Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Икона "Премудрость Божия София": о чем молятся? София – Премудрость Божия. Глубинное значение слова София

Память иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской) совершается в Православной Церкви 21 сентября по новому стилю.
Это иконописное изображение Софии, Премудрости Божией, имеет свои отличительные особенности и пользуется широким почитанием среди верующих. На святом образе изображена Пресвятая Богородица со Своим Божественным Сыном. София или Премудрость Божия в именовании иконы обозначает Господа Иисуса Христа, Который в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов назван этими словами. Премудрый царь Соломон в своих Притчах изрек такие слова: «Премудрость создала Себе Дом и утвердила столпов семь» (9, 1). Храмом Божиим и местом обитания зачавшегося Спасителя была утроба Пресвятой Богородицы, поэтому Божия Матерь и названа Домом Божиим. В апостольских посланиях, когда речь шла о Спасителе, Он также именовался в одном месте Божией Премудростью (1 Коринфянам, 30) Христа В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божия, Который в посланиях апостольских именуется "Божиею Премудростью" (1 Кор. 1, 30).
Сама иконописная композиция является свидетельством сбывшегося Ветхозаветного пророчества. На иконе мы можем увидеть храм, в котором находится Пречистая Дева Мария. На Нее надет хитон, а голова Божией Матери покрыта специальным покрывалом. Стоит Пресвятая Богородица под сенью, которая опирается на семь столпов. Свои руки Владычица держит направленными в разные стороны, причем ладони повернуты к молящимся. Ноги Божией Матери опираются на полумесяц. На руках у Пресвятой Богородицы изображен Богомладенец Христос, Который правой рукой преподносит благословение, а в левой руке держит державу. На карнизе сени, под которой стоит Пречистая Дева, написаны слова из Книги Притчей Соломоновых: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь». Над сенью можно увидеть неканоническое изображение Святого Духа и Бога Отца в виде старца, из уст Которого исходят слова: «Аз утвердих стопы Ея». С двух сторон от Божией Матери стоят семь Архангелов Божиих, крылья которых расправлены. У каждого из Небесных служителей в руках изображены их отличительные знаки: Архангел Михаил держит в руках пламенный меч, у Архангела Уриила в руках находится молния, направленная вниз. Архангел Рафаил отличается тем, что имеет при себе алавастровый сосуд с благоуханным миром. Выше перечисленные архангелы изображены с правой стороны от Пресвятой Богородицы и Ее Божественного Сына.
С левой стороны предстоит Архангел Гавриил, в руках у которого находится цветок лилии. По Церковному Преданию именно с этим цветком, символизирующем чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы, Архангел Гавриил приветствовал Пресвятую Деву, когда сообщал Ей радостную весть о воплощении от Нее Сына Божия. Далее предстоит Архангел Селафиил, в руках у которого находятся четки, обозначающие сугубую молитву за род человеческий. Архангел Иегудиил изображен с царской короной в его руках, а Архангел Варахиил держит цветы на белом куске ткани.
Подножием Божией Матери служит облако и серповидная луна, а под ними находится амвон, к которому ведут семь ступеней. На этой лестнице стоят семь ветхозаветных праведников, которые символизируют Церковь Христову на земле.
Каждая ступень амвона имеет свою особую надпись, которая обозначает одну из основных христианских добродетелей, исполнение которых ведет в Царствие Небесное: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава. Семь столпов, изображенных на этой иконе, также имеют свои начертания, связанные с текстом Откровения святого Иоанна Богослова.

Тропарь, глас 1:
Превечная Премудросте, Христе Боже наш,/ Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/ благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/ средостение вражды разрушив,/ освятил еси естество наше/ и Царствие Твое нам отверзл еси;/ сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/ и рождшую Тя,/ спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Кондак, глас 4:
Притецем, православнии людие,/ к премудрости Божий/ и видим чудотворную икону Пречистыя Богоматере,/ Юже именуем по явлению Софию, Премудрость Божию,/ зане храм бысть одушевлен Единороднаго Сына и Слова Божия./ Сия убо светолучно сияет в пречестнем храме Своем/ и сердца наша веселит, приходящих с верою/ и взирающих со страхом и благоговением на пречистую сию икону,/ помышляюще в сердцах наших,/ яко воистинну Премудрости Божий есть селение/ и таинства Его смотрение,/ на упование бо верным/ воображение огнезрачное Ей зрим/ и покланяемся, яко истинному и пренепорочному Ея девству/ в рождестве и по рождестве паки;/ от Неяже изыде Огнь Божественный,/ попаляя тленныя страсти/ и просвещая души наша и чисты сотворяя,/ Имже и веки сотвори Отец,/ Той же и Мудрость, Слово и Сила наречется,/ сияние славы и Образ Отчи Ипостаси./ И паки убо молим/ и, припадающе, лобызаем пречестную икону Премудрости Божия Матере/ и велегласно вопием:/ о Милосердая Владычице,/ спаси рабы Своя от насилия диаволя,/ от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани,/ яко Ты еси всех благих Подательница и Покровительница/ притекающим к Тебе с верою и просящим велия милости.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Молитва:
Непостижимая и Всепетая Премудросте Божия, Софие Преименитая, девственных душе, сиречь Единородный Сыне, Слове Божий, приими молебное сие пение от недостойных и скверных уст наших. Аще и писана суть: не красна песнь во устех грешничих, обаче же разбойник единем словом спасеся, мытарь воздыханием оправдася и хананеина дщерь матерним прошением исцелися, понеже Ты, Господи, Благ и Человеколюбив, грядущаго в мир просвещаеши, и грехи грешником отпущаеши, и разумом неразумных наполняеши, и буияго умудряеши, и жаждущия благих словес души учением Твоим, яко самаряныню водою живою, напаяеши, блудника целомудренна устрояеши, разбойнику рай отверзаеши, зане Ты еси всех благих Податель, и Вразумите ль, и животу Хранитель, Христе Боже наш, и Тебе славу и хвалу, честь и благодарение и славословление возсылаем и поклонение творим со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, и со Пресвятою и Пренепорочною Твоею Материю, Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

СОФИЯ: ПРЕМУДРОСТЬ БОЖЬЯ III ЧАСТЬ

ЗНАКИ ВРЕМЕНИ

Ирина: Добрый день, дорогие друзья! Мы продолжаем цикл передач, посвященных духовной жемчужине древнеславянской культуры - в Киеве. Изучая историю древних славян, нам стало интересно, почему этот древний монументальный собор посвящён именно Софии? Давайте вместе найдем ответ на этот вопрос и раскроем истинную суть значения слова «София», ту суть, которую заложили наши предки, и то, что они пытались нам передать сквозь века.

София: ГЛУБИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Ирина: Каждое слово несёт в себе определённый смысл и значение. Есть и такие слова, истинный смысл которых постигается человеком только лишь тогда, когда он открыт к познанию, не ограниченному умом, а ведомому искренним стремлением к чистым знаниям. Одним из таких особенных слов является слово «София», оно уходит своими корнями в древнегреческий язык и обозначает мудрость, знания.

Диктор: Исследованию глубокого значения этого слова в своё время уделил много внимания Сергей Сергеевич Аверинцев - историк, культуролог, религиовед. В научной статье «София-Логос» он приводит следующее описание глубинного смысла понятия «София»: «Sophia - это слово (как и соответствующие ему существительные древнееврейского, латинского, русского и прочих языков) - женского рода: σοφία . Мудрость - это она. Это своё свойство София (σοφία) разделяет с другими греческими обозначениями «добродетелей» (например, «целомудрие», «благоразумие», «благочестие» и прочие слова этого ряда по-гречески и по-латыни женского рода). Но «женственность» София (σοφία) имеет особый смысл. Дело в том, что по устойчивой схеме мифа в самых различных культурах Евразии, мудрость принадлежит деве (или мудрость есть дева)».
Также мудрость у древних народов ассоциировалось с цветком лотоса. В Приморском крае сохранилась легенда о девушке, принёсшей своему угнетённому народу духовную свободу и счастье.
В глубоком тайнике подводного дворца рос цветок, охраняли его огромные сазаны. Непростой был цветок - волшебный. Зло в добро превращал, благодаря ему счастливо жило всё подводное царство, правил которым справедливый и мудрый морской царь. Девушка, попав в подводный мир благодаря своей духовной чистоте и доброте, получила в подарок от владыки этого мира лотос в раковине и принесла его людям. Цветок необычно светился в её руках и, взглянув на него люди, поняли, как несправедливо была устроена их жизнь и почувствовали необычную силу. Они стали жить в равенстве и братстве, свободно и счастливо. После этого появилось много бутонов лотоса. И в конце легенды говорится, что и поныне живёт в сердцах людей любовь к чудесному лотосу.

София: ЕДИНЕНИЕ ДУХОВНЫХ КУЛЬТУР МИРА
Ирина: Интересно, что мудрость издревле воспринималась как проявление женского аспекта, и это знание, было присуще не только христианской культуре, а также культурам Африки, Северной и Южной Америки, ближнего и дальнего Востока. В христианстве она имеет различные ипостаси, как пишет Булгаков:

Диктор: «Софийная душа мира закрыта многими покрывалами», но в мире она открывается как красота. Лик космической Софии в мироздании есть «женское начало, которое имеет силу, по творческому слову «да будет». Она есть та великая матерь, которую издревле чтили благовестивые языки: Деметра, Исида, Кибела, Иштар. Часто святую Софию изображают как «Огненного Ангела», что символизирует божественною силу, проводником которой она является.

Икона «Богородица София - Премудрость Божия» Новгородская (Огнезрачная)
Центральная фигура Софии с огненным красным ликом и крыльями, в красно-золотых царских одеждах и короне, со скипетром и свитком в руках. Является олицетворением одновременно и Божественной царской творческой силой, окружённой ореолом Божьей Славы, и чистого Божественного Девства, осеняемого Святым Духом.

Икона «София - Премудрость Божия» Киевская. «Премудрость созда Себе дом»
По сторонам Бога Отца семь Архангелов с символическими знаками их служения. На столпах помещены эмблемы даров Святого Духа: Книга за семью печатями - Дар Премудрости. К облачному подножию Богоматери ведут семь ступеней с надписями: Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благодать, Слава. На фронтоне храма надпись: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь».

В Исламе аналогом Софии является Матерь Книги - Аль-Лаух аль-махфуз (Хранимая скрижаль) - это первоисточник всех священных писаний. Согласно Корану, Хранимая скрижаль, как и София, олицетворяют божественные Знания, неразрывно связанные с Божественной волей.

В буддизме в качестве одного из аналогов Софии можно привести женское божество Тара, что в переводе с санскрита означает - спасительница.

Ирина: Например, в буддизме существует учение о семи этапах достижения - освобождения, и шестым этапам является этап интуитивного знания «праджня-парамита». «Prajña» в переводе с санскрита обозначает «мудрость», «понимание». С этим именем связывают Матерь Просветления - богиню Высшей Совершенной Мудрости (Интуиции).

Диктор: Её изображают, как правило, на большом цветке лотоса. Две руки показывают знак (мудру) поворота колеса Дхармы - символ достижения просветления, духовной трансформации.

Ирина: Кстати, о колесе Дхармы, недавно в беседе с интересным человеком Андреем Владимировичем Скиба мы узнали о том, что символ колеса Дхармы есть и в архитектуре Софии Киевской, и этому есть свое любопытное объяснение.

Скиба Андрей Владимирович: «София - она вся наполнена символами, знаками, и они не только на стенах. Они в самой композиции, в самой архитектуре, то есть здесь вообще ничего случайного нет. Особенность знаков как раз в том, что они являются универсальными, они не имеют каких-либо чётких границ, какой бы мы принцип не взяли. София, действительно, в этом смысле уникальна по наполненности знаками. Мы можем видеть эти колеса, с восемью спицами, которые очень напоминают «колесо закона» в буддизме, фактически они идентичны - то есть круг, восемь таких лучей, которые выходят за этот круг. Действительно, это не было случайным тогда в эпоху Ярослава Мудрого. Потому что христианство, оно воспринималось не как конфессия, оно воспринималось как духовная традиция, которая не имеет этих конфессиональных границ, основой его была религия сердца: это и та сердечная вера, это поиск истины. Вот такое восприятие и раскрывало, давало возможность диалога культур, давала возможность воспринимать другое, внешне отличное, а значит и другие духовные традиции: и ислама, и буддизма, и это все происходило. То есть это был действительно открытый мир, где пути были чрезвычайно разветвленными, и этот обмен был непрерывным, был постоянным в то время».

Ирина: Таким образом, смысл слова «София» является объединяющим для культур и верования всего мира. Например, в иудаизме и христианстве София выражает особое представление о мудрости как олицетворённая, воплощённая мудрость Бога.

Знание не в понятии «собственности» или своего «умозаключения», а в понятии Мудрости свыше, проходящей через века.
Мудрости, как Открытых Врат, для вхождения в то удивительное высшее состояние духовности, через которое приходит озарение от Того, Кто создал все, Той Мудрости, которая всегда была, есть и будет.

Ирина: В книге премудрости Соломона - это творящая изначальная сила описывается так:

Диктор: «Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его», «Она - одна, но может всё и, пребывая в самой себе, всё обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков».

София: ЛЮБОВЬ И ЕДИНСТВО
Диктор: Владимир Сергеевич Соловьев, философ, выделяет в своих работах, что София является также символом и наглядным образом Любви.
Владимир Соловьев утверждал, что София - начало любви. Помимо основополагающей роли в объединении мира в одно целое, София является также тем, что объединяет в единое целое людей и человечество, причём не только на настоящее, или какое-либо другое время, но и на всём временном протяжении. Сама София является, таким образом, объединяющим началом. Мир, состоящий из множества разнообразных и разнокачественных предметов и явлений, тем не менее, не рассыпается на отдельные части. Все его части взаимосвязаны и взаимообусловлены. Тем, что объединяет отдельные части мира, является, по мнению Соловьева, София.

Ирина: Мы можем заметить, что все пророки, приходящие к людям, учили Любви - любви к Богу, любви к людям. И если спросить каждого человека: «Что может объединить людей?», большинство из них, не задумываясь, ответят, что это Любовь! Для людей, которые живут с Богом в душе, не существует разделений, какой бы религии они не принадлежали, они в первую очередь видят в человеке - Человека, его настоящую суть.

Игорь Михайлович: И люди должны не ссориться и не спорить, чья религия лучше, кто главнее или ещё что-то. Они должны объединиться во имя Бога. Это единственный путь, другого пути нет. Думающие люди поймут, просто глядя на мир и то, что окружает их. Правильно? Здесь не нужно пророчествовать, не нужно чего-то доказывать людям, люди сами должны видеть и знать, что происходит у них за окном, что происходит у них в сердце, что происходит у них в сознании.

Из передачи «Единение»

Ирина: Люди мечтают и ждут новое счастливое общество, где не было бы насилия, злости и вражды. С давних времён ещё говорилось о Золотом тысячелетии. Спросите: «Возможно ли это в наше время?» Всё в наших руках, и зависит это от каждого. И каждый проснувшийся может разбудить остальных.

София: ДУХОВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Ирина: Издревле люди, которые шли по духовному пути, понимали ценность силы Аллата в духовном преображении и освобождении человека из плена материального мира. Они знали, что истинная свобода лежит не во внешнем, а во внутреннем мире человека, и зависит от ежедневного духовного труда над собой.

Смысл духовного развития человека в качественном внутреннем его изменении. Это подразумевает в первую очередь не просто восстановление в каждом проживаемом дне внутреннего духовного диалога с Богом через свои глубинные чувства, через свою искреннюю любовь к Нему, но и жизнь этим таинством.

«АллатРа» Анастасия Новых

Диктор: «…В конце великого таинства посвящения, пребывая в особом поднятии духа, я всем сердцем возжелал увидеть то, о чём рассказывали мне… И мне открылось. Всё вокруг как будто исчезло, лишь чудный свет озарил дорогу и повлёк за собой, точно в самый зенит высших небес. Что-то божественное и неугасаемое стремительно приближало меня к потоку яркого притягательного Света. Сила его сияния была огромна, но не обжигала. Я почувствовал присутствие в нём чего-то Высокого и Необъяснимого. В радостном волнении я вошёл в ослепительный Свет. И здесь, просветлевши глазами, увидел лик неописуемо прекрасной Девы, окутанной светозарным сиянием. Я увидел её - саму Софию! Этот божественный образ невозможно описать никакими человеческими словами.
Великая тайна окружала всё вокруг. Божественная София приблизилась ко мне. От неё исходил чудесный аромат мира иного. В руках она держала золотую чашу в виде вечного цветка Любви, раскрывшего множество своих лепестков в божественной чистоте их первозданного сияния. В чаше искрился золотистый напиток. Кротко возложив мне руку на голову, второй рукой прекрасная София поднесла чашу к моим губам и стала поить золотистым напитком. Благодатная услада начала разливаться по всему моему существу. Я видел, как убывает из чаши эта искрящаяся божественная жидкость, вливаясь в меня, но я не ощущал её во рту, не чувствовал её вкуса. Однако явно ощутил, как неземное тепло начало растекаться внутри меня, словно омывая пустой сосуд моего тела: сначала по рукам, потом по груди, животу, ногам. А затем наполнило стремительным потоком неугасающего сияния всё моё существо с ног до головы, пробуждая в моём сердце беспредельную радость и благодать. Когда последние капли этой чудесной жидкости истекли в моё тело, София устремила на меня свой нежный взор, полный божественной Любви. И словно разверзлось что-то внутри, прояснился ум, и я почувствовал в себе открытие неведомого источника могучей силы. Внезапно меня озарило понимание Бессмертия, словно распахнулась дверь в мир иной. И мне открылась Мудрость…»

Ирина: Все мы связаны между собой единой нитью Любви, об этом писали многие философы, поэты, учёные. Это знание есть в каждом из нас, это знание повсюду, оно окружает нас в архитектурных памятниках, в научных трудах, знаках и философии древних культур, в древних верованиях разных народов.
Его легко увидеть. Если каждый попытается это сделать, мы сможем пройти через время невежества, вражды, непонимания, ведь то, что нас объединяет, гораздо выше и сильнее всего этого. У нас богатая интересная история, о которой возможно мы с вами даже не догадываемся и, если копнуть чуть глубже, перед взором открывается великий океан Мудрости.

Игорь Михайлович: - Говорили опять-таки о построении нового общества. Но это ведь не новое общество, это то, которое оно должно быть. Да? Вот я бы лично хотел увидеть Мир такой, правда хотел, своими глазами, обычными земными. Воочию его воззреть, как люди взяли и построили мир, в котором достойно жить не только людям, ну в котором бы и Дух Святой мог прибыть или там тот же Утешитель, не для того, чтобы судить людей, а для того чтобы радоваться. Представляешь, как это здорово - из одной радости в другую. Это всё равно как прийти, ну не знаю, как в детский садик, да ну это земными мерками. Даже не в детский садик, я бы сказал, а вот зайти в родильный дом, в палату, где много младенцев. Ну, ты как медик была?
Ольга: - Да.
Игорь Михайлович: - Ну, вот задевает за живое, да? То есть пробуждает материнские вот эти силы. А материнские силы - это как раз и есть силы Аллата, то, чем наделено, то, что продлевает и то, что дает жизнь, ну в человеческом понимании. Да? Приятно же?
Ольга: - Да!
Игорь Михайлович: - А представь, как Бог бы любил этот мир и как бы Он его выделял среди других миров. Я думаю, стоит приложить немножко усилий ради Любви Божьей. Правильно? И ради сохранения мира сего. Стоит. Очень бы хотелось увидеть мир таким - настоящим, каким он должен быть.
Ольга: - Всё зависит от самих людей, от каждого?
Игорь Михайлович: - Только от них, конечно.

Из передачи «Единение»


с. 40 ¦ 1. София Премудрость Божия

Икона двусторонняя запрестольная
Первая четверть XV века. Тверь (?)
Оборот. Распятие
Запись XIX века
Дерево, темпера. 69 × 54,5
Происходит из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля
Музей «Московский Кремль», инв. Ж-1413 (480 соб.)

Живопись в процессе раскрытия. Нераскрытые части находятся под частичной прописью XIX века и потемневшей олифой. Первоначальный светло-охристый фон заменен при поновлении золотом, лежащим на коричневой прокладке. В нижней части композиции различимы чинки грунта.

Время возникновения сложного иконографического типа, к которому относится икона Благовещенского собора, в научной литературе начиная с XIX века принято было относить к концу XV - началу XVI века. За ним закрепилось наименование «новгородского» извода Софии Премудрости Божией, поскольку в Софийском соборе Новгорода в качестве храмового образа почиталась икона аналогичного типа. Аллегорические истолкования образа Софии, имеющиеся в текстах XVI–XVII веков, обусловили противоречивость оценок, которые получали подобные изображения в литературе, начиная со второй половины XIX века до настоящего времени.

Впервые икона была опубликована в прориси Г. Д. Филимоновым в 1876 году как памятник XVI века. Эта же прорись была использована П. А. Флоренским в его обширном очерке, посвященном истолкованию образа Софии Премудрости Божией. Вновь к рассмотрению кремлевской иконы обратилась А. И. Яковлева. Она отнесла ее к 60-м годам XVI века, при этом отметив черты, напоминающие живопись XIV века 1 . Л. И. Лифшиц впервые обратил внимание на связь иконы с обширным кругом византийских памятников XII–XV веков и указал, что подобные иконы писались не только в Новгороде. По его мнению, образ Благовещенского собора входит в круг памятников раннего XV века. По особенностям колорита и ряду признаков композиционного решения исследователь отнес икону к тверской живописи, которая в первой половине XV века обрела черты, характерные для столичного искусства, и на короткое время сравнялась с живописью Москвы 2 .

1 Яковлева А. И. «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 388–404. Ил. на с. 389–391.

2 Лифшиц Л. И. Ангельский чин с Эммануилом и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси // Древнерусское искусство: Художественная культура X - первой половины XIII в. М., 1988.

Среди многочисленных текстов, на которых основывались создатели рассматриваемого иконографического извода, в первую очередь следует назвать 9-ю притчу Соломонову : «Премудрость воздвигла себе дом и утверди семь столпов...» и Первое послание к Коринфянам св. апостола Павла: «Мы проповедуем Христа распятого... Божью силу и Божью премудрость» ( 1 Кор. 1: 23–24). Такое понимание образа Софии подтверждают и семь столбов, на которые опирается ее трон, и изображение «Распятия» на оборотной стороне иконы. В число источников иконографии несомненно входили песнопения Великого четверга. В них воспевается «Всевиновная [т. е. являющаяся причиной всего сущего. - Е. О. ] и подательная жизнь, безмерная Мудрость Божия», «Несозданная и преестественная Премудрость Божия», создавшая Себе храм во плоти Пресвятой Девы (Последование утрени. Тропари 1–3 песни 1-й).

Особый интерес к образу ипостасной Софии как творческому началу единосущной Троицы и ее действию в мире проявляли богословы XIII–XIV веков. Константинопольский патриарх Филофей, автор середины XIV века, называет Премудростью Божией и Христа, и «Божественное естественное действие и благодатное дарование великой и единосущной Троицы, чрез Святого Духа из рода в род подаваемое святым душам».

Раскрывая учение Церкви о действии Божественного промысла в мире, создатели «новгородского» извода построили композицию иконы тремя регистрами, которые в равной мере прочитываются сверху вниз и снизу вверх. Самый верхний занимает изображение небес с водруженным на них престолом - Этимасией - с орудиями страстей Христовых, которым поклоняются ангелы. В центре в круглой «славе» изображен Христос Вседержитель, воплотившийся Бог Слово, а под ним располагается своеобразный деисус, занимающий основную часть композиции: Богоматерь и Иоанн Предтеча предстоят восседающему на престоле Христу - Ангелу Великого Совета, Премудрости Божией.

Традиция изображений Христа Премудрости Божией в виде ангела основана на тексте и толкованиях пророчества Исайи: «Яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, его же началство на раме Его: и нарицается имя Его Велика Совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущего века» ( Ис. 9: 6). Среди наиболее ранних изображений Христа Ангела Великого Совета - миниатюры рукописей Слов Григория Богослова IX–XII веков. Они иллюстрируют Слово 2-е на Святую Пасху: «Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его яко образ ангела ( Суд. 13: 6), и одежда его, как блистание мимолетящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом... ныне спасение миру, миру видимому и невидимому! Христос из мертвых, - восстаньте с Ним и вы; Христос в славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: аще кто во Христе, нова тварь» ( 2 Кор. 5: 17).

Сидящий на престоле Ангел с красными крыльями облачен в царские одежды нежно-палевого цвета, украшенные оплечием и лором, и зубчатую корону - символ помазанника, на котором «почивает» Святой Дух: «Бог воцарился над народами. Бог воссел на святом престоле Своем» ( Пс. 46: 9). На незримое присутствие третьего лица Троицы - Святого Духа, его бесплотность указывают крылья Софии, но лик Ангела и светлые волосы, спадающие на плечи двумя прядями, напоминают изображения Христа-отрока. В правой руке у Ангела красный посох, завершающийся крестом, в левой свернутый свиток. Его фигуру окружает трехчастная «слава», что символизирует свет Троицы. Она темно-голубая внутри и двух оттенков светло-голубого цвета по краю. А изнутри ее исходит сияние в виде восьми голубых лучей - знак вечности, относимый к ипостаси Бога Отца. Символом воплощения Бога Слова являются лик и руки Ангела, окрашенные в нежно-розовый цвет: «как скорлупа граната обволакивается румяной кожицей, так и Сын Единородный Бога и Отца облекся в плоть, имеющую в себе кровь» (Толкование на «Песнь песней» царя Матфея Кантакузина, конец XIV века 3). Свет же, озаряющий лик Софии, свидетельствует о неслиянном и нераздельном соединении человеческой плоти и божественной природы: «Когда Слово Божие становится в нас ясным и светлым, а лик Его сияет словно солнце, тогда и одежды Его являются белыми, то есть речения Священного Писания [являются в нас] ясными, прозрачными» 4 .

3 См. в кн.: Пселл М. Богословские сочинения. СПб., 1998. С. 323.

4 Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1993. Кн. 1–2. Главы о богословии. 2 сотница. Гл. 14.

Светлые, украшенные одежды Ангела говорят о том, что Он не только Царь, но и Жених небесного чертога, престолу которого в лице Богоматери предстоит с. 40
с. 42
¦ Невеста-Церковь: «Он облек меня в ризы спасения; одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и как невесту украсил убранством» ( Ис. 61: 10). О чертоге брачного пира - Евхаристии призван напоминать престол Премудрости, имеющий четыре резные ножки и утвержденный на семи коричневых опорах - столпах, согласно цитировавшимся выше словам Книги Притчей Соломоновых. Ноги Ангела опираются на овальный камень дымчато-голубого тона, указывающий на то, что Дом Премудрости - Церковь имеет «Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2: 20), «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» ( 1 Кор. 3: 11).

Богоматерь и Иоанн Предтеча, созывающие верных на пир Премудрости, стоят перед троном на особых, украшенных золотым ассистом подножиях. Их фигуры частично включены в сияние, окружающее Ангела, подобно тому, как в сцене Преображения в «славу» Христа часто включаются фигуры ветхозаветных пророков - Ильи и Моисея. «Следует знать, - писал преподобный Максим Исповедник, - что и среди стоящих у Господа существуют различия, так как для пытливых умом важны слова: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк. 9: 1). Тем, кто может следовать за Ним, Господь открывается в зраке Божием, в котором Он был до сотворения мира» 5 .

5 Там же. Гл. 13.

Богоматерь держит перед собой, как медальон, круглую «славу», внутри которой изображен восседающий младенец Христос в украшенных ассистом одеждах. Его правая рука протянута в жесте благословения, в левой - свернутый свиток. То есть сам младенец Христос Премудрость свидетельствует, что Он «построил Себе дом вещественный и одушевленный, то есть храм Свой телесный, из непорочных кровей и плоти всесвятой Девы Богородицы, по благоволению Отца и при содействии Всесвятого Духа, один из двух, один и тот же совершенный в Божестве, и тот же совершенный по человечеству» 6 . «Слава» вокруг фигуры младенца Христа окрашена в два цвета - темно-голубой внутри, как и «слава» Ангела в среднике деисуса, и розовый по краю, но его также окружает сияние из восьми голубых лучей, указывая, что Христос «двойственен по природе, единичен по ипостаси».

6 Арсений еп. Филофея, патриарха Константинопольского XIV в., три речи к епископу Игнатию с изъяснением изречения притчей: Премудрость созда себе дом и пр. Новгород, 1898.

Иоанн Предтеча облачен в милоть и короткий плащ. Его правая рука поднята с жестом пророческого свидетельства, в опущенной левой - свиток с текстом пророчества. Возможно, сохранившийся в записи текст повторял первоначальный, традиционный для изображений Предтечи: «Се агнец Божий...» ( Ин. 1: 29). «Ибо он тот, о котором написано: «се я посылаю Ангела Моего перед лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мф. 11: 10).

С темой евхаристической трапезы-пира прямо связана полуфигура Христа Вседержителя, представленного в двухчастной «славе». В ней соединяются оттенки лиловато-розового внутри и розового цвета снаружи, что, так же как и розовый лик Ангела, говорит о таинстве воплощения Бога Слова, а восемь голубых лучей звездчатого сияния, такие же как и в остальных изображениях, указывают на его единосущность Отцу. Наружный нижний край «славы» Христа пересекается и с нимбом, и с голубым сиянием «славы» Софии, частично закрывая ее, что является знаком общности троичного света, исходящего от них.

Вседержитель, облаченный в хитон с золотым клавом и гиматий, как архиерей, обеими руками благословляет Богоматерь и Иоанна Предтечу: «Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6: 51). О крестной жертве Христа призвано напоминать и изображение Престола Уготованного, утвержденного на небе. Тройная дуга «приклоненных к земле» небес и престол соприкасаются с краем «славы» Христа: «Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего» ( Иер. 17: 12). Престол представлен и как царский трон, и как церковная трапеза. На нем лежат красно-коричневая риза Христова, закрытое Евангелие, а на подножии перед ним символы добровольной крестной жертвы Христа, принесенной им для спасения человечества, и орудия страстей - Голгофский Крест, сосуд с желчью, в который вставлены копье, трость и четыре гвоздя: «дабы ныне соделалась известно чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Еф. 3: 10–11).

Одновременно Евангелие, лежащее на престоле, указывает на неотлучное сопребывание Христа с Отцом на небесах: «Весь бе в нижних [на земле с людьми. - Е. О. ], и вышних никакоже отступи неописанное Слово» (Акафист Богоматери. Икос 8); «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4: 10). Таким образом, Христос, трижды изображенный на иконе «София Премудрость Божия» в виде Ангела Великого Совета, Младенца и Вседержителя, здесь явлен как жертва и жертвоприноситель и как Триипостасный Бог, приемлющий жертву.

Сложная композиция иконы выступает своеобразным поэтическим комментарием к изображению «Распятия» на другой стороне иконы, которое было целиком переписано в XIX веке.

Литература

  • Книга переписная соборныя церкви Пресвятыя Богородицы Благовещения... 1680 г. // Сборник за 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1873. С. 17.
  • Игнатий, архиеп. Об иконе Св. Софии в Новгородском Софийском соборе // Записки Императорского Археологического общества. СПб., 1857. Т. XI.
  • Филимонов Г. Д. Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия // Вестник Общества древнерусского искусства за 1874–1876 гг. М., 1876. Исследования. С. 20 (прорись иконы).
  • Meyendorff J. L" Ikonographie de la Sagesse divine dans la tradition byzantine // Cahiers archéologiques. Paris, 1959. Vol. 10.
  • Византия. Балканы. Русь: Иконы XIII–XV вв.: Каталог выставки. М., 1991. № 86. С. 250–251.
  • Lifshiz L. Die Ikone «Sophia - Weisheit Gottes» aus der Moskauer Kreml". Zur Frage nach der Herkunft und der Zeit des ersten Auftauchens des sogenanten «Novgoroder» iconographischen Typs // «Die Weisheit baute icher Haus» / Herausgegeben von Felmy K. Ch. und Haustein-Bartsch E. Munchen, 1999. S. 29–42.

Е. Осташенко с. 42
¦

В 13-ю субботу по Пятидесятнице нам предлагаются следующие два фрагмента из Нового Завета.

Из Апостола:

Братия, мудрость мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:6–9).

И из Евангелия:

В те дни фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель, мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли (Мф 22:15–22).

И евангелист Матфей, излагающий историю с динарием, и апостол Павел, говорящий о мудрости Божией, прямо или косвенно затрагивают тему отношения Христа и христиан к земной власти и отношения земной власти ко Христу и христианам.

Фарисеи придумали удачную, как им казалось, провокацию против Иисуса. Если Он скажет, что нужно платить подать Риму, – значит, это изменник своего народа, приспешник оккупантов; если же скажет, что не надо, – стало быть, бунтовщик, мятежник, враг императора. Иисус находит весьма изящный выход из западни. Он просит принести римскую монету. А на монете – изображение императора, что с точки зрения правоверного иудея является языческой мерзостью. А если сюда добавить еще и обычное для Рима (и не только) обожествление верховного правителя, то остается удивляться, как вообще фарисеи – ревнители отеческих преданий – могли по доброй воле держать в руках такое . И вот Христос говорит: отдайте кесарю кесарево. То есть отправьте по назначению то, к чему вам и прикасаться бы не стоило. Как видим, здесь нет никакого бунтарства, но нет и слепого преклонения, рабского обожания – лишь спокойное, ровное, несколько отстраненное отношениек земным властям.

Но именно это отстраненное отношение и стало одной из причин ареста Иисуса. Израильские патриоты надеялись, что Он примет участие или даже, став царем (Ин 6:15), возглавит восстание против Рима. Но, поняв, что надежды напрасны, что пророк из Галилеи не собирается присоединяться к их движению, они озлобились и – несмотря на полное отсутствие оснований – выдвинули против Иисуса политические обвинения.

Почему так произошло? На это отвечает апостол Павел: если бы земные властители познали бы Божью премудрость, то не распяли бы Господа. Что же это за Божья премудрость, тайная и сокровенная? Какое-то секретное знание, доступное лишь узкому кругу посвященных? Нет, здесь нет никакой эзотерики. С самого начала Христовой проповеди эта премудрость была доступна всем – евреям и язычникам, мужчинам и женщинам, книжникам и простецам. Нужно было лишь открыть свои уши и сердце, нужно было услышать и понять. Понять, что эта премудрость, эта сокровенная тайна – крест Христов.

Пилат, Ирод, фарисеи и, в первую очередь, дьявол – они судили по себе, и потому никто из них не мог понять, что Иисус пришел не для того, чтобы служили Ему, что Его целью не было достижение власти, что Он не стремился к земному величию, славе, поклонению. Он пришел, чтобы самому послужить другим, чтобы душу свою отдать за многих (Мф 20:28), чтобы падшему человеческому роду открыть двери в Царство Своё, которое не от мира сего (Ин 18:36). И ценой всего этого был крест.

Крест – то, что не может понять и вместить «ветхий человек» (Еф 4:22). Распятый Христос, как пишет апостол в том же послании коринфянам, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор 1:23). И нам, христианам, ученикам Христа (говоря «нам», имею в виду и себя самого), также очень непросто не только согласиться умом, но и самой своей жизнью засвидетельствовать выбор в пользу креста. Мы крестились во имя Святой Троицы (Мф 28:19), мы сделались членам Церкви, членами Тела Христова (1 Кор 12:12–27), но наш ветхий человек постоянно напоминает о себе, толкая нас на широкий путь (Мф 7:13), соблазняя богатством, славой и властью (Мф 4:1–11). И если мы сами и не богаты, не способны достичь славы и могущества, то, по Достоевскому, в вековечной тоске ищем, пред кем преклониться, жаждем ощутить причастность к чему-то мощному и надежному. И творим себе новых идолов, и служим богам, которые мерзость перед нашим Богом.

Однако Господь указывает нам выход: отдавать кесарю (царю, императору, султану, президенту – любой земной власти) лишь то, что принадлежит ему. Но запечатленный в нас Божий образ, наша внутренняя свобода, наша совесть – всё это не должно оказаться во власти земных владык, ибо дано не ими, но Богом – распятым и воскресшим.

Премудрость Божия

Пройдёт двенадцать лет после сретения, и Отрок Иисус вместе с родителями окажется в храме в дни праздника Пасхи. Об этом упоминается у Луки. Отрок в храме среди учителей Закона. Он задаёт им вопросы, и слушащие удивляются мудрости этих вопросов. Если мы проследим, какое слово употребляется чаще всего в этом рассказе, то окажется, что это «мудрость». Из Первого Послания к Коринфянам мы знаем, что Христос есть воплощённая Премудрость Божия, но это чувствуется уже в тексте Евангелия от Луки, где Христос ещё Отроком предстаёт перед нами как Премудрость Божия, явившаяся во плоти.

Следующее появление Иисуса на страницах Евангелия – только через 18 лет. Восемнадцать лет неизвестности. Молчание Евангелия о столь большом периоде в жизни Спасителя вызывает множество предположений о том, что делал Христос в эти годы. Немало книг написано о том, как Он ходил учиться мудрости в Индию, в Китай и даже в Японию. Обычно авторы этих книг приводят какие-то параллельные тексты из книг индийских, китайских или японских философов, из вероучительных книг этих народов, которые действительно можно сопоставлять с Евангелием. Создаётся впечатление, что многое в Евангелии связано с индийской, китайской и японской мудростью. Но такое впечатление может появиться только в том случае, если мы не знаем Ветхого Завета. Если же мы научимся читать Новый Завет параллельно с Ветхим и находить в Ветхом Завете, в разных, порой неожиданных местах источник той или иной евангельской притчи, фразы, словосочетания, окажется, что в Новом Завете нет ничего, что не было бы уже сказано в Ветхом. В Новом Завете это только сфокусировано. Окажется, что нет нужды привлекать другие источники (греческую, китайскую или японскую мудрость).

Всё, что Христос сказал нам, Он сказал через Ветхий Завет до Своего рождения во плоти. Но сравните огромный объём Ветхого Завета с малым объёмом Нового – и многое сразу станет ясно. Правы были Н. А. Бердяев и В. С. Соловьёв, когда говорили, что в христианстве нет ничего такого, что не было бы сказано до Христа, что ново в нём только одно – Сам Христос, Его Личность, Его человеческое «Я». Всё остальное уже было до Него. И это надо понять и принять – без этого мы не христиане. И от иудеев нас отличает тоже только одно – принятие человеческого «Я» Иисуса из Назарета и одновременно встреча с Богом Ветхого Завета в Его лице. Это важно понять, потому что иначе мы будем всё время принимать за христианство что-то иное, будем абсолютизировать какие-то отдельные черты библейского вероучения и подменять ими христианство. Именно это время от времени происходит в богословии – берётся какая-то одна черта христианства и говорится: вот, это христианство. Например, любовь, отношение к рабу, милосердие и т. д. Нет. Только когда мы видим Христа, стоим перед Ним – только тогда мы можем сказать: вот это христианство – Сам Христос, а не какие-то отдельные черты того вероучения, которое полностью было сформулировано уже в Ветхом Завете.

В Новом Завете нет ни одного стиха, которого в эскизе не было бы в Ветхом. Вероятно, именно поэтому Церковь так объединила Священное Писание, что Ветхий Завет не издаётся без Нового – именно для того, чтобы показать это. В Ветхом Завете уже как бы спрятан, заключён во всей полноте Новый Завет.

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

София, премудрость Божия «Вспоминаю дни древние» (Пс. 142:5).Не идеями философского построения так называемого «софианства» предполагается занять этими строками некоторое внимание читателя. Модная недавно система «софианства», видимо, теряет свой прежний интерес и едва

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

2.3.3.1. РАЗУМ, ПРЕМУДРОСТЬ И ВСЕВЕДЕНИЕ Рассматривать свойства Божии лучше группами, поскольку границы между различными свойствами четко провести не всегда оказывается возможным, и многие свойства оказываются как бы некими гранями, аспектами одного и того же свойства.

Из книги История Бога. Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе автора Армстронг Карен

ПРЕМУДРОСТЬ (др. - евр.: Хохма; греч.: София) В Св. Писании: персонификация Божьего Замысла. Форма описания деятельности Бога в нашем мире, доступная человеческому постижению (в отличие от недосягаемого естества Самого

автора Пестов Николай Евграфович

2-е Приложение к главе 9-й (Из работы Голубинского «Премудрость и благость Божия». «Состояние наше в будущей жизни не будет состоянием бездеятельного покоя, мертвым квиетизмом: оно будет представлять гармоническое, всецелое удовлетворение всех потребностей и стремлений

Из книги Основы православной веры автора Пестов Николай Евграфович

2-е Приложение к главе 9-й (Из работы Голубинского «Премудрость и благость Божия» «Состояние наше в будущей жизни не будет состоянием бездеятельного покоя, мертвым квиетизмом: оно будет представлять гармоническое, всецелое удовлетворение всех потребностей и стремлений

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Премудрость Божия построила дом (Притчи 9:1), чтобы бог пребывал с нами: концепция Софии и смысл иконы Я очень благодарен руководству Киево-Могилянской Академии за почетную возможность обновить старые и теплые отношения с вашим славным городом, который накопил в себе

Из книги Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении автора (Маслов) Иоанн

2. Премудрость и благость Божия в искуплении рода человеческого Как уже было сказано, до грехопадения первый человек был в постоянном общении с Творцом, Который всегда проявлял к нему Свою любовь и попечение. Создав человека добрым, Господь указал ему путь к совершенству

Из книги Догматическое богословие автора (Кастальский-Бороздин) Архимандрит Алипий

А. ПРЕМУДРОСТЬ И РАЗУМ Понятия премудрости и разума (сил Божественной природы) в Священном Писании совпадают. Так, в книге Притчей сама Премудрость говорит: «Я разум, у меня сила» (8, 14) - и далее: «Не премудрость ли взывает? И не разум ли возвышает голос свой?» (8, 1) Если

Из книги Библиотека Наг-Хаммади автора Автор неизвестен

Из книги Избранные богословские статьи автора Флоровский Георгий Васильевич

Из книги Добротолюбие. Том III автора Коринфский Святитель Макарий

87. О действиях на душу попущения Божия обучительного и оставления Божия наказательного; и о том, как надо действовать при том и другом Попущение обучительное сначала поражает душу великою скорбию, чувством унижения и некоторою мерою безнадежия,чтоб подавить в ней

Из книги Афоризмы. Священное писание автора Носков В. Г.

ГДЕ ПРЕМУДРОСТЬ ОБРЕТАЕТСЯ? Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами.(Иов. 12. 5)О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов. 13. 5)Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и

Из книги Православно-догматическое Богословие. Том I автора Булгаков Макарий

2. Высочайшая премудрость. На основании общего понятия о премудрости, высочайшую премудрость Божию (?????, sapientia) можно определить так: она состоит в совершеннейшем знании наилучших целей и наилучших средств, и вместе - в совершеннейшем умении прилагать последние к первым;

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

«София – Премудрость Божия» (Новгородская) Иконы Премудрости Божией (Софии) представляют Матерь Божию, послужившую воплощению Премудрости. Под Премудростью подразумевается Христос.Первая икона «Софии-Премудрости Божией» появилась в Новгороде в XV веке, хотя первая

Из книги Софиология автора Коллектив авторов

«София – Премудрость Божия» (Киевская) Иконы Премудрости Божией (Софии) представляют Матерь Божию, послужившую воплощению Премудрости. Под Премудростью подразумевается Христос. Киевская София имеет сложную композицию, где многократно подчёркивается символическое

Из книги автора

Идеальная София, тварная премудрость Божия, зримая несовершенному миру, есть ангел божий В работе «О началах» тема Софии не является ни центральной, ни вспомогательной в метафизике Карсавина, но ввиду ее значимости для отечественной философии, а также отчасти для того,

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары