Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Эстетические идеи романтизма в зарубежной литературе. Зарубежная литература романтизм

Вопрос №31.Символизм рубежа XIX- XX веков.

Символизм -направление в литературе рубежа XIX-XX веков. В основе его эстетики лежит идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь окружающий мир-тень, символ мира идей и постижение этого высшего мира возможно лишь через интуицию, а не с помощью разума. Распространение этой концепции связано с разочарованием философского позитивизма, следовательно, символизм- это реакция на натурализм. Основы этого художественного метода закладываются в 60-е годы XIX века. Стихи символистов этого периода вносят бунтарский характер. В 70-е годы символизм сближается с декадансом - отстранение от ценностей расцвета жизни к ценностям жизненного упадка.

П. Верлен (1844-1896). Первое из его стихотворений «Смерть» было написано ещё в лицее. В дни Парижской Комунны Верлен знакомится с Рембо. С 1872-1881г. Верлену удалось опубликовать только один сборник стихов «Романсы без слов». Пейзаж окружающего мира - это символ пейзажа человеческой души. Его жизнь, алкоголь привели к трагическим событию в июле 1873 года в Брюсселе Верлен дважды выстрелил и серьёзно ранил Рембо. Несмотря на то что рана не была смертельной, суд приговорил Верлена к двум годам тюрьмы. В 80-е годы Верлену приходит настоящая слава- сборник «Далёкое и близкое»(1884г). Одним из центральных является стихотворение «Манифест». Главное требование Верлена к поэзии- она должна быть подобна музыке. Как музыка неопределённо и рационально устремлена к иному, идеальному миру, так и поэзия должна соответствовать этому требованию.

А.Рембо (1854-1891). 3 периода творчества:

1 период: «Спящий в ложбине», «Зло». Выступает как символист, у которого главный образ как бы просвечивается сквозь остальные образы. В «Спящий в ложбине» показывается уход из жизни жестокого мира, который является и оказывается истинной жизнью-слиянием с природой.

2 период: (Май-Декабрь 1871г.) характеризуется резким усилением трагического звучания его поэзии. «Пьяный корабль»-развёрнутая метафора поэта-корабля, оставленного без команды. Финал стихотворения полон глубокого разочарования.

3 период: (1872-1873) символистический сонет «Гласные»- стихотворение представляет поток свободных ассоциаций.

Вопрос №32. Неоромантизм в литературе рубежа XIX-XX веков.

Термин неоромантизм возникает в конце XIX века и связан с традициями романтизма. Это эстетический и этический протест против дегуманизации личности. Реакция на крайности натурализма и декадентства. Идеалом неоромантизма является сильная, яркая личность, они утверждали мечты и реальность, обыденного и возвышенного. Согласно взглядам неоромантиков все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной, реальной действительности, но под особым углом наблюдения - если смотреть сквозь призму иллюзии.

Неоромантизм неоднороден и в каждой стране свои особенности направления:

Немецкий и Австрийский неоромантизм сложились под влиянием творчества композитора Р. Вагнера.

Особенности немецкого неоромантизма:

1. Материализация мечты иногда противостоит обыденной действительности, а иногда сливается с ней.

2. Абстрагирование идеала от конкретного социального содержания.

3. Противопоставление образа художника обществу и обстоятельствам.

Английский неоромантизм представляет сложный феномен. «Чистых» неоромантиков в английской литературе не было. У Киплинга, Стивенсона и Конон Дойля наряду с реалистическими рассказами соседствуют романтические зарисовки.

В целом для европейского неоромантизма характерной является замена образа героической личности незаметным героем. Сюжет неоромантического произведения выставлен как напряжённая интрига в которую попадает герой. Произведения лишены конкретного социально-исторического сочетания, вместо них выступают природные стихии.

Вопрос №33. Эстетизм.

Течение в эстетической мысли и искусстве зарождается в 70-е годы и сформировывается в 90- годы. В XX века утратило свои позиции и слилось с модернизмом. Ярче всего проявляется в Англии в творчестве писателя О. Уальда(1854-1900). Родился в Дублине в семье известного врача. В 1881 году издаёт в Лондоне свои «стихотворения», близкие по духу к символизму. В 1882году совершает поездку в США и читает лекции по эстетике. В 80-е годя становится редактором журнала «Женский мир». В этот период складывается эстетическая концепция Уальда- суть её в парадоксальности утверждения первичности искусства. Из-за любви к Лорду Дугласу, которая стала причиной публичного скандала, оказываются, зачёркнуты блестящие перспективы писателя. Он был обвинён в безнравственности и с 1895-1897 пребывал в тюрьме. В 1900 году умер в Париже.

Первое значительное достижение-книга «Счастливый принц и другие сказки»(1888г). В этих сказках даётся прямое утверждение единства красоты и морали. Внешней красоте противостоит внутренняя красота, которая символизирует доброту, а доброта выражается в поступке, но последствия поступка могут быть разными. В «Счастливом принце» статую принца прониклась жалостью к нищим, и она отдаёт все свои драгоценные камни. В итоге городские власти отправляют изуродованную статую на переплавку, но всё это совершенно не важно, т.к доброта, как внутренняя красота, самоценна.

Высшим проявлением эстетизма является «Портрет Дориана Грея». Тему романа можно сформулировать, как искушение отождествить искусство и жизнь, это отождествление приводит к разрушению и искусства и жизни. Красота встречается и в жизни, подтверждением чему является красота Дориана Грея, немеркнущая красота исполненная Дорианом для получения жизненных удовольствий. В результате его внутренняя красота разрушается. Он перестаёт испытывать чувство любви и дружбы, он становится виновником самоубийства, влюблённой в него девушки, затем и убийцей художника своего портрета.

Вопрос № 34. Модернизм XX века.

Модернизм XX века - общее название разнородных направлений, объединённых своим противопоставлением реалистических и романтических моделей- это стремление разрушить традиционные консервативные формы искусства и создать новый художественный язык, чтобы отразить тотальную переоценку ценностей человека. Характер модернизма тесно связан с общекультурной ситуацией рубежа веков. Это время отмечено разрушением старых систем, переоценкой культурных ценностей, общим ощущением неустойчивости, нестабильности мира и страстным желанием найти первоосновы всего мироздания и человеческого существа. В основе философских взглядов лежит теория относительности Эйнштейна и идеи психологизма Фрейда.

Модернисты на протяжении XX века ищут первооснову, как в жизни, так и в искусстве. Здесь кроется глубокая причина противостояния модернизма и реализма:

1. Модернисты пытаются найти первоосновы, а реалисты стремятся создать целостную картину бытия.

2. У модернистов часть (первоэлемент) стал больше и важнее целого. В реализме напротив целое гораздо важнее любой части.

Вопрос №35. Авангардистские течения 1910-1920-х годов.

Слово авангарда означает впереди. С 1853года это слово стало употребляться для обозначения литературного движения. Оно покрывает лишь часть явлений, обозначаемых словом модернизм. В разных странах авангардизм приобрел различные формы выражения. В Швейцарии- дадаизм, в Германии- экспрессионализм, в Италии и в России- футуризм, во Франции- сюрреализм.

1. Дадаизм (деревянная лошадка) возник в Швейцарии. Основоположник: Тристан Тзара. Основы дадаизма в иррационализме, эпотаже, бессмысленном, случайном сочетании звуков, слов и предметов. За этими парадоксами моно усмотреть своеобразный, анархический протест против I Мировой войны. За всеми этими случайностями в звучании, подборе образов можно усмотреть ироническую пародийность отражения человеческой жизни на фоне войны. Идеи дадаизма привлекли многих писателей, которые в дальнейшем стали сюрреалистами, а дадаизм сходит на нет.

2. Сюрреализм- попытка найти первоэлементы искусства и детально их проанализировать. Сюрреализм- сверхреализм. Основоположник: Гейон полинер. На основе детального анализа элементов искусства сюрреалисты стремились создать особую художественную реальность, при этом используя принципы: детального рассмотрения элементов, соединённых в одной картине разнородных элементов, следование не логике, а подсознательным импульсам художника, поэтому главный приём- монтаж на основе далёких ассоциаций, в результате вместо системы образов появляется система символов, имеющая, в отличии от образов, неограниченное количество интерпретаций, т.е. это новый способ моделирования действительности, сюжетная линия исчезает.

3. Экспрессионализм- модернистское направление, характерное для немецкой литературы. Термин возник в 1906 году, от Французского экспрессион – выражение. Экспрессионалисты выступили против негативных сторон жизненного уклада, чтобы изменить действительность. Искусство должно по-новому истолковать её. Особую роль может сыграть поэзия и драматургия. Новое истолкование действительности в искусстве называется принципом активации искусства, этот принцип демонстрируется во всём, часто проявляется в позёрстве персонажей, резким отсутствием традиций, в эпотажном оформлении спектаклей.

Пример: включение в спектакли особо резкой музыки, чтобы вывести зрителя из себя.

В их произведениях много абстрактного и действительны не жизненные персонажи, а стереотипы: капиталистический, рабочий, крестьянский. Рассмотренные ситуации также обобщены.

ЛЕКЦИЯ 1

ЭСТЕТИКА И ПОЭТИКА РОМАНТИЗМА

1. Социально-исторические предпосылки развития романтизма.

2. Понятие романтизма. Основные этапы развития и течения романтизма.

3. Искусство и мода эпохи романтизма.

1. Социально-исторические предпосылки развития романтизма

Понятие «Литература XIX в.» включает в себя прежде всего два направления в искусстве - романтизм и реализм. На рубеже XVIII-XIX вв. в европейской литературе утверждается новое направление - романтизм. Его можно рассматривать как своеобразный отклик на социальные и экономические изменения в жизни Европы в конце XVIII ст. Главными событиями, которые дали толчок к зарождению романтизма, были Французская буржуазная революция 1789 - 1794 гг. и наполеоновские войны, которые начались после нее, промышленный переворот в Англии Дальнейшее развитие романтизма приходится на период Реставрации (1815 - 1830 гг.) и 30 - 40-е гг. Впоследствии доминирующим направлением стал реализм, на смену которому в 1870 - 1900 гг. пришел натурализм.

Предпосылки возникновения романтизма:

Мировоззренческие: идеи братьев Шлегелів, Ф. Шеллинга, И. Канта, И. Фихте и др.

Эстетические: сентиментализм, группировка «Буря и натиск», творчество И. Гете и Ф. Шиллера, теория народности Гердера.

Исторические: исторические события в Европе, в частности Великая Французская революция 1789 - 1794 гг.

Романтизм возник в то время, когда Европа пережила сильное духовное разочарование в связи с событиями Французской революции 1789 - 1794 гг. и наполеоновскими войнами. Ставились под сомнение убеждение, что человеку под силу перестроить к лучшему общественный порядок на основе разума, и это удручало. Ведь революция привела к общественной гармонии, она кончилась разгулом насилия и кровавым «якобинским террором». Не удалось утвердить свободу и справедливость и наполеоновским солдатам. Так был нанесен удар по вере в разум, его могущество, силу. Именно этим объяснялось глубокое разочарование, которое охватило многих художников-романтиков. Оно нашло свое выражение в пессимистичном тоне и трагическом окраске творчества. Именно здесь надо искать истоки образа разочарованного в жизни героя, воспетого романтиками.

Стремительное восхождение Наполеона к вершине славы стало для многих романтиков примером смелого дерзания, духовного раскрепощения личности. И пусть вскоре выдающиеся люди Европы осудят Наполеона за его жажду к власти, имперские амбиции и жестокие завоевательные войны - в памяти людей надолго останется образ Героя. Именно здесь заключаются истоки активного в жизни героя романтизма - героя - бунтаря, героя - протестанта.

Трагическое и героическое в романтическом искусстве тесно переплетены. Сочетание героического, бунтарского настроения и трагического разочарования находим в произведениях писателей - романтиков, в частности в произведениях великого английского поэта Дж. Г. Байрона.

Философской основой романтизма стала философия Фихте с его учением о творческую деятельность абсолютного субъекта «Я», который порождал свой объект исходным пунктом мировосприятие. По его философией, мир рассматривался не как совокупность неизменных вещей и готова форма, а как процесс бесконечного становления, который был творческой духовной деятельностью и причем символической деятельностью, воплощением разоблачения внутреннего через внешнее, то есть процесс художественного творчества.

Человек рассматривалась как основной центр и конечная цель естественного процесса и одновременно как исходный пункт сверхъестественного открытия. Движущими силами души человека считались не мышление и интеллект, а фантазия и чувство.

Субъективное осмысление автором роли явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что писатель - романтик хотел бы увидеть в жизни, - все это часто приводило к неправильному пониманию, а иногда и искажение объективных законов развития действительности. Реалии капиталистического общества не устраивали романтиков, поэтому они находились в постоянном поиске ответов на наболевшие вопросы: как устранить зло и пороки этого общества, где тот идеал, к которому надо стремиться.

Говоря о романтизме следует подчеркнуть, что он не был только литературным направлением, он был движением, которое охватило различные сферы духовной культуры того времени. Он напоминал другие великие эпохи, такие как Средневековье, Возрождение, Просвещение.

2. Понятие романтизма. Основные этапы развития и течения романтизма

Название термина «романтизм» указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа.

Романтизмом принято называть направление в искусстве, который возник в странах Западной Европы в конце XVIII - нач. XIX ст.

Название произошло от французского слова «romantisme», которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное.

Романтизм - направление в литературе и искусстве И четверти XIX в., который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции.

Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах.

Впервые термин упоминается в 1650 г. В Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню - романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово «романтический» как синоним «живописный», «оригинальный» появилось в 1654 г. Его принял француз Бальданепарже.

Позже, в начале XVIII ст., это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями - класицистами. (В частности, Поуп называет свое состояние романтичным, связывая его с неопределенностью).

В конце XVIII в. немецкие романтики братья Шлегелі выдвинули оппозицию понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей Европе. Так, понятие «романтизм» стало употребляться как термин теории искусства.

Писатели - романтики отошли от традиций класицистів, что последовали все античное. В противовес им романтики увлеклись воспеванием Средневековья. Они создавали в духе Средневековья новые картины жизни, отвергали строгие каноны и правила и превыше всего ценили вдохновения.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, потому что были недовольны ее анти эстетическим характером.

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, поэтому просветительскому идеалу разума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальность.

3. Этапы развития романтизма

Передромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в., которые подготовили почву для развития романтизма.

Черты:

Рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

Отведение главной роли воображении, фантазии, творчества;

Возникновение понятия «романтического», что предшествовало появлению термина «романтизм».

Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX вв.)

Эпоха наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Дж. Г. Байрона, Перси Буше Шелли, Дж. Китса, романиста В.Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана и блестящего лирика и сатирика Генриха Гейне.

Черты:

Универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должно существовать), дать ему синтезуюче художественное выражение;

Тесная связь с философией;

Тяготение к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения;

Разлад с действительностью;

Резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм.

Развитые формы (20-40-е гг. XIX ст.).

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в это время пишут во Франции - Виктор Гюго, Ж. Санд, а. Дюма; в Польше - А. Мицкевич, Юліум Словацкий, в Венгрии - Шандор Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало от этого времени и была представлена романістичними произведениями Дж. Ф. Купера, Э. По.

Поздний романтизм (после революции 1848 г.).

Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения.

Течения романтизма

Народно-фольклорная (начало XIX ст.) - течение, ориентированная на фольклор и народнопоетичне художественное мышление. Сначала она проявилась в Англии, в «Лирических балладах». Вордсворта, первое издание которых появилось в 1798 г. В Германии она была утверждена гейдельберзькою школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире.

Особенности:

Не только собирали народную поэзию и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народнопоетичного мышления;

Их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная наснаженість и мелодичность народной поэзии;

Не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознании, искусстве.

«Байронічна» (Дж. Байрон, Г. Гейне, А.Міцкевич, О. Пушкин, М. Лермонтов и др.), потому завершенное воплощение она получила в творчестве Байрона.

Особенности:

Сердцевину течения составляла ментально-эмоциональная установка, которую можно определить как «идеализацию возражения»;

Разочарование и меланхолия, депрессия, «мировая скорбь» - эти «негативные эмоции» приобрели абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, определяли эмоциональную тональность произведений;

Культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслили полноценную человеческую личность;

Острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;

Контраст, антитеза - главные элементы художественного произведения.

Гротескно-фантастическая, которую еще называли «гофманівською», по имени ее самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории к сфере повседневной жизни, быта, их своеобраВНОе переплетение, в результате чего убогая современная действительность представала в прихотливом гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. К этому течению можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество Е.По, Гоголя «петербургских повестей».

Утопическая течение. Получила значительного развития в литературе ЗО-40-х годов XIX ст., проявляясь в произведениях В. Гюго, Жорж Санд, Г. Гейне, Э. Сю, Э. Джонса и др.

Особенности:

Перенос акцента с критики и возражения на поиски «идеальной правды», на утверждение позитивных тенденций и ценностей жизни;

Проповедование оптимистичного взгляда на жизнь и его перспективы;

Выступление против «индивидуализма современного человека» и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;

Выражение оптимистической надежды и пророчества, утверждение идеальной правды;

Широкое использование риторических средств.

- «Вольтерівська» течение, которая сосредоточилась полностью на исторической тематике, в разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана В. Скоттом. Это течение в определенных аспектах стала переходом к реализму.

4. Искусство и мода эпохи романтизма

Романтики сделали много важных художественных открытий. Выступив против классицизма, они требовали нового подхода к поэтике - творческого, лишенного канонов и правил. Романтизм начинался с романа как универсального жанра, элегии, оды, баллады и создал синтетический жанр.

Представители романтизма считали, что творчество поэта, которая зависела только от поэтического вдохновения, порождала свободные поэтические формы. Поэтому появились необычные раВНОвидности жанров: сочетание эпоса с лирикой, романа с философскими размышлениями; палитры художественных произведений вводились в фольклорные жанры, особенно баллада, сказка, легенда, песня. Романтики смело внедряют реформы стихосложения, утверждали романтические нормы в поэзии, в частности в лирике.

Погруженность во внутренний мир человека обусловила развитие лиро-эпических жанров, самым популярным из которых стала романтическая поэма.

Произвольность изображения у романтиков проявлялась в их композиционных исканиях: они нарушили последовательность композиционного строения произведения, предоставили ему незаконченности, асимметричности, наполнили сюжетной тайной, незавершенностью, пытались оригинально построить произведение вопреки всем правилам и предполагали различные причудливые формы.

Романтики открыли красоту народного искусства - сказок, песен, легенд и преданий. Они подчеркивали огромную роль в жизни человека чувств, воображения, фантазии, утверждали духовную самобытность и неповторимость каждого отдельного человека. Но вместе с тем их сближали с просвітниками гуманизм, сочувствие к «маленькому человеку». Романтики выступали за искренние, открытые человеческие отношения, против мира наживы, эгоизма и лицемерия. Они отстаивали свободу человека. Образ главного героя создается по принципу контраста с реальными чертами современника. Романтический герой - человек больших страстей, глубоко недовольна действительностью, способна на необычные поступки.

ИДЕАЛЫ РОМАНТИКОВ:

Священное Писание

Красота

Искусство

Историческое прошлое

Природа

Детство

Любовь

Окружающий мир романтики рассматривали как живой организм - целостный и единый. Он не вполне доступен человеческому разуму, в нем много таинственного, непознанного, его населяли мистические и неизвестные силы. Они незаметно переходили из реальной жизни, влияли на него, переплетались с ним. Отсюда большое количество фантастических и мистических элементов в художественных произведениях романтиков (Гофман, Гоголь и другие).

Романтическая литература немыслима вне связи с фольклором, музыкой, живописью. Романтики тонко почувствовали эту связь, что сказалось на языке и стиле художественных произведений. В свои стихи они перенесли певучесть и сердечность народной песни, поэмы и романы - живописность и панорамность описаний, в каждое произведение - музыкальную взволнованность, искренность, лиричность.

Общие эстетические принципы романтизма:

Мистическое ощущение (много моментов непосредственного общения с божественным миром);

Любовь - путь познания тайны бытия;

Утверждение самостоятельности, неповторимости каждого человека;

Центр внимания перенесен из внешнего мира во внутренний;

Отрицание канонов в творчестве;

Поэт - свободный творец, который имеет право выражать в своих произведениях собственное «я». Он ставит себя высоко над толпой;

Фантазии отводится главное место; ума - второстепенное;

Необычный герой в необычных обстоятельствах (разочарован, одинок, опустошен жизнью, пассивный; с другой стороны - бунтарь, протестант);

Любовь к неясных сюжетов прошлого времени, отдаленных краев (особенно Индии);

Поиски идеала;

Открытие красоты народного искусства - сказок, песен, легенд и преданий;

Недовольство общественным строем.

Все романтики считали, что существовал трагический разрыв между их представлением и реальной жизнью. Человек в искусстве романтизма всегда трагична: она не воспринимала действительность, находилась в дисгармонии с собой, она - бунтарь и жертва. Поэтому романтический направление предусматривал лирический бурное проявление чувств. Со сцены звучали призывы к свободе, к защите человеческого достоинства.

Романтизм в театре связан с именами поэтов Д. Байрона, П. Шелли, драматургов В. Гюго, А. де Мюссе, г. гейне и писателей А. Мицкевича, А. Пушкина, М. Лермонтова.

В сценических образах актеров - романтиков преобладала правда чувств, которая продиктована была протестом против действительности. Актеры и драматурги не стремились разобраться в реальных обстоятельствах, они погружались в мир бурных страданий собственного внутреннего мира, были заняты поиском идеала в себе или в прошлом.

Романтический театр подготовил сцену реализма. Актеры - романтики принесли на сцену свободную язык, отодвинули жест, показали новаторскую своеобразие каждого человека. Они играли не только королей и вельмож, но и чиновников, крестьян, рабочих. Большое значение для театра имел и поезд романтического искусства к национальной самобытности, интерес к национальным традициям, истории.

В эпоху романтизма музыка занимала ведущее место в системе искусств, потому что она наиболее соответствовала устремлениям романтиков в отражении эмоциональной жизни человека. Музыкальный романтизм представлен произведениями Ф. Шуберта, Э. Гофмана, К. Цебера, Н. Паганини, Дж. Россини, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф.Ліста, М. Глинки и других.

Романтизм нашел отражение не только в искусстве и литературе, но и в моде. После 1815 года мужская одежда освободился от требований придворного церемониала, исчезла парик, напудренное волос, треуголка, мережане жабо и манжеты. В моду вошли длинные чулки, универсальной формой одежды стал фрак, необходимой частью нового костюма - цилиндр. Мужскую одежду шили из простых шерстяных материй. Единственным украшением были булавка в галстуке и часы в кармане. Формировался тип «лондонского денди» (Дж. Байрон). В 1820-1840 годах мужской костюм тяжей по умеренно-ярких тонов. Выделялись воротник и манжеты. Романтическая эпоха ввела в закон свободно завязанный черный галстук. Вместе с цилиндром в моде был мягкий фетровая шляпа. В женской одежде появилась блуза, линии талии сжимали корсетом, широкие рукава усиливали контраст с узкой талией.

Увеличилось декольте, открылись и обнажились плечи. Сложные прически украшали лентами, цветами, бантами, наблюдалось увлечение драгоценностями. Мода эпохи романтизма прямо подчеркнула индивидуальность «негосударственной человека», освобожденного от условностей.

Относительно украинского романтизма, следует отметить болезненно-победоносное перешивка национальной истории (П. Кулиш, т. Шевченко), самобытный «руссоїзм» (Г. Вовчок), бурный, гротескный, сочный, лирический и дощкульний юмор (Нечуй-Левицкий).

Заслуги романтизма:

Послужил переходом к реализму;

Освободил личность поэта от оков эстетики классицизма с ее жанровой иерархией, обязательными правилами трех единств;

Показал, как творчество должно преобладать над правилами, а не наоборот;

Дал толчок развитию исторической и филологической наук;

Остался непревзойденным в отражении любви со всеми противоречиями и вспышками этого чувства;

Повлиял на другие виды искусства, а также на литературу реализма.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы предпосылки возникновения романтизма?

2. В чем заключается суть романтизма?

3. Дайте определение понятию «романтизм».

4. Назовите представителей романтизма.

Романтизм был серьезным литературным движением и захватил все страны Европы, вплоть до Дании, Испании, Польши. Несмотря на разнообразность течений, романтизм был целой, единой культурой. Он охватил все области куль­турной жизни. Мы имеем романтические художественные про­изведения, романтическую философию и ряд отраслей науч­ного знания - как ни странно это звучит. Романтизм распро­странился на все искусства, музыку, живопись, актерскую игру. Существовал романтизм даже в медицине. В начале XIX ве­ка в моду вошли способы лечить внушением, гипнозом. Эти идеи и развились в романтических кругах. Если вы начитаны в Гофмане, то вы знаете, что у него много врачей-гипнотизе­ров. Упоминание о гипнозе есть и в «Пиковой даме».

Во всех странах Европы - свой романтизм. Но в конце концов все они, когда на них смотришь издали, сливаются в нечто единое. Романтизм развивался неравномерно. Ранний, наиболее характерный романтизм - немецкий. Он сформировался на­кануне нового века (1795-1799) и существовал до 20-х годов XIX века. В 1830-х годах он почти сошел на нет. К началу XIX века определяется романтизм и в Англии. Настоящий его подъем пришел позднее.

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ.

В столь же значительной мере, как и на литературных движениях, влияние Французской революции сказалось и на развитии философской мысли Германии того времени. Примечательно, что почти все известные философские системы Германии конца XVIII – начала XIX в. своим важнейшим компонентом имели вопросы эстетики. И Кант, и Шеллинг, и Гегель в своем истолковании системы мироздания важное место отводили искусству.

Немецкий романтизм развивался шко­лами.

Иенские романтики назывались так по имени города Иена. Культурными центрами были университеты. При общей от­сталости Германии вся страна в целом не могла бы поддер­жать литературное движение. В Иене читали свои курсы Шиллер, Фихте. Но там же были и враждебные им течения: филолог, поэт Август Шлегель и философ Шеллинг, имев­шие огромное влияние на умы романтиков. Для немецкого романтизма на первых порах было харак­терно привлечение философов, ученых.

Романтизм - это целая культура. Порой приподнятость, взвинченность называется ро­мантизмом, невзирая на источники. Романтизм надо опреде­лять исторически. Это не какое-то случайное настроение поэта. Это движение, охватившее всю Европу с конца XVIII ве­ка и державшееся до середины XIX, а иногда и позже.

Ключи к романтизму лежат в философии раннего Шеллинга. Он в Иене начал развивать определенные взгляды на природу. И вот каковы были его главные идеи.

Он рассматривал мир природы как некое непрерывное творчество. Мир для него был творчеством, а не собрани­ем отдельных вещей - законченных, отложившихся друг от друга. Шеллинг учил, что эти законченные вещи - лишь временный узел в непрерывном творчестве, которое охваты­вает мировую жизнь. Мир, по Шеллингу, вечно созидает самого себя. Твори­мая жизнь, бесконечная жизнь. Жизнь есть творчество, кото­рое никогда ни на чем не успокаивается, не может иметь ни начала, ни конца. Эта творческая жизнь и вызывает желание романтиков передать ее.

Это миропонимание сверстников великой революции. Нет догмы, нет ничего овеществленного навсегда. Мир нахо­дится в вечном процессе. Все в мире постоянно созидается заново. Революция показала, что ничего нет установленного. Вчера - авторитеты, сегодня они уничтожены.

Романтизм был обобщенным отражением революции. Ни в Германии, ни в других странах романтики не изображали революцию.

Итак, основная внутренняя тема романтизма - творимая жизнь, жизнь как непрерывное творческое движение. Харак­терным образом романтики, которые были внимательны ко всем искусствам, превыше всего ставили музыку. Это эпо­ха чрезвычайно напряженного культа музыки. В Германии XVII-XVIII веков были великие композиторы: Бах, Гендель и, наконец,- Моцарт. Романтиками были Вебер, автор «Вол­шебного стрелка», Шуберт, Шуман.

Любимые темы и мотивы романтиков: ночь, сквозь кото­рую бежит почтовая карета, и почтальон, который всю ночь гонит лошадей; дорога, которая не имеет конца; деревья и вечер с голубой далью, к которой вы едете и не можете при­близиться.

На кого ориентировались романтики в искусстве прошло­го? Они очень презрительно относились к просветителям, неприязненно - к Вольтеру, Лессингу, к этим писателям ра­ционального, рассудочного толка.

Романтики высоко ценили Гете. Они и заложили основы культа Гете, хотя он им особой взаимностью не отвечал. Ав­густ Шлегель писал, что Гете - это Поэзия на земле, замес­титель Господа Бога на земле.

А из прошлого они создали (а за ними и англичане) культ Шекспира. Именно романтики стали твердить своим современникам, что Шекспир - поэт поэтов. Лучшим романом на свете романтики считали «Дон Ки­хота» Сервантеса. У Сервантеса они ценили то, что они на­зывали музыкальностью.

К роману XVIII века (до Гете) романтики относились очень неприязненно. Для них все литературные жанры должны бы­ли быть поэтичны. Поэтичность, музыкальность - это почти синонимы.

У романтиков был широко разработанный юмористический жанр, был особый романтический юмор - как у Шекспира в «Двенадцатой ночи» или в «Много шума из ничего». Лишенный вся­ческой назидательности смех, как таковой, который сущест­вует только для того, чтобы посмеяться, а не осмеять. Смех, а не осмеяние, комедия «чистой радости». Романтический юмор - это игра, дерзкая забава, шутка; романтический юмор может проявлять себя как шутка очень большого масштаба, грандиозная шутка.

Шеллинг разрабатывал новый отдел философии (по край­ней мере, для немцев) - натурфилософию. Он ринулся изучать химию, физику и другие науки, которые были разработаны в XVIII веке (Лавуазье, Вольта, Гальвани и другими). Новое есте­ствознание, очень двинувшиеся биологические науки - Шел­линг стал изучать их, как, впрочем, и все романтики.

Но на деле этот интерес к природе был углублением ин­тереса к социальному миру. Главная идея Шеллинга - идея мира как творчества. Мир бесконечен, как и всякий творчес­кий процесс. А откуда Шеллинг взял эту идею несмолкаемо­го творчества? Из явлений природы и социального мира.

Классицисты считали, что природа раз и навсегда прео­долена культурой, так сказать, обжита культурой. А роман­тики - у них нерасторжимый синтез природы и культуры. Природа - это поставщик сырого материала для культуры. И их отношения, с точки зрения романтиков, не могут не меняться. Это не постоянная величина. Романтики воспринимали мир динамично, поэтому для них важна тема природы. Природа ― это первоисточник нау­ки и культуры, которая себя еще не высказала и далеко не полностью выскажет. На старости лет Шеллинг, вспоминая иенский круг, замечательно сказал: «Да, мы тогда были все юными, нас нисколько не занимало действительное, нас увлекало возможное».

Классики говорят о человеке как он есть; они как бы пишут ему паспорт. Для романтиков важно не что он есть, а чем бы мог быть. С этих позиций и изображается у романтиков человек.

Вот почему такое значение обретает для них лирика. Ли­рический мир - это то, что еще не реализовано, не стало областью факта. Но может стать фактом завтра. Драма и ро­ман требовали чего-то оформленного. А вот то, чего нет, но уже заложено в настоящем, - это лирика, это музыка.

В начале XIX века появилась так называемая гейдельбергская школа - вокруг университета. Гриммы в молодости тоже входили в содру­жество романтиков гейдельбергской школы - оба Гримма: Якоб - старший и Вильгельм - младший. Якоб жил очень долго, из него выработался первоклассный ученый, громад­ное значение имевший для филологической науки, создав­ший филологическую науку в ее современном виде. Он за­нимался всеми ее отраслями. Во-первых, историей языка. Он создал первую научную историю немецкого языка. Он же написал «Немецкую грамматику». Затем он занимался фольклором, мифом - у него есть очень важный труд по немецкой мифологии. Затем пра­вом, он был историком древнего права. Это одно из его ин­тереснейших сочинений - по истории права. Он сделал не­обычайно много, его вклад в науку кажется совершенно фан­тастическим. Один Гримм сделал столько, сколько не сумели бы сделать пять-шесть ученых.

Вильгельм Гримм был человек скорее с художническими тенденциями, чем с научными. Сказки - это работа обоих. Сказки братьев Гримм важны были для собираний, пуб­ликаций сказок во всех странах Европы. Они, по существу, послужили образцом для собирания сказок во всех странах. Это подлинные сказки, сделанные по подлинным записям. Гриммы усердно собирали, записывали их. Но это не есть сказки в сыром виде. Они обработаны. И все чудо в том, как они обработаны. Это сделано необычайно деликатно, очень близко к духу, стилю, складу подлинника. В обработках нет никакой отсебятины. Это соединение науки и художествен­ности. Гриммы проявляют себя и как художники и как уче­ные одновременно. Это первоклассная немецкая проза, а в то же время это подлинные сказки. Выпущены были сказки Гриммов в 1812-1815 годах.

Английский романтизм

Романтизм в Англии - это очень своеобразный романтизм. Он имел много точек соприкосновения с немца­ми. Все эти соприкосновения были нечаянными, потому что романтизм в Англии, как правило, развивался совершенно независимо от немецкого. Английский романтизм имел очень большую, длинную ис­торию. Он начался раньше, чем у немцев, и кончился, пожа­луй, тоже раньше. Он прошел через стадию так называемого преромантизма.

Преромантизм - это эле­менты романтизма, существующие вначале отдельно. Это эле­менты, которые еще не сложились в какую-то единую систе­му вкусов, идей, понятий, эстетических и философских норм. Во второй половине XVIII века романтизм как система не существует. Он существует как фрагменты этой будущей сис­темы. Англия обернулась на свое литературное прошлое, к XVIII веку основательно англичанами забытое.

К середине XVIII ве­ка Шекспир был почти забытым автором. Его почти никто не знал. Его не было на сцене, его не издавали. И вот как раз где-то в середине века начинается движение к Шекспиру. Его издают, переиздают, пишут о нем трактаты. Это было значительное явление, потому что Шекспир - это, конечно, один из праотцев романтизма. И никакого романтизма без Шекспира никогда бы не состоялось.

Другое (и Англии в этом отношении принадле­жит мировая инициатива) - серьезный и систематический интерес к фольклору. Возникло фольклорное движение. Тут очень важна роль епископа Перси, который издал сборник старошотландских баллад, произведших на всю Европу колоссальное впечатление.

В преромантическую культуру входило так называемое готическое движение. Понемногу стали интересоваться более ранней эпо­хой, к которой всегда относились как к чему-то чисто негатив­ному. Стали забираться в Средневековье. Возникла мода на готическую архитектуру, на готику. Наконец, возникло явление преромантизма, очень специ­фическое: появление в Англии так называемого «страшного» романа. Его называют еще черным романом, готическим ро­маном.

У англи­чан тоже как у немцев были романтические школы. Самая значительная - так называемая озер­ная школа. В литературе в прямом смысле говорить о школе нельзя, школами называют писателей, более или менее близких друг другу, держащихся одного и того же кредо, одного символа веры.

ОЗЕРНАЯ ШКОЛА.

У англичан такая школа - лейкисты (от lake - озеро). Она так называется по месту пребывания главы школы - Вордсворта. Он жил в английской провинции, в так называе­мой Стране озер, и оттуда как бы правил своей школой. А шко­ла тяготела к Вордсворту, к его поэтической догме. Самый замечательный из лейкистов - Кольридж. Собственно говоря, это и есть самые главные силы шко­лы - Вордсворт и Кольридж, хотя поэтов, принадлежащих к озерной школе было гораздо больше. У них была общая программа.

Одно из философско-социальных воззрений, которое было в ходу в этом кружке – пантисократия. Это соединение двух греческих слов. Пант - пантеизм - философская концепция, по которой весь мир напоен божественной жизнью, бог находится внутри ми­ра, все божественно, все связано, все священно. Нетрудно догадаться, что к этому мировоззрению потянулись поэты, ху­дожники. Гете был законченным пантеистом. Исократия - это слово, которое изобрели друзья Кольриджа. Исос - рав­ный, кратос - власть. По учению исократии - все существа в мире равны. Это равноправие всех существ в мире.

У Кольриджа были такие демонстративные стихи, в которых демонстриро­вался этот идеал пантисократии. У него было, например, сти­хотворение об осле, привязанном к дереву. Кольридж описы­вает, как он съел всю траву - и привязь мешает. Нарочно взят такой смешной герой - осел, герой басен.

Стихотворение Кольриджа «О вороне» - ворон с воронятами устроил гнездо на дубе. Люди его разорили. Ов­довевший ворон улетает. Потом люди построили корабли из этого дуба. Ворон кружится над кораблем, каркает - и ко­рабль гибнет. В этом пантисократия. Все существа хороши, равны человеку: и осел, и воронята - достойные существа. Это, собственно говоря, чувство единства жизни. Все живет сообща - одно с другим.

Тема зла у английских романтиков, так же, как и у нимецких, занимает важное место. Вот эта всеобещающая жизнь, с ее отрадным простором, с ее бесконечными надеждами, она совмещается с царством зла. В эту всеобещающую жизнь входит зло и отравляет ее. О поэмах Кольриджа можно сказать, что это поэмы о прекрасном, но отравленном мире. Страшный мир Гофмана - это всегда бывший прекрасный мир. Под страшным живет прекрасное. Страшный мир - он не какой-нибудь плоско-страшный. Это не какой-нибудь современный мир ужасов, где есть ужасы и больше ничего нет. Да, это ужасы, но под ними живет пре­красное, которое всеми этими ужасами покорено, подчинено.

Еще одно новаторство романтиков – атмосфера произведения. Атмосфера - явление совершенно неведомое класси­кам. А вот Кольридж создает эту самую атмосферу, атмосферическое искусство. У него вырабатывается язык атмосферы. Это очень новое и очень важное явление. Без него немыслимо искусство XIX и XX веков.

Лейкисты были поклонниками инфантильного, нетро­нутого детского сознания. Детство, провинция, природа - это обычные темы и у Ворд­сворта, и у других «озерных» поэтов. Яркий пример – баллада Вордсворта «Нас семе­ро». Поэт спрашивает у девчонки, сколько у них в семье детей. А она все твердит: семеро, семеро. А потом оказыва­ется, что семеро-то семеро, но с матерью живет только она одна. Двое ушли жить в деревню, двое служат во флоте, а двое умерли. Он говорит: «Как же: выходит, пятеро вас». А она - семеро. Какой же смысл этого диалога? Тут уми­ляющая деревенская наивность, которая не делает различий между жизнью и смертью. Мои брат и сестра никуда не ушли, они там, за изгородью. Раз они лежат рядом, значит, семья остается нетронутой. Тут умиление детской наивностью, для которой нет смерти и на кладбище жизнь продолжается.

Гофман. Эрнст Теодор Амадей Гофман. (1776-1822 г).

Гофман относится к поздним немецким романтикам. Имя «Амадей» Гофман сам себе дал в честь Моцарта. Гофман был обожа­телем Моцарта. Гофман - один из самых замечательных писателей в среде немецких романтиков.

Биография Гофмана - типовая биография человека вре­мен наполеоновских завоеваний. Долгие годы Гофману при­шлось вести бродячую жизнь. Его перебрасывало с места на место, приходилось очень часто менять профессии. По обра­зованию он юрист и начал свою жизнь довольно благополучно. Он занимал должность, соответствующую его образова­нию, в Познани и Варшаве. А потом, когда Наполеон погнал оттуда немцев, Гофману пришлось удалиться. И Гофман про­вел несколько лет в небогатом, но культурном городке Бамберге, который дал материал для очень многих его произве­дений, и только с 1814 года Гофман прочно поселился в Бер­лине и опять поступил на государственную службу.

Гофман был человек очень многих дарований. Он был очень одаренный музыкант, играл на многих инструментах. Долгое время Гофман в печати выступал только как первоклассный музыкальный критик, писал замечательные статьи о музыке. Он написал рецензию на только что вышедшую тогда и бывшую новинкой Пятую сим­фонию Бетховена. Написал замечательную статью, которую прочел сам маэстро,- Бетховену она очень понравилась

Очередь художественной литературы наступила позднее. Гофман писал чрезвычайно своеобразно. Это поздний ро­мантик, и у него романтизм, как у всех поздних романтиков, весьма осложненный.

«Золотой горшок». Там уже весь Гофман, со всеми своими особенностями, или, если хотите, со всеми своими причудами.

Действие происходит в современном Дрездене. Дрезден. Тот самый Дрезден, который все хорошо знали, один из са­мых богатых городов Германии. Когда начинается действие повести? В день Вознесения. Начинается действие у Черных ворот. Черные ворота в Дрездене - всем известное место. Потом действие переходит в увеселительные сады под Дрез­деном, тоже всем известное место. Все датировано, все ука­зано точно.

Герой повести - студент Ансельм. Красивый юноша, с поэтическими наклонностями, вечно задумчивый. Что-то ему сочиняется. Поэтому он удивительно рассеянный и влипает по своей рассеянности во всякие неприятные истории. Вот как начинается эта повесть. Ансельм любил день Вознесения. Он вырядился: надел свой щучье-серый фрак - и пустился в путешествие. У него были кое-какие деньги в кармане. И у него был обширный и дерзкий замысел: он решил пройти в один из садов Дрездена и там, под открытым небом, выпить пива - наивысшее для него удовольствие. Двойное пиво. Было задумано двойное пиво. Вот он продвигается к этому двой­ному пиву, и у Черных ворот его настигает приключение. Представляя, как он будет веселиться в саду, он задумался и неожиданно наткнулся на корзинку с яблоками, корзинка опрокинулась, яблоки полетели в грязь.

И он услышал страш­ные ругательства, бешеные проклятия старухи-торговки. Чтобы как-нибудь установить мир с этой необычной женщиной, он вынул все свои монетки и предложил их в виде компенсации. Видите, праздник Вознесения начался для Ансельма очень плачевно: и обругали его, и деньги пришлось отдать.

Ближайшие друзья Ансельма - конректор Паульман (конректор - это начальник в учебном заведении), дочка Паульмана - Вероника (юная девица, явно неравнодушная к Ансельму и задумавшая выйти за него замуж) и регистратор Геербранд.

Гофман очень любит преподносить всех своих персона­жей с их чинами. Регистратор - это не должность, это чин. И конректор - это не только должность, но и чин.

Гофман - это неистощимый сатирик немецкого бюрократизма. Немцы у него всегда представлены в бюрократических ореолах. Без обозначения чина они не появляются. Нам это все очень близко знакомо, потому что у нас, в России, вся табель о рангах, все чины были более или менее переведены с немецкого. Действительный тайный советник, коллежский асессор и т. д. У Гофмана очень иро­нично разрисована, расписана эта бюрократическая Герма­ния. Нет просто людей. Есть чин. Обязательно. Все персона­жи пригвождены, приколоты к какому-либо чину - как ба­бочки в коллекции. У каждого есть булавка, на которую он насажен. А булавка - это его чин.

Ансельм - он еще чина не имеет. Он еще учится. Но его друзья на него смотрят как на юношу, подающего надежды: вот он кончит учение и вылетит в какие-нибудь советники. Тем более что у него очень хороший почерк. Чиновник с хорошей рукой - это карьера. На хорошем почерке люди довольно далеко уезжали. И Вероника прислушивается. Ан­сельм хороший жених. Далеко пойдет.

В этот день Вознесения решилась дальнейшая судьба Ан­сельма. Для него нашли очень хорошую работу. А именно: в Дрездене живет один человек - чудаковатый архивариус Линдхорст. Это богатый господин, у него прекрасный особ­няк и замечательное собрание восточных рукописей. И ему нужен хороший переписчик, копиист, который бы ему все переписывал. Ансельм для этого годится, и с завтрашнего Дня он должен начать свое знакомство с Линдхорстом. Он очень долго готовился к этому визиту, очень хотел показать себя: чистил свой фрак, косу свою напудрил. И потом, акку­ратный, посмотрел на часы и пошел к Линдхорсту.

Ансельм отличался тем, что не умел никогда прийти вовре­мя. Он был растяпой. Но на этот раз все шло хорошо. На ба­шенных часах стрелка показывала нужное время. У двери Линдхорста он взялся за дверной молоток на длинном шнуре - и тут случилось нечто необычное. Этот шнур - он зашипел по-змеиному. Шнур превратился в змею. А из лица бронзовой фи­гуры на дверях посыпались искры, появились злобные глаза, морщины. И Ансельм услышал проклятия. Те самые прокля­тия торговки. Змея обвилась вокруг него. Он упал без сознания.

К Линдхорсту он не попал. Его потом нашли без созна­ния на крыльце. Вот начало повести.

Уже по этому куску очевидна манера Гофмана. Гофман со­четает реальнейшую обыденность, обыденнейших людей - с фантастикой. Фантастический мир оплетает обыденный мир. Фантастика обвивается вокруг обыкновеннейших, реальней­ших вещей.

Гофман - изобразитель вот такой повседневной, мещанско-бюрократической Германии. Германии, которая ведет ме­щанскую жизнь, погружена в бюрократические идеалы, в бю­рократические интересы. Вот это сочетание обывательщины и фантастичности - оно дает особый колорит быта, тракту­емого Гофманом. Совершенно так же, как у нашего Гоголя

Гофман создает особый вид фантастики. Фантастика самой обыденной жизни. Фантастика, извлеченная из недр обыденной жизни; самая обыкновенная, даже пошлая жизнь - она поставляла для Гофмана фантас­тику. Гофман умел увидеть фантастичность, иррациональ­ность самой обыкновенной жизни. Как все романтики, он постоянно так или иначе воюет с филистерами, с филистер­скими представлениями. Филистер - это одно из самых бранных слов у романти­ков. Не дай бог, с точки зрения романтика, быть филистером. Филистер - это обыватель, мещанин. Человек, который жи­вет мещанской жизнью, по-мещански мыслит и чувствует. Весь ушел в свой халат. В трубку, которую он курит. Весь занят тем кофе, который он пьет. Занят своими домашними делами, и только. И делами службы, если служит; служеб­ным преуспеянием. Филистеры свысока говорили о всякой романтике. Что романтика - это бред, безумие, в ней нет смысла. А вот вам месть романтика филистерам: ро­мантик показывает, что эта обыкновенная, трезвая жизнь (фи­листер считал, что его жизнь - это норма, его быт - разум­ная реальность), жизнь филистеров, - если чуть-чуть ее коп­нуть, то она-то и оказывается сплошным безумием. И ничего разумного в ней нет. Она являет собой смешную, некрасивую фантастику. Вот это чрезвычайно важная и характерная тема для Гофмана: фантастична сама обыденная жизнь.

Какие-то погребенные, погибшие возможности у Гофмана изображены не только в людях. Они даны во всем. Они да­ны в природе вещей. Они даны в обстоятельствах, в вещах. У Гофмана происходят странные превращения, странные ме­таморфозы. Шнур, на котором висит колотушка у архивариу­са Линдхорста, превращается в страшную змею. Из кляксы на манускрипте вдруг появляются молнии. Из чернильницы вырываются страшные черные коты с огромными глазами. Архивариус Линдхорст носит очень яркий восточный халат, с которого вдруг снимает загорающиеся вышитые цветы, как если бы они были живые, и швыряется ими. Гофман изобразил в этой повести мир возможностей, ко­торые превратились в обывательщину, в канцелярщину. Когда живая человеческая душа превращается в советни­ка коммерции, и только, - это великое искажение природы для Гофмана. Это фантастика. Это до фантастичности урод­ливо.

Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С. Малларме, осознала единство художественных устремлений. В группу вошли: Ж. Мореас, Р. Гиль, Анри де Реньо, С. Мерриль и др. В 1990-е годы к поэтам группы Малларме присоединились П. Валери, А. Жид, П. Клодель. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П.Верлен, опубликовавший в газетах "Пари модерн" и "Ла нувель рив гош" свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты, а так же Ж.К. Гюисманс, выступивший с романом Наоборот. В 1886 Ж. Мореас поместил в "Фигаро" Манифест символизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, Ш. Анри. Спустя два года после публикации манифеста Ж. Мореаса А. Бергсон выпустил в свет свою первую книгу О непосредственных данных сознания, в которой была заявлена философия интуитивизма, в основных принципах перекликающаяся с мировоззрением символистов и дающая ему дополнительное обоснование .

В Манифесте символистов Ж. Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. "Символистская поэзия ищет способа облачить идею в чувственную форму, которая не была бы самодостаточной, но при этом, служа выражению Идеи, сохраняла бы свою индивидуальность", - писал Мореас. Подобная "чувственная форма", в которую облекается Идея - символ.

Принципиальное отличие символа от художественного образа - его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. На русской почве эта особенность символа была удачно определена Ф.Сологубом: "Символ - окно в бесконечность". Движение и игра смысловых оттенков создают неразгадываемость, тайну символа. Если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений - подчас противоположных, разнонаправленных (например, "чудо и чудовище" в образе Петра в романе Мережковского Петр и Алексей) . Поэт и теоретик символизма Вяч.Иванов высказывал мысль о том, что символ знаменует не одну, а разные сущности, А. Белый определял символ как "соединение разнородного вместе" . Двуплановость символа восходит к романтическому представлению о двоемирии, взаимопроникновении двух планов бытия.

Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе. Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а также размышлениями Ф. Ницше о сверхчеловеке, пребывании "по ту сторону добра и зла". В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма - в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру. "Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними", - писал Ж. Мореас . Отсюда новые задачи искусства, возлагаемые ранее на науку и философию, - приблизиться к сущности "реальнейшего" посредством создания символической картины мира, выковать "ключи тайн". Именно символ, а не точные науки позволят человеку прорваться к идеальной сущности мира, пройти, по определению Вяч.Иванова, "от реального к реальнейшему". Особая роль в постижении сверхреальности отводилась поэтам как носителям интуитивных откровений и поэзии как плоду сверхразумных наитий .

Становление символизма во Франции - стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, - связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо. Предтеча символизма во Франции - Ш. Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к "несказанному" многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о "соответствиях" между цветами, запахами и звуками. Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе. Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера Соответствия со знаменитой фразой: Перекликаются звук, запах, форма, цвет. Теория Бодлера была позже проиллюстрирована сонетом А. Рембо Гласные:

"А" черный, белый "Е", "И" красный, "У" зеленый,

"О" голубой - цвета причудливой загадки…

Поиск соответствий - в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов.

С. Малларме, "последний романтик и первый декадент", настаивал на необходимости "внушать образы", передавать не вещи, а свои впечатления от них: "Назвать предмет - значит уничтожить три четверти наслаждения стихотворением, которое создано для постепенного угадывания, внушить его - вот мечта". Поэма Малларме "Удача" никогда не упразднит случая состояла из единственной фразы, набранной различным шрифтом без знаков препинания. Этот текст, по замыслу автора, позволял воспроизвести траекторию мысли и точно воссоздать "состояние души" .

П. Верлен в известном стихотворении Поэтическое искусство определил приверженность музыкальности как основную примету подлинного поэтического творчества: "Музыкальность - прежде всего" . В представлении Верлена, поэзия, как и музыка, стремится к медиумическому, невербальному воспроизведению реальности. Так в 1870-е годы Верлен создал цикл стихотворений под названием Песни без слов. Подобно музыканту, поэт-символист устремляется навстречу стихийному потоку запредельного, энергии звучаний. Если поэзия Ш. Бодлера вдохновляла символистов глубокой тоской по гармонии в трагически раздвоенном мире, то поэзия Верлена поражала своей музыкальностью, трудноуловимыми переживаниями. Вслед за Верленом идея музыки использовалась многими символистами для обозначения творческой тайны.

В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр (свободный стих), воплощалась взятая символистами на вооружение идея отказа от "красноречия", нахождения точки скрещения между поэзией и прозой. Вторгаясь в любые, самые непоэтические сферы жизни, Рембо достигал эффекта "естественной сверхъестественности" в изображении реальности.

Символизм во Франции проявился и в живописи (Г. Моро, О. Роден, О.Редон, М. Дени, Пюви де Шаванн, Л.Леви-Дюрмер), музыке (Дебюсси, Равель), театре (Театр Поэт, Театр Микст, Пти театр дю Марионетт), но основной стихией символистского мышления всегда оставалась лирика. Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощены основные заветы нового движения: овладение творческой тайной посредством музыки, глубокое соответствие различных ощущений, предельная цена творческого акта, установка на новый интуитивно-творческий способ познания действительности, на передачу неуловимых переживаний.

Как литературное движение Романтизм начинает развиваться с конца 18 века. Сам термин «романтизм» сочетает в себе высокую духовность, философскую глубину, эмоциональную насыщенность, сложный сюжет, особый интерес к природе и убеждённость в неисчерпаемых возможностях человеческой личности.

Романтическое движение конца 18 – начала 19 века оказалось одним из самых сильных и продуктивных, так как проявило себя ещё в философии, экономике и политике. Романтизм – детище французской революции. Революцию подготовили просветители, которые считали мир неразумным. По их мнению, революция приведёт к царству разума.

Шлегель сформулировал три основных особенности метода:

1)Революция. Революция скоро показала, что свобода превратилась в тиранию революционеров-диктаторов. Жестокое разочарование сменило надежды на обновление общества.

2)Изменение сознания. Противоположные тенденции разорвали сознание – так появилась романтическая двойственность. Это идеи из философии Канта о признании «вещи в себе» и «вещи для нас» – они как бы разделяют мир на две сферы, где первая ведёт те области, которые находятся вне рационалистического постижения мира, указывая на мистическое, таинственное. Романтика верили в возможность пересоздания мира, благодаря творящему «Я» художника.

3)Литературные предпосылки. Они уже были в различных эпохах Просвещения и были способны отвечать законам романтизма. («Дон Кихот» - двоемирие, «Кандид» - вторжение личного «Я» автора в произведение)

Специфические черты романтизма:

Двоемирие – разделение миров на высший и предельно отчуждённый от него – обыденный. Двоемирие романтизма исходит из идеи Шеллинга о двойственности – разделение мироздания на духовную и физическую сферы, и вместе с тем из признания единства этих двух противоположностей.Титаническая личность– главный персонаж, в нём отразилось сознательное усиление при описывание действительности (мерцание в свет, свет в пламя).Анализ чувства (появляется во многих романах, в том числе у Мюссе).Чувство любви занимает особое место, с ним связывали глубину духовного содержания личности. Появляетсямировая скорбь (байронизм, отверженность, «все меня не понимают, а ведь я так люблю людей» и т.д.).Описание природы: она становится действующим лицом. Вакенродер различал два языка в мире – язык бога (=язык природы) и язык искусства. Романтики видели в природе воплощение идей бога. Человек был им интересен только в противовесе с урбанией (+тайный язык природы, двоемирие).Интерес к истории – постоянная тема + появилась идеализация Средневековья как идеальной утерянной Атлантиды. Писателей начала интересовать подлинная, национальная история, отсюда неприятие настоящего и поиск идеала.Интерес к местному колориту: в романтизме реализм внешнего мира создаёт фон и этот фон часто необычным, живописным.Субъективность – в процессе творчества писатель подвергает мир трансформации, которое ему подсказывает индивидуальное видение и полет фантазии.Личность романтикабесконечна («ландшафт» его души). Одной из основ романтического бытия являетсязвук. Музыка, по мнению романтиков, способна обнаруживать скрытые закономерности мироздания. Музыка – это не только философская категория, но и способ существования души. Музыкант – это особое мироощущение, присущее творческой личности.Романтическая живопись– природа главенствовала над созданиями человеческих рук; таинственность, сознательная нечёткость рисунка. «Невыразимое», тайное и призыв к погружению в это тайное. Романтики – широко одарённые личности, притом не только в области искусства (братья Гримм – лингвисты). Близость романтической литературы с живописью, разносторонняя одарённость самих авторов привели к тому, что стали говорить осинтезеискусств в романтизме, то есть соединение изначально разрозненного (неслучайно отмечали музыкальное мышление в сказках Гофмана). Было изначальное единство, отсюда возвращение к гармонии, возвращение домой.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары