Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сколько раз брали берлин русские войска. Сколько европейских столиц взяли русские 

Настоятель храма протоиерей Василий Гончар рассказал нашему корреспонденту о храмовых иконах:

История иконы Иоанна Крестителя очень необычна. В самом начале жизни храма она была принесена женщиной из семьи, в которой икону передавали по наследству. Икона эта одного из порушенных камчатских храмов, она сильно пострадала: была обгоревшей, и лика невозможно было различить. Нам тогда представлялось, что это икона Спасителя, и мы её разместили на подобающей такой иконе месте. Но с момента появления в храме она стала обновляться, и мы теперь видим, что на иконе изображён Иоанн Креститель. И её определили над исповедальней, ведь Предтеча призывал всех к покаянию. И то, что икона Иоанна Крестителя за эти годы обновилась – это маленькое чудо, и прихожане храма относятся к этому очень трепетно.

Икона Божией Матери «Порт-Артурская»:

Ровно за два месяца до начала русско-японской войны 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру пришел поговеть старик-матрос Федор, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица. Божия Матерь успокоила охваченного страхом матроса и поведала, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут большие испытания и потери. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая покровительство и победу русскому воинству

Фото: Подлинная икона Божей матери Порт-Артурская на Камчатке

Когда пришло известие о начале войны, монахи и богомольцы Киево-Печерской лавры, знающие о видении матроса, собрали по пятачку (более от одного лица не принимали) на материалы для изготовления иконы. За работу мастера ничего не взяли. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

Есть у нас в храме дорогая моему сердцу икона Божией Матери «Порт-Артурская», копия её сделана с подлинной иконы, которая сегодня находиться в одном из храмов г. Владивостока. Когда задумывался крестный ход по морским границам Российского государства, было первоначально предложено совершить его с подлинной иконой. Тогда ещё архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин дал согласие передать икону Божией Матери «Порт-Артурская» на время северного перехода, но после его окончания икону следовало вновь вернуть во Владивосток.

Нас такой вариант не устраивал, потому что хотелось, чтобы икона после столь продолжительного крестного хода осталась в нашей епархии. Еще мы задумали, чтобы на иконе была изображена наша Авачинская бухта, три брата и вулканы. Но без благословения Патриарха такие вещи совершать не позволительно, поэтому мы обратились к приснопамятному Патриарху Алексию и получили разрешение: «Благословляется, не изменяя вида Богородицы», то есть нам дозволялось изменить только вид бухты. Иконописные мастерские писать её не соглашались: икона необычная, да и написать её нужно было в короткие сроки. Для иконописцев мне пришлось готовить целый пакет документов и фотографии сопок, вулканов, бухты. Её закончили за неделю до начала крестного хода.

Фото:Икона Божией Матери Порт-Артурская храма свт. блгв. кн. Александра Невского

Наша икона Божия Матерь «Порт-Артурская» прошла три океана и десять морей, 200 тыс.500 морских миль или 20,0 тыс. километров, пересекла Охотское море, побывала в Магадане и завершая крестный ход, вернулась с военными кораблями на Камчатку. Теперь она пребывает в нашем храме.

Икона свт. блгв. князя Александра Невского: Нам была подарена, но она была большого размера и в нашем маленьком храме нам негде было её разместить, и мы подарили её воинскому храму св. апостола Андрея Первозванного в Рыбачий. На тот момент у нас уже была храмовая икона, на которой князь Александр Невский изображён с мечом в руках. Это ведь он сказал: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»

Фото Светланы Лигостаевой. Храмовая икона свт. влгв. кн. Александра Невского

Но на иконе оружие – это скорее символ. Но когда мы говорим о защите Отечества, когда оно пребывает в опасности, то и служители церкви берутся за меч. Преподобный Сергий Радонежский благословив князя Димитрия, впоследствии Донского русскому воинству дал двух схимонахов – Александра Пересвета (бывший боярин Брянский) и Андрея Ослябю (бывший боярин Любецкий). Оба они были до принятия монашества опытными воинами и погибли на поле Куликовом. Поединок между Пересветом и Челебеем был больше духовной битвой, нежели физической.

Фото: Поединок Пересвета и Челебея

«…В понимании русских людей Куликово поле явилось «судным местом», где два войска собрались не просто помериться силами, но где должен был произойти Суд меры и правды Бога над человеком, где решался вопрос: быть ли Русской Земле и Русскому государству?»

А Александр Невский?! Будучи известным воином, идёт и кланяется хану Батыю, он выбирает между дикими монголами и латинским Западом. Он идёт в физическое пленение к диким племенам, спасая русский народ то пленения духовного.

ВРЕЗ: «Историческая задача, стоявшая перед Александром Невским, была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ.

Спасение Православной веры и было основным камнем политической системы Александра Невского. Православие для него не на словах, а на деле было – «столп и утверждение истины».

Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем князь Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу. Латинство было воинствующей религиозною системою, стремившеюся подчинить себе и по своему образцу переделать Православную веру русского народа.

Монгольство не было вовсе религиозною системою, а лишь культурно-политическою. Оно несло с собою законы гражданско-политические (Чингисова яса), а не религиозно-церковные. Основным принципом Великой Монгольской державы была именно широкая веротерпимость, или даже более – покровительство всем религиям

Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.

Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной князем Александром. Племя Александра Невского построило Московскую державу».

Так что изображение с оружием на иконах Святых защитников Отечества и государства Русского от супостатов является данью их заслугам перед русским народом и Святой Русью.

Время создания записи: Суббота, марта 2, 2013 в 21:04 в рубрике . Вы можете отслеживать комментарии к этой записи через ленту. Вы можете , или отправить со своего сайта.

780 лет назад, в 1236 году, началась самостоятельная деятельность Александра Ярославича в качестве князя Новгородского. Военными победами на западных рубежах страны и умелой политикой на востоке он предопределил судьбу Новгородской и Владимирской Руси на два столетия. Он показал необходимость жестокого, бескомпромиссного противостояния с Западом и союзнических отношений с Востоком, Ордынским царством.

Юность

Родиной прославленного русского полководца был старинный русский город Переяславль (Переславль-Залесский), стоящий на реке Трубеж, впадающей в озеро Клещино (Плещеево). Назвали его Залесским потому, что в старину широкая полоса дремучих лесов как бы огораживала, защищала город от степи. Переяславль был столицей князя Ярослава Всеволодовича, человека властного, решительного и твердого в борьбе с врагами, большую часть своей жизни проведшего в военных походах.

Здесь 13 мая 1221 года у Ярослава и его жены княгини Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, торопецкой княжны, дочери знаменитого воителя, князя Новгородского и Галицкого Мстислава Удатного, родился сын, второй по счету, которого назвали Александром. Ребенок рос здоровым и сильным. Когда ему исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения Александра в воины (инициация). Княжича опоясали мечом и посадили на боевого коня. В руки дали лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родную землю от врага. С этого времени он мог руководить дружиной. Отец готовил из сына витязя, но приказал учить и грамоте. Изучал княжич и русское право - «Русскую Правду». Любимым занятием юного княжича стало изучение военного опыта его предков и событий родной старины. В этом отношении русские летописи служили бесценной сокровищницей знаний и военной мысли.

Но главным все же в обучении Александра стало практическое освоение всех премудростей ратного дела. Это было неписаным законом того сурового времени, и никаких поблажек княжичам не делали. На Руси тогда рано взрослели и становились воинами уже в подростковом возрасте. Уже в 4-5 лет княжич получал точную копию меча из мягкого, легкого дерева - липы (он позволял учить держать дистанцию в бою). Затем деревянный меч становился тверже и тяжелее - его делали из дуба или ясеня. Также детям давали лук и стрелы. Постепенно увеличивался размер лука, возрастало сопротивление тетивы. Сперва стрелу метали в неподвижную мишень, а затем в подвижную, княжичей брали на охоту. Охота была целой школой по выслеживанию, появлялись навыки следопыта, отроки учились убивать и смотреть опасности в лицо (психологическая подготовка). Опытные княжеские дружинники обучали детей Ярослава Всеволодовича верховой езде. Первоначально на хорошо выезженных боевых конях. К десятилетнему возрасту княжич обязан был лично усмирить необъезженного коня-трехлетку. Воины обучали княжича владением сулицей (русским дротиком) и копьем. Метко брошенная твердой рукой сулица поражала врага на расстоянии. Гораздо больше мастерства требовал бой на копьях. Здесь в первую очередь отрабатывался таранный удар тяжелым копьем. Вершиной искусства считался неотразимый укол в забрало.

Такое обучение не было исключением: оно было обязательным в княжеских семьях. Будущий князь - это и правитель, и профессиональный воин. Поэтому совсем не удивительны те факты, что почти все древнерусские князья были отборными витязями, лично участвовали в битвах, да еще в первых рядах своих дружин, часто вступали в поединки с предводителями врагов. Схожую подготовку, хоть и попроще, без верховой езды, подготовки мечника (меч был дорогим удовольствием) и т. д., получали все свободные мужчины Руси. Лук, охотничье копье, топор и нож были повседневным русского человека той эпохи. А русы во все времена, считались лучшими воинами.

Особенности Великого Новгорода

В 1228 году Александр вместе со старшим братом Фёдором были оставлены отцом, вместе с переяславским войском, собиравшимся летом в поход на Ригу, в Новгороде под присмотром Фёдора Даниловича и тиуна Якима. Под их присмотром продолжалось обучение княжичей ратному делу. Княжичи познавали Новгород, его порядки, чтобы в будущем не принимать опрометчивых решений, могущих вызвать ссору с вольными горожанами. Приглашенные на княжение зачастую просто изгонялись из Новгорода. Им указывали на дорогу, ведущую из города, со словами: «Иди, княже, ты нам не люб».

Новгород был самым многолюдным и богатым городом на Руси в начале XIII века. Поэтому он и назывался Великим. Его не коснулись набеги степняков на юге и ожесточенная борьба князей за Киев, который не раз опустошали, только усилили позиции северного центра Руси. Полноводный Волхов делил город на две части. Западная сторона называлась Софийской, здесь находился крепкий кремль - «детинец», а в нём величественный каменный собор Святой Софии. Длинный мост соединял Софийскую сторону с восточной частью города - Торговой стороной, самым оживленным местом в Новгороде. Тут находился торг. Сюда приезжали купцы из новгородских пятин (областей), с берегов Волги, Оки и Днепра, представители финно-угорских племен с побережья Балтики, жители Скандинавии и Центральной Европы. Русские продавали меха и кожи, бочонки с медом, воском и салом, кипы пеньки и льна; иноземцы везли оружие, изделия из железа и меди, сукно, ткани, предметы роскоши, вино и многие другие товары.

Новгород Великий имел свою особенную систему управления. Если в других русских землях вече уже уступило ведущую роль княжеской власти, то в Новгороде дела обстояли иначе. Высшим органом власти на новгородской земле являлось вече - собрание всех свободных граждан, достигших совершеннолетия. Вече приглашало на княжение приглянувшегося новгородцам князя с небольшой дружиной, чтобы князь не имел соблазна перехватить управление, и избирало из среды бояр посадника. Князь был полководцем феодальной республики, а посадник охранял интересы горожан, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал ополчением, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях. Кроме того, важную роль в городе играл выборный тысяцкий, который представлял интересы меньших бояр и черных людей, ведал торговым судом, спорами русских с иностранцами, участвовал во внешней политике аристократической республики. Важную роль также играл архиепископ (владыка) - хранитель государственной казны, контролёр мер и весов, владычный полк следил за порядком.

Приглашенный на новгородское княжение князь (как правило, из владимирских земель, бывших хлебной житницей вольного города) не имел права жить в самом Новгороде. Его резиденцией вместе с дружиной было Городище на правом берегу Волхова.

Новгород по тем временам представлял собой мощную, мобильную военную организацию. Вопросы защиты Новгорода от внешних врагов всегда решались на вечевых собраниях. Перед угрозой вражеского нападения или выступления в поход самих новгородцев собиралось вече, на котором определялась численность войска и маршруты движения. По старому обычаю Новгород выставлял ополчение: каждая семья посылала всех своих взрослых сыновей, за исключением младшего. Отказ выйти на защиту родной земли считался несмываемым позором. Дисциплина войска поддерживалась устным обещанием-клятвой, в основе которой лежали решения веча. Основой войска было городское и сельское народное ополчение, формируемое из ремесленников, мелких торговцев и крестьян. В состав войска также входили дружины бояр и крупных купцов. Число приводимых боярином воинов определялось обширностью принадлежавших ему земельных владений. Дружины бояр и новгородских купцов составляли конную «переднюю дружину». Войско делилось на полки, численный состав которых не был постоянным. Новгород мог выставить до 20 тысяч воинов, что для феодальной Европы было большим войском. Во главе войска стояли князь и посадник. Ополчение собственно города имело стройную структуру, соответствовавшую административному делению Новгорода. Оно набиралось с пяти городских концов (Неревский, Людин, Плотницкий, Славенский и Загородский) и насчитывало около 5 тыс. бойцов. Городским ополчением руководил тысяцкий. Ополчение состояло из сотен во главе с сотниками. В сотню входили ополченцы нескольких улиц.

Кроме того, Новгородская земля с древних времен славилась флотом. Новгородцы слыли опытными и бесстрашными мореходами, умевшими хорошо сражаться и на воде. Их морские суда имели палубу и парусную оснастку. Речные суда были достаточно вместительны (от 10 до 30 человек) и быстроходны. Новгородцы умело пользовались ими для переброски войска и перекрытия рек, когда требовалось закрыть путь вражеским судам. Флот новгородцев неоднократно участвовал в военных походах и одерживал убедительные победы над шведскими кораблями. А речные флотилии новгородцев (ушкуйники) активно действовали на Волге и Каме, а также Севере. Именно в Новгороде князь Александр познал боевые возможности судовой рати, скорость передвижения пешего войска по воде. То есть был восстановлен опыт Святослава Великого, который с помощью судовых ратей мог стремительно перебрасывать войска на огромные расстояния и успешно противостоять Хазарии, Болгарии и Византии.

Надо сказать, что связывание создания русского флота с именем Петра I неверно в корне. Русский флот существует с древнейших времен, о чём свидетельствуют победы Рюрика, Олега Вещего, Игоря и Святослава и других русских князей. Так, в Новгородской земле флот существовал несколько столетий, наследуя традиции русских варягов.

Боевое управление новгородского войска мало чем отличалось от других русских войск. Его «чело» (центр) обычно состояло из ополченческой пехоты. На крыльях (флангах), в полках правой и левой руки, становилась княжеская и боярская конница (профессиональные воины). Для повышения устойчивости боевого порядка и увеличения его глубины перед «челом» располагался полк лучников, вооруженных длинными луками, длина тетивы которых (190 см) способствовала большой дальности полета стрел и мощной убойной силе. Последнее было очень важно в постоянных боевых столкновениях с тяжеловооруженными немецкими и шведскими воинами. Сложный русский лук прошивал доспехи рыцарей. Кроме того, центр могли укрепить повозками, санями, чтобы пехоте было легче отбивать натиск вражеской конницы.

Такое построение новгородского войска имело целый ряд преимуществ перед боевыми порядками западноевропейского рыцарства. Оно было гибким, устойчивым, позволяло в ходе сражения маневрировать не только конницей, но и пехотой. Новгородцы иногда усиливали одно из крыльев и создавали глубокую ударную колонну «пешцев». Располагавшаяся за ними конница в ходе боя совершала охват, нанося удар с тыла и фланга. На походе русская рать, умевшая совершать быстрые и дальние переходы, всегда имела впереди сторожевой отряд («сторожу») для разведки противника и наблюдения за его действиями. Эти познания из области военного дела, основы ратного искусства Руси того времени с раннего детства усвоил Александр Ярославович.


Собор Святой Софии, премудрости Божией, в Новгороде - символ республики

Угроза с Запада

Пока князь Александр Ярославич подрастал, на границах Новгородской земли становилось все тревожнее. В Прибалтике агрессивно вели себя немецкие рыцари-крестоносцы, не скрывавшие далеко идущих планов в отношении Руси. Католический Рим и его инструмент - «псы-рыцари», считали русских ненастоящими христианами, еретиками, почти язычниками, которых необходимо заново «крестить» огнем и мечом. Кроме того, западные феодалы зарились на богатые русские земли. На соседнее Полоцкое княжество участились набега литовцев, которые, создавая свою государственность и вступив в борьбу с крестоносцами, вторгались и в пограничные русские земли. На земли финских племен, бывших под управлением Новгорода, начали совершать походы шведские феодалы.

Новгородский князь Ярослав Всеволодович, чтобы обезопасить северо-западные границы Русской земли, совершил ряд удачных походов - в 1226 году против литовцев и в 1227 и 1228 годах в Финляндию против шведов. Но задуманный им поход против немецких рыцарей-крестоносцев сорвался. В подкрепление новгородскому войску он привёл владимирские дружины. Однако псковские и новгородские бояре усмотрели в этом усиление княжеской власти и отказались участвовать в походе. Владимирцы вернулись домой. Ярослав Всеволодович, рассорившись с новгородцами, уехал с женой в Переяславль, дав время горожанам одуматься. Сыновья Александр и Федор остались в Новгороде. Но вскоре там начались волнения, и февральской ночью 1229 года боярин Федор Данилович и тиун Яким тайно увезли княжичей к отцу.

Однако дела у Новгорода шли плохо. Пришлось новгородцам помириться с князем и вновь вернуть его. Ярослав Всеволодович обещал горожанам править по старым новгородским обычаям. 1230 году Новгородская республика призвала князя Ярослава, он, побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение Фёдора и Александра. Три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор неожиданно умер. Александру рано пришлось вступить на ратное поприще. Отец, готовя себе смену и продолжателя княжеского рода, постоянно держал теперь юного Александра при себе. Тот стал познавать княжескую науку управлять землями, вести дипломатические отношения с чужеземцами и командовать дружинами.

Тем временем на границах Новгорода возникла страшная угроза. Вслед за землями латышей крестоносцы захватили земли эстов. В 1224 году пал Юрьев (Дерпт). Крепость защищала русско-эстонская рать во главе с русским князем Вячеславом (Вячко). Защитники города в жестоком бою пали все до единого. Ободренный успехом Орден меченосцев в 1233 году внезапным ударом взял русскую пограничную крепость Изборск. Псковская рать выбила крестоносцев из захваченного ими городка. В том же году немецкие рыцари совершают набег на новгородские земли. Для отражения агрессии князь Ярослав Всеволодович приводит в Новгород переяславские дружины. К нему присоединяются новгородские и псковские рати. Объединенное русское войско, во главе которого стояли Ярослав и Александр, пошло в поход против рыцарей-меченосцев и в 1234 году подошло к Юрьеву. Рыцарское войско вышло навстречу. В яростной битве немецкое войско потерпело сокрушительное поражение. Опрокинутое русскими воинами, оно было загнано на лед реки Эмбах. Лед проломился и многие рыцари ушли на дно реки. Оставшиеся в живых немцы в панике бежали и затворились в крепостях. Меченосцы срочно отправили послов к Ярославу Всеволодовичу и он «взял с ними мир на всей правде своей». Орден стал платить дань новгородскому князю и клятвенно обещали больше не нападать на владения Великого Новгорода. Понятно, что это было притворное обещание, захватнические планы по отношению к русским землям никто не отменял.

Участие в походе к Юрьеву-Дерпту и сражение на реке Эмбах дало возможность четырнадцатилетнему Александру Ярославичу познакомиться «в деле» с немецкими рыцарями. Из отрока вырастал храбрый молодой витязь-князь, привлекавший к себе людей отвагой и разумностью, красотой и ратным умением. Сдержанный в суждениях, обходительный в общении с людьми различных социальных слоев, не нарушающий древних обычаев Великого Новгорода, молодой князь пришелся по душе простым новгородцам. Ценили его не только за ум и начитанность, но и за храбрость и ратное мастерство.


Лицевой летописный свод (том 6 стр. 8) изображение Александра Ярославовича; подпись под ним: «Аще бо и честию земнаго царствиа почтенъ бысть от Бога, и сопруга име и чада прижи, но смиренную мудрость стяжа паче всех человек, бе же возрастом великъ зело, красота же лица его видети яко Иосифа Прекраснаго, сила же его бе яко часть от силы Самсоновы, гласъ же его слышати яко труба въ народе»

Новгородский князь

В 1236 году Ярослав уехал из Новгорода княжить в Киев (оттуда в 1238 году - во Владимир). С этого времени началась самостоятельная военно-политическая деятельность Александра. Александр Ярославич стал военным правителем огромной Новгородской земли, которой угрожали шведы, немецкие рыцари и литовцы. Именно в эти годы сложились черты характера Александра, которые впоследствии завоевали ему славу, любовь и уважение современников: ярость и одновременно осторожность в бою, умение ориентироваться в сложной военно-политической обстановке и принимать правильное решение. Это были черты великого государственного деятеля и полководца.

Наступил грозный 1237 г. Ордынские войска вторглись на Русь. Разгромив Рязань и Владимир, Батый двинул войско на Новгород. Юный князь Александр готовился к защите Новгорода. Удар армии Батыя героически принял на себя Торжок. Две недели шла неравная ожесточенная сеча (оборона 22 февраля - 5 марта 1238 г.). Жители небольшого городка отбивали яростные приступы врага. Однако стены рухнули под ударами таранов. Новгородская богатая верхушка отказалась направить войско на помощь своему порубежному пригороду. Князь вынужден был заниматься только подготовкой самого Новгорода к обороне.

Страшная угроза обошла Новгород. От урочища Игнач-крест степняки круто повернули на юг. Точно неизвестно почему ордынцы не пошли на богатый Новгород. Исследователи приводят несколько причин:

1) наступала весенняя распутица, в лесах таяли снега, замерзшие северные болота грозили превратиться в топи, непроходимые для большого войска;

2) войско Батыя понесло серьёзные потери, в тылу ширилось партизанское движение. Хан знал о многочисленном и воинственном войске Новгороде, силе его укреплений. Он видел перед собой пример обороны небольшого Торжка. Батый не хотел рисковать;

3) возможно, что уже шёл процесс налаживания контактов между Батыем и частью русских князей, включая отца Александра - Ярослава Всеволодовича.

Прошел год после ухода полчищ Батыя. На Руси произошло важное событие - великокняжеский съезд. В Новгород прибыли гонцы от Ярослава Всеволодовича. Он велел сыну явиться во Владимир. Путь Александра лежал через разоренную землю в выжженный завоевателями древний Владимир, где отец собрал уцелевших в сражениях русских князей - потомков князя Всеволода Большое Гнездо. Предстояло избрать великого князя Владимирского. Съехавшиеся князья назвали им Ярослава Всеволодовича. Александр вновь возвратился в Новгород. Так, Ярослав Всеволодович наследовал Владимир за братом Юрием, а Киев занял Михаил Черниговский, сконцентрировав в своих руках Галицкое княжество, Киевское княжество и Черниговское княжество.

Великий князь Владимирский Ярослав добавил Александру владений, выделив еще Тверь и Дмитров. Отныне на восемнадцатилетнего князя легла защита западных русских рубежей. А военная опасность уже зримо надвигалась на Русь с Запада. Европейские властители готовились к новому крестовому походу против славян и прибалтийских народов. 12 мая 1237 года глава католической церкви утвердил соединение Тевтонского и Ливонского орденов (бывший Орден меченосцев). Магистр тевтонцев стал великим магистром (гроссмейстером), а вошедший в его подчинение ливонский магистр принял титул магистра края (ландмейстера). В 1238 году папа Римский и магистр Ордена подписали договор, который предусматривал поход в земли язычников - ижорян, карел, входивших в состав Новгородской Руси. Папа Григорий IX призвал немецкое и шведское рыцарство силой оружия покорить языческие финские племена. В июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси в Прибалтике с участием шведов. Готовился объединенный поход, целью которого являлся захват северо-западных русских земель. Войска крестоносцев стягивались к границам. Рим и западные феодалы планировали воспользоваться ослаблением русских княжеств, обескровленных в результате Батыева нашествия.

В 1239 году Александр построил ряд укреплений на юго-запад от Новгорода по реке Шелони и женился на княжне Александре, дочери Брячислава Полоцкого. Свадьба прошла в Торопце в храме св. Георгия. Уже в 1240 году в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием.

В последние восемьдесят лет образ Святого Великого князя Александра Невского формировался в нашей стране в основном под влиянием кинофильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года.

Обращенный ко всем народам, нравственный посыл этого фильма, выраженный в заключительных словах Св. Князя Александра и сегодня, особенно в преддверии Дня Защитника Отечества, не менее актуален: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля»!

Предупреждения не услышали. И сегодня не слышат. Не внимают словам Христа: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). «Взявший меч» - это агрессор, посягающий на народную веру, на чужое добро и хозяйство.

Россию сейчас считают агрессором почти во всем мире, хотя на самом деле агрессором является Запад, отрезавший в подчинение себе за последние десятилетия огромную долю исконных русских земель.

А с Востока Япония по поводу Курил вновь активизировалась.

В 2008 году по результатам масштабного всероссийского опроса имя Святого князя Александра Невского набрало большинство голосов в телепроекте «Имя России».

И немудрено, ибо в нем видится не только победитель шведов в Невской битве или «западных цивилизаторов» на льду Чудского озера, но и великий государственный деятель, и святой воин - заступник нашей Православной церкви.

Таким образом, десять лет назад Россия выбрала своего покровителя - определила свой вектор, свое направление духовного пути.

Особо почитается Св. Великий князь в Санкт-Петербурге. У раки с его мощами в Александро-Невской Лавре всегда можно увидеть молящихся паломников.

Поделюсь секретом, что наиболее опытные и мудрые просители из числа мирян и священников не заходят в Епархиальное управление, пока не помолятся перед мощами Святого князя Александра и не приложатся к ним.

Однажды по пути в Епархию вместе со своим собратом - более мудрым священником я зазевался, заговорился и хотел пройти мимо, но был вовремя остановлен его мягким и ироничным окриком - мол, куда ты лезешь «без мощей»?

Мы пошли - помолились в Соборе у раки и «с мощами» дела наши разрешились благополучно.

Что мы еще знаем о Св. князе Александре?

Наша русская историческая наука утверждает, что Св. князю Александру Невскому досталась исключительная роль в весьма сложный период русской истории, когда в XIII веке Русь подверглась ударам католического Запада и татарской Орды.

Знаменитый ученый востоковед и евразиец Лев Гумилев считал Св. Александра Невского архитектором альянса, сумевшего выстроить отношения с Ордой, что поспособствовало не только пусть и временному мирному существованию «язЫков», но и синтезу их культур.

Святой князь Александр Невский за всю жизнь не проиграл ни одной битвы. Проявляя талант полководца и дипломата, он сумел заключить мир с наиболее сильным, но веротерпимым врагом Руси с Востока - Золотой Ордой.

А с другой стороны отразить нападение с Запада, защитив православие от католической экспансии.

Сейчас у наших дипломатов весьма горячее время. Со всех сторон на Россию ополчились наши «зарубежные партнеры» - наши лютые «друзья». Недавно прошедшая очередная Мюнхенская конференция по безопасности, как и предыдущие, по-прежнему использовалась для предъявления России все новых претензий. А в истеблишменте большинства стран стабильным правилом политкорректности стало говорить о России «либо плохо, либо ничего».

На втором курсе историю России нам преподавал известный и авторитетный петербургский историк и педагог Юрий Алексеевич Соколов. Он и поведал о том, как совсем, казалось бы, незначительный эпизод, при котором были проявлены лучшие нравственные качества воина-правителя, впоследствии вырос в значимую дипломатическую победу.

Если у кого-то возникнут сомнения в достоверности этого события, то у меня где-то аудиозапись сохранилась. Могу прокрутить. А пересказывать буду по конспекту десятилетней давности. Ну, разве что каких-то исторических деталей из общеизвестных источников от себя добавлю.

В 1241 году в Орде умер Великий Каган Угэдей. На его место претендовали два человека - хан Гуюк и хан Батый.

Батый - он же Бату-хан был сыном правителя Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 году он стал правителем улуса Джучи - Золотой Орды. Но Хан Гуюк, как сын Угэдея имел бОльшие права на принятие верховной власти. Вообще-то Угэдей завещал избрать преемником любимого внука Ширамуна, но его вдова Доргене начала борьбу за избрание своего сына Гуюка, несмотря на противодействие со стороны Бату-хана, не желавшего видеть Великим правителем своего заклятого врага.

Батый только что вернулся из военного похода по Европе, длившегося четыре года, и совершенно не был готов к борьбе за власть. У него насчитывалось всего лишь четыре тысячи воинов против ста тысяч воинов Гуюка. По сути, хан Батый с затаенным сердцем ждал, будет ли воевать против него хан Гуюк. И настроение у него, конечно, было отнюдь не победоносное. Ему нужно было просто уцелеть и выжить в этой ситуации.

Св. князь Александр через некоторое время после битвы на Чудском озере, понимая, что сил на отражение еще одного нашествия ливонского ордена у него нет, поехал в Орду искать союза с ханом Батыем в надежде на его военную помощь. Таким образом, два великих полководца встретились и поделились друг с другом своими бедами, планами и проблемами.

В сущности оба правителя оказались в одинаковом положении. Ибо Русь не смогла бы выстоять в ближайшие год-два, если бы вдруг состоялось очередное нашествие рыцарей из Западной Европы.

Батыя больше волновали события, происходившие в Орде, а вовсе не на Севере Руси. Он ожидал, что хан Гуюк применит против него силу, а защищаться и отражать ее было нечем и некем. И дело было уже не в борьбе за власть, а в обеспечении собственной безопасности и сохранении жизни.

Вот тогда Св. князь Александр и предложил Бату-хану пятьсот своих дружинников для личной защиты. Конечно же, такое малое количество, пусть и закаленных в сражениях воинов, на исход противостояния с Гуюком не повлияли бы. Но самопожертвование Великого князя и сам этот искренний жест были настолько сильными и своевременными, что растопили сердце даже такого жесткого полководца, каким был Батый. Князь Александр оказался единственным в этот момент, кто сказал ему: «Я пришел тебе помочь и готов умереть вместе с тобою».

Забегая вперед можно сказать, что спустя некоторое время вопрос о власти в Орде, в конце концов, разрешился. На курултае ранней осенью 1246 года хан Гуюк был провозглашён Великим Каганом. Он, правда, правил всего два года и умер, как раз во время сборов для похода против Бату-хана, который и занял после его смерти место властителя, уже вполне законно.

Но тогда при встрече, когда Князю Александру также очень была нужна помощь и поддержка, хан Батый в ответ сделал еще более сильный и дружеский жест. Он выдал князю Александру «Пайдзе» - небольшую золотую дощечку, в которой было указано, что князь Александр является личным другом и вассалом Великого Кагана.

Таких золотых дощечек у Батыя было совсем немного - несколько штук и он имел право в исключительных случаях выдавать их разным лицам, как символ делегирования власти и наделения носителей особыми полномочиями.

И вот с этим даром Св. князь Александр возвратился на Родину, где к нему пришли папские легаты. Они поставили ультиматум: либо князь разрешает деятельность ордена на подконтрольных ему территориях, либо пусть ожидает новый крестовый поход со стороны Ордена, который отражать, в сущности, нечем. Римские послы действовали наверняка, применяя, присущий латинскому коварству, шантаж.

В то время русские князья погрязли в междоусобицах, потеряв при этом убитыми до ста тысяч воинов. Кроме того, зрело предательство в Великом Новгороде, где на Вече открыто говорили о том, что надо мириться с Европой и отдать ей какие-нибудь территории.

Но если бы князь Александр уступил папским послам, то из Западной Европы на Северную Русь хлынул поток колонизаторов и очень затруднительно прогнозировать, как бы тогда сложилась история нашего государства и состоялся ли вообще русский этнос? Скорее всего, разрозненные народы русской земли постигла бы участь американских индейцев.

Папские легаты хорошо понимали безвыходность ситуации, в которой оказался князь Александр, и предполагаю, что они уже с вожделением «потирали руки» в предвкушении победы над несокрушимым князем. Тогда в ответ на эти притязания - на их ультиматум - Великий Князь Александр предъявил им золотую «Пайдзе». Так это небрежно - «бэмс» и выложил ее на стол. Дескать «я может и не против ваших пожеланий, но есть у меня вот такой друг и властитель. И я совсем не знаю, как он на это посмотрит»?

По предъявлении этого символа власти атмосфера встречи изменилась совершенно в неприличную для латинян сторону, ибо упоминание о монголах в Европе вызывало чувство глубокого обморока.

Еще свежи были у всех воспоминания о том, что в битве при польском городе Легнице 9 апреля 1241 года монголы за полтора часа перемололи весь цвет крестоносцев вместе с поляками во главе с герцогом Генрихом II Благочестивым, голову которого поднесли на копье к воротам города. А венгерский король Бела IV был наголову разбит Батыем в битве на реке Шайо 11 апреля 1241 года.

Согласно историческим источникам, за три дня с 9 по 11 апреля 1241 года монголы уничтожили три европейские армии общей численностью до 150 000 человек. Ордынское войско прокатилось тогда еще и по Венгрии, Хорватии, Далмации, Боснии, Сербии и Болгарии.

Поэтому ужас от упоминания о монголах у европейцев был отнюдь нешуточный. Получилось, что папские послы предложили мир или войну не какому-то одинокому и беззащитному Великому Князю новгородскому, а всей Золотой Орде во главе с Великим Каганом, армия которого состояла из сотен тысяч воинов, а территории начинались где-то за Китаем.

Как говорится: «Хотелось бы посмотреть на лица папских легатов в этот момент». Полагаю, что они стали очень похожи на лица трамвайных абреков из фильма «Брат», которые с бормотанием «Не убивай, брат, деньги возьми, все возьми, только не убивай, брат» уползали с места своего позорного унижения. Так и папские послы уползли восвояси с Русской земли, с проваленной миссией и содроганием, от возможности нового ордынского нашествия.

Эта дипломатическая победа Св. князя Александра Невского по своей политической значимости в несколько раз превышала ту, что была одержана на Чудском озере. Ибо после нее можно было уверенно заключить, что в ближайшие годы шведско-ливонского похода на Русь не будет. Это был - тайм-аут для собирания сил, как минимум лет на десять.

И заслуга Св. Великого Князя Александра состоит в том, что он не растерялся и в совершенно безнадежной ситуации нашел из нее единственный и бескровный выход. Ибо Русь в сороковых годах ХIII века в качестве силы не могла предъявить ничего.

Такая история!

Замечу, что подобная ситуация сложилась в России в начале XXI-го века. И полагаю, что все многолетние «прогибы» нашей власти перед «западными друзьями» есть ни что иное, как время «для собирания сил».

Наши «западные коллеги» очень хотят ввергнуть в «мясорубку» гражданской войны братские народы, а вернее, один и тот же народ, чтобы случилось так, как призывал в свое время американский президент Трумэн: «пусть они как можно больше убивают друг друга». Но пока Западу этот план осуществить не удается.

В эти дни также отмечается скорбная дата пятилетия украинского майдана, когда наша дипломатия и спецслужбы «прохлопали» агрессивные действия Запада и приход к власти нынешней хунты бендеровцев.

С удивлением для себя отмечаешь призывы российской власти о мире к правящим кругам в Киеве. Да бессмысленно все это, хотя с точки зрения дипломатии, наверное, объективно необходимо.

На Украине сегодня уществует только одна власть - власть Госдепа США. И все действия, начиная от одиозных выступлений главы украинской клики и церковного раскола до массовых убийств жителей Донбасса, совершаются под непосредственным руководством американских советников.

Но вернемся в XIII-й век.

Тогда в ответ на твердую веру и верность Господь даровал Св. князю Александру мудрость и рассудительность, глубокий смиренный ум и проницательность, решительность и способность побеждать врагов не только на поле битвы - мечом, но и на дипломатическом поприще.

Можно сказать, что Святой князь обладал мудростью подобной той, что Господь наделил Ветхозаветного Царя Соломона: «И сказал ему Бог:… Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (3 Цар.3:11-12).

Св. Отцы Церкви называют рассудительность матерью всех добродетелей.

Как сказано в Священном Писании: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя от пути злого» (Притч.2.11:12).

Так мудрость и рассудительность Св. князя Александра Невского спасали его от неразумных решений и злых путей.

И мне хочется пожелать всем нам искать такой рассудительности и молить Господа, чтобы Он даровал ее каждому из нас, а особо нашему Верховному Главнокомандующему и его дипломатическому корпусу.

Священник Сергий Чечаничев , публицист

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары