Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Самюэль хантингтон биография. Самюэль Хантингтон

« Создание атмосферы творческой доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости на уроках в детской школе искусств»

10 лет работая в должности заместителя директора по УВР, я нередко задавала себе вопрос – почему к одному преподавателю дети ходят гурьбой, с превеликим удовольствием, а у другого, не менее квалифицированного и уважаемого, преподающего тот же предмет, постоянно редеющий класс? Понятной становится обида таких преподавателей, причём настоящих профессионалов своего дела – «Я столько сил вложила, столько труда, чтобы добиться от ребёнка (детей) результатов, чтобы уроки стали безупречными…»

Изучая опыт моих коллег, литературу по данной теме, могу с уверенностью сказать, что очень часто преподаватели чрезмерно увлекаются применением профессиональных приемов, забывая об атмосфере творческой доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости на уроке. Состояние тревоги перед уроком, ослабевание интереса к занятиям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися – к сожалению, всё ещё присутствующие негативные явления образовательного процесса. Это признаки того, что учащиеся чувствуют себя дискомфортно, а ведь задача педагога – создать такое психологическое пространство в классе, чтобы в нем было хорошо каждому учащемуся. Главным критерием такого пространства является создание атмосферы, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, поскольку в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а непосредственно на учебную деятельность, на творчество. Ещё К. Роджерс говорил о том, что для того чтобы обучение было эффективным, необходимо соблюдение главного условия – создание в классе климата, характеризующегося «подлинностью, ценностным отношением и эмпатией». Такую комфортную атмосферу педагоги просто обязаны создавать для того, чтобы ученики уважали их и, как ни странно это прозвучит, не боялись идти к ним на урок. Для преподавателя, который по умолчанию владеет ситуацией и контролирует её, атмосфера значения не имеет, он сам создаёт её, ту, которую считает нужной и правильной. А для ребёнка такой благоприятный микроклимат важен и приятен ещё потому, что он слабее эмоционально и находится в подчиненном положении по отношению к педагогу.

Очень важно при этом учитывать индивидуальность ребёнка, чувствовать его. Ведь индивидуальный подход помогает снять страх перед уроком, помочь ребёнку самоутвердиться, стать спокойнее, увереннее, добрее. Поэтому всего этого без использования метода индивидуального подхода и, как следствие, без создания комфортной атмосферы в классе добиться будет очень трудно!

Атмосферу доброжелательности на уроке с учеником можно создавать с помощью таких приемов:

Снятие страха (использование фраз «Ничего страшного» или «С этой задачей ты сможешь справиться, если…»)

Педагогическое внушение («Я знаю, ты это можешь/умеешь»)

Авансирование («У тебя получится, потому что…»)

Мотивация («Нам это очень нужно сделать/выучить…»)

Оценка детали («Этот такт у тебя замечательно получился!»)

Остановка на успехе (Если у ребёнка что – то долго не получалось, и вдруг получилось, не надо это ещё раз повторять. Пусть это чувство счастья останется с ним!)

Для того чтобы атмосфера эмоционально – нравственной отзывчивости навсегда поселилась в вашем классе, надо помнить о том, что:

  • нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми, успехи ребёнка с чужими успехами, неудачи ребёнка с чужими неудачами
  • информацию о ребёнке следует рассматривать не как законченный, а как постоянно развивающийся материал, который каждый раз создаётся, а не воспроизводится по эталону
  • важно, чтобы педагог сам был открыт для эмоциональных переживаний, сохранил способность радоваться жизни
  • для хорошего педагога все ученики – разные, для плохого – одинаковые
  • обязательно надо принимать ребёнка с его мыслями и чувствами, какими бы они не были

Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что для создания психологически-комфортной атмосферы в классе педагог не должен пытаться за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы. Предусмотрительность и корректность поведения педагога на уроке заметно снижают напряжение в общении. Верьте в безграничность способностей ребёнка, верьте в свои педагогические способности, и тогда совместная деятельность педагога и ученика будет работать на сближение, способствуя эффективной работе и творчеству.

Список литературы и использованных источников:

1. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии.- М., 2002.

2. «Завуч. Управление современной школой». 2006. №8. С.106.

3. http://www.scienceforum.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи» [[{"type":"media","...

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА НА УРОКЕТеоретические материалы.Начиная работать в школе, необходимо учитывать следующие моменты: задачи, которые ставит современное общество перед учителем,...

Михнёва И.Н., старший воспитатель 1-й кв. категории

МБДОУ «ДСОВ №47» г.Братск

В программе «Радуга» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства. Актуальность данной задачи обусловлена поддержкой разнообразия детства.

Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет, через создание условий, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы через создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, установление правил взаимодействия

От того, какие условия будут созданы для проявления активности, какие эмоции вызывает та или иная деятельность, как ребенок переживает успехи и неудачи, какое отношение испытывает к себе от взрослых и детей зависит в дальнейшем развитие ребенка.

«Чтобы ребенок был здоровым и счастливым, надо просто удовлетворять его потребности»(Л.С.Выготский) - физиологические, потребности любви, безопасности и признания, которые играют большую роль в формировании личности. Если эти потребности удовлетворены в полной мере - ребенок испытывает эмоциональный комфорт.

Детский сад – это место, где дети получают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.

На педагогах лежит большая ответственность за создание благоприятных условий социальной ситуации развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

В нашем детском саду педагогическая поддержка осуществляется через непосредственное воспитывающее и обучающее воздействие, организацию ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой, создание педагогами предметной среды, инициирущей совместную деятельность, создание атмосферы благоприятного психологического комфорта.

Атмосферу создания психологического комфорта определяют: стиль поведения воспитателя, добрые традиции, правила жизни группы, стиль жизни группы. Общая атмосфера психологического комфорта и настрой группы определяются педагогами через установление эмоционально- положительных отношений с каждым ребенком и со всеми детьми в целом. В ситуациях негативных проявлений предоставляют детям возможности приобретать опыт неправильного поведения.

Разъяснения, напоминания, показ – вот основные приемы, которые отвечают решению этой задачи.

При построении воспитательно- образовательного процесса педагоги следуют правилу трех «П»:

  • Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
  • Приятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
  • Признание – это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

Стремление придерживаться этих правил, помогает создать хорошую атмосферу для общения и коллективной деятельности мальчиков и девочек, избежать авторитарного стиля руководства.

Одним из важных условий психологического комфорта является наличие понятных и единых для всех правил жизни группы. Модель коллективного поведения в группах определяется и формируется взрослыми, на основе традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга. Если в группе сложились определённые правила жизни, значит, решение разных проблем проходит гораздо легче.

Установлению правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях способствуют:

  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
  • развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности
  • установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;

На атмосферу психологического комфорта оказывает влияние стиль жизни группы, который определяется индивидуальным подходом к каждому ребенку и понимается, как целенаправленное, осознанное выстраивание педагогами пространства свободы и выбора, предоставленному ребенку: учет темпа, склонностей, уважение предпочтений и привычек ребенка.

Создание ситуаций успехов повышает у детей уверенность, самооценку, формирует доверие к взрослому.

Спокойная обстановка, доброжелательность, принятие каждого, эмоциональный комфорт, создаются через групповые традиции: «Утро радостных встреч», на котором дети делятся своими переживаниями и впечатлениями о том, как провели прошедшие дни; «Сладкий вечер» - совместное чаепитие, сопровождающее непринужденной дружеской беседой; «Круг хороших воспоминаний», где каждый ребенок может услышать про себя что- то положительное, о каких - то достоинствах; «Для всех и для каждого» - создание ситуаций распределения подарков для всех и для каждого; дни рождения и т.д.

Наряду с созданием эмоционального комфорта перед педагогами стоит задача уважения взрослыми активности и инициативности самого ребёнка в познании, общении и творчестве, его интересов и желаний. Налаживание педагогом совместной деятельности детей, направленной на получение нужного и интересного для её участников общего результата, служит лучшим средством формирования отношений со сверстниками. Чем активнее ребенок, тем сильнее у него возникает потребность в совместной деятельности со сверстниками и взрослым.

Учитывая приоритетную сферу проявления детской инициативы на каждой возрастной ступени, поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников ДОУ осуществляется через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности через создание условий в игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д. деятельности.

Согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.

Литература:

  1. Леонтьев А. А. Психология общения. Москва. Просвещение. - 1997
  2. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения». Москва. Просвещение. - 1986 г.
  3. Социально-психологическая характеристика группы сверстников детского сада /под редакцией Репиной Т. А. Москва. Просвещение. - 1986/1987 гг.
  4. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Москва. Просвещение. - 2014
© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары