Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Средний балл по егэ обществознание год. Федеральные новости

Те водители, которые много времени за рулем своего автомобиля, часто сталкиваются с остановками машины в стационарных местах и не только. Иногда подвергнуться проверке можно несколько раз в день, что многих автомобилистов раздражает, и они задаются вопросом – а правомерны ли такие проверки? В данном обзоре мы и попробуем разобраться в данном вопросе. Работа сотрудников госавтоинспекции регламентируется Приказами по МВД России. С двадцатого октября 2017 года это — Приказ №644, на основании которого вводится «Административный регламент». Данный регламент имеет существенно больше пунктов, которые соответственно охватывают больший диапазон спорных моментов.

Почему могут остановить автомобиль сотрудники ДПС.

Где разрешена принудительная остановка транспортных средств

Ранее регламент предписывал производить остановку автомобилей с целью или при проведении проверочных акций из разряда «трезвый водитель», «безопасность пассажиров» и т. д., только в специально отведенных стационарных местах. Новый регламент данную норму полностью устраняет, но прямо указывает, что у инспектора ГБДД должны быть чёткие основания для остановки транспортного средства. Такие причины тоже подробно перечислены в регламентирующем документе. Другими словами, ваше транспортное средство инспектор дорожного движения или представители других подразделений полиции могут остановить в совершенно любом месте и, озвучив причины такого требования и, например, проверить документы. Исключением из данного правила являются только участки дороги, на которых по действующим ПДД остановка запрещена. В этих местах машина может быть остановлена только с целью пресечения преступления. Так же запрещено останавливать машину в плохо освещенных местах и на автомобилях, не оснащённых спец. знаками и сигналами (водитель может усомниться в том, что требование исходит от полицейских, в таком случае следует доехать до ближайшего стационарного поста и сообщить о своих подозрениях.).

Что должен предпринять сотрудник ГБДД после остановки автомобиля

Многих водителей интересует вопрос — обязан ли остановивший машину сотрудник объяснять причину остановки именно вашего автомобиля, ведь за день таких проверок может быть несколько. Все по тому же регламенту, должен объяснить причины происходящего и не может мешать водителю самостоятельно ознакомиться с проводящимися «спецмероприятиями» или ориентировками. Важным нюансом будет являться тот факт, что все подтверждающие документы могут находиться на стационарном посту и для ознакомления с ними водителю придется после проверки, самостоятельно туда добраться и ознакомиться. Сотрудник ГБДД может иметь только устную ориентировку и не обязан предъявлять никаких подтверждающих документов.


Сам процесс остановки происходит следующим образом

Инспектор ДПС рукой при помощи жезла или диска красного цвета указывает сначала на ваше транспортное средство, а затем чётко на место остановки. При плохой видимости сотрудник может использовать так же специальные световые устройства или громкоговорители. После остановки транспортного средства сотрудник ДПС обычно действует по следующей схеме:

  • Инспектор, без излишнего промедления, обязан подойти к автомобилю со стороны водителя и представиться, назвав ФИО, звание и должность (по требованию водителя, он может показать свое удостоверение). В это время он должен приложить руку к головному убору.
  • Сотрудник объясняет причину остановки и просит предъявить документы для проверки или объясняет другие требования, например, в случае привлечения водителя в качестве понятого.
  • Водителю не обязательно покидать салон автомобиля, за исключением ситуаций, когда требуется пройти дополнительные проверки – освидетельствование на алкогольное опьянение, устранение неполадок с машиной или перевозкой грузов, необходимость в проверке багажника, заполнение документов и т. д. Для прохождения ряда процедур в случае необходимости он должен или на стационарный пункт ГБДД.
  • Инспектор может настоятельно потребовать переставить автомобиль в другое место, если он создает помеху для других водителей.


Причины, по которым можно остановить автомобиль

Административный регламент чётко указывает и все причины, по которым можно остановить транспортное средство и не все они имеют своей целью проверку документов:

  • Произошло явное , например, обгон в запрещённом месте, превышение скоростного режима и т. д. Нарушения данного типа инспектор может зафиксировать визуально или же с применением спецсредств.
  • У сотрудника ДПС имеется ориентировка на причастность водителя к совершению аварии или другого рода преступления. Это же может касаться и пассажиров автомобиля.
  • Имеются подкреплённые доказательствами подозрения на то, что авто было угнано или находится в розыске.
  • Необходимо получить показания в качестве свидетеля транспортного происшествия или другого преступления.
  • При необходимости иметь понятого.
  • Возникла необходимость использования автомобиля, например, инструктором ГБДД или врачом.
  • Требуется помощь пострадавшим при нехватке специальных транспортных средств.
  • При проведении ряда мероприятий по выполнению распоряжений таких, как перевозка запрещённых грузов или скрывающихся лиц. В данном случае допускается проверка документов и поверхностный осмотр салона и багажника. Для более тщательного осмотра сотрудник полиции должен показать разрешающий производить такие действия документ.
  • При проведении ряда спецмероприятий – безопасная перевозка детей, трезвый водитель и т. д.
  • Срочная остановка общего движения в результате стихийного бедствия, пожара, техногенной аварии.
  • При временной задержке для пропуска колоны автомобилей велосипедистов или бегунов при проведении различных мероприятий.
  • Проверка документов на управление транспортным средством и т. д.


Основания для проверки документов

В регламенте предусмотрен и ряд причин, по которым возможно остановить автомобиль с целью проверки документов.

  • Имеются явные признаки нарушения правил дорожного движения.
  • Получена ориентировка на данный или имеющий схожие приметы автомобиль.
  • Проведение специальных профилактических мероприятий.

Наказание за невыполнение требований инспектора об остановке

Водителю категорически запрещено игнорировать требование об остановке машины, даже если ему кажется, что сотрудник полиции пытается остановить автомобиль без причины. Если по какой-либо причине машина не остановится по требованию сотрудника полиции, ситуация может развиваться двумя путями. Инспектор тоже просто проигнорирует такое поведение, чаще всего это происходит при попытке проверки мототранспортных средств. Это обусловлено тем, что погоня может иметь крайне плачевные последствия для мотоциклиста. В таких ситуациях инспектора чаще всего передают информацию на все близлежащие посты с ориентировкой на конкретное авто. Если проигнорировать требование остановки и здесь, то погоня будет практически неизбежна. При погоне инспектор вначале через громкоговоритель требует остановки, а в случае неповиновения имеет полное право применить оружие. После задержания автомобилисту чаще всего грозит штраф в 500 – 800 рублей. Но данное правонарушение может быть рассмотрено с точки зрения статьи 19,3 КоАП часть 1 – неповиновение сотрудникам при исполнении, а это уже совсем другое наказание — вплоть до лишения свободы.

Вывод

Ознакомившись со всеми причинами и правилами законодательства, можно сделать один единственный правильный вывод: требование представителя полиции на дороге лучше всего выполнить. Взаимная вежливость поможет сделать поездки на автомобиле более приятными и не приводящими к лишним проблемам.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Последние заявления главы МВД Владимира Колокольцева о недопустимости остановки автомобиля без весомого повода, просто для проверки документов, вселяют надежду на прекращение полицейского произвола на дорогах. Тем не менее, как не печально, закон в России зачастую то же, что дышло - как повернешь, так и вышло. Кроме того, чаще он работают в пользу должностных лиц, а не простых граждан.

Мало кто знает, что даже сегодня если инспектор ГИБДД позволил себе остановить ваше транспортное средство без необходимости, он совершил административное правонарушение, за которое статьей 12.35 КоАП предусмотрен штраф до 20 000 рублей для должностного лица. Однако, доказать, что законный повод для остановки вашего автомобиля отсутствует вам будет крайне нелегко - практически невозможно.

Судите сами - согласно пункту 63 «Административного регламента ДПС» основанием для остановки транспортных средств являются:

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или АПН;

3) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании ТС в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административное правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;

6) необходимость использования ТС (абзац 5 пункта 4 «Административного регламента»);

7) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

8) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий ТС, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

9) проверка документов на право пользования и управления ТС, документов на ТС и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Стоит особо подчеркнуть, сотрудник полиции может останавливать транспортные средства только на стационарных постах ДПС или во время проведения спецмероприятий. Законными основаниями для проверки документов вне стационарного поста согласно пункту 82 «Административного регламента ДПС» являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого. Обратите внимание, самое «лукавое» основание - это подозрение причастности вашей персоны к совершению преступления.

Обычно о проведении спецмероприятий свидетельствует карточка маршрута патрулирования, где полицейский делает соответствующие отметки, но предъявлять ее водителю закон не предусматривает. Так что о проведении спецмероприятия обычно можно судить только по его явным признакам: таким как, например, перекрытие проезжей части, обилие полицейских на дорогах, «кордоны» и патрули ОМОНа, наличие на стражах порядка бронежилетов.

Имейте в виду, если дело дойдет до суда, то там вы можете подать письменное ходатайство о предоставлении данных документов, свидетелствующих о спецмероприятии, и правда выплывет наружу.

То есть, в действительности получается, что полицейский может без труда аргументировать факт остановки вашего авто вне стационарного поста неким «спецмероприятием», не предъявляя на месте никаких доказательств, а для факта проверки ваших документов найдется абстрактное: «Я вас подозреваю!». При этом инспектор не обязан вам растолковывать причины и основания своих подозрений.

Еще одна «засада» кроется в понятии «стационарный пост ДПС». Как водится, и здесь с юридической точки зрения все довольно размыто и невнятно. Вроде бы согласно пункту 22.4 «Наставлений об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка» все предельно понятно: «Стационарный пост ДПС (СПДПС) - наряд ДПС ГИБДД, выполняющий задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями».

Но в то же время в пункте 14 «Административного регламента ДПС» есть маленькая хитрая и двусмысленная пометка: «Понятие стационарного поста ДПС включает также контрольный пост полиции и контрольно-пропускной пункт». Это ни в коем случае не означает, что контрольным постом полиции может считаться где угодно припаркованная машина ДПС.

Понятно, что на стационарном посту инспектор ДПС обладает более широкими полномочиями по отношению к водителям, поэтому если вас остановили на большом удалении от ближайшего поста ДПС и утверждают, что данный участок якобы входит в зону ответственности такого-то поста, у вас есть право ознакомиться со схемой этой самой зоны. Если вам ее не предоставят, следует зафиксировать в протоколе об административном правонарушении расстояние до стационарного поста ДПС.

В праве ли вас остановить сотрудники других структур полиции - не ГИБДД? В этом вопросе «Закон о полиции» и ПДД (пункт 2.1.1) не делает различия между сотрудниками ГИБДД и другими структурами МВД. Однако для каждой структуры МВД и для каждой должности в приказах четко прописано, когда сотрудник имеет право остановить автомобиль при выполнении ими служебных обязанностей (статья 18 «Закона о полиции»).

Например, сотрудник ППС может остановить автомобиль для ограничения доступа в зону отцепления, для проверки документов и даже предоставляется право производить досмотр транспортных средств... - пункт 25 статья 10 «Закона о полиции».
При этом действия полицейских должны в точности совпадать с действиями сотрудника ГИБДД. Ваши права в разговоре с любым полицейским остаются теми же, что и в разговоре с инспектором ГИБДД.

Вы имейте право потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки транспортного средства. Согласно Приказа МВД №444 от 02 июня 2005, помимо инспекторов ГИБДД составить протоколы по статьям 12.1-12.3, 12.6, 12.7, 12.10-12.20, 12.25, 12.29 КоАП могут другие сотрудники полиции, но только при осуществлении ими своих обязанностей.

Итак, ваш автомобиль остановил инспектор ДПС. Как правильно построить диалог с сотрудником полиции. Не зависимо от того, остановили вас на законных основаниях или без причины, диалог следует строить всегда в одном ключе и главное не забывать об уверенности и стараться не быть жертвой.

  • В первую очередь в вежливой форме поздоровайтесь и попросите инспектора предоставить вам удостоверение для ознакомления.

Как правило многие водители не считают нужным этого делать, а зря. Как и у вас водительское удостоверение, так и у инспектора, оно может быть просроченным. Если в первом случае вам грозит штраф, то во втором случае данное лицо в форме уже не является полицейским при исполнение и не имеет ни каких прав на остановку ТС. То же касается и различных выписок из приказа, ксерокопий с подписью от якобы начальника и т.д, все это не имеет ни какого отношения к Удостоверению Полицейского!

В случае если инспектор начнет тянут время или будет игнорировать ваше требование, то в культурной форме напомните ему о ст. 5.4 ФЗП (Федеральный Закон о Полиции), в котором подробно рассмотрен порядок обращения сотрудника к гражданину.

  • Попросите инспектора назвать причину остановки и последующую цель.

Как показывает практика данный вопрос многих ИДПС ставит в ступор, не стесняйтесь и подскажите ему, что следует сделать в подобном случае. А сделать нужно вот что:

  1. Если вас остановили по нарушению ПДД, то причина соответственно в нарушение пункта правил дорожного движения, который инспектор должен назвать.
  2. После ознакомления вас с доказательствами совершенного вами нарушения, а это фото/видео фиксация или показания свидетелей, обозначить свою цель, то есть составление протокола и только после этого, вы передаете ему свои документы, обозначенные пунктом правил 2.1 ПДД.
  3. Если остановка выполнена в рамках проводимого спец мероприятия, то попросите у инспектора подтверждения в виде соответствующей выписки из приказа с подписью (если инспектор будет отказываться, то напомните ему о ст. 5 п. 7 ФЗП, в которой говорится об обязанности полицейского ознакомить гражданина со всеми документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Если инспектор все таки отказался вас ознакомить с подтверждающими бумагами, не поленитесь и позвоните в дежурную часть. Если названное сотрудником мероприятие действительно проходит, то выполните все требования полицейского.

Сколько машин может остановить инспектор одновременно?

Очень часто водители сталкиваются на дорогах с массовой остановкой ТС инспекторами ГИБДД и как правило, в большинстве случаев останавливают для обычной проверки документов, то есть по городу не идет план «перехват» или еще какие-либо спец мероприятия, требования которых бы давали право сотрудникам на массовую остановку и проверку. И как следствие возникает вполне резонный вопрос - а сколько же имеет право остановить инспектор автомобилей одномоментно? Постараемся ответить на него.

Ограничений на количество останавливаемых инспектором автомобилей нет в должностном регламенте, ни в других Федеральных Законах не имеется. Единственно, на что можно опираться, это на приказ №185 МВД и КоАП РФ. И так по-порядку.

КоАП РФ статья 28.5 часть 1, говорит нам что, «Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения» . То есть в случае если вас остановили, но сотрудник не торопится подходить к вам и указывать на причину остановки, вы имеете право указать ему на нарушение соответствующей статьи кодекса, либо обратится в дежурную часть с просьбой вызвать ответственного на место, для урегулирования вопроса, в результате которого произошло нарушение ваших прав.

Идем дальше. Теперь обратимся к должностной инструкции полицейского, 185-у приказу МВД пункту №47, согласно которого — «при одновременном выявлении нарушений правил ПДД, совершенных несколькими участниками дорожного движения, принимаются меры к пресечению нарушений, представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан» .

Тот же приказ, но теперь нам интересен пункт 67 — «остановив транспортного средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю…» . Понятно дело, если остановленных транспортных средств будет много, инспектор не сможет выполнить требование данного пункта приказа, а это уже дает вам право пожаловаться на слишком жадного ИДПС.

То есть подводя итог всему вышесказанному, если не идет каких-либо специальных мероприятий, инспектор имеет право остановить один два автомобиля, после чего нести свою нелегкую службу дальше, выявляя и пресекая нарушение правил дорожного движения.

Права водителя с момента остановки инспектором ГИБДД

И так что же делать если вас остановил инспектор ГИБДД, какие ваши права, как водителя в таком случае? Очень часто сотрудники ДПС любят оперировать заезженным стереотипом, якобы у водителя на дороге кроме ПДД ничего нет и знать он больше ничего не должен. Хочется задать инспекторам один лишь вопрос! А как же ПРАВА водителя? Разве у него их нет? По всей видимости очень многие сотрудники именно такого мнения. А самое страшное, что большинство водителей с ними согласны!

Водитель ТС, а значит и Гражданин РФ имеет права, которые перечислены в соответствующих нормативно правовых актах.

Право на фото видео фиксацию. Не развлечения ради, а для сбора доказательной базы, которая будет является доказательством в суде. Запрещая вам вести съемку, сотрудник тем самым нарушает приказ №185 пункт 25, в котором говорится что — «сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета, сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.»

Согласно ФЗП статьи 5 пункта 7, полицейский обязан вас ознакомить со всеми документами и материалами, непосредственно затрагивающими ваши права и свободы. То есть другими словами, вас остановил инспектор, тем самым произошло ущемление ваших конституционных прав на свободное перемещение (ст. 27 Конституции РФ), соответственно он должен аргументировать свое действие, выполнив требование федерального закона полиции статьи 5, пункта 7.

Следующие права касаются непосредственно того, если в отношение вас заводится дело об АПН:

  1. Статья 25.1. Лицо, в отношение которого ведется производство по делу вправе знакомится со всеми материалами, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и т.д
  2. Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу административного правонарушения.
  3. Статья 30.2 разъясняет порядок подачи жалобы на постановление.
  4. Статья 30.3 устанавливает срок на обжалование.

Так же при составление протокола, не забывайте про статью 51 Конституции РФ - вы имеете право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников, супруга/супруги.

В каких случаях инспектор имеет право на остановку ТС

Тут следует обратится к должностному регламенту, а именно приказу №185 МВД России, в котором прописаны основания к остановке ТС сотрудником:

  1. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, другого наряда, участника дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства) свидетельствующих о причастности водителя или пассажиров в совершение ДТП, преступления или АПН.
  2. Установленные визуально или зафиксированные с помощью технических средств признаки нарушения правил и требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  3. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, других нарядов, участников дорожного движения) об использование ТС в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Для опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, АП, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Выполнение распорядительно-регулировочных действий.
  7. Необходимость использования ТС сотрудником полиции.
  8. Необходимость привлечения водителя к оказанию помощи другим участникам движения или сотрудникам полиции.
  9. Проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями, соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов.
  10. Проверка документов на право пользования и управления ТС, документов на ТС и перевозимый груз, а так же документов удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах).

Во всех остальных случаях, если остановка вашего автомобиля сотрудником не подпадает под вышеперечисленные пункты административного регламента, является без причинной и не законной.

ИДПС останавливает автомобиль ночью на трассе

Следует помнить, что требование об остановке ТС до момента его фактической остановки, всегда является законным, а вот только потом, в зависимости от требований и последующих действий инспектора, вы определяете их законность и уже на основании этого, решаете что делать - писать жалобу, подавать в суд на ИДПС или оставить все как есть.

Поэтому, независимо от того, где и когда останавливает вас сотрудник - трасса (за пределами населенного пункта), ночью в темное время суток, вы как водитель обязаны остановится, иначе в отношение вас может быть применена статьи КоАП 12.25 - невыполнение законного требования об остановке, влечет наложение штрафа от 500 до 800 рублей.

Пришло время окончательно развеять миф относительно остановки сотрудником полиции вне стационарного поста ГИБДД для проверки документов. Миф этот заключается в том, что многие водители считают, что в вышеупомянутом случае они имеют право не передавать документы для проверки по требованию сотрудника полиции. Данное право, по их мнению, возникает на основании 63го пункта Административного регламента введённого 185 приказом МВД РФ:


63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

выполнение распорядительно-регулировочных действий;

Необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);

Необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

Проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС ).

В первую очередь следует обратить внимание на то, что в данном пункте не говорится о запрете на проверку документов вне стационарного поста. В нём говорится о проверке документов как основании для остановки. Т.е. иными словами "нельзя останавливать транспортные средства вне стационарных постов ГИБДД с целью проверки документов".

Но остановка уже произошла и по данному факту вы имеете право написать жалобу. Однако далее инспектор требует передать документы для проверки.

Обратимся к обязанностям водителя.

Согласно Правилам дорожного движения:

1. Общие положения
п. 1.3 ПДД: Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

2. Общие обязанности водителей

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки :
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;
- документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Теперь обратимся к правам сотрудника полиции.

Согласно ФЗ "О полиции":

Статья 13. Права полиции.

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; ...

Таким образом сотрудник полиции имеет право требовать у водителя документы для проверки на основании Закона "о полиции", а водитель обязан выполнить это требование согласно пункту 2.1.1 ПДД.

Ответственность за невыпонение законного требования сотрудника полиции наступает по части 1 статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях:

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

К тому же, услышав в качестве причины остановки вне стационарного поста "проверка документов", не спешите возмущаться. Ведь сотрудник полиции в ряде случаев имеет право назвать вам ложную причину остановки на основании пунктов 150 и 153 186 приказа МВД РФ.

Напоследок видео в тему поста. Знаменитый ролик "Лёха-Лёха".

Остановка на дороге... Потенциально каждый к этому готов, и мы привыкли, что нас останавливают для проверки документов... Однако так было не всегда. Так до 2017 года остановить машину просто так, ради проверки документов было нельзя, но были другие возможности остановить машину. То есть можно было прикрыться другими причинами, а потом проверить заодно еще и документы.
Что же, все течет и меняется. С 2017 года вышел приказ №664, которым введен "Административный регламент исполнения МВД РФ функций по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения". Согласно этого документа отменен не безызвестный приказ МВД №185, и само собой поменялись критерии к причинам остановки автомобиля на дороге. А значит нам самое время разобраться по каким причинам может быть остановлен водитель? Стоит ли останавливаться по требованию инспектора ГИБДД на трассе?

Прежде чем перейти к документам "местного значения", обратимся к ФЗ. Ведь именно он дает право на остановку сотрудникам полиции автомобиля.

Остановка ТС полицейским (инспектором) федеральный закон (ФЗ РФ "О полиции", N3-ФЗ)

Итак, обратимся к федеральному закону, в котором собственно и есть упоминание о том, что полицейский может останавливать ТС, для досмотра, задержания и т.д. Лучше процитировать этот закон, а не пересказывать. Так с статье 13 "Права полиции", смотрим пункт 20...

Останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

Здесь вроде как ничего не написано о том, что есть какие-то причины и ограничения для остановки ТС. Здесь важен сам факт того, что полицейские могут все же останавливать ТС. На самом деле также стоит обратится к "Административному регламенту...", который мы упомянули ранее.

Причины остановки машины (ТС) инспектором (Приказ МВД РФ N664 от 2017 года)

Теперь самое время обратиться к частному, то есть к приказу МВД №664 «Об утверждении Административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Именно он является тем самым регламентом, который предписывает не только причины, но и то как подходить, как представляться, как себя вести с водителями. Однако нас интересуют только причины остановки, поэтому мы более подробно именно о них.
Здесь стоит обратиться к пункту 84 Административного регламента "Остановка транспортного средства".

В нем говориться (курсивом текст нормативного документа)…

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:

84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

84.6. Необходимость использования транспортного средства.

84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Собственно расшифровывать каждый пункт - причину ни к чему. Вы и сами вполне можете прочитать и сделать для себя заключение о причинах остановки. Осталось лишь сказать, что их очень много и не стоит особо вдаваться в подробности по какой из причин вы были остановлены. Проще при остановке общаться с сотрудником ГИБДД конструктивно, нежели "гнуть пальца", - а на каких это основаниях...
Поэтому не смотря на то, что есть закон, есть наша статья, проще найти "общий язык" при общении со стражем порядка, ведь порой полицейские всего лишь выполняют свою работу (служат) и обычная проверка документов является штатной процедурой, на которой не стоит заострять внимание.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары