Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что является основной функцией воспитания. Воспитание

Воспитание непосредственно связано с процессом социализации и социальным развитием. Но жизнь свидетельствует, «что социализацию нельзя сводить к понятию «воспитание» ни в узком, ни в широком смысле, в котором она часто используется. Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых стремятся сформировать в личности определенные качества и черты, благодаря которым человек приобщается к культуре и становится полноценным членом общества. Можем назвать такие особенности процесса социализации, позволяющие отграничить его от воспитания:

1) относительная стихийность этого процесса, которая характеризуется не всегда предсказуемым, целенаправленным воздействием среды;

2) механическое усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате деятельности и общения личности, взаимодействия ее с микро - и макросредой;

3) рост в меру взросления самостоятельности личности в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, среды общения, которому отдается предпочтение».

Воспитывается ребенок в непосредственном общении с взрослыми. Они рассказывают ей, «что есть хорошо и что есть плохо», поощряют те действия ребенка, которые соответствуют нравственным нормам и правилам поведения, и наказывают за вину. Со временем этот внешний контроль заменяется самоконтролем.

Каждому воспитателю следует помнить, что воспитание - это чрезвычайно важное дело, от которого зависит судьба человека. Не зря французский писатель А. Сент-Экзюпери (1900-1944) подчеркивал, что воспитание имеет приоритет над образованием, поскольку оно формирует человека. Поэтому воспитатель должен так влиять на питомцев, чтобы помочь им усвоить и осознать общечеловеческие, национальные и моральные привычки и ценности, любовь к труду, Отечества, родителей, самого себя и прочее. Безусловно, актуальным остается высказывание К. Д. Ушинского о том, что самый главный способ человеческого воспитания - это убеждение, поскольку оно является основой человеческого мировоззрения. Мировоззрение, в свою очередь, - один из главных регуляторов поведения питомца.

Следовательно, воспитание имеет чрезвычайно важное значение для формирования и развития личности, оно должно корректировать влияние наследственности и социальной среды на человека путем формирования ее внутреннего духовного мира. В то же время о действенности воспитания существуют крайне противоположные точки зрения: от достижения путем воспитания любых результатов (особенно на этом настаивала советская педагогика) до полного отрицания его возможностей. Например, Гельвеций считал, что воспитание может все, а Вольтер - наоборот: «от всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

Можно выделить следующие функции воспитания в формировании личности:

Организационная - организация деятельности, в которой развивается и формируется личность;

Ценностно-ориентационная - определение жизненных ценностей, установок, содержания для развития и саморазвития личности воспитанника;

Профилактическая - профилактика негативных влияний на развитие и формирование личности;

Предупредительная - изолирование личности от неблагоприятных условий ее развития.

Воспитание и развитие личности диалектически взаимосвязаны, то есть первое не только влияет на второе, а зависит от него, потому что второе определяет цель, содержание и методику первого. В то же время воспитание должно идти впереди развития, определять основные его ориентиры.

Цели воспитания . Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия.

И.П. Подласый выделяет общие и индивидуальные цели воспитания. «Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей».

Общая цель воспитания выражает актуальную, исторически назревшую для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Это своего рода цель-идеал, отражающая философские, политические, экономические, правовые, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом (совершенном) человеке.

И.П. Подласый задается вопросом «Как появляются общие цели воспитания?», отвечая на который указывает, что на формирование целей влияет множество объективных причин (закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры). Однако, как полагает автор, определяющим фактором всегда является политика и идеология государства. Можно сказать, что история педагогики представляет собой длинную цепь рождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. То есть, цели воспитания не являются постоянными и одинаково пригодными для всех времен и народов. Они изменчивы, подвижны и имеют конкретно-исторический характер.



В качестве примера смены целей воспитания при различных общественно-экономических формациях можно привести следующие (табл. 1).

Кроме идеологии и политики государства большое значение для формирования целей имеют и потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом очень важно определение того, действительно ли эта потребность назревшая, либо всего лишь предполагаемая или кажущаяся.

Таблица 1

Смена целей воспитания

Общественно-экономический строй Цель воспитания
Первобытно-общинный передача жизненного опыта (охота, рыбная ловля, изготовление одежды), включение в жизнь общества, вооружение человека опытом выживания
Рабовладельческий для свободнорожденных – подготовка к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам; для рабов – подготовка к выполнению приказаний господ, покорность хозяину и послушание.
Феодальный для господ – служение Богу и сюзерену; для слуг – покорность Богу и хозяину
Капиталистический формирование гармонически развитой личности на основе индивидуализма
Социалистический создание условий для развития личности на основе коллективизма

Индивидуальная цель воспитания выделяется исходя из того, что каждая личность уникальна и неповторима, ей свойственны ее собственные возможности, устремления и своя линия развития. Но вместе с тем каждый человек является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, нормам и требованиям. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.

Целью воспитания на современном этапе развития российского общества является формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Более детально эту цель формулирует И.П. Подласый «цель воспитания – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей».

Задачи воспитания . Цель воспитания реализуется в конкретных задачах. И.П. Подласый выделяет следующие задачи воспитания:

целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

– формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

– приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

– воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

– развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

– организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

– организация личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

– развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения

Функции воспитания . В современном обществе воспитание выполняет три основных функции (С.В. Сидоров):

1) культурно-созидательную (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2) гуманистическую или человекообразующую (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.

а) создание условий для целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей

б) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

в ) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

г) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.

3.Особенности воспитательного процесса

1.Воспитание – это длительный процесс Он начинается задолго до поступления детей в школу и продолжается после школы. Гельвеций (представитель французского материализма): «Вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Человек воспитывается или перевоспитывается и в зрелые годы. Он продолжает накапливать и совершенствовать свой трудовой, моральный опыт, расширяя и углубляя свои знания, овладевает эстетическими ценностями.

2.Процесс воспитания – двусторонний и активный процесс . Воспитанник - не только объект, но и субъект воспитания. Задача педагога – воспитать у учащегося потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо пробудить их внутреннюю активность, максимально развить их самостоятельность.

3.Результаты процесса воспитания малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно трудно. Она видится навременном расстоянии .

4.Воспитание – это деятельность, устремленная в будущее . В воспитательной работе следует учитывать не только потребности сегодняшнего дня, но и перспективы технического прогресса и общественного развития. Педагог должен быть хорошим прогнозистом.

21 Метод воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

22 общих методов воспитания: · методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера) · методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение,методсозданиявоспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации) · методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие) · методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании. 3. Методы формирования сознания личности. Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется.

К методам воспитания относятся дискуссии и диспуты , хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников. В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера . Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы.

23 Прежде всего, важно, чтобы врач оставался исключительно душевным человеком, чтобы чувство доброты, сердечности, отзывчивости не притуплялось в нем, несмотря ни на какие обстоятельства, не оказалось внешним лоском, «дежурной» вежливостью, а было бы чертой характера, внутренней потребностью. Воспитать эти качества удается, как показывает жизнь, нелегко и не у всех.Особенностью врача как человека должна быть высокая эмоциональная чувствительность, неравнодушие к здоровью и судьбам людей.Не одно лишь высшее медицинское образование приносит врачу авторитет. Нужны широкое общее развитие, высокий культурный уровень, интеллигентность. Это поможет врачу более легко устанавливать основанные на взаимном уважении доброжелательные отношения с больными, быстрее разобраться в сложных вопросах патологий и дифференциальной диагностики, получить лучший эффект от применения медикаментозных средств. Авторитет врача усиливает их действие.Чтобы осмыслить внутреннюю жизнь больного и в соответствии с этим лечить, врачу нужно самому быть личностью, сочетать в себе пытливый, всегда стремящийся к прекрасному ум с добрым, мужественным сердцем и неподкупной гражданской совестью; нужно стремиться служить больному не только знаниями, но и всем своим образом жизни. Врач должен проникнуться сознанием, что его положение в обществе особое, что среди специалистов не медиков он должен быть первым, ибо удел его профессии есть забота не о творении рук человека, а о самом Человеке. Это умножит его старания в деле охраны здоровья людей, усилит чувство сопричастности к проводимому его коллегами лечению, личной ответственности за каждую жизнь.Только руководствуясь идеалами высокой нравственности, врач в состоянии будет исполнить до конца свой профессиональный и гражданский долг, поступить в любой жизненной ситуации именно так, как этого потребуют интересы человека, народа, Родины.

24 Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

    общественная направленность воспитания;

    связь воспитания с жизнью, трудом;

    опора на положительное в воспитании;

    гуманизация воспитания;

    личностный подход;

    единство воспитательных воздействий;

    любовь к природе, животным и т. д..

25 Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная па формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития

  • 26Способности -- это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Выделяются три основных признака понятия способности:

1. индивидуально - психологические, отличающие одного человека от другого;

2. не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3. способности, которые не сводятся к уже выработанным у данного человека знаниям, навыкам, привычкам или умениям.

28 В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

29 Принципы гуманной педагогики:

очеловечивать среду вокруг ребёнка;

проявлять творящее терпение;

принимать любого ребёнка таким, какой он есть (не ломать его волю);

строить отношения сотрудничества с ребенком (я - тоже ученик, а он - учитель);

преисполниться оптимизмом в отношении ребенка;

проявлять преданность и искренность в отношении ребёнка (единственный защитник детства - учитель).

30 Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

31 едагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

    35Эффективная медико-профессиональная подготовка будущего специалиста - врача XXI века требует детального анализа современной системы высшего медицинского образования, выявления и определения ее проблем, а также противоречий в контексте системно-ценностного подхода.

    Профессионально-личностная культура врача должна пронизывать все аспекты его профессиональной деятельности. В этой связи актуален системно-ценностный подход в формировании содержания образования студентов медицинских вузов.

36 I. Предконвенциональный уровень. На этом уровне ребенок реагирует уже на культурные правила и масштабы «хорошего» и «плохого», «справедливого» и «несправедливого»; 1 ступень: Ориентация на наказание и послушание. 2 ступень: Инструментально-релятивитстская ориентация. Правильная деятельность заключается в действии, которое удовлетворяет собственные потребности и иногда потребности других в качестве средства (инструментально). II. Ковенциональный уровень. На этом уровне самоцелью является исполнение ожиданий собственной семьи, группы или нации, без оглядки на непосредственные или очевидные последствия.

3 ступень: межперсональное подлаживание или ориентация «goodboy – nicegirl». Хорошее поведение – то, которое нравится другим, помогает и одобряется другими. 4 ступень: Ориентация на «закон и порядок». III. Постконвенциональный уровень. На этом уровне господствует очевидное старание определять моральные ценности и принципы, которые имеют значение и применяются независимо от авторитета групп и личностей, которые представляют эти принципы, и независимо от идентификации индивидуума с этими группами. 5 ступень: Легалистская ориентация на социальный договор. Правильное поведение определяется в смысле всеобщих индивидуальных прав и в смысле масштабов, которые критически проверены и приняты со стороны всего общества.

6 ступень: Ориентация на универсальный этический принцип.

19 Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие.

Обучение делится на преподавание и учение.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков (опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений), в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и нав

39 Цели воспитания имеют конкретно исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства. Воспитание всегда преследует определенные цели, которые в настоящее время сводятся к:

1. формированию отношений личности к миру и самой себе, предполагающему такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом или другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, эмоционально-волевые коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное место в обществе;

2. формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;

3. воспитанию социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности непонимания в обществе;

4. приобщению человека к культуре, т.е. формированию его эстетически и духовно совершенным, развитию у него творческой индивидуальности;

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание бывает в широком и узком смысле.

Воспитание в широком смысл е – выполняет функцию передачи накопленного опыта от старших поколений младшему поколению.

Воспитание в узком смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации и подготовке к жизни.

Функция воспитания, как общественное явление – это сложный, противоречивый, социально – исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. И заключается в обслуживании и подготовке производительных сил общества.

Выделяют следующие особенности воспитательного процесса .

1. Этот процесс целенаправленный .

Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику. Именно единством цели, сотрудничеством при их достижении определяется современный воспитательный процесс.

2. Этот процесс многофакторный .

В этом процессе проявляются объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием сложность данного процесса.

3. Воспитательный процесс – «Он очень динамичен, подвижен и изменчив».

4. Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

5. Процесс отличается комплексностью .

6. Воспитательному процессу присуще значительная вариативность и неопределенность результатов.

7. Процесс воспитания имеет двусторонний характер, т. е. он осуществляется в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

3. Закономерности воспитания – связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания.

Закономерности воспитания отражают сущностную характеристику процесса развития.

Закономерности, обусловленные природой человека:

1.Определяющая роль деятельности и общения в формировании личности.

2.Зависимость обучения и воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей.

Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса:

1. Взаимозависимость процессов воспитания, образования, обучения и развития личности.

2. Взаимосвязь социальной группы и личности в учебно-воспитательном процессе.

Лекция№ 2 Классный руководитель – организатор воспитательной работы в классе.

1. Функции, права и обязанности классного руководителя.

2. Классный руководитель и педагогический коллектив.

3. Критерии эффективности работы классного руководителя.



1. Функции учителя:

· Создание педагогических условий для успешного воспитания детей.

· Обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей.

· Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми.

· Участие в педагогическом просвещение родителей

· Регулирование и создание воспитательных воздействий семьи и школы.

· Самообразование.

· Участие в опытной исследовательской работе.

Права педагога определены законом Р. К. об образовании:

§ Участие в управлении образовательным учреждением.

· Защиту своей профессиональной чести и достоинства.

· Свободу выбора и использование методик обучения и воспитания учебных пособий и материалов.

· 6 – часовой рабочий день и сокращенную рабочую неделю.

· Удлиненный оплачиваемый отпуск

· Получение пенсий по услуге лет, по достижению пенсионного возраста.

2. Только сплотив учащихся в дружный и сплоченный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание.

Для формирования и изучения школьного детского коллектива необходимо учителю знать индивидуальные, возрастные особенности детей и иметь культуру педагогического общения.

Высокой эффективности коллектива классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

3. Для того чтобы правильно организовать воспитательный процесс предлагают всесторонне изучить личность и коллектив. Всестороннее изучение учащихся, проникновение в их внутренний мир помогает воспитателям творчески подойти к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы. Не зная уровня воспитанности учащихся, педагоги нередко допускают серьезные ошибки, завышают свои требования к школьникам и ставят перед ними непосильные задачи. Чтобы избежать этого, следует наряду с общими задачами воспитания



4. решать и индивидуальные воспитательные задачи, с учетом уровня воспитанности каждого школьника.

Наиболее общие функции воспитания следующие:

1) создание условий для относительно целенаправленно го взращивания и развития членов общества и удов летворения ими ряда потребностей в процессе вос питания;

2) подготовка необходимого для функционировани и устойчивого развития общества «человеческого ка питала», способного и готового к горизонтальной и вер тикальной социальной мобильности;

3) предоставление стабильности общественной жизн посредством трансляции культуры, способствова ние ее преемственности, обновлению;

4) способствование интеграции стремлений, действи и отношений членов общества и относительной гар монизации интересов половозрастных, социально профессиональных и этн оконфессиональных груп (что является предпосылками и условиями внутрен ней сплоченности общества);

5) социальная и духовно-ценностная селекция члено общества;

6) адаптация членов общества к меняющейся социаль ной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семей ного, религиозного, социального, коррекционного и дис социального воспитаниясоставных частей воспита ния как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феноме сакральности (т. е. священности), и большую роль в нем играет эмоциональный компонент, который становит ся доминантным в семейном воспитании. Параллель но в социальном и коррекционном воспитании верховодит рациональный компонент, а эмоциональный играет хотя и существенную, но все же лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так и (в еще большей мере) имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер.

В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания имеет институционально-ролевой характер.

В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары