Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Карельские загадки. Места силы Карелии

/ Ин-т яз., лит. и истории Карел, фил. АН СССР; Изд. подготовила Н. А. Лавонен /Петрозаводск: Карелия, 1982.- (Памятники фольклора Карелии).- 144 с. Текст парал.: фин., рус.
Книга рассчитана на взрослого читателя

ОТ РЕДАКТОРА
При составлении сборника использованы все имеющиеся публикации и записи карельских загадок (см. раздел «Источники»)
Привлечение различных и разновременных источников обусловило чрезвычайную пестроту материала в языковом отношении - в написании слов, в передаче диалектных особенностей и различий говоров карельского языка. В связи с этим потребовалась некоторая унификация текстов, которая была проведена В. Д. Рягоевым с большой осторожностью.
В силу ряда причин материалы, взятые из опубликованных источников и Архива Общества Финской литературы, оставлены без исправления их написания, хотя в этих текстах и не соблюдены принципы общепринятой в настоящее время финно-угорской научной транскрипции, и они, в силу смешения с финским языком, не передают специфических особенностей карельского языка, особенно
его южных говоров.

Сверены и приведены в полное соответствие с говором той местности, где записана загадка, материалы из научного архива Карельского филиала АН СССР и Фонотеки Института языка, литературы и истории.

Все эти тексты передаются в упрощенной общепринятой финно-угорской транскрипции. Передний губной гласный «й» передается через букву «у», а долгота гласных обозначается их сдвоением вместо надстрочного знака долготы (kylä вместо kiilä, puu вместо рй).
Мягкость согласных, как правило, не обозначается. Как известно, согласные в словах передней огласовки, т. е. в окружении ä, о, у, а также е *и i,
произносятся мягче по сравнению с согласными в словах задней огласовки. Она обозначена лишь в тех случаях, когда мягкость согласного в современном языке обусловливается исторически: положением перед j и i (viTTa (suapka “шапка"), в собственно карельских словах, несмотря на говорные и диа лектные различия, через свистящий s.

М.М. Мартынова

ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное издание является первый научным сводом карельских загадок. Сборник составлен на основе публикаций, изданных в Советском Союзе и в Финляндии, материалов научного архива Карельского филиала АН СССР н копий материалов из архивов Общества Финской Литературы (Suomalatsen kirjal-lisuuden Seura), а также «Словаря карельского языка » (Karjalan kielen I sanakirja).
Рукописный архив Карельского филиала располагает записями загадок! начиная с 30-х годов нашего столетия. Особенно активно фольклорные тексты записывались в предвоенные (1936-1940) годы. Это заслуга собирателей X. Богданова, К. Беловой, В. Евсеева, П. Куикка, К. Луото и других. Материалы по карельской загадке, хранящиеся в финских архивах, были собраны учеными) Финляндии на территории Карелии в XIX и в начале XX веков.

Начиная с 1971 года с целью сбора дополнительного материала и выявления вопросов бытования загадок были организованы фольклорные экспедиции в следующие населенные пункты: Тукса, Мегрега, Куйтежа, Судалица (Олонецкого р-на), Карельская Масельга, Мяндусельга, Паданы (Медвежьегорского р*на), Юшкозеро, Войница. Вокнаволок, Кепа, Калевала (Калевальского р-на), Кестеньга (Лоухского р-на), Колвица, Княжая Губа (Кандалакшского р-на Мурманской области). В таких поселках как Калевала, Кепа, Кестеньга, Паданы, кроме коренного населения, живут представители других районов Карелии. С учетом этого географические границы записей загадок значительно шире. Материалы этих экспедиций, записанные на магнитофонную ленту, хранятся в фонотеке Института языка, литературы и истории.

За последние десятилетия изменился весь жизненный уклад карел, их быт и культура. Сейчас в карельских деревнях загадок с целью проведения досуга уже нс загадывают. Здесь, как и повсюду, на смену фольклорным жанрам пришли книги, газеты, радио, кино и телевидение. Но еще в первые десятилетия нашего века, особенно на севере Карелии, загадывание наблюдалось довольно активно, еще и сегодня многие пожилые женщины помнят загадки, хотя практически и не загадывают.

На вопрос: «Загадывали ли у вас загадки в Ладвозере?» М. Ф. Ахонен ответила: «Arvoiteltihhaa sita, jotta...» (Фон. 1596/4) - «Загадывали, да еще как...» М. С. Леаицкая из Бойницы пояснила: «Arvauteltih niita kylF ta starinua sanottih, ka vet oien kaikki unohtami, kun ei tule niita muissella » (Фом 1594/26).-«Загадывали, конечно, dc и сказки рассказывали, да ведь все забыла, поскольку не приходится вспоминать».
Такие ответы типичны. Вначале наши собеседницы сетуют: «Да ведь знала, знала хоть сколько, да вот. поди, не вспоминаются, ничего не помню». В ходе
беседы выясняется, что трудно вспоминались только первые загадки, затем на память приходили все новые загадки, и загадывание с успехом продолжается.

Особенно активно загадываются загадки, если собирается группа из нескольких человек. Присутствующие оживляются, с удовольствием вспоминают дни своей молодости, когда обращение к фольклорным жанрам было обычным повседневным явлением. На таких встречах вспоминаются не только загадки, но и сказки, пословицы, былинки, поверья, приметы, а иногда и фрагменты эпических песен. Как правило, загадки знают те, кто помнит и другие жанры народного творчества.
Присутствие нескольких человек обеспечивает и большую фактическую достоверность записей - поскольку что-то забытое одним человеком сразу же дополняется, уточняется, оговаривается другими. Многие женщины проявляют живой интерес к нашей работе и стремятся помочь. Добрые слова хочется сказать о В. М. Мартыновой из Падан, У. М. КардининоЙ из Юшкозера, У. Т. Токаревой, М. В. Бородкиной из Кестеиьги, М. В. Маликиной из Бойницы и многих других.

Чудесный фольклорный вечер был у нас в деревне Княжая Губа в доме Л. И. Занковой, где, кроме хозяйки, присутствовали А. А. Хонканен, А. Р. Никитина, ее дочь В. Ф. Архипова.

В поселке Кепа нам с удовольствием загадывали сестры А. Я. Степанова, А. Я. Кузьмина из Шомбозера, А. Т. Богданова, в Юшкозересестры И. М. Тарасова и Т. М. Тарасова и их соседка 3. В, Федорова, в Кестеньге У. Т. Токарева и А. Н. Карпова и т. д.

Специального упоминания заслуживает карельское село Вокнаволок, где особенно хорошо помнят загадки. Здесь их можно записать почти в каждом доме. В этой деревне устойчиво сохранилась богатая народно-поэтическая традиция. Не зависит ли это отчасти и от того, что, помимо существования общих условий лучшей сохранности архаики на Севере, эти места, начиная уже с первой трети XIX века, активно посещали собиратели - сначала финляндские, с начала 30-х годов нашего века -- советские? Из поколения в поколение передавалось не. только знание фольклора, но и понимание его ценности ^важности. Нели калевальская поэзия и ушла из активного бытования, дух этой поэзии и поныне живет в Вокнаволоке. Многие фольклорные традиции дошли до наших дней, здесь еще, помимо загадок, сохранились сказки, пословицы, детские песни н т. д.

В поселке Калевала мы посетили Татьяну Филипповну Федорову. Узнав о цели нашего прихода, Татьяна Филипповна охотно согласилась рассказывать нам для записи на магнитофон. Она оказалась превосходной исполнительницей, увлеклась, говорила эмоционально, знала многое из старого быта и народной поэзии. Мы записали от нее 67 загадок, несколько сказок, песни, пословицы. Запись загадок от Т. Ф. Федоровой количественно самая большая от одного человека в нашей коллекции. Таких мастериц поэтического творчества остается, к сожалению, все меньше. Не стало уже и самой Татьяны Филипповны. Однако можно сказать, что почти каждая пожилая калевальская женщина может загадать несколько загадок, а иногда и 15-20. ГТо нашим наблюдениям, в основном, загадывают женщины, если же при записи оказываются и мужчины, они сами не соглашаются загадывать, а «подсказывают» женщинам: «Загадайте им о рукавице, самопрялке» и т. д., т. е. явно намекают на двусмысленные загадки.

Такое сравнительно хорошее знание загадок людьми пожилого возраста выявлено только в северной Карелии (в Лоухском и особенно Калевальском районах), в средней и южной Карелин традиция загадывания загадок сохранилась значительно хуже. Здесь трудно найти исполнителя, знающего хотя бы единичные загадки, стал забываться даже сам термин.

Старый традиционный способ передачи загадок устным путем отходит в прошлое. В последние годы наметилась тенденция усваивать загадки из книг, но поскольку карельский язык бесписьменный, загадки таким способом передаваться не могут. И даже на Севере, где традиция еще хранится старшим поколением, дети карельских загадок практически не знают.

В результате полевых экспедиций удалось выявить не только современное состояние традиции, но и обнаружить интересные детали, важные моменты, которыми сопровождался процесс загадывания в прошлом.
Загадывание было ограничено во времени и происходило, как правило, зимой, преимущественно в период святок. Летом не загадывали, поскольку было много хозяйственных забот и свободного времени почти нс оставалось. По многим сведениям выяснилось, что удобным временем загадывания считалось утро, а вечером загадки были даже запрещены.

liloilla sc ei ollun vielii закона arvoilella, a starinua sanotfih. Piti arvoitetla huo-meneksella. Mie en tiija, miten oli sc sakona, a niin se oli (Фон. 1594/7).- Вечером не было обычая загадывать, и рассказывали сказки. Загадывать надо было утром. Не знаю, почему был этот закон, но так было.
-- Konsapa arvoiteltih?
- Huomenekseila ngustua, illalla sanottih starinua.. Se oli huomeneksesta arvoitns, illalla starinan sanonta (Фон. 1995/3).- Когда загадывали?

Утром, вечером сказки рассказывали. Вечером никогда не загадывали, только утром. С утра было загадывание, вечером - рассказывание сказок.
Причина запрета вечернего загадывания в следующем: «Illalla kun arvautnsia arvautetah, siita Мои ‘arvautuksen akka\ Huomenekseila pitay arvau-tella, illalla starinua sanuo. Arvautuksen akka kun tulou... siita pitay osata vassata, (Фон. 1854/3). Если вечером загадки загадывать, придет «хозяйка загадок». Утром надо нагадывать, вечером сказки рассказывать. «Хозяйка загадок» как придет - тогда, надо иметь отвечать».
«Хозяйка загадок»- это сверхъестественное существо, которое появляется в доме, при нарушении сроков загадывания. Ее появление чревато опасностью, а изгнать се из дому можно только одним способом - загадать ей загадку, которую она не сможет разгадать, что сделать чрезвычайно трудно, поскольку она -«хозяйка» и знает практически исе загадки.

К- И. Галактионова (80 лет) вспоминала: «Huomenekseila arvautellah, starinua sanotah... illalla, sanotah, jotta siita rautavanneh tulou ympari pirtista, kun starinua sanotah. A kun siita arvautellah huomenekseila, siita kun ken arvuau, se rautavanneh laiitoy pois pirtista. Se oli vanhan kansan tapa... A siita kun et arvua, ka siita se lahtoy sen vantehen kera Huikkol"ah. (Фон. 1863/12)- Утром загадывают, сказки рассказывают вечером, говорят, что железный обруч образуется вокруг дома, когда сказки рассказывают. А когда загадывают утром и если кто отгадает, тогда этот железный обруч снимается. Это был старый обычай. А если не отгадаешь, иди в Хуйкколя с этим обручем».
По древним поверьям, железный обруч, пусть даже чисто символический, ограждал дом, оберегая его от проникновения сверхъестественных, враждебных человеку сил.

Помимо временных ограничений и запретов, в северной Карелии широко известно следующее условие: человека, который нс смог отгадать определенного числа загадок (обычно трех, иногда шести или девяти), подвергали «наказанию»: ему говорили припевки и изгоняли из числа присутствующих.
Hui-hui-HuikkoVah hiiri heposeksai, hiiren Suolet ohjakSikSi, kapusta rejeksi (korjakSi), ajau, ajau, (Siita en muissa).
Ну-ка, в Хуйкколя, мышь - лошадью, мышиные кишки - вожжами, поварешка - санями, едет, едет (дальше нс помню).
(Фон. 2214/20)

Только после того как наказуемый отгадал неразгаданные загадки, он прощен и принят обратно в число участников игры.
Очевидно, что сведения о «хозяйке» загадок, о временных ограничениях в загадывании, о наказании, в остаточных проявлениях бытовавшие еще в начале нашего века, достаточно архаичны и могли иметь не только развлекательную, но и магическую функцию, связанную с древним миропониманием.

Мир загадок удивителен и своеобразен, в нем много неожиданностей, парадоксов. Только в загадках можно встретить «море в нэбе», «бычий глаз на стене», «медвежью лапу в подполье», в загадках один и тот же предмет одновременно может быть «выше высоких деревьев, ниже низкой травы», «чернее сажи, белее снега». Своей необычностью загадки поражают, привычные понятия в них переставлены: здесь «глаза в ушах», «сто зубов во рту», «на спине сто глаз», «у одной мыши два хвоста» и т. д.
Среди этого яркого многообразия образов выделяются свои закономерности, характерные для данного жанра.
Загадка состоит из текстовой части и отгадки - они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этом проявляется своеобразная жанровая закономерность - отгадка в тексте загадки никогда не называется прямо, она заменена метафорой. Как правило, если загадывается неодушевленный предмет, то в качестве метафоры чаще выбирается одушевленный предмет, и наоборот. «Одушевлять» неодушевленные предметы - это излюбленный прием загадок.
Карельские загадки часто начинаются или завершаются вопросом: Mi se on? (Что это?); Arvua, mi se on? (Отгадай, что это?). Более того, загадка всегда сама по себе подразумевает вопрос, поскольку нужно находить отгадку - ответ на поставленный вопрос, хотя по форме она не всегда вопросительная.
Иногда на один вопрос-загадку «подходит» несколько ответов-отгадок. На этом принципе построены двусмысленные загадки. Но возможность нескольких ответов не позволяет утверждать, что отгадки произвольны.
Если внимательно присмотреться к загадкам, кажущимся на первый взгляд парадоксальными, мы найдем в них какие-то детали, подробности, которые выступают не в переносном, а в прямом смысле по отношению к отгадке. Они как бы уточняют, дополняют, конкретизируют, подсказывают отгадку и этим помогают се разгадать.
Lyhyt akka lyllerdini, paksu akka palleroini, karjan korvesta kokosi.- Бабка маленькая толстенькая, бабка толстая кругленькая, из лесной чащи стадо созвала. Колокол на шее у коровы. Фраза «из лесной чащи стадо созвала» действительно «намекает» на функцию колокольчика не дать корове потеряться в лесу.
Luikkau, laikkau tuisien lukkujen takana.- Трещит, щебечет за костяными замками. Язык и зубы. «Костяной»- явная подсказка к отгадке «зубы».
Но в то жевремя есть загадки, не подлежащие логическому решению, их просто нужно знать или отгадать в прямом смысле этого слова. М. Кууси писал в «Неписаной литературе»: «Многие древние загадки... так затемнены, что их на протяжении столетий вряд ли кто-либо мог разгадать путем чисто логических умозаключений: их необходимо было только заучить и знать»1
Об одном предмете можно загадать несколько совершенно различных загадок, используя разные свойства и качества предмета - материал, цвет, форму, размеры, функцию, способ изготовления, его количественные отношения, взаимосвязи с другими предметами.

Среди многообразия загадок можно проследить какие-то наборы стереотипов, клише, выделить группы, созданные одинаковым способом:
1. Sata san££ie, tuhat tunc£ie yhella pielustoilla muatah.- Сто сотен, тысяча тысяч на одной подушке спят. Потолок.
2. Sata sancfiie, tuhat tunccie yhella vyolla vyotettu.- Сто сотен, тысяча тысяч одним поясом подпоясаны. Сноп.
3. Sata santtii, tuhat tunttii, yksi tuntti n"uppupia.- Сто сотен, тысяча тысяч, одна тысяча комолая. Суслон.
4. Sata sanefie, tuhat tun££ie yhella tamnien lassulla seisotah.- Сто щетинок, тысяча иголок на одной дубовой щепке стоят. Чесалка для шерсти (карда).

Финская исследовательница А. Кайвола-Брегенхой выделила 17 способов (формул) образования загадок . По ее мнению, с помощью таких формул создана примерно половина традиционных загадок.
1 Suotnen kirjallisuus. L. Kirjoittamaton kirjallisuus, 1963, s, 380.
2 A. Kaivola-Bregenhoj. Arvoitusten ilmaisutekniikka. Arvoitukset. Finnish riddles. Toimittanut L. Virtanen, A. Kaivola-Bregenhoj, A. Nyman. SKS, 1977; Formula analysis as a method of classifying riddles. SF 17 (1974), 178-197.

Несмотря на международный характер и общекарсльскую традицию, в загадках прослеживаются определенные локальные различия.
Исходя из этих различий, севернокарсльскне и южнокарельские тексты в сборнике расположены отдельно. При этом неизбежны некоторые повторы загадок, встречающиеся в обоих регионах, но такое расположение представляется целесообразным, поскольку достаточно наглядно прослеживаются различия в художественной системе, в традициях загадывания и условиях бытования.
В северной Карелии много загадок калевальекой метрики, наблюдается определенная близость с эпической традицией. В южной Карелии загадки в основном прозаические. Жанр север нока рельс кой загадки в какой-то мере находится на стыке между калевальекой поэзией и прозой. Плотность аллитерации в севернокарельских загадках значительно выше, чем в южнокарельских. Загадки из средней Карелии можно рассматривать как переходное явление между север но- и южнокарельской традициями, но поскольку из этого региона меньше записей загадок, то в сборнике они объединены с южнокарельскими.

Определенные различия прослеживаются и при исследовании карельско-русских и карельско-финских взаимовлияний. Для южной Карелии характерны заимствования русских загадок, здесь бытуют прямые кальки с русского, а в северной Карелии встречаются финские загадки.
В сборник включены практически все загадки, известные по публикациям и коллекциям научного архива Карельского филиала АП СССР и Фонотеки Института ЯЛИ. Из материалов архивов Общества Финской Литературы и «Словаря карельского языка» приводятся и указываются в примечаниях только загадки, неизвестные по ранее вышедшим публикациям и отсутствующие в коллекциях нашего архива.
Вне сборника остались загадки калининских карел: записей из этого ареала у нас очень немного, и внесение их в сборник не представит ясную картину репертуара данного района.

По художественным достоинствам, образности tie все приводимые загадки равноценны. Наряду с традиционными загадками, которые широко бытовали, в архивных коллекциях встречаются загадки, искусственно составленные, поздние, не получившие широкого распространения, оставшиеся в репертуаре нх составителей. Мы включаем в сборник и эти загадки, поскольку они отражают явления, су шествовавшие в фольклоре (в основном в 40-50-е годы). В какой-то степени они характеризуют состояние жанра, его относительную подвижность и изменчивость. Кроме того, некоторые из таких новых загадок достаточно удачны созданы в рамках фольклорной традиции, с помощью «формул», клише:
Siivetonna lentaa, Без крыльев пролетает,
jalatonna juokSou, Без ног пробегает
paivaSSa kymmenen kylaa. За день десять деревень.
Puini taulu, luiset kirjaimet, tilit suorin selvittay, laksyt oikein laskou.
Разговор no телефону
Доска деревянная,
Буквы костяные,
Счет верно ведет,
Задачи правильно решает.

Счеты
В сборнике встречается определенное количество загадок эротических и двусмысленных, может быть не совсем этичных с точки зрения современного читателя. Загадки такого типа присуши не только карелам, но и другим народам". Известный советский фольклорист А. И. Никифоров писал: «Вопрос об эротике в народной словесности как вообще в искусстве- большой и сложный вопрос. Он связан с проблемами генезиса искусства, и с историей и просто с фор-эстетически ми его предпосылками... подход к эротическому р. народе должен исходить из норм не культурного собирателя или исследователя, а на нормативных представлений самого населения».

Так же нужно подходить к эротическим и двусмысленным загадкам. Исключить их полностью из сборника не представляется целесообразным, поскольку издание научное и в нем должен быть представлен возможно более широкий круг загадок, бытовавших в народе на протяжении веков. «Издания... иногда даже научные, в которые не попадают явления указанного порядка, несомненно грешат тем, что вводят и читателей и исследователей в прямое заблуждение насчет частных особенностей изучаемого материала»

Поскольку нет общих научных критериев классификации загадок, мы расположили материал внутри регионов по тематическому принципу отгадок.
Исходя из того, что загадки отражают мир крестьянского окружения, предметы быта, близкие и знакомые человеку, отправной точкой взята крестьянская изба (ее строение, внугреннее убранство, предметы домашнего обихода) - самое близкое окружение человека с постепенным удалением от нее: орудия труда, средства передвижения, жнвотный и растительный мир, явления яри роды и т. д.

Внутри тематических разделов загадки расположены по предметным группам логической взаимос.вязанности предметов и процессов, например: дверь - ручка двери - крючок - замок - порог; печь - - дрова - - спички - - топящаяся печь дым - искры; угли - кочерга - помело и т. д. Некоторые соотнесения спорные. Доля субъективного начала в них сохраняется.

В публикациях и архивных коллекциях встречается разный способ записей. В публикациях языковедов («Образцы карельской речи» Г. Н. Макарова и В. Д. Рягоева, cVienan kansa muistelee» Р. Virtaranta) применен принцип строгой научной транскрипции на основе латинского алфавита. Загадки в коллекции Н. Лескова напечатаны русскими буквами (в финском журнале Viritfaja за (918 г. перепечатаны латиницей). В архивных коллекциях записи в основном выполнены латиницей, но в 1939-1940 годы, в пору попыток создания карельской письменности, встречаются записи на основе русского алфавита.
Для данного сборЕЕика применен общепринятый способ передачи карельского текста латинской графикой с несколько упрощенной, по сравнению с лингвистической, транскрипцией

В Примечаниях даются ссылки на все известные печатные источники (сначала отечественные, затем зарубежные - оба списка даны в хронологической последовательности), на коллекции Архива и Фонотеки. Первая цифра после А. (Архива)-номер коллекции, вторая - единица хранения, после Фон. (Фонотека)- первая - номер кассеты, вторая - порядковый помер записи на кассете. Если загадка записана два раза от одного информатора, то повторная запись дается в скобках.
Полная паспортизация текста невозможна, поскольку загадка бывает иногда записана несколько десятков раз, поэтому мы сгруппировали записи по местностям (в основном, район)*, а внутри местности - по годам.

Возможны некоторые разночтения отдельных текстов (перестановка слов, незначительные изменения эпитетов и т. д.), хотя ссылки на них даются вместе.

Загадки — это неотъемлемая часть устного творчества любого народа, и финны — не исключение. Образность и меткость этих коротеньких и остроумных изречений, над смыслом которых нужно хорошенько поразмышлять, отражает особенности национального характера, народного юмора и взгляда на мир, а темы загадок — это всегда насущные бытовые проблемы, повседневные ситуации и явления природы, которые окружали людей изо дня в день. Мы предлагаем вам попытаться найти ответы на финские народные головоломки и понять, можете ли вы мыслить, как финны.

Финские загадки

Устное народное творчество финнов очень близко культуре карел: эти народы объединяет общая история, схожий образ жизни, родственные традиции и верования. Так называемый карело-финский фольклор богат разного рода загадками: некоторые из них совсем нетрудные, а над некоторыми можно думать часами, не находя правильного ответа. Мы разделили головоломки жителей страны Суоми на три группы: простые, посложнее и очень сложные.


Итак, читайте внимательно и попробуйте проверить свою догадливость!

Небольшая подсказка: когда будете искать ответ, вспомните домашних животных, которые могли быть в хозяйстве финнов, и растения, которые окружали жителей края тысячи озер.

Простые загадки

Эти головоломки можно разгадать, включив логику и простое ассоциативное мышление: ответ кроется на поверхности, достаточно просто подумать о том, какие предметы и явления могли окружать в быту их автора. Кстати, некоторые из этих загадок имеют довольно известные аналоги в русском народном фольклоре.

"Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен".

"Дятел в железных сапогах по дороге проскакал".

"Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет".

"Высек пламя Илмаринен, выбил искры Вяйнямёйнен".

"Железный мужичок огнем плюется".

"Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает".

"Человек в лес идет, за ним два ручья бегут".

"Одна изба, пять горенок".

"Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет".

"Вечером и ночью плачет, днем просыхает".

Ответы: чугунок, лошадь, серп, гроза, ружье, лодка с веслами, лыжи, перчатка, коса, роса.

Загадки посложнее

Более сложные загадки отличаются тем, что в их основе лежит метафора, использование слов в переносном значении, а поэтому, чтобы их отгадать, нужно мыслить образно. Попробуйте подумать об ассоциациях, которые могли возникать у финнов, глядящих по сторонам, и тогда вы должны найти верный ответ.

"В землю дыра, в небо дыра, посередине огонь и вода".

"Чем больше свинка вертится, тем толще становится".

"Черная птица красные яйца высиживает".

"Двумя ногами ступает, восемью везет".

"Красная корова на травяной привязи".

"Кипит-бурлит — никогда через край не переливается".

"Два пня в море погружаются и всплывают".

"Жеребец в конюшне, хвост на крыше".

"Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает".

Ответы: самовар,веретено, чайник на углях, сани, брусника, озеро, солнце и луна, печь, нитка с иголкой.

Очень сложные загадки

С этими загадками одной логикой не справиться, ассоциативным мышлением — тоже. Чтобы их разгадать, нужно обладать особой интуицией, ну или просто долго и упорно размышлять, перебирая в голове самые невероятные варианты. Эти загадки сложно понять, но с ними интересно познакомиться, потому что в них отражено необычное видение мира финнов и карел.

"Дед старый, шуба новая — каждый год шьют, каждый год порют".

"Овца из лесу идет, шерсть по земле волочится".

"Может к ночи одеть, а среди бела дня раздеть".

"Сарай овечек полон, а посредине — баран остриженный".

"Двое слушают, двое глядят, двое нюхают, один пробует, двое собак отгоняют, один сзади болтается".

"Шкуру съедают, кровь продают, тело сжигают, рога в лесу оставляют".

"Изба еды полна, а крыши нет и стены дырявые".

"Башмаки из камня, шляпа из бересты, в воде стоит, на земле падает".

"Синичка на кончике щепки по-шведски щебечет".

"Баба-коротышка всю землю кормит".

"У кого глаза в ушах?".

"Заливы узкие, мысы длинные, скала на кончике каждого мыса".

"Олень по полю скачет, ноги до земли не достают".

"Одна свинья, четыре пяточка".

"Без корней растет, без крыльев летает".

Ответы: лед на озере, воз с сеном, баня, звезды и месяц, корова, сосна, поле, сеть, спичка, мука, ушат, пальцы руки, люлька, подушка, камень.

– прекрасный край, который привлекает туристов со всей страны не только живописной природой, озёрами, полными рыбы, но и так называемыми местами силы. Основные «места силы» в Карелии располагаются по всей республике, но объединяют их необъяснимые факты, загадочные явления и эзотерические мистификации.

Что такое «места силы» и где они находятся, разберём подробнее.

Название «место силы» говорит само за себя. Считается, что по всей Земле разбросаны особые, «аномальные» зоны, которые могут влиять на физическое и эмоциональное самочувствие человека. В разные времена у разных народов были свои поверья и названия для этих мест. В России, Украине, Беларуси до сих пор можно услышать в сёлах и деревнях рассказы о «гиблых» местах. О территориях, которые местные жители стараются обходить стороной, ходят разные слухи от шабаша ведьм до прилёта НЛО.

Что же на самом деле скрывается под кодовым словосочетанием «место силы»? С научной точки зрения аномальные или геопатогенные зоны находятся в местах тектонических разломов, которые являются «каналами» выхода электромагнитной энергии Земли. Чем мощнее магнитные потоки, тем больше заметно их влияние на окружающую среду.

Не только люди чувствуют себя хорошо или плохо рядом с такими местами, но и растения, и животные. Деревья переплетаются стволами, покрываются обильным мхом, притягивают к себе молнии. Животные редко заходят на эти территории, а люди стараются селиться подальше.

Стоит сказать, что республика Карелия и Мурманская область находятся в зоне тектонических разломов и сдвигов.

Карелия является лидером аномальных зон среди северных широт России. Связано это не только со слухами и легендами, но и с действиями самой природы. Погода в этих местах переменчива, места болотистые, ветра не любят шутить. На озёрах постоянно пропадают рыбаки то ли из-за мистики, то ли из-за разыгравшихся волн.

Болота манят и пугают «блуждающими огоньками», а проливные дожди размывают дороги, по которым невозможно вернуться обратно. Природа Карелии сурова, но очаровательна и привлекательна для многих туристов. Несмотря на все легенды и страшные истории, каждый год сюда приезжают путешественники и искатели приключений. Только в этой манящей силе северного края есть что-то мистическое.

Про места силы знают все, кто увлекается эзотерическими практиками и любит проводить свободное время на ретритах. Многие духовные учителя утверждают, что аномальные зоны усиливают действия духовных практик, поэтому это благоприятные места для проведения семинаров и осознания себя.

Чем же знамениты места силы, и чем они привлекают к себе внимание? Почему гуру выбирают именно эти зоны? Расскажем о некоторых из них.

Гора Воттоваара

Пожалуй, это самое популярное место силы, которое у всех на слуху. Воттоваара – значительная, но не самая высокая точка республики Карелия . Высота горы составляет чуть больше 400 метров над уровнем моря. Это не обычная гора, а кряж, то есть скалистая линейная возвышенность, которая характеризуется отвесными и относительно ровными склонами. Общая площадь кряжа — 6 кв. км.

Туристов интересует плато Воттоваары, на котором нагромождены камни и валуны. Данные валуны до сих пор вызывают споры краеведов, археологов, историков. По одной из версий нагромождение камней не случайно, это «святилище» древних саамов. Возможно, древний северный народ соорудил здесь что-то вроде английского Стоунхенджа для принесения жертвы перед охотой. С другой стороны о нахождении древних саамов в этой местности ничего не говорит (не найдены места стоянок, орудия, остатки очагов). Воттоваара пережила сход ледника и землетрясение, что и стало результатом образования множества разломов и валунов.

Помимо главных достопримечательностей — сейдов или валунов «на ножках» — Воттоваара имеет каменную «лестницу», которая сформировалась путём выветривания. Здесь же есть «ванная» — небольшое каменное углубление, которое заполнено водой.

Ландшафт кряжа — природный памятник и прекрасный образец северной природы. Туристы не останутся равнодушными к причудливо изогнутым деревьям, камням, поросшим лишайниками, к панораме на безмолвные северные леса.

Многие, кто побывал на плато, говорят о притяжении к этому месту. Воттоваара навсегда остаётся в сердце, к ней хочется вернуться, её невозможно забыть. Суеверные туристы оставляют на горе личные вещи — платки, бусы, тесёмки — и записки с желаниями.

В видео можно посмотреть на гору с высоты птичьего полета

Паанаярви

Лоухский район республики Карелии знаменит национальным парком Паанаярви. Парк был учреждён в 1992 году и занимает более 1000 кв. км. На западе Паанаярви граничит с Финляндией . Летние ночи здесь короткие — солнце заходит всего на 2-3 часа. Зимой здесь можно увидеть северное сияние.

В парке располагается несколько природных памятников, ради которых туристы устремляются сюда каждый год. Одна из знаменитых достопримечательностей — гора Кивакка. «Прославилась» вершина тем, что на ней так и не удалось установить православный крест. Из-за ветра сделать это невозможно. Однако суеверные местные жители говорят о мистических силах, мешающих укорениться «чужому» культу. Здесь же находится самая высокая гора Карелии — Нуорунен (576,7 метров). На её вершине располагается крупный сейд — святилище древних саамов, а склоны горы украшены «висящими болотами».

Другое чудо парка — озеро Паанаярви. Длина озера — 24 км, ширина — 1,4 км. Это одно из самых глубоких озёр мира, его глубина — 128 метров. Озеро окружают скалы, что создаёт здесь особый микроклимат. Из-за этого в апреле-сентябре здесь значительно теплее, чем в окрестностях. Озеро с чистейшей водой, откроет прекрасные виды и восполнит энергию.

Национальный парк предусматривает туристические маршруты и места стоянок. Здесь запрещена охота, а рыбачить можно только с разрешения администрации в специальных местах.

Ольховая глушь

Располагается лесная глушь рядом с посёлком Леппясюрья. Эзотерики считают, что это место женской энергии. Когда-то здесь жила ведьма – повелительница ветров. Фундамент её дома до сих пор остался на холме. Сюда устремляются туристы, которые хотят осознать себя и набраться мудрости у силы природы.

Название посёлка с финского переводится как «Ольховая роща». Место характеризуют сильные ветра и обугленные стволы деревьев. Как и многие другие места силы, Ольховая глушь притягивает молнии, что провоцирует лесные пожары. Изначально здесь была священная роща, позже – лютеранская церковь, но нередкие пожары уничтожили и деревья, и постройки.

Кочкомозеро

Рядом с посёлком Надвоицы располагается заброшенная деревня Кочкомозеро. В деревне давно никто не живёт, многие дома прогнили и обвалились. Изначально деревня была рассчитана на 50 домов, сейчас здесь осталось около 10 изб. Место это на многих наводит ужас, а эзотерики отмечают особую энергетику, исходящую от домов. Деревня даёт ощущение присутствия потусторонних сил.

Ходят слухи, что двери и ставни в домах открываются и закрываются сами собой. Хотя, это и неудивительно: место сильно продувается ветрами со всех сторон.

Шардонский архипелаг

Архипелаг, возникший в результате вулканической активности, насчитывает 40 островов и находится в 10 км от материка. Это идеальное место для уединения, спокойного отдыха, медитаций и размышлений. Главный плюс для многих туристов — здесь нет комаров и клещей, так как острова хорошо продуваются ветрами. Кроме того, здесь отличные рыбные места, и даже неумелые рыбаки смогут поймать рыбку на уху.

Туристы, верящие в мистические силы, без труда найдут «то самое место». Причудливые скалистые разломы, лишайники, кварцит и гранит, рельефность и высокие, переплетённые деревья подскажут, где искать энергию и силу. Живописные виды во все стороны не оставят равнодушным никого. Идеально пожить здесь 5-7 дней.

Бесов Нос

Это мыс на противоположном от Петрозаводска берегу Онежского озера, находящийся недалеко от посёлка Шальский. Бесов Нос интересен и учёным, и мистикам. Мыс знаменит петроглифами — наскальными рисунками. Всего их насчитывается более 500. Рисунки относятся к IV-III веку до н.э. Особенность петроглифов: изображения зверей, людей и мистических существ находятся не на отвесных скалах, а под ногами.

Мыс получил своё название благодаря изображению «Онежского беса» (название дали монахи, первые нашедшие рисунок). Фигура, отдалённо похожая на человека, ровно посередине рассечена проломом. Существует версия о том, что этот загадочный «человечек» связывает реальный мир с потусторонним. Среди рыбаков и охотников есть поверье, что задабривание «беса» принесёт удачу в промысле. Поэтому в щель нередко бросают монеты.

Также большое количество петроглифов можно осмотреть на побережье Белого моря. Один из туристических маршрутов — Залавруга. Это место, находящееся рядом с городом Беломорск, насчитывает 1,5 тыс. петроглифов (III-II век до н.э.). «Главное» изображение — «Пляшущий шаман». Необходимо потереть рисунок, тогда явится дух шамана и исполнит любое желание.

Как добраться

До многих мест добраться несложно, главное, чётко спланировать маршрут. Стоит оговориться сразу, что вряд ли посещение аномальных зон будет похоже на прогулку. Необходимо заранее готовиться к походу, даже если кажется, что идти недалеко и можно без труда это сделать за пару часов. Идти в любом случае придётся: не везде можно проехать на машине.

Леса Карелии зачастую перемежаются с болотами, местность рельефная, а от злобных карельских комаров отбиться не так просто. Даже если поход планируется в июле, следует быть готовыми к плохой погоде, проливным дождям и неприятному ветру. Босоножки лучше оставить дома и облачиться в кеды или другую удобную непромокаемую обувь. Следует позаботиться о своей безопасности: сообщить подробный маршрут друзьям и родственникам, а также заранее узнать номера службы спасения и продумать способы связи.

Самостоятельно

Туристы могут отправиться в поход самостоятельно. Маршруты начинаются от Петрозаводска или Петербурга. В распоряжении путешественников поезд, автобус, теплоход или другой водный транспорт.

Маршруты до описанных мест силы представлены в таблице.

Место Как доехать
Воттоваара Располагается между посёлками Суккозеро и Гимолы. Если ехать на поезде из Санкт-Петербурга, то лучше выбрать Гимолы (станция Гимольская), а оттуда уже пройти пешком (35 км). Прямой поезд идёт с Ладожского вокзала в течение 13 часов. Также есть маршруты с пересадкой в Петрозаводске. Рядом с Гимолы есть рабочий посёлок, где можно снять номер, а на следующий день отправиться в путешествие. На машине можно доехать непосредственно до подножия. Однако стоит учитывать, что не по всем дорогам пройдёт транспорт, а большую часть пути от Гимолы составляют грунтовые дороги. На гору лучше подниматься с северной стороны. Этот путь длиннее южного, но более пологий.
Паанаярви Это национальный парк, поэтому о своём приезде стоит сообщить заранее через официальный сайт парка. В этом случае в парке резервируется место для стоянки. После заказа путёвки необходимо отправиться в посёлок Пяозёрский, где находится визит-центр (в 1050 км от СПб). Там предоставляется транспорт туда и обратно. Здесь же можно уточнить всю необходимую информацию, заказать экскурсию, получить разрешение на рыбалку.
Ольховая глушь Это довольно глухое место (название говорит само за себя), поэтому добраться сюда общественным транспортом сложно. Путешественникам нужно ориентироваться на посёлок Леппясюрья, который находится в 16 км от трассы Питкяранта-Суоярви. До станции Суоярви идут прямые поезда из Санкт-Петербурга и Петрозаводска. От станции примерно за 1 час можно добраться до Леппясюрьи на попутке. Проще всего доехать на автомобиле от Санкт-Петербурга (за 5-6 часов) или от Петрозаводска (за 3-4 часа).
Кочкомозеро Это самый сложный маршрут, так как деревня стёрта с карт, и навигатор вряд ли приведёт в нужное место. К тому же севернее располагается озеро Кочкомозеро. Основные ориентиры – посёлок Надвоицы и впечатляющий водопад Воицкий Падун. До Надвоиц легко добраться на прямом поезде из Санкт-Петербурга или Петрозаводска. Кочкомозеро располагается восточнее посёлка. Как таковой дороги нет, придётся идти пешком. Заброшенное селение располагается на полуострове, который хорошо видно на карте в режиме спутника. Лучше всего взять проводника.
Шардонский архипелаг Включает в себя водный маршрут либо сразу из Петрозаводска (45 км по воде), либо из деревни Суйсарь. В деревню можно приехать на автобусе (дорога занимает 40 минут). Если туристы планируют поездку на 3-5 дней, то можно сделать привал на острове Суйсарь или на Малом Картофельном. Лодку можно арендовать или взять свою. В данной местности хорошо ловит связь.
Бесов Нос Если ехать на автомобиле из Санкт-Петербурга, то необходимо двигаться по трассе Е105, а затем в районе Медвежьегорска свернуть на трассу А-119. Путешественникам необходима деревня Каршево, где можно найти проводника, который отвезёт по реке Чёрная к берегу Онежского озера и укажет путь. Более дорогой вариант: найти провожатого и арендовать лодку в Петрозаводске (придётся пересекать Онежское озеро). Кроме того, можно доехать до посёлка Шальский и оттуда проплыть на лодке вдоль берега или пройти пешком.

Главная проблема для самостоятельных путешественников – как найти то самое место. В этом случае поможет навигатор, проводник-гид или указатели. Если есть риск заблудиться в карельских лесах, то лучше отправиться в поход с организованной группой бывалых туристов.

Организованные экскурсии

Некоторые карельские туристические агентства предлагают путешественникам специальные туры по местам силы. Начальная точка отправления – или Петрозаводск. Также можно воспользоваться услугами местных жителей или одиночных гидов. Связаться и с первыми, и со вторыми можно через официальные сайты или группы в социальных сетях, а также найти их непосредственно на месте. К примеру, жители Каршево и Гимолы не стесняются зарабатывать на туристах и с удовольствием за определённую плату проводят путешественников до нужного места.

Цены за организованное путешествие зависят от продолжительности тура (на день, два, три). В среднем однодневный тур (16 часов) на одного человека из стоит 2000 рублей. Сезон длится примерно до ноября, а затем возобновляется весной – в апреле-мае.

Карелия богата и другими местами силы. Можно отправиться на побережье Белого моря, на Соловецкие острова, к острову Дивный. Сама северная природа подсказывает нужное место, удивляя тишиной и поражая необычайно живописными видами. Даже не верящий эзотерикам турист вернётся из путешествия с восполненной энергией и душевной гармонией.

Вот загадка: «Что у каждого есть?» Подумав, ребенок наверняка найдет правильный ответ: имя. У каждого человека есть имя, а у предмета - название. Круг предметов, употребляемых народом, как ничто другое отражает его быт. В повседневной жизни ребенок имеет дело в основном с современными понятиями и предметами и для него поневоле остаются незнакомыми многие стороны деревенской жизни. Вот почему мы хотим познакомить детей с загадками, бытовавшими в карельском крае в прошлом веке.

Некоторые загадки могут показаться трудными. Помните, что в этих загадках отражается образное мышление именно карелов и финнов, их близость к природе. Так, например, загадка о руке могла родиться только здесь, в краю озер, мысов и скал. А как много нового ты узнаешь из загадки о сосне: и то, что в Карелии, где росло мало хлеба, в муку подмешивали сосновую кору, и то, что полученную из сосны смолу продавали в город, а ствол кроме дров давал древесный уголь.

Заинтересовавшись прошлым этой земли, ребенок будет искать все новые книги, рассказывающие об этом чудесном Крае лесов и озер. Одна из них «Калевала», которую подарил миру Элиас Лённрот. Он же записал в прошлом веке загадки , которые Вы сейчас отгадаете.

Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)

Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)

Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. (Сорока)

Олень по полю скачет, ноги до земли не достают. (Люлька)

Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)

Заливы узкие, мысы длинные, скала на кончике каждого мыса. (Рука (пальцы))

Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь)

У кого глаза в ушах? (Ушат)

Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)

Черная птица красные яйца высиживает. (Чайник на углях)

Может к ночи одеть, а среди бела дня раздеть. (Баня)

Двумя ногами ступает, восемью везет. (Сани)

Дятел в железных сапогах по дороге проскакал. (Лошадь)

Двое слушают, двое глядят, двое нюхают, один пробует, двое собак отгоняют, один сзади болтается. (Корова)

Изба еды полна, а крыши нет и стены дырявые. (Поле)

Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет. (Серп)

Высек пламя Илмаринен, выбил искры Вяйнямёйнен. (Гроза, гром и молния)

Железный мужичок огнем плюется. (Ружье)

Шкуру съедают, кровь продают, тело сжигают, рога в лесу оставляют. (Сосна)

Кипит-бурлит - никогда через край не переливается. (Озеро)

Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (Лодка с веслами)

Башмаки из камня, шляпа из бересты, в воде стоит, на земле падает. (Сеть)

Дед старый, шуба новая - каждый год шьют, каждый год порют. (Лед на озере)

Овца из лесу идет, шерсть по земле волочится. (Воз с сеном)

Одна изба, пять горенок. (Перчатка)

Сарай овечек полон, а посредине - баран остриженный. (Звезды и месяц)

Поэтому буду рассказывать про то, что знаю наверняка и что ещё не успели вытоптать много стадные полчища иностранных туристов и пенсионеров, от которых нет отбоя, что к сожалению не скажешь о наших старичках. В свете последних пенсионных реформ их вероятно будет ещё меньше. Но это тема, будоражащая Россию последний месяц, завуалированная чемпионатом мира по футболу, совершенно для другой статьи.

А мы с вами просто прошвырнёмся по виртуальной Карелии и раскроим некоторые вековые тайны древних капищ и "волшебных камней", загадочных лабиринтов и одного из самых красивых островов на Ладоге! Прикоснёмся к загадкам и красотам Карелии.

И так - в путь!

"...Каждый раз этот край удивлял и поражал меня своей красотой, загадочностью и невыразимым спокойствием. Древняя и величественная земля завоевывает сердце навсегда.

Глядя на нетронутые леса, кристально чистые озера, горные кряжи и бурные реки невольно вспоминаешь, что Карелия считается одним из возможных мест существования мифической .

Праздные туристы даже не догадываются, что скрывается за этой девственной красотой, какие тайны хранят эти камни. Но я проведу вас в параллельный мир по таинственным местам окутанным множеством легенд и сказаний.


Легенды, национальные эпосы, сказки и мифы создают вокруг страны "тысячи озер" ореол таинственности и сказочности.

И я тоже поддался на этот таинственный зов. На мой взгляд, я посетил самые выдающиеся с точки зрения эзотерики, мистицизма и православной культуры места.


Красоты и чудеса Онежского озера

Оне́жское о́зеро - на северо-западе Европейской части Российской Федерации, второй по величине пресноводный водоём в Европе после Ладожского озера.

Расположено на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей. Относится к бассейну Балтийского моря Атлантического океана.

Около 80 % площади озера расположено в Республике Карелия, 20 % - в Ленинградской и Вологодской областях.

Общее количество островов в Онежском озере достигает 1650, а их площадь составляет 224 км². Одним из известнейших островов на озере является остров Кижи, на котором расположен одноимённый музей-заповедник с построенными в XVIII веке деревянными храмами: Спасо-Преображенским и Покровским.


Самый крупный остров - Большой Клименецкий (147 км²). На нём располагается несколько поселений, имеется школа. Другие острова: Большой Леликовский, Суйсари.

"Бесов Нос"


Выступ на берегу Онеги. Место с пугающим названием "Бесов Нос" , испещрен рисунками древних людей. Петроглифы - наскальные изображения, доставшиеся нам от наших предков.


Находятся под ногами посетителей, а не на вертикальном полотне скалы. Глубокий смысл данных посланий древних людей как на восточном побережье Онежского озера, так и в Беломорском районе не удается по сей день в полной мере истолковать ученым.

На Бесовом Носу насчитывается более 500 петроглифов, среди них центральная фигура – онежский Бес, отдаленно похожего на человека, только с квадратной головой, телом - бочкой, с пятью пальцами на руках. Разделяет фигуру беса ровно посередине пролом, свидетельствующий, по мнению ученых, о связи с потусторонним миром. Здесь регулярно пропадают и местные жители, и приезжие. На месте, где пропадают люди, остаются лишь их вещи. Кто же стоит за этими загадочными и бесследными пропажами? По одной из версий, рассматривающейся учеными уже больше полувека, Бес, изображенный на мысе – реальное существо, представляющее собой Снежного человека. Из-за того, что до объекта трудно добраться, он посещается только рыбаками и охотниками, которые задабривают хозяина, кидая в щель монеты, чтобы он соблаговолил им в промысле.

Что же в том направлении, куда смотрят все изображенные на мысе рисунки? Оказывается, там находится своего рода, маленький Марс - Карьер малинового кварцита. Камень власти широко применялся при постройке Мавзолея и Исакиевского Собора, из него сделаны самые известные гробницы во всем мире, в том числе - Саркофаг Наполеона. Добывают его только в Карелии, в 60 километрах от ее столицы, на западном берегу Онеги, в старинном селе Шокша. Странно, но факт: дождь всегда обходит карьер стороной.


Кварцит - не единственный пришелец из другой реальности. Благодаря шунгиту русские одержали победу над шведами под Полтавой: из-за сильной жары вода в реках цвела. И наши солдаты пили ее, предварительно опуская в нее шунгит. Шведы же, мучились дизентерией.


Существует еще одно свойство этого загадочного камня, удивляющее ученых: шунгит - единственный минерал на земле, проводящий электрический ток. На производстве шунгит обрабатывается вручную, данный процесс достаточно травмоопасный. Удивительно, но раны от порезов при его обработке не гноятся и заживают очень быстро.


Более доступным, по сравнению с Бесовым Носом, для посещений туристов стал комплекс Залавругас с 29 группами наскальных изображений, составляющих 1,5 тысячи петроглифов. Среди этого многообразия птиц и зверей есть наиболее выдающееся изображение, привлекающее внимание туристов и ученых – "Пляшущий шаман".

По преданию, стоит только потереть его, дух выйдет и непременно исполнит заветное желание.

Гора Сампо

В переводе с финского "Сампо" означает магический предмет, источник счастья и благополучия. Преодолев путь к вершине горы по лестнице, перед вашим взором предстанут пестрящие разными цветами деревья. Ленты, повязанные на них – знак загаданных желаний.


Древняя легенда гласит, что именно этой горе присуща необыкновенная энергетика, способная творить чудеса.

Стоит только подойти к дереву желаний (вековой сосне), завязать на его ветках ленточку или лоскуток ткани, произнести вслух свое заветное желание и оно обязательно исполнится.


Вдобавок скалы этого холма привлекают любителей экстрима. Поупражняться в скалолазании здесь можно как начинающим, так и опытным скалолазам. При этом не стоит забывать о возможности полюбоваться девственной природой Карелии.

Очутившись на волшебном холме, ощущаешь особую атмосферу среди могучих сосен и каменистых скал. Стоит взобраться к вершине во время заката, и удивлению не будет предела, когда увидишь верхушки деревьев в золотистых лучах солнца.


Здесь можно обрести настоящий душевный покой от гармонии с природой, зарядиться лечебным воздухом с запахом диких сосен. Половить рыбу и приготовить ароматную уху заварить чай из лекарственных трав на костре, ведь разбить палаточный лагерь с друзьями около горы Сампо - не проблема.

Что же такое Сампо? В соответствии с карело-финской мифологией так называют предмет, обладающий волшебством, который дарит его обладателю счастье, силу и достаток. В народном эпосе «Калевала» он представлен в виде мельницы, которая обеспечивает своего хозяина мукой, солью и золотом.

Остров Русский Кузов, Лысая гора.

На ее вершине было крупное святилище с божеством в центре "Каменной бабой", которому приносились жертвы, и рядом с которым погребены старейшины племени саамов.


А вот центральное капище древних саамов с большой концентрацией идолов и сейдов расположено на наивысшей точке Немецкого Кузова, здесь шаманы совершали свои главные культовые обряды. По легенде, в 17 веке отряд шведов укрылся здесь от шторма, чтобы после напасть на Соловецкий монастырь, чем разгневали Богов, силы которых и защитили святую обитель от врага, превратив его в камни.


Ворота в параллельный мир стоит поискать на горе Воттоваара – самом страшном и легендарном месте в Карелии. Мертвые деревья и царство обрядовых камней, издающих звук пустоты.


Гряда горных холмов протянулась на 7 километров в длину. Дорога сюда уже наполнена множеством препятствий, и порой даже кажется, что они просто непреодолимы. Достигнув цели, можно заметить настолько ровные поверхности, что складывается впечатление, будто кто-то их отполировал.

Многие убеждены в том, что гора обладает мощной энергетикой, ведь здесь совершались обряды и поклонения богам. Об этом свидетельствуют расположенные в таинственном порядке безмолвные полторы тысячи сейдов.


Сразу напрашивается вопрос: как огромные валуны, среди которых есть и многотонники, стоящие на более мелких, оказались на вершине горы высотой 417 метров? Кто поставил их здесь?

Считают, что в камни заточены души умерших шаманов, пообщаться с которыми едут сюда люди, обладающие экстрасенсорными способностями, а также попросить у камней часть их силы и переместиться в параллельные миры.


Остается загадкой и то, кто же высек в скале тринадцать ступеней Небесной лестницы и "Ванную" в виде углубления, заполненного водой?



Воттоваара окутана множеством загадочных явлений: тут не живут животные, мертвы озера, выходят из строя приборы, отказывает аппаратура, а особенно бросаются в глаза деревья как в сказке про Бабу Ягу, скрюченные и даже завязанные в узел, что только усиливает и без того жуткое чувство от пребывания в этом месте. Здесь также можно провалиться в глубокий сон, если прилечь на валун.


Одна из неразгаданных загадок Карелии - лабиринты – закодированные знания в виде каменных символов спиралевидной формы, в диаметре достигающих до 30 метров и свидетельствующих о связи человека с космическими силами.


Спираль является своего рода кодом, который передавался из поколения в поколение. Во многих легендах лабиринты указывают на входы и выходы параллельного мира, двери которого открываются тому, кто знает ключ к ним.

До сих пор ни один "зашоренный" догмами и авторитетами ученый не расшифровал его значения.

Загадки Климецкого

В 40 км к северу от Петрозаводска расположился один из самых крупных островов Онежского озера - Климецкий, протяженностью 30 км.


В очередном путешествии новгородского купца в этом месте в 15 столетии застала настолько сильная буря, что его корабль выбросило на берег. Торговцу пришлись по душе живописные окрестности. Тут он и решил основать монастырь.


В 19 веке здешние места прославили местные сказители былинами о богатырях . По настоящее время известность острова не прекратилась благодаря таким явлениям, как: бродящие между деревьев призраки, гирлянды бегущих огоньков на лесных полянах, НЛО. Не обходится без случаев с исчезновениями людей.

Одни сначала долгое время блуждают по лесу, хотя на самом деле оказываются возле своей палатки. Другие же вовсе не помнят, как они оказались в том или ином месте. Так или иначе, научного объяснения данным феноменам не дано.

Небольшой и скалистый остров Радколье распростерся среди Онеги, неподалеку от острова Кижи. Здесь собирались те, кто поклонялся богам, живущим в деревьях.


У острова есть свой хозяин - идол в виде скалы, с чертами, схожими с человеческим лицом и обладающим настолько каменным взглядом, что наводит страх, вызывает апатию и покорность. Тех, кто его гневит, он "одаривает" несчастьями и болезнями.

Остров Дивный

(250 км от столицы) входит в состав Валаамского архипелага

Судя по названию, на острове действительно происходит что-то необъяснимое: внезапные появления НЛО и "дивных" людей: старцев, карликов.

При этом, одни утверждают, что у них внезапно возникает беспричинный страх, переходящий в ужас и желание куда-то бежать. Другие же наоборот, испытывают прилив сил.

Но все же, гости надолго на Дивном стараются не задерживаться. Главная достопримечательность острова – кромлех, выложенный тысячелетия назад, представляет собой ряды небольших камней.

В 15 веке Валаамские монахи поставили тут крест. Считалось, что наши предки окружали этими постройками какое-то очень важное место.

Лоухский район (600 км. от Петрозаводска), Национальный парк Паанаярви,
гора Кивакка

На ее вершину неоднократно пытались установить православный крест, но из-за ветра или ещё каких-то таинственных сил, эти попытки были тщетны. Местные жители уверенны в превосходстве мистических сил. Да и частые свечения из горы только усиливают подобные догадки.


Здесь же, на территории Паанаярви, находится самая высокая точка, крыша Карелии - Гора Нуорунен, высотой в 577 метров. На самой вершине горы вопреки всемирному тяготению балансирует на трех маленьких валунах многотонный сейд.


На оконечность Сапен-горы (165 км от Петрозаводска) в Медвежьегорском районе чаще всех остальных высот низвергаются разряды молний, о чем свидетельствуют деревья со сгоревшими верхушками. По легенде, на нее пролился железный дождь, чтобы люди научились добывать и обрабатывать железо. Может быть, поэтому здесь много залежей железной руды.


В этом же районе в деревне Пегрема, на севере Онежского озера расположен одноименный комплекс площадью в 20 тысяч квадратных метров. В его северной части находится объект поклонения "Утка", символизирующий женское начало, в южной – "Лягушка". Благодаря ей и был обнаружен весь объект.


Густая растительность, скрывающая древних идолов, была уничтожена лесным пожаром. Словно кто-то специально открыл это место на всеобщее обозрение. Наши предки считали лягушку символом зла. Именно поэтому вокруг нее проводились обряды, дабы задобрить ее и хоронили знатных представителей племени. Эзотерики съезжаются сюда для проведения различных ритуалов.

Запад Ладожских шхер. Кильпола


На противоположном берегу северной части острова есть заброшенная деревушка, окутанная историями, повествующими о загадочных событиях, начавшихся здесь еще в 19 столетии:

Острые предметы вдруг в одночасье тупели, внезапно то опускающийся, то рассеивающийся густой туман, лопухи выросли в два раза выше человеческого роста, резко возникшее беспричинное чувство тревоги у местных жителей, отсутствие ночи, миражи в виде городов и дворцов, красные летающие шары.


Обходили стороной местные и чащу леса: неведомая сила заставляла их там плутать по нескольку дней, после этого никто больше не видел пропавшего. Укрывались люди и от встречи со странными существами, ведь в противном случае любого, кого коснулся некто, поражала неведомая болезнь и он умирал в муках.

Периодически у воды появлялись и исчезали три девятиметровых в диаметре чана, сохраняющимися теплыми даже зимой. Но стоит отметить, что наблюдались и положительные явления. Например, когда человек излечивался от болезни.

Жители все до одного покинули "дивное" место, переехав отсюда как можно дальше.

Места силы в Карелии

На этом тайны в Карелии не заканчиваются. Не только острова и горы хранят в себе их. Вот, к примеру, Питкярантский район, озеро Янисъярви оказывает благоприятное воздействие на энергетику человека. Вместе с тем, здесь также появляются огненные шары, возникает свечение в глубине озера, сопровождающееся гулом и вибрацией.


Давно заброшенная деревня Кочкомозеро с несколькими покосившимися и почерневшими домами, двери которых открываются и закрываются какой-то неведомой силой. О ней и свидетельствуют многие эзотерики. Посетителей этих мест не оставлет ощущение того, что за ними кто-то наблюдает.


Сегежский район, Сегозеро - проклятое место. По свидетельствам старожилов, еще в начале 20 века из Лысой Губы озера внезапно ушла вся вода, а спустя очень короткое время резко хлынула обратно, но уже теплой. Подобные ужасные волны на водоеме очень часты. А начались такие аномалии с того, как в 17 веке в него опустился неопознанный объект, который остается в здешних водах по сей день.


Урозеро (Светлое) - наполнено подземной водой прозрачно - голубоватого цвета, сквозь которую можно разглядеть дно. Вода, взятая из этого источника, может храниться достаточно длительное время, предположительно, из-за того, что родники питающие ее, проходят через серебряные рудники.


Странными явлениями славится и Ведлозеро в Пряжинском районе . Это место просто кишит летающими тарелками и светящимися шарами, здесь живет водяной невысокого роста, с крупной головой и тонкими конечностями, и зачастую выпадают осадки в виде студня, заживляющие любые раны.


Олонецкий район, деревня Еройла . Сюда со стороны Новгорода в 12 веке приплыли по реке Олонке два креста. Один остановился у входа в деревню, другой – у ее выхода. Знамение свыше? Позднее здесь были основаны часовенки, которые в начале 20 века были разрушены, и святыни исчезли. С тех пор минуло почти столетие, и один из местных жителей обнаружил у себя во дворе после дождя в кустах один из тех исчезнувших крестов. Сие явление сложно не назвать чудом, поскольку пропажа нашлась к 780-летию крещения Карелии.


Хранит в себе загадку и Ладожское озеро. Между островами Коневец и Валаам из-под его вод исходят звуки, подобные гулу реактивного самолета и длятся они около полутора минут.

О баррантидах поговаривают не только местные жители, но и в своих писаниях монахи Валаамского монастыря, а также Александр Дюма свидетельствовали об этом явлении.


На берегу залива Импилахти стоит одноименная деревушка. Когда-то в ней жили двое влюбленных. Родители девушки были против ее избранника и всячески старались разлучить их. Так и случилось: дочь они заперли в доме, а юноша бесследно исчез. Девушка не вынесла таких мук и убежав из дома, сбросилась со скалы. Превратившись в русалку Импи, каждую ночь она выходила на берег и издавала душераздирающие звуки, разносившиеся по всей окрестности. Отсюда и пошло название залива.


© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары