Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Ребенок плачет школе что делать. Страх перед школой: как помочь ребенку преодолеть страх и почувствовать уверенность10.09.2014

В психологиипод тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт. К сожалению, детей с высоким уровнем тревожности становится все больше и в силах окружающих взрослых (родителей, педагогов) помочь таким ученикам.

Виды тревожности.

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Пример Мама девочки (7 лет) жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговораречь женщины была тихой и прерывистой, на глазах - слезы.

В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например,после болезненной процедуры у врачаребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех - у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиа перелетом или экзаменом.

Школьная тревожность - разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связаносо школой. Онбоится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такаятревожность часто проявляется у детей, родители которыхпредъявляют завышенные требованияи ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток - такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже, т.д.) Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности,чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез, т.д.)Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается - становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимодоброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие дети,они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. М.б. проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти в таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер, т.д.) и через обсуждение, общение на эту темуналаживать общение.

Характерные черты тревожных детей

  • После нескольких недель болезниребенок не хочет идти в школу
  • Ребенок по несколько раз перечитывает однии те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясьот всего нового.
  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
  • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный,он может «заразиться» тревожностью от близких.
  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность.
  • Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения.
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

  • Необходимопонять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитыхнеприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможностьизбежать еще больших неприятностей, т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине - сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание,пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе - не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка -предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности - поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, м.б. ребенок сам предложит сюжетразвитие событий, через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра») - ошибки в контрольной -это важный опыт, ты понять, что нужно повторить, на что обратить внимание.
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет, т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
  • У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.
  • Особенности оценивания -оценка д.б. содержательной с подробным объяснением причины; оценивается не вся деятельность,а отдельные элементы.
  • Важна общая эмоциональная атмосфера в классе. Не секрет, что из года в год у одних педагогов количество тревожных детей стабильно высокое, а у других- низкое. Это показатель профессионализма педагога, успешности его воспитательной работы.
  • Упор на успешность
  • В классе важно поддерживать атмосферу принятия, безопасности, чтобы каждый тревожный ребенок чувствовал, что его ценят вне зависимости от поведения - всегда ищите, за что можно похвалить и подчеркивайте достоинства ребенка, обсуждая недостатки наедине.
  • Если ребенок отказывается выполнять задание,говоря,что не сможет справиться - попроситеего представить другого ребенка, который знает намного меньше и действительно не может выполнить это задание, пусть попробует изобразить такого ребенка. «А теперь представь и изобрази такого ребенка, который сумеет справиться с этим заданием - ты - такой ребенок».
  • Упражнение в группе - все берутся за руки и по очереди говорят «волшебное заклинание»: «Я не могу…(каждый говорит, чем для него трудно задание), Я могу (каждый говорит, что может сделать), Я сумею…(каждый пытается сказать, насколько он может выполнить задание, если приложит усилия)».
ким
2009-12-19 16:41:10
спасибо

Начало обучения в школе - это один из самых значимых этапов в жизни Вашего ребенка. На этой ступени он приобретает новый социальный статус. Он становится учеником. В это время у него появляются новые обязанности, требования, впечатления, новое общение. Все это связано с большими эмоциональными нагрузками. Естественно, необходимо учитывать, что в школе ребенок проводит основное время. Школа действительно становится для него вторым домом. Поэтому необходимо правильно эмоционально подготовить ребенка к первому классу.

1 338461

Фотогалерея: Школа: почему ребенок плачет, не отпускает маму

Дорогие мамочки, я думаю, что многие из Вас задавали себе вопрос: «Когда приходит время идти в школу - почему ребенок плачет и не отпускает маму». Психологи, рассматривая данную довольно распространенную проблему, приходят к следующим выводам.

Совсем недавно Ваш ребенок ходил в детский сад или сидел с Вами дома. И тут резко он попадает в незнакомую для него среду. Школа вызывает у него состояние стресса. Ребенок мало того, что находится в новых условиях, его еще и окружает огромное количество детей. К такому числу новых лиц он может быть просто не готов. Адаптация у детей к школе проходит по-разному. Им придется потратить какое-то время, необходимое для того, чтобы привыкнуть к изменениям. В среднем для этого необходимо 5 - 8 недель. Если Ваш ребенок очень подвижный, то и адаптация к новой среде пройдет быстрее. Дети идут в первый класс преимущественно в семилетнем возрасте. Почему данный возраст у большинства детей является кризисным? В это время на ребенка возлагается дополнительная ответственность, которой он ранее не знал. Школа требует от него быстрого взросления, в то время как его гораздо больше интересует побегать где-нибудь во дворе. Такое положение вещей противоречит его жизненной позиции. Действительно, сложно привыкнуть, что теперь его день расписан по часам, первоклассник не может играть, спать, есть, когда пожелает. Теперь он должен все это делать по времени, и с разрешения учителя. Чувство новой приобретенной ответственности не отпускает его.

Часто начало учебного года становится не просто тяжелым периодом в жизни первоклассника, а и психологически травматичным. Любую маму волнует душевное состояние ее ребенка. Если ребенок плачет, не хочет идти в школу, не отпускает маму, Вам необходимо психологически поддержать Вашего ребенка, правильно его настроить. Постарайтесь поставить себя на место ребенка. Почему Вам должны нравиться изменения, произошедшие с Вами в один день, полностью перевернувшие всю Вашу жизнь? Вы обязаны ходить в заведение, где никого не знаете, где никто еще не знает Вас. Еще вчера все внимание было обращено только на Вас, а сегодня вокруг находятся десятки других детей. Вам постоянно раздают какие-либо указания, которым Вам необходимо следовать. Появляется множество запретов. Добавим сюда возможные конфликты, и картинка о школе складывается в уме первоклассника не особо приятная. Ребенку приходится менять себя, и в безумно короткие сроки. Все это требует огромных затрат как физических, так и психических. В это время ребенок плохо спит, худеет, капризничает во время еды, иногда плачет. Кроме того, первоклассник может замыкаться в себе, выражать свой внутренний протест, отказываться следовать дисциплине. Его не отпускает чувство несправедливости. Такое состояние ребенка легче предупредить, чем изменить.

Попытайтесь заблаговременно начинать развивать в ребенке самостоятельность. Пусть он сам начинает принимать какие-либо решения. Тогда он станет уверенным в себе. В нем не будет развиваться боязнь с чем-либо не справиться, боязнь допустить какие-нибудь ошибки. Часто дети не приступают к чему-либо новому, так как не хотят выглядеть хуже на фоне остальных детей. Поэтому развитие в ребенке чувства самостоятельности в принятии решений поможет ему с большей легкостью стать на новую ступеньку его жизни, под названием: «школа». Постарайтесь составить режим дня ребенка. Пусть он сам Вам в этом поможет. Начиная со времени, когда ему необходимо проснуться, почистить зубы, сделать зарядку, заканчивая временем сна. Определите вместе с вашим ребенком, когда именно вы будете идти на прогулку, сколько это займет у вас времени; сколько времени он может поиграть в компьютерные игры; сколько времени уделить просмотру телевизора. Вам необходимо внимательно слушать ребенка, сопереживать его проблемам и переживаниям. Пусть поделится с Вами эмоциями сегодняшнего дня. Не заставляйте первоклассника моментально садиться за уроки. Он сидел за партой целый учебный день. Теперь ему необходимо отдохнуть. Поиграйте в активные игры. Ему необходимо выпустить наружу эмоции, снять напряжение и усталость после учебного дня. Никогда не делайте за ребенка его работу. Ваша задача показать, как правильно собирать портфель, куда складывать школьную форму. Но он должен все это делать самостоятельно. Ребенок не отпускает возможность увильнуть от своих обязанностей, поэтому Вам необходимо вместе с ним их оговорить заранее. Старайтесь не применять по отношению к ребенку открытую критику. Подберите слова таким образом, чтобы не обидеть его, не лишить желания продолжать заниматься. Помните, ребенок должен видеть в Вас не учителя, а маму. Вместо того, что б учить его, помогайте. Если он плачет, постарайтесь понять суть проблемы. Займите сторону его друга, на которого он в любой момент сможет положиться. Именно Вы настраиваете ребенка на учебу, и на школу в целом. Обсудите с ребенком, что именно он ожидает от школы, от учебы, от общения с одноклассниками. Если его желания не совпадают с реальностью, постепенно и деликатно внесите свои коррективы. Вам необходимо это сделать настолько тонко, чтобы не лишить ребенка желания учиться.

Детский сад, начальная, средняя и старшая школа - все через это проходят, это неизбежные стадии развития большей части детей. Нередко во время становления и смены учреждений образования у детей возникают тревога и боязнь. Как правило, у детей дошкольного и начального школьного возраста страх проявляется капризами, истериками, приступами гнева или паники. Дети старшего школьного возраста в связи с боязнью школы и нежеланием посещать ее могут становиться мрачными или отчужденными, испытывать приступы злости и паники. Причины страха школы и способы его устранения послужили темой нашего интервью с детским, семейным психологом с 12-летним стажем Жук Екатериной Геннадьевной.

MedPortal: Расскажите, пожалуйста, почему у детей возникает страх перед школой? Ведь он свойственен не только первоклассникам, но и детям старшего школьного возраста? Чего боятся школьники чаще всего?

Екатерина Геннадьевна: Да, страх перед школой характерен не только для детей, которые впервые идут в школу. Страхи первоклассников и детей старшего школьного возраста могут отличаться.

Страхи первоклассников в основном связаны с незнанием того, что им предстоит, и с теми рассказами и представлениями о школе, с которыми с ними делятся взрослые. Нередко взрослые представляют детям школу, как место, где с ребенком будут «разбираться», где из него «сделают человека», где наконец-то его займут делом. То есть взрослые формируют у детей представление, что в школе им будет сложно. Рассказывая в красках, что перед ребенком будут ставиться непростые задачи, родители способствуют появлению страха перед школой у детей.

Также случается, что родители или взрослые, которые отвечают за уход за ребенком, сами имеют негативный школьный опыт и потому сознательно или бессознательно его передают детям. Когда родители рассказывают о своем негативном опыте со школой, то ребенок, склонный доверять родителям, как достоверному источнику, заранее знает, что ему там не понравится. Если в целом в семье неблагополучная напряженная обстановка, или сам по себе ребенок тревожный, то тогда школа ничем не отличается от любой новой деятельности - ребенок ее боится. Ребенку страшно идти в школу потому, что это что-то новое: ему придется расстаться с привычной средой.

Что же касается детей старшего возраста, которые уже ходили в школу, у них, помимо перечисленных выше причин боязни школы, могут также быть причины, связанные со сложностями в общении со сверстниками. Дети могут бояться идти в школу, потому что там придется встречаться и общаться с теми, с кем они не хотят контактировать или у них это не получается.

Причиной страха школы у ребенка может быть и то, что он боится учителя или учителей.

Основой страха идти в школу может быть и то, что ребенку нелегко даются какие-то школьные предметы. Особенно сложно детям, которые не имеют помощи со стороны родителей в этом вопросе. Дети в таком случае могут опасаться похода в школу, так как боятся, что не справятся, и их будут ругать.

Особенности родительского поведения также могут способствовать развитию боязни школы у детей. К примеру, у родителей, которым свойственна гиперопека, дети могут бояться идти в школу, так как чрезмерное внимание со стороны родителей возрастет в сравнении с тем, что было летом. Сильное желание родителей, чтобы ребенок был успешный, также может вызвать опасения школы у ребенка: он будет бояться расстроить или разозлить родителей.

MedPortal: Как помочь первокласснику преодолеть страх?

Екатерина Геннадьевна: В сентябре, конечно, об этом уже немного поздно говорить, но я надеюсь, что информация поможет родителям будущих первоклассников. Для того чтобы помочь ребенку спокойно встретить новый этап жизни, стоит начинать подготовку к школе весной-летом. Подготовка к школе должна включать в себя знакомство со зданием школы и внутренним ее укладом. Рекомендую родителям будущих первоклассников заранее организовать для ребенка экскурсию в школу: пусть малыш познакомится со зданием, по возможности, побывает в кабинете, где будут проходить занятия. Важно, чтобы к тому моменту, когда он придет учиться, он знал, как себя вести в школе, знал, где находится столовая, раздевалка, туалет. Даже в школьный туалет стоит ребенка сводить до начала занятий: ведь он отличается от домашнего, и ребенок может из-за незнания, как там все устроено, испытывать стеснение и даже бояться его посещать. Школа - это все новое, и хорошо, если это новое будет постигаться постепенно.

Важно, чтобы малыш к тому моменту, когда надо идти в школу, обладал некоторыми навыками: чтобы он умел самостоятельно одеваться и раздеваться, знал, куда следует класть сменную обувь и как управляться с портфелем.

Даже если родители намерены ежедневно заводить и забирать ребенка из школы, стоит заранее с ним выучить маршрут от дома до учреждения: может случиться так, что ему понадобится самостоятельно добираться из школы домой и наоборот. Также будет полезно обучить ребенка пользованию ключами от дома и карманными деньгами.

Чтобы правильно настроить ребенка перед учебой, родителям следует с ним разговаривать о школе, описывать школу с положительной стороны, рассказывать о своем позитивном и положительном школьном опыте. Надо говорить, для чего ребенку необходимо посещать школу: чтобы стать умным, чтобы быть взрослым и многое понимать и во многом разбираться. Необходимо настраивать ребенка на то, что в школе он обретет новых друзей. Если есть возможность, хорошо еще до начала учебного года познакомить ребенка с кем-то из будущих одноклассников.

Очень рекомендую привлекать как первоклассников, так и детей старшего возраста к покупке школьных принадлежностей: пусть ребенок имеет возможность выбрать себе рюкзак, школьную форму, ручки и обложки на свой вкус. Покупка вещей к предстоящему учебному году поможет сформировать у него понимание, что скоро в школу и от этого никуда не деться.

MedPortal: А как быть, если ребенок в школе начинает плакать и просит забрать его домой - не отправлять на уроки?

Екатерина Геннадьевна: Во-первых, для того, чтобы такое не происходило и необходима подготовка к школе. Ребенок должен четко понимать, что посещение школы - это обязательный процесс. Если ребенок плачет в школе, родителям стоит подвести его к учителю, чтобы тот завел его в класс. Важно не дать понять ребенку, что слезами он может манипулировать и есть вероятность, что если он будет плакать и устраивать истерики, то избежит школы. Период адаптации у первоклассника может растянуться до полугода.

MedPortal: Если страх у ребенка не проходит, и каждый день вновь и вновь повторяются истерики, стоит ли переводить его на домашнее обучение?

Екатерина Геннадьевна: Родителям стоит разобраться в причинах страха и устранять их. Если адаптация длится более полугода, то стоит обратиться за консультацией к специалистам - детским психологам.

Что же касается домашнего обучения, то, безусловно, оно имеет плюсы: ребенок будет заниматься в привычной комфортной ему обстановке, родители смогут выбрать учителей, скорректировать расписание занятий, но… Я бы рекомендовала переводить на домашнее обучение только тех детей, которые в этом нуждается по состоянию здоровья. В школе есть долгосрочные контакты, отношения: и обиды, и ссоры, и примирения. При домашнем обучении ребенок этого лишен.

Домашнее обучение не является выходом из положения для неконтактного ребенка.

MedPortal: Как быть, если ребенок не хочет идти в школу после летних каникул?

Екатерина Геннадьевна: Нежелание идти в школу - нормальное явление. Родители должны об этом помнить: им ведь тоже не хочется возвращаться из отпуска на работу, менять более размеренный ритм жизни на рабочую суматоху. Потому стоит относиться к нежеланию идти в школу отчасти с пониманием и давать детям время привыкнуть.

MedPortal: Если ребенок жалуется на предвзятое отношение со стороны учителей, как лучше поступить родителям: поговорить с учителями, поприсутствовать на уроках?

Екатерина Геннадьевна: Для начала стоит взять этот вопрос под контроль: проверить, как ребенок готовится к уроку с этим учителем, справляется ли он с программой, все ли домашние задания выполняет и какие оценки в итоге получает.

Далее можно пообщаться с родителями других детей: узнать, не жалуются ли их дети на этого учителя, не замечали ли их дети предвзятого отношения к конкретному ребенку. Не стоит также бояться разговора с учителем: родителям важно знать мнение двух сторон.

MedPortal: А если ребенок не может обрести в школе друзей, чем ему можно помочь?

Екатерина Геннадьевна: Первоклассников надо учить дружить, учить знакомиться. Будет хорошо, если родители в непринужденной обстановке расскажут ребенку, как можно представиться другому человеку, как можно начать разговор. И в ситуации, когда ребенка одолеет смущение, он вспомнит слова родителей и сможет себя пересилить и завести разговор. Есть общительные дети, которые первые без стеснения подойдут, скажут: «Привет, я Саша, давай знакомиться», а есть те, которые не то что не подойдут, а и ответить не смогут.

Если ребенку кто-то нравится из класса, то родители могут на родительском уровне поспособствовать их дружбе: договориться с родителями другого ребенка, чтобы дети гостили друг у друга, вместе занимались и играли.

MedPortal: Мы благодарим Вас за интервью.?

Екатерина Геннадьевна: Я желаю, чтобы обращения читателей к психологам и специалистам смежных сфер деятельности были с целью любопытства и профилактики, а не с целью решения существующих проблем и страданий.

Школа является одной из важных составляющих в процессе развития ребенка. Вместе с тем, начало обучения в школе предполагает новые обязанности для ребенка. У него формируются определенные впечатления, новый круг общения, что может оказаться весьма значительной нагрузкой в эмоциональном плане в таком возрасте. Поскольку в школе ребенок будет проводить почти весь день, родителям очень важно подготовить свое чадо к школе, в частности, к первому классу.

После линейки 1 сентября многие родители спешат по своим делам. Но почему малыш, который только что радовался происходящему, плачет, не отпуская маму или папу. Насчет этого у психологов есть своя точка зрения. Рассмотрим ее подробнее.

Дети очень впечатлительные и требуют некоторого времени для адаптации в новых условиях. Если ребенок перед школой ходил в детский сад или воспитывался самостоятельно родителями дома, он резко попадает в новую для него среду. Поэтому школа может вызывать у первоклассников настоящий стресс. Добавьте ко всему еще тот фактор, что в его окружении появляется много новых детей, новые стены, новые условия времяпровождения, дополнительная ответственность. К этому он может быть не готов морально. Необходима определенная адаптация. Психологи подсчитали, что период адаптации может занимать от 5-ти до 8-ми недель. Этот период варьирует в зависимости от подвижности ребенка, его активности. Ребенку нужно привыкнуть к новому расписанию жизни, обязанностям по урокам, уменьшению возможности поиграть во дворе, подольше поспать. Его большей частью жизни начинает руководить учитель. Вследствие этого, считается, что семилетний возраст у большинства детей является кризисным.

Опасность кроется в том, что с началом учебы в школе первокласснику может быть нанесена психологическая травма. Помощь прежде всего в этом периоде должна исходить от родителей. Если ребенок в школе плачет, не отпускает маму, маме необходимо правильно настроить ребенка, без криков и нервов. Если каждая мама поставит себя на место ребенка, она сумеет понять, почему так малышу не нравятся произошедшие перемены в его жизни: новые люди, новое общение, новые обязанности, указания и запреты. Следует быть особо внимательным к поведению ребенка в первые месяцы учебы: если он плохо спит, плохо ест, часто капризничает или плачет, он еще не адаптировался к новым условиям жизни.

Ценным советом психологов для всех родителей является заблаговременно начинать прививать ребенку самостоятельность, давать ему возможность принимать решения, упорядочить режим дня ребенка. Такие действия со стороны родителей поспособствуют тому, что ребенок станет более уверенным в себе. Он максимально быстро справится с боязнью определенной ситуации или допущения ошибки.

Зная свой режим дня, ребенок будет ориентироваться, сколько у него времени может занимать зарядка, прогулка, компьютерные игры, во сколько надо вставать. Если родители желают, чтобы ребенок придерживался этого режима, им прежде всего надо подавать пример поведения.

Необходимо слушать ребенка. Если у него возникли проблемы или переживания, не стоит считать, что они настолько “детские”, что смешными становятся. Когда ребенок с детства будет делиться с родителями своими переживаниями, ему легче будет уже в юности общаться с родителями.

Если ребенка не критиковать, а уместно объяснить его ошибки, это тоже не отобьет у него желания быть откровенным и открытым. Ведь родители для ребенка - это не учитель в школе, а родные люди.

Таким образом, отношение ребенка к школе возможно сформировать воспитанием и соответствующим поведением родителей. Залогом благополучной адаптации первоклассника к школе являются сочувствие, сопереживание, уважение и любовь родителей.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары