Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Ребенок сильно стесняется комаровский. Что делать, если у вас стеснительный ребенок? Ребенок застенчив в новой обстановке

Все дети - как дети, а ваш смотрит букой на малышей на детской площадке и боится оторваться от маминой руки? На предложение поздороваться с вашей подругой - опускает глаза в землю и бормочет что-то неразборчивое? Идея выступления ребенка на (даже третьим зайчиком в пятом ряду) кажется вам абсурдной? Что ж, у вас растет маленький застенчивый скромняшка!

Хорошо это или плохо? Давайте разберемся!

Застенчивость - это биология

Маленький ребенок по мере взросления переживает два периода боязни незнакомцев. Первый из них - в возрасте около полугода, когда он уже хорошо различает лица домочадцев и в состоянии идентифицировать посторонних людей. Это забавно описывает американский педиатр Бенджамин Спок в своей книге «Ребенок и уход за ним»

” Осматривать трехмесячного ребенка - одно удовольствие. Когда врач улыбается и разговаривает с ним, он тоже улыбается и двигает ножками и ручками от радости. Пятимесячный ребенок ведет себя иначе. Когда он видит незнакомое лицо, он замирает и напрягается всем телом, несколько секунд пытливо и подозрительно смотрит на незнакомца, затем начинает быстро дышать, подбородок его дрожит и раздается отчаянный крик. В этот период ребенок легко пугается всего незнакомого.

Второй период «подозрительности» приходится на начало социализации малыша: он уже не спит во время прогулок в коляске, а активно познает мир рядом с мамой. И внезапно обнаруживает, что помимо мамы, папы, бабушки, кошки, в мире есть еще множество незнакомых живых существ, и не факт, что контакт с ними будет безопасен. Этот этап характерен для детей 2-4 лет, а доктор Спок и вовсе считает, что самые подозрительные люди - это годовалые дети.

” Мне кажется, самый «подозрительный» возраст - это 13 месяцев. Когда врач пытается осмотреть 13-месячного ребенка, он вскакивает на ножки и пытается сползти со стола на колени к матери. Он рыдает и прячет лицо на груди у мамы, как маленький страусенок. Он бросает на врача гневные взгляды исподлобья. Но он сразу успокаивается, как только осмотр окончен. Через несколько минут он может с интересом разглядывать кабинет врача и даже подружиться с «злодеем-доктором».

Итак, застенчивость, боязнь незнакомцев - все это совершенно естественные реакции для ребенка, который учится разграничивать мир на «своих» и «чужих». Беспокоиться по этому поводу не нужно, наоборот - тревогу должна вызывать готовность ребенка подружиться с каждым встречным и уйти от мамы с любой тетей.

Стеснительность: все хорошо в меру

Если стеснительность - это наша естественная реакция, то, может быть, стоит ее поощрять? Действительно, сколько раз мы слышали, что «скромность - лучшее украшение девушки», а выпячивать себя на передний план - некрасиво и бестактно.

Тут стоит сказать, что все хорошо в меру. У всех разные характеры, разные темпераменты; кто-то в любой компании чувствует себя как рыба в воде, а кто-то испытывает дискомфорт, становясь центром всеобщего внимания.

Где же критерий «нормальности»? Он прост: застенчивость не должна мешать, ни ребенку, ни взрослому.

Если из-за своей стеснительности вы не спрашиваете дорогу в чужом городе, нарезая круги по незнакомым улицам; не расслышав важную информацию, боитесь переспросить; не готовы представиться человеку, с которым хотели бы познакомиться, - нужно срочно принимать меры!

И, конечно, совершенно не нужно, чтобы стеснительность ребенка приобрела такие мучительные формы. Как и почему это может случиться?


«Школа застенчивости» - как ребенок начинает стесняться

Бывает, что заурядные житейские ситуации становятся причинами развития трудно изживаемых психологических комплексов. Обращайте внимание на такие опасные моменты!

Провальное выступление

Даже для уверенных в себе детей выступление перед публикой - это стресс. Заученные намертво танцевальные па и строки стихов сами собой испаряются из памяти. В голове становится звонко и пусто, и чувствуете вы себя при этом необычайно глупо. С вами тоже случалось такое, да? У детей после таки провалов порой возникает мысленный знак равенства: публика = глупое, неудобное положение.

Отвергнутое предложение

Попытка познакомиться с другими малышами на детской площадке, вступить в игру, может оказаться плачевной. Если компания уже давно развлекается вместе, правила игры всем хорошо знакомы, кто же захочет прерываться ради незнакомца? Особо впечатлительным детям даже не требуется собственный негативный опыт - достаточно оказаться зрителем подобной сцены, чтобы годами набираться смелости для знакомства с компанией ровесников.

Паровоз и вагончик

Часто застенчивыми оказываются дети веселых, активных, раскрепощенных родителей. У них просто нет ни малейшей возможности проявить хоть какую-то инициативу - между ними и миром всегда стоит веселая и энергичная мама, которая уже познакомилась с малышами в песочнице и уже вступила в азартное состязание по лепке куличиков. В лучшем случае ребенок движется «в кильватере» мамы, а в худшем, когда она не чувствует, что дети не принимают ее на своей территории, старается дистанцироваться и от детей, и от мамы. «Да вы что, я не с ней, как вы могли подумать!» - словно говорит малыш, нахохлившись на другом краю игровой площадки.

Безжалостная критика

Наконец, застенчивые дети вырастают у строгих родителей-перфекционистов. «Делай идеально или не делай вовсе» - вот что они слышат с детства. Но первый опыт чего угодно никогда не будет идеальным, а ребенок убеждается, что не стоит демонстрировать миру ни свои труды, ни таланты, да и самого себя, неидеального, лучше попридержать в уголке.

Как помочь ребенку, если он излишне застенчив

Большинство этих ситуаций, как вы уже заметили, можно не просто избежать, но позволить ребенку действовать легко и эффективно. Правда, о многих вещах нужно позаботиться заранее!

Репетируйте

Когда вы занимаетесь с ребенком дома, обязательно проигрывайте бытовые ситуации, используя куклы, машинки, мягкие игрушки… тема игры должна быть узнаваема и очень конкретна: встреча приятелей в магазине, знакомство с новыми персонажами. Важно, чтобы ребенок по очереди выступил в такой игре во всех ролях, запомнил стереотипные диалоги: здравствуйте, меня зовут так-то, а как зовут тебя? Как только малыш свободно почувствует себя в такой игре, он будет готов применить эти навыки и в жизни.

Маленькая хитрость: вежливость помогает от застенчивости! Если ваш ребенок автоматически говорит «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до свидания» - то он уже на 90% вступил в диалог!

Научите полезным приемам

Маленькая хитрость: если новые знакомые немного младше вашего ребенка - это дополнительно усилит его позицию и придаст ему уверенность.

Помните, что воспитание - процесс интимный

Маленькая хитрость: обсуждая ребенка с другими людьми - родственниками или знакомыми - ведите себя так же, как если бы вы говорили о взрослом человеке.

И последний совет: не заслоняйте малыша собой, но будьте «в зоне доступа», чтобы он чувствовал, что всегда может укрыться в ваших объятиях от кратковременных бурь недружелюбия, которые случаются в его удивительном солнечном мире!

Почему ребенок стесняется? Список причин такого поведения может быть очень обширным. Как правило, причина излишней стеснительности - заниженная самооценка.

Есть, правда, одно исключение - в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5–3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться или стесняться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). Это поведение совершенно естественно для малыша.

В других возрастных категориях стеснительность - следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или на которого не обращают внимания. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность - это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», - словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», - показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» - подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», - пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе - тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. «Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» - примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, - «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», - спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или . Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому - Ваша дочь.

Агрессивность - обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по . Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92, 250-02-12.


Попав первый раз в первый класс, он должен выходить к доске и отвечать перед всем классом. Вашему ребенку затруднительно узнать домашнее задание у одноклассника, спросить у учительницы свою оценку. И в его внешкольной жизни замечаете, как ребенок стесняется обратиться к продавцу, чтобы купить мороженое или булочку. А то и вовсе вы за него озвучиваете просьбы.

Если вашему ребенку страшно отвечать у доски, общаться со сверстниками, он робеет перед взрослыми и боязливо себя ведет в обществе, то эта статья для вас.

Откуда стеснительность и застенчивость?

Чувствительный зрительный вектор задает ребенку такое поведение в силу своих особенностей, говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Вектор - это группа врожденных желаний и свойств для их реализации. Рассмотрим зрительный вектор, обладатель которого имеет большую эмоциональную амплитуду: от сильного испуга до наивысшего чувства любви.

Впечатлительны, ранимы и чувствительны. Потому этим детям ничего не стоит расстроиться до слез из-за сломанного карандаша или живо и ярко обрадоваться подарку. Про таких говорят: делают из мухи слона , то есть преувеличивают эмоции, как устрашающие, так и положительные.

«А вдруг меня обидят?»

Когда по каким-то причинам ребенок, находясь в семье, теряет чувство защищенности и безопасности , у него растут различные страхи. В основе лежит страх за свою жизнь, и из-за него ребенку хочется быть менее заметным для окружающих людей. Кажется, что так он избежит опасностей, таящихся вокруг него.

Способность к преувеличениям заставляет его бояться еще больше. Приходя в магазин или выходя к доске, он легко представляет негативный исход: либо осмеют, либо поругают или укажут на ошибки, а это еще бОльший стресс. Вот и решает он, что лучше не выходить отвечать перед классом, не просить подать мороженое в магазине или вовсе не обращаться с просьбой к взрослому.

Быть стеснительным и постоянно бояться спросить то, что тебе нужно - значит лишать себя возможности получить желаемое, необходимое или порой жизненно важное.

Дайте ребенку ощущение защищенности

Системно-векторная психология Юрия Бурлана рекомендует вернуть ребенку чувство защищённости и безопасности, чтобы он снова мог наслаждаться общением, перестал надуманно бояться непонимания, осмеяния. Такому ребенку необходима психологическая, моральная поддержка близких ему людей.


Самое главный человек - это мама. От маминого душевного состояния зависит и психическое равновесие ребенка. Атмосфера внутри семьи также важна для благоприятного развития малыша со зрительным вектором. Ссоры, скандалы, споры с ругательными словами лишают ребенка такого важного чувства - защищенности и безопасности.

«Боюсь опозориться»

Также может «мешать» быть смелым и общительным, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, анальный вектор. Природная нерешительность и страх опозориться иногда являются причиной скованности и излишней скромности.

Выглядеть глупым в глазах других людей не очень приятно. Тем более, если в памяти сидит подобная ситуация, где он был смешным. Такому ребенку понадобится ваша соразмерная уместная похвала за его любое проявление активности, смелости в общении с другими детьми, людьми. Но, стараясь подталкивать его к взаимодействию с окружающими людьми, не переусердствуйте.

Ведите неторопливую беседу о его одноклассниках, о прошедшем дне, проговаривайте прогнозируемые ситуации, где он будет выглядеть похвально и достойно. В разговорах не акцентируйте внимание на его неуклюжести, скромности, боязливости.

Помогите ребенку открыться людям, миру, общению

Дети со зрительным вектором легко экстравертируются, начинают общаться открыто и с удовольствием, если будут отсутствовать негативные факторы, влияющие на его психику. Если нет страхов и боязни внешнего мира, есть спокойное и уверенное состояние ребенка, то такие дети очень любят внимание к себе, тянутся к публичным выступлениям (танец, стих или ответ у доски).

Дети с анальным вектором, имея положительный опыт или одобрение взрослыми людьми своих поступков, будут активно стараться, чтобы снова и снова услышать слова похвалы в свой адрес. Именно малыши с анально-зрительной связкой векторов наиболее стеснительные.


Подробнее узнать о том, что необходимо дать своему ребенку, чтобы он испытывал удовольствие от общения с другими детьми и взрослыми, можно на бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Подарите ему возможность получать обратную связь от общества, которая так важна для его собственной реализации и развития личных качеств и потенциала.

Регистрируйтесь на бесплатные лекции - по ссылке http://www.yburlan.ru/training/ .

Статья написана с использованием материалов

Часто можно наблюдать такую картину: ребенок в транспорте или на прогулке бойко общается, поет песни, рассказывает стихи, но стоит заинтересованным взрослым, чаще всего случайным свидетелям, обратить на его выступление внимание, что-то сказать или попросить еще спеть-станцевать, как малыш резко замолкает, его запал пропадает, и сам он жмется к родителям.

«Застеснялся», - объясняют они такое поведение, а сами недоумевают, отчего это? Ведь только что ничего не стеснялся!

Стеснительность может быть просто реакцией на незнакомую ситуацию, особенностью возраста или устойчивой чертой личности. Чтобы понять, с чем именно вы имеете дело, нужно разобраться, почему ребенок ведет себя именно так, что служит причиной.

Почему ребенок стесняется: загадка для родителей

У каждого возраста свои особенности. Стеснительность является особенностью дошкольного возраста. В этот период жизни вокруг ребенка появляется много взрослых людей, которых он до этого не знал: воспитатели детского сада, педагоги групп раннего развития, руководители кружков, знакомые родителей, и т.д. естественно, ребенок стесняется взрослых, которых он не знает, особенно если они просят его о каких-либо публичных выступлениях: что-то рассказать, спеть, или даже просто представиться перед группой.

Это сложно подкорректировать. Вы можете до бесконечности внушать ребенку, что стесняться не стоит, однако он раскрепостится только с возрастом, когда освоится в мире. Родители могут лишь ускорить этот процесс, ненавязчиво вводя ребенка в общество. Стеснительного малыша стоит почаще брать с собой в разные интересные места, где много людей, которые не станут проявлять к нему излишнего интереса. Подойдут детские площадки, кафе, даже торговые центры. Видя вокруг себя много чужих людей, ребенок со временем привыкнет, что они не несут для него угрозы и стеснительность постепенно уйдет.

Ребенок стесняется в садике: как преодолеть неуверенность?

Если в садике ребенок стесняется не только воспитателей, но и других детей, то важно понимать, является это признаком адаптации к коллективу – или самостоятельной проблемой. В первом случае все нормализуется само, в течение первых месяцев, особенно если в сад малыш будет ходить регулярно, не пропуская его. Во втором – стоит оценить степень стеснительности. Возможно, ребенок стесняется выступать на публике, но в обычной жизни он активен и общителен. Это обычная ситуация. Не все взрослые могут свободно чувствовать себя перед аудиторией, кому-то это в жизни и не требуется.

И все же, если хочется, чтобы ребенок был в садике более активным и раскованным, стоит повысить его уровень уверенности и снизить тревожность. Выступать на публике можно сначала дома, перед родителями, бабушками и дедушками, разыгрывая сценки или рассказывая стихи. Большим интересом пользуются и фокусы, только их сложность должна соответствовать возрасту. Что делать, если ребенок стесняется?

Для начала, не надо внушать ребенку, что стесняться – плохо, и что он всеми силами должен преодолеть эту черту, а иначе… Страшилки родителей повышают тревожность, это снижает самооценку малыша, и он еще больше замыкается. Порочный круг.

Cтоит принять стеснительность ребенка как данность и перестать пытаться ежедневно повлиять на его характер, переделать. Ваш ребенок стеснительный? Это не плохо и не хорошо, это просто есть. Не факт, что так будет всегда, но сейчас – это так. Многие взрослые, в детстве страдавшие от своей стеснительности вспоминают не о том, что стеснялись, а о том, как этим были недовольны их родители.

Затем было бы неплохо повысить общую уверенность ребенка в себе, своих силах и способностях. Это наиболее эффективный способ научить ребенка не стесняться. Постоянно хвалите его за малейшие положительные сдвиги в поведении, и главное, своим примером показывайте, как хорошо быть раскованным и свободно общаться. Если из-за неуверенности в своих знаниях ребенок стесняется отвечать на уроке – поработайте над проблемным предметом, объясните непонятые темы или наймите репетитора. Самый простой способ решить эту проблему - заинтересовать ребенка предметом, показывая ему интересные фильмы или рассказывая об удивительных фактах, связанных с ним. В помощь заботливым родителям школьников созданы энциклопедии в аудиоформате, которые можно слушать, например, в дороге.

Внешность и ее восприятие

Если ребенок стал стесняться своей внешности при ее изменении в связи с наступлением подросткового возраста, имейте в виду – это «заслуга» значимых для него взрослых, чаще всего – семьи. Что бы ни говорили сверстники – подросток все пропускает через уже имеющееся у него представления о себе.

Большинство подростков – кладезь комплексов. Слишком толстый, слишком худой, слишком высокий или слишком маленький, лопоухий, кривоногий… какие только признаки не приписывают себе вполне симпатичные мальчишки и девчонки. И когда обидные слова попадают в цель – тогда уверенность в себе и пошатывается.

Но изначально такое представление о своих недостатках формируется от нечаянно (хочется верить, что не специально) сказанных родителями слов.

«Не надевай это платье, эта модель для стройных, не для тебя»….
«Зачем тебе дорогая косметика, ты же не участница конкурса красоты»….
«Не лезь в драку, ты слишком слабый, чтобы противостоять хулиганам»….
«Учись хорошо, с твоей внешностью ты вряд ли удачно выйдешь замуж, придется зарабатывать самой»…
«Не расстраивайся, что эта девочка отказалась встречаться с тобой – похудей для начала, начни бегать по утрам, а потом будешь бегать за девочками»…

Чаще всего родители хотят совсем другого: подсказать, уберечь, направить, а подросток лишь обрастает новыми комплексами.

Родители могут сделать лишь одно: увидеть в своем подрастающем ребенке то лучшее, что в нем есть, а этого немало. Понятно, что угловатый и постоянно вредничающий подросток – это не милый малыш, которым он был не так давно. Вот только взрослые часто замечают ухудшения и совсем пропускают мимо улучшения, которых тоже немало.

Да, ребенок стал хуже учиться, он уже не отличник, поскольку вместо уроков пропадает на репетициях со своими друзьями – пишут и поют песни. Но зато их музыкальная группа состоит из талантливых ребят, их приглашают выступать на школьные праздники и сверстникам нравится их творчество.

Дочка перестала носить так любимые мамой «принцессишные» платья и отстригла косу, которую отращивала всю жизнь. Зато она стала самостоятельной – участвует в жизни школы, лидер в классе и даже организовала волонтерское движение со своими единомышленниками.

Дети, уверенные в себе, не станут стесняться, даже если посторонние будут пытаться их смутить или обидеть, просто потому, что обидным репликам не за что будет уцепиться. Взрастить в наших сыновьях и дочерях сознание собственной ценности и уникальности – наша, родительская задача, и справиться с ней полноценно могут те взрослые, которые взрастили эти качества в себе. Так что, как обычно, прежде всего, приходится работать именно над собой.

И в заключение…

Если ваш малыш стесняется – не придавайте этому факту чрезмерного значения. Покажите рабанку, что быть открытым и активным весело и безопасно.

Дошкольник стесняется заниматься в школе раннего развития или в кружке, сидит и молчит? Посидите на первых порах с ним вместе – большинство педагогов не возражают против присутствия родителей. Рядом с вами малыш освоится в новой обстановке, и потом будет с радостью бежать на занятия и уверенно отвечать на вопросы.

Школьник стесняется учителя, стесняется даже попроситься в туалет, когда это необходимо? Объясните, что учитель, несмотря на свой грозный вид, ничем ребенку не угрожает, он учит новым и интересным вещам, показывает увлекательные фильмы, водит на экскурсии. А учителю объясните, что ваш ребенок еще не освоился и не всегда может проявить активность, даже если и знает правильный ответ. Пусть педагог время от времени спрашивает и его, а не только тех, кто беспрестанно тянет руку и выкрикивает версии.

Будьте рядом со своим ребенком, не физически – так морально, поддерживайте его, отмечайте его успехи, а к неудачам относитесь без трагизма и философски: не вышло сейчас, в следующий раз обязательно получится.

Ребенок стесняется. Стоит ли родителям беспокоиться по этому поводу или это, как говорится, само пройдет? Ответ на этот вопрос зависит от отношения к ребенку взрослых и от отношения ребенка к самому себе.

Главная причина стеснительности - очень низкая самооценка. И формируется она, в первую очередь, в семье. Причем, не только в той семье, где ребенка бесконечно третируют и унижают. Иногда бывает достаточно бросить ребенку неосторожную фразу и тем самым зародить в нем неуверенность в себе. Например, девочка вертится перед зеркалом, а мама ей заявляет: «Да на что там у тебя смотреть-то! Смотреть-то не на что!» Мама, может, и не хотела обидеть, но у девочки на всю жизнь сформировался комплекс по поводу своей внешности.

Застенчивость может быть спровоцирована и каким-нибудь серьезным событием. Например, из семьи ушел отец, а его маленькая дочка, не разобравшись в истинных причинах этого поступка, приняла все на свой счет. С тех пор она все время боялась сделать что-нибудь не так и вызвать какое-нибудь ужасное последствие. В школе она боялась отвечать. В компании старалась быть незаметной, с противоположным полом и вовсе не помышляла общаться. Самооценка девочки однажды упала в следствие распада семьи. Но мама и другие взрослые оказались нечувствительными к проблемам девочки и позволили стеснительности поработить психику ребенка.

Иногда низкая самооценка ребенка формируется и в стенах школы. Ребенок плохо справляется с заданиями, не может собраться с мыслями у доски. И вот раздраженный учитель навешивает ярлыки: «неспособный», «лентяй», «тугодум»; или даже прогнозы: «никогда ничего не добьется», «попадет в школу для умственно отсталых» и так далее.

Достаточно часто причиной низкой самооценки является какой-нибудь физический недостаток ребенка. Например, он маленького роста, или толстый, или носит сильные очки. Его дразнят сверстники, жалеют родные, а он страдает и уходит в себя.

Из-за вышеописанных причин ребенок привыкает считать себя не столько плохим, сколько ни к чему не пригодным и никому не интересным. Он боится высказать свое мнение, так как заранее уверен, что оно окажется неверным. Стесняется отстаивать свои интересы, так как подсознательно уверен в том, что заслужил столь пренебрежительное отношение. Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях.

Зачастую человек тянет проблему «стеснительности» из детства во взрослую жизнь, смиряясь с ней и даже не пытаясь с ней справиться. И тогда появляются взрослые мужчины и женщины - «мямли» и «рохли», которые в самом деле оказываются никому не интересными. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей преследует их всю жизнь. И наконец, появляется боль социального отторжения.

Что должны делать родители, чтобы помочь своему ребенку преодолеть застенчивость.

1. Не позволять никому называть ребенка застенчивым.
2. Подталкивать ребенка к общению, несмотря на его страхи и нежелание. Это ведет к усилению страха перед общением.
3. Давать ему необходимое время, чтобы решиться на контакт добровольно, без принуждения.
4. Обучать ребенка на своем примере, как здороваться, как знакомиться, как начинать игру, как говорить о своих желаниях.
5. Поощрять контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, просить его смотреть вам в глаза, чтобы ребенок привыкал всегда смотреть в глаза собеседнику.
6. Научить ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте с ним перечень фраз, который он мог бы использовать при контакте с теми или иными людьми. Тренируйте их до тех пор, пока он не станет пользоваться ими свободно и самостоятельно.
7. Подготавливать ребенка к предстоящему событию, например, ко встрече гостей или какому-нибудь празднику. Это придаст ему уверенности в своих силах.

Будьте внимательны к своему ребенку. При повышении самооценки от стеснительности не остается и следа.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары