Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Советский фактор в послевоенной европе. Политическое влияние ссср в странах восточной европы

После окончания Второй мировой войны буквально за несколько лет в Восточной Европе произошли значительные политические, социальные, экономические и культурные изменения.

Многие процессы и события того времени до сих пор оцениваются неоднозначно. По проблемам Восточной Европы было опубликовано много работ, авторы которых часто приходили к совершенно противоположным, отрицающим друг друга выводам. Причины этого положения видятся в следующем обстоятельстве: недостаток информации или ее искажение, а также различие идеологических установок самих исследователей.

Одни авторы, как правило, представители Западной историографии, полагали, что режимы, утвердившиеся в странах Восточной Европы в послевоенное время, стали результатом "экспорта революции" Советским Союзом, который осуществлялся в рамках мировой социалистической революции. В советской и восточноевропейской историографии существовали две основные точки зрения. С одной стороны, полагали, что в странах Восточной Европы была народно-демократическая революция, вследствие которой сформировались условия для перехода к построению социалистического общества, а, с другой стороны, предполагалось, что с самого начала был взят курс на построение общества по советской модели.

В 90-е годы появилась возможность по-новому взглянуть на многие события послевоенной истории стран Восточной Европы. Эта возможность появилась благодаря рассекречиванию советских архивов, ознакомлению с фондами, носившими до этого времени гриф "совершенно секретно". "Новые документы раскрывают перед нами ход послевоенного политического развития Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии, воздействие советской внешней политики на политическую, экономическую и культурную жизнь этих стран, формирование их международных отношений".

Новые данные о различных сторонах развития Восточной Европы в период первого десятилетия после второй мировой войны, при всей их значимости, не в состоянии устранить необходимость теоретического осмысления процессов, происходивших в этом регионе. И в этом вопросе по-прежнему остается много неразрешенного.

Как свидетельствуют документы, уже "...на заключительном этапе Второй мировой войны союзниками по антигитлеровской коалиции широко обсуждались вопросы послевоенного устройства в Восточной Европе. Это переустройство касалось не только Венгрии, Румынии и Болгарии, которые были на стороне фашистской Германии, но и стран, подвергшихся агрессии и оккупации, - Польши, Чехословакии, Югославии и Албании".

Разгром фашистской Германии и ее союзников оказал огромное влияние на послевоенные процессы в экономической, политической и социальной жизни европейских стран. Народы многих стран, которым в годы второй мировой войны был навязан фашистский «новый порядок», поднялись на борьбу за возрождение своей государственности, восстановление национального достоинства, за решительную демократизацию общественной жизни. Эта борьба за национальное возрождение и социальный прогресс развернулась в странах Восточной Европы, где начинавшиеся процессы преобразований приняли, в соответствии с распространенной точкой зрения, форму народно-демократических революций.

Революционный "порядок" перемен в политической системе стран Восточной Европы был обусловлен, прежде всего, наличием благоприятных внутренних и внешних условий. Важнейшими среди них стали: разгром фашизма, освобождение Советской Армией стран восточного региона, участие народов этих стран в борьбе против фашизма. Однако для реализации этих благоприятных возможностей и проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований определяющее значение имела деятельность самих народов Восточной Европы, способность возрождающихся политических организаций повести народы освобожденных стран на борьбу за национальное возрождение и социальный прогресс.

В течение 1944-1947 годов в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Албании, Югославии и Болгарии были созданы народные органы власти, ликвидированы остатки фашистского диктата, восстановлена независимость и внешнеполитический суверенитет, проведены крупные социально-экономические реформы.

Народно-демократические революции в разных странах происходили неодинаково, в зависимости от внутренних условий и соотношения классовых сил в каждой из этих стран. Значительное, но неоднозначное влияние на ход событий в странах Восточной Европы оказывал Советский Союз. Помогая в осуществлении демократических реформ, сталинское руководство в то же время стремилось направить ход событий и развитие политической ситуации в нужную ему сторону, привести к власти коммунистов и навязать странам, в которых формировалась народная демократия, советскую модель развития.

На этом основании в дискуссиях историков высказывалась иная точка зрения на существо процессов, происходивших в 1944-1947 гг. в странах Восточной Европы. Ее сторонники ставили под сомнение само наличие народно-демократических революций в этих странах, отрицали факт широкого народного движения за демократические преобразования и считали, что Советский Союз с самого начала навязывал странам Восточной Европы сталинскую модель общественного развития.

Летом 1945 г. проходит целая серия согласований с советским руководством вопросов изменений в правительствах ряда восточноевропейских стран.

Деятели восточноевропейской коммунистической эмиграции в Москве и органы компартий в самих странах Восточной Европы постоянно получали директивы от Отдела международной информации ЦК ВКП (б) по актуальным политическим вопросам, равно как установки, выработанные советским руководством. Причем, когда происходило освобождение Восточной Европы от гитлеровской оккупации и прогитлеровских режимов, центральными в этих указаниях становятся проблемы, касающиеся характера власти, которая устанавливалась в странах региона, взаимоотношения коммунистов с другими политическими силами и практической деятельности компартий в новых условиях, задачи укрепления коммунистических позиций. В сущности, не только принципиальные направления политики компартий, но и многие их конкретные шаги либо согласовывались, либо определялись в Москве.

По мере того как с лета-осени 1944 г. началось установление «народных демократий» и стал происходить захват коммунистами власти в Восточной Европе, иерархическая система отношений компартий региона с Советским Союзом превратилась в одну из непосредственных основ формирования советского блока. Отдел международной информации ЦК ВКП (б) по-прежнему выполнял функции контроля за деятельностью компартий, отныне либо участвовавших во власти, либо занявших господствующее положение в странах Восточной Европы. По системе радиотелеграфной шифросвязи отдел систематически запрашивал у компартий информацию об их деятельности, о дальнейших планах, о положении в их странах, получал от партий соответствующие отчеты, направлял им разного рода указания, которые советское руководство считало в тот или иной момент необходимыми. Наряду с шифроперепиской другой важной формой контроля и руководства компартиями стали с этого времени периодические поездки восточноевропейских коммунистических деятелей в Москву для рассмотрения более важных текущих вопросов.

"Опубликованные в последнее время документы свидетельствуют, что в Восточной Европе при активном участии различных слоев населения были проведены глубокие демократические преобразования. Это опровергает мнения многих исследователей, утверждавших, что Советский Союз с самого начала навязал странам Восточной Европы модель сталинского общественного развития, отрицая при этом сам факт широкого народного движения за демократическое устройство государства".

Социально-экономические и политические реформы решали относительно общие для стран Восточной Европы задачи - демократизацию общественной жизни, восстановление буржуазно-демократических форм государственности.

На самых первых этапах формирования государственных органов власти в восточноевропейских странах предпринимались попытки создания коалиционных правительств, куда вошли бы представители партий и организаций самых различных политических ориентаций и установок.

Демократические преобразования в восточноевропейских странах осуществлялись в острой идейно-политической борьбе. На этом этапе здесь сохранилась многопартийность, которая в первые послевоенные годы была совсем не формальной, в отличие от начала 50-х годов. Наряду с коммунистическими партиями, которые уже в тот период с помощью Советского Союза добились ведущих позиций, а их представители нередко возглавляли правительства, действовали социал-демократические, крестьянские и либерально-буржуазные партии и организации. Во всех этих странах были сформированы общественно-политические объединения типа народных фронтов. Многопартийность сохранялась и на правительственном уровне: правительства этих стран формировались на коалиционной основе. Межпартийная борьба концентрировалась на вопросах о характере и масштабах обобществления частной собственности в промышленности, о характере политической организации общества.

Таким образом, за короткий промежуток времени после окончания второй мировой войны в странах Восточной Европы произошли крупные экономические, социальные и политические преобразования. Народная демократия вошла в историю как переходная форма политической системы общества в результате революций 40-х годов. Уже на этом этапе революции встали вопросы о дальнейших перспективах общественного развития. Довольно быстрое осуществление основных демократических задач породило в этих странах убеждение в возможности быстрого перехода к решению социалистических задач. Некоторые из них (Югославия, Болгария) заявили о вступлении на социалистический путь развития сразу после освобождения, при попутном решении задач демократического этапа революции. В других странах Восточной Европы о завершении народно-демократических революций и перерождении их в социалистические было заявлено через три-четыре года после начала переустройства. Так, в Чехословакии, освобожденной Советской Армией и восставшим народом, в самые первые годы после войны были проведены важные демократические реформы, образовано коалиционное правительство на многопартийной основе. Но уже в феврале 1948 г. в результате острейших политических конфликтов и внешнего давления со стороны Советского Союза власть в стране перешла в руки коммунистов, которые, в свою очередь, провозгласили курс на "социалистическое строительство".

Провозглашение этого нового курса в странах народной демократии объяснялось в значительной мере идейно-теоретической слабостью руководства коммунистических партий, которые держали в своих руках всю власть в государстве. Советский опыт был использован в полной мере. Его канонизация привела к слепому подражанию и механическому копированию модели государственно-бюрократического социализма в СССР без учета специфики развития народов и государств в целом.

Но самой главной причиной, оказавшей решающее влияние на принятие именно такого курса, был внешний фактор - серьезное давление со стороны советского руководства, особенно усилившееся с середины 1947 г. Советским руководством было инспирировано принудительное объединение коммунистических и социал-демократических партий. Другие партии были в свою очередь вытеснены на обочину политической жизни, постепенно теряли свой авторитет и влияние. Их деятельность подавлялась, а представители правых и либерально-демократических течений подвергались преследованиям. Подобные действия советской внешней политики - навязывание сталинской модели социализма в 1947-1948 гг. - искусственно прервали естественный процесс народно-демократических революций во многих странах. В итоге они встали на путь "ускоренного социалистического строительства". Именно тогда эти страны стали называться социалистическими, хотя это вовсе не отражало сущности их общественно-политического строя. Постепенно, на протяжении 50-х годов, они превратились в авторитарно-бюрократические государства. Социально-экономическое развитие в странах Восточной Европы в значительной мере ускорялось благодаря экономической и научно-технической помощи Советского Союза.

Красная Армия играла немалую роль в создании благоприятного образа Советского Союза, в распространении принятых в СССР взглядов на социализм, в пропаганде «преимуществ» советского строя и образа жизни советских людей. Как писал в последствии маршал А.М. Василевский, «советские воины поистине являлись пропагандистами величия дела социализма». Они должны были «разоблачать годами распространявшуюся буржуазной пропагандой клевету на советский строй, на наш образ жизни», оказывать помощь «народам в строительстве народно-демократических государств». Особую роль в реализации классовой миссии Красной Армии играли ее политорганы, которые проводили большую разъяснительную работу среди населения освобожденных территорий.

Советское руководство требовало от «народных демократий» и тамошних компартий дисциплинированного проведения нужной Кремлю внешней политики - как в отношениях с Западом, так и в важных вопросах между самими странами Восточной Европы.

Что же касалось внутриполитического развития «народных демократий», то, насколько видно из архивных документов, по крайней мере до лета 1947 г. Москва в основном стремилась к максимально возможному в конкретных условиях каждой страны в тот или иной момент укреплению и расширению позиций коммунистов в государственной власти. В тех случаях, когда, по мнению советского руководства, какая-то из восточноевропейских компартий допускала ошибки в достижении этой цели, Кремль направлял ее лидерам соответствующие директивы. Например, в начале лета 1946 г. Сталин обвинил руководителей компартии Болгарии в уступчивости оппозиции и партнерам по Отечественному фронту, потребовал сместить некоторых некоммунистических министров, целиком установить контроль над армией, «показать зубы». Эти требования были выполнены. А осенью 1946 г., когда после парламентских выборов должно было быть сформировано новое правительство Болгарии, Димитров послал Жданову предварительный проект его состава с просьбой сообщить, если у Сталина возникнут замечания по проекту.

С конца лета - начала осени 1947 г. в документах отдела внешней политики ЦК ВКП (б) появляются установки, нацеливавшие восточноевропейские компартии на социалистическое развитие своих стран. Конкретно это было связано с подготовкой к совещанию девяти компартий в Шклярской Порембе (Польше), на котором был создан Комиинформ. В ходе подготовки отдел по заданию советского руководства составил в августе - начале сентября 1947 г. информационно-аналитические записки почти о каждой существовавшей тогда компартии, причем особое внимание уделялось компартиям Восточной Европы. В записках содержались как положительные характеристики, так и критика того, что, с советской точки зрения, казалось неудовлетворительным.

Главными критериями оценки положения в той или иной стране при этом являлись степень сосредоточения власти в руках коммунистов, оттеснения, подчинения, изменения всей государственной структуры в соответствии с этими целями. Масштаб осуществления национализации, т.е. перехода в государственную собственность промышленности, транспорта, финансовой системы и торговли, проведение аграрной реформы в деревне, развитие кооперации под контролем компартии. Важнейшим критерием была также степень ориентированности внешней политики на Советский Союз, следования советской линии и советским интересам на международной арене.

Однако осуществление социально-экономических и политических преобразований сразу же столкнулось с рядом серьезных проблем. Правящие коммунистические и рабочие партии, восстановленные после освобождения этих стран или созданные вновь, не обладали ни идейно-теоретическим, ни практическим опытом, соответствующим масштабам стоявших перед ними задач. Поэтому опыт СССР стал для них образцом для подражания. Идейно-идеологическая слабость компартий, возглавлявших народно-демократические государства, в немалой степени явилась главной причиной того, что этот опыт стал для них универсальным образцом. При этом он довольно настойчиво навязывался странам Восточной Европы советским руководством. В результате был прерван естественный путь развития народно-демократической революции и всем странам, провозгласившим переход на социалистический путь развития, были навязаны модель по советскому образу. Она предусматривала последовательное огосударствление всех экономических укладов. Страны Восточной Европы стали на экстенсивный путь индустриализации с ее упором на ускоренное развитие тяжелой промышленности.

Советские руководители взяли на себя роль координаторов позиций стран Восточной Европы по международным проблемам. Например, принятие или непринятие странами Восточной Европы "плана Маршала", предусматривавшего комплекс содействия со стороны США развитию европейских государств, целиком зависело от позиций Советского Союза. 5 июня Маршалл изложил в Гарварде основные направления экономического плана, призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир".

В июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех стран, в том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех 26 июня во французскую столицу прибыл Молотов во главе делегации, количество членов которой и их ранг давали пищу для оптимистических прогнозов. Однако через три дня представители выразили свое принципиальное несогласие с американским проектом: они соглашались на двустороннюю помощь без предварительных условий и контроля, но возражали против коллективного предприятия, способного поставить под сомнение исключительное влияние СССР в Восточной Европе и увеличить способность Западной Европы к сопротивлению. В то же время они постарались уменьшить психологический эффект, произведенный предложением Маршалла, путем сравнения огромных нужд послевоенной Европы и ограниченных возможностей США. В конце концов, 2 июля Молотов прервал переговоры, заявив, что "поставленные под контроль" европейские страны потеряют ради удовлетворения "нужд и желаний некоторых великих держав" свою экономическую и национальную независимость.

Между тем некоторые восточноевропейские страны, в том числе Польша и Чехословакия, приняли приглашение участвовать в международной конференции, созываемой 12 июля в Париже для обсуждения плана Маршала. Однако через несколько дней под давлением СССР сначала Польша, а затем и Чехословакия объявили, что они не будут представлены в Париже. В Чехословакии коммунисты уже контролировали, помимо поста председателя Совета Министров, Министерство Внутренних Дел и Национальной Обороны и могли в любой момент захватить всю власть в государстве. Да и общественное мнение в стране после Мюнхена больше доверяло славянскому старшему брату, чем западным демократиям. 10 июля чехословацкое правительство объяснило, что его участие в конференции могло быть истолковано "как акт, направленный против СССР". 11 июля Румыния, Венгрия, Албания и Финляндия также заявили о своем отказе; таким образом, именно июлем 1947 года следует датировать раскол Европы: с одной стороны-клиенты США, с другой - сателлиты Советского Союза.

В этой ситуации странам Восточной Европы, вынужденным под давлением со стороны советского руководства отказаться от "плана Маршалла", не оставалось другого пути, как установить тесные экономические связи с СССР и тем самым все глубже втягиваться в орбиту его влияния.

После заключения мирных договоров стало очевидным обострение противоречий между СССР и его бывшими союзниками. В этих условиях Советский Союз и родственные ему леворадикальные группировки в Восточной Европе отошли от ориентации на постепенность перехода к социализму, взяв курс на силовые методы решения политических проблем. Как резюмируют на основе собранных и обобщенных ими факторов Г.П. Мурашко и А.Ф. Носкова, Советский Союз, обязанный согласно решениям великих держав в Ялте и Потсдаме. Выполнять роль арбитра в отношениях различных политических сил и гаранта демократического развития стран Восточной Европы, по мере нарастания противоречия на международной арене стал все чаще занимать одностороннюю позицию, игнорируя обращения некоммунистических общественных сил и способствуя использованию компартиями силовых методов подавления оппозиции. За этим последовало устранение из пришедших к власти коммунистических партий сторонников «национального пути» к социализму и принятие безальтернативного курса на советизацию стран Восточной Европы.

Чем длительнее становился опыт успешного функционирования народной демократии, тем больше укреплялась мысль: революционная власть может эффективно функционировать, существенно отличаясь от того, что имело место в тогдашнем Советском Союзе. Для власти трудящихся совсем не смертелен ни идейный, ни политический плюрализм, коренные задачи общественного прогресса можно решать и при сохранении многопартийности, поступательное развитие совсем не требует постоянного возбуждения и поддержания «классовой ненависти», ибо переговоры и соглашения противоборствующих сил дают больший результат, чем их конфликты. Многие лидеры стран Восточной Европы убедились в том, что найден новый путь к новой жизни. Они надеялись через народную демократию, воплощающую в себе политическую власть широкого классового союза и блока различных политических партий, перейти к социализму без диктатуры пролетариата, но при гегемонии последнего, путем классовой борьбы, но без ее жестоких форм, которыми характеризовался советский путь к социализму.

В итоге в восточноевропейском регионе сложилась совершенно новая геополитическая ситуация: лидеры некоммунистических партий и организаций вынуждены были иммигрировать на Запад. Постепенно произошла смена политического статуса различного рода межпартийных концессий, т. н. народного фронта. Они были преобразованы во второстепенные организации, напоминающие общественные движения. А там, где сохранился их формальный статус, весь контроль над такими, как профсоюзы, союзы женщин, ветеранов, молодежи взяла на себя коммунистическая партия. Они стали, таким образом, своеобразной формой поддержки программы строительства социализма, намеченной коммунистическим руководством.

С 1948 г. коммунистические и рабочие партии стран Восточной Европы стали монополистами в осуществлении основных направлений внутренней политики. Монополия на власть стала порождать такие явления, как подмену политической партией органов государственного управления, переход к методам непосредственного администрирования и командования как в государстве, так и в обществе. Стала складываться система осуществления власти и управления, которая позднее получила название "партия - государство". Партийный аппарат и институт партийной номенклатуры стали основой этой системы.

Обеспечение интересов СССР в странах Восточной Европы было поставлено советским руководством в прямую зависимость от участия в системе власти в этих странах идейно близких ему политических сил, продвижение этих сил к политической монополии и создание тоталитарного общественного строя, подобного советскому. Наряду с политическими формами влияния на внутренние процессы в странах Восточной Европы СССР стал прибегать и к силовым методам воздействия на общество (провоцирование правительственных кризисов, аресты оппозиционеров).

Следует обратиться к 1948 г., ставшему поворотным во многих аспектах. Именно события 1948 г. и связанный с ним сталинский поворот в коммунистическом движении свидетельствовал о том, что жизнь не оставляет никаких шансов для реализации нового народно-демократического пути исторического прогресса. Речь Черчилля в Фултоне, звавшая к новому «крестовому походу» против коммунизма, явилась достаточным поводом для нового реакционного поворота И. Сталина с целью упрочения сталинизма в коммунистическом движении стран народной демократии. И. Сталин, опасаясь, что идеи свободы и демократии, принесенные с Запада, глубоко проникнут в советское общество и, понимая, что новый, народно-демократический путь к социализму - с многопартийностью, инакомыслием и парламентской оппозицией - может стать «заразительным примером» для советских людей. В 1947-1949 гг. совершает поворот в сторону принудительного внедрения сталинизма в коммунистическое движение и те народно-демократические союзы, где, как ему казалось, его было недостаточно. С этого времени концепция нового, народно-демократического пути исторического прогресса сначала отодвигается, а потом с началом антиюгославской кампании - отбрасывается. А приверженцы «национальных путей» к социализму во главе с «бандой Тито» объявляются «пятой колонной», изгоняются из коммунистического движения и истребляются (Трайчо Костов в Болгарии, Ласло Райк в Венгрии, а после ноябрьского пленума ЦК ПОРП (1949 г.) изгоем, домашним арестантом становиться Веслав Гомулка в Польше). Для стран народной демократии начался «свой 1937 год», когда репрессии и казни подстегивали ускоренное формирование политической системы сталинизма.

Единства в руководстве стран Восточной Европы относительно путей своего развития, да и отношений с СССР, не было. Однако робкие попытки поиска отдельными политическими и государственными деятелями этих стран альтернативных путей социально-экономических преобразований пресекались как проявление ревизионизма и оппортунизма и нередко заканчивались для них трагически. Были арестованы и по фальсифицированным обвинениям приговорены к смертной казни или к длительному тюремному заключению известные политические деятели: А. Сокатич, Л. Райк - в Венгрии; Ш. Фориш, Л. Птраткату - в Румынии; Л. Нованеский, Р. Сланский - в Чехословакии; Н. Петков, Т. Костов - в Болгарии; В. Гамулка - в Польше и многие другие. Преобладание догматизма и сектантства, и перегибы в политике государственно-партийного руководства неблагоприятно сказывались на духовной жизни и социально-психологической атмосфере общества, порождая нетерпимость к плюрализму мнений и к свободе политического поведения. Стремление утвердить единомыслие и идеологическое единообразие деформировало систему выражения общественных и групповых интересов, сужало каналы их политической реализации, мешало проявлению сохранившихся в странах с более высоким уровнем политической культуры (Чехословакия, ГДР) традиции многопартийности и парламентаризма.

Советское руководство, имея в виду в качестве конечной цели установление в странах Восточной Европы режимов советского образца, понимала необходимость промежуточных этапов на этом пути. Таким этапом стала народная демократия как переходная форма государственного развития. На этом этапе допускалось наличие таких не свойственных советской тоталитарной системе атрибутов, как буржуазные политические партии, многопартийный парламент, монархия. Но при этом поощрялась и постепенно на практике утверждалась ведущая роль коммунистических партий даже в тех странах, где ранее их влияние было незначительным, либо вообще отсутствовало.

6 декабря 1948 г. состоялась встреча, на которой присутствовали Г. Димитров, В. Коларов, Т. Косторов, В. Червенков, В.Гомулка, Т. Минц, Б. Берут. Сталин определил народную демократию как новую форму диктатуры пролетариата. Подобные сталинские рассуждения означали явное несогласие со сторонниками народно-демократического пути как особого пути в будущее без диктатуры пролетариата. Г. Димитров, В. Гомулка, К. Готвальд считали, что народная демократия со всеми своими демократическими атрибутами - традиционным парламентаризмом, реальной многопартийностью, политическим и идейным плюрализмом, раньше считавшимися несовместимыми с диктатурой пролетариата, - является политическим устройством конечно же во многом отличающимся от советского строя. По их мнению, народная демократия - это порожденный новыми условиями другой способ решения революционно-социалистических задач. Ее не следует коренным образом перестраивать и не нужно заменять, ибо она и в таком виде уже может «с успехом выполнять функции диктатуры пролетариата», т.е. обеспечить продвижение к социализму. И. Сталин не мог с этим согласиться. Его формула - народная демократия - «нечто вроде новой формы диктатуры пролетариата» - исходила из того, что нет никаких разных способов реализации социалистических задач, есть только способ диктатуры пролетариата, уже успешно апробированный советской властью. Из народной демократии еще предстоит с учетом советского опыта лепить, делать не «нечто вроде», а «новую форму» диктатуры пролетариата.

Что касается других, некоммунистических партий, то в одних странах их вынудили прекратить существование, в других - сохранили, но превратили в сателлитов, «приводные ремни». В 1949-1950 гг. в этих партиях была проведена чистка: противники политической монополии коммунистов и социалистического строительства были из них исключены. Некоммунистические партии сохранились в Болгарии, ГДР, Польше и Чехословакии. Однако все они признали руководящую роль коммунистической партии и ее курс на строительство социализма. Был лишь выдвинут лозунг демократического блока всех патриотических и творческих сил народа.

В Венгрии в феврале 1949 г. Венгерский национальный фронт независимости был реорганизован.

Изменение политического статуса некоммунистических партий послужила устранению их влияния на политической арене своих стран, и уже в первой половине 50-х годов они перестали представлять собой реальную оппозицию компартии. Вместе с тем Болгария, ГДР, Польша и Чехословакия формально являлись странами с многопартийными системами, в которых решающую роль играли коммунистические и рабочие партии. В Болгарии сохранился лишь Болгарский земледельческий народный союз. В феврале-марте 1949 года национальная конференция "Звено" и съезд Радикальной партии приняли решение о самороспуске своих партий и полном слиянии с Отечественным фронтом.

В Польше в ноябре 1949 года Крестьянская народная партия и остатки Польской крестьянской партии создали Объединенную крестьянскую партию, а в июле 1950 г. в Демократическую партию влились остатки Партии труда.

Постсталинские соглашения явили собой мощный стимул для дальнейшего роста политического влияния СССР в этих странах. Бывший "санитарный кордон", созданный Западом после окончания Первой мировой войны, стал превращаться в новый "санитарный кордон", подчиненный Москве и направленный против западных держав.

В конце 40-х - начале 50-х годов во всех странах Восточной Европы была проведена реформа административно-территориального деления. Главной ее целью было создание более компактных административно-экономических единиц и проведение административно-территориального деления стран в соответствии с потребностями индустриализации. В Болгарии законом от 17 сентября 1949 г. было введено новое деление на округа, околии и районы. В Польше реформа административно-территориального деления была проведена в июне 1950 г. В результате были созданы три новых воеводства, изменены границы других воеводств, повятов и городов.

В конце 40-х - начале 50-х годов в европейских странах народной демократии стало уделяться повышенное внимание формированию и укреплению местных органов власти - народных советов (при национальных комитетах). В 1949-1950 гг. они повсюду стали едиными органами государственной власти на местах. По замыслу компартии, советы должны были стать формой массового участия трудящихся в управлении государством. Они избирались на 2-3 года. Их полномочия заключались в руководстве всей хозяйственной, социальной и культурной жизнью в стране в соответствии с законами и распоряжениями вышестоящих органов. Народные советы разрабатывали и исполняли местный хозяйственный план, бюджет, принимали меры для рационального использования местных ресурсов и управления предприятиями, обеспечивали охрану общественного порядка и прав граждан, соблюдение законов.

В этот период были укреплены центральные аппараты государственной власти, органы управления народным хозяйством, министерства и ведомства, в том числе комитеты планирования. Задачи индустриализации, развития экономики на плановых началах требовали сильного государственного регулирования и централизованного управления экономическими процессами. А итогом послужило чрезмерное вмешательство и бюрократизация управленческого аппарата.

В качестве своих исполнительных и распорядительных органов народные советы образовывали исполнительные комитеты. Местные народные советы и их исполкомы подчинялись как соответствующим вышестоящим органам власти, так и центральным государственным.

В конце 40-х - начале 50-х гг. были приняты новые конституции в шести восточноевропейских странах: в Венгерской Народной Республике (от 18 августа 1949 г.), в Германской Демократической Республике (от 30 мая 1949 г.). В Польской Народной Республике (от 22 июня 1952 г.), в Румынской Народной Республике (от 24 сентября 1952 г.) и Конституционный закон об основах общественного и государственного устройства ФНРЮ, и о союзных органах власти (от января 1953 г.), так называемая вторая Конституция Югославии.

4 июля 1950 г. Народным собранием была утверждена новая редакция Конституции Народной Республики Албания. После 1948 г. это были уже идеологические документы. Образцом для большинства из них была сталинская Конституция СССР 1936 года. Большинство конституций отражали, с одной стороны, существующее политическое и социально-экономическое устройство, а с другой, - носили перспективный характер.

Будучи идеологическими документами, Конституции НРА, ВНР и РНР провозглашали главной целью общества строительство социализма, а Конституции ПНР - делали это в завуалированной форме. В преамбуле подчеркивалось, что "формируется и крепнет новый общественный строй, отвечающий интересам и стремлениям широчайших народных масс".

Конституции отражали классовую сущность установленной власти и созданного государства. В них говорилось, что власть принадлежит не просто народу, а трудовому народу. Руководящая роль правящей коммунистической партии в одних конституциях фиксировалась, а в других - камуфлировалась. Главы, посвященные высшим органам государственной власти и управления, в большинстве конституций были однотипные. Их структуры напоминали советскую. Государственное собрание в Венгрии, Сейм в Польше объявлялись высшими органами власти, которые в свою очередь избирал президиум (в Польше - Государственный совет). Правительство являлось высшим исполнительным и распорядительным органом. Среди его традиционных функций появилась новая - составление и осуществление народнохозяйственных планов.

Почти все конституции устанавливали выборность верховных судей и судов. Они подчеркивали, что экономическая жизнь развивается на основе народнохозяйственного плана. В большинстве конституций была провозглашена монополия на ведение внешней торговли государством.

Конституции содержали, как и Конституция СССР, большой перечень социальных прав, которые государство должно было обеспечивать. К ним относились право на труд, что означало право на получение работы с оплатой в соответствии с количеством и качеством труда; право на отдых и пользование местами отдыха. Гарантированное ежегодным оплачиваемым отпуском; право на здравоохранение и на помощь в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование, в том числе бесплатное на уровне 7-8 классов; право на использование достижений культуры и прочее. Конституция устанавливала, что государство оказывает помощь и поддержку развитию науки, культуры и искусства.

Хотя конституция и провозглашала основные демократические свободы - свободу слова, печати, организаций, собраний, митингов, шествий и демонстраций, - они не расшифровывались, а их применение, как правило, содержало определенные оговорки.

Принятые в конце 40-х - начале 50-х годов в ряде стран Восточной Европы конституции были важным политическим событием в жизни этих стран. Но хотя они и обеспечивали социальные права трудящихся, демократические права и свободы носили скорее декларативный характер, а часть из них в конце 40-х - первой половине 50-х годов к тому же и нарушались. "Эти конституции закрепляли централизованно-бюрократическую модель государственного и экономического устройства".

Таким образом, становление политических режимов близких к советскому можно условно разделить на два периода. Первый период: 1944-1948 гг. период утверждения «народных демократий», переходный период на пути к социализму. Характеризуется он постепенным захватом власти коммунистами при активной помощи Советского Союза, слияние коммунистических и социалистических партий. Второй период: 1949-1953 гг. период интенсивной социализации региона. В данный период Советским руководством используются более жесткие методы утверждения социализма по советскому образцу. Это репрессии в партии, внедрение института советских советников, создание Информационного бюро коммунистических партий, изоляция региона от западных держав.

Тема 22. Советский фактор в послевоенной Восточной Европе. 1945-1948.

Сферы влияния западных держав и СССР. Отношение к США в странах Восточной Европе. Политика СССР в Восточной Европе в 1945-1948 гг. Восточная Европа и США. Германский фактор. Пути развития Австрии, Финляндии.

Тема 23. Чехословакия в 1948 г.

Причина возникновения политического кризиса в феврале 1948 г. «Формула Бенеша». Внутренние и внешние факторы февральских событий. Отношение советского руководства к событиям в Чехословакии. Отношение Запада к событиям в Чехословакии.

Тема 24. США после второй мировой войны.

Проблемы внутренней политики США в 40-60-е гг. Экономическое положение США в 40-50-е гг. Реконверсия. Экономическая философия правительства Трумэна. Программа Трумэна внутренней политики США. Трудовые отношения. Закон Тафта-Хартли 1947 г. «Справедливый курс» правительства Трумэна и его провал. Милитаризация экономики. Экономический кризис 1948-49 гг. Экономическое положение в годы президентства Эйзенхауэра. Влияние научно-технического прогресса на развитие экономики США. Дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма (ГМК) в США. Причины циклических кризисов в 40-60-е гг.

1000 дней Кеннеди: внутренняя и внешняя политика. «Война с бедностью» президента Джонсона. Американское общество в 40-60-е гг. Забастовочное и профсоюзное движение. Негритянский вопрос. Маккартизм. Антивоенное движение.

Тема 25. Великобритания после второй мировой войны.

Итоги войны для Англии. Внутренняя и внешняя политика лейбористского правительства (1945-1951). Развитие государственно-монополистического капитализма. Рабочее, коммунистическое и демократическое движение в 1945-1951 гг. Правление консерваторов 1951-1964. Внутренняя и внешняя политика лейбористского правительства Г.Вильсона 1964-1970. Усиление кризисных явлений в экономике Англии в 70-е гг. Правление консерваторов 1970-1974. Правление лейбористского правительства 1974-1979. Внешняя политика Англии в 70-е гг.

Тема 26. Франция после второй мировой войны.

Временный режим 1944-1946 гг. Экономическое и политическое положение после второй мировой войны. Проблемы экономического возрождения и демократизации страны. Развитие демократического движения. Программа Временного правительства Ш.де Голля. Выборы в Учредительное собрание 1945 г. Выборы в Национальное собрание 1946 г. Социально-экономические преобразования 1945-46 гг. Конституция 1946 г. Внутренняя и внешняя политика Четвертой Республики (1946-1958). Особенности экономического развития Франции. Колониальные проблемы Франции: Индокитай, Алжир, Тунис, Марокко. Идеи модернизации системы общественно-политического управления Пьера Франса Мендеса: основные положения государственного регулирования, планирование в экономике, социальные программы, внешняя политика. Обострение внутриполитического положения во второй половине 50-х гг. Национально-освободительное движение в Алжире 1954-1962 гг. Ультраколонисты. Политический кризис 1958 г. Пятая Республика и его Конституция 1958 г. Внутренняя и внешняя политика правительства де Голля в 50-60-е гг. Голлисты и голлизм. «Объединение французского народа» (РПФ). Социально-политический кризис 1968 г. Отставка де Голля. Усиление экономической и политической неустойчивости в 70-х гг.

Тема 27. Европейская идея и европейское единство.

Основное содержание “европейской идеи” конца Х1Х - ХХ вв. Цели и задачи европейского единства после второй мировой войны. Основные 6 принципов единой Европы в 1947 г. Федералисты и унионисты. История формирования Европейского союза с 18 апреля 1951 г. ЕОУС. Римский договор 1957 г. Секторальная интеграция. Общий рынок. Европейский экономический союз (ЕЭС). “Договор о слиянии” и структура ЕЭС. Европейская интеграция: перспективы и проблемы ЕС. Проблема создания единой валютной системы. Маастрихтский договор 1992 г. Взаимоотношения ЕС с другими странами Европы и регионами мира. Проблема распространения ЕС «вширь». Основные органы управления в ЕС. Объективные условия углубления и расширения ЕС. Роль и значение ЕС в мировой экономике. Основные проблемы ЕС. Механизм “саморазвития” Европы. Общее и особенное в развитии 15 членов-государств ЕС.

Тема 28. Латинская Америка после второй мировой войны.

Основные тенденции социально-экономического и политического развития государств региона в 40-50- гг. Участие Л.А. в войне и развитие межамериканского сотрудничества в 1939-1945 гг. Политика “доброго соседа” США. Основные группы латиноамериканского региона по уровню социально-экономического и политического развития в 40-50-е гг. Условия экономической и политической нестабильности в регионе. Роль армии в латиноамериканских государствах. Импортзамещающая индустриализация и ее последствия. Перонизм.

Латинская Америка во второй половине 50-х - первой половине 60-х годов. Общая характеристика положения в странах Латинской Америки. Кризис зависимого пути развития капитализма. Влияние латифундизма на социально-экономическое и политическое развитие. Антиимпериалистическая и демократическая борьба в странах Латинской Америки. Революционная, реформистская и консервативная перспективы стран ЛА. Реформистская альтернатива «Союз ради прогресса» и доктрина ЭКЛА. Кубинская революция. Чилийская революция. Экономическая и политическая интеграция региона.

Тема 29. Современный консерватизм 70-80 х годов в США, Англии и ФРГ.

История консерватизма и его эволюция в современном мире. Идеология современного консерватизма. Политические и социально-экономические аспекты современного консерватизма.

Американский консерватизм и его основные этапы развития. «Твердый индивидуализм». Социал-дарвинизм. «Грубый индивидуализм». Социальный консерватизм и неоконсерватизм. "Рейганомика" во внутренней и внешней политике США. Программа Р.Рейгана на выборах 1980 г.

Европейский консерватизм. Тэтчеризм" в Великобритании: внутренняя и внешняя политика. Значение и последствия приватизации. «Демократизация собственников». Причины кризиса политики «тэтчеризма». Западногерманский консерватизм. История возникновения Христинско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС). Экономическая и социальная политика ХДС/ХСС. Причина возникновения неоконсерватизма Ф.-Й. Штрауса, Г.Коля, Л.Шпэт. Основные направления в программе неоконсерваторов и условия их выполнения. Социально-экономическая политика ХДС/ХСС. Внешняя политика неоконсерваторов.

Общее и особенное неоконсерватизма в США, Англии и ФРГ. Причины и условия возникновения консервативной волны в социально-экономической и политической жизни современного общества.

Тема 30. Ольстерская проблема ХХ в.

История Ирландии. Ирландское свободное государство. Раскол Ирландии. Оранжинский орден. Национальная проблема Ольстера. Этногенез жителей Ольстера. Религиозный вопрос в Ольстере. Диссентеры-пресвитериане. Католики. Социальное-экономическое положение населения Ольстера. Дискриминация католического населения. Североирландский кризис конца 60-х гг. Ассоциация борьбы за гражданские права. Юнионистская партия. Проблема Ольстера 80-90-х гг.

Тема 31. Объединенная Германия.

Предпосылки объединения Германии к концу 80-х гг. 40-летие ГДР. Факторы быстрого объединения Германии. Политические, социально-экономические, финансовые затруднения в ГДР. Бегство восточных немцев в ФРГ. Кризис власти ГДР. 1Х Пленум СЕПГ. Э.Кренц. Уход в отставку Политбюро во главе с Э.Кренцем. Свободные выборы в Народную палату ГДР 18 марта 1990 г. Правительство Модрова. Объединение Германии.20 декабря 1990 г. Социально-эконо-мические и политические последствия объединения. Проблемы современной Германии.

Тема 32. Восточная Европа в 50-60 е годы.

Польша 1956 г.

Варшавский договор 14 мая 1955 г. П – Ш съезды ПОРП 1954-1955 гг. Либерализация политической системы Польши. Кризис в ПОРП. «Познаньский июнь» 1956 г. Польский путь к социализму.

Венгрия 1956 г.

Режим М.Ракоши. Реформы правительства Имре Надя после 1953 г. Реставрация режима Ракоши. Роль стран Организации Варшавского договора в Венгрии 1956 г. Выступления студентов в Будапеште в октябре 1956 г. Советское военное вмешательство в ноябре 1956 г.

Чехословакия 1968 г.

Партийные реформы КПЧ – социализм с человеческим лицом. Пленум ЦК КПЧ в октябре 1967 г. Декларация пражского руководства в марте-апреле 1968 г. Причины неудач пражских реформаторов. Отношение руководства КПСС к чехословацким событиям. Итоги встреч в Дрездене 23 марта и Москве 4 мая 1968 г. Позиции лидеров компартий стран Варшавского договора к событиям в Чехословакии. Вторжение вооруженных сил СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии в Чехословакию в августе 1968 г.

5.Темы практических и/или семинарских занятий

При подготовке к семинарским занятиям следует внимательно изучить предлагаемые источники и на их основе раскрыть содержание поставленных вопросов. При рассмотрении международных отношений в период с 1918 по 1980-е гг. ХХ столетия необходимо выделить общие черты и особенности, присущие каждому историческому периоду, а также взаимоотношения стран и дипломатии отдельных стран. Темы, посвященные международным отношениям, следует изучать, основываясь на неразрывной связи внешней политики с внутренней, необходимо выявлять причины, повлиявшие на изменения международной ситуации. Рассматривая развитие капиталистических стран в период с 1929 по 1980-е годы, важно определить, каким образом происходило изменение социально-экономических и политических курсов, что влияло на формирование буржуазно-реформистской и неоконсервативной доктрин и как осуществлялась их практическая реализация в различных странах.

Раздел 1. Международные отношения в период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.)

Тема 1. Версальско-Вашингтонская система.

Форма

Цель – выявить империалистическую сущность послевоенного раздела мира в ходе Парижского и Вашингтонского конференций, в изменившихся условиях революционного, реформистского и пацифистского движения мировой общественности.

    Окончание первой мировой войны. Компьенское перемирие.

    Парижская мирная конференция: позиции и цели держав-победительниц.

    Русский вопрос на Парижской мирной конференции.

    Германский вопрос на Парижской мирной конференции.

    Выработка Устава Лиги Наций и обсуждение колониального вопроса на Парижской мирной конференции. 14 пунктов Вудро Вильсона.

    Сущность политики американского изоляционизма (на основе анализа внешней политики США с 1783 г).

    Вашингтонская конференция и противоречия версальско-вашингтонской системы.

Источники

1. Джордж Д.Ллойд. Правда о мирных договорах. Т.1-2. М., 1957. (обязательное конспектирование всех разделов, касающихся изучаемых проблем на семинаре)

    Ленин В. И. Доклад о мире 26 октября (8 ноября) на П Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. ПСС, т.35. с.13-16

    Ленин В. И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока. 22 ноября 1919 г. ПСС, т.39 с.316-331

    Ленин В. И. Доклад о международном положении и основных задачах Коминтерна на П Конгрессе Коминтерна 19 июля 1920 г. ПСС. Т.41. с.215-235

Литература

    Джордан В.М. Великобритания, Франция и германская проблема в 1918-1939 гг. М., 1945

    Европа в международных отношениях. 1917-1939 гг. М., 1979

    Ильюхина Р.М. Лига Наций. 1919-1934 гг. М., 1980.

    История дипломатии. Т.3. М., 1965.

    История международных отношений и внешней политики СССР. 1917-1945. М.,1986

    История США. Т.3. 1918-1945. М., 1985.

    Маныкин А.С. Изоляционизм и формирование внешнеполитического курса США. 1923-1929. М., 1980.

    Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. М., 1989.

Статьи

    Минц И.И. Возникновение Версальской системы. – Вопросы истории, 1984, 11.

    Нарочницкий А.Л. Историческое значение ленинского декрета о мире. – Новая и новейшая история, 1987, 5.

    Ходнев А.С. Закат Лиги Наций. – Вопросы истории, 1993, 9.

ТЕМА 2. Международные отношения в 1922-1933 годы

Форма : семинарское занятие дискуссионного характера.

Цель – выявить острые проблемы мирового капиталистического рынка в послевоенный период и попытка решить их за счет Советской России, выявить сущность экономического и политического соперничества капиталистических стран в решении репарационных проблем с Германией, выявить основную сущность проблемы разоружения.

    Борьба Советского Союза за нормализацию отношений с капиталистическими странами:

а) Генуэзская конференция

б) Рапалльский договор

2. Репарационная проблема и политика держав:

а) «Рурский кризис»

б) План Дауэса

в) План Юнга

3. Проблема разоружения:

а) Лига Наций и проблема разоружений

б) Пакт Бриана-Келлога

в) Международная конференция по разоружению

Источники:

    Ленин В.И. Проект Постановления ЦК РКП (б) о задачах советской делегации в Генуэ. ПСС, т.44. с.406-408

    Ленин В.И. Проект Постановления ВЦИК по отчету делегации на Генуэзской конференции. ПСС. Т.44. с. 192-193

Литература:

    Джордан В.М. Великобритания, Франция и германская проблема 1918-1939 гг. М., 1945

    Европа в международных отношениях. 1917-1939 гг. М., 1979.

    История дипломатии. Т. 3. М., 1965.

    История США. Т.3. М., 1985

    Рыжиков В.А. Советско-английские отношения. Основные этапы истории. М., 1987

    Ахтамзян А.А. Советско-германские отношения в 1922-32 гг. ННИ, 1989, №4

    Белоусова З.С. План Бриана и позиция СССР в свете новых документов. ННИ, 1992, №6

ТЕМА 3. Международные отношения в 1933-1939 годы.

Форма – семинарское занятие дискуссионного характера.

Цель – выяснить причины и условия развития фашисткой агрессии.

    Подготовительный этап в развитии немецко-фашистской агрессии.

    Начало агрессии германского и итальянского фашизма:

а) итало-эфиопская война и позиции держав.

б) оккупация Германией Рейнской демилитаризованной зоны и одностороннее расторжение ею Версальского договора и Локарнских соглашений.

в) германо-итальянская интервенция в Испании и позиции держав.

3. Назревание предвоенного политического кризиса в Европе:

а) захват Германией Австрии и позиции держав

б) Мюнхенское соглашение и захват Германией Чехословакии. Позиции держав.

в) англо-франко-советские переговоры о тройственном пакте взаимной помощи.

г) советско-германский пакт о ненападении и его оценка с позиций сегодняшнего дня.

Источники:

    Год кризиса: 1938-1939. Документы и материалы в 2-х тт. М., 1990

    Директивы И.В.Сталина В.М.Молотову перед поездкой в Берлин в ноябре 1940 г. – ННИ, 1995, №4

    Начало войны и Советский Союз. 1939-1941. Международная научная конференция в Институте всеобщей истории РАН. – ННИ, 1995, №4

Литература:

    Мюнхен – преддверие войны. М., 1989

    Накануне. 1931-1939. М., 1991

    От Мюнхена до Токийского залива: взгляд с Запада. М., 1992

    1939 год. Уроки истории. М., 1990.

    Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. М., 1989

    Сориа Жорж. Война и революция в Испании. 1936-1939. в 2-х тт. М., 1987

Статьи

1. Ахтамзян А.А. Аннексия Австрии рейхом. - Вопросы истории, 1988, №6

2. Горлов С.А. Советско-германский диалог накануне пакта Молотов-Риббентроп в 1939. ННИ, 1993,№4.

3. Медведев Ф.А. Дипломатические и военные просчеты Сталина в 1939-1941 гг. ННИ, 1989,№4

Раздел 2. Международные отношения 1941-1980 годы

Тема 4. Основные проблемы второй мировой войны.

Форма – семинарское занятие дискуссионного характера.

Цель – выявить сущность и характер второй мировой войны и антигитлеровской коалиции.

    Причины, характер и периодизация второй мировой войны.

    Сущность дискуссии о характере второй мировой войны.

    Начало и первый период второй мировой войны.

    Создание антигитлеровской коалиции. Взаимоотношения стран-участниц антигитлеровской коалиции.

    Коренной перелом в ходе второй мировой войны.

    Проблема второго фронта

    Движение Сопротивления в годы второй мировой войны

    Итоги второй мировой войны.

Источники и литература:

    Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами во время Великой Отечественной войны.1941-1945 гг. в 2-х тт. М., 1986.

    Документы стойкости и героизма. М.,1986

    Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны. Перевод с англ. М., 1995.

    Франклин Рузвельт. Беседы у камина. М., 2003.

    Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. В 2- тт. М.,1991.

    Безыменский Л.А. Тайный фронт против второго фронта. М., 1987

    Борисов А.Ю. СССР и США: союзники в годы войны 1941-1945 гг. М., 1984

    Вторая мировая война. Итоги и уроки. М., 1985

    Земсков И.Н. Дипломатическая история второго фронта в Европе. М., 1982

    Лонго Л. Уроки антифашистского Сопротивления. М., 1980

    Мальков В.Л. Некоторые соображения о политическом характере второй мировой войны. М., 1988

    От Мюнхена до Токийского залива. М., 1992

    Правда и ложь о второй мировой войне. М., 1988.

    Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1982

    Самсонов А.М. Вторая мировая война 1939-1945.: очерк важнейших событий. М., 1985.

    Фалин В. Второй фронт. Антигитлеровская коалиция: конфликт интересов. М., 2000

    Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. В 2-х тт. М., 1991.

    Блосфельд Е.Г. К вопросу о характере второй мировой войны. – (Новая и новейшая история) ННИ, 1989,6

    Басов А.В. О начале коренного перелома во второй мировой войне. – Вопросы истории, 1988, 5

    Круглый стол: Вторая мировая война – истоки и причины. – Вопросы истории, 1989,6.

    Начало войны и Советский Союз.1939-1941. Международгая научная конференция в Институте Всеобщей истории РАН. – ННИ, 1995, 4.

    Новоселов Б.Н. Второй фронт: полемические заметки. - ННИ, 1989, 6

    Орлов А.С. Странности второй мировой войны. – ННИ, 1989, 5

    Родштейн А. О характере второй мировой войны. – Вопросы истории, 1989, 4.

    Смирнов В.П. О характере второй мировой войны. – ННИ, 1988, 4

    Тюшкевич С.А. Об оценке характера второй мировой войны. – ННИ, 1988, 4

    Эдмонс Э. Начало войны 1939. – Вопросы истории, 1988, 10.

    Якушевский А.С. Внутренний кризис Германии в 1944-45 гг. – ННИ, 1995, 2

Тема 5. Международные отношения в годы второй мировой войны.

Форма – семинарское занятие.

Цель – выявить сущность единства и противоречий антигитлеровской коалиции.

1. Конференция в Тегеране 20 ноября - 1 декабря 1943 года и ее оценка в России и в странах Запада:

а) Московская конференция министров иностранных дел

б) Тегеранская конференция, и её решения

2. Крымская (Ялтинская) конференция 4 февраля - 11 февраля 1945 г и ее оценка в России и странах Запада:

а) германский вопрос

б) польский вопрос

в) югославский вопрос

3. Потсдамская конференция 17 июля - 1 августа 1945 г и ее оценка в России и в странах Запада:

а) решения по Германии

б) решения по Польше

в) другие вопросы конференции

4. Итоги и значение действий антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны и по решению проблем послевоенного устройства.

Учебно-методический комплекс

... Учебно -методический комплекс по дисциплине «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ» УФА -2007 Государственное регулирование экономики: Учебно -методический комплекс ... экономических наук Учебно -методический комплекс по дисциплине «Государственное...

  • Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «теория и методика обучения биологии» специальности «050102 65 – биология»

    Учебно-методический комплекс

    Учебно -методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения... работ учащихся по биологии с микроскопом и микропрепаратами. Анализ учебно -методического комплекса на примере комплекса по разделу «Растения» ...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Крах правления коммунистических партий в 80-е гг. в Советском Союзе и Восточной Европе. Прекращение воплощения сути ленинистской модели как причина краха. Значение и приоритетность плюралистических ценностей: национализма, этнических и религиозных связей.

      презентация , добавлен 14.12.2012

      Обострение предвоенного политического кризиса и начало второй мировой войны в Европе. Влияние военно-промышленной базы Советского Союза на экономическую жизнь общества, зависимость экономики от политики. Ущерб всем отраслям промышленности от репрессий.

      реферат , добавлен 08.08.2009

      Соотношение военно-экономических потенциалов Советского Союза и Германии, включая союзников в Европе и ресурсы оккупированных территорий. Основные причины победы Советской Армии, капитуляция Германии. Потсдамская конференция, Нюрнбергский процесс.

      презентация , добавлен 15.03.2015

      История Французской кампании - успешной военной операции стран Оси в Западной Европе с мая по июнь 1940 г., приведшей к разгрому французских, бельгийских, нидерландских вооруженных сил во Франции и обеспечившая господство в Европе Германии и ее союзников.

      презентация , добавлен 26.12.2011

      Палеолит на территории восточной Европы. Переход к производящему хозяйству. Ранняя этническая история народов восточной Европы. Восточнославянские племена во времена великого переселения народов. Занятие земледелием, оседлый образ жизни, культ природы.

      реферат , добавлен 13.03.2010

      "Оттепель" как характеристика общественно-политической жизни Советского Союза в середине 50-х и начале 60-х гг. Историческое разоблачение культа личности И.В. Сталина. Научные советы при АН СССР как организационные центры исторических исследований.

      курсовая работа , добавлен 07.07.2010

      Возникновение очагов военного напряжения на Дальнем Востоке (Япония, Китай, Россия), в Европе и Северной Африке. Провал политики создания системы коллективной безопасности в Европе, образование и кризис Лиги Наций. Усиление агрессии фашистской Германии.

      контрольная работа , добавлен 30.04.2012

  • © 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары