Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дисциплинарным взысканием гражданских служащих является. Порядок дисциплинарного взыскания государственных служащих

Напомним, что ограничения при приеме на работу, обязательства госслужащих, правила служебного поведения, ответственность за нарушения, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . Все остальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права можно применять, если в основном законе нет прямого ответа на тот или иной вопрос и положения актов не противоречат указанному закону.

Ответственность гражданского служащего за нарушения в сфере профессиональной служебной деятельности установлена в должностном регламенте гражданского служащего, который является составной частью административного регламента государственного органа. Ссылка на должностной регламент обязательно должна быть в служебном контракте . Например, главный специалист-эксперт общего отдела Межрегиональной инспекции по налогам и сборам обязан исполнять должностной регламент, разработанный для этой должности и являющийся частью Административного регламента налогового органа.

Шаг влево, шаг вправо

Дисциплинарная ответственность грозит гражданскому служащему в следующих случаях:

Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ч. седьмая ст. 24 Федерального закона № 79-ФЗ)

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, изложенных в должностном регламенте и служебном контракте;
  • отказ от исполнения поручения руководителя (в пределах полномочий руководителя);
  • отказ от перевода на другую должность для предотвращения или ликвидации аварии;
  • нарушение правил служебного распорядка государственного органа;
  • отсутствие поддержки квалификации, необходимой для исполнения должностных обязанностей;
  • разглашение сведений, составляющих государственную тайну; иную, охраняемую федеральным законом, тайну; сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (касающихся частной жизни, здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство);
  • непринятие мер по сохранности государственного имущества (в том числе и предоставленного для исполнения должностных обязанностей);
  • непредставление сведений: о себе и членах семьи, о полученных доходах, о принадлежащем на правах собственности имуществе, об обязательствах имущественного характера;
  • неуведомление представителя нанимателя: о выходе из гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства другого государства; о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;
  • нарушение установленных для государственных служащих: ограничений, требований к служебному поведению, запретов;
  • прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • неявка на аттестацию без уважительных причин или отказ от аттестации;
  • непрохождение по вине гражданского служащего обучения и проверки знаний в области охраны труда;
  • прогул;
  • появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения.

Запрещается требовать от сотрудника выполнения работы в случае возникновения угрозы его жизни и здоровью из-за нарушений требований охраны труда (ст. 4 ТК РФ)

Как вы могли заметить, оснований для применения дисциплинарного взыскания к гражданскому служащему значительно больше, чем к обычному работнику (непредставление сведений, конфликт интересов и т. д.).

Виды дисциплинарных взысканий

Для государственных гражданских служащих установлены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, а также увольнение с гражданской службы по следующим основаниям:

  • неоднократное неисполнение должностных обязанностей (если гражданский служащий уже имеет дисциплинарное взыскание);
  • прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
  • появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения;
  • разглашение сведений, составляющих государственную, иную, охраняемую законом, тайну, служебной информации, ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения имущества (факт должен быть установлен вступившим в законную силу приговором суда или постановлением об административном правонарушении);
  • принятие гражданским служащим (руководителем) необоснованного решения, повлекшего за собой: нарушение сохранности имущества, неправомерное использование имущества, нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение гражданским служащим (руководителем) должностных обязанностей, если это причинило вред государственному органу или нарушило законодательство Российской Федерации.

По сравнению с обычными работниками для гражданского служащего применяются дополнительно два вида дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

Если служащий, совершивший проступок, отказывается писать объяснение, разъясните ему, что отказ от дачи объяснений не избавит его от дисциплинарного взыскания. Рекомендуем всегда оформлять письменно требование к служащему написать объяснение. Во-первых, делайте это, не торопясь, и в присутствии одного-двух свидетелей. Во-вторых, обязательно укажите, в чем именно состоит его проступок, и какое из положений должностного регламента или контракта он нарушил. В-третьих, не забудьте попросить указать причины и обстоятельства проступка (плохое самочувствие, внезапное обострение хронического заболевания, необходимость ухаживать за больным членом семьи и т. д.).

Если служащий все же отказывается от дачи объяснений, обязательно составьте акт и сделайте отметку об этом на требовании, заверив ее своей подписью и подписью свидетелей. Не забудьте проверить наличие дат, написанных всеми участниками собственноручно.

Взыскание step by step

Процедура применения дисциплинарного взыскания для гражданского служащего делится на три этапа: предварительный этап, применение взыскания, снятие взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания представитель нанимателя обязан: затребовать у гражданского служащего объяснение в письменной форме , составить акт (если служащий отказался давать объяснение), провести служебную проверку .

Служебную проверку проводит подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров при участии представителей профсоюза и сотрудников юридического подразделения. Для проведения служебной проверки должен быть оформлен один из следующих документов: решение представителя нанимателя о служебной проверке (проверка проводится в течение месяца со дня принятия решения); письменное заявление гражданского служащего.

Подразделение, проводящее проверку, должно дать письменное заключение с однозначными мотивированными ответами на следующие вопросы:

  • совершил ли гражданский служащий дисциплинарный проступок, то есть что именно доказывает факт совершения проступка (докладные или служебные записки, показания очевидцев, акт и т. д.);
  • виноват ли служащий в совершении проступка (был ли он обеспечен всем необходимым для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей и т. д.);
  • в каких условиях и по каким причинам был совершен проступок;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате проступка (был ли нанесен вред; какой именно вред; кто пострадал персонально или какое повреждено имущество; материальная оценка причиненного вреда и т. п.);
  • какие обстоятельства были основанием для обращения гражданского служащего с заявлением о проведении служебной проверки.

Если в проведении проверки участвует гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее итогах, – результаты проверки недействительны

Итоговая часть заключения должна содержать предложение: применять или не применять к гражданскому служащему дисциплинарное взыскание. Решение о том, какой именно вид взыскания применять к нарушителю, принимает представитель нанимателя – руководитель государственного органа, в котором работает служащий. Заключение о проверке передается представителю нанимателя и приобщается к личному делу гражданского служащего.

Права представителя нанимателя и гражданского служащего в ходе проведения служебной проверки

«Приговор» в исполнение

При применении того или иного вида дисциплинарного взыскания должны быть учтены: тяжесть дисциплинарного проступка, степень вины гражданского служащего, обстоятельства совершения проступка, результаты исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, предшествующие дисциплинарному проступку.

О применении дисциплинарного взыскания издается акт (приказ) , в котором обязательно указываются основания применения взыскания. Копия акта вручается под расписку государственному служащему в течение пяти дней со дня издания акта.

Дисциплинарное взыскание должно применяться непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее чем через месяц после обнаружения. Этот срок может увеличиваться на время болезни гражданского служащего, отпуска, отсутствия на службе по уважительной причине, проведения служебной проверки.

Дисциплинарная амнистия

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Представитель нанимателя может снять дисциплинарное взыскание досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству непосредственного руководителя гражданского служащего.

Дисциплинарное взыскание не применяется позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, позднее двух лет со дня совершения, если проступок обнаружен в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудита.

Обжалование взыскания

Если гражданский служащий не согласен с примененным к нему взысканием, он может обжаловать его в порядке рассмотрения индивидуальных служебных споров. Индивидуальные служебные споры рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а в части, не урегулированной этим законом, в соответствии с Трудовым кодексом.

Подробнее о приказе по применению дисциплинарного взыскания см. № 2, 2006.
В сроки не включается время производства по уголовному делу.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих по большей части регулируется специальными нормами Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ). В то же время в силу этого закона в некоторых случаях при привлечении госслужащих к дисциплинарной ответственности представитель нанимателя может (и должен) руководствоваться нормами трудового законодательства.

О вине

3 См., напр.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А.Ф. Ноздрачева // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2005; Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2006.

4 Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 26.08.2008.

5 Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 01.09.2010.

6 См.: п. 34 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2.

7 Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29.10.2010 по делу № 2-6187/10.

8 Обзор судебной практики по спорам, вытекающим из служебных отношений на федеральной государственной гражданской службе / отв. ред. С.Д. Хазанов. М., 2010.

За совершение дисциплинарного проступка гражданским служащим, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание. Так указано в ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) — основном правовом акте, регулирующем гражданскую службу. Какие виды дисциплинарных взысканий применяются в отношении государственных служащих, в каких случаях и каком порядке, расскажем в настоящей статье.

Виды дисциплинарных взысканий

Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе. Следовательно, это правомерно, что перечень видов дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих шире перечня видов дисциплинарных взысканий, установленных ТК РФ.
Представитель нанимателя вправе применить к государственному служащему следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 57 Закона N 79-ФЗ):
— замечание;
— выговор;
— предупреждение о неполном должностном соответствии;
— освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
— увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ).
*

Порядок применения дисциплинарного взыскания

Согласно ст. 58 Закона N 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Уведомление о необходимости представить объяснение рекомендуем оформить в письменном виде. В случае отказа служащего от дачи объяснения составляется соответствующий акт, желательно с подписями двух свидетелей из числа работников. Отказ служащего дать объяснения не будет препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
При применении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть совершенного гражданским служащим проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен проступок, и качество исполнения служащим его должностных обязанностей.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (ч. 6 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано гражданским служащим в комиссии государственного органа по служебным спорам или в суде.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Вместе с тем представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя (ч. 8, 9 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе (ч. 10 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

День совершения и день обнаружения дисциплинарного проступка

Дисциплинарное взыскание можно применить не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка. Из этого периода исключаются время нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, отсутствия его на службе по иным уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. При этом дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4, 5 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). Обратим на это особое внимание.
Минздравсоцразвития в Письме от 29.07.2008 N 2647-17 дает следующие разъяснения по этому поводу: днем совершения дисциплинарного проступка следует считать день его обнаружения. Днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю гражданского служащего стало известно о совершенном проступке. Если вторая часть разъяснения не вызывает вопросов, то со словами, что день совершения проступка приравнивается к дню его обнаружения, согласиться нельзя в силу буквального толкования нормы ч. 4, 5 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, тем более что Закон N 79-ФЗ разграничивает срок применения дисциплинарного взыскания относительного даты совершения и даты обнаружения проступка. То есть правильно считать датой совершения дисциплинарного проступка день, когда был совершен проступок, а датой обнаружения — день, когда о совершении проступка стало известно непосредственному руководителю государственного служащего.

Служебная проверка

В отличие от ТК РФ, Закон N 79-ФЗ предусматривает обязательное проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 58). В ходе такой проверки устанавливаются:
— факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
— вина гражданского служащего;
— причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
— характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
— обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (если она проводится по письменному заявлению гражданского служащего — ч. 1 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).
Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, не может в ней участвовать. Если такой факт имеет место, гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 4, 5 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).
Обязанность контролировать своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, назначившего ее.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Закона N 79-ФЗ). В нем указываются (ч. 9 ст. 59 Закона N 79-ФЗ):
— факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
— предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого она проводилась (ч. 10 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).
Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, вправе на ее время отстранить от замещаемой должности гражданского служащего, в отношении которого проводится эта проверка. При этом за гражданским служащим сохраняется денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы (ч. 9 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе (ч. 10 ст. 59 Закона N 79-ФЗ):
— давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
— обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, перед представителем нанимателя, назначившим проверку;
— знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Порядок проведения служебной проверки и наложения дисциплинарного взыскания может быть конкретизирован ведомственными правовыми актами. Например, в отношении гражданских служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ применяются:
— Инструкция по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная Приказом ФСКН РФ от 28.11.2008 N 424;
— Инструкция об организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная Приказом ФСКН РФ от 31.10.2007 N 365.

К.В. Шестакова,
эксперт журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения»

· уволиться с государственной гражданской службы

· сообщить в комиссию по урегулированию конфликта интересов

· в письменной форме сообщить об этом в кадровую службу государственного органа, в котором он проходит государственную гражданскую службу

· никаких действий предпринимать не нужно

478. В каком случае представитель нанимателя может НЕ отстранять государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы (допустить к исполнению должностных обязанностей):

· В случае появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения

· В случае привлечения в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации

· В случае обнаружения у данного государственного гражданского служащего конфликта интересов

· В случае не прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда)

Гражданский служащий намерен сдать в аренду принадлежащее ему жилое помещение. Как ему поступить, чтобы соблюсти все требования законодательства?

· он не имеет права сдавать недвижимость в аренду

· он вправе заключить договор, но при этом обязан отражать полученный доход в справке установленной формы

· он должен поставить в известность своего непосредственного руководителя и представителя нанимателя

· он должен подать заявление в созданную в государственном органе комиссию по урегулированию конфликта интересов

Гражданский служащий изъявил желание вступить в профессиональный союз. Что ему надлежит сделать?

· он не может этого сделать, пока находится на государственной гражданской службе

· он должен получить разрешение представителя нанимателя

· он должен получить одобрение комиссии по урегулированию конфликта интересов

· он может вступить в профессиональный союз, не предпринимая более никаких действий

Что должен сделать гражданин, официально являющийся членом политической партии, при поступлении на государственную гражданскую службу?

· приостановить членство в партии с момента заключения с ним служебного контракта

· уведомить представителя нанимателя о своем членстве в политической партии

· подать заявление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

· не обязан предпринимать никаких действий

Несколько гражданских служащих решили создать в государственном органе, в котором они проходят государственную гражданскую службу, первичную ячейку одной из политических партий. Насколько это правомерно?

· это правомерно

· это правомерно, если данная политическая партия входит в состав государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

· это правомерно, если количество желающих создать ячейку данной партии составляет не менее 50% от численности персонала данного государственного органа

· это неправомерно

Гражданский служащий решил баллотироваться на выборную должность в орган местного самоуправления. Что произойдет, если он будет избран?

· он сможет совмещать должность государственной гражданской службы и выборную должность в органе местного самоуправления

· он сможет совмещать должность государственной гражданской службы и выборную должность в органе местного самоуправления, если в государственный орган из органа местного самоуправления будет направлено официальное ходатайство

· ему будет запрещено замещать должность государственной гражданской службы

· вопрос о возможности совмещения должности государственной гражданской службы и выборной должности в органе местного самоуправления будет решаться представителем нанимателя

Гражданский служащий совершил дисциплинарный проступок, за который ему решено объявить дисциплинарное взыскание. В каком случае это будет сделано правильно?

· за один дисциплинарный проступок налагается только одно дисциплинарное взыскание

· за незначительный проступок налагается одно дисциплинарное взыскание, за значительный проступок – два

· количество дисциплинарных взысканий определяется руководителем в зависимости от тяжести проступка

· в дополнение к дисциплинарному взысканию может быть наложен денежный штраф

485. За совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы

· Замечание, выговор, строгий выговор, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы

· Замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы

· Замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы

486. Гражданский служащий считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если он не подвергнут новому дисциплинарному взысканию:

· В течение шести месяцев со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение девяти месяцев со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение года со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение двух лет со дня применения дисциплинарного взыскания

487. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· По собственной инициативе

· По письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя

· По собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя

· По собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или профсоюзного органа

488. Дисциплинарное взыскание к государственному гражданскому служащему по результатам аудиторской проверки не может быть применено, если со дня совершения дисциплинарного проступка истекло:

· Шесть месяцев

· Один год

· Полтора года

· Два года

489. К числу поощрений и награждений за государственную гражданскую службу НЕ относится:

· Награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка

· Объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения

· Выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет

· Досрочное снятие дисциплинарного взыскания

490. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· В комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд

· Руководителю государственного органа или в суд

· В комиссию государственного органа по служебным спорам, в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов или в суд


Дисциплинарная ответственность характеризуется неисполнением должностных обязанностей государственным гражданским служащим. Она регламентируется ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а также 192 ст ТК РФ, описанной .

Виды дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Дисциплинарная ответственность включает в себя самый распространенный вид взыскания — замечание (и даже для него может оформляться соответствующий приказ). К нему можно отнести:

  • нарушение правил трудового распорядка,
  • неисполнение своих трудовых функций государственным служащим.

Выговор является одним из оснований для увольнения недобросовестного сотрудника. Это суровое взыскание и первый шаг к увольнению. Это предупреждение о неполном должностном соответствии (хотя и его можно оспорить, и добиться того, чтобы был оформлен приказ о снятии дисциплинарного взыскания: образец ).

Основополагающий термин – «соответствие занимаемой должности», к его критериям можно отнести:

  • высокий уровень знаний своих служебных обязанностей и их надлежащее исполнение,
  • инициативность,
  • организованность и ряд других положительных качеств среди коллег,
  • способность к руководству,
  • высокая самокритичность и самоотдача,
  • состояние здоровья должно соответствовать занимаемой должности.

Особым видом взыскания дисциплинарного характера является увольнение с государственной гражданской службы (или отстранение от исполнения обязанностей на определенный срок: детали сроков действия такого взыскания ). К нему можно отнести:

  • неисполнение служащем своих должностных обязанностей без уважительных причин;
  • допущенное служащим грубое нарушение;
  • отсутствие на служебном месте более 4 часов без имеющихся уважительных причин;
  • несение должностных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения;
  • разглашение информации относящейся к государственной тайне;
  • совершение хищения по месту работы.

Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности

Работодатель руководствуясь ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право привлечь нарушителя к ответственности за совершенную оплошность, при невыполнении работником своих служебных обязанностей без наличия на то уважительных причин.

Чтобы избежать этого, необходимо четко соблюдать свои должностные обязанности и не нарушать распорядок труда. Все это прописано в трудовом договоре сотрудника, поэтому обязанности не указанные в документе, но требуемые начальником могут быть оспорены.

К нарушениям можно отнести: отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, нарушение внутреннего распоряжения руководителя. Соответствующие виды дисциплинарных взысканий приведены .

Срок давности для привлечения к дисциплинарной ответственности

При привлечении к наказанию работодатель обязан соблюдать сроки, прописанные в Трудовом Кодексе. Отмена примененных мер происходит при нарушении сроков привлечения к ответственности.


За проступок можно вынести наказание в течение 1 месяца (от даты выявления проступка) и не позднее полугода с момента его совершения.

Нарушения, выявленные в результате ревизии, проверки имеют свой срок давности привлечения виновного лица к наказанию. В таком случае срок составляет 2 года.

В эти сроки нельзя включать:

  • отпуск,
  • больничный,
  • срок о принятии решения по материалам проверки.

Несогласие работника с предъявляемым обвинением оставляет за ним право обратится в суд или трудовую инспекцию. Но нельзя забывать о сроках давности привлечения служащего к наказанию. Следует помнить, что за один проступок наказать несколько раз и вынести несколько приказов нельзы — это тарушение Трудового Кодекса РФ.

Порядок привлечения к ответственности

Первое, что должен сделать руководитель согласно ст. 193 Трудового кодекса – потребовать нарушителя представить письменное объяснение содеянному. В основном виновный от такой практики отказывается, но это не освобождает его от совершенного деяния. К ответу возможно привлечь по материалам проведенной служебной проверки в срок одного месяца со дня установления факта дисциплинарного правонарушения и не позже полугода с момента его совершения. После проверки и установления нарушения, работодатель подписывает указ, согласно которому нарушителю объявляется замечание, выговор или же сразу увольнение, когда речь идет о совершении проступка особо серьезного.

С приказом о дисциплинарном взыскании виновное лицо знакомится под роспись в течение 3 суток с момента его утверждения. Ели нарушитель отказывается ставить подпись под приказом, от наказания это его не освобождает, так как в момент ознакомления присутствуют свидетели, готовые подтвердить правильность процедуры в суде, если ответчик решить подать жалобу на начальника за незаконное увольнение.

Административная и дисциплинарная ответственность государственного служащего – отличия

Государственный гражданский служащий как и гражданин отвечает перед законом за деяние административного характера. Наказания за проступки данного характера прописаны в КоАП РФ. Так же в КоАП есть статья 2.4 предусмотренная для государственных служащих совершивших административное нарушение. Законом строго разграничивается ответственность административная и дисциплинарная.

Рассмотрим их отличия:

  • Государственный служащий привлекается к дисциплинарному наказанию в порядке служебной подчиненности, исполнение осуществляется исполнительной властью, назначенной Президентом Российской Федерации или судами;
  • Административная ответственность имеет несколько иные меры воздействия на нарушителя нежели дисциплинарная: предупреждение, пресечение, взыскание.

Распространение административной ответственности происходит не только на должностных лиц и граждан, но и на учреждения, организации и предприятия.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары