Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Баас сирийское региональное отделение. Сумерки партии "баас"

Партии арабского социалистического возрождения не удалось возродить Сирию.

Участники митинга, посвященного очередной годовщине партии "Баас", скандируют на центральной площади Шахидов в Дамаске: "Башар! Сирия! "Баас"! В центре площади двухметровый памятник генеральному секретарю Хафезу Асаду, а рядом несколько львов, символизирующих силу его несгибаемой власти, а также намекающих на фамилию Асада: в переводе с арабского – "лев". На трибуне нынешний генеральный секретарь Башар Асад, его ближайшие партийные сподвижники: Манаф Тлас, сын министра обороны и школьный друг, который скоро тайно покинет страну вместе с семьей; вице-президент Абдель Халим Хаддам, примкнувший к оппозиции в Европе и обвиненный в измене Родине; Рифат Асад, дядя, который будет выслан из страны по обвинению в попытке захвата власти; другие видные партийные деятели. В небо выпускают сотни цветных шаров, и одновременно с ними в воздух поднимаются эскадрильи реактивных самолетов. Сирийская армия – одна из самых мощных в арабском мире.

Описанная сцена происходила в Дамаске полтора года назад. "Еще недавно такие акции собирали тысячи искренних сторонников, – говорит преподаватель одной из стамбульских школ, шестидесятилетний Мустафа Сайен, который несколько лет назад вместе с семьей эмигрировал в Стамбул, а в прошлом преподавал в одном из учебных заведений Дамаска. – В семидесятые-восьмидесятые годы партия обещала народу построить "арабский социализм", который сулил небывалый прогресс и процветание. Вся страна превратилась в грандиозную стройку", – продолжает он. Программу партии, по его словам, поддерживали практически все слои населения. Представители интеллигенции, рабочие, ремесленники, военные, крестьяне. Боролись с отсталостью и колониальным прошлым. Открывались университеты, молодежь ехала учиться в страны победившего социализма. Были построены десятки народно-хозяйственных объектов. Проведены тысячи километров дорог и линий электропередач. Главным в экономике стал плановый сектор.

Возможно, это слова пожилого человека, который с ностальгией вспоминает о своем прошлом. Но и доктор экономики стамбульского университета Доган Качтан отмечает, что "партия, при социалистическом лозунге "каждому по труду", сохранила при этом частную собственность, уважение к семье, столь важное для восточного общества".

"Благодаря бесконечным советским кредитам партия поддерживала на плаву всю страну", – говорит сирийка Сема, бывший член партийной ячейки, которая проживала в пригороде Дамаска, но из-за гонений была вынуждена покинуть страну. Сема работает гидом в одной из стамбульских туристических компаний, водит экскурсии по исторической части города.

Социалистическая мечта о халифате

Партия арабского социалистического возрождения утвердилась у власти в 1963 году, после переворота, во главе которого стоял профессиональный военный Хафез Асад. После захвата власти он занял пост министра обороны, а через несколько лет стал президентом и генеральным секретарем партии. Выходец из многодетной крестьянской семьи, Асад вступил в "Баас" в ранней юности, в возрасте шестнадцати лет. Среди молодежи были популярны идеи арабской независимости. Основатели доктрины баасизма Заки аль-Арсузи и Мишель Афляк мечтали построить великое арабское государство, стирающее разницу между религиозными кланами. Сирия – страна этического разнообразия, где с давних пор сосуществуют различные ветви ислама и христианство.

В принципе, это была мечта о великом светском безграничном арабском халифате, которым всегда бредили в мусульманском обществе

Доктор экономики Доган Качтан


Революционные идеи нашли понимание среди полуголодных сирийских крестьян. Доктор экономики стамбульского университета Доган Качтан говорит, что "в принципе, это была мечта о великом светском безграничном арабском халифате, которым всегда бредили в мусульманском обществе. Страна, насладившись поначалу свободой после изгнания колонизаторов, устала от бесконечных военных переворотов, которые следовали один за другим после ухода французов: народу захотелось стабильности".

Конституция закрепила руководящую роль партии. "Баас" стала контролировать всю общественную и религиозную жизнь страны при помощи армии и служб безопасности. Выборы превратились в формальность. Глава государства Хафез Асад, он же лидер партии, избирался каждые семь лет и традиционно получал более девяноста девяти процентов голосов. На смену Хафезу Асаду пришел его сын, который занял пост главы государства и главное партийное кресло страны. Перемены к лучшему, которые обещал после прихода к власти нынешний президент и генеральный секретарь партии Башар Асад, сменились разочарованием. Власти взяли под контроль интернет-пространство. Был введен жесткий список разрешенных ресурсов (например, в данный момент пользователям разрешен доступ лишь в китайский интернет, потому что Китай, наряду с Россией и Ираном, поддерживает правящий режим). В страну не пускали иностранцев, а приезжающих контролировала сирийская разведка "Мухабарат". Разведчиков стало больше, чем обычных граждан, шутит сирийка Сема.

Попытки религиозных общин прийти к власти и занять какое-то заметное положение в обществе жестко подавлялись. В 1982 году в Стамбул прибыли сотни эмигрантов из Хамы, где произошел мятеж арабов-суннитов, жестко подавленный армией. Авиация при поддержке "катюш" бомбила жилые кварталы, советские танки разрушали мечети, дома, на улицах лежали десятки убитых и раненых. Город был взят штурмом. Организаторами антиправительственного мятежа объявили "Братьев-мусульман", были расстреляны тысячи активистов. В период восстания, по данным международных организаций, погибли более тридцати тысяч человек. Однако в сирийской прессе об этом писали очень мало. Официальный орган партии, газета "Аль-Баас" призывала защищать плоды революции.

От баасизма к национал-социализму и обратно

Оппозиционеры печатают листовки с карикатурой на лидера партии "Баас" Башара Асада в виде Адольфа Гитлера в турецких типографиях, а потом распространяют их на территориях, подконтрольных правительственным войскам в окрестностях Дамаска и Алеппо. Многие солдаты свободной сирийской армии не скрывают, что в прошлом были членами партии. Без этого, объясняет лейтенант Ахмет, в прошлом учитель истории дамасской школы, невозможно было сделать карьеру. В партию вступали, чтобы получить хоть какое-то жилье, продвинуться по службе, сделать карьеру, просто чтобы обезопасить себя и свою семью.

В кругах сирийских оппозиционеров баасистов называют тайным алавитским кланом

Профессор Сорбонны Бурхан Гальюн


Тем временем сам режим приобрел красно-коричневый цвет. По улицам сирийских городов разгуливали "железные рубашки", отряды молодых парней в камуфляжной форме с партийными нашивками на рукавах, созданные по примеру германских гитлерюгенд. В Дамаске оседали многие нацистские преступники. Переводили труды Гитлера, распространяли информацию о том, что в конце жизни Гитлер принял ислам. "Идеология немецкого фашизма, – пишет турецкий исследователь Ближнего Востока Айдын Бекар, – питает арабский национализм, который лежит в основе идеологии партии".

"В кругах сирийских оппозиционеров, – вспоминает в своей книге активист Сирийского национального совета, профессор Сорбонны Бурхан Гальюн, – баасистов называют тайным алавитским кланом". Асад принадлежит к общине алавитов. Близкие к мусульманам-шиитам, алавиты составляют до десяти процентов населения страны. Община алавитов держится особняком от других, окружает себя завесой таинственности. Суть их учения закрыта для посторонних, они верят в астральные культы, переселение душ, отвергают догмы ислама, пьют вино, за что подвергаются гонениям со стороны мусульман, считают себя посвященными в тайные эзотерические знания. Политолог Айхан Курнал уверен, что "идеи национал-социализма были близки алавитскому меньшинству, у которого был комплекс незаслуженно униженной, но особой расы". Партия призывала строить бессмертное арабское общество по особому сценарию, говорит он, а на деле вооружалась и успела испортить отношения со всем арабским миром.

Партия взяточников?

"С одной стороны, обнищание населения, а с другой – частные самолеты, виллы, дворцы", – так описывают сегодняшнюю страну сирийские беженцы. У каждого – своя обида и свой собственный счет. "У меня было три сына. Чтобы отправить их учиться на инженеров в Дамаск,– говорит парикмахер Хасан, – я продал дом и дал взятку местному партийному боссу. Этого оказалось мало, пришлось занимать еще". Партия уже давно превратилась в корпорацию госчиновников, которые с целью личного обогащения делят государственный бюджет. По обвинению во взяточничестве уволены сотни партийных функционеров, занимающих видные государственные посты. Их дела переданы в суды. Правда, судебные разбирательства против партийных чиновников в Сирии, как правило, проходят в закрытом режиме. По заявлению бывшего министра нефти Сирии Абу Хусамеддина, который в минувшем году покинул Сирию и присоединился к оппозиционерам, на счету у семьи Асадов могут находиться около десяти миллиардов долларов. Причем семья представляет собой довольно большой клан. Журналист и политолог Осман Караджа отмечает, что к концу правления Хафеза Асада обострилось соперничество – как в его семейном клане, так и в ближайшем окружении, в руководстве партии "Баас" и в руководстве страны в целом. "Борьба за сферы влияния и власть привела к тому, что партию стали покидать ее видные члены, которые еще вчера выступали с высоких трибун", – говорит Караджа.

По сообщениям турецкой прессы, с начала военного противостояния в Сирии несколько тысяч сирийцев положили свои партийные билеты на стол в знак протеста против применения силы в отношении участников антиправительственных демонстраций. Они заявили, что не хотят быть причастными к этой политике.

Тем временем для своей защиты режим начал привлекать партийных активистов. Отныне завоевания республики будут защищать отряды "Баас", ополченцы, среди которых довольно много женщин. Эти подразделения станут частью недавно сформированных сил национальной обороны, которые насчитывают около десяти тысяч человек.

Сирия остается последним государством, в основе которого лежит легендарный арабский национал-социализм, в различных вариациях безраздельно правивший и владевший умами народов Ближнего Востока и Северной Африки в XX в. Более того, у власти в Сирии находится один из самых радикальных вариантов этой идеологии – баасизм, порожденный национал-революционной волной еще в 20-30 гг. прошлого столетия.

Почти за сотню лет своей истории баасизм (баас в переводе с арабского означает возрождение) серьезно поизносился и обюрократился. Но он остается важным фактором политической жизни Сирии и всего арабского мира. Что же из себя представляет этот осколок Второй Мировой и каковы его перспективы?

Модернизация восточного деспотизма

В 1947 году в Дамаске православным Мишелем Афляком, суннитом Салах ад-Дином Битаром и алавитом Заки аль-Арсузи была основана общеарабская Партия арабского возрождения. В 1954 году она объединилась с Арабской социалистической партией и с тех пор носит нынешнее название Партия арабского социалистического возрождения (сокр. Баас).

ПАСВ пришла к власти в Ираке (8 февраля 1963) и Сирии (8 марта 1963). В Ираке отстранена от власти в ноябре 1963, вновь пришла к власти 17 июля 1968 и снова отстранена в апреле 2003. В Сирии остается у власти и по сей день. Ее руководитель – президент Башар Асад. Сирийская и иракская ветки находились на протяжении долгого времени в жесткой конфронтации. Внутривидовая конкуренция, как известно, – самая беспощадная.

Большой процент среди основателей и главных деятелей Бааса всегда составляли представители религиозных меньшинств – не только христианских, как Афляк, но и таких сект, как алавиты, друзы и прочие. Людям, не имевшим корней ни в классовом, ни в религиозном истеблишменте арабского мира, вернувшимся из Франции в конце 1930-х годов, играя на антиколониализме, антизападничестве и антикапитализме удалось добиться успеха. Эти идеи были популярны, особенно после появления Израиля.

Подъем арабского национализма (в том числе в виде баасизма) совпал по времени с глубочайшим кризисом Халифата, который на тот момент был олицетворен Османским султанатом, и повсеместным распространением национализма на Западе и по всему миру.

В 1971 году Хафиз Асад провозгласил себя президентом. Вскоре он покончил с идейными крайностями радикализма Бааса и провел чистку партии, разогнав «старых баасистов» по типу разгона старых большевиков. Партия потеряла свой идеологический заряд, превратившись в значительной степени в корпорацию госчиновников и прочих новых кадров оппортунистического образца. Баас продолжала быть партией власти, но сама власть теперь принадлежала фактически не ей, а баасистской военной по преимуществу алавитской организации кланового типа во главе с Асадом.

В стране «победившего баасизма» – Сирии – господствует достаточно жесткая военная диктатура, которую можно назвать неким «мягким» видом тоталитарного режима, несколько жестче итальянского фашизма, но намного мягче сталинизма, гитлеровского нацизма и режима Саддама Хусейна в Ираке. Дмитрий Поспеловский в своей книге «Тоталитаризм и вероисповедание» характеризует его как “смесь авторитарных военных хунт латиноамериканского типа и модернизованного восточного деспотизма”. Между тем, даже сегодня Баас сохраняет ряд идеологических особенностей, которые, став во многом декоративными, продолжают играть определенную роль и вызывают неподдельный интерес у западных политологов необыкновенной экзотикой.

Божья раса?

В начале деятельности социализм Афляка, который был главным лидером партии, не привлекал, но затем, когда ему пришлось ввести прилагательное «социалистическая» в название, он начал утверждать, что социализм соприроден арабизму. Социализм Афляка отличается, однако, от марксизма отрицательным отношением к классовой борьбе, упором на национальную гармонию в духе фашистских и других национал-революционных учений, заменой интернационализма и борьбы классов превозношением арабского национализма.

Национализм Афляк ставит выше религии – все должно служить национальному единству и интересам единой арабской нации как семьи. Отождествление нации с семьей сходно с ранним русским славянофильством, но понятие абсолютизации нации, подчинения национальным интересам всего и вся, в том числе и нравственности, и понимание под словом нация целой расы – это уже сближает идеи Афляка с т.н. национал-революционной волной 20-30 гг., которая не обошла стороной и арабов.

По сути, баасизм – реликт Второй Мировой войны. Это не только арабский ответ на вызовы Запада, но и часть общемирового процесса поисков «третьего пути» («консервативная революция») между капитализмом и коммунизмом, результатом которого стали национал-революционеры (фашисты, нацисты, франкисты, и, кстати, сионисты). Национал-революционеры всех мастей, пользовавшиеся большой популярностью в самых разных странах Европы, и не только в ней, пытались причудливо сочетать левые идеи в экономике и правые в политике и культуре.

«Арабизм превыше всего … выше интересов, эгоизма … право выше арабизма лишь до тех пор, пока арабы разъединены», – писал Мишель Афляк. “А кто является выразителем национального или расового интереса? Естественно, руководство нации или расы, что в условиях предписанного беззакония неизбежно означает неограниченную ничем произвольную власть диктатора, диктатора расового государства!”, – отмечает Д. Поспеловский.

Баасизм и сионизм

Баасизм и сионизм, несмотря на их противостояние, очень похожи. Многие лидеры сионизма, особенно на ранних этапах, также увлекались идеями Мусоллини и даже нацистов, до прихода их к власти в Германии. У них одни корни, похожая история, генезис. В их основе национал-социализм, в первом случае – арабский, во второй – еврейский. Все это поиски ответа традиционного обществ на вызов либерально-капиталистической цивилизации.

И та, и другая идеология со временем потеряли былой идеологический заряд, стали конъюнкрутрны и прагматичны. А сегодня, в условиях Арабской весны с ее исламским и демократическим уклоном, они неожиданно для многих наблюдателей сближаются.

Флаг Третьего рейха в руки вам

Идеи национал-революционного толка пользовались популярностью на мусульманском Востоке также, как и на Западе. “Молодой Египет”, Национал-исламская партия, «Зеленые рубашки», Фаланги ливанских маронитов, сирийские «Железные рубашки» и проч. – это перечень далеко не всех организаций фашистского и околофашисткого толка на Ближнем Востоке в начале XX в. Баас лишь одна из тех, что вышла чуть позже из этого национал-революционного котла. Когда в Европе фашизм зашел в тупик, в арабском мире он набирал мощные обороты.

Во Второй Мировой многие арабские националисты поддерживали Гитлера, за что их критиковал еще Хасан аль-Банна, основатель “Братьев-мусульман”. Арабские наци переводили «Майн Камф» Гитлера и труды Муссолини, из которых убирали антиарабские фрагменты. Немецкое имя «Адольф» особо рьяные даже переделывали на мусульманское «Абу Али», фамилию «Гитлер» – на «Гейдар». В их среде ходили слухи, что фюрер принял Ислам, а в Египте в городе Танта даже показывали дом, где он якобы родился.

Молодежь в одежде подражала штурмовикам из СА. Некоторые импровизировали на «мусульманский лад»: так возникли «зеленые рубашки», а вслед за модой появились и отряды молодых «уличных бойцов». Кое-кто из вчерашних подростков поступал в университеты и военные училища – зарождались нацистские кружки в среде студентов и курсантов.

Всего в арабских национал-социалистических государствах нашли убежище до 7 тысяч бывших офицеров вермахта и СС. В отличие от беглецов в джунглях Латинской Америки, эти люди не сложили оружие. А направили они его, прежде всего, во внутрь страны, защищая идеологически близкие режимы. Нацистские кадры занимали очень высокие посты в государственных, военных и секретных структурах Египта и многих других арабских стран.

В частности, в Сирии во главе германской военной миссии, руководившей обучением местной армии, находился бывший полковник гитлеровского генерального штаба Крибль. Одновременно офицер гестапо Рапп проводил реорганизацию разведывательной службы сирийской армии. Гитлеровцы, окопавшиеся в военных структурах Сирии, установили тесные связи в стране и принимали активное участие в многочисленных государственных переворотах. Так, Рапп, например, был одним из организаторов военного путча в Дамаске в марте 1949.

Большую роль играли нацисты и в период диктатуры генерала Адиба Шишекли в Сирии. Одиннадцать гитлеровцев из числа германских военных советников составили специальную группу советников по осуществлению его плана объединения всех арабских стран.

Многие гитлеровские “специалисты” по созданию концлагерей нашли применение своему чудовищному опыту в различных концлагерях, созданных в Египте и других арабских странах, в которых томились десятки тысяч представителей оппозиции. В 1958 в Каире находился гитлеровский военный преступник, врач лагерей смерти доктор Эйзеле. Медицинскую часть администрации концлагеря, находившегося в 200 км к югу от Александрии, возглавлял эсэсовский врач Виллерман.

Надо отметить, что даже национальный флаг Египта, позже с небольшими модификациями принимавшийся и другими арабскими странами национал-социалистической ориентации – Сирией, Ираком, Йеменом – и считающийся символом «арабского единства», представляет расположенные в обратной последовательности цвета государственного флага германского Рейха.

Как уйти, чтобы остаться

Можно, думаю, согласиться с теми, кто утверждает, что в чем-то арабские националисты на определенном этапе были, конечно, полезны. Из песни слов не выкинешь. Они многое сделали для своих народов. Но сегодня вопрос даже не в том, какой ценой. Главное – они давно себя изжили.

«Единство, Свобода, Социализм» – это лозунг Баас, в котором, как говорят противники партии, все обман и лицемерие. Не социализм, а семейно-коррупционный госкапитализм, кумовство и нищета; не свобода, а тирания; не единство, а раскол и трайболизм. Эта допотопная идеология первой половины прошлого столетия превратилась в пародию на саму себя.

26 февраля 2012 года на референдуме большинство сирийцев одобрили новый проект конституции Сирии, согласно которой Баас потеряла свою главенствующую роль, и сравнялась в правах с другими партиями. Референдум провел правящий режим под давлением оппозиции. Нестабильность в Сирии продолжается, народ в основной своей массе не спешит верить, что что-то в серьез меняется.

В Ираке после свержения Саддама был принят закон о дебаасификации. В Сирии пока еще возможен уход правящей партии в оппозицию, она может стать одним из участников политического процесса, влиятельным оппозиционным миноритарием или же партией алавитов (тогда, правда, ей надо будет официально сменить программу и название, приведя их в соответствие с реалиями).

Но Асаду надо спешить с кардинальными изменениями. Решиться на йеменский сценарий ухода от власти – это самое минимальное, что надо сделать.

АБДУЛЛА РИНАТ МУХАМЕТОВ, КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК, ЖУРНАЛИСТ.

Социалистические и коммунистические движения так или иначе затронули весь мир. Одна из очень интересных международных левых организаций — партия Баас, которая имеет подразделения в Тунисе, Йемене, Судане, Палестине, Ливии, Мавритании, Ираке, Сирии, Алжире, Ливане, Кувейте, Иордании, Египте и Бахрейне.

Изначально идеология партии Баас (партияарабского социалистического возрождения) предусматривала стремление к созданию единого арабского государства и возрождению арабской культуры. За много лет своего существования партия Баас принесла миру таких людей как Хафез Асад (бывший сирийский лидер), Саддам Хусейн, Башар аль-Асад (президент Сирии на момент 2015 года).

Политическое движение было создано еще в 1947 году, когда только начиналась напряженность арабо-израильских отношений и еще не был построен послевоенный мир. Несмотря на мнимое единство движения, с годами оно расслоилось и в разных странах стало выглядеть по-разному. Причина довольно банальная — лидерство в сирийском крыле партии взяли левые: иракцы посчитали произошедшее в соседней стране настоящим переворотом. Хотя и были попытки восстановить единую партию, сирийская и иракская политика на много лет стали совершенно разными. Например, Ирак под властью Баас превратился в государство, где правительству всегда можно было устроить геноцид пары «неправильных» народов (впрочем, американцев это много лет вполне устраивало). Руководство Ирака было вплотную занято противостоянием с Ираном, в то время как Сирия делала всё, чтобы увеличить своё влияние в Ливане — никакого единства не было не только во внутренней политике, но и во внешней.

Принято считать Баас чем-то вроде клуба диктаторов — мол, придя к власти, ПАСВ установила в Ираке и Сирии жесткий режим, не допускающий конкуренции. Скорее всего, не стоит оценивать движение только негативно, абсолютная власть Саддама Хусейна, например, ничем не хуже абсолютизма в Саудовской Аравии, где за каждое слово или действие можно по сей день запросто оказаться за решеткой.

Сирия, кстати, за время нахождения Баас у власти перестала быть диктатурой — с 2012 года партия не имеет никаких привилегий и наравне с другими участвует в выборах. Хотя на западе и не признали произошедшей демократизации, поддержка ПАСВ населением Сирии в 2015 году находится на беспрецедентно высоком уровне. Причины тому — отсутствие адекватной альтернативы и отчаянные попытки президента страны прекратить гражданскую войну.

Баасизм , идеология партии, — это то, что помогло предотвратить чрезмерную радикализацию Ближнего Востока в XX веке. Объединив все конфессии под лозунгами единства арабов и социального равенства, партия внесла в историю региона огромный вклад. Распространение исламских террористов на территории Ирака в последнее время — это одно из следствий травли партии арабского социалистического возрождения проамериканскими властями Ирака.

Известные партийные деятели

Ха́фез аль-А́сад, бывший президент Сирии

Эксперты называют нападение смертника на штаб-квартиру Службы национальной безопасности в Дамаске, в результате которого погибли четыре высокопоставленных чиновника сирийского правительства, «началом конца», пишет в своей колонке политический обозреватель Фехми Кору.

Возможно. В любой другой стране такая направленная в самое сердце режима атака могла привести к поднятию белого флага, однако в Сирии это может привести к ужесточению мер против повстанцев.

В арабских странах есть немало диктаторов. Башар Асад один из них. Только есть несколько важных факторов, которые отличают Сирию от других стран, а сирийский режим от других режимов. Основным из них является правление в Сирии около 40 лет партии Баас. Партия Баас очень сильно отличается от известных нам партий, а режим Баас также отличается от известных нам диктатур. Нынешний сирийский режим - это режим религиозного меньшинства, однако, посредством партии этот режим заходит в каждый дом и добирается до каждого вероисповедания. Парития Баас с помощью образования и обязательной воинской службы пробралась в каждую частичку сирийского общества, со временем заключила союзы с различными элементами этого общества и сумела при помощи концессий и привилегий данные союзы сохранить.

Конец режима Баас в Сирии означает не только отстранение от руля власти какого-то конкретного меньшинства. Конец режима Баас означает крах всей системы и большие убытки, получающим от этой системы дивиденды. Сегодня не только нусайриты поддерживают систему. Ее также поддерживают, несмотря на этническую и религиозную принадлежность, встроенные в нее через сложную систему патронажа различные группировки.

Структура баасского режима в Сирии не пригодна для быстрого отказа от власти. Поэтому режим не будет сдаваться и бросит все свои силы для того, чтоб остаться у руля. Не надо забывать, что баасский режим при угрозе своей безопасности и жизнедеятельности может перенести войну за пределы Сирии.

С другой стороны, следует также понимать, что Башар Асад стал заложником механизмов управления партии Баас. Вот при последнем нападении погибло четыре высокопоставленных чиновника сирийского правительства. Если бы во время данного нападения погиб Башар Асад, остановила бы его смерть басский режим от продолжения кровопролития? Не думаю, т.к. это режим, который в 1982 г. в Хаме лишил жизни десятки тысяч ни в чем неповинных людей, «даже не глазом не моргнув». Естественно и ему придет конец, только сколько еще жизней придется за это отдать… Вопрос остается открытым.

На днях ООН выступила с довольно громким заявлением о том, что дни ИГ (запрещённая в России организация) в Ираке сочтены. Довольно самонадеянно, учитывая, что после свержения Саддама Хусейна часть его бывших сторонников (в том числе соратников по партии) влилось в то, что после стало называться ИГ. Таким образом, сегодня баасисты воюют по обе стороны фронта.

Да, «Баас» никогда не была белой и пушистой, но сегодня, когда мы справляем 54-ю годовщину её перехода от слов к делу, стоит поговорить о том, что если партия исчезнет и в Сирии, то на Ближнем Востоке могут наступить «тёмные века».

Арабские большевики

Если хотя бы в общих чертах знать историю движения «Баас», позже ставшего партией, то современную историю Ближнего Востока будет понимать гораздо проще.

Сама партия была создана Мишелем Афляком и Заки аль-Арсузи в 1947 году, однако теоретические основы разрабатывались ими уже в конце 1930-х. Идеологические основы «Баас» обычно описывают как арабский социализм, антиимпериализм и панарабизм. Последнее - не что иное как позднейшее удобное название для арабской версии немецкого национализма. Этим, кстати, объясняется тот факт, что во время Второй мировой войны сторонники «Баас» выступали в союзе со странами Оси. Хотя по факту они были не столько в союзе с Германией, сколько против колониальной администрации Великобритании. Однако от нацизма «Баас» взяла минимум - идею панарабского государства и объединения разрозненного арабского мира едиными, надгосударственными целями. В дальнейшем панарабское государство осталось лишь в теории, на практике же, ни попытка объединения с Объединённой Арабской республикой (союз Сирии и Египта в 1958-1971 годах), ни позднейшие попытки объединения с Сирией успеха не имели.

«Баас»- больше чем партия в традиционном политическом смысле. Её отделения есть в полутора десятках арабских государств и в этом смысле они напоминают социалистов начала XX века: не просто партия, которая борется за политическое влияние и представительство, а движение за переустройство всего арабского мира. Поэтому, как и социалисты, «Баас»- партия, практикующая революции.

Корни переворота 1963 года уходят ещё в 1958-й, когда в результате революции Ирак стал республикой. Один из лидеров путчистов, Абдель Керим Касем, стал новым главой государства. И чуть было не перестал им быть спустя несколько месяцев. «Баас» совершила на него покушение, а ранил генерала Касема 21-летний и никому не известный член партии Саддам Хусейн. Но в тот раз не получилось, успешным был только переворот, случившийся пять лет спустя. К Касему накопились вопросы и у «Баас», и у националистов: за проволочки с объединением с ОАР, из-за слишком либеральной (по мнению националистов) политики в отношении курдов, за союз с СССР и покровительство иракским коммунистам. Арабы смотрят на мир со своей колокольни (минарета), поэтому британцы, которых Касем выгнал из страны, и СССР, с которым он задружился вместо британцев, для них лишь разные формы империализма. Для антиимпериалистической «Баас» середины 1960-х, по крайней мере. Правда, уже в конце 1963 года националисты (союзники по перевороту) «Баас» от власти отодвинули. Но партия вернула себе власть в 1968 году и новым лидером Ирака на долгие годы стал тот самый член партии, что в 1958 году неточно стрелял в генерала Касема.

Но это в Ираке. А что в других странах?

В 1963 год был для партии удачным, тогда же «Баас» пришла к власти и в Сирии. И даже удержалась, не пришлось брать реванш, как в Ираке. В Йемене партия входит во власть, но лишь как депутатская группа в парламенте.

Совпадение? Не думаю

Любопытно, что в тех странах, где партия находится у власти, постоянно происходят разного рода неприятности. Несколько военных операций против режима Хусейна, завершившихся его свержением и смертью. В нынешнем Ираке указом президента Фуада Масума (сентябрь 2016 года) деятельность «Баас» запрещена и приравнена к террористической.

Нынешняя война в Сирии? Да, но не только она. Ещё во времена отца Башара Асада «Братья-мусульмане» устроили в Сирии шестилетнюю резню (1976-1982). А в 2003 году Асаду выписали первый билет на войну: Америка наложила санкции на Сирию и обвинила её в поддержке терроризма за критику вторжения США в Ирак.

Таким образом, Штаты постепенно выдавливают партию с Ближнего Востока, и это война, счёт в которой идёт уже на десятилетия. То есть противоречие между сменяющими друг друга администрациями в Белом Доме и доктриной партии фундаментально. И точно также на десятилетия идёт счёт союзничеству в этой войне с радикальными исламистами. Тогда «Братья-мусульмане», сегодня - «умеренная оппозиция». В чём провинилась «Баас»?

Всего лишь в том, что изначально держала курс на светскость государств, в которых укрепилась. Светскость - первый шаг к свержению монархий. А как раз династии, придерживающиеся радикального ислама - залог стабильности контроля региона. Прогрессизм «Баас» явно напоминал США Советскую Россию образца 1920-х (несмотря на сложные отношения «Баас» с КПСС). Да и претензии на объединение всего арабского мира не могли добавить симпатий: только реального союза арабских государств на базе единого движения Штатам тут и не хватало.

Ирония в том, что у голема, созданного для расправы над «Баас», весьма схожие амбиции - построение Халифата на базе исламского мира. Границы исламского и арабского миров во многом совпадают, однако если одни стремятся к развитию и субъектности, то вторых откровенно используют.

***

Многим памятен сюжет из «Белого солнца пустыни»: несколько старичков в тени дома, у одного под головой ящик динамита.

Давно здесь сидим.

В этих двух фразах с поправкой на географию - суть происходящего на Ближнем Востоке за последние лет 60: всё, что происходит там сегодня - уже происходило за эти десятилетия хотя бы однажды. И сводится к борьбе арабского мира за право самим распоряжаться своей землёй и судьбой и ответными усилиями по низведению ближневосточных государств до уровня бантустанов. Ну а “Баас” - одна из осей, вокруг которых эта борьба и крутится.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары