Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как проверить наличие высшего образования. Как проверить выданный диплом об образовании на подлинность

Введение

Глава I Понятие и значение объективной стороны преступления 11

1 Понятие и признаки объективной стороны преступления 11

2 Уголовно-правовое значение объективной стороны преступления 22

2.1 Объективная сторона - объективное основание уголовной ответственности 22

2.2 Значение объективной стороны для разграничения преступлений и иных правонарушений 27

2.3 Значение объективной стороны для квалификации преступлений 34

2.4 Значение объективной стороны преступления для индивидуализации наказания 40

Глава II Основные признаки объективной стороны преступления 48

1 Понятие преступного деяния (действия и бездействия) 48

1.1 Преступное действие 48

1.2 Преступное бездействие 56

2 Преступные последствия 61

3. Причинная связь 82

Глава III Факультативные признаки объективной стороны преступления 94

1. Время совершения преступления 94

2. Место совершения преступления 115

3. Способ совершения преступления 135

4. Средства и орудия совершения преступления 153

5. Обстановка совершения преступления 174

Заключение 190

Литература 197

Приложение 223

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Новые задачи и формы практической деятельности следственных, судебных и прокурорских органов в современных условиях обязывают к дальнейшему расширению и углублению теоретических исследований в области уголовного права. Состав преступления, его элементы и признаки относятся к категориям уголовного права, это инструмент для квалификации преступления. Раз наука признает возможным в интересах практики разделить объективное и субъективное в преступном поведении, отнеся деяние к объективной стороне преступления и изучая отдельно отношение к нему со стороны преступника (субъективную сторону), то, безусловно, и все другие признаки (последствия, причинную связь, место, время, способ средства, орудия и обстановку) совершения преступления следует относить к признакам объективной стороны, а психические процессы, связанные с совершением преступления (его психологическую составляющую), следует рассматривать в рамках субъективной стороны как психическое отношение к совершению преступления.

В данной работе рассматривается один из элементов состава преступления - объективная сторона и ее признаки. Это один из центральных институтов российского уголовного права. При рассмотрении уголовных дел квалификация в значительной степени зависит от ее правильного решения.

В теории уголовного права объективная сторона преступления является наиболее сложным и объемным учением. Это внешняя сторона преступления, исследование которой позволяет судить не только о данном элементе состава, но и определять другие элементы и признаки состава преступления.

По объективной стороне можно установить объект, субъективную сторону, а подчас и субъект преступления.

С теоретической точки зрения изучение объективной стороны преступления важно в современных условиях, в частности, потому, что "за последние годы в этой области накопилось много новых вопросов и наметилась ломка некоторых традиционных представлений, необходимая в интересах дальнейшего развития науки и совершенствования судебной и прокурорской практики.

Поэтому научный анализ объективной стороны преступления не может ограничиваться изучением нормативного материала или примеров из судебной практики, а должен включать рассмотрение тех объективных закономерностей, на основе которых создаются юридические нормы и затем осуществляется прокурорская и судебно-следственная деятельность.

Это мы и попытались сделать в настоящей диссертации.

В задачу настоящего исследования не входило осветить все проблемы объективной стороны преступления. Мы решили остановиться только на основных, общих вопросов данной темы. Поэтому и назвали диссертацию "Общее учение об объективной стороне преступления".

Степень разработанности темы

Исследованию отдельных признаков объективной стороны в уголовном праве было посвящено значительное количество работ.

В дореволюционный период о них писали такие знаменитые криминалисты, как М.Бури, Ф.Лист, Г.Е.Колоколов, С.В.Познышев, П.П.Пусторослев, Н.Д.Сергиевский, Н.С.Таганцев.

В советское время отдельные проблемы объективной стороны нашли свое отражение в работах Н.Д.Дурманова, Н.Ф.Кузнецовой, А.А.Пионтковского, И.А.Ребане, А. А.Тер-Акопова, А.Н.Трайнина, Т.В.Церетели, М.Д.Шаргородского и др.

В современной России о них стали писать А.И. Бойко, В.Б. Малинин, В.КСахаров, М.В. Шкеле, Н.Н. Ярмыш и др.

Особо следует выделить работы В.Н. Кудрявцева, Г.В. Тимейко, М.И.Ковалева, специально посвященные объективной стороне преступления.

Однако, несмотря на большое количество работ, научно обоснованного и ясного решения многих вопросов, посвященных этой проблеме, все еще не достигнуто.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в комплексной разработке проблем объективной стороны преступления, выяснении его значения для уголовной ответственности и разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи.

1. Дать понятие и определить значение объективной стороны преступления.

2. Исследовать сущность и содержание отдельных признаков объективной стороны преступления: деяния (действия и бездействия), последствий, причинной связи, времени, места, способа, средств, орудий, обстановки совершения преступления.

3. Рассмотреть проблемные вопросы указанной темы.

4. Сформулировать предложения по совершенствованию уголовного законодательства.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-правовой охраны государства, общества и отдельных граждан от преступных посягательств.

Предметом исследования являются, прежде всего, нормы уголовного законодательства, регулирующие вышеуказанные общественные отношения, правоприменительная практика в следственных и судебных органах, а также положения науки уголовного права и других юридических наук.

Методология исследования

Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие частные научно-исследовательские методы.

В диссертации используются труды по философии, теории государства и права, криминологии, уголовному и уголовно-процессуальному праву.

Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Изучено уголовное законодательство зарубежных стран, дореволюционное и советское уголовное законодательство.

Эмпирическую базу исследования составляет практика Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ, Санкт-Петербургского (Ленинградского) городского суда, федеральных районных судов г. Санкт-Петербурга и некоторых других судов. Всего изучено 150 уголовных дел.

Научная новизна исследования

Она заключается в том, что настоящая диссертация является комплексным исследованием теоретических и практических проблем объективной стороны преступления. С момента защиты теоретического исследования по этой теме Г.В. Тимейко в 1986 году прошло почти 20 лет.

Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, в частности, предлагается внести изменения в статьи 9, 11 и 63 УК РФ, а также дополнить УК РФ специальным разделом "Понятия и термины, используемые в Уголовном кодексе" (как сделано в УПК РФ). В нем должны содержаться дефинитивные нормы, в которых давалось бы разъяснение терминов и определение основных понятий, употребляемых в нормах Общей и Особенной частей УК, в частности, предлагаемых нами по объективной стороне преступления.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Объективная сторона представляет собой внешний акт преступного поведения, протекающий в условиях определенного места, времени и обстановки. Начальным этапом развития преступного посягательства на охраняемый законом объект является действие или бездействие. Для материальных составов преступления в качестве основных признаков (а деяние в форме действия или бездействия является основным) выступает общественно опасные последствия. Процесс развития преступления от общественно опасного действия (бездействия) до наступления вредных последствий образует причинную связь между деянием и преступным результатом, которая тоже является обязательным признаком объективной стороны в материальных составах преступления. Место, время, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления - факультативные признаки объективной стороны состава преступления.

2. Значение объективной стороны преступления, прежде всего, состоит в следующем.

2.1 В пределах состава преступления она является объективным основанием уголовной ответственности по российскому уголовному праву.

2.2 Правильное установление признаков объективной стороны весьма важно для разграничения преступления от иных правонарушений. Это разграничение, по нашему мнению, должно, в первую очередь, проводиться по степени общественной опасности.

2.3 Объективная сторона преступления имеет важное значение для квалификации преступления. Рассматривая значение признаков объективной стороны, необходимо отметить, что все они входят в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу, и, следовательно, имеют важное доказательственное значение.

2.4 Важное значение имеет объективная сторона преступления для индивидуализации наказания. Объективная сторона может иметь значение как для индивидуализации наказания в рамках обстоятельств, смягчающих (ст. 61 УК РФ), так и отягчающих наказание (ст. 63 УК РФ).

3. В юридической литературе предлагаются различные основания для разделения родового понятия деяния на видовые понятия действия и бездействия. Мы предлагаем объективно-юридическое основание, а именно, действие определяем как активное поведение человека, заключающееся в воздействии на окружающую среду его телодвижений, бездействие - как неисполнение лицом возложенных на него законом обязанностей действовать определенным образом (если лицо имело возможность действовать), т.е. действие как явление, существующее в объективной реальности, а бездействие - как юридическое понятие, закрепленное в норме уголовного закона.

Мы предлагаем в учении об объективной стороне изучать не только действие и бездействие, но и деятельность, как отличную от этих двух форму совершения преступления.

4, Любое преступление влечет за собой самые различные последствия; социальные, экономические, моральные. Из всех этих последствий для квалификации преступлений имеют значение только некоторые, а именно:

1) вред объекту преступления, т. е. посягательство на общественные отношения;

2) вред предмету преступления - физический, материальный вред.

Говоря о преступных последствиях в их в реальном, действительном смысле (в плане объективной стороны), мы всегда имеем в виду только сам факт порождаемых преступлением изменений окружающего мира, т.е. материальные последствия.

5. Философское обобщение теорий причинной связи позволило сделать вывод, что взаимодействие причины и следствия характеризуется не только как передача вещества и энергии, но и как передача информации от одного предмета к другому. Следовательно, помимо энергетической, существует информационная причинность.

Информационная причинность может найти применение в составах, так или иначе связанных с передачей информации, например, в составах преступлений в сфере компьютерной информации. Без нее, в частности, нельзя обосновать ответственность соучастников (подстрекателей, организаторов). Другое важное значение информационной причинности - обоснование уголовной ответственности при бездействии. Попытки обосновать ее с помощью обычной, классической (физической) причинности, как это было доказано в последних исследованиях, оказались не основательны.

6. Указание на время как на признак, криминализирующий то или иное деяние, означает, как правило, не время как таковое (то есть не «астрономическое» время), а некий отрезок или период времени, в который происходят определенные события, оказывающие качественное влияние на преступление.

7. Место совершения преступления должно рассматриваться с позиции двух взаимосвязанных аспектов этого понятия. В широком смысле - это часть физического пространства, территория, на которой располагается участок юрисдикции того или иного государства. В узком - пространственная характеристика преступления, непосредственно указывающаяся или подразумевающаяся в диспозициях уголовно-правовых норм и влияющая на квалификацию преступления и индивидуализацию уголовной ответственности и наказания.

8. Наибольшее юридическое значение среди факультативных признаков объективной стороны имеет способ совершения преступления. Способ - это та форма, в которой выразились общественно опасные действия, те приемы и методы, которые использовал преступник для совершения преступления. Все основные составы, предусмотренные действующим уголовным законодательством, различаются главным образом по способу внешнего проявления общественно опасного посягательства.

9. От внешних по отношению к совершению преступления процессов, развивающихся по собственным законам, следует отличать предметы и процессы, опосредованные деятельностью преступника, включенные в нее, то есть средства и орудия совершения преступления.

В уголовном праве термин средство применяется в двояком смысле. В широком смысле "средство" - это все то, что служит достижению цели (в таком плане средством посягательства является даже само деяние преступника). Специфическое уголовно - правовое понятие средства посягательства уже. Оно включает в себя предметы материального мира, находящиеся в непосредственном владении субъекта преступления и используемые им в процессе совершения преступления в качестве орудия воздействия на объект уголовно-правовой охраны.

Орудия - это разновидность средств совершения преступления. Ими могут быть любые предметы, используемые для непосредственного осуществления преступного деяния (все виды холодного и огнестрельного оружия, отмычки, орудия взлома и т.д.).

10. Правильное понимание объективной стороны преступления возможно лишь с учётом обстановки его совершения, то есть конкретных условий, в которых совершается преступное деяние, развивается объективная сторона и наступает преступный результат. Эти условия существуют объективно, независимо от воли преступника, хотя в некоторых случаях они могут сознательно им использоваться и даже частично создаваться.

К числу материальных предметов, входящих в обстановку, как правило, относятся такие, которые обычно являются источниками повышенной опасности (транспортные средства, иные механизмы, взрывчатые, радиоактивные и т. п. вещества). В связи с их функционированием создаётся опасный вид обстановки. Также в некоторых случаях подобный вид обстановки может возникать из-за проявления природно-климатических факторов. Из иных факторов, образующих обстановку совершения преступления, могут быть выделены отношения и процессы, причём это могут быть и естественные процессы и отношения, протекающие, например, в среде диких животных, а также общественные и бытовые отношения и процессы. Теоретическая и практическая значимость работы Теоретическая значимость работы состоит в комплексном монографическом исследовании проблемы общего учения об объективной стороне преступления в уголовном праве. Положения диссертационного исследования пополняют потенциал науки уголовного права.

Практическая значимость исследования заключается:

В предложениях по совершенствованию законодательства;

В использовании теоретических положений и выводов в подготовке учебной и научной литературы, а также в учебном процессе.

Апробация работы

Основные выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, предметно-цикловой комиссии уголовно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института.

Проблемные положения настоящего исследования изложены в монографии, научных статьях и выступлениях на семинарах и научно-практических конференциях:

1. Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2003: IV Международная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Южно-Уральского государственного университета. 2 марта 2003 г. Челябинск, 2003;

2. Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия: 6-ая научно-практическая конференция молодых ученых. 19 апреля 2003 г. СПб., 2003;

3. Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия: 7-ая научно-практическая конференция молодых ученых 24 апреля 2004 г. СПб., 2004.

4. 10 лет российского конституционализма: итоги и перспективы: межвузовская научно-практическая конференция. МИЭП. СПб., 2004.

Основные идеи и положения диссертации внедрены в учебный процесс Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права и Санкт-Петербургского юридического института.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Понятие и признаки объективной стороны преступления

Всякую деятельность человека, в том числе и преступную, можно разделить на две составные части: интеллектуально-волевую, которая заключается в принятии определенного решения, осознании путей и средств в достижении намеченной цели, и действенную, - которая связана с претворением этого решения в действительность путем конкретного поведения. Эту вторую сторону человеческой деятельности и принято называть объективной стороной.

Хотя разделение в человеческом поведении объективного и субъективного и отнесение деяния к объективным признакам носят в определенной мере условный характер, что обычно отмечается при исследовании объективной и субъективной сторон преступления, но подобный подход уже давно взят на вооружение уголовным правом и является исключительно важным при решении многих вопросов правоприменительной деятельности. Состав преступления, его элементы и признаки относятся к категориям уголовного права, это инструмент для квалификации преступления. Раз наука признает возможным в интересах практики разделить объективное и субъективное в преступном поведении, отнеся деяние к объективной стороне преступления и изучая отдельно отношение к нему со стороны преступника (субъективную сторону), то, безусловно, и все другие признаки (последствия, причинную связь, место, время, способ средства, оружия и обстановку) совершения преступления следует относить к признакам объективной стороны, а психические процессы, связанные с совершением преступления (его психологическую составляющую) рассматривать в рамках субъективной стороны как психическое отношение к совершению преступления.

Поэтому мы не считаем правильным выделение в рамках объективной стороны совершения преступления объективных и субъективных признаков и разделяем традиционный подход к этому вопросу.

Изучение объективной стороны преступления необходимо начинать с определения понятия состава преступления.

Состав преступления - это совокупность установленных уголовным законом признаков определенного общественно опасного деяния, характеризуемого как преступление. Состав преступления является юридическим основанием для признания деяния преступлением.

Как социально-правовое явление состав преступления представляет собой сложную общность определенных элементов. Данные элементы, взятые отдельно или не в полном составе, не определяются как преступление. Следовательно, при решении вопроса об ответственности за преступление все элементы его состава должны присутствовать, то есть в аспекте значения для ответственности за преступления все его элементы равноценны. Тем не менее, как в теоретическом, так и в практическом плане, возникает вопрос о роли того или иного элемента состава преступления.

В теории уголовного права объективная сторона преступления является наиболее сложным и объемным учением. Это внешняя сторона преступления, исследование которой позволяет судить не только о данном элементе состава, но и определять объект посягательства и устанавливать форму вины.

Объективная сторона - один из четырех обязательных элементов состава преступления. Без объективной стороны деяния не может быть посягательства на объект преступления, нет и субъективной стороны как определенного отражения объективных признаков деяния в сознании субъекта, и наконец, отсутствует субъект преступления.

"Рассматривая объективную сторону преступления в качестве внешней характеристики процесса совершения преступления, следует иметь в виду, что она является "внешней" лишь по отношению к субъективному, психологическому содержанию деяния. Но эта сторона преступления одновременно является внутренней характеристикой для самого механизма преступного посягательства на охраняемый объект, так как она раскрывает его внутреннюю структуру и взаимодействие образующих его признаков".1

Говоря о составе преступления, необходимо выделять его элементы и присущие ему признаки. Очень часто их отождествляют, но это разные понятия. Элементы, как бы расчленяя состав преступления, характеризуют его объективные и субъективные аспекты с четырёх позиций: объекта преступления, субъекта, объективной стороны, субъективной стороны. А признаки, в свою очередь, выступают характеристиками элементов состава. Они связаны ними как свойства предметов с самими предметами.

Однако и будучи разграничены, они образуют монолитную систему с внутренними взаимосвязями, именуемую составом преступления. В составе преступления объединяются объективные и субъективные элементы, и это иногда приводит к тому, что признаки объективных элементов пытаются наделить самостоятельными субъективными свойствами.

Словом "признак" обычно обозначают свойство, черту, особенность предмета или явления, по которым можно его узнать, отличить от других. Развитие учения о признаках в теории познания, логике, а также в такой специальной дисциплине как криминалистика, дало возможность выделить ряд категорий признаков и особенностей их построения. Различают, например признаки полезные, устойчивые, существенные, достаточные, необходимые, специфические, отличительные, обобщенные, индивидуальные и ряд других.

Признаки обычно подразделяют на два типа: основные и факультативные. Основными являются те признаки, которые присущи всем составам преступления, а факультативные - лишь некоторым. Причём, надо заметить, что у каждого элемента состава имеются свои основные и факультативные признаки, характеризующие его.

"Заметим, что так называемые факультативные признаки объективной стороны посягательств в последние годы привлекают к себе все большее внимание науки".2

Факультативные признаки, в своей фактической сущности являясь такими же, как и обязательные, имеют иное юридическое значение. В тех случаях, когда факультативные в дополнение к основным определяют вид данного преступного действия и отличают его от сходного, они упоминаются в законе и становятся обязательными, поскольку являются признаками, с помощью которых можно данное преступное деяние квалифицировать по определенной статье уголовного закона. Если они такой роли не выполняют, то для законодателя они перестают существовать в том смысле, что он ими как признаками, констатирующими наличие определенного события, не интересуется. Это, разумеется, не означает, что указанные признаки совершенно не имеют юридического значения. Они могут оказать определенное воздействие, но не судьбу самого деяния, а на его правовое последствие в качестве отягчающего или смягчающего обстоятельства.

Значение объективной стороны для разграничения преступлений и иных правонарушений

Правильное установление признаков объективной стороны весьма важно для разграничения преступления от иных правонарушений. Это разграничение должно, в первую очередь, проводится по степени общественной опасности.

Преступление отличается от иных правонарушений (административных, дисциплинарных и др.) более высокой степенью общественной опасности. Следовательно, раскрытие уголовно-правового значения объективной стороны преступления, в первую очередь, предполагает определение ее роли в процессе формирования деяния как преступного.

Возникает вопрос о соотношении общественной опасности и объективной стороны преступления. Или, иначе говоря, способна ли объективная сторона каким-либо образом оказать влияние на общественную опасность, а, следовательно, и на преступность деяния.

Объективная сторона преступления может свидетельствовать об отсутствии общественной опасности в силу малозначительности. Отсутствие общественной опасности по этой причине может свидетельствовать об отсутствии признаков преступления. Данное положение закреплено в ч. 2 ст. 14 УК РФ. Малозначительность может определяться исходя из различных признаков преступления, но, в первую очередь, может свидетельствовать о ней последствия совершения преступления.26

Характер объективной стороны преступления наряду с иными обстоятельствами может свидетельствовать об отсутствии преступления в связи с наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния. Так, по Административному кодексу РФ мелким, т.е. административно наказуемым признается хищение на сумму не превышающую 1 МРОТ. Следовательно, уголовно-наказуемым будет хищение только на большую сумму.

Влияние объективной стороны преступления на общественную опасность совершенного деяния с точки зрения оснований уголовной ответственности характеризуется двумя важными обстоятельствами. Во-первых, этот процесс приводит к существенному изменению качества деяния, что, во-вторых, может протекать в двух противоположных направлениях: либо деяние становится общественно опасным и, следовательно, преступным, т.е. объективная сторона в данном случае выступает криминализирующим фактором, либо она влечет его декриминализацию, т.е. утрату им свойства общественной опасности. Причем на это может повлиять любой признак, объективной стороны - от деяния до обстановки совершения преступления.

Нередко основанием криминализации может оказазаться существенное и внезапное изменение социальной, экономической или политической обстановки в результате войны, стихийного бедствия, неурожая и других событий.27

Таким образом, взаимосвязь общественной опасности деяния и объективной стороны преступления является очевидной, хотя ее и нельзя признать всеобщей. "Деяние является общественно опасным не вне времени и пространства, а в конкретных условиях места, времени и обстановки его совершения. Это обстоятельство получает первенствующее значение в отдельных преступлениях, где не только степень тяжести преступления, но и нередко и само бытие преступления зависит от места, времени и обстановки совершения деяния (театр военных действий, мирное время, боевая обстановка)".28

Первое, что нужно установить в объективной стороне - деяние. Если не будет деяния (действия или бездействия) - не будет и самого преступления.

Так, по делу Л. Верховный Суд указал: "Лицо, не совершившее действий, образующих объективную сторону грабежа, не может нести ответственность как соисполнитель открытого завладения имуществом" был признан виновным в том, что, сообщив А. о наличии у Ч. крупной суммы денег, он остался внизу, когда А., поднявшись в квартиру Ч., вынудил ее отдать деньги, которые они и разделили между собой.

Верховный Суд подчеркнул, что грабеж совершил А. Л. же никаких действий, образующих объективную сторону открытого похищения имущества, не совершал. Следовательно, объективная сторона, определяя содержание преступления, тем самым определяет и те границы посягательства, в которых устанавливается ответственность за то или иное конкретное преступление.30

Так же просто разграничить преступления от иных правонарушений по последствиям. Отсутствие последствий при совершении общественно опасного деяния означает либо отсутствие стадии оконченного преступления либо состава преступления вообще.

Так, в ст. 105 УК РФ в качестве общественно опасного последствия предусмотрена смерть человека. Поскольку законодатель прямо указывает характер вредных последствий, для того чтобы констатировать наличие оконченного состава преступления, нужно лишь установить, что потерпевший умер.

Но если между общественно опасным деянием и последствием нет причинной связи - нет и оконченного преступления. В практике это общепризнанно. "Преступные действия не являются оконченным преступлением, если наступившие вредные последствия не находились в причинной связи с этими действиями".31

Как правило, место, время, обстановка и другие факультативные признаки характеризуют индивидуальные объективные особенности состава преступления. Однако эти обстоятельства могут иметь более существенное значение: влиять на степень общественно опасности всех преступлений одного вида. Именно в таких случаях законодатель относит их к числу обязательных признаков простого или квалифицированного состава преступления.

Прежде всего, место совершения преступления, указанное в законе должно непременно выявлено и установлено в процессе расследования и судебного рассмотрения каждого уголовного дела. Установления данного обстоятельства (и других) по существу означает установление события преступления.

Преступное действие

В уголовном законе нет определения ни преступного действия, ни преступного бездействия: они объединяются в общем понятии преступного деяния.

Термин "деяние" используется законодателем не для объединения действия и бездействия в одно понятие (иначе их употребление вообще было бы не нужно), а для признания преступлением не мыслей, не "опасного состояния личности", а именно только деяния, т. е. внешнего поведения человека.

Для уяснения сущности этих понятий необходимо определить содержание каждого из них. В юридической литературе действие обычно определяется как общественно опасное противоправное активное сознательное поведение человека.45

Н.Ф.Кузнецова подтверждая тезис о том, что преступное действие должно быть общественно опасным, пишет: "Всякое исследование причинной связи должно прекращаться, если действие не было объективно общественно опасным" и и приводит пример.

Иванов задумал убить Петрову и послал ее с этой целью на морской курорт. Иванов надеялся, что не умеющая плавать Петрова утонет в море. Так и случилось. Иванов не будет отвечать за убийство, но не потому, как полагает А. Н. Трайнин, приведя этот пример, что здесь имелась мизерная причинная связь,47 а потому, что его действия не были объективно общественно опасными и, следовательно, не может ставиться вопрос об их причинной связи с ущербом.4 Но само действие может и не обладать никакой общественной опасностью. Какой общественной опасностью обладает действия человека, который набивает свой почтовый ящик пачкой газет?

И, тем не менее, оперативники 37 отдела милиции Василеостровского района Санкт-Петербурга рассказали автору этой работы следующий случай.

Их сослуживец Н. мечтал о том, как бы ему избавиться от "горячо любимой" тещи. И вот представился подходящий случай. В отдел пришла ориентировка на опасного преступника квартирного вора Маркиросяна, который действует в их районе, обчищая квартиры. Как предполагается, он выходит на них по почтовым ящикам. Дело было летом и почтовый ящик, забитый газетами свидетельствовал о том, что хозяева уехали в отпуск. Но в двух случаях в квартире оказывались пожилые люди и Маркиросян их убил. Н. решил использовать эту информацию и забил свой почтовый ящик газетами с надеждой, что Маркиросян выйдет на его квартиру и убьет тещу, которая постоянно находилась дома. Что и произошло.

Разве не должен Н. понести ответственность за пособничество? Правильно пишет Ю.А. Красиков: "Признание общественной опасности основным признаком преступления привело к отказу от противоправности, к забвению принципа nullum crimen sine lege".49

Деяние само по себе не может быть ни общественно опасным, ни общественно вредным. Общественно опасным может быть только преступление в целом.

Говоря о понятии действия, А. Н. Трайнин указывал: "Действие в уголовно-правовом смысле не только качественно отлично от телодвижения, но и, так сказать, количественно...".50 При этом под качественным отличием уголовно-правового действия от телодвижения А. Н. Трайнин понимал такие необходимые для действия признаки, как вменяемость лица, совершение действия не под давлением непреодолимой силы, физического, а иногда и психического принуждения. Однако, как правильно пишет В.Б. Малинин, "единство и взаимосвязь всех элементов состава преступления вовсе не означают их взаимной подмены друг другом. Это различные элементы, и каждый из них несет смысловую и юридическую нагрузку. Невозможно отрицать, что необходимым признаком состава преступления является вменяемость лица, но этот критерий является признаком субъекта преступления и не должен дублироваться в характеристике объективной стороны".51

Поэтому точно также деяние само по себе не может быть противоправным. Противоправным может быть только преступление.

Практически во всех научных работах, во всех учебниках по уголовному праву указывается на волевой характер действия. Так, в мы читаем в "Курсе уголовного права" под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой мы читаем: "Любое деяние, являясь проявлением поведения человека во внешнем мире, всегда предполагает сознательную деятельность человека. Поэтому не является деянием в уголовно-правовом смысле телодвижение, не контролируемое сознанием, а также причинение вреда вследствие непреодолимой силы или физического принуждения".

Да, "внешняя (физическая) сторона деяния и внутренняя (психическая) образуют неразрывное единство", но это единство существует в реальном действии человека, а в теоретическом анализе мы разделяем объективную сторону совершаемого преступления и субъективную. "Всякое правонарушение, - пишет И. С. Самощенко, - это органическое единство ряда субъективных и объективных моментов, но в теоретическом анализе неизбежно приходится их разделять, ибо без этого невозможно познание сущности правонарушений".53 Мысли человека относятся к субъективной стороне, а поэтому можно и нужно "отвлекаться оттого, что он, действуя, мыслил".

Как отмечает В.Б. Малинин: "Невозможность уголовной ответственности при отсутствии сознания и воли должна связываться не с пороком деяния, а с отсутствием вины. В самом деле, почему-то авторы упомянутого выше "Курса", критикуя тех юристов, которые предлагают ограничивать понятие деяния недостижением установленного в уголовном законе возраста, состоянием невменяемости и др., связывают эти моменты не с деянием, а с другим признаком состава - субъектом. Но ведь по аналогии можно решить вопрос и с сознанием и волей, т. е. отнести их не к объективной стороне (действию), а к субъективной".54

Время совершения преступления

Всякое преступление совершается в условиях места и времени. Однако следует признать, что в уголовно- правовой литературе проблема времени совершения преступления не получила должного освещения ни до принятия УК РФ 1996 года, ни после этого. Отдельным аспектам этой проблемы уделено гораздо больше внимания в рамках других наук, таких как криминалистика, криминология, уголовный процесс. Неестественность такого положения очевидна, т.к. уголовно- правовая характеристика деяния является отправной точкой для криминологической и криминалистической характеристик. Она в значительной мере определяет содержание предмета доказывания, формы осуществления которого закреплены в уголовно-процессуальном законе и разрабатываются уголовно-процессуальной наукой. В учебной литературе, как правило, не раскрывается содержание этого признака объективной стороны состава преступления и редко дается его определение.

Фундаментальные работы, посвященные объективной стороне преступления этому вопросу должного внимания также не уделяют171. Вместе с тем было бы неверно утверждать, что проблема времени совершения преступления совершенно не привлекала внимание представителей уголовно-правовой науки. Из всех аспектов проблемы наиболее разработан такой, как определение времени совершения преступления при решении вопроса о пределах действия уголовного закона во времени.172

Понятие времени совершения преступления дано в ч. 2 ст. 9 УК РФ, где сказано: "временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий".

Время совершения преступления как признак состава преступления понимается в смысле определенного временного периода, в течение которого совершено преступление.

Так, уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени (ч. 3 ст. 331 УК), а например, воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ) и фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ) предполагают их совершение в определенное время - время выборов в органы государственной власти и органов местного самоуправления или референдума, а также время подведения их итогов.

В различных учебниках предлагается множество определений времени совершения преступления. Например: "...это определенный временной период, в течение которого может быть совершено преступление",173 "... обычно не просто определенное время суток или время года, а конкретный период, характеризующийся определенными общественно-политическими событиями".174

Временной фактор в большинстве случаев очевиден и понятен, легко презюмируется даже не специалистом. Так, применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ) предполагает время совершения военных (боевых) действий; уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ) - период краткосрочного выезда (отпуска) осужденного к лишению свободы за пределы исправительного учреждения; воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ) - время избирательных компаний; вынесение заведомо неправосудного приговора (ст. 305 УК РФ) - период судебного разбирательства по уголовному делу и т.д.

Понятие "времени совершения преступления" составное и уже в силу этого его уяснение имеет некоторые особенности, связанные со стыковкой терминов, его составляющих. Этими терминами являются "время" и "совершение преступления". Сами по себе они не представляют трудностей в уяснении, чего нельзя сказать об их сочетании. Дело в том, что в этом случае приходится сталкиваться с качественными изменениями их содержания. Так, если «совершение преступления»- это выполнение лицом общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, то ответ на вопрос: "Является ли время совершения общественно опасного деяния временем совершения преступления" далеко не всегда был однозначным до принятия нового УК РФ. Это объясняется, прежде всего, различным значением времени совершения преступления как признака объективной стороны состава преступления и как основания действия уголовного закона во времени, а также различием в конструировании составов тех или иных преступлений и в особенностях законодательного формулирования их объективной стороны.

Категория времени - относительно устойчивое и фундаментальное образование, существующее в разных формах и проявлениях. Очевидно, что каждая форма движения материи, поскольку последняя может существовать не иначе, как во времени и в пространстве, имеет свои пространственно-временные связи, свое, соответствующее форме движения материи, пространство и время.

Однако время совершения преступления - понятие, в первую очередь, правовое, а поэтому его определение должно отражать присущие ему юридические признаки.

Преступление есть деяние, которое также, как и его преступные последствия, находит свое законное выражение в признаках объективной стороны состава преступления. Ввиду этого временем совершения преступления следовало бы, по-видимому, признать время выполнения объективной стороны. Другими словами, время совершения преступления - это отрезок времени, в который выполнено объективная сторона преступления.

Петелин, Борис Яковлевич

Первое упоминание о роде казанцев Парфеновых относится к 17 веку. В писцовой книге Казанского уезда за 1648 год говорилось о земельных владениях служилых новокрещеных ясашных крестьян в деревне Таш-Кирмен на большой луговой дороге из Казани в Симбирск на реке Меше Лаишевскаго уезда . За Елизарком Ивановым сыном Парфенова числилось 77 десятин. Таким образом, Парфеновы - отатарившаяся мордва-каратай.

Мещане братья Иван (1778-1850) и Илья Ивановичи Парфеновы происходили из крестьян села Ташелка Ставропольского уезда. Их отец Иван Парфенов поселился в Ставрополе в 80- годах 18 века. У Ивана Ивановича были сыновья Лукьян , Василий, Иван и Семен. У сына Ильи - Михаила Ильича Парфенова - было двое сыновей: Иван - гласный городской думы и почетный смотритель ставропольской ремесленной школы, и Федор, купец 2 гильдии, который в 1902-1910 г. служил директором городского общественного банка Ставрополя. У Федора Михайловича и Надежды Петровны Парфеновых было четверо детей: старший сын - губернский секретарь Георгий Федорович служил в уездной управе, Яков (1885-), Мария родилась в 1891 г., Александр Федорович (1880- ?) перешел в купеческое сословие и держал хлебную и мучную торговлю. Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы - в мещанство.

Ставрополь второй половины 19 в. - вотчина богатых мукомолов и хлеботорговцев. На протяжении почти 100 лет история Посадской улицы в Ставрополе была связана исключительно с мучной и хлебной торговлей. Здесь торговали как купцы-мукомолы Шагаровы - в лавках при собственном доме № 45 и в снимаемых помещениях, так и приезжие торговцы. Купцу 2-й гильдии Александру Федоровичу Парфенову принадлежали пять мучных лавок и хлебный магазин (Посадская 15). Его сосед Николай Михайлович Субботин владелец дома № 62 по Посадской - сдавал под мучную торговлю две свои лавки. В доме № 11 находились две «крупчаточные» лавки, в одной из которых вел торговлю 2-й гильдии купец-мукомол Петр Иванович Бурков, а другую арендовал купец Григорий Иванович Макин. П одобные же лавки имелись при домах хлеботорговцев Дудкиных, Климушиных. Здесь же находилась контора товарищества «Эрлангер», которое занималось устройством и переоснащением мукомольных мельниц. Мукомольное товарищество Ивана Михайловича, Федора Михайловича и Александра Федоровича Парфеновых занималось мукомольным производством и торговлей крупчаткой, имело представительства в Ставрополе, Самаре, Мелекессе, Сенгилее, вошло в число наиболее преуспевающих производителей муки в Поволжском регионе. В 1895 г. в Ставрополе насчитывалось 42 торговые точки (магазины, бакалейные лавки на дому, мучные лавки, торговля печеным хлебом), не считая лавок на Базарной площади. Среди собратьев по цеху Парфенов пользовался огромным уважением и часто отстаивал их интересы в государственных структурах, хотя это не всегда давало ожидаемые результаты.

А.Ф. Парфенов активно участвовал в общественной жизни Ставрополя: тесно сотрудничал с органами городского и земского самоуправления, был членом различных попечительских советов, а за неоднократные пожертвования в пользу «богоугодных заведений» б ыл избран почетным членом Самарского губернского благотворительного общества купцов и промышленников и личным почетным гражданином Ставрополя (1910 ).

Купец 2 гильдии Александр Федорович Парфенов женился на дочери ставропольского мещанина Татьяне Васильевне, в семье было трое детей: сын Александр (1898) умер в младенчестве, дочь Ольга Александровна (1918-), вышедшая замуж за ставропольского мещанина Орлова и в 1936-1937 г. отбывавшая ссылку в с. Ширяево Ставропольского района, сын Федор Александрович (1899-) , который со своей семьей в 1925 г. все еще жил в Ставрополе. Его вдова Анна Андреевна после смерти мужа в 1949 г. переехала с детьми на улицу Набережную 17.

Необходимость проверить диплом на подлинность по номеру или полным данным чаще всего возникает у крупных работодателей, но нередко обезопасить себя от некомпетентности хотят и те, кто нанимает ребенку репетитора, няню, индивидуального тренера. Поддельные документы о высшем образовании любого уровня предлагают в переходах, Интернете и даже вузах. Было бы глупо полагать, что потенциальные наниматели обитают на другой планете или всегда переходят дорогу в неположенном месте, а Сеть посещают исключительно, чтобы дать объявление о вакансии, поэтому им и в голову не придет проверить подлинность диплома 19-летнего «специалиста со стажем», два года назад окончившего магистратуру, а то и аспирантуру МГУ. Тем более что сегодня такая возможность есть.

Что такое единый госреестр дипломов

Если раньше проверить диплом на подлинность беспрепятственно могли только госучреждения, предприятия оборонного комплекса и силовые структуры, то сегодня это могут сделать коммерческие организации и даже частные лица.

Чтобы обеспечить работодателям высокую достоверность информации о квалификации кандидатов, а также в целях пресечения незаконной торговли вузовскими «корочками» и борьбы с коррупцией с 2013 года на сайте Рособрнадзора абсолютно бесплатно доступен реестр дипломов о высшем образовании. Сверившись с ним, можно оперативно удостовериться в действительности документа, в котором указано, что он выдан каким-либо институтом, университетом или любой академией РФ.

Сбор данных о выданных вузами и колледжами дипломах, о присвоении научных званий и степеней и даже о выписке свидетельств ЕГЭ Рособрнадзор начал в 2012 году. Результатом активной работы стала обширная информационная база - ФРДО (федеральный реестр документов об образовании, квалификации и обучении), в которую на первых порах вошли сведения о двух миллионах дипломов государственного образца о высшем профобразовании, которые были выданы выпускникам вузов в течение 2010-2011 годов.

Согласно постановлению правительства № 729 все образовательные организации ВПО обязаны предоставлять информацию для единого реестра, поэтому база планомерно расширяется. Сейчас в нее вносятся данные пока до 2009 года, в ближайшей перспективе (намеченный срок - к 2023 г.) по ней можно будет проверить на подлинность диплом о высшем образовании, выданный начиная с 1992 года включительно. Электронный список пополняется круглосуточно, на 26.12.17 в госреестре содержались сведения уже о 12 547 326 документах, данные о новых дипломах поступают в систему не позже 60 дней со дня выдачи.

Как проверить подлинность диплома в едином реестре РФ

Чтобы проверить диплом на подлинность онлайн, надо:

Возможно, при заполнении были допущены ошибки или данные еще не внесены.

Переход на форму обратной связи - через главную страницу сайта Рособрнадзора или по этой ссылке .

Другие способы проверки диплома на подлинность

Согласно установленной процедуре при оформлении на работу в госструктуры, силовые ведомства, организации и предприятия, связанные с государственной тайной и безопасностью, запрос от нанимателя обязательно отправляется в вуз, который обязан предоставить всю интересующую его отправителя информацию. Но что делать, если у представителей коммерческой организации возникли сомнения в оригинальности документов об образовании кандидата или надо проверить диплом «родом из СССР» или выданный уже после его распада - в 90-х и нулевых годах?

Официальный письменный запрос

Выход - официальный запрос в вуз, который делается по письменно оформленному согласию соискателя. Оно прилагается к бланку и должно соответствовать требованиям закона о персональных данных и Трудового кодекса .

В письме указываются:

  1. Ф. И. О. выпускника, документ которого проверяется.
  2. Серия, № диплома.
  3. Регистрационный номер.
  4. Дата выдачи.

Запрос на имя проректора или ректора оформляется на фирменном бланке, заверенном печатью заведения, и регистрируется в исходящих документах.

Образец запроса о подлинности диплома

На проверку с помощью такого запроса уйдет около месяца. Если учебное заведение отказывается предоставить информацию - по закону оно не обязано отвечать даже на официально зарегистрированные письма частных коммерческих предприятий - или вуз закрылся, а его правопреемника нет, то подлинностью диплома можно поинтересоваться непосредственно в Рособрнадзоре.

Если соискатель не дает добровольного информированного согласия на проверку сведений о себе, в университет или институт можно отправить ходатайство о подтверждении или, наоборот, опровержении факта выдачи диплома конкретной серии и номера без ссылки на фамилию и имя скрытного кандидата. В ответе тоже не будут значиться паспортные данные отказника, но вуз напишет, выдавался ли диплом с обозначенными номером и серией.

Пример подтверждения согласия кандидата на проверку

Согласие на получение персональных данных от третьих лиц

Я, Ф. И. О.________________ ____________, паспорт _______ номер ________ ,

выдан ____________________________________________________________________

зарегистрирован (а) ___ по адресу: ____________________________________________ ,

даю согласие компании «…», расположенной по адресу: __________________________,

на получение моих персональных данных об образовании у третьей стороны - вуза (название высшего учебного заведения) ___________________________________ ,

расположенного по адресу: ______________________________________________ ,

посредством письменного запроса. Получение персональных данных осуществляется в целях подтверждения обоснованности выдачи мне диплома о высшем образовании.

Права, предоставляемые в связи с обработкой моих персональных данных, мне разъяснены.

Согласие действует в течение шести месяцев с момента его выдачи.

Ф. И. О., подпись Дата

Справка

Не все учебные заведения, особенно частные, с готовностью идут навстречу работодателям и предоставляют такого рода информацию, но вуз обязан подтвердить подлинность диплома, когда в альма-матер обращается сам выпускник. В случае если верификация в интересах проверяемого, процедуру можно ускорить, попросив потенциального сотрудника предъявить официальную справку, заверенную ректором.

Сайт вуза

Большая часть высших учебных заведений создает собственную онлайновую базу выпускников, по которой почти всегда можно «пробить» и документы об образовании, отыскав на сайте вуза соответствующий раздел, в котором несложно проверить диплом на подлинность номеру. Если документ в самом деле был выдан, то выводятся сведения о его владельце: фамилия, имя, отчество, сроки обучения, факультет и т. д.

На официальном сайте Санкт-Петербургского университета, в подразделе «Диплом СПбГУ » блока «Работодателям», это можно сделать по QR-коду, который с 2017 года наносится во всех его дипломах.

В онлайн-режиме наниматели могут не только проверить подлинность диплома, но и узнать о достижениях соискателя за время учебы.

Если на сайтах вузов информация отсутствует, это не значит, что выпускник липовый: не исключены ошибки из-за несовершенства электронной системы, но зачастую это свидетельство того, что документы об окончании университета не выдавались или были получены нелегально, проще говоря, куплены по сходной цене.

Альтернативные методы

Все они сродни способам работы частного сыщика или опытной гадалки, но могут принести более-менее показательные результаты, когда неизвестен номер диплома.

Соцсети

Данные, указанные в профиле кандидата, конечно, не стопроцентная гарантия подлинности его диплома, а всего лишь косвенный аргумент «за». Активные пользователи социальных соцсетей в курсе, что следующий шаг менеджера по персоналу после знакомства с резюме - изучение странички соискателя «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассниках» и т. д., поэтому могут внести в виртуальную анкету сведения, соответствующие информации, содержащейся в фейковом дипломе.

В качестве подтверждения больше подходит список друзей: если в нем много выпускников того же вуза, диплом которого представил кандидат, скорее всего, он действительно его окончил. Но опять же - не факт: это не доказывает, что претендент благополучно завершил учебу, а не был отчислен, скажем, с последнего курса, так и не защитив . Такой эпический провал вовсе не мешает ему поддерживать хорошие отношения с экс-одногруппниками или бывшими сокурсниками.

Беседа

Требует от интервьюера определенной подготовки. Для начала надо собрать информацию о факультете, преподавателях, тонкостях порядка обучения, чтобы иметь возможность сравнить ее с ответами будущего сотрудника на вопросы о вузе, которые задаются исключительно с целью проверить подлинность диплома, а не поддержать высокоинтеллектуальную светскую беседу. Студент, честно и усердно проучившийся на бакалавра минимум четыре года, знает институт вдоль и поперек и на самые каверзные вопросы ответит без запинки.

Еще один нестандартный вариант определить подлинность диплома - побеседовать (необязательно лично, можно и по телефону) с методистом кафедры или факультета, попросив его дать устную характеристику выпускника или заручиться согласием в ближайшее время прислать письменную. Если такого студента не припомнят и не находят в списках, это серьезный повод усомниться и подумать, а был ли мальчик?

Если опасения серьезны, лучше прибегнуть к более надежным способам: официальному запросу, проверке диплома по номеру в госреестре, электронному письму в Рособрнадзор.

Но даже самый эффективный метод не поможет подтвердить подлинность диплома о высшем образовании, выданного выпускнику ведомственных вузов - институтов, университетов и академий федеральных служб охраны, безопасности, внешней разведки. В остальных случаях доступные и бесплатные способы проверить диплом на подлинность гарантируют практически стопроцентный успех.

К сожалению, приобрести поддельные документы любой сложности не составляет труда, поэтому вопрос подлинности предоставленных сведений всегда является актуальным. Для получения высокооплачиваемой работы подделывают документы об образовании, особенно о высшем. Возможность проверить факт получения диплома, в том числе по его номеру, предоставляется через специальные информационные сайты в интернете. Проанализируем этот и другие способы проверки подлинности документов о высшем и специальном образовании ниже.

Способы проверки документов об образовании на подлинность

Работодатель при приеме нового сотрудника на вакансию, требующую специальных познаний и навыков, в обязательном порядке потребует предоставить сведения о наличии соответствующего образования. Обязательным условием при трудоустройстве в государственные органы является проведение проверки на подлинность всех документов. Существует несколько вполне законных и легкодоступных способов, позволяющих установить подлинность диплома об образовании как с согласия обладателя диплома, так и без такового.

Среди основных способов проверки подлинности диплома, как бланка государственного образка, выделяют:

  • внешнее соответствие всем установленным стандартам;
  • запрос подтверждения выдачи соответствующего диплома у учебного заведения, выдавшего его;
  • проверка подлинности в специальной базе Рособрнадзора, доступ к которой осуществляется через интернет.

Существуют и иные способы получения подтверждения прохождения обучения в конкретном образовательном учреждении и получения диплома или свидетельства об образовании. К альтернативным способам проверки подлинности относятся, например, социальные сети, которые содержат информацию о вузах и сроках обучения. В этом случае следует помнить, что в профиле социальных сетей вся информация относительно обучения заносится владельцем аккаунта самостоятельно, следовательно, данный способ не является достоверным.

Подробный расспрос владельца диплома об учебном учреждении и преподавателях позволит после их уточнения сделать вывод о прохождении обучения. Данный способ актуален, если после окончания вуза прошло незначительное время.

Проверка подлинности диплома по внешним признакам

Все дипломы об образовании, как и другие документы государственного образца, имеют определенную степень защиты и отличительные признаки. Проанализировав внешние характеристики, можно предварительно сделать вывод о его подлинности или подделке.

Оригинал подлинного диплома должен иметь следующие особенности:

  • наличие водяных знаков, содержащих аббревиатуру «РФ»;
  • при просвете под ультрафиолетом должен проявиться герб России, по сторонам от которого расположены сливающиеся надписи «Россия» и «Диплом», а также можно обнаружить по всей поверхности своеобразные нити;
  • воспользовавшись лупой можно прочитать справа от надписи «Диплом» слова, написанные шрифтом в 0,5 мм. и составляющие надпись «Министерство образования Российской Федерации».

Внимание! При ксерокопировании подлинного диплома об образовании, на копии появится надпись «Копия», которая невооруженным взглядом не видна на самом бланке.

Вместе с тем наличие всех вышеуказанных элементов защиты не является доказательством подлинности диплома, а лишь свидетельствует о том, что бланк является оригинальным. На практике встречаются случаи масштабных хищений чистых бланков дипломов из образовательных учреждений. Несмотря на то, что в таких случаях учебные заведения обязаны размещать информацию о признании таких бланков недействительными, многие работодатели не обращают на это внимание.

Проверка диплома на подлинность через интернет

Все сведения о получении образования, какой-либо квалификации или прохождении обучения в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 г. № 247-ФЗ и Постановлении Правительства от 26.08.20133 г. № 729 заносятся в специально созданный федеральный реестр. Главная цель ведения такого реестра заключается в пресечении деятельности рынка поддельных дипломов и иных государственных документов об образовании, а также консолидации информации обо всех ранее выданных дипломах.

Доступ в данную базу для проверки дипломов открыт для всех желающих, для этого не нужно регистрироваться или получать доступ через специализированные органы. При проверке подлинности следует лишь указать обязательные для заполнения сведения, отмеченные красной звездочкой и содержащиеся в самом дипломе:

Если обязательные для ввода данные не позволяют найти необходимый документ, то следует воспользоваться расширенным поиском, который предполагает внесение дополнительно наименования документа, его регистрационного номера, а также присвоенной квалификации и специальности.

После проведения бегунка для разблокировки должна появиться информация о наличии диплома с указанными параметрами в базе.

Внимание! База Рособрнадзора находится на стадии разработки и внесения всех сведений о выданных дипломах. Отсутствие данных, соответствующих запросу, не является доказательством подделки документа.

В случае отсутствия сведений можно отправить запрос на сайте для внесения информации о выданном дипломе, для этого необходима регистрация. Специалисты проекта уточнят сведения в указанном вузе и после подтверждения добавят информацию в реестр.

Помимо федерального реестра, содержащего сведения о документах о высшем образовании, проверить подлинность диплома можно также на сайте образовательной организации, выдавшей его. Сайты крупных вузов страны содержат специальные приложения, позволяющие установить подлинность дипломов, которые были выданы их выпускникам.

В заключение отметим, что самым верным способом установить подлинность документов об образовании является направление запроса в учреждение, которое его выдало. Несмотря на то что направить такой запрос может любое лицо, администрация вуза не обязана отвечать на запрос, поступивший от третьих лиц. Поэтому при наличии поводов подозревать в предоставленных документах подделку, работодатель может на работника возложить обязанность по предоставлению справки из учебного учреждения, подтверждающей факт выдачи того или иного документа об образовании.

Федеральный реестр дипломов: видео

Чтобы бороться с поддельными дипломными проектами и с работами, приобретенными у мошенников, необходимо владеть информацией о способах проверки документов на подлинность, уникальность .

Единый реестр дипломов о высшем образовании РФ

По примеру государств Запада в 2013 году на государственном обеспечении было принято решение о том, чтобы сформировать единый реестр выпускников высших и средних учреждений образования . В соответствии с данными, предоставленными в нем, появляется возможность проведения проверки регистрации диплома и выявления его подлинности.

В целях создания единого полноценного механизма еще в рамках 2009 году на официальном ресурсе по надзору в области науки и образования (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/ начала скапливаться обширная и разносторонняя информация о дипломных проектах, составляемых выпускниками вузов, техникумов и колледжей, а также об ученых степенях и званиях, свидетельствах по единому государственному экзамену.

Благодаря такому подходу произошло формирование обширной базы , позволяющей совершать любые аналитические и оценочные мероприятия.

По задумке составителей базы в качестве нижней временной планки для сбора информации выступает 1960 год. А новые сведения поступают в реестр ежедневно и до настоящего времени.

С 2013 года открытие базы проверки дипломов произошло на безвозмездной основе в целях оценки как со стороны контролирующих служб и структур, так и в рамках запроса простых граждан.

На момент запуска были внесены более 2 000 000 данных . В 2018 году объем полезной информации возрос в несколько раз в сравнении со временем, когда реестр только начинал функционировать.

Согласно официальным данным, содержащимся на ресурсе структуры, реестр должен пополниться новыми актуальными сведениями с 1992 года включительно.

В качестве целей формирования Федерального реестра выступают следующие направления :

  • предотвращение поступления в оборот поддельной образовательной документации, имеющей государственный образец;
  • предоставление ведомствам и работодателям достоверных данных об уровне квалификации кандидатов на трудоустройство;
  • снижение количества нарушений закона и коррупционных явлений в стенах заведений образования;
  • повышение качественных показателей по образовательным программам за счет обеспечения общественности достоверных материалов о выпускниках.

Пошаговая инструкция по проверке

Существует несколько способов проверки подлинности диплома, алгоритм действий зависит от выбранного метода.

Действия через Рособрнадзор

Можно обратиться непосредственно в данную организацию посредством письма, указав в нем все данные из диплома. Сюда же относится наименование вуза, номер и серия бланка, дата получения.

Копия диплома также должна быть приложена, чтобы заявитель был уверенным в возможности проверки со стороны контролирующей службы всех данных. Если вдруг вы сменили фамилию, нужно указывать прежний реквизит (который написан в дипломе). Если наименование вуза с тех пор сменилось, нужно указать два варианта .

После подачи заявления следует подождать месяц. Это позволит подтвердить факт наличия диплом, даже если он был утерян.

Стоит помнить о том, что далеко не все высшие учебные заведения своевременно передают данные в общую базу, некоторые из них нарушают законодательные нормы и положения. Если нужных сведений нет, придется потратить время на доказательство их подлинности и актуальности.

Онлайн (через интернет) на сайте РОСОБРНАДЗОРА

Проверить диплом о получении высшего или среднего образования в режиме онлайн можно на официальном ресурсе Рособрнадзора http://www.obrnadzor.gov.ru/ в рамках раздела федерального реестра сведений о документах образовательного, квалификационного характера.

Доступ к этой информации открыт на постоянной основе для всех желающих. Еще один способ – получение информации из реестра, который действует в рамках ФЗ №273 ст. 98 .

Как использовать реестр для проверки

Для получения сведений необходимо владеть информацией не только о номере диплома, но и о других моментах, связанных с получателем документа. Не владея вспомогательными данными, сделать это невозможно (во избежание разглашения конфиденциальной информации).

Не имея на руках нужного документа, необходимо заполнить форму и отправить запрос. Только в ходе соблюдения условия появляется возможность проведения корректного анализа, и конфиденциальная информация останется нетронутой.

Пошаговая инструкция действий выглядит следующим образом:

  • нужно перейти на официальный ресурс организации http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/ ;
  • найти раздел федерального реестра документов по государственному образцу и кликнуть на него;
  • провести ознакомление с детализированными сведениями по текущим нормам законодательства и получить ответы на часто задаваемые вопросы;
  • заполнить обязательные поисковые поля и нажать кнопку проверки наличия сведений.

Как можно заметить и удостовериться, процесс получения этих сведений достаточно прост и понятен, если действовать грамотно и последовательно.

Какие данные нужны для поиска информации

На официальном ресурсе будет присутствовать специальная форма, в которую пользователь вносит следующий набор данных :

  • степень получаемого и полученного образования (указывается высшее или среднее);
  • название государственного или частного учреждения образования, немаловажную роль играет ввод кода на основании Общероссийского классификатора;
  • ФИО лица, которое будет получать диплом;
  • государственный образец серии и номера бланка, на котором произошла выдача документации;
  • фактическая дата получения.

Таким образом, перечень вводимых данных хоть и является немалым, позволяет обеспечить защищенность данных пользователя от действий злоумышленников .

Расширенная проверка диплома

Для проверки диплома на подлинность на сайт Рособрнадзора http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/ может использоваться расширенная опция . В данном случае потребуется ввести вспомогательные сведения. Конечно, они не являются обязательными, но считаются желательными.

Правильные действия позволят предотвратить помарки и упростить процесс поиска по внушительной информационной базе. Потребуется внести следующие информационные сведения :

  • полное наименование получаемой бумаги (аттестат, диплом, свидетельство и т. д.);
  • статус документации (оригинал, копия, дубликат, утраченная версия);
  • регистрационное номерное значение (под записью «Диплом»);
  • квалификационный показатель лица, получающего образование (магистр, бакалавр, специалист);
  • специальность (как указано в дипломе);
  • год завершения учебы.

Введя эти сведения, вы получите более подробную информацию о дипломе и его подлинности/недействительности.

Получение результатов

Проверочные мероприятия в отношении подлинности диплома осуществляются в полностью автоматизированном порядке . Если введенные данные совпадают, официальный ресурс моментально выдает положительный ответ.

Новые документы по итогу оказываются в электронном перечне круглосуточно. Их внесение в базу осуществляется не позже 60 дней с момента официальной выдачи .

Стоит отметить, что самостоятельное внесение документа в базу невозможно. Дело в том, что для добавления новой информации можно лишь отправить соответствующий запрос в компанию, выдавшую документ об образовании. Реестр дипломов пополняется посредством работы учебного учреждения.

Подобное направление анализа не может на 100% гарантировать факт достоверности и актуальности приведенных сведений. Об этом сообщается и в рамках дополнительной сноске в конце проверки, ведь так же, как и везде, имеется вероятность допущения ошибок в процессе ввода данных, а также неточностей в рамках их обработки.

Если информация в процессе формирования запроса отсутствует, есть возможность того, что документ все же не является подделкой.

Возможно, он был получен недавно и еще не успел стать внесенным в реестр с общими сведениями. Поэтому во избежание путаницы результаты необходимо перепроверять несколько раз и обеспечивать введение уточняющих сведений и материалов.

Ограничение в реестре

Реестр представляет базу, которая содержит огромное количество информации о высшем образовании. Но проверка диплома невозможна для документов, которые выданы в определенной категории государственных учреждений. Например, тех, что находятся в ведомстве ФСО (Федеральной службы охраны), ФСБ (Федеральной службы безопасности), СВР (Службы внешней разведки).

В базу также не поступают материалы о дипломах учреждений, связанных с государственной тайной. Эта информация находится под защитой и контролем соответствующих структур и служб.

Поэтому для лиц, получивших образование в подобных местах, возможность проверки дипломного номера на подлинность отсутствует.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в России в течение длительного времени имеется единая информационная база по выданным документам, связанным с получением образования. Потенциальным работодателям, федеральным структурам и рядовым гражданам осуществить проверку подлинности дипломного документа не составит труда. А обладатели поддельных дипломов все чаще сегодня испытывают сложности в поиске работы.

Чтобы получить более детальные сведения о состоянии диплома, необходимо владеть информацией не только о его номере, но и о дополнительных данных. Это необходимо в целях их защиты.

Официальный письменный запрос

Официальный запрос в письменной форме составляется в соответствии с образцом. Он позволит получить необходимую информацию и сделать это максимально рационально.

В нем указывают указать основные данные об имеющемся дипломе – номере, дате выдаче, статусе, квалификационном показателе. К запросу рекомендуется также приложить отксерокопированную версию документа , чтобы избежать различных вопросов и неразберихи.

Проверить дипломный документ на предмет подлинности можно и на сайте вуза, в котором он был получен. Большая доля официальных ресурсов, принадлежащих подобным учреждениям, позволяет проверить подлинность.

Данные о дипломах хранятся в архивах вузов и образовательных департаментах, что подходит для местных организаций. Если нужно действовать как можно более срочно, создается сразу несколько запросов : в высшее образовательное учреждение, соответствующий департамент, Рособрнадзор.

В рамках письма следует указать, что ответ нужен срочно, а также отметить причину такой спешки. По закону срок составляет 1 месяц .

Как оградиться от подделок

Чтобы не попасть в вуз, который выдает подделки, необходимо уберечься от подобных ситуаций. Дело в том, что каждое учебное заведение обладает официальным сайтом и социальной сетью. Там же происходит размещение сведений о лицензировании, аккредитации, уставе, нарушениях.

В ходе выбора учебного заведения нужно внимательно изучить его сайт .

Выпуск новостей по уголовной ответственности за поддельный диплом представлен ниже.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары