Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Типология обществ в социологии. Типология обществ

Общество: понятие, признаки.

Общество - это определённая группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество - это динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость.

Сферы общественной жизни.

Экономическая сфера : материальное производство и взаимоотношения между людьми, которые возникают в процессе производства материальных благ, обмена (на рынках (биржевых)), распределения.

Социальная сфера : слои населения, классы, нации, народы, взятые в их взаимоотношениях и взаимодействиях друг к другу.

Политическая сфера : она включает в себя политику, государства, право, их соотношение и функционирование.

Духовная сфера : формы и уровни общественного сознания (мораль, мировоззрение, религия, образование, наука, искусство-всё то, что человечество создало и называется духовной культурой.)

Все общества, сформированные на протяжении тысячелетий, могут относиться к следующим типам общества:

  1. Общество первобытных охотников и собирателей.
  2. Обычное (аграрное) – традиционное общество.
  3. Индустриальное общество.
  4. Постиндустриальное общество.

Виды обществ:

  1. Первобытное общество.
  2. Рабовладельческое общество.
  3. Феодальное общество.
  4. Капиталистическое общество.
  5. Социалистическое общество - переходное.
  6. Коммунистическое.

Типология общества.

Общество как сложное образование весьма многообразно в своих конкретных проявлениях. Современные общества различаются по языку общения (например, англоязычные страны, испаноговорящие и т.п.), по культуре (общества античной, средневековой, арабской и т.п. культур), географическому положению (северные, южные, азиатские и др. страны), политическому строю (страны демократического правления, страны с диктаторскими режимами и т.д.). Общества различаются также по уровню стабильности, степени социальной интеграции, возможности для самореализации личности, по уровню образования населения и т.п.

Универсальные классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Одним из основных направлений в типологии общества является выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных обществ (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

Наиболее устойчивой в современной социологии является типология, основанная на выделении эгалитарного и стратифицированного обществ, традиционного, индустриального и постиндустриального. К эгалитарному относится традиционное общество.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим является семья, община

Стратифицированное общество представляют индустриальное и постиндустриальное общества.

Термин «индустриальное общество» был введен еще О.Контом. Основу данного общества составляет производство, развитие промышленности, которые базируются на научной организации труда. Промышленное производство предполагает концентрацию рабочих в местах работы, что приводит к образованию рабочей массы, которая вступает в конфликт с нанимателями

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян; 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное). Современное общество характеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению (14); 2) высоким уровнем социальной мобильности (4.4); 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6) отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права.

Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Последнее, по его мнению, характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами; 2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным взрывом" (резким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям) (16.1).

Оригинальную историческую типологию обществ, основанную на господствующем виде производящей деятельности, предложили Г. Ленски и Дж. Ленски. Они выделили общества, живущие: 1) охотой и собирательством; 2) огороднические; 3) аграрные; 4) промышленные.

Немецкий социолог Ф. Тённис противопоставлял современное и традиционное общества в зависимости от выраженного в них типа воли. Традиционное общество (гемайншафт – община) характеризуется естественной (инстинктивной) волей, направляющей поведение людей как бы сзади (например, материнская любовь), в нем господствуют инстинкты, чувства, органические отношения. Напротив, современное общество (гезельшафт) основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения. В ходе истории, по мнению Ф. Тённиса, первый тип общества все более уступает место обществу второго типа.

Наиболее известными классификациями являются деление общества на:

I. Традиционное и индустриальное (современное)

А) Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными социальными структурами и основанное на традиционном способе социокультурной регуляции (традиции, религии).

Б) Индустриальное общество (предложено Сен–Симоном) характеризуется развитием производства, отличается гибкостью социальных структур (высокой мобильностью, развитой системой коммуникаций. Социальная интеграция, обеспечивается не на основе жесткого контроля за индивидами, а созданием механизмов, позволяющих разумно сочетать свободы и интересы индивида, с общими принципами, регулирующим совместную деятельность.

II. Открытое и закрытое общество (К. Поппер)

Классификация основана на различиях в традиционном и индустриальном обществах:

Соотношения в них социального контроля и индивида свободы.

Закрытое общество – магическое, племенное, коллективное.

Открытое общество – индивиды вынуждены принимать личные решения.

Ш. Постиндустриальное (А. Турен, Д. Белл)

а) Возрастающая роль знания и информации, связанные с развитием интеллектуальных технологий.

б) В экономике приоритеты смещаются из сферы индустрии в сферу услуг, напрямую связанную с производством: торговля, транспорт, финансы, наука, образование и пр.

в) Изменением социальной структуры общества – увеличивается численность групп, занятых интеллектуальным трудом.

г) Изменение социокультурных потребностей индивидов и групп.

IV. Отличия в производственных отношениях (К. Маркс) предполагает существование обществ:

а) с примитивно – присваивающим способом производства

б) с азиатским способом производства (наличие особого рода коллективной собственности на землю)

в) рабовладельческие общества (специфические черты: собственность на людей, использование труда рабов.

г) феодальные общества с производством, основанные на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян.

д) общества буржуазные (отличаются переходом и экономической зависимости формально – свободных работников наемного труда).

е) Общества коммунистические (устанавливаются: равные отношения всех к собственности на средства производства, путем ликвидации частнособственнических отношений.

V. Типологии на основе систем политических отношений

Аристотель: монархии, тирании, аристократии, олигархии и демократии.

Сегодня эти типологии дополняются:

С учетом взаимоотношений государства и гражданского общества выделяют:

1) Тоталитарные, в которых государство определяет все направления социальной жизни.

2) демократические, в которых население (общество) может влиять на государственные структуры.

Первую типологию обществ предложили Платон и Аристотель . Согласно их воззрениям всœе общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, олигархии, демократии. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные, демократические и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В рамках марксизма выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество, характеризуется примитивным способом производства;

2) азиатское общество, отличающееся особым видом собственности на землю;

3) рабовладельческое общество;

4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников;

6) коммунистическое общество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает в результате установления равного отношения всœех к собственности на средства производства.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество - ϶ᴛᴏ общество с аграрным укладом, социокультурной регуляцией, основанной на традиции. Термин ʼʼиндустриальное общество ʼʼ впервые ввел А. Сен-Симон (1760–1825 гᴦ.) . Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера .

Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделœения труда;

2) механизация производства и управления;

3) массовое производство товаров;

4) высокая развитость средств коммуникации;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гᴦ. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества . Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас .

Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

1) глобальный характер информации;

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

4) расширение демократии, децентрализация общества.

Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней.

Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход . В корне цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории характерно выделœение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.

Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определœенного мировоззрения, образом жизни населœения и моралью народа.

Типологии обществ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типологии обществ" 2017, 2018.

  • - Типологии обществ

    В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и... .


  • - В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

    СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮПОДСИСТЕМЫ Экономическая подсистема: Производственно-распределительные связи и отношения, связанные с разделением труда и распределением людей по социально-профессиональным ячейкам, внутри и между которыми устанавливаются... .


  • - Типологии общества современной социологии

    Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В наши дни наиболее популярна типология, которая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. ... [читать подробнее] .


  • - Типологии обществ

    В современной социологии для анализа социальных систем и их типологии широко используется социокультурный подход. Он представляет общество как множество индивидов, в основе отношений которых лежит совокупность культурных норм и ценностей, определяющих формы и... .


  • Общества отличаются одно от другого по различным параметрам. Однако в них имеются и одинаковые признаки, по которым строится типология обществ.

    Для того чтобы классифицировать их, нужно сначала выбрать основание для типологизации. Таким основанием для типологии обществ может служить форма государственной власти, политические отношения. Ученые Древней Греции, например, различали монархию, тиранию, аристократию, олигархию, демократию. Современные исследователи выделяют тоталитарные и демократические государства. В первом случае все направления общественной жизни определяет государство, во втором - народ может воздействовать на государственные институты.

    Марксистская типология обществ брала за основу различия в типах существующих при разных общественно-экономических устройствах, и выделяла первобытно-общинные общества; рабовладельческие общества; феодально-крепостнические; коммунистические общества с первой фазой - социалистической.

    Классификации существуют самые разнообразные, однако, наиболее распространённой в считается такая типология обществ, которая берёт за основу традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

    (простое, аграрное) — это с малоподвижными социальными структурами, в котором способ общественной регуляции основан на традициях. Традиционныйтипобществастрого контролирует поведение индивидов посредством соблюдения обычаев и норм ортодоксального поведения, устоявшихся где наиболее важными являются семья, община. Любые попытки социальных преобразований отвергаются. Такое общество характеризуется низкими темпами развития.

    Индустриальное общество — это такой тип организации общественного устройства, который совмещает свободу и интересы личности с общественными принципами, которые регулируют совместную деятельность людей. Оно характеризуется гибкостью социальных структур, социальной мобильностью, развитой системой коммуникаций.

    Во второй половине ХХ века начинают появляться различные теории постиндустриального (информационного) общества (А. Турен, Д. Белл, Эти концепции были вызваны значительными изменениями в социально-экономической и культурной жизни развитых стран. Главными в обществе становятся знания и информация, компьютерные технологии. Люди, которые получили соответствующее образование, имеющие доступ к новой информации, получают преимущество при продвижении по социальной лестнице. Цель человека в таком постиндустриальном обществе - творческая деятельность.

    Отрицательная сторона информационного общества проявляется в том, что существует некоторая опасность усиления контроля государства за людьми, благодаря их доступу к электронным средствам массовой коммуникации.

    Основные чертыпостиндустриальногообщества:

    Переход от товарной экономики к сфере услуг;

    Доминирование профессионально образованных технических специалистов;

    Преимущественная роль принадлежит теоретическим знаниям как источнику открытий и политических решений;

    Осуществление контроля над технологиями;

    Возрастающая возможность принятия решений на базе интеллектуальных информационных технологий.

    Последняя отличительная черта вызвана к жизни возрастающими потребностями нового информационного общества. Основу социального развития в таком обществе представляют не традиционные материальные ресурсы, а информационные, интеллектуальные: научные факторы, знания, интеллектуальный потенциал людей, их творчество, инициатива. Всё вышеизложенное может рассматриваться как различная типология обществ.

    Существуют различные типологии обществ.

    Согласно одной из них общества делятся на два типа - простые и сложные. Критериями для такого деления являются число уровней управления и степень социального расслоения.

    В простых обществах разделение на руководителей и подчинённых, богатых и бедных носило ограниченный и нестабильный характер. Таковы были первобытные племена.

    В сложных обществах имеется несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения, различающихся уровнем дохода. Возникшее стихийно социальное неравенство со временем было закреплено юридически и политически. Сложные общества многочисленны - от сотен тысяч до сотен миллионов человек.

    В середине XIX века К. Маркс предложил типологию обществ на основе двух критериев - способа производства и формы собственности. Эти два признака составляют формацию. Человечество, по К. Марксу, прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а пятая - коммунистическая должна наступить в будущем.

    Сильной стороной этого подхода являлось признание необратимости социальных изменений, а слабыми были европоцентризм и экономический детерминизм, проявившийся в абсолютизации материально-технических факторов развития общества.

    Согласно цивилизационному подходу общества рассматриваются как совокупности различных социокультурных образований. Этот подход был вызван негативной реакцией на унификацию истории по европейским стандартам и стремлением понять своеобразие локальных и региональных обществ.

    Такие мыслители, как Н. Данилевский, О. Шпенглер, Дж. Тойнби, Л. Гумилев и др. отказались от понимания истории как единого линейного процесса. С их точки зрения человечество представляет собой самодостаточные социокультурные образования, не имеющие единого кода развития.

    Наиболее универсальная типология обществ предложена американским учёным Д. Беллом в книге «Пришествие постиндустриального общества» (1973). Автор подразделил всемирную историю на три стадии - доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. В доиндустриальном обществе главная цель - власть, в индустриальном - деньги, в постиндустриальном - знания. В доиндустриальном обществе господствуют священники, в индустриальном - бизнесмены, в постиндустриальном - учёные и менеджеры. Переход от одной стадии к другой связан со сменой технологии, формы собственности, социальных институтов, культуры, образа жизни и социальной структуры.

    К возникновению индустриального общества привели два глобальных процесса: индустриализация - создание крупного машинного производства и урбанизация - переселение людей в города и распространение городских ценностей на все слои населения. Индустриальное общество сформировалось в XVIII веке.

    Постиндустриальное общество начало складываться во второй половине XX века под воздействием растущего спроса на специалистов, занимающихся производством информации и новейших технологий. Эти специалисты (учёные, инженеры, экономисты, программисты) превращаются в ведущую социальную силу, заменяя в этом качестве промышленников и предпринимателей индустриального общества.

    К типологии обществ, разработанной Д. Беллом, концептуально близка схема американского учёного О. Тоффлера, изложенная в работе «Третья волна» (1980). Под обществом «третьей волны» он понимает информационное общество, в котором основным видом собственности является информация; в обществах же первой и второй волны основными видами собственности были земля и средства производства. Переход к информационной собственности представляет собой революцию, поскольку она нематериальна и не знает границ.

    Социальную основу информационного общества О. Тоффлер видит в «когнитариате» (от англ, cognition - познание, познавательная способность), т.е. социальной группе, использующей знания, а не мускулы, как в случае с крестьянством и рабочим классом.

    С этих позиций О. Тоффлер в книге «Сдвиг власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века» (1990) проводит мысль об изменении природы власти под влиянием знаний, информации и новых технологий. В постиндустриальном обществе, по его мнению, власть во всё большей степени определяется не богатством, как это было прежде, а знаниями. Если богатство принадлежало небольшому числу людей, то знание может принадлежать всем. Представляется, что такой подход отражает весьма важную тенденцию мирового развития.

    В книге О. и X. Тоффлеров «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006) нарастание текущих и долгосрочных проблем связывается с переходом от «второй» к «третьей волне». Авторами отмечается системный кризис американского общества и его институтов, сформировавшихся в эпоху «второй волны», - семьи, массового образования, здравоохранения, предпринимательской этики и др. Поп- культура, вызывающая раздражение во многих странах, полагают авторы, также представляет собой продукт «второй волны».

    Несмотря на тревогу по поводу новых явлений и тенденций, наблюдаемых сегодня в мире, футурологи придерживаются в целом оптимистической точки зрения на настоящее и будущее человечества. Они возлагают надежду на тренды «третьей волны» и происходящие под их воздействием качественные изменения.

    Вышеизложенное позволяет утверждать, что работы Д. Белла, О. Тоффлера и других приверженцев постиндустриальных концепций опираются на социологический подход М. Вебера, для которого осевым принципом был принцип рациональности.

    Для движения к постиндустриальному (информационному) обществу характерны:

    • - рост сферы услуг за счёт сферы материального производства;
    • - доминирование информации во всех сферах жизни;
    • - увеличение численности занятых в информационной индустрии;
    • - повышение уровня образования и квалификации граждан;
    • - демократизация общественной жизни, стимулирующая переход к демократии в глобальном масштабе;
    • - формирование единого информационного пространства и углубление интеграции стран и народов.

    Глобализация заметно увеличивает разрыв между государствами, вступившими в эру постиндустриатизма, и странами третьего мира. В последних отмечается рост бедности, нищеты и, как следствие, протестного сознания. Подобный фон служит питательной средой для различных форм антисоциального, маргинального поведения, включая экстремизм и терроризм.

    В социологии переход от доиндустриального общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному описывают с помощью термина «модернизация». Он предполагает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни, охватывающее все сферы общества.

    Различают два типа модернизации - органическую и неорганическую. Первая подготавливается всем ходом предшествующей эволюции страны. Обычно она начинается с изменений в культуре и общественном сознании. Вторая является ответом на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемого с целью преодолеть отсталость и избежать иностранной зависимости. В России именно такую цель преследовали петровские реформы, индустриализация 30-х годов XX века.

    Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования зарубежных технологий, приглашения специалистов, обучения собственных граждан за рубежом, получения инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах.

    Часто модернизация сочетает черты обоих типов с преобладанием элементов одного из них. В этой связи достаточно сложным и спорным является вопрос о том, к какому типу модернизации могут быть отнесены нынешние реформы в России и СНГ.

    © 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары