Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Цель создания ордена иезуитов. Орден иезуитов

О публикации: Во время эпохальной гаванской встречи Папы Римского и Патриарха Кирилла стороны излучали оптимизм и братские чувства. В подписанной итоговой декларации ими были осуждены западные лжеценности и зафиксировано отсутствие намерений католического прозелитизма на канонической территории русского православия.

Отвечая на возмущение украинских униатов, папский нунций в Украине архиепископ Клаудио Гуджеротти так прокомментировал событие в Гаване : «Я знаю, как ваш народ страдает в своём собственном теле из-за трудностей понимания. Но, прошу вас, будьте терпеливы. Не всегда стороны могут сказать то, что хотят сказать... То, что люди будут помнить, - это их объятия. И объятия стали святой вещью. Но, вы скажете, даже Иуда поцеловал Иисуса Христа, а потом его предал. Иногда все мы тоже становимся маленькими предателями». При этом Апостольский нунций сообщил, что через несколько дней он поедет в зону проведения боевых действий, туда, где люди страдают. «Именно это является главной целью, ради которой меня Святейший Отец сюда направил. Я должен быть вместе с теми, кто страдает, и помогать им от имени Папы Римского. И я с удовольствием оставлю другим возможность читать, перечитывать различные тексты, декларации и находить в них то, что они пожелают», - сообщил представитель Ватикана в Украине, отметив, что эту его поездку кто-то может назвать попыткой прозелитизма, «но это меня не интересует».

Разбомбленные православные храмы Новороссии и умученные люди, увы, не в прошлом. И во время гаванской встречи иерархов на Украине продолжаются конфессиональные противостояния, травля националистами, науськиваемыми в том числе и греко-католическими иерархами, православных верующих, отъем православных храмов и усугубление раскола - события, уже неоднократно имевшие исторические прецеденты на этих многострадальных землях, и искусно направлявшиеся в прошлом орденом иезуитов, к которому принадлежит и нынешний Папа Франциск.

О методах влияния и политических технологиях иезуитов на русских землях приводим редкую актуальную научную статью к.и.н. Анжелы Васильевны Папазовой - историка, специалиста по деятельности этого ордена.

Опубликовано: статья А.В.Папазова «Реализация методов ордена иезуитов в восточнославянском регионе в последней трети XVI - первой половине XVII вв.» опубликована в научном издании Национального педагогического университета им. М.П.Драгоманова и Украинской Академии наук: / Гол. ред. В.М.Вашкевич. - Київ, 2009. - Спецвипуск. - 368 с.

Перевод с украинского И.М.Березина (с небольшими сокращениями) .

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОМ РЕГИОНЕ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ.

Проблема методов деятельности ордена иезуитов в восточнославянском регионе в последней трети XVI - первой половине XVII ст. является важным составным элементом изучения деятельности католической церкви в регионе вообще и Общества в частности. Религиозная политика ордена (Общество Иисуса) в восточнославянском регионе осуществлялась в рамках политики римской курии, с разрешения и по поручению папы римского.

Однако орден был не только составной частью политики курии, но и проявлял инициативу в достижении целей. Орден, прежде всего, выполнял свои внутренние задачи и применял методы, которые выходят за рамки методов католической церкви и религиозной деятельности. Рассмотрим реализацию иезуитских методов религиозного влияния в регионе. <...> В начале миссии, при проникновении в определенную местность, иезуиты использовали миссионерские способы распространения католичества: благотворительность, проповедь, религиозные диспуты и шествия, представления, демонстрацию «чудес», участие в светских мероприятиях, распространение религиозной литературы . Например, как в Луцко-Волынской епархии, куда епископ Б.Мациевский возил их с собой. Иезуиты оставляли епископа в городе, а сами читали проповеди, причащали, крестили, венчали. Потом разговаривали с сельскими священниками, устраивали переносные алтари, оставляли своего священника для создания прихода. Члены ордена предлагали свои услуги в домах шляхты, а когда семья переходила в католичество, добивались подарков для себя.

В Луцке они привлекли в лоно католической церкви 28 православных верующих, в Ольге - 35, в Бресте - 130, в Янове над Бугом - 58. Подобное часто случалось в церковные праздники, во время несчастий, татарских нападений, эпидемий . Однако данный метод в начале работы ордена не давал больших результатов, потому что были сильны традиции православия и орден не имел достаточного опыта работы в регионе.

После закреплении ордена в регионе миссионерские методы продолжали применять. Прежде всего, это проповедь, которая отличалась особой качеством и подготовкой, зависела от конкретных условий применения: аудитории, церковных праздников, политической ситуации.

Петр Скарга

Например, иезуит Петр Скарга в своих проповедях относился к не католикам как к заблудшим в своих убеждениях, которых нужно спасать .

Все проповеди объединяло то, что иезуитам не важно было научить догматам, а убедить в подчинении католической церкви. Иезуиты проводили диспуты (на улицах, площадях, в домах шляхты, костелах, коллегиумах) по любому поводу (праздник, открытие дома, встреча гостей). Иезуиты почти всегда побеждали в них, а если не находили противников, организовывали диспут двух групп членов ордена. На диспутах нередко присутствовали чиновники, епископы, короли. К примеру, на диспуте в 1599 году в Вильно присутствовал князь К.Острожский . В данном методе не столь важен был факт достижения истины, сколько факт победы католичества. Не имело значения понимания присутствующими сущности спора, важнее была публичность и рост авторитета ордена и католической церкви.

Иезуиты занимались благотворительностью. Они ухаживали за больными во время эпидемий, раздавали питания голодающим в период стихийных бедствий . Так, когда в 1625 году в Несвиже началась эпидемия, студенты оставили коллегиум, но иезуиты продолжали ухаживать за умирающими .

Члены ордена с успехом распространяли свои методы подчинения свободы на различные слои населения. Иезуиты часто объявляли себя чудотворцами, исцеляли больных, использовали статуэтки, вещи, мощи святых. Поклонники иезуитов считал их святыми, поклонялись им . На похоронах Мелетия Смотрицкого якобы случилось чудо - рука покойного сжала и отпустила папскую буллу. Иезуит Кортисций сразу же распространил это среди народа края .

Иезуиты выполняли обязанности католического духовенства: руководили книжной цензурой, составляли Индекс запрещенных книг . Исследователь И.Сливов утверждал, что иезуиты заменили в Речи Посполитой инквизиторов . Католическая церковь доверяла им семинарии, типографии, места духовников и наблюдателей за поведением духовенства. Иезуиты выполняли обязанности епископов в опасных для католического клира городах, как в Киеве .

Своих конкурентов (другие католические ордена, духовенство) они пытались победить в религиозных диспутах или завязать с ними сотрудничество, или через них добиться привилегий (права проповедовать в выгодных местах, и тому подобное). Особое внимание орден уделял представителям церквей королей и чиновников. Иезуиты брали на себя эти обязанности, или сотрудничали с духовниками определенных лиц, чтобы иметь влияние на верхушку общества. Иезуиты добивались поддержки монахинь, потому что последние помогали создавать коллегиумы .

Папский легат в России иезуит Антонио Поссевино - представитель Ватикана в России времен Ивана Грозного и Великой смуты

Каждый вид деятельности, что требовал присутствия духовных лиц (даже минимальной) использовался орденом в своих целях. Так, А.Поссевино способом «продвижения» католической религии в Московское царство считал усиление торговли венецианских купцов, вместе с которыми туда смогут приезжать иезуиты . Орден в любой местности должен был иметь преданного врача, который заботился бы о том, чтобы именно иезуитских священников приглашать к богатым больным или умирающим .

За «Тайными наставлениями» иезуиты не были сторонниками насильственных методов, однако, планировали и применяли их, но только в большинстве случаев не лично . Однако насилие случалось в деятельности ордена. Иезуиты предпочитали не дискредитировать себя и орден в такой способ, поэтому главными исполнителями актов насилия были ученики иезуитских коллегиумов . 20 октября 1645 года иезуит Игнатий Елец устроил грабеж (не в первый раз, исходя из источника) в деревне Рутвенки, пригнавши с группой около сорока всадников до 30 волов .

А.Поссевино одобрял проект агрессии Речи Посполитой против Московского царства, но предостерегал, что проект стоит держать в секрете . Именно с помощью насильственных действий орден осуществлял календарную реформу, прерывая в церквях богослужение, заставляя украинцев силой придерживаться нового календаря .

Орден использовал преувеличение для решения своих задач. Это хорошо иллюстрируют жалобы членов ордена королю или местным органам власти. Например, 9 сентября 1643 году иезуит Ян Филиповский жаловался на всех полоцких православных за то, что они насмехаются над святыми ликами и портят их . Характерно то, что акцент делался именно на православное вероисповедание горожан и их поголовное участие в актах вандализма.

Если с населением орден работал как миссионер, то против своих идеологических противников применял силу государственной власти, потому что одним из основных его методов был влияние на органы власти и сотрудничество с ними. Отношение иезуитов к власти в государстве выражает высказывание Петра Скарги: «Овца идет за пастырем, а не пастырь за овцой» . Орден был сторонником монархии. «Тайные наставления» приказывали влиять на королей с помощью духовников, чтобы поощрять планы королей (в том числе военные), потакать привычкам и увлечениям, внушать нужные идеи, хвалить орден, учили использовать властных лиц для подавления выступлений и восстаний . Члены ордена имели влияние на королей Речи Посполитой. Особых успехов достигли иезуиты в воздействии на Сигизмунда III (1587-1632 гг.). Король всегда помогал ордену в сложных ситуациях . Именно при нем было принято Брестскую унию 1596 года, в подготовке и утверждении которой орден принял активное участие. Некоторые исследователи считают иезуитским влиянием требование Сигизмунда московского престола.

Король неоднократно использовал иезуитов как шпионов и наблюдателей, например, за деятельностью Петра Сагайдачного и Иова Борецкого. Например, иезуит Я.Оборницкий следил за движением казаков в 1620 году из Фастовского колегиума и писал Сигизмунду оттуда по ходу дела . Иезуиты помогали Сигизмунду III распространять польский язык и культуру, потому что полонизация служила средством порабощения иноверцев и введению католичества . Наиболее яркое влияние иезуитов на короля демонстрируют современники.

Король Сигизмунд III

Кардинал и архиепископ Б.Мацейовский писал: «… много неприятных событий не произошло бы, если бы… Сигизмунд в управлении государством не руководствовался суждениями иезуитов» .

С помощью влияния на королей иезуиты влияли на деятельность государственных деятелей и органы власти. Для этого использовали уважение феодалам и чиновникам (торжественный прием, поздравления, посвящения и т. п.), обещание привилегий, выгодных должностей и предоставление этих привилегий тем, кто выполнял для ордена определенное поручение . «Вот где были источники заблуждений короля, - писал летописец Павел Писецкий. Осуждать слова и действия иезуитов считалось святотатством. Кто желал получить какие-либо привилегии, должен был потакать иезуитам, заискивать перед ними» . За «Тайными наставлениями» иезуитам не надо было брать на себя ходатайств перед королем за своих помощников, а поручать это друзьям ордена, использовать толерантность богатых людей для удачного исхода судебных дел для ордена . В 1621 году депутат коронного суда Николай Чарторыйский защищал иезуитов от обвинений. В благодарность иезуиты по случаю столетия ордена прославили его как благотворителя .

Безотказно действовал прием ордена, рассчитанный на честолюбие и карьеризм. Так, после смерти (в 1597 году) полоцкого воеводы Николая Дорогостайского, кальвиниста и открытого противника иезуитов, его сын Христофор, не получил эту должность, как было принято, в наследство. Новым воеводой стал ставленник иезуитов - Андрей Сапега, ставший католиком, благодаря им. Януш Радзивилл не получил должностей виленского воеводы и канцлера литовского, потому что не был католиком. Заботами иезуитов указанные должности достались врагу Януша - Яну-Карлу Ходкевичу .

Ян-Карл Ходкевич

Орден использовал в своих целях даже сейм Речи Посполитой, принимая участие в религиозно-политической борьбе не непосредственно, а через короля и государственных деятелей. Так, в 1606 году на сейме были представлены артикулы, в которых иезуитов обвиняли во вмешательстве в светские дела, влиянии на власть, подстрекательстве к восстаниям, предлагали отдалить от двора, иезуитов-иностранцев выгнать из страны, запретить основывать дома, заставить продать имущество, а пребывание и богослужения ограничить несколькими городами. В частности, звучала просьба к королю отдалить от двора А.Боболю, как преданного слугу иезуитов. Сейм 1607 года разрешил чтение этих артикулов, но не принял их. Более того, было решено восстановить некоторые права ордена, предоставить право высшей степени неприкосновенности для его домов . Применяемые орденом приемы имели особенности в зависимости от конфессии, на которую они были направлены.

Если в начале орден работал против протестантов, то, в дальнейшем, сосредоточился на работе с православными, поскольку добился ослабления влияния протестантов в регионе. Орден домогался перехода протестантов в католичество, в первую очередь, семей больших феодалов, например, семьи кальвиниста Николая Радзивила Черного .

Православных орден считал заблудшими и не виноватыми в своем заблуждении, потому что их повели по неверному пути. В методах, применяемых к ним, были особенности, потому что православие имело давнюю историю и культурные традиции. Прежде всего, эта особенность проявилась в издании полемической литературы, с помощью которой иезуиты внушали образованным слоям общества идеи, выгодные ордену и папе римскому. Например, идею унии. В книге П.Скарги «О единстве церкви божьей» обосновывается тезис о том, что Русь (по автору - земли украинцев и белорусов) только из-за незнания идет за «греками». В православном вероучении автор указывает 19 ошибок, уделяя внимание порочности иерархов .

Орден не позволял своим противникам объединяться против себя. 18 мая 1599 года на съезде лютеран и православных против католиков в Вильно было создано конфедерацию, участники которой обязались сопротивляться иезуитам и польскому правительству, когда они будут принуждать перейти православных в унию или протестантов в католичество. Иезуиты разрушили этот союз .

Важным для ордена было привлечение к католичеству крупных земельних магнатов, потому что именно на их финансовой мощи базировалось влияние на население. Главным в достижении этой цели было привлечение к католичеству семей Юрия Слуцкого и Константина-Василия Острожского .

Константин-Василий Острожский (1526–1608) - прославленный подольско-волынский князь, богатейший и влиятельный магнат Речи Посполитой XVI века, просветитель, защитник православия. Основывал монастыри, школы, библиотеки и типографии. Острожский возглавлял русскую партию в объединенном польско-литовском государстве, отстаивая идею равноправного представительства в нем Руси.

Жена князя Юрия Слуцкого католичка Екатерина Тенчинская при содействии иезуитов сумела повлиять на мужа в сторону лояльности к католической церкви .

Мы видим один из самых распространенных приемов ордена - влияние на личность через друзей и родственников. Основной принцип методики иезуитов, который гарантировал влияние на людей с целью привлечения в католичество заключался в том, чтобы сделать это в молодом возрасте и в католическом окружении. В мае 1579 года Скарга докладывал папе о согласие княгини Слуцкой отправить своих сыновей на учебу в иезуитский коллегиум. Известно что братья Слуцкие обучались в Европе. Из письма Калигарди К.Борромейскому от 20 ноября 1580 года ясно, что Ян Слуцкий стал католиком и привлек к католичеству еще кого-то. Его брат так же впоследствии перешел в католичество. В 1593 году Ян Семион объявил свое желание за собственный счет основать во Львове иезуитскую академию .

Здание Иезуитского колегиума во Львове - высшего учебного заведения, существовавшего с 1608 года, на основе которого был основан Львовский университет

Старший сын К.К.Острожского Януш был привлечен иезуитами в католичество в Германии . Брат Януша - Константин еще в молодости попал под влияние иезуитов и тайно принял католичество . Нунций Болоньетти описывает отступничество князя Константина от православия, подчеркивая, что князь сам обратился к нему для спасения своей души .

Действенность работы иезуитской методики доказывается тем, что результатом ее были сторонники ордена и лояльные к католической церкви представители высших слоев общества. Орден придавал большое значение воздействию на женщин. В «Тайных наставлениях» предлагалось внушать женщинам любовь к ордену. Орден интересовался богатыми вдовами. Вдовам внушали убеждения оставаться в своем положении . Иезуиты влияли на Анну Костко (вдову Александра Острожского), которая после смерти мужа выгоняла православных священников, сажала в тюрьму не согласных принять католичество . Иезуит Б.Гербест привлек к католичеству Е.Мелецкую, которая помогла обратить к католической церкви своего мужа-кальвиниста Николая Мелецкого, подольского воеводу. В то время как П.Скаргу, обратившегося к воеводе непосредственно, едва не сбросили с моста . Итак, орден начинал работу по привлечению к католичеству семьи с женской половины.

Дочь Александра Острожского и Анны Костко - Анна-Алоиза превзошла свою мать и всех других женщин в подчинении иезуитам. Именно иезуиты нашли Анне-Алоизе богатого мужа Яна-Карла Ходкевича, который основал для иезуитов коллегиум в Крозах. Анна-Алоиза рано овдовела и больше не вышла замуж. Церковь Святой Троицы в Остроге и госпиталь передала ордену . Об огромном влиянии на Анну-Алоизу говорят размеры пожертвований иезуитам: кроме недвижимого имущества (дворцов, сел, фольварков и т. д.) - 30000 злотых в 1624 году, а в 1630 г. - еще несколько деревень .

Анна-Алоиза Ходкевич-Острожская (1600–1654) - русинка, вдохновляемая иезуитами, осуществляла гонение на православие, жестоко расправлялась с острожскими мещанами и сделалась, по выражению летописца, «гонителкой». Передала грекокатоликам православную церковь в Турове. Перезахоронила останки своего отца - князя Александра Васильевича Острожского, умершего в православии, перекрестив их по латинскому обряду. Умерла в январе 1654 года в одном из своих великопольских имений, спасаясь от казаков Хмельницкого. Подробнее читать

Орден иезуитов применял свои методы в учреждениях католической церкви, европейских университетах, при дворах монархов, в домах феодалов, в купеческих конторах, при дипломатических миссиях, на строительстве храмов и других сооружений, в художественных мастерских, на театральной сцене и везде, где это было необходимо . Орден применял, как традиционные методы, так и современные ему способы воздействия на верующих. Иезуиты применяли методы своих конкурентов в борьбе за влияние на население. Как и гуманисты они открывали школы и академии, обсерватории, журналы, газеты, излагали научные достижения в области естествознания и гуманитарных наук .

Таким образом, методы ордена иезуитов в зависимости от способа воздействия можно разделить на несколько групп. Традиционные религиозно-миссионерские методы: проповедь, исповедь, благотворительность, религиозные церемонии и праздники, демонстрация чудес. Методы с использованием насилия. Как новейшие методы психологического и идеологического влияния следует рассматривать: богословские диспуты по иезуитскому сценарию, методы «Духовных упражнений» И.Лойолы (психологический тренинг), религиозная литературная полемика. В особую группу выделяем методы выполнения работы иезуитами не непосредственно, а их помощниками: сторонниками, представителями органов власти и другими лицами.

Методы деятельности ордена иезуитов соответствовали по уровню развития, моральным нормам, по степени применения насилия и методам деятельности католической церкви и современных ему правительств европейских государств. Однако к применению своих методов орден подходил избирательно, что и обеспечивало успех Обществу в достижении его задач. Методы и процесс их применения орден постоянно совершенствовал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демьянович А. Иезуиты в Западной России в 1565-1772 гг. // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1871. - No 8–12. - No 12. - С.230–231.

2. Харлампович К.В. Западнорусские православные школы ХVI - начала ХVII вв. Отношение их к инославным. - Казань, 1898. - 524, LVI с.

3. Сливов И. Иезуиты в Литве // Русский вестник. - Москва, 1875. - Т.118. - С.5–63; Т.119. - С.724–770; Т.120. - С.550–599.

4. Михневич Д.Е. Очерки по истории католической реакции (иезуиты). - Москва: АН СССР, 1955. - 408 с.

5. Блинова Т.Б. Иезуиты в Белоруссии. - Минск: Беларусь, 1990. - 108 с.

6. Плохий С.Н. Папство и Украина (Политика римской курии на украинских землях в ХVI - ХVII вв.). - Киев: Вис, 1989. - 224 с.

7. Боротьба Південно-Західної Русі і України проти експансії Ватикану та унії (Х - поч. ХVІІ ст.: Зб. док-в і мат-в). - Київ: Наукова думка, 1988. - С.70–77, 80–85, 91–94.

8. Демьянович А. Указ. работа. - No 9. - С. 16–18.

9. Сливов И. Указ. работа. - Т.118. - С. 47–48.

10. Демьянович А. Указ. работа. - No 8. - С. 229–230.

11. «Тайные наставления» // Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношения к России. Письмо к иезуиту Мартынову. - Москва, 1870.

12. Григулевич И.Р. Крест и меч. Католическая церковь в испанской Америке, ХVI - XVIII вв. - Москва: Наука, 1977.

13. Демьянович А. Указ. работа. - No 11.

14. Снесаревский П.В. Миссия Поссевино в Россию // Ученые записки Калининградско-го государственного педагогического института. - Калининград, 1955.- Вып.1.

15. 1634бг. августа 11 (нов. ст. 21). - Жалоба луцких православных шляхтичей и мещан на иезуитов, студентов и служителей луцкого иезуитского коллегиума // Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в 3-х томах.- Москва: АН УССР, 1953. - Т.1. - С. 138–142.

16. 20 октября 1645 г. Список выписи из гродских книг о грабеже иезуита Игнатия Ельца в деревне Рутвенки // Памятники, издаваемые временною комиссиею для разбора древних актов.- Киев: Университета св. Владимира, 1845. - Т. 1. - No 756.

17. 1643 г., сентябрь 9. Жалоба полоцкого иезуита Яна Филиповского на всех полоцких схизматиков // Уния в документах: сб. статей / Сост. В.А.Теплова, З.И.Зуева. - Минск: «Лучи Софии», 1997.

18. Баранович А.И. Украина накануне освободительной войны середины ХVII в. Социально-экономические предпосылки войны. - Москва: АН СССР, 1959.

19. Листи короля Сигізмунда ІІІ з Кракова до Магістрату міста Львова від 20 липня 1606 р., 3 грудня 1607 р. та 22 червня 1608 р. // ЦДІА у м. Львові. Ф. 132. Оп. 1. Спр. 35. 3 л., Спр. 36. 3 л., Спр. 37. Арк. 1–39; Запис у львівській гродській книзі декрету київського воєводи С.Жолкевського // Боротьба Південно-Західної Русі і України проти експансії Ватикану та унії (Х - поч. ХVІІ ст.: Зб. док-в і мат-в). - Київ: Наукова думка, 1988. - С. 192–194.

20. Письмо Б.Мацейовского к венецианскому дожу // Цит. за: Блинова Т. Б. Иезуиты в Белоруссии. - Минск: Беларусь, 1990.

21. Цит за: Сливов И. Указ. работа. - Т. 119.

22. Викторовский П.Г. Западнорусские православные фамилии, отпавшие от православия в конце ХV-ХVII вв. - Вып. 1. - Киев, 1912.

23. Жукович П.Н. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией до 1609 г. - СПб., 1901.

24. Брянцев П.Д. История литовского государства с древнейших времен. - Вильна, 1889.

25. Адріянова-Перетц В.П. З діяльності єзуїтів на Україні і Білорусії кінця ХVI ст. - за новими документами // Украйна, 1927.

26. Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. - Т. 1–2. - Москва: Наука, 1991.

27. Левицкий О. Єзуїтська преподобиця: історичне оповідання. - Вінніпег: Українська видавнича спілка Б.Р.В.

28. Левицкий О. Анна-Алоиза, княжна Острожская // Киевская старина, 1883. - No 11.

29. Бёмер Г. История ордену иезуитов // Орден иезуитов: правда и вымысел. Сб. / Сост. А.Лактионов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Сегодня у многих на слуху слово «иезуит», значение его давно успело обрести дополнительные грани, обозначая не только принадлежность к одному из самых известных и по-прежнему влиятельных орденов католической церкви, но и человека лукавого и изворотливого, которому нельзя верить. Впрочем, эти «псы Господни» сами к тому и побудили, создав уникальную, по сути, систему, до крайности простую в своей основе, но приобретшую весьма хитроумную и интересную форму.

Иезуит, кто это? Немного истории

Как и многие имеет своего основателя, который причислен в данное время к лику святых. История иезуитов насчитывает уже не одно столетие, отсчет которых начался с первой половины XV века, когда испанский рыцарь-мечтатель Игнатий Лойола принял решение кардинально изменить свою жизнь и посвятить оставшиеся годы вопросам церкви, религии, веры, создать своеобразное войско рыцарей духовных. И если вначале пути практически никто не знал, что собой представляет каждый иезуит, кто это, и каковы цели всего ордена, то теперь их след в истории всех последующих эпох не заметить невозможно, причем не то что профессиональному историку либо церковнику, но и дилетанту-любителю.

Истоки ордена

Имеется у «псов Господних» и своя история. зародился в 1534 году, когда его основатель Лойола вместе со своими верными друзьями и духовными рыцарями дали обеты нищеты, целомудрия и служения во славу Церкви, а еще спустя три года приняли сан и стали проповедниками, твердо решив следовать по пути обращения неверных и опекания их верующими. К 1539 году священники этого ордена (будущего) уже были в Риме, где и привлекли всеобщее внимание своими идеями и верой в них, что было уникально во время упадка монастырей и самой католической церкви в целом. Возможно, именно не самое выгодное положение последней и побудило папу Павла III достаточно быстро дать добро на официальное создание ордена, а в дальнейшем и всячески покровительствовать тем, кто назвали себя Обществом Иисуса, а в реальности стали воинами Христовыми во всех смыслах.

Кадровая подготовка

Однако попасть в ряды иезуитов просто было, пожалуй, лишь в самом начале. Прозорливые церковники быстро поняли, что миром правит информация, и не жалели времени на обучение своих адептов. Именно поэтому учили не менее 12 лет: сначала минимум два года новициата или послушания. Затем следовало принятие стандартных монашеских обетов: послушания, нищенства и целибата, еще два года учили языки - латынь, древнегреческий (с обязательным чтением античных авторов - разумеется, в подлиннике), год - науки точные (математика, физика). Далее шла философия, и лишь затем еще 4 года послушники учили историю церкви, теологию, право, становясь коадъюторами (духовные лица, имеющие право вернуться к светской жизни). Только проявленное на протяжении всех этапов рвение к учебе, старание, природные способности и успешные выпускные экзамены позволяли гордо заявить о том, что вчерашний ученик коллегии теперь - священник-иезуит, со всеми правами и обязанностями.

Последний обет

Теперь можно было принять четвертый и последний обет, от которого уже невозможно было отказаться до конца дней своих, - обет беспрекословного подчинения папе и только ему. Иезуиты по мелочам не разменивались и подчинялись исключительно уставу ордена либо непосредственно понтифику. Другой власти над собой они не признавали.

Распространенность и упразднение

Ордену хватило чуть больше столетия на то, чтобы сплести свои сети как в европейских государствах того времени, так и в Китае, Японии, Индии, Парагвае, на Филиппинах, не забыли обосноваться и в императорской России, что оказалось весьма дальновидным. Когда в 1773 году папа Климент XIV все же был вынужден принять волевое решение и повсеместно запретить «Общество Иисуса» буллой Dominus ac Redemptor Noster, только Екатерина II не пожелала слушаться и позволила иезуитам продолжать свою деятельность на подвластной императрице территории. Само упразднение ордена длилось четыре десятилетия, в ходе которых они были причислены к приходскому клиру. Но уже в 1814-м иезуиты вернули себе свои права и регалии.

Устав и дисциплина

Устав иезуитов состоял из 9 пунктов, суть которых сводилась к тому, что его участники, кроме обязательных монашеских клятв, принимали еще и обет беспрекословного послушания настоятелю общества, а также главе католической церкви. Причем путей к отступлению фактически не было - становясь иезуитом, человек терял право самостоятельно распоряжаться собой и был одним из звеньев великой системы, впрочем, работавшей безукоризненно.

Орден также отличался очень жесткой дисциплиной и строжайшей централизацией, в рамках которой верховная власть была в руках у генерала (от «генеральный наставник», не путать с военными), который еще негласно считался «черным папой» и избирался пожизненно.

Роль в образовательном процессе

Одной из главных задач, которую ставили перед собой иезуиты и успешно реализовывали, были многочисленные учебные заведения, созданные практически во всех миссиях. Так, именно коллегиум иезуитов готовил для себя образованных и отлично подготовленных послушников, которых многолетняя "муштра" превращала в послушных кукол в руках руководства. Кстати, к концу XVIII века под их неусыпным контролем находилась большая часть высших и средних учебных заведений в Европе.

Как выйти сухим из воды - учимся у иезуитов

Но иезуиты запомнились не только благими намерениями и просветительской деятельностью, но и оригинальной теорией, позволяющей «оправдываться» при совершении любых поступков, даже весьма и весьма греховных, достаточно лишь считать, что это делалось во имя другой, благой цели. А еще можно было использовать «мысленную оговорку» и давать ложные обещания. Потому и не мудрено, что на вопрос: «Иезуит - кто это?» - можно было услышать в ответ, что это лжец, плетущий сеть интриг.

День сегодняшний в жизни ордена

Прошли века, Игнатия Лойолу давно канонизировали и причислили к лику святых, а нынешний Франциск (Хорхе Марио Бергольо) как раз является представителем этого ордена. Кроме того, в мире насчитывается порядка 17,7 тысяч иезуитов, которые по-прежнему подчиняются жесткой дисциплине и иерархии. Готовят сотрудников католической церкви в специальных коллегиях, подконтрольных «Обществу Иисуса». Впрочем, меняется лишь время, люди-то остаются прежними. И теперь вопрос о том, иезуит - кто это, практически никто уже не задает, так как ответ всем известен.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

Кафедра всемирной и отечественной истории


Всемирная история

Тема: «Орден иезуитов и его создатель»


Ф.И.О.: Ершова Д.С.

Студентки 1 курса ФПЭКа гр. 5


Москва 2014


Введение

Игнатий Лойоло: путь духовных исканий

Роль ордена иезуитов в образовании

Развитие Ордена

Заключение

Список литературы


Введение


Орден иезуитов является своеобразным феноменом в истории. Начиная с 1534, даты его основания, он приобрел неописуемое могущество, а действующий генерал обладал достаточной властью влиять на ход истории. Этот орден (или по-другому «Общество Иисуса») интересен не только тем, что принимал участие в военных походах, в развитии науки, образования, в обширной миссионерской деятельности, но так же и тем, что он по-своему, выгодным для ордена способом, трактовал все правила морали, обходя некоторые церковные запреты на пути к своей цели.

Легендарный Игнатий Лойола еще при жизни добился достаточного влияния ордена в религиозных кругах. На момент смерти число членов общество было приблизительно 1000, провинций-12, резеденций-72. Но что самое важное - «Общество Иисуса» сыграло значительную роль в борьбе против Реформации.

Работа основана на книге Бёмера Г.«История ордена Иезуитов» М.: Ломоносовъ, 2012. 210 с. Он провел тщательный анализ, демонстрируя, как общество создавалось, развивалось, приобретало влияние в мире.


1. Игнатий Лойола: духовный путь развития


Известно, что для того, чтобы стать лидером, нужно обладать закаленным характером, силой воли и способностью повести за собой людей. Именно таким был Игнатий. Он достиг могущества благодаря своей непоколебимой вере в Бога, и со своими представлениями о том, как именно нужно ему служить.

Но он не всегда был таким. Многие обращаются в веру, только пережив тяжелые жизненные испытания, и Игнатий является тому примером. Он был простым рыцарем, пока в 1521 Французские войска не осадили крепость, в которой находился Игнатий в составе своего батальона. Он получил страшные ранения обеих ног, впоследствии дальнейшего неправильного сращения у него одна нога была короче другой. Много месяцев он был на грани жизни и смерти и был вынужден оставаться в постели. Единственным его развлечением оказались две книги: Лудольф Саксонский «Жизнь Христа» и сборник легенд о жизни святых. Именно эти книги переменили все его отношение к Богу и вере.

Несколько лет Игнатий проводил все время в молитвах и уходе за больными, а подаяния были единственными его средствами к существованию. Он усомнился тогда в силе исповеди, и в ее способности искупить все грехи человека. Эти его душевные муки привели его к состоянию, близкому к самоубийству, лишь страх перед Господом остановил его. Удивительно, как в этом аспекте размышления Игнатия Лойолы (который позже сыграет большую роль в Контрреформации) схожи с мыслями инициатора, лидера Реформации - Мартина Лютера. Оба они сомневаются в том, что их грехи были прощены, с той лишь разницей, что Лютер жестко критикует индульгенцию, а Игнатий верит в способность церкви снимать грехи. Он раз за разом возвращается на исповедь, прося о прощении одних и тех же его поступков, придя таким образом к выводу, что все его сомнения исходят от дьявола.

Иногда будущего генерала Ордена посещали видение, в которых Бог словно давал наставления ему. Возможно, они возникали от его постоянного голода. Бывали периоды, когда он не ел по несколько дней или же довольствовался кореньями и черствым хлебом.

Как бы то ни было, через эти видения Игнатий постиг тайны католических догматов и внушили ему уверенность в том, что он должен защищать свою веру, а вместе с ней Церковь и папу Римского. Он даже пишет книгу «Духовные упражнения», в которой описывает, что нужно делать для воспитания, обогащения своей души. Следуя его рекомендациям, человек должен научиться подчинять свое поведение доводам разума.

Феноменальная популярность Игнатия Лойолы в тот период объясняется рядом причин. Во-первых, сложившиеся настроения в обществе - рост религиозного воодушевления среди рыцарей, католическая набожность, и тот факт, что Игнатий жил именно в эпоху идей Мартина Лютера. В противном случае, никто бы ни противопоставлял их мировоззрения. И, во-вторых, помимо самой среды того времени, нельзя не отдать должное самому генералу. Он был сильной личностью, способным оратором, признанным лидером.


Цели создания Ордена иезуитов


В начале XVI общественно-религиозное движение, получившее название Реформация и имевшее целый ряд причин, получило широкое распространение. Во-первых, была популярна идея о восстановлении христианства в соответствии с Библией, наблюдался упадок нравственности духовенства, присутствовала критика роли церкви в процессе спасения души и продажи отпущения грехов. Во-вторых, зарождавшийся буржуазный класс начинал свое противоборство против феодалов. Церковь, охраняющая последних, не могла не быть вовлеченной в этот процесс. В-третьих, для население становилось все тяжелее и тяжелее платить церковную десятину.

В результате всего этого произошел упадок Церкви. Реформация стала очень популярным движением за обновление церкви. Она длилась довольна долго, с 1517 по 1648. Ее точкой отсчета считается событие 31октября 1517 года, когда Мартин Лютер к дверям виттенбергской Замковой церкви прибил «95 тезисов». В них он критикует тот факт, что церковь злоупотребляет своей властью. Закончилась она подписанием Вестфальского мира, согласно которому церковь перестала принимать активное участие в европейской политике.

Церковь провела ряд ответных действий, получивших название Контрреформация. Главной задачей церкви стало восстановление своего статуса, сохранение своей роли в политической жизни страны и влияния на население. Под мерами подразумевается: 1) борьба с ересью, т.е. с Реформацией (введение строжайшей цензуры, привлечение на свою сторону монархии, учреждение в 1542 г. центрального инквизиционного судилища в Риме) 2) обновление самой внутренней структуры церкви, искоренение явных недостатков (централизация власти в руках папы, отмена инквизиций, изменение состава духовенства)

Итак, на фоне необходимости возвращения влияния церкви создание Ордена, полностью подчиняющегося папе и отстаивающего интересы церкви, становится необходимым для движения Контрреформации.

Сам Игнатий Лойола первоначально собирался вместе со своими соратниками по учебе отправиться на Святую землю с целью проведение миссионерской деятельности среди мусульман. Но студены не получили согласие папы на это по причине готовившегося крестового похода против турок. Тогда, смирившись с тем, что их проповеди не будут услышаны в Иерусалиме, было принято решение о создании Ордена.

Его целью была реализация внутренней миссии по спасению церкви и действующая под руководством самого Папы Римского. Другими словами, Орден должен был послужить возвращению людей, заразившимися идеями Реформации, обратно под влияние католической церкви.


Методы влияния «Общества Иисуса» на народные массы


Сам Игнатий утверждал: «Иезуит, подобно апостолу, должен стать всем для всех, чтобы приобрести сердца всех». Орден развернул обширную деятельность, чтобы завоевать сердца и уважение народных масс.

Например, дети являются показателем того, какое будущее будет у мира. Именно поэтому в первую очередь Орден занялся религиозным воспитанием детей. Появились школы, где преподавали иезуиты, а затем и целые университеты.

Исповеди и проповеди помогали влиять на взрослое поколение, ведь нельзя недооценивать силу слова. Агитация являлась основой для влияния на людей, поэтому генерал постоянно переезжал, своими речами склоняя все большее количество людей к идеям ордена. Но этим Игнатий не ограничился. Он кормил сотни бедных, создавал для сирот приюты, благотворительные учреждения. Иезуиты входили во все большее и большее доверие у населения.

Не стоит так же забывать, что иезуиты имели большое влияние в политике. Иезуиты занимали различные должности, как внутри церкви, так и за ее пределами. Члены ордена были духовниками и советниками монархов, особенное влияние они имели на представительниц женского пола, а так же дипломатическими и политическими агентами, учеными и писателями, учителями и миссионерами, разбросанными по всем частям света.


4. Роль ордена иезуитов в образовании


Образование являлось одним из важнейших политических оружий ордена. Они создали огромное количество школ, дающих блестящее образование. Даже протестанты признавали преимущество школ иезуитов над их собственными школами, они не редко отдавали туда своих собственных детей. Педагоги учили читать, писать, считать, преподавали азы истории, философии, богословия. Школы давали обширные знания, но, в конечном счете, это была отличная дрессировка, воспитание беспрекословного повиновения, поощрялись доносы и наушничество.


Развитие Ордена


К 1554 году Орден уже превратился в личное орудие папы. Появился новый лозунг у иезуитов. «Рerinde ac cadaver» - «труп в руках хозяина», под хозяином подразумевается папа. Генерал Ордена, т.е. Игнатий заведовал всеми делами внутри ордена. Преследуя цель искоренить протестантизм, иезуиты должны были действовать ровным счетом наоборот. Протестанты ценили личную свободу, поэтому у иезуитов ее расценивали, как зло. Членов ордена держали под жестким контролем, принуждали отказаться от своей воли, стать марионеткой «Общества Иисуса». Вступая в Орден, у иезуитов не оставалось ничего из их прошлого: семьи, друзей, только Орден и цель - служить ему. В этом-то и заключается главное отличие Ордена Иезуитов от любых других религиозных организаций, для них цель оправдывает средство.

Согласно их философии обман, преступление, кража, политическое убийство - все это может быть оправдано, если служит высшей цели. Бытует так же теория, что именно иезуиты виновны в смерти Генриха III и Генриха IV.4 Политика иезуитов напоминает идеи Никколо Макиавелли, описанные им в трактате «Государь», написанный в 1513г. Флорентийский мыслитель рассуждает о методах захвата и удержания власти, при этом он допускает необходимость совершения подлости и преступления во имя этой цели.

Еще одной особенностью является тот факт, что подавляя свободу мысли своих членов, не подавляли свободу их человеческих пороков, лишь бы они не принесли вреда делу Ордена.

Церковь, давшая согласие на создание «Общества Иисуса», как способа защиты, даже не подозревала, каким сильным, а возможно и опасным союзником оно сможет стать. Известно, что церковь никогда не поощряла науку, иезуиты же с особым рвением брались за освоение новых знаний. Они распространяли свои знания, занимали высокие посты в светском мире, вели торговлю, обогащались, и со временем получили такое влияние, что с ними уже было невозможно не считаться. Папская курия так же принудила Орден к участию в Священной войне, иезуиты стали полноценной армией. Они представляли собой могущественное войско в руках католичества.

После смерти Игнатия орден разрастался, как в численном количестве, там и в количестве стран, на территории которых существовали подразделения «Общества Иисуса». В 1773 году папа Климент XIV был вынужден уничтожить орден по настоянию сильной оппозиции в виде дворов европейских монархов.

В 1814 году Орден был восстановлен и существует по сей день.


Заключение


Орден Иезуитов - огромнейшая и сильнейшая организация. Члены ордена с одной стороны они добились гонений протестантов, укрепления церкви, подавления свободы личности, создания гибких моральных ценностей, оправдывающих любые деяния во благо католической церкви. Но с другой стороны они вели массовую просветительную деятельность, обучали детей, их коллегии считались лучшими в мире, развивали науки, организовывали приюты, помогали бедным. Невозможно быть категоричным, когда говоришь об иезуитах, но в одном можно быть уверенным, если бы не Игнатий Лойола и его орден, дело Контрреформации провалилось бы.

орден иезуит контрреформация религиозный


Источники


1)Бёмер Г.«История ордена Иезуитов» М.: Ломоносовъ, 2012. 210 с.

2)Соловьёв С. Контрреформация, иезуиты // Курс новой истории. АСТ, 2003, глава 4-2.

)Кареев Н.И. «История западной Европы в Новое время. Том 2.» СПб.: типография М.М. Стасюлевича, 1904. - 624 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

Иезуимты (Орден Иезуитов) - мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы -- пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно папе римскому. Для большей успешности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Папа римский Павел Третий утвердил орден спустя шесть лет после основания. В этой работе я расскажу о причинах возникновения ордена иезуитов, о создателе ордена и о создании самого ордена. Целью мой работа является изучение темы орден иезуитов, и раскрыть его особенности. Задачей является проследить историю создания ордена и раскрыть причины создания ордена.

Причины возникновения ордена Иезуитов

События, разыгравшиеся в Западной Европе в первой четверти XVI века, ясно показали, насколько успела ослабеть к тому времени католическая церковь. Ее позиции были подорваны или вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии. Начинался тот период истории, который получил название контрреформации. В центре феодальной реакции находились папы. Главным условием их победы они считали всемерное укрепление своей власти. Однако церковь понесла слишком большие экономические и политические потери. Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе.

В XVI веке для решения многих политических и идеологических задач стали создаваться новые ордены. Среди них особое место занял иезуитский орден. Он отличался от всех орденов католической церкви. Главная первоначальная цель, которую поставил себе Орден Иезуитов, заключалась в подавлении реформации и в защите католической церкви против распространившегося духа сомнения и свободомыслия. Жизнь рыцарей ордена подчинялась строгим законам централизации и полностью зависела от главы ордена. Структура иезуитского сообщества была строго иерархична, в нем не допускалось присутствие женщин. Особо отмечались послушание и покорность, в первую очередь, папе римскому. Количество иезуитов росло с поразительной скоростью. Практически с самого первого дня существования ордена огромное внимание уделялось воспитанию и образованию рыцарей общества. Особый акцент, естественно, делался на религию. Они клялись защищать детей, больных, заключенных и солдат. С появлением ордена иезуитов все это переменилось, и мир с изумлением увидел, как много может сделать небольшое общество, если им руководит железная воля, ни перед чем не отступающая для достижения своей цели. Орден иезуитов огромное внимание уделял науке и образованию в ордене, была разработана оригинальная система воспитания. Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые -- к университетам того времени. Как "орден ученых" иезуиты получили под свое руководство созданные после Тридентского Собора (1545-1563 гг.) духовные семинарии, а также основывали и свои собственные учебные заведения. В ряде государств иезуиты занимали привилегированное положение.

Таким образом, мысль об укреплении, о спасении католической церкви находила убеждённых и ревностных сторонников в лице многих европейских государей и князей, в лице феодалов, смертельно ненавидевших и горожан и крестьянскую массу. В их лице католические прелаты и их верховный глава в Риме могли найти надёжных союзников. С их помощью можно было начать борьбу за восстановление влияния и господства католической церкви. Для того чтобы подобная борьба была успешной, необходимы были новые средства, новые приёмы борьбы. Необходима была новая организация. Такой организацией и стал орден иезуитов.

причина возникновение орден иезуит

Нас приучили не мыслить, а использовать готовые шаблоны, заботливо подброшенные манипуляторами в наше сознание.

Поэтому в большинстве своём люди реагируют на события как малые дети, которые только лишь начинают учиться думать...

Абсолютное большинство людей, услышав словосочетание «теория заговора», начинает снисходительно улыбаться или крутить пальцем у виска. Казалось бы, если принципы, на которых строятся всевозможные теории заговора, столь нелепы, что неизменно вызывают издевательскую улыбку, то почему на вышучивание и окарикатуривание подобных теорий, доведение их до полного и явного абсурда тратятся значительные средства? Почему на дискредитацию тех людей, которые такие теории выдвигают, СМИ не жалеют сил?

Право слово, что-то тут не так

Между прочим, когда о чём-то или вообще не говорят или, напротив, слишком много говорят и слишком остро реагируют – то дело нечисто. Ведь, чтобы заткнуть всем глотки, надо иметь, во-первых, серьёзную власть, а во-вторых, серьёзный мотив. Само по себе отношение общества к теориям заговора очень показательно. Когда начинаешь анализировать данный феномен, то сразу выходишь на характернейшие признаки манипуляции сознанием. Как правило, реакция такая: «Теория заговора, говорите? Ха-ха-ха!» А на вопрос: «Что вас так рассмешило?», мало кто вообще снизойдёт отвечать. Подумаешь, какие глупости.

То есть, диалог не складывается, предвзятое отношение к проблеме вбито в голову настолько сильно, что даже не требует никаких доказательств. Однако, если всё-таки и удаётся разговорить оппонента, то в большинстве случаев аргументы не будут предоставлены. Здесь имеет место внушение, то есть принятие идеи без её критического осмысления и понимания её сути.

А ведь это стержень техники манипуляции сознанием. Но если теория заговора столь нелепа, то почему же для борьбы с ней потребовалось применять манипуляцию? Расскажите всё как есть, покажите, почему такая теория неверна и абсурдна, короче вбейте в гроб последний гвоздь и забудьте о ней. Но нет. В жизни всё происходит не так, вместо объяснения – манипуляция, вышучивание и окарикатуривание, то есть, по сути, опровержение отсутствует.

Давайте сначала разберёмся

Давайте сначала разберёмся с тем, о чём вообще идёт речь. Ещё одной чертой, характерной для манипулятивных технологий, является расплывчатость определений. Отсутствие ясности в вопросе позволяет манипуляторам наклеивать ярлыки на целый спектр разнородных явлений. Интернет-энциклопедия «Википедия» даёт такое определение «теории заговоров»:

«Теория заговора – подразделение конспирологии, наиболее широко отражённое в произведениях искусства и в СМИ. Сущность явления – вера в то, что существует один или несколько тщательно скрываемых заговоров «сильных мира сего»: президентов, высокопоставленных сотрудников спецслужб, богачей, глав международных организаций, религиозных иерархов, членов тайных обществ, и так далее. Обычно целью этого заговора указывается оболванивание и порабощение человечества (или, по меньшей мере, стремление участников заговора к неограниченной власти).

Конспирология (от англ. conspiracy – секретность, заговор) – система взглядов, течение в истории и политологии, объясняющее те или иные события как следствие заговоров тайных сил (например, тайных обществ, спецслужб, инопланетян, оккультных явлений и пр.). Начальной аксиомой конспирологии является идея о существовании тайного общества, члены которого стремятся подчинить себе весь мир и создать совершенно новый порядок, в котором они будут занимать ключевые позиции и безраздельно властвовать…»

Так что же в данной трактовке нелепого и настолько смешного, что практически полностью блокирует любые обсуждения состоятельности теории заговора? Получается, что с точки зрения теории заговора, историческим субъектом является группа влиятельных лиц, поставивших перед собой определённую цель и добивающихся её. А много ли таких влиятельных людей? Конечно же, нет, именно в силу того, что речь идёт о лицах, имеющих возможность продавливать выгодные им законы и решения на высшем уровне. То есть налицо ещё один важнейший элемент теории заговора – наличие узкой группы влиятельных людей.

Идём дальше

Идём дальше. Разве хоть кто-то удивится, узнав, что практически вся экономика нашей страны, контролируется очень узкой группой лиц? Да это такая банальность, что давно уже и не обсуждается. То же самое относится и к остальным странам мира, чьи ресурсы и экономика принадлежат и/или управляются буквально горсткой людей, принадлежащих к считанным финансово-промышленным кланам, многие из которых имеют долгую историю. И таким ли уж диким является предположение, что представители упомянутых кланов, способны координировать между собой свою деятельность, договариваться, проводить согласованную политику. Что нелепого в данном предположении?

Известный американский журналист Ричард Конифф долгое время занимался изучением стиля жизни богатейших семей мира. Свои наблюдения он изложил в книге «Естественная история богатых», ставшей бестселлером. В ней автор просто рассказывает о том, что едят представители мировой элиты, во что одеваются, как отдыхают, какие отношения царят в их кругу и так далее. Конифф не пишет ни слова о теории заговора, но вот любопытная вещь: из его книги видно, что практически все представители мировой бизнес-элиты знают друг друга в лицо. Их дети ходят в одни и те же школы, а позже учатся в одних и тех же университетах.

Одеваются они у одних и тех же кутюрье, покупают одни и те же эксклюзивные машины у одних и тех же продавцов. В качестве развлечения посещают одни и те же закрытые клубы, отдыхают на одних и тех же курортах, то есть с младых ногтей варятся в собственном соку. И хотя мировая элита состоит из представителей разных народов, у них общая система ценностей, своя собственная система опознавательных знаков, свой круг тем для обсуждения. По сути, мы имеем дело с особым квазинародом. Сам Конифф шутливо называет их отдельным человеческим видом.

Сложив кусочки картины

Сложив кусочки картины, мы получаем теорию заговора в чистейшем виде:

Существует группа влиятельных лиц в стране и шире в мире. Данные лица имеют возможность вести успешную лоббистскую деятельность по проталкиванию выгодных им решений на высшем уровне (Парламент, Правительство, Президент).

Влиятельные лица способны договариваться между собой, а значит, проводить скоординированную политику.

Каждый пункт естественен, и отнюдь не комичен, а вместе получаем «теорию заговора», которую и обсуждать-то в приличном обществе нельзя. Получаем теорию, использование которой считается уделом параноиков и психопатов, верящих в то, что цены на нефть повышают «зелёные человечки».

А давайте попробуем пойти дальше в наших рассуждениях. Давайте подумаем, а выгодно ли мировой элите афишировать свою деятельность? Мировая элита ведёт исключительно закрытый стиль жизни. Всевозможные папарацци, конечно, исправно снабжают остальное население фотографиями «звёзд», но всё это лишь поверхностная пена, журналистов не пускают туда, где вырабатываются серьёзные решения. Надо уметь отличать места, где обсуждаются серьёзные вопросы от всевозможных балаганных «саммитов и встреч».

Всё это разновидность ток-шоу на потребу массам. Пусть смотрят по телевизору бодрые выступления политиков и слушают их бесконечное словоблудие о партнёрстве, дружбе и сотрудничестве, поиске компромиссов и прочей ерунде. Не путайте говорящую голову, поставленную во власть корпорациями, с руководством корпораций. Это разные люди и о своих встречах и переговорах они предпочитают не трубить на всех углах.

Характернейший пример

Конифф приводит характернейший пример подобной «скромности»: глава издательско-информационной группы Thompson лорд Кеннет Томпсон – один из богатейших и влиятельнейших людей мира – почти неизвестен в своём родном городе. Его там мало кто знает в лицо. Также уместно процитировать Паршева: «Вы можете сходить на экскурсию в Конгресс США и послушать там прения, но во время заседания руководства МВФ журналистов не подпускают даже близко к зданию».

По совершенно естественным причинам властвующей элите невыгодно афишировать свою деятельность. Публично брать ответственность за происходящее в стране и в мире им ни к чему, для этого существуют «говорящие головы». Правительства меняют, как перчатки, президентов избирают каждые 4 года, а финансово-промышленные кланы и их интересы существуют десятками и даже сотнями лет. Уж это кое о чём да говорит!..

Замалчивание информации о себе

Но простое замалчивание информации о себе – недостаточно эффективный способ оставаться серыми кардиналами. Гораздо надёжнее сделать так, чтобы сама деятельность властвующей элиты, истинной, а не публичной, не становилась предметом обсуждения. А для этого нет ничего лучше, чем окарикатурить и высмеять любые попытки обычного человека увидеть в исторических событиях не слепое сочетание случайностей, не действие объективных законов, которые от человека не зависят, а волю отдельных влиятельных личностей и узких элитарных групп.

Вот поэтому-то в СМИ теорию заговора и подают в столь безумном виде.

А теперь представьте другую картину. В частном клубе собираются респектабельные люди обсудить свои дела. Поскольку бизнес, политика и пиар – вещи тесно связанные, то в этом клубе можно встретить и бизнесменов, и политиков, и медиа-руководителей. Нелепо? Совершенно нет. И древние римляне, положившие в основу знаменитого римского права принцип «ищи, кому выгодно», не были дураками. В наше время данный принцип отнюдь не потерял актуальности.

Бжезинский признал

Бжезинский признал, что Новый Мировой Порядок может и не наступить

Новый Мировой Порядок стремительно наступает, являясь главной угрозой для гражданских свобод и жизни каждого человека на Земле. Многие, кому известна эта тревожная тенденция, считают, что ситуацию нельзя остановить, потому что силы гражданского общества и тайных кукловодов закулисной политики слишком не равны. Однако, как выясняется, это отнюдь не так – и об этом говорит один из архитекторов НМП, одиозный политолог Збигнев Бжезинский.

Во время своего недавнего выступления в Польше Бжезинский, бывший советник правительства США по вопросам национальной безопасности, признал, что «гражданский активизм», который всё более набирает силу в разных странах, отвергающих возможность «внешнего управления» их государствами, может стать реальной угрозой по срыву наступления нового политического устройства во всём мире.

Бжезинский опроверг распространённое утверждение, что 21 столетие будет веком Америки. Напротив, подчеркнул он, прогресс работает не столько на, сколько против США – ведь, чем больше средств коммуникации возникает, тем больше плюрализм мнений, а это значит, что в этой борьбе различных идеологий и точек зрения США становится всё сложнее и сложнее вести свою линию. Коммуникации пробуждают политическое и социальное сознание у людей, и у США больше нет монополии на самую мощную пропагандистскую машину в мире.

Бывший советник добавил, что одна из особенно больных тем – это любая политическая аллюзия на возвращение эпохи колониализма и империализма. Прогресс позволил большинству людей лучше узнать свою историю – и им очень не нравится, когда современная политика напоминает им о тёмных днях прошлого. К тому же, тенденция такова, что политические активисты становятся всё более и более упорными в своих взглядах.

Можно даже говорить о том, что возник своеобразный, но устойчивый новый класс «гражданских активистов», и он успешно вербует в себя всё новых и новых членов, благодаря возможностям интернет-пропаганды и политическим ошибкам ведущих держав. И с ними очень нелегко справиться!

Хотя Бжезинский пытался говорить обо всём этом в нейтральном тоне, но сквозь него прорывались нотки разочарования и тревоги. Его речь прозвучала на собрании Европейского Форума Новых Идей – организации, которая выступает за трансформацию Европейского Союза в единое федеральное супергосударство. В нём не обойтись без мощного бюрократического аппарата, а это именно то, что сейчас расценивается массами как «внешнее управление».

Учитывая, что именно движение по пути максимального стирания национальных границ и объединения всех государств под единой управленческой эгидой есть путь установления Нового Мирового Порядка – из слов Бжезинского следует, что именно гражданский активизм в разных странах стоит на пути этого процесса. Будет нелишним вспомнить, каким именно представляет себе будущий мир Бжезинский в своей книге «Между двумя эрами: роль Америки в технотронную эпоху». Вот что он пишет:

«Технотронная эра делает актуальным постепенное появление более контролируемого общества. Такое общество будет возглавлять элита, не связываемая больше традиционными ценностями. Скоро станет возможным полный и ежесекундный контроль над каждым гражданином и такой же мгновенный доступ властей к этой информации. В технотронную эру общество будет представлять собой скопление разрозненных индивидов, каждый из которых находится под непосредственным контролем тех, кто задаёт им всё – от эмоций до поступков…»

В заключение

Бжезинского с полным основанием можно назвать одним из самых осведомлённых инсайдеров мировой элиты. Он был основателем Трёхсторонней Комиссии, Совета по международным отношениям и постоянный член Бильдербергского Клуба. Барак Обама назвал его одним из самых выдающихся мыслителей, которые есть сегодня в США.

Ещё в 2010 году Бжезинский предостерегал в своих выступлениях, что именно массовые протесты гражданского общества могут стать той дополнительной силой, которая, войдя в резонанс с борьбой внутривластных элит, может разрушить зарождающийся Мировой Порядок.

Помочь, проекту
"Провидѣніе"

Помочь, проекту Провидѣніе © 2009, Вы, можете, оказав перечислив небольшой благодарственный платёж на.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары