Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Возврат островов курил японии. Острова преткновения: отдаст ли Россия Японии Южные Курилы

Спор между Россией и Японией по поводу принадлежности Южных Курил ведется уже несколько десятилетий. Из-за нерешенности этого вопроса между двумя странами до сих пор не подписан мирный договор. Почему переговоры ведутся так сложно и есть ли шанс найти приемлемое решение, которое устраивало бы обе стороны, - выяснял портал сайт.

Политический маневр

«Семьдесят лет мы ведем переговоры. Синдзо сказал: «Давайте поменяем подходы». Давайте. Так вот какая идея мне пришла в голову: давайте заключим мирный договор - не сейчас, но до конца года - без всяких предварительных условий».

Эта реплика Владимира Путина на Владивостокском экономическом форуме вызвала в СМИ ажиотаж. Ответ Японии, впрочем, был предсказуем: заключать мир без решения территориального вопроса в Токио не готовы в силу массы обстоятельств. Любой политик, который зафиксирует в международном договоре хотя бы намек на отказ от претензий на так называемые северные территории, рискует проиграть выборы и закончить политическую карьеру.

Президент РФ Владимир Путин принимает участие в пленарном заседании «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» IV Восточного экономического форума (ВЭФ-2018). Слева направо - телеведущий, заместитель директора ГТК «Телеканал «Россия», президент Института Беринга–Беллинсгаузена по изучению обеих Америк Сергей Брилев, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, справа налево - премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ён и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга

Десятилетиями японские журналисты, политики и ученые объясняли нации, что вопрос возвращения Южных Курил для Страны Восходящего Солнца является принципиальным, и в конце концов объяснили. Теперь при любом политическом маневре на российском фронте японские элиты должны учитывать пресловутую территориальную проблему.

Почему Япония хочет получить четыре южных острова Курильской гряды - понятно. Но почему Россия не хочет их отдавать?

От купцов до военных баз

О существовании Курильских островов большой мир не подозревал примерно до середины XVII века. Народ айнов, живший на них, когда-то населял все Японские острова, но под напором захватчиков, прибывших с материка, - предков будущих японцев - постепенно был уничтожен или вытеснен на север - на Хоккайдо, Курилы и Сахалин.

В 1635–1637 годах японская экспедиция обследовала самые южные острова Курильской гряды, в 1643 году голландский исследователь Мартин де Фриз обследовал Итуруп и Уруп и объявил последний собственностью Голландской Ост-Индской компании. Пятью годами позже северные острова были открыты русскими купцами. В XVIII веке русское правительство взялось за исследование Курил уже всерьез.

Русские экспедиции дошли до самого юга, нанесли на карту Шикотан и Хабомаи, а вскоре Екатерина II издала указ о том, что все Курилы до самой Японии являются российской территорией. Европейские державы приняли это к сведению. Мнение японцев на тот момент никого, кроме них самих, не волновало.

Три острова - так называемая Южная группа: Уруп, Итуруп и Кунашир, - а также Малая Курильская гряда - Шикотан и многочисленные необитаемые островки рядом с ним, которые японцы именуют Хабомаи, - оказались в серой зоне. Русские не строили там укреплений и не размещали гарнизонов, а японцы были заняты главным образом колонизацией Хоккайдо. Лишь 7 февраля 1855 года между Россией и Японией был подписан первый договор о границе - Симодский трактат.

Согласно его условиям рубеж между японскими и российскими владениями проходил по проливу Фриза - по иронии судьбы названному по имени того самого голландского мореплавателя, который пытался объявить острова нидерландскими. Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отошли Японии, Уруп и острова дальше на север - России. В 1875 году японцам передали уже всю гряду до самой Камчатки в обмен на южную часть Сахалина; 30 лет спустя Япония вернула ее себе по результатам Русско-японской войны, которую Россия проиграла.

Во время Второй мировой войны Япония входила в число государств Оси, но военные действия между Советским Союзом и Японской империей на протяжении большей части конфликта не велись, так как стороны в 1941 году подписали пакт о ненападении. Однако 6 апреля 1945 года СССР, выполняя союзнические обязательства, предупредил Японию о денонсации пакта, а в августе объявил ей войну. Советские войска заняли все Курильские острова, на территории которых была создана Южно-Сахалинская область.

Но в итоге до мирного договора между Японией и СССР дело не дошло. Началась холодная война, отношения между бывшими союзниками накалились. Япония, оккупированная американскими войсками, в новом конфликте автоматически оказалась на стороне западного блока. По условиям Сан-Францисского мирного договора 1951 года, который Союз подписывать отказался по целому ряду причин, Япония подтвердила возврат СССР всех Курил - кроме Итурупа, Шикотана, Кунашира и Хабомаи.

Пять лет спустя, казалось, появилась перспектива прочного мира: СССР и Япония приняли Московскую декларацию, по которой прекращалось состояние войны. Советское руководство тогда выразило готовность отдать Японии Шикотан и Хабомаи при условии, что она снимет претензии на Итуруп и Кунашир.

Но в итоге всё сорвалось. Штаты пригрозили Японии, что в случае подписания договора с Советским Союзом они не вернут ей архипелаг Рюкю. В 1960 году Токио и Вашингтон заключили соглашение о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, в котором содержалось положение о том, что США имеют право размещать в Японии войска любой численности и создавать военные базы, - и после этого Москва категорически отказалась от идеи мирного договора.

Если раньше у СССР сохранялась иллюзия того, что путем уступки Японии можно нормализовать с ней отношения, переведя ее в разряд хотя бы относительно нейтральных стран, то теперь передача островов означала, что на них вскоре появятся американские военные базы. В результате мирный договор так и не был заключен - и не заключен до сих пор.

Лихие 1990-е

Советские лидеры вплоть до Горбачева не признавали наличие территориальной проблемы в принципе. В 1993 году, уже при Ельцине, была подписана Токийская декларация, в которой Москва и Токио обозначили намерение решить вопрос о принадлежности Южных Курил. В России это было воспринято с немалым беспокойством, в Японии, наоборот, с энтузиазмом.

Северный сосед переживал трудные времена, и в японской прессе того времени можно встретить самые безумные проекты - вплоть до покупки островов за крупную сумму, благо тогдашнее российское руководство было готово идти на бесконечные уступки западным партнерам. Но в итоге и российские страхи, и японские надежды оказались беспочвенными: уже через несколько лет внешнеполитический курс России был скорректирован в пользу большего реализма, и речи о передаче Курил больше не шло.

В 2004 году вопрос неожиданно всплыл снова. Глава МИДа Сергей Лавров объявил, что Москва как государство - продолжатель СССР готова возобновить переговоры на базе Московской декларации - то есть подписать мирный договор и затем в качестве жеста доброй воли отдать Японии Шикотан и Хабомаи. Японцы на компромисс не пошли, и уже в 2014-м Россия полностью вернулась к советской риторике, заявив, что никакого территориального спора у нее с Японией нет.

Позиция Москвы совершенно прозрачна, понятна и объяснима. Это позиция сильного: не Россия требует чего-то от Японии - совсем наоборот, японцы выдвигают претензии, которые не могут подкрепить ни военным, ни политическим образом. Соответственно со стороны России речь может идти лишь о жесте доброй воли - и не более. Экономические отношения с Японией развиваются своим чередом, острова на них никак не влияют, а передача островов никак их не ускорит и не замедлит.

При этом передача островов может повлечь за собой ряд последствий, и их величина зависит от того, какие именно острова будут переданы.

Море закрытое, море открытое

«Это успех, к которому Россия шла долгие годы… По объему запасов эти территории - настоящая пещера Али-Бабы, доступ к которой открывает огромные возможности и перспективы для российской экономики… Включение анклава в российский шельф устанавливает исключительные права России на ресурсы недр и морского дна анклава, включая промысел сидячих видов, то есть краба, моллюсков и так далее, а также распространяет российскую юрисдикцию на территорию анклава в части требований к промыслу, безопасности, охране окружающей среды».

Так министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в 2013 году прокомментировал новость о том, что подкомиссия ООН приняла решение о признании Охотского моря внутренним морем России.

До того момента в самом центре Охотского моря существовал вытянутый с севера на юг анклав площадью 52 тыс. кв. км, за свою характерную форму получивший название «Арахисовая дыра» (Peanut Hole). Дело в том, что 200-мильная особая экономическая зона России не дотягивалась до самого центра моря - таким образом, воды там считались международными и в них могли вести промысел морских животных и добычу полезных ископаемых суда любых государств. После того как подкомиссия ООН одобрила российскую заявку, море стало полностью российским.

У этой истории было много героев: ученые, которые доказали, что морское дно в районе «Арахисовой дыры» - континентальный шельф, дипломаты, сумевшие защитить российские притязания, и другие. Япония преподнесла во время голосования в ООН сюрприз: Токио одним из первых поддержал российскую заявку. Это породило массу слухов о том, что Россия готова в обмен пойти на уступки по Курилам, но они так и остались слухами.

Что же произойдет со статусом Охотского моря, если Россия отдаст Японии два острова - Шикотан и Хабомаи? Ровным счетом ничего. Ни один из них не омывается его водами, следовательно, никаких изменений не предвидится. Но если Москва отдаст Токио также Кунашир и Итуруп, то ситуация будет уже не столь однозначной.

Дистанция между Кунаширом и Сахалином - менее 400 морских миль, то есть особая экономическая зона России полностью перекрывает юг Охотского моря. Но от Сахалина до Урупа уже 500 морских миль: между двумя частями экономической зоны образуется коридор, ведущий к «Арахисовой дыре». Какие последствия это повлечет за собой, предсказать трудно.

На границе сейнер ходит хмуро

Похожая ситуация складывается и в военной сфере. Кунашир отделяется от японского Хоккайдо проливами Измены и Кунаширским; между Кунаширом и Итурупом лежит пролив Екатерины, между Итурупом и Урупом - пролив Фриза. Сейчас проливы Екатерины и Фриза находятся под полным российским контролем, Измены и Кунаширский - под наблюдением. Ни одна неприятельская подводная лодка или корабль не смогут пройти в акваторию Охотского моря через острова Курильской гряды незамеченными, при этом российские подводные лодки и корабли могут спокойно выходить через глубоководные проливы Екатерины и Фриза.

В случае передачи Японии двух островов российским кораблям сложнее будет пользоваться проливом Екатерины; в случае передачи четырех - Россия полностью потеряет контроль над проливами Измены, Кунаширским и Екатерины и сможет лишь вести наблюдение за проливом Фриза. Таким образом, в системе охраны Охотского моря образуется дыра, которую невозможно будет заделать.

Экономика Курильских островов завязана в первую очередь на добычу и переработку рыбы. На Хабомаи экономики нет в связи с отсутствием населения, на Шикотане, где проживает около 3 тыс. человек, - рыбоконсервный завод. Разумеется, в случае передачи этих островов Японии придется решать и судьбу живущих на них людей, и предприятий, и решение это не будет легким.

Но если Россия отдаст Итуруп и Кунашир, последствия будут куда больше. Сейчас на этих островах живет около 15 тыс. человек, идет активное строительство инфраструктуры, в 2014 году на Итурупе заработал международный аэропорт. Но самое главное - Итуруп богат полезными ископаемыми. Там, в частности, находится единственное экономически выгодное месторождение рения - одного из самых редких металлов. До распада СССР российская промышленность получала его из казахского Джезказгана, и месторождение на вулкане Кудрявый - шанс полностью покончить с зависимостью от импорта рения.

Таким образом, если Россия отдаст Японии Хабомаи и Шикотан - она лишится части территории и понесет сравнительно небольшие экономические потери; если вдобавок отдаст Итуруп и Кунашир - пострадает куда больше как в экономическом, так и в стратегическом плане. Но в любом случае отдавать можно только тогда, когда другой стороне есть что предложить взамен. Токио пока предлагать нечего.

Россия хочет мира - но с сильной, миролюбивой и дружественной Японией, проводящей независимую внешнюю политику. В нынешних условиях, когда эксперты и политики всё громче говорят о новой холодной войне, в дело вновь вступает безжалостная логика противостояния: отдав Японии, поддерживающей антироссийские санкции и сохраняющей на своей территории американские базы, Хабомаи и Шикотан, не говоря уже о Кунашире и Итурупе, Россия рискует просто потерять острова, не получив ничего взамен. Вряд ли Москва готова на это пойти.

14:32 — REGNUM Отказ пресс-секретаря президента РФ комментировать «нюансы» переговоров тет-а-тет Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ лишь усилил подозрения в отношении сговора за спиной народа по поводу судьбы законно принадлежащих нашей стране островов Малой Курильской гряды, да и островов Большой Курильской гряды тоже.

Публикации в российских СМИ о том, что поставивший целью своей политической жизни «возвращение» Курильских островов Абэ якобы готов «закрыть вопрос», удовлетворившись лишь Малой Курильской грядой — островом Шикотан и 18 мелкими островами, именуемыми в Японии Хабомаи, свидетельствуют о недостаточном понимании существующих в Японии настроений по вопросу о так называемых «северных территориях». В действительности Абэ и его окружение предложили Путину лишь начать с Малой Курильской гряды. А затем, отнюдь не прекращая выдвигать необоснованные требования, добиваться включения в состав японского государства и островов Большой Курильской гряды — Кунашира и Итурупа, на которые у Японии нет никаких юридических прав и оснований. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с почти ежедневными заверениями генсека кабинета министров Японии Ё. Суга, который убеждает народ в отсутствии в позиции Абэ каких-либо изменений по поводу требований всех «северных территорий» — Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи, разумеется, с окружающими их богатейшими 200-мильными экономическими зонами.

Что касается попыток для начала заманить Путина в переговоры о «возвращении» якобы только двух островов, то эта коварная идея принадлежит не Абэ, а «консультирующему» его по методам работы с русскими бывшему коллеге по партии ушлому политикану Мунэо Судзуки, в свое время исключенному из Либерально-демократической партии Японии и отбывшему тюремный срок за коррупцию. Он предложил Абэ свой план, который пытался реализовать при обработке Бориса Ельцина, соглашавшегося на определенном этапе не без участия Судзуки «подарить другу Рю (тогдашнему премьер-министру Японии Рютаро Хасимото)» все южнокурильские острова. Кстати, надо отдать должное японским премьерам, которые, используя японские методы «обволакивания» партнера лестью и посулами, быстро добиваются «дружбы» с нужными им российскими политиками и перехода их к сокрытым от общественности сугубо конфиденциальным переговорам.

Но вернемся к личности непонятно почему, но серьезно влияющего на нынешнего премьера Абэ г-на Судзуки. После первого официального визита президента РФ Владимира Путина в Японию в 2000 году местные газеты подчеркивали, что Путин впервые признал действенность Совместной декларации 1956 года, а, значит, предстоит продолжение переговоров по территориальному вопросу. Отмечалось, что

«Путин стал первым из нынешних российских лидеров, признавшим действенность декларации и возможность ее использования в качестве юридической основы для продолжения переговоров двух стран, связанных с их территориальным спором».

Делался вывод о склонности нового президента искать развязки политических противоречий с Японией, что порождало у официального Токио определенный оптимизм.

То, что Путина поняли правильно, фактически подтвердили представители МИД РФ, которые в своих разъяснениях японским журналистам предпочли не подтверждать, но и не отрицать подобное толкование замечаний президента. Сам же Путин на пресс-конференции в Токио ограничился лишь констатацией сложности ситуации.

«Что нужно сделать для окончательного решения проблемы, которая существует между Россией и Японией? — задал он вопрос и сам ответил на него. — Если бы мы это знали на сто процентов, то, наверное, сейчас отвечали бы на другие вопросы».

Следует отметить, что занятая Путиным, а вернее, навязанная дипломатами еще из ельцинского окружения позиция содержала в себе явное противоречие. С одной стороны, в опубликованном по итогам визита совместном заявлении объектами спора вновь назывались все южнокурильские острова, на которые претендует Япония, а с другой — намечалась линия на возвращение к условиям Совместной декларации 1956 года, где речь идет лишь об островах Хабомаи и Шикотан.

Иван Шилов © ИА REGNUM

Уловив настроение Путина искать пути «окончательного разрешения проблемы», японские политики решили помочь в таком поиске. Наибольшую активность в этом направлении развернул занимавший на протяжении ряда лет важные посты в правящей партии и правительстве Мунэо Судзуки. Являясь депутатом парламента от расположенного на севере Хоккайдо избирательного округа, этот политик задался целью «внести личный вклад» в разрешение территориального спора с Россией. Для этого он установил тесные связи с отвечавшими за японо-российские отношения чиновниками МИД Японии, а через них с российскими дипломатами и политиками. Довольно скоро Судзуки удалось «приватизировать» территориальную проблему, добившись полного контроля над ходом ее обсуждения внешнеполитическими ведомствами двух стран.

План Судзуки и его приспешников в японском МИД состоял в том, чтобы втянуть российское правительство в обсуждение конкретных вопросов о «возвращении» для начала островов Хабомаи и Шикотан. Во время бесед с российскими политиками и дипломатами в Токио и Москве основное внимание Судзуки уделял именно островам Малой Курильской гряды, намекая на якобы существовавшую возможность при определенных условиях ограничиться передачей лишь этих территорий. В то же время своим японским коллегам он обещал непременно побуждать российскую сторону не отказываться и от поиска решения вопроса о Кунашире и Итурупе. Однако многое говорит о том, что сам-то Судзуки в своих тайных замыслах был согласен на получение лишь Хабомаи и Шикотана, ибо в этом случае эти острова, а главное — богатые морепродуктами омывающие их воды, скорее всего, административно вошли бы в район его избирательного округа со всеми вытекающими материальными выгодами. О том, что этот политикан при решении государственных вопросов не забывал про свой карман, свидетельствовал разразившийся впоследствии громкий коррупционный скандал, итогом которого стал арест Судзуки и его подельников из числа высокопоставленных дипломатов и тюремные сроки. Однако это было потом.

В период же 2000−2001 гг. политические маневры Судзуки на японо-российском направлении встречали понимание премьер-министра Японии Ёсиро Мори, который, как и все его предшественники на этом посту, желал оставить свое имя в истории, добившись «возвращения исконно японских территорий». Это проявилось в его нескрываемой заинтересованности расширить контакты с президентом Путиным с тем, чтобы убедить последнего в большой выгоде для России разрешения территориального спора и подписания между двумя государствами мирного договора. В связи с тем, что популярность Мори в стране падала, премьер-министр рассчитывал поправить свои дела, организовав как можно скорее очередную встречу с Путиным для внесения «новых» предложений по территориальному вопросу.

Сначала японо-российский саммит в Иркутске был назначен на конец февраля 2001 г., но затем перенесен российской стороной на 25 марта. По всей вероятности, Москве нужно было время для проверки достоверности «информации» о готовности Токио к компромиссу, которую поставлял «друг России» Судзуки. Судя по последовавшим событиям, в Кремле было принято решение с большей определенностью дать японцам понять, что территориальную проблему можно было бы разрешить, вернувшись к условиям 1956 года.

Похоже, в Иркутске, в конфиденциальном порядке, Путин согласился обсуждать вариант передачи Японии Малой Курильской гряды. Если верить тогдашнему премьер-министру Мори, Путин заявил, что в случае переизбрания президентом на второй срок готов вести переговоры по поводу Шикотана и Хабомаи. По утверждению бывшего японского премьера, дословно было сказано следующее:

«Передачу Японии Хабомаи и Шикотана сейчас трудно реализовать. А вот если меня переизберут на второй срок, то я приложу все силы для возвращения Японии этих островов».

Впоследствии МИД РФ отказался подтвердить это высказывание.

Услышав подобное из уст президента, Мори принялся «ковать железо, пока горячо». Он всячески убеждал собеседника согласиться на «возвращение» всех южнокурильских островов, заявляя о готовности Японии получить желаемое не одновременно, а как бы в рассрочку — сначала Хабомаи и Шикотан, а затем, по прошествии некоторого времени, — Кунашир и Итуруп. При этом японская позиция подавалась как якобы проявление нового, более гибкого подхода к решению территориальной проблемы.

Естественно, Путин не мог согласиться с таким «расширительным» толкованием своего согласия на продолжение переговоров о двух островах, о чем и было прямо сказано японскому премьеру. Более того, президент счел необходимым указать на существующие разночтения записанного в Совместной декларации, заявив, что статья 9-я «нуждается в дополнительной работе экспертов для выработки единообразного понимания» ее положений. Суть же «разночтений» состоит в том, что японская сторона почему-то считает, что текст 9-й статьи якобы предполагает передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан вне зависимости от подписания мирного договора. Договор же, по японской версии, может быть заключен лишь после разрешения в пользу Японии вопроса о принадлежности и островов Кунашир и Итуруп.

Подобное толкование по меньшей мере странно — ведь в этой статье Совместной декларации со всей определенностью записано:

«При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

Отсюда со всей очевидностью вытекает, что по Совместной декларации 1956 г. возможность передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан предусмотрена лишь на условии согласия японской стороны с отказом от иных территориальных претензий и подтверждении этого фактом заключения мирного договора. В связи с этим выдвижение претензий на Кунашир и Итуруп является не чем иным, как произвольным шагом японской дипломатии.

Несмотря на то, что в Иркутске президент Путин вежливо отверг предложение японской стороны о начале так называемых «переговоров по двум колеям», а именно по Хабомаи и Шикотану и отдельно по Кунаширу и Итурупу, он, как и год назад, подписал согласованный российскими и японскими дипломатами документ, в котором повторялись и даже расширялись выгодные Японии формулировки ельцинского периода. Тем самым как бы повисало в воздухе предложение президента рассмотреть возможность возвращения к компромиссу 1956 года.

Тем не менее, к немалому удовлетворению японской стороны, в совместное заявление вновь были вписаны выгодные Японии положения, фиксирующие «спорность» всех островов, на которые претендует Токио. В совместном заявлении, скрепленном подписью президента РФ, в частности, было записано, что стороны:

» — Исходя из этого, согласились ускорить дальнейшие переговоры с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и таким образом достичь полной нормализации двусторонних отношений на основе Токийской декларации о российско-японских отношениях 1993 года;

— договорились активизировать переговоры с целью достижения взаимоприемлемого решения и в ближайшее возможное время определить конкретное направление движения к заключению мирного договора;

— подтвердили, что будут продолжать сотрудничество, связанное с островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, направленное на создание благоприятных условий для скорейшего заключения мирного договора;

— подтвердили важность реализации подписанного 16 января 2001 года в Москве министрами иностранных дел И. С. Ивановым и Ё. Коно Меморандума о новом издании Совместного сборника документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией и деятельности по разъяснению общественности важности заключения мирного договора».

Иван Шилов © ИА REGNUM

Текст Иркутского заявления, как и содержание аналогичных двусторонних документов ельцинского периода, хотя и был во многом навязан японской стороной и содержал выгодные ей констатации, не выходил за рамки «меморандума о намерениях». Указание на стремление «заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи» не означало, что вопрос о принадлежности этих островов априори должен быть решен в пользу Японии. Обратило на себя внимание появление в заявлении, видимо, по инициативе российской стороны, пункта, характеризующего Совместную декларацию 1956 г. как «базовый юридический документ». Это являлось свидетельством намерения российского руководства на определенном этапе вынести условия 1956 г. в центр российско-японских переговоров о заключении мирного договора.

Однако замысел втянуть Москву в конкретные переговоры о передаче островов Хабомаи и Шикотан на условиях согласия с последующим обсуждением вопроса о принадлежности Кунашира и Итурупа осуществить не удалось. Можно сказать, что инспирированная Судзуки и его российскими партнерами комбинация с «реанимацией» условий 1956 г. обернулась как для японской, так и российской стороны фиаско. Кремлю было дано понять, что при любом развитии хода переговоров японское правительство не пойдет на отказ от притязаний на Кунашир и Итуруп. Одна из ведущих газет Японии «Асахи симбун» отмечала после иркутской встречи:

«…Россия все еще утверждает, будто бы согласно Декларации территориальные переговоры завершаются с возвращением Японии лишь двух островов. Но если это так, и Россия не готова идти дальше возврата Японии двух островов, то это чревато не чем иным, как провалом переговоров. В то же время, если предположить, что Япония, требующая четыре острова, согласилась бы сейчас на получение лишь двух островов, то это всё равно приведет в дальнейшем к переговорам о возврате ей двух других оставшихся островов. А поэтому на нынешней встрече руководителей двух стран подобные расхождения в их позициях остались абсолютно не преодоленными».

Подобная ситуация сохраняется и на сегодняшний день. Тем не менее итоги Иркутской встречи внесли новый акцент в российско-японский диалог по проблеме заключения мирного договора, продемонстрировали стремление Москвы искать компромиссные варианты.

Конец закулисной деятельности Судзуки и его состоявшей из японских и российских дипломатов «команды» положил пришедший к власти в апреле 2001 г. новый премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Уже в своем первом выступлении в японском парламенте он особо подчеркнул, что будет неуклонно добиваться возвращения Японии всех четырех южнокурильских островов. Это означало, что сделанное российской стороной предложение о возможности передачи двух островов было отвергнуто. Критике был подвергнут и японский план ведения переговоров «по двум колеям», то есть отдельно о передаче островов Хабомаи и Шикотан и о принадлежности Кунашира и Итурупа.

Однако тесные контакты российских дипломатов с Судзуки и его помощниками продолжались до тех пор, пока в Японии вокруг этого дельца от политики не разразился небывалый по масштабам коррупционный скандал, вовлекший в себя как предпринимателей, так и немало чиновников японского МИД. И лишь после этого, поняв, наконец, с кем оно имело дело, российское руководство несколько охладело к закулисным контактам с японскими политиками. Более того, было принято решение продемонстрировать твердую позицию в отношении японских притязаний на дальневосточные земли России. С молчаливого согласия, а может быть, и по инициативе Кремля 18 марта 2002 г. в Государственной думе РФ были проведены открытые слушания «Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности». Слушания были организованы совместно Комитетом по безопасности, Комитетом по международным делам и Комитетом по геополитике, в которых преобладали лояльные правительству депутаты.

«Исходя из юридического, исторического и морального обоснования принадлежности южных Курильских островов, а также принимая во внимание их исключительную важность с геополитической, военно-стратегической, морально-политической и экономической точек зрения, участники парламентских слушаний заявляют о том, что так называемый территориальный вопрос нашел свое законное и справедливое решение по итогам Второй мировой войны, закрепленное соответствующими международными соглашениями, и в повестке дня российско-японских отношений стоять не должен».

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Участники слушаний выразили свое убеждение в том, что «мирный договор с Японией ценой территориальных уступок России неприемлем». Было предложено, чтобы глава государства ориентировал МИД России на отказ от бесплодных переговоров и на заключение с Японией всеобъемлющего Договора о добрососедстве и сотрудничестве.

Какой-либо публичной реакции президента на это обращение не последовало. Более того, высокопоставленный представитель МИД РФ поспешил заверить японцев, что Москва «будет и дальше продолжать переговоры с Токио по поводу четырех островов». Это позволило министру иностранных дел Японии Ёрико Кавагути высказать мнение о том, что «позиция российского правительства отличается от позиции Думы» и следует «доверять заявлениям правительства России о его готовности обсуждать все вопросы, связанные с переговорами о мирном договоре двух стран».

То, что происходит сейчас, является всего лишь попыткой «реанимации» плана Судзуки, только теперь объектом «активных мероприятий» стал президент РФ Владимир Путин.

Важно понимать, что даже если решивший поставить на кон свою репутацию политика Абэ и согласится на условия сдачи Россией только Хабомаи и Шикотана, ему не позволят это сделать не только оппозиция, но и однопартийцы. Напомним, что на последних выборах председателя партии за другого кандидата, Сигэру Исиба, проголосовала треть участников съезда. А Исиба, как известно, критически отзывается о методах работы Абэ с российским президентом.

Не следует забывать и то, что парламентская Коммунистическая партия Японии выступает в своей программе за «возвращение» всех Курильских островов вплоть до Камчатки. А многочисленные в стране поддерживаемые крупным капиталом правонационалистические организации и вовсе требуют «все Тисима и Карафуто», то есть все Курилы и Южный Сахалин. Именно эти лозунги начертаны на их «украшенных» милитаристскими флагами пропагандистских машинах и содержатся в истошных криках у стен российского посольства и других российских учреждений в Японии.

Иван Шилов © ИА REGNUM

Да и опросы впитавшего со школьной скамьи убеждение в «исконной принадлежности Японии всех северных территорий» населения страны показывают, что за вариант разрешения «территориального вопроса» на основе волюнтаристского «хрущевского компромисса» выступает явное меньшинство. Так что Малая Курильская гряда едва ли устроит японцев, подчеркивающих, что она составляет лишь 7 процентов площади желанных «северных территорий».

К тому же наше население не информируется о том, что в действительности Абэ предлагает не условия 1956 года, а реанимацию «ельцинско-козыревского» плана сдачи Курил в два этапа — «два плюс альфа» — сначала Шикотана и Хабомаи, а затем Кунашира и Итурупа. Есть в Японии и идея вписать в проектируемый мирный договор согласие российской стороны продолжать переговоры о «возвращении» Кунашира и Итурупа. Но тогда это будет не мирный договор, а какой-то другой, ибо мирный договор предусматривает окончательное урегулирование линии прохождения границы.

В заключение с прискорбием отметим, что Курилы останутся российскими не в результате принципиальной позиции российской власти, а вследствие реваншистских настроений японцев, придерживающихся бесперспективного в данном случае принципа «всё или ничего».

https://www.сайт/2018-11-19/putin_reshil_otdat_kurily_yaponii_v_chem_sut_spora_i_chem_on_zakonchitsya

Бесконечная российско-японская проблема

Путин решил отдать Курилы Японии? В чем суть спора и чем он закончится

Mikhael Klimentyev/ZUMAPRESS.com, GLP

Во время экономического форума в Сингапуре президент РФ Владимир Путин и токийский премьер Синдзо Абэ активизировали переговоры о подписании между Россией и Японией мирного договора и разрешении территориального спора, длящегося с конца Второй мировой войны. Напоминаем, с чего все началось и почему все так воодушевленно обсуждают последнюю встречу глав государств.

Как Южные Курилы оказались у России

В 1941 году страны гитлеровской коалиции объявили войну СССР — все, кроме Японии, которая напала на США, развязав войну на Тихом океане. Спустя два года, в 1943 году, союзные державы (США, Великобритания и Китай) приняли Каирскую декларацию, в которой говорилось, что целью союзников является лишение Японии всех островов в Тихом океане, которые она захватила с начала Первой мировой войны.

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли договоренности о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии, что после войны Южный Сахалин и Курильские острова попадут под юрисдикцию СССР.

В апреле 1945 года Вячеслав Молотов принял посла Японии Наотакэ Сато и сделал заявление о денонсации советско-японского пакта о нейтралитете.

В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорится, что суверенитет Японии ограничится островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми более мелкими островами, на которые укажут союзники — без упоминания островов Курильской гряды.

Russian Look, GLP

8 августа 1945 года, ровно через три месяца после капитуляции Германии, СССР официально объявил войну Японии и на следующий день начал боевые действия против нее. Южные Курилы были заняты советскими войсками в августе-сентябре в ходе десантной операции.

2 февраля 1946 года на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая позже вошла в состав новообразованной Сахалинской области.

Наконец, в 1951 году в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и союзниками. Согласно нему Япония отказалась от прав на территории, суверенитет над которыми приобрела по Портсмутскому договору еще в 1905 году.

При этом Япония настаивала на том, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов не входили и Япония от них не отказывалась. Представители СССР предложили внести в договор поправку о признании суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, но эти предложения учтены не были. Поэтому СССР, Польша и Чехословакия договор не подписали. Так получилось, что территориальный спор с Японией затянулся на многие десятилетия, из-за этого наши страны до сих пор не могут подписать мирный договор.

Декларация 1956 года

Вместо подписания мирного договора СССР и Япония 19 октября 1956 года приняли Московскую декларацию. Она прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами, а также фиксировала намерение Советского Союза на передачу Японии самых маленьких из четырех островов — Шикотана и гряды Хабомаи (Хабомаи представляет собой несколько маленьких островов). Передача островов должна была произойти после подписания мирного договора. Также документ предполагал вступление в силу конвенции о рыболовстве и соглашение о спасении людей, терпящих бедствие на море.

Страны подтвердили, что в своих отношениях будут руководствоваться принципами Устава ООН, обязались не вмешиваться прямо или косвенно во внутренние дела друг друга. СССР изъявил готовность поддержать просьбу Японии о принятии ее в члены ООН, согласился освободить всех японских граждан, осужденных в СССР, и репатриировать их в Японию.

Одновременно с Декларацией был подписан протокол о развитии торговли и взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования.

Но в ситуацию вмешались США: американские власти пригрозили, что если Япония откажется от претензий на острова Кунашир и Итуруп, в состав Японии не будет возвращен архипелаг Рюкю с островом Окинава, который в соответствии с подписанным в Сан-Франциско мирным договором находился под управлением США. Нынешние переговоры реанимированы в рамках этой декларации, но об этом чуть позже.

Договор о безопасности с США

19 января 1960 года Япония подписала с США договор о взаимодействии и безопасности. Его суть — юридическое обоснование наличия на территории Японии военных баз США. В этом же году Советский Союз напомнил, что соглашение о военных американских базах направлено против СССР, и отказался рассматривать вопрос о передаче островов Японии.

Это еще больше охладило отношения России и Японии. Вплоть до окончания холодной войны советские власти отказывались возвращаться к этому вопросу, декларируя территорию Южных Курил как неотъемлемую часть своей территории.

Вопрос снова стал обсуждаться вместе с крахом СССР: 18 апреля 1991 года Михаил Горбачев признал наличие территориальной проблемы.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия — правопреемник СССР и все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны как Россией, так и Японией. Было также зафиксировано стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности четырех южных островов Курильской гряды, что в Японии было расценено как успех и, в определённой степени, породило надежды на решение вопроса в пользу Токио.

«Нулевые»

В 2004 году глава МИД Сергей Лавров заявил, что Россия признает декларацию 1956 года и готова вести переговоры на ее основе. Напомним, это декларация, предусматривающая передачу двух маленьких островов Японии — Шикотана и Хабомаи. Президент Владимир Путин поддержал это заявление.

Однако тогда у власти в Японии находился жесткий премьер Дзюнъитиро Коидзуми. Он заявил, что такая постановка вопроса не устраивает Японию.

В следующем году уже сам Путин вновь выразил готовность рассматривать компромиссный вариант по сценарию декларации 1956 года, но японцы вновь ответили отказом.

В 2006 году руководитель японского МИД Таро Асо предложил разделить с Россией южную часть Курил пополам, однако это, судя по всему, не понравилось японскому правительству: МИД заявил, что слова Асо неправильно интерпретировали.

В 2009 году Таро Асо, будучи уже премьер-министром, назвал Южные Курилы незаконно оккупированными территориями и заявил, что ждет от России предложений по решению этой проблемы. Тогда представитель российского МИД Андрей Нестеренко назвал это высказывание «политически некорректным» и даже «незаконным».

В этом же году японские парламентарии приняли поправки в законодательство, где прямо прописали принадлежность спорных островов Японии. В ответ на это депутаты Госдумы РФ заявили, что пока японцы не отменят эти поправки, обсуждать мирный договор бессмысленно. Отмены не последовало.

Осенью этого же года уже новый премьер Японии Юкио Хатояма заявил, что надеется «за полгода-год» добиться прогресса в переговорном процессе.

23 сентября 2009 года на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым Хатояма сказал о желании решить территориальный спор и заключить мирный договор с Россией, но не особо преуспел в этом.

В 2010 году он выступил перед народом, заявив, что Японию не устраивает возвращение только двух островов и что Хатояма приложит все усилия, чтобы вернуть все четыре острова. Также он отметил, что России очень важно дружить с такой экономически и технологически развитой страной, как Япония.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев неоднократно посещал спорные острова, каждый раз японские власти реагировали на это неодобрением.

Абэ — Путин

Премьер-министр Синдзо Абэ за время своего правления (с 2012 года) встречался с Путиным более 20 раз, но именно этой осенью произошел переломный момент, который вновь заставил активно говорить о возможном разрешении древнего территориального спора. В сентябре Путин предложил японскому премьеру заключить мирный договор без предварительных условий, а уже потом вернуться к обсуждению вопроса об островах. А во время встречи в Сингапуре 14 ноября Абэ неожиданно предложил вернуться к переговорам на базе упомянутой выше декларации 1956 года.

Тут возникает два очевидных условия, которые Москва, вероятнее всего, поставит Токио. Во-первых, получив два малых острова, Япония должна будет навсегда отказаться от территориальных претензий и в многолетнем споре должна быть поставлена точка. Второй важный момент — причина, по которой СССР отказался подписывать договор в прошлом: наличие американских военных баз на территории Японии. Синдзо Абэ уже успел пообещать, что в случае передачи островов никаких американских баз на них не появится, однако здесь у Японии ожидаемо могут возникнуть проблемы с США.

Пресс-служба Кремля

Накануне президент Путин очень размыто ответил на вопрос о возобновившихся переговорах. Он заявил, что в декларации 1956 года отсутствуют важные детали. Там оговорено, что СССР готов передать два острова южной части, но «не сказано, на каких основаниях и под чей суверенитет они попадают». Такое заявление, по мнению экспертов, дает возможность быстро «сдать назад» и вернуться к исходной точке в случае, если переговоры зайдут в тупик.

Генсек японского правительства Есихидэ Суга, комментируя заявление российского главы, поспешил заявить, что Япония «рассчитывает, что в случае передачи ей Хабомаи и Шикотана на эти острова будет распространяться суверенитет Токио. Пока что дополнительной информации о переговорном процессе нет. Ожидается, что какие-то точки соприкосновения будут достигнуты в ходе предстоящих контактов российского и японского лидеров: вскоре они встретятся на саммите G20 в Аргентине, в начале 2019 года Абэ посетит Москву, а летом в этом же году Путин поедет в Японию.

Шикотан и Хабомаи

Пара слов об островах, которые Россия вроде как готова отдать японцам.

Остров Шикотан. Его площадь — 252,8 квадратного километра.

На момент окончания Великой Отечественной войны гражданское население японского уезда Сикотан составляло около 1000 человек. В 1946 году все лица с гражданством Японии были высланы на Хоккайдо. Пика численность населения достигла в конце советского периода, составив 7,5 тыс. человек. Но после развала Союза она начало сокращаться. Сейчас на острове живет около 2,8 тыс. человек.

Alexandr Liskin, Russian Look

На Шикотане имеюся порт, рыбоконсервный завод и электростанция. В 2015 появилась крупная современная больница. На острове работает гидрофизическая обсерватория, развиты рыболовство и добыча морских животных.

Хабомаи представляет собой группу островов, к которой относят острова Полонского, Осколки, Зеленый, Демина, Юрий, Анучина, Тафильева и ряд мелких. Площадь — около 100 квадратных километров.

Острова вытянуты в линию, проливы между ними неглубоки, заполнены рифами и подводными скалами. Гражданского населения на этих островах нет — только российские пограничники.

Власти России и Японии еще с 1945 г. не могут подписать мирный договор из-за спора о принадлежности южной части Курильских островов.

Проблема северных территорий (яп. 北方領土問題 Хоппо: рё:до мондай) - территориальный спор между Японией и Россией, который Япония считает неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова перешли под административный контроль СССР, однако ряд южных островов - Итуруп, Кунашир и Малая Курильская гряда - оспариваются Японией.

В России спорные территории входят в состав Курильского и Южно-Курильского городских округов Сахалинской области. Япония претендует на четыре острова в южной части Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 г. Позиция Москвы состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР (продолжательницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений.

Итуру́п (яп. 択捉島 Эторофу) - остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага.

Кунаши́р (айну Чёрный остров, яп. 国後島 Кунасири-то:) - самый южный остров Большой гряды Курильских островов.

Шикота́н (яп. 色丹島 Сикотан-то:?, в ранних источниках Сикотан; название из айнского языка: «ши» - большой, значительный; «котан» - селение, город) - самый крупный остров Малой гряды Курильских островов.

Хабомаи (яп. 歯舞群島 Хабомаи-гунто?, Суйсё, «Плоские острова») - японское название группы островов на северо-западе Тихого океана, вместе с островом Шикотан в советской и российской картографии рассматриваемой как Малая Курильская гряда. К группе Хабомаи относят острова Полонского, Осколки, Зелёный, Танфильева, Юрий, Дёмина, Анучина и ряд мелких. Отделены Советским проливом от острова Хоккайдо.

История Курильских островов

XVII век
До прихода русских и японцев острова были населены айнами. На их языке «куру» означало «человек, пришедший ниоткуда», откуда и пошло их второе название «курильцы», а затем и наименование архипелага.

В России первое упоминание о Курильских островах относится к 1646 году, когда Н. И. Колобов рассказал о населяющих острова бородатых айнах .

Японцами первая информация об островах была получена в ходе экспедиции[источник не указан 238 дней] на Хоккайдо в 1635 году. Неизвестно, добралась ли она собственно до Курил или узнала о них опосредованно, но в 1644 была составлена карта, на которой они были обозначены под собирательным названием «тысяча островов». Кандидат географических наук Т. Адашова отмечает, что карту 1635 года «многие учёные считают очень приблизительной и даже неверной». Тогда же, в 1643, острова были обследованы голландцами во главе с Мартином Фризом. Эта экспедиция составила более подробные карты и описала земли.

XVIII век
В 1711 году на Курилы отправился Иван Козыревский. Он побывал лишь на 2-х северных островах: Шумшу и Парамушире, - но подробно расспросил населявших их айнов и японцев, занесённых туда бурей. В 1719 Пётр I отправил на Камчатку экспедицию под руководством Ивана Евреинова и Фёдора Лужина, которая дошла на юге до острова Симушир.

В 1738-1739 годах Мартын Шпанберг прошёл вдоль всей гряды, нанося встреченные острова на карту. В дальнейшем русские, избегая опасных плаваний к южным островам, осваивали северные, облагали ясаком местное население. У тех, кто его платить не желал и уходил на дальние острова, брали аманатов - заложников из числа близких родственников. Но вскоре, в 1766, к южным островам был отправлен сотник Иван Чёрный с Камчатки. Ему было велено привлекать айнов в подданство без применения насилия и угроз. Однако этому указу он не следовал, издевался над ними, браконьерствовал. Всё это привело к бунту коренного населения в 1771, в ходе которого было перебито много русских.

Больших успехов достиг сибирский дворянин Антипов с иркутским переводчиком Шабалиным. Они сумели завоевать расположение курильцев, и в 1778-1779 им удалось привести в подданство более 1500 человек с Итурупа, Кунашира и даже Мацумая (ныне японский Хоккайдо). В том же 1779-м Екатерина II указом освободила принявших русское подданство ото всех податей. А вот с японцами отношения не строились: те запретили русским ходить на эти три острова.

В «Пространном землеописании Российского государства…» 1787 года был приведён список из 21-го острова, принадлежащего России. В него были включены острова вплоть до Мацумая (Хоккайдо), статус которого не был чётко определён, так как Япония имела город в южной его части. В то же время реального контроля даже над островами южнее Урупа у русских не было. Там японцы считали курильцев своими подданными, активно применяли к ним насилие, чем вызывали недовольство. В мае 1788 подверглось нападению японское торговое судно, пришедшее на Мацумай. В 1799 по приказу центрального правительства Японии на Кунашире и Итурупе были основаны две заставы, и охрану стали вести постоянно.

XIX век
Возобновить переговоры о торговле с Японией в 1805 попытался представитель Российско-Американской компании Николай Резанов, прибывший в Нагасаки в качестве первого российского посланника. Но и он потерпел неудачу. Однако японские чиновники, которых не устраивала деспотичная политика верховной власти, намёками дали ему понять, что неплохо бы провести силовую акцию в этих землях, которая могла бы столкнуть положение с мёртвой точки. Это и было осуществлено по поручению Резанова в 1806-1807 годах экспедицией из двух судов под руководством лейтенанта Хвостова и мичмана Давыдова. Были разграблены суда, уничтожен ряд факторий, на Итурупе сожжено японское селение. Позже их судили, но нападение на некоторое время привело к серьёзному ухудшению русско-японских отношений. В частности, это стало причиной ареста экспедиции Василия Головнина.

В обмен на право владения южным Сахалином Россия передала Японии в 1875 г. все Курильские острова.

XX век
После поражения в 1905 г. в русско-японской войне Россия передала Японии южную часть Сахалина.
В феврале 1945 г. Советский Союз пообещал США и Великобритании начать войну с Японией при условии возвращения ему Сахалина и Курильских островов.
2 февраля 1946. Указ Президиума Верховного Совета СССР о включении Южного Сахалина и Курильских островов в состав РСФСР.
1947. Депортация японцев и айнов с островов в Японию. Выселено 17 000 японцев и неизвестное количество айнов.
5 ноября 1952. Мощное цунами обрушилось на всё побережье Курил, сильнее всего пострадал Парамушир. Гигантская волна смыла город Северо-Курильск (быв. Касивабара). В печати было запрещено упоминать об этой катастрофе.
В 1956 г., Советский Союз и Япония приняли Совместный договор, официально заканчивающий войну между двумя государствами и передающий Японии Хабомаи и Шикотан. Подписать договор, однако, не получилось: США пригрозили не отдать Японии остров Окинава, если Токио откажется от претензий на Итуруп и Кунашир.

Карты Курильских островов

Курильские острова на английской карте 1893 года. Plans of the Kuril Islands, from sketches chiefly mand by Mr. H. J. Snow, 1893. (London, Royal Geographical Society, 1897, 54×74 cm)

Фрагмент карты Japan and Korea - Location of Japan in the Western Pacific (1:30 000 000), 1945

Фотокарта Курильских островов на основе космического снимка НАСА, апрель 2010 года.


Список всех островов

Вид на Хабомаи с Хоккайдо
Остров Зелёный (яп. 志発島 Сибоцу-то)
Остров Полонского (яп. 多楽島 Тараку-то)
Остров Танфильева (яп. 水晶島 Суйсё-дзима)
Остров Юрий (яп. 勇留島 Юри-то)
Остров Анучина (яп. 秋勇留島 Акиюри-то)
Острова Демина (яп. 春苅島 Харукари-то)
Острова Осколки
Скала Кира
Скала Пещерная (Канакусо) - на скале лежбище сивучей.
Скала Парус (Хококи)
Скала Свеча (Росоку)
Острова Лисьи (Тодо)
Острова Шишки (Кабуто)
Банка Опасная
Остров Сторожевой (Хомосири или Муйка)

Скала Осыхающая (Одокэ)
Остров Рифовый (Амаги-сё)
Остров Сигнальный (яп. 貝殻島 Кайгара-дзима)
Скала Удивительная (Ханарэ)
Скала Чайка

Почему разговоры о передаче курильских островов - манипуляция и вымысел

О Курильских островах - главное и без эмоций

Спекуляции на тему «возможного возвращения» Курильской гряды Японии вспыхнули в информационном пространстве России с новой силой. При этом, как и другие резонансные вопросы такого типа, данный аспект по умолчанию нес для страны лишь деструктивный эффект.

Тема активно обрастала мифами, системно раздувалась до невероятных размеров, выводилась за рамки логики и поддерживалась в публичной среде. Так что же в действительности стоит за нынешним всплеском темы Курил, и есть ли у общества повод сомневаться в будущих действиях руководства страны?

Предыстория

Вопрос о войне с Японией впервые начал рассматриваться Москвой еще на Иранской встрече в 1943 году. Однако лишь на Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года по секретному соглашению между союзными сторонами было оговорено, что в случае открытия СССР «второго» фронта против Японии, страны коалиции обязуются признать право Советского Союза на Южный Сахалин и Курилы, Порт-Артур, в виде арендованной военно-морской базы, КВЖД, ЮМЖД и так далее. 27 июля совместное заседание Политбюро и Ставки окончательно закрепило эти планы, а также решение о начале будущей войны.

9 августа 1945 года сразу после полуночи советская армия нанесла удар по японским позициям в Маньчжурии и Корее. Через несколько часов вторая американская бомба была сброшена на Нагасаки. 14 августа Советский Союз подписал договор «о дружбе и союзе» с Китайской Республикой, особо указав в тексте, что ключевой причиной объединения является недопущение нового витка японской агрессии. Как известно, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки не произвели на Японию нужного эффекта, в то время как следующие 15 дней боев с Красной Армией, напротив, перечеркнули все надежны японцев на возможность продолжения войны.

Японская армия потеряла более 880 тысяч человек убитыми, ранеными, пропавшими без вести и пленными, а полный разгром Квантунской армии стал филигранным образцом профессиональной войны. Войска Японии, имевшие на тот момент огромный боевой опыт и солдат, знающих театр боевых действий, годами создававшие на этом направлении мощнейшие оборонительные рубежи, обладающие фанатичной преданностью императору и качественным снабжением , были разгромлены тремя фронтами советской армии практически молниеносно.

Шок, который испытала тогда Япония, окончательно усилился после того, как советская армия заняла весь Северо-Восточный Китай, Северную Корею, освободила Южный Сахалин и Курильские острова , чем разом лишила японцев сил и возможностей для продолжения сопротивления. 15 августа японцы впервые в истории услышали голос своего монарха. Именно эта дата считается в Стране восходящего солнца днем окончания войны, а не 2 сентября 1945-го, когда страна капитулировала на линкоре «Миссури».

Американский историк и этнический японец Цуёси Хасэгава, в своем труде, созданном на основе открытых для этого архивов США и России описал это так: «Вступление СССР в войну потрясло японцев больше, чем атомные бомбы, поскольку именно оно положило конец всем надеждам. Лишь после этого безоговорочная капитуляция Японии стала безальтернативной».

Что же касается того, почему мирный договор между двумя странами так и не был заключен, то причина этому кроется в исторических нюансах. Летом 1945 года - Сталин попросту считал Японию «списанной» навсегда и связывал все надежды с соседним Китаем. В ближайшей перспективе с Чан Кайши, в чуть более отдаленной - с Мао. В этой связи заключение мира со страной, чьи люди вырезали миллионы китайцев, вредило перспективе распространения коммунизма в будущем КНР.

Острова и споры

Как видно из вышеописанного, Западный мир во главе с США признавал суверенитет СССР (а значит, и России как ее правопреемницы) над всей Курильской грядой еще с февраля 1945 года, и помимо прочего, сам предложил именно такие условия. В тот момент это было совершенно оправдано, поскольку и в Кремле, и в Белом Доме прекрасно понимали, что кроме сброшенных атомных бомб у США нет козырей для победы над Японией. В случае продолжения войны без участия Советского Союза, перспективой становилась грандиозная битва на равнине Канто, в период не раньше 1946 года.

Курилы были «аннексированы» Москвой, а США лишь спасали японцев от советской агрессии. Апофеоз продолжателей Геббельса разразился в 1951 году, когда по инициативе США, Японии от лица «бывших союзников», без всякого согласования с Москвой, был предложен сепаратный мир. То есть Кремлю был поставлен типичный ультиматум, либо поставить свою подпись под документом и числиться в списке тех, кто победил Японию во главе с США, либо оставаться при своем мнении.

При этом задачей этого документа было вбить клин между Советским Союзом , Японией и КНР, которая бы не смогла принять логику такого поступка. Выходило, что если СССР подписывал документ, то отношения рушились с Китаем, а если не принимал, то с Японией. В этом и была маленькая месть США за полный разгром проамериканского правительства в Китае. Проиграв Кремлю КНР в ходе гражданской войны 1948 года, последней возможностью удержаться в регионе для США осталась Япония, и сценарий был запущен.

Как раз в этом договоре руками американцев и было прописано, что число Курильских островов, отторгаемых от Японии по итогам Второй мировой войны , конкретно не определялось. Позднее это позволило японцам говорить, что по заключенному соглашению Япония отказалась от неопределенного числа островов в пользу третьей силы, однако поскольку в нем не указано кому именно они переходят по итогу конфликта на лицо юридический парадокс.

А потому, они вводят новый географический термин и называют все острова, отошедшие от нее - «Северными территориями». Поскольку не определено в чью пользу отошли эти земли, по праву прошлого владельца они остаются для Японии - японскими. По большей части это было объяснением для внутреннего потребления, однако именно так американцы поддерживали в Японии элемент вражды против Советов и не позволяли тем самым сблизиться позициям Токио и Москвы.

В 1956 году все изменилось, и была заключена финальная декларация, ставшая с тех пор главной основой для всех нынешних японских претензий и головной болью Кремля. Примечательно, что проистекала она из того же корня, из которого произошла вся недавняя ситуация с необходимостью возвращения полуострова Крым…

Приход к власти Никиты Хрущева, в кабинет, который ранее занимал человек с колоссальным авторитетом как внутри, так и вне советской страны, сопровождался тотальным разбазариванием «подарков» для всех выбравших его спонсоров. Одним из таких личных «жестов» нового руководителя стала передача полуострова Крым из подчинения РСФСР в руки Украинской Советской Социалистической Республики, вторым - заявление о твердом заключении мирного договора с Японией , на «широких» условиях.

Не сложно догадаться, что США немедленно передали Японии «правильный» список требований к СССР, а переговоры было предложено провести прямо в Лондоне. Приготовившись к долгой интриге и сложной игре, англосаксы ждали дипломатической баталии, однако вместо этого все пошло совершенно не так. Прямо в ходе «битвы» делегации из Москвы пришло личное распоряжение Хрущева о немедленном согласии на передачу двух островов Японии, в случае если результатом станет мирный договор.

Иными словами, пока советские дипломаты тонко апеллируя обещаниями о содействии Японии по вступлению в ООН, возвращении осужденных, отказе от всех репараций в пользу нашей страны и многим другим успешно продвигали Токио к диалогу, Хрущев сделал еще один личный «ход». В итоге, делегации ничего не оставалось, кроме как подписать именно этого вариант декларации, в которой было сказано, что Советская Россия обязуется передать Японии Хабомаи и Шикотан , но только после заключения мирного договора.

По иронии судьбы, от малого предательства страну спасли США. Американцам было крайне невыгодно потепление в отношениях между Японией и СССР, а потому воплощать его японцам запретили. По сути, именно Вашингтон заставил Токио отказаться от исполнения декларации, к тому моменту уже подписанной и ратифицированной и в Японии, и в Москве. Сегодня, премьер Синдзо Абэ пытается второй раз войти в одну и туже дверь, однако к счастью, подход России в корне изменился.

Новая ситуация

С первых годов XXI века и прихода к власти Владимира Путина , предложения с призывами согласиться на старый вариант исходящие из Кремля все 90-е годы, резко прекратились. На нынешние подходы Москва отвечает только так - «мы выступаем за мир, но уже на своих условиях».

Почему Россия не станет идти на передачу Курил?

Этому есть далеко не одна причина. По этическим и репутационным соображениям, победа советской России над Японией была не просто выдающимся событием, но и реваншем за предыдущий конфликт. В речи Верховного главнокомандующего СССР от 1945 года, в официальном обращении к народу, Сталин характеризовал этот факт так: «люди старого поколения долго ждали этого дня, и наконец, позор поражения в русско-японской войне, черное пятно на государственной истории - смыто».

Кроме того, отказ от суверенитета над частью российских территорий несет под собой и огромные экономические потери. Так, с момента подписания декларации, за более чем 60 лет в Международном праве произошли существенные изменения. В том числе, в 1977 году в него был внесен пункт о 200-мильных экономических зонах. С тех пор отдача любого из Курильских островов означает автоматическую передачу огромных близлежащих акваторий.

А если учесть, что на самом деле речь идет не о двух символических островках, а об отдельном острове Шикотан площадью в 225 квадратных километров и 19 малых островах «звена» Хабомаи с 5-ю скалами и общей площадью в 100 кв. км., то и зоны отчуждения, считаемые от крайних точек этих территорий, займут колоссальное пространство - превратятся в личные экономические зоны Японии, вместо российских. И это при том, что акватория вокруг Курильской гряды буквально напичкана всевозможными ресурсами и полезными ископаемыми, а кроме того, представляет из себя оборонный рубеж.

Военно-стратегические причины

Курильские острова - это ключевая опора защиты России от американского Тихоокеанского флота , в то время как пролив между ними и материком - ее стратегический актив. Не случайно вопреки всему возмущению Японии и США , двумя годами ранее на них были «расквартированы» уникальные комплексы противоморской обороны «Бал» и «Бастион», нацеленные на корабли 7-го флота США.

Кроме того, Курильские острова - это «шлагбаум» на входе в Охотское море, в то время как передача любого из них, ключ от этой «двери». До тех пор, пока Россия владеет всеми островами Курильской гряды, Охотское море считается внутренним морем России, при передаче любого из них Японии, Охотскому морю будет присвоен статус международного, а значит, его необходимо будет делить и открывать. Плюс ко всему, принадлежность курил к кому бы то ни было, автоматически сделает выход кораблей Тихоокеанского флота РФ большой проблемой. Точно также как проблемой для другого флота нашей страны уже является пролив Босфор и Дарданеллы, позволяющие НАТО создать проблемы Черноморскому флоту РФ.

С геополитической точки зрения передача островов Японии тем более не несет никакой выгоды. Ведь Токио желает передачи всех островов себе, а значит, отторжение их части в любом случае будет интерпретировано Токио и Вашингтоном как начало, но вовсе не как точка в урегулировании спора.

Кроме того, не стоит забывать и о внутренних причинах. Передача части островов Японии в политическом смысле будет означать для президента России прямой путь к дезинтеграции страны , в то время как до этих пор внешняя политика России неизменно базировалась на интеграции и целенаправленном расширении влияния. Во внутренней политике, где власть главы государства законодательно, конституционное и аппаратно - существенно ограничена возможностями иных функционеров, дезинтеграционные действия действительно были, но на внешней арене, где власть президента практически абсолютна - однозначно нет.

Общие итоги

Япония начинала эти переговоры с уникальных позиций. Уже в 1956 году на руках страны была возможность забрать острова буквально в ту же минуту. В 90-е годы, их позиции усилились вдвойне, поскольку единственная причина останавливающая подписание этого договора - американские опасения об усилении Москвы, сами собой отпали.

Что говорить, если глава МИД России Козырев лично настаивал на передаче островов японцам , причем под рукоплескания либеральной общественности, экспертной среды и ангажированной прессы. Именно тогда гражданам стоило устраивать нынешнюю информационную кампанию «не отдадим острова», когда угрозы для этого действительно были.

Сейчас же, ситуация ровно противоположная. Впервые приехав к Владимиру Путину обсуждать данный вопрос, Синдзе Абэ, наивно привез те же требования, но уехал ошарашенным и с пустыми руками. А с учётом пропаганды промывающей головы японцев поколениями, о каких-либо совместных проектах на тот момент речь даже не шла, ведь предложение российской стороны об отдельных экономических зонах под российским законодательством означало признание Японией суверенитета Москвы. Но прошли годы и Япония , имевшая ранее все возможные «карты» - уступила. Согласие на ведение совместной экономической деятельности под юрисдикцией Москвы было принято.

До 2000-х годов на островах не было ничего, кроме ржавых танков после окончания Второй мировой войны. В 90-е годы разобрали и это. Сегодня, несмотря на всё возмущение японцев и США, учения на островах проводятся регулярно, их берега охраняют комплексы береговой обороны, под водой курсируют ударные субмарины, небо просматривают РЛС , а сушу и море охраняют части флота и российской армии. Большего признания отношения Москвы к Курилам представить сложно.

Более того, в переговорах с Токио Путин поднял такие вопросы, о которых японцы не задумывались никогда. В частности, не так давно согласившись с тем, что последним заключенным документом, регулирующим отношения Японии и России, действительно является совместная декларация 1956 года, он ясно подчеркнул, что даже в ней не сказано, каким именно образом должна происходить передача и чей суверенитет в итоге должен быть установлен.

Нынешние переговоры ведутся с простых позиций. Россия приветствует желание Японии наладить двусторонние отношения и готова ради этого пойти на определенные незначительные уступки, кроме передачи островов. Официальный же Токио, попросту устал от давления Вашингтона и видя, как соседи в лице Южной Кореи, КНДР и КНР набирают силу, а США ее стремительно теряют, желают, как можно скорее заручиться поддержкой Москвы. Ровно поэтому премьер-министр Абэ, несмотря на внешнее и внутреннее давление, пытается идти навстречу Кремлю. Захлопывать перед ним двери было бы глупо. Москва всего лишь использует ослабление Вашингтона как свой шанс.

Если судить по делам, а не по словам вокруг переговоров Японии и России, то суть их сводится к выгодным сторонам - после начала обсуждений, на которых Россия не уступила ничего, стартовала подготовка строительства нефтепровода с Сахалина на остров Хоккайдо, обсуждение «международного» железнодорожного и грузового моста с острова Сахалин на территорию Японии, возрос грузопоток из этой страны сухопутным путем в ЕС через Россию.

Для этих же целей расширяется БАМ и Транссиб, укрепляются двусторонние российско-японские отношения, начали продуктивно обсуждаться многие стратегические, экономические и политические вопросы которые ранее десятилетиями подпадали под строгое американское табу. Иными словами, результат уже налицо - налаживание отношений между Россией и Японией идет полным ходом. А потому не удивительно, что чем ближе становятся позиции Токио и Москвы, тем чаще рождаются в инфополе своевременные вбросы и мифы.

Москва не передаст Японии ни один из своих островов , поскольку это автоматически оголит оборону страны на данном фронте. Всё остальное - предмет переговоров, а также компромиссов, выгодных Москве.

Что если отдать Курильские острова Японии?

Почему японцы цепляются за Малую Курильскую гряду?

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции - открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары