Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Кто такой аллах и откуда он взялся. Значение часто повторяемых мусульманами слов субханаллах, машаллах, иншаллах, аллаху акбар

) - имя собственное, соответствующее, по мусульманской вере, истинному Богу, Творцу и Господу всего сущего, обладателю всех превосходных имён и качеств, Единому, Единственному. Мусульмане считают, что Аллах вечен и не имеет начала и конца, постижение его человеческим разумом невозможно, однако некоторые его атрибутивные качества поддаются приблизительному описанию категориями человеческого понятийного аппарата, то есть, например, можно говорить о Его существовании или совершенстве.

Этимология

В то же время, по мнению многих мусульманских богословов «Аллах» - имя собственное, не образованное от каких-либо семантических корней (гайр муштакк ) .

Слово «Аллах» всегда употребляется в единственном числе во всех Писаниях ислама, указывая на Единство Бога как подтверждение отвергания язычества.

Арабы, исповедующие другие авраамические религии (иудаизм и христианство), используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к Богу . В арабском переводе Библии слово «Бог» также переведено как «Аллах» .

Обычно, когда речь идёт об исламе, для обозначения Бога всё равно применяется слово «Аллах», даже не в арабоязычной среде.

Единобожие

Сущность и атрибуты Аллаха

В исламе, бытие Аллаха непостижимо для человеческого разума. В отличие от сотворённой им природы, он сам не сотворён никем. Аллах создал все сущее из ничего и привёл все в упорядоченное состояние, то есть все мироздание и все формы бытия находятся между собой в состоянии неразрывной связи и гармонии. Он также управляет всеми процессами и событиями в сотворённом мире. Аллах является творцом всех форм жизни и поддерживает их жизнедеятельность. В то же время, Аллах установил для всех людей, животных, растений определённый срок жизни.

Мусульмане верят, что все в мироздании совершается только по воле Аллаха, который способен сделать абсолютно все. Только он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без его ведома. Аллах видит и слышит абсолютно все непостижимым для человека образом, и ничто невозможно скрыть от его взора. Он является единственным истинным Хозяином всего сущего.

Согласно Корану, кроме Аллаха других богов не существует. По этой причине единственным объектом для служения и поклонения является только он. Аллах запрещает служение лжебогам. Язычество , суеверия, поклонение и страх перед сотворёнными стихиями и мифическими персонажами в исламе являются тягчайшими грехами (ширк) перед Аллахом, которые он не прощает, иначе как после искреннего раскаяния человека.

Примечания

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аллах" в других словарях:

    Создатель и управитель всего сущего бытия. Помимо Него никто не обладает этими качествами. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие невозможным. Он является самодостаточным. У Аллаха нет равных и в этом… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Акбар (акбарыч). Жарг. шк. Шутл. Военрук, преподаватель начальной военной подготовки. ВМН 2003, 18. Аллах [его] знает (ведает). Прост. Шутл. Абсолютно ничего неизвестно, никто не знает о чём л. ФСРЯ, 39; БТС, 35; БМС 1998, 23. Одному аллаху… … Большой словарь русских поговорок

    АЛЛАХ, аллаха, мн. нет, муж. (араб.). Бог у магометан. ❖ Аллах его ведает (шутл.) не знаю, неизвестно. Одному аллаху известно (шутл.) то же. Ну его к аллаху! (фам.) ну его к чорту! Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АЛЛАХ, а, муж. (А прописное). В исламе: Бог. Аллах его ведает или одному аллаху известно (разг. шутл.) не знаю, неизвестно. Ну его к Аллаху! (прост.) то же, что и ну его! Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См … Словарь синонимов

    аллах - а, м. allah <ар. al illah бог. Наименование бога в исламе. Крысин 1998. Лекс. Ян. 1803: аллаг; Энц. лекс.: аллах; САН 1891: алла/х … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Аллах - Аллах его ведает (шутл.) или аллах его знает; одному аллаху известно не знаю, неизвестно. Куда надевалась эта книга одному аллаху известно. Ну его к аллаху! (фвм.) ну его к черту! … Фразеологический словарь русского языка

    - (арабское), имя Бога в исламе … Современная энциклопедия

    - (араб.) имя Бога в исламе … Большой Энциклопедический словарь

АЛЛАХ (от араб. "этот Бог", в значении "истинный Бог") - в исламе - имя Бога. До ислама А. - одно из высших божеств аравийского (в частности, мекканского) пантеона. А. в исламе - единый и единственный Бог, Творец мира и Господин Судного дня, пославший к людям Мухаммада в качестве своего посланника. Кратчайший символ веры ислама гласит: "Нет никакого божества, кроме А., и Мухаммад - посланник А.!" По мусульманским представлениям, Коран - прямая речь А., непосредственно или через ангелов обращенная к Мухаммаду. А. мусульман в принципе идентичен Богу иудеев и христиан.

Согласно анализу М. Б. Пиотровского, образ А.- стержень всей коранической проповеди; в основных своих чертах он неизменен как в мекканский, так и в мединский периоды, хотя акценты на разные черты А. в разные периоды различны. Единственность и внутреннее единство А.- одна из главных тем Корана. Вера в А. противопоставляется многобожному язычеству. Он один, единственный, у Него не может быть никаких "сотоварищей". "Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один", - гласит Коран. В Коране также постоянно говорится о совершенстве, могуществе и величии А. Ему подчинено и повинуется все в мире, ничто не может совершиться без Его воли и Его знания об этом. Он властвует надо всем и опекает Свои творения. По отношению к людям Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, осознавая могущество и величие А., полностью подчинять себя Ему (ислам), быть покорными А., богобоязненными, благочестивыми, во всем верить А. и на Его волю и милость всегда полагаться. Многократно в Коране рассказывается о конкретных проявлениях единственности и величия А. Он - единственный Творец, создавший все, что существует в мире, в том числе человека и то, чем человек живет. А. творит вещи своим приказом. Он единственный подлинный царь (малик) и судья (хакам) для людей. А. воздает людям за их добрые и греховные поступки. Один из излюбленных сюжетов Корана-наказание, которое А. обрушивал на народы и селения, где не захотели слушать Его посланников и вели себя неблагочестиво. А. время от времени избирает из людей Своих пророков и посланников, призванных нести весть об А. людям. Последним таким посланником провозглашен Мухаммад. В угодное Себе время А. уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет их к Себе на суд, где каждому будет воздано за его деяния низвержением в ад (джаханнам) или блаженством в раю (ал-джанна). Образ суда А. и Его наказаний неверных составляет значительную часть первых проповедей Мухаммада. А. многократно проявлял и проявляет Себя людям в Своих творениях. Все существующее на свете - это чудо, сотворенное А., это - Его знамения людям. Одним из дарованных людям чудес А. объявляет и собственно Коран. Ряд айатов (см. Айа ) Корана, противоречиво или слишком конкретно описывающих А., вызывал многочисленные споры среди мусульман, а также использовался немусульманами в антиисламской полемике. Однако с точки зрения мусульманских богословов (и здесь они безусловно едины) эти айаты содержат лишь кажущиеся противоречия, которые на самом деле являются взаимодополняющими, хотя и контрастирующими друг с другом элементами, описывающими суть взаимоотношений А. и человека, а также природу самого А. В Коране многократно говорится о том, что все, что делает человек, сотворено А., что все в мире происходит лишь с ведома А., по Его решению и приказу. Одновременно всячески подчеркивается, что человек лично ответственен за свои поступки, прежде всего за поступки неправедные, и что на финальном суде А. каждый из людей получит воздаяние согласно своим поступкам. Контрастность этих суждений об отношениях Бога и человека стала поводом для многих сомнений и споров. То же самое произошло с сохранившими элементы образного мифологического мышления аравийцев айатами, где об А. говорится метафорически как о существе, имеющем части тела как у человека (руки, лицо, глаза) и совершающем человеческие действия (сидит на троне, приходит и т. д.). Учение об А. стало основой мусульманской религии и богословия, а догмат о единственности и единстве А. - главным догматом ислама, в соответствии с которым должна быть в конечном счете приведена вся жизнь мусульманина (в пределе - и всего мира. - Ред.). Различные аспекты природы А. обсуждались и разъяснялись в разнообразных специальных богословских сочинениях. Две главные проблемы - сущность природы А. и природа Его деяний. Большое внимание уделялось роли разума в познании Божества, но главные дискуссии на протяжении 8-12 вв. вызывала проблема качеств (атрибутов) А. и их соотношения с Его сущностью. Традиционалисты требовали принимать содержащиеся в Коране упоминания о качествах А. без рассуждений. Другие течения 8-9 вв. стремились очистить ислам от элементов, казавшихся им отклонениями от чистого единобожия, и отрицали существование у А. качеств или толковали их символически. С 9-10 вв. распространились представления о реальном существовании у А. свойств, неразрывно связанных и слитых с Его Божественной сущностью; иногда их понимали как "состояния" этой сущности одновременно и существующие, и не-существующие. В связи с Божественными качествами особое значение и распространение приобрели обозначавшие эти качества "имена" А. (см. ал-Асма ал-Хусна ) и списки качеств А., подразделявшие их на разные категории. Предметом разногласий было реальное содержание таких качеств А., как "видимость" (лицезрение его людьми в День суда и праведниками в раю) и "речь". С вопросом о сотворенности или несотворенности "речи Аллаха" связан один из важных богословских споров 8-10 вв. - о сотворенности или несотворенности Корана. Одной из форм дискуссии о качествах А. было обсуждение возможных толкований (или отказа от толкования) "антропоморфических" выражений в Коране. Проблема "деяний" А. - это, прежде всего, решение вопроса о том, как сочетать принцип справедливого воздаяния А. людям за их поступки с Его всемогуществом и творением Им всех человеческих поступков. Мусульманское богословие, по существу, зародилось в конце 7-8 вв. с обсуждения этих вопросов. Традиционалисты отказывались от окончательного решения проблемы, исходя из текстов Корана. Некоторые богословские школы допускали способность человека творить свои поступки. В 10-12 вв. сложилось несколько концепций, примиряющих конечную зависимость всякого поступка человека от воли Божества с конкретными действиями человека по осуществлению этого поступка через "выбор", "приобретение", "способность к его совершению" и т. д., т. е. через понимание зависимой, или "вынужденной", свободы человеческих поступков. Многие аспекты проблемы связи между А. и людьми нашли развитие в шиитских воззрениях шиизма на имамат. В суфизме проблема природы А. стала рассматриваться как проблема пути познания Божества, постижения Его сущности не разумом, но интуицией через внутреннюю реализацию "таухида" (религиозного монизма, монотеизма. - Ред.) в сердце человека посредством любви, упования во всем на А. и аскетизма. Две главные суфийские концепции взаимоотношений человека и А. предполагают нисхождение А. в сердце мистика и растворение человека в Божественной сущности.

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

Среди наиболее распространённых ошибочных представлений об Исламе, бытующих среди немусульман, – это понимание слова “Аллах”. По разным причинам многие полагают, что мусульмане поклоняются не тому Богу, которому поклоняются христиане и иудеи. Это совсем не так, ведь “Аллах” – это просто арабское имя Бога, и существует только один Бог. Без всякого сомнения, мусульмане поклоняются Богу пророков Ноя, Авраама, Моисея, Давида и Иисуса, мир им всем. Другое дело, что иудеи, христиане и мусульмане имеют различные представления о Всевышнем Боге. Например, мусульмане, подобно иудеям, отклоняют христианские верования о троице и божественном воплощении. Однако это не значит, что у каждой из этих трёх религий есть свой Бог, поскольку, как мы уже сказали, есть только один Истинный Бог. Иудаизм, христианство и ислам – все исповедуют “веру Авраама”, а также все они классифицируются как “монотеистические”. Однако Ислам учит, что другие религии, так или иначе, исказили и аннулировали чистую и надлежащую веру во Всемогущего Бога, пренебрегая Его истинным учением и смешивая его с людскими идеями.

Прежде всего, необходимо отметить, что “Аллах” - то же самое слово, которое арабо-говорящие христиане и евреи используют для обозначения Бога. Пролистав арабскую Библию, можно обнаружить, что слово “Аллах” используется там, где “Бог” используется по-русски. Это потому, что “Аллах” - арабский эквивалент русскому слову “Бог” с заглавной “Б”. К тому же, слово “Аллах” не может быть во множественном числе, и этот факт идет рука об руку с исламским понятием о Боге.

Интересно обратить внимание, что слово арамейского языка “Элох”, обозначающее слово «Бог» на языке Иисуса, является более близким по звучанию к слову “Аллах”, чем русское “Бог”. Это касается также еврейских слов для Бога, которыми являются “Эль” и “Элоах” и множественная или уважительная форма “Элохим”. Причина этого сходства состоит в том, что арамейский язык, иврит и арабский язык относятся к группе семитских языков с общим происхождением. Следует также отметить, что в переводе Библии на другие языки еврейское слово “Эль” переводится по-разному: как “Бог”, “бог” и “ангел”! Эти языковые разночтения позволяют разным переводчикам, согласно их предвзятых понятий, перевести слово соответственно их собственным представлениям. Арабское слово “Аллах” не представляет такой трудности или двусмысленности, так как оно используется только для Всевышнего Бога. К тому же, по-русски единственным различием между “богом”, означающим любого ложного бога, идола и т.п., и “Богом”, означающим Одного Истинного Бога, является заглавная “Б”. Из-за вышеупомянутых фактов, более точным переводом слова “Аллах” на русский язык мог бы быть “Один и только Один Бог” или “Единственный Истинный Бог”.

Еще более важным моментом, который следует отметить, является то, что арабское слово “Аллах” несет в себе сильное религиозное значение. Оно имеет общий корень с арабским глаголом “таалляха” (или “алляха”), что означает “быть обожествляемым, являться объектом поклонения”. Таким образом, в арабском языке слово “Аллах” означает «Единственный, кто заслуживает поклонения». Это, по сути, является чистым монотеистическим посланием Ислама.

Достаточно сказать, что только тот, кто утверждает, что он “монотеистический” иудей, христианин или мусульманин, не впадает в еретические верования и идолопоклоннические культы. Многие люди, включая и некоторых мусульман, заявляют о своей вере в “одного Бога”, но при этом совершают идолопоклонство. Известно, что многие протестанты обвиняют римских католиков в идолопоклонничестве по отношению к разным святым и Деве Марии. Точно так же и греческую Ортодоксальную Церковь многие другие христ иане считают “идолопоклоннической”, потому что в большей части их обрядов поклонения они используют изображения. Однако, если Вы спрашиваете католика или ортодокса, один ли Бог, они неизменно ответят: “Да!” Это утверждение, впрочем, не останавливает их от того, чтобы быть “поклоняющимися сотворенному” идолопоклонниками. То же самое относится к индусам, которые полагают, будто их боги – лишь “проявления” или “воплощения” одного Высшего Бога.

Напоследок хотелось бы сказать, что есть люди, явно далёкие от правды, которые хотят заставить всех думать, что “Аллах” – только некий аравийский “бог” , и что Ислам является совершенно “другим” - в смысле, что он не имеет никакого отношения к другим авраамистическим религиям (то есть. христианству и иудаизму). Сказать, что мусульмане поклоняются иному “Богу” только потому, что они говорят “Аллах” – столь же нелогично, как сказать, что французы, испанцы, евреи поклоняются разным Богам, потому что одни используют слово “Dieu”, другие - “ Dios”, третьи называют Его “Яхве”. Конечно, подобные рассуждения просто смешны! Стоит отметить, что заявление о якобы единственном правильном слове для обозначения Бога только на каком-то одном языке равносильно отрицанию универсальности послания Бога к человечеству, которое было ко всем нациям, племенам и народам через различных пророков, которые говорили на различных языках.

Хотелось бы спросить наших читателей, что движет этими людьми? Причина заключается в том, что Окончательная Истина постановлений Ислама стоит на крепком фундаменте и его непоколебимой убежденности в Единстве Бога. По этой причине христиане не могут критиковать его доктрины объективно, а вместо этого фабрикуют домыслы об Исламе, настолько ложные, что люди теряют всякое желание узнать побольше. Если бы Ислам был представлен миру надлежащим образом, это, конечно, могло бы побудить многих людей пересмотреть и переоценить свои собственные убеждения. Весьма вероятно, знай они о существовании в мире универсальной религии, призывающей к поклонению и любви к Богу, практикующей чистое Единобожие, то, по крайней мере, почувствовали бы, что они должны пересмотреть основания их собственных вероубеждений и доктрин.


Примечания:

Подобно заявлению Роберта Морея в книге «Бог Луны "Аллах" в археологии Ближнего Востока». Опровержение утверждений этого автора можно прочесть по следующей ссылке: (http://www.islamic-awareness.org/Quran/Sources/Allah/moongod.html)

Аллах - это Господь Бог, Всевышний Творец, Всемогущий Создатель. Слово «Аллах» переводится с арабского языка дословно как «Единственный, Кто достоин поклонения». Это Бог Авраама, Ноя, Моисея, царей Давида и Соломона, Иисуса Христа и Пророка Мухаммеда. Аллах - одно из имён Всевышнего Создателя.

Заданный вопрос звучит: «КТО такой Аллах?» Поэтому не буду уходить в этимологию этого слова, а попробую составить своеобразное резюме тому, к кому миллионы последователей исламской религии обращаются по имени «Аллах».

Аллах. Он же - Господь Бог. Он же - Всевышний Творец. Он же - Всемогущий Создатель. Он же - Единственный Судья. Он же - Хозяин всего сущего. Он же - Властелин Семи Небес. У Него 99 имён, каждое из которых характеризует Его уникальные свойства. Все Его 99 имён озвучены в тексте Священного Корана. Есть целые суры, названные Его именами, например, сура 31 «Лукман» - Мудрый, сура 35 «Фатыр» - Творец, сура 40 «Гафэр» - Прощающий, сура 55 «Эр-Рахман» - Всемилостивый, сура 87 «Аль-Эгле» - Всевышний.

Дата рождения.

Он не был рождён, потому как Он - вечен. «Он - Аллах – един», - как сказано в суре 112 «Ихлас» (Очищение), - «Аллах - вечен, не родил и не был рождён, и нет Ему равного никого!»

Место жительства.

Он - всеобъемлющ. Он - одновременно везде. Он ближе к каждому из нас, чем наша собственная сонная артерия.

Семейное положение.

Никогда не был женат. Никого не рожал. Приведу только аяты 91-92 суры 23 «Аль-Муминун», что значит "Верующие": «Аллах не брал Себе, - гласит сура, - никакого сына, и нет с Ним никакого божества. …превыше Он того, что придают Ему в соучастники!» Хотя, таких свидетельств в Коране немало...

Внешность.

Он совершенен, прекрасен и бесподобен. Аллах не похож ни на кого и ни на что. Во всём Мироздании нет ничего, подобного Ему.

Образование.

Он - Единственный Абсолют. Его знания - Совершенная Истина.

Профессия.

Он - Всевышний Творец. Всемогущий Создатель, Хозяин всего сущего. Единственный Попечитель и Хранитель. Всеобъемлющий Вседержитель. Единственный Судья Судного Дня.

Профессиональные навыки.

Он всё знает, всё видит, всё слышит. Он проницателен и осведомлён обо всём. Он властен над всякой существующей вещью.

Опыт работы.

Весь Священный Коран описывает только деяния Аллаха. Текст Корана идёт и от первого лица, что значит, от имени Аллаха, и от третьего лица, то есть, рассказывает о Нём.

Знание языков.

Он их все знает. Без сомнения!

Личная характеристика.

Он - самодостаточен. Первый и последний. Бесконечный. Мудрый, Могучий, Могущественный, Пречистый, Ведающий явное и сокрытое. Милосердный, Милостивый, Прощающий, Терпеливый и Справедливый. Скор как в помощи, так и в наказании.

Особенные черты характера.

Его милость опережает Его гнев.

Имеет «любимчиков» - покаявшихся грешников.

Любит, когда у Него просят прощения.

Ненавидит, если Ему приписывают «сотоварищей».

Отворачивается от неблагодарных людей.

Уделяет особо пристальное внимание младенцам и людям, находящемся в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения - их Он хранит и оберегает.

Каждый отдельно взятый Человек и всё Человечество в целом, которое Он создал в соответствии со Своим Планом. В суре 23 ««Аль-Муминун» есть аят 115: «Разве вы думали, - говорится в нем, - что Мы создали вас, забавляясь…?»

Средство связи с Аллахом - глубокая и искренняя вера. Нужно только обратиться к Нему с искренней молитвой, и Его помощь и участие не заставят себя долго ждать. В экстренных ситуациях Его реакция на просьбу о помощи молниеносна. Это факт.

Особые приметы.

Не даёт человеку испытаний больше, чем тот может вынести. Доказательством этого является аят 286 суры 2 «Аль-Бакара» (Корова), который начинается со слов: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё…», заканчивается же словами: «Не возлагает на нас то, что нам невмочь…»

Особые заслуги.

Дал человеку свободное волеизъявление. То есть, полную свободу в выборе.

Установил, что Бог – один. Нет никого и ничего, чему может поклоняться Творение Божие, то есть человек, кроме Всевышнего Создателя. Зачем? Чтобы свобода волеизъявления человека не была никем нарушена или ущемлена. Чтобы человек не стал рабом никому и ничему - ни идолу, ни другому человеку. Свобода личности и свобода выбора - это главнейшие и извечные ценности, как перед Аллахом, так и в обществе людей.

Наделил человека способностью любить. Наверное, как напоминание Душе о потерянном Рае…

Вот, собственно, всё, что мы, человечество, можем приблизительно понять своим мышлением, потому как Аллаха невозможно себе представить - мозгов не хватит. Кто-то сомневается в существовании Аллаха, или Господа Бога, надеясь, что «там - только сырая земля да пара досок»? Тогда для особо «одарённых» последний абзац.

В нашем веке научно-технический прогресс зашёл очень далеко: долетел до окраины Солнечной системы и уже разглядывает дно Марианской впадины. И даже попытался примерить на себя роль Всевышнего Творца: изобретено клонирование, и зачатие детей уже происходит в пробирке. НО! Для клонирования всё ещё нужна живая клетка, взятая у оригинала, а для зачатия в пробирке всё ещё нужны живая яйцеклетка и живой сперматозоид. В попытке создать Совершенство, учёные так и не могут смешать в суперсовременных лабораториях все известные и необходимые ингредиенты, имея все данные о ДНК и геноме человека. Под микроскопом этот дезоксирибонуклеиновый «коктейль» не получается ЖИВЫМ! Не хватает чего-то! Учёные оправдываются тем, что они не боги…

Аллах

создатель и управитель всего сущего бытия. Помимо Него никто не обладает этими качествами. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие невозможным. Он является самодостаточным. У Аллаха нет равных и в этом выражается Его абсолютное единство.
Аллах - имя собственное, соответствующее истинному Богу, Творцу и Господу всего сущего, обладателю всех превосходных имен и качеств, Единому, Единственному (уникальному). Имя "Аллах" образуется из определенного артикля "Аль" и слова "Илях", которое имеет значение "тот, кому поклоняются", "достойный поклонения". Артикль "Аль" указывает на Единственного истинного Бога, достойного поклонения. Необходимо отметить, что слово Аллах не имеет формы множественного числа и всегда произносится в единственном числе.
Слово аль-Илях было известно еще древним семитам, предкам современных арабов и евреев. Древние семиты называли Бога Элох (Элоах). Это слово встречается в Ветхозаветной книге "Бытие", где одним из имен Бога является именно Элох(им). В то же время, на языках различных народов единый Бог называется различными именами. Однако все эти имена относятся только к Нему.
Аллах вечен и не имеет начала и конца. Постижение Его человеческим разумом невозможно. Однако некоторые Его атрибутивные качества поддаются приблизительному описанию категориями человеческого понятийного аппарата. То есть, например, можно говорить о Его существовании или совершенстве.
Умозрительные методы обоснования бытия Аллаха и пророческие откровения
В Коране можно встретить множество призывов созерцать феномены этого мира, размышлять над ними: «Поистине, в небесах и на земле - знамения для верующих! И в вашем творении и в рассыпанных Им животных - знамения для людей убежденных, и в чередовании ночи и дня, и в том, что ниспослал Аллах с неба из пропитания и оживил им землю после ее смерти, и в направлении ветров - знамения для людей, обладающих умом». (45:3-5).
Во все времена люди обладали знанием о существовании Творца и Создателя мира. Часто к такому выводу приходили интуитивно, так как древние мыслители пытались объяснить вопросы о происхождении и существовании мира, человека и его места в нем. Однако, признавая существование единого начала, древние мыслители часто не придавали Ему личностных атрибутов и представляли Его бесконечно удаленным от мира. Примитивное, мифологическое сознание древних людей также не давало возможности многим из них правильно поставить вопросы по различным проблемам и правильно ответить на них. В Коране говорится о том, что все люди, в том числе и язычники, знают о существовании Единого Творца, однако наряду с ним они поклоняются и лжебогам:
- «Oн - тoт, ктo пycкaeт вac в пyть пo cyшe и пo мopю; a кoгдa вы бывaeтe нa кopaбляx ... и oни тeкyт c ними пpи xopoшeм вeтpe, и paдyютcя oни eмy; пoйдeт бypный вeтep, и пoдoйдeт к ним вoлнa co вcex cтopoн, и пoдyмaют oни, чтo иx yжe oкpyжилo, - тoгдa oни взывaют к Aллaxy, oчищaя пpeд Hим cвoю вepy: "еcли cпaceшь Tы нac oт этoгo, мы бyдeм блaгoдapными". A пocлe тoгo, кaк Oн иx cпac, вoт, - oни злoчинcтвyют нa зeмлe бeз пpaвa. O люди, вaшe злoчинcтвo - пpoтив вac caмиx, кaк пoльзoвaниe ближaйшeй жизнью; пoтoм к Haм вaшe oбpaщeниe, и Mы cooбщим вaм тo, чтo вы дeлaли». (10: 22-23);
- «”Mы пoклoняeмcя им (т.е. языческим богам) тoлькo, чтoбы oни пpиблизили нac к Aллaxy близocтью”. Aллax paccyдит мeждy ними в тoм, в чeм oни pacxoдятcя!» (39: 3).
Наблюдения над природой и смыслом существования с одной стороны, и размышления о сущности бытия с другой, были присущи древним философам. Как пример этого можно привести Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и других мыслителей. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все превращается, они искали начало и изменения всех вещей. Отказ от признания в мировоззренческой доктрине древнего мира единого личностного властного начала привел к тому, что, по словам Аристотеля: «Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и во что как в последнее они, погибая, возвращаются…». Например «Фалес утверждал, что началом всего является вода… Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее воды и из простых тел принимают его за начало». Сам же Аристотель считал, что в основе бытия лежит некая первоматерия, в основе которой лежат 4 материальные стихии: огонь, воздух, вода и земля.
Аналогичное мировоззрение можно наблюдать в древнеиндийском обществе. Как и у древних греков, цепь их умозрительных рассуждений проходила в плоскости материального. Небу и земле вначале приписывались лишь физические свойства - необъятность, ширь, плодоносность. Земле приписывают такие качества, как «дающая мед», «полная молока». Земля и небо вначале рассматриваемые как независимые существа, вскоре вступили в тесные отношения. На Землю стали смотреть как на родящую мать, оплодотворяемую небом.
Однако те же древние греки и индийцы понимали, что проблема возникновения сущего бытия не может быть объяснена только материей, так как объяснить многообразие феноменов в мироздании только этой причиной невозможно. Поэтому они ввели понятие второй первопричины - бога. Однако этот бог не является аналогом монотеистического понимания Бога. Он является лишь неличностным формообразующим началом. Отношение материи и бога характеризуются у некоторых античных философов как отношения ремесленника и сырья, из которого он собирается вылепить формы. Другие (например, Аристотель) отождествляли безличного бога с движением, считая, что его функция заключается лишь в роли двигателя, приводящего в движение все мировые процессы.
Таким образом, в мировоззрении древних обществ в вопросе о первопричинах мироздания, в большинстве случаев имел место дуализм материи и безличного бога. Одновременно шел процесс слияния этих понятий путем персонификации материальных образов. Все материальные объекты и процессы персонифицировались и им придавались Божественные (в основном антропоморфные) атрибуты.
Однако умозрительные наблюдения древних мыслителей не ограничивалось только указанными выше результатами. Некоторые люди, отвечали на все интересующие греческих или индийских философов вопросы с других позиций. Ярким примером этого является описанная в Коране история размышлений пророка Ибрахима, который путем умозрительных заключений пришел к идее существования единого Бога-Творца. Об этом в частности упоминается в следующих аятах Корана: «И когда его (Ибрахима) покрала ночь, он увидел звезду и сказал: «Это Господь мой!». Когда же она закатилась, он сказал: «Не люблю я закатывающихся». Когда он (Ибрахим) увидел месяц восходящим, он сказал: «Это Господь мой!» Когда уже тот зашел, он сказал: «Если Господь мой меня не поведет на прямой путь, я буду из людей заблудившихся. Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: «Это Господь мой, он больший!». Когда же оно зашло, он сказал: «О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи. Я обратил лицо свое к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто и я не из многобожников» (6: 76-79).
Как видно из этого аята, характерной отличительной чертой размышлений Ибрахима являлось то обстоятельство, что он исходил из необходимости властной и всемогущей сущности Творца. Весь ход его рассуждений заключался в том, обладает ли властью над мирозданием тот или иной объект природы? Достойны ли материальные сущности феноменального мира того, чтобы их персонифицировали и делали божествами? Ведь без единого цементирующего начала в мироздании невозможно его существование, невозможна гармония отношений между различными проявлениями материального бытия. Подобный ход рассуждений проходит лейтмотивом во многих сурах Корана.
Кораническая история размышлений Ибрахима сильно отличается от хода размышлений и подходов к сущности бытия мыслителей древней Греции и Индии. Ибрахим не допускает мысли о том, что материальные объекты могут быть первопричиной мира. Весь ход его рассуждений строится на том, что все материальное имеет конец. Но то, что конечно не может обладать атрибутами Божественности. При этом Ибрахим задается вопросом о том, кто же является Создателем материального мира и, одновременно с этим, лейтмотивом проходит и мысль о том, кто владеет мирозданием. То есть важнейшим аспектом размышлений Ибрахима был вопрос о Божественной власти. Этим самым ход его рассуждений резко контрастирует с ходом рассуждений древних греческих и индийских мыслителей, которые не ставили проблему власти в своих рассуждениях.
Вопрос о том, кто владеет вселенной, привел Ибрахима к внутреннему озарению, осознанию им единого Бога, который владел всеми Божественными атрибутами и был конкретным личностным Творцом, а не безличным абсолютом древних философий. Ибрахим не строил сложных философских систем, но простота его подхода к вопросу о первопричине вселенной привела его к великой идее, которая позднее легла в основу монотеистического мировоззрения всего человечества. Именно этому мировоззрению было суждено пережить все умозрительные наблюдения и теории древних философов и стать достоянием самых широких масс многих народов мира.
Необходимо отметить, что согласно исламским первоисточникам, осознание существования Аллаха и знания о нем приходили к человечеству не только путем умозрительных заключений и размышлений над сущностью мироздания. Творец в различные времена посылал к различным народам мира Своих посланников (пророков), которые проповедовали идеи единобожия и приносили различным обществам более конкретные знания об Аллахе и Его атрибутах. Пророкам Бог посылал эти сведения путем откровений (вахй).
Ортодоксальная мусульманская доктрина называет первым пророком человечества Адама, а последним Мухаммада. Общее же количество Божьих посланников было довольно значительным, но в Коране называются имена только 25 пророков. Ими являются Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Лут, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб, Йусуф, Шуайб, Муса, Харун, Давуд, Сулейман, Аййуб, Зулькифл, Йусуф, Ильяс, Аль-Йаса, Закария, Йахйа, Иса, Мухаммад. Относительно пророчества Узайра, Локмана и Зулькарнайна, имена которых также называются в Коране, однозначных утверждений в среде мусульманских ученых нет.
Божьи посланники не были наделены даром знания сокровенного. Однако им было дано Откровение от Аллаха. Ошибка в передаче ими Божественного руководства исключена. Но они могли ошибаться в случае самостоятельного принятия решения, не санкционированного Божественным откровением. Но в этом случае Аллах поправлял их ошибки.
В соответствии с аятом Корана: "Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников" (2: 285), мусульманам предписывается не ставить различий между Божьими посланниками. Однако миссии пророков были различными. Все они были отправлены к своим народам, и только последний пророк Мухаммад выступил с миссией ко всему человечеству и принес последнее Божественное руководство - Коран. В связи с этим ему отводится особое место в исламской религии, которая имеет мировой статус.
Именно в пророческих Откровениях имеются все сведения о личностных качествах и атрибутах Аллаха.
Сущность, атрибуты и имена Аллаха
Бытие Аллаха непостижимо для человеческого разума. В отличие от сотворенной Им природы, Он сам не сотворен никем. Его бытие происходит из Него самого, и не существует ничего подобного Ему. Аллах создал все сущее бытие из ничего и привел все это в упорядоченное состояние. То есть, все мироздание и все формы бытия находятся между собой в состоянии неразрывной связи и гармонии. Он также управляет всеми процессами и событиями в сотворенном мире. Аллах также является творцом всех форм жизни и поддерживает их жизнедеятельность. В то же время, Аллах установил для всех людей, животных, растений определенный срок жизни. Конечными во времени являются также все объекты неживой природы.
Все в мироздании совершается только по воле Аллаха, который способен сделать абсолютно все. Только Он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без Его ведома. Аллах видит и слышит абсолютно все непостижимым для человека образом, и ничто невозможно скрыть от Его взора. Он является единственным истинным Хозяином всего сущего.
Кроме Аллаха других богов не существует. По этой причине единственным объектом для служения и поклонения является только Он. Аллах запрещает служение лжебогам. Служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми. Язычество, суеверия, поклонение и страх перед сотворенными стихиями и мифическими персонажами являются тягчайшими грехами перед Аллахом, которые Он не прощает. Однако в случае искреннего раскаяния человека Аллах прощает его.
Все правоверные мусульманские улемы единогласны в том, что все попытки постижения сущности Аллаха человеческим разумом или чувствами не могут привести к положительным результатам и являются запретными (харам). То есть, человеку не дано постигнуть Творца, так как ничто не является подобным Ему (Коран, 112: 1-5). Человек может постигнуть своими органами чувств только осязаемые предметы материального мира, а его разум способен анализировать только доступные ему феномены окружающего бытия. Но ничем подобным Аллах не является и сотворенный Им мир не является Его частицей. Поэтому постигнуть Аллаха невозможно. Человек должен только уверовать в то, что Аллах сам открыл о себе в Священных писаниях, которые приносили человечеству Его посланники (пророки).
Как уже говорилось выше, существование Аллаха не противоречит доводам разума. Но в то же время в Коране и хадисах имеются указания на некоторые личностные и атрибутивные качества и свойства Аллаха. Примером таких аятов из Корана являются нижеследующие:
- «...a зeмля вcя в Егo pyкe в дeнь вocкpeceния, и нeбeca cкpyчeны Егo дecницeй» (39: 67);
- «И cкaзaли иyдeи: "Pyкa Aллaxa пpивязaнa!" У ниx pyки cвязaны, и пpoкляты oни зa тo, чтo гoвopили. Heт! Pyки y Heгo pacпpocтepты: pacxoдyeт Oн, кaк жeлaeт. И кoнeчнo, y мнoгиx из ниx низвeдeннoe тeбe oт твoeгo Гocпoдa тoлькo yвeличивaeт зaблyждeниe и нeвepиe» (5: 69);
- «O Иблиc, чтo yдepжaлo тeбя oт пoклoнeния тoмy, чтo Я coздaл Cвoими pyкaми?» (38: 75);
- «...чтoбы плылa oнa нa Haшиx глaзax в вoздaяниe тoмy, кoгo oтвepгли» (54: 14);
- «Извинитe и oтвepнитecь, пoкa пpидeт Aллax co Cвoим пoвeлeниeм. Пoиcтинe, Aллax мoщeн нaд кaждoй вeщью!» (2: 109);
- «He oтгoняй тex, кoтopыe взывaют к Гocпoдy иx yтpoм и вeчepoм, cтpeмяcь к ликy Егo!» (6: 52)
- «И пpoчитaй тo из книги Гocпoдa твoeгo, чтo oткpытo тeбe; нeт мeняющeгo Егo cлoвa, и никoгдa ты нe нaйдeшь пoмимo Heгo зaщиты. (18: 27).
Все эти моменты являются лишь общим описанием Божественных качеств, применительно к человеческим понятиям. Поэтому эти места из исламских первоисточников нельзя понимать буквально. Большинство мусульманских улемов считали эти указания недоступными разумению и были уверены, что в них заключаются аллегории. Поэтому, на основании таких аятов, матуридиты и ашариты считали, что Аллах обладает извечными атрибутами, которые разделяются на личностные (Сифат аз-Затия), и связанные с Его проявлениями в сотворенном Им мире (Сифат ас-Субутия). Другие (салафиты) считали, что нельзя для объяснения этих аятов вводить иносказания, но необходимо принять их как есть, не вникая в их суть. То есть, по их мнению, Бог имеет руки и лик, но они не являются подобием человеческих, а Его гнев или способность говорить, также не являются аналогичными человеческим, а присущи только Ему непостижимым разуму образом.
В исламской традиции также существует понятие атрибутивных имен Аллаха. Все эти имена выражают качества Аллаха, которыми Он выражает свое присутствие в сотворенном мире. То есть, несмотря на множественность имен Аллаха, все они принадлежат только Ему. Их нельзя уподоблять качествам творений. Известен следующий хадис пророка Мухаммада, который содержится в сборниках Бухари и Муслима: «У Аллаха девяносто девять имен, сто без одного. Тот, кто станет перечислять их - войдет в Рай». Но число имен Аллаха не ограничивается девяносто девятью, потому что у Аллаха есть имена, не упомянутые в Коране и Сунне. Ахмад ибн Ханбаль, и другие улемы, в своих сборниках приводят хадис, в котором пророк обращался с мольбой: «О, Аллах! Обращаюсь к Тебе каждым из Твоих имен, которыми Ты нарек Себя, или которые Ты ниспослал в Своей Книге, или которыми Ты открыл Себя кому-либо из Своих творений, или которые ведомы только Тебе...».
Например, именами Аллаха являются упомянутые в Коране Ар-Рабб (Господь), Ар-Рахман (Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), Аль-Хайй (Живой), Аль-Ахад (Единый) и т.д. (Подробнее см.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары