Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Свекольный салат с черносливом и грецкими орехами. Салат из свеклы с черносливом, грецкими орехами и сыром

Экология потребления.Еда и рецепты: Обрядовое блюдо русской (и не только) кухни, которое употребляется в пищу в дни Рождественского и Крещенского сочельников, т.е вечером в канун праздников Рождества и Крещения, после воздержания от пищи в течении всего дня

Обрядовое блюдо русской (и не только) кухни, которое употребляется в пищу в дни Рождественского и Крещенского сочельников, т.е вечером в канун праздников Рождества и Крещения, после воздержания от пищи в течении всего дня. Есть сведения, что кутью (коливо, сочиво) в прошлом употребляли в пищу не только в канун Рождества и Крещения, но и в другие дни, например как Пасхальное блюдо, но авторы поста решили не вдаваться в такие глубокие подробности и не очень выходить за рамки кулинарной составляющей этого блюда.. Следует только отметить, что кутья бывает поминальной.

Если в общих чертах дать определение этому блюду, то можно сказать, что блюдо состоит из зерновой, (реже) бобовой основы, смешанной с маковым, ореховым или миндальным соком (сочивом, от чего и происходит название, хотя, есть мнение, что название «сочиво» может происходить от др русского названия чечевицы – «сочевица») и с медом.

В сочиво (коливо, кутью) обычно добавляют самые разные орехи и сухофрукты, нарезанные или целые (как изюм), иногда орехами и сухофруктами украшают сверху (выкладывают крест и т.д..), присыпают (как в Греции) молотой корицей в тех же целях используя трафареты см фото …

ЗЕРНОВАЯ ОСНОВА МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ ОТВАРЕННОЙ КРУПЫ (ИЛИ СМЕСИ КРУП) ИЛИ (РЕЖЕ) ОТВАРНЫХ БОБОВЫХ.

Сочиво из риса, чечевицы, черной фасоли

Для приготовления зерновой основы используется:

Зерна пшеницы (замоченные на ночь и сваренные так, что бы зерно было сварено, но не потеряло форму).

Рис (рассыпчатый).

Перловая крупа.

Пшено (что бы получилась рассыпчатая каша).

Гречка.

Бобы (можно фасоль).

Чечевица.

Горох.

СУХОФРУКТЫ (которые следует промыть и, если сухие очень, замочить на непродолжитеьное время в горячей воде, а лучше в подслащенной медом горячей воде, эту сладкую воду можно будет использовать и в качестве пропитки для сочива (не всю конечно) :

Чернослив

Курага

Изюм черный или желтый

Вишня сушеная или черешня сушеная

Яблоки вяленые райские, только серцевину и косточки следует удалить, а яблоки нарезать мельче

Как оказалось в старину использовали и свежие фрукты, а не только сухофрукты.

ОРЕХИ используются самые различные – лесные (лещина, фундук) , грецкие, кедровые и т.д..

В КАЧЕСТВЕ ПРОПИТКИ (СОКА):

Маковое «молоко», миндальное «молоко», ореховый «сок» (авторы поста этого не делают и ограничиваются МЕДОМ или смесью МЕД+ВОДА.

Мед или сочетание мед+вода.

Иногда в сочиво (коливо, кутью) добавляют варенье, сахар..

Надо отметить, что хотя в старых рецептах при отваривании круп используется соль, но в наше время знатоки (правил..) настоятельно рекомендуют НЕ ДОБАВЛЯТЬ СОЛЬ при отваривании крупы.

Сочиво с вишней и изюмом

В сочиво можно добавлять либо целые орехи и фрукты, если они небольшого размера (например изюм, кедровые орешки), либо, измельчать ножом, если сухофрукты крупные, как чернослив или курага (как в рецепте батюшки Гермогена см ниже), либо орехи можно пропускать через мясорубку.

В некоторые виды сочива (колива, кутьи) добавляют ХЛЕБНЫЕ СУХАРИ (истертые, панировочные) - в афонском рецепте и рецепте батюшки Гермогена см ниже).В случаях, когда в сочиво (коливо, кутью) добавляют измельченные орехи, сухофрукты и хлебные измельченные сухари, то структура блюда получается менее рассыпчатой.

После того, как подготовлена выбранная зерновая основа, сварена крупа, подготовлены (измельчены) сухофрукты и орехи, приготовлен мед (или смесь меда и воды,) … следует смешать и выложить в блюдо, сверху украсить орехами или сухофруктами. Мед следует добавлять в отварное еще теплое зерно (рис, перловка, пшеница..) , что мы мед можно было перемешать без затруднений.

Сочиво (коливо, кутью) НЕ СЛЕДУЕТ СТАВИТЬ В ХОЛОДИЛЬНИК И СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЕЕ НЕЛЬЗЯ РАЗОГРЕВАТЬ.

Для сочива (колива) можно использовать смесь разной крупы (например отварной рис+(отварные зерна пшеницы или пшена)..или в отварную крупу добавить немного отварной фасоли и т.д

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ «КОЛИВО» , «СОЧИВО», «КУТЬЯ»

Сочиво со́чиво "сок, молоко из семян", "кушанье из семян", др.-русск. сочиво "зерно чечевицы", цслав. сочиво φακός, болг. сочиво́ "похлебка", сербохорв. со̏чиво "чечевица, бобовые", словен. sočȋvo – то же. Производное от сок (см.); ср. также чечеви́ца. Этимологический словарь русского языка М. Р. Фасмера.

кутья́ "кушанье из риса или другой крупы с медом и с изюмом, употребляется на поминках; в церкви его святят; это кушанье едят также под рождество, в сочельник и др. праздники", укр. кутя́, блр. куця́, др.-русск. кутья, Феодос. Печ., Пов. врем. лет, Домостр. К. 8 и др. (Срезн. I, 1382), ст.-слав. коуциѩ (Супр.) Заимств. из ср.-греч., нов.-греч. κουκκί(ον), мн. κουκκιά "бобы" (Дюканж) от греч. κόκκος "зерно"; см. Ягич, AfslPh 9, 168; Корш, AfslPh 9, 514 и сл.; Фасмер, Гр.-сл. эт. 106 и сл.; Бернекер 1, 654; Мурко, WuS 2, 137. Этимологический словарь русского языка М. Р. Фасмера.

Коливо сущ. (греч. κολύβα) - кутия,сочиво, пшеница или рис, сваренные и приправленные медом или сахаром, иногда смешанные с яблоками, черносливом, изюмом и проч.

Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). Сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900.

КОЛИВО, колево ср. поминальная кутья, каша из пшеницы, либо из полбы, рису и пр. с изюмом. зап.росток, побег, стебелек. В огороде на гряде три колива мяты. Толковый словарь Даля.

СТАРИННЫЕ РЕЦЕПТЫ КОЛИВА, СОЧИВА, КУТЬИ

В.ЛЕВШИН «РУССКАЯ ПОВАРНЯ» 1816 г.

КОЛИВО. Ячных или перловых круп разварить в воде очень мягко, когда поспеют, отвару большую половину слить, добавить миндальным или маковым, или конопляным молоком и пригреть, метая на огне.

Разваренныя таковым образом ячныя крупы подслащивают медом, и это называется кутья.

С. РАДЕЦКИЙ «АЛЬМАНАХ ГАСТРОНОМОВ» 1853 г.

Глава «СТОЛ ДЛЯ РОЖДЕСТВЕНСКОГО СОЧЕЛЬНИКА»

КУТЬЯ ИЗ ПШЕНИЦЫ С МАКОМ.

Перебрать вымыть и обланжирить нужное количество пшеницы, и когда закипит отлить на друшлак, перелив холодною водою, и сложив обратно в кастрюлю или горшек, налить водою, закипятить, покрыть плотно крышкою и поставить в горячую печку, на 4 часа; когда упреет до мягкости, вынуть из печки и поставить в холодное место, а потом перебрать и вымыть соответственное количество маку, истолочь в ступке в половину и выбрав в назначенную для кутьи посуду, положить меду, самую малость соли, размешать и класть по немногу вышесказанную холодную пшеницу, (перемешивать за положением каждой ложки) и если кутья окажется густа, прибавить немного холодной воды.

КУТЬЯ ИЗ РИСУ С МИНДАЛЕМ.

Перебрать, вымыть и обланжирить нужное количество рису, и когда закипит отлить на друшлак, перелить холодною водою, положить обратно в кастрюлю, и налив полное водою, сварить до мягкости; когда будет готов, выбрать друшлаковою ложкою в чашку, и остудить; отпарить и очистить от шелухи соответственное количество сладкого миндаля, (полагая на фунт рису ¼ фун миналя сладкого и 5 миндалин горьких), изрубить и истолочь оное в ступке до мелкаго состояния, а потом, вынув в назначенную для кутьи посуду, положить мелкаго сахару, размешать, развести немного водою, положить рис и размешать как должно, отпустить.

ШАМБИНГО «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КНИГА ДЛЯ МОЛОДЫХ И НЕОПЫТНЫХ ХОЗЯЮШЕК» 1860 г.

КУТЬЯ.

Пшеницы 1 фун. Кишмишу 1 фун. Крупчатаго меду ½ фунта.

Пшеницу вымочить и сварить с кишмишем, и когда пшеница станет мягка, откинуть на решето, чтоб вода стекла; положить обратно на блюдо, облить гретым медом, подать на стол.

КОЛОМИЙЦОВА 1891 г.

КУТЬЯ.

Взять:

Рису ½ фунта.

Сладкаго миндалю 1/8 фунта.

Горькаго 6 зерен.

Сахару мелкаго ¼ фунта.

Изюму кишмишу фунта.

Приготовление.

Отварить ½ фунта рису; когда закипит, откинуть на сито, дать стечь воде, облить его холодной водою, снова сложить в кастрюлю, залить на 8 пальца выше водою и дать увариться до мягкости. Между тем обварить ½ фунта сладкаго и 6 зерен горькаго миндалю, очистить, мелко истолочь, сложить обратно на блюдо, прибавить 1 ложку сахара, 1 ложку воды и размешать. Когда рис хорошо уварился до мягкости, слить с него воду, остудить, выложить на миндаль и размешать вместе, всыпав остальной сахар.

В это же время приготовить кишмиш, перебрать вымыть и, вскипятив один раз в воде, откинуть на сито и дать воде стечь, а кишмиш выложить в рис, размешать и подавать к столу.

К кутье подаются: мелкий сахар, вино, херес или лисеабонское, или миндальное молоко, с которыми ее кушают.

Кутья очень питательное кушанье и весьма вкусна с вином: ее преимущественно варят к обеду в рождественский и крещенский сочельники.

П.М ЗЕЛЕНКО «ПОВАРСКОЕ ИСКУССТВО» 1902 г.

КУТЬЯ. Сварить рисовую кашу, см№ 2060, остудить; очистить миндаль, изрубить, истолочь, смешать с мелким сахаром, прибавить чуточку воды, соединить с рисом, уложить на блюдо горкою, огарнировать кишмишем.

КУТЬЯ ПОМИНАЛЬНАЯ БАТЮШКИ ГЕРМОГЕНА

1 стакан риса

2 стакана воды

200 г изюма

100 г меда

Сочиво по рецепту батюшки Гермогена с сухарной крошкой

СОЧИВО БАТЮШКИ ГЕРМОГЕНА

1 стакан пшеницы

3 стакана воды

200 г меда

200 г панировочных сухарей

200г цукатов

По 100 г кураги, чернослива, орехов, изюма, мака.

Коливо в афонском греческом монастыре

АФОНСКОЕ КОЛИВО

Пшеница в зернах 1 стакан
Орехи лесные ~70 г.
Орехи грецкие ~ 70 г.
Миндаль ~ 70 г.
Изюм ~ 200 г.
Кокосовая стружка
Сахарная пудра
Тертая корица 1 ст. ложка (по вкусу)
Сахарный песок (по вкусу)
И самый главный, монастырский по духу ингредиент. Пшеничные сухари 200 г.

Накануне с вечера нужно подготовить все сухие составляющие, орехи и изюм, сухари перетереть в крошку. Пшеницу на ночь замочить в воде. А само Коливо надо готовить прямо в день праздника, а не заранее, потому что пшеница быстро высыхает и становится жесткой. Лучше будет на праздник встать утром пораньше и приступить к приготовлению

Пшеницу варить на слабом огне в чуть сладкой воде около полутора-двух часов, пока пшеница не станет мягкой. Нужно быть внимательным, чтобы пшеница не разварилась в кашу и была мягкой, но рассыпчатой. Высыпать пшеницу на дуршлаг, чтобы слить воду. После этого переложить пшеницу в марлю и подвесить, чтобы она окончательно просохла и охладилась. Смешать с дроблеными орехами, изюмом, кокосовой стружкой, можно добавить сахара по вкусу. Тертые сухари добавляют обильно, чтобы они впитали влагу, и чтобы коливо было рассыпчатым, а не мокрым. Выложить коливо на большое блюдо, выровнять поверхность плоским прежметом, например тиарелкой, чтобы получилось нечто больше похожее шайбу, чем горку. Посыпать сверху слоем сухарей и закончить слоем сахарной пудры. Украшать можно орехами, сухофруктами, сахарной пудрой и корицей. Корицу и пудру лучше сыпать через сито. Чтобы получились ровне границы используйте трафарет.

КУТЬЯ ПОМИНАЛЬНАЯ рецепт XVI в. ЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО НИФОНТА из «Записок Герберштейна» в переводе Малеина

«Как надо приготовлять Кутью? О. Взять три части вареной пшеницы, а четвертую риса, бобов и гороха, какже вареных, приправить медом и сахаром, прибавить также и других плодов, если они есть. Кутью же эту, по окончании похорон, должно вкушать в церкви». опубликовано

Греческое коливо из пшеничных хлопьев и обычное коливо из риса

В пятницу первой недели Великого поста православные христиане традиционно готовят коливо (от греч. вареная пшеница) – это каша из вареной пшеницы, риса или другого злака, подслащенная медом или сахаром.

В отличии от кутьи, коливо благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.

Предлагаем вам рецепты греческого колива (пшеница заменена пшеничными хлопьями) и один из рецептов современного колива из риса, которое обычно готовят в России.

Ингредиенты

1. Состав греческого колива из пшеницы

  1. Хлопья пшеничные – 150 г;
  2. Вода – 100 мл;
  3. Изюм – 50 г;
  4. Финики – 5 штук;
  5. Курага крупная – 5 штук;
  6. Зерна граната – 2 столовых ложки;
  7. Орехи грецкие рубленые – 2 столовых ложки;
  8. Сахарная пудра – 3 столовых ложки.

2. Состав традиционного колива из риса

  1. Рис круглый (я брала уже пропаренный) – 3/4 стакана;
  2. Чернослив – 70 г;
  3. Изюм – 50 г;
  4. Яблоко кисло-сладкое – 1 штука;
  5. Апельсин – 1/2 штука;
  6. Кунжут – 1 столовых ложки;
  7. Курага – 2-3 штуки.

Способ приготовления

1. Традиционное греческое коливо

  • Пшеничные хлопья залить кипятком и оставить на 3 минуты.
  • Орехи немного поджарить на сковороде и порубить.
  • Нарезать курагу мелкими кусочками, а финики – полосками.
  • Хлопья выложить на сковороду и подсушить.
  • Хлопья выложить в миску, добавить орехи, курагу финики. изюм, зерна граната. Все хорошо перемешать и посыпать сахарной пудрой.
  • Выложить в десертницу (салатник или креманку) и посыпать сахарной пудрой.

1.1. Упрощенный вариант : приготовить хлопья по инструкции на упаковке. Смешать с нарезанными сухофруктами и орехами (не обязательно поджаривать, но так – вкуснее). Посыпать сахарной пудрой.

Так выглядит традиционное греческое коливо из пшеничных хлопьев

Приготовление греческого колива в картинках

Простое коливо из риса с яблоком и сухофруктами. Сверху можно посыпать кунжутом

Вареный рис можно готовить по любому удобному для Вас рецепту Добавляем в рис сухофрукты Добавляем яблоки
В растопленный мед отжали апельсиновый сок

Мы вспоминаем каждый год, хотя прошло более 1600 лет с того дня, когда христиане Константинополя были спасены от замышляемого против их веры злодеяния. И освящение колива остается значимой составляющей этого праздника. Но насколько важен для нас этот обряд? Зачем так много традиций далеких веков перенесено в современную жизнь Церкви? Не обросла ли сверх меры всевозможными обрядами наша православная вера?

О практических аспектах древних традиций, притягательной силе церковных обрядов, поиске причин и выборе человека – протоиерей Владимир Пучков , клирик Крестовоздвиженского храма города Винницы, главный редактор газеты «Православная Виннитчина».

***

Протоиерей Владимир Пучков

Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.

Таким же образом и многие у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.

Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.

Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.

С освящением колива наблюдается то же самое. На какой-то момент Церковь переживала это событие как действительно очень значимое. , время особого воздержания. И тут император Юлиан повелевает тайно окропить кровью жертвенных животных продукты на рынке, чтобы христиане осквернились, сами того не желая и не подозревая об этом.

Далее происходит чудо – причем , особенно если вдуматься, посредством кого действовал Господь. Мученик Феодор Тирон явился, как известно, архиерею. Но архиерей этот был арианином – православного архиерея в городе не было. Причем Евдоксий был еще и человеком, мягко говоря, не очень благочестивой жизни. Профессор Болотов пишет о нём: «человек малопривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения, как не всякий другой ».

Вот такому человеку является мученик только потому, что его, в силу положения, услышат многие.

И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.

Конечно, для Церкви это событие было значимо. Им было явлено промышление Божие – причем речь ведь шла не о пресечении какого-то серьезного и явного злодейства, а об изобличении подспудного, тайного и подленького замысла. И Господь даже его изобличил и показал, как Он заботится о христианах, не погнушавшись для этого откровенно недостойным человеком – и отсутствие достойных не стало помехой.

Постное блюдо на скорую руку

Конечно, в нынешнее время само по себе коливо мало что значит. Ведь что такое коливо? Это постное блюдо, которое можно быстро приготовить. У нас и кутью в Навечерие Рождества Христова сейчас чуть ли не сакрализируют, придавая ей особый смысл. А смысл-то ведь простой и чисто практический: в монастырях служба Навечерия Рождества заканчивалась вечером, целый день братия ничего не ела, а скоро нужно идти на Всенощную Рождества. Поэтому готовили то, на что не нужно тратить много времени – варили пшеницу и ели ее с медом.

Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.

Но сегодня быстро приготавливаемых постных блюд очень много, и готовятся они быстрее, чем коливо. Поэтому практический смысл колива пропал. Осталась только традиция, которой много веков. И при том, что она потеряла актуальность, традиция эта дорога многим людям, для них она часть церковной жизни, «так было всегда».

Так и с коливом – традиция эта просто вросла в жизнь Церкви. Это и первый уставной молебен в Великом посту, и освящение пищи при отсутствии праздника, и неплохой повод интересное поучение произнести. Да и просто – написано в Триоди служить, значит надо служить.

Очень тяжело расставаться

Зачем же наша Церковь соблюдает традиции, смысл которых давно утерян?

– Мы соблюдаем традиции просто потому, что мы их соблюдаем. Какого-то практического смысла в них уже давно нет. В Церкви много такого, что давно потеряло первоначальный практический смысл. Например, священническое облачение – это фартук, нарукавники, пояс и плащ. Но со временем они потеряли свое первоначальное предназначение и стали красивыми богослужебными одеждами. Сегодня уже никто не задумывается, что епитрахиль – это фартук.

Или предшествование дьякона со свечой кадящему священнику. Служили ведь поначалу в катакомбах, где было темно и запросто ходить без света было сложно.

Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.

В основе очень многих обрядов – сугубо практический момент. Но практическая составляющая забылась, а обряд, поскольку он красив, остался. А когда традиции очень много веков, с ней всегда очень тяжело расставаться.

Помочь людям понять главное

А не обросла ли за столько веков церковная жизнь обрядами сверх меры?

– А где критерий определения меры? В Церкви есть то, что составляет основу ее жизни – Евангелие и Евхаристия. Всё остальное можно забрать, но наша Церковь всё равно останется Церковью Христовой. Есть вещи главные, есть второстепенные.

Но вот приходит в храм человек с улицы, берет в руки Евангелие – поймет ли он его сразу? И попробуйте ему тотчас объяснить, что такое – всё ли будет ему ясно? Если человек искушенный в знаниях, с высшим образованием – может, ему будет и проще. А как объяснить это бабушке, например, или человеку малограмотному?! А ведь грамотными людьми наши храмы наполнились только в ХХ веке. До этого в храмах, в основном, были люди простые, которые едва-едва читать умели.

Знати и чиновников с образованием на Литургии присутствовало, как правило, несколько десятков человек, не больше. В древности же это соотношение и подавно было не в пользу грамотных. Нельзя было сказать: вот Евангелие – читай. Или: причащайся и не мудрствуй. И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обросла вспомогательными средствами, которые помогали этим людям понять главное.

Один из самых простых примеров – икона. Ведь недаром ее называют «богословием в красках». Ту же, например, Троицу Рублёва можно буквально «прочитать». Десятиминутный рассказ о том, что, как и почему изображено на этой иконе, способен открыть достаточное количество богословских истин как воцерковленному христианину, так и впервые переступившему порог храма неофиту.

Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?

Так стоит ли удивляться, что основное внимание Церковь уделяет не тем, кто всё понимает с полуслова и с полувзгляда.

Обрядов в Церкви много в первую очередь для того, чтобы Церковь, в ее существенном и главном, была понятна не только образованным и духовным людям. В конце концов, образованные и духовные вырастают из людей обычных, которым когда-то для понимания элементарных вещей нужны были иконы, обряды и многое другое.

Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда

Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главным люди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.

– Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.

– Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду – они идут за освящением, а не за благословением!

– В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные – это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.

Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.

Жизнь Церкви укоренена в . Сходясь для совершения Евхаристии, разрозненные христиане собираются вместе и являют собой Церковь. Участвуя в Евхаристии, мы соединяемся с Христом и приобщаемся реальности Царства Божьего. Когда в сознании христианина Евхаристия отходит на второй план, то с нею на второй план отходит Христос.

Традиция возмутительно редкого причащения

Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.

Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.

Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.

А придумывать причины не нужно

Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?

– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.

С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.

А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: «Я знаю многие замыслы Бога».

Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает. Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены.

Всему свое время и место

Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции – что-то отменять, видоизменять?

И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.

Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого – объяснение, разъяснение и т.п.

Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми – воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия – . И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться – просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.

Подготовила Марина Богданова

Свекла, обладающая сладким, немного землистым вкусом – отличная основа для салатов. На Западе ее часто сочетают с хрустящими орехами и соленым сыром. Русской же кулинарной классикой является свекольный салат с черносливом.

Салат из свеклы с черносливом

Фото Shutterstock

Как готовить свеклу

Перед тем как готовить свеклу, обрежьте у корнеплода корни и черешки, промойте его прохладной водой. Работайте со свеклой, надев кухонные перчатки, или будьте осторожны, так как свекольный сок сильно окрашивает кожу и плохо отмывается. Если вы не хотите предпринимать дополнительных ухищрений, готовьте свеклу в кожуре, чтобы получить максимально сконцентрированный вкус. Готовая свекла может храниться в холодильнике не более 2 недель.

Для того чтобы отварить свеклу, положите ее в большую глубокую кастрюлю, залейте холодной водой, добавьте соль и сахар из расчета примерно 1 чайная ложка сахара и 1 чайная ложка соли на каждые пол литра воды. Добавьте 1/4 чашки белого уксуса на каждые 8 чашек воды, чтобы сделать цвет корнеплода ярче. Доведите воду до кипения, уменьшите нагрев до среднего и варите от 45 минут до 4 часов. Время приготовления зависит от размера клубней, от того как долго они хранились. Когда свекла будет легко протыкаться ножом с узким длинным лезвием, снимите кастрюлю с огня, слейте воду и залейте в кастрюлю новую, холодную. Слейте ее тоже и очистите свеклу. Кожица будет легко отделяться без ножа, если ее просто потереть влажной тканью.

Также свеклу можно запечь, для этого нужно вымыть корнеплод, очистить и нарезать на четвертинки. Выложить на лист фольги и сбрызнуть 2 столовыми ложками растительного масла, приправить солью и перцем, завернуть и выпекать в духовке около 45 минут. Также можно запекать целую неочищенную свеклу, но ее приготовление займет больше времени.

Жесткую и старую свеклу вы можете заранее замочить в холодной воде на 10–12 часов, не очищая. Тогда корнеплод будет готов быстрее

Как подготовить чернослив

Обычно в блюда из чернослива, такие как рулетики из телятины, компот из сухофруктов или курица с черносливом и яблоками, кладут сухой чернослив. При тепловой обработке он смягчается. Для салата из свеклы и чернослива сухофрукт следует предварительно вымачивать. Это можно сделать, просто залив сушеные сливы кипятком из расчета 1 стакан на каждые 250 г, но можно придать салату более пикантную нотку. Для этого возьмите:

250 г чернослива; - 1 стакан кипятка; - 1 стакан апельсинового сока; - щепотку мускатного ореха; - щепотку молотой корицы.

Положите чернослив в миску и залейте кипятком. Оставьте на час, затем слейте воду, переложите сухофрукт в небольшую кастрюльку и влейте апельсиновый сок (можно заменить белым сухим вином), приправьте корицей и мускатным орехом, доведите до кипения и варите около 20–25 минут. Достаньте шумовкой, обсушите и используйте в салат.

Рецепт классического салата из свеклы и чернослива

Для классической версии салата возьмите:

2 средние отварные или запеченные свеклы; - 100 г чернослива; - 2 зубчика чеснока; - 3 столовые ложки густого майонеза; - 70 г очищенных грецких орехов: - соль.

Фото Shutterstock

Очистите свеклу и натрите ее на терке. Лучше использовать кухонный комбайн со специальной насадкой, так как кусочки свеклы способны запачкать не только ваши руки, но и кухню. Чернослив, предварительно замоченный в кипятке, нарежьте мелким кубиком. Грецкие орехи выложите в плотный полиэтиленовый пакет и несколько раз пройдитесь по нему скалкой. Дробленые орехи положите в миску вместе с тертой свеклой и нарезанным черносливом, добавьте пропущенный через пресс чеснок, посолите и заправьте салат майонезом. Перемешайте и поставьте на 1–2 часа в холодильник. Подавайте, украсив свежей зеленью петрушки.

Перед тем как добавить грецкие орехи в салат, попробуйте их на вкус. Если они прогоркли, замените новыми или вовсе не используйте их, так как такие орешки способны испортить вкус всего блюда

Вариации классического салата с черносливом

Хотя салат из свеклы с черносливом содержит не так много ингредиентов, у него есть много вариаций. Вы можете заменить половину майонеза сметаной, но не стоит брать продукт с низкой жирностью, так как она слишком жидкая. Если вы хотите сделать салат менее калорийным, готовьте его без орехов и с заправкой из растительного масла с уксусом. На 2 столовые ложки масла (растительного, оливкового, грецких орехов, виноградной косточки) возьмите ½ чайной ложки уксуса. Для лучшего вкуса берите яблочный или бальзамико. Можете заменить уксус таким же количеством свежевыжатого лимонного сока.

Если вы не любите чеснок, можете просто не добавлять его или заменить мелко нарубленным репчатым луком, около ½ головки или 1 головкой лука-шалота. Грецкие орехи замените кедровыми орешками, несолеными дроблеными фисташками, измельченными миндальными орехами или орехами макадамии. Чернослив можно вымочить или отварить, как описано выше, в соке или белом вине. Также можно заменить его мелким золотистым мягким изюмом. Выбирая свеклу, помните, что кроме фиолетовых и красных сортов существует розовая и желтая свекла.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары