег под папою
Басом поёт:
- На завод!
На завод!
Подо мною
Снежинки пищат:
- В детский сад!
В детский сад!

Как папа жил в детстве.

Папа утром сам вставал,
Всё до капельки съедал,
Не ронял, представьте, чашек,
Никогда не рвал рубашек
И не бегал босиком,
И не щёлкал языком,
И с дворняжкой не дружил -
Очень
скучно
папа
жил!


- Федя! Сбегай к тете Оле,
Принеси немного соли.
- Соли?
- Соли.
- Я сейчас.
- Ох, и долог Федин час.
- Ну, явился, наконец!
Где ты бегал, сорванец?
- Встретил Мишку и Сережку.
- А потом?
- Искали кошку.
- А потом?
- Потом нашли.
- А потом?
- На пруд пошли.
- А потом?
- Ловили щуку!
Еле вытащили злюку!
- Щуку?
- Щуку.
- Но позволь, а где же соль?
- Какая соль?


Токмакова Ирина


Где спит рыбка.
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий - к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

В. Степанов

Как живете?


-Кони, кони, как живете?
Кони, кони, что жуете?
- Хорошо пока живем,
На лугу траву жуем.

Куры, куры, как живете?
Куры, куры, что жуете?
-Хорошо пока живем,
Но, простите, не жуем,
Мы клюем проворно
На тропинке зерна.

Козы, козы, как живете?
Козы, козы, что клюете?
-Хорошо пока живем,
Но, простите, не клюем,
А дерем мы поутру
С молодых осин кору.

Как вы, кролики, живете?
Что вы, кролики, дерете?
-Хорошо пока живем,
Но, простите, не дерем,
А грызем мы ловко
Свежую морковку.

Вы, котята, как живете?
Что, котята, вы грызете?
-Хорошо пока живем,
Но, простите, не грызем,
Пьем мы понемножку
Молоко из плошки.

Птицы, птицы, как живете?
Птицы, птицы, что вы пьете?
-Хорошо пока живем,
Дождевые капли пьем
И поем мы песни вам
По утрам и вечерам.

С.Я. Маршак


Волк и лиса.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.

Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?

Ничего идут дела.
Голова еще цела.

Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.

Сколько взяли?
- Шерсти клок,

Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!

Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

Источники:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. И сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
  2. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Режим доступа:http://www.openclass.ru/node/265795

Длинное, но любимое. 8-)
***
Сергей Михалков
Трезор
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его.

Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора.
И поэтому щенок
Перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота -
Кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол -
С головой забрался в уголь,
Вылез чёрный - не узнать.
Влез в кувшин - Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улёгся на кровать Спать...

Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного!

***
Усатый-полосатый
Маршак Самуил

Жила-была девочка. Как её звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.

Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет, -
Сорока ещё нет.
А всего четыре года.

И был у неё... Кто у неё был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? Котёнок.

Стала девочка котёнка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.

Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.

Уложила котёнка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, - что такое?

Хвостик - на подушке,
На простынке - ушки.

Разве так спят?
Перевернула она котёнка, уложила как надо:
Под спинку -
Перинку.
На перинку -
Простынку.
Под ушки -
Подушки.

А сама пошла ужинать.
Приходит опять,- что такое?

Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки
Не видать,
А усатый,
Полосатый
Перебрался
Под кровать.

Разве так спят?
Вот какой глупый котёнок!

Захотела девочка котёнка выкупать.
Принесла
Кусочек
Мыла
И мочалку
Раздобыла
И водицы
Из котла
В чайной
Чашке
Принесла.

Не хотел котёнок мыться
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Вот какой глупый котёнок!

Стала девочка учить котёнка говорить:

Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!

Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!

Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!

Всё "мяу" да "мяу"! Вот какой глупый котёнок!

Стала девочка котёнка кормить.

Принесла овсяной кашки
Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски -
Отвернулся он от миски.

Принесла кусочек сала.
Говорит котёнок: - Мало!

Вот какой глупый котёнок!

Не было в доме мышей, а было много карандашей.
Лежали они на столе у папы и попали котёнку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку,

И давай его катать -
Из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета.
Подтолкнёт - и цап-царап!
А потом загнал под шкап.

Ждёт на коврике у шкапа,
Притаился, чуть дыша...
Коротка кошачья лапа -
Не достать карандаша!

Вот какой глупый котёнок!

Закутала девочка котёнка в платок и пошла с ним в сад.

Люди спрашивают: - Кто это у вас?
А девочка говорит:- Это моя дочка.

Люди спрашивают: - Почему у неё мохнатые лапы,
а усы, как у папы?
Девочка говорит:- Она давно не брилась.

А котёнок как выскочит, как побежит,- все и увидели,
что это котёнок - усатый, полосатый.

Вот какой глупый котёнок!

А потом,
А потом
Стал он умным котом.

А девочка тоже выросла, стала ещё умнее и учится
в первом классе сто первой школы.

***
Токмакова
Гном

К нам по утрам приходит гном.
В Москве приходит прямо в дом!
И говорит все об одном:
-Почаще мойте уши!

А мы кричим ему в ответ:
- Мы точно знаем, гномов нет! -
Смеется он: - Ну нет так нет.
Вы только мойте уши!

***
Разговор старой Ивы с Дождем
Токмакова Ирина

Восемь - у доpоги,
Девять - на лугу...
- Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу?
- Две - под стаpой елью,
Возле стога - шесть...
-Что ты, Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть?
- Тоpоплюсь pомашки
Все пеpесчитать,
Десять - на опушке,
Под осиной - пять...
Hу как пpосчитаюсь,
Долго ль до беды!
Вдpуг на всех не хватит
У меня воды!

***
Берестов Валентин
Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, почитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Где спит рыбка
Токмакова Ирина

Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий - к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь? 06.05.2004 10:13:38, Nata

1 0 -1 0

Короткие
***
Что ореховый куст сказал Зайчонку
Токмакова Ирина

Стой, Зайчонок, не беги
По тpопинке yзенькой,
Лyчше ты побеpеги
Хвостик свой кypгyзенький.
Лис кpадется вдоль тpопы.
Вpяд ли ищет он гpибы!

Вопрос и ответ

***
Тетя Тротт
Английский фольклор (пер. С.Маршака)

Тетя Тpотт и кошка,
сели y окошка.
Сели pядом вечеpком
поболтать немножко.

Тpотт спpосила: "Кис-кис-кис,
ты ловить yмеешь кpыс?"
..."М-мyp"- сказала кошка,
помолчав немножко.

Маршак (англ. песенки и стишки

Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке
И съев по булке с маслицем
Успели так замаслиться
Что мыли этих феечек,
Из трех садовых леечек

***
Шалтай-Болтай сидел на стене
Шалтай-Болтай свалился во сне
Вся королевская конница
Вся королевская рать
Не может Шалтая
Не может Болтая
Шалтая-Болтая
Болтая-Шалтая
Шалтая-Болтая собрать.
***
Маленькая девочка,
Скажи где ты была?
Была у старой бабушки
На том конце села.
– Что ты пила у бабушки?
– Пила с вареньем чай.
– Что ты сказала бабушке?
– “Спасибо и прощай”

***
Ты скажи, барашек наш, сколько шерсти ты нам дашь?
– Не стреги меня пока, дам я шерсти три мешка,
Один мешок – хозяину, другой мешок – хозяйке,
А третий – детям маленьким на теплые фуфайки.

***
Кошка Вилли Винки ходит и глядит:
Кто не снял ботинки? Кто еще не спит?
Стукнет вдруг в окошко или дунет в шель
Вилли-Винки-крошка лечь велит в постель.

***
Берестов
Спит будильник. Спит звонок.
Просыпается щенок.
Просыпается и лает,
Снов приятных нам желает.
"Баю-бай! Баю-бай!"
Вот что значит этот лай.

***
Чайки

Чайки, чайки! Где ваш дом?
Чайки, чайки! Где ваш дом?
На земле? На воде?
Или в синей вышине?
- Ну, конечно, на земле!
На земле рождаемся.
- Ну, конечно, на волне!
На волне качаемся.
- Ну, конечно, в вышине!
В вышине летаем.
Вот где, вот где мы живем!
Вот где обитаем!

(Валентин Берестов).
***
Берестов
Открытка

Отворяй, Лиса, калитку,
Получай, Лиса, открытку!
На открытке есть картинка:
Хвост морковки и дубинка.
А написано в открытке:

СОБИРАЙ СВОИ ПОЖИТКИ
И УБИРАЙСЯ ИЗ НАШЕГО ЛЕСА!
С ПРИВЕТОМ
ЗАЯЦ

***
Заяц-барабанщик
Берестов Валентин

За уши зайца
Hесут к барабану.
Заяц ворчит:
"Барабанить не стану!
Hет настроения,
Hет обстановки,
Hет подготовки,
Hе вижу морковки!"
06.05.2004 10:14:29, Nata

1 0 -1 0

И еще:
***
Лукашкина.

Ну почему молоко убежало?
-Просто кастрюля бока ему сжала!
На огонь поставила,
Кипеть заставила: терпи!
-Мне молоко жалко...
-Ему было жарко!
Кипело, отдувалось,
Тихонько поднималось!
Дрожало, дрожало,
Решилось: побежало!
-... И теперь нам эти каши
Есть и не придется даже!

***
Разговор в темной комнате.

Знаешь, там за занавеской
кто-то дышит и молчит...
-Это кит.
-Чья-то тень крадется - видишь?-
по стене на потолок...
-Это волк.
-Кто-то скрипнул дверцей шкафа...
-Домовой.
-Отчего тебе не страшно?!
-Ты со мной.

***
Бородицкая.
Убежало молоко

Убежало молоко.
Убежало далеко!
Вниз по лестнице
Скатилось,
Вдоль по улице
Пустилось,
Через площадь
Потекло,
Постового
Обошло,
Под скамейкой
Проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило двух котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице
Летело,
Вверх по лестнице
Пыхтело,
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!
***
Несполушный светлячок

С рассветом
Улегся в кровать светлячок.
Ему говорят:
"Повернись на бочок!"
"Светло на дворе!"-
светлячку говорят.-
Хорошие дети
Давно уже спят!"

Глаза светлячок прикрывает
И ждет:
Когда же из комнаты
мама уйдет?
Сегодня ему никак не дежится:
Он с солнечным зайцем
Решил подружиться!

***
Г. Сапгир
ВСТРЕЧА

Как-то раз на дне стакана
Карлик встретил Великана
- Как же ты пролез в стакан? -
Удивился Великан.
***

Роман Сеф
-Здравствуй, ветер,
Что невесел?
-Плохо мне,
Бедняжке:
Разбежались
По волнам Все мои "барашки".
Я пасу их,
Стерегу,
Но сберечь их
Не могу.
Исчезает мое стадо
На скалистом
Берегу.
***
Лагздынь
Медвежонок

Бродит мишка у берлоги,
В желтых листьях вязнут ноги.
-Ты чего вздыхаешь, мишка?
Пошуршала тихо мышка.
Отвечает косолапый,
Промокнув глазенки лапой:
-Матушка-медведица
На меня все сердицтся...
Я прошу "Дай, мама, меда!"
А она: "Поспи полгода!..."

***
тоже любимые, но длинные:
Над нашей квартирой
(Э. Успенский)

Над нашей квартирой
Собака живёт
Лает собака
И спать не даёт
Спать не даёт
Нам!

А над собакою
Кошка живёт,
Мяукает кошка
И спать не даёт
Спать не даёт
Собаке

Ну а над кошкою
Мышка живёт
Мышка вздыхает
И спать не даёт
Спать не даёт
Кошке

Ночью по крыше
Дождик стучит
Вот потому-то
И мышка не спит
Мышка не спит
Всю ночь.

В небе печальные
Тучи бегут
Тучи рыдают
И слёзы текут
Слёзы текут
Дождём!

А тучи обидел
Маленький гром,
Который по тучам
Стучал кулаком
Стучал кулаком
Ба-бах!

***
Л.Зубкова
Апельсин

Мы делили
апельсин
Много нас
А он - один
Эта долька -
для ежа!
Эта долька -
Для чижа!
Эта долька-
Для утят!
Эта долька-
Для котят!
Эта долька -
ля бобра!
А для волка -
Кожура!
06.05.2004 11:00:49,

Учебно-методическое пособие

Развитие диалогической речи детей с ОНР
на основе театрализованной деятельности

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №73
Красносельского района Санкт-Петербурга

Содержание

Введение

Задачи развития диалогической речи детей.

Примерный план распределения произведений по возрасту детей и лексическим темам.

Практический материал.

Литература.

Введение

Проблема развития диалогической речи детей является одной из актуальных в логопедической практике, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Диалог - это основная форма общения дошкольников. Диалог требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы; слушать свою речь; вносить изменения и поправки.

В свете компетентного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность.

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы подвижных и словесных игр с диалогами, инсценировки фольклора и специально подобранных стихотворений, игр-драматизаций.

Театрализованные представления, несущие в себе огромные воспитательные возможности, пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние постановок на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, и т.д.

Диалог персонажей в фольклорной миниатюре, в стихотворении, в инсценировке ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем. Во время подготовки детей к игре-драматизации идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, обогащение активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Используемое в театрализованной деятельности словесное русское народное творчество, заключает в себе поэтические ценности. Знакомство дошкольников с народным творчеством делает их речь более выразительной, эмоциональной, развивает интерес к своим истокам, корням, культуре.

По мнению Г.М. Ляминой, литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов, потешек, народного фольклора (чтение по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. А Ю.А. Вакуленко отмечает, что игра-драматизация - является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры-драматизации.

Велико и воспитательное значение игр-драматизаций. Оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнерства. Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста, большинство игр-драматизаций строится на материале сказок. Особенно важны для детей те нравственно-этические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры.

Задачи развития диалогической речи детей

Научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Активизировать речевую деятельность.

Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения.

Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

Совершенствовать эмоциональную, выразительную речь.

Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Приобщать детей к литературным произведениям, то есть содействовать не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.

Развивать речевые умения: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.

Этапы развития диалогических умений.

I Этап. «Актерская техника»

Цель.

Помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности; осознать необходимость работы над ролью.

Вести себя «на сцене» непринужденно; уметь передавать сущность своего персонажа.

Помочь овладеть средствами образной выразительности:

  1. Интонацией - детям предлагается произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопросительно, с удивлением, весело, грустно, со страхом и т.д.). Необходимо добиваться выразительности и естественности речи.

Для формирования интонационной выразительности речи используются специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи я ввожу упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

Работая над интонацией, проговариваем коротенькие диалоги:

Говорит попугай попугаю: «Я тебя сейчас попугаю!»

Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай».

Дети проговаривают диалог - весело с лукавством, затем устрашающе, затем грустно и т.д.

  1. Позами - использую игры « Море волнуется»; «Зеркало», «Обезьянки»…

Затем детям предлагается позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (лису, медведя, кошечку, тряпичную куклу…). Полезны такие задания, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ легко узнаваемым.

3. Жестами - дети получают сценические задания: показать жестом состояние или ощущения - радостно, грустно, удивительно, больно, горячо, холодно…

4. Мимикой - дети стараются передавать мимикой свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие. Задания: покажи выражением лица удивление, радость, умиление, грусть,…

5. Пантомимикой - учимся сочетать пластические позы, жесты, мимику.

" Походка сказочных героев"

Устраивается подиум. Воспитатель называет персонаж, ребенок на подиуме демонстрирует походку этого животного или героя (идущего медведя, прыгающую лягушку, испуганного зайца, дедушку, старушку, Красную Шапочку и т.д.).

II Этап. «Фольклорные миниатюры и потешки»

Цель.

Обогатить речевой опыт детей различными формами инициативных и ответных диалогических реплик.

Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Приучить выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы диалога.

Чтение стихов по ролям - один из методов подобного плана. Подбирая для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, педагог способствует усвоению разнообразия этих реплик. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.

Ты пирог съел? - Я медведя поймал!

Нет, не я! - Так веди сюда.

А вкусный был? - Не идет.

Очень. - Так сам иди.

Да он меня не пускает.

III Этап. «Подвижные и словесные игры с готовыми диалогическими текстами»

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила.

Подвижная игра «Лиски» /белорусская народная игра/.

Играющие по считалке выбирают лиса - ведущего и, построившись в круг 10 - 20 метров, кладут возле себя лисят (лиской может быть любой предмет: кубик, мячик, игрушка). Лис подходит к одному из играющих и говорит:

Где был? - В лесу.

Кого поймал? - Лиску.

Верни лиску мою. - За так не отдаю.

За что отдашь - скажи сам. - Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лисенка становится тот, кто займет свободное место в круге, лисом - игрок который остался.

Бегать разрешается только по внешней стороне круга.

Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Непритязательна по содержанию игра «Садовник», но она дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, умение вступить в игровой диалог в свою очередь.

Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог:

Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме георгина. - «Сообщает» водящий.

Ой! - реагирует игрок, услышав название своего цветка.

Что с тобой? - спрашивает водящий, «продолжая» разговор.

Влюблен! - отвечает «георгин».

В кого? - удивляется садовник.

В астру, - сообщает «георгин».

Ой! - реагирует «астра», и игра повторяется.

IV Этап. «Инсценировка прозаических литературных произведений»

Цель.

Развивать эмоционально насыщенную речь, память, воображение, мышление. Учить детей следовать выбранной для себя роли, проявляя творчество и выполняя последовательность действий.

Воспитывать волю и учиться преодолевать застенчивость. Способствовать появлению уверенности в себе.

Познакомить с широким кругом литературных произведений, помогая понять идею литературного произведения.

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки - это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Литературные произведения для детей с ОНР не должны быть объемными: « Дома ль кум-воробей» (русская народная потешка); « Как Дед Мороз парад принимал»; «Сорока и заяц», «Сорока и медведь» и другие произведения Н. Сладкова и т. д.

Литературные произведения и игры для диалогов и инсценировок в старшей группе

Лексическая тема

Фрукты. Ягоды.

«Бабушкин садик» (С.Георгиев)

Овощи. Осень.

«Подберезовик», «Мы с тобой шли?..»

Одежда. Обувь.

Игры для развития пантомимики «Игра в шляпу»,

«Еж и мышка»

«Перчатки»

Игрушки.

«Ленивые куклы» /Я. Ким/

Домашние животные

«Кисонька», «Солнышко на память»,

П/и «Кот»(жмурки)

Дикие животные

«Разговор лягушек», «Еж и заяц»,

П/и «Заяц месяц»

Зима. Новый год.

«Медведь» /Г. Виеру/

«Елочка»

Транспорт. Город.

Игры для развития пантомимики «Походка сказочных героев»

Посуда

Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»

Моя семья

«Куда, Фома, едешь…»

Продукты питания

«Лягушкины покупки» /В.Орлов/

Части тела

«Уши» /Э. Машковская/

Птицы

«Урок дружбы» /М. Пляцковский /,

П/и «Коршун»

Дикие животные

Игры для развития пантомимики «Дискотека для животных»

«Зайка», «Лис и мышонок»,

П/и «Змея»

Насекомые

«Мотылек» /Л. Модзалевский/, «Сверчок»

«Три бабочки» (немецкая народная сказка).

Литературные произведения и игры для диалогов и инсценировок

в подготовительной к школе группе.

Лексическая тема

Литературные произведения и игры

Во саду ли, в огороде

Игры для развития пантомимики «Спор овощей»

Лес. Грибы, Ягоды

«Опята». «Война грибов»

Домашние птицы

«Курочка - Рябушка». «Цыпленок и утенок»

«Как поросенок говорить научился» (Л Пантелеев)

Перелетные птицы

П/и «Птицы»

Осенний дом моделей

«Самый красивый наряд на свете» (по мотивам японской сказки)

Домашние животные

«Хозяйка и кот» /В. Левановский/

П/и «Кошка и мышка»

В. Сутеев «Кто сказал Мяу?»

Зима. Новый год.

«Как Дед Мороз парад принимал»

Дикие животные наших лесов.

«Волк и лиса», «Лисица и еж», «Еж и мышка»

П/и «Серый волк»

Зимующие птицы

«Сорока и заяц» /Н. Сладков/, «Снегирек» /Ю. Капотов/

Животные жарких стран

«Длинная шея» /по М. Пляцковскому/

Весна

«Весна» /О. Высотская//

Птицы

«Сорока и медведь» /по Н. Сладкову/

П/и «Коршун»

Насекомые

«Паучок и пчела»

К. Чуковский «Муха-цокотуха»

К. Ушинский «Божья Коровка»

Практический материал

Игры и упражнения на развитие мимики и пантомимики.

"Игра в шляпу"

Игра начинается с примеривания маминой или папиной шляпы. Надев ее, девочка (мальчик) «превращается» в барышню (в папу, дедушку, дядю...), меняет и демонстрирует походку, манеры.

«Дискотека для животных»

Животные решили повеселиться (медведь, волк, заяц, жираф, обезьяна....) Дискотека в разгаре: медведь идёт медленно переваливаясь; заяц скачет, прижав, лапки перед собой; лиса плавно передвигается, жестами показывая свой хвост, обезьяна кривляется, пингвин важно покачивается, держа выпрямленные руки за спиной и т. д. Словом, все зависит от воображения.

Звучит веселая музыка. Роль животного ребенок выбирает сам.

«Пантомима»

Вызывают двух играющих. Дети становятся лицом к зрителям, но друг друга видеть не должны (разделить их можно ширмой).

Играющие одновременно движениями, мимикой изображают то, что предлагаем им воспитатель. Дети-зрители оценивают, кто сумел это сделать лучше. Можно, например, предложить играющим изобразить:

Испуганного зайчика;

Веселого клоуна;

Человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный мороз и т.д.

Дети бывают очень изобретательными и непосредственными в таких играх.

Игра «Зеркало»

Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Пусть один человек будет зеркалом, а другие повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком местами. Или определите водящего с помощью считалки.

«Кошкины повадки»

Вам покажем мы немножко.

Как ступает мягко кошка. /Идут на цыпочках/

Еле слышно / Топ - топ - топ/

Хвостик вниз. /Оп - оп - оп/.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно. /Прыгают/.

Скок, да скок, ещё подскок,

А потом мяукнет: «Мяу!

Я в свой домик убегаю!» /Бегут на месте/

«Веселые мартышки»

/Дети изображают то, о чем говорят/

Мы веселые мартышки, мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу язычки покажем!

Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску,

Оттопырим ушки, хвостик.

Шире рот откроем, гримасы состроим.

Как скажу я громко «три», все с гримасами замри!

Раз, два, три! /Дети строят рожицы/.

Фольклорные миниатюры, потешки, стихи.

Где ты, брат Иван? - Уж как сладки гусиные лапки!

В горнице. - А ты едал?

А что делаешь? - Нет, не едал,

Помогаю Петру. - А мой дядя видал,

А Петр что делает? Как наш барин едал.

Да на печи лежит.

Куда, Фома едешь? Куда погоняешь? - Еду сено косить.

На что тебе сено? - Коровок кормить.

На что тебе коровки? - Молоко доить.

А зачем молоко? - Ребяток кормить.

Кисонька-мурысонька, где была? - Коней пасла.

Где кони? - За ворота ушли.

Где ворота? - Огонь сжёг.

Где огонь? - Вода залила.

Где вода? - Быки выпили.

Где быки? - За гору ушли.

Где гора? - Черви выточили.

Где черви? - Утки склевали.

"Хозяйка и кот" В. Левановский/ "Разговор лягушек"

Почему ты черен, кот?

Лазал ночью в дымоход. - Кума, ты к нам?

Почему сейчас ты бел? - К вам, к вам. К воде скачу, ловить хочу.

Из горшка сметану ел. - А кого, кого, кума?

Почему ты серым стал? - Рака, карпа и сома.

Меня пес в пыли валял. - Как поймаешь, дашь ли нам?

Как какого же ты цвета? - Как не дать, конечно, дам.

Я и сам не знаю это.

"Кто чей"

Чей ты, чей, лесной ручей? - Ничей!

Но откуда ж ты, ручей? - Из ключей.

Ну, а чьи же те ключи? - Ничьи.

Чья березка у ручья? - Ничья.

А ты, девочка - лапушка? - Я мамина, папина, бабушкина.

«Зайка»

Зайка, зайка, белый хвост, где ты был? - Косил овес

Где овес? - Журавль склевал.

Где журавль? - Медведь прогнал.

Где медведь? - Сидит в ловушке.

Где ловушка? - На горушке.

Где горушка? - Вечерком смыло в Каму ручейком.

«Весна» «Медведь» /Г.Виеру/

Ну, весна, как дела? - Ты куда идешь, медведь?

У меня уборка. - В город елку посмотреть.

Для чего тебе метла? - А зачем тебе она?

Снег смести с пригорка. - Новый год встречать пора.

Для чего тебе ручьи? - Где поставишь ты её?

Мусор смыть с дорожек. - В дом возьму к себе в жилье.

Для чего тебе лучи? - Что ж не вырубить в лесу?

Для уборки тоже. - Жалко, лучше принесу.

Все промою, просушу,

Вас на праздник приглашу.

Подвижные и словесные игры с готовыми диалогическими текстами.

Подвижная игра «Гуси-лебеди» , обучающая детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси.

На другой - волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:

Гуси - гуси! - Га - га - га.

Есть хотите? - Да - да - да.

Гуси - лебеди! Домой? Серый волк под горой!

Что он там делает? - Рябчиков щиплет.

Ну летите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий ии быстрый гусь становится волком.

Подвижная игра «Коршун», обучающая детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора.

Ведущий - Коршун. Дети окружают его стайкой и начинается диалог:

Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.

Коршун, что делаешь? - Ямочку рою.

Зачем ямочка? - Денежку ищу.

Зачем тебе денежка? - Иголку купить.

Зачем тебе иголка? - Мешочек сшить.

Зачем мешочек? - Камешки класть.

Зачем камешки? - В твоих детей шуркать - буркать.

За что? - Они ко мне в огород лазят.

Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их.!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра заканчивается, когда

Литература

Базикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
  2. Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001.
  3. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. - М., Академия, 1999.
  4. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной - М.: «Педагогика», 1974.
  5. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006. - №4
  6. Интернет ресурсы.



КИСОНЬКА - МУРЫСОНЬКА

    Кисонька - мурысонька,

ты где была?

    На мельнице.

    Кисонька - мурысонька,

что там делала?

    Муку молола .

    Кисонька - мурысонька,

что из муки пекла?

    Прянички.

    Кисонька - мурысонька,

с кем прянички ела?

    Одна.

    Не ешь одна, не ешь одна.

САПОЖНИК

Польская песенка

в обработке Б. Заходера

Был сапожник?

- Был!

Шил сапожки?

- Шил!

Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

ВОРОБЕЙ

А. Тараскин

Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?

- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.


ПИРОЖОК

- Мы с тобой шли?

Шли.

Пирожок нашли?


- Нашли.

Я тебе его дал?

Дал.

Ты его взял?

Взял.

А где же он?

Кто?

Пирожок.

Какой еще пирожок?

ХОЗЯЙКА И КОТ

В. Левановский

Почему ты черен, кот?

Лазил ночью в дымоход.

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану съел.

Почему ты серым стал?


- Меня пес в пыли валял.

Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это.

ЗАЯЦ

Г. Сапгир

Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят.



ОБНОВКА

    Кто купил в горошек ситец?

    Папа - вот кто.

    Сшила что за мастерица?

    Мама - вот кто.

    Кто и обновку нарядился?

    Маша - вот кто.

МЕДВЕДЬ

Г. Виеру

- Ты куда идешь, медведь?

В город елку присмотреть.

А зачем тебе она?

Новый год встречать пора.

Где поставишь ты ее?

В дом возьму к себе, в жилье.

Что ж не вырубил в лесу?

Жалко, лучше принесу.



Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

Отчего не поскакать? Поскачу!

Лапкой, зайка, постучи-постучи!

Отчего не постучать? Постучу!

Ты на травку упади-упади!

Отчего же не упасть - упаду.

Полежи и отдохни-отдохни!

Если надо отдохнуть - отдохну.

ЁЖ

Лидия Орлова
- Очень, ёж,

Ты хорош! Жаль, что в руки Не возьмешь... - Не возьмешь, Ну и что ж! Без иголок Я не ёж!


Маленькая девочка, Скажи, где ты была? - Была у старой бабушки На том конце села. - Что ты пила у бабушки? - Пила с вареньем чай. - Что ты сказала бабушке? - Спасибо и прощай.


МАШИНА

Ты чего стоишь, машина?

Би-би-би, спустилась шина,

Умоляю, выручайте,

поскорее накачайте.


- Где же яблоко, Андрюша? - Яблоко? Давно я скушал. - Ты не мыл его, похоже. - Я с него очистил кожу. - Молодец ты стал какой! - Я давно уже такой. - А куда очистки дел? - Ах... очистки... тоже съел.


- Котятки, котятки,

малые ребятки!

А кто у вас больший?

А кто у вас меньший?

- Мы все подрастем,

за мышами пойдем.

Один дедушка-кот

будет дома сидеть

Да на печке лежать -

нас с добром поджидать.

Гуси, гуси! – Га-га-га – Есть хотите? – Да-да-да! – Ну летите! – Нет-нет-нет! Серый волк под горой, Зубы точит, Съесть нас хочет! - Ну, летите, как хотите - Только крылья берегите.


КОШКА

Г. Сапгир.

Кошка, как тебя зовут?
- Мяу.
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу.
- Мяу, хочешь молочка?
- Мяу.
- А в приятели – щенка?

Фррр.

ТЕЛЕФОН

К. Чуковский

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.



Ладушки, ладушки, Где были? – У бабушки! – Что ели? – Кашку! – Что пили? – Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька

ЗОРЬКА

В. Степанов

Зорька, Зорька, где была?

За горой.

Зорька, Зорька, где гора? - За рекой.

Зорька, Зорька, где река?
- За мостком.


- Зорька, Зорька, где мосток?

За леском.

Зорька, Зорька, ты была далеко.
Что хозяйке принесла?

Молоко. Мууууууууу.

Чешская народная песенка «РАЗГОВОР ЛЯГУШЕК»

перевод С. Маршака


- Кума, ты к нам?

К вам, к вам, к вам, к вам!

К воде скачу, ловить хочу.

Кого, кого, кума?

Рака, карпа и сома.

Как поймаешь, дашь ли нам?

Как не дать? Конечно, дам!


ПОЧЕМУ МЕДВЕДЬ ЗИМОЙ СПИТ

В.Орлов

Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому, что снег и лёд -

Не малина и не мёд!

Диалоги для детей на английском — обязательная часть материалов для изучения языка. Ведь именно диалоги показывают, как используется язык в разговоре между людьми. Диалоги — это более живой язык, понятный ребёнку.

Из статьи вы узнаете:

Чем хороши диалоги на английском для детей?

Всем известно, что речь мы подразделяем на монологическую и диалогическую. В монологе участвует один человек, излагая свои мысли аудитории. А вот в диалогической форме – это словесный, эмоционально-вербальный обмен репликами, в основном, между двумя, нередко, несколькими собеседницами и собеседниками. Другими словами, диалог – это любой разговор между неопределенным количеством человек. Основная масса диалогов – это разговор двух людей.

Но как применять эффективно диалоги для детей и какую пользу они приносят? Ответ прост: изучая английский язык, мы стараемся получить навыки связно и компетентно выражать осознанные идеи, мысли, а также, без затруднений понимать, воспринимать речь совершенно другого человека. Но это не возможно без лексической базы, а именно, того набора слов, употребляемых в той или иной обстановке.

Для детей особенно полезна эта важная особенность диалогов, так как они описывают бытовые и стандартные ситуации, которые отражают нашу обычную жизнь, в которых необходимо разбираться. Но обучая совсем маленьких детей, взрослый становится участником разговора не только как наставник, но, например, и как герой сказки.

Рассматривая диалоги на английском, необходимо озвучивать потенциальные ответы и предположительные реплики ребенка так, чтобы он с легкость, подражая взрослому, смог уверенно и точно высказываться самостоятельно.

Постепенно расширяйте конструкции лексически, словно бисер, нанизывая слова-определения, и сравнивая возможные фразы в данном случае. Тогда смысл непродолжительного и простого диалога раскрывается сполна, и ребенок готов всецело передать необходимую информацию.
Маленькие диалоги для детей на английском языке с переводом на русский

Диалог с переводом №1 — про сестру

Have you got a sister or a brother? — У тебя есть сестра или брат?

Yes, I have. I have a sister. — Да, у меня есть сестра.

What is her name? — Как ее зовут?

His name is Lilya. — Её зовут Лиля.

Is Lilya not tall and slim? — Лиля не высокая и худая?

Yes, she is. She is not tall and slim. — Да. Они не высокая и худая.

Has she got blue eyes? — У нее глаза голубые?

No, she hasn’t. She has got big brown eyes and dark long hair. — Нет. У нее большие карие глаза и тёмные длинные волосы.

Is Lilya clever and beautiful? — Лиля умная и красивая?

Yes, I think she is very clever and beautiful. She likes to read books very much. — Да, я думаю она очень умная и красивая. Она очень любит читать книги.

Диалог №2 с переводом — домашние питомцы

Have you got pets at home? — У тебя есть домашние животные?

Yes, I have. — Да, есть.

How many pets have you got? — Сколько у тебя животных?

I have a cat and a dog at home. — Дома у меня есть кот и собака

How old is your cat? — Сколько лет твоему коту?

Timon is young, it is six years old. It has big ears, nice brown eyes. It likes to play with balls and it is very funny. — Тимон молод, ему 6 лет. У него большие уши, красивые коричневые глаза.

What does it like to eat? Is Timon fat? — Что он любит есть? Тимон толстый?

Now, it is slim. It eats meat and milk. — Нет, он худой. Он любит мясо и молоко.

And what does your dog like? — А что любит твоя собака?

My dog likes to walk in the street. It eats meat. — Моя собака любит прогуливаться на улице. Она ест мясо.

Диалог №3 с переводом — всё, что нужно для школы

Andrey: What do you need for school? — Что тебе нужно для школы?

Boris: I need a pen. — Мне нужна ручка.

Andrey: Anything else? — Что-нибудь ещё?

Boris: I need a notebook. — Мне нужна тетрадь.

Andrey: Do you need a pencil? — Тебе нужен карандаш?

Boris: No. I already have a pencil — Нет. У меня уже есть карандаш.

Andrey: How about a dictionary? — Как насчёт словаря?

Boris: Yes, give me a dictionary, please. — Да, дай мне пожалуйста словарь.

Andrey: Here you are. — Вот, возьми (словарь).

Boris: Thank you. — Спасибо.

Andrey: Is that all? — Это все?

Boris: Yes, that’s all I need for now. — Да, это всё, что мне сейчас необходимо.

Диалог №4 с переводом — знакомство двух детей

Hello. My name is Nastya. How are you? — Привет. Меня зовут Настя. Как твои дела?

Hello, Nastya. I’m Anya and I’m fine. — Привет, Настя. Я Аня и у меня все хорошо.

Where are you from, Anya? — Откуда ты, Аня?

I’m from Russia. And you? — Я из России. А ты?

I’m from France. How old are you? — Я из Франции. Сколько тебе лет?

I’m six and how old are you? — Мне шесть, а сколько тебе?

I’m 8. Can you read and write, Mary? — Мне 8. Ты умеешь читать и писать, Мэри?

Yes, I can. Also I can swim well. — Да. Также я могу хорошо плавать.

I like to swim too. And I can speak English and play chess. — Я люблю плавать тоже. И я могу разговаривать по-английски и играть в шахматы.

Часто употребляемые фразы в диалогах для детей

(курсивом дан перевод на русский язык)

Hi! [хай!] Привет!

Can you help me, please? [кэн ю хэлп ми, плиз] Не могли бы Вы мне помочь?

Ноw аrе уоu? [хау а ю] Как поживаете? / Как дела?

What time is it? [уот тайм из ит] Сколько сейчас времени?

I am glad to see you. [ай эм глэд тy си ю] Рад видеть тебя.

Where do you live? [уэа ду ю лив] Где ты живёшь?

Thank you! [фэнк ю] Спасибо!

You are welcome. [ю а:р вэлком] Пожалуйста

Good bye! [гуд бай] До свидания.

Используя данные фразы, попробуйте составить простые диалоги со своим ребенком.

Для более старших рекомендовано заучивание новых слов, фраз и целых реплик, а иногда и предложений, моделируя их для самостоятельной диалогической речи, делая акцент на их универсальность. Благодаря нашей памяти, функционирующей таким образом, что при возникновении соответствующих условий и необходимости, эти нехитрые заученные диалоги помогут достойно и бегло поддержать беседу, точно среагировать на языковую ситуацию, да и просто дадут время собраться с мыслями для глубокого ответа.

Диалоги для детей на английском могут быть представлены для изучения, как в письменном виде, так и аудио файлах и видео формате.

Также ниже вы можете посмотреть видео с диалогами в виде интересной анимации с текстом на экране.

После просмотра самого диалога вы можете назначить роли и затем воспроизвести разговор.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары