Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Финансирование музея является примером связи экономической и духовной сфер жизни. Источники финансирования деятельности русского музея и способы увеличения бюджета

Прочитаем информацию.

Ученые-обществоведы отмечают, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Рассмотрим примеры.

Сферы общества

Пример взаимосвязи

Экономическая и политическая

1.Проведение реформ по снижению налогов способствует облегчению деятельности предпринимателей.

2.В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы.

3.На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени.

4.В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития.

5. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения.

Социальная и политическая

Представители так называемых «средних слоев» - квалифицированные специалисты, работники информационной сферы (программисты, инженеры), представители малого и среднего бизнеса участвуют в формировании ведущих политических партий и движений.

Экономическая и социальная

Высокий урожай зерновых, усиление конкуренции привели к снижению цен на этот продукт. Вслед за этим снизились цены на мясо и другие продукты. Это позволило большим социальным группам малообеспеченных граждан - пенсионерам, большим семьям с одним кормильцем – существенно пополнить свою потребительскую корзину.

Экономическая, политическая, духовная

Политическая партия разработала и обосновала программу преодоления спада производства.

Экономическая и духовная

1.Хозяйственные возможности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет развивать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества.

2.Финансирование меценатом деятельности музея.

Экономическая, политическая, социальная, духовная

В ходе проводимых в стране рыночных реформ узаконено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп – предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой информации, кинокомпаний, итернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации.

Выполним онлайн-задания.

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры «Обществознание»

Глава 2 Бюджет музея

§1 ^ Финансирование (доходы музеев)

Прежде чем продвигать продукт, его необходимо для начала выработать, получить каким-либо образом. Для получения этого самого продукта (для создания определённых условий, способствующих оказанию музейных услуг), а так же для удовлетворения различных нужд, музеям необходимы финансовые средства. Тут сам собой напрашивается вопрос, откуда музеи берут эти средства и на что именно тратят? Иными словами, рассмотрения требует бюджет музея.

^ 1.1Государственное финансирование.

В современной социально-культурной сфере существует многоканальная система финансирования. Основным ее источником является бюджетное или государственное финансирование, которое производится на безвозвратной основе за счет государственных средств. Основу его составляет государственный бюджет. Финансирование музеев из средств бюджета исключительно важно.

В условиях ограниченности средств, государству необходимо отдавать приоритет тем или иным музеям. Для этого создаётся экспертный совет, который определяет, например, приведет ли выделение средств к улучшению условий хранения и изучения музейных предметов и коллекций. Таким образов возникает неравномерность в распределении средств государственного финансирования между музеями. Стоит заметить, что музей регистрируется как государственный в случае финансирования его деятельности за счет средств соответствующих бюджетов более чем на 50%.

Градация (от большего) городов и областей РФ с наиболее высоким уровнем финансирования музеев (более 2,5 млн. рублей на 1 музей в год)(2000г.):

^ 1.Санкт-Петербург 4. Новгородская обл. 7. Московская обл.

2. Москва 5.Тульская обл. 8.Рязанская обл.

3 Владимирская обл. 6.Вологодская обл.

В группе с наиболее высоким уровнем финансирования находятся Санкт-Петербург и Москва, уровень финансирования музеев в этих городах значительно выше, чем в других. Для сравнения, Новгородская область, которая находится на 4ом месте по уровню финансирования, на 1 музей в среднем получила от государства 4,7 млн. рублей, в то время, как Петербург около 30 млн. 9

На данный момент ситуация в сфере финансирования особенно осложнилась. Государству, пытающемуся интегрировать страну в мировую экономическую систему и выстроить ее хозяйственную жизнь с учетом глобальных мировых процессов, многое дается с трудом. В результате объем средств, выделяемых на учреждения культуры из бюджета, в последнее время сокращается. Специалисты утверждают, что еще как минимум 10 лет сфера культуры будет жить в условиях жестокого финансового цейтнота.

Расходы на музеи уже сегодня менее 0,06% валового продукта, 0, 11% от расходной части консолидированного бюджета, в структуре затрат вся культура - 4%. А затраты на сохранение музейного фонда и деятельность музеев менее 1%. 10

Известный факт, что кроме поступлений от государства, музеи стараются получить дополнительные средства. Остаётся вопрос: «Зачем музею зарабатывать, если его, так или иначе, содержит государство?»

Вот, что заявил в своём интервью директор Русского музея В.Гусев: «Стоит отметить, что в настоящее время идет тенденция на уменьшение финансирования, и считается, что выставки – это вообще какое-то баловство и что музей должен делать выставки на внебюджетные средства» 11 . Получается, что государство само подталкивает музеи к поиску дополнительных финансовых средств. На организацию выставок и развитие, музею необходимо самостоятельно зарабатывать деньги, ведь бюджет четко расписан, то, что дает музею государство, идет на оплату труда работникам музея, на предъявление, сохранение и изучение коллекции. Таким образом, культурные организации, находившиеся еще в начале 1990-х годов на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов. 12 Данное обстоятельство заставляет учреждения искать пути повышения эффективности управления и разрабатывать стратегию в области маркетинга.

^ 1.2Внебюджетные источники финансирования

Для удовлетворения других нужд музеев, безусловно, необходимо больше средств, чем может выделить государство. Как снизить зависимость от бюджета и найти надежные негосударственные источники финансирования? Это всеобщая для российских учреждений культуры «головная боль». Вот небольшой пример: в прошлом году государство выделило Русскому музею на выставочную деятельность 6 миллионов рублей. Между тем было подсчитано, что для того, чтобы качество выставок соответствовало статусу Русского музея, необходимо не менее 30 миллионов (из интервью заместителя директора ГРМ Евгения Петрова (РИА Новости)).

Рассмотрим некоторые пути получения средств. (см. приложение№1 статья 33):

^ 1. Договорно-заказные отношения.

Договорно-заказные отношения между различными субъектами социально-культурной деятельности, в результате которых важным источником дополнительного финансирования музейных учреждений становится система договоров с конкретным заказчиком. Иногда их называют целевыми творческими заказами. Например, музейное учреждение по договору с конкретным художником, мастером декоративно-прикладного искусства и т.д. берется обеспечить организацию выставки-продажи его работ. За предоставление помещения для выставки, проведение подготовительных работ по открытия выставки, организацию рекламной деятельности музей взимает определенную плату. Как правило, она составляет определённый процент от выручки от продажи картин, предметов декоративно-прикладного искусства и т.д. Договорно-заказные отношения практически не требуют вложения первоначального капитала. Однако, такой вид дохода, как правило, не приносит значительной прибыли музею.

^ 2. Спонсорство и меценатство

В укреплении финансово-материальной базы культурной отрасли сегодня немаловажную роль играют различные виды добровольных пожертвований, взносов, отчислений, поступающие от частных лиц, предприятий и фирм целевым назначением на нужды музейных учреждений.
Этот вид источников финансирования социально-культурной сферы принято подразделять на пожертвования, спонсорство и меценатство. У этих понятий существуют отличительные особенности.

Пожертвование - это добровольная, как правило, «разовая», не рассчитанная на отдачу финансовая или иная материальная помощь, оказываемая в гуманитарных целях.

Меценатство - альтруистическая, безвозмездная, как правило, продолжительная деятельность, связанная с систематической финансовой поддержкой определенной творческой личности, творческого коллектива.

Спонсорство - вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений (создание положительного «имиджа» фирмы, получение налоговых льгот, приобретение благоприятных условий для размещения рекламы и т.п.).

Меценатство в истории русской культуры имеет давние традиции. Достаточно назвать хотя бы знаменитого русского мецената П.М.Третьякова, именем которого названа Третьяковская картинная галерея - одно из лучших собраний отечественной и мировой живописи.
В отличие от меценатства спонсорство в отечественной практике начало развиваться совсем недавно, с переходом к рыночным отношениям. Сегодня практически каждый крупный культурный проект может состояться лишь при активной спонсорской поддержке. В качестве спонсоров выступают коммерческие фирмы, крупные промышленные и аграрные предприятия, банки.

В данной теме можно упомянуть о том, как самые крупные музеи Санкт-Петербурга справляются с финансовыми трудностями. Речь пойдёт о Русском музее и Эрмитаже.

Музей начал практику аукционных продаж. И с первой же попытки заработал 160 тысяч долларов, продав при поддержке британского аукционного дома «Cristi’s» 16 произведений современных российских художников.

Кроме того, музей поставил задачу в ближайшие годы удвоить доходы за счет частных пожертвований. Деньги пойдут, разумеется, на расширение музейной коллекции, которая уже и сегодня способна представить в полном объеме все этапы развития изобразительного искусства в России. Дополнительное финансирование нужно также для создания новых выставок.

«Раньше мы делали 10-12 выставок в год: 14 - это был уже рекорд, и мы изнемогали, - рассказывает директор Русского музея Владимир Гусев. - А сегодня у нас 70 выставок. Из них примерно полсотни в самом музее, остальные - в России и за рубежом. Эти 50 выставок в Русском музее дают зрителям большой выбор».


  • Эрмитаж избрал другой подход к поиску источников внебюджетного финансирования. Здесь после обсуждения была одобрена и принята новая для российских музеев идея эндаумента, то есть целевого фонда. Эту идею поддержал председатель Попечительского совета Эрмитажа Владимир Потанин - глава одной из крупнейших в России частных финансово-промышленных групп, миллиардер-благотворитель.
«Эндаумент 13 от обычного пожертвования отличается тем, - поясняет Владимир Потанин, - что последнее вы тратите на какое-нибудь конкретное мероприятие. В случае с музеем, например, - на выставку или ремонт здания. А целевой капитал предназначен для того, чтобы все время оставаться в том же музее, чтобы «работать» - увеличиваться.

Использовать можно только доходы от него, то есть проценты. Наличие капитала позволяет музею эти доходы пускать на текущие нужды, но при этом быть независимым от других источников финансирования, будь то государственная или спонсорская поддержка. Это дает учреждению важное ощущение определенной свободы и защищенности».

^ 3. Платные услуги.

Платные услуги составляют важную часть деятельности современного музея, действующего в условиях рынка. Для того, чтобы воспользоваться услугами музея необходимо заплатить (плата за билет или за посещение курсов). При этом внутри или на основе музея могут так же оказываться коммерческие услуги. Под коммерческими услугами в данном случае подразумевается работа кафе и буфетов внутри или на основе музея, работа музейных магазинов (в данном контексте стоит обратиться к статье 36 приложения №4), специальных мастерских для посетителей, а также в проведение различных мероприятий - приемов, встреч, концертов, спектаклей. Предоставление данных услуг так же приносит музею некоторый доход, в основном заключающейся в получении ренты.

Очевидно, что финансовые средства поступают в музеи множеством способов, но между тем продолжается поиск новых источников финансирования. По результатам исследования путей финансирования можно составить схему доходной части бюджета музея.

^ Источники финансирования музеев

Бюджетные источники финансирования

Внебюджетные источники финансирования

Договорно-заказные отношения

Платные услуги

Спонсорство и меценатство

§ 2 Распределение средств (расходы музеев)

Теперь, после рассмотрения системы финансирования музея, пришло время ответить на следующий вопрос. На что же музей расходует, полученные средства?

^ 1.Организация выставок.

Музеи имеют множество вариантов распределения доходов, в зависимости от направленности музея и других факторов перечень расходов будет изменяться, однако существуют статьи расходов характерные практически для всех музеев. Рассмотрим некоторые из них.

Большое количество финансовых средств идёт на организацию выставочной деятельности. Львиная доля этих средств, это так называемые спонсорские деньги. В нашей стране существуют достаточно масштабные проекты в этой области, например, самый дорогой российский музейный выставочный проект «Декабрьские вечера» стоит, по оценкам экспертов, чуть больше четверти миллиона долларов в год.

Организация выставки – это, прежде всего, создание экспозиции. Создание экспозиций начинается с создания концепции и художественного проекта и закачивается монтажом. Именно техническое исполнение требует затраты внушительных средств:


  • Изготовление и поставка разнообразного оборудования: витрины и конструкции, выставочные стенды;

  • Гардеробы;

  • Книжные и архивные шкафы, стеллажи;

  • Поставка приборов для измерения параметров окружающей среды, увлажнителей воздуха и систем климат-контроляктирования;

  • Изготовление светильников
Таким образом, уже можно говорить о том, что для того, чтобы качественно предоставить свои услуги музею необходимо потратить значительное количество средств. Часто музей, богатство которого характеризуется разнообразием и уникальностью предметов музейного фонда, не может достойно организовать выставку и представить их, не являясь обладателем достаточного количества финансовых средств.

^ 2. Выплата заработной платы

Не секрет, что больш а я часть государственных поступлений идёт на выплату зарплат музейным работникам. Так, на зарплату тратится от 14,4% (Музей Великой Отечественной войны) до 47,5% (Музей Кижи) 14 общего финансирования музея. Численность работников музейной отрасли в 2006 г. составляла 71,7 тыс. человек, в том числе научных сотрудников и экскурсоводов - 20,2 тыс. человек. Средний уровень заработной платы работников музеев в 2006 г. составил 9144,6 рубля. 15 Причем 43,1 % от этой суммы приходится на внебюджетные средства.

Низкая заработная плата работников федеральных учреждений культуры, является основной проблемой отрасли. Анализ статистических данных показывает, что наибольшая зарплата выплачивается сотрудникам тех музеев, которые имеют возможность самостоятельно зарабатывать деньги. Как правило, это наиболее крупные музеи страны.

Даже в столичных музеях федерального подчинения заработная плата (по данным Роскультуры) не превышает 12 000 руб., а в провинциальных опускается до 5000-6000 рублей. Такая оплата труда может привлечь в музеи и архивы разве что подвижников, студентов и людей, работающих по принципу «вы делаете вид, что платите, а я - что работаю». 16 Уровень заработной зависит от финансовой политики, от позиции руководства отдельных федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также от профессионализма директора музея. От того, сколько внебюджетных средств музей может заработать и направить на доплаты сотрудникам. Данные о заработной плате сотрудников музеев не утешительны . Ведь если откровенно, то большинство музеев держится на чистом энтузиазме. На людях, для которых важнее их работа, чем заработная плата.
^ 3.Содержание здания музея

Реставрация.

Музеи России расположены в 7712 строениях 17 , конечно, многие здания требуют проведения ремонтных работ. При этом существует больший разброс в расходовании средств на реставрацию: Всероссийский Пушкинский музей направил на эти цели 53% бюджета, а Третьяковская галерея только 4,2%. 18 Здесь помощь спонсоров пока незначительна. В основном реставрация проводится за государственный счёт. Однако, не без счастливых исключений, например, в реставрацию зданий Эрмитажа, вкладываются миллионы из частных фондов.

В работы по реставрации здания включаются:


  • комплексные исследовательские работы (библиография, археология, зондирование, фиксация, изучение аналогий, др. работы)

  • проектирование реставрации здания памятника архитектуры, включающее архитектурное проектирование и инженерное проектирование (обеспечение укрепления и сохранности, системы современного инженерного оборудования и т.п.)

  • непосредственно осуществление работ по реставрации памятника архитектуры
Реставрация памятника архитектуры может осуществляться как в отношении всего здания или комплекса зданий, так и в отношении только части объекта, например, фасада.

^ Предоставление новых зданий и помещений.

Установлено, что в 2006 году 37,5% зданий и помещений требовали капитального ремонта, а 6,7% - вообще были признаны аварийными. 19 Тем не менее, случаи строительства новых зданий, предназначенных специально для музейного использования, сравнительно редки. Обычно речь идет о приспособлении для музейных нужд старых зданий и усадебных комплексов. Но в любом случае возникает необходимость в музейном проектировании. Большинство исторических музеев расположено в зданиях, которые первоначально служили другим целям (монастыри, дворцы, замки, соборы, церкви, общественные здания, особняки, загородные усадьбы и др.). В связи с этим возникает проблема приспособления здания под музей.

Обычно предлагается использовать для размещения музея старые здания, либо имеющие только материальную ценность, либо являющиеся памятниками архитектуры. При оценке пригодности здания для размещения в нем музея, прежде всего, необходимо проанализировать, соответствует ли оно основным музееведческим требованиям и конкретным специфическим условиям данного музея, разработать план его приспособления. Средства расходуются на материалы и оплату работы реставраторов, строителей, экспертов..

^ 4.Развитее новых технологий.

Ещё одна сфера, где помощь спонсоров значительна. Например, российский музейный сайт – эрмитажный – компания IBM вложила миллионы. Кроме разработки и обеспечения функционирования сайтов, эта статья расходов подразумевает покупку различного оборудования (компьютеров, телевизоров, проекторов, интерактивных досок и других передовых технических средств..). Кроме того, необходимо учитывать затраты на дополнительное образование музейных работников. Цель образования - приобретение умений и навыков, обеспечивающих свободное использование различных достижений информационных, компьютерных, мультимедийных технологий (составление баз данных, учётов, передача информации.

^ 5.Покупка экспонатов

Потребности коллекционирования, в частности музейного, удовлетворяет рынок произведений искусства и предметов науки и культуры, в структуру которого входят аукционы, салоны, антикварные лавки, специализированные издания. Формирование музейного спроса на предметы искусства происходит не в зависимости от моды или личных пристрастий, как это обычно бывает, если речь идёт о конкретном человеке. Здесь спрос формируется в зависимости от того, какой направленности музей, что конкретно требуется для дополнения той или иной композиции и от выделенных музеем средств на покупку будущих экспонатов и тому подобных факторов (неценовые факторы спроса). Необходимо сказать, что закупочная деятельность музеев тесно связана с атр-рынком, который, даёт возможность выбора и покупки необходимых предметов искусства. Существует множество определений арт-рынка, однако наиболее точным мне кажется следующее:

^ Арт рынок или художественный рынок - это система экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которой формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость.

В России оборот художественного рынка оценивается в 25 млн. долларов в год; около 80% оборота составляет антиквариат (Данные из российской музейной энциклопедии «художественный рынок»), однако арт-рынок, в классическом его понимании, в России только формируется. Здесь нет таких правил делового оборота и традиций, как на Западе – там они вековые. Если другие отрасли были достаточно быстро имплантированы на нашу почву, то в секторе искусства и антиквариата на это потребуется много времени. Поэтому, музеи сталкиваются со сложностями при обмене и купле-продаже экспонатов.

Как говорилось ранее, в структуру арт - рынка, на ряду с различными антикварными магазинами и салонами входят аукционы. Интересно, что аукцион – это способ продажи дефицитных вещей, основанный на конкуренции. Аукционы необходимы для продажи товаров, обладающих уникальными свойствами: произведений искусства , исторических раритетов, коллекционных объектов , антиквариат а.* Подобные товары, зачастую, составляют основу музейных фондов, поэтому, музеи часто являются участниками аукционов. Российские музеи стараются принимать участие в международных аукционах для приобретения наиболее ценных произведений искусства , но под силу это не многим из них. Ведь для участия и тем более покупки требуются большие средства, а в силу слабого и несвоевременного финансирования их часто не оказывается. Пример: представитель Русского музея побывал на аукционе в Нью-Йорке, где выставляли на торги полотно Бориса Григорьева с персонажами гоголевского "Ревизора". Картину хотели продать за 1 миллион долларов, но больше 800 тысяч никто не предложил и казалось бы, что это хороший шанс для её приобретения, но финансирование на тот момент ещё не было осуществлено в полном объёме и средств попросту не хватило, хотя данная картинам была нужна музею. Действительно, учитывая прочие расходы, на пополнение музейных фондов из государственных средств остаётся совсем не много. В 2007 году федеральные музеи по данной статье расходов потратили от 4,1% (Музей кино) до 0,01% (Музей Великой Отечественной войны) 20 , конечно, этого недостаточно. Однако, благодаря внебюджетным источникам финансирования, порой музеям удаётся приобретать желаемые экспонаты, например В. Потанин пожертвовал миллион долларов на покупку для Эрмитажа картины Казимира Малевича "Черный квадрат" из коллекции Инкомбанка.

*Хотелось бы упомянуть о системе оценки антиквариата. При оценке антиквариата учитывают такие факторы как: степень его сохранности, принадлежность к фирме-изготовителю или автору, количество экземпляров и время создания. Безусловно, при определении стоимости антикварных предметов, учитываются спрос и предложение.

Например, последние пять лет довольно популярной была мебель в стиле модерн, следовательно, и стоимость ее была довольно высокой, а на данный момент набирает популярность арт-декор, что ведёт к увеличению стоимости товаров в этом стиле. Такой же процесс (повышения цены на товар) происходит, когда музеи начинают бороться за предметы искусства, например, принадлежащие одной эпохе, необходимые для повышения статуса музея или просто пополнения музейного фонда.

Но чем приобрести «новый» экспонат, музею гораздо важнее вернуть законно ему принадлежащий, но утерянный по каким-либо причинам «старый», на это так же необходимы средства. В 2007 году « Пра-вительственная комиссия по сохранности культурных ценностей» зафиксировала утраты экспонатов за последние 80 лет. В общей сложности в музеях страны обнаружено отсутствие 160 тысяч предметов. Прежде всего, речь идет об утратах 20-х и 30-х годов прошлого века, а так же времени ВОВ. Было принято решение провести расследование « Куда "ушел" экспонат», и постараться вернуть пропажи. Одной из причин таких глобальных потерь является низкое качество учетных записей и описаний предметов: из 80 млн. предметов музейного фонда России менее 2 млн (2,5%) 21 имеют в своем описании требуемые законом фотоизображения. Технологии хранения и каталогизации в большинстве музеев устарели. Все эти проблемы так же идут от недостатка средств и внимания музейным учреждениям.
После рассмотрения основных расходов музеев можно сделать вывод, что музейным учреждениям необходимы средства на вполне конкретные цели, которые напрямую связаны с увеличение качества и расширением спектра предоставляемых услуг. В настоящее время музеи адаптируются к новым условиям, в которых они вынуждены существовать, при этом в большинстве своём испытывают затруднения.. но об этом позже, а сейчас стоит рассмотреть схему, составленную автором на основе данных об основных расходах музеев, она служит обобщением данной темы, т. е. отражает расходную часть бюджета музея.

^ Основные расходы музеев

^ Организация выставок

Покупка экспонатов

Развитее новых технологий

Выплата зарплаты сотрудникам

По мнению многих специалистов, рост альтернативных источников финансирования социально-культурной сферы может быть обеспечен прежде всего за счет развития меценатства и спонсорства, получившего широкое распространение за рубежом. Е.П. Челышев “Современная культура России: проблемы развития” ж-л “Москва” № 1 1996;

Меценатство - альтруистическая, как правило, «разовая», не рассчитанная на отдачу финансовая или иная материальная помощь, оказываемая в гуманитарных целях. Меценатство в истории русской культуры имеет давние традиции. Достаточно назвать хотя бы знаменитого русского мецената П.М.Третьякова, именем которого названа Третьяковская картинная галерея - одно из лучших собраний отечественной и мировой живописи. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

Спонсорство - вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений (создание положительного «имиджа» фирмы, получение налоговых льгот, приобретение благоприятных условий для размещения рекламы и т.д.). В отличии от меценатства спонсорство в отечественной практике начало развиваться совсем недавно, с переходом к рыночным отношениям. Сегодня практически каждый крупный культурный проект может состоятся лишь при активной спонсорской поддержке. В качестве спонсоров выступают коммерческие фирмы, крупные промышленные и аграрные предприятия, банки.

Основные формы частного финансирования следующие: патронаж корпораций, индивидуальные пожертвования и деловое (коммерческое) финансирование. В первых двух случаях финансирование происходит в виде частных даров без непосредственного расчета на получение взамен прямых или косвенных выгод. При деловом финансировании средства выделяются только при условии получения от субсидируемых учреждений каких-либо определенных услуг, связанных обычно с рекламой, маркетингом и т.д. Распространена также и косвенная поддержка социальной сферы (предоставление помещений, оборудования и т.д.), весьма значительная в денежном выражении. И. Рождественская, С. Шишкин “Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах?”, ж-л “Вопросы экономики” № 1 1996;

Как отмечают представители большого бизнеса, при субсидировании социально-культурной сферы они исходят прежде всего из потребностей собственных компаний, то есть финансируются те виды деятельности, которые прямо или косвенно отвечают их интересам. По данным специально проведенного исследования, 40 % опрошенных фирм в качестве основного мотива отметили “паблисити”, 30 % - рекламу и 30 % - социальную ответственность корпораций. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

На деле вложения в социальную сферу, осуществляемые предприятиями, - форма частного косвенного государственного финансирования данной сферы. В условиях льготного налогообложения владельцы теряют намного меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивным налогообложением прибыли именно крупным фирмам особенно выгодно тратить деньги на благотворительность. Фактические затраты небольшие, а эффект велик. Справедливости ради следует отметить, что при этом выигрывает не только фирма, но и государство в целом, поскольку недополучение налогов меньше объема средств, направленных на социальные нужды. Кроме того, государство избавляется от забот, связанных с распределением средств и контролем за их использованием.

Каковы же реальные возможности российских предприятий в этой сфере?

Промышленное меценатство как явление предусмотрено в отечественной налоговой системе. При этом созданы определенные льготы для предприятий, имеющих собственные учреждения социальной сферы. В то же время общий объем благотворительных отчислений ограничен (в настоящее время он не должен превышать 5 % от налогооблагаемой прибыли). В 1997 году прибыль предприятий на территории Российской Федерации составила 4,89 трлн. руб., следовательно максимально возможная сумма на благотворительные цели - 97,8 млрд. руб. Таким образом, промышленное меценатство не может существенно улучшить финансовое положение социальной сферы без значительного расширения предоставляемых меценатам льгот, другими словами, без помощи государства. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

Вместе с тем в России еще сохраняется, имеющая место на Западе лишь в немногочисленных крупных компаниях, система ведомственных объектов социально-культурной сферы. Затраты на содержание объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, составил в 1997 году около 700 млрд. руб., или около 15 % прибыли. Эти расходы по своему размеру сравнимы с государственными издержками на аналогичные цели. Поэтому для того, чтобы ослабить давление на бюджет при сохранении существующего уровня социальной защищенности граждан (включая доступность социально-культурных услуг), необходимо срочно разработать систему мер по поддержанию ведомственной сети социальной сферы в условиях массовой приватизации. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

В декабре 1992 года Верховным Советом Российской Федерации установлен новый налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере 1,5 % от объема реализованной продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на территории Российской Федерации. Вместе с тем в нынешних российских условиях, когда почти все предприятия - на картотеке, а свободные средства имеются в основном у коммерческих банков и кредитных учреждений, имеет смысл предусмотреть механизм специального их налогообложения в пользу социально-культурной сферы. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

В период становления рыночной экономики в России не следует ожидать, что предприятия, тем более частные, будут безвозмездно и бескорыстно тратить деньги на социальную сферу. Такие случаи, конечно, возможны, но не как правило, а как исключение. Несмотря на систему льгот для меценатов, говорить о меценатских вложениях как об альтернативном государственному источнике поддержки социально-культурной сферы в России вряд ли возможно.

Государственный Русский музей, как и все учреждения культуры в той или иной степени испытывают недостаток в получаемых от государства финансовых средствах и получают доход за счет собственной деятельности.

В общем виде источники финансирования музея можно разделить на две большие группы:

Федеральный бюджет, из которого осуществляется текущее финансирование (Рисунок 9);

И внебюджетные источники, включающие доходы от собственной коммерческой деятельности и средства спонсоров и меценатов, за счёт которых также осуществляется финансирование (Рисунок 10).

Из таблицы 4 видно, что поступления из федерального бюджета больше чем из внебюджетных источников.

Для оценки уровня самофинансирования учреждений культуры используют социальный индекс. Если индекс равен нулю, то организация находится на полном самофинансировании. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования.

Рис. 9.

Рис. 10.

Таблица 4. Поступления в бюджет музея с 2009 по 2012 год

по плану, руб.

по факту, руб.

по плану, руб.

по факту, руб.

по плану, руб.

по факту, руб.

Поступления из федерального бюджета

Поступления из внебюджетных источников

Социальный индекс был рассчитан для музеев Москвы и Санкт-Петербурга по данным 2007 года.

Расчеты показали, что среди исследуемых музеев самым высоким уровнем самофинансирования обладает Государственный Эрмитаж с самым низким значением социального индекса (2,2). В Эрмитаже в 2007 году 69% всех поступлений составили благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов и бюджетные средства, а 31% входная плата в музей, экскурсионное и лекционное обслуживание, доходы от выездных выставок и коммерческой деятельности.

Относительно большое значение социального индекса (19) принадлежит Русскому музею, 95% поступлений которого в 2007 году составляли бюджетное финансирование, благотворительные взносы и гранты.

Таким образом, социальный индекс Русского музея в 8,6 раз выше индекса Эрмитажа, что на момент 2007 года свидетельствовало о низком уровне его самофинансирования.

При осуществлении деятельности Русский музей использует музейный маркетинг, привлекая ресурсы в двух формах:

Прямой - за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

Опосредованной - за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.

Обе формы тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значимость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. Маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:

Презентацию и продвижение музея и его деятельности;

Презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.

Одним из источников пополнения доходов музея является продажа права на производство репродукций. Также музей имеют прибыль от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий.

Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, не только приносит доход, но и привлекает посетителей.

Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе и ресторан.

Для Русского музея входная плата (стоимость на входной билет указана в Приложении 2) и членские взносы «друзей музея» составляют самую существенную часть зарабатываемого дохода, и достигает около 30% стоимости содержания музея.

Для таких музейных гигантов, как Русский музей, Эрмитаж, Петергоф, Царское Село, Петропавловская крепость, на долгие годы одним из основных источников дохода будет оставаться входная плата от иностранных туристов. Русский музей, в отличие от большинства перечисленных музеев, по этому показателю далеко не на первом месте. Достаточно большие площади обеспечивают проходимость потока туристов, поэтому необходимо пропагандировать Русскую культуру и стимулировать развитие интереса к ней.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары