Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дополнительные дни поста. Что такое пост и как правильно поститься

Количество записей: 275

Здравствуйте! А можно ли соблюдать строгий пост неподготовленному человеку? Или пост должен быть по силам каждому?

Константин

Константин, нельзя наполовину исполнять закон - сегодня исполню, а завтра нет. Если Вы решили начать новую жизнь, церковную жизнь то нужно это сделать всем сердцем, и только тогда Вы получите радость духовную и большую пользу своей душе. Не бойтесь того что Вы не сможете выдержать весь пост. Вы начните поститься полностью, и молитесь при этом Богу, чтобы дал Вам сил выдержать до конца. И с Божией помощью, я думаю, Вы сможете выдержать весь пост. Но при этом Вам нужно исповедаться и причаститься во время поста.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Скажите, не считается ли грехом, если при мне знакомые и родственники во время поста слушают музыку и смотрят телевизор, и мне приходится при этом присутствовать?

Анастасия

Анастасия, пост - это время покаяния, и в пост, конечно, не следует слушать музыку и смотреть телевизор. Если у Вас есть своя отдельная комната, то в таком случае для Вас грех смотреть телевизор и слушать музыку. Хотя, можно посмотреть телевизор, но только не развлекательные программы, и можно слушать музыку, но духовную, а не попсу. Если же у Вас нет отдельной комнаты, и Вы живете в комнате, где стоит телевизор, тогда, конечно, Вам деваться некуда, хотя это тоже грех, но невольный, и он легко прощается на исповеди. Смотрите по своей совести - осуждает она Вас или нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Совершила большой грех! Я до сегодняшнего дня не соблюдала Великий Пост! Не взяла благословение у батюшки! Я даже покаяться в церковь не могу сходить, т. к. начались критические дни! Что теперь мне делать?

Екатерина

Екатерина, начните соблюдать пост с сегодняшнего дня. Как сказано в Евангелии «Последние получат столько же, сколько и первые». Начните полноценный пост, и Господь Вам зачтет, как за весь пост. Когда сможете, сходите в церковь, покайтесь на исповеди, попросите благословения у священника, и Господь простит Вам. На будущее - нужно быть посерьезней по отношению к своей душе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне принять правильное решение. Дело в том, что сейчас идет Великий пост, и я решила его соблюдать, отказывая себе во многом. Но дело в том, что один мужчина, который хочет со мной отношений, приглашает меня поехать с ним за город на 2 дня, отдохнуть. Мы знаем друг друга уже давно. И он мне тоже нравится. Но он постоянно в командировках, и бывает очень редко в Питере. И вроде, я и согласна ехать, потому что чувствую, что и мне хочется с ним провести время, но меня останавливают мысли о посте. Я ему сказала о том, что у меня сейчас полное воздержание. Но он сказал, что мы как-нибудь решим этот вопрос. Я и его понимаю, да и всю ситуацию понимаю. И свои желания чувствую. Что мне делать? Будет ли грешно с моей стороны поехать за город с мужчиной на два дня, даже если и ничего не будет? Как лучше повести себя? Заранее благодарю.

Екатерина

Екатерина, Церковь категорически запрещает близость вне брака не только во время поста, но и всегда. Близкие внебрачные отношения - это грех, который называется блуд. Даже если вы и любите друг друга, вы имеете право на совместную жизнь только после брака, и никак иначе. Сейчас Великий пост, и мы должны полностью погрузиться в молитву, сейчас время покаяния, а не развлечения. Скажите, зачем ехать загород вдвоем на два дня? Сразу возникает мысль: а что вы там будете делать? Как пишут Святые отцы, «солому не кладут радом с огнем, она сгорит». Так же и у вас может быть. Человек немощен, находиться вдвоем два дня, при том, что вы друг другу нравитесь, - думаю, без греха не обойдется, а потом придется каяться, испытывать угрызения совести. Кто грешит, тот ненавидит свою душу, говорит нам Священное писание. Пообщаться можно и так, встретиться, погулять. Вам не нужно ехать за город с этим мужчиной.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброе время суток. Подскажите, пожалуйста, мирянам, соблюдающим пост, можно ли вкушать растительное масло в дни, кроме субботы и воскресения? Спасибо.

Инна

Инна, Великий пост, как известно, - строгий пост. Без растительного масло мы едим в первую и Страстную неделю. В другие дни можно есть растительное масло, кроме среды и пятницы, в течение всего поста.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, скажите, как Вы думаете, правильно ли заходить в интернет исключительно на православные сайты во время поста, от незнания каких-то вещей? Не является ли это неким самообманом, и лучше воздержаться? Благодарю Вас.

Мария

Мария, можно посетить православный сайт, но не в ущерб церковной службе и молитве. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Мой муж - верующий человек, отказывает мне в интимной близости (не только в пост), не разрешает поцеловать в день после причастия. Отказывает в грубой форме, с раздражением. Хотелось бы узнать мнение церкви на близость в браке. Спасибо.

Ольга

Здравствуйте, Ольга. Отнеситесь с уважением к благоговейному отношению мужа к святому Причащению. Пусть воздержание в этот день станет семейной традицией. Что же касается других дней, следует поговорить об этом с мужем. Церковь благословляет брачные отношения по согласию обоих супругов. Возможно, Вашему мужу требуется консультация врача или психолога.

иерей Сергий Осипов

Простите меня, Христа ради. Вопрос мой, еще и в Великий пост, очевидно вызовет у Вас как минимум неприятие. Я два раза была замужем, сейчас в разводе, мне 34 года. Встретила человека, который, слава Богу, верующий, но не воцерковленный. Встречаемся мы всего месяц, и ему невыносимо терпеть мой пост. Близких отношений у нас, можно сказать, не было, но я переживаю, что он не выдержит столько времени поститься и уйдет от меня, или, что еще хуже, не выдержав плотского голода, пойдет "налево". Человек он хороший, добрый, знаю я его очень давно, просто отношения начались наши только сейчас. Я знаю, что Вы скажете, что он должен терпеть, и это грех большой, и что если будет на то воля Божья, то он останется со мной. Просто я столько ошибок уже наделала, что сейчас просто боюсь потерять этого человека... Я планирую на Страстную седмицу уехать в Почаев и там встретить Пасху. Наверное, если я сейчас не удержусь, то потом мне придется всю жизнь с этим человеком идти на компромисс с Богом. Я просто не знаю, как здесь быть. Поругайте меня и дайте совет. Спаси Вас Господи.

Елена

Здравствуйте, Елена. А почему Вы решили, что если Вы сейчас не удержитесь, то этот человек останется с Вами на всю жизнь? Если Вы сейчас опасаетесь, что он уйдет "налево", то как же придется волноваться в случае Вашей болезни или беременности? Стоит ли с таким человеком связывать свою жизнь? Вот пост и покажет. Помоги Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Я решила поститься. В семье таких традиций не было никогда, поэтому прихожу к этому своими силами. Прочитав в интернете множество информации, пришла к выводу, что пост это немного не то, что я себе представляла. Это очень сложно для меня. Я имею ввиду именно душевное состояние, ведь изначально я думала почему-то только о еде, алкоголе и ночных гуляньях, и решила, что справлюсь легко без них. Но сейчас мне противно от самой себя, ведь если я решилась поститься, то нужно это делать правильно. Но, опять-таки, это тяжело, и глядя на других людей, я вижу, что большинство как раз постятся неправильно, но постятся. Скажите, как мне быть? Может, прочитать какую-нибудь книгу? Потому что информации очень много, и что делать с ней, я не знаю. И в первую очередь, не знаю, что делать с собой. Спасибо!

Ксения

Ксения, так как Вы решили для себя вопросы алкоголя и ночных гуляний, время разобраться и с вопросами рациона. Здесь лучше всего поможет православный календарь с указанием трапез на каждый день, такие продаются в большинстве книжных лавок. Но будем помнить, что пост в пище – лишь помощник посту духовному, который, как Вы правильно понимаете, есть умерщвление своих страстей и жизнь по заповедям.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, я впервые начала держать пост, учусь в школе (10 классе), в питании нет проблем, читаю молитвы, подаю бездомным, но не знаю, как будет в школе, ведь нельзя радоваться, развлекаться, а мы с подружкой постоянно шутим, смеемся, как мне быть?

Христина

Христина, добрая веселость не является грехом. Лишь бы шутки были безгрешными и не унижали ближних.

игумен Никон (Головко)

Спасибо за то что Вы есть. За помощь духовную нам, немощным, спаси Вас Господи. Очень стыдно задавать подобные вопросы, но не могу иначе. Эту неделю решила постится по правилам мирян. Но обострились у меня негативные чувства, это - гнев, жестокость, сквернословие. Поняла, что натворила, обревелась оттого, что этим все перечеркнула, и на молитву даже уже сил нет. Не пойму, в чем причина - вроде, везде пишут, что все чувства должны утихомириться, а у меня, наоборот, обостряются все негативные чувства. Я понимаю, что надо быстрее на исповедь, но пока я живу в деревне храма нет, а вот в городе обязательно постараюсь исповедоваться и причаститься. Что делать, не знаю, либо поститься мне нельзя (и так худая), да еще и злая, вот беда-то.

Ирина

Ирина, негативные чувства и должны обостряться – это, увы, наша норма: пока в нас живут страсти, они будут беситься от поста и бороться с нами. Не унывайте, поймите все происходящее с Вами духовно правильно и снова принимайтесь за пост. Бог в помощь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! А почему белый хлеб можно в пост у вас на сайте сказано было? Там же яйца в состав могут входить? А черный можно?

Фотиния

Фотиния, мне кажется, в этом вопросе можно быть несколько попроще. Хлеб - есть хлеб. Мы же не покупаем в пост сдобных изделий, только обычные батоны и буханки, а уж что наше государство туда "благословило" положить - на его совести. Да и есть ли там яйца-то, зная опять-таки наше государство? Впрочем, если Вас это вопрос смущает, то спокойствие совести превыше всего, тогда не кушайте. Но, повторюсь, в православных кругах как-то особенно на хлебе не заостряются, в конце концов, пост должен быть не "химический", а духовный, а это, прежде всего, борьба со страстями, в том числе с гортанобесием. Гораздо хуже, на мой взгляд, употреблять в пост соевые майонез, сметану и прочие подобные продукты – вот тут получаем гортанобесие в чистом виде! Продукт по вкусу как скоромный, а той питательности не имеет, зато услаждает вкус, питает привычку и страсть, но не тело. И получается, что и в пост мы остаемся при своих страстях.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться - я первый раз в жизни собирался держать Великий пост, но не смог. Если пощусь, то не могу работать (работа связана с интеллектуальной деятельностью), т. е. сижу как сомнамбула и торможу страшно, а на работе требуется соображать и решения принимать быстро. Вот, сижу и унываю теперь - как быть? Оправданий не ищу - знаю, что их можно напридумывать множество, только все сводится к моей духовной слабости. Я стараюсь держать пост духовный, всю жизнь думал, что нет у меня зависимости от еды такой, а, оказалось, вон оно как - есть! Не знаю, как исповедовать этот грех, я ведь и после исповеди буду есть скоромную пищу в пост. Получается, еще больше усугублю свои грехи?

Алексей

Алексей, Вы, пожалуйста, не унывайте и не опускайте рук: Вас враг немножко искусил, а Вы уж, как я понимаю, и пост готовы забросить. Ничего, не сразу, а постепенно все получится. Приучайте себя понемногу – питайтесь так, чтобы на работе быть в форме, а дома можно и поголодать, и все у Вас получится!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В своем прошлом письме я писала о том, что родители мне не разрешают поститься. Недавно моя бабушка сказала, что самые основные недели поста - это Страстные недели (первая и последняя). Родители предложили мне компромисс: поститься только эти две недели. Можно ли так поступать? Заранее спасибо!

Анастасия

Да, Анастасия, можно. Но если родители разрешат, можно было бы прибавить и еще одну недельку – Крестопоклонную.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте батюшка. Ни я, ни мой муж не держим великий пост. Возможно, что я беременна и зачатие выпало на первые дни поста. Скажите, пожалуйста, считается ли это грехом и будут ли в дальнейшем у нас и малыша проблемы? Говорят, что зачатые в пост рождаются больными. Спасибо

Наталья

Мне рассказывали про одного опытного духовника из Петербурга, который не поленился и на основании данных житий некоторых святых вычислил, что они были зачаты постом. Конечно это вовсе не означает, что зачатие постом обязательно должно привести к рождению святого ребенка, это лишь показывает, что ничего страшного в этом нет. Зато теперь у вас есть лишний повод поупражняться в воздержании.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка! Неужели соблюдать пост со строгостью, соблюдать сухоядение, отказ от растительного масла для мирян - это только гордыня? Мне кажется, что мне так и нужно. Постом я не хвастаюсь, хотя и не скрываю.

Дарина

В том то и дело, что Вам только «кажется». Ни Вы, ни я, и никто другой не знает, что нам в действительности полезно. И некому нами руководить. Если у Вас есть духовник, способный видеть Вашу душу и давать Вам точные и исключительно полезные указания, то Вам, без сомнения, несказанно повезло. Потому что об отсутствии таких духоносных наставников в один голос рыдали все русские святые от Нила Сорского до Игнатия Брянчанинова. А если такого руководителя нет у Вас, то рассудите сами, из какого умонастроения исходит Ваше мнение? Кстати, очень полезно взять и прочитать главу о Посте свт. Игнатия Брянчанинова в первом томе "Аскетических опытов". Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Любимый многими людьми разных национальностей праздник Пасхи отмечается весной, каждый год в разное время. В православии это всегда первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое должно произойти после наступления весеннего равноденствия 21 марта. Празднику предшествует пост, который начинается вслед за масленичной неделей. В это праздничное время люди едят блины, мясо, другую животную пищу. Масленица заканчивается в Прощеное воскресенье, а в понедельник начинается Великий пост, который длится семь недель.

Зачем держать пост перед Пасхой

Слово «пасха» обозначает «переход», а сам праздник считается духовным спасением. Человек переходит из одного состояния в другое – из материального в духовное. Подготовиться к такой трансформации помогает Великий пост. В это время совершается очищение души и тела, покаяние в грехах, соблюдение ограничений в поступках, действиях. Главное в человеке – это душа. Семинедельные ограничения, посещение храма, частые молитвы помогают душе превознестись над телом, приблизиться к Христу.

Смысл воздержания заключается не в том, чтобы очиститься от шлаков, токсинов или похудеть, хотя воздержание от вредных продуктов благотворно влияет на организм. Важным является достижение духовного равновесия, сближение с Христом, вера в воскрешение и вечность души. Посещение церковных служб помогает утихомирить разум. Обязательным в этот период является причащение – покаяние в грехах перед батюшкой.

Главные условия соблюдения поста перед Пасхой

Держать пост – значит не только отказаться от пищи, богатой животными белками и жирами, но и соблюдение моральных, этических норм. Церковь установила правила много столетий назад, по которым живет верующая часть населения нашей планеты. Чтобы не запутаться и не сойти с выбранного пути, можно воспользоваться специальным календарем, который продается в любой церковной лавке. В нем описаны основные правила поста, даты его начала. Главные условия:

  • отказ от вредных привычек – алкогольной и табачной продукции;
  • употребление в пищу продуктов, несодержащих животные жиры;
  • запрещается враждебность, злословие, ругательства, зависть, необходимо поменять образ жизни, если он был далек от идеального;
  • рекомендуется отказаться от посещения увеселительных заведений, развлекательных мероприятий, просмотра телевизора.

Продолжительность поста

Пост длится семь недель, начинается сразу после прощенного воскресенья, заканчивается страстной седмицей. Первая и последняя недели накладывают большую строгость по соблюдению ограничений. Понедельник после Масленицы и каждый четверг называются чистыми, в эти дни необходимо полностью отказаться от пищи. Страстная пятница – последняя перед праздником – так же предусматривает полное воздержание. По окончании семи недель, в субботу, люди начинают готовиться к светлому дню, когда разрешается есть яйца, творог, куличи, возвращаться к мирским радостям.

Как соблюдать пост перед Пасхой

Как держать пост впервые, чтобы не сорваться на середине пути, рекомендуется составить план питания на это время. Следовать четким рекомендациям проще, чем придумывать каждый день новые блюда. При грамотном продуманном составлении рациона, ограничения в еде будут ощущаться не так остро, как при диете или голодании. Важно помнить о том, что очищая тело, очищается и душа. Чтобы узнать, как правильно держать пост перед Пасхой, необходимо ознакомиться со списком разрешенных и запрещенных блюд.

Запрещенные продукты

Список неразрешенных продуктов не такой большой, как может показаться сначала. Существует множество постных блюд, которые могут заменить привычную еду и быть приготовлены вкусно. Следует помнить, что с понедельника по пятницу запрещено добавлять в пищу растительное масло. Это время называется сухоядение, то есть употребление пищи растительного происхождения и/или сырых продуктов. В выходные делается послабление, и сдабривать блюда маслом можно. Главными ограничениями в еде являются продукты животного происхождения:

  • мясо животных и птицы;
  • яйца;
  • рыба (ее разрешается есть дважды за все время – на Благовещение Пресвятой Богородицы, вербное воскресенье);
  • молоко и все его производные (сыр, сметана, творог, кисломолочные изделия, сливочное масло);
  • сдобная выпечка;
  • молочный шоколад;
  • вино;
  • газированные напитки;
  • фастфуд.

Соблюдение поста – это главным образом желание отчиститься физически и духовно, здесь не стоит цель нанести вред организму. Для больного человека делаются послабления. Нельзя отменять назначенные врачом лекарства. При наличии особой диеты отказываться от нее не рекомендуется, чтобы не ухудшить состояние. Послабления делаются и для беременных, кормящих женщин, так как в этот период на организм возлагается двойная нагрузка. Для путешествующего человека снимаются некоторые ограничения, потому что ему требуется больше сил и энергии.

Список разрешенных продуктов

Отказ от каких-либо продуктов не должен сказываться на удовольствии и правильном питании. Во всех ресторанах уже давно предлагается постное меню. И если соблюдение поста подразумевает отказ от различных увеселительных заведений, завтрак или обед можно провести в кафе, почерпнуть вкусные блюда для домашнего приготовления из меню. В кулинарных книгах или интернете можно найти рецепты, подходящие для этих семи недель. Разрешенные продукты:

Список разрешенных продуктов превышает запрещенный, поэтому в пост можно питаться разнообразно и вкусно. Кашу необходимо готовить на воде, но при добавлении, например, в гречку моркови, лука, сладкого перца, можно превратить ее в питательное и вкусное блюдо. Овсянка с добавлением изюма, кураги, яблока, ложки меда станет настоящим утренним лакомством. Соблюсти пост до конца поможет составленное заранее меню и заготовленные в холодильнике разрешенные продукты.

Видео

Цель поста – с помощью воздержания от пищи начать борьбу с грехом, встать на путь духовного совершенствования, отказаться от дурных мыслей и . Нельзя придерживаться поста только потому, что это модно или полезно для здоровья: в одном случае это бесполезная и даже вредная трата времени, а в другом - пост превращается в обычную диету, хотя на самом деле он не сводится только к набору определенных ограничений в еде. Многие священники говорят, что во время поста лучше воздержаться от негативных мыслей, но есть мясо, чем наоборот.

Если отказ от привычной пищи вызывает агрессию и злость, то нет никакого смысла придерживаться поста.

Впервые постящиеся люди, те, у кого нет привычки ограничивать себя в еде, люди со слабым здоровьем и другими ограничениями могут придерживаться поста, исходя из своих возможностей. Священники благословляют , кормящих , больных людей на послабление в соблюдении поста. Ведь резкий отказ от привычной еды может привести к проблемам со здоровьем и обострению некоторых заболеваний.

Поститься по строгим церковным правилам запрещено больным желудочно-кишечными заболеваниями, детям и подросткам до 14 лет.

Правила поста

Великий пост состоит из так называемой четыредесятницы, поста длительностью в 40 дней, и Страстной седмицы. В это время нельзя есть молочные и мясные продукты, яйца, рыбу и любые блюда, содержащие эти продукты, хотя в некоторые дни делаются небольшие исключения. Например, на Благовещение или Вербное воскресенье готовят рыбу, а накануне Вербного можно есть икру. Есть, наоборот, более суровые дни – так, в понедельник первой недели поста или в во время Страстной седмицы верующие ничего не едят.

Во время поста разрешено есть орехи, мед, варенья, овощи и фрукты, а также соевые продукты, которые отлично заменяют мясо и молочное. Желательно включать в меню бобовые, которые восполняют нехватку животного белка.

Очень важно во время поста следить за калорийностью рациона, она должна остаться на том же уровне, что и до ограничений. Пост – это не диета, питаться нужно разнообразно и сытно. Не забывайте пить свежевыжатые соки, зеленый чай, минеральную воду. Соленья во время поста разрешены, но не стоит ими увлекаться. Очень важно

Как держать пост

Почему-то многие женщины по привычке отмахиваются, когда разговор заходит о днях поста, даже те, которые считают себя верующими и ходят в церковь… Да ну его. Мол, тяжело, скучно и вообще как-то глупо!

А сами в это время тратят бешеные деньги на разного рода средства для похудения и оздоровительные препараты.

Между тем, всё, пришедшее из древности, пришло не просто так. И можно утверждать: вполне достаточно этих определённых дней, чтобы поддерживать себя “в форме” всё время. Тем более что теперь известно: именно в то время, когда у православных основные посты (перед Рождеством, Пасхой) организм наиболее предрасположен к накоплению излишков жира, так что польза поста для состояния здоровья и фигуры неоспорима. О духовности здесь не говорим.

Поэтому: испросим благословения у священника, запасёмся терпением и… используем такую уникальную возможность, чтобы похудеть. Заодно узнаете, 🙂

Как держать пост

Для начала нужно усвоить: пост – не голод. ? Есть превеликое множество замечательных постных блюд, основа которых – так называемая здоровая пища. А отказываемся только от скоромного: мяса, молочных продуктов, жиров, сдобы, яиц, в строгий пост – от рыбы. Конечно, стоит уменьшить и порции: желудок человека способен растягиваться, а поэтому поначалу маленькой тарелочки ему будет мало. Но потом он примет нормальные размеры, – и вы перестанете это замечать. Лечение постом — один из самых щадящих и гармоничных вариантов.

Для того, чтобы эти дни не стали мучительными, нужно запомнить несколько правил того, как питаться в пост:

  • – это способствует выведению шлаков и перебивает чувство голода;
  • помните: насыщение наступает не от количества калорий, а от разнообразия вкусов, поэтому блюда во время поста не должны быть однообразными. Съешьте, например, кислое, солёное, горьковатое – насытитесь;
  • не забывайте носить с собой несколько яблок или банан – чтобы не было соблазна зайти в кафе и сжевать булочку;
  • желательно, чтобы ваша семья поддерживала вас – очень трудно устоять, когда с кухни доносятся вкусные запахи…

А теперь – следующий момент. Очень важный. Постоянно хочется есть… Но дело в чём? Кишечник-то обложен слоем налёта, который не даёт проникать в кровь питательным веществам, поступающим с новой пищей. Отложений – всё больше, живот отвисает, а пользы – никакой. Налёт этот нужно убрать. Мы уже подготовлены, пост подходит к серединке. Теперь нужно запастись мужеством (всего на 4 дня)… и яблоками. Три дня питаемся одними и пьём яблочный сок. На четвёртый день, когда организм уже подготовлен и почти очищен, чистим кишечник солёной водой (нужно выпить от двух до пяти литров), такой, чтобы не противно было пить. Скорей всего, самочувствие ухудшится: организм начал очищаться. Но потом, когда выйдут каловые массы (когда вместо них пойдёт вода), вам станет намного легче. И, главное, — уже не нужно носить в себе лишние килограммы.

Со следующего дня возвращаемся к привычному уже разнообразному, но постному рациону. И помним: праздники нужно встретить в наряде на размер меньше обычного.

Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.

Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности – мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.

Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории – на исцеление тела.

Время поста – это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» ().

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.

Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).

Как говорит св. Исаак Сириянин: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…

И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим» (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. : «Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами».

Здесь приложимы слова премудрого Соломона: «Всему свое время и время всякой вещи под небом. …время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать… время молчать и время говорить» и т.д, ().

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом «духовным». Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост – это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного – словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста – не случайные дни.

Среда – это предание Спасителя – наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия.

Пятница – это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

Великий пост – это путь Богочеловека к Голгофской жертве.

Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней – знаменательных вех во времени.

Как она дерзнет потом – на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская – Земная и Небесная – вспоминает их.

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

В настоящее время – время ослабления и падения веры – нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями.

Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина.

По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы.

Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день – хлеб, овощи, горох – без масла и воды.

Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например, в четверг на пятой седмице). Рыба – лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

Хотя такая мера нам и кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.

В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.

Так, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю – в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

Некоторые египетские иноки в древности практиковали в Великий пост полное сорокадневное воздержание от пищи, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

Сорокадневные посты проводил два раза один из братьев Оптиной пустыни – схимонах Вассиан, живший там в середине XIX столетия. Этот схимник, между прочим, так же как и прп. Серафим, в значительной мере питался травою «снытью». Он прожил до 90 лет.

37 дней не вкушала ни пищи, ни питья (кроме одного причастия) инокиня Любовь Марфо-Мариинской обители. Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, «голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего».

Этот пост она совершила перед Рождеством; он кончился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи.

Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная церковью норма для Великого поста не считается теперь всеми так строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней.

Выполнение этой нормы для вполне здоровых людей считается обязательным. Все же большее она предоставляет ревности и усердию каждого христианина: «Милости хочу, а не жертвы», — говорит Господь (). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. «Когда вы постились… для Меня ли вы постились?»- говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).

Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

У поста есть, кроме того, и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерму (см. книгу «Пастырь Ерма»).

Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой, или уменьшая ее количество, христианин может сократить издержки на себя. А это даст ему возможность больше средств обратить на дела милосердия.

Ангел дал такое указание Ерму: «В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прошлых дней, оставшиеся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытится и будет за тебя молиться Богу».

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть самоцель, а лишь подсобное средство к очищению сердца. И пост того, кто стремится к этой цели и не исполняет заповедей Божиих – не может быть угодным Богу и является бесплодным.

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю – ко Христу.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «…В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы – пост открывает истинную сущность человека».

Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми, кто, по словам прот. :

«Едят все – и в Великий Четверг, когда совершается Тайная Вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую Пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у гроба Распятого Сына в день Его погребения.

Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?»

Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: «Держи и соблюдай пост, как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, – ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни».

Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами прп. Исаака Сириянина:

«Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел…

От поста и воздержания рождается в душе плод – ведение тайн Божиих».

Рассудительность в посте

Милости хочу, а не жертвы.
()

Покажите… в добродетели рассудительность.
()

Все доброе в нас имеет некую черту,
перейдя которую незаметно обращается во зло.
(Прот. )

Все вышеизложенное о посте относится, однако, повторяем, лишь к здоровым людям. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность.

Как пишет прп. Кассиан Римлянин: «Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.

Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, что каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения – забывать обиды, отрезать печаль, ни во что ставить скорби – как могущий умереть каждый день».

Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился – «это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» ().

Вместе с тем пост – не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других.

Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ().

А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние – молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище.

Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников.

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих вас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом.

Про Московского митрополита Филарета рассказывают такой случай: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства, его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный.

Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что «суббота для человека, а не человек для субботы» ().

Как пишет митрополит Иннокентий Московский: «Были примеры, что даже монахи, как, например, святой , употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Тайн и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым…

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу.

Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

Цель поста – облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

Потому церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том – какую употребляешь ты пищу? – сколько о том, для чего ты употребляешь ее?

Господь Сам одобрил поступок царя Давида, когда тот по нужде должен был нарушить правило и есть «хлебы предложения, которые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним» ().

Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле и преклонном возрасте делать послабления и исключения во время поста.

Св. ап. Павел так пишет своему ученику Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ().

Прп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят: «Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей по слову апостола: «когда я немощен, тогда силен» ().
А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста – ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего.
Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.
Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе».

О правильности нормы поста прп. Варсонофий и Иоанн дают и такое указание: «Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный».

Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого «Граждане неба»: «Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует.

Я пробовал сильно поститься, и вижу, что не могу. Истощаюсь – нет сил молиться, как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правило прочесть не могу».

Здесь пример неправильного поста.

Еп. Герман пишет: «Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать».

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы.

«Мне более нравится, чтобы изнурялись более от работы, чем от поста», – говорил один пастырь своим духовным детям.

Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Следует вспомнить следующий случай из жизни прп. . В одном из его монастырей в больнице лежал монах, истощенный болезнью. Он попросил прислуживающих дать ему мяса. Те отказали ему в этой просьбе, исходя из правил монастырского устава. Больной попросил отнести себя к прп. Пахомию. Преподобный был поражен крайним истощением инока, заплакал, глядя на больного, и стал укорять больничных братий за их жестокосердие. Он велел немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и ободрить унылую душу.

Мудрая подвижница благочестия – игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа в дни Великого поста: «Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью, как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости».

Однако, нарушающим пост по болезни или иной немощи, все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания.

Поэтому, когда духовным детям старца о. Алексея Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: «Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост», и не думать, что это как будто так и нужно.

Об этом с исчерпывающей ясностью говорится уже в книге пророка Исайи. Иудеи взывают к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Господь устами пророка отвечает им: «Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я»» ().

Это замечательное место из книги пророка Исайи обличает многих – как простых христиан, так и пастырей стада Христова. Обличает тех, кто думает спастись, лишь соблюдая букву поста и забывая о заповедях милосердия, любви к ближнему и служения им. Обличает тех пастырей, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям» (). Это те пастыри, которые требуют от своих духовных детей строго соблюдения «правила» поста, не учитывая их преклонного возраста, ни их болезненного состояния. Ведь Господь говорил: «Милости хочу, а не жертвы» ().

Санкт-Петербург
2005

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары