Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Стресс и его роль в жизни человека. Эмоции как лекарства и возбудители болезней: доктор медицинских наук Павел Умрюхин о том, как работает механизм стресса, какую роль играет стресс в жизни человека и с помощью каких методов мы можем научиться управлять и

Главная > Реферат >Психология

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СТРЕССОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Понятие «стресс» очень широкое. В общем, когда мы говорим «он живет в постоянном стрессе», мы имеем в виду негативные эмоции: тревогу, опасность, отчаянье, безнадежность. Почти каждое наше действие вызывает стресс. Ведь реакция организма (как физиологическая, так и психологическая) на каждую новость, препятствие, опасность является сильным стимулом. Согласно этому определению, мы постоянно оказываемся под действием стресса. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться?

Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:

Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.» Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма — стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Г.Селье канадский физиопсихолог (1926г.) (стресс с англ. — давление, напряжение), определяет стресс как «реакцию борьбы и побега».

Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья.

Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям. Если множество различных позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постоянно напряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдает наше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходя из основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы в результате стрессов.

Те, кто плохо переносят стресс, нежелательны при приеме на работу. Хотя в ходе первого собеседования вас прямо не спросят о вашем отношении к стрессовым ситуациям, однако зададут вам вопрос — индикаторы стресса или соответствующих симптомов. Эти индикаторы или симптомы варьируют от потери веса или его прибавления, нарушений сна и чувства полной разбитости, расстройства кровообращения и болей в желудке, болей в спине.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на две группы: физические и психические (сигнальные), подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.

К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма на:

К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности:

быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета;

одиночество или перенаселение.

У человека, кроме таких факторов, причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода.

В последние годы обращают внимание на производственные стрессы:

неопределенность трудового задания;

недогрузка или перегрузка;

ответственность за людей;

несправедливая оценка труда;

плохие условия труда.

Итак, стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

Жизненно важная роль стрессов

Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и — при ее повторении или длительном действии — способствует эффективному запуску специфических, как правило, более экономных адаптивных реакций. На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно.

Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, — это поможет смягчить негативные последствия.

Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.

Ученые Холмс и Раге на основе многолетних исследований составили перечень наиболее часто встречающихся перемен в жизни, вызывающих стресс. В этом перечне каждое событие имеет определенную эмоциональную значимость в жизни человека, выражающуюся в баллах. Последовательность в этом перечне определяется на основании значимости каждого события. Это помогает провести аутоанализ личного стресса.

Если мы просмотрим перечень жизненных ситуаций и событий, способных вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем(вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эвстресс , отрицательные — дистресс , или просто стресс .

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека).

Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

1. Прежде всего необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Нужно продумать, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытаться найти способы ее смягчения.

3. Нельзя делать преждевременные скоропалительные выводы, или принимать решения сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. В преддверии самого события, исходя из своих предположений, противопоказано делать поспешные умозаключения — ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

4. Нужно помнить, что большую часть вызывающих стресс ситуаций мы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций — это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности надо не поддаваться панике, не впадать в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, нужно стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

6. Необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том и числе негативные, — неотъемлемая часть жизни и помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

7. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

8. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

9 Преодолеть стрессогенные жизненные ситуации могут помочь некоторые общественные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

Положительная роль стресса

Да, стресс может приносить пользу. Эту формулировку стресса и его роли в жизни человека многие отрицают, считая, что со стрессом любого рода нужно только бороться. Это не так! Конечно же, стресс – это тоже своего рода потрясение для организма. Но это и мобилизация всех жизненных показателей, открытие тайных резервов, о которых раньше человек даже не предполагал. Например, стресс связан с определенным риском, что-то на подобие «экзамена». Тогда вам будет легче реализовать свои положительные и отрицательные аспекты.

Умеренные дозы мотивации к работе в виде стресса стимулируют действия и являются движущей силой. Стресс вызывает в нас силы, чтобы решать сложные задачи, и благодаря ему мы берем на себя новые дела и успешно завершаем их. Мы работаем быстро, и иногда делаем то, что без стресса не может быть выполнено. Некоторые люди функционируют прекрасно в состоянии стресса и даже ищут то, что могло бы лишний раз «встряхнуть» их, подвигнуть на новые свершения. О таких людях говорят «он ищет проблем на свою голову». Так и есть. Проблемы и стресс заставляют думать, двигаться вперед, добиваться новых побед. Даже специалисты-психологи считают, что работать без элемента волнения, конкуренции и риска гораздо менее привлекательно.

Подготовка к экзаменам в ВУЗ – сильнейший стресс для молодых людей. Пройдя через страх неудачи, внутри идет мобилизация больших усилий. Внимание заостряется, улучшается концентрация и повышается эффективность мозга. Когда экзамен сдан, место тревожности занимает удовлетворение, исчезает источник стресса и напряжения, человек чувствует себя счастливым.

Вождение автомобиля . По пути это еще одно препятствие. Стресс делает человека на время более мобилизованным, заставляет действовать быстрее, следить за знаками и другими машинами на дороге. Если человек за рулем испытывает стресс – он осторожен, он изо всех сил старается избегать аварий и ему это, как правило, удается. Кто чаще всего попадает в аварии? «Летуны», которые ничего не боятся. У них нет стресса, нет чувства опасности, нет мобилизации внимания. Стресс в данном случае помогает избежать опасности.

Вы намерены поменять рабочее место на более привлекательное, более высокооплачиваемое, с интересной перспективой на будущее.

Впереди разговор с главой новой компании. Это безусловно сильный стресс. Вам хочется знать, что сказать на своем первом собеседовании, как одеться, какую сделать прическу и макияж? Нужно ли много говорить, или, лучше слушать, только отвечая на вопросы? Думая об этой ситуации, прокручивая в голове различные сценарии, ваше сердце бьется быстрее. Вы чувствуете, что напряжение увеличивается до того момента, когда вы сталкиваетесь с новым работодателем, протягиваете руку, чтобы приветствовать и начинаете говорить. Как только ситуация набирает обороты, ваш стресс понемногу покидает вас. Однако он дает вам силы и мобилизует. Вы сконцентрированы и серьезны, вы знаете, чего хотите и чего хотят от вас. Вы постепенно забываете моменты нервозности, которые сопровождали вас первые минуты на собеседовании.

Во всех этих случаях стресс играет положительную роль в жизни человека. В состоянии мобилизации организм переживает напряжение, это помогает сконцентрироваться на главном, собрать все силы для получения желаемого. Стресс в соответствующих дозах обусловлен деятельностью, он полезен

Опасность стрессов для здоровья

Неблагоприятному влиянию стресса на здоровье могут способствовать:

a) безысходность или неопределенность ситуации, к которой трудно приспособиться (стихийные бедствия и войны, потеря близких людей);

b) высокая интенсивность или продолжительность стресс-реакции, завершающейся истощением адаптивных резервов;

c) личностные или биологические особенности, определяющие слабость антистрессорной защиты;

d) использование для защиты от стресса опасных для здоровья и жизни приемов.

Неблагоприятное влияние на здоровье человека присуще физическим и еще чаще психоэмоциональным стрессам. Так, шум, сам по себе не связанный с какой-либо опасностью для человека, тем не менее может вызвать состояние тревоги и, как другие стрессоры, тормозить деятельность желудка, нарушать пищеварение в целом и вызывать неврозы.

К эмоциональным признакам хронического стресса относят:

повышение тревожности и антипатию к людям,

появление раздражительности, усталости и рассеянности.

К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены:

переедание или потеря аппетита,

снижение качества работы и повышение числа невыходов,

учащение несчастных случаев,

более частые курение и прием алкоголя.

К соматическим признакам стресса относятся:

аритмии сердца и сердцебиение,

боль и чувство сжатия грудной клетки,

Люди делятся на экстерналов и интерналов.

Экстерналы характеризуются уходом от трудных ситуаций, обвинением в своих трудностях других людей или «рока», низкой мотивацией достижений, стремлением подчиняться другим людям.

Интерналы же предпочитают конструктивные стратегии совладения с трудностями, стараясь видеть их источник в себе. Интерналы уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью. Любое событие они рассматривают как стимул для развития собственных возможностей. Такой тип формируется еще в детстве при двух условиях:

а) наличии объекта подражания;

б) предоставлении родителями самостоятельности в решениях жизненных проблем.

Длительный стресс дает начало многих заболеваний. Прежде всего страдают наиболее уязвимые органы. В некоторых случаях это связано с пищеварительной системой, иногда с дыханием, а иногда некоторым отрицательным последствиям стресса будут подвергнуты несколько органов. В зависимости от возраста, пола, опыта, образования, образа жизни, философии и многих других факторов, некоторые люди более восприимчивы к негативным последствиям стресса, другие менее.

Стрессовая реакция также зависит от того, как мы видим себя – будь то в качестве пассивного объекта, который подвержен стрессу, или активным субъектом, который отвечает за этот стресс.

Стресс — это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни. . Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Таким образом, под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжении У человека существует огромное множество способов предупреждения и снятия стрессорного напряжения. Знаниями приемов психологической самозащиты должен владеть каждый человек; это не только составная часть общей культуры, но и условие поддержания психологического и соматического здоровья.

Стресс в нашей жизни: причины, механизм, значение

Эмоции как лекарства и возбудители болезней: доктор медицинских наук Павел Умрюхин о том, как работает механизм стресса, какую роль играет стресс в жизни человека и с помощью каких методов мы можем научиться управлять им.

Стресс - это не только слово из ежедневного лексикона жителя неспокойного XXI века, но и необходимый психологический механизм, который имел важное эволюционное значение: он позволял нам мобилизироваться в сложной ситуации, а степень нашей мобилизации и готовности к сложностям предопределяла выживание или гибель вида.

Так что такое стресс? Как он возникает? Какую роль играет стресс в жизни человека и какое воздействие имеет на организм?

В рамках лекции «Эмоции как лекарства и возбудители болезней», организованной лекторием Политехнического университета, профессор первого московского медицинского университета имени И.М. Сеченова и МГТУ имени Н.Э. Баумана Павел Умрюхин рассказывает, что науке известно о стрессе, в каких ситуациях он возникает, протекает и заканчивается, и что чаще всего является причиной появления психоэмоциональногого стресса. Попутно учёный описывает концепцию «тройного мозга», предложенную Полем Маклейном, объясняет, как в нас взаимодействуют «мозги крокодила, лошади и высших млекопитающих», и даёт на основе этих знаний практические советы: как научиться контролировать стресс с помощью мышц и с помощью каких методов можно вовремя снимать отрицательные эмоции и сознательно управлять стрессовыми состояниями. Полезно. Актуально.

ЧИТАЕМ/СМОТРИМ:

Источник: Политехнический музей/Youtube.

Обложка: © Курт Хаттон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Роль стресса в жизни человека

Мы часто встречаемся с этим понятием в нашей жизни. Мы порой говорим себе, наша жизнь это череда определённых стрессов. И важно понимать, что всё новое в нашей жизни вызывает у нас стресс. Так что же стоит за этим словом?

Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) -неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации». Так писал Ганс Селье, в своей книге «Стресс жизни».

Получается, что в результате воздействия определённых стрессоров на наш организм, организму важно перестроиться и адаптироваться к новой ситуации.

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье (канадский физиолог, основоположник теории стресса) как общий адаптационный синдром.

Адаптационный синдром — совокупность защитных реакций человека при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии:

1. тревоги (мобилизация защитных сил);

2. приспособления к трудной ситуации (резистентность);

Различают антропогенный, нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы, а также положительную и отрицательную формы стресса .

Эустресс — положительная неспецифическая реакция живого организма на любое воздействие, оказываемое на него. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс — отрицательная неспецифическая реакция живого организма на любое внешнее воздействие. Наиболее тяжелой формой дистресса является шок. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

И если организм человека не справляется и не может адаптироваться к новой ситуации (это вторая стадия стресса), тогда организм переходит в стадию истощения (третья стадия).

Так как же мы можем помочь себе? Как научиться управлять стрессами?

Управление стрессами — способы адаптации личности к стрессовой ситуации.

На уровне отдельной личности управление стрессами состоит в том, чтобы научить справляться со стрессами индивидуально, используя специальные программы по нейтрализации стрессов.

У каждого человека свой уровень стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость человека — умение преодолевать трудности, справляться со своими эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт. Как этот уровень можно повысить?

Когда меня пригласили выступить на Радио России Кузбасс в передаче «Дела житейские» на тему «Стресс и его влияние на нашу жизнь», я открыла поисковую строку в интернете и набрала слово «Стресс».

Я предлагаю Вашему вниманию подборку материалов , которые помогут Вам получить ответы на данные вопросы, а так же послушать моё выступление и мои размышления по данной теме.


soul.psiakon.ru

Стресс в жизни современного человека

По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связано со стрессом. Стресс (от англ. stress – напряжение) – состояние общего напряжения организма, возникающее у человека под воздействием чрезвычайного раздражителя. Основоположником учения о стрессе является канадский физиолог Ганс Селье. Фактор, вызывающий стресс, называется стрессором . Стрессорами могут быть как физические (жара, холод, шум, травма, собственные болезни), так и социально-психологические (радость, опасность, семейная или служебная конфликтная ситуация, плохие условия труда) факторы. Независимо от характера стрессора организм реагирует на любой такой раздражитель неспецифически, т.е. однотипными изменениями: учащением пульса, повышением артериального давления, увеличением содержания в крови гормонов надпочечников.

Механизм стресса заключается в том, что под действием стрессового раздражителя гипоталамус вырабатывает гормон, который по кровеносной системе попадает в переднюю долю гипофиза, где активирует синтез адренокортикотропного гормона (АКТГ), стимулирующего деятельность коры надпочечников, в результате чего в кровь в большом количестве поступают гормоны – кортикостероиды, которые в свою очередь стимулируют приспособительные механизмы. В концепции Г. Селье такие изменения в организме получили название общего адаптационного синдрома и выделением в его структуре трех фаз: реакции тревоги, фазы сопротивления и фазы истощения.

1 фаза – реакция тревоги , во время которой организм меняет свои характеристики. Органы чувств через периферические рецепторы сообщают обычными афферентными путями в центральную нервную систему о действии повреждающего фактора. Это происходит с помощью специфических ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и т.д.). Из коры головного мозга сигналы поступают в вегетативную нервную систему и гипоталамус. Гипоталамус – отдел головного мозга, контролирующий и регулирующий гормонообразовательную деятельность передней доли гипофиза, где расположены высшие координирующие и регулирующие центры вегетативной и эндокринной систем, чутко улавливающие малейшие нарушения, возникающие в организме. В гипоталамусе выделяется кортиколиберин, который, с кровью поступая в гипофиз, вызывает усиление секреции АКТГ. АКТГ разносится кровью, попадая в надпочечники, вызывает секрецию глюкокортикоидов, которые создают в организме условия для адаптации и борьбы со стрессовым фактором. Если стрессор сильный и действует длительно, может наступить опустошение всех запасов глюкокортикоидов в коре надпочечников и даже ее разрушение. Это может привести к смерти.

2 – фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, выработка глюкокортикоидов нормализуется, организм адаптируется. При этом признаки реакции тревоги исчезают, а уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного. Продолжительность этого периода зависит от врожденной приспособляемости организма и силы стрессора.

3 – фаза истощения. После длительного действия стрессора к которому организм приспособился, вновь появляются признаки реакции тревоги, но изменения в коре надпочечников и других органах уже необратимы, и, если воздействие стрессора продолжается, индивидуум погибает.

Такова динамика общего адаптационного синдрома, но поскольку все стрессоры обладают также и специфическим действием, то они не могут всегда вызывать абсолютно одинаковые ответы. Даже один и тот же раздражитель действует неодинаково на разных людей вследствие неповторимости внутренних и внешних условий, определяющих реактивность каждого. В возникновении адаптационного синдрома, кроме гормонов гипофиза и надпочечников, важную роль играет и нервная система, определяющая характер реагирования организма на стресс. Хотя общему адаптационному синдрому подвергается весь организм, но пострадает ли при этом сердце, почки, желудочно-кишечный тракт или мозг может зависеть в значительной мере от случайных обусловливающих факторов. В организме, как в цепи, рвется слабейшее звено, хотя все звенья находятся под нагрузкой. Поэтому важная роль в развитии болезней под влиянием стресса принадлежит исходному состоянию организма. Особое место занимают эмоциональные стрессовые ситуации, которые при частом воздействии могут вызвать истощение функциональных возможностей организма, что резко ослабляет его способность приспосабливаться к влиянию вредоносных факторов.

Стресс вызывает однотипную реакцию, которая опосредуется через гипоталамус – гипофиз – кору надпочечников. Он проявляется классической триадой: увеличение коры надпочечников и ее активности, атрофия вилочковой железы и лимфатических узлов, появление язв желудочно-кишечного тракта.

Роль стресса в развитии заболеваний

Стресс является ответной реакцией организма человека на перенапряжения, негативные эмоции, а также просто на обычную, монотонную суету. Стресс способствует вырабатыванию организмом человека такого гормона, как адреналин. С одной стороны, стресс необходим всем, но только в маленьких количествах, так как во время стресса люди начинают задумываться, искать выходы из проблемы, да и без него жизнь была бы скучной и неинтересной.

Однако, с другой стороны, с постоянными стрессами ослабевает организм человека, теряются силы, а также теряется способность решить проблему. Заметим, что сильные и частые стрессы оказывают немалое влияние на здоровье человека, в том числе на развитие различных заболеваний.

Какую же роль играет стресс в жизни людей и как он влияет на состояние здоровья человека? Рассмотрим некоторые из «побочных действий» стресса:

  • Мозг – ухудшается кровоснабжение из-за сужения сосудов и появляется кислородное голодание мозга, а точнее клеток мозга.
  • Нервная система – стресс способствует появлению бессонницы, неврозов, депрессий, синдрома хронической усталости.
  • Кожа – стресс может стать одной из причин появления псориаза, крапивницы, экземы, чешуйчатого лишая, угревой сыпи.
  • Сердечно-сосудистая система – появляются учащенные сердцебиения, аритмия, головные боли и мигрени, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда.
  • Дыхательная система – наблюдается учащенное дыхание, отдышки, астма, гипервентиляция легких.
  • Желудочно-кишечный тракт — нарушается пищеварение, появляются запоры, язва желудка, может появиться язвенный колит.
  • Эндокринная система – нарушается баланса гормонов, поражаются железа внутренней секреции, резко увеличивается глюкоза в крови, может появиться сахарный диабет.
  • Нарушается деятельность печени, желчного пузыря, почек и угнетаются их функции.
  • Мочеполовая система – воспаляется мочевой пузырь, нарушается менструального цикла, может появиться бесплодие у женщин, затрудняется эрекция, снижается активность сперматозоидов, возможна импотенция у мужчин.
  • Мышечная система – высокий мышечный тонус сохраняется даже со стадии покоя.
  • Суставы – стресс способствует на появление воспалительного ревматоидного артрита.
  • Иммунная система – резко снижается иммунитет.

    Теперь вы знаете и видите, что стресс может повлиять практически на все органы вашего организма, именно поэтому старайтесь всячески его избегать. А если с ним все-таки столкнулись, то запомните, что выйти из него помогут равномерное и спокойное дыхание, а также хороший сон. Будьте здоровы!

    Статья подготовлена сайтом о психосоматике http://vmestovalidola.com/

    Хотите быть в курсе всех событий? Подпишитесь на анонсы новых статей, музыкальные альбомы, дни праздников и туров, лекции мастеров на свой email!


    Введение

    Стресс. Основные понятия

    Профилактика стресса

    2.1 Релаксация

    2 Физиология релаксации

    5 Ауторегуляция дыхания

    Заключение


    Введение


    Существует множество определений понятия «стресс». В целом же - это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий.

    Стресс - комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств - улучшении внимания (объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы.

    Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности. Это в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда,когда влияние тех или иных факторов(стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом состоит основное биологическое значение стресса.

    1. Стресс. Основные понятия


    Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальная температура (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт.

    Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительные для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

    Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идет не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

    Проиллюстрируем это на примере градации степени тяжести, которую разработали американские ученые Холмс и Рэй. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются ими по шкале от 0 до100 баллов.


    Таблица 1. Степень тяжести влияния жизненных событий на психику человека

    Смерть партнера100Развод73Разлад в супружеской жизни/разрыв65Тюремное заключение63Смерть близкого члена семьи63Серьезная травма или заболевание53Брак50Потеря работы47Примирение и другие перемены в семейной жизни45Выход на пенсию45Изменение в состоянии здоровья члена семьи44Беременность40Появление нового члена семьи39Перемена места работы39Изменение в финансовом состоянии37Крупный долг31Перемена в ответственности по месту работы29Уход сына или дочери с родного дома29Перемена в условиях жизни25Смена привычек20Перемена школы19Смена отдыха18Мелкий долг17Перемены, связанные со сном и режимом дня16Перемены в привычном образе питания15Отпуск13Праздник12Проступок (штраф за проезд без билета)11

    Таковы избранные категории стрессовых факторов. Разумеется, на самом деле их значительно больше. Суть проблемы в том, что общий показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течение одного года, вы оказываетесь перед опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия). Так что если за год вы успеете закончить учебу, устроится на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребенка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные ситуации принесут более 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает ваш бюджет, и вы немного задолжаете, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов.

    Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три стадии.

    Первая - стадия тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек.

    Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адапционных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается. Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощения. На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение.


    2. Профилактика стресса


    Стрессовая реакция вызывает в организме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция «ухода от ситуации». И это сочетание неадекватного образа жизни с биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

    В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методам сознательной и активной саморегуляции. Это позволит реагировать на стресс более спокойно. Это означает - научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.

    Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции:

    1.релаксация,

    2.противострессовая "переделка" дня,

    .оказание первой помощи при остром стрессе

    .аутоанализ личного стресса.

    Использование этих методов при необходимости доступно каждому.


    1 Релаксация


    Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе. Каким же образом действует релаксация на состояние стресса. Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье): 1) импульс; 2) стресс; 3) адаптация.

    Иными словами, если наступает адаптация, то стрессовое состояние вскоре идет на убыль - человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств. С помощью релаксации человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым можно помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация peгулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.


    2 Физиология релаксации


    Было проведено тестирование добровольцев, имеющих достаточный опыт использования методов релаксации. Измерялись пульс, кровяное давление, регистрировались электроэнцефалограмма (биоэлектрические колебания, связанные с активностью мозга), уровень потребления кислорода и выделения углекислого газа, а также уровень лактата (молочной кислоты) в крови. При сравнении данных были получены следующие результаты. Пульс становился реже, дыхание успокаивалось, потребление кислорода снижалось в среднем на 16% (с исходным 251 см/мин до 211 см/мин), уменьшалось количество выделяемого углекислого газа. Электроэнцефалограмма показала успокоение, проявлявшееся в увеличении количества альфа-волн. В ходе релаксации снижался уровень лактата в крови. Интересно отметить, что по окончании релаксации уровень лактата в крови оставался пониженным в течение некоторого времени, а затем довольно медленно возвращался к исходному. Данные этих замеров согласуются с опытом многих людей, которые утверждают, что после релаксации в течение определенного времени они чувствуют себя спокойными и уравновешенными. Объясняется это сравнительно просто. Дело в том, что источником лактата является гладкая мускулатура. Естественно, при релаксации мышц она вырабатывает гораздо меньшее его количество, что, в свою очередь, благоприятно для здоровья. Эти объективные показатели, полученные в результате измерений, еще раз доказывают, что релаксация снижает активность симпатической нервной системы, в то время как при стрессе активность резко возрастает. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Правда, есть все же одно непременное условие - мотивация, каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Разумеется, релаксация не решит всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит степень их воздействия на организм, что очень важно. С помощью релаксации невозможно устранить негативные воспоминания или впечатления, хранящиеся в подсознании, не надо ждать какого-то особенного, чудодейственного эффекта. Но благодаря релаксации можно активно бороться со стрессами.

    При регулярности занятий релаксационные упражнения; постепенно становятся привычкой и ассоциируются с приятными впечатлениями. Естественно, что эти впечатления возникнут не сразу - для овладения физической и психической саморегуляцией требуются усердие, упорство и терпение.


    3 Противострессовая "переделка" дня


    Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию. Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут.

    2.Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьте поудобнее на стул и примите релаксационную «позу кучера».

    3.Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.

    .Включите магнитофон и послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.

    .Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.

    .Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ванне проделайте успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.

    .Погуляйте на свежем воздухе.

    .Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут. Очень важно, чтобы инициатива таких «переделок» дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.


    4 Первая помощь при остром стрессе


    Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

    Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

    1.Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

    2.Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

    .Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой "инвентаризации". Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

    .Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) « по косточкам», как описано в пункте 3.

    .Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

    .Займитесь какой-нибудь деятельностью - все, равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

    .Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

    .Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

    .Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

    .Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.


    2.5 Ауторегуляция дыхания


    В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И, наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

    Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

    Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем следующие выводы:

    1.С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

    2.При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

    .Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

    .Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

    .Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.

    .От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно, его можно сознательно регулировать.

    .Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни. Попробуйте заняться каким - либо любым другим видом деятельности, чтобы побыстрее забыть стрессовую ситуацию. Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка - словом любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.

    психика стресс релаксация дыхание

    Заключение


    Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий.

    С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса. Стресс - комплексный процесс, он включает и физиологические, и психологические компоненты.

    Стресс оказывает на человека как положительное, так и отрицательное воздействие. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств - улучшении внимания (объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы.

    При отрицательных стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови).

    Одним из способов ослабления степень воздействия на организм стрессовых факторов является релаксация. Разумеется, релаксация не решит всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит степень их воздействия на организм, что очень важно. Благодаря релаксации можно активно бороться со стрессами.

    Существует много различных методов ослабления воздействия стрессовых ситуаций на психику человека. Такие как:

    ·метод рационализации предстоящего события;

    ·метод избирательной позитивной ретроспекции.

    ·метод зеркала.

    ·смена обстановки;

    ·релаксация;

    ·«проговаривание» проблемы

    ·и другие.

    Использование этих методов при необходимости доступно каждому. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую.

    Таким образом, стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах жизнедеятельности человека. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания - соматические и невротические. Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека.

    Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем, уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.


    Список использованной литературы


    1.Аграшенков А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. - М.: Вече, АСТ 1997. - 240 с.

    2.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт - Новосибирск: Мчл-вп "Наука". Сибирское отделение, 1983. - 206 с.

    3.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 303 с.

    4.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. - 191 с.

    5.Рутпман Э.М. Надо ли убегать от стресса? - М.: физкультура и спорт, 1990. - 383 с.

    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Стрессы в жизни человека

    Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

    Стресс - это по своей сути еще один вид эмоционального состояния. Оно характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

    Впервые стресс описал в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее. Это состояние характеризуется ослаблением, нарушением функций. По Селье «Стресс есть органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами».

    Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил пристальное внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство - универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями было обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

    При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений » - уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта - позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

    Тимус (вилочковая железа) - лимфоидный орган человека и многих видов животных, в котором происходит созревание, дифференцировка и иммунологическое «обучение» T-клеток иммунной системы. У человека тимус состоит из двух долей, расположенных в верхней части грудной клетки сразу за грудиной.

    Селье выделил 3 стадии стресса :

    1. Реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей - возможности эти ограничены).

    2. Стадия сопротивляемости.

    3. Стадия истощения.

    Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

    Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. … С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.» Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс ), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс .

    Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и - при ее повторении или длительном действии - способствует эффективному запуску специфических, как правило, более экономных адаптивных реакций. Стрессы формируются у ребенка еще во внутриутробном периоде. Их причиной могут быть движения матери, создающие умеренный дефицит О 2 , в борьбе за который ребенок развивает двигательную активность, а это ускоряет формирование многих систем его организма. Если мать переедает и ее кровь содержит избыток питательных веществ, двигательная активность плода, напротив, снижается, и его развитие тормозится.

    Роды формируют стресс не только у матери, но и у новорожденного. Умеренные стрессы детства, возникающие при игровом общении детей, положительные и отрицательные эмоции, формирующиеся в процессе знакомства ребенка с окружающим миром, двигательная активность и периодические охлаждения могут способствовать физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию. Регулярно плавающие дети начинают ходить на 3 месяца раньше обычного; они болеют в 3 раза реже, а их словарный запас в 3-4 раза больше, чем у детей, не занимающихся плаванием.

    Умеренные стрессы могут способствовать повышению настроения и работоспособности, обеспечивают обезболивающий эффект, что представляется важным в периоды повышенных требований к организму человека: на экзаменах, в момент выполнения хирургом сложных операций, при публичных выступлениях. Отсюда можно предположить, что недостаточная выраженность стрессовых реакций может быть фактором, неблагоприятным для здоровья.

    4. Опасность стрессов для здоровья

    Неблагоприятному влиянию стресса на здоровье могут способствовать:

      безысходность или неопределенность ситуации, к которой трудно приспособиться (стихийные бедствия и войны, потеря близких людей);

      высокая интенсивность или продолжительность стресс-реакции, завершающейся истощением адаптивных резервов;

      личностные или биологические особенности, определяющие слабость антистрессорной защиты;

      использование для защиты от стресса опасных для здоровья и жизни приемов.

    Неблагоприятное влияние на здоровье человека присуще физическим и еще чаще психоэмоциональным стрессам. Так, шум, сам по себе не связанный с какой-либо опасностью для человека, тем не менее может вызвать состояние тревоги и, как другие стрессоры, тормозить деятельность желудка, нарушать пищеварение в целом и вызывать неврозы.

    К эмоциональным признакам хронического стресса относят:

      смены настроения,

      повышение тревожности и антипатию к людям,

      появление раздражительности, усталости и рассеянности.

    К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены:

      появление нерешительности,

      нарушение сна,

      переедание или потеря аппетита,

      снижение качества работы и повышение числа невыходов,

      учащение несчастных случаев,

      более частые курение и прием алкоголя.

    К соматическим признакам стресса относятся:

      аритмии сердца и сердцебиение,

      боль и чувство сжатия грудной клетки,

      затрудненное дыхание,

      вздутие живота,

      боли в животе и понос,

      частые мочеиспускания,

      снижение полового влечения и импотенция,

      нарушение менструального цикла,

      покалывание в руках и ногах,

      боли в области головы, шеи, спины, поясницы,

      ощущение "комка" в горле,

      двоение в глазах,

      ухудшение зрения, кожные сыпи.

    Оценивая диагностическую роль этих явлений, отмечается, что - усталость, безнадежность, депрессия - более часто, чем боль в груди, являются прогностическими симптомами внезапной смерти. Вышеуказанные явления, однако, чаще всего формируют картину неврозов.

    Женщины, обычно, легче мужчин переживают острые стрессы; они адаптируются к стрессорным факторам более экономно физиологически, но при этом испытывают больший психический дискомфорт, чем мужчины. Женщины чаще мужчин страдают неврозами. Имеют значение и некоторые приобретаемые свойства личности. Личностный "тип А" , характеризующийся в 3-7 раз большей склонностью к стрессам и развитию в связи с этим ИБС по сравнению с параметрами "типа Б". Людей типа А характеризуют высокий жизненный темп, соревновательность, настойчивое желание признания у окружающих, агрессивность, лидерские качества.

    Люди делятся на экстерналов и интерналов.

    Экстерналы характеризуются уходом от трудных ситуаций, обвинением в своих трудностях других людей или "рока", низкой мотивацией достижений, стремлением подчиняться другим людям.

    Интерналы же предпочитают конструктивные стратегии совладения с трудностями, стараясь видеть их источник в себе. (Китайская пословица гласит: мудрый ищет погрешности в себе, немудрый - в других). Интерналы уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью. Любое событие они рассматривают как стимул для развития собственных возможностей. Такой тип формируется еще в детстве при двух условиях:

    а) наличии объекта подражания;

    б) предоставлении родителями самостоятельности в решениях жизненных проблем.

    Тип адекватной стратегии в стрессорных ситуациях определяется, очевидно, силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов и другими свойствами организма. У людей для оценки склонности к стрессам часто используются психологические методы, например, оценка тревожности по шкале Спилбергера и Ханина, анализ цветовых предпочтений - тест Люшера.

    ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СТРЕССОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    Понятие «стресс» очень широкое. В общем, когда мы говорим «он живет в постоянном стрессе», мы имеем в виду негативные эмоции: тревогу, опасность, отчаянье, безнадежность.... Почти каждое наше действие вызывает стресс. Ведь реакция организма (как физиологическая, так и психологическая) на каждую новость, препятствие, опасность является сильным стимулом. Согласно этому определению, мы постоянно оказываемся под действием стресса. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться?

    Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:

    Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое." Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

    С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Г.Селье канадский физиопсихолог (1926г.) (стресс с англ. - давление, напряжение), определяет стресс как "реакцию борьбы и побега".

    Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья.

    Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям. Если множество различных позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постоянно напряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдает наше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходя из основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы в результате стрессов.

    Те, кто плохо переносят стресс, нежелательны при приеме на работу. Хотя в ходе первого собеседования вас прямо не спросят о вашем отношении к стрессовым ситуациям, однако зададут вам вопрос - индикаторы стресса или соответствующих симптомов. Эти индикаторы или симптомы варьируют от потери веса или его прибавления, нарушений сна и чувства полной разбитости, расстройства кровообращения и болей в желудке, болей в спине.

    Стресс - обычное и часто встречающееся явление Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

    Причины стресса

    Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

    Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на две группы: физические и психические (сигнальные), подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.

    К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма на:

    охлаждение;

    недостаток О 2 ;

    кровопотерю;

    травму;

    интоксикацию;

    физическую нагрузку;

    лишение пищи.

    К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности:

    неожиданное прикосновение;

    неустойчивость опоры;

    быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета;

    одиночество или перенаселение.

    У человека, кроме таких факторов, причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода.

    В последние годы обращают внимание на производственные стрессы:

    неопределенность трудового задания;

    недогрузка или перегрузка;

    ответственность за людей;

    несправедливая оценка труда;

    плохие условия труда.

    Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

    Признаки стрессового напряжения

    1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

    2. Слишком частые ошибки в работе.

    3. Ухудшается память.

    4. Слишком часто возникает чувство усталости.

    5. Очень быстрая речь.

    Жизненно важная роль стрессов

    Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и - при ее повторении или длительном действии - способствует эффективному запуску специфических, как правило, более экономных адаптивных реакций. На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно.

    Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, - это поможет смягчить негативные последствия.

    Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.

    Ученые Холмс и Раге на основе многолетних исследований составили перечень наиболее часто встречающихся перемен в жизни, вызывающих стресс. В этом перечне каждое событие имеет определенную эмоциональную значимость в жизни человека, выражающуюся в баллах. Последовательность в этом перечне определяется на основании значимости каждого события. Это помогает провести аутоанализ личного стресса.

    Если мы просмотрим перечень жизненных ситуаций и событий, способных вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем(вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эвстресс , отрицательные - дистресс , или просто стресс .

    Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека).

    Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

    В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

    1. Прежде всего необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

    2. Нужно продумать, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытаться найти способы ее смягчения.

    3. Нельзя делать преждевременные скоропалительные выводы, или принимать решения сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. В преддверии самого события, исходя из своих предположений, противопоказано делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

    4. Нужно помнить, что большую часть вызывающих стресс ситуаций мы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

    5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций - это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности надо не поддаваться панике, не впадать в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, нужно стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

    6. Необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том и числе негативные, - неотъемлемая часть жизни и помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

    7. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

    8. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

    9 Преодолеть стрессогенные жизненные ситуации могут помочь некоторые общественные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

    Положительная роль стресса

    Да, стресс может приносить пользу. Эту формулировку стресса и его роли в жизни человека многие отрицают, считая, что со стрессом любого рода нужно только бороться. Это не так! Конечно же, стресс – это тоже своего рода потрясение для организма. Но это и мобилизация всех жизненных показателей, открытие тайных резервов, о которых раньше человек даже не предполагал. Например, стресс связан с определенным риском, что-то на подобие «экзамена». Тогда вам будет легче реализовать свои положительные и отрицательные аспекты.

    Умеренные дозы мотивации к работе в виде стресса стимулируют действия и являются движущей силой. Стресс вызывает в нас силы, чтобы решать сложные задачи, и благодаря ему мы берем на себя новые дела и успешно завершаем их. Мы работаем быстро, и иногда делаем то, что без стресса не может быть выполнено. Некоторые люди функционируют прекрасно в состоянии стресса и даже ищут то, что могло бы лишний раз «встряхнуть» их, подвигнуть на новые свершения. О таких людях говорят «он ищет проблем на свою голову». Так и есть. Проблемы и стресс заставляют думать, двигаться вперед, добиваться новых побед. Даже специалисты-психологи считают, что работать без элемента волнения, конкуренции и риска гораздо менее привлекательно.

    Подготовка к экзаменам в ВУЗ – сильнейший стресс для молодых людей. Пройдя через страх неудачи, внутри идет мобилизация больших усилий. Внимание заостряется, улучшается концентрация и повышается эффективность мозга. Когда экзамен сдан, место тревожности занимает удовлетворение, исчезает источник стресса и напряжения, человек чувствует себя счастливым.

    Вождение автомобиля . По пути это еще одно препятствие. Стресс делает человека на время более мобилизованным, заставляет действовать быстрее, следить за знаками и другими машинами на дороге. Если человек за рулем испытывает стресс – он осторожен, он изо всех сил старается избегать аварий и ему это, как правило, удается. Кто чаще всего попадает в аварии? «Летуны», которые ничего не боятся. У них нет стресса, нет чувства опасности, нет мобилизации внимания. Стресс в данном случае помогает избежать опасности.

    Вы намерены поменять рабочее место на более привлекательное, более высокооплачиваемое, с интересной перспективой на будущее.

    Впереди разговор с главой новой компании. Это безусловно сильный стресс. Вам хочется знать, что сказать на своем первом собеседовании, как одеться, какую сделать прическу и макияж? Нужно ли много говорить, или, лучше слушать, только отвечая на вопросы? Думая об этой ситуации, прокручивая в голове различные сценарии, ваше сердце бьется быстрее. Вы чувствуете, что напряжение увеличивается до того момента, когда вы сталкиваетесь с новым работодателем, протягиваете руку, чтобы приветствовать и начинаете говорить. Как только ситуация набирает обороты, ваш стресс понемногу покидает вас. Однако он дает вам силы и мобилизует. Вы сконцентрированы и серьезны, вы знаете, чего хотите и чего хотят от вас. Вы постепенно забываете моменты нервозности, которые сопровождали вас первые минуты на собеседовании.

    Во всех этих случаях стресс играет положительную роль в жизни человека. В состоянии мобилизации организм переживает напряжение, это помогает сконцентрироваться на главном, собрать все силы для получения желаемого. Стресс в соответствующих дозах обусловлен деятельностью, он полезен

    Опасность стрессов для здоровья

    Неблагоприятному влиянию стресса на здоровье могут способствовать:

    a) безысходность или неопределенность ситуации, к которой трудно приспособиться (стихийные бедствия и войны, потеря близких людей);

    b) высокая интенсивность или продолжительность стресс-реакции, завершающейся истощением адаптивных резервов;

    c) личностные или биологические особенности, определяющие слабость антистрессорной защиты;

    d) использование для защиты от стресса опасных для здоровья и жизни приемов.

    Неблагоприятное влияние на здоровье человека присуще физическим и еще чаще психоэмоциональным стрессам. Так, шум, сам по себе не связанный с какой-либо опасностью для человека, тем не менее может вызвать состояние тревоги и, как другие стрессоры, тормозить деятельность желудка, нарушать пищеварение в целом и вызывать неврозы.

    К эмоциональным признакам хронического стресса относят:

    смены настроения,

    повышение тревожности и антипатию к людям,

    появление раздражительности, усталости и рассеянности.

    К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены:

    появление нерешительности,

    нарушение сна,

    переедание или потеря аппетита,

    снижение качества работы и повышение числа невыходов,

    учащение несчастных случаев,

    более частые курение и прием алкоголя.

    К соматическим признакам стресса относятся:

    аритмии сердца и сердцебиение,

    боль и чувство сжатия грудной клетки,

    затрудненное дыхание,

    вздутие живота,

    Люди делятся на экстерналов и интерналов.

    Экстерналы характеризуются уходом от трудных ситуаций, обвинением в своих трудностях других людей или "рока", низкой мотивацией достижений, стремлением подчиняться другим людям.

    Интерналы же предпочитают конструктивные стратегии совладения с трудностями, стараясь видеть их источник в себе. Интерналы уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью. Любое событие они рассматривают как стимул для развития собственных возможностей. Такой тип формируется еще в детстве при двух условиях:

    а) наличии объекта подражания;

    б) предоставлении родителями самостоятельности в решениях жизненных проблем.

    Эффекты от стресса

    Длительный стресс дает начало многих заболеваний. Прежде всего страдают наиболее уязвимые органы. В некоторых случаях это связано с пищеварительной системой, иногда с дыханием, а иногда некоторым отрицательным последствиям стресса будут подвергнуты несколько органов. В зависимости от возраста, пола, опыта, образования, образа жизни, философии и многих других факторов, некоторые люди более восприимчивы к негативным последствиям стресса, другие менее.

    Стрессовая реакция также зависит от того, как мы видим себя – будь то в качестве пассивного объекта, который подвержен стрессу, или активным субъектом, который отвечает за этот стресс.

    Заключение

    Стресс - это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни. . Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

    Таким образом, под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжении У человека существует огромное множество способов предупреждения и снятия стрессорного напряжения. Знаниями приемов психологической самозащиты должен владеть каждый человек; это не только составная часть общей культуры, но и условие поддержания психологического и соматического здоровья.


  • © 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары