Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как внести изменения в выписку из егрюл. Услуги для индивидуальных предпринимателей

Некоторые изменения в жизни компании и индивидуального предпринимателя требуют официальной регистрации в налоговых органах и едином государственном реестре.

Что это такое и необходимость в них

Учредительные документы содержат основную информацию об организации, среди которых:

Все фактические изменения данных, указанные в учредительных документах, необходимо официально зарегистрировать.

Отдельно стоит напомнить об изменениях в Гражданском кодексе РФ, которые вступили в силу 1 сентября 2014 года. В первую очередь они касаются обществ с ограниченной ответственностью (ООО). В соответствии с новым законодательством, в 2018 году необходимо произвести перерегистрацию общества при первом внесении изменений в устав.

На 2018 год действуют новые положения:

  1. Все ООО становятся корпорациями.
  2. В уставе можно указать несколько лиц, которые будут иметь полномочия выступать от имени компании.
  3. Прежде чем имущество будет внесено в уставной капитал, оно подлежит оценке независимым оценщиком.
  4. Любое решение общего собрания должно быть нотариально заверенным. Кроме того, должен быть подтвержден состав участников собрания.
  5. Адрес ООО теперь может содержать только населенный пункт, без указания улицы и номера дома.
  6. Внесены изменения в права и обязанности участников ООО.

Открытие фирмы юридическим лицом

В остальном же, процедура регистрации изменений в уставе в 2018 году не отличается от предыдущих лет и делится на:

  1. Регистрацию, связанную с изменением учредительных документов.
  2. Регистрацию, не связанную с такими изменениями.

Первый случай наступает при изменениях :

  • фактического местонахождения организации;
  • названия организации;
  • фактической величины уставного капитала;
  • кода (смене вида деятельности);
  • ликвидации старых либо создания новых подразделений (филиалы или );
  • срока действия руководителя;
  • органов, управляющих компанией;
  • при установлении новых правил распределения дохода;
  • при образовании резервного фонда.

Следующие ситуации не требуют внесения изменений в устав:

  • смена руководителя организации;
  • изменение паспортных данных руководителя;
  • смена держателя реестра;
  • изменение паспортных данных учредителей, при условии что ранее они не были указаны в учредительных документах;
  • изменение состава участников либо размера долей каждого из них, при условии что ранее они небыли указаны в учредительных документах;
  • залог либо снятие с залога части уставного капитала.

При этом не стоит забывать, что вышеперечисленные изменения требуют обязательной регистрации в ЕГРЮЛ.

Закон предусматривает и некоторые исключения. Так, регистрация нового устава необязательна, если ООО, ОАО или ЗАО реорганизуют филиал или свое представительство. В этом случае нужно просто уведомить налоговую о произошедших изменениях, и с этого момента они считаются официально зарегистрированными.

Регистрация для индивидуальных предпринимателей

Что касается индивидуальных предпринимателей, то согласно Федеральному закону №129 при смене фамилии, паспортных данных, регистрации по месту жительства сообщать об этом отдельно в налоговую инспекцию не обязательно .

Этим должны заниматься органы Федеральной миграционной службы, которые в установленном порядке уведомят ИФСН о произошедших изменениях.

В то же время можно самостоятельно внести данные изменения в целях ускорения процесса. Также обязательно лично вносить изменения при смене вида экономической деятельности.

Документы от ЮЛ в органы ИФСН

Регистрация новой версии учредительных документов производится в ИФСН, к которому относится организация. Вне зависимости от того, какие изменения будут внесены, предоставляется следующий пакет документов :

  1. Заявление .
  2. Письменное решение учредителей компании.
  3. Изменения, вносимые в существующий устав.
  4. Полный устав в новой версии.
  5. Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  6. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, которую нужно было взять не ранее одного года назад.
  7. Копия свидетельства, подтверждающего постановку на учет в налоговой инспекции.
  8. Копия свидетельства, подтверждающего государственную регистрацию предприятия.
  9. Копия приказа о назначении гендиректора.

В отдельных случаях требуются следующие документы :

  1. В случае смены фактического местонахождения необходима копия договора об аренде предыдущего помещения, а также копия договора об аренде нынешнего. Последний документ можно заменить гарантийным письмом непосредственно от собственника.
  2. В случае реформации предприятия либо при смене формы управления необходимы передаточный акт, расчет активов и .
  3. В случаях, которые касаются изменений уставного капитала (его увеличение либо уменьшение), предоставляются документы, которые подтверждают его 100% оплату.

Более точные сведения о необходимых документах можно получить в налоговых органах, к которым относится юридическое лицо. Нередки случаи, когда налоговая инспекция требует представить ту или иную дополнительную информацию.

В заявлении Р13001 необходимо указать:

  1. Полное название фирмы, организационно-правовую форму, ИНН.
  2. Напротив пункта, соответствующего вносимому изменению, ставится пометка. Также, отдельно (вместе с заявлением идут дополнительные листы от А до Ж) конкретизируются изменения в уставе. Дополнительные листы, которые не соответствуют вносимым изменениям, можно не трогать.
  3. Данные по паспорту, а также контактную информацию заявителя, в лице которого может выступать только гендиректор или директор. В случае передачи заявления в ИФСН не самим заявителем, а доверенным лицом, необходимы также документы, подтверждающие его права.

Все листы заявления нумеруются. Прошивка и склеивание происходит после заверения нотариусом. Следует помнить, что не нужно распечатывать дополнительные листы, в которых не будет указано никаких сведений.

В самом заявлении, в тех графах, куда не вносится информация, нужно поставить прочерк. Невыполнение этой формальности приводит к отказу принятия заявления . При надобности пояснить одно или несколько положений – в состав документов включается сопроводительное письмо.

В случаях, когда необходима одновременная регистрация изменений в ЕГРЮЛ и регистрация нового устава, помимо заявления Р13001, подается также заявление . К таким ситуациям относится изменение названия компании, изменение величины уставного капитала, при условии одновременного перераспределения долей.

Также, с помощью формы Р14001, без подачи заявления Р13001, могут быть зарегистрированы изменения :

  1. Сведений о генеральном директоре.
  2. Вида экономической деятельности.
  3. Сведений об учредителях.
  4. Сведений, которые были занесены только в ЕГРЮЛ.
  5. Ошибочных сведений, указанных в уставе.

Перечень налоговой документации ИП

Индивидуальному предпринимателю необходимо самостоятельно зарегистрировать изменение вида экономической деятельности (кода ОКВЭД). Для этого понадобится:

  • заявление по форме Р14001;
  • в случае внесения изменений не только в ЕГРИП, но и в устав – квитанция об оплате госпошлины.

Данные документы предоставляются в налоговую инспекцию по месту нахождения ИП. В случае переезда предпринимателя на другой адрес, документы предоставляются в налоговую по старому месту жительства. Их можно отправить как почтой, так и отнести лично. В случае с отправкой почтой, необходимо произвести опись вложения письма.

Отдельно стоит разобрать ситуацию с изменением устава ИП. Когда необходима полная смена вида экономической деятельности, либо же новая деятельность станет основной – стоит внести соответствующие изменение в устав. Если просто добавляется новый код ОКВЭД – изменения можно не вносить, и в таком случае оплата госпошлины не требуется.

Сроки и ответственность

Законодательство обязывает сообщать об изменениях в регистрационный орган не позднее трех дней со дня их наступления. В ином случае предусмотрены следующие наказания:

  • штраф до 5000 рублей;
  • дисквалификация фирмы на срок до 3 лет.

Существует и более суровая санкция – полная ликвидация компании . Это становится возможным при:

  • грубом нарушении законодательства РФ;
  • неоднократном нарушении правил процесса регистрации, например, компания несколько раз предоставляла неверно оформленные документы;
  • предоставлении заведомо ложных сведений, также за это правонарушение предусмотрена уголовная ответственность.

Возможны ситуации, при которых официальная регистрация изменений в уставе фирмы признается недействительной. Такое решение может вынести только суд, имея на то полноценные основания.

Например, один из участников ООО решил продать свою долю, о чем и уведомил всех учредителей, бывших на общем собрании. После того, как доля была продана, а соответствующие изменения внесены в устав, выясняется, что на общем собрании отсутствовал один из учредителей и его не уведомили о продажи доли. В итоге он может обратиться в суд о признании сделки недействительной.

Как правильно оформить заявление на регистрацию изменений в учредительные документы, можно узнать в данном видео.

Внесение изменений в ЕГРЮЛ выступает следствием как обязательных процедур, оговоренных в законодательстве, так и каких-либо преобразований, проводимых уполномоченными органами юридических лиц.

Поскольку данные учредительной формы документов, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются предустановленными и верными, если в суде не доказано иное, то и при каких-либо изменениях в указанных в реестре данных субъекту следует обратиться в орган, который ведет государственный реестр, с заявлением. На основе предоставленных заявителями данных, заполненных по указанным в законодательстве формам, регистрирующий орган внесет соответствующее изменение.

Данная процедура является достаточно непростой как из-за необходимости проводить анализ документации и законодательства, для чего требуются узкоспециализированные знания, так и из-за исключительно организационных сложностей, связанных со знанием работы органа, уполномоченного регистрировать заявления и вносить изменения в документы. Именно поэтому многие юридические лица разумно предпочитают передавать хлопоты по внесению изменений в ЕГРЮЛ организациям, специализирующимся на оказании услуг подобного характера.

Наша юридическая компания длительное время участвует в процессах, связанных с регистрацией в ЕГРЮЛ юридических лиц, перерегистрацией, а также необходимостью вносить изменений в устав и учредительные документы и иного характера внесение изменений в ЕГРЮЛ. В рамках этой деятельности мы предоставляем следующие услуги:

  • консультативная поддержка юридических лиц по вопросам, связанным с регистрацией;
  • предварительное консультирование по вопросам внесения изменений в ЕГРЮЛ;
  • анализ правовой ситуации, необходимый для последующего обращения в государственный орган, проводящий регистрацию;
  • составление заявления о внесении изменений в учредительные документы;
  • подбор пакета документов, в том числе и нестандартных форм, необходимого для регистрации внесения изменений в государственном органе;
  • анализ учредительных документов юридического лица при необходимости перерегистрации, проводящейся параллельно внесению изменений в учредительные документы, согласно государственной политике;
  • приведение документов юридического лица в соответствие законодательству;
  • от имени юридического лица-клиента вносить изменения в ЕГРЮЛ;
  • консультирование и юридическая помощь по иным вопросам, касающимся регистрации изменений в сведениях, которые должен регистрировать государственный орган по заявлению общества или иного субъекта.

Понятие и значение государственной регистрации

В современном правовом пространстве государство взяло на себя роль гаранта права и регулятора многих общественных отношений. Передавая ему эти функции, общество одновременно дало государству право совершать определенные действия. Одним из таких полномочий стало право ограничивать деятельность субъектов отношений. Другим - регистрировать ее. Одним из примеров такого права можно назвать право государства на регистрацию юридических лиц. Как известно, для России верно утверждение о том, что юридическое лицо существует с момента его регистрации в соответствующем государственном органе, уполномоченном регистрировать сведения, документы и заявления и вносить в них изменения, и никак иначе. В законодательстве оговаривается несколько случаев, когда юридическое лицо может возникнуть без подачи заявления на регистрацию в госорганы, но на практике такие случаи крайне редки.

В общем порядке юридическое лицо возникает после того, как на основе заявления его учредителей регистрирующий орган внесет запись о появлении нового юридического лица в соответствующие государственные сведения об обществе или ином юридическом лице.

Заявление заполняется по форме, утвержденной законодательством, и содержит в себе сведения о наименовании юридического лица, его деятельности, его учредителях или участниках, а также иные сведения, которые требуется внести в этот документ.

Для регистрации необходим также пакет документов, оговоренный в законодательстве. Перед тем как подавать заявление в соответствующие органы, учредители юридического лица составляют решение о создании юридического лица, формируют его уставный капитал, соответственно подтверждая факт формирования документами, составляют устав и, если это требуется законодательством, иные учредительные документы.

По завершении этих действий собранный пакет документов подается в регистрирующий орган. В его обязанность государственным решением вменяется проверка поданных документов и вынесение по результатам проверки решения. Оно может быть либо положительным - в таком случае регистрирующий орган в течение пяти дней вносит в реестр сведения о созданном субъекте права, либо отрицательным - в таком случае сведения не вносятся, а документы возвращаются заявителю. Как правило, отказ в регистрации происходит в случае неверного заполнения заявления или иных документов, либо в случае неправильного соблюдения формы дорегистрационных процедур, которые в некоторых случаях непросты. Для того чтобы этого избежать, государственную регистрацию юридического лица часто поручают специализирующимся на этом компаниям. Как правило, это существенно уменьшает усилия, требуемые для регистрации организации.

Но регистрация подразумевает не только требования вносить в реестр вновь созданного юридического лица. Регистрируются в реестре и внесение изменений в устав, и изменения ключевых параметров юридического лица, о которых будет сказано ниже.

Также государственный регистрирующий орган вносит в реестр сведения о ликвидации юридического лица либо о последствиях его реорганизации.

В последние годы, помимо этого, при внесении изменений в ЕГРЮЛ некоторым юридическим лицам требуется пройти перерегистрацию. Эта процедура стала необходимой после того, как в основополагающие законодательные акты, регулирующие деятельность отдельных видов юридических лиц, были внесены существенные изменения. Эти изменения повлекли кардинальные изменения отдельных моментов регулирования этих юридических лиц. Наиболее ярким примером такого изменения стали изменения в Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», после которых потребовалась перерегистрация большинства ООО. Изначально планировалось провести перерегистрацию в определенный временной срок, но позднее государственные органы изменили решение, и теперь перерегистрация необходима при первом же внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, государственная регистрация требуется не только при создании юридического лица, но и в определенном количестве иных случаев.

Единый государственный реестр

Впервые о необходимости государственной регистрации юридических лиц в российском законодательстве было сказано в Гражданском кодексе в 1994 году. Однако на тот момент никаких реестров еще не существовало. На момент принятия первой части ГК РФ регистрация велась несколькими органами в бумажном виде, поскольку технологии тогда еще не позволяли вести ее в иной форме, и об унификации и едином реестре речи не шло. Единые формы документов также не были разработаны, поскольку регистрирующие органы находились в различных статусах, в разном подчинении и фактически мало взаимодействовали друг с другом.

Все это приводило к отсутствию открытости в экономическом обороте, поскольку для получения данных о партнере или предполагаемом контрагенте необходимо было прилагать существенные усилия. Причем из-за различия форм документов для получения таких сведений требовался большой багаж знаний и навыков.

Впервые о необходимости ведения единым специализированным регистрирующим органом общего реестра было сказано в 1996 году в постановлении Правительства, утвердившем концепцию реформирования системы юстиции России. Закон о регистрации в то время еще только рассматривался, и вопросы подчиненности и названия регистрирующего органа все еще были не определены.

По итогам длительных дискуссий регистрация юридических лиц, полномочия вести реестр и вносить изменения в ЕГРЮЛ были поручены налоговым органам. Это объяснялось тем, что при регистрации юридического лица был введен и поддерживается по настоящее время принцип так называемого «одного окна», когда для регистрации юридического лица требуется подать документы только в один орган, а не в несколько различных, как было до введения этого принципа.

Все результаты деятельности государства, связанные с регистрированием юридических лиц, заносятся в особый реестр, называемый ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц). На данный момент реестр - основная база, в которой содержатся сведения обо всех юридических лицах, существующих в Российской Федерации. Реестр является открытым и доступным для всех, поскольку сведения об участниках экономического оборота должны быть публичными в целях обеспечения безопасной работы этих юридических лиц.

По той же причине все существенные внесения изменений в учредительные документы и иных сведениях, составляющих основу деятельности юридических лиц, должны регистрироваться специализированным органом соответственным образом.

Правила ведения реестра утверждены Правительством РФ, а конкретизируются они различным законодательством, включающим в себя нормативные акты, регулирующие регистрацию юридических лиц и внесение изменений в учредительные документы (Закон «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»), деятельность отдельных юридических лиц (например, Закон «О политических партиях»), деятельность экономической системы в целом (Гражданский кодекс).

Если требуется коротко охарактеризовать ЕГРЮЛ, то с точки зрения фактического восприятия его можно назвать сборником актов регистрирующего органа и документов, предоставляемых в соответствии с законодательством уполномоченными лицами юридического лица. Если же говорить о сущности реестра, то это государственный ресурс, содержащий в себе информацию в материальной и электронной форме в виде базы данных.

После изменений, внесенных в законодательство несколько лет назад, сведения, содержащиеся в государственном реестре, презюмируются и являются верными. Иное может быть доказано в судебном порядке. Это существенно повысило уровень реестра, поскольку ранее он не имел такого статуса и представлял собой просто официальный перечень юридических лиц. Теперь же государственный реестр стал базой данных, являющейся отправной точкой, изначальным документом, содержащим истинные сведения о юридическом лице.

ЕГРЮЛ ведется от имени государства и принадлежит Российской Федерации в лице Правительства РФ. Реестр един для всей территории страны и ведется одним государственным органом по единой форме. Это обеспечивает как единообразие сведений, внесенных в реестр и изменений в них, так и равные права по занесению в реестр и по доступу к его сведениям для всех жителей нашего государства.

В последние годы ведение реестра перешло на новый уровень. Сейчас регистрация юридических лиц и внесение изменений в ЕГРЮЛ проводится с помощью специализированного программного обеспечения с использованием последних информационных технологий, что позволяет улучшить качество и скорость работы с формами реестра.

Собственно государственный реестр включает в себя книги учета регистрации создания юридического лица, листы с записями сведений об организации и, собственно, регистрационных дел юрлиц.

Все эти разделы содержат информацию о регистрации создания юридического лица, ликвидации или прекращении организаций, записи государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы юрлиц. Обязанностью государственного органа уполномочено регистрировать заявление и вносить изменения в ЕГРЮЛ в связи с изменением сведений, содержащихся в реестре.

Государственный реестр юридических лиц ведется на основании принципов доступности информации, допустимости ограничения общеизвестности сведений реестра только на законодательном уровне, неприкосновенности данных о частной жизни.

Также есть принципы, собственно, процесса ведения реестра: унификация форм и содержания реестра, применение средств информационных технологий.

Когда возникает необходимость вносить изменения в ЕГРЮЛ

Поскольку общественные отношения не являются статичными, напротив, они развиваются и постоянно претерпевают различные изменения - время от времени происходят существенные сдвиги государственного регулирования этих отношений. Либо общество остается неизменным, но меняется что-то на более мелких уровнях существования. Этот тезис верен и для юридических лиц. Поскольку в своей деятельности юридические лица затрагивают существенный пласт общественных отношений и, соответственно, меняются вместе с ним.

В подавляющем большинстве случаев юридическое лицо создается с перспективой длительной деятельности, а не на короткий срок. Соответственно, во время его «жизни» общественные отношения претерпевают не одно изменение, равно как и экономические условия деятельности, и государственное регулирование формы или сущности деятельности.

В связи с этим, время от времени в основах юридического лица происходят изменения. Это ведет в свою очередь к необходимости изменять информацию о юридическом лице в сведениях государственного реестра.

Необходимость регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ также возникает в случаях, когда не юридическое лицо в результате своей деятельности приходит к необходимости изменения, а государственная воля изменяет регулирование существования в правовом поле этого юридического лица, вынуждая тем самым внести изменение в учредительные документы или как-то иначе отреагировать на изменения.

Традиционно причины внесения изменений в ЕГРЮЛ делятся на два вида.

  1. Изменения, не затрагивающие учредительные документы юридического лица, но влекущие требования вносить изменения в ЕГРЮЛ.

    Эти изменения, как правило, касаются каких-либо внешних относительно самого юридического лица перемен. Если рассматривать по пунктам, то причины обращения в регистрирующие органы для внесения изменений в сведения о юридическом лице, закрепленных в реестре, могут быть следующими.

  • назначение нового генерального директора. Личность генерального директора в юридических лицах в форме обществ играет особую роль, и ее смена требует внесения изменений в ЕГРЮЛ;
  • изменение личности руководителя юридического лица. Этот пункт практически совпадает с первым с той лишь разницей, что назначение и увольнение руководителя организации отлично от подобной процедуры в организациях в форме обществ с ограниченной ответственностью либо иных;
  • изменения, связанные с ОКВЭД. Как известно, при подаче заявления о регистрации в стандартной форме, утвержденной государственными органами, есть отдельная страница, посвященная сферам деятельности, в которых планирует действовать организация. В случаях, если организация в своей деятельности приходит к необходимости расширения списка кодов ОКВЭД, либо, напротив, сокращения, либо юридическое лицо планирует полностью изменить свой профиль, в регистрирующий орган подается заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ;
  • изменение количества учредителей в юридических лицах в форме обществ с ограниченной ответственностью. Такие изменения могут происходить по целому ряду причин. Это, например, продажа доли лицу, не являющемуся учредителем, выход одного или нескольких учредителей из ООО, смерть учредителя и т.д. В каждом из перечисленных случаев имеется необходимость подавать соответствующее заявление и вносить изменения в ЕГРЮЛ;
  • изменение долевого деления в обществе с ограниченной ответственностью. Данный пункт схож с предыдущим с той лишь разницей, что меняется исключительно распределение долей в уставном капитале, но при неизменном составе учредителей;
  • сменившиеся данные документа, удостоверяющего личность генерального директора либо одного или нескольких учредителей. Для граждан Российской Федерации этим документом является паспорт. В случаях, когда по объективным (например, достижение соответствующего возраста) или субъективным (например, вступление в брак) причинам требуется изменение паспорта, это в последующем влечет и необходимость внесения изменений в ЕГРЮЛ, поскольку данные в реестре и данные фактические не должны разниться;
  • для акционерных обществ причинами внесения изменений в ЕГРЮЛ также является изменение держателя реестра. Сведения о таком изменении подлежат регистрации в соответствующем органе с последующей необходимостью вносить его в реестр.
  • в случае наличия иных изменений сведений, содержащихся в реестре.
  1. Изменения, требующие вносить изменения в учредительные документы.
  • внесение изменений в устав юридического лица. Направление государственной политики на изменение регулирования различных форм юридических лиц привело в настоящее время к тому, что учредительные документы юридических лиц, создаваемых до начала реформирования, перестали соответствовать требованиям закона. Это влечет определенные сложности в деятельности организаций, и потому требует подавать заявление о регистрации измененных сведений и внесение изменений в устав стало необходимостью для многих юридических лиц;
  • переименование организации. С течением времени может возникнуть необходимость изменить название организации. Она может возникать по субъективным причинам, например, изменение вкусов учредителей. Либо предпосылкой может быть изменение государственного законодательства, касающееся регулирования наименования юридического лица. В отдельных случаях изменить название юридическое лицо обязывает судебное решение после разбирательства, связанного с вопросами интеллектуальной собственности, сделавшее невозможным дальнейшее использование наименования организации. Во всех указанных случаях измененное название юридического лица регистрируется в государственных органах, отвечающих за ведение единого реестра. Учредительный документ всегда содержит в своей форме наименование организации. Соответственно вносить заявление о регистрации добавления новых сведений в учредительный документ необходимо достаточно часто;
  • обязательное внесение изменений в учредительные документы требуется в случаях, когда у юридического лица изменяется адрес. Смена юридического адреса приводит к тому, что официальные письма и документы больше не будут доходить до адресата и, соответственно, это затрагивает интересы общества, государственных органов и участников экономической деятельности;
  • изменение размера уставного капитала также требует внесения изменений в учредительные документы. Изменить размер уставного капитала организацию могут обязать прямые государственные установления либо объективные экономические причины. Во всех случаях необходимо внесение изменений в ЕГРЮЛ;
  • в некоторых ситуациях внесение изменений в устав фирмы требует изменение ею направления своей деятельности. Это касается тех видов деятельности, которые настолько отличаются от существующего направления работы юридического лица, что устав уже не охватывает в своем тексте эти направления;
  • изменение состава филиалов юридического лица либо его представительств. В своем развитии многие фирмы сталкиваются с необходимостью создания филиалов либо их закрытием, либо открытием представительств своей организации. Поскольку каждое такое действие изменяет форму юридического лица с точки зрения возможных контрагентов либо государственных органов, создание или закрытие представительств и филиалов также требует внесения изменений в ЕГРЮЛ;
  • случаи, когда в деятельности юридического лица по каким-либо причинам меняется способ или очередность распределения дохода от деятельности общества или иной организации;
  • иные случаи, требующие внесения изменения в учредительные документы юридического лица.

В некоторых случаях к разновидностям внесения изменений в учредительные документы называют также и исправление ошибок, и связанное с ними внесение изменений в ЕГРЮЛ. Представляется, что причисление исправлений к изменениям вполне справедливо, поскольку в таких случаях в документы реестра действительно вносятся исправления, и в итоге в реестре фактически содержатся новые данные.

Ввиду определенной сложности, связанной с регистрацией изменений в государственном реестре, эта деятельность требует определенных знаний в узких и редко встречающихся в обыденной экономической деятельности сферах. Так, например, внесение изменений в устав требует глубокого знания как законодательства. регулирующего его содержание, так и особенностей составления или исправления такого документа. Причем если законодательное регулирование формы устава стороннему человеку изучить возможно, то приобрести опыт составления устава или заполнения форм иных заявлений и документов, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, в рамках работы в одной организации сложно. Для этого необходим сравнительный материал и практика. Именно поэтому такие действия юридические лица чаще всего поручают специализирующимся на внесении изменений в учредительные документы юридическим фирмам.

За время существования организации или предприятия могут произойти некоторые перемены. Это может быть смена места производства, состава участников предприятия или же видов осуществляемой деятельности.

Рассмотрим, какие же изменения требуют внесения поправок в ЕГРЮЛ, а какие – нет, а также многие другие возникающие вопросы и нюансы.

О каких изменениях нужно сообщать

Действующее налоговое законодательство регламентирует порядок уведомления налогового органа юрлицом в случае изменения данных.

Список данных, при изменении которых юрлицо обязано уведомить территориальную налоговую службу, представлен в Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Порядок изменения данных, которые внесены в ЕГРЮЛ, определяется главой 6 того же Федерального закона.

Согласно ФЗ все изменения делятся на две группы:

  • изменения, которые требуют поправок в учредительную документацию;
  • изменения, не требующие поправок в .

И те, и другие требуют обязательного уведомления налогового органа в установленные сроки. Рассмотрим, о каких же изменениях требуется сообщать представителям юридического лица.

Изменения с внесением поправок:

  • смена названия;
  • перемена адреса (если в Уставе есть полный адрес);
  • внесение поправок в текст Устава;
  • изменение уставного капитала;
  • исправление неточностей, которые были допущены при внесении данных в Устав.

Изменения без поправок:

  • продажа долей;
  • изменение адреса (если в Уставе нет полного адреса);
  • отказ от доли в пользу организации;
  • смена руководителя;
  • исправление ошибок и неточностей в ЕГРЮЛ, которые были допущены ранее;
  • добавление нового вида деятельности.

Необходимые документы

Предоставляемая в территориальный налоговый орган документация будет отличаться в зависимости от вида изменившихся сведений. Рассмотрим более подробно перечень документов, который требуется в обоих случаях.

Список необходимой документации при изменениях с поправками учредительных документов:

  • заявление ;
  • решение собрания участников;
  • учредительная документация с изменениями в новой редакции;
  • подтверждающий документ об уплате госпошлины — 800 рублей.

Список необходимой документации при внесении изменений без поправок учредительных документов:

  • заявление по форме ;
  • документы, которые удостоверяют основание для изменения данных.

Все предоставляемые документы должны быть верно заполнены и оформлены с соблюдением требований. От этого зависит успех всей процедуры.

Порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ

Действующим законодательством утвержден особый порядок внесения поправок в ЕГРЮЛ. Для успешного проведения процедуры необходимо четко соблюдать пошаговую инструкцию, приведенную ниже. Это позволит избежать различных проблем. Рассмотрим, как же правильно действовать в случае изменения сведений о юридическом лице.

Порядок действий при изменении данных, требующих внесения поправок в учредительную документацию

Этап 1. Подготовка необходимого пакета документов для налоговой инспекции. Перечень бумаг, которые запрашивает ФНС, мы рассмотрели в предыдущем подразделе.

Этап 2. Передача документов в территориальный налоговый орган. Федеральная налоговая служба предоставляет заявителям несколько способов передачи готовых документов. Учредители компании могут выбрать любой из них на свое усмотрение.

Документацию можно передать:

  • путем личного визита в налоговую инспекцию;
  • через доверенного представителя;
  • при помощи почтового отправления с описью вложения и объявленной ценностью;
  • в электронном виде посредством специального онлайн-сервиса.

Если заявитель лично подает заявление и сопутствующую документацию, заверять бумаги не требуется. В остальных случаях потребуется нотариальное свидетельствование.

Этап 3. Получение готовой документации о внесении изменений в ЕГРЮЛ. После предоставления учредителями организации готового пакета бумаг в налоговую инспекцию осуществляется проверка переданных сведений.

Если все документы в порядке, и не было выявлено каких-либо ошибок и неточностей, налоговый орган выдаст готовые документы в течение 5 рабочих дней.

Перечень бумаг, предоставляемых ФНС по окончании процедуры:

  • экземпляр учредительного документа с пометкой ФНС.

Готовый пакет документации заявитель также может получить лично или через доверенное лицо.

Порядок действий при изменении данных, не требующих внесения правок в учредительную документацию

Этап 1. Подготовка требуемой документации. Учредителям необходимо подготовить перечень бумаг, который запрашивает налоговый орган в таком случае. Список можно посмотреть во втором подразделе.

Этап 2. Передача документов в регистрирующий орган.

После подготовки и оформления необходимой документации учредителям следует направить ее в регистрирующий орган одним из следующих способов:

  • лично посетить отделение ФНС;
  • поручить передачу документов доверенному лицу;
  • отправить по почте ценным письмом с описью;
  • направить в электронном виде при помощи онлайн-сервиса.

Этап 3. Получение готовых документов об изменении сведений в налоговой инспекции. После проверки данных ФНС выдаст заявителю в течение 5 рабочих дней лист записи ЕГРЮЛ.

Если сотрудники налоговой обнаружат ошибки в предоставленных данных или заявлении, учредителям будет направлен отказ о внесении изменений в письменном виде.

Добавление ОКВЭД

При осуществлении деятельности в некоторых случаях возникает необходимость:

  • добавить новый вид деятельности без исключений другого/других;
  • добавить новый вид и исключить другой/другие;
  • просто исключить вид деятельности, не добавляя новый/новые.

Что же делать в таких случаях и какую документацию подавать? При добавлении ОКВЭД в территориальный налоговый орган следует подавать заявление по форме Р14001 и весь сопутствующий пакет документации, предусмотренный при изменении сведений, не связанных с изменением учредительной документации.

Более подробно порядок составления данного заявления мы рассмотрим чуть ниже в соответствующем подразделе.

При смене адреса

При смене юрадреса возможны два варианта действий, зависящих от обстоятельств:

  • изменения в ЕГРЮЛ и Устав организации или предприятия;
  • изменения в ЕГРЮЛ без поправок в учредительные документы.

В данном нормативно-правовом акте указано, что юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней уведомить территориальную налоговую службу об изменениях.

Данный временной интервал касается и сведений, требующих внесения поправок в учредительные документы, и сведений, не требующих изменений Устава.

Штраф за несвоевременное внесение изменений

Если представители юридического лица нарушат трехдневный срок, отведенный на уведомление территориального налогового органа о произошедших изменениях, должностных лиц ожидает административная ответственность.

Административные наказания регламентируются и КоАП РФ. Рассмотрим их более подробно:

  • если представитель юридического лица не предоставил в трехдневный срок необходимую документацию, свидетельствующую об изменениях, на должностных лиц предприятия будет наложены предупреждение или административный штраф в размере 5000 рублей;
  • если представитель юридического лица вообще не предоставил сведения или предоставил недостоверные данные об изменениях, должностные лица организации будут обязаны уплатить штраф в размере от 5000 до 10000 рублей.

Важно своевременно уведомлять налоговую службу об изменениях. Это поможет избежать возможных проблем с законом.

Внесение изменений в ЕГРЮЛ может потребоваться в определенных ситуациях. Для проведения процедуры необходимо подать в налоговую инспекцию определенный пакет документации.

Перечень необходимых документов будет отличаться от того, требуется ли внесение изменений в Устав организации или нет.

Заявители обязаны соблюдать трехдневный срок подачи документов после изменения сведений — в противном случае должностных лиц организации ожидает административная ответственность.

Видео: Регистрация юридических лиц: изменения 2019

Как внести изменения в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Владислав Кузнецов главный редактор журнала «Юрист компании»

Сергей Карулин главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

Владислав Добровольский кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Когда нужно вносить изменения в ЕГРЮЛ

Изменения в ЕГРЮЛ нужно вносить, когда меняются сведения об организации, которые есть в реестре.

Сведения об ООО, которые есть в ЕГРЮЛ, перечислены в статье 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (далее – Закон о государственной регистрации). Вот их перечень:

1. Наименование.

2. Организационно-правовая форма («общество с ограниченной ответственностью»).

3. Юридический адрес ООО. При наличии управляющего (управляющей организации) указывается также местожительство управляющего (местонахождение управляющей организации).

4. Способ образования ООО (создание или реорганизация).

5. Размер уставного капитала.

6. Сведения о филиалах и представительствах ООО.

7. Сведения об учредителях (участниках) ООО, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

8. Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО (т. е. директора), а также паспортные данные и ИНН такого лица.

9. Коды видов экономической деятельности.

10. ИНН, КПП и дата постановки ООО на учет в налоговом органе.

11. Номер и дата регистрации ООО в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования РФ.

12. Дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО.

13. Сведения о лицензиях, полученных ООО.

14. Способ прекращения ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

15. Сведения о правопреемстве ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

16. Сведения о том, что ООО находится в процессе ликвидации или реорганизации.

Кроме того, в реестре хранятся подлинники учредительных документов общества.

Сведения, указанные в пунктах 1–5, содержатся также в учредительных документах ООО. Изменение таких сведений нужно проводить в порядке внесения изменений в учредительные документы.

Порядок внесения изменений одинаков для всех сведений из ЕГРЮЛ, кроме информации об участниках общества. В последнем случае действуют специальные правила.

Ситуация: что делать, если юридический адрес ООО не совпадает с фактическим

Есть два варианта действий: внести изменения в ЕГРЮЛ или позаботиться, чтобы налоговая инспекция могла легко связаться с организацией.

Первый вариант: измените юридический адрес

Надежный способ избежать неприятностей с проверяющими: перерегистрировать организацию по фактическому адресу. Внесите изменения в ЕГРЮЛ. Как это сделать, смотрите в пошаговой инструкции.

Второй вариант: позаботьтесь, чтобы почта из инспекции доходила до организации

Обеспечьте, чтобы налоговая инспекция могла связаться с организацией через почту и по телефону. По умолчанию контролеры отсылают письма на адрес, который указан в ЕГРЮЛ. Чтобы их получать, напишите в почтовом отделении заявление о переадресации корреспонденции на другой адрес или распорядитесь, чтобы курьер привозил письма с юридического адреса хотя бы раз в неделю.

Этот способ подходит тем организациям, у которых по юридическому адресу есть представители организации или руководство (п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Если налоговый инспектор придет по юрадресу, то увидит, что организация там действительно есть.

Что грозит, если адреса не совпадают

Если налоговые инспекторы обнаружат несовпадение адресов, то они вправе оштрафовать руководителя организации на 5000 руб. и лишить права занимать руководящие посты до трех лет. А если в суде ревизоры докажут, что на регистрацию предоставили ложные сведения, руководителю грозит лишение свободы на срок до двух лет. Это следует из положений подпункта «в» пункта 1 статьи 5 и статьи 25 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, частей 3 и 4 статьи 14.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 170.1 Уголовного кодекса РФ.

Организацию, у которой юридический и фактический адреса не совпадают, могут ликвидировать. Это произойдет, если до организации не доходит корреспонденция налоговой инспекции или судов. Ведь ее направляют по тому адресу, что прописан в ЕГРЮЛ. В результате почта вернет налоговикам отправленную корреспонденцию с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п. Возможность ликвидировать из-за этого организацию признали судьи в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61.

Плюс ко всему, не получая письма из налоговой, организация рискует вовремя не исполнить требования инспекторов. Ведь вся корреспонденция из инспекции по умолчанию считается доставленной до адресата, даже если тот не получил ее лично в руки. Такой порядок установлен положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ. А молчание на запросы и требования опять же грозит штрафами.

Ситуация: обязано ли ООО внести изменения в ЕГРЮЛ в связи с введением в действие новых кодов по ОКВЭД

Нет, не обязано, если сама деятельность общества остается прежней.

С 28 июня 2016 года все организации и предприниматели при регистрации должны указывать коды видов деятельности по классификатору ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2).

Перекодировать виды деятельности по ОКВЭД 2 организациям не нужно. В законе нет такой обязанности. То есть изменения в ЕГРЮЛ не вносите, если одновременно выполните два условия:

  • в реестре указаны старые коды видов экономической деятельности;
  • общество не намерено менять свою деятельность.

ФНС России планирует внести в ЕГРЮЛ сведения о видах экономической деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 без участия организаций (письма от 7 августа 2014 г. № НД-3-14/2624, от 18 августа 2014 г. № СА-4-14/16465).

Ситуация: обязано ли ООО внести в ЕГРЮЛ сведения о кодах ОКВЭД, если реестр их не содержит

Закон такой обязанности не устанавливает, однако лучше это сделать, особенно если ООО – получатель бюджетных средств.

Ситуация, когда ЕГРЮЛ не содержит информации о кодах ОКВЭД, характерна для обществ, которые:

  • созданы до 1 января 2004 года и
  • до сих пор не внесли в ЕГРЮЛ сведения о кодах ОКВЭД.

Ранее в ЕГРЮЛ не требовалось включать коды ОКВЭД. Такая обязанность появилась с 1 января 2004 года (п. 1 ст. 6, ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Причем распространялась она лишь на те организации, которые регистрировались после указанной даты. Компаниям, созданным до 1 января, вносить в реестр сведения о кодах ОКВЭД было не обязательно. В частности, ФНС России пояснила: «…законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ и ЕГРИП» (письмо от 26 сентября 2005 г. № ВЕ-6-09/795@ «О проведении регистрирующими органами разъяснительных мероприятий о необходимости дополнения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведениями о кодах по ОКВЭД»).

В то же время организации, созданные до 1 января, могли по своей инициативе указать в реестре коды ОКВЭД. Многие компании воспользовались такой возможностью.

Вместе с тем, в настоящий момент еще есть юридические лица, в отношении которых ЕГРЮЛ не содержит сведений о кодах ОКВЭД.

С осени 2015 года в адрес таких обществ стали приходить письма от налоговых инспекций с указаниями (просьбами, рекомендациями) внести сведения о кодах ОКВЭД в ЕГРЮЛ.

Обществу, получившему такое письмо, имеет смысл исходить из того, что указать в реестре коды ОКВЭД все-таки нужно. Другой вопрос – как срочно это надо сделать.

Сведения стоит внести в максимально короткий срок

Это важно сделать, если ООО:

  • получает субсидии либо бюджетные инвестиции и (или)
  • имеет лицевые счета в финансовых органах.

С 1 января 2016 года такое общество сможет получать средства из бюджета только в том случае, если его включат в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее – Сводный реестр). Обязательные сведения Сводного реестра – коды ОКВЭД (п. 9 приложения 2 к Порядку формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утв. приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. № 163н).

Следовательно, отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о кодах ОКВЭД приведет к тому, что общество не включат в Сводный реестр, а значит, оно не получит бюджетных средств.

Чтобы этого не случилось, нужно в максимально короткий срок подать в инспекцию заявление по форме № Р14001 с указанием в листе Н кодов ОКВЭД.

Сведения можно внести несрочно

Если ООО не является получателем бюджетных средств, сведения о кодах ОКВЭД все равно стоит включить в ЕГРЮЛ.

Во-первых, это поможет снизить риск недопонимания и споров с контрагентами или иными участниками гражданского оборота.

Сведения из ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными (п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации). Это означает, что любое лицо (в т. ч. потенциальный контрагент) может ознакомиться с ними, запросив выписку из реестра.

Не исключено, что отсутствие сведений о кодах ОКВЭД вызовет у контрагента те или иные сомнения в отношении ООО. В итоге из-за неполноты реестровой выписки у общества может сорваться важная сделка.

Во-вторых, это уменьшит риск споров с налоговой инспекцией.

В качестве причин, по которым нужно внести изменения в ЕГРЮЛ, налоговые инспекции в своих письмах иногда указывают следующее:

  1. «В отношении юридических лиц, в сведениях ЕГРЮЛ о которых отсутствуют коды ОКВЭД, налоговыми органами будет рассмотрен вопрос о возможности исключения данных юридических лиц из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1» Закона о государственной регистрации;
  2. «Непредставление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ)».

Сами эти доводы весьма сомнительны.

Так, в пункте 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации приведены конкретные основания, по которым общество могут исключить из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. Среди них нет ни слова об отсутствии в реестре сведений о кодах ОКВЭД.

Административная ответственность может наступить в случае, если организация нарушила установленную законом обязанность по представлению сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Вместе с тем, законодательство не обязывает компании, в отношении которых ЕГРЮЛ не содержит сведений о кодах ОКВЭД, обращаться в инспекцию для их внесения.

Но, несмотря на сомнительность приведенных доводов, полностью все же не исключено, что у общества не возникнет проблем при взаимодействии с инспекцией. В частности, риск того, что инспекция попытается убрать сведения об ООО из реестра или оштрафовать общество, все-таки останется. Впрочем, такое решение инспекции, скорее всего, удастся успешно оспорить в суде. Однако лучше постараться заранее обезопасить себя от споров с инспекцией.

Однако, поскольку в такой ситуации изменения в ЕГРЮЛ не обязательно вносить в максимально короткий срок, ООО может выбрать следующую тактику: указать коды ОКВЭД одновременно с другими изменениями, которые потребуется внести в ЕГРЮЛ в ближайшее время. Например, если в обществе произойдет смена директора, в любом случае в реестр придется вносить сведения о новом руководителе. Вместе с ними стоит внести и сведения о кодах ОКВЭД.

Самостоятельно вносить изменения в ЕГРЮЛ при изменении паспортных данных участников или директора не нужно. Налоговые инспекции сами обязаны отслеживать изменения паспортных данных участников и руководителей организаций и вносить соответствующие изменения в реестр (абз. 5 п. 4 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

При этом лучше периодически проверять по выпискам из ЕГРЮЛ актуальность паспортных данных, содержащихся в реестре. Нельзя исключать, что сведения об изменении паспортных данных могут не поступить в налоговую инспекцию, например, по техническим причинам. А когда реестр содержит неактуальные данные, могут возникнуть сложности при открытии банковского счета или в работе с контрагентами.

Общий порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ

Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, необходимо подать в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@.

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 22 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

Подпись заявителя на заявлении нужно заверить у нотариуса. Исключение составляет ситуация, когда заявление направляют в инспекцию в форме электронного документа (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента).

Порядок подачи заявления в регистрирующий орган тот же, когда вносят изменения в учредительные документы и при первичной регистрации ООО.

Ситуация: кто должен подписать заявление о внесении изменений в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Во всех случаях внесения изменений в ЕГРЮЛ заявителем является директор ООО. Исключение составляют случаи, когда изменения вносятся в связи с продажей доли с использованием преимущественного права или отчуждением доли по сделке, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению. В таких случаях заявителем является продавец доли либо (в отдельных случаях) нотариус.

При смене генерального директора стоит приложить к заявлению, подаваемому на регистрацию, решение единственного участника ООО (протокол общего собрания участников ООО), которым оформлена смена директора. Представлять данный документ на регистрацию не обязательно, но это уменьшит вероятность отказа.

При внесении изменений в ЕГРЮЛ без изменения устава госпошлину платить не нужно.

Процедура проведения государственной регистрации детально описана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Внимание: документы в налоговую инспекцию необходимо представить в установленный срок.

В течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, общество обязано сообщить об этом в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

За неисполнение или несвоевременное исполнение этой обязанности (а также сообщение недостоверных сведений) на генерального директора может быть наложен штраф в размере 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Заявление в налоговую инспекцию можно представить любым из следующих способов:

1) непосредственно в налоговый орган – лично заявителем (генеральным директором или иным лицом, действующим от имени общества без доверенности) либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому нужно приложить к документам такую доверенность или ее копию, заверенную нотариусом;

2) в многофункциональный центр – лично заявителем или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому нужно приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;

3) по почте – почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

4) через нотариуса, заверившего подпись на заявлении о регистрации;

5) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

– через сайт ФНС России с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию»;

– через единый портал государственных и муниципальных услуг (ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пункте 37 Административного регламента.

Правила подачи документов через нотариуса приведены также в статье 86.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (далее – Основы законодательства о нотариате).

Порядок оформления и представления электронных документов утвержден приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489@.

В течение пяти дней с момента получения заявления инспекция вносит соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). Не позднее одного рабочего дня с момента такого внесения инспекция выдает обществу документ, подтверждающий факт регистрации, – лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, п. 86–90 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этими документами выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

Порядок выдачи листа записи ЕГРЮЛ различается в зависимости от того, каким способом представили заявление.

1. Заявление подано непосредственно в инспекцию или направлено по почте

Заявитель получает лист записи ЕГРЮЛ тем способом, который он указал в заявлении (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации). Например, если в заявлении отмечен пункт «направить по почте», инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации должна направить лист записи почтовым отправлением в адрес заявителя.

2. Заявление подано в многофункциональный центр

За листом записи ЕГРЮЛ заявитель (его представитель по доверенности) должен явиться в многофункциональный центр (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 88 Административного регламента).

3. Заявление представлено через нотариуса

Нужно обратиться к этому же нотариусу, чтобы получить лист записи ЕГРЮЛ:

  • в электронной форме или
  • в письменном (бумажном) виде, если нотариус удостоверил его равнозначность электронному документу.

Забрать лист записи у нотариуса может сам заявитель или его представитель:

  • по нотариально удостоверенной доверенности либо
  • по доверенности в простой письменной форме, которую ранее представил нотариусу сам заявитель.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 11 Закона о государственной регистрации, статье 86.3 Основ законодательства о нотариате.

4. Заявление направлено через Интернет

Заявитель получает лист записи ЕГРЮЛ в электронной форме по e-mail. По своему усмотрению заявитель может потребовать выдачи такого документа в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, п. 89 Административного регламента).

Изменение сведений об участниках ООО

Изменение сведений об участниках ООО может быть связано с различными событиями, в том числе с продажей участником своей доли другому участнику или третьему лицу с переходом доли к обществу, и в других случаях.

Изменение сведений не связано с переходом доли к другому лицу. Если изменение сведений не связано с переходом доли участника к иному лицу, то регистрация проводится в общем порядке.

Изменение сведений связано с переходом доли к другому лицу, но нотариальное удостоверение сделки при этом не обязательно. В случае когда изменения связаны с переходом доли участника к иному лицу, но в соответствии с абзацем 2 пункта 11 статьи 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) нотариальное удостоверение такой сделки необязательно, внесение изменений происходит в общем порядке, но с представлением в регистрирующий орган дополнительных документов.

Во-первых, при выходе участника из ООО и переходе доли к обществу дополнительно нужно представить документ, подтверждающий основание перехода доли к обществу, а именно – заявление участника о выходе из общества с отметкой директора о принятии заявления от участника на определенную дату, поскольку на основании такого заявления доля переходит к обществу (п. 6.1, подп. 2 п. 7 ст. 23, п. 6 ст. 24, ст. 26 Закона об ООО).

Внимание: нотариус иногда отказывает в заверении подписи на заявлении о внесении изменений в ЕГРЮЛ, если подпись участника на заявлении о выходе не удостоверена нотариально или не присутствует сам выходящий участник.

В таком случае можно напомнить нотариусу про разъяснения Федеральной нотариальной палаты «Обобщение вопросов, возникающих в нотариальной практике при применении отдельных норм Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”». В них сказано, что заявление участника общества о выходе является сделкой, для которой обязательное нотариальное заверение не требуется в силу абзаца 2 пункта 11 статьи 21 Закона об ООО.

Документ, подтверждающий основание перехода доли к обществу, лучше подавать на регистрацию в копии, заверенной подписью директора и печатью общества, а оригинал документа – оставлять в обществе.

Законом не установлено, в какой форме нужно подать документ, подтверждающий основание перехода доли к обществу (п. 6 ст. 24 Закона об ООО). Из буквального толкования закона следует, что документ должен быть предоставлен в оригинале. Однако есть несколько причин, почему это делать нельзя.

1. Такой документ изначально оформляется в единственном экземпляре и поэтому должен остаться в обществе. Иначе в случае возникновения спора обществу нечем будет подтвердить, что от участника поступало такое заявление (требование).

2. В случае последующего распределения или продажи перешедшей к обществу доли на регистрацию опять же нужно будет представить документ, подтверждающий основание перехода доли к обществу.

3. В случае отказа в регистрации никакие документы заявителю не возвратят. Следовательно, оформить комплект документов для повторной подачи уже не получится без привлечения вышедшего участника.

Во-вторых, при приобретении доли участника обществом в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об ООО дополнительно надо представить документ, подтверждающий основание перехода доли (части доли) к обществу – требование участника о приобретении его доли обществом (п. 6 ст. 24 Закона об ООО).

Как и с заявлением участника о выходе, законом не установлено, в какой форме нужно подать такое требование на регистрацию. В связи с этим имеет смысл оригинал документа оставить в обществе, а на регистрацию подать его копию, заверенную подписью директора и печатью общества.

Документы на государственную регистрацию следует представлять в обычном порядке, при этом нужно соблюсти месячный срок для подачи, который исчисляется со дня перехода доли к обществу (п. 7.1 ст. 23 Закона об ООО).

В-третьих, при распределении доли между участниками общества (ст. 24 Закона об ООО) дополнительно надо представить следующие документы.

1. Документы, подтверждающие основание перехода доли (части доли) к обществу.

Если доля перешла к обществу в результате выхода участника из общества, таким документом будет заявление участника о выходе из общества с отметкой директора о принятии заявления от участника на определенную дату.

Если доля перешла к обществу в связи с подачей участником требования о приобретении доли, таким документом будет требование участника с отметкой директора о принятии требовании от участника на определенную дату.

Законом не определено, в какой форме нужно представлять указанные документы. В связи с этим имеет смысл представлять их в копии, заверенной подписью директора и печатью общества;

2. Документы, подтверждающие последующее распределение доли.

Таким документом будет протокол общего собрания участников ООО, которым оформлено решение о распределении доли и утверждение нового соотношения долей. Если в обществе остается один участник, то он распределяет на себя доли вышедших участников своим решением.

Если участнику, вышедшему из общества, на дату подачи документов на регистрацию выплачена действительная стоимость доли (п. 2 ст. 23 Закона об ООО), к документам, подаваемым на регистрацию, можно приложить копию расходного кассового ордера или иных документов, подтверждающих осуществление выплаты вышедшему участнику. Закон не обязывает это делать, но, учитывая то, что при малейших сомнениях налоговая инспекция может без законных оснований отказать в регистрации, представление таких документов уменьшит риск отказа.

Документы на государственную регистрацию следует представлять в обычном порядке, при этом нужно соблюсти месячный срок для подачи, который исчисляется со дня принятия решения о распределении доли (п. 6 ст. 24 Закона об ООО).

В-четвертых, при продаже обществом нераспределенной доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам (ст. 24 Закона об ООО) дополнительно надо представить следующие документы:

3. Документы, подтверждающие основание перехода к обществу доли (части доли).

Если доля перешла к обществу в результате выхода участника из общества, нужно приложить заявление участника о выходе из общества с отметкой директора о принятии заявления от участника на определенную дату.

Если доля перешла к обществу в связи с подачей участником требования о приобретении доли, нужно приложить такое требование участника с отметкой директора о принятии требовании от участника на определенную дату.

Законом не определено, в какой форме нужно представлять указанные документы. В связи с этим имеет смысл представлять их в копии, заверенной подписью директора и печатью общества.

4. Документы, подтверждающие последующую продажу и оплату доли.

Таким документами являются решение единственного участника ООО (протокол общего собрания участников ООО), которым оформлено решение о продаже доли и утверждение нового соотношения долей, и договор купли-продажи доли.

Также надо представить приходный кассовый ордер или иной документ, подтверждающий оплату доли по договору купли-продажи.

Такие правила установлены в пункте 6 статьи 24 Закона об ООО.

Кроме того, по возможности представьте документы, подтверждающие выплату действительной стоимости доли вышедшему участнику. Закон не обязывает это делать, но, учитывая то, что при малейших сомнениях налоговая инспекция может без законных оснований отказать в регистрации, представление таких документов уменьшит риск отказа.

Документы на государственную регистрацию нужно представлять в обычном порядке, при этом нужно соблюсти месячный срок для подачи, который исчисляется со дня принятия решения общим собранием участников (п. 6 ст. 24 Закона об ООО).

Наконец в качестве особого случая выступает покупка-продажа доли с использованием преимущественного права путем направления акцепта на оферту о продаже доле (п. 5–7 ст. 21 Закона об ООО). Такое преимущественное право покупки доли у участников (и общества – если это предусмотрено уставом) возникает в случае намерения другого участника продать долю третьему лицу.

Закон об ООО точно не определяет, нужно ли прикладывать к заявлению дополнительные документы и если нужно, то какие. Однако в пункте 12 статьи 21 Закона об ООО указано, что внесение изменений о переходе доли к другому лицу происходит на основании правоустанавливающих документов.

На практике к числу таких документов относят следующие:

  • оферты всем участникам (и обществу, если уставом предусмотрено преимущественное право общества) с подтверждением направления их адресатам. Оформляются в виде извещений или предложений продажи доли, содержат цену и условия продажи, а также указание на то, что оферта направлена в связи с намерением продать долю третьему лицу;
  • акцепт оферты. Оформляется в виде заявления о покупке или письма с согласием.

Точный перечень документов, необходимых для регистрации, нужно уточнить в конкретной налоговой инспекции. Возможно, что по внутренним правилам инспекции на регистрацию необходимо предоставлять не только оферту продавца и акцепт покупателя, но и оферты, направленные другим участникам ООО, подтверждающие соблюдение преимущественного права.

Также представляются нотариально удостоверенные отказы участников (и общества, если уставом ему предоставлено преимущественное право) от использования преимущественного права, если доля продается не всем участникам и документы подаются на регистрацию до истечения срока на реализацию преимущественного права.

После истечения срока на реализацию преимущественного права участники (и общество – если его преимущественное право предусмотрено уставом) считаются не реализовавшими его, и их отказы оформлять не требуется. Несмотря на это, налоговые органы могут отказать в регистрации в связи с их отсутствием. Поэтому по возможности имеет смысл оформлять нотариальные отказы участников (и общества) от использования преимущественного права.

Кроме того, можно представить копию договора купли-продажи доли. В данном случае это не обязательно, поскольку в соответствии с законодательством сам договор можно не заключать (ст. 440 ГК РФ).

Заявителем при государственной регистрации является продавец доли. Документы на регистрацию он представляет в обычном порядке.

Срок для подачи документов в налоговую инспекцию в данном случае не ограничен.

При представлении документов на регистрацию в случае купли-продажи доли с использованием преимущественного права не требуется соблюдать трехдневный срок, установленный в пункте 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации, поскольку он исчисляется с момента изменения обстоятельств, в связи с которым требуется внести изменения в ЕГРЮЛ. В данном случае доля сменяет собственника только с момента внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Изменение сведений связано с переходом доли к другому лицу, и нотариальное удостоверение сделки при этом обязательно. Если нотариальное удостоверение сделки по отчуждению доли является обязательным, заявление в регистрирующий орган должен подавать нотариус, удостоверивший сделку (п. 11, 14 ст. 21 Закона об ООО).

В частности, нотариус:

  • подписывает заявление усиленной квалифицированной электронной подписью, а затем
  • направляет его в налоговую инспекцию в форме электронного документа.

Эти действия нотариус должен совершить в срок, который предусматривает заверенный им договор. Если такой срок не согласован, нотариус исполняет свои обязанности в течение двух рабочих дней с даты удостоверения договора.

Такие правила установлены в пункте 14 статьи 21 Закона об ООО.

В течение пяти дней после получения заявления инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о переходе доли (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). С этого момента доля переходит к приобретателю (п. 12 ст. 21 Закона об ООО).

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения записи инспекция выдает документ, подтверждающий факт регистрации, – лист записи ЕГРЮЛ. Такой документ направляют нотариусу в электронной форме (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, п. 86–90 Административного регламента, ст. 86.3 Основ законодательства о нотариате).

Забрать лист записи у нотариуса можно:

  • в электронной форме;
  • или в письменном (бумажном) виде, если нотариус удостоверил его равнозначность электронному документу.

Ситуация: когда нотариальное удостоверение сделки с долями в ООО обязательно

Любая сделка, направленная на отчуждение доли (части доли) в уставном капитале ООО, в том числе договор залога доли (части доли), подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки.

Исключение составляют следующие случаи:

  • если доля (часть доли) переходит к обществу в результате выхода участника из общества (участник вправе выйти из общества по требованию к обществу о приобретении его доли или по заявлению о выходе из общества – ст. 23, 26 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО));
  • если доля (часть доли), ранее перешедшая к обществу, распределяется между участниками общества (ст. 24 Закона об ООО);
  • если доля (часть доли), ранее перешедшая к обществу, продается всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам (ст. 24 Закона об ООО);
  • если доля (часть доли) приобретается участником (участниками) с использованием преимущественного права покупки путем направления акцепта на полученную оферту о продаже доли (п. 5–7 ст. 21 Закона об ООО).

Такое правило установлено в пункте 11 статьи 21, статье 22 Закона об ООО.

В аналогичном порядке происходит внесение изменений в ЕГРЮЛ, когда доля:

  • передается в залог (п. 3 ст. 22 Закона об ООО) или
  • переходит к приобретателю, акцептовавшему безотзывную оферту опциона на заключение договора (п. 11, 14 ст. 21 Закона об ООО).

Как изменить в ЕГРЮЛ сведения об ОКВЭД

Не все организации в свое время вносили при регистрации сведения об ОКВЭД в ЕГРЮЛ. В частности, у тех, которые создавались до 2004 года, сведений об ОКВЭД в реестровой записи может и не быть. В тот период эти данные не были обязательными.

Но сейчас лучше, чтобы коды ОКВЭД все-таки в реестре были и соответствовали классификатору ОК 029-2001. Ведь может возникнуть ситуация, когда потребуется выписка из ЕГРЮЛ с данными ОКВЭД. К примеру, когда нужно пройти госаккредитацию в области информационных технологий с целью получения господдержки. Или же информация об ОКВЭД нужна при межведомственном обмене государственных органов власти. То есть когда выписку с кодами у организации требовать не будут, а запросят сведения напрямую у ФНС России.

Кроме того, ФНС России до конца 2015 года планирует привести в порядок сведения об ОКВЭД в ЕГРЮЛ. То есть сделать так, чтобы коды видов деятельности организаций соответствовали классификатору ОК 029-2001. А те организации, у которых сведений о кодах до конца года так и не будет, вовсе исключить из ЕГРЮЛ. Об этом сказано в письме ФНС России от 27 августа 2015 г. № ГД-4-14/15117.

В частности, в связи с этим налоговые инспекции рассылают письма примерно следующего содержания: «в связи с отсутствием данных об ОКВЭД в ЕГРЮЛ юридические лица не смогут быть включены по техническим условиям в «Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» (далее – Сводный реестр), порядок формирования и ведения которого утвержден приказом Минфина России от 23.12.2015 № 163н «О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющимися участниками бюджетного процесса»». Что это значит? То, что, если организация получает средства из бюджета или намерена их получать в будущем, сведения об ее ОКВЭД в ЕГРЮЛ должны быть обязательно.

Не оставляйте подобные письма без внимания. Проверьте, все ли в порядке с вашими кодами ОКВЭД. Есть ли они в ЕГРЮЛ и соответствуют ли они классификатору ОК 029-2001.

Проверить, есть ли по вашей организации коды ОКВЭД в реестре, не сложно. Воспользуйтесь специальным сервисом на сайте ФНС России. Если коды есть, но они не соответствуют классификатору ОК 029-2001 или же требуют дополнения, внесите изменения в ЕГРЮЛ в общем порядке. А заявление составьте по такому образцу.

Когда же кодов ОКВЭД в реестре вообще нет, внесите изменения в учредительные документы. Подробнее об этом см. Как внести изменения в устав ООО.

По материалам БСС «Система Главбух»

Компания корректирует учредительные документы, меняет директора или планирует реорганизацию. В подобных случаях потребуется внесение изменений в ЕГРЮЛ. Что необходимо учесть и с какими проблемами можно столкнуться при подаче документов.

Когда потребуется внести изменения в ЕГРЮЛ

Как правило, заявитель:

  • заполняет специальную форму ();
  • прикладывает решение о внесении корректив в учредительный документ либо иной документ, если он служит основанием для изменений в реестре;
  • передает список изменений или учредительный документ в новой редакции;
  • прикрепляет документ об оплате госпошлины, если изменения вносятся в учредительные документы.

Конкретный список зависит от характера изменений. Так, если в ЕГРЮЛ вносятся данные о смене директора, к заявлению нужно приложить протокол общего собрания или решение единственного акционера (участника).

В законе определили срок, в течение которого необходимо известить налоговую , что потребуется внесение изменений в ЕГРЮЛ. Подавать документы необходимо в течение трех дней с даты, когда произошли изменения, чтобы данные, которые содержатся в реестрах, соответствовали действительности (п. 5 ст. 5 закона № 129-ФЗ). Если компания не уложится в сроки, ей грозит штраф (ч. 3 ). Если опоздать или сообщить недостоверные сведения, должностное лицо могут оштрафовать на 5 тыс. руб.

Государственная регистрация изменений в учредительные документы юридического лица облагается пошлиной. Ее размер составляет 20% от суммы, которую заявитель вносит при регистрации компании (от 4 000 рублей). На сегодняшний момент сумма составляет 800 рублей (). Пошлина не взимается, если изменения вносятся только в реестр, а не в устав.

Если внести изменения в ЕГРЮЛ необходимо на основании судебного акта или решения третейского суда, в регистрирующий орган представляется заверенная копия такого акта или подлинник и копия вместе с подлинником исполнительного листа (ч. 2 ст. 17 закона 129-ФЗ).

В какой форме подают документы

Заявитель сам выбирает, как направить документы в ЕГРЮЛ, чтобы внести необходимые изменения. Он может отослать заявление:

  • в подразделение ФНС, которая проводит регистрацию;
  • в МФЦ;
  • ценным письмом на адрес налоговой с описью вложения;
  • при помощи нотариуса;
  • посредством сети «Интернет - для внесения изменений в ЕГРЮЛ допускается подача документов в электронном виде (ч. 1 ст. 9 закона № 129-ФЗ).

Многие пользуются услугами нотариуса. Он может засвидетельствовать подлинность подписи на заявлении и в тот же день направить посредством сети данные в ФНС (ст. 86.3 ). Ответ он получает также в форме электронного документа. Такая система позволяет оперативно узнать о том, зарегистрировала ФНС изменения или нет.

ФНС вносит изменения в течение 5 дней (ст. 8 закона № 129-ФЗ) или выдает отказ. За день до истечения срока она направляет соответствующий лист из ЕГРЮЛ в электронном виде (ч. 3 ст. 11 закона № 129-ФЗ). Бумажный документ выдается только по специальному запросу.

В каких случаях ФНС отказывается внести изменения в реестр

Инспекция может отказаться внести изменения. Так происходит, если:

  • в заявлении или других документах она обнаружит ошибки,
  • сведения не соответствуют действительности ,
  • заявитель представил неполный комплект документов.

Проблема часто возникала в 2013 году, когда вступили в силу изменения в законодательство и юристы разбирались, как заполнять новые формы. Отказы происходили в том числе из-за технических неточностей. Например, юрист заполняет форму. Он указывает адрес компании в соответствии с данными из свидетельства о праве собственности. В программе ИФНС адрес значится иначе, несовпадение становится причиной отказа. Когда внести изменения требуется в срочном порядке, юристы предпочитают лишний раз заплатить пошлину, оплатить услуги нотариуса, чем оспаривать отказ ФНС и ждать результата месяцами. В настоящее время также случаются ситуации, в которых отказ налоговой по причине указания неправильного адреса будет неправомерен. Такое решение можно оспорить в суде.

Прежде чем тратить время на работу с документами и обращаться с заявлением в суд, необходимо убедиться, что данные не попадают под признаки недостоверности. Такие обстоятельства определил ВАС РФ. Он указал, что может свидетельствовать о недостоверности сведений. Риск отказа возникает, если адрес компании:

  • согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, когда связь с ними по этому адресу невозможна;
  • не существует или объект недвижимости по этому адресу разрушен;
  • является адресом объекта незавершенного строительства;
  • заведомо не может свободно использоваться для связи, например, является адресом органа государственной власти, воинской части и т.п. (п. 2 ).

Опасность получить отказ возникает, если в здании, где располагается организация, другие компании не получают корреспонденцию, все письма возвращаются с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения».

Если адрес регистрации не попадает под указанные признаки, можно оспорить отказ. Собственник, адрес которого заявитель на регистрацию изменений указывает в соответствующей форме, может не разрешить регистрировать юридические лица на своем объекте. Если он в письменном виде выразил согласие, отказ будет неправомерен.

Например, суд обязал ФНС устранить нарушение. Заявитель представил вместе с формой необходимые документы, но налоговая отказала в государственной регистрации. Она посчитала, что сведения заявителя недостоверны и нарушают принципы ведения реестра. Инспекция получила сведения от собственника, который отрицал возможность использовать помещения в качестве места нахождения единоличного исполнительного органа заявителя. Но истец доказал обратное. Он представил письменное согласие собственника помещения использовать объект в качестве места нахождения единоличного исполнительного органа заявителя. В заседании он также предъявил договор аренды, акт приема-передачи помещений и платежные поручения о внесении арендной платы. Суд посчитал доказанным фактическое использование заявителем спорного нежилого помещения. Он также указал, что налоговая не вправе требовать дополнительные подтверждения. Противоречивые сведения в отношении спорного помещения нельзя вменить заявителю ().

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары