Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Выразительное чтение – природный дар или приобретенное мастерство? Как правильно читать стихи с выражением.

Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста

Консультация для родителей. Учим стихи с детьми дошкольного возраста

Медведева Марина Анатольевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 - «Лучики», Советского района г. Тулы

Описание материала. Данный материал адресован родителям и педагогам, которые занимаются с детьми дошкольного возраста. Причиной написания статьи послужило противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов в данной возрастной группе, а так же важность развития интонационной выразительности у дошколят.
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский
Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.
При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
- выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).
Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
1. Стихотворение должно быть доступным.
1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,
мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.
Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,
прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось.
Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.
Выучили и забыли?
Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой.
Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.
Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска» И. Жуков
-Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.(обиженно)
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете! (сердито)
«Строитель» Г. Ладонщиков
Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает,(озадаченно)
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
Целый час в дупле осины, (удивленно)
Как привязанный, торчишь!
- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу (с удовольствием)
И осину полечу.
«Пластилиновый пес» С. Махотин
Не сердись на меня, (просьба)
Пластилиновый пес.
Получился кривым (с сожалением)
Пластилиновый нос.
Пластилиновый хвостик
Висит, как шнурок,
И немного помят
Пластилиновый бок.
Я потом, может быть, (надежда, обещание)
Тебя снова слеплю,
А сейчас я тебя (с любовью)
И такого люблю.
«Про снег» Н. Светлячок
На полянку и лужок (умиротворенно)
С неба падает снежок,
С неба падает снежок
Кот мурлыкнул: Творожок!(мягко)
Но пропел ему петух:
- Может, это просто пух (резко, звонко)
- Кря! сказала утка Маша(невозмутимо)
- Это рисовая каша!
Ей ответили утята
- Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)
Вышел маленький телёнок,
Удивился как ребёнок, (удивленно)
От мороза сжал бока,
- Му-му, сколько молока! (медленно)
А весёлый Ванечка (живее, весело)
Взял из дома саночки,
Побежал кататься в сад.
Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)
«Черепаха» К. Чуковский
До болота идти далеко, (озабоченно)
До болота идти нелегко.
"Вот камень лежит у дороги,(обрадовано)
присядем и вытянем ноги"
На камень лягушки кладут узелок.(не спеша)
"Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!"(в предвкушении)
Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)
И за ноги их ухватил.
А они закричали от страха:
"да ведь это же черепаха!" (умеренно громко, удивленно)

Ирина Моргунова
«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей

Как по разному люди читают стихи ! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера . Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так , как разговаривает в жизни, с живой выразительностью , четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением . 1. Выбрать отрывок для выразительного чтения . 1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. 2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение . Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти. 3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна. 4)Стишок должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение , которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю - более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова. 5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является

источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.

Важны хорошие стихи современных поэтов . Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов , с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

2. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым . Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением , нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением . Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок - ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением . Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения .

3. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте . При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

4. Определить настроение стихотворения .

Определите вместе с ребёнком , как, с каким настроением нужно читать текст ,

с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку , с разным настроением : радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

5. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

После прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем , может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком , читать строчку , выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди , (взрослый читает для того , чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы. Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи , как правило, читаются медленнее , чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее , чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном) . Если ребёнку трудно менять темп , можно дать образец чтения или читать вместе с ним .

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку , что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду) . Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды) . Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки

Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок. Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь , что очень пригодится не только школе, но и во взрослой жизни.

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения .

«Киска» И. Жуков

Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить. (обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете! (сердито)

«Строитель» Г. Ладонщиков

Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)

Дятел строит новый дом,

Хоть и сам еще не знает (озадаченно)

Кто прописан будет в нем.

Подлетает к дятлу чиж :

Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)

Целый час в дупле осины, (удивленно)

Как привязанный, торчишь!

Я недаром тут стучу! (доброжелательно)

Червяков достать хочу.

Пообедаю на славу (с удовольствием) И осину полечу.

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза . С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста . Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание . Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл . Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон , жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Выразительная речь - особое искусство и мощный инструмент убеждения и воздействия на окружающих. Люди, которые умеют четко и красиво выражать мысли, вызывают расположение, успешны в достижении целей.

Добиться этого помогают навыки выразительного чтения художественных текстов. Тогда и собственные мысли облекут элегантную, привлекательную форму.

Что важно знать, чтобы освоить выразительное чтение

Для того чтобы стать выразительным рассказчиком или чтецом, важны следующие вещи:

  • техника дыхания;
  • хорошая дикция;
  • произношение слов в соответствии с нормами языка.

Контроль дыхания

Контролировать дыхание можно научиться самостоятельно. В момент паузы делают глубокий вдох, а затем равномерно выдыхают воздух до следующей паузы. Умение приходит с практикой.

Слежение за дикцией

Хорошая дикция нечасто дается от природы, для развития произношения выполняют специальные упражнения и учат скороговорки.

Соблюдение норм произношения

Главные приемы, которые используют, чтобы добиться выразительности речи - это ударение, паузы, интонация. С помощью логического ударения выделяют смысловые, эмоциональные центры.

Паузы помогают привлечь внимание, передать переживания, подчеркнуть значимость.

Без интонации невозможно правильно передать содержание произведения и эмоциональную окраску. Чувства выражаются также силой голоса и скоростью изложения.

Памятка работы над выразительным чтением

  • Чтобы приобрести навыки красивого чтения, придерживайтесь следующего алгоритма:
  • Выберите понравившийся отрывок произведения.
  • Начните работу с небольшого куска. Используйте техническое устройство для записи голоса, например, диктофон. При прослушивании вы лучше заметите ошибки в прочтении.
  • Если в тексте встречаются непонятные слова, нужно разобраться с их значением.
  • После первого прочтения сделайте разметку текста с учетом пауз и интонаций. Укажите стрелками нисходящую и восходящую тональность. Отметьте короткую паузу одной чертой вертикально, длинную - двумя.
  • Прочувствуйте главную идею, чтобы верно определить логическое ударение.
  • Прочтите отрывок снова, соблюдая паузы, ударение и интонацию.
  • Работая над полным произведением, продумайте переходные моменты, которые несут психологическую значимость и подчеркнут кульминацию сюжета, его развязку.
  • Окрасьте речь эмоционально, используя силу и темп звучания. Для этого необходимо представить настроение автора и его героев. Сильные чувства передавайте более громкой речью, скорбь и грусть - тихим, приглушенным голосом. Быстрый темп поможет выразить всплеск эмоций, медленный - подчеркнет торжественность момента.

Применяя несложную технику и практикуясь, можно научиться мастерски читать литературные произведения. Кроме применения практических навыков, необходимо прочувствовать и понять внутренний смысл того, что хотел сказать автор.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

выразительно».

Воспитатель гр. № 5

Косарева О.В.

МБДОУ № 190

Ноябрь, 2016г.

выразительно».

Как по-разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Да, можно. Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

1. Выбрать отрывок для выразительного чтения.

1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

4)Стихотворение должно соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Например, озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стихи, а мечтателю - более спокойные, плавные по звучанию.

5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий).

Важны хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок- ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать выразительно. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

3. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте .

При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов

4. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

5. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

После прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы.

Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит:

  • от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные),
  • от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение).

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду) . Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды) . Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки. Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученное стихотворение от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученное стихотворение. Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска» И. Жуков

Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить. (обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете! (сердито)

«Строитель» Г. Ладонщиков

Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)

Дятел строит новый дом,

Хоть и сам еще не знает (озадаченно)

Кто прописан будет в нем.

Подлетает к дятлу чиж:

Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)

Целый час в дупле осины, (удивленно)

Как привязанный, торчишь!

Я недаром тут стучу! (доброжелательно)

Червяков достать хочу.

Пообедаю на славу (с удовольствием) И осину полечу.

Чтобы малышу было легче запомнить стихотворение, опирайтесь на его индивидуальный тип восприятия. Присмотритесь к его повседневному поведению. Кто он - аудиал, кинестетик или визуал? Точные признаки каждого из типов вы можете найти в многочисленных статьях и тестах, которые есть в интернете. Для каждого типа характерны свои особенности восприятия. Аудиалу проще воспринимать новую информацию на слух.

Если ваш ребенок аудиал - сделайте акцент на вашем выразительном чтении стихотворения. Повторите его несколько раз, при этом не забывайте про эмоциональность. Читайте небольшими четверостишиями, обязательно расставляя акценты на рифмах. Ориентируясь на эти своеобразные звуковые маяки, ребенку будет легче воспроизводить заучиваемое стихотворение. Еще лучше учить стихотворение построчно, в таком случае количество повторений будет увеличено. Ребенку-аудиалу будет еще проще запомнить, если вы сделаете из стихотворения песенку.

Ребенку-визуалу главное увидеть яркую картинку того, о чем говорится в тексте. Совершенно необязательно самим рисовать иллюстрации к заучиваемым стихам. Хотя это тоже неплохой способ. Практически все детские книжки снабжены прекрасными картинками. Однако еще лучше, если вы, прочитав стихотворение или отрывок из него, предложите малышу закрыть глаза и пофантазировать, представить изображаемую в стихотворении ситуацию. Потом пусть малыш откроет глаза и нарисует все, что он представил. Получится такой комикс по стихотворению. После того, как картинки будут готовы, попросите малыша рассказать стихотворения, опираясь на собственные рисунки. Если это вызывает затруднения, попробуйте рассказать стихотворение вместе с ним, только не забывайте о выразительности.

Малышу-кинестетику обычно сложно сосредоточиться на одном занятии. Предложите ему такую игру: по дороге в садик или на прогулке проговаривайте текст стихотворения построчно. Очень хорошо, если это занятие будет сопровождаться какими-то манипуляциями с пальцами или просто жестами. В идеале каждой строчке должен соответствовать какое-то определенное движение.
Когда стихотворение полностью выучено, предложите ребенку поиграть. Пусть он попробует рассказать выученное стихотворение от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль и расскажите сами или вместе с малышом разученное стихотворение .


© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары