Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мониторинг в доу по фгос дошкольного образования. Мониторинг по фгос по программе «от рождения до школы


ВОПРОС: Что будет оцениваться в качестве результатов освоения содержания ООП! ОТВЕТ: Оцениваются не результаты обучения, а результаты социализации детей - базовые установки общей культуры. Теоретической основой выступает навигационный принцип осуществления педагогической деятельности (чтобы вовремя осуществлять коррекцию трудностей и психолого-педагогическую поддержку). На каждый возраст будет разрабатываться «Паспорт развития ребенка» с указанием критериев социализации с учетом всех особенностей возрастного развития и критериев невротизации ребенка для последующей минимизации кризисных состояний. Полностью запрещается тестирование дошкольников в контексте обучения, но не сам мониторинг их развития. Александр Григорьевич Асмолов




Определение компонентов мониторинга: 1. определение критериев (соответствующие пункты из целевых ориентиров с учетом интеграции образовательных областей) Например: способен договариваться. 2. определение показателей (в чем это выражается) Например: высказывает свое предложение, выслушивает другую точку зрения, обсуждает варианты, выбирает компромисс. 3. определение уровней (степень сформированности) - по самостоятельности проявления: сам, с инициативы взрослого, только с помощью взрослого (вместе). - по частоте проявления: всегда, избирательно (тогда в каких случаях) фрагментарно (редко в зависимости от ситуации) - по уровню готовности: когнитивная (на уровне знаний), эмоциональная (репродукция, «как все»), деятельностная (самостоятельное использование адекватно ситуации с осознанным выбором этого способа взаимодействия)


Оформление результатов мониторинга: Карта наблюдения (по образовательным областям, по видам деятельности, по отдельным направлениям развития и т.д.) Дневник развития (единый для всех документ с данными медицинского, психологического, педагогического наблюдения с указанием динамики, причин ее замедления, коррекционной работы и т.д.) Портфолио достижений (варианты творческого альбома, папки достижений, информационного файла) Интегративное педагогическое заключение (рекомендации на основе длительного сбора данных для учета на следующей ступени образования)

Работа с детьми требует постоянного совершенствования для выстраивания чёткой, логичной и действенной системы взаимодействия. И для этого не обойтись без мониторинга образовательной деятельности, исследующего уровень эффективности используемых методов и приёмов работы с малышами. В связи с этим педагогу важно знать все теоретические основы анализа учебно-воспитательного процесса и нюансы его осуществления на практике.

Мониторинг: что это и для чего?

В методической литературе довольно часто понятия мониторинг и диагностика отождествляются. По большому счёту, эти очень близкие термины, но для разговора о сути одного из них всё же важно разграничить, что есть что.

Педагогический мониторинг (от английского « monitor», что обозначает действие, призванное осуществлять задачу наблюдения, контроля и прогнозирования) – способ организации, сбора, анализа и презентации информации о работе педагогов в деле реализации учебной программы, призванный обеспечить наблюдение за состоянием учебно-воспитательного процесса, а также обеспечить основу для прогнозирования работы педагогической системы.

Это интересно. Педагогическая система включает в себя деятельность педагогов, детей, методику, средства и приёмы осуществления рабочей программы.

Мониторинг - это своего рода отчёт о результатах проделанной методической работе педагога

Педагогическая диагностика - практика оценивания уровня знаний, показателей сформированности умений и навыков у воспитанников по разным направлениям образовательной деятельности (речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-творческое развитие).

Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что говоря об исследовании стадии (!) освоения знаний, умений и навыков в работе над программой, мы имеем дело с диагностикой, а имея в виду систематический (!) сбор и обработку информации, речь ведём о мониторинге. Первая - это изучение статики, второй - исследование динамики. При этом для проведения мониторинга необходимы специальные процедуры, которые в учреждениях образования носят название «диагностические карты».

Цели и задачи организации мониторинга

Миссия мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основании нормативных документов , определяющих стратегию работы государственной педагогической системы, и заключается в:

  • оценке результатов освоения программы всей группой, то есть выявление средних показателей, которые в методической литературе называются «интегративные качества» и предназначены для определения готовности малышей к школьному этапу образования (качества, определяющие эту готовность, формируются постепенно, например, развитие навыка регулировать своё поведение начинается с первой младшей группы и только к подготовительной достигает уровня, допустимого для перехода на следующую ступень обучения);
  • оценке интегративных качеств каждого ребёнка по всем образовательным областям;
  • определении качества учебно-воспитательного процесса (качественный уровень организации работы с воспитанниками, показатели эффективности координации самостоятельной деятельности малышей);
  • осуществлении выбора оптимального психолого-педагогического сопровождения процесса образования (то есть стратегии сотрудничества педагогов, психолога, медработников и семьи);
  • создании основы для выработки управленческих решений относительно уровня развития малышей, а также организации соответствующей материально-технической базы.

Это интересно. Под интегративными качествами подразумевается следующий набор характеристик ребёнка: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции и др.

ФГОС

http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou10/DocLib7/ФГОС%20ДО/ФГОС%20ДО.pdf

Методы и приёмы в работе подбираются под возраст малышей и уровень развития интегративных качеств у них

Задачами мониторинга по ФГОС является:

  • выявление комплекса показателей для обеспечения цельного представления об объекте (о ребёнке) относительно качественных изменений;
  • составление алгоритма сбора, анализа и хранения информации;
  • обобщение материалов, полученных для анализа состояния и развития детей;
  • обеспечение проведения анализа для составления прогноза относительно индивидуального развития детей;
  • мотивация на повышение профессионального уровня педкадров (успехи и неудачи малышей в работе над программой по разным направлениям учебно-воспитательного процесса на 70% зависят от методической грамотности педагога в изложении программного материала).

Объекты и субъекты педмониторинга

Объектом осуществления мониторинга, то есть тем, кто подвергается анализу, являются дети. К мониторинговым субъектам, то есть тем, кто участвует в организации анализа и влияет на его результаты, относятся:

  • воспитатели;
  • узкие специалисты ДОУ (логопед, психолог, муз руководитель, хореограф, инструктор по физвоспитанию);
  • семьи воспитанников.

Кто проводит мониторинг

Анализ психолого-педагогической деятельности проводит специально организованная группа специалистов ДОУ, куда входят:

  • завуч по учебно-воспитательной работе детского сада;
  • воспитатели всех групп;
  • психолог;
  • логопед.

Мониторинг организуется специалистами из разных областей взаимодействия с малышами

Семь принципов составления мониторинга

При организации мониторинга педагоги руководствуются семью принципами составления анализа.

  1. Полученная информация должна отражать реальное положение вещей. Поэтому, например, при прохождении тестов нельзя малышам подсказывать, участие педагога ограничивается только объяснением задания.
  2. Сравнивать данные можно только индивидуально по каждому объекту в рамках одного и того же аспекта анализа. Например, уровень познавательного развития у Вани К. в средней и старшей группах, а не в сравнении с результатами Маши А. в этих областях.
  3. Средства мониторинга должны соответствовать его целям и задачам. Например, в список заданий для мониторинга физического развития не нужно включать задачи на логику, а в перечне вопросов для исследования показателей речевого развития не должно быть заданий на создание рисунков.
  4. Расшифровка полученных данных должна давать базу для прогноза будущего состояния объекта изучения. Поэтому для проведения мониторинга следует пользоваться материалами, подготовленными и одобренными специалистами разных направлений работы с детьми (психологами, логопедами и др.).
  5. Сведения, полученные при анализе, должны быть объективными, поэтому проведение мониторинга нужно организовывать в соответствии с возрастом детей.
  6. Все этапы мониторинга должны быть обязательно выполнены.
  7. Методы сбора материалов должны соответствовать целям мониторинга. Так, если цель определение уровня художественно-творческого развития, то обязательным методом является анализ рисунков, поделок и аппликаций.

Мониторинг позволяет увидеть результаты педагогического взаимодействия с детьми

Классификация видов мониторинга

Существует несколько классификации видов мониторинга, каждый из которых определяет эффективность той или иной стороны организации процесса образования в ДОУ:

  • по охвату образовательных целей - стратегический, тактический, оперативный;
  • по стадии обучения - входной/отборочный, учебный/промежуточный;
  • по времени - ретроспективный, прогностический, текущий;
  • по частоте проведения - одноразовый, периодический, регулярный;
  • по степени охвата группы воспитанников - локальный, выборочный, общий;
  • по форме организации - индивидуальный, групповой, фронтальный;
  • по виду педагогических отношений - социальный, взаимоконтроль, самоанализ;
  • по подборке инструментов для анализа - стандартизированный, нестандартный, матричный.

На практике для составления объективной картины представлений об уровне развития малышей в детском саду применяется четыре вида мониторинга:

  • ежедневный (текущий), который проводится педагогом каждый день и позволяет оценить достижения малышей или выявить недостатки в освоении ими образовательного материала;
  • интервальный (промежуточный), позволяющий оценить текущий (!) уровень развития по образовательным областям на каждом возрастном этапе (организуется каждый год в мае);
  • итоговый, определяющий итоговую (!) оценку уровня развития по учебно-воспитательным направлениям и выявления начальной готовности малыша к следующему этапу образования (например, к обучению в школе для старшей и подготовительной групп);
  • самоанализ (вид мониторинга для повышения уровня педмастерства).

Наиболее полную картину уровня качества образовательного процесса даёт итоговый мониторинг.

Это интересно. Исследование уровня развития детей старшей группы (5–6 лет) следует проводить в октябре и мае текущего года, а также в октябре и марте того года, который предшествует поступлению в первый класс.

Итоговый мониторинг позволяет увидеть целостную картину динамики развития ребёнка

Два уровня подготовки мониторинга

Оценка психолого-педагогического уровня организации мониторинга предполагает две ступени его проведения:

  • наблюдение педагогом за детьми (эта ступень считается низкоформализованной, в некоторой степени субъективной);
  • организация специальной диагностики (тестов, подготовки проектов и пр.), которую осуществляет узкий специалист.

Методы сбора информации для мониторинга

Для любого вида мониторинга педагог подбирает те методы его организации, которые помогут получить наиболее полную информацию:

  • беседа (или опрос, интервью), дающая представление и личностных качествах малыша, возможных трудностях в работе над темой и пр.;
  • наблюдение (открытое и непосредственное) применяется для систематизации и доказательного формулирования выводов по результатам мониторинга;
  • опыты в лаборатории (часто используется для выявления уровня самостоятельности малыша);
  • проблемные ситуации (малышам, начиная со средней группы, предлагается находить ответы на вопросы, требующие размышлений, например, для старшей группы одной из задач на определение уровня речевого развития может быть задание найти сходства и различия жанров сказки и стихотворений);
  • выставление экспертных оценок (используется для выставления оценок за проявление личностных качеств);
  • социометрия (для исследования отношений между членами детского коллектива);
  • анализ результатов творческой деятельности (рисунков, выбора цветов в аппликации);
  • проектные задания (к примеру, тесты-рисунки «Моя семья», «Рисунок детского сада» и др.);
  • игры (дидактические, театрализованные - сюжетно-ролевые, подвижные по изучаемым темам).

Как фиксировать результат

Для записи результатов мониторинга применяют:

  • тетрадь индивидуальных встреч, куда фиксируются тезисы бесед с родителями, а также ситуативных разговоров с малышами по отдельности и в группе;
  • карту здоровья (отчёты по результатам осмотров, проведению прививок, а также фиксации физических показателей, таких, как вес, рост);
  • карту диагностики (аналитическую карту), то есть список заданий для мониторинга по образовательным областям, а также описание системы оценивания;
  • карту готовности ребёнка к школе (также сборник тестов, но опирающийся на задания для выявления познавательной, физической и эмоциональной зрелости для начала обучения в школе).

Игры явлюятся инструментом порведения мониторинга

Как проводить мониторинг в ДОУ

Согласно требованиям к проведению мониторинга, его содержание должно соответствовать целям и задачам исследования, то есть конкретизироваться в зависимости от рассматриваемого аспекта образовательного процесса (например, изучение уровня знаний или определение уровня сформированности самостоятельности). Однако при этом алгоритм организации мониторинга будет единым.

Таблица: этапы организации мониторинга

Этап Суть
Организационно-подготовительный Создание педагогами плана анализа для определения показателей овладения знаниями, умениями и навыками в рамках освоения программы.
Диагностический Осуществление сбора информации разными методами.
Аналитический Определение интегративных качеств, а также целей и задач индивидуальной работы с ребёнком.
Коррекционный Осуществление коррекции при выявлении отклонений в освоении программы, прослеживание динамики развития каждого малыша.
Результативный Выявление действенности выводов мониторинга и улучшение эффективности процедуры проведения анализа.

Видео: проведение мониторинга по образовательным областям

Анализ деятельности детей разного возраста по образовательным областям

Оценка знаний, умений и навыков по образовательным областям осуществляется по уровням, которые определяются выставленными за каждый исследуемый критерий оценками:

  • высокий уровень - 2 балла (все параметры малыш осваивает сам);
  • средний - 1 балл (для выполнения заданий ребёнок прибегает к помощи педагога), что говорит о проблемах в развитии и незначительных сложностях в организации работы в группе;
  • низкий уровень - 0 баллов (малыш сам с заданиями не справляется, или справляется лишь с некоторыми, помощь взрослого отвергает), то есть развитие малыша не соответствует возрасту, есть необходимость корректировать работу в группе по исследуемой образовательной области.

Ознакомиться с диагностическими картами для мониторинга по учебно-воспитательным областям для разных возрастных групп можно .

Выводы и аналитическая справка по результатам мониторинга

Выводы по результатам мониторинга составляются на основании формулировок параметров диагностической карты в той или иной образовательной области и выставленных баллов. Если речь идёт об отдельном ребёнке, то баллы имеет смысл перечислять в числовом эквиваленте, а если обо всей группе, то результаты должны указываться в процентах. На основании выводов педагог формулирует аналитическую справку. Ниже указаны примеры составления аналитических справок:

  • для первой младшей группы ;
  • для второй младшей группы ;
  • для средней группы ;
  • для старшей группы ;
  • для подготовительной группы .

Для составления аналитической справки важно выставить оценки за работу в каждой обрразовательной деятельности

Как провести анализ педагогической деятельности воспитателя

Деятельность педагога оценивается с разных сторон, что находит отражение в девяти формах анализа педагогической работы. Всесторонний, то есть комплексный, который практикуется чаще всего, включает параметры анализа всех других форм.

Таблица: содержание комплексного анализа

Анализ педдеятельности воспитателя помогает составить впечатление об уровне методической грамотности педагога

Мониторинг учебно-воспитательной деятельности имеет ключевое значение для выстраивания действенной системы подготовки дошкольников к следующей ступеньке образования. Для эффективной организации этого вида педагогической деятельности воспитателю и специалистам узкого профиля необходимо знать алгоритмы проведения анализа и составления аналитических справок для мониторинга по разным направлениям образовательной деятельности. А умение грамотно формулировать выводы по результатам мониторинга, в свою очередь, повышает показатели уровня мастерства педагога.

Поделитесь с друзьями!
Форма анализа Суть
Краткий или оценочный Оценка деятельности педагога на отдельном занятии в отношении методов и приёмов реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей.
Структурный или поэтапный Определение и оценка целесообразности отдельных приёмов в развитии способностей малышей в разных образовательных областях.
Системный Рассмотрение урока с позиции единой системы, цель которой реализовать основную дидактическую задачу и в то же время решить ряд развивающих задач, тем самым помогая детям усваивать способы обучения.
Полный Оценка эффективности решения задач занятия по следующим характеристикам:
  • показатели уровня усвоения знаний;
  • развитие малышей;
  • реализация обучающих принципов.
Структурно-временной Оценка эффективности временных затрат на каждый из этапов урока.
Комбинированный Параллельная оценка обучающей цели и составляющих частей структуры.
Психологический Изучение соответствия психологических требований выбранным методам и приёмам работы.
Дидактический Оценка выбранных педагогом методов и приёмов для обработки учебного материала и презентации его детям, а также анализ уровня осуществления педагогического руководства интеллектуальной деятельностью дошкольников.

Неля Сорока
Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования

Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу мониторинга детского развития . Педагоги задаются вопросами : что теперь измеряем? для чего? что нам это даст? в чём отличия в требованиях современного мониторинга от того , что мы делали ещё совсем недавно? а, может вовсе и не нужна больше диагностика? Она же теперь является не обязательной?

Из требований к мониторингу с позиции ФГОС дошкольного образования :

Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов, направленным на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с поставленными целями.

Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.

Таким образом , сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его личности.

Одно принципиальное ограничение : никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих манипуляций над детьми быть не должно. В закон «Об образовании » была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников .

В Стандарте дошкольного образования четко прописано , что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т. е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.

Мониторинг описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников.

При проведении мониторинга мы учитываем принципы его организации, представленные на слайде.

Сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе;

От зоны актуального развития - до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребёнок сегодня способен делать самостоятельно, а что – при некоторой поддержке взрослого);

Открытость, прозрачность процедуры оценки развития личности ребёнка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса );

Сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития ребёнка, но и с его собственными достижениями, полученными ранее;

Прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей);

Экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития «сегодняшнего» ребёнка с ним «вчерашним» ).

Наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга является включение первичной диагностики в начале учебного года, при которой выявляются стартовые условия, определяются достижения ребенка, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В середине года проводится промежуточная диагностика. Она проводится выборочно - с теми детьми, у которых проявляются проблемы развития. Целью такой диагностики является оценка правильности выбранной стратегии образования , выявление динамики развития ребенка. По результатам диагностики воспитатели, при необходимости, могут внести коррективы в педагогический процесс.

В конце учебного года проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития ребенка.

На сегодняшний день в дошкольном образовании существует практика реализации технологий образовательного мониторинга .

Основной проблемой при организации мониторинга в детском саду является преобладание исследовательской функции в ущерб проектировочной.

В результате педагогическая диагностика становится все более объемной и сложной как для проведения, так и для оценки результатов. Такая диагностика обречена на неуспех, снижает возможность реальной индивидуализации образовательного процесса . Поэтому мы определили наиболее значимые критерии и индикаторы, по которым можно зафиксировать степень их проявления.

Оптимизация педагогической диагностики становится возможной, если рассматривать ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности, развитие которого осуществляется в рамках образовательных областей , заданных ФГОС ДО .

Следуя рекомендациям Ольги Викторовны Солнцевой и Светланы Александровны Езоповой, при диагностировании каждой из образовательных областей , мы выделили две группы критериев : эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные критерии выражаются в проявлении положительных эмоций при выполнении детьми деятельности, в проявлении избирательности.

Деятельностно-субъектные критерии связаны с самостоятельностью ребенка в решении проблем, в проявлении инициативности, творчестве и способностью к сотрудничеству со сверстниками.

Данный подход позволяет выйти на составление диагностических карт развития ребенка в пяти образовательных областях и в игре как ведущем виде деятельности.

Перед вами образец одного из критериев педагогической диагностики развития детей в сюжетно-ролевой игре.

Из таблицы видно, что представленные индикаторы позволяют ответить на вопрос о том, каковы индивидуальные особенности и различия в освоении детьми сюжетно-ролевой игры, как идет нарастание у детей самостоятельности, инициативности и творчества.

Хотелось бы подчеркнуть, что закрепление указанных проявлений за возрастной нормой является условным и предназначено для определения отправной точки развития ребенка при освоении образовательной программы и оценке качества динамики развития.

Каждое из проявлений, которое находит отражение в соответствующем индикаторе, может рассматриваться как индивидуальная возрастная норма, которая не требует вмешательства со стороны взрослых. Но может выступать и как проблема, которая служит основанием для индивидуализации педагогического процесса. Это зависит от всей системы факторов развития конкретного ребенка.

Развитие субъектных характеристик ребенка происходит соразмерно возрастным особенностям и индивидуальным потребностям. Так от полной или частичной зависимости от окружающих на стадии поддержки ребенок при ее качественном осуществлении переходит на стадию самостоятельного выполнения действия и последующую стадию творческой реализации. При этом темп перехода ребенка от стадии к стадии, усложнение качества выполнения ребенком того или иного действия будет зависеть от множества различных факторов :

типологических особенностей,

потенциала здоровья,

особенностей психического развития,

качества педагогического сопровождения и т. д.

Поэтому перед педагогом не в коей мере не ставится задача «перетаскивания» ребенка на более высокую стадию. Задача педагога : определить индивидуальную траекторию развития ребенка и создать благоприятные условия, способствующие развитию детей с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных возможностей.

Какие же методы наиболее эффективны для проведения мониторинга ?

Опираясь на опыт работы, педагоги ДОУ отдают предпочтение методу наблюдений за деятельностью детей.

Наблюдение позволяет описать конкретную картинку проявлений развития, предоставляет много живых, интересных факторов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге .

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно :

Определение цели и задач наблюдения.

Определение тематики наблюдения (помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным).

Определение 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.

Выбор ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса .

Выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т. д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта.

Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Не стоит жалеть времени на фиксацию фактов : записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития.

Наблюдение может быть целенаправленным и спонтанным.

Спонтанное наблюдение не имеет заранее поставленной цели и его необходимость может быть продиктована яркими и неожиданными реакциями ребенка.

Целенаправленное наблюдение применяют, когда необходимо получить конкретную и объективную информацию об уровне развития той или иной стороны личности ребенка.

Только учет индивидуальности ребенка позволит педагогу планировать работу по индивидуальному маршруту развития малыша.

Поэтому очень важно в ходе наблюдения увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка. При этом под индивидуальностью мы понимаем :

Культуру и своеобразие семьи ;

Возраст ребенка;

Имеющиеся достижения;

Личность и темперамент;

Пол ребенка;

Интересы;

образ «Я»

Оценка становления основных характеристик развития личности ребёнка осуществляется с помощью заполнения педагогами дневников развития.

Дневник развития в нашем случае – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности , интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса .

Дневник развития ребёнка заполняется и анализируется на протяжении четырёх лет дошкольного детства . В дневниках развития родителям предоставляются результаты мониторингового исследования развития детей. Осуществляется это в индивидуально-этичной форме.

Использование дневников развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Включенные в Дневник показатели основных характеристик развития личности ребёнка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время наблюдений за поведением детей в повседневной жизнедеятельности, при решении образовательных задач в свободной деятельности, в ситуациях общения.

В Дневнике педагог отражает сложившийся образ ребёнка , те сведения, которые получены за определённое время наблюдений.

Для заполнения дневника воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. Наблюдаемые проявления развития личности ребенка педагог отмечает в зависимости от возраста малыша и стадии, в которой они проявляются.

На основе полученной «картинки» можно судить не только о зоне актуального развития ребенка, но и зоне его ближайшего развития, если возможности ребенка еще в полной мере не «принадлежат» ему, но устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого или с его помощью.

Дневники развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

Применение данного метода дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса .

Дневник развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.

Периодичность проведения оценки развития основных характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса .

Неизменяющийся характер развития основных характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия педагога с психологом не только для анализа особенностей развития данного ребенка, но и социальной ситуации развития, характера взаимодействия окружающих с ним. Поэтому при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят педагоги-психологи детского сада.

Психологическая диагностика позволяет понять причины подобной динамики и разработать необходимые мероприятия для создания данному ребенку оптимальных условий развития.

Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) .

Информация, занесённая педагогом в дневники развития детей, обрабатывается , проводится качественный и количественный анализ результатов развития каждого ребёнка и дошкольной группы .

Воспитателем группы в сотрудничестве с педагогом-психологом и старшим воспитателем дошкольного учреждения вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути коррекции дальнейшего развития ребёнка-дошкольника .

Таким образом , грамотно выполненный мониторинг развития дошкольников , позволяет :

Отслеживать и повышать качество реализации программы ДОУ;

Выявлять разнообразные факторы риска , прогнозировать предполагаемые результаты и формировать систему профилактики в развитии детей;

Совершенствовать воспитательный процесс дошкольной организации на основе оперативного планирования корректирующих мероприятий по развитию педагогов, детей и их родителей;

Определять дальнейшие цели и задачи, основные направления, содержание и механизмы реализации основ развития и воспитания всех участников образовательного процесса ;

Обеспечивать индивидуальный подход в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника ;

Оптимизировать работу с группой дошкольников .

Название: Педагогический совет «Система мониторинга образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Доклады, педсоветы, семинары…, Педагогический коллектив ДОУ

Должность: заместитель заведующего по ВМР,
Место работы: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Месторасположение: город Кодинск, Кежемский район, Красноярский край

Система мониторинга образовательного процесса в ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина

Т.е. В осуществлении образовательной деятельности мы ориентируемся на государственный, общественный и личностный заказ. При этом и оценка качества дошкольного образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования. И вот здесь подключается еще один нормативный документ – ФГОС ДО. Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Качество дошкольного образования– это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Определить качество образования в образовательной организации или системе образования – значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ , созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в ФГОС ДО .

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ.

1.Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.

2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми

3.Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (неспециалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.

Функциями оценки качества дошкольного образования являются:

1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного образования.

2.Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.

3.Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».

4.Информационная функция может решать три задачи.

Во-первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью формирования современных представлений о качестве образования в ДОУ.

Во-вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.

В-третьих, одной и задач информирования о результатах оценки качества может стать координация усилий ДОУ и школы.

Принципами системы оценки качества образования ДОУ являются:

  • соответствие требованиям ФГОС ДО;
  • принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
  • принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
  • принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
  • принцип рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
  • принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
  • принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
  • принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении.

ВСОКО включает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Чтобы разработать ВСОКО нужно ответить на проблемные вопросы

  1. Для чего? С какой целью? С помощью ВСОКО сотрудники и администрация могут выявить сильные и слабые стороны в своей работе и сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые требуют улучшения. Оценка позволит изменить профессиональную позицию каждого сотрудника, делая его активным участником совершенствования работы дошкольной организации. Любое улучшение, даже если его осуществление потребует времени и усилий, повысит качество образовательных услуг, оказываемых детям и их семьям, активизирует творческий потенциал сотрудников.
  2. Какие данные? Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе ФГОС, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса.

С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

— качество образовательного процесса;

— качество условий осуществления образовательной деятельности;

— качество результатов.

ВСОКО в ДОУ– это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки.

Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:

1.Образовательная деятельность.

Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.

2. Развивающая среда.

Оценивается степень обогащения предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель– дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.

3. Психологический комфорт ребенка.

Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.

4. Здоровьесберегающая деятельность.

Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

5.Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Показатели и индикаторы показателей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к условиям реализации Программы в ДОО по пяти образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие
  1. Следующий проблемный вопрос, на который нам необходимо ответить, это как получить необходимые данные? Существует множество методов сбора информации,

Основными методами оценки являются следующие:

— изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

— анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы;

— наблюдение;

— исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников;

— анализ планирования, результатов диагностики.

  1. И последний вопрос на который мы с вами отвечаем, как использовать полученные данные?
  • Управленческая мониторинговая группа представляет и распространяет обобщенную информацию для разных категорий пользователей;

Адресность результатов оценки:

— педагогический коллектив ДОУ,

— родители ребенка,

— руководитель учреждения.

  • Руководитель организует широкое общественное и профессиональное обсуждение итогов оценки (на административных совещаниях, педагогическом совете, общем собрании коллектива и родительской общественности, на официальном сайте ДОУ);
  • Готовятся рекомендации по совершенствованию системы образования и принятию управленческих решений.

Завершить свое выступление хотелось бы словами Оксаны Алексеевны Скоролуповой и Нины Владимировны Фединой

Обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому, чтобы дошкольное образование сегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием :

— не присмотром и (или) уходом, а образованием ;

— не школьным (учебным) и (или) дополнительным и др., а подлинно дошкольным образованием;

— не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века), а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня .

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары