Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Главные пороки человека. Интервью

Информация семинара основана не просто на ведической философии, а на той ее части, которая известна, как философия . Философия Санкхья может сравниться с высшей физикой или математикой - там много вещей, которые логическим интеллектом человек воспринять не может. Мы живем в трехмерном пространстве, и это пространство наложило отпечаток не только на нашу настоящую жизнь, но и на прошлые жизни - у нас это закрепилось на очень глубоком уровне подсознания. И вот то, что находится на таком глубоком уровне подсознания, сейчас нужно пробудить и посмотреть на это иначе.

Кто-то из великих философов древности сказал: “Давайте делать добро из зла - из чего его еще можно делать?” Это были уникальные слова, они очень сильно резонируют с той темой, которая у нас будет звучать здесь. И сегодняшняя лекция будет общая, а дальше мы будем на каждой лекции рассматривать какой-то человеческий. Мы будем рассматривать со всех точек зрения, что лежит в глубине этого порока, во что он может превратиться.

Как нам всегда представлялась эта тема - ? Социальные институты, особенно религиозные, формировались в Средние века, когда проходила малая Кали-юга, т.е. малая Кали-юга наложилась на великую , и это создало эффект очень сильной деградации всего человечества. История, которая нам дана, очень сильно приукрашена. Если бы мы сейчас оказались в Средние века и смогли увидеть, что там происходит - мы бы ужаснулись. Ужаснулись тому, на каком уровне сознания находились люди: уровень интеллекта составлял 1-2% максимум.

Люди жили не осознавая, зачем они живут и как, они не понимали, почему они родились в таких условиях. Человеческая жизнь ничего не стоила, люди постоянно погибали, смерть наступала так часто, что люди привыкали к ней. Средняя продолжительность жизни составляла 30-36 лет, потому что многие люди просто не могли дожить до старости из-за того, что постоянно были болезни, эпидемии, которые уносили миллионы жизней - были опустошены порой многие страны, города, деревни просто вымирали. Это было везде - на Западе, на Востоке.

Например, в Бенгалии в во время эпидемий целые деревни вымирали. В то время не была еще вырублена растительность - в сейчас сохранилось только 13% от тех джунглей, которые покрывали территорию Индостана. Тогда же вся территория была покрыта джунглями, и если деревня вымирала, то через несколько лет никто не мог найти даже следов этой деревни, потому что растительность очень быстро все скрывала. Люди привыкли к тому, что можно было умереть молодым. Молодость очень быстро терялась, они быстро старели - у людей было глубокое невежество, они просто не знали, отчего возникали болезни. Когда начинались эпидемии, возникала паника и ужас. Мы уже и не говорим про насилие, с которым человек сталкивался с детства, еще ребенком, потому что люди считали, что нужно обязательно избивать своих детей, жестоко их наказывать - ведь их также избивали в детстве и они к этому привыкли. Была жестокость очень сильная, насилие по отношению к детям. Многие из детей умирали - они рождались, чтобы умирать. Половина детей во многих семьях, даже выше среднего уровня, умирало еще в раннем детстве. Войны шли все время без перерыва, разрозненные государства превратились в княжества, которые вели между собой беспощадную войну везде - и на территории Европы, и Азии. Это были очень смутные, тяжелые времена, и вот в этот период зарождаются религиозные институты как социальная система.

В начале малой Кали-юги приходит Будда, потом , Магомет… Все эти религии сначала зарождаются как общины, преследуемые государством, как неудобные. Затем они становятся религиозными институтами с целью управления сознанием людей. Происходит очень страшный переворот, переписываются учения этих посланцев Бога. Даже ведическая традиция, которая, несомненно, имеет корни многих миллионов лет, переписана и искажена.

На сегодняшний момент мы по-прежнему имеем ситуацию, когда эти институты, в той или иной степени, сохранили средневековые подходы, и слово, которое пошло от этих религий - слово грех. Когда мы сталкиваемся с религией, нам говорят, что плохо грешить. В какой-то степени для людей Средних веков это было хорошим мотивом для сдерживания тех многочисленных пороков, которые неконтролируемо прорастали в человеке - возможно, другого механизма просто не существовало. Хотя посланцы Бога говорили об ином подходе: чтобы выжить в этих условиях, нужно научиться любить.

Тему греховной гордости отразил итальянский художник Доменико Беккафуллини в картине «Падение восставших ангелов», основу сюжета которой (из Библии) составляет связь ангелов с «дочерями человеческими». Гордость представляет собой способность человека давать высокую оценку собственным достоинствам. В зависимости от этической и культурной традиции, а также от соответствия самооценки реальным свойствам индивида гордость как черту характера можно рассматривать и как добродетель, и как порок.

Понятие о порочной гордости было раскрыто в древнегреческом представлении о hybris’e - особой форме самонадеянности, присущей эпическому или трагическому герою, пытавшемуся нарушить границы человеческих возможностей в установленном богами миропорядке. Теория Аристотеля о пороках и добродетелях затрагивала сугубо нравственные аспекты порочной гордости, связанные с завышенной самооценкой и неумеренной потребностью принимать по отношению к себе знаки почета и уважения. Характерные ее черты выявлялись в процессе анализа таких параллельных понятий, как честолюбие, кичливость и спесь . В отличие от представителей позднейшей христианской традиции, Аристотель не считал проявления порочной гордости слишком опасными и разрушительными: «Людей [спесивых] считают не злыми (так как они не делают зла), а заблудшими».

Тщеславие, предшествующее в восточно-христианской литературе понятию гордость понимали как разновидность единого стремления к собственному возвеличиванию. Ему противопоставляли смирение. Тщеславие и гордость свидетельствуют о сильнейшем желании человека продемонстрировать, не только, свое превосходство над окружающими, но и, неподвластность Божественной воле. Выделяли два основных типа тщеславия (и соответственно гордости): простое «превозношение» плотскими, видимыми вещами и более изощренное «превозношение» своими духовными достижениями.

Такое тщеславие возникает ка фоне весьма успешной борьбы с низшими, порочными помыслами, однако при этом полностью менялись местами цели и средства нравственного совершенствования. Добродетельный поступок становился лишь способом для достижения славы или самоуспокоения, целей суетных и тщетных. Главный же мотив христианского подвижничества - любовь к Богу - и главная его цель - прославление Его имени - уходили на второй план. Характерными свойствами личности, порождаемыми пороком тщеславия, являются лицемерие и ложь. Если тщеславный концентрирует свое внимание всего лишь на наслаждении собственными достоинствами, приносящими известность и уважение, то гордый считает их исключительно собственной заслугой, своим неотъемлемым достоянием и не признает слабости своей греховной природы. Если тщеславие принижает другого человека, превращая его из объекта братской любви в контрастный фон для демонстрации собственных достоинств, то гордость добивается полного «уничижения» ближнего или к ничем не ограниченному господству над ним.

Это прекрасно, когда учитель может гордиться достижениями своих учеников Большую роль в разработке западно-христианских представлений о греховной гордости сыграл христианский теолог Августин Аврелий (354 - 430), который предложил в своей «Исповеди» следующую классификацию типов греховной гордости: «страсть оправдывать себя», «желание, чтобы нас любили и боялись», сопряженное с любовью к похвалам, и самовлюбленность, которая даже не снисходит до желания нравиться другим.

В эпоху Возрождения переход к представлениям о ведущей роли человека в мире, обусловил позитивную трактовку гордости, поставив ее в один ряд с такими понятиями, как «человеческое достоинство», «самоуважение», «независимость».

Так, английский философ Д. Юм (1711 - 1776) резко выступал против «школьного» понимания гордости как порока, противостоящего добродетели «смирения» или «униженности». Гордость, по Д. Юму, — то «приятное впечатление, которое возникает в нашем духе, когда сознание нашей добродетели, красоты, нашего богатства или власти вызывает в нас самоудовлетворение». Такое «впечатление» совсем не обязательно порочно, ведь даже самая строгая мораль «позволяет нам чувствовать удовольствие при мысли о великодушном поступке». Искренняя и оправданная гордость является тем качеством, которое более всего необходимо для приобретения «уважения и одобрения человечества». Нравственное осуждение гордости оправдано только тогда, когда присутствует «преувеличенное мнение о собственном значении». Тенденция же порицать любое «самодовольство», которую Д. Юм называет «предубеждением», связана лишь с тем, что адекватную самооценку очень трудно сделать даже людям разумным и достойным.

Все люди разные - это ни для кого не секрет. В одной личности могут уживаться как позитивные стороны характера, так и негативные. Сейчас хочется рассказать о том, какие существуют человеческие пороки.

Что есть порок?

В первую очередь нужно определиться с понятиями. Итак, что же такое пороки и добродетели человека? Их надо рассматривать вместе, ведь они являются отражением друг друга, разными сторонами одной медали. Это отрицательные и положительные стороны которые проявляются в его делах и поступках. Данные черты характера формируют не только жизнь одного человека, но и оказывают влияние на окружающих, поэтому могут в значительной мере изменять жизнь близких людей как в позитивную сторону - добродетели, так и негативную - пороки.

О скульптурах

Если хочется рассмотреть вблизи все пороки человечества, стоит съездить в Москву и побывать на Именно там, в 2001 году, была открыта серия памятников, посвященных негативным сторонам характера человека. Называется данная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых». Двое детей играют в прятки, а их окружают 13 скульптур трехметрового роста с головами рыб или животных. Как рассказал автор Михаил Шемякин, это сделано нарочно, потому что пороки человека принято изображать в гипертрофированных образах. Памятники расположены в строгом порядке. Среди них можно найти воровство, проституцию, наркоманию, невежество, алкоголизм, лжеученость, садизм, равнодушие, пропаганду насилия, войну и нищету. Один памятник - для беспамятных.

Равнодушие

Если человека попросить выделить главные пороки человека, например, пять, он призадумается. И стоит сказать о том, что единого ответа не будет ни у кого. Ведь выбор - дело индивидуальное. Для кого-то один порок будет самым страшным, а кто-то отнесется к нему снисходительно. Однако огромное количество людей сходятся на том, что первым и самым главным пороком все же является равнодушие. Это отсутствие сопереживания себе подобным, т. е. людям и всем иным представителям живого мира. Именно эта черта присуща большинству убийц и насильников, она порождает беспорядки, вседозволенность и безнаказанность.

Лживость

Следующий порок человека - лживость. Который, сегодня, к слову, часто считается чуть ли не достоинством. Ведь заработать, например, огромные деньги в современном мире можно только обманом. Однако стоит сказать о том, что лживый человек никогда не заботится о чувствах окружающих, ему присуще наплевательское отношение. «Солгав однажды - обманет и во второй раз» - всем стоит помнить данную поговорку.

Продажность

Это отлично замаскированный порок человека, который распознать не так уж и легко. Часто он проявляется в особых жизненных ситуациях, когда нужно обеспечивать защиту и тыл. Согласитесь, он наиболее страшен в военное время?

Животность

Данный порок характеризует людей, которые живут исключительно для себя, удовлетворяя все свои «животные», первичные потребности. Часто они глупы и невежественны.

Жадность

Еще один весьма страшный порок человека - жадность. Это может быть как просто скряжничество, так и жажда накопления богатства, желание владеть как можно большим количеством ценностей и материальных благ. Такие люди никогда ничем не делятся, а чувство щедрости им просто чуждо.

Лицемерие

Следующий порок человека, который, к слову, иногда бывает весьма трудно распознать. в каждой ситуации выбирают удобную для себя позицию, дабы извлечь максимальную выгоду. Подобные персоны надевают «маску», чтобы выглядеть в глазах «нужных» людей лучше, чем есть на самом деле.

Зависть

Следующий порок человека - зависть. Часто проявляется во враждебности и неприязни к некому человеку, достигшему больших высот. Чужое благополучие затмевает разум завистнику и вводит в постоянное состояние недовольства собой и своим достатком.

Жестокость

Страшный порок, который присущ насильникам, убийцам и иным криминальным личностям. Выражается он в желании или потребности причинять боль всем живым существам (не только людям, но и животным). Они причиняют боль не только с физической стороны, например, побои, но и с психологической - иногда моральное давление перенести гораздо сложнее... Если объекту жестокости плохо, мучитель испытывает удовлетворение и некое подобие радости.

Злоба

Рассматривая человеческие пороки, не стоит обходить вниманием злобу. Некоторые люди озлоблены на всех и вся, они раздражительны, часто сквернословят и грубят.

Хитрость

Следующий порок - хитрость (сегодня он также рассматривается некоторыми людьми в позитивном смысле). Это значит, что человек может так изловчиться и исхитриться, что получает для себя максимальную выгоду часто в ущерб окружающим.

Эгоизм

Некое завышение значимости собственной персоны в сравнении с окружающими. Может выражаться в пренебрежительном отношении к остальным людям, к их интересам.

Наглость

Еще один порок человека, который проявляется в неуважении, презрении к собеседнику. Может сопровождаться грубыми жестами, бранной речью. Такое поведение свойственно типам, которые чувствуют свою безнаказанность и превосходство.

Тщеславие

Это желание человека любым способом обратить на себя внимание, пусть даже и негативным поведением. Подобные персонажи любят слышать хвалебные речи в свой адрес, желают уже при жизни взобраться на пьедестал. Часто так себя ведут пустые хвастунишки.

Противоположности

Стоит сказать о том, что все это - приобретенные пороки. Человек рождается tabula rasa - чистой доской, на которую ближайшее окружение (родители и общество) пишут свои, как сегодня принято говорить, отзывы. В зрелом возрасте человек может избавиться от всех своих пороков и превратить их в добродетели. Так, равнодушию отвечает сочувствие, лживости - честность, продажности - верность, жадности - щедрость, лицемерию - искренность, зависти - радость, жестокости - нежность, злобе - доброта, хитрости - прямолинейность, эгоизму - самоотдача, наглости - уступчивость, а тщеславию - скромность. Но работа над собой - одна из самых сложных...

История одной случайности [или происхождение человека] Вишняцкий Леонид Борисович

Пороки и достоинства

Пороки и достоинства

К сожалению, обладая зачатками целого ряда высших способностей, присущих людям, шимпанзе в полной мере разделяют с человеком и многие его недостатки. В частности, они похожи на нас тем, что тоже воюют друг с другом, причем делают это довольно часто и жестоко. Везде, где есть граничащие одно с другим сообщества шимпанзе, они враждуют между собой, и следствием этой вражды являются кровопролитные стычки, в которых нередко гибнут или получают тяжелые раны и увечья и самцы, и самки, и детеныши. Агрессия, насилие по отношению к себе подобным - одна из главных причин смертности у этих человекообразных обезьян. Известно несколько случаев, когда итогом вражды становилось полное уничтожение одних групп другими, происходившее в результате постепенного истребления самцов, захвата самок и «аннексии» неприятельских территорий. Счастье еще, что в своих «разборках» шимпанзе пользуются исключительно теми средствами защиты и нападения, которыми снабдила их природа, и не прибегают к помощи орудий. В противном случае, возможно, судьба этого вида оказалась бы под угрозой задолго до того, как область его обитания вошла в сферу разрушительного воздействия человеческой цивилизации.

Время от времени отряды шимпанзе во главе с вожаком сообщества или другим высокоранговым самцом проводят «патрулирование» границ своего кормового участка, а при удобном случае пересекают эти границы и совершают неожиданные нападения на оказавшихся слишком беспечными соседей. Если в мирной жизни обезьяны ведут себя довольно шумно, то в ходе патрулирования границ и рейдов вглубь вражеской территории они, напротив, передвигаются с большой осторожностью, стараются не издавать лишних звуков, часто останавливаются и внимательно прислушиваются к тому, что происходит вокруг. Интересно, что «тактика» военных действий у шимпанзе внешне весьма сходна с тактикой, характерной для большинства зафиксированных этнографами первобытных человеческих групп. Первые, как и вторые, не только стремятся использовать фактор неожиданности, но и атакуют врага лишь тогда, когда они уверены в значительном превосходстве собственных сил, и в том, что риск получить серьезный отпор и понести потери (или получить ранение) сведен к минимуму. Почти неизвестно случаев, когда бы в стычках шимпанзе с обеих сторон принимали участие по несколько самцов. Нападающая сторона всегда имеет изрядный численный перевес, а атаке подвергается либо одинокий самец, либо самка с детенышами.

Убитых врагов иногда съедают, по крайней мере, частично. Особенно часто так поступают с захваченными во время нападений младенцами. Так что каннибализм - еще один порок, который шимпанзе (как, впрочем, и многие другие представители животного мира) разделяют с человеком.

«Благодаря уникальному сочетанию в поведении шимпанзе крепких дружеских связей между взрослыми самцами, с одной стороны, и необычайно враждебному агрессивному отношению к сородичам из чужих социальных групп - с другой, эти животные по своей жестокости, разрушительности и способности к планированию межгруппового конфликта вплотную приблизились к человеку», - считает Дж. Гудолл, посвятившая много лет изучению поведения шимпанзе в естественных условиях.

Впрочем, - и в этом шимпанзе тоже не отличаются от людей, - объектом кровавой агрессии могут быть не только представители «чужих социальных групп». Пусть и крайне редко, но все же случается, что убийства происходят внутри групп. Так, например, для одного из крупных сообществ шимпанзе, обитающих в национальном парке Кибале в Уганде, подробно описан случай, когда несколько самцов высокого ранга напали на молодого самца низкого ранга. Этот самец отличался некоторой амбициозностью поведения, но не имел сколько-нибудь влиятельных союзников. В ходе нападения он получил множество ран от сильных ударов и глубоких укусов, оправиться от которых уже не смог.

Увы, если по такому признаку, как склонность истреблять себе подобных, шимпанзе ничем не отличаются от людей, то противоположное человеческое качество - милосердие - им, кажется, свойственно в гораздо меньшей степени, если вообще хоть сколько-нибудь свойственно. Правда, некоторые - и притом подчас весьма трогательные - примеры взаимопомощи, заботы о больных или сиротах для сообществ шимпанзе и других обезьян все же известны, но объектом такого рода альтруистического поведения становятся в подавляющем большинстве случаев близкородственные особи, так что с генетической точки зрения оно далеко не бескорыстно.

Недостаток сострадания и «любви к ближнему» в значительной мере искупается у шимпанзе присущей им терпимостью. Несмотря на жесткую иерархическую организацию, свойственную сообществам этих человекообразных обезьян, у них нет того, что можно было бы назвать тиранией или деспотизмом. «Живи и жить давай другим» - вот лозунг, которым, похоже, руководствуются альфа-самцы, занимающие верховенствующее положение в социальной табели о рангах. Их статус дает им большое преимущество перед прочими особями в выборе партнерш для спаривания, но не используется ни для получения иных житейских выгод, ни для сколько-нибудь значительного ограничения свободы действий и передвижения других членов группы. Да и обязанности, связанные с высоким общественным положением, у шимпанзе довольно обременительны. В частности, альфа-самец выступает обычно в качестве миротворца в случае внутренних конфликтов в коллективе, а также в качестве главного защитника его кормовой территории от посягательств соседних групп.

Известно, что у обезьян, включая человекообразных, изобретателями новых форм поведения являются, как правило, молодые и/или низкоранговые особи, чью «творческую» деятельность легко было бы подавить, не обладай приматы таким замечательным свойством, как терпимость. Вполне возможно поэтому, что именно она явилась тем качеством, которое позволило нашим далеким предкам в полной мере реализовать их интеллектуальный потенциал и выйти на путь культурной эволюции. Ведь терпимое отношение к тем, кто находится рядом, к их действиям и поступкам, необходимо не только для сохранения сплоченности сообщества, но и для поддержания в нем такой психологической атмосферы, которая не препятствовала бы переменам в его жизни, в поведении его членов. Без подобного отношения невозможно было бы, по-видимому, ни развитие орудийной деятельности у гоминид, ни появление и закрепление множества других культурных новшеств, которые на первых порах вызывают обычно у большинства (сородичей, соплеменников, сограждан и т. д.) скорее раздражение, чем восторг, что многие из нас, наверняка, хорошо знают на своем собственном опыте.

Из книги Война с Ганнибалом автора Ливий Тит

Нрав, достоинства и пороки Ганнибала. Все лучшие люди в сенате поддержали Ганнона, но их било немного, и, как обычно, большая часть взяла верх над лучшей. Ганнибал был отправлен в Испанию и сразу же стал любимцем всего войска. Старые солдаты были готовы верить, будто снова

Из книги Древний Рим автора Миронов Владимир Борисович

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Не умаляет достоинства Разговор о сифилисе Ленина.- Я думаю, что это наследственный, - говорит Молотов.- Хорошо, что он не был педерастом, как Чичерин! - восклицает Шота Иванович. - Это б для нас было несчастье, а так - настоящий мужчина. Со всяким может случиться.

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Физические достоинства Во всем этом не было ни малейшего фанатизма или идолопоклонства. По крайней мере вначале, на протяжении первых пяти лет. Греки и македоняне, являлись ли они последователями Аристотеля и Диогена или же нет, были слишком реалистичны и критичны, чтобы

Из книги В плену страстей. Женщины в истории Рима автора Левицкий Геннадий Михайлович

Добродетели и пороки Историю всегда писали мужчины, делать ее предпочитали тоже они. Потому так мало женских имен мы находим в исторических источниках. Но они есть, и если пришли к нам сквозь толщу тысячелетий, значит, достойны, чтобы мы их знали, изучали и делали для себя

Из книги Мифы о Беларуси автора Деружинский Вадим Владимирович

ДОСТОИНСТВА ИЛИ НЕДОСТАТКИ? О дисциплинированности беларусов ходят анекдоты, что уже показывает некую ненормальность. Вот один: 1943 год, в душегубку немцы заводят человека, там сидят беларусы и кричат ему: «Дверь быстрее закрывай! Газ выходит!»И о дисциплине ли вообще идет

Из книги Америка как есть автора

Глава двадцать седьмая. Видоизмененные пороки Началось все, конечно, со СПИДа, это был главный толчок, но не будь его – было бы что-нибудь другое. Просто – продолжалось завинчивание гаек, по всему миру, а такое завинчивание гаек без ханжества не обходится.Рудольф

Из книги История Франции. Том II. Наследие Каролингов автора Тейс Лоран

2. Достоинства порядка К Небесному Граду, обители единого Бога, как описал его св. Августин, христианский народ должен идти упорядоченно.Единство, упорядоченность - вот ключевые понятия нового императора Людовика. Личность Людовика Благочестивого просматривается менее

Из книги Меж рабством и свободой: причины исторической катастрофы автора Гордин Яков Аркадьевич

ПОРОКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА Пороки политического устройства отражаются на нравах, обычаях, наклонностях и привычках. М. С. Лунин Петр оставил своим наследникам державу, мощную в военном отношении, внушающую страх и уважение соседям, но экономически разоренную, а

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

2.4.9. Пороки ортодоксального понимания смены общественно-экономических формаций Признание многолинейности исторического развития, к которому пришли некоторые отечественные историки еще во времена формально безраздельного господства марксизма, последовательно

Из книги Украина трех революций автора Топорова Аглая

Революция достоинства

автора Анишкин В. Г.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Пороки «Поставил Батый пороки напротив городских укреплений возле ворот Лядских (ворота в Киеве, находились в районе нынешней площади Независимости), ибо тут подходили (близко к городу) овраги» (Ипатиевская летопись).Пороки, осадные устройства, баллисты, метавки –

Из книги Америка - как есть автора Романовский Владимир Дмитриевич

Из книги Почему одни страны богатые, а другие бедные [Происхождение власти, процветания и нищеты] автора Аджемоглу Дарон

…и римские пороки Флавий Аэций был одним из самых значительных деятелей поздней античности. Английский историк Эдвард Гиббон, автор книги «История упадка и падения Римской империи», называл его «последним из римлян». С 433 по 454 год, когда он был убит по приказу императора

Многие думают, что психолог — это залитый мягким светом незнакомец, который равнодушно возвышается над лежащим кушетке беззащитным человеком, подсвечивая бронзовым светом всего его пороки, тайны и мечты. Вот только на этот свет не слетаются падкие до чужих нервов люди, готовые бесконечно пить коктейль из злости, отчаяния и сожалений. Нет, одинокий свет психологической помощи обжигает слепые сомнения, сдирает слой за слоем следы лет, оставшиеся на теле, и обнажает истинные причины утомительных срывов. На самом деле, любые негативные мысли о психологе — это пустые стереотипы, навязанные фотографиями Фрейда и американскими фильмами. Чтобы узнать, чем на самом деле занимаются новосибирские профессионалы и какие раздражающие болезни они отгоняют от людей мухобойкой анализа, мы поговорили с Ингой Ушаковой из Психологического центра.

О психологии

Есть разновидность психотерапии — психоанализ. Там действительно, клиент лежит на диване с закрытыми глазами и говорит все, что придет ему в голову. А психолог сидит в изголовье записывает, задает вопросы, потом выдвигает свою гипотезу, обсуждает с клиентом. Сейчас мало кто так работает. Есть другие подходы: гештальт, транзактный анализ, клиентцентрированная терапия, психодрама и много других. Клиент и психолог, как правило, сидят в креслах или на стульях и беседуют.

Задача психолога — так вести разговор, задавать вопросы, чтобы клиент увидел свою ситуацию с разных сторон и сам нашел решение.

Психолог не дает советы, не учит жить. Дает поддержку и новое понимание.

Методы лечения

Методы терапии зависят от конкретной ситуации. Нет схем. Все люди индивидуальны. Я ориентируюсь на человека, на что он готов в данный момент. Перевоспитать или изменить человека психолог не может. Если клиент увидел ситуацию по-новому и решил изменить свое поведение, это его решение и его ответственность. Либо клиент решает оставить все как есть. И это опять его выбор.

Об особенностях Новосибирска

Поскольку я не работала с жителями других городов, не могу сказать про особенности новосибирцев. Ко мне чаще приходят с жалобами на ребенка. Не слушается, плохо учится, детские страхи. Жалобы на вторую половину: пьет, бьет, не работает. На родственников.

Человек просит изменить окружающих. Психолог же может работать только с тем человеком, который пришел на консультацию. Об этом клиенту сразу сообщается. Если человек готов работать над собой, он остается. Психолог не волшебник.

Современная жизнь превращает человека в зависимое существо. За него решают в какую школу ходить, в какой кружок, в какой институт. Дальше программируют, сколько надо зарабатывать, когда создавать семью и так далее. Современные люди часто даже не знают, чего хотят на самом деле. Как роботы, ходят на работу. Бывают возрастные кризисы, когда у человека есть шанс задуматься над своей жизнью и что-то изменить. Кто-то использует этот шанс. Многие уходят с головой в работу, развлечения, разные зависимости, лишь бы не думать об этом. Каждый случай уникален. Трудно сказать, какой из них самый необычный. Были клиенты, которые просили ввести их в состояние гипноза и дать нужную установку.

Как правило, изначально клиент приходит с установкой, что психолог решит его проблему. В процессе консультации, кто-то берет на себя ответственность за свою жизнь, кто-то отказывается работать дальше. Это выбор клиента.

Насильно причинять добро и вести в светлое будущее психолог не может.

Поэтому бороться с безответственностью клиента психолог не должен, он может только дать возможность клиенту осознать, что с ним происходит, почему он регулярно попадает в определенные ситуации, притягивает к себе определенных людей. Изменить мир невозможно.

Но когда начинаешь изменять себя, мир меняется, так как меняется собственное отношение к миру, к людям. Универсальный способ быть в позитиве — иметь жизненную позицию Я-ОК и Ты-ОК. Тогда в любой ситуации не будешь винить себя или искать виноватых. А будешь принимать то что случилось и решать проблему и договариваться, чтобы устроило и себя и окружающих. При этом быть хорошим для всех невозможно. И важно позволять себе отказывать другим, ставить четкие границы там, где это действительно важно.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары