Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Доминирующие черты характера подростка. Неустойчивый тип

Истероидный тип

Этот тип акцентуации виден с раннего детства. Милый малыш в центре комнаты в присутствии большого количества взрослых незнакомых ему людей без всякого смущения декламирует стихи, поет незамысловатые песенки, демонстрируя и свои таланты, и свои наряды. Главное для него в этот момент - восхищение окружающих. Если все гости сели за праздничный стол и забыли о нем, он непременно попробует еще и еще раз обратить на себя всеобщее внимание. В случае неудачи он просто опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце. Его начинают ругать, он закатывает истерику, но он добился своего - всеобщего внимания, пусть даже такой ценой.

Доминирующие черты характера: демонстративность, т.е. стремление быть постоянно в центре внимания, причем иногда любой ценой, беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, поклонения.

Привлекательные черты характера: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство, энергичность, хотя он быстро выдыхается после выплеска энергии.

Отталкивающие черты характера: способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость, когда задевают его лично.

"Слабое звено": неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более их высмеивание, что может привести к острым аффективным реакциям, включая изображение суицидных попыток.

Особенности общения и дружбы: истероид постоянно нуждается в многочисленных зрителях. Это основная форма его жизни - жизнь на людях и для людей. Но он общается, как правило, только с теми, кто явно или неявно выражает свое восхищение им, боготворит его способности и талант. Если таких людей мало, истероид прилагает немало усилий, чтобы этот круг почитателей стал значительно шире. Истероиды стремятся дружить с очень известными людьми, чтобы часть их славы доставалась и им, или с людьми, в чем-то проигрывающими им, чтобы еще больше оттенить свои способности.

Отношение к учебе и работе: в школу он ходит не учиться, а общаться, именно от этого он получает основное удовольствие. Чтобы привлечь внимание, ему приходится не просто хорошо учиться, а учиться лучше всех, удивлять учителей своими способностями к разным предметам. Чаще всего истероид - одаренный, талантливый человек, поэтому ему легко даются многие профессии, но лучше всего ему работается самостоятельно, вне коллектива, вне обязательных рамок.

Неустойчивый тип

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Такой тип акцентуации характера формируется нередко у детей, которые перенесли травму мозга. Поэтому к ним нужен особенно тактичный подход. Доминирующая черта характера: полное непостоянство проявлений. В отличие от конформного типа неустойчивый зависит не от группы окружающих его людей, а от любого человека, который в эту минуту оказался рядом с ним. Его ничто не может удержать, он поддается влиянию этого человека.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении. Часто внешне такие подростки послушны, готовы искренне выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают, и через некоторое время (иногда совсем незначительный период) они или забывают о том, что обещали, или ленятся и придумывают массу причин, объясняющих невозможность выполнить обещанное.

Отталкивающие черты характера: безволие, тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, хвастовство, соглашательство, лицемерие, трусость, безответственность.

"Слабое звено": наблюдается стремление к безнадзорности, сильная тяга к праздности, безделью, развлечениям, бесконтрольности.

Особенности общения и дружбы: подростки этого типа пассивны, стараются избегать конфликтов. Контакты в целом беспорядочные и бесцельные. Они могут быть в составе сразу нескольких групп, при этом они действительно перенимают правила и стиль поведения каждого коллектива. Человек этого типа склонен жить сегодняшним днем, часами может смотреть телевизор или видео, слушать музыку, ничего не делая при этом. Его в принципе не интересуют развлечения, которые требуют определенных интеллектуальных усилий. Попадая в группы сверстников, они выполняют роли подручных у лидеров, могут стать соучастниками правонарушений и других неблаговидных поступков. Склонны к аффективным вспышкам, часто отмечается почти полная расторможенность. Например, если такой подросток, прибежав в школьную столовую, не смог ничего купить, чтобы перекусить (нет ничего подходящего), он запросто может сбегать в соседний магазин, даже если при этом он опоздает на следующий урок.

Отношение к учебе и работе: с первых классов школы нет желания учиться. Под влиянием очередного увлечения они могут начать хорошо учиться или забросить занятия. В последнем случае у них появляются большие пробелы в знаниях и дальнейшее усвоение нового материала (даже если появляется огромное желание учиться) осложняется. На уроках внимание неустойчивое, часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания выполняют неохотно и нерегулярно, занятия их бессистемны. Именно поэтому за ними нужен постоянный, но тактичный контроль. На работе неустойчивый тип также ненадежен, может подвести в любую минуту.

Доминантность – многозначное понятие, которое прежде всего обозначает способность занимать главенствующее положение. Это понятие есть и в биологии, и в психологии, и во многих других отраслях науки.

Доминантность в психологии по Кеттеллу

Доминантность – это черта характера, которая проявляется в стремлении и способности постоянно занимать в любой группе важное, главенствующее положение, и при этом влиять на других людей, диктовать свою волю.

В психологическом тесте Кеттела доминантность характеризуется такими дополнительными свойствами, как самостоятельность, настойчивость, напористость, независимость, упрямство, своенравие, а в некоторых случаях и агрессивность, конфликтность, жажда восхищения, отказ от признания власти, авторитарное поведение, бунтарство. Именно во всех этих свойствах и их совокупности и кроется склонность к доминантности.

Доминантную личность легко узнать – это талантливые руководители, предприниматели, правители, люди с незаурядными организаторскими способностями. Нельзя говорить о том, что любой доминантный человек жесток или пытается подавить чужую волю – эти черты являются крайностью.

Доминантность полушария и психические функции

Кроме доминантность характера психология также рассматривает доминантность полушарий. Не секрет, что каждое из полушарий мозга имеет свои определенные функции, и существует мнение, что у каждого человека доминирует одно над другим, таким образом усиливая определенный тип мышления и заглушая второй. Рассмотрим более подробно их психические функции:

Левое полушарие:

  1. Абстрактное мышление.
  2. Получение информации пространства справа.
  3. Речь. Логические и аналитические функции, опосредованные словом.
  4. Аналитическое восприятие, математические вычисления.
  5. Формирование наиболее сложных двигательных актов.
  6. Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание.
  7. Установление идентичности стимулов по названиям.
  8. Управление органами правой половины туловища.
  9. Последовательное восприятие.
  10. Оценка временных соотношений.
  11. Установление сходства.

Существует научное мнение о том, что люди с доминирующим левым полушарием наиболее сильно устремлены к теории, имеют развитую речь, активны, целеустремлены, могут прогнозировать результаты действий и события.

Правое полушарие

  1. Конкретное мышление.
  2. Улавливание эмоциональной окраски, особенностей речи.
  3. Общее восприятие. Конкретное зрительное восприятие.
  4. Управление органами левой половины туловища.
  5. Установление физической идентичности стимулов.
  6. Правильная оценка характера неречевых звуков.
  7. Получение информации пространства слева.
  8. Оценка пространственных отношений.
  9. Целостное восприятие (гештальт).
  10. Конкретное узнавание.
  11. Установление различий.
  12. Музыкальный слух.

Человек, у которого доминирует правое полушарие, скорее предпочтет некоторые конкретные видам деятельности, обычно они медлительны, спокойны, необщительны, но весьма тонко чувствуют окружающую среду, восприимчивы к людям и событиям.

Люди, у которых правое и левое полушарие развиты одинаково, обычно в некоторой степени совмещают в своем типе мышления черты, присущие и тому, и другому полушарию.

Кроме этого известно мнение о том, что доминантность полушарий может проявляться не постоянно, а лишь в некоторых конкретных случаях. Обычно полушария взаимодействую последовательно: например, при обработке информации сначала включается правое полушарие, а затем анализ продвигается в левое, в котором проходит окончательное осознание полученных данных.

Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонений характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация типов негармоничного воспитания также дана в Таблице «Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания»

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, З-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени. Однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуации личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

Гипопротекция (гипоопека – Г-, У-, Т-, З-, С+). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+) образуется сочетанием высоких требований к ребенку и одновременно с этим понижением внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.


Шкала 1. Параноик

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве, но обычно такие дети сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, о чем-то думают, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности.

Такой подросток подчиняет свою жизнь достижению определенной цели (причем достаточно большого масштаба), при этом он способен иногда пренебрегать интересами окружающих его людей. Ради достижения поставленной цели он готов пожертвовать и своим благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Привлекательные черты характера: высокая энергичность, независимость, самостоятельность, надежность в сотрудничестве, если его цели совпадают с целями тех людей, с которыми он вместе работает.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, гневливость, которые проявляются тогда, когда что-то или кто-то оказывается на пути к достижению поставленной цели; слабая чувствительность к чужому горю, авторитарность.

«Слабое звено» этого психотипа: он чрезвычайно честолюбив, но по большому счету, а не по мелочам.

Особенности общения и дружбы: если ему приходится вступать в контакт с людьми, он часто подавляет собеседника, бывает излишне категоричен в своих суждениях, при этом может ранить словом окружающих. Не замечает своей конфликтности.

Совершенно несентиментален, дружбу рассматривает как продолжение общего большого дела. Друзья для него – это только соратники.

Отношение к учебе и работе. Они обычно изучают тщательно лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем для успешного достижения поставленных целей. Для этого они могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе для них не представляет никакой ценности.

Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Они непревзойденные поставщики, генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных проблем.

Шкала 2. Эпилептоид

С дошкольного возраста у детей, предрасположенных к данному типу акцентуации, замечается недетская бережливость одежды, своих игрушек, всего «своего», резкая реакция на тех, кто пытается овладеть их собственностью, а с первых школьных лет проявляется повышенная аккуратность.

Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный порядок, консервативность; высокий энергетизм (школьники полны жизненной энергии, они с охотой занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя; своей активностью часто мешают окружающим); подростки в экстремальных ситуациях становятся храбрыми н даже безрассудными, а в обыденной жизни у них проявляется гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в излишний педантизм), надежность (всегда выполняет свои обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведет два будильника и попросит родителей разбудить его), внимательность к своему здоровью.

Отталкивающие черты характера: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением ими определенных правил.

«Слабое звено» этого психотипа: практически не переносит неподчинения себе и бурно восстает против ущемления своих интересов.

Особенности общения и дружбы. Как и во всем остальном, любит устоявшийся порядок в дружбе и общении с людьми. Он не заводит случайных знакомств, а предпочитает общение с друзьями детства и школьными товарищами. Но если подросток считает кого-то своим другом, то он выполняет все обязательства, которые накладывает на него дружба. Измены в дружбе (как и в любви) он никогда не простит.

Отношение к учебе и работе. Они отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, никогда не прогуливают уроков: обычно они отличники.

В дальнейшем такие школьники лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим. Например, финансист, юрист, учитель, военный и т.п.

Шкала 3. Гипертим

Подростки, относящиеся к этому психотипу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, даже смелостью, склонны к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомыми людьми, однако им недостает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: постоянно повышенное настроение, экстравертированность, открытость для общения с людьми, радость от этого общения, которая сочетается с хорошим самочувствием и цветущим внешним видом.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность, причем его настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг него. Но высокий жизненный тонус, брызжущая энергия, неудержимая активность, жажда деятельности сочетаются с тенденцией разбрасываться и не доводить начатое дело до конца.

Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность долго сосредоточиваться на каком-либо конкретном деле или мысли, постоянная спешка (стремится заняться чем-то более интересным в данный момент), перескакивание с одного дела на другое (может записаться сразу в несколько кружков или секций, но ни в один из них больше 1-2 месяцев не ходит), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит однообразной обстановки, монотонного труда, требующего тщательной, кропотливой работы, или резкого ограничения общения; его угнетает одиночество или вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Он всегда выступает в роли весельчака и балагура. Он любит собирать гостей, его дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может запросто прийти любой человек и остаться до тех пор, пока ему нравится. Всегда тянется в компанию, среди сверстников стремится к лидерству. Легко может оказаться в неблагоприятной среде, склонен к авантюрам.

Готов дружить со всем светом, но на глубокую привязанность не способен. Ему присущ альтруизм, любовь к ближнему (а не ко всему человечеству), он может броситься на помощь человеку не раздумывая. В дружбе он добр и незлопамятен. Обидев кого-то, он быстро забывает об этом и при следующей же встрече может искренне обрадоваться; если нужно, он может от всей души извиниться за нанесенную обиду и тут же сделать что-либо приятное обиженному человеку.

Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа могли бы добиться значительных успехов, но они легкомысленны, не могут сосредоточиться на одном предмете, особенно если для его освоения требуются определенные длительные усилия. В принципе все учебные предметы даются им легко, но знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны.

Они постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Но легко наверстывают упущенное, например, перед контрольной работой или экзаменом можно не поспать одну ночь и выучить почти весь необходимый материал.

Шкала 4. Истероид

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш в центре комнаты в присутствии большого количества взрослых незнакомых ему людей без всякого смущения декламирует стихи, поет незамысловатые песенки, демонстрируя и свои таланты, и свои наряды. Главное для него в этот момент - восхищение окружающих. Если все гости сели за праздничный стол и забыли о нем, он непременно попробует еще и еще раз обратить на себя всеобщее внимание. В случае неудачи он просто опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность, стремление быть постоянно в центре внимания, причем иногда любой ценой, жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, поклонения.

Привлекательные черты характера: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство, энергичность, хотя он быстро выдыхается после выплеска энергии.

Отталкивающие черты характера: способность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость, когда задевают его лично.

«Слабое звено» этого психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов.

Особенности общения и дружбы. В силу особенностей своего характера он постоянно нуждается в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма его жизни (жизнь на людях и для людей). Но он общается, – как правило, только с теми, кто явно или неявно выражает свое восхищение им, боготворит его способности и талант. Они очень избирательны, стремятся дружить с очень известными людьми, чтобы часть их славы доставалась и им, или с людьми, в чем-то проигрывающими им, чтобы еще больше оттенить свои способности.

Шкала 5. Шизоид

С первых школьных лет такие дети любят играть одни, мало тянутся к одноклассникам, избегают шумных детских забав, предпочитая общество более старших ребят.

В подростковом возрасте бросаются в глаза прежде всего их замкнутость и отгороженность в сочетании с неумением сопереживать окружающим.

Доминирующие черты характера: интровертированность.

Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно осмысливающий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий.

Это, как правило, талантливые, умные и неприхотливые школьники. Он очень продуктивен, может долго трудиться над своими идеями, но не пробивает их, не внедряет в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Он малоэнергетичен, малоактивен при интенсивной работе, как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холоден, почти не выражает никаких эмоций. Его эгоизм не сознательный. В то же время может быть и сам легкоранимым, так как самолюбив. Не любит, когда критикуют его систему.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит ситуации, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты, и насильственное вторжение посторонних людей в его внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирателен, людей он в основном не замечает, так же как и многие вещи материального мира. Но все же он нуждается в общении, которое должно отличаться глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми он общается, очень ограничен, как правило, эти люди старше его.

Шкала 6. Психастеноид

В детстве наряду с некоторой робостью и пугливостью у таких детей проявляются склонность к рассуждению и не по возрасту «интеллектуальные интересы». В этом же возрасте возникают различные фобии – боязнь незнакомых людей, новых предметов, темноты, страх остаться одному дома и т.п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за будущее свое и своих близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны различные опасения, которые адресуются в основном к возможному событию, даже маловероятному в будущем, по принципу «как бы чего не случилось» (вдруг меня или моих родных укусит собака или я заболею или получу двойку и т.д.).

Поэтому представитель этого психотипа так верит в приметы: обувь надевает только с правой ноги; если запнется левой ногой, то обязательно плюнет три раза через правое плечо и т.п., – считая их панацеей от всех бед.

Другой формой защиты от постоянных страхов является сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит идея о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то ничего плохого не случится, все обойдется.

Таким подросткам очень трудно принять практически любое решение, они все время сомневаются, все ли обстоятельства и возможные последствия они учли. Но если все же решение принимается, то он начинает действовать немедленно, так как боится сам себя - «вдруг передумаю».

«Слабое звено» этого психотипа: боязнь ответственности за себя и за других.

Особенности общения и дружбы. Стеснителен, застенчив, не любит устанавливать новые контакты. В отношениях со старыми друзьями ценит именно глубокий личностный контакт, друзей у него немного, но эта дружба «на века». Помнит мельчайшие детали отношений и от души признателен за внимание к себе.

Шкала 7. Сензитив

С первых детских лет ребенок боязлив, боится одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегает активных и шумливых сверстников. Но он достаточно общителен с теми, к кому уже привык, любит играть с малышами, чувствуя себя с ними уверенно и спокойно.

К родным и близким очень привязан, это «домашним ребенок»: старается поменьше выходить из дома, не любит ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко, например в другой город, даже если там живет любимая бабушка.

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность.

Они робки и застенчивы особенно среди посторонних людей и в необычной для них обстановке. В себе они видят множество недостатков, особенно в морально-этической и волевой сферах.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Он стремится преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательное внимание.

Шкала 8. Гипотим

В детстве такой ребенок почти всегда не проявляет особой радости, Бывает обижен на всех, и прежде всего на своих родителей. На лице часто выражение недовольства, расстройства из-за того, что не сделали так, как он хотел.

Доминирующее черты характера: постоянно пониженное настроение. Настроение его постоянно меняется, но практически всегда плохое.

Привлекательные черты характера: совестливость и острый критический взгляд на мир. Стремится чаще быть дома, создавая уют и теплоту, и тем самым избегать лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, постоянное уныние, склонность искать у себя проявление недомоганий, различных заболеваний, почти полное отсутствие интересов и увлечений.

Низкая энергетичность выражается в быстрой утомляемости.

«Слабое звено» этого психотипа: открытое несогласие с ним в восприятии действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу может обижаться на окружающих и своих друзей. Но при этом он остро нуждается в общении, чтобы была возможность жаловаться на свою жизнь, на то, что его не поняли, не оценили. Ему нравится рассказывать окружающим о тех трудных обстоятельствах, в которые он попал. На все советы со стороны собеседника он приведет массу аргументов, почему сложившуюся ситуацию нельзя изменить, а ему самому будет только хуже, если он начнет что-либо предпринимать.

Дружить с ним сложно в первую очередь из-за того, что он видит в любом человеке сначала возможную причину ухудшения своего настроения.

Шкала 9. Конформный тип

Этот тип характера встречается довольно часто. Ребенок соглашается со всем, что ему предлагает ближайшее окружение, но стоит ему попасть под влияние другой группы, он изменяет отношение к тем же вещам на противоположное. Такой подросток как бы утрачивает свое личностное отношение к миру, его суждения и оценки окружающего мира полностью совпадают с мнением тех людей, с которыми он общается в данный момент. Причем он не выделяется, не навязывает свое личное мнение, а просто представляет «массу», которая согласна с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к своему непосредственному окружению, почти полная зависимость от малой группы (семьи, компании), в которую он входит в данный момент.

Жизнь идет под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было, как у всех». Это распространяется и на стиль одежды, и на манеру поведения, и на взгляды по самым важным проблемам.

Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без всякой критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. В группе они не являются источником конфликтов или раздоров.

Они слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с теми предложениями, которые поступают от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут и раскаяться. Собственной смелости и решительности что-то предложить у них чаще недостаточно.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности как в отношении себя, так и своего ближайшего окружения.

Но если группа, которая является для подростка значимой в данный момент, имеет положительную направленность, то и он может достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливает контакты с людьми, при этом подражает тем, кого считает лидерами. Но дружеские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Такие подростки не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам

Шкала 10. Неустойчивый тип

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Доминирующая черта характера: полное непостоянство проявлений. Он зависит не от группы окружающих его людей, а от любого человека, который в эту минуту оказался рядом с ним. Он легко поддается влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.

Часто внешне такие подростки послушны, готовы искренне выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают, и через некоторое время (иногда совсем незначительный период) они или забывают о том, что обещали, или ленятся и придумывают массу причин, объясняющих невозможность выполнить обещанное.

Отталкивающие черты характера: Тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» этого психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Подростки этого типа стараются избегать конфликтов. Контакты в целом бесцельные. Они могут быть в составе сразу нескольких групп, при этом они действительно перенимают правила и стиль поведения каждого коллектива.

Он склонен жить сегодняшним днем, часами может смотреть телевизор пли видео, слушать музыку, ничего не делая при этом. Попадая в группы сверстников, они выполняют роль подручных у лидеров. Иногда отмечается расторможенность. Например, если такой подросток, прибежал в школьную столовую, не смог ничего купить, чтобы перекусить (нет ничего подходящего), он запросто может сбегать в соседний магазин, даже если при этом он опоздает на следующий урок.

Шкала 11. Астеник

С детства плохой сон, аппетит, ребенок часто капризничает, плачет, боится всего. Он очень чувствителен к громким звукам, яркому свету, его быстро утомляет даже небольшое количество людей, поэтому стремится к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.

Такие подростки робки, стеснительны, с заниженной самооценкой, не могут при необходимости постоять за себя. Они испытывают большую тревогу в случае изменения внешних обстоятельств, ломки стереотипов, так как одним из механизмов психологической защиты является привыкание к одним и тем же вещам, укладу жизни.

«Слабое звено» этого психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Он не стремится к близким отношениям из-за своей неуверенности, не проявляет инициативы. Круг друзей ограничен.

Шкала 12. Лабильный тип

В детстве обычно не отличаются от сверстников, но часто простужаются. Способны погрузиться в грустное настроение из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость могут поднять настроение, придать веселый тон разговору, но только до тех пор, пока очередная «неприятность» не испортит все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных (незаметных для окружающих) поводов. От душевного состояния в данный момент зависит практически все: и аппетит, и сон, и общее самочувствие, и желание общаться, и работоспособность, и желание учиться и т.п.

Привлекательные черты характера: общительность, добродушие, чуткость и привязанность, искренность и отзывчивость (в периоды приподнятого настроения). Подростка отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, с кем он в хороших отношениях, кого любит и о ком заботится. Причем эта привязанность сохраняется, несмотря на изменчивость его настроения.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время простого разговора может вспыхнуть, навернутся слезы, готов сказать что-то дерзкое, обидное.

«Слабое звено» этого психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязан.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если он рад и доволен жизнью, то контакты устанавливает с большим желанием; если огорчен и неудовлетворен жизнью, то контакты резко сокращаются.

Настроение часто меняется от самой незначительной реплики того, с кем он дружит.

Он обладает хорошо развитой интуицией по отношению к людям, может довольно легко определить «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе друга. Предпочитает дружить с теми, кто способен в периоды спада настроения отвлечь, утешить его, приподнять настроение, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить и прикрыть собой, а в минуты эмоционального подъема разделить бурную радость и веселье. Он способен на преданную дружбу.

Шкала 13.Циклоид

В детстве мало чем отличается от своих сверстников, но периодически может быть необычно шумливым, озорным, постоянно что-то предпринимающим, а затем опять становится спокойным и управляемым ребенком. В подростковом возрасте возникают периодические фазы смены настроения, длительность которых может быть от нескольких дней до недели и более.

Доминирующие черта характера: циклические изменения эмоционального фона (периоды приподнятого настроения сменяются фазами эмоционального спада).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность (в периоды подъема настроения); грусть, задумчивость, вялость, упадок сил - все валится из рук; то, что легко получалось вчера, сегодня совсем не получается или требует невероятных усилий (в периоды спада настроения).

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Во время спада труднее становится и жить, и учиться, и общаться. Компании начинают раздражать, риск и приключения, развлечения и контакты теряют свою прежнюю привлекательность. Подросток становится на время «домоседом».

Ошибки, мелкие неприятности, которые случаются в этот период из-за плохого самочувствия, переживаются им очень тяжело, тем более что есть с чем сравнивать. Ведь, еще день-два назад все прекрасно получалось, например, в спорте, а сегодня не идет игра, и тренер недоволен, и сам подросток не знает, что делать. И это его угнетает, он не узнает себя, свой организм, не может понять свое раздражение, нежелание видеть даже близких людей.

Великое дело социальная психология. Понимание доминирующих черт коллективного характера отдельных социальных групп позволяет прогнозировать их поведение в различных обстоятельствах, особенно критических. Причем такие доминанты проявляются в самых разных исторических условиях, что делает прогноз весьма надежным. Мы попробуем исследовать эти группы и начнём с третьего сословия

Так, поведенческий стереотип денежного класса (он же «третье сословие», он же «буржуазия») определяется жадностью. Деньги занимают центральное место в системе ценностей этой социальной группы, и накопление капитала составляет смысл ее существования. Это не хорошо и не плохо, это нормально - так же, как для священников нормально видеть смысл жизни в служении Богу, а для дворян прошлого в служении державе. Так устроено человеческое сообщество, и каждое сословие выполняет в нем свою функцию, необходимую социуму, предпринимательское сословие в том числе.

В позапрошлом веке английский профсоюзный деятель и публицист Теодор Даннинг первым подметил, что ради 300 % прибыли «нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы под страхом виселицы». К этому можно добавить, что нет такого риска, на который буржуазия не пошла бы, лишь бы не делиться накопленными деньгами, вплоть до риска лишиться жизни.

Просьба «дать денег» на дело, не несущее непосредственной прибыли, воспринимается третьим сословием как кощунство. Предложить такое предпринимателю все равно что предложить священнику совершить богохульство или предложить дворянину нарушить присягу. Даже в экстремальной ситуации, описываемой формулой «кошелек или жизнь», для третьего сословия выбор не очевиден. Если для остальных вопрос является риторическим и жертвовать жизнью ради денег даже в голову не приходит, то буржуа чисто психологически отказываются верить в неотвратимость вставшей дилеммы и до последнего цепляются за деньги. Отсюда раскаленные утюги на животе и паяльники в заднем проходе как способы убеждения, применяемые бандитами к богачам в доказательство серьезности своих грабительских намерений.

Примеров самоубийственного поведения денежного класса множество. Так, константинопольские богатеи пожалели денег на усиление пушками обороны от наступающих османов. А Мехмед II перекупил венгра-оружейника Урбана и в результате турки взяли город штурмом, а город назвали Стамбулом. Турецкий султан был поражён несметными богатствами, свезёнными на городскую площадь, и отдал приказ о казни всей византийской «элиты» - справедливо посчитав их безумным жлобьём недостойным жизни. А те представители чиновничье-олигархического класса Византии, которым удалось смыться в Европу («к друзьям и союзникам ») были ограблены и многие убиты. Ведь за ними уже не стояло могущественное государство.


Полтысячелетия спустя Лавру Георгиевичу Корнилову ростовские толстосумы на борьбу с большевиками собрали по подписке аж… 400 (четыреста) рублей. Белым пришлось уйти из города и мерзнуть в героическом «ледовом походе» - даже на валенки денег не хватило. Зато когда после в Ростов пришли красные, награбили там на 100.000.000 (сто миллионов рублей), а тех кто «сэкономил на подписке» поставили к стенке.


Скупердяйскую сущность «третьего сословия» прекрасно понимал нижегородский авторитетный бизнесмен Кузьма Минин . Опираясь на свой ушкуйнический опыт, он вытрясал из городских богачей средства на ополчение сугубо рэкетирскими методами: сажал в холодную, брал заложников и т.п. В результате ополчение состоялось, побило супостата в Москве, что мы и празднуем каждый год 4 ноября. Очевидно, что ничего этого не было бы, если бы Минин ограничился методами словесного убеждения подобно Корнилову.

Конечно, нельзя возводить сословный стереотип поведения в абсолют, бывают и исключения. Некоторые предприниматели способны отойти от шаблона и поступать в кризисных ситуациях разумно и ответственно. В конце концов, четыреста-то рублей Корнилов собрал…)))

Но это именно исключения, лишь подтверждающее общее для социальной группы правило, которое проявляется всегда и везде, сейчас в России тоже. Ясно ведь, что парадигма развития страны, аккумулирующая социальную и национальную напряженность, с железной неизбежностью ведет к взрыву, который со всей русской безсмысленностью и безпощадностью разнесет все к чертовой матери, причем буржуазия пострадает в первую очередь.

Казалось бы, хотя бы из чувства самосохранения третьему сословию надо потрясти мошной ради поддержки тех политических сил, которые способны удержать Россию от хаоса, когда обреченный режим рухнет. И ведь поступить в данном случае надо просто как все – «отдать кошелёк» (т.е. малую часть своей собственности) и сохранить и жизнь и нажитое.

Но тут дело не только в социальной психологии богачей, но и в том, что такой выбор как «кошелёк или жизнь» не предлагается напрямую, и многие его, - этот выбор, - просто не видят и не думают о нём. А выбор-вопрос стоит сейчас очень остро на фоне приближающегося коллапса...

Никитин А.И ., секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»,
Войцинский С.В ., руководитель комитета партийного контроля ПЗРК «РУСЬ»

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары