Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Отчет по самообразованию во 2 младшей группе. Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы Гряколовой Ирины Александровны материал (младшая группа) на тему

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Благоприятная почва для успешного развития речи детей закладывается именно в период дошкольного возраста. Поэтому правильно подобранные приемы и методы по развитию речи малыша, благоприятно влияют на развитие ребенка в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию
воспитателя первой младшей группы
Гряколовой Ирины Александровны
за 2017-2018г.
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Благоприятная почва для успешного развития речи детей закладывается именно в период дошкольного возраста. Поэтому правильно подобранные приемы и методы по развитию речи малыша, благоприятно влияют на развитие ребенка в целом.

За 2017-2018г. Была проведена работа по стимуляции речевой активности посредством специальных приемов.

1.Игры с природным материалом.

2.Продуктивные виды деятельности.

3.Замещение.

4.Ролевые игры.

5.Музыкальные игры.

6.Использование фольклорных произведений.

В своей работе я использовала все перечисленные приемы развития речи, но более всего использовались приемы фольклорных произведений. Так как этот прием позволял мне развивать речь детей в доступной и интересной форме.

Использование игровых песенок, потешек доставляло малышам огромную радость. Дети научились играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливать специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.

Дети легко запоминали потешки. Они начали вводить слова потешек в свои игры. Применение приема ролевых игр, развивало двигательную активность малышей, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Чтение художественной литературы и приготовление этих произведений инсценирование сказок обеспечило понимание содержания, восстановило речевое взаимодействие с ребенком, заложило развитие образного восприятия и наглядно образного мышления.

Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывали у детей удовольствие и радость.

Благодаря фольклору дети легко адаптировались в детском саду, речь начинает развиваться т.к ребенок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая все пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук идет и развитие речи.

Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идет физическое и психическое развитие ребенка, развитие речи, присущее этому возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план Воспитателя, Музыкального руководителя, Инструктора по физической культуре на Декабрь 2015 г. по ФГОС (первая младшая группа)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАНпервая младшая группана декабрь 2015 год ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕСЕТКА ЗАНЯТИЙ1 младшей группына 2015-2016 у...

Календарный план Воспитателя, Музыкального руководителя, Инструктора по физической культуре на Ноябрь 2015 г. по ФГОС (первая младшая группа)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАНпервая младшая группана ноябрь 2015 годВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕСЕТКА ЗАНЯТИЙ1 младшей группына 2015-2016 учебный...

Отчет по самообразованию «

Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.

Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать дошкольников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.

А дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Учитывая выше сказанное, я выбрала тему самообразования « Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» (слайд 1)

Целью деятельности самообразования я поставила: Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры. (слайд 2)

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;

Познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

Посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;

Создать картотеку дидактических игр.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме. Мною были изучены следующие пособия: (слайд 3)

    Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

    Бондаренко. А.К. "Дидактические игры в детском саду"

    Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»

    Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи"

    Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников»

    Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников»

Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:

Систематизации и обобщении предметов и явлений;

Анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

Видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Используя дидактические игры я увидела, что игра позволяет:

    Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

    Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

    Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

    Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

    Формировать связную речь;

    Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Свою работу я вела по трем направлениям: (слайд 4)

    Создание предметно - развивающей среды в группе;

    Работа с детьми;

    Работа с родителями.

За период сентябрь 2014 – май 2015 года мною были подготовлены игровые пособия:

    Для развития мышления: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Осенние листочки», «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний».

    Для развития внимания: «Накрой на стол», «Смайлики», «Найди одинаковые рукавички», «Что, где растет?».

    Для развития восприятия и памяти: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Что за время года?», «Кто, что ест?»

    Для развития речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Кто в теремочке живет».

    Для развития творческого воображения: «Чудесные превращения», «Пантомима», «Смешной портрет».

    Многофункциональное дидактическое пособие на развитие восприятия, памяти, внимания и логического мышления для воспитанников: «Волшебные круги».

Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей:

1. Развитие мышления;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи;

5. Развитие творческого воображения.

Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.

Слайд 6

Многофункциональное пособие:

11 пар кругов, вырезанные из картона (других материалов, пластинки, диски) разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещают картинку или различные схемы, картинки.

Игры на подбор пары:

«Чей хвост?» «Кто где живет?» «Один – много» «Что где растет?» «Подбери по форме» «Подбери по цвету» «Мамы и их детеныши» «Поедем, полетим, поплывем» «Угадай, чей листок» «Оденься по сезону».

Слайд 7

«Смайлики»

Перед детьми кладется игровая карта. В верхний левый угол стопкой кладутся смайлики. Детям предлагается найти все классифицируемые предметы и положить на них смайлики. После правильного отбора предметов предлагается назвать оставшиеся предметы и определить их группу.

Слайд 8

«Осенние листочки»

Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины.

- «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

Слайд 9

«Кто, что ест»

«Давайте скорее, зверят угостим, уж сильно проголодались они!»

При этом необходимо проговаривать название животного, название пищи, которую это животное ест, можно спросить какие звуки издает животное.

Слайд 10

«Найди одинаковые рукавички»

Необходимо найти парные рукавички по цвету, рисунку, расположенными на них геометрическими фигурами. Определить их местоположение (вверху, внизу, справа, слева).

Слайд 11

«Накрой на стол»

«Стол красивый мы накрыли,

А про чашечки забыли.

Ну, дружочек, помогай,

Чашки к блюдцам подбирай».

Слайд 12

«Что, где растет»

Необходимо:

Посадить овощи на грядку, а фрукты на дерево.

Рассказать в чем отличие фруктов от овощей.

Охарактеризовать фрукты и овощи, используя модель признаков (цвет, форма, размер, вкус).

Слайд 13

«Кто в теремочке живет?»

1 вариант: ведущий берет изображения двух животных и «прячет» одного их них за домом, другого в окне, при этом оставляя видимой одну из частей животного, я спрашивает «Кто-кто в теремочке живет?». Игрок отвечает: «В теремочке живет корова, потому что из окна торчит коровья голова, коровьи рога, коровий нос и т.д. А еще в теремочке живет собака, потому что из-за дома торчит собачий хвост, собачьи лапы»

2 вариант: Определив животного, «живущего» в теремочке, ребенок должен составить краткий описательный рассказ об этом животном по предложенному плану: 1)Кто это? 2) Внешний вид зверя 3) Чем питается? 4)Название жилища 5) Название детенышей 6) Польза для человека (если домашнее животное).

Слайд 14

«Чудесные превращения»

Работа с прищепками очень нравится детям, они фантазируют, придумывают что-то своё необычное, это развивает не только мышечную силу пальцев рук, но и обогащает их воображение, дети начинают играть со своим изобретённым персонажем, героем, с каждым разом придумывают новый образ. Что так привлекает внимание наших малышей? Как раз яркая, впечатляющая игра, которая подразумевает удивительные превращения, казалось бы, из чего? Да из обычных прищепок!

Работа с родителями:

В октябре проведена консультация «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей».

Слайд 16

В феврале проведена выставка « Советуем ознакомиться с дидактическими играми».

Завершением послужит родительское собрание 22.05.2015г. «Играем вместе с родителями в занимательные игры».

В рамках заданной темы были посещены занятия в гр. № 4, 6, 7, 1.

Слайд 17

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу

Отчёт Резвицкой Елены Ивановны по самообразованию в 1 младшей группе.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.

Набирая малышей в ясельную группу, я сразу определилась с темой самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения, способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую цель:

Развивать коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества

Основными задачами выделила

4 привитие детям доброты, отзывчивости, трудолюбия.

Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась со следующей методической литературой:

1 «Знакомим малыша с окружающим миром».

2 Программа и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

3 М. Козырева «Говорю красиво и правильно».

4 В. Гербова «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов Программы, учитывая возрастные особенности детей.

Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в совместно - партнёрской деятельности с детьми.

Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Анечка хорошая,

Анечка пригожая.

Красные кафтанчики

Синие карманчики

На дубу они сидят

Меж собою говорят - про Никиточку, про хорошего.

Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек.

Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.

Совушка сова, большая голова

На дереве сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит. Уф, уф, уф.

Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты

Чики, чики, чикалочки.

Едет Максим на палочке,

Танечка в тележке

Щёлкает орешки.

Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.

Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.

Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.

Кисонька - мурысенька,

Где была?- На мельнице..

Курочка - рябушка,

Куда пошла?

На речку.

Курочка - рябушка

Зачем на речку пошла?

За водицей.

Курочка - рябушка, зачем тебе водица?

Цыпляток поить.

Как твои цыплята водичку будут пить?

Пи, пи, пи.

Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.

Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Идёт коза рогатая», « Этот пальчик дедушка..» ,

«Сорока ворона», « Мы капусту рубим», « Стали мы гостей созывать». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.

Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички.

Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. когда им приходилось оставаться на сончас. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось ложиться рядышком, покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.

Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая дочек спать.

Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота, про собачку белолапу.

Заклички я начала применять только сейчас, как стали выходить на улицу. Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются,

и дети проговаривают их при любом удобном случае хором.

Солнышко - колоколнышко

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

По лавочкам скачут.

Дождик, дождик

Дождик лей,

Будет травка зеленей.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый вечер я читаю детям сказки.

Слушая русские сказки « Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Бобовое зёрнышко» и др., дети овладевают языком своего народа.

Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку,

используя сюжетные иллюстрации,

договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему…).

Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок, проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества

Они были артистами сказок «Колобок»,

«Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси».

Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций

Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку»,

«У медведя во бору», «Колпачок», «Каравай», «Во поле берёза стояла», «Гуси - гуси» .

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи-

петушка, ёжика, собачку Жучку. Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать загадки, сопереживать персонажам, высказывать своё мнение).

За учебный год по народному творчеству я провела с детьми непосредственную образовательную деятельность по темам:

1 «Жили у бабуси 2 весёлых гуся»

2 «Сочиняем сказку»

3 «Курочка Пеструшка»

4 «В гости к лошадке».

Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды.

В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги - раскладушки,

атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки,

народные музыкальные инструменты.

Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.

В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.

Для родителей было проведено собрание «Как помочь неговорящим детям».

В папке-передвижке помещены консультации «Устное народное творчество - как средство развития речи», «Детский фольклор».

С родителями организован и проведён праздник Пасхи, куда были включены п/игра «Карусели» и заклички.

Перспективы на следующий год.

1 продолжить работу по развитию речи детей, раскрывая тему по самообразованию на 2015- 2016 год «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста»

2 пополнить копилку дидактических и театрализованных игр

3 изучить новинки методической литературы.

Департамент по социальной политике

Администрация городского округа Саранск

Управление образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 комбинированного вида»

Отчет по самообразованию

2 младшая группа №7

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Панькина Е.Б

г.Саранск, 2018

Источники самообразования : интентет-ресурсы, методическая литература, журналы.

Форма самообразования:

Индивидуальная работа.

Срок реализации программы самообразования:

2017-2018 учебный год.

Представление материала :

Творческий отчет на методическом часе для педагогов детского сада.

Цель : Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи самообразования:

  1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку.
  2. Провести пальчиковые игры с детьми в различных видах деятельности.
  3. Улучшить координацию и точность движения руки и глаза, гибкость рук, ритмичность
  4. Улучшить мелкую моторику рук и пальцев.
  5. Улучшить общую двигательную активность.
  6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  7. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками, взрослыми.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» . Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вниз» , «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках» .

Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры» , но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

  • Игры с пуговицами
  • Игры – шнуровки
  • Игры с прищепками
  • Игры с сыпучими материалами
  • Аппликация (сначала просто рвать, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги) ;
  • Лепка (лепка из пластилина; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .
  • Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мероприятие

Дата

Место проведения

«Будут пальчики дружить»

сентябрь

МАДОУ «Д\с 36»

«Овощи и фрукты»

октябрь

МАДОУ «Д\с 36»

«Одежда и обувь»

ноябрь

МАДОУ «Д\с 36»

«Зима»

декабрь

МАДОУ «Д\с 36»

«Животные и птицы зимой»

Январь

МАДОУ «Д\с 36»

«Семья. Профессии.»

февраль

МАДОУ «Д\с 36»

«Весна. Приметы весны.»

Март

МАДОУ «Д\с 36»

Одежда. Дикие и домашние животные

Апрель

МАДОУ «Д\с 36»

Труд весной

май

МАДОУ «Д\с 36»

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1.Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, пальчиковый театр.

2.Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3.Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Основные этапы:

1. Информационно-аналитический.

Изучение литературы по теме.

2. Практический. Использование различных форм работы с детьми.

Формы работы с детьми:

Совместная работа с детьми;

Индивидуальная работа.

Методы и приёмы работы:

Пальчиковые гимнастики;

Изготовление дидактических игр, шнуровок;

Лепка из пластилина;

Игры с кубиками, конструкторами;

Рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

3. Предоставление отчета о работе.

Форма отчетности:

Консультации:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников» ;

«Почему так важно рисовать ребенку?»

Составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

Организовала выставку:

«Игры, способствующие развитию мелкой моторики» .

Предполагаемый результат :

У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Литература.

1. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

2. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

3. Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

5. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

6. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

7. Журналы : «Дошкольное воспитание» ; Интернет-журнал «Развитие» .


Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства - необходимость для каждого работника педагогической сферы.

Понятие самообразования: цели и формы

Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенство­вание.

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров

«Педагогический словарь»

Цели и направления работы

Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.

Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков

Самообразование - осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

    информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;

    знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;

    осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;

    изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;

    качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Формы самообразования

К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:

    работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;

    плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;

    обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;

    сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.

Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:

    периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;

    каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.

Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:

    определить тему, конкретизировать цели и задачи;

    распланировать работу по самообразованию;

    грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);

    подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.

Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.

Ключевые аспекты самообразования

Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.

Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада

Периоды деятельности

Действия воспитателя Область компетенции старшего воспитателя/методиста
Подготовительно-
диагностический
Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач. Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей.
Планирование Выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы. Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога.
Учебная деятельность Знакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме. Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом.
Практическая деятельность Подготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий. Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога.
Подведение итогов Заполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом. Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий.

Советы по организации самообразования:

    целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;

    желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;

    самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;

    чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)

Обложка Обязательно указывается тема Обоснование актуальности темы, постановка цели План работы на сентябрь План работы на октябрь План работы на ноябрь План работы на декабрь План работы на январь План работы на февраль План работы на март План работы на апрель План работы на май Список литературы

Особенности планирования работы по самообразованию

Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.

Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение

Вопросы, которые могут возникнуть

Рекомендации по решению
Тяжело определить и сформулировать тему Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе. Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы).
Затруднения в выборе необходимой методической литературы Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег.
Трудности с осмыслением прочитанного методического материала Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов.

Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС

Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):

    освоение практических навыков проведения конструктивной работы;

    формирование базисного уровня профессионального мастерства;

    осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.

Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:

    освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;

    раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.

Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:

    развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;

    практика наставничества и помощи молодым специалистам;

    исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;

    полное раскрытие творческих сил и возможностей.

Для педагогов, не имеющих профильного образования:

    изучение азов методической работы с малышами;

    адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.

Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:

    краткосрочные - проект реализуется в течение года;

    долгосрочные - тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.

Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС

Социально-коммуникативная область:

    Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.

    Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.

    Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

    Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.

Художественно-эстетическая сфера:

    Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

    Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.

    Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Область речевого развития:

    Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.

    Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.

    Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.

Познавательная область:

    Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.

    Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

    Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

Область физического развития:

    Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

    Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

    Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.

Для старших воспитателей и методистов:

    Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.

    Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

    Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.

    Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.

Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
По усмотрению воспитателя.
Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина - Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Стенд «Моя Родина - Россия».
Картотека игр.
Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу» Выставка рисунков «Улицы нашего города».
Ноябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Выставка работ детского творчества.
Январь Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Февраль Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Март Беседы «Моя мама - лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель Краткосрочный проект «Космос» Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.
Сентябрь - май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. По усмотрению воспитателя.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе».
Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина». По усмотрению воспитателя.
Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».
Февраль По усмотрению воспитателя. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март По усмотрению воспитателя. Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево».
Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». По усмотрению воспитателя.
Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек».
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.

Отчёт о проделанной работе и выход темы

В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.

Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:

    совершенствование профессиональных умений и навыков;

    изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;

    практика внедрения инновационных методов педагогической работы;

    подготовка конспектов и тезисов;

    проведение мастер-класса или тематического семинара;

    анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.

Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки - всё это также может служить основой для отчётности.

Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)

Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.

Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога

Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.

Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки

  1. Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.

    Застелите стол плёнкой или газетами перед началом работы

  2. Из картона вырезаем 4 заготовки размером 28см*36см, из обоев вырезаем 4 детали (можно 8, если папка будет двухсторонней) размером 25см*32см. Ткань разрезаем на полосы 7 шт. 36см*5см и 2 шт. 115см*5см.

    Все детали должны быть изготовлены аккуратно

  3. Сначала соединим наши листы картона, для этого проклеиваем соединения тканью, оставляя между листами картона зазор около 1 см.

    Аналогично можно делать и папки-передвижки других размеров

Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)

Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами.

Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии

Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
  6. Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
  7. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  8. Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  9. Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
  10. Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
  11. Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
  12. Мне нравится изучать и познавать новое.
  13. Возрастающая ответственность не угнетает меня.
  14. Я позитивно отнесусь к карьерному росту.

Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.

Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары