Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Терпение и терпимость. Есть ли разница? Техника реализации этикетных форм

Люди с диагнозом избегающего расстройства личности , поставленным на основе критериев DSM-III-R ,имеют следующий основной конфликт: они хотели бы быть ближе к другим и соответствовать их интеллектуальному и профессиональному потенциалу, но боятся быть обиженными, отвергнутыми и потерпеть неудачу. Их стратегия (в отличие от зависимых людей) состоит в том, чтобы избегать общения или активного участия в чем-либо.

Представление о себе. Они воспринимают себя как социально неприспособленных и некомпетентных в работе или учебе.

Представление о других. Они воспринимают других как потенциально критически настроенных, незаинтересованных и унижающих.

Убеждения. Нередко люди с этим расстройством имеют такие глубинные убеждения: «Я плохой, никчемный, непривлекательный. Я не могу терпеть неприятные чувства». Эти убеждения питают следующий (более высокий) уровень условных убеждений: «Если люди приблизятся ко мне, они обнаружат "настоящего меня" и отвергнут меня, — что будет невыносимо». Или: «Если я предприму что-либо новое и у меня это не получится, это будет катастрофой».

Следующий уровень, который определяет их поведение, состоит из инструментальных убеждений, или инструкций самому себе, таких как «Лучше не участвовать в рискованных делах», «Я должен любой ценой избегать неприятных ситуаций», «Если я чувствую что-то неприятное или думаю об этом, я должен попытаться забыть об этом, отвлекшись или приняв дозу (спиртного, наркотика и т.

д.)».

Угроза. Главной угрозой представляется то, что люди будут считать их обманщиками, осудят, унизят или отвергнут.

Стратегия. Их основная стратегия состоит в том, чтобы избегать ситуаций, в которых их могут оценивать. Так, они склонны держаться особняком в социальных группах и не привлекать к себе внимания. На работе они избегают новых обязанностей и продвижения по службе из-за опасения неудачи и последующих репрессий со стороны других.

Эмоции. Основная эмоция — дисфория, то есть сочетание постоянной тревоги с печалью. Тревогу вызывает возможность подвергнуться критике, а печаль — отсутствие близких отношений и успехов.

Их низкая устойчивость к дисфории препятствует развитию методов преодоления застенчивости и более эффективного самоутверждения. Так как они склонны к интроспекции и постоянно следят за своими чувствами, они очень чувствительны к печали и тревоге. Как ни странно, несмотря на их чрезмерно развитое осознание болезненных чувств, они уклоняются от осознания неприятных мыслей — тенденция, которая соответствует их главной стратегии и называется «когнитивным избеганием».

Их низкая терпимость к неприятным чувствам и чувствительность к неудаче и отвержению влияет на все их действия. В отличие от зависимых людей, которые справляются со страхом неудачи, стремясь найти поддержку у окружающих, избегающие личности просто снижают свои ожидания и избегают любой активности, которая связана с риском неудачи или отвержения.

Терпимость как качество личности – склонность проявлять уважительное и доброжелательное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам, поведению и недостаткам других людей.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды каждый день, в который он не потеряет терпение. Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: “Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется…

Способность к терпимости служит основой любого продвижения вперед, будь то прогресс человечества, улучшение взаимоотношений между людьми во всех сферах и сторонах жизни или личностный рост. Терпимость — это механизм сдерживания агрессии к раздражителям жизни, позволяющий людям быть такими, какие они есть. Почему справедлив данный тезис? На Земле рядом с нами проживает уже семь миллиардов человек, и каждый из них имеет свой вкус счастья и свободу выбора, как действовать. Кто-то испытывает счастье, занимаясь наукой или искусством, кто-то наслаждается неповторимым вкусом счастья от процесса воспитания детей, а кого-то «колбасит» от алкоголя, наркотиков и разврата. Каждый имеет право на свой вкус счастья и на определенную свободу выбора. Родителям следует поклеить обои в детской комнате с надписью: «Ты можешь быть другим».

Мы имеем право быть самими собой, а другие другими. На этом принципе и основана терпимость. Если мы спокойно, без выплеска эмоций воспринимаем мнения, которые не соответствуют нашим убеждениям, значит, в нас хорошо проявлена терпимость как качество личности. А если мы еще с интересом и желанием понять воспринимаем чуждые нам взгляды, значит, мы явно дружим с терпимостью.

Любой человек колеблется между терпимостью и нетерпимостью. Терпимость – это нетерпимость с противоположным знаком. Проявляя терпимость, мы занимаем место в зрительном зале и наблюдаем за спектаклем под названием «Жизнь». Мы не придаем избыточной важности кому-то или чему-то в этом спектакле и поэтому не создаем избыточный энергетический потенциал, вызывающий равновесные силы для воспитательных уроков. Избыточный потенциал появляется, когда мы пытаемся реализовать свое внутреннее намерение – поднять свою важность. Расталкивая локтями соперников, интригуя и конфликтуя, мы пытаемся пробиться к месту под солнцем. Чужие убеждения и верования – растоптать и сжечь. Никакого нейтралитета и снисходительности к недостаткам других. На дыбу их! Только мы правы, а остальные люди – это ходячие энциклопедии заблуждений и предрассудков.

Если мы терпимы, нам чуждо такое поведение. Мы понимаем, что у нас нет монопольного права на обладание истиной. Человек – это винегрет их стереотипов, убеждений, верований, предрассудков, заблуждений и внушенных психологических установок. Повариха – жизнь сдобрила блюдо предубеждениями и приметами, и получилось то, что кричит: «Это мои убеждения! Они истинны». Пройдет какое-то время, и большинство из нас поймет, что сегодняшние убеждения – это всего лишь – вовремя необнаруженные заблуждения. Открытый и пытливый ум допускает, что его убеждения и установки в силу своей субъективности не могут быть истинными. Наша картинка мира – это всего лишь одна из нескольких миллиардов моделей мироустройства. Нам она нравится. С ней мы себя уютно чувствуем. Но вот по улице идет бабушка. Ей не менее восьмидесяти лет. У нее свое видение мира. С ним она дожила до таких преклонных лет. Значит, ее модель мира жизнеспособна, а вот нашему миропониманию еще нужно подтвердить способность к выживанию.

Терпимость к людям – это следствие нашей покладистости, миролюбия и понимания жизни. Терпимость – это интеграция в человечество. Как можно интегрироваться в человечество, если мы все такие разные? У нас разные интересы, убеждения и верования. Где найти то чудодейственное средство, которое способно устранить все эти преграды? Искать его нужно не извне, а внутри нас. Терпимость – это средство единения помимо убеждений. В терпимости отсутствует идеология. В ней преобладает человечное отношение людей друг к другу, невзирая на контрасты в убеждениях.

Камень преткновения для терпимости, ее антипод – невежество. То, что мы не знаем, для нас не существует. Если мы не знаем оперу, она для нас пустой звук. Увлеченный рассказ о прослушанной опере вызовет у нас зевоту. Если нам не свойственно проявлять терпимость к чужим увлечениям, мы поспешим удрать от непонятной темы разговора.

Проявлять терпимость – это не синоним подражания, бездумной поддержки чужого мнения и не призыв вседозволенности. Терпимость не терпит нетерпимости. В противном случае это говорило бы о неуверенности в себе, лицемерии и слабохарактерности. Мы просто принимаем другого человека таким, каков он есть и не пытаемся его менять. Если мы любим себя, значит, принимаем со всеми достоинствами и недостатками. В той мере, в какой мы принимаем себя, в такой же мере мы терпимо относимся к другим людям. «Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, — писал Ф. Ницше, — мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, — что, по сути, является самым непонятным достижением человека». Терпимость – это не синоним безразличия. Проявив терпимость, мы невольно обнажаем для окружающих свою широту взглядов, высокий уровень культуры, сердечность, чуткость и внимательность. В терпимости много великодушия. Иными словами, подлинное лицо терпимости – человечность, чуткость, максимум неравнодушия и доброты. Терпимость – это вексель другому человеку на право заблуждаться.

Понятие терпимости чем-то с родни тактичности. Если в тактичности определяющее значение имеет не обидеть другого человека, то качественная суть терпимости – это готовность принять другого человека таким, каков он есть без попыток его перевоспитания. Высший пилотаж терпимости – это не просто принятие другого, но и еще стремление обнаружить в нем достоинства. К таким людям относился русский писатель Максим Горький. Он в каждом человеке искал человека. Если не обнаруживал, поражался и снова упорно искал. Обнаружить залежи человека было для него истинным удовольствием. Человеческая руда для него была дороже золотой руды. Всю свою жизнь Горький был человекоискателем. Обнаружив в человеке достоинства, он акцентировал на них взгляд самого человека, пока тот с полным правом мог сказать словами Сатина: «Человек – это звучит гордо!»

Николай Стариков в книге «Сталин. Вспоминаем вместе» пишет о терпимости вождя: «Происходит вопиющее – маршал Голованов… опаздывает на совещание к Сталину. Прилетел в Москву с опозданием. Что случилось? Оказывается, летчик личного самолета Голованова по фамилии Вагапов отправился накануне на свадьбу к своему товарищу. Что произошло дальше, понятно – напился. Разыскали летчика Вагапова только утром. Другой самолет посылать не решились – экипаж ведь не знал аэродрома, где нужно было производить посадку.

Представьте себя на месте Голованова – опоздать на доклад к Сталину! Впервые за всю войну. При моем появлении Сталин, как обычно, посмотрел на часы, стоявшие в углу, вынул свои и, показав их мне, задал один-единственный вопрос: – Что случилось? Видимо, зная мою точность и пунктуальность во всех делах, он и сам был удивлен моим опозданием, считая, что произошло что-то необычное. Коротко доложил я ему о происшедшем, еще не зная, как он на это будет реагировать… Немного походив, Верховный спросил: – Что же вы думаете делать со своим шеф-пилотом? Такого вопроса, прямо сказать, я не ожидал. Доложил о принятом мной решении и уже отданных на сей счет указаниях. – А вы давно с ним летаете? – С Халхин-Гола, товарищ Сталин, – ответил я. – И часто он у вас проделывает подобные вещи? – В том-то и дело, товарищ Сталин, что за все годы совместной работы это – первый случай. Я никогда и мысли не допускал, что с ним может быть что-либо подобное. – Вы с ним уже говорили? – Нет, товарищ Сталин, не говорил. Какой же тут может быть разговор?! – А вы не поторопились со своим решением? Как-никак, не первую войну вместе… Высказанное Сталиным озадачило меня. Подумав немного, я ответил: – Это верно, товарищ Сталин, однако порядок есть порядок и никому не позволено его нарушать, да тем более, как это сделал Вагапов. Да и наказание-то ему невелико, учитывая его проступок. – Ну что же, вам виднее, – заключил Верховный и перешел к вопросам, по которым я был вызван.

Однако этим дело не кончилось, время от времени Сталин спрашивал, где находится сейчас Вагапов, который через несколько месяцев был возвращен все же на свою старую должность… Вот скажите, ну какое дело было Верховному главнокомандующему Сталину до летчика Вагапова? А ведь спрашивал, а ведь мягко так, ненавязчиво помог Голованову принять правильное решение. И ведь свои мемуары маршал Голованов издал уже при Брежневе, когда ему хвалить Сталина и сочинять небылицы не было никакого резона. Кстати, книга маршала при его жизни так и не вышла – было лишь опубликовано несколько глав в журнале. Почему? Потому что ему «где надо» стали указывать, что не мог Сталин так говорить. И говорили это человеку, который все слышал своими ушами! Тому, кто всю войну подчинялся лично Сталину и работал с ним рука об руку…»

11 Билет. Русский.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.

Слово «этикет» - французское, впервые было употреблено при дворе Людовика XIV, когда озадаченным гостям были выданы карточки (этикетки) с предписанием, как они должны себя вести при дворе высокочтимого короля.

Речевой этикет - широкая область стереотипов общения.

Функции речевого этикета:

1). помогает избежать конфликтных ситуаций. Говоря собеседнику «Извините», «Прошу прощения», мы снимаем возникшую напряженность в общении, если вдруг таковая имеет место.

2) показывает уровень близости собеседников. Например, приветствуя людей, к которым относимся с большим уважением, мы говорим: «Здравствуйте!», «Мое почтение!», «Рад вас приветствовать!». Между тем, хорошим друзьям и близким адресуем слова «Привет! Кого я вижу!».

3) устанавливает социальные рамки между людьми, разделяясь на официальный речевой этикет и неофициальный, с официальным этикетом соотносятся фразы «Разрешите вас поприветствовать!», «Добрый день!», «Здравствуйте!», с неофициальным «Здравствуй!» или «Здорово!».

Истоки речевого этикета лежат в древнейшем периоде истории языка. В архаическом социуме речевой этикет имеет ритуальную подоплеку. Слову придается особое значение, связанное с магическими и обрядовыми представлениями, взаимоотношениями человека и космических сил. Поэтому речевая деятельность человека может оказывать воздействие на людей, животных и окружающий мир; регламентация этой деятельности связана со стремлением вызвать те или иные события. Реликты этого состояния сохраняются в различных единицах речевого этикета; например, многие устойчивые формулы представляют собой ритуальные пожелания, некогда воспринимавшиеся как действенные: Здравствуйте (также Будьте здоровы ); Спасибо (от Спаси Бог ). Аналогично многие запреты на употребление слов и конструкций, которые в современном языке рассматриваются как бранные, восходят к архаическим запретам - табу.

На древнейшие представления накладываются поздние пласты. Сложна система речевого этикета в иерархических социумах, где правила речевого общения вписываются в общественную иерархию. Примером может служить двор абсолютного монарха (средневековый Восток, Европа на рубеже Нового времени). Этикетные нормы становились предметом обучения и кодификации и играли двоякую роль: позволяли говорящему выразить уважение к собеседнику и одновременно подчеркнуть изысканность своего собственного воспитания. Хорошо известна роль в формировании новой, европеизированной элиты, которую сыграли в Петровскую эпоху и последующие десятилетия пособия по этикету.

В речевом этикете практически всех народов можно выделить общие черты; устойчивые формулы приветствия и прощания, формы уважительного обращения к старшим. Однако реализуются эти черты в каждой культуре по-своему. Наиболее развернутая система требований существует в традиционных культурах. Осмысление речевого этикета его носителями проходит несколько стадий. Для замкнутой традиционной культуры характерна абсолютизация этикетных требований к поведению. Носитель другого речевого этикета воспринимается здесь как плохо воспитанный или безнравственный человек. В более открытых социумах развито представление о различии речевого этикета у разных народов.

В современной городской культуре индустриального и постиндустриального общества место речевого этикета коренным образом переосмысляется. Подвергаются трансформации традиционные основы явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии. Речевой этикет теперь рассматривается в прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортабельный климат для общения.

Речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения иностранным языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения. Особенно важно иметь представление о расхождениях в национальных речевых этикетах. В каждом языке существует своя, формировавшаяся веками система обращений. При буквальном переводе смысл этих обращений искажается; так, английское Dear используется в официальных обращениях, а соответствующее ему русское Дорогой употребляется в неформальных ситуациях. Или другой пример - во многих культурах Запада на вопрос Как дела ? следует отвечать: Хорошо . Ответ Плохо или Не очень считается неприличным: собеседнику не следует навязывать свои проблемы. В России на тот же вопрос принято отвечать нейтрально, скорее с негативным оттенком: Ничего ; Помаленьку . Различия в речевых этикетах и вообще в системах правил речевого поведения относятся к компетенции особой дисциплины - лингвострановедения.

Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность - умение предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость - спокойное отношение к возможным расхождениям во мнениях, избежание резкой критики взглядов собеседника.

Выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Обращение - самый массовый и самый яркий этикетный признак.

В русском языке личных местоимений немного, но их вес в речевом этикете достаточно велик. Особенно важен выбор между Ты и Вы. Вы вместо Ты в обращении к одному у нас появилось в XVIII веке, закрепилось среди образованных дворян. До этого Ты само по себе этикетного содержания не имело. Но в сравнении с Вы оно приобрело значение близости, а в общении людей не близких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам.

Личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и называниями собеседника, с ощущением того, что «прилично» и «неприлично». Например, когда человек поправляет собеседника: «Говорите мне «вы», «Не тычьте, пожалуйста», он выражает недовольство по поводу направленного к нему «неуважительного» местоимения. Обычно «ты» применяется при обращении к близкому человеку, в неофициальной обстановке и когда обращение грубовато-фамильярное; «вы» - в вежливом обращении, в официальной обстановке, в обращении к незнакомому, малознакомому.

В русском языке не принято называть присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он (она). Русский речевой этикет предусматривает называние третьего лица, присутствующего при разговоре, по имени (и отчеству), если уж приходится при нем и за него говорить. Я и Ты, Мы и Вы - это включающие местоимения, которые выделяют собеседников из всех остальных, а Он, Она, Они - местоимения исключающие, указывающие не на того, с кем в данное время общаются, а на нечто третье. Между тем этикет многих стран не запрещает такого речевого действия - «исключения» присутствующего.

Речевой этикет со временем претерпевает свои изменения. Некоторые выражения и фразы речевого этикета, принятые во времена Пушкина, безвозвратно канули в лету. Например, выражения «Покорнейше благодарю», «Нижайше кланяюсь», «Благодарствую», «Ваш покорный слуга». В наше время они звучат странно и нелепо, а Александр Сергеевич очень любил подписывать свои письма последней фразой из этого списка.

Некоторые общепринятые в нашем обществе формулы речевого этикета.

При необходимости познакомиться с совершенно незнакомым человеком принято говорить «Разрешите познакомиться» , «Позвольте познакомиться», «Будем знакомы». Приветствия, подчеркивающие радость встречи: «Рад вас видеть!», «Добро пожаловать!», «Рад приветствовать!». Слова соболезнования: «Я вам искренне сочувствую», «Приношу свои глубокие соболезнования», «Разделяю ваше горе». Поздравляем словами: «Разрешите поздравить», «Примите искренние поздравления», «Сердечно поздравляю».

В одних языках есть только не обязательные этикетные средства, а в других языках - и обязательные. Почти все глаголы японского языка могут иметь вежливое по отношению к адресату речи форму и форму фамильярную.

О чем бы мы не говорили по-японски (пусть даже не об адресате речи!), приходится выбирать либо вежливую, либо фамильярную форму глагола, т.е., хотим мы этого или не хотим, - показывать свое отношению к адресату. А вот в русском языке нет грамматических предписаний, когда и каким именно способом непременно должно быть выражено этикетное содержание. Значит, этикетные средства русского языка факультативны.

Способов передавать в речи этикетные значения - много. Каждый раз, когда мы выбираем, что сказать и как сказать, мы обязательно учитываем то, с кем и в какой обстановке говорим. Поэтому речи, не имеющие никакого отношения к этикету, не бывает.

В речевом этикете большое значение имеет язык жестов. У каждой нации существует своя специфика жеста:

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Не зная национальных особенностей жестов, можно попасть в неловкое положение. Например, в Болгарии жестовые знаки "да" и "нет" противоположны общеевропейской форме.

Что должен думать японец, если европеец, вступая в деловую беседу, не пожимает ему руку? Он может считать, что собеседник уважает его национальные обычаи - в Японии не принято здороваться за руку.

Даже сходные жесты могут в разных национальных культурах применяться по-разному. Например, в Венгрии мужчина при приветствии всегда приподнимает шляпу, а в нашей стране это делать не обязательно и свойственно людям старшего поколения.

В Японии в разговорах люди всячески избегают слов "нет", "не могу", "не знаю", словно это какие-то ругательства. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо "нет, спасибо" употребляет "мне уже и так прекрасно".

Если токийский знакомый говорит: "Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой", - то не следует думать, что он поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произносить слова "нет".

Вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится по - разному в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким образом, какие между общающимися отношения. Речь колеблется в такт человеческим отношениям - это и есть этикетная модуляция речи.

ТЕРПИМОСТЬ - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении др. людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. зр. без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. Возникновение проблемы Т. связано с вопросом о свободе личности в условиях раскола об-ва на классы, национальные и религиозные группы, интересы и представления к-рых постоянно сталкиваются между собой в конфликтах, требующих разрешения. Крайняя трудность разрешения противоречий между различными социальными группами и отдельными лицами в условиях антагонистического об-ва обусловила и сложность данной проблемы в нравственности предшествующих эпох. Требование всеобщей Т. было призвано как-то «компенсировать» и смягчить непримиримые социальные противоречия. Примером может служить христианское понимание Т., к-рое подразумевало всепрощение, непротивление злу насилием, людей с существующей в об-ве несправедливостью. Абстрактный и безусловный характер данного требования означал, с одной стороны, его практическую неприменимость к повседневной жизни, а с др. стороны, использование его в целях подавления социального протеста в массах, воспитания их в духе покорности. В коммунистической нравственности Т. получает исторически конкретное и практически рациональное толкование. Т. здесь касается лишь способов и методов разрешения социальных конфликтов и идейных разногласий, но отнюдь не вопроса о верности определенным принципам. Напр., Т. в идейной борьбе с противниками должна проявляться в готовности рассматривать все их аргументы и убедительно, путем доказательства отстаивать свою позицию, но ни в коем случае не в идейных компромиссах и примирении с враждебными взглядами. В воспитательной работе с массами Т. Коммунистической партии проявляется в том, что она отдает предпочтение убеждению перед принуждением (Убеждение и принуждение), разъяснительной работе перед администрированием и правовым воздействием. Однако соотношение того и др. метода воздействия должно определяться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Словарь по этике. - М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ТЕРПИМОСТЬ" в других словарях:

    Терпимость - Терпимость ♦ Tolérance Проявлять терпимость – значит позволять другим делать что то, чему ты мог бы помешать, и оставлять безнаказанным то, за что мог бы наказать. Терпимость – не одобрение и даже не нейтралитет. Если я отношусь к чему либо… … Философский словарь Спонвиля

    ТЕРПИМОСТЬ - ТЕРПИМОСТЬ, терпимости, мн. нет, жен. (книжн.). 1. отвлеч. сущ. к терпимый во 2 знач. Терпимость этого поступка сомнительна. 2. Свойство, умение терпимо относиться к чему нибудь, терпеть что нибудь. Религиозная терпимость. Терпимость к чужим… … Толковый словарь Ушакова

    терпимость - См. терпение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. терпимость потворство, терпение; приемлемость, удовлетворительность, потакание, сносность, веротерпимость,… … Словарь синонимов

    ТЕРПИМОСТЬ - (toleration) Готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной… … Политология. Словарь.

    терпимость - ТЕРПИМЫЙ, ая, ое; им. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ТЕРПИМОСТЬ - – см. Толерантность. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

    Терпимость - В данной статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия Толковый словарь русских существительных

    терпимость - , толерантность Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология


Наконец добралась до очередной статьи. Итак, сегодня мы говорим о терпимости.

Терпимость. Смирись с несовершенством других.

Те, кто стоят и ждут, тоже служат…

Джон Мильтон

Мы на Западе не привыкли к терпимости. Когда руководитель дает нам задание, мы обычно спрашиваем: «К какому сроку нужно сделать работу?». Ответ всегда одинаков: «Всё нужно было сделать еще вчера. Смысл его совершенно ясен - не следует тратить время попусту. Нужно сделать всё и сделать быстро. Очень часто мы проявляем нетерпение в отношении техники, машин и имущества (включение компьютера, езда на автомобиле, покупка новой одежды).

В личной жизни мы постоянно ожидаем мгновенного вознаграждения. Терпимость является одной из семи основных черт характера любящего человека. Только сознательное решение любить позволит нам сделать наш мир более терпимым.



Терпимость - это умение позволит человеку быть несовершенным.

В разных отношениях терпимость проявляется по-разному. Но проявление терпимости в одной сфере нашей жизни помогает нам быть терпимыми в других .

Рассмотрим два ключевых фактора, способствующих обретению терпимости и успешному ее применению в повседневной жизни.

СЛОВА НАДЕЖДЫ.

Терпимость проявляется в том, что окружающих мы воспринимаем также, как хотели бы быть воспринимаемы сами. Люди - не машины, от которых вполне естественно ожидать совершенных результатов работы. В горячке повседневных взаимоотношений мы забываем о том, что все люди обладают разными эмоциями, желаниями, идеями и восприятием реальности. Каждый человек способен делать выбор. Быть терпимым - значит любить человека даже тогда, когда ты не согласен с его выбором.

Не всем близки наши приоритеты. Мы должны понять, что в любых отношениях всегда присутствует человеческий фактор. Этот фактор нужно учитывать, когда мы предъявляем какие-то требования к другим людям. В противном случае мы останемся людьми нетерпимыми и станем проявлять свою нетерпимость таким образом, который никак не способствует укреплению отношений между людьми.

Все мы постоянно меняемся - порой к лучшему, иногда к худшему. Если осознать этот процесс, то можно стать более терпимым к родственникам, коллегам и друзьям, даже если в данный момент они поступают не так, как нам хотелось бы. Если мы будем уважать их выбор, то с большей вероятностью сможем оказать на них положительное влияние. Мы не должны контролировать других людей. Можно лишь влиять друг на друга. Терпимость создает атмосферу, в которой позитивное влияние возможно.

ОСОЗНАЙ СИЛУ ТЕРПИМОСТИ

Подобно любой другой черте характера любящего человека, терпимость меняет людей. Вспомните басню Эзопа «Северный ветер и солнце». Эту древнюю басню вполне можно отнести к человеческим отношениям. Резкие, жестокие слова только портят связь с другими людьми и подталкивают нас к совершению не подобающих любящему человеку поступков.

Проявляя нетерпимость, выходя из себя и высказывая несправедливые обвинения в адрес своей жены Кэролайн, я становлюсь ей врагом, а не другом. Реакция Кэролайн совершенно естественна: она или борется с врагом, или бежит от него. В результате нашей ссоры никто не выигрывает, оба страдают из-за того, что отдаляются друг от друга - совершенно не те отношения, которые должны существовать между супругами. В любом случае мы теряем потенциал позитивного взаимовлияния. А вот когда я проявляю терпимость, сдерживаюсь и выражаю свое беспокойство ровно, мирно, как подобает любящему супругу, мне удается сохранить наши отношения добрыми и оказать позитивное влияние на жену.

Конечно, гораздо проще проявлять терпимость к тем, кто терпим по отношению к нам. Но, уклоняясь от общения с нетерпимым человеком, мы теряем возможность осознать силу терпимости. В сложных ситуациях мы понимаем, что терпимость способна изменить человека, но для этого нужно любить его по-настоящему.

Когда кто-то ведет себя с вами нетерпимо, используйте эту возможность, чтобы проявить терпимость.

ТЕРПИМОСТЬ В ДЕЙСТВИИ

Терпимость - это вовсе не бездействие. Я знал людей, которые с каменными лицами могли выслушивать крики и оскорбления, а потом, не сказав ни слова, встать и выйти из комнаты. Это не терпение, а обычное бездействие. Это эгоцентризм. Человек с каменным лицом не хочет войти в положение собеседника.

Терпимость - это внимание и забота о другом человеке. Это готовность сочувственно выслушать, понять, что происходит в душе собеседника. Такой процесс требует времени и сам по себе является проявлением любви. Терпимость - это умение сохранять спокойствие, когда человек говорит тебе неприятные вещи. Терпимость говорит: «Я внимателен к тебе, что бы ты ни говорил и что бы ты ни делал. Я останусь и выслушаю вместо того, чтобы уйти и бросить тебя».

Терпимость - это готовность принять холодное отношение или чрезмерно эмоциональную реакцию другого человека ради того, чтобы выяснить реальную причину его недовольства. Терпимость - это умение продолжать слушать даже тогда, когда слова собеседника ранят или обижают тебя. Нужно показать, что ты понимаешь чувства собеседника и внимательно слушаешь.

Когда человек злится, выслушайте его внимательно. Только тогда вы сможете понять причины его раздражения.

Все мы попадали в ситуации, когда мы сами или кто-то другой создавал невероятную напряженность, проявляя нетерпимость и не умея контролировать собственную речь. Гнев сам по себе имеет право на существование. Время о времени мы злимся по одной просто причине: никто из нас не совершенен! Человеку свойственны чувства боли, гнева, разочарования и подавленности. В этих эмоциях нет ничего плохого. Самое главное то, как мы на них реагируем. Наши жесткие, грубые, резкие слова лишь ухудшают ситуацию. Когда же мы проявляем терпимость, то получаем время на то, чтобы разобраться в собственных чувствах.

Терпимость - это вовсе не обязанность во всём «соглашаться» с собеседником, чтобы избежать ссоры. Терпимость - это умение вести диалог, который позволит понять мысли, чувства и поведение другого человека. Возможно, это поведение нам не нравится. Но, разобравшись, что происходит в душе и разуме собеседника, мы сможем реагировать на его поступки более конструктивно. Научившись выслушивать прежде, чем говорить, мы найдем нужные, целительные слова.

Бывают ситуации, когда вам кажется, что ваш гнев вполне обоснован. Но даже в этом случае у вас остается выбор. Если проявить нетерпимость, то легко обрушиться на человека с обвинениями. Но он наверняка начнет отругиваться, вы поссоритесь и испортите себе вечер. А если выразить свой гнев иначе, честно сказав о своих чувствах, но при этом терпимо отнестись к несовершенству другого и суметь найти позитивные слова, то это спасет ситуацию.

Жесткие слова всегда создают напряженность. Терпимость призывает нас всегда руководствоваться любовью.

Во многих отношениях мы ценим время даже больше, чем деньги. Идея терпимости идет вразрез с заполненным до предела рабочим графиком. Что если терпимость превратиться в лень или приведет к срыву сроков? У нас с трудом хватает времени на все дела, а что произойдет, если взаимодействие с людьми станет протекать медленнее, чем сейчас? Но «терпение» не означает «медлительность» или «неэффекивность». Как же совместить терпимость и необходимость выполнить работу в срок?

Эмоции, конфликты и человеческие потребности редко бывают организованы, и ожидать этого не следует. Но очень важно научиться обрабатывать их позитивным образом. Проявляя терпимость мы подчеркиваем, что человеческие отношения гораздо важнее расписаний и графиков. Удивительно то, что стоит поставить отношения во главу угла дома и на работе, как производительность и качество труда резко возрастают.

В отношениях с людьми никогда нельзя торопиться. Это не означает, что мы должны откладывать срочную работу ради того, чтобы поговорить. Просто мы осознанно должны в своих поступках и словах ставить людей выше результатов. Успех - это не только достижения, но и отношения. Каждый раз, проявляя терпимость в отношениях с человеком, не поддаваясь гневу или раздражению, мы лучше понимаем ценность нашего собеседника.

Терпимость - самый мудрый и эффективный выбор, какой только можно сделать.

Любя сознательно, мы осознаем ненужность спешки и можем притормозить. В такие моменты мы вспоминаем о дорогих для нас человеческих отношениях. Вложения в человеческие отношения в перспективе принесут успех не только нашему супругу, коллеге, ребенку, но и нам.

Воспитывая в себе терпимость, мы повышаем свои шансы на успех и достижения. Приняв решение любить мир и людей по-настоящему, мы можем сосредоточиться на самом важном на данный момент, а в случае необходимости терпеливо ждать.

БУДЬ ТЕРПЕЛИВЫМ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМОМУ СЕБЕ

Учась быть терпеливыми по отношению к окружающим, мы не должны забывать о терпении по отношению к самим себе. Мы тоже меняемся, даже если речь идет всего лишь о выработке привычки терпимости. Большинство из нас постоянно испытывает стресс, а в подобных условиях мы как никогда склонны к нетерпимости. Мы становимся перфекционистами: хотим всё делать правильно и вовремя. А испытывая неудачу, злимся и начинаем мысленно себя ругать: «Не могу поверить, что я сделал! Как я мог быть таким идиотом? Почему я не потратил на это больше времени? Я был так глуп». Подобный внутренний монолог не способствует нашему развитию. Напротив, он лишает нас веры в собственные силы.

Если мы хотим по-настоящему любить других людей, то должны быть терпимы по отношению к себе.

Если мы нетерпеливы по отношению к окружающим, то, скорее всего, нетерпимы и по отношению к самим себе. Мы предъявляем другим людям такие же высокие требования, как и себе. Очень часто эти требования абсолютно нереалистичны.

Что же делать в такой ситуации? Не думайте, что нужно обязательно снизить критерии самооценки. Нужно просто скоординировать процесс своего развития. Если вы не удовлетворены своей работой, постарайтесь найти в ней хорошие стороны и спросите себя: «Чему я могу научиться из эого опыта?» Проявляя терпимость, мы проявляем уважение к самим себе и к окружающим. Мы понимаем, что каждая неудача может быть шагом на пути к успеху.

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ТЕРПИМОСТИ

Будучи эгоцентричными созданиями, люди обычно говорят и делают то, что кажется наилучшим именно для них. Инстинкт самосохранения заставляет нас мгновенно реагировать на человека, который причиняет нам боль. Но каждый раз, проявляя нетерпимость в отношениях с окружающими, мы лишаем себя возможности проявит любовь.

Терпимость отличает оставленное нами доброе наследие от наследия дурного.

Очень часто путь к терпению начинается с признания прошлых неудач. Я обнаружил, что, когда я извиняюсь перед окружающими за свою нетерпимость, они всегда готовы простить меня.

Разобравшись с грузом прошлого, мы можем разрушить прошлые стандарты нетерпимости и заменить их стандартами терпимости и любви. Единственный способ избавиться от прежних стандартов - это выявить их. Спросите себя: «Как я чаще всего реагирую, когда рассержен или разочарован кем-либо?»

Библия дает два хороших совета:

«Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору» (Прит.30:32,33)

Найди способ избавиться от прежних стандартов, сформированных годами . Осознав, что говоришь нечто такое, чего не следовало бы, остановись. Это можно делать даже буквально, прикрывая рот рукой в подобных ситуациях. Некоторые люди считают до ста, другие совершают долгую прогулку, прежде чем отреагировать на ситуацию, или просто на несколько минут выходят из комнаты.

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Прит.15:1)

Замени негативное поведение позитивным . Даже в раздраженном состоянии нужно говорить тихо и спокойно. Спокойная речь не пробуждает гнева в собеседнике. Тихий голос заставляет людей прислушиваться.

Следующий шаг - это осознание, что нетерпимость не способствует изменению ситуации , причем она не только тщетна, но и разрушительна.

Последний шаг к обретению терпимости - это умение сконцентрироваться на решении , а не на проблеме. Терпимость сосредотачивается на проблеме, а не на человеке, т.е. на решении проблем, а не на конфликте с самим человеком.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары