Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Возрастные кризисы в психологии эриксон. Возрастная периодизация Э.Эриксона

Теория Э. Эриксон (1902-1994) – возникла как рез-т обобщения опыта работы в клинике, опирается на его сравнительные исследования особенностей развития и воспитания детей в разные периоды. Теория Эриксона более узкая, т.к. в ней рассматриваются только развитие личности, подобно Джеймсу, -развитие Я человека. Теория Эриксона охватывает всю жизнь человека, а не только временной интервал до юношеского возраста. Интересовала проблема нормально и аномального развития личности. Теория пытается решить и эту проблему тоже.

Как и теория Эльконина, теория Эриксона очень практична. В ней содержаться прямые указания, как должен нормально развиваться человек в онтогенезе.

Эриксон выделяет 8 стадий развития личности, или, что то же самое 8 развитий Я человека. Основная специфика этих стадий заключается в том, что на каждой из них у человека возникают возможности для обретения личностью определенных качеств, которые необходимы человеку для его нормального развития. И если на каждой из этих стадий, человеку удастся реализовать эти возможности (приобрести все эти качества) и если в дальнейшем человек не утратит эти качества, а разовьет их, то можно говорить о том, что личность развивается нормально. Если же эти возможности не реализуются ни на соответствующих стадиях, ни в дальнейшем, то с т.з. Эриксона личность будет развиваться аномально. А будут ли приобретены эти качества – зависит от множества факторов. Т.о. человек на каждой из этих 8 стадий развития сталкивается с объективно существующей проблемой, а именно с проблемой приобретения его личностью определенных качеств. И от решения этой проблемы зависит, в каком направлении пойдет развитие личности – в нормальном или аномальном.

Стадии по Эриксону:

1. Период от рождения до 1 года (младенческий возраст) – базовое доверие против базового недоверия . В этот период нормальное развитие личности ребенка предполагает формирование базового доверия. Базовое доверие – общее отношение ребенка к жизни, которое характеризуется в том, что он принимает свою жизнь, относится к своей жизни положительно, ему интересно жить и т.д. Важнейшим фактором при этом является отношение родителей. Если они удовлетворяют насущные потребности ребенка, относятся нормально к нему, то это способствует формированию базового доверия. Не только от отношения окружающих зависит это чувство, но и от внутренних особенностей ребенка тоже. Если он часто болеет, находится часто в угнетенном состоянии – все это конечно не способствует формированию доверия.

2 стадия: 1-3 года (раннее детство) автономия против стыда и сомнения . Нормальным является начало развития его самостоятельности . Приобретение уверенности в своих действий без поддержки взрослых. Родители должны всячески поощрять самостоятельность ребенка. Если ограничивать – то начинает формироваться зависимость от взрослых. Основные проявления этой зависимости – повышенная стыдливость и нерешительность. Стыдливость – одно из проявления зависимости от мнения и оценок других. При необходимости совершить самостоятельные действия ребенок полагается не на самого себя, а на то, как он будет выглядеть его поведение в глазах других. Нерешительность обратная сторона уверенности в том, что он может делать без помощи.


3 стадия 3-6лет (дошкольный возраст) – инициатива против чувства вины . Инициатива – проявление активности в постанове целей и их достижении. У детей наблюдается множество инициатив, они сами стремятся что-то узнать, стремятся к общению, знакомится, придумывают для себя занятия и игры. Родители должны поощрять инициативу в своих детях. Сами факты ее проявления. Результаты инициативной деятельности детей не могут быть особо успешным, и если взрослые относятся к этому чрезмерно критически, то у детей развивается задержка инициативы и формируется чувство вины как реакция негативной оценки взрослых на неудачное проявление инициативы.

4 стадия 6-12 лет (мл школьн возр) – трудолюбие против чувства неполноценности . Формирование у ребенка желания трудиться. Ребенок осознает, что трудолюбие, усидчивость, прилежание, аккуратность - эти качества являются для него самого и общества ценными и желанными. Если этого нет, то ребенок испытывает неудачи в трудовой деятельности и окружающие начинают относиться к нему как к неудачнику, неспособному, что приводит к снижению самооценки ребенка. Это способствует формированию у него стойкого чувства собственной неполноценности

5 стадия 12-19лет (юношеский, подростковый) - идентичность против смешения ролей . Переходный возраст, в течение которого у человека должен измениться образ жизни от детского ко взрослому. Ребенок должен стать полноценным членом общества и начать выполнять в нем какие-то функции. Этот переход перестраивает вся личность подростка, должна сформироваться новая личность, которая соответствует требованиям общества. В этой личностной перестройке - важно – новое представление о себе и своих социальных ролях. Эти представления должны содержать ответы на вопросы о себе – какой я человек, мои ценности, идеалы, интересы, кем я хочу быть, каким, как себя вести. Если в рез-те формирования новой личности у подростка складываются новые представления о себе, которые совпадают с представлениями о нем других людей – я подростка обретает новую идентичность , взамен той, что была до этого. Идентичность - (1)-непосредственное восприятие индивидом своей длящейся самотождественности (о, бля! Опять началась леонтьевщина!) т.е. я – это я, и качества моей личности остаются со мной вне зависимости от ситуации. (2)-Другие люди тоже видят эту длящуюся самотождественость. Если этот период затягивается и новая идентичность не сформировалась, то возникает ощущение путаницы – смешение ролей , задержка формирования идентичности.

6 стадия 20-25 лет – близость против изоляции . Нормальное развитие личности уже взрослого человека предполагает установление им близких отношений с другими людьми (после кардинальной перестройки). Желание и готовность человека посвятить себя или часть себя кому-то другому, сопереживать, заботиться, нести ответственность, жертвовать интересами, хранить ему верность. Условием формирования близких отношений, в том числе, являются формирование семьи. Если не удается устновить эти отношения – возниакает комфорт от одиночества, изоляция .

7 стадия (средняя зрелость) 26-64 лет –генеративность против стагнации . В этот период человеку надо определиться в общей направленности своей жизни. Основная направленность – генеративность – продуктивная деятельность, труд, направленная на благо других людей и общество в целом. Например, человек стремится передать свой опыт и знания подрастающему поколению. Аномальность здесь проявляется в направленности только о себе и своем благополучии – это стагнация (застой)

8 стадия 65-до смерти – целостность я против отчаяния . Итоговая стадия, на которой человеку невозможно изменить свою жизнь. Остается только расплачиваться за тот путь, по которому он уже прошел. Если на каждом из предшествующих этапов шло нормальное развитие личности, то Я человека обретает качество целостности . Целостность – ощущение себя, удовлетворенность прожитой жизнью, жизнь удалась и имела смысл. У таких людей отсутствует страх смерти. Им не хочется прожить жизнь по-другому. При аномальном развитии – человек испытывает отчаяние из-за неудачно прожитой жизни. У таких людей выражен страх смерти.

По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда - коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

Кризис трех лет.

Кризис трех лет (впервые был описан Э. Келер в работе «О лич-ности трехлетнего ребенка») привлекал внимание В. Штерна, Ш. Бюлер. Однако интерпретация кризиса трех лет носила преимущественно негативный характер, рассматривалась как «болезнь» роста. В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, кризис рассматривался в его позитивном значении – формировании принципиально новой системы социальных отношений ребенка с миром с учетом его возрастающей самостоятельности. За каждым негативным симптомом кризиса Л.С. Выготский учил видеть позитивное достижение – новообразование, отражающее возросшие возможности ребенка. Д.Б. Эльконин называл кризис трех лет кризисом самостоятельности и эмансипации от взрослых.

В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и активность ребенка. Первая - стремление принять участие в жизни взрослых и распад прежней совместной предметной деятельности, уже освоенной ребенком. Вторая - утверждение самостоятельности через возможности осуществления самостоятельных намерений и действий - «Я сам!». В предкритической фазе можно наблюдать ряд симптомов, свидетельствующих о выделении ребенком себя как самостоятельного субъекта: острый интерес к своему изображению в зеркале; заинтересованность своей внешностью и тем, как он выглядит в глазах других. У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность успешностью своей деятельности, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу и неуспех. Кризис трех лет относится к числу наиболее острых по поведенческой симптоматике. Ребенок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Прежние воспитательные методы терпят фиаско, поведение почти не поддается коррекции. Период кризиса трех лет очень труден как для взрослого, так и для самого ребенка

Ранний возраст завершается кризисом «Я сам!» - рождением субъекта как автономной личности с самостоятельными намерениями, целями и желаниями, воплощенными в системе Я (Л.И. Божович) и личном действии (Д.Б. Эльконин). В основе лежит достижение ребенком нового уровня автономии и самостоятельности, что ведет к переходу в эпоху детства.


Возрастная периодизация Эриксона - это теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии "Я-индивида".

Эриксон предлагает периодизацию в виде таблицы. Что это за таблица?

  • Обозначение периода;
  • Обозначение той социальной группы, которая выдвигает задачи развития, и в которой человек совершенствуется (или еще можно увидеть вариант формулировки "радиус значимых отношений");
  • Задача развития или тот психосоциальный кризис, в котором человек стоит перед выбором;
  • В результате прохождения этого кризиса, он обретает или сильные качества личности или, соответственно, слабые.

    Заметьте, как психотерапевт, Эриксон никогда не может быть оценочным. Он никогда не говорит про человеческие качества в формате хорошие и плохие.

Качества личности не могут быть хорошими или плохими. Но сильными качествами он называет те, которые помогают человеку решать задачи развития. Слабыми он будет называть те, которые мешают. Если человек приобрел слабые качества личности, следующий выбор ему делать труднее. Но никогда он не говорит о том, что это невозможно. Просто сложнее;

Черты, приобретаемые вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями ("virtues").

Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.


Младенчество

От рождения до года - первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия.

Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу "отделения" от неё. Главный ритуал - взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка.

Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства - это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

Раннее детство

Вторая стадия продолжается от одного до трёх лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создаёт основу для появления самостоятельных действий ребёнка в целом ряде областей (передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребёнка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка.

В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешённого и запрещённого, красивого и безобразного. Идентичность ребёнка на этой стадии может быть обозначена формулой: “Я сам” и “Я - то, что я могу”.

При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие.

Возраст игры, дошкольный возраст

Третий период - "возраст игры", от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится "Я - то, что я буду".

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события.

Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением "атаковать" задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель.

На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины.

Дети, охваченные чувством вины - пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст

Четвертый период соответствует возрасту от 6 до 12 лет и хронологически сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры.

В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Термин "трудолюбие", "вкус к работе" отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребёнка теперь выражается так: "Я - то, чему я научился". Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал - совершенство исполнения.

Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни.

Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", то появляется опасность выработки у него чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены.

Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

Юность

Пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека:

"Юность - это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности.

Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни". Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека?

Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения.

Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.

Молодость

Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Интимность (достижение близости) - как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

  • человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
  • в случае сомнений и неуверенности, будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
  • человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
  • отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе - к душевному разладу.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов.

Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях - все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса "интимность/изоляция" - это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире - как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости.

Избегание опыта близости из боязни "потерять независимость" приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Зрелость

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема - выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

"Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя.

"Я" проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким.

В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - забота.

Трудности в "производительности" могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы - их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения.

Это явление, как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Старость

Восьмая стадия, старость, начинающаяся после 60-65 лет - это конфликт цельности и безнадёжности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь ещё раз.

Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определённых целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадёжности и страх смерти.

Литература и источники

https://www.psysovet.ru

Модель жизненного пути Э.Эриксона рассматрива­ет психосоциальные аспекты фор­мирования человеческого «Я». Э. Эриксон основывался тре­мя положениями:

Во-первых, он предположил, что существуют пси­хологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальное среде.

Во-вторых, Э. Эриксон утверждал, что становление личности не заканчи­вается в подростковом и юношеском возрасте, а охватывает весь жизнен­ный цикл.

В-третьих, он предложил деле­ние жизни на восемь стадий, каждой из которых соответствует доминирую­щий параметр развития «Я», прини­мающий положительное или отрица­тельное значение.

Позитивное разви­тие связывается с самореализацией личности, достижением счастья и жиз­ненного успеха и характеризуется, по Эриксону, определенной логикой сме­ны позитивных параметров развития «Я». Негативное развитие ассоцииру­ется с различными формами деграда­ции личности, жизненными разочаро­ваниями, ощущением собственной не­полноценности. Этот вектор развития личности характе­ризуется также определенной последо­вательностью, но уже отрицательных параметров развития «Я». Вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда, а возникает заново в каждой последующей стадии. Другими словами, возможны переходы от отрицательного вектора к положительному и наоборот. То, в каком направлении пойдет развитие - к по­ложительному или отрицательному па­раметру, зависит от успешности раз­решения человеком основных про­блем и противоречий каждой стадии жизни.

Возрастные границы восьми ста­дий жизни, выделенных Эриксоном, вместе с характерными для них доминирующими параметрами развития «Я» представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Полный жизненный цикл по э.Эриксону

Стадии, возраст

значимых отношений

Основной выбор

или кризисное

противоречие возраста

Позитивные

изменения

возраста

Деструктивные

изменения

возраста

Младенчество

Основополагающая

вера и надежда

против

основополагающей безнадежности

Базисное доверие,

Уход от общения и деятельности

Раннее детство

Родители

Самостоятельность

против зависимости,

стыда и сомнений

Навязчивость (импульсивность или соглашательство)

Возраст игры

Личная инициатива

против чувства вины

порицания

Целеустремленность,

целенаправленность

Заторможенность

Школьный

Предприимчивость

против чувства неполноценности

Компетентность,

умелость

Инертность

Подростки

Группы сверстников

Идентичность

против смешения идентичности

Верность

Застенчивость, негативизм

Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники

Интимность

против изоляции

Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений)

Взрослость

Разделенный

общий дом

Производительность

против застоя, поглощенности

милосердие

Отверженность

Старость

Человечество - «мой род»

Целостность,

универсальность

против отчаяния,

отвращения

Мудрость

Презрение

I стадия (0-1 год) - «доверие – недоверие». В течение первого года жизни младенец адаптируется к новой для него среде обитания. Степень до­верия, с которой он относится к окру­жающему миру, другим людям и са­мому себе, в огромной степени зави­сит от проявляемой к нему заботы. Если потребности малыша удов­летворяются, с ним играют и разгова­ривают, ласкают и баюкают, то он про­никается доверием к окружению. Если же ребенок не получает должного ухо­да, не встречает любовной заботы и внимания, то у него формируется не­доверие по отношению к миру вообще и людям в частности, которое он несет с собой в следующие стадии развития.

II стадия (1-3 года) – «самостоя­тельность – нерешительность». На этой стадии ребенок осваивает раз­личные движения и действия, учится не только ходить, но и бегать, лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, бросать и т.п. Малыши гордятся своими новыми способностями и стре­мятся все делать сами. Если родители предоставляют ребенку возможность делать самому то, на что он способен, то у него формируется самостоятель­ность, уверенность во владении своим телом. Если же воспитатели проявля­ют нетерпение и спешат все делать за ребенка, то у него развиваются нере­шительность, стыдливость.

III стадия (3-6 лет) – «предпри­имчивость - чувство вины». Ребе­нок дошкольного возраста уже приоб­рел много двигательных навыков - бе­гает, прыгает, ездит на трехколесном велосипеде, бросает и ловит мяч и т.п. Он изобретателен, сам придумывает себе занятия, фантазирует, забрасыва­ет взрослых вопросами. У детей, чья инициатива во всех этих сферах по­ощряется взрослыми, вырабатывается предприимчивость. Но если родители показывают ребенку, что его двига­тельная деятельность вредна и неже­лательна, что его вопросы назойливы и неуместны, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит чувство вины в следующие стадии жизни.

IV стадия (6-11 лет) – «умелость – неполноценность». Эта стадия сов­падает с обучением в начальной шко­ле, где для ребенка огромное значе­ние приобретают успехи в учебе. Хо­рошо успевающий школьник получает подтверждение своей умелости, а по­стоянное отставание от сверстников в учебе развивает чувство неполноцен­ности. То же самое происходит и в связи с овладением ребенком различ­ными трудовыми навыками. Родители или другие взрослые, поощряющие младшего школьника мастерить что-ли­бо своими руками, награждающие его за результаты труда, подкрепляют фор­мирующуюся умелость. Если же, наобо­рот, воспитатели видят в трудовых инициативах детей одно «баловство», они содействуют закреплению чувства не­полноценности.

V стадия (11-18 лет) – «иденти­фикация «Я» - «путаница ролей»». Эту стадию жизни, охватывающую от­рочество и юность, Эриксон считает од­ной из важнейших в развитии лично­сти, поскольку она связана с форми­рованием целостного представления о своем «Я» и своих связях с обществом. Перед подростком встает задача об­общить все, что он знает о себе как школьнике, спортсмене, друге своих друзей, сыне или дочери своих роди­телей и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проециро­вать в будущее. Если молодой чело­век успешно справляется с этой зада­чей - психосоциальной идентификаци­ей, то у него появляется четкое пред­ставление о том, кто он есть, где находится и куда ему двигаться в жизни дальше.

Если в предшествующие стадии жизни подросток уже выработал у себя с помощью родителей и воспитателей доверие, самостоятельность, предпри­имчивость и умелость, то его шансы на успешную идентификацию «Я» значи­тельно увеличиваются. Но если в эту стадию подросток входит с грузом не­доверия, нерешительности, чувства ви­ны и неполноценности, ему гораздо труднее определить свое «Я». Симпто­мом неблагополучия молодого чело­века является «путаница ролей» - не­уверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Эриксон отмечает, что такая путаница типична, например, для малолетних правонарушителей.

VI стадия (18-30 лет) – «близость – одиночество». Главная задача стадии ранней взрослости - найти близких лю­дей за пределами родительской се­мьи, то есть создать собственную се­мью и обрести круг друзей. Под близо­стью Эриксон понимает не только фи­зическую близость, но и, главным об­разом, способность заботиться о дру­гом человеке и делиться с ним всем существенным. Но если ни в дружбе, ни в браке человек не достигает бли­зости, его уделом становится одино­чество.

VII стадия (30-60 лет) – «общечеловечность – самопоглощенность». В этой стадии человек достигает само­го высокого для себя социального ста­туса и успехов в профессиональной карьере. Нормой для зрелой личности является формирование общечеловечности как способности интересо­ваться судьбами людей за пределами семейного круга, думать о будущих по­колениях, приносить своим трудом пользу обществу. Тот же, у кого это чувство «сопричастности человече­ству» не выработалось, остается по­глощенным лишь самим собой и лич­ным комфортом.

VIII стадия (от 60 лет) – «цель­ность – безнадежность». Это по­следняя стадия жизни, когда основная работа заканчивается и начинается время размышлений о жизни. Ощуще­ние цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, испытывает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представ­ляется цепью мелких целей, досадных промахов, нереализованных возмож­ностей, понимает, что начинать сна­чала уже поздно и упущенное не вер­нуть. Такого человека охватывает от­чаяние и чувство безнадежности при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Главная идея, которая вытекает из описания восьми стадий жизни и является основополагающей для дан­ной модели в целом, - идея о том, что человек сам делает свою жизнь, свою судьбу. Окружающие его люди могут либо помогать ему в этом, либо ме­шать.

Стадии жизни связаны отноше­ниями преемственности. Чем младше ребенок, тем в большей степени ус­пешность прохождения им соответст­вующих стадий непосредственно зави­сит от родителей и педагогов. Чем старше становится человек, тем боль­шее значение приобретает предшест­вующий опыт развития - успех или неуспех в предыдущих стадиях. Одна­ко даже «негативная преемственность» не носит, по Эриксону, фатального харак­тера, и неудача в одной из стадий жизни может быть исправлена после­дующими удачами в других стадиях.

    Педагогическая возрастная периодизация.

В современной педагогической науке принята периодизация детского и школьного возраста, основа которой - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание, изученные в разные годы отечественными психологами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.). Выде­ляются следующие периоды развития детей и школьников:

    мла­денчество (до 1 года);

    ранний детский возраст (1-3 года);

    пред-дошкольный возраст (3-5 лет);

    дошкольный возраст (5- 6 лет);

    младший школьный возраст (6-7-10 лет),

    средний школь­ный, или подростковый возраст (11-15 лет);

    старший школь­ный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Каждый возраст или период развития человека характеризуется следующими показателями:

    определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает человек с другими людьми в данный период;

    основным или ведущим видом деятельности;

    основными психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).

Развитие в первый год жизни . Сразу после рождения ребенок вступает в особый и краткий в младенчестве период новорожденности . Период новорожденности - единственный период жизни чело­века, когда наблюдаются только врожденные, инстинктивные формы поведения, направленные на удовлетворение органических потреб­ностей, обеспечивающих выживание. К 3-месячному возрасту у ребенка постепенно развиваются две функциональные системы - социальные и предметные контак­ты. Все рефлексы и автоматизмы, имеющиеся при рождении, можно разделить на четыре основные группы:

    рефлексы, обеспечивающие основные потребности организ­ма: сосательный, оборонительный, ориентировочный и специаль­ные двигательные - хватательный, опорный и переступания;

    защитные рефлексы: сильные раздражения кожи вызывают отдергивание конечности, мелькание перед глазами и увеличение яр­кости света приводят к сужению зрачка;

    ориентировочно-пищевые рефлексы: прикосновение к губам и щекам голодного ребенка вызывает реакцию поиска;

    атавистические рефлексы: цеплятельный, отталкивания (ползания), плавания (новорожденный с первых минут жизни свободно передвигается в воде).

Безусловные рефлексы, обеспечивая выживание, получены в наследство от животных и в дальнейшем включаются составными элементами в другие, более сложные формы поведения. Только на основе атавистических рефлексов у ребенка ничего не развивается. Так, цеплятельный рефлекс (сжимание ручки на раздражение ладо­ни) исчезает раньше, чем появляется хватание (сжимание ручки на раздражение пальцев). Рефлекс ползания (при упоре на подошвы) также не развивается и не служит для передвижения - ползание начнется позже с движений руками, а не отталкивания ногами. Все атавистические рефлексы обычно угасают в первые три месяца жизни.

Сразу после рождения у ребенка уже имеются ощущения всех модальностей, элементарные формы восприятия, памяти, и благода­ря этому становится возможным дальнейшее познавательное и интел­лектуальное развитие. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно связаны с эмоциями.

С первых минут жизни фиксируются у ребенка отрицательные эмоции, связанные с необходимостью удовлетворения элементарных потребностей (пища, тепло), и только к концу первого - начале второго месяца жизни у ребенка появляются ответные положительные эмоции.

В начале второго месяца ребенок реагирует на взрослого челове­ка, а потом уже и на физические объекты в виде отдельных поведен­ческих реакций - сосредотачивается, замирает, появляется улыбка или гуление. На третьем месяце жизни эта реакция становится комплексной и основной фор­мой поведения, называемой « комплексом оживления». При этом ребенок сосредотачивает взгляд на человеке и оживленно двигает ручками и ножками, издает радостные звуки. Это говорит о появив­шейся у ребенка потребности эмоционального общения со взрос­лыми, то есть первой социальной потребности. Возникновение «комплекса оживления» считается условной границей между новорожденностью и младенчеством.

Период младенчества. Именно в младенчестве начинают формироваться и развиваются функциональные системы социальных и предметных контактов ребенка. Основные направления развития:

1. Общение со взрослыми . С 4-5 месяцев общение со взрослыми становится избирательным, ребенок научается отличать «своих» от «чужих». Непосредственное об­щение, связанное с необходимостью ухода и заботы о ребенке сменяется общением по поводу предметов, игрушек, что и становится основой для совместной деятельности ребенка и взрослого. С 10-месяч­ного возраста в ответ на называние взрослыми какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому. Это уже свидетельствует о появлении, наряду с эмоционально-жестовым общением, новой формы общения - предметного общения.

Нарастающая потребность в общении постепенно вступает в противоречие с выразительными возможностями ребенка, что при­водит сначала к пониманию речи, а потом и овладению ею.

2. Усвоение речи . Повышенный интерес к человеческой речи фик­сируется у ребенка с первых месяцев жизни. Хронология развития речи в данном возрасте выглядит следующим образом:

1 месяц - произношение каких-либо простых звуков («а-а», «у-у», «э-э»);

2-4 месяца - возникает гукание (произно­шение простых слогов – «ма», «ба»);

4-6 месяцев - гуление (повторение простых слогов – «ма-ба», «ба-ма»), ребенок начинает различать интонации в голосе взрослого;

7-8 месяцев - появляется лепет (произношение слов, которых не существует в природе родного языка – «вабам», «гунод»), появляется понимание отдельные слова взрослого, различаются интонации в голосе ребенка;

9-10 ме­сяцев - в речи фиксируются первые слова, ребенок начинает понимать связь между самим предме­том и его названием.

К концу младенчества ре­бенок точно понимает в среднем 10-20 слов и определенным образом реагирует на них, произносит 1-2 слова.

3. Развитие движений . В течение первого года ребенок активно овладевает прогрессивными движениями: учится держать голову, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вер­тикальное положение, брать предмет и манипулировать им (бросать, стучать, размахивать). Но у ребенка могут появиться и "тупи­ковые" движения, тормозящие развитие: сосание пальцев, рассмат­ривание рук, поднесение их к лицу, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках. Прогрессивные движения дают возможность уз­нать новое, а тупиковые - отгораживают от внешнего мира. Прогрес­сивные движения развиваются только при помощи взрослых. От­сутствие внимания к ребенку способствует появлению и упрочению тупиковых движений.

4.Эмоциональное развитие . В первые 3-4 месяца у детей появляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение дви­жений, замедление сердечного ритма), тревожность при физи­ческом дискомфорте (усиление движений, ускорение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворе­нии потребности. После появления комплекса оживления ребе­нок доброжелательно реагирует на любого взрослого человека, но после 3-4 месяцев он начинает несколько теряться при виде незнакомых людей. Особенно усиливается беспокойство при виде незнакомца в 7-8 месяцев, в это же время появляется и страх рас­ставания с мамой или другим близким человеком.

5.Личностное развитие выражается появлением кризиса 1 года. Кризис связан со всплеском самостоятельности ребенка, ста­новлением ходьбы и речи, появлением у него аффективных реак­ций. Вспышки аффектов у ребенка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, слов или жестов, а также, если взрослые не выполняют того, что он хочет.

Преддошкольный период (раннее детство). Накопленные за первый год физические силы и опыт манипули­рования предметами вызывают у ребенка огромную потребность в активной деятельности. Намеченные в предыдущий период направления развития совершенствуются и появляются новые:

1.Овладение прямохождением . Помощь взрослых, их одобрение и стиму­ляция активности в этом направлении формирует потребность в ходьбе. Полное овладение прямохождением связано не столько с усложнением ходьбы: подниматься и спускаться с горки, по ступенькам, наступать на камешки и т.п., сколько получением удовольствия от прямохождения и владе­ния своим телом. Овладение прямохождением значительно расширяет границы дос­тупного ребенку пространства, увеличивает его самостоятельность.

2. Развитие речи. Развитие речи тесно связано с предметной дея­тельностью ребенка. «Немые» формы общения (показ) стано­вятся недостаточными, ребенок вынужден обра­щаться к взрослым с различными просьбами, но обращаться можно только с помощью речи.

Развитие речи у ребенка протекает одновременно по двум на­правлениям: понимание речи и формирование собственной речи. Вначале ребенок понимает ситуацию и выполняет просьбы только конкретных лиц (матери). К возрасту 1 года он уже знает и произно­сит отдельные слова, а затем идет познание значения все большего количества слов. К возрасту 1,5 лет ребенок знает значение от 30-40 до 100 слов, но употребляет в своей речи их относительно редко. После 1,5 лет речевая активность возрастает, и к концу 2 года он употребля­ет до 300 слов, а концу 3-го - до 1500 слов. К 2 годам ребенок говорит двух-трехсловными предложениями, а к 3 годам дети в состоянии свободно разговаривать.

3. Игра и продуктивные виды деятельности . Игра как новый вид деятельности ребенка появляется в процессе манипу­ляций предметами и познании их назначения. На первом году жизни непосредственного взаимодействия меж­ду детьми практически не наблюдается, и лишь к двум годам у детей возникают первые реальные контакты с партнерами по игре.

Только на тре­тьем году жизни начинают складываться продуктивные виды деятельности ребен­ка, которые достигают своих развернутых форм на последующих эта­пах - рисование, лепка, конструирование и прочее.

4. Интеллектуальное развитие . Основное направление развития высших психических функций у детей раннего возраста - начало вербализации познавательных процессов, т.е. их опосредование речью. Вербализация дает толчок для развития нового вида мышления - наглядно-образного. Формирование образного мышления в раннем детстве сопро­вождается достаточно развитым воображением. Воображение, как и память, в этот период детства еще непроизвольное и возникает под влиянием интереса и эмоций (например, слушая сказки, ребенок пытается представить их персонажи, события и ситуации).

5. Личностное развитие . Конец раннего детства знаменуется рождением фено­мена «Я», когда ребенок начинает называть себя не по имени, а местоиме­нием «Я». Появление психоло­гического образа своего «Я» знаменует рождение личности ребенка, формирование самосознания. Появление нового всплеска по­требности в самостоятельности через изъявление своей воли приво­дит к распаду прежней социальной ситуации развития, что проявля­ется в кризисе трех лет. Словесное выражение кризиса 3-х лет - «Я сам» и «Я хочу». Стремление быть как взрослый, желание самому выполнять ту дея­тельность, которую он наблюдает у взрослых (зажигать свет, ходить в магазин, варить обед и так далее) непо­мерно превосходят реальные возможности ребенка и удовлетворить все их невозможно. Именно в этот период впервые у ребенка начинают замечаться проявления упрям­ства и негативизма, направленные против взрослых, которые посто­янно ухаживают за ним и опекают его.

Дошкольный период. Данный период ответственен в плане подготовки ребенка к важному этапу его жизни – школьному обучению. Основные направления развития периода:

1. Игровая деятельность. Дошкольный возраст характеризуется интенсивностью игр как ведущей деятельности дошкольника. Игры дошкольников проходят серьезный путь развития: от предметно-манипулятивных до сюжетно-ролевых игр с правилами и символических игр.

Младшие дошкольники еще обычно играют в одиночку. У них преобладают предметные и конструкторские игры, а сюжетно-ролевые игры воспроизводят действия тех взрослых, с которыми они по­вседневно общаются. В среднем школьном возрасте игры становятся совместными, и главным в них становится имитация определенных отношений меж­ду людьми, в частности, ролевых. Создаются определенные правила игры, которым дети стараются следовать. Темы игр различны, но преобладают обычно семейные роли (мама, папа, бабушка, сын, дочь), сказочные (волк, заяц) или профессиональные (врач, летчик).

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры значи­тельно усложняются, набор ролей возрастает. Специфично, что ре­альные предметы часто замещаются условными их замените­лями (символами) и возникает так называемая символическая игра. Впервые в играх старших дошкольников можно заметить от­ношения лидерства, развитие организаторских способностей.

2. Развитие интеллекта. Наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим, что предполагает умение оперировать слова­ми и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач проявляется феноменом «эгоцентрической речи», так называемая - речь «для себя». Это способствует сосредото­чению и сохранению внимания ребенка и служит средством управ­ления оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания переносятся на начало деятельности и при­обретают функцию планирования. Когда же этап планирования становится внутренним, что происходит к концу дошкольного пе­риода, эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается внутренней речью.

3. Личностное развитие. В игре развивается рефлексия - способность адекватно анализи­ровать свои действия, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также поступками и мотивами других людей. Возникно­вение рефлексии у ребенка обуславливает появление стремления соответство­вать требованиям взрослых, быть ими признанным. Завершается полоролевая идентификация детей: взрослые от мальчика требуют проявления «мужских» качеств, поощряют активность; от девочки требуют душев­ности, чувствительности.

Формируются новые мотивы деятельности: познава­тельные и соревновательные. Дошкольный возраст – возраст «почемучек». В 3-4 года ребенок начинает спрашивать: «Что это?», «Зачем?», а к 5-ти годам – «Почему?». Однако вначале боль­шинство вопросов ребенок задает с целью привлечения внимания, и стойкий интерес к знаниям возникает лишь к старшему дошколь­ному возрасту.

Периоды

Психосоциальная стадия

Предмет конфликта развития

Социальные условия

Психосоциальный исход

Младенчество (от рождения до 1 года).

Орально-сенсорная

Могу ли я доверять миру?

Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы.Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность.

Доверие к людям. Привязанность и признание родителей.Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие.

Раннее детство

(от 1 до 3 лет).

Мышечно- анальная

Могу ли я управлять собственным поведением?

Разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих.Гиперопека (делают все за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в состоянии) и доверия.

Самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе. Сомнения в своих способностях , приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие.

Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет).

Локомоторно- генитальная

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка).Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания.

Инициатива , любознательность, включение в полоролевое поведение.Вина, страх порицания, пассивность .

Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

Латентная

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки.

Компетентность , предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов.Чувство неполноценности , избегание сложных задач.

Половое созревание: подростковый возраст

(11-14 лет),

юность

(от 14 до 18-20 лет)

Отрочество и юность

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания.

Идентичность, развитие планов на будущее , становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям.Непризнание, смешение ролей , путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).

Молодость

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей.Одиночество (излишняя поглощенность собой), остракизм.

Близость (интимность), контакты с людьми , интимность, забота, милосердие , -рождение и воспитание детей.Изоляция, избегание людей , трудности характера.

Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).

Взрослость

Что я могу предложить будущим поколениям?

Целеустремленность, продуктивность деятельности.Обеднение личной жизни, регрессия.

Творчество (продуктивность), обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детейЗастой (инертность) . Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

Поздняя взрослость (свыше 60 лет).

Старость

Доволен ли я прожитой жизнью?

Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти.

Мудрость, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна.Отчаяние . Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру . При прогрессивном развитии личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и "питание" миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В это время ребенок как бы "вбирает" в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений . Ребенок чувствует "глаза мира", следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние глаза мира" - стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.

Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции - совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины , страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Младший школьный возраст - предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них "культурой в себе", со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения - это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию иоентичности . В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, - задачу самоопределения выбора жизненного пути.

В ранней зрелости , на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов "слить" ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое "Я".

Третье десятилетие жизни - время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке, любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Зрелость , или средний возраст , - седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится "отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству", забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего.

Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, и появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость , становится интегративной: в это время "созревают плоды семи предшествовавших стадий". Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: "Я доволен". Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Не ощущают целостность своего "Я" люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, a приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары