Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Проблемы обучения развития одаренных детей. Актуальные проблемы в работе с одаренными детьми

Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Скопофобия – боязнь быть осмеянным

17.02.2015

Мария Барникова

Скопофобия или скоптофобия – это страх перед окружающими, боязнь разочаровать их. Порою, люди, страдающие этим заболеванием доходят до крайности. Например, необходимо выйти из дома в связи с экстренной ситуацией, а человек остался в квартире приводить себя в порядок, чтобы выглядеть на отлично. Со стороны это кажется смешно, но на самом деле вызывает жалость и сострадание […]

Скопофобия или скоптофобия – это страх перед окружающими, боязнь разочаровать их. Порою, люди, страдающие этим заболеванием доходят до крайности. Например, необходимо выйти из дома в связи с экстренной ситуацией, а человек остался в квартире приводить себя в порядок, чтобы выглядеть на отлично. Со стороны это кажется смешно, но на самом деле вызывает жалость и сострадание к скопофобам.

Причины

Основные причины заболевания кроются в детстве и связаны с тяжелыми психическими стрессами и травмами. Каждый человек в той или иной мере примерял на себя образ скоптофоба: боязнь выступления перед широкой аудиторией в школе, страх подвести ожидания родных и близких.

Не редко причиной скопофобии бывают родители, которые допускают в воспитании насмешки над ребенком. Каждому в детстве говорили: «Вот Маша лучше тебя учится, а ты бестолочь! Даже простой задачки решить не можешь». Это порождает неуверенность в себе. Особенно сложно подросткам. От них ждут большего, хотят, чтобы они знали: кем хотят быть, чем будут увлекаться, с кем дружить, а кто плохая компания. Не каждый взрослый способен определенно ответить на подобные вопросы и утверждения! Дети начинают замыкаться в себе и отделяться от общества, тем самым создавая очередной барьер между ним и социумом.

Излишняя опека родителей и родственников, также, негативно сказывается на ребенке. Все это создает благоприятную почву для развития различных фобий, в том числе и боязнь быть осмеянным. Будучи «домашним любимцем» дети привыкают не прикладывать усилия, а только потреблять. Их всегда ждет помощь и забота родителей. Самостоятельность пропадает, возникает зависимость от других людей.

Во взрослом возрасте скоптофобы скромны и застенчивы. Они стремятся измениться, но им не хватает силы воли.

Симптомы

  • Аффект стыда. Чувство неуверенности заставляет считать, что работа выполнена плохо. Собственная значимость находится на вымышленном уровне, а не реально оценивается.
  • Стыд за свою болезнь. Развивается мнительность. Человек считает, что все знают о его болезни и смеются над ним.
  • Паническая атака во время общения.
  • Невнимательность (скоптофоб зациклен на себе, а не на собеседнике).
  • Чувство мнимого одиночества (меня никто не любит, друзей нет).

Лечение

Лечение скопофобии предполагает решение проблемы при помощи слов. Нередко заболевание путают с депрессией и назначают успокоительные лекарства. Такое лечение даст лишь временный результат, замедлив работу нервной системы.

В общении с родителями расскажите о своих страхах. Они самые близкие люди, которые поддержат и поймут. Поставьте их перед фактом, что вы взрослый и самостоятельный человек и требуете должного уважения к себе как личности.

С друзьями имеет смысл быть откровенным только в том случае, если вы им полностью доверяете. Детские и подростковые подколки нужны лишь для того, чтобы похвастаться перед сверстниками и показать себя как лидера. Как правило это проходит с возрастом. Чем старше человек, тем меньше становится подобных шуток, и они воспринимаются не так, как раньше.

Психологи рекомендуют научиться относиться к себе с юмором, чтобы не обращать на обидные шутки внимания. Важно помнить, что те, кто вас действительно старается расстроить или обидеть хотят увидеть вашу боль и страдания. Чем больше реагируешь на злословия, тем чаще радуешь противника. Если смотреть через призму юмора жизнь покажется веселее, а «злые языки» умолкнут.

Скоптофобия лечится в 9 из 10 случаях. Порою психическое заболевание протекает в пассивной форме и проходит самостоятельно, как только найдено решение проблемной ситуации. Если продолжаются, стоит обратиться за помощью к врачу-психологу.

Оценка статьи:

читайте также

Все статьи

Профессиональный эксперт в области взаимоотношений, практикующий психолог-психотерапевт Олеся Фоминых дает 8 простых, но действенных советов, как избавиться от страха разочаровать своего партнера и насладиться чувством взаимной любви.

Оговори взаимные ожидания

Даже если на первый взгляд кажется, что это будет для вас двоих« холодным душем» и может помешать вашим отношениям, вам необходимо это сделать, как говорится, на берегу. Или сразу прими решение, что тебя не интересует будущее с данным партнером, а только период страсти и влюбленности. Помни, что и об этом стоит сразу рассказать временному избраннику. Иначе это будет нечестно с твоей стороны и ты можешь причинить немалую боль своему партнеру.

Помни про обоюдные обязательства

Когда мужчина и женщина принимают решение быть вместе, то по умолчанию это означает, что появляются и обязательства друг перед другом. Понимание этого твоим партнером поможет ему иметь большую терпимость к твоим изменениям, а для тебя станет показателем того, в правильную ли сторону ты отклоняешься. Согласись, не все перемены в твоей жизни могут быть сносны для твоего бойфренда. Придерживайся золотой середины.

Не придумывай за него

В отношениях, когда тебе уже кажется, что ты хорошо знаешь своего возлюбленного, появляется искушение начать думать и домысливать, что для него хорошо, а что не очень. Это может привести тебя к собственным ошибочным выводам о том, чего не существует на самом деле. Придуманные тобой несуществующие мнения твоей второй половины вызовут у тебя беспочвенный страх. Поэтому всегда спрашивай его мнение.

Популярное

Не приноси себя в жертву

Определись, что для тебя важнее, жить своими желаниями или чужими. Смирись с тем, что отстаивание своих желаний и взглядов всегда может встретить сопротивление или неприятие бойфренда. Не забывай о своей личности и потребностях. Если рядом с тобой действительно любящий человек, то он примет тебя такой, какая ты есть. Иначе каждая твоя уступка из-за страха разочаровать своего партнера отправит тебя совсем не на седьмое небо.

Помни, что кризисы сближают

Мир так устроен, что всё испытывается на прочность. Отношения — не исключение. И ты, и твоя вторая половинка являетесь индивидуальными личностями. Никто не должен соответствовать всем идеальным представлениям друг друга. При этом взаимные уступки и компромиссы являются гарантией взаимопонимания в отношениях. Не бойся кризисов в отношениях. Если вам удастся их пережить вместе, то это сблизит вас, а ваши отношения станут еще крепче.

Не бойся просить его о помощи

Если ты из-за страха разочаровать своего партнера держишь в себе свои желания и стремления, которые хочешь реализовать, то ты упускаешь возможность получить поддержку и помощь в достижении своих целей. Рядом с тобой твой любимый человек может стать твоим единомышленником и помощником для тебя. Дай ему возможность проявить себя с этой стороны. Если он тебя не поймет, то это будет для тебя основанием подумать над тем, с тем ли человеком ты решила разделить свою жизнь.

Не стесняйся своих хобби и увлечений

Очень часто твои страхи разочаровать партнера могут быть основаны на несоответствии социальных статусов между вами или различиях во взглядах относительно престижности той или иной профессии, занятий или хобби. Причиной этому могут быть также культурные, религиозные и другие различия между вами. При этом проявляй свою приверженность к близким для тебя увлечениям. Этим ты продемонстрируешь своему бойфренду ошибочность его стереотипных взглядов и изменишь его точку зрения.

Не бойся расставания

Различия во взглядах, мнениях или ожиданиях не должны делать тебя заложницей ситуации. Они могут вызывать страдания от выполнения тобой той роли, которая неприемлема для тебя, но желанна твоему партнеру. Помни, что страх появляется тогда, когда случайное событие воспринимается тобой как неизбежное. Подумай: является ли возможное расставание с бойфрендом при отсутствии взаимопонимания между вами неизбежным событием. Если же ты боишься, что от тебя может уйти партнер, то отпусти этот страх. Потеря партнера — это всегда случайное событие, которое может произойти, а может и нет. Ты лишь можешь увеличивать или уменьшать эту вероятность.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Красноармейска Саратовской области»

Выступление

на тему « АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ »

учителя начальных классов

Хохловой Е.В.

Красноармейск 2018

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.

Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности.

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее.

В целом, можно утверждать, что особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

По решению Всемирной организации здравоохранения одарённые дети входят в «группу риска» наряду с малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимы специальные индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одарённого ребёнка, где он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям) .

Одарённость можно представить как особое сочетание трёх характеристик:

Интегративных личностных: любопытство (познавательная потребность) – чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, - это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.

Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Характеристик сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи – ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребёнка; нонконформизм – стремление во чтобы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство – доминирование в межличностных отношениях. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

Вслед за исследователями одаренности школьников, мы выделяем в школе три группы таких обучающихся .

    Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.

    Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.

    Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Одаренность на современном этапе развития психолого-педагогической мысли можно рассматривать как своего рода девиацию, то есть одаренные дети представляются во многих случаях носителями отклонений, что создает немало проблем при работе с ними.

Рассмотрим круг проблемных моментов, обусловленных общей одаренностью ребенка и являющихся обратной стороной несомненно присутствующих позитивных качеств оригинальной развивающейся личности.

Первая группа актуально существующих проблем связана с негативными личностно-поведенческими аспектами одаренного ребенка, среди которых можно отметить следующие: эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее, неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна, отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия, отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы, стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах, стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс, стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.

Данные проблемы, или, говоря другими словами, малопривлекательные личностные черты одаренного ребенка влекут за собой комплекс сложностей социально-психологического характера, что затрудняет работу педагога с таким ребенком, приводя нередко к дезадаптивной симптоматике. Социально-психологические, коммуникативные трудности можно типизировать следующим образом.

Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных педагогам и школьным психологам формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей – в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьёзных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических проблем – это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Одной из проблем является то, что всё реальнее проявляется противоречие между необходимостью в развитии и обучении одаренных детей и недостаточной теоретической и практической подготовкой педагогических кадров к работе с одарёнными детьми. Исходя из этого противоречия, возникает проблема, заключающаяся в определении психолого-педагогических условий развития и обучения одарённых детей в общеобразовательной школе.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

    трудности в нахождении близких по духу друзей;

    проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;

    проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;

    очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;

    диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе.

Из всего сказанного может создаться впечатление, что детская одаренность – процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Это не так. Одаренный ребенок – ребенок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, что и составляет содержание основного проблемного поля при работе с данной категорией учащихся.

Особенно трудно – своевременно «заметить» такого ребенка. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее, предопределяя его субъективные ожидания. Следует помнить, что одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог должен иметь в виду, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. Так же важно учитывать, что признаки одаренности, проявляющиеся в детстве, даже при самых благоприятных условиях могут постепенно исчезнуть. В детской психологии существует термин «затухание одаренности», затухание может быть обусловлено разными причинами. Одна из них – отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одаренного ребенка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Школа с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать способности одаренных детей, если нет благожелательного развивающего подхода со стороны родителей и учителей. Если ребенку не помогли выработать умение учиться, «затухание» становится более вероятным, порождая многочисленные проблемы, среди которых можно назвать: неприязнь к школе, снижение академической успеваемости, нереалистические цели, нетерпимость и т.д. .

Однако если по отношению ко всем обычным детям – при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении – педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с одаренными.

Чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность – это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.

За проблемами в поведении, общении и обучении, сопровождающими феномен детской одаренности, стоят различные факторы. Это может быть следствием: нарушений в онтогенетическом развитии – запаздывания или инверсии (нарушения последовательности) в прохождении определенных генетических программ, функциональной незрелости в развитии высших психических функций (ВПФ), а также неадекватного проживания возрастных этапов и несформированности познавательной мотивации .

В целом, основной круг проблем в работе с одаренными детьми в среднестатистической школе можно сформулировать следующим образом:

    Неумение диагностировать одаренность

    Отсутствие методической литературы

    Нехватка времени для работы с такими детьми

    Большая загруженность учащихся

    Недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету

Все обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одаренными учащимися. В связи с этим можно обозначить следующие моменты. Современная система образования в России испытывает явный дефицит педагогов, подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. Предметная направленность профессиональной подготовки учителей, сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.

С 60-х годов ХХ века в нашей стране существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. В нашей стране существует всего 4 специальных школы-интерната для одаренных детей: в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге . Все учреждения возникли по спеиальному постановлению правительства еще в 1963 году. Преподавательский состав школ образуют не только учителя, а профессора вузов, ученые.

Отечественными педагогами Н.С. Лейтесом , А.М. Матюшкиным , В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В.А. Орловым, В.С. Юркевичем, Е.Л. Яковлевой , В.А. Ясвиным, А.И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника.

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

4. Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.

5. Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • дата и время консультаций

    главные рассматриваемые вопросы

    время работы с темой по программе

    фактическое затраченное время

    дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

    невыясненные вопросы

    причины отклонений от сроков.

6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Учитывая все вышеназванные особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов – в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности .

В целом, практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может быть, основная роль принадлежит учреждениям культуры) дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, - М.,2002.

    Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./Д.Б. Богоявленская. - М., 2002.

    Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие / Электронный ресурс. Режим доступа: /

    Левин В. Нестандартный ребёнок - 2-е издание., дополнено и переработано - М.: Знание, 1988.

    Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М., 1991.

    Молоков Д.С. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом / Электронный ресурс. Режим доступа:

    Одаренные дети в школе (из опыта работы) // «Учитель в школе» №3, 2010 // Электронный ресурс. Режим доступа:

    Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности //Электронный ресурс. Режим доступа: .

    Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса, - М., 1996.

    Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. - М.: «Просвещение», учебная литература, 1996.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары