Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Чижевский циклы солнечной активности. Чижевский был прав

Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) – одна из выдающихся фигур нашего времени, «Леонардо ХХ века», как его иногда называли. Крупный ученый, поэт, художник, безукоризненный моральный авторитет, он был также глубоким мыслителем-космистом. Ему принадлежат многочисленные идеи мировоззренческого плана. Фундаментальное значение многих из них было очевидно и раньше. В 30-е годы за нетрадиционный взгляд на социально-исторические процессы А.Л.Чижевскому был приклеен ярлык «враг под маской ученого», и он долгие годы провел в заключении. Некоторые мировоззренческие размышления Чижевского настолько опережали свое время, что лишь сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их эвристическую силу, все более и более убеждаясь в том, что они должны стать ориентирами современной науки и культуры, хотя и в новой, модернизированной форме. Сегодня, когда культура, включая философию, находится в кризисе, когда духовное вытесняется материальным, массовая культура доминирует над культурой подлинной, когда ослабевает интерес к науке, современному знанию о мире особенно нужны новые смыслы. В этом контексте становится все более важной роль космического мировоззрения. « Космос направляет мир к овладению Красотою » . Космизм был тем целенаправляющим стержнем, который привел А.Л.Чижевского к ряду выдающихся открытий. Одно из них – разработка ключевых фрагментов междисциплинарного направления исследований, которое сейчас называют «большой историей». Это направление включает биологическую и социальную эволюцию человека в рамки универсального эволюционизма – от флуктуации вакуума, породившей нашу Вселенную, до глобальных проблем современной цивилизации.

НЕОБХОДИМОСТЬ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Творческое начало А.Л.Чижевский видел прежде всего в природе. Любовь к творчеству, проявляющая себя в разных формах, « безусловно присуща » и человеку. Философия, наука, искусство, поэзия – каждое из этих высших творческих проявлений человеческого духа привлекало Чижевского, в каждое он внес свой вклад. Особенно его интересовали относимые им « к вопросам величайшей важности » следующие мировоззренческие проблемы: « …удастся ли нам когда-нибудь познать природу как она есть, а не как нам кажется. Хаос или гармония управляют всем происходящим в мире; однородно или многоразлично вещество, создающее видимый мир, и что оно представляет из себя; смертна или бессмертна органическая жизнь, случайна или вездесуща она; смертен или бессмертен мир; конечно или бесконечно пространство » . Подобно В.И.Вернадскому, настаивавшему на необходимости «научного мировоззрения», он подчеркивал, что огромную и даже доминирующую роль в решении этих фундаментальных проблем мировоззрения должна играть наука. Свою философскую позицию Чижевский называл «критическим реализмом» или «научным реализмом», что является синонимом материализма. В основе этой позиции лежит « уверенность, что создаваемая наукой, и только наукой, физическая картина мира представляет собой не одну лишь творческую способность нашего ума, а отражает подлинно существующие и независимые от нас процессы природы ». По его мнению, необходимо такое « приближение к научному постижению вещи в себе, которое стремится освободить научную картину мира от всякого антропоморфизма » . Материалистическая тенденция – доминирующая и определяющая черта мировоззрения Чижевского. В контексте своего понимания критического, или научного, реализма Чижевский высказал интересные соображения о процессе познания мира. Например, обсуждая природу философских принципов, выходящих за границы как экспериментального, так и теоретического исследования (цель которых « разгадать внутреннюю сущность вещей и дали неба »), он отметил, что открытию этих принципов содействуют образы, возникающие либо при участии каких-нибудь внешних факторов, либо « исключительно с помощью углубленного мышления и творческой фантазии ». При зарождении образа « имеет, очевидно, большое значение творческая интуиция » , подчеркивал Чижевский. К числу сделанных таким путем открытий он относил ряд философских концепций, нашедших впоследствии блестящее научное оправдание – атомизм Лукреция, образные «предчувствия» средневековых алхимиков о возможности превращения химических элементов и другие. Образы содействуют поискам связей между различными явлениями природы, дают возможность « рассматривать невидимое под образом видимого », исследовать « явления, не поддающиеся опыту » . Трактовка понятия материи в философской концепции Чижевского совершенно недвусмысленна. Материя рассматривается им как проявление энергетического начала: « Материальный мир есть арена последовательных и закономерных комбинаций и колебаний единого мирового субстрата – электричества. Материя образована из электричества… » . В дальнейшем движении своей философской мысли Чижевский высказывает идею, им самим называемую пифагорейско-платоновской. Это – идея о едином мировом законе, или принципе, стоящем по ту сторону природных явлений. « Если мы примем электро-атомистическое мировоззрение, согласно которому материя не существует, а есть лишь одно или два имматериальных электричеств, мы, согласно вышесказанному, должны будем невольно прийти к убеждению, что существует лишь один или два каких-то основных принципа, которые, воздействуя на то или иное “электричество”, создают и материю, и весь видимый внешний мир. Таким путем все многообразие ощущаемого мира, столь запутанное и разнохарактерное, будет объединено и сведено к обнаружению единого физического закона, действующего на единое физическое начало » . Достижения современного ему естествознания Чижевский интерпретировал так: « Идея неоплатоников о едином мировом субстрате и идея пифагорейцев о едином правящем принципе постепенно отрываются из недр времени и подготавливаются к более интенсивной жизни в грядущем » . Рассматривая проблемы симметрии в природе, он склонялся к тому, что иногда называют «пифагорейской мистикой чисел». Например, симметрия в строении листьев на дереве или чешуек на сосновой шишке подчиняется строгим числовым закономерностям того типа, открытие которых приписывается пифагорейцам. «Золотому сечению» пифагорейцев, которое в эпоху Возрождения называли еще Божественной пропорцией, видя в ней меру мировой Гармонии, Чижевский придавал большое значение. Все эти соображения он связывал с существованием «точного, извечно-сущего космического закона», определяющего изучаемые нами явления природы. Помимо материалистических, энергетистских, пифагорейских, неоплатонических идей, в концепции Чижевского немалое место занимают и астрологические представления, но коренным образом переосмысленные с позиций современной ему науки. Многочисленны обращения Чижевского и к древней мудрости Востока. Например, одна из центральных идей его концепции – идея ритма в космической эволюции – имеет своим истоком как античную, так и восточную философскую мысль. Идеи и образы, свойственные самым разным философским традициям, моделируют концепцию Чижевского, но это отнюдь не признак какой-то непоследовательности или эклектичности. В связи с этим вспомним известные слова Альберта Эйнштейна о том, что естествоиспытатель не может при построении своего мира понятий слишком сильно ограничивать себя принципами какой-либо одной философской системы. Он будет казаться реалистом, говорил Эйнштейн, поскольку объект его исследований – внешний мир, идеалистом – поскольку научные понятия теории он рассматривает как «свободные творения человеческого духа», не вытекающие непосредственно из опыта, платоником и пифагорейцем – поскольку считает логическую простоту необходимым и действенным инструментом исследования и т.д. С большой искренностью это высказывание раскрывает отношение великого естествоиспытателя к мировоззренческим, философским основаниям научного поиска. Невозможность вывести принципиально новое знание из уже известного заставляла его выходить за пределы эмпирического и теоретического уровня науки, в мировоззренческую сферу – для формирования новых идеалов и норм познания, новой научной картины мира. И таким был путь не одного только Эйнштейна. И Коперник, и Кеплер, и Ньютон, и Бор, и А.А.Фридман, создатель теории расширяющейся Вселенной, – все они шли аналогичным путем. Их творчество вдохновлялось теми философско-мировоззренческими идеями, которые были наиболее созвучны их собственным научным проблемам, причем, как правило, при этом более или менее органично сочетались взгляды разных мыслителей. Мировоззрение Чижевского также было многосторонним. Оно возникло на стыке разных традиций – философских и эзотерических. Все это не только вполне естественно, но и неизбежно на крутых поворотах человеческого познания, тем более в современную эпоху диалога культур Запада и Востока.

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ» А.Л.ЧИЖЕВСКОГО

Чижевского справедливо относят к русским космистам. И действительно, все его творчество – мировоззренческое, научное, художественно-поэтическое – буквально пронизано образами, метафорами, идеями связи человека и космоса. Эта связь наполняет многообразными смыслами и понимание А.Л.Чижевским «большой истории». Специфика космизма Чижевского заключалась в том, что, проявляя большой интерес к проблемам космической экспансии человечества, а также к «активно-эволюционному подходу», он сам этих проблем не разрабатывал. Более того, из некоторых его высказываний следует, что он неодобрительно оценивал призывы к «покорению природы». Он писал, например, что антропогеография должна отказаться от старого взгляда, « будто бы с ростом культуры человек подчиняет себе природу и постепенно освобождается от нее » . Он видел большую долю истины в старой мысли, высказанной еще Бэконом: « Природой можно повелевать, только подчиняясь ей ». Вместе с тем он еще не мог видеть в полной мере негативных моментов технологического процесса, считая, что если человек « берет от природы все, что ему необходимо для поддержания собственной жизни, то этот факт ясно показывает, что человеческие агрегаты представляют собой некоторую составную часть природы, но ни в коем случае не полную ее противоположность… » . Акцент в мировоззренческих размышлениях Чижевского сделан на единстве космической и земной природы и человека: « …мы должны представлять себе человека и его агрегаты, сообщества и коллективы как продукт природы, как часть ее, подчиненную ее общим законам » . Иными словами, его интересовали преимущественно аспекты космизма, связанные с осмыслением единства мира и человека как неотъемлемой части этого мира. Свое понимание основного принципа космизма Чижевский формулировал так: « В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества, без сомнения, находятся в зависимости от судеб Вселенной » . Приведем еще одно его высказывание, которое разъясняет смысл этого принципа: « Человечество, населяющее Землю, находится под постоянным, мощным и сложным воздействием Космоса, которое мы лишь с трудом учимся улавливать и понимать. Но для нас уже нет никакого сомнения в том, что жизнедеятельность и отдельного человека, и всего человечества находится в тесной связи с жизнедеятельностью всей Вселенной. <…> В этом научном воззрении, всецело вмещающем в себя философские догадки древних, заключается одна из величайших научных истин о мировом процессе как едином и цельном явлении. Охватывая все стороны неорганической и органической эволюции, он представляет собой явление вполне закономерное и взаимозависимое во всех своих чувствах и проявлениях » . Эти мысли практически совпадают с идеями других русских космистов, особенно Циолковского. Но интерпретация принципа космизма, вкладываемый в него конкретный смысл у Чижевского отличается большим своеобразием. Он подробно обосновал взгляд, которого у других космистов мы не встречаем и который в 20–30-е годы прошлого века выглядел «еретическим». Впрочем, не менее «еретическим» воспринимается он и сейчас. Речь идет о влиянии на науку астрологии как социокультурного феномена. « Может быть, первый человек, посмотревший на звездное небо, распростертое над ним в тишине темно-синей ночи, понял, что хор движущихся в вышине светил составляет нечто общее с его подножием – с Землею и не может поэтому не иметь с нею прямой, хотя и невидимой связи. Из такого элементарного наблюдения, подкрепленного доводами самой непритязательной логики, родилась та “мнимая” наука, которая называется астрологией » . Астрология, по А.Л.Чижевскому, представала влиятельным феноменом мировой культуры на протяжении тысячелетий, затем была похоронена, но, как оказалось, преждевременно. Пережив ряд глубоких преобразований, человеческая мысль вернулась к тем « первоначальным философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества », включая и астрологию. Особенно импонировало Чижевскому сложившееся в умах астрологов, еще за тысячелетия до начала опытного изучения природы, « глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собой лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленной сверху вниз ». К этому он добавлял, что, « объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа » . Конечно же, не о возрождении каких-то древних суеверий говорил Чижевский. Он имел в виду лишь некоторые мировоззренческие идеи, целенаправляющие современный научный поиск. « В то же время всякому ясно, что между нашими выводами и астрологией – такая же пропасть, как между электрической химией и наукой о философском камне », – решительно подчеркивал он . Наиболее характерная черта космизма Чижевского, выявляющая его глубинные связи с эзотерикой, – энергетическая направленность. Смысл разработанной им версии космизма составляет принцип превращения космической, прежде всего солнечной энергии в энергию психических процессов людей и человеческих сообществ, что определяет, согласно Чижевскому, некоторые важнейшие черты социально-исторических процессов. О влиянии энергетики космоса на человечество говорили, как известно, и другие космисты, особенно К.Э.Циолковский. Он считал, что «воля космоса», то есть психическая энергия «высших разумных сил», передается человечеству и определяет многие стороны его жизнедеятельности. Но в космической философии Циолковского эта идея не является основополагающей, тогда как у Чижевского мысль о воздействии энергетики космоса на энергетику земных процессов – основная и наиболее оригинальная. И надо сказать, что в современную эпоху, когда освоение дальнего космоса остается нереализованной мечтой, разрабатывавшийся Чижевским аспект космизма, связанный с изучением роли космических факторов в биологических, психологических и социально-исторических процессах, становится наиболее значимым для современной культуры.

ПРИНЦИПЫ ЗАКОНООБРАЗНОСТИ, ЕДИНООБРАЗИЯ И ДЕТЕРМИНИЗМА

Ключевое место в философской концепции Чижевского занимает идея существования единого закона всего сущего. Единство мира Чижевский понимал как его единообразие. « Вселенная, которой управляет один-единственный закон, части которого мы познаем с таким трудом, не может быть разнородна и не одинакова на всем своем великом протяжении. Как у нас на Земле, так и на расстоянии миллиардов световых лет – властвует та же закономерность, та же целесообразность и гармония » . Принцип единообразия в контексте своего «энергетического космизма» Чижевский обосновывал следующим образом: « Материальный мир есть арена последовательных, а потому и закономерных комбинаций единого субстрата – электрона. Поэтому мы будем утверждать, что физическая картина отдаленного мира похожа на нашу! Но мы смеем утверждать, что если существует материя, то ее проявление подобно тому, каковое наблюдаем и мы. Мы можем также утверждать, что единый принцип, создающий наш мир, один и тот же и проявляется в самых удаленных участках Вселенной с той же последовательностью и в том же порядке действия. Таким образом, мы приходим к утверждению Единства образующего физического закона во всей Вселенной » . Из этого единообразия мира как следствие выводится «единство логического мышления», поскольку оно развивается в неразрывной связи с внешним миром. Другим аргументом, подтверждающим единообразие мира, была для Чижевского мировая гармония. Идея единообразия и порядка жизни всего мироздания «б езусловно вытекает из каких-либо основных его свойств, основных его законов ». Таким свойством и является гармония мира. « Человеческий род, населяющий земной шар, может служить образцом того творческого воздействия, которое расточается Вселенной в силу ее совершеннейшей гармонии». Постоянное отображение этой мировой гармонии человеческим мозгом «только и могло породить тот строй мысли, каким наделены ныне представители культурных рас » . Таким образом осуществляется в философской концепции Чижевского единство различных образов мира. Но если « Земля и все населяющее ее живое представляют собой органическую систему, zoon – Платона, следует предположить, что могущественные нарушения, имеющие иногда место в физико-химической среде Земли, должны вызывать мощные пертурбации и в органическом ее царстве. Таким образом, следовало допустить, что наиболее крупные движения в человеческом мире протекают одновременно с какими-либо колебаниями или изменениями сил окружающей природы » . Мы еще раз убеждаемся, что мировоззренческие принципы действительно выступают у А.Л.Чижевского в качестве направляющего стержня для разработки его научной концепции. Принцип единообразия космоса лежит в основе принятого Чижевским подхода к исследованию проблем взаимосвязи космических и земных факторов, который был типично редукционистским1. Если свойства космоса определяются принципом единообразия, то « не должны ли быть приложены к изучению исторического процесса и социальной эволюции методы и принципы физики и математики? Владения физики – вся Вселенная, вся целиком, а потому физика должна сказать свое слово при рассмотрении любого в мире вопроса. Она должна осветить лицо истории своими законами о веществе, связать человека с человеком, человечество с природою путем установления для органических существ законов, аналогичных законам неорганического мира… Современная точная наука мало-помалу уже вступает на этот путь, человеческая воля становится доступной опыту, и сам человек из сферы чудес переводится в ряд закономерных физико-химических явлений природы » . Конечно, такой подход является спорным. Попытки сведения высших проявлений психической деятельности человека к физико-химическим факторам предпринимались неоднократно, но успеха не имели, хотя редукционизм – один из наиболее популярных и признанных методов современной науки. Обратим, однако, внимание на весь контекст процитированных рассуждений. Основное в них – признание единого закона мира. Сегодня эта мысль Чижевского очень созвучна поискам современной физики, нацеленным на построение «единой теории всего». Несмотря на прямые, казалось бы, редукционистские рассуждения, в своей концепции Чижевский подразумевает выведение свойств различных структурных уровней мира из этого пока не открытого закона еще не созданной физической теории, закона, который жестко детерминирует все процессы в космосе, связывая их единой цепью. Принцип пандетерминизма, то есть причинно-следственной связи всего со всем также является смысловым стержнем этой концепции, соединяющей различные образы мира. Детерминизм выступает формой проявления единого физического закона, лежащего в основе космоса. По словам Чижевского, « в жизни природы все последовательно и все сопричинно связано между собою. Мир есть сложная система зависимых переменных, а не музей отдельных явлений, не перечень неподвижных фактов » . Вот почему и жизнедеятельность человечества причинно обусловлена жизнедеятельностью Вселенной. Принцип детерминизма выполняется в космосе А.Л.Чижевского с исключительной жесткостью и без каких бы то ни было модификаций. Ему подчинены все энергетические процессы, среди которых особое место занимают переходы космической энергии в психическую энергию индивидов и человеческих сообществ. « Силы внешней природы связывают и освобождают заложенную потенциально в человеке его духовную сущность и принуждают интеллект действовать или коснеть » . Анализируя понимание Чижевским принципа причинности в контексте современной научно-философской мысли, мы убеждаемся, что этому принципу он иногда придавал несколько расширенный смысл. Согласно обычному пониманию принципа причинности, одно явление (причина) при определенных условиях способно порождать другое (следствие). От связей изучаемых явлений с остальными, а тем более с космосом в целом, при этом отвлекаются. Если же причина и следствие рассматриваются в контексте мирового целого, детерминизм как бы растворяется в образе всеобщего взаимодействия. Специфика исследований Чижевского состоит, однако, именно в том, что он решал комплексную проблему взаимодействия множества космических и земных факторов, в которой переплетаются разные звенья причинно-следственных цепей, то есть уровни причин, рождающих космические влияния на земные процессы. Но в то же время в своей концепции А.Л.Чижевский рассматривал эти причинно-следственные связи и в обычном, то есть более узком смысле. Необходимо отметить, что в современных представлениях многие уровни реальности (например, изучаемые субатомной физикой) описываются не строгими причинно-следственными связями, а статистическими, вероятностными закономерностями. Они сейчас рассматриваются не как приблизительное знание точных причинно-следственных законов (что было в концепции А.Л.Чижевского), а как самостоятельная и, возможно, даже более фундаментальная черта космоса. Активно пробивает себе дорогу и идея, согласно которой наиболее глубинным космическим фактором является не детерминизм, а, напротив, спонтанность (самопроизвольные, беспричинные изменения). Однако вполне возможно, что все эти принципы и идеи не исключают друг друга, а окажутся, в конечном счете, дополнительными, описывающими разные аспекты мирового процесса.

ПРИНЦИП КОСМИЧЕСКОГО РИТМА. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ А.Л.ЧИЖЕВСКОГО

Принцип эволюции был высказан А.Л.Чижевским в форме, которая по сути предвосхищает современную концепцию универсального эволюционизма. Космос, считал он, « не знает истощения, ему присуща вечная жизнь, обусловленная ритмом, отбиваемым колоссальным космическим маятником » . В духе учений восточной мудрости размышлял Чижевский о том, что мировая гармония обусловлена ритмами космической эволюции. Одна из основных задач науки состоит, по его мнению, в создании «эволюционной теории» законов природы. В этом контексте Чижевский говорил о присущей явлениям природы связи, выражаемой характерным для них образом, который он возводит « до степени принципа природы, то есть такого начала, каковым руководствуется природа во всех своих проявлениях. Единство принципа вносит в мир Гармонию, а Гармония является важнейшим пробным камнем вероятности всякого учения. Принцип этот и есть – principium universale circulationis – т.н. всеобщий принцип кругооборота ». Философская концепция Чижевского пронизана « общею идеей: Палигенезиса, Вечного Возрождения, Вечного Круговорота – Бессмертия Космоса! ». Может быть, « этот принцип, проводимый природою во всех своих проявлениях, и есть та удивительная, затаенная в сокровенных основах мироздания простота, которую предчувствовали древние, воспели поэты и о которой говорили нам философы. Или это, может быть, и есть та великая мировая Гармония, которая одинаково одухотворяет, движет согласно непреложных законов по непреложным путям как самые грандиозные, так и самые ничтожные, еле ощутимые процессы » . А.Л.Чижевский рассматривал бесконечную причинно-следственную цепь событий, детерминируемых «единым физическим законом», который определяет не только фундаментальные свойства космоса и его структуру, но также процессы универсального эволюционизма. Он пришел к выводу: идея хаоса возникает потому, что каждое физическое явление « оказывается результатом бесконечно большого числа причин », совокупностью которых определяются те или иные его аспекты. « То есть ни одно явление, каковое доступно нашему непосредственному наблюдению, не является причиною и следствием одновременного действия одного и того же физического закона, а представляет из себя в известной степени итог исторически складывающихся факторов и комплекс всех местных сопричастных его проявлению обстоятельств и условий » . Но исследователь обычно принимает во внимание только некоторые из них, пренебрегая другими. Отсюда и возникают в познании образы хаоса. Если же мы, изучая природу, частью которой является, согласно Чижевскому, и общество, будем переходить от одного звена к другому в общей цепи явлений, то усмотрим в них « последовательность и закономерность, а следовательно, и известную гармонию » , которая, в противоположность хаосу, является, таким образом, фундаментальной чертой бытия. Что можно сказать об этих размышлениях? С позиций современной науки они представляют несомненный интерес, но требуют определенных уточнений. Во-первых, синергетика, то есть теория самоорганизации, не рассматривает хаос как нечто совершенно бесструктурное, неорганизованное и как бы незакономерное. Хаос заключает в себе набор аттракторов – тенденций дальнейшей эволюции; они и определяют направленность космических процессов становления. Во-вторых, синергетика отказалась от образа мира, процессы в котором определяются жесткими причинно-следственными цепями. Процессы эволюции имеют «точки бифуркации», в этих точках самоорганизующаяся система непредсказуемым способом выбирает возможные пути дальнейшей эволюции. Это свидетельствует о том, что движение познания к «первопричинам всех причин» не может следовать логике жесткого детерминизма. В-третьих, ритмические процессы, обнаруживаемые в космосе, с точки зрения современной физики и синергетики оказываются лишь аспектом необратимых изменений космических структур. В-четвертых, современная физика действительно открыла в субатомном мире ряд фундаментальных симметрий, но обнаружены и процессы их спонтанного нарушения, которые концепцией Чижевского не предусматриваются. В целом же образ универсального эволюционизма, предвосхищенный Чижевским, вошел в парадигму современной науки, – но в иной, вероятностной форме.

О КОСМИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ, БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Мировоззренческие идеи А.Л.Чижевского сыграли роль основания, целенаправляющего разработку его концепции влияния космических факторов на геофизические, биологические и социальные процессы. Выход в мировоззренческую сферу диктовался синтетичностью этой проблемы, необходимостью сопряжения знаний естественных и гуманитарных наук. Для объединения их в систему требовались принципы высокой степени общности. Чижевский эти принципы нашел, что и предопределило его научный успех. Исследуя протекание геофизических, биологических и социально-исторических процессов на собранном им огромном статистическом материале, Чижевский показал тесную связь ритмических изменений этих процессов с циклами космической, в частности солнечной, активности. Он установил, что в хаотической, казалось бы, структуре земных процессов можно выявить ритмы, обусловленные космической энергетикой. В причинную зависимость от солнечной активности им были поставлены такие геофизические факторы, как, например, напряженность земного магнитного поля, частота появления полярных сияний, колебания климата, землетрясения и многие другие. Далее, периодические колебания солнечной активности оказались причинным фактором, оказывающим заметное влияние на процессы рождения и смертности, развертывания эпидемий и пандемий и др. Эти исследования Чижевского получили самое широкое признание, их и сейчас интенсивно продолжают во многих странах. Иное отношение сложилось к наиболее впечатляющим результатам, которые были получены Чижевским при изучении космических факторов социально-исторических процессов. « Изучая статистические основные моменты всемирно-исторического процесса, – писал он, – мы пришли к выводу о могущественном влиянии солнечных факторов на поведение человеческих масс, обусловленное, по-видимому, энергетическим механизмом. Этот вывод позволил нам включить всемирно-исторический процесс в ряд явлений природы и рассматривать его как явление космическое » . Как известно, световое излучение Солнца остается постоянным с точностью до нескольких процентов на всем протяжении социальной истории человечества. Но корпускулярная активность Солнца, которая заключается в выбросе масс заряженных частиц, периодична. Ее цикл охватывает в среднем 11,2 года. Статистический анализ исторического процесса выявил в нем периодические изменения, которые оказались практически одновременными с колебаниями корпускулярной активности Солнца. Войны, революции, массовые волнения, в том числе религиозные, распространение ересей, политических заговоров и так далее строго совпадают с максимумами солнечной активности. Это касается и различных эпидемий (холеры, гриппа, возвратного тифа, полиомиелита и так далее). На основании этого Чижевский формулирует положения, характеризующие течение человеческой истории: « 1. На различных континентах Земли, в различных странах, у различных народов, зависящих или не зависящих один от другого в политическом или экономическом отношении, а равно и по отношению к занимаемой территории, главные моменты их исторической жизни, сопряженные с движением больших масс, стремятся быть синхроничными; количество протекающих одновременно в различных участках Земли исторических событий с приближением к максимуму солнцедеятельности постепенно увеличивается, достигая наибольшего числа в эпохи максимумов, и уменьшается с приближением к минимуму. Это позволяет считать каждый цикл исторических событий всемирно-исторического процесса – всеобщим. 2. В каждом столетии всеобщий цикл исторических событий повторяется ровно 9 раз. На всем протяжении всемирной истории человечества, начиная с 500 г. до Р.Х. и по сие время, в каждом веке нами обнаружено по 9 отчетливо обрисовывающихся концентраций начальных моментов исторических событий. Таким образом, можно считать, что каждый цикл всеобщей исторической, военной или общественной деятельности человечества равен, в среднем арифметическом, 11 годам. 3. Эпохи концентраций исторических событий разделены между собою эпохами, в течение которых количество вновь возникающих исторических событий падает до минимума. 4. Эпохи концентраций исторических событий совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности; эпохи разряжений совпадают с эпохами минимумов. За время с 1610 г. последние положения нужно считать установленными вполне, ввиду значительного количества исторических данных, а затем и точности наблюдений за солнцедеятельностью. 5. Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцедеятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:

ПЕРИОД ЭТАПЫ ВОЗБУДИМОСТИ I минимальная возбудимость II нарастания возбудимости III максимальная возбудимость IV падение возбудимости

Эти четыре этапа (назовем их периодами) стремятся быть вполне одновременными с соответствующими им эпохами солнцедеятельности: минимумом пятен, нарастанием максимума, максимумом и убыванием максимума с переходом в минимум » . Откуда человеческие массы черпают ту огромную энергию, которую они затрачивают в процессах социально-исторической активности? С точки зрения А.Л.Чижевского, массовые движения человеческих коллективов и сообществ представляют собой не что иное, как процесс преобразования получаемой Землей солнечной энергии. Необходимо, однако, проследить механизмы этой трансформации. Как уже отмечалось, А.Л.Чижевский сводил энергию социальных процессов к психофизической энергии человеческих организмов. По его мнению, социальные движения подобны психическим эпидемиям. Они развиваются на той же самой основе, что и истерии, то есть на почве ущемления инстинктивных потребностей. Их возбудителями являются «темные области» человеческой психики, управляющие некоторыми механизмами нашего поведения. Изучение индивидуальных психических реакций позволит подойти к более глубокому пониманию коллективных реакций, возникающих в массах под влиянием условий, препятствующих полному выявлению их интересов. Мост от индивидуальных реакций к коллективным представляет собой то, что, согласно А.Л.Чижевскому, может быть названо «нервно-психической конституцией» социальных масс. Ибо каждый способен на истерию, поскольку в нем заложены древние формы инстинктов, скрытые рядом последующих наслоений. Как только эти наслоения спадают, человек и человеческий коллектив оказываются во власти древних инстинктов. В связи с этим рождается парадоксальная мысль: « Я хочу сказать, что историей надлежит заниматься психиатрам и невропатологам, а историкам изучать психиатрию. В результате такого обмена знаниями с лица истории должна быть сорвана та маска, которая до неузнаваемости искажает ее зоологические черты. Бог истории – это инстинкт, физиологическая реакция человечества на непрерывное воздействие внешнего мира » . Изучение этих воздействий, определяемых космическими факторами, приведет человечество к постепенному овладению своими психическими силами, что в корне изменит условия его жизни. Разработанная А.Л.Чижевским концепция космических факторов биологических и социальных процессов является, несомненно, одним из наиболее ценностно-значимых достижений научной мысли ХХ века, сравнимых с созданием квантовой механики или генетики. Она непосредственно касается проблемы судеб человечества, которая с такой неотвратимостью поставлена перед современной цивилизацией. Казалось бы, концепция космических факторов исторического процесса должна вызвать в современной культуре немедленный взрыв интереса, по крайней мере, не меньший, чем ее космобиологический аспект. Но этого пока не случилось. В очередной раз возникла парадоксальнейшая ситуация – подобно многим другим достижениям научной мысли, опередившим свое время, социально-исторического аспекта концепции А.Л.Чижевского вот уже многие десятки лет как бы не замечают. Почему же? Конечно, о невысказанных мотивах можно только догадываться, но все же рискнем обозначить некоторые из них. Несомненно, в какой-то мере свою роль сыграло недостаточное знакомство с этим аспектом концепции А.Л.Чижевского, которая была опубликована в Калуге в 20-е годы прошлого столетия небольшим тиражом, а затем попала в контекст «репрессированной науки». Сейчас идеологические запреты сняты, но свое дело они сделали, на многие десятилетия окружив концепцию А.Л.Чижевского завесой недоверия, страха и забвения, надолго вытеснив ее из культуры. Инертное отношение к замечательным социально-историческим идеям А.Л.Чижевского объясняется, кроме того, комплексом вполне понятных факторов социокультурного и научного характера. В связи с этим выделим три основных, на наш взгляд, момента. Во-первых, в современной культуре существует большое число влиятельных концепций социально-исторического процесса, с которыми идеи А.Л.Чижевского либо плохо совместимы, либо даже им антагонистичны. Во-вторых, восприятие концепции Чижевского в собственно научном контексте затруднено тем, что она находится, как уже отмечалось, на стыке многих научных дисциплин. Выдвинуть такую концепцию мог только энциклопедически образованный человек, каким и был Александр Леонидович Чижевский, но широчайший кругозор необходим также и для понимания и оценки его концепции. Увы, для нашего времени характерна узкая специализация, новых Ломоносовых оно не рождает. В-третьих, при обсуждении концепции А.Л.Чижевского часто высказывались «принципиальные» возражения по поводу ее существа. Отметим следующие: – недостаточная математическая проработанность концепции на основе современных статистико-вероятностных методов; – сведение социально-исторических проблем к психологическим, с особым акцентом на феномене массовой истерии. Тем самым вообще отрицался вклад А.Л.Чижевского в решение проблем «большой истории». Подобного рода претензии лишь подчеркивают настоятельную необходимость дальнейшей разработки концепции А.Л.Чижевского на уровне современной науки, анализа имеющихся в ней упрощений, отказа от устаревших моментов, свойственных ей, как и любой научной концепции. Ведь речь идет о наиболее приоритетных вопросах современной культуры. Биосфера и социосфера Земли представляют собой открытые системы, самоорганизация которых определяется не только земными, но и космическими факторами (во многом – квантовыми механизмами). Современная синергетическая парадигма либо уделяет этим факторам в контексте человеческой истории недостаточное внимание, либо даже игнорирует их. Но есть достаточно веские основания считать, что концепция самоорганизующейся Вселенной не может пройти мимо этих влияний. Носящие резко нелинейный характер, эти воздействия во многих случаях оказываются определяющими. Конечные выводы А.Л.Чижевского зависят от принятых им устаревших предпосылок (пандетерминизм) лишь по своей форме, но не по содержанию. Они могут быть включены в современную постнеклассическую науку. Причинно-следственная связь спонтанных нестационарных процессов на Солнце с жизнедеятельностью биосферы и социосферы может быть понята в контексте вероятностного способа описания и объяснения. Концепция Чижевского выступает необходимым фрагментом сценария самоорганизующейся Вселенной. Она имеет первостепенное значение для разработки проблем «Большой истории», непосредственно включая социально-исторические события в рамки процессов космической самоорганизации. Спонтанные проявления вспышечной активности Солнца играют роль спусковых механизмов, периодически вызывающих нелинейные по своей природе земные последствия. Выявленные А.Л.Чижевским механизмы воздействия солнечной активности на социально-исторический процесс по своей сути совпадают с теми, которые сформулированы Г.-К.Юнгом в его аналитической психологии. Чижевский обнаружил влияние солнечной активности на сферу коллективного бессознательного и через нее – на человеческую историю. Это влияние носит вероятностный, стохастический характер. Так, не во всех странах одновременно происходят эпидемии, войны, революции, но вспышки на Солнце нелинейным образом усиливают влияние земных факторов. Отсюда следует, что концепция космических факторов биологических и социальных процессов является, вопреки распространенному равнодушию, одним из наиболее ценностно значимых достижений научной мысли XX века, сравнимым с разработкой квантовой механики или генетики. Она непосредственно затрагивает перспективы человечества в условиях нарастания глобальных проблем техногенной цивилизации. Будем же надеяться, что русский космизм, открывший дорогу к пониманию будущего, – в том числе концепция А.Л.Чижевского, – поможет человечеству и нашей Родине, России найти выход из временного тупика, в котором оказалась современная цивилизация.

2.2. Религиозно-философский космизм.

То, что Солнце - основа возникновения и существо­вания жизни на нашей планете, а также причина боль­шинства протекающих на ней физических и химических процессов,- тривиальная истина, привычная с незапамятных времен. Однако роль его гораздо значительнее и сложнее, нежели предполагалось ранее.

Александру Леонидовичу Чижевскому выпала честь научно дока­зать, что для органического мира Земли существенна не только постоянно излучаемая Солнцем энергия, но и периодически возникающие изменения «солнцедеятельности», или солнечной активности
Александр Леонидович Чижевский. Биография, вклад в науку
Александр Леонидович Чижевский был эрудированным и многосторонне одарённым человеком. Он родился 7 февраля 1897 года. После переезда семьи в Калугу учился в частном реальном училище Шахмагонова (1913-15 гг.). Окончил Московский археологический институт (1917) и Московский коммерческий институт (1918). В результате дискуссий с Циолковским Чижевский начинает исследовать проблемы солнечно-земных связей. Уже в 1915 году он выступает с докладом "Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли” на заседании калужского общества по изучению природы. Там он впервые высказал идею о влиянии солнечной активности на земную жизнь и блестяще подтвердил её научными исследованиями.
Биография
Нестандартные научные взгляды Чижевского вызывали противодействие многих влиятельных ученых, что приводило к его отстранению от работы. В 1942 году ученый был репрессирован и отбывал наказание в лагере на Урале и в Казахстане (1942-50 гг.), где работал в клинических лабораториях над проблемами практической гематологии и гидродинамики крови.
После освобождения Чижевский находился в ссылке в Караганде (1950-58 гг.), где занимался биофизическими исследованиями крови и проблемами аэроионизации.
Почётный президент Международного конгресса по биологической физике и космической биологии (США, 1939), член Тулонской академии наук (с 1929 г.) и ряда других академий наук и международных научных обществ, Чижевский с 1959 г. разрабатывал вопрос о влиянии Солнца на физико-биологические свойства крови. В своих исследованиях широко применял математические методы.
В 1962 году Чижевский был реабилитирован.
Умер А.Л.Чижевский 20 декабря 1964 года.
2. Исследования А.Л.Чижевского
Из большого количества проблем, связанных с взаимодействием Космоса и земного человечества, Чижевский выбрал, прежде всего, влияние активности Солнца на земной исторический процесс. Собранный им материал давал возможность это сделать. Особое внимание Чижевский обратил на содержавшееся в его разнообразной информации совпадение взрывов на Солнце с большими землетрясениями и мощными извержениями вулканов на многих континентах. Казалось, что небесный огонь солнечной активности вызывал из мрака подземный огонь, вырывавшийся из таинственных глубин планеты потоками расплавленной лавы и сдвигавший огромные пласты ее поверхностного слоя.
Соотношение между деятельностью Солнца и интенсивной деятельностью вулканов
Это является наглядной схемой такого соотношения. Мы видим, что во время сильной солнечной активности в разных регионах планеты происходит извержение вулканов.
Исследования А.Л.Чижевского
«…Я усиленно вел обширные исторические изыскания, – писал Чижевский. – На основании полученных данных, после статистической проработки исключительно большого материала, я пришел к следующему основному заключению: количество массовых движений во всех странах возрастает по мере возрастания активности Солнца и достигает максимума в годы максимума солнцедеятельности. Затем это количество начинает убывать и в годы низкой солнцедеятельности достигает своего минимума. Эти циклические колебания всемирно-исторического процесса были обнаружены мною во всех странах и во всех столетиях, начиная с 500 года до нашей эры».
3. Влияние солнечной активности на исторический процесс
Чижевский пришел к выводу, что активность деятельности человека, ее ритм, подъемы и падения совпадают с ритмами пульсаций самого Солнца. Восстания, Крестовые походы, переселения народов – все эти конкретные исторические события были связаны с усилением активности самого Солнца, возникновением пятен на нем или взрывов и влиянием этих процессов на магнитное поле Земли. Возникновение народных вождей, духовных водителей, великих полководцев, выдающихся государственных деятелей и различного рода реформаторов также было связано с активностью Солнца, и их появление и усиленная деятельность зависели от активности самого Солнца, а возможно, и других космических факторов.
Влияние солнечной активности на исторический процесс
Этой же закономерности было подчинено распространение учений – политических, религиозных, философских, различного рода ересей и идей, овладевавших массами.
Когда активность Солнца затухает и воцаряется на какое-то время космическое спокойствие, то «вожди, полководцы, ораторы теряют те силы, которые в предшествовавший период сковывали массы и принуждали их к повиновению. Массы уже с трудом подчиняются внушению».
Из сказанного следует заключить, что есть некоторая внеземная сила, воздействующая извне на развитие событий в человеческих сообществах. Одновременность колебаний солнечной и человеческой деятельности служит лучшим указанием на эту силу.

4. Циклы процесса солнечной активности
А.Л.Чижевский обнаружил 11-летний, ритмически повторяющийся цикл развития солнечной активности, в котором выделил 4 этапа:
1. Период минимума.
2. Период увеличения активности.
3. Период максимума.
4. Период деградации.
Каждый период имеет свою продолжительность, и возможны некоторые незначительные отступления и в циклах, и в периодах. Однако среднее их арифметическое остается более или менее постоянным: I период составляет 3 года, II – 2 года, III – 3 года, IV – 3 года.
5. Историко-психологические особенности 11-летних циклов
Чижевский установил историко-психологические особенности 11-летних циклов. Их оказалось две, и они повторялись из цикла в цикл.
Первая. «…В средних точках течения цикла массовая деятельность человечества на всей поверхности земли, при наличии в человеческих сообществах экономических, политических или военных возбуждающих факторов, достигает максимального напряжения, выражающегося в психомоторных пандемиях: революциях, восстаниях, войнах, походах, переселениях, создающих новые формации в жизни отдельных государств и новые исторические эпохи в жизни человечества и сопровождающихся интеграцией масс, выявлением их активности и правлением большинства».
Историко-психологические особенности 11-летних циклов
Вторая. «В крайних точках течения цикла напряжение общечеловеческой деятельности военного или политического характера понижается до минимального предела, уступая место созидательной деятельности и сопровождаясь всеобщим упадком политического или военного энтузиазма, миром и успокоенною творческою работою в области организации государственных устоев, международных отношений, науки и искусства при дезинтеграции и депрессии масс и усилении абсолютистских тенденций власти».
6.
Теперь изучением ритмов, и не только солнечных, а любых космических ритмов, занимаются специалисты самого разного профиля – геологи, физиологи, врачи, биологи, гистологи, метеорологи, астрономы.
Применение идей А.Л.Чижевского в естественных науках
Например, установлено, что исходя из солнечной активности, можно прогнозировать погоду, в частности, засухи в тех или иных участках Земли, а также размножение вредителей: грызунов и саранчи. Такие прогнозы позволяли предпринимать определенные меры, например, в 1958 году Н.С.Щербаков предсказал размножение саранчи и ее залет на территорию Туркмении, и ее быстро ликвидировали благодаря его прогнозу. В основе такого массового размножения вредителей лежат изменения климатических факторов, связанных с солнечной активностью.
Применение идей А.Л.Чижевского в естественных науках
Изучение влияния Солнца на рыб может помогать и рыбодобывающей отрасли. Камчатский ихтиолог И.Б.Бирман в 1976г. в своей докторской диссертации показал, что одной из внешних причин колебаний численности рыб кроме Луны может быть и солнечная активность. На основании своих исследований динамики природных процессов в зависимости от солнечной активности, Бирман еще в 1957 г. предсказывал, что в ближайшие 10 лет запасы кеты без применения энергичных мер резко уменьшатся. Действительно, после максимума 1957 г. это произошло.
7. Влияние солнечной активности на возникновение заболеваний
Из всех заболеваний, которые подвержены воздействию магнитосферных бурь, сердечно–сосудистые были выделены, прежде всего, поскольку их связь с солнечной и магнитной активностью была наиболее очевидной. Проводились сопоставления зависимости количества и тяжести сердечно–сосудистых заболеваний от многих факторов внешней среды (атмосферное давление, температура воздуха, осадки, облачность, ионизация, радиационный режим и так далее), но достоверная и устойчивая связь сердечно–сосудистых заболеваний выявляется именно с хромосферными вспышками и геомагнитными бурями
Влияние солнечной активности на возникновение заболеваний
Выявлена связь солнечной активности и с функционированием других систем организма, с онкозаболеваниями.
Наибольшая заболеваемость раком имела место в период спокойного Солнца, наименьшая – при самой высокой солнечной активности. Предполагают, что это связано с тормозящим действием солнечной активности на малодифференцированные клеточные элементы, в том числе на раковые клетки.
Было установлено, что в годы снижения солнечной активности заболеваемость злокачественными опухолями возрастала.
Заключение
Солнце освещает и согревает нашу планету, без этого была бы невозможна жизнь на ней не только человека, но даже микроорганизмов. Солнце– главный (хотя и не единственный) двигатель происходящих на Земле процессов. Но не только тепло и свет получает Земля от Солнца. Различные виды солнечного излучения и потоки частиц оказывают постоянное влияние на её жизнь.
Космическая погода постепенно занимает подобающее ей место в нашем сознании. Как и в случае с обыкновенной погодой, мы хотим знать, что нас ждет и в отдаленном будущем, и в ближайшие дни.

И вновь и вновь взошли на солнце пятна,
И омрачились трезвые умы,
И пал престол, и были неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы.

И вал морской вскипал от колебаний,
И норд сверкал и двигались смерчи,
И родились на ниве состязаний
Фанатики, герои, палачи.

И жизни лик подернулся гримасой;
Метался компас – буйствовал народ,
И над землей и над людскою массой
Свершало Солнце свой законный ход

О, ты, узревший солнечные пятна
С великолепной дерзостью своей -
Не ведал ты, как будут мне понятны
И близки твои скорби, Галилей!

А. Л. Чижевский, 1921, Калуга


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВПО КубГУ)

Тема: Теория А.Л. Чижевского о влиянии солнечной активности на всемирно-исторический процесс

чижевский солнечная активность исторический

Работу выполнила: Котлова А.С.

Краснодар 2014

В начале нынешнего века наш соотечественник, А.Л. Чижевский (1897-1964) пришел к выводу, что жизнь человечества зависит от Солнца не только как от источника тепла и света - своими процессами оно синхронизирует ход всемирной истории.

Как было сделано это открытие? Чижевский, с детских лет увлекавшийся астрономией, в летние месяцы 1915 г., в самый разгар Первой мировой войны, наблюдая в телескоп солнечные пятна, обнаружил поразительный факт. Сразу же после прохождения больших групп пятен через центральный меридиан Солнца на многих фронтах усиливались военные действия. Пытаясь выяснить влияние солнечного пятнообразования на поведение людей, молодой исследователь сопоставил данные о солнечной активности с важнейшими историческими событиями за последние 300 лет. Оказалось, что эпохи максимумов солнечного пятнообразования совпадают с переломными моментами в развитии человеческого общества. Идеи о синхронности хода солнечной активности и исторических процессов в масштабах Земли Чижевский положил в основу докторской диссертации "О периодичности всемирно-исторического процесса", которую успешно защитил в 1918 г. в Московском университете.

Центральный вопрос теории историометрических циклов - доказательство синхронности колебаний солнечной активности и хода всемирной истории. С этой целью Чижевский привлек данные инструментальных наблюдений за пятнами на Солнце начиная с 1749 г., которые систематизированы в виде индексов - чисел Вольфа; точные сведения о максимумах и минимумах солнечной активности начиная с 1610 г., когда Г. Галилей открыл солнечные пятна; приближенные данные о максимумах солнечной активности за предшествующий период (с 188 г. н.э.), почерпнутые из исторических источников, содержащих информацию о визуальных наблюдениях за солнечными пятнами. Использовался также доступный материал о жизни народов, населявших континенты Земли с 500 г. до н.э. по 1922 г. При этом учитывались более или менее значительные события - войны, революции, восстания, завоевательные походы, массовые переселения и т.д. Даты начала подъема массовых движений, а также их кульминаций рассматривались в качестве вех истории. Количество возникающих и протекающих одновременно событий служило свидетельством интенсивности, напряженности в жизни землян. Показатели общественной динамики сопоставлялись с эпохами максимумов и минимумов солнечной активности, а для периода инструментальных наблюдений за Солнцем - с изменениями чисел Вольфа.

Примененный Чижевским метод анализа подобен широко используемому в современных гелиогеофизических исследованиях методу наложения эпох. Для наглядности полученные результаты были представлены в виде таблиц и графиков, убедительно демонстрирующих обнаруженные статистические закономерности.

В масштабах земного шара главные периоды жизни народов протекают циклично и синхронно. Концентрация исторических событий достигает наивысших значений при максимуме солнечной активности и существенно уменьшается в годы ее минимума. Интенсивность длительных событий меняется синхронно с изменением солнечной активности.

В каждом столетии всеобщий цикл важнейших исторических событий, названный Чижевским историометрическим, повторяется 9 раз. Следовательно, каждый такой цикл длится в среднем, как и цикл солнечной активности, около 11 лет. Солнечная активность, проявляющая себя в пятнообразовании, служит синхронизатором исторических процессов на нашей планете. Поэтому схему фаз солнечной активности можно распространить на внутреннюю структуру историометрического цикла.

Чижевский выделил в нем четыре периода. Для каждого из них характерна различная степень возбуждения социальной психики, и каждый длится столько же, сколько соответствующие фазы солнечного цикла. Первый период - минимальной возбудимости - соответствует эпохе минимума солнечной активности при переходе от одного солнечного цикла к другому. Его средняя продолжительность три года. Второй период -нарастания возбудимости - соответствует фазе подъема солнечной активности в текущем солнечном цикле и длится в среднем около двух лет. Третий период - максимальной возбудимости - соответствует эпохе максимума текущего цикла солнечной активности. Его средняя продолжительность - около трех лет. Завершает историометрический цикл четвертый период - падения возбудимости, длящийся примерно три года.

Пользуясь методом сравнения, Чижевский получил социально-психологические характеристики всех четырех выделенных им периодов. Типизация исторических процессов и общественно-психологической атмосферы в том или ином периоде - один из самых привлекательных элементов теории, имеющий большую прогностическую значимость. Опишем вкратце особенности каждого типа.

Итак, первый период, которому соответствует фаза минимальной солнечной активности, отличается астеническим, депрессивным состоянием социальной психики, психологической разобщенностью, дезинтеграцией людей. Господствующие социальные чувства и настроения - покорность, апатия, пассивность, терпимость, миролюбие. Такая социально-психологическая атмосфера создает условия для типичных исторических явлений этого периода: завершения войн, заключения мирных договоров, капитуляций и т.п. Духовная жизнь, как пишет Чижевский, "устремляется в русло просвещения, науки и культуры". В целом это самый спокойный, благоприятный для созидания период цикла.

Второй период характеризуется подъемом общественного настроения, ростом внушаемости, активности и единения масс. Постепенный накал общественно-психологической атмосферы способствует поляризации политических сил, укреплению позиций тех или иных партий и организаций, возникновению политических союзов, ведет к осложнению международной обстановки. В сознании масс происходит кристаллизация идей и взглядов, отвечающих общественным потребностям. Объединяющие идеи легко овладевают людьми и формируют предпосылки для активного поведения в следующий период.

В третьем периоде солнечная синхронизация поведения людей достигает апогея. В обществе царят уверенность, оптимизм, решимость, энтузиазм. Резко возрастает влияние на развитие общественных процессов отдельных одаренных личностей (политических вождей, полководцев, ораторов). Массовые волнения, народные восстания, войны, завоевательные походы - все это приметы данного периода, причем единодушие людей позволяет разрешать сложнейшие военные и политические вопросы. Чувство единства и солидарности "снимает" все споры и противоречия. Взаимовнушение обретает небывалый размах, что нередко придает массовым движениям маниакальный характер. Социально-психологическая атмосфера способствует социальным реформам, развитию парламентаризма, демократии, равно как восстаниям, смутам, бунтам, мятежам, революциям, войнам и т.п. Образуются религиозные, военные, политические, коммерческие союзы; широкое распространение получают различные, в том числе оккультные и эзотерические, учения, маниакальные идеи (например, о конце света), массовые патопсихологические явления ("психические эпидемии").

Наконец, четвертый период историометрического цикла - время падения общественно-психологической возбудимости. Нарастает психологическая дезинтеграция масс, все более ярко выраженной становится потребность в успокоении и мире. Усиливаются сепаратистские тенденции, распадаются военные и политические союзы, затухают войны, заключаются перемирия. Отсутствие единодушия препятствует массовым действиям. Постепенно упадок возбудимости приводит к депрессивному состоянию общества.

Чижевский подчеркивал, что солнечная активность не управляет ходом истории, а только влияет на общественно-психологический фон, причем массовое возбуждение не обязательно выливается в насилие. История знает немало примеров, когда такое возбуждение направлялось в мирное русло.

Ученый надеялся, что "благодаря пропаганде важных и интересных для общества дел грядущая культура отыщет пути гуманного использования подъема масс в эпоху максимума солнечной активности. Особое внимание при этом следует уделять второму периоду историометрического цикла, во время которого зарождаются идеи, обусловливающие характер народных движений в годы максимальной возбудимости. Данное обстоятельство должны учитывать государственные деятели. Если в этот период им удастся внедрить в общественное сознание конструктивные идеи, "дело правительства будет выиграно, ибо массы будут с ним". Иначе говоря, политики вряд ли могут рассчитывать на успех, если будут игнорировать изменения психического состояния людей, зависящие от колебаний солнечной активности.

Каков механизм?

Теория Чижевского была бы неполной, если бы не пыталась объяснить, каков механизм влияния солнечной активности на людей. Автор справедливо предполагал, что действующий на массовое поведение фактор солнечной активности имеет электрическую природу, связанную с корпускулярной радиацией Солнца. По его мнению, процесс пятнообразования через возмущения электрического и магнитного полей Земли оказывает влияние на мозговые процессы, способствуя возбудимости и внушаемости психики. Более того, была установлена импульсная природа воздействий солнечной активности на массовое поведение. Чижевский как бы предвосхитил открытие солнечного ветра как главного физического фактора, передающего воздействие солнечной активности на земные процессы.

Установленные Чижевским закономерности можно объяснить с позиций недавно открытого фундаментального свойства синхронизации в окружающем мире - этой формы самоорганизации матери и упорядочения поведения взаимодействующих систем различной природы. Синхронизация солнечной деятельностьи массового поведения людей относится к частному случаю принудительной синхронизации в условиях внешнего периодического воздействия. "Ведущим" генератором, захватывающим в синхронный режим такую сложную земную систему, как человеческое сообщество, является Солнце. Оно непрерывно генерирует поток электронно-протонной плазмы - солнечный ветер, от которого зависит напряженность электрического поля Земли, действующего непосредственно на нейроны головного мозга человека.

Солнечные пятна представляют собой гигантские магнитогидродинамические образования на видимой поверхности Солнца. Они усиленно излучают корпускулярную радиацию - потоки солнечного ветра. Появление пятен на поверхности вращающегося вокруг своей оси (со средним периодом 27 суток) Солнца и возникновение хромосферных вспышек, связанных с пятнами, создают резкие возмущения, порывы солнечного ветра. Чем интенсивнее солнечная активность, то есть чем больше пятен на Солнце и значительнее их размеры, чем чаще хромосферные вспышки, тем больше амплитуда и частота возмущений - порывов солнечного ветра. Именно такие порывы являются геоэффективными, они влияют на комплекс геофизических процессов, включая смену типов атмосферной циркуляции и погоды, колебания вертикального градиента электрического поля у поверхности Земли, магнитные бури.

При взаимодействии с магнитосферой Земли порывы солнечного ветра трансформируются в электромагнитные импульсы, влияющие на биоэлектрическую активность человеческого мозга, который является автогенератором биотоков различной частоты.

С этой точки зрения общность людей можно представить как систему действующих в синхронном режиме автогенераторов. Электромагнитные импульсы солнечного ветра, трансформированные у поверхности Земли, стимулируют работу головного мозга и синхронизируют ритмы его основных биотоков. Способность мозга к внешней синхронизации электрическими импульсами сформировалась в ходе длительной эволюции. Мощность солнечных импульсов и частота их следования модулируют уровень возбуждения общественной психики как сложной системы, внутренняя синхронизация которой определяет уровень возбуждения и внушаемости. Следует особо подчеркнуть, что речь идет лишь о синхронизации общественно-психологических процессов, а не об управлении ими. Человеческое общество развивается по своим независимым законам - экономическим, политическим, социально-биологическим.

Таким образом, современная наука позволяет выявить фундамент историометрической теории Чижевского, ее физическую основу. Солнечная активность является сильнейшим экологическим фактором, значение которого пока недооценивается. Безусловно, историометрическая теория имеет право на дальнейшее развитие.

Литература

1. Чижевский АЛ. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924.

2. Сытинский АД. Связь сейсмичности Земли с солнечной активностью и атмосферными процессами. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

3. Шерстюков Б.Г., Логинов В.Ф. Короткопериод-ные циклические изменения в нижней атмосфере и гелиогеофизические процессы. М.: Гидрометеоиздат, 1986.

4. Обридко В.Н., Ораевский В.Н. Международные исследования солнечной активности // Земля и Вселенная. 1993. № 5. С. 12-19.

5. Блехман И.И. Синхронизация в природе и технике. М.: Наука, 1981.

6. Чертков А.Д. Солнечный ветер и внутреннее строение Солнца. М.: Наука, 1985.

7. Сытинский АД. О геоэффективности солнечного ветра //Докл. АН. 1988. № 6. С. 1355-1357.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Циклы солнечной активности. Влияние Солнца на Землю: энергия солнечного света; межпланетные магнитные поля; бомбардировка энергичными частицами. Земные проявления солнечной активности; гелиобиология; изменения климата. Активность солнца и здоровье людей.

    реферат , добавлен 22.12.2013

    Солнечная атмосфера. Состав солнца. Источники энергии. Солнечно-земные связи. Важнейшие проявления и индексы солнечной активности. Влияние солнечной активности на человека. Причины возникновения корональных дыр и солнечных пятен. Волновое излучение.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    Современные представления о Солнце. Солнечный ветер и солнечная радиация. Магнитные бури и их влияние на биосферу. Идеи Чижевского о пульсации Вселенной и Солнца. Энергия, излучаемая Солнцем. Изменения солнечной активности. Напряженность магнитного поля.

    реферат , добавлен 27.08.2012

    Понятие биосферы, начальный этап зарождения гелиобиологии. Вклад А.Л. Чижевского в гелиобиологию. Обнаружение связи количества пятен на Солнце с происходящим на Земле. Этапы солнечной активности по А.Л. Чижевскому. Решающие циклы деятельности Солнца.

    реферат , добавлен 09.01.2013

    А.Л. Чижевский – основатель гелиобиологии. Создание методологии долгосрочного прогнозирования колебаний показателей жизнедеятельности в зависимости от солнечной активности. Теоретическая платформа под гелиобиологические явления, открытые А.Л. Чижевским.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2010

    Исследование влияния солнечной активности и света на жизнь животных, человека и растительный мир планеты. Характеристика взаимосвязи между активностью Солнца, нервной системой человека, ростом эпидемий и увеличением смертности среди народонаселения.

    реферат , добавлен 13.05.2011

    Изучение понятий магнитного поля Земли, ионизации земной атмосферы, полярного сияния и изменения электрического потенциала. Исследование Чижевским (основоположником гелиобиологии) влияния солнечной активности на динамику сердечно-сосудистых заболеваний.

    реферат , добавлен 30.09.2010

    Уровни организации живой материи: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, онтогенетический. Сущность фотосинтеза и реакций, которые входят в его процесс. Биосфера и солнечная активность. Основные направления в развитии учения о составе вещества.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2011

    Компоненты неживой и неорганической природы, воздействующие на живые организмы. Характеристика абиотических факторов среды. Влияние изменений солнечной активности на биосферные процессы. Изучение требований, предъявляемых к тепловому и водному режиму.

    реферат , добавлен 23.09.2014

    В сложной системе биоритмов, от коротких – на молекулярном уровне – с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек. важные достижения хронобиологии. Классификация. Теория "трех ритмов".

"И жизни лик подернулся гримасой;
Метался компас - буйствовал народ,
И над землей, и над людскою массой
Свершало Солнце свой законный ход…
"


По прогнозам ученых, Солнце вступает в свою очередную активную фазу. Каждые 11 лет у светила начинается бурная жизнь. Как следствие - сильные магнитные бури на нашей планете. Еще в начале прошлого века русский биофизик Александр Чижевский предположил связь между активностью Солнца и социальными процессами на Земле, которые порой меняли ход истории . В эти дни создателю новой науки - космической биологии исполнилось бы 115 лет (мое прим. - статья написана в 2012-ом ).

Вышеупомянутое стихотворение "Земное эхо солнечных бурь" Александр Чижевский написал в 23 год. Ему прочили будущее поэта. Маяковский о стихах Чижевского заметил: две любовницы, наука и поэзия, это много - надо выбрать одну. Чижевский выбирает первую и становится пионером новой науки - космической биологии .

"Он настолько опережал свое время, что даже ученые его не все понимали. Будем говорить, что его только недавно по-настоящему стали понимать ", - рассказывает заведующая Домом-музеем Чижевского в Калуге Людмила Энгельгардт.

Что Солнце влияет на ход истории, Чижевский обратил внимание еще 17-летним юношей. Когда его отец, полковник артиллерии, ушел на фронт в 1914 году, Шура на карте отмечал флажками позиции войск. Увлекаясь астрономией, он наблюдал и за Солнцем. В день, когда на карте флажки надо было переставлять часто, то есть шли активные боевые действия, на Солнце появлялось много пятен. Насколько эти события связаны? Этот вопрос он задал Циолковскому.

"Было бы удивительно, если бы этого не было, но вам, молодой человек, придется зарыться в изучении статистики, точных наук, - цитирует ответ Циолковского Людмила Энгельгардт. - Почему Чижевский и поступает сразу в два института…"

Жизнь Солнца ученые отмеряют одиннадцатилетними периодами. Светило то спит: нет ни вспышек, ни пятен, - то бодрствует. Чижевский проштудировал кучу архивов. Сопоставил солнечные циклы с мировой историей. Результаты ошеломили его. Все масштабные исторические события случались в период активного Солнца . Подтвердил это и век XX.

Геомагнитные бури - возмущение магнитного поля Земли длительностью от нескольких часов до нескольких суток, вызванное поступлением в окрестности Земли возмущенных высокоскоростных потоков солнечного ветра и связанной с ними ударной волны. Геомагнитные бури происходят в основном в средних и низких широтах Земли.
В результате вспышек на Солнце в космическое пространство выбрасывается огромное количество вещества (в основном протонов и электронов), часть которого, двигаясь со скоростью 400-1000 км/с, за один - два дня достигает земной атмосферы. Магнитное поле Земли захватывает из космического пространства заряженные частицы. Слишком сильный поток частиц возмущает магнитное поле планеты, из-за чего быстро и сильно изменяются характеристики магнитного поля.
Таким образом, геомагнитная буря - это быстрые и сильные изменения в магнитном поле Земли, возникающие в периоды повышенной солнечной активности.

Острые споры вызывал в свое время вопрос о влиянии солнечной активности на возникновение несчастных случаев и травматизма на транспорте и в производстве. На это впервые указал еще в 1928 году Александр Чижевский, а в 1950-х годах немецкие ученые Рейнхольд Рейтер и Карл Вернер из анализа около 100 тысяч автокатастроф установили их резкое увеличение на второй день после солнечной вспышки. Позже российский судебный медик из Томска Владимир Десятое обнаружил резкое возрастание числа самоубийств (в 4 ‑ 5 раз по сравнению с днями спокойного Солнца) также на вторые сутки после вспышки на Солнце. А это как раз соответствует началу магнитных бурь.

Негативному воздействию магнитных бурь подвержены по разным данным от 50 до 75% населения Земли. При этом момент начала стрессовой реакции может сдвигаться относительно начала бури на разные сроки для различных бурь и для конкретного человека. Многие люди начинают реагировать не на сами магнитные бури, а за 1-2 дня до них, т.е. в момент вспышек на самом Солнце.

Также замечено, что до 50% населения планеты способны к адаптации, т.е. к уменьшению до нуля реакции на подряд идущие друг за другом несколько магнитных бурь с интервалом 6‑7 дней, и что молодые люди практически не ощущают воздействия магнитных бурь.

У теории влияния магнитных бурь на человека есть противники, которые придерживаются того мнения, что гравитационные возмущения, связанные с изменением взаимного расположения Земли, Луны и планет солнечной системы, неизмеримо малы в сравнении с теми, которым люди подвергаются в обычной жизни (тряска, ускорения и торможения в общественном транспорте, резкий спуск и подъем и т.д.).

The Village нашел человека, который никогда не был в Европе и Штатах, зато объездил буквально пол-России - на момент публикации текста - 626 городов. Возможно, к моменту прочтения эта цифра уже увеличилась. 33-летний Иван Ширяев рассказал The Village, зачем он хочет посетить каждый город России и что он понял о стране, путешествуя.

Я посетил 626 городов, около 56 %, но еще многое впереди. Всего их не меньше 1 127 («Википедия» говорит - 1 117. - Прим. ред.), но это число постоянно меняется: с каждым годом разные населенные пункты получают статус города. По миру я совсем не путешествовал, только по России. Если и были иностранные государства, то только из СНГ: Украина, Беларусь, Абхазия, Южная Осетия. Сам не знаю, почему, но просто пока не тянет за границу. К тому же чем больше я путешествую, тем медленнее я путешествую. Если поначалу я успевал за год посетить 120, а то и 150 городов, то сейчас у меня с трудом получается 70–80. Потому что некоторым городам хочется уделить больше внимания. Плюс много времени уходит на то, чтобы что-то написать, опубликовать, выложить фотографии. Поэтому трудно сказать, сколько еще надо времени.

Мое путешествие началось семь лет назад. Я тогда ушел от «Свидетелей Иеговы» - просто однажды взял и исчез. Я был полностью поглощен религией, поэтому, уходя, совершенно не представлял, чем буду заниматься и как жить.

Три месяца работал и читал блоги разных матерых автостопщиков. Меня очень вдохновили эти истории. Я нашел в интернете попутчика, и мы отправились в путешествие по Украине и Беларуси. Недели две мы стопили вместе, а потом поняли, что поодиночке проще и попутку поймать, и ночлег найти - так и разъехались.

Монастыри, МЧС и другие способы ночевать бесплатно

Больше других мне помогла книга Антона Кротова «Практика вольных путешествий». Он там дает много полезных советов для начинающих хичхайкеров: важна яркая одежда - чтобы тебя было видно издалека; стоять нужно за какой-нибудь развязкой или полицейским постом - где машины притормаживают; в разговорах с водителями лучше избегать политических и религиозных тем, чтобы не возникло повода для спора.

В основном я останавливался в монастырях - специально планировал свой маршрут так, чтобы успеть за день доехать от одного до другого. Монахи принимают почти всех, главное - иметь паспорт: они переписывают данные, чтобы отчитываться перед полицией - мало ли, беглые зэки или еще кто. Я представлялся паломником, путешествующим по святым местам Украины. Обычно от таких паломников ждут, что они останутся на несколько дней, будут ходить на службу, помогать ухаживать за монастырем. Но я всегда ограничивался только одной ночевкой, чтобы не задерживаться надолго, потому что мне все это неинтересно. Паломников кормят, дают место для ночлега, помогают. Короче, такая вот бесплатная вписка со всеми элементарными удобствами. Только раз с меня потребовали плату за ночлег в монастыре, это было в Харькове. Хоть и недорого, но сам факт меня удивил.

Меня вписывали и в мужские, и в женские монастыри, а недалеко от Донецка меня пустили к себе буддисты. Это был тогда единственный буддистский монастырь на Украине, совсем небольшой, там было всего три или четыре монаха. С ними было интересно: они спокойные, погружены в свои мысли, но при этом очень общительные и легко идут на контакт. А в Судаке меня пригласили остановиться в мечети у крымских татар. Помню, мы долго сидели и разговаривали про ислам.

Потом я поехал автостопом на Дальний Восток. За три недели добрался до Магадана. Там я познакомился с местным, который пообещал сводить меня на высокую сопку, откуда открывается красивый вид на поселок. Путь нам преграждала речка, которую в обычное время можно легко перейти вброд. Но как раз тогда прошли дожди, речка поднялась и вышла из берегов. Течение было настолько сильное, что у меня из карманов уплыли все документы и деньги, даже ботинки с ног снесло. Мой товарищ оказался отрезанным на маленьком островке. До ближайшего моста было километров семь. Я сбегал за помощью - приехали спасатели, все обошлось. На сопку мы так и не попали, но благодаря этому случаю я впервые побывал в пожарной части и подружился с МЧС. После этой истории я стал их частым гостем. Ночую обычно в подразделениях чрезвычайного ведомства. Но, конечно, это не единственный способ сэкономить на жилье в поездке.

В любом городе есть гостеприимные люди, которые без проблем впишут к себе. Надо только суметь их найти. Например, на сайте CouchSurfing - среди членов местных турклубов, велосипедистов или байкеров. Это позволяет не только сэкономить, но и увидеть город таким, какой он есть на самом деле. Местные почти всегда готовы показать интересные локации, охотно рассказывают городские байки: где взорвался подъезд, на какой детский сад упал самолет, как найти могилу застреленного в 90-е криминального авторитета или дом цыганского барона.

В Муроме меня вписал к себе человек, у которого во «ВКонтакте» был никнейм Александр Дамер. А Дамер - это такой известный американский маньяк, который заманивал к себе мальчиков, насиловал, пытал, читая вслух Евангелие, убивал и складывал трупы в подвале своего дома. Комната у этого хоста была странная - вся исписанная каким-то надписями, только потом я узнал, что он художник. В тот день я хотел выспаться и поэтому, когда я не вышел с утра на связь, моя мама начала мне названивать: боялась, что этот Дамер что-то со мной сделал. Но он оказался обычным человеком, дружелюбным, гостеприимным. Вот, надеюсь, скоро к нему снова поеду в гости.

О закрытых городах России

Цель моего путешествия - объехать все города России, в том числе закрытые. Я уже посетил восемь из них: Мирный в Архангельской области, Вилючинск на Камчатке, Зеленогорск и Железногорск в Красноярском крае, Знаменск в Астраханской области, Шиханы в Саратовской, Фокино в Приморье и Радужный во Владимирской области.

Все закрытые города похожи друг на друга. Чаще всего там живут молодые семьи военных, много беременных и женщин с колясками. Там обычно довольно чисто, ухоженно, люди чувствуют себя более безопасно и спокойно, потому что посторонним туда не попасть. Но чем отличаются эти города, так это степенью закрытости: куда-то можно приехать без проблем, даже нет КПП, где-то есть, но достаточно сказать, куда и к кому приехал, а в некоторые города так просто не попадешь. Но всегда можно найти местных жителей, которые оформят пропуск, договориться с администрацией города или с журналистами. Например, в один город мне помог попасть казачий атаман. Я написал в местный мотоклуб, а там оказался родственник этого атамана. Он сделал мне официальный пропуск, хотя администрация города до этого мне отказала, вписал меня на ночь в церковный дом, водил по городу, все показывал. Вот такие люди, готовые пойти навстречу, всегда помогают - и в закрытых, и в открытых городах.

Стереотипы о городах

В каждом городе я прошу поставить в мой блокнот местную печать или штамп. Чаще всего обращаюсь в администрацию города, в редакции газет, музеи, на почту или на вокзал. В некоторых маленьких городках в выходные дни печать найти не получается. Тогда я отправляю самому себе открытку или письмо, чтобы затем использовать почтовый штемпель. Это надо для моей коллекции печатей. Я их особо никому не показываю, они просто хранятся у меня в блокноте, чтобы было что потом полистать, вспомнить: вот здесь я был, и здесь, и здесь тоже. Ну и к тому же, когда задаешься целью поставить печать, больше гуляешь по городу, ведь для этого нужно куда-то пойти, с кем-то познакомиться, поговорить - так интереснее.

Часто бывает, что приезжаешь в город со стереотипами, которые активно распространяют люди, никогда не бывавшие в этом регионе. Но это все равно что услышать анекдот про чукчу и решить, что все чукчи тупые, хотя они, в общем-то, такие же, как все остальные. Поэтому теперь все, что слышу о том или ином регионе, делю пополам.

Да и вообще, на моем опыте эти стереотипы еще ни разу не подтвердились. Люди везде разные: среди дагестанцев есть, например, и ваххабиты, и вообще неверующие, а есть просто неадекватные, способные причинить зло другим, как и везде. Но это не значит, что в Дагестане опасно и туда нельзя ездить. Я думаю, в Москве гораздо опаснее, чем в Дагестане или в Чечне. На Северном Кавказе меня гораздо чаще, чем в других регионах, останавливали менты. Но они там не такие, как у нас, более дружелюбные и останавливали меня не столько ради порядка, сколько из любопытства. Вот, например, если у нас мент подойдет, то уже как-то не по себе, не знаешь, чего от него ожидать. А там, наоборот, проблем не возникало, хотя бывало, что в одном и том же городе меня останавливали семь-восемь раз за день. Видят, неместный идет - с большим рюкзаком, фотоаппаратом, подходят, расспрашивают о чем-то, чаем угощают, помогают с попуткой. Видимо, скучно им там, вот все, и хотели познакомиться.

Конечно, от региона к региону люди меняются. По сравнению с гостеприимными ингушами, осетинами, кабардинцами и балкарцами, которые сразу приглашают тебя к столу, адыги кажутся неприветливыми и даже подозрительными. В Тыве вообще чувствуешь себя иностранцем. Они редко видят гостей вроде меня. Там вообще туризм не развит, а местные говорят только на своем языке и неохотно идут на контакт. А вот в соседней Хакасии никаких проблем с этим нет. На Дальнем Востоке народ поотзывчивее, особенно в отдаленных районах. Наверное, в суровых условиях, как там, без этого не обойтись. А в Подмосковье, в Обнинске, мне однажды надо было зарядить телефон, я обошел все магазины и офисы торгового центра - и никто не разрешил мне воспользоваться розеткой.

О диалектах и самых плохих дорогах

В некоторых регионах, бывает, услышишь такие словечки, что сразу и не поймешь, приходится переспрашивать. Как-то в Архангельской области я пришел в магазин и говорю: «Мне килограмм сахара». А мне отвечают: «Сахару нету, только песок». Просто у них сахаром называется рафинад, а рассыпной - это песок. А еще там говорят «сейгод» и «по те годы». Например, «сейгод грибов мало, не то что по те годы». В Пермском крае мочалку называют «вехотка». А у нас в Камышине есть хлеб белый и темный, а «кирпич» хлеба называют «сайкой». Помню, один мой приезжий друг сильно смеялся, когда я в магазине попросил «полсайки темного».

Самые плохие дороги, по моему опыту, - в моей родной Волгоградской области и в соседней Саратовской, там они почти не ремонтируются. Конечно, качеством дорог отличаются столичные регионы - Москва, Питер, Татарстан, Краснодарский край. И так везде и во всем: центральные города живут, процветают, а отдаленные - вымирают, быстро уменьшается численность населения, остаются одни старики. Но и в глубинке люди умудряются хорошо жить. Мне вообще кажется, не так много зависит от того, где человек живет, а скорее от того, чем он занимается, как смотрит на мир. Так что и в отдаленных регионах есть те, кто живет счастливее многих столичных жителей: кто-то рыбачит, кто-то охотится, грибы собирает, кто-то даже научной деятельностью занимается или писательством.

Больше других русских городов мне запомнились Питер, Казань и Новосибирск. Питер нравится каким-то своим особенным духом. Мне трудно описать это словами, но там я чувствую себя очень комфортно. В Казани, как и вообще в Татарстане, все очень благоустроено: чисто, красиво, детские парки, скверы, площадки - все для людей. Видно, что не все налоги из региона уходят в Москву. В общем, там очень приятно находиться. Как и в Новосибирске: из всех сибирских городов он отличается какой-то комфортной городской средой и цивилизованностью, что ли.

Иногда я делаю себе выходные, передышку в путешествии, чтобы отдохнуть от новых впечатлений, от людей, от переездов, от всего. Никуда не хожу, никого не вижу, просто высыпаюсь и занимаюсь своими делами. Чаще всего на зиму я остаюсь в Питере или в своем родном Камышине. Объехав больше половины городов России, я стал по-другому смотреть на место, где я родился, начал замечать детали, на которые раньше не обращал внимания: архитектура, необычные места и виды, интересные факты из истории города - теперь мне стало намного интереснее в Камышине, чем раньше.

Сейчас у меня перерыв в собственном путешествии, но я езжу по работе: только что прилетел из Норильска в Красноярск, через час у меня поезд в Новосибирск, оттуда самолет в Ханты-Мансийск, потом в Москву, потом в Питер, а оттуда в Воркуту. Я вожу туристические группы по разным незаурядным маршрутам в рамках проекта «Неизвестная Россия».

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары