Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сколько человек работает в пенсионном фонде рф. На обсуждение: «Рейтинг самых результативных и неэффективных пенсионных служб

"Скромную цифру в 76,5 тыс. руб. ежемесячно "Новые Известия" назвали Цифрой дня, - пишет в своём Живом Журнале Андрей Нальгин . - На самом деле, она даже ещё больше должна быть – 102 тыс. 660 руб: посчитавший её финансовый аналитик Дмитрий Милин из Санкт-Петербурга очевидно взял не самые свежие данные по любимому всеми Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФР).

И это не что иное, как… денежная сумма, в которую "обходится" бюджету ПФР каждый сотрудник этого богоспасаемого заведения. Которое, вообще-то, можно было бы и вовсе сократить. Потому что его функции:

– Контроль за начислением и уплатой страховых взносов работодателями умнее передать в Налоговую службу, заодно и отчётность плательщиков сократится.

– Учёт пенсионных прав застрахованных и расчёт страховых пенсий можно вообще доверить если не калькулятору, то компьютеру;

– Выплаты маткапитала и других социальных доплат вполне можно отдать собесам;

– А управление пенсионными резервами, включая и накопительную часть будущих пенсий, вообще следовало бы алгоритмизировать и автоматизировать по образцу индексных инвестфондов: глядишь и доходность была бы повыше.

Конечно, очень многого от этого сокращения российский пенсионер не выиграет. Даже если обнулить расходы ПФР, ежемесячная прибавка к пенсии составила бы всего 230-240 руб. Но учитывая, с какой помпой власти преподносят и 100-рублёвую индексацию, этот пустячок всё равно был бы приятен.

Кстати сказать, российский Пенсионный фонд входит в когорту самых крупных по численности персонала, а по соотношению один работник на 400 пенсионеров ему вообще, наверное, равных нет в мире: там действуют отношения 1:1000 и выше.Но вот ещё более любопытная цифра дня. В российской системе обязательного пенсионного страхования насчитывается 153,8 млн застрахованных – что даже несколько больше, чем численность населения РФ! Почему это так интересно? Да потому, что застрахованными в терминах отечественного пенсионного законодательства считаются все работающие граждане, в пользу которых уплачиваются страховые взносы на будущие пенсии, а также самозанятые, платящие такие взносы за себя. Напомню, что численность занятых в российской экономике – 72,3 млн человек. А что делают остальные застрахованные, которые ни разу не пенсионеры?

То есть, сакральное соотношение между количеством работающих и числом пенсионеров, которым всё время тычет нам в нос российское правительство для обоснования необходимости повышения пенсионного возраста, не имеет на самом деле к ПФР особо сильного отношения. По крайней мере, в свете его регулярной годовой отчётности. Из которой – снова кстати – никакой пенсионной катастрофы не вырисовывается.

Да, федеральный бюджет ежегодно добавляет в ПФР порядка 2 трлн руб. на выплату социальных пенсий. Но едва ли такая сумма является для него неподъёмной. Особенно, если поумерить геополитические амбиции. Ну а самое интересное вот что. 72,3 млн работающих россиян со средней российской зарплатой в 35,8 тыс. руб. (данные за 2017 год) должны были бы внести в пенсионную систему примерно 8,8 трлн руб. страховых взносов, исходя из 100%-й собираемости. На практике же в бюджет ПФР поступает лишь 4,48 трлн руб. – примерно половина от идеала. Тогда как на выплату страховых пенсий необходимо только лишь 6,3 трлн руб. Как видим, резерв для работы просто колоссальный.

Ну и вот какого рожна, пардон май френч, при таких цифрах нужно не то, что говорить, а даже и заикаться про повышение пенсионного возраста?"

"Нам очень много втюхивают цифр разных, но полной статистики что-то ни где не вижу, - комментирует siberiantum . - Нам говорят, что пенсионный возраст будут повышать потому что перечисления работающих еле-еле покрывают пенсионные выплаты сегодняшним пенсионерам и поэтому добавляют из федерального бюджета, и в будущем будет только всё усложняться. Вот вы пишите: "Да, федеральный бюджет ежегодно добавляет в ПФР порядка 2 трлн руб. на выплату социальных пенсий."

И у меня вопрос: А только ли эта цифра добавляется в ПФР именно для социальных пенсий? А сидят ли в этой цифре выплаты по маткапиталу на рождение детей? Ведь они тоже выплачиваются из ПФР.... У меня уже есть очень большие сомнения, что нам правильно всё озвучивают".

"Коммунисты кидали с пенсиями куда серьезнее нынешних, - пишет zloi_sibiriak . - Колхозные (у подавляющего большинства) были всего по 12-17 рублей. Так что прецеденты есть. То же стало с накопленным на сберкнижках трудом.

А кто сказал, что налог на пенсии должен быть именно с зарплат? Почему не 1-2% налога с продаж, например? Что мешает-то? Скорее всего - через 20 лет будет все просто - что - то типа "единого пособия гражданина" - например 10000 - что на ребенка до 3 лет, что на пенсионера, что на безработного или по болезни. Некий минимум, гарантируемый государством. А остальное - за свой счет извольте-с. Так что пофиг, что сейчас примут на 20 лет вперед - все равно менять все и не раз".

"На самом деле резервов для поддержания пенсий на нынешнем уровне с прежним возрастом выхода дофига, - пишет mercant . - Например:

1. повышение МРОТ;

2. прекращение завоза мигрантов;

3. создание НОРМАЛЬНЫХ профсоюзов.

Все это приведет к росту фонда оплаты труда - соответственно - росту отчислений в ПФР. Если мало занятых - можно силовые структуры и госаппарат подсократить + запретить всякие ЧОПы - сразу куча здоровых безработных мужиков появится, как раз вместо мигрантов. Ну и классика - девальвация рубля: 1998-й пережили, 2014-й пережили, а если плавно - то последствий вообще никто не заметит. Еще "оружие последнего шанса" - необеспеченная эмиссия, как в 1990-е. Думаю, что пресловутое "повышение" - шаг чисто политический. А вот кому выгоден именно такой сценарий - тайна великая есть".

Постановление Правления ПФР от 20 июня 2007 г. N 145п
"Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ"

С изменениями и дополнениями от:

В целях обеспечения социальных гарантий и упорядочения условий оплаты труда работников территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и федерального учреждения "Информационный центр персонифицированного учета" при Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - ИЦПУ), руководствуясь Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 5, ст. 180; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, N 24, ст. 1287; 1993, N 8, ст. 293; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 19, ст. 2188; 2000, N 2, ст. 159; N 32, ст. 3341), Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 1, ст. 2, 13; N 52 (ч. I), ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3088; N 49, ст. 4854, 4856; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9; N 29, ст. 3096; N 45, ст. 4585; 2006, N 6, ст. 636; N 31 (ч. I), ст. 3436; N 32, ст. 3585; 2007, N 7, ст. 933), указами Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3459; N 38, ст. 3975; 2007, N 1 (ч. I), ст. 209; N 13, ст. 1530; N 14, ст. 1664; N 20, ст. 2390; N 23, ст. 2752) и от 30 декабря 2006 г. N 1490 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1 (ч. I), ст. 209) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176 "Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 14, ст. 1689), Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

2. Установить показатели отнесения территориальных органов ПФР к группам по оплате труда работников в зависимости от численности обслуживаемых пенсионеров и застрахованных лиц согласно приложению 5 .

Данные показатели относятся к отделениям ПФР и управлениям ПФР, включая управления ПФР, входящие в состав (структуру) отделения ПФР, кроме территориальных органов ПФР по Москве и Московской области и Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

3. Выплачивать работникам территориальных органов ПФР и ИЦПУ:

3.1. Ежемесячную надбавку к должностному окладу за высокую квалификацию в размере до 30 процентов.

3.2. Ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы в размерах согласно приложению 6 .

3.3. Ежемесячную надбавку за сложность и напряженность труда в следующих размерах:

работникам отделений ПФР и ИЦПУ - 1,8 должностного оклада;

работникам управлений ПФР, отделов ПФР, центров ПФР, включая управления ПФР (отделы ПФР, центры ПФР), входящие в состав (структуру) отделения ПФР, - 1,4 должностного оклада.

3.4. Ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет в следующих размерах:

при стаже работы:

от 1 до 5 лет - 10 процентов;

свыше 5 до 10 лет - 15 процентов;

свыше 10 до 15 лет - 20 процентов;

свыше 15 лет - 30 процентов.

Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ, утверждается в установленном порядке.

3.5. Ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и работникам структурных подразделений по защите государственной тайны системы Пенсионного фонда Российской Федерации за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Положение о порядке выплаты указанных надбавок для работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ разрабатывается в соответствии с действующим законодательством и утверждается в установленном порядке.

3.6. Премии по результатам работы, порядок выплаты которых определяется с учетом обеспечения выполнения задач и функций территориального органа ПФР и ИЦПУ, исполнения работником своих должностных обязанностей (размеры премий определяются по результатам деятельности работника и максимальными размерами не ограничиваются).

Кроме того, при наличии экономии фонда оплаты труда могут выплачиваться премии : к юбилейным, памятным, праздничным датам, в связи с присуждением почетных званий, с награждением государственными и ведомственными наградами, а также другие единовременные (разовые) премии.

3.7. Единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда.

3.8. Материальную помощь, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда.

3.9. Ежемесячную надбавку к должностному окладу за фактическое время работы на территории Чеченской Республики в размере 100 процентов.

Данная надбавка выплачивается работникам территориальных органов ПФР, находящихся на территории Чеченской Республики.

3.10. Ежемесячную надбавку к должностному окладу за выполнение дополнительных обязанностей в качестве членов Правления ПФР в размере 50 процентов.

Данная надбавка устанавливается управляющим отделениями ПФР, которые являются членами Правления ПФР.

4. Установить, что работникам территориальных органов ПФР и ИЦПУ производятся иные выплаты и предоставляются социальные гарантии, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

6. Установить, что при формировании фонда оплаты труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ, определяемого Правлением ПФР, предусматриваются следующие средства, направляемые для выплаты (в расчете на год):

должностных окладов;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за высокую квалификацию - в размере 4 должностных окладов;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы - в размере 14 должностных окладов;

ежемесячной надбавки за сложность и напряженность труда для работников:

отделений ПФР и ИЦПУ - в размере 21,6 должностного оклада;

управлений ПФР, отделов ПФР, центров ПФР, включая управления ПФР (отделы ПФР, центры ПФР), входящие в состав (структуру) отделения ПФР, - в размере 16,8 должностного оклада;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов;

премии по результатам работы - в размере 3 должностных окладов;

ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1,5 должностного оклада;

единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 4 должностных окладов.

7. Фонд оплаты труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ формировать за счет средств, предусмотренных пунктом 6 настоящего постановления, а также за счет средств, направляемых для выплаты:

9. Выплачивать работникам обслуживающего персонала территориальных органов ПФР и ИЦПУ:

9.1. Ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и высокие достижения в труде (кроме уборщиков служебных помещений, осуществляющих уборку туалетов) в размере от 50 до 100 процентов оклада;

уборщикам служебных помещений, осуществляющим уборку туалетов, в размере от 50 до 120 процентов оклада.

9.2. Ежемесячную надбавку к окладу за выслугу лет в следующих размерах:

при стаже работы:

от 3 до 8 лет - 10 процентов;

свыше 8 до 13 лет - 15 процентов;

свыше 13 до 18 лет - 20 процентов;

свыше 18 до 23 лет - 25 процентов;

свыше 23 лет - 30 процентов.

Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая работников обслуживающего персонала территориальных органов ПФР и ИЦПУ, утверждается отдельным постановлением Правления ПФР.

9.3. Ежемесячную надбавку водителям автомобилей за безаварийную работу и соблюдение правил дорожного движения (ПДД) - в размере 100 процентов оклада.

9.4. Премии по результатам работы (размеры премий определяются по результатам деятельности работника и максимальными размерами не ограничиваются).

Кроме того, при наличии экономии фонда оплаты труда могут выплачиваться премии: к юбилейным, памятным, праздничным датам, в связи с присуждением почетных званий, с награждением государственными и ведомственными наградами, а также другие единовременные (разовые) премии.

9.5. Ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада.

9.6. Единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда.

9.7. Материальную помощь, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда.

9.8. Ежемесячную надбавку к окладу за фактическое время работы на территории Чеченской Республики в размере 100 процентов.

Данная надбавка выплачивается работникам обслуживающего персонала территориальных органов ПФР, находящихся на территории Чеченской Республики.

10. Установить, что работникам обслуживающего персонала территориальных органов ПФР и ИЦПУ производятся иные выплаты и предоставляются социальные гарантии, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

11. Утвердить Положение об оплате труда работников обслуживающего персонала территориальных органов ПФР и ИЦПУ согласно приложению 9 .

12. Установить, что при формировании фонда оплаты труда работников обслуживающего персонала территориальных органов ПФР и ИЦПУ, определяемого Правлением ПФР, предусматриваются следующие средства, направляемые для выплаты (в расчете на год):

тарифных ставок (окладов);

ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде - в размере 10 окладов;

ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет - в размере 2 окладов;

премии по результатам работы - в размере 3 окладов;

ежемесячного денежного поощрения - в размере 12 окладов;

единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 4 окладов.

13. Фонд оплаты труда работников обслуживающего персонала территориальных органов ПФР и ИЦПУ формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 12 настоящего постановления, а также за счет средств, направляемых для выплаты:

районного коэффициента , коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации или решениями органов государственной власти бывшего СССР;

ежемесячной надбавки к окладу за фактическое время работы на территории Чеченской Республики работникам обслуживающего персонала территориальных органов ПФР, находящихся на территории Чеченской Республики, - в размере 12 окладов в год;

повышенных размеров окладов работникам территориальных органов ПФР, находящихся в закрытых административно-территориальных образованиях, установленных соответствующими нормативными правовыми актами;

дополнительного материального стимулирования в виде премий по решению Правления ПФР за счет средств, предусмотренных в бюджете ПФР на соответствующий финансовый год на оплату труда работников системы ПФР;

других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

14. Руководители территориальных органов ПФР и ИЦПУ вправе перераспределять средства фонда оплаты труда между выплатами, предусмотренными пунктами 6 и настоящего постановления, в пределах средств утвержденного фонда оплаты труда в сметах доходов и расходов на содержание территориальных органов ПФР и ИЦПУ.

15. Финансирование расходов на выплаты работникам территориальных органов ПФР и ИЦПУ, включая работников обслуживающего персонала, установленных пунктами 1 , , и 8 - 10 настоящего постановления, производится в пределах средств, предусмотренных в расходах на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов в бюджете ПФР на соответствующий финансовый год.

16. Установить, что размеры должностных окладов и окладов работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ, включая работников обслуживающего персонала, могут увеличиваться (индексироваться).

Индексация (повышение) должностных окладов работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ, установленных настоящим постановлением, осуществляется в размерах и сроки, предусмотренные для федеральных государственных гражданских служащих, а окладов работников обслуживающего персонала территориальных органов ПФР и ИЦПУ - по решению Правления ПФР.

17. При введении должностных окладов, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, предоставить руководителям территориальных органов ПФР и ИЦПУ право сохранять работникам ранее установленные размеры должностных окладов в случае, если работники переведены (переназначены) на должности с меньшими должностными окладами, впредь до возникновения у работников права на получение должностного оклада большего размера вследствие его увеличения (индексации) в установленном порядке либо назначения (перевода) работников на должности с более высокими должностными окладами.

19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления ПФР Батанова Г.Н.

Регистрационный N 9863

Упорядочены условия оплаты труда работников территориальных органов Пенсионного фонда РФ и федерального учреждения "Информационный центр персонифицированного учета" при Пенсионном фонде РФ (ИЦПУ).

Установлены размеры месячных окладов работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ (кроме обслуживающего персонала). Размеры окладов работников отделений и управлений ПФР (за исключением территориальных органов ПФР по г. Москве и Московской области и Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) дифференцированы в зависимости от группы оплаты труда, определяемой исходя из численности обслуживаемых пенсионеров и застрахованных лиц. Приведены показатели отнесения территориальных органов ПФР к группам по оплате труда работников.

Работникам территориальных органов ПФР и ИЦПУ выплачиваются ежемесячные надбавки к должностному окладу за высокую квалификацию, за особые условия и специальный режим работы, за сложность и напряженность труда, за выслугу лет, за допуск к государственной тайне и стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, за фактическое время работы на территории Чеченской Республики, за выполнение дополнительных обязанностей в качестве членов Правления ПФР. Определены размеры указанных надбавок.

Предусмотрена выплата премий по результатам работы, к юбилейным, памятным, праздничным датам, в связи с присуждением почетных званий, награждением государственными и ведомственными наградами. При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска производится единовременная выплата. Также работникам территориальных органов ПФР и ИЦПУ оказывается материальная помощь.

Определены размеры должностных окладов работников обслуживающего персонала территориальных органов ПФР и ИЦПУ. Им также выплачиваются ежемесячное денежное поощрение в размере одной тарифной ставки и ежемесячные надбавки к окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, за выслугу лет, за безаварийную работу и соблюдение правил дорожного движения (водителям автомобилей), за фактическое время работы на территории Чеченской Республики. Предусмотрено оказание материальной помощи, выплата премий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Регламентирован порядок установления должностных окладов и тарифных ставок работникам территориальных органов ПФР и ИЦПУ, выплаты им ежемесячных надбавок, премий, материальной помощи.

Постановление вводится в действие с 1 ноября 2007 года. Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска вводится с 1 января 2008 года.

Постановление Правления ПФР от 20 июня 2007 г. N 145п "Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ"


Регистрационный N 9863


Настоящее постановление вводится в действие с 1 ноября 2007 г., кроме подпункта 3.7 пункта 3 и подпункта 9.6 пункта 9 , которые вводятся в действие с 1 января 2008 г.


Хуже Пенсионного фонда России работают только его аналоги из Польши и Украины, следует из расчетов «Денег» . Чтобы сравняться по эффективности с большинством других стран, им стоило бы сократить численность сотрудников на порядок.

Фото «Коммерсантъ»

Во время предыдущего кризиса журнал The Economist сравнил количество работников в крупнейших центробанках мира. Россия оказалась лидером этого антирейтинга - всего в ЦБ РФ трудились 71,2 тыс. человек. Для сравнения: в ФРС США - 19,9 тыс., в Японии - 4,9 тыс., в Китае - 2,5 тыс. По числу сотрудников ЦБ разрыв оказался еще больше. Центробанки стали объектом сравнения по двум простым причинам: их функции во всех странах схожи, а деятельность открыта. Справедливости ради отметим: защитники ЦБ РФ тогда указывали на то, что в его структуре есть расчетно-кассовые центры, которых нет в системе ЦБ в других странах.

«Деньги» попытались проверить, можно ли сравнить численность работников других крупнейших госструктур. Подобных сравнительных исследований крайне мало из-за различий в функциях у госорганизаций в разных странах. Оказалось, что для еще одной, крайне значимой для финансовой системы страны структуры сравнение возможно. Это Пенсионный фонд России (ПФР), в котором работает больше 120 тыс. человек.

«Деньги» провели анализ служб, занимающихся пенсионным страхованием, распределением и администрированием государственных пенсий в крупнейших экономиках мира, а также в странах, экономически сопоставимых с Россией по тем или иным параметрам (ВВП на душу населения, общее историческое прошлое). ПФР в рейтинге «Денег» оказался на третьем месте по неэффективности.

100 тысяч против одного компьютера

«Пенсионный фонд не имеет никаких функций. Все, что они делают, можно сделать с помощью компьютера через Ощадбанк (крупнейший госбанк Украины.- «Деньги»)». Такое мнение полгода назад высказал о деятельности Пенсионного фонда Украины, в штате которого числятся 36 тыс. чиновников, известный шведский экономист Андерс Ослунд. С функциями фонда спокойно справилась бы 1 тыс. человек, уверен он. Ослунд имеет право на такое заявление, ведь в его родной Швеции в пенсионной службе трудится именно 1 тыс. человек.

Но лидер по количеству пенсионных чиновников не Украина, а Россия. Штат ПФР - 121 670 человек. Следующая по численности служба - Social Security Administration в США - в два с лишним раза меньше по количеству сотрудников. При этом население США (321,2 млн) более чем в два раза больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше.

Штат сотрудников ПФР превышает численность шведской, наиболее эффективной пенсионной службы, в 122 раза. Как сказал «Деньгам» Ослунд, если экстраполировать опыт Швеции на Россию, нормальный штат для ПФР не должен превышать 14 тыс. человек.

В Японии, стране со сходной с Россией численностью населения (126,7 млн), пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек. Причем из них штатными сотрудниками являются лишь 15 тыс., остальные работают по временным контрактам.

В ответ на запрос «Денег» в ПФР об объеме штатов фонд предсказуемо указал на естественное ограничение нашего сравнения. «Сравнивать можно организации, которые идентичны по своему функционалу и количеству обслуживаемых граждан,- ответили представители ПФР.- Вряд ли можно найти организацию, которая совмещает в себе сегодняшние функции ПФР и имеет столь большую клиентскую базу. ПФР занимается не только выплатой пенсий, он сопровождает человека от самого рождения. ПФР сегодня - это не только выплата пенсий 42 млн пенсионеров и социальных выплат 18 млн граждан. Это еще и учет пенсионных прав 100 млн россиян, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов. И выдача сертификатов на получение материнского капитала, а также его выплата».

Однако за рубежом соответствующие службы часто выполняют весь комплекс функций социальной защиты населения, включая, например, выплаты по безработице, переподготовку кадров и т. д. То есть зачастую более функциональны, чем ПФР, и часто совмещают функции министерства труда и ПФР.

В ответ на запрос «Денег» о возможности слияния функций этих двух организаций в Минтруда заявили, что не считают это целесообразным. Известно также, что правительство РФ последовательно отвергает предложение вернуть Федеральной налоговой службе функции администрирования страховых взносов. Последнее, пожалуй, удивительно: они взимаются с той же базы, что и НДФЛ, налицо явное дублирование функций, принуждение налогоплательщиков к излишней отчетности и издержкам.

Учет пенсионных прав, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов - все это чаще всего делается и другими пенсионными службами. Например, в той же Японии получателями пенсий и социальных платежей являются 39,4 млн человек, а застрахованы практически все работники - 67,4 млн.

Впрочем, разница между обработкой данных и расчетом будущих пенсий по 10 млн и 100 млн работников не столь уж высока. Даже допотопный «компьютер Ослунда» делает и ту и другую работу приблизительно за одно и то же время. Это заставляет японское общество постоянно критиковать разрастание бюрократии. Проигрыш на выборах в 2007 году правящей Либерально-демократической партии был отчасти связан с критикой неэффективности пенсионной службы, которая потеряла учетные данные миллионов пенсионеров.

В ПФР нарушений не меньше, чем в Японии, несмотря на куда большую численность сотрудников. Счетная палата РФ неоднократно их выявляла. Из недавних - многомиллиардные траты на де-факто бесполезную автоматизированную информационную систему (АИС ПФР-2). Аудитор СП РФ Владимир Катренко назвал ее «справочным приложением к достоверным результатам ручного бумажного труда». Или даже бардак в подсчете самой численности сотрудников ПФР. «Не совпадают данные по числу сотрудников в системе ПФР: по данным паспортов недвижимого имущества, в территориальных органах трудится 125 631 человек, а по информации актуализированного в ручном режиме Комплексного решения - на 2701 человека меньше»,- отмечается в докладе СП.

В ответ на наш запрос в СП РФ рассказали, что некоторые указанные нарушения устранены, а по другим аудиторы планируют проверку в ноябре 2015-го.

Раздутый штат сотрудников ПФР - благодатная почва для различных махинаций. Например, мы не знаем, сколько из почти 122 тыс. сотрудников реально работают в фонде, а сколько - мертвые души, не работающие, но получающие зарплату от налогоплательщиков. И это не голословное утверждение. В марте руководитель одного из подразделений Пенсионного фонда по Москве и Московской области и его сообщники использовали данные своих родственников и знакомых для фиктивного оформления на работу в отделение ПФР. Случай далеко не единичный - трудоустройство мертвых душ в ПФР недавно зафиксировано и в Казани. Впрочем, мертвые души - бич не только ПФР, а всей госслужбы.

Армия трудящихся ПФР требует еще и миллионов квадратных метров рабочих мест. Отсюда колоссальные траты на офисные здания (расходы ПФР на объекты недвижимости в период 2013-го - два месяца 2015-го составили более 14 млрд руб.). При этом нормативы ПФР роскошны: по данным СП, в среднем на работника ПФР приходится 17,4 кв. м площади. Не забываем, что цифры средние. Простые работники обходятся меньшим, ну а руководство - большим. Впрочем, даже средний показатель чудовищно раздут. Для федеральных органов госвласти действует утвержденный правительством норматив в 9 кв. м площади на одного сотрудника. По стандартам, установленным СанПиН (санитарные правила и нормативы), рабочее место сотрудника с компьютером с ЖК-монитором не должно быть меньше 4,5 кв. м.

Привыкших к простору сотрудников ПФР вряд ли оправдает обширность территории и суровый климат. В Канаде, где климат не менее суров, а территория почти так же обширна, с администрированием пенсий и социальных выплат благополучно справляются около 9 тыс. человек, служащие в профильном отделе департамента занятости и социального развития.

Хранителей пенсий на душу

Страны с большим (США) или сопоставимым с Россией населением (Япония) справляются с задачами пенсионного обеспечения значительно меньшим числом сотрудников, чем наша страна. Это объясняется тем, что увеличение числа пенсионеров не требует пропорционального увеличения штатов. Тем не менее мы решили исследовать эффективность пенсионной службы, устранив параметр численности населения.

Россия тут заняла пятое место. При этом все верхние места (за исключением Ирландии) заняли бывшие страны советского лагеря и одна экс-республика СССР (Украина).

Лидером по неэффективности при таком способе измерения стала Польша, где на миллион населения приходится 1,2 тыс. сотрудников (Россия немногим лучше - 832 сотрудника). Структура польской пенсионной службы - Zaklad Ubezpieczen Spolecznych - реликт хорошо знакомого экономистам постсоветского рынка труда. Последний характеризуется нежеланием сбрасывать ненужные рабочие места в госсекторе, компенсируя неэффективность низкими зарплатами низового персонала.

«В бывших социалистических странах трудовая активность населения искусственно поддерживалась на сверхвысоком уровне и даже после ощутимого падения в переходный период продолжает оставаться более высокой, чем во многих странах с аналогичным уровнем развития (особенно среди женщин)»,--отмечает экономист Ростислав Капелюшников. Польский ZUS - яркий пример такого подхода: 46 тыс. персонала на не самую большую и богатую страну ЕС - это, конечно, расточительство.

Квалификация персонала польского ZUS и особенности его состава напоминают российский Пенсионный фонд. Так, 86% персонала ZUS - женщины, почти половина сотрудников не имеет высшего образования, почти четверть - предпенсионного возраста (старше 50 лет). В ПФР тоже доминируют женщины (90%), почти четверть сотрудников тоже старше 50 лет, но образовательный уровень выше - высшее образование имеют 84%.

Преодолеть постсоветскую модель неэффективной занятости (характерную в рассматриваемом случае в Польше, Украине и России) сумел Казахстан. Штат Государственного центра по выплате пенсий составляет всего 3 тыс. человек. Опыт Казахстана важен для нас не только из-за культурной и исторической близости, но и потому, что в этой стране схожие с Россией показатели ВВП на душу населения.

Присутствие в верхних строчках таблицы 2 двух католических стран - Польши и Ирландии, возможно, намекает на культурные особенности, влияющие на рынок труда в целом и на службы социальной сферы в частности.

Рейтинг пенсионных фондов: вопросы и ответы

Методология и источники

Почему пенсионные фонды?

Функции государственных пенсионных служб во многих странах близки. В отличие от многих других госструктур, можно корректно сравнивать их численность и производительность труда. В ряде случаев они, впрочем, значительно отличаются, поэтому из рейтинга пришлось исключить, например, Великобританию. При формальном расчете пенсионная система этой страны оказывалась - с гигантским отрывом - лидером по эффективности.

«Деньги» выбрали четыре основных параметра для сравнения, а финальный рейтинг получили простым сложением мест в четырех субрейтингах.

Можно ли усовершенствовать расчеты?

Да, мы столкнулись с массой сложностей технических и методологических. В частности, далеко не по каждой стране доступна статистика по штату пенсионных служб и объему выплат, поэтому выбор стран в рейтинге ограничивался доступностью данной информации.

Какие источники были использованы?

Аргентина: Administracion Nacional de la Seguridad Social, www.anses.gob.ar.

Бельгия: Rijksdienst voor Pensioenen, www.onprvp.fgov.be.

Болгария: Национален Осигурителен Институт, www.nssi.bg.

Германия: Deutsche Rentenversicherung Bund, www.deutsche-rentenversicherung.de.

Грузия: Social Service Agency, ssa.gov.ge.

Ирландия: An Roinn Coimirce Soisialai, www.welfare.ie.

Италия: Istituto Nazionale della Previdenza Sociale, www.inps.it.

Казахстан: Государственный центр по выплате пенсий, www.gcvp.kz.

Канада: Human Resources and Skills Development Canada, www.esdc.gc.ca.

Нидерланды: Sociale Verzekeringsbank, www.svb.nl/int/nl/.

Польша: Zaklad Ubezpieczen Spolecznych, www.zus.pl.

Россия: Пенсионный фонд России, www.pfrf.ru.

США: Social Security Administration, www.socialsecurity.gov.

Тайвань: Bureau of Labor Insurance, www.bli.gov.tw.

Турция: Sosyal Guvenlik Kurumu, www.sgk.gov.tr.

Украина: Пенсионный фонд Украины, www.pfu.gov.ua.

Франция: Caisse Nationale d"Assurance Vieillesse, www.lassuranceretraite.fr.

Чехия: Ceska sprava socialniho zabezpeceni, www.cssz.cz.

Швеция: Pensionsmyndigheten, www.pensionsmyndigheten.se.

Япония: Nihon Nenkin Kikou, www.nenkin.go.jp.

Пенсионная производительность

Далее мы проанализировали соотношение годового объема выплат и численность сотрудников пенсионной службы. Здесь ПФР находится на третьем месте по неэффективности. Впереди только Агентство социального обеспечения Грузии и Пенсионный фонд Украины.

Последнее понятно: это бедные страны с маленькими пенсиями. ВВП на душу населения в Грузии - $3,1 тыс., на Украине - $2 тыс. Средний размер пенсии в Грузии и на Украине почти одинаков, немногим более $75. У России показатель лучше только потому, что размер средней пенсии выше - чуть меньше $200.

Тем не менее если на сотрудника ПФР приходится в среднем чуть больше $800 тыс. выплат, то в странах Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, где пенсии часто не выше, на одного сотрудника приходится более $1 млн выплат, а в наиболее развитых странах Западной Европы плюс США - свыше $10 млн.

Иными словами, в ПФР в смысле выплат на работника есть очевидный резерв роста производительности труда раз в 10-15.

Наконец, «Деньги» подсчитали численность работников пенсионных служб, приходящихся на количество пенсионеров и получателей социальных выплат. Россия занимает пятое место, пропуская вперед Польшу, Ирландию, Украину и Турцию, где большое число штатных сотрудников обслуживает относительно небольшое число пенсионеров и получателей социальных выплат.

ПФР и здесь далек от средних и тем более лучших образцов эффективности. Кроме того, знаменатель в отношении, а именно число получателей социальных выплат,- сомнительный показатель. В ПФР находились мертвые души не только среди сотрудников, есть они и среди пенсионеров. Например, подобный случай был выявлен недавно в Нефтекумске.

Кроме того, по некоторым данным, число получателей соцпомощи в отдельных российских регионах настолько выше средних по стране, что можно заподозрить масштабные злоупотребления в этой сфере.

«Когда мы занялись реформированием Пенсионного фонда в Грузии, мы обнаружили, что 30% пенсионеров не существуют,- вспоминал главный реформатор Грузии в 2004-2008 годах Каха Бендукидзе.- Полагаю, что у вас (на Украине.- «Деньги») также есть мертвые души». В этих и других (включая Казахстан) постсоветских странах проблема неэффективности госструктур находится в центре внимания, в России, увы, даже попытки ее обсуждения чаще всего сталкиваются с активным неприятием.

Сокращение численности сотрудников Пенсионного фонда продолжается и в 2018 году. Разработка специальных компьютерных программ и передача части полномочий стали основными причинами принятия такого решения.


К 2022 году ПФР намерен закрыть две трети отделений по всей стране, что приведет к общему сокращению их численности на тысячу (около 500 офисов вместо 1500). Число сотрудников организации будет равно примерно 100 тысяч человек (до начала сокращений их было 109 тысяч).

Основные причины сокращений:

  1. Применение цифровых технологий. Разработка специальных компьютерных программ, которые будут осуществлять целый набор функций, выполняемых ранее работниками учреждения. Например, запускается специальная программа по расчету пенсий .
  2. Запуск электронных услуг. Наличие личного кабинета на сайте ПФР позволяет гражданам выполнять ряд операций самостоятельно без необходимости обращения непосредственно в отделение по месту проживания.
  3. Передача части полномочий ФНС. Все административные функции по сбору начислений на пенсионное страхование переданы в ведение налоговой службы. По этой причине часть специалистов переходит из Пенсионного фонда на работу в ФНС.
  4. Передача части полномочий МФЦ. Многофункциональные центры занимаются консультацией граждан и сбором документов по ряду направлений работы ПФР: материнский капитал , социальные гарантии, оформление СНИЛС, выдача справок и др.

Порядок сокращения

Сокращения сотрудников ПФР будут происходить поэтапно до 2022 года. Это позволит наиболее рационально распределить отделы и численность сотрудников в них по территории всей страны.

Сокращение работников ПФР будет происходить в соответствии с действующим трудовым законодательством с соблюдением следующего порядка:

  • издание приказа о сокращении;
  • учет преимущественных прав сотрудников на оставление на работе (высококвалифицированных специалистов, семейных граждан, работников с иждивенцами, беременных женщин и т. д.);
  • уведомление сотрудника о сокращении;
  • предложение вакантных должностей (любых подходящих человеку вакансий, появляющихся в организации до момента его увольнения);
  • уведомление профсоюза, службы занятости;
  • издание приказа об увольнении;
  • оформление необходимых справок ;
  • произведение расчетов с сотрудником;
  • выдача трудовой книжки .

Куда можно обращаться

Для получения необходимой информации работники ПФР могут зайти на форум налоговиков – http://fiscali.ru/ . В разделе “Разное” данного форума присутствует отдельная ветка обсуждений тематических вопросов сотрудниками ПФР. На форуме можно обсудить предстоящие сокращения, получить ответы на интересующие вопросы.

Если сотрудник отделения ПФР сталкивается с неправомерными действиями работодателя, нарушающего положения действующего трудового законодательства (например, принуждение к написанию заявления об увольнении), он может обратиться с жалобой в следующие инстанции:

  • в трудовую инспекцию;
  • в прокуратуру;
  • в суд .

Реорганизация в 2018 году

Основной причиной сокращений в 2018 году является запуск искусственного интеллекта в виде программы «База знаний». Система будет рассчитывать пенсии в многозадачном режиме.

Ранее весь процесс расчета и начисления пенсий полностью осуществлялся сотрудниками учреждения.

Сокращение численности работников приведет к заметному росту уровня дохода организации за счет экономии денежных средств на заработных платах. Данная экономия может быть направлена на увеличение уровня доходов оставшихся после оптимизации сотрудников.

Часть сокращенных работников ПФР автоматически переходят в ФНС.

(Пока оценок нет)

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары