Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Верховный главнокомандующий вооруженными силами российской федерации. К ведению Совета Федерации НЕ относятся вопросы

Верховный главнокомандующий Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение, с целью создания условий для её отражения или предотвращения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе для утверждения соответствующего указа. Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными Силами по отражению агрессии. Президент России также формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации (п. «ж» ст. 83 Конституции); утверждает военную доктрину

Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил Российской Федерации. Президент в качестве Верховного Главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационный план Вооруженных Сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определенных возрастов, отслуживших в ВС, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Министерство обороны Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. К основным задачам Министерства обороны относятся выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативно-правовое регулирование в области обороны; организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации; поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил; осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты.

Министерство обороны возглавляет Министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства. Министр подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента к ведению Правительства, - Председателю Правительства. Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны и Вооруженные Силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. В министерстве работает коллегия в составе Министра, его первых заместителей и заместителей, начальников служб министерства, главнокомандующих видами Вооруженных Сил. Действующий министр обороны - Анатолий Сердюков.

Генеральный штаб Начальник Генерального Штаба генерал армии Николай Макаров Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации - центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными Силами. Генштаб осуществляет координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел, Железнодорожных войск, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожностроительных воинских формирований, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны, строительства и развития Вооруженных Сил, а также их применения. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений.

К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил; перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение Вооруженных Сил; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований.

Структура Вооружённых Сил Российской Федерации Вооруженные Силы состоят из трех видов Вооруженных Сил, трех родов войск, Тыла Вооружённых Сил, Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны и войск, не входящих в виды Вооруженных Сил. Территориально Вооружённые Силы разделены между 4 -мя военными округами: Западный военный округ - штаб в Санкт-Петербурге; Южный военный округ - штаб в Ростове-на-Дону; Центральный военный округ - штаб в Екатеринбурге; Восточный военный округ - штаб в Хабаровске.

Виды Вооружённых сил Сухопутные войска, СВ - самый многочисленный по боевому составу вид Вооруженных Сил. Сухопутные войска предназначены для ведения наступления в целях разгрома группировки противника, овладения и удержания его территорий, районов и рубежей, нанесения огневых ударов на большую глубину, отражения вторжений противника и его крупных воздушных десантов. В Сухопутные войска Российской Федерации в свою очередь входят рода войск.

Мотострелковые войска, МСВ - самый многочисленный род сухопутных войск, представляет собой мобильную пехоту, вооружённую БМП и БТР. Состоят из мотострелковых соединений, частей и подразделений, в которые входят мотострелковые, артиллерийские, танковые и другие части и подразделения.

Танковые войска, ТВ - основная ударная сила сухопутных войск, манёвренные, высокомобильные и устойчивые к воздействию ядерного оружия войска, предназначенные для осуществления глубоких прорывов и развития оперативного успеха, способны с ходу преодолевать водные преграды в брод и на переправочных средствах. Танковые войска состоят из танковых, мотострелковых (механизированных, мотопехотных), ракетных, артиллерийских и других подразделений и частей.

Ракетные войска и артиллерия, РВи. А предназначены для огневого и ядерного поражения противника. Имеют на вооружении ствольную и реактивную артиллерию. Состоят из соединений частей и подразделений гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, миномётов, а также артиллерийской разведки, управления и обеспечения.

Войска ПВО Сухопутных войск, ПВО СВ - род сухопутных войск, предназначенный для защиты сухопутных войск от средств воздушного нападения противника, для их поражения, а также воспрещения его воздушной разведки. ПВО СВ вооружены мобильными, буксируемыми и переносными зенитно-ракетными и зенитно-пушечными системами.

Специальные войска - совокупность войск и служб сухопутных войск, предназначенных для выполнения узкоспециальных операций по обеспечению боевой и повседневной деятельности вооруженных сил. Спецвойска состоят из Инженерных войск, Войск связи, Войск РЭБ, Железнодорожных, Автомобильных войск и т. д.

Военно-воздушные силы Военно-воздушные силы, ВВС - вид Вооружённых Сил, предназначенный для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военноэкономических районов и объектов страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военноэкономического потенциала противника, поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху. В составе ВВС России выделяются:

Дальняя авиация - основное ударное средство Военно-воздушных сил, предназначенное для поражения (в том числе ядерного) группировок войск, авиации, военно -морских сил противника и разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций в стратегической и оперативной глубине. Может привлекаться также для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.

Фронтовая авиация - основная ударная сила ВВС, решает задачи в общевойсковых, совместных и самостоятельных операциях, предназначена для поражения войск, объектов противника в оперативной глубине в воздухе, на земле и на море. Может привлекаться для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.

Армейская авиация предназначена для авиационной поддержки Сухопутных войск путем поражения наземных бронированных подвижных объектов противника на переднем крае и в тактической глубине, а также для обеспечения общевойскового боя и повышения мобильности войск. Части и подразделения армейской авиации выполняют огневые, десантно-транспортные, разведывательные и специальные боевые задачи.

Военно-транспортная авиация обеспечивает перевозку по воздуху войск, боевой техники и грузов, а также выброску воздушных десантов.

Зенитные ракетные войска, ЗРВ предназначены для защиты от средств воздушного нападения важных административных и экономических районов и объектов России.

Радиотехнические войска, РТВ предназначены для ведения радиолокационной разведки, выдачи информации для радиолокационного обеспечения частей зенитных ракетных войск и авиации, а также для контроля использования воздушного пространства.

Военно-морской флот Военно-морской флот - вид вооружённых сил, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций, защиты экономических интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Военно-морской флот способен наносить обычные и ядерные удары по морским и береговым силам противника, нарушать его морские коммуникации, высаживать морские десанты и т. д. ВМФ России состоит из четырёх флотов: Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского и Каспийской флотилии. В составе Военно-морского флота выделяются:

Подводные силы - основная ударная сила флота. Подводные силы способны скрытно выходить в океан, приближаться к противнику и наносить по нему внезапный и мощный удар обычными и ядерными средствами. В подводных силах выделяют многоцелевые/торпедные корабли и ракетные крейсера.

Надводные силы обеспечивают скрытный выход в океан и развёртывание подводных сил, их возвращение. Надводные силы способны перевозить и прикрывать высадку десанта, устанавливать и снимать минные заграждения, нарушать коммуникации противника и защищать свои.

Морская авиация - авиационная составляющая Военно-морского флота. Выделяют стратегическую, тактическую, палубную и береговую авиацию. Морская авиация предназначена для нанесения бомбовых и ракетных ударов по кораблям противника и по его береговыми силам, ведения радиолокационной разведки, поиска подводных лодок и их уничтожения.

Береговые войска предназначены для защиты военно-морских баз и пунктов базирования флота, портов, важных участков побережья, островов и проливов от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны. Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Морская пехота - род сил Военноморского флота, предназначенный главным образом для проведения (самостоятельно или совместно с сухопутными войсками) морских десантных операций и обороны побережья от морских десантов противника.

Спецназ ВМФ - подразделения Военноморского флота, предназначенные для проведения диверсий на территории военно-морских баз противника и в прибрежных территориях, ведения разведки.

Самостоятельные рода войск Космические войска - самостоятельный род войск, предназначенный для доведения информации предупреждения о ракетном нападении, противоракетная оборона Москвы, создание, развертывание, поддержание и управление орбитальной группировки космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. Комплексы и системы Космических войск решают задачи общегосударственного стратегического масштаба не только в интересах Вооружённых Сил, других силовых структур, но и большинства министерств и ведомств, экономики, социальной сферы. В структуре Космических войск выделяются:

Первый государственный испытательный космодром «Плесецк» (до 2007 года функционировал также Второй государственный испытательный космодром «Свободный» , до 2008 года - Пятый государственный испытательный космодром «Байконур» , впоследствии ставший чисто гражданским космодромом) Запуск космических аппаратов военного назначения Запуск космических аппаратов двойного назначения Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова Управление по вводу средств РКО Военно-учебные заведения и части обеспечения (Основное учебное заведение - Военнокосмическая академия имени А. Ф. Можайского)

Ракетные войска стратегического назначения Ракетные войска стратегического назначения - род войск Вооружённых Сил, главный компонент стратегических ядерных сил России. РВСН предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военноэкономического потенциала противника. На вооружении РВСН состоят межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования с ядерными боезарядами.

три ракетные армии (штабы в городах Владимир, Оренбург, Омск) 4 -й Государственный центральный межвидовой полигон Капустин Яр (в состав которого входит также бывший 10 -й Испытательный полигон Сары. Шаган в Казахстане) 4 -й Центральный научно-исследовательский институт (г. Юбилейный Московской области) учебные заведения (Военная академия имени Петра Великого в Москве, военные институты в городах Серпухов, Ростов-на-Дону) арсеналы и центральные ремонтные заводы, базы хранения вооружения и военной техники

Воздушно-десантные войска Воздушно-десантные войска - самостоятельный род войск, имеющий в своём составе аэромобильные соединения: воздушно-десантные и десантноштурмовые дивизии и бригады, а также отдельных частей. ВДВ предназначены для оперативного десанта и ведения боевых действий в тылу противника. В составе ВДВ имеется 4 дивизии: 7 -я (Новороссийск), 76 -я (Псков), 98 -я (Иваново), 106 -я (Тула), Учебный центр (Омск), Высшее Рязанское училище, 38 -й полк связи, 45 -й развед. полк, 31 -я бригада (Ульяновск). Кроме того в военных округах (в подчинении округа или армии) имеются воздушно-десантные (или десантноштурмовые) бригады, которые не относятся к ВДВ.

Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами

Президент Российской Федераций - высшее должностное лицо государства

Президент (от латинского - сидящий впереди) - выборный глава государства в современных странах с республиканской формой правления.

Должность президента получила распространение в целом ряде государств мира. Многие современные республики имеют в системе органов высшей государственной власти такое должностное лицо. Правда, в некоторых странах президент избирается органами законодательной власти (Федеративная республика Германия, Италия). Там он в своей деятельности во многом зависит от воли парламента и подотчетен ему. Не случайно эти государства принято называть парламентскими республиками.

В системе высших органов государственной власти президентских республик есть вполне самостоятельное, независимое от парламента должностное лицо - президент, избираемый непосредственно населением страны (Франция) либо путем косвенных выборов - через коллегию выборщиков, формируемых населением (США). Здесь глава государства играет очень важную роль в управлении делами всего общества. Так, в США президент совмещает в своем лице полномочия главы государства и главы правительства, ему подконтрольны все органы исполнительной власти страны. Президент Франции хотя и не возглавляет лично правительство республики, но вправе назначать по своему усмотрению главу (премьер-министра) и членов правительства. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, действующая наравне с ее законодательной и судебной ветвями.

В Российской Федерации должность Президента была учреждена 24 апреля 1991 года Законом «О Президенте РСФСР».
Первые президентские выборы в Российской Федерации прошли в июне 1991 года.

В 1991 году Президент Российской Федерации избирался на 5 лет. После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок.

Основным документом при организации и проведении выборов Президента Российской Федерации является Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», который устанавливает четкий порядок организации и проведения выборов.

Согласно Конституции РФ и вышеназванному закону военнослужащие имеют равные с другими гражданами избирательные права. Особенности участия военнослужащих в выборах Президента РФ, оговоренные в законе, обусловлены специфическим характером военной службы, но при этом их избирательные права не ущемляются.

Президент Российской Федерации избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в данной стране не менее 10 лет. У одного и того же лица нет возможности занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Вновь избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов. С момента принятия им присяги он исполняет свои полномочия до истечения срока пребывания в должности и до момента принятия присяги вновь избранным Президентом.

В соответствии с занимаемой должностью Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он ключевая фигура в системе органов государственной власти, гарант Конституции Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 80) Президент Российской Федерации является главой государства. В силу занимаемой должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Перед ним стоит задача сохранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, что создает условия для осуществления своих полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам государственной власти и должностным лицам.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Президент РФ формирует исполнительную власть - Правительство РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Руководствуясь жизненно важными интересами России и в соответствии с международными и национальными правовыми нормами, Президент Российской Федерации может санкционировать установленным порядком (согласно Конституции Российской Федерации) применение Вооруженных Сил и других войск в целях:

Пресечения любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, общества и государства, объектов Российской Федерации на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане и космическом пространстве;

Обеспечения свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права;

Выполнения союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;

Поддержания и восстановления мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых является Россия.

Согласно Конституции Российской Федерации Президент назначает и освобождает от должности министра обороны, а также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (командующие видами и родами войск, командующие военных округов и др.).

Он присваивает высшие воинские звания, а также производит награждение государственными наградами России.

Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Под руководством Президента Российской Федерации Советом Безопасности определяются жизненно важные интересы государства, внутренние и внешние угрозы объектам безопасности, разрабатывается стратегия обеспечения безопасности России.

Для принятия Президентом государства решений по вопросам внутренней и внешней политики, предотвращения чрезвычайных ситуаций, о введении и отмене чрезвычайного положения, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти Совет Безопасности готовит ему обоснованные предложения. Совет Безопасности рассматривает на своих заседаниях стратегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах.

В поле своего зрения Президент РФ держит вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов и преодоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка. Совет Безопасности готовит рекомендации ему по осуществлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безопасности, координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности в вопросах военно-технического сотрудничества и информационной безопасности и осуществляет контроль по реализации намеченных мероприятий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета Безопасности. Он руководит деятельностью аппарата Совета Безопасности, который является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. В состав аппарата, кроме Секретаря Совета Безопасности, входят его заместители, руководитель аппарата, семь управлений (внутренней государственной и общественной безопасности; международных отношений; экономических проблем безопасности; оборонно-промышленной безопасности; военного строительства; военной инспекции; информационных проблем безопасности) и секретариат Совета Безопасности.

Полномочия Президента России в области обеспечения обороны страны

Президент Российской Федерации как высшее должностное лицо в государстве и как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами наделен широкими полномочиями, и на него возложены важнейшие обязанности в области обеспечения обороны государства.

Среди направлений военной политики Российской Федерации, которые определяет Президент, важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Организация обороны государства представляет собой разнообразную деятельность Президента страны, различных ветвей власти, Совета Безопасности Российской Федерации, органов Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований. Она включает прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации; правовое регулирование в области обороны. Важным элементом организации обороны страны являются строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, совершенствование систем управления, отработка вопросов; перевода деятельности государства с мирного на военное время. В мирное время под контролем Президента России планируются и осуществляются мероприятия по гражданской и территориальной обороне, проводится оперативное оборудование территории государства для его обороны.

Для укрепления обороны государства развиваются отрасли науки, координируются действия органов государственной власти. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны. Конституционным правом на Президента возлагается утверждение военной доктрины как составной части концепции национальной безопасности. В военной доктрине он объявляет официально принятые в государстве оценки по отношению войны и ее предотвращения, подготовку Вооруженных Сил к отражению агрессии.

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Существует два уровня органов управления обороной страны: 1) совещательные - вырабатывают решения в области обороны страны на основе предложений, подготовленных органами государственной власти Российской Федерации. В военное время они становятся высшими органами руководства Вооруженными Силами. К ним относятся: в мирное время -Совет Безопасности Российской Федерации и межведомственные комиссии в области обороны страны и военного строительства при Президенте и Правительстве Российской Федерации. В военное время на базе совещательных органов управления обороной страны создается Ставка Верховного Главного командования;

2) оперативные - вырабатывают предложения для принятия решений руководством государства по вопросам обороны страны и организуют выполнение этих и других.решений (после их принятия) и ^осуществляют оперативное управление вооруженными формированиями страны. К ним относятся Генеральный штаб и штабы (органы оперативного управления федеральных органов исполнительной власти, имеющие в своем составе вооруженные формирования). Генеральный штаб является основным рабочим органом управления, координирующим выработку предложений в области обороны страны. В военное время Генеральный штаб становится рабочим органом Ставки ВГК. Генеральный штаб совместно с федеральными органами исполнительной власти разрабатывает предложения, которые рассматриваются совещательными органами управления обороной страны и являются основой принимаемых Президентом Российской Федерации решений.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ, как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени.

Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, он утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны. Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности, а также утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.

Планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов также утверждаются Президентом страны. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санкции Президента. Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации. Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Он же обладает правом назначения военнослужащих на должности и присвоения им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом
Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни. Дважды в год Президент издает Указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Глава страны устанавливает количество и границы военного округа как военно-административной единицы. На территории округа могут дислоцироваться объединения, соединения, воинские части.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.

В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению либо им угрожает нападение, или оно имеет особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации.

При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием сил и средств не по их предназначению.

Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Во вступлении целесообразно подчеркнуть важность государственных функций, исполняемых Президентом Российской Федерации.
При освещении первого вопроса необходимо раскрыть общие полномочия Президента РФ как гаранта Конституции. Именно ему принадлежат основные правомочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства в области обороны и безопасности, формировании с этой целью исполнительной ветви власти - Правительства РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

В ходе рассмотрения второго вопроса важно, используя конституционно-правовые положения, законы РФ, раскрыть основные правомочия Президента РФ - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в связи с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий в мирное и военное время, в исключительных обстоятельствах угрожающего периода по применению Вооруженных Сил РФ.

В заключение необходимо сделать краткие выводы по теме, ответить на вопросы слушателей.

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Федеральный закон № 19-ФЗ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

3. Хачатрян А. Законодательство Российской Федерации о порядке выборов Президента России и особенности участия в них военнослужащих // Ориентир. - 2008. - № 1.

4. Бурковский В. Президент Российской Федерации - высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами // Ориентир. - 2006. - № 12.

5. Леншин С. Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации // Ориентир. - 2004. -№ 12.

6. Политология. Под редакции М. Василика. М., 2005.

Подполковник запаса,обозреватель журнала «Ориентир»
Арам ХАЧАТРЯН

Впервые в отечественной истории данная должность была замещена 20 июля года. На неё был назначен великий князь Николай Николаевич (младший)

«Не признавая возможным по причинам общегосударственного характера стать теперь же во главе наших сухопутных и морских сил , предназначенных для военных действий , признали мы за благо всемилостивейше повелеть нашему генерал-адъютанту , главнокомандующему войсками гвардии и Петербургского военного округа , генералу от кавалерии Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу быть Верховным Главнокомандующим».

Именной высочайший указ, императора Николая II, данный Правительствующему Сенату 20 июля года

В годы Первой мировой войны

В годы Гражданской войны

Верховные главнокомандующие «красных»

  • Иоаким Иоакимович Вацетис (1 сентября 1918 - 9 июля 1919 г.)
  • Сергей Сергеевич Каменев (9 июля 1919 г - 28 апреля 1924 г.). С 28 августа 1923 года - Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР.

В связи с переходом от коллегиального управления армией к централизованному должность Главнокомандующего ликвидирована.

Верховные главнокомандующие «белых»

  • Генерал-лейтенант Василий Георгиевич Болдырев (24 сентября 1918 - 18 ноября 1918 г.)
  • Адмирал Александр Васильевич Колчак (18 ноября 1918 - 4 января 1920 г.)

После ареста и расстрела Колчака верховное главнокомандование формально перешло А. И. Деникину .

СССР

Российская Федерация

В Российской Федерации, согласно , Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации .

Иран

В соответствии со статьей 110 Конституции Ирана Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами страны является Высший руководитель Ирана (рахбар), который обладает практически неограниченными полномочиями во всех военных и военно-политических вопросах.

Он правомочен объявлять войну, мир и всеобщую мобилизацию. Он осуществляет назначение, смещение и принятие отставки высших военачальников.

Ему подчиняется высший совет национальной безопасности.

Казахстан

Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Республики Казахстан является Президент Казахстана , который осуществляет общее руководство строительством , подготовкой и применением военной организации, обеспечением военной безопасности государства.

Таджикистан

Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Таджикистана является Президент Республики Таджикистан .

Туркменистан

Согласно ст. 53 Конституции Туркменистана президент Туркменистана является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Туркменистана, отдает распоряжения о всеобщей или частичной мобилизации , использовании Вооруженных Сил, изменении их мест дислокации, приведении их в боевое состояние, назначает высшее командование Вооруженных Сил, руководит деятельностью Совета государственной безопасности Туркменистана .

Украина

В соответствии со статьей 106 Конституции Украины Президент Украины является Верховным главнокомандующим Вооружённых Сил Украины ; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооружённых Сил Украины, иных воинских формирований ; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства.

Третий Рейх

В 1938 году военное министерство было упразднено, и создано «OKW - Верховное командование вооружёнными силами Германии». Вплоть до своей смерти должность Верховного главнокомандующего вооружёнными силами занимал Адольф Гитлер .

См. также

  • Эмблема Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации

Напишите отзыв о статье "Верховный главнокомандующий"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Верховный главнокомандующий

«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.

Президент страны является ключевой фигурой в системе органов государственной власти. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние, как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. От личности Президента во многом зависит характер и направление развития страны, а также состояние Вооруженных Сил.

Государство в любом обществе является центральным элементом политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения. Важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации, как правового государства, является принцип верховенства закона. Важнейшим выражением законности властиПрезидента Российской Федерации является его всенародное избрание в соответствии с выработанными правовыми нормами.

Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Являясь высшим должностным лицом государства, он избирается гражданами, парламентом или специальной коллегией на определенный срок.

Должность Президента получила распространение в целом ряде государств мира. В некоторых странах президент избирается органом законодательной власти (ФРГ, Италия) и в своей деятельности во многом зависит от парламента и подотчетен ему. Не случайно эти государства принято именовать парламентскими республиками .

В отличие от парламентских республик, в республиках президентского типа глава государства обладает более широкими полномочиями, он может являться также и главой исполнительной власти или иметь иные достаточно широкие возможности реально воздействовать на нее. В системе высших органов государственной власти такого типа Президент – независимое от парламента должностное лицо, избираемое непосредственно населением страны (например, во Франции), либо путем косвенных выборов – через коллегию выборщиков, формируемую населением (как это происходит в США). Во всех случаях президентскую республику отличает сильная исполнительная власть.

Незадолго до распада СССР в его конституционном праве появился институт президентства. 15 марта 1990 года в результате выборов на Съезде народных депутатов СССР был избран первый в истории страны Президент – М.С. Горбачев.

В Российской Федерации, провозгласившей принцип разделения властей, должность Президента республики была учреждена 24 апреля 1991 года. В тот день Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписал законы РСФСР № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР» и № 1098-1 «О Президенте РСФСР». Президентом РСФСР мог быть избран гражданин не моложе 35 и не старше 65 лет, обладавший в соответствии с действующим законодательством избирательным правом.

Президентские выборы в Российской Федерации в июне 1991 года были всеобщими и прямыми. Они проводились по мажоритарной системе абсолютного большинства. Второй тур не проводился, поскольку уже в первом туре Президентом республики был избран Б.Н. Ельцин, получивший большинство голосов избирателей, принявших участие в выборах. Он значительно опередил остальных пятерых кандидатов и стал первым Президентом страны сроком на пять лет.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации существенно упрочила позиции Президента (так, в его руках оказалась сосредоточена вся полнота исполнительной власти). Назвав Президента главой государства, Конституция наделила его широким кругом полномочий.

Согласно статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент:

– принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

– обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

– в соответствии с законодательством определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

– как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституцией Российской Федерации за Президентом закреплено право: назначать выборы и распускать Государственную Думу; назначать референдум; вносить законопроекты в Государственную Думу; подписывать и обнародовать федеральные законы; обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики.

Президент Российской Федерации:

– назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

– принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

– представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

– по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

– формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

– назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

– назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Юридическая подотчетность Правительства Российской Федерации Президенту отчетливо проявляется в том, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (пункт «б» статьи 83 Конституции Российской Федерации). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны (пункт 2 статьи 90). Глава государства, в случае противоречия законодательству, вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 115), а его указы относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства (статья 113, пункт «ж» статьи 114). Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (пункт 2 статьи 85).

В отношении судебной власти положение Президента определяется обязанностью представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, вносить в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначать судей других федеральных судов.

Как глава государства Президент: осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей; решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке штандарта (флага) крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.

Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации: в случае его отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (пункт 2 статьи 92); в случае отрешения его от должности.

Отрешение от должности Президента Российской Федерации происходит по решению Совета Федерации Федерального Собрания, которое принимается на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижении обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

При досрочном прекращении исполнения полномочий выборы нового Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности определены в Конституции Российской Федерации и детализированы в других законодательных актах России, в первую очередь в Федеральном законе от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ (редакция от 30 декабря 1999 года) «Об обороне».

Статьей 87 Конституции установлено, что Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 № 1-ФКЗ «О военном положении».

Президент Российской Федерации на основании статьи 4 Федерального закона «Об обороне»:

– определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

– утверждает военную доктрину Российской Федерации;

– осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

– в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

– вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;

– принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

– утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

– утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

– утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

– утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

– утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

– принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

– утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

– утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;

– утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;

– утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

– ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

– издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

– утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Первостепенная роль главы государства как высшего должностного лица определена в присяге, которую Президент России при вступлении в должность приносит населению страны: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Для того чтобы приступить к осуществлению полномочий Президента гражданину Российской Федерации необходимо пройти процедуру выборов, где теоретически каждый член общества, способный адекватно выражать интересы какой-либо социальной общности может быть выбран Президентом страны.

С организационно-технической точки зрения, выборы Президента страны – сложное и масштабное мероприятие, требующее привлечение значительных ресурсов, а следовательно и детальной нормативной регламентации.

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Его основные положения нам и предстоит рассмотреть.

Эффективность армии и реализация ее потенциала напрямую зависят от координационного сектора. Армейские управленческие институции России совершенствуются начиная с дореволюционных лет и по сегодняшний день.

Среди них самой важной всегда считалась должность верховного главнокомандующего. Кроме большой ответственности занимающий этот пост наделен еще огромным количеством прав. Кто такой верховный главнокомандующий вооруженных сил, за что отвечает и какими полномочиями обладает? Информация об этом представлена в статье.

Определение термина

Понятие «верховный главнокомандующий вооруженных сил» подразумевает двоякую трактовку. С одной стороны, это должность, которая предусматривает определенного рода обязательства, функции и ответственность. Также верховный главнокомандующий является конкретным человеком, высшим руководителем вооруженных сил той или иной страны.

История

Когда появилась должность верховного главнокомандующего, достоверно неизвестно. Впервые понятие «командир-шеф» использовал король Шотландии, Ирландии и Англии Карл I. Он обладал полномочиями политического деятеля и военного руководителя. Предположительно он и стал первым в мировой истории главнокомандующим армии.

В дореволюционной России

С целью реорганизовать действующую армейскую структуру и сосредоточить всю военную власть в руках царской семьи с 1914 года функции верховного руководителя имперской армии выполнял русский царь Николай Николаевич Младший.

Однако к началу Первой мировой в империи назревало недовольство режимом самодержавия. В связи с этим до подписания Брестского мирного договора должность главнокомандующего получали разные видные командиры Российской армии. Полномочий в управлении государством они не имели, а назначались только для управления армией и флотом.

С приходом к власти большевиков в новом государстве потребность в верховном главнокомандующем отпала. Ситуация изменилась с началом Великой Отечественной. На пост верховного главнокомандующего можно было утверждать лиц, принадлежащих к высшей политической верхушке. С 1941 года и до самой смерти (даже после окончания войны) эту должность занимал Иосиф Сталин. Вскоре перед СССР возникла угроза военного конфликта с Соединенными Штатами Америки. Советским руководством было принято решение реорганизовать вооруженные силы и пост верховного главнокомандующего. На эту должность теперь назначался только председатель Совета обороны.

Кто руководит армией в РФ?

Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил России является президент. В мае 1992 года первым главой страны Б. Н. Ельциным был издан Указ № 467, согласно которому президент официально назначался на пост верховного главнокомандующего ВС РФ.

В декабре того же года в Конституцию государства были внесены некоторые изменения, которые вступили в силу в январе 1993 года. Полномочия и статус президента на посту верховного главнокомандующего официально утверждены в декабре 1993-го. Статус президента как высшего руководителя всего массива ВС юридически регламентирован в 87-й статье Конституции РФ.

Как и в любом правовом и демократическом государстве, главнокомандующий все вопросы решает в соответствии с нормами права. Во всех своих действиях он руководствуется правилами, обозначенными в следующих нормативно-правовых актах (НПА):

  • Конституции страны.
  • Федеральные законы «О военном положении» и «Об обороне».

Также в НПА обозначены полномочия верховного главнокомандующего РФ.

Какие функции выполняет занимающий должность?

Президент как верховный главнокомандующий наделен специфическими полномочиями. Данная должность дает ему право:

  • Вводить на территории России военное положение и осуществлять контроль по его реализации. Данный режим вводится, когда присутствует непосредственная угроза государству.
  • Контролировать работу высших властных органов.
  • Привлекать вооруженные силы.
  • Во время режима военного положения прекращать на територии государства деятельность различных политпартий и формирований.
  • Вводить запрет на проведение различных митингов, демонстраций и шествий.
  • Определять военную политику государства.

Кроме того, президент имеет право:

  • Санкционировать ядерные или другие специфические испытания.
  • Утверждать план территориальной и гражданской обороны.
  • Проводить переговоры и подписывать международные соглашения России в сфере обороны.
  • Издавать указы о призыве граждан на войсковую службу и утверждать их штатную численность.

Кроме вышеперечисленных полномочий согласно статье 83 Конституции РФ верховный главнокомандующий:

  • Утверждает военную доктрину.
  • Назначает и освобождает кадры высшего командования ВС РФ.

Общевоинские уставы, структура вооруженных сил и дислокации войсковых формирований утверждаются также верховным главнокомандующим.

Награждения

В мае 2009 года в России в качестве поощрения утверждены положения о грамоте и благодарности. Верховный главнокомандующий ими награждает лиц за их успешную деятельность в сфере безопасности и обороноспособности государства.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары