Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Можно ли читать коран на русском. Правила поведения при чтении Корана, что желательно и что не желательно при чтении Корана

хадис по данной теме

«Ангел Джабраил (Гавриил) пришел [однажды] к Пророку и воскликнул: «Встань же и соверши молитву!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: «Встань и соверши молитву!» Посланник Всевышнего совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: «Встань и соверши молитву!» Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета.

На следующий день в полуденное время ангел опять пришел, и Пророк помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву.

После чего ангел Джабраил (Гавриил) произнес: «Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]» .

Во всех этих молитвах-намазах имамом для пророка Мухаммада был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв .

В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари .

Временные границы молитв

Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них . Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее» . Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка .

1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца.

Наступление времени молитвы. При определении начала времени утренней молитвы очень важно принять во внимание ценное назидание, содержащееся в пророческом Предании: «Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]», – говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) .

В этих словах Пророка речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – «истинном» и «ложном» рассветах. «Ложный» рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.

Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце» . С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее» .

Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими , включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен .

В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце» . Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.

В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.

Предпочтения . Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.

2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого .

Наступление времени молитвы . Как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе.

Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт.

Предпочтения . От начала ее временного промежутка и до того, «пока не наступит время послеполуденной» .

3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца .

Наступление времени молитвы. С завершением временного промежутка полуденной (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср).

Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто успеет совершить один ракяат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву» .

Предпочтения. Желательно совершить ее до того, как солнце «начнет желтеть» и терять свою яркость .

Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки] . Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракяата, не упоминая Господа, кроме как незначительно» .

4. Вечерняя молитва (Магриб) – начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари.

Наступление времени молитвы. Сразу после захода солнца, когда диск солнца полностью уйдет за горизонт.

Окончание времени молитвы наступает «с исчезновением вечерней зари» .

Предпочтения . Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что предпочтение в данной молитве отдано самому началу ее временного промежутка .

Пророк Мухаммад говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд» .

5. Ночная молитва (‘Иша’). Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

Наступление времени молитвы – с исчезновением вечернего зарева.

Окончание времени молитвы – с появлением признаков утреннего рассвета.

Предпочтения . Желательно совершить данную молитву «до истечения первой половины ночи» , в первую треть или половину ночи .

В одном из хадисов упоминается: «Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи». Было несколько случаев, когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал пятую молитву со значительной задержкой.

Некоторые хадисы, указывающие на желательность этого:

– «пророк [порой] оставлял пятую молитву на более позднее время» ;

– «пятую молитву совершали во временном промежутке между исчезновением зари и истечением трети ночи» ;

– «пророк Мухаммад порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время» .

Имам ан-Навави говорил: «Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи» .

Некоторые ученые высказывали мнение о желательности (мустахаб) совершения пятой молитвы немного позднее начала ее времени . Если вы спросите: «А что лучше: совершить ее сразу по наступлении времени или позднее?», то по этому поводу имеется два основных мнения:

1. Лучше совершать немного позднее. Утверждавшие это аргументировали свое мнение несколькими хадисами, где упоминается о том, что Пророк несколько раз совершал пятую молитву значительно позднее начала ее времени. Некоторые сподвижники дожидались его и затем совершали молитву вместе с Пророком. В некоторых хадисах подчеркивается желательность этого;

2. Лучше, если есть такая возможность, совершать молитву в начале ее времени, так как основным правилом, которого придерживался посланник Всевышнего, было совершение обязательных молитв в начале их временных промежутков. Те же случаи, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитвы позднее, были лишь указанием на то, что это возможно .

В общем-то, хадисы о желательности более позднего совершения пятой молитвы есть, но в них говорится о первой трети ночи и половине ее, то есть беспричинное оставление совершения пятой молитвы на более позднее время становится уже нежелательным (макрух).

Общий временной промежуток пятой обязательной молитвы начинается с исчезновением вечерней зари и завершается появлением рассвета, то есть началом утренней молитвы Фаджр, о чем упоминается в хадисах . Предпочтительно совершать молитву ‘Иша’ с наступлением ее времени, а также в первую треть ночи или до завершения половины ночи.

В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.

Время, запретное для совершения молитвы

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено.

‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

– во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух) ;

– в то время, когда солнце находится в зените;

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» .

Также в Сунне имеются повествования о нежелательности сна, когда время приближается к заходу солнца и во время восхода солнца. Однако это не должно дезориентировать человека в регулировании своих биоритмов с учетом разных факторов жизни. Каноническая нежелательность аннулируется при наличии объективной необходимости, а тем более – вынужденности.

Трудности с определением времени намаза

Что касается ритуальной практики в северных широтах, где бывает полярная ночь, то время молитв в такой местности устанавливается по расписанию молитв ближайшего города или области, где есть разделительная черта между днем и ночью, или – по мекканскому расписанию молитв .

В затруднительных случаях (нет данных о текущем времени; сложные метеоусловия, отсутствие солнца), когда нет возможности точного определения времени молитв, они совершаются примерно, ориентировочно. При этом желательным является совершение с некоторой задержкой полуденной (Зухр) и вечерней (Магриб) молитв, а вслед – безотлагательное совершение послеполуденной (‘Аср) и ночной (‘Иша’) молитв. Тем самым происходит своеобразное сближение-объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами, что допускается в исключительных ситуациях .

Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).

Хадис от Джабира ибн ‘Абдуллы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 241, хадис № 90, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 68, хадис № 150, «хасан, сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 335, хадис № 1472, «хасан, сахих», «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 322, хадис № 418.

Подробнее см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 239, хадис № 88 (от Ибн ‘Аббаса), «хасан», по мнению некоторых – «сахих»; там же хадис № 89 (от Абу Са‘ида аль-Худри); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 516–521, хадисы № 581–583.

См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 522, хадис № 584; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 324.

См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 68; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 241; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 322; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 663.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя [б. г.]. Т. 1. С. 256.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима вместо «в начале времени ее» сказано «вовремя». См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 338, 339, хадисы № 1474, 1475, оба «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 265, хадис № 158; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 75, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 59.

Подробнее по теме см., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38–40; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–254; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 69–75, хадисы № 151–173.

Подробнее см., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ибн Хузэймы и аль-Хакима, по утверждению которых хадис достоверен, «сахих». См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 263, 264, хадис № 156/19.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337, хадис № 1473, «сахих».

Обычно в расписаниях молитв после графы «Фаджр» стоит графа «Шурук», то есть время восхода солнца, чтобы человек знал, когда завершается временной промежуток утренней молитвы (Фаджр).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 350, хадис № 1484, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 51, хадис № 186, «сахих».

Также см., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 164, 165; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 674.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, 72; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 517; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 62, 63.

Максуди А. Гыйбадате исламия [Исламская ритуальная практика]. Казань: Татарстан китап нашрияты, 1990. С. 58 (на татар. яз.).

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124, пояснение к хадису № (622) 195.

Мнение относительно того, что время завершения полуденной молитвы (Зухр) и начала послеполуденной (‘Аср) наступает тогда, когда тень предмета станет в два раза длиннее его самого, является недостаточно верным. Среди богословов-ханафитов об этом высказался лишь Абу Ханифа и только в одном из двух своих суждений по данному вопросу. Согласованное же мнение ученых ханафитского мазхаба (мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, а также одно из мнений Абу Ханифы) полностью совпадает с мнением ученых остальных мазхабов, согласно которому время полуденной молитвы завершается, а послеполуденной начинается тогда, когда тень предмета станет длиннее его самого. См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38, 39; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 41; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 5. С. 42; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 32, 33.

См., хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

Время молитвы (‘Аср) можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579.

Там же. С. 121, 122, хадис № (621) 192 и пояснение к нему.

См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329.

Хадис от Анаса; св. х. Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 123, хадис № (622) 195; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329, хадис № 426.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 667, 668.

Хадис от Айюба, ‘Укбы ибн ‘Амира и аль-‘Аббаса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 579, хадис № 9772, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 70, хадис № 418.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

См. хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 535, хадис № 611; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 47, хадис № 167, «хасан, сахих».

Хадис от Джабира ибн Самра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 454. Такой же хадис в св. х. аль-Бухари от Абу Барза. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, гл. № 9, раздел № 20; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т 4. С. 211, 213, 214; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 235, а также с. 239, хадис № 567.

Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 519.

Св. х. имама Муслима. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 167, хадис № 151.

Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа; и хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 664.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673.

ПлохоОтлично

Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Коран является священной книгой, посланной нам Аллахом через пророка Мухаммада (салляллаху "алейхи уа саллям). Поэтому относиться к нему нужно с трепетом и почитанием. Существуют внешние и внутренние правила поведения при чтении Корана. Внешние - это чистота читающего, обстановка вокруг и само поведение при чтении. Внутренние – это настрой человека при чтении, состояние его души.

Внешние правила при чтении Корана:

Обязательно находиться в состоянии ритуальной чистоты. «Воистину, это - благородный Коран, находящийся в Хранимом Писании к нему прикасаются только очищенные.» (сура аль-Вакиа 77-79). То есть - категорически запрещается мужчинам и женщинам трогать и читать Коран после интимной близости до совершения гусль - полного омовения, а мужчинам также после жанабах (поллюции). Так же запрещается женщинам трогать Коран руками во время менструаций и послеродовых кровотечений , но они могут читать его наизусть, если боятся забыть что они знают из Корана или в качестве зикра. Если читающий уже делал гусуль, то должен сделать тахарат (малое омовение, вуду), то есть только те, кто очистил себя тахаратом, могут прикасаться к Корану. И на этом сошлись большинство ученых. Однако если есть гусль, но нет тахарата могут читать Коран по памяти, не прикасаясь к нему. Абу Салям рассказывал: “Сообщил мне тот, кто видел, как пророк (салляллаху "алейхи уа саллям) однажды прочитал что-то из Корана после того, как помочился, прежде чем прикоснуться к воде (для совершения омовения)” . (Ахмад 4/237. Хафиз Ибн Хаджар назвал этот хадис достоверным. См. “Натаидж аль-афкар” 1/213), еще одно подтверждение: Имам ан-Науауи сказал: “Мусульмане единогласны в том, что дозволено читать Коран при отсутствии малого омовения, хоть и лучше иметь наличие омовения для этого. Имам аль-Харамайн и аль-Гъазали говорили: «Мы не говорим, что читать Коран без малого омовения порицаемо, так как достоверно известно от Пророка (салляллаху "алейхи уа саллям), что он читал Коран при отсутствии малого омовения!» ” (См. «аль-Маджму’» 2/82). Что касается переводов Корана или электронной версии на компьютере или мобильном то читать как и слушать Коран можно и без омовения. На лучше все-таки иметь гусль из –за уважения к словам Аллаха.

Желательно почистить зубы мисваком. (Мисвак – это палочки, которыми чистят зубы изготовленные из дерева «сальвадора персидская» или арак). Как сказал Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям): « Поистине ваши рты- это пути Корана, так очищайте его мисваком. »(Суюти, Фатхуль Кабир: 1/293).

Следующее – это одежда. Одежда, того кто читает Коран, должна соответствовать требованиям шариата. Одеваться надо как и при намазе соблюдая аурат (у мужчин закрыта часть от пупка до колен, у женщин закрыто все кроме лица и кистей рук), ну и конечно одежда должна быть чистой.

Нужно сесть с уважением, с вуду (тахаратом) лицом к кыбле. Хотя не возбраняется в любую сторону. Не торопиться в чтении, читать с тартилем (расстановкой) и таджвидом. То есть, читать нужно с почтением и уважением, соблюдая правила произношения и чтения.

Стараться плакать, и даже заставлять себя. В коране сказано: «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение» . (сура Аль-Исра 109). Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Коран был ниспослан с печалью, и вы плачьте при его чтении. Если не можете плакать, хотя бы делайте вид, что плачете ». Люди спросили у одного алима: «Почему мы не плачем читая Коран подобно тому как плакали сахабы (радыялЛаху анхум)?»Он ответил: «Да просто потому, что когда сахабы читали об обитателях ада, они боялись что они среди них и плакали, а мы всегда думаем, что это кто-то там, но не в коем случае не мы. А когда сподвижники Посланника Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) читали в Коране об обитателях рая они говорили: как нам далеко до них и после плакали, а мы читая о людях рая уже представляем себя среди них».

Отдать должное аятам о милости и наказании, как упомянуто выше. То есть, если в какой-то суре написано про Судный день или адский огонь,читающий Коран, должен осознавать всю важность написанного и бояться всем сердцем и радоваться при чтении аятов, в которых описана милость Всевышнего Аллаха.

Читать нараспев, потому что во многих хадисах приводятся указания на чтение Корана нараспев. В одном хадисе сказано «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев ». (Аль-Макдиси, «аль-адаб аш-шарийа», т. 1, стр. 741). Пророк Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Не относиться к нам тот, кто не читает Коран нараспев». (Абу Дауд).

Внутренние правила, определенные Машаихами (Шейхами)

«Держать в сердце Величие Корана, что насколько это возвышенные слова.

Держать в сердце Величество, Возвышенность, Могущество Аллаха Та"аля, чьими словами является Коран.

Очистить сердце от васваса (сомнений) и страхов.

Размышлять над смыслом и читать с наслаждением. Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) однажды провёл ночь, читая следующий аят заново и заново: "Если Ты их накажешь, то ведь они - Твои рабы, а если Ты простишь им, то ведь Ты - Великий, Мудрый". (сура Трапеза: 118). Однажды ночью Хазрат Са"ид ибн Джубаир (радиаллаху "анху) читал следующий аят до наступления утра: "Отделитесь сегодня, грешники". (сура Йасин: 59)

Подчинить свое сердце тому аяту, который читаешь. Например, если на языке аят о милости, то сердце должно быть наполнено радостью, а если аят о наказании, то сердце должно трепетать.

Сделать слух настолько внимательным, как будто бы говорит сам Аллах Та"аля, а читающий Его слушает. Пусть Аллах Та"аля Своей Добротой и Милостью даст нам с вами возможность читать Коран со всеми этими правилами.»

Адабы в отношении Священного Корана.

Арабское слово «адаб» в переводе на русский означает «этика», «правильное поведение», «хорошее отношение». Адабы это правила этикета для мусульман. В данном случае приводятся адабы по отношению к Корану. Они включают в себя так же выше перечисленные правила.

Что нельзя и не желательно делать в отношении Корана

Нельзя класть Коран на пол, лучше положить на подставку или подушку.

Нельзя слюнявить палец при переворачивании страниц.

Нельзя бросать Коран при передачи другому человеку.

Нельзя класть на ноги или под голову или опираться на него.

Нельзя брать в туалет Коран или любые тексты, которые содержат аяты из Корана. Так же нельзя произносить аяты Корана в туалете.

Нельзя есть и пить во время чтения Корана.

Нельзя читать Коран в шумных местах, на рынках и базарах, а так же где веселятся и пьют спиртное.

Нельзя зевать во время чтения Корана. Так же если мучает отрыжка. Лучше остановиться и продолжить когда зевота или отрыжка пройдет.

Нельзя вольно пересказывать и переводить Коран. Пророк (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Те, кто по своему разумению толкуют Коран, пусть готовят себе место в огне Ада » (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Насаи).

Коран нельзя читать с целью получения мирских благ или для того что бы выделяться среди других мусульман. Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал:"Прочитав из Корана, просите благости Аллаха, просите Рая! Не просите в награду из мирского (денег, имущества). Настанут такие времена, когда люди будут читать Коран с целью сблизиться с людьми (для решения своих мирских проблем)".

Нельзя разговаривать о мирском, смеяться во время чтения Корана.

Желательные действия по отношению к Корану

Считается сунной начать чтение Корана с произнесения фразы: «А’узу билляhи мина-щщайтани-рраджим » (Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана!), а затем «Бисмилляhи-рраhмани-рраhим » (Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного).

Считается сунной совершать сужду (земной поклон), если дошли до аята со снаком сужды (т. е. аята земного поклона).

По окончании чтения Корана, даже если не прочтен полностью весь Коран, а только часть, нужно сказать дуа: «Садакаллахуль-‘азым ва балляга расулюхуль-карим. Аллахумма-нфа‘на бихи ва барик ляна фихи валь-хамду лилляхи раббиль ‘алямина ва астагфируллахаль-хаййяль-каййюма ». («Истину сказал Великий Аллах и благородный Пророк довел ее до народа. О Аллах, одари нас пользой и благодатью от чтения Корана. Вся хвала Аллаху, Господу миров, и к Тебе я обращаюсь с просьбой о прощении грехов, о, вечно Живой и остающийся навечно!»)

Считается сунной после окончания чтения Корана читать дуа. Любое. Аллах принимает такую мольбу и отвечает на неё.

Коран нужно хранить выше других книг и не ставить на него другие книги.

«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют » (сура аль-Араф 204).

Желательно повторять те аяты Корана, которые подействовали на вас. Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям),который знает весь Коран, провел целую ночь, повторяя один и тот же аят: «Если Ты их накажешь, то ведь они – рабы Твои, а если Ты простишь им, то ведь Ты – Великий, Мудрый!» (сура аль-Маида (Трапеза):118)

Желательно читать Коран в указанное Аллахом время: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях. » (сура аль-Исра:78) Потому, что на заре сменяются ангелы: тех, кто был при вас ночью, заменяют ангелы утра. Обратная смена происходит ближе к вечеру, после послеполуденного намаза`Аср. И они также являются свидетелями чтения Корана.

Читать Коран медленно, делая паузы между аятами. Размышлять, если знаешь смыслы аятов, или читать паралельно перевод смыслов Корана. Не рекомендуется быстро прочитывать Коран. Передаётся, что Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Не понял Корана тот, кто прочитал его меньше чем за три дня» .(Тиризи, Куран: 13; Абу Дауд, Рамадан: 8-9; Ибни Маджа, Икамат: 178; Дарими, Салят: 173; Ахмад бин Ханбаль: 2/164, 165, 189, 193, 195) То есть прочитавший не сможет задуматься над аятами, не сможет понять, так как будет следить за скоростью чтения.

Правильно читать буквы, потому что за каждую букву Корана положена десятикратная награда. «Если кто прочтет из Корана одну букву, ему пишут одно вознаграждение, а затем увеличивают это вознаграждение еще десять раз » (Ат-Тирмизи).

Даже Если плохо получается чтение Корана, не брасать, а продолжать дальше ибо Пророк Мухаммад (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Знатоки Корана будут рядом со святыми, самыми достойными ангелами. А тот, кому чтение Корана дается с трудом, но все же читает его, получит двойное вознаграждение» . (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи). Но это не значит, что не надо учиться правильно произносить и читать Коран.

Не оставлять Коран открытым после окончания чтения.

Разрешается если чихнул сам, говорить «аль-хамду лиллях» и если чихнул другой - «ярхамукаллах» . Так же разрешается вставать при чтении Корана, если зашел старший, уважаемый и благонравный человек.

Не запрещается чтение Корана лежа.

Не запрещается чтение Корана на могилах, так как есть хадисы говорящие о пользе этого чтения для усопших: «Вы читайте суру «Ясин» над усопшими » (Ахмад, Абу Дауд, Хаким).

Приведенные здесь положения этики почитания Священного Корана взяты из книг: Ан-Навави. «Ат-Тибян»; Аз-Забиди. «Итхаф», Имам аль-Куртуби «Тафсир аль-Куртуби».

В заключении несколько хадисов о пользе чтения Корана

Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Коран – это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведёт в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада » (аль-Хайсам, ат-Табарани).

«Вы читайте Коран, в Судный день он придет и станет заступником для вас» (Муслим).

«Кто бы ни читал десять аятов в одну ночь, в эту ночь его имя не запишется среди беспечных, отвлеченных от Аллаха людей » (Хаким).

Коран – Слово (Речь) Аллаха, его превосходство над словами (речью) творений подобно превосходству Аллаха над Его творениями, а чтение Корана - одно из лучших занятий для человека.
В изучении Корана и обучении ему других множество достоинств:
Вознаграждение за чтение Корана: Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто прочитает одну букву из Книги Аллаха, запишется совершение одного доброго дела, а награда за совершение добрых дел увеличивается десятикратно» (Ат-Тирмизи).

В другом хадисе говориться: Однажды посланник Аллаха ﷺ спросил своих сподвижников: - «Кто хочется отправиться в Бутхой или Алик (населенные пункты, расположенные недалеко от Медины. – Прим. авт.) и, не поссорившись ни с кем, не согрешив, вернуться с двумя большими верблюдами?» Сподвижники ответили: «О, Посланник, мы все это хотим!» Тогда Пророк сказал: «Почему же тогда вы не идете в мечеть и не выучите там два аята из Книги Аллаха или не почитаете ее? Это для Него лучше верблюда. Если прочтете три аята, то они лучше трех верблюдов, четыре – четырех, сколько бы вы не читали аяты – все они лучше верблюдов» (Абу Давуд, Муслим).

Вознаграждение за обучение Корану: Пророк ﷺ сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучил Коран и обучил ему других» (Аль-Бухари).
Достоинства изучения Корана, заучивания его наизусть и чтения его по всем правилам: Пророк ﷺ сказал: «Кто читает Коран, зная его наизусть, тот с благородными, покорными посланцами (ангелами), а кто читает Коран с трудом и при этом прикладывает большие усилия (желая прочитать его правильно), того ожидает двойная награда» (Аль-Бухари и Муслим).

Как начать заучивать суры Корана?

1. Искреннее намерение. Убедитесь в том, что вы делаете намерение только ради Аллаха, Его довольства, чтобы быть вознагражденным Его милостью. Не нужно красоваться или выучивать Коран напоказ.

2. Нужно научиться читать Священный Коран с правильным произношением, а также в соответствии с правилами таджвида. Если человек может бегло и при этом правильно прочитать одну страницу (подразумевается, что, если страница сложная, он может прочитать её за 1,5 минуты, а если лёгкая – за 1 минуту), он с уверенностью может начинать хифз (заучивать Коран). Но, если ученик ещё не читает Коран бегло, ему нежелательно сразу приступать к хифзу так как он может столкнуться с большими трудностями. Во многих случаях такие ученики не доучивают до конца, кроме тех, у кого очень большое желание учиться.

3. Постоянство. Чем чаще вы будете учить аяты, тем легче станет процесс запоминания. Очень важно не пропускать ни одного дня. В поклонении нет выходных. По крайней мере, если у вас совсем нет времени, выучивайте по 3-5 строчек в день. Если вы будете последовательны, инша Аллах, вы сможете стать хафизом в 5 - 6 лет.

4. Атмосфера. Уединитесь в тихом месте, чтобы сконцентрироваться только на Коране и, чтобы вас не отвлекали посторонние мысли. Выключите отвлекающие предметы (например, мобильные телефоны, телевизор и т.д.)

5. Запоминайте аяты со смыслом: читайте перевод, прежде чем начать учить аят, поймите смысл написанного.

6. Перед выучиванием полезно прослушать тот аят, который вы хотите выучить. Это поможет вам преодолеть проблемы с произношением и улучшить качество вашего запоминания.

7. Читайте в ежедневном намазе то, что вы выучили. Если вы забыли какой-то кусок, вы сразу же исправите свою ошибку, посмотрев в Коране, и никогда не будет делать эту ошибку снова.

8. Имейте хорошего учителя (друг, член семьи), который обладает знанием сур. Самой серьезной проблемой в этом великом деле является отсутствие желания у ученика. В таком случае конечный результат будет зависеть от опыта учителя. Иметь опытного наставника очень важно, поэтому начните своё обучение с поисков учителя. Пусть он проверяет ваши выученные аяты каждый день. Или проверяйте друг друга с человеком, который тоже учит Коран.

9.Читайте суры вслух. Чтение вслух помогает не просто проговаривать, но и слушать самого себя.

10. Дуа. Просите у Аллаха, чтобы он облегчил вам запоминание Корана.

Конечно, каждый хочет быть сильным хафизом. Чтобы добиться своей цели, необходимо соблюдать некоторые правила.

Учитывая возможности своей памяти, каждый должен подобрать для себя подходящий метод заучивания, например:
Читать страницу от начала до конца подряд и таким образом заучить.
Выучить один аят, затем второй, соединить их вместе, затем третий и так далее.
Учить по словам, то есть выучить одно слово, затем второе, соединяя их, пока не доучишь аят полностью.
Разделить страницу на три или четыре части, выучить их по отдельности, а затем соединить.
Учить страницу с конца, то есть сначала заучивать самый нижний аят, затем следующий и соединять аяты постепенно, пока не дойдешь до верха.
Запоминать, записывая.
Запоминать, слушая, то есть выбрать одного чтеца и, многократно прослушивая его запись, постараться заучить. В основном к данному методу прибегают слабовидящие.

Что касается заучивания методом чтения страницы от начала до конца, то страницу при заучивании таким способом следует читать сто, сто пятьдесят или более раз. В целом, будет лучше, если учитель-хафиз подберёт метод приготовления уроков для ученика сам. И вообще только под жестким контролем учителя ученик быстрее достигает намеченной цели. Секретом крепко выученной страницы является беспрестанное повторение – чем больше ты читаешь страницу при заучивании, тем крепче ты её будешь знать.

Если ты, выучив страницу или хотя бы полстраницы, можешь прочитать её наизусть без запинок или прочитать медленно, произнося каждую букву, то знай, что ты хорошо её заучил, можешь с уверенностью продолжать заучивать дальше и не переживай – такой хифз легко не забудется.

Не следует переживать, если у тебя слабая память, ведь в учебных заведениях по подготовке хафизов у девяти из десяти учеников память ниже средней. А также не переживай по поводу того, что ты не можешь сразу прочитать наизусть только что выученную страницу, ведь многим нужно, чтобы прошла одна ночь или даже два дня, прежде чем выученная сура закрепится, и это нормально. У большинства учеников память раскрывается только поcле заучивания ¼ Корана, а у некоторых она не раскрывается вплоть до того момента, пока не будет выучена половина Корана.

Так что не переживай друг – ты сможешь стать хафизом! Проси об этом Всемогущего Аллаха и прояви искренность. Аминь!!!

Впервые за все время ведения блога позволю себе поприветствовать Вас так, как это делается во всем мусульманском мире – Ассаляму Алейкум! Сегодня будет очень необычная по формату статья о том, как я в 9 лет научился читать Коран, но потом успешно все забыл. Через несколько лет предпринял очередную попытку научиться чтению Священного Писания, а позже уже сам обучал людей.

Для тех, кто уже давно хочет научиться читать на арабском языке, я подготовил приятный презент в конце статьи. Кроме того, только для читателей моего блога – специальное и очень выгодное предложение! Но, все это смотрите ниже, а сейчас, с вашего согласия, начну свое повествование…

Не сказать, что у меня с детства была мечта – Коран читать . Все началось очень забавно, в далеком 1994 году отправила бабушка меня, семилетнего мальчугана, за хлебом в соседний ларек. По закону подлости, хлеб только раскупили, и пришлось мне направиться на рынок. У входа я обратил внимание на старого аксакала, который разложил на столе какие-то книги и крутил в руках .

Старик тот оказался юмористом и решил подшутить над маленьким мальчиком (то есть, надо мной), подозвал к себе и спросил: «Малыш, не знаю, что ты ищешь, но это не так важно. Купи лучше у меня Коран – он будет кормить тебя всю жизнь». Признаюсь, до этого о Священной книге мусульман я знал ровно столько, сколько о нас с вами знает вожак племени Убра-Куку из Руанды.

Несмотря на свой почтенный возраст, этот старичок мог бы дать фору многим современным маркетологам. Представляете, из огромной толпы точно определить того, кому может быть интересен Коран, подозвать его к себе и правильно нажать на «больное», чтоб желание купить здесь и сейчас возобладало над всеми возражениями. Тем не менее, продать он мне ничего не смог, так как денег у меня в кармане хватало только на хлеб. Но, стойкое желание убедить бабулю в необходимости столь нужной покупки он у меня вызвал.

Мне не пришлось долго уговаривать бабушку, чтоб она приобрела Священное писание. Оказалось, что она уже сама давно думала о том, как бы меня отдать мулле «на поруки». Вот так, с легкой руки того аксакала, в один из прекраснейших дней направился я уверенной походкой к старой женщине, которая обучала детей чтению Корана. Поначалу все шло гладко и чинно, я слыл преуспевающим учеником, но потом оказалось, что либо я – не совсем смышленый, либо же – женщина методически неграмотно подошла к обучению детишек. Одним словом, интерес к обучению у меня вскоре пропал.

Как говорится, назвался груздем – полезай в корзину, пришлось стиснуть зубы и учиться. Кстати, есть такая традиция: после того, как человек заканчивает обучение Корану – проводят «гуран-чыхан». Типа выпускного на современный лад, родственники приносят всякие «вкусняшки», подарки и деньги, но достается все это мулле. Расклад этот мне не совсем понравился, напрягался и учился я (не важно, как) – а в шоколаде мулла.

Стыдно признавать, но одно радовало – теперь все было позади. Все остались в выигрыше – мулла при подарках и деньгах, бабушка исполнила свою мечту, а я думал, что умею Коран читать . Хотя, читать я действительно мог, только лень-матушка со временем взяла вверх. Дело в том, что нужно было постоянно читать, чтоб не забыть язык. Но, заставь маленького сорванца каждый день два часа сидеть и читать, когда твои друзья за окном в футбол гоняют. Но, как оказалось позже, дело было не во мне, а в преподавании. Методика обучения была построена в корне неправильно. Но, понимание этого пришло позже. Через два-три года я «благополучно» все забыл.

Как нужно правильно учиться Коран читать?

Примерно в 14 лет меня снова посетила муза, и захотелось овладеть-таки языком своих праотцов. Ах да, внесу ясность – по происхождению я перс и предки мои говорили на фарси. Наверное, именно генетика способствовала моим добрым начинаниям. Так я оказался у очень уважаемого в педагога, который обучал чтению Корана – Хадж Вагифа. Совсем недавно узнал, что его не стало...

Несколько слов о своем учителе – мало таких отзывчивых и добрых людей встречал по жизни. Было такое ощущение, что он вкладывал в наше обучение всего себя. Человек почтенного возраста каждый день ходил в горы, по 10-12 часов работал в огороде, а вечером приходил домой и брался за обучение. Достойнейшим человеком был!

До сих пор помню слова своего наставника, которые он произнес в первый день моего обучения: «Я научу тебя читать Коран так, что ты никогда не забудешь правила чтения. Даже если пройдет 20 лет, и ты за это время ни разу не взглянешь на арабскую письменность, все равно сможешь свободно читать Священное Писание». Учитывая мой печальный опыт, слова его были восприняты с иронией. Впоследствии оказалось, что он был прав!

Итак, обучение чтению Корана состоит из четырех главных составляющих:

  • Изучение алфавита (на арабском языке алфавит называется – «Алиф ва ба»);
  • Обучение письму (в отличие от русского языка, здесь все намного сложнее);
  • Грамматика (таджвид);
  • Непосредственное чтение.

На первый взгляд все может показаться простым, как один-два-три. На самом деле, каждый из этих этапов делится еще на несколько подэтапов. Главный смысл здесь заключается в том, что обязательно нужно научиться ПРАВИЛЬНО писать на арабском языке. Заметьте, не грамотно, а именно правильно. Пока не научитесь писать, нельзя переходить к грамматике и чтению. Именно этот аспект был упущен в методике моего первого наставника. К чему привело данное упущение – вы уже знаете.

Еще два важных момента: первое – по данной методике вы научитесь только писать и читать на арабском, но не переводить. Для углубленного обучения люди ездят в арабские страны, где в течение 5 лет грызут гранит науки. Второе – сразу же определитесь, на каком Коране будете обучаться. Да-да, есть разница и в этом. Многие старые наставники обучают на Коране, которые в народе называют «Газан».

Не советую этого делать, так как потом будет сложно «переходить» на современный Коран. Смысл текста везде одинаковый, только шрифт сильно отличается. Конечно же, «Газан» проще, но лучше сразу же начинать обучение с нового шрифта. Знаю, что сейчас многие не совсем поняли разницу. Чтоб было понятнее, шрифт в Коране должен быть таким, как показано на картинке ниже:

Выгодное предложение!!!

Кстати, там же можно подобрать понравившийся футляр и подставку. Да, количество Коранов ограничено, так как больше просто не разрешают проносить через границу.

Будем считать, что у вас есть Коран (либо вы ), пора переходить к алфавиту. Здесь рекомендую сразу же завести тетрадь и вспомнить свой 1 класс. Каждую буквы раз 100 нужно будет вывести в тетради. Арабский алфавит не такой сложный, как русский. Во-первых, букв в нем всего 28, во-вторых – гласных букв всего две: «алиф» и «ей».

С другой стороны, это может и усложнить понимание языка. Ведь, кроме букв, есть еще и звуки: «а», «и», «у», «ун». Более того, почти все буквы (кроме «алиф», «даль», «заль», «рей», «зей», «уау») пишутся по-разному в начале слова, в середине и в конце. У многих вызывает большое затруднение и то, что читать нужно справа налево. Все привыкли читать «нормально» — слева направо. А тут все наоборот.

Лично мне это доставляло неудобства при обучении письму. Здесь важно, чтоб уклон в почерке был справа налево, а не наоборот. Долго привыкал к этому, но в итоге довел все до автоматизма. Хотя, порой тоже бывает, что забываю про уклон. Кстати, вот арабский алфавит (желтыми рамками выделены варианты написания букв в зависимости от их расположения в слове):

На первых порах очень важно, чтоб вы писали как можно больше. Нужно «набить руку» на этом, так как в этот период строится фундамент вашего обучения. За 30 дней вполне можно вызубрить алфавит, знать варианты написания букв и научиться писать. К примеру, ваш покорный слуга уложился в 18 дней. Хотя, тогда наставник отметил, что это рекорд! Уж больно интересно мне было все это, и обучение давалось легко.

После того, как алфавит изучен, писать вы уже можете, можно переходить к грамматике. В арабском языке ее называют «таджвид» — правила чтения. Грамматику можно постигать уже непосредственно во время чтения. Только один нюанс – в Коране начало не там, где мы привыкли. Первый наставник начал обучение «с конца» Корана (в обычных книгах – это начало), а второй поступил правильно – обучение начали с 1 суры Корана «Аль-Фатиха».

Дальше уже вам нужно будет ежедневно читать по 1-2 страницы по 10 раз каждую. Времени это занимает примерно час-два на первых порах. Потом количество страниц можно увеличивать. Максимально я читал 15 страниц. Мы приходили на занятие, читали отрывок из Корана – домашнее задание, получали обратную связь от наставника, он указывал на ошибки и давал новое д/з. И так почти 3 месяца! После того, как вы уже в совершенстве будете Коран читать , можно попробовать научиться «авазу» — чтение пением. У меня получилось не до конца, но все же…

Друзья, конечно же, невозможно посредством статьи передать все, что можно рассказать. Поэтому, если у вас есть желание научиться читать на арабском языке, поищите в вашем городе медресе или наставников. Сегодня это уже не проблема. Уверен, что живое обучение будет в 100 раз эффективнее. Если же у вас нет такой возможности, то вот обещанный презент в начале статьи – скачайте и установите на свой компьютер программу Zekr. Она поможет вам научиться читать и прослушивать Священное Писание. Программа абсолютно бесплатная. Статью в Википедии о программе , там же есть ссылка для скачивания.

Позвольте на этом закончить свои мысли. Очень надеюсь, что статья оказалась для вас полезной. Буду рад прочитать ваши мысли в комментариях, пишите все, что думаете (в разумных пределах), готов обсудить мнение каждого. В заключение хочу показать вам очень интересный документальный фильм «Коран» от National Geographic:

P.S. Напоминаю еще раз про 15% скидку при в нашем интернет-магазине.

1975 является годом рождения Эльмира Кулиева. Школу начал он посещать с пяти лет. Однако столь юный возраст не помешал ему учиться с отличием. За все десять лет обучения в 102- й бакинской школе он не получил ни одной четверки. В течение обучения Эльмир совершенно не интересовался вопросами религии и тем более не занимался чтением книг, отражающих религиозную тематику.

С 1990 года, будучи в 15-летнем возрасте, Эльмир Кулиев обучался в Азербайджанском медицинском институте на факультете стоматологии, отлично справившись с профилирующим экзаменом. Совместно с Эльмиром стоматологическому ремеслу обучались студенты из Палестины. Из разговоров с ними Кулиев впервые узнал об Исламе и обрядах совершения намаза, после чего им овладел интерес к этой религии. Изучая аспекты религии, Эльмир Кулиев стал больше интересоваться арабским языком. Кулиев решил начать посещение курсов по изучению арабского языка. Для более эффективного обучения Кулиев приобрел арабский словарь, с которым он часто работал дома. Со временем, занимаясь от двух до трех часов в день, Кулиев стал запоминать до 30 новых арабских слов ежедневно. Такое рвение к изучению языка позволило ему в достаточно короткие сроки овладеть арабским языком в совершенстве. Впоследствии Эльмир решил заняться переводом арабских книг на русский язык.

Сегодня Эльмир Кулиев является научным редактором ряда книг. Он создал порядка пятидесяти статей и переводов теологических книг на русский язык, притом переводы не только с арабского, но и с азербайджанского и английского. Однако, основной работой несомненно является смысловой перевод Корана Эльмира Кулиева. Эта работа была закончена в 2002 году. Позже Кулиев создал некоторые дополнения и комментарии к работе. Перевод Корана постоянно совершенствуется Эльмиром Кулиевым, привыкшим делать все свои работы безупречно!

Достоинства чтения смыслового перевода Корана.

Коран на русском языке сейчас существует в большом количестве. Найти его можно в любой мечети, кроме того вы можете Коран читать на русском языке в интернете на сайтах, посвященных религии Ислам. За чтение Корана на русском мусульманин обязательно удостоится хорошей награды, поскольку желание понимать суть прочтенного наполняет сознание мусульманина необходимыми знаниями об Исламе и сведениями, изложенными в Священном писании.

Как говорится в одном из хадисов Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Кто вышел на путь получения знаний, тому Аллах облегчит путь в Рай. Ангелы простирают над ним свои крылья, радуясь за него. Всякая тварь на небе и на земле, даже рыбы в воде просят прощения грехов получающего знания. Достоинство алима перед абидом (простым поклоняющимся) подобно достоинству полной луны перед остальными звездами» . (Абу Дауд, хадис 3641, передал Абу Дарда).

Хадис свидетельствует о том, что каждый, кто старается Коран читать на русском языке и понимать прочитанное, тому будет проще попасть в Райские сады. Но часто при чтении Корана на русском языке у читающего возникают многочисленные вопросы, так как имеется большое количество сложно интерпретируемых аятов. Зачастую понять самому прочтенное практически невозможно. Для облегчения понимания написанного перевода Корана на русском были созданы толкования Священного писания, или тафсиры. Толкование Корана это кропотливая работа, произведенная в течение многих лет самыми выдающимися учеными Ислама.

Лучшим чтением Корана на русском языке считается чтение Его с использованием толкований. Только с использованием тафсиров мусульманин может максимально эффективнее понять смысл Корана. Размышление о смысле священных слов дает мусульманину правильнее понимать свою религию, делать грамотные выводы касательно дальнейшего устройства своей жизни, возможность достижения верного пути следования Исламу.

Стремиться Коран читать сначала на русском языке, используя и изучая тафсиры, затем Коран читать на арабском языке, удерживая в голове смысл прочтенных арабских слов Священного писания и размышляя о них, должен каждый истинный мусульманин. Таким образом он уже не просто бездумно перечитывает арабские буквы Корана, а читает его с полным пониманием. А чтение Корана на арабском языке и с пониманием текста дает больше саваба, чем чтение Корана на русском языке или же чтение Корана на арабском языке без понимания.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары