Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Таксировка путевых листов пассажирского транспорта. Таксировка путевых листов (инструкция пользователя)

Обработка путевой и перевозочной документации включает в себя расчет оплаты выполненной транспортной работы, а также расчеты следующих итоговых показателей работы автотранспортного средства и водителя:

    время в наряде, исчисляемое с момента выхода автомобиля из гаража на автомобильные дороги общего пользования до его возвращения на предприятие, организацию, в гараж за вычетом времени на обед и отдых (по данным путевого листа);

    время простоя, которое складывается из времени простоя под погрузкой-разгрузкой (по данным транспортных накладных), времени простоя на линии из-за технических неисправностей автомобиля и по другим эксплуатационным причинам (по данным путевого листа);

    время в движении, которое составляет разницу между временем в наряде и временем в простое;

    общий пробег (по данным путевого листа), определяемый по разнице между показаниями спидометра при возвращении на предприятие в гараж и при выезде из гаража;

    пробег с грузом, равный сумме расстояний перевозки грузов, указанных в транспортных (товарно-транспортных) накладных и других сопроводительных к грузу документах;

    пробег без груза, составляющий разницу между общим пробегом и пробегом с грузом;

    фактический расход горючего (по данным путевого листа).

Расход автомобилем горючего равен суммарному количеству горючего, находившегося в баке автомобиля в момент выезда на работу и полученного за время работы (в том числе в виде талонов), за вычетом остатка, с которым автомобиль возвращается на предприятие, в гараж. Наряду с фактическим расходом горючего формой путевого листа предусматривается также фиксация расхода горючего по нормам, установленным для отдельных марок автомобилей. Сопоставление фактического расхода горючего с расходом по норме позволяет определить размер экономии или перерасхода горючего каждым водителем и в соответствии с этим производить доплату или удержания из заработной платы.

Планирование расхода горючего проводится на основе постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 16 июня 2005 г. № 28 (Об утверждении инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования). Автоматизированная система должна иметь гибкую настройку норм расхода топлива в зависимости от марки машины, горючего, использования прицепов, специального оборудования, сезона и т.д.

Если в организации есть склад ТСМ, то водители заправляют топливо непосредственно в своем автохозяйстве. В противном случае им выделяют деньги, талоны, кредитные карты и иные средства платежа для приобретения топлива. Возникает необходимость подсчета и списания этих средств. Ситуация осложняется из-за постоянных изменений цен на автозаправочных станциях.

Количество перевезенного груза определяется в тоннах по фактическому весу (масса брутто) перевезенного груза на основе накладных и других сопроводительных к грузу документов. Вес штучных, длинномерных, а также объемных грузов (дрова, лесоматериалы, песок, глина, известь и т. п.) может быть определен с помощью установленных для этой цели переводных коэффициентов; тонно-километры определяются путем умножения веса перевезенного груза на расстояние перевозки.

Путевая и перевозочная документация является также основанием для определения стоимостных показателей перевозок грузов по результатам работы за день (смену, рейс). К ним, в частности, относятся:

    заработная плата водителя (рассчитывается по данным путевого листа и прилагаемых к нему транспортным накладным), которая включает: оплату за количество перевезенного груза, отработанное время, выполненные при перевозке транспортно-экспедиторские операции, прочие работы и услуги, доплату (удержания) за экономию (перерасход) горючего, за качество обслуживания потребителей; штрафы за нарушения условий выполнения задания и другие выплаты и удержания в соответствии с законодательными актами и нормативными положениями, действующими на предприятии;

    стоимость выполненной транспортной работы, которая рассчитывается по каждой транспортной накладной. Основными составляющими итоговой стоимости являются стоимость перевозки грузов, доплаты за транспортно-экспедиторские операции, прочие работы и услуги, сумма налогов и сборов.

Из общей стоимости определяется плата, которую должен получить перевозчик от заказчика-плательщика за выполненные перевозки грузов и сопутствующие перевозке транспортно-экспедиторские операции и услуги. Результат расчетов стоимости транспортной работы фиксируется в соответствующем разделе транспортной накладной и служит основанием для выписки платежного документа заказчику-плательщику.

После обработки путевого листа и транспортных накладных третий экземпляр накладной вместе с платежным поручением направляется заказчику-плательщику, а четвертый экземпляр передается вместе с путевым листом в архив перевозчика.

Обработка информации по данным путевых и перевозочных документов обеспечивает проведение оперативно-технического учета, контроля и анализа деятельности перевозчика, а также составление статистической и бухгалтерской отчетности для органов государственного управления и контроля.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в настоящее время на рынке специализированного ПО обработки путевой и перевозочной документации. Существует ряд фирм-разработчиков, предлагающих свою продукцию в этой области.

Как правило, все эти системы ориентированы на обработку путевых листов. В соответствии с планом перевозок на каждый автомобиль выписывается путевой лист установленной формы, который является основным первичным документом для учета работы и, одновременно, документом, удостоверяющим право перевозки груза. Существует много различных форм путевых листов: для легкового служебного (специального) автомобиля (формы 6,7); для автомобилей-такси - (№ 5, 5и); для грузового автомобиля на внутри республиканских перевозках при повременной оплате - 3(п) и при сдельной – 3(с); при выполнении международных грузовых перевозок – 4; для перевозки пассажиров автобусами - 1(р), 1(ри), 1(н), 2(р), 2(н).

Многие программы имеют возможность вносить информацию в бланки путевых листов.

В общем случае все программы автоматизированной обработки путевой и перевозочной документации должны иметь следующие функциональные возможности:

    диспетчерский контроль за выпуском автомобилей на линию, выходом водительского состава, выполнением сменных заданий;

    ведение журнала диспетчера автоколонны;

    выписка и таксировка путевых листов (сдельных, почасовых, автобусных перевозок);

    оперативная обработка путевой и товарно-транспортной документации;

    ведение табеля работы водителей и ПС;

    учет фактического и нормативного расхода топлива по водителям, гаражным номерам, бригадам (суточный и с начала месяца);

    учет зависимости расхода топлива от условий эксплуатации (температура воздуха, снежные заносы и т.п.);

    расчет комплекса технико-экономических показателей использования автотранспорта по маркам машин, гаражным номерам, видам перевозок и др.;

    анализ выполнения сменно-суточных заданий водителей, планов перевозки по бригадам, автоколоннам, АТП, по клиентуре и т.д.;

    формирование оперативных справок о работе водителей, бригад, выполнении клиентурного плана.

Кроме того, на основе формирования единой БД в рамках АИС АТП специализированное ПО выполняет следующие функциональные задачи;

    выписка счетов заказчикам за оказанные автоуслуги;

    расчет основной заработной платы, оплаты труда кондукторов, всех видов доплат и надбавок по путевому листу (за классность, продажу билетов, ночные часы, сверхурочное время, разъездной характер работы, экспедирование, ненормированный рабочий день, уборку салона и др.);

    корректировка начислений заработной платы по алгоритмам пользователя;

    расчет доходов АТП (по договорным тарифам и прочим формам);

    учет реализации автоуслуг, формирование ведомости расчетов с заказчиками, учет дебиторов и кредиторов, выписка банковских документов и т.д.

ПО должно быть снабжено удобным сервисом и доступно любому пользователю. При этом за счет обеспечения работы программы в ЛС появляются дополнительные возможности:

    однократный ввод путевых листов и товарно-транспортных накладных обеспечивает экономию труда при получении оперативной информации об использовании автотранспорта;

    отказ от таксировки путевой и товарно-транспортной документации обеспечивает сокращение численности управленческого персонала.

Особый интерес вызывают системы автоматизации управления АТП, в состав которых входят электронные ключи-идентификаторы (типа iButton), имеющие высокую степень надежности, и считывающие устройства для них. Ключи iButton внешне похожи на дисковую металлическую батарейку. Диаметр диска около 17 мм, толщина от 3 до 6 мм. Идентификация происходит при соприкосновении металлической поверхности ключа и считывающего устройства. Корпус рассчитан на 1 млн касаний к считывающему устройству.

При инсталляции ПО автоматизированного рабочего места диспетчера происходит его привязка к считывающему устройству, обладающему уникальным кодом. Этот код соответствует серии путевок, выдаваемых в данной диспетчерской. Нумерация путевок производится автоматически по времени их заполнения.

При получении путевки водитель прикасается ключом к контактному устройству, и на экран монитора выводится диалоговое окно для заполнения полей его путевого листа. Вся имеющаяся в базе данных информация (о водителе и его автомобиле) автоматически вносится в соответствующие поля путевого листа. Диспетчер выдает путевой лист, затем информация о количестве выписанного топлива считывается в память ключа iButton, принадлежащего водителю (запись информации проводится одномоментным касанием ключа и считывающего устройства). На автозаправочной станции также устанавливается считывающее устройство для ключа iButton, информация из памяти ключа поступает на компьютер оператора АЗС, и в соответствии с ней оператор производит отпуск топлива (количество выдаваемого топлива может определятся и оператором).

Каждая частная и государственная организация должна четко документировать всю свою деятельность. На этот счет разработано множество специальных бланков, форм и правил. При их соблюдении и своевременном грамотном заполнении бумаг у предпринимателя не возникнут проблемы ни с проверяющими структурами, ни с налоговыми органами, которые могут предоставить освобождение от начислений НДФЛ. Особенно много вопросов у начинающих бизнесменов вызывают правила заполнения путевых листов (ПЛ) и изменения в них. Сегодня мы расскажем, как правильно заполнять эти важные документы, а также представим вашему вниманию образцы самых распространенных бланков, разработанных для выпуска ТС в рейс.

Несколько слов о ПЛ

Правила заполнения должны соблюдать любые предприятия, использующие в своей основной либо побочной деятельности транспортные средства. Без этого документа, заполненного должным образом, не имеет права выйти в рейс ни одно ТС. Довольно часто предприятия компенсируют своим сотрудникам, использующим в рабочих целях личный транспорт, расходы на ГСМ. Их подтверждают с помощью путевого листа, к тому же сотрудники ГИБДД, остановившие автомобиль, имеют право запросить эти бумаги, в которых указываются данные транспорта, водителя и назначение маршрута.

С помощью этих документов любая организация списывает свои траты на топливо и получает освобождение от НДФЛ за определенный период. В случаях, когда правила заполнения путевых листов не соблюдены, предпринимателя можно даже привлечь к административной и уголовной ответственности.

Делая выводы из всего вышесказанного, можно сказать, что путевой лист - это не просто бланк, а важный документ, в котором отражены все данные о ТС, лице, им управляющем, маршруте и так далее. Правильное оформление подобных бумаг гарантирует компании отсутствие проблем с налоговыми службами в случае ежегодных отчетов и внезапных проверок.

Классификация

На сегодняшний момент существует несколько видов интересующего нас документа, применимые к любому известному транспорту. Исходя из этого, по назначению ПЛ можно классифицировать следующим образом:

  • легковой транспорт;
  • специальный транспорт;
  • грузовое ТС;
  • пассажирское такси;
  • автобус.

Каждая форма имеет свое буквенно-цифровое обозначение. Например, правила заполнения путевого листа 4-С касаются грузового транспорта. В целом практически все бланки имеют идентичный порядок заполнения, однако, в зависимости от специализации ТС, он может иметь незначительные дополнения.

Индивидуальные бланки ПЛ

Не каждой организации подходят унифицированные формы, разработанные государственными структурами. Иногда некоторые графы оказываются для той или иной фирмы лишними, поэтому допустима разработка индивидуальных бланков ПЛ.

Они должны содержать предусмотренные законом обязательные реквизиты, остальные могут быть добавлены или убраны по желанию руководителя компании. В любом случае подобный бланк считается законным и может быть представлен по требованию в соответствующие государственные структуры.

Срок действия документа

Согласно правилам заполнения путевых листов, в них в обязательном порядке указывается период действия. Необходимо помнить, что унифицированная форма используется не более двадцати четырех часов. В особом случае в дополнительные графы должна быть внесена пометка. А вот у индивидуального бланка срок действия продлен до тридцати дней.

Эти нюансы нужно знать каждому, кто занимается проверкой и оформлением ПЛ.

Обязательные графы

Как мы уже упоминали ранее, каждый бланк должен включать ряд неизменяемых реквизитов, без которых он считается недействительным. При этом не имеет значения специализация ТС. Например, правила заполнения путевых листов формы 3 для легковых автомобилей подразумевают включение в бланки определенную совокупность граф и ячеек:

  1. Номер.
  2. Наименование.
  3. Период действия бланка.
  4. Информация о сотруднике организации, управляющем ТС:
  • Ф. И. О. шофера, который будет работать на указанном ТС;
  • дата в формате числа, и время в формате часов и минут, когда проводился предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр шофера.

5. Подробное описание использующегося ТС:

  • его тип;
  • модель;
  • модель прицепа и полуприцепа (когда их нет, то графа не заполняется);
  • регистрационный номер ТС;
  • начальный километраж и отметка о пройденных километрах после окончания рабочей смены;
  • информация о выходе в рейс и окончании работы (дата и время).

6. Данные о владельце ТС.

Помимо перечисленных граф, любой предприниматель может добавить и необходимые для него реквизиты. Они могут раскрывать, к примеру, вид деятельности компании или любые другие данные на усмотрение руководства.

Путевые листы: образец, правила заполнения

Если вы планируете для своей работы использовать унифицированную форму, то наш образец поможет вам сориентироваться в заполнении документа. Имейте в виду, что он двусторонний. Поэтому не забудьте внести данные и на оборотную сторону листа после возвращения водителя из рейса.

В крупных организациях заполнением подобных документов занимаются специально обученные люди, они же выпускают водителей и ТС на маршрут. В более мелких организациях, где содержать таких специалистов не совсем рентабельно, данная обязанность возлагается на любое лицо. К примеру, на бухгалтера или руководителя фирмы.

Работник, занимающийся ПЛ, должен быть ознакомлен со всеми правилами и вводящимися новшествами. В следующем разделе статьи мы расскажем вам о тонкостях в правилах заполнения путевого листа легкового автомобиля. Отдельно разберем ПЛ, предназначенные для автобусов и грузовых ТС.

Пример заполнения

Это один из самых простых вариантов, который не содержит никаких сложностей. Однако для новичка правила заполнения путевого листа легкового автомобиля могут показаться излишне запутанными. Ведь часто унифицированная форма пугает обилием граф и реквизитов. Итак, давайте рассмотрим лицевую сторону этого важного бланка.

В левой верхней части листа необходимо внести дату выхода в рейс, наименование организации (именно так, как записано в учредительных документах), полные данные на водителя и автомобиль. Также указывается время выезда со стоянки и возвращения с маршрута, отмеченное диспетчером. Сюда же часто вносят информацию о медицинском осмотре шофера и данные о лице, ответственном за проведенные процедуры.

В правой части обычного бланка вписываются коды из учредительных документов организации, номер самого бланка (его устанавливают произвольно, но по порядку, отталкиваясь от прежнего), километраж, данные людей, проверивших техническое состояние ТС, и марку топлива. Также сюда вписывают выданное количество ГСМ, если это принято на предприятии.

В нижней части бланка подписи ставят лицо, отдающее исправный автомобиль, и водитель, принявший ТС.

Оборотная сторона заполняется ответственным лицом, принявшим авто после рейса. Здесь указывается маршрут, время в пути, пройденный километраж. Под этими данными ставится подпись водителя. Иногда бухгалтер либо руководитель организации в специальных графах рассчитывает заработную плату работника, но данные реквизиты не являются обязательными.

Правила заполнения путевых листов автобуса

Данный унифицированный документ идет под номером шесть, помимо уже описанных в предыдущем разделе обязательных граф, в нем добавлено еще несколько. Имейте в виду, что без них бланк не считается правильно заполненным, а, следовательно, не будет учитываться в налоговых органах.

В подобном путевом листе указываются данные о водителе и кондукторе. В графы вписываются фамилия и инициалы обоих людей, а также номера их удостоверений. В обязательном порядке указываются номера и названия маршрутов. Иногда в данные документы вносятся особые отметки или задания для водителя.

Так как автобус выходит на рейс в первую и вторую смену, то в путевом листе предусмотрены графы, заполняющиеся диспетчером по мере выезда и возвращения в гараж каждой смены.

Грузовые автомобили

В первую очередь необходимо учитывать, что для грузовых ТС создано три унифицированных бланка:

  • Для сдельной работы. Такая форма используется при перевозках по сдельной форме, когда водитель имеет представление о расценках и может по окончании рабочей смены увидеть на оборотной стороне путевого листа свою заработную плату.
  • С учетом повременных тарифов. В этом случае в документе указывается вид тарифа, а затем делается расчет заработной платы по итогам поездки.
  • Междугородные перевозки. Подобная форма помечается специальной красной полосой и используется довольно редко. Чаще всего она применяется при работе с народнохозяйственными грузами.

Правила заполнения путевого листа грузового автомобиля предусматривают множество граф и считаются самыми сложными. Неизменными являются следующие строки:

  • колонна либо бригада;
  • прицепы;
  • сопровождающие лица;
  • места приема и сдачи груза;
  • характеристика груза;
  • тоннаж груза;
  • количество рейсов с заявленным грузом, которые составляют задание водителя;

Обычно оформлением подобных важных документов занимаются специально назначенные лица, в транспортных компаниях их содержание просто необходимо.

Нововведения в правила

В текущем году изменились правила заполнения путевого листа. Некоторые специалисты утверждают, что они даже упростили работу специалистам. А вот другие считают новые правила заполнения путевых листов более сложными, чем предыдущие. Как бы то ни было, но знать их должен каждый предприниматель, работающий с использованием разных транспортных средств.

Ранее те, кто выпускали автомобили на маршрут, должны были обязательно проставлять на документе круглую печать предприятия. Сейчас это считается необязательным, но данные компании и владельца авто обязательно должны быть внесены в графы. Без них бланк не имеет юридической силы.

В правилах, действующих с двадцать шестого февраля текущего года, указано, что в обязательном порядке в путевой лист вносятся сведения о техническом осмотре автомобиля за подписью ответственного лица. Эти данные заполняются для всех типов ТС.

Ошибки в заполнении ПЛ: к чему они могут привести

Не стоит недооценивать важность правильного заполнения данных документов. К примеру, известны случаи, когда ИП вели судебные тяжбы с налоговыми органами из-за отказа в вычете НДФЛ. Федеральная налоговая служба заявила, что истец использовал авто в личных целях, ведь путевые листы были заполнены неверно, а следовательно, не могли рассматриваться в деле.

Также распространены и другие случаи, на которые мы не станем распространяться, где роковыми стали именно обидные и банальные ошибки в документах. Поэтому настоятельно советуем внимательнее относиться к ведению документации и использовать специальный журнал. О нем мы расскажем в следующем разделе статьи.

Ведение журнала путевых листов

Если вы работаете с ТС, то в день выдаете и принимаете огромное количество путевых листов. Их движение должно четко отслеживаться в журнале, ведением которого обычно занимается ответственное за выпуск авто лицо.

Данный документ состоит из текстовой и табличной части. Правила заполнения журнала путевых листов довольно понятны, но ими не стоит пренебрегать. Это может дорого стоить и нерадивому сотруднику и предприятию.

На титульном листе всегда заполняется полное и код ОКПО, также указывается временной промежуток, когда журнал будет использоваться. Табличная часть содержит следующие ячейки:

  • номер и дата выдачи ПЛ;
  • информация о сотруднике, управляющем транспортным средством, и его табельный номер;
  • номер ТС, присвоенный в гараже;
  • подписи водителя, диспетчера и бухгалтера.

Не стоит забывать, что журнал должен иметь сквозную нумерацию и учитывать абсолютно все выданные путевые листы за указанный в титуле период. После заполнения документ проштамповывается руководителем, он же ставит свою подпись. далее ответственный сотрудник прошивает журнал и сдает его на хранение.

Ответственный работник назначается только руководителем компании. Это можно сделать приказом либо прописать данный нюанс в трудовом договоре. Имейте в виду, что полномочия всегда можно переложить на другого работника очередным приказом по организации.

Также данные обязанности могут быть переданы сторонней организации, предоставляющей подобные услуги по договору.

Вместо заключения

Мы постарались собрать для вас самую актуальную информацию по заявленной теме, которая будет полезна новичкам и профессионалам. Надеемся, что после прочтения статьи у вас не останется неотвеченных вопросов по заполнению ПЛ.

Первичным учетным документом, которым оформ­ляется работа автотранспортного средства, является путевой лист. Формы путевых листов, подлежащие использованию организациями, осуществляющими перевозку грузов и (или) пассажиров автомобильным транспортом, утверждены постановлением Мини­стерства финансов Республики Беларусь от 31 марта 2000 г. № 31 «Об утверждении бланков путевых листов и инструкций по их заполнению» (далее — по­становление № 31).

Бланки путевых листов изготовлены в соответ­ствии с Положением об основных требованиях, предъ­являемых к уровню защищенности бланков строгой отчетности, а также специальным материалам для защиты их от подделки, утвержденным постановле­нием Министерства финансов Республики Беларусь от марта 2002 г. № 29. Указанные бланки путевых листов содержат все реквизиты и дополнены опреде­ленными элементами защиты.

Утвержденные в установленном порядке типовые формы путевых листов обязательны к применению всеми организациями независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринима­ли.

Служебный легковой автомобиль

Пунктом 1.1 Инструкции по изготовлению, учету,заполнениюи обработке путевых листов служебного легкового автомобиля, утвержденной постановлением № 31 (далее — Инструкция), установлено, что к служебным легковым автомобилям (далее — служебныйавтомобиль) относятся легковые автомобили вместимостью до 9 мест, включая место водителя, используемые в служебных целях.

Бланки путевых листов должны храниться у юридического лица или индивидуального предпри­нимателя и по мере потребности выдаваться под расписку лицу, ответственному за эксплуатацию служебных автомобилей. Путевые листы служебного автомобиля форм 6 и 7 выдаются водителю под рас­писку уполномоченным на то должностным лицом при условии, что предыдущий путевой лист сдан на обработку.

Ответственность за заполнение путевых листов и достоверность указанных в них сведений несут ру­ководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель, чьим штампом и печатью они за­верены, а также лица, обеспечивающие эксплуатацию служебных автомобилей.

Путевые листы оформляются не только на автомо­били, принадлежащие организации, но и на личные автомобили работников, используемые в служебных целях, а также на их автомобили, взятые в аренду.

Форма 6 путевого листа служебного автомобиля

Путевой лист служебного автомобиля формы б при­меняется при использовании легкового автомобиля в служебных целях при необходимости обслуживания одного или нескольких заказчиков в течение 1 дня. Таким образом, оформление нового бланка путевого листа данной формы осуществляется ежедневно.

До выдачи путевого листа водителю диспетчер (или другое уполномоченное на то лицо) заполняет следующие его реквизиты:

На лицевой стороне записывается дата выдачи (число, месяц, год), совпадающая с датой ре­гистрации путевого листа в журнале выдачи путевых листов водителям; наименование пред­приятия (организации), его адрес и телефон; марка автомобиля, его государственный и га­ражный номера; фамилия и инициалы водителя, его табельный номер и номер водительского удостоверения;

В разделе «Задание водителю» указываются в соответствующих строках наименования за­казчиков или фамилии, инициалы и должности ответственных лиц предприятий (учреждений), в распоряжение которых поступает автомобиль, а также адреса подачи автомобиля. Если автомобиль заправляется в гараже перед выездом, то заправщик до выезда автомобиля на линию в разделе «Заправка топливно-смазочными материалами (ТСМ)» записывает в соответствую­щие графы марку ТСМ, номер заправочного листа, количество выданных ТСМ. Диспетчер записывает в графе «Время выезда» фактическое время выезда и заверяет все записи своей подписью или штампом в соответствующей строке. Механик (или другое уполномоченное на то лицо) записывает в соот­ветствующие графы на лицевой стороне путевого листа показания спидометра и количество топлива, находящегося в топливном баке при выезде, затем удостоверяет передачу автомобиля водителю в тех­нически исправном состоянии, разрешение на выезд и правильность всех сделанных им записей своей подписью или штампом в соответствующей строке. Водитель ставит свою подпись в строке «Водитель», удостоверяя тем самым принятие автомобиля в тех­нически исправном состоянии и получение задания на работу.

Во время работы автомобиля на линии в разделе «Выполнение задания» на оборотной стороне путево­го листа водителем при использовании служебного автомобиля в пределах городской черты в графах «откуда» и «куда» производится запись «По городу». В других случаях по каждой ездке указывается соответственно наименование начального и конеч­ного пунктов маршрута, а также отмечается время отправления с начального пункта и прибытия наконечный пункт. Лица, пользовавшиеся служебным автомобилем, удостоверяют правильность записей, сделанных водителем, своими подписями в соответствующих строках графы «Подпись заказ вразделе «Прочие отметки» уполномоченное на лицо записывает причину, дату и время начала и окончания простоя и подтверждает сделанную своей подписью. Сюда же записываются сведения, предусмотренные формой путевого листа (отмети органов ГАИ, Транспортной инспекции и др.).

При возвращении автомобиля с линии водитель строке «Автомобиль сдал» своей подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику. Механик заполняет в соответствующих строках показания спидометра, остаток топлива в баке автомобиля и удостоверяет правильность заполнения этих реквизитов, а также прием автомобиля от водителя своей подписью. Диспетчер отмечает в соответствующей строке в левой части лицевой стороны путевого листа фактически время возвращения и удостоверяет правильностью записи своей подписью.

При обработке путевого листа уполномоченное на то лицо обрабатывает путевой лист и соответствующие ему документы, рассчитывает и заполняя данные реквизитов разделов «Расход топлива»,«Результаты работы автомобиля за смену» и подтверждает правильность произведенных расчетов своей подписью на оборотной стороне путевого листа. При автоматизированной обработке путевого листа разделы «Результаты работы автомобиля за смену», «Расход топлива», «Для расчетов» заполняются, т.к. их расчет производится с использованием ЭВМ.

Форма 7 путевого листа служебного автомобиля

Путевой лист служебного автомобиля формы 7 применяется при использовании легкового автомобиля в служебных целях при необходимости обслуживания одного заказчика в течение нескольких дней. Оформление нового бланка путевого листа данной формы осуществляется при смене заказчика либо при отсутствии места для внесения новых записей в прежнем бланке путевого листа. Заказчиком могут выступать как сторонние организации, так и отдельные службы организации или ее работники.

До выдачи путевого листа водителю диспетчером на лицевой стороне путевого листа записываются дата его выдачи (число, месяц, год), совпадающая с датой его регистрации в журнале выдачи путевых листов водителям; наименование предприятия (ор­ганизации), его адрес и телефон; марка автомобиля, его государственный и гаражный номер; фамилия и инициалы водителя, его табельный номер и номер водительского удостоверения. В строке «Автомобиль направлен в распоряжение» указываются наименова­ние заказчика или фамилия, инициалы и должность ответственного лица предприятия, в распоряжение которого поступает автомобиль, а также адрес по­дачи автомобиля.

До выезда автомобиля на линию ежедневно за­правщик, если автомобиль заправляется в гараже перед выездом, в графу «Марка топлива» записывает марку топлива, а в графу «Количество, л» — количе­ство выданного топлива и удостоверяет правильность записи своей подписью в графе «Подпись заправщика, №чека АЗС». Диспетчер заполняет графы «Число», «Время выезда», «Показания спидометра при выезде», «Остаток топлива при выезде». Механик сопоставля­ет показания спидометра и остатка топлива в баке автомобиля при выезде, перенесенные диспетчером из предыдущего путевого листа (за предыдущий день при возвращении), с фактическими. Затем удостове­ряет передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии, разрешение на выезд автомо­биля и правильность всех сделанных записей в графе «Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен». Водитель своей подписью в графе «Автомобиль в технически исправном состоянии принял» удостове­ряет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

Ежедневно при работе автомобиля на линии на оборотной стороне путевого листа в разделе «Вы­полнение задания» водителем в графе 22 (28) указы­вается число месяца. По каждому числу месяца при использовании служебного автомобиля в пределах городской черты в графах 24 (30) и 25 (31) произво­дится запись «По городу». В графе 26 (32) указывается суммарный пробег автомобиля по городу, в других случаях по каждой ездке в графах 24 (30) и 25 (31) указывается соответственно наименование началь­ного и конечного пунктов маршрута, а в графе 26 (32) — расстояние между ними. В разделе «Прочие отметки» уполномоченное на то лицо записывает причину, дату и время начала и окончания простоя и подтверждает запись своей подписью. Сюда же записываются отметки органов, контролирующих работу автомобиля.

При возвращении автомобиля с линии ежеднев­но водитель в графе «Автомобиль сдал» в соот­ветствующей строке своей подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику. Механик заполняет графы «Показания спидометра при возвращении», «Остаток топлива при возвращении», удостоверяет правильность заполнения этих реквизитов, а так­же подтверждает прием автомобиля от водителя своей подписью в графе «При возвращении автомо­биль принял». Диспетчер заполняет графы «Время при возвращении», «Время в наряде» (гр. 4 = гр. 3 -гр. 2), «Суточный пробег» (гр. 7 = гр. 6 — гр. 5), «Рас­ход топлива по норме» (гр. 14 = линейная норма гр. 7), «Расход топлива фактически» (гр. 15 = гр. 8 + гр. 12 — гр. 9), «Расход топлива — экономия, пере­расход» — экономия (+) или перерасход (-) (гр. 16 = гр. 14 — гр. 15) и удостоверяет правильность за­полненных реквизитов своей подписью в графе «Подпись диспетчера». При этом графы 4,7,14,15 и 16 заполняются при ручной обработке путевого листа. При автоматизированной обработке раздел «Для рас­четов», а также суммирующая строка раздела «Работа водителя и автомобиля» не заполняются.

После сдачи водителем путевого листа диспетчер при ручной обработке суммирует данные граф 4, 7, 12,14,15 и 16 за весь период действия путевого листа, производит расчет заработной платы в разделе «Для расчетов» и подтверждает правильность произведен­ных расчетов своей подписью на оборотной стороне путевого листа.

Особенности оформления

При поездках служебного автомобиля в пределах города, в котором находится организация (подраз­деление организации, к которому приписан автомо­биль), в графе «Маршрут следования» производится запись «По городу». Адреса маршрута следования не указываются. При поездке служебного автомобиля за пределы города, в котором находится организация, в данной графе указывается наименование начального и конечного пунктов маршрута (город, улица, дом, организация).

Наиболее существенной информацией, содержа­щейся в путевом листе, являются показания спидо­метра, свидетельствующие о пробеге автомобиля. Например, в некоторых случаях в путевых листах формы 6 не указываются показания спидометра, т.к. на их оборотной стороне фиксируются маршруты дви­жения в километрах между пунктами назначения.

Данные реквизитов «Показание спидометра при выезде» и «Показание спидометра по возвращении» путевого листа являются обязательными независимо от произведенных записей в других подтверждаю­щих документах. Снятие этих показаний позволяет сверить общий пробег за рабочий день с данными о выполнении задания по отдельным маршрутам и произвести расчет затрат на ГСМ.

При использовании служебного автомобиля для перевозки мелкогабаритных грузов необходимо применять путевые листы служебного легкового автомобиля формы 6 или формы 7, а не путевые листы грузового автомобиля.

Грузовой автомобиль

Путевой лист грузового автомобиля является основным первичным учетным документом, опреде­ляющим совместно с товарно-транспортной накладной (ТТН) при перевозке товарных грузов или актом замера (взвешивания) при перевозке нетоварных грузов показатели для учета работы грузовых авто­транспортных средств и водителя, а также данные для начисления заработной платы водителю, осущест­вления расчетов за перевозки грузов и формирования статистической отчетности.

Путевые листы форм 3(с) и 3(п) выдаются во­дителю под расписку уполномоченным на то лицом только на 1 рабочий день при условии сдачи водителем путевого листа за предыдущий день работы. На более длительный срок путевые листы выдаются только в том случае, если выполняются междугородные перевозки в течение более суток.

При работе автомобиля вне места расположения перевозчика сроком более суток в составе группы автомобилей путевые листы на весь срок получает старший группы, который ежедневно выдает путевые листы каждому водителю в отдельности после сдачи путевого листа за предыдущий день работы.

Выдаваемый водителю путевой лист должен иметь дату выдачи, штамп и печать перевозчика.

Путевой лист типовой формы 3(с)

На лицевой части путевого листа под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), совпадающая с датой его регистра в диспетчерском журнале. Заполняется строка «Режим работы» (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежеднев­ный учет рабочего времени и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю. В строке «Лицензионная карточка» записывается ее номер, если перевозки выполняются в междугородном сообщении. Обязательно записы­ваются государственный номер и марка автомобиля, а также гаражный номер автомобиля для автомати­зированного учета его работы, фамилия, инициалы водителя и номер его водительского удостоверения. Одновременно в этой строке записывается класс водителя для установления размера доплаты за классность при ручной обработке путевого листа. В строке «Табельный номер» записывается иден­тификационный номер, присвоенный водителю на предприятии. Записываются государственный номер и марка прицепа или полуприцепа, выпускаемого на линию с автомобилем, а также гаражный номер прицепа или полуприцепа для автоматизированного учета его работы.

Должны быть записаны время выезда и возвраще­ния автомобиля по графику; показания спидометра при выезде автомобиля на линию (переносится показание спидометра при возвращении с линии из путевого листа за предыдущий день работы).

Заполняются данные по заказчику. На основании заявок записывается наименование заказчика, враспоряжение которого должен прибыть водитель для выполнения задания, дата и время прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке или графику работы автомобиля по условиям договора соответственно. Наименование представленного к перевозке груза в соответствии с заявкой заказчика или договора должно быть указано в путевом листе, на основании чего водителем выполняется соответ­ствующая подготовка.

На основании справочников и таблиц расстояний, актов замера расстояний на месте или по карте курвиметром записывается расстояние в километрах между пунктами перевозки. Эти реквизиты служат для определения количества топлива для выполнения перевозки. Дежурный механик при выпуске автомо­биля на линию сверяет фактическое наличие топлива в баках автомобиля с показаниями, перенесенными диспетчером в данный путевой лист из путевого листа за предыдущий день работы, и удостоверяет своей подписью или личным штампом достоверность сделанных записей. В случае несоответствия наличия топлива в баках автомобиля при выезде показанию остатка топлива, указанному диспетчером в путевом листе, механик совместно с водителем составляет акт установленной формы, после чего в путевой лист вносится показание остатка топлива согласно акту. В нижней части путевого листа в строке «Вы­дать топлива» диспетчером записывается необходи­мое для выполнения задания количество топлива с учетом его остатка за предыдущий день, а в строке «Подпись диспетчера» диспетчер удостоверяет своей подписью правильность заполненных им реквизитов и наличие у водителя водительского удостоверения. Если автомобиль заправляется непосредственно перед выездом на линию, то заправщик в разделе «Движение ТСМ» записывает в соответствующие графы марку и количество выданного топлива или смазочных материалов и удостоверяет правильность записей своей подписью. При заправке в гараже графа 7 «Пунктзаправки» не заполняется.

До выезда автомобиля на линию в нижней части путевого листа медицинский работник подписью личным штампом удостоверяет возможность допуска водителя по состоянию здоровья к управлению автомобилем. Механик указывает фактическое время выезда автомобиля на линию, также ставятся отметки об исправности автомобиля, показания спидометра. Водитель должен подтвердить подписью то, что автомобиль принят в исправном состоянии.

На линии записывается фактическое время при­бытия автомобиля в пункт погрузки с момента предъ­явления путевого листа для определения времени простоя под погрузкой. Записывают все номера ТТН, относящиеся к данному заезду или ездке, а в случае перевозки нетоварных грузов по групповому акту геодезического замера — номер этого акта.

При возвращении автомобиля записываются фак­тическое время возвращения автомобиля и показа­ния спидометра. Ставятся подписи, удостоверяющие сдачу автомобиля в исправном состоянии. В случае неисправности автомобиля оформляется заявка на ремонт.

После сдачи путевого листа записываются рас­стояния, коэффициент изменения нормы расхода топлива. В разделе «Последовательность выполнения задания» диспетчер записывает общее количество ездок, общее количество сданных ТТН. При автома­тизированной обработке путевых листов диспетчеру необходимо произвести кодирование информации -заполнение граф:

1) код режима работы;

2) код марки автомобиля;

3) код марки прицепа;

4) код марки ТСМ;

5) код причины простоя.

При автоматизированной обработке путевых листов разделы «Результаты работы автомобиля и прицепа» и «Для расчетов» не заполняются. При ручной обработке используются все данные из путевого листа и приложенных товарно-транспортных документов. Таксировщик заполняет данные реквизитов разделов «Результаты работы автомобиля и прицепа» и «Для расчетов».

Путевой лист типовой формы 3(п)

На лицевой части путевого листа под названием документа записывается дата его выдачи, совпа­дающая с датой его регистрации в диспетчерском журнале, заполняется наименование режима работы, указывается номер лицензионной карточки (при не­обходимости) , данные автомобиля и водителя, время прибытия к заказчику и отбытия от него. На основании заявки заказчика записывается наименование и адрес заказчика, в распоряжение которого должен при­быть водитель для выполнения задания. Указывается количество часов работы согласно заявке (заказу) или условиям договора, число ездок между пунктами погрузки и разгрузки, необходимое для выполнения задания. По согласованию с перевозчиком заказчик может изменить задание водителю с соответствующей записью в разделе «Особые отметки».

Дежурный механик при выпуске автомобиля на линию сверяет фактическое наличие топлива в баках автомобиля с показаниями, перенесенными диспетчером в путевой лист из путевого листа за предыдущий день работы, и удостоверяет своей подписью или личным штампом достоверность сделанных записей. В нижней части путевого листа диспетчер записывает необходимое для выполнения задания количество топлива с учетом его остатка за предыдущий день, и удостоверяет своей подписью правильность заполненных им реквизитов и наличие у водителя водительского удостоверения.

В отрывном талоне заказчика в соответствующих строках записываются наименование перевозчика, марка и государственный номер автомобиля и при­цепа (полуприцепа), номер путевого листа и дата его выдачи.

Перечисленные реквизиты в обязательном порядке отражаются и в талоне заказчика на путевом листе. Заполнение талонов производится под копирку.

До выезда автомобиля на линию медицинский работник подписью или личным штампом удостове­ряет возможность допуска водителя по состоянию здоровья к управлению автомобилем. Удостоверяется исправность автомобиля.

На линии заполняется раздел «Маршрут следова­ния», где указывается адрес начальных и конечных пунктов маршрута по каждой ездке. Заказчик по завершению работы автомобиля в отрывном талоне в соответствующие графы записывает время прибытия к заказчику и убытия от него, показа­ния спидометра. Если на автомобиле перевозились товарно-материальные ценности, то в отрывном талоне заказчиком записываются номера ТТН, указывается их количество, а также суммарное количество ездок за рабочий день. Копии ТТН прилагаются к путевому листу. Все реквизиты отрывного талона должны быть отражены и в талоне заказчика на путевом листе. Заполнение талонов производится под копирку.

При возвращении автомобиля указывается факти­ческое время возвращения автомобиля, количество оставшегося топлива. Все данные подтверждаются подписью.

После сдачи путевого листа записываются расстояния, коэффициент изменения нормы расхода топлива. При автоматизированной обработке пу­тевых листов диспетчеру необходимо произвести кодирование информации — заполнение граф:

1) код режима работы;

2) гаражный номер автомобиля;

3) табельный номер водителя;

4) гаражный номер прицепа.

Затем информация заносится в компью­тер, обрабатывается по заданным алгоритмам и результаты расчетов направляются работникам соответствующих служб.

При автоматизированной обработке путевых листов разделы «Таксировка», «Зарплата», «Результаты работы автомобиля и прицепа» не заполняются.

При ручной обработке используются все дан­ные из путевого листа и приложенных товарно- транспортных документов. Таксировщик обра­батывает путевой лист и соответствующие ему документы, рассчитывает и заполняет реквизиты разделов «Талон заказчика» («Расчет стоимости автоуслуг»), «Результаты работы автомобиля и прицепа», «Таксировка», «Зарплата».

Путевой лист типовой формы 4

На лицевой части путевого листа в соответствую­щих строках записываются:

  • номер лицензионной карточки;
  • номера разрешений для въезда на терри­торию иностранных государств или проезда через них транзитом и даты их выдачи;
  • срок командировки водителей;
  • номер и дата подачи заявки заказчиком на перевозку груза;
  • дата и номер приказа перевозчика на выезд автомобиля.

Записывается марка автомобиля, прицепа или полуприцепа, их гаражные и государ­ственные номера, фамилии и инициалы водителей, номера их водительских удостоверений, показания спидометра при выезде автомобиля, которые пере­писываются в данный путевой лист из предыдущего. В графу 10 записываются планируемые дата и время выезда автомобиля на линию, дата и время его воз­вращения с линии.

Механик при выпуске автомобиля на линию сверя­ет фактическое наличие топлива в баках автомобиля с показаниями остатка топлива.

В нижней части путевого листа в строке «Выдать топлива» диспетчером записывается необходимое для выполнения задания количество топлива с учетом его остатка за предыдущий рабочий день.

До выезда из гаража записывается марка топлива, если автомобиль заправляется непосредственно перед выездом, его количество. Медицинский работник Подписью или личным штампом удостоверяет воз­можность допуска водителя по состоянию здоровья 1управлению автомобилем. Удостоверяется исправ­ность автомобиля.

На линии при изменении задания записывается наименование нового заказчика. При замене водителя заполняются фамилия и табельный номер водителя. Также отражаются наименование страны, наимено­вание начального и конечного пункта, в котором на­ходится заказчик. При заправке топливом на линии указываются дата заправки, пункт заправки, марка ТСМ, количество топлива.

В разделе «Опоздания, простои в пути и прочие отметки» записываются причины простоя, дата и время начала и окончания простоя, а также делаются отметки органов ГАИ, Транспортной инспекции, заказ­чиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных, пограничных, таможенных служб и т.п. нижней части оборотной стороны путевого листа родитель удостоверяет своей подписью правильность произведенных им записей.

При возвращении автомобиля указываются фак­тическое время возвращения, показания спидометра, остаток топлива.

После сдачи путевого листа водителем по справоч­нику расстояний диспетчер записывает расстояние между начальным и конечным пунктом на территории каждой страны. Заполнение раздела «Результаты работы автопоезда», графы 43 в разделе «Выполнение задания», а также выполнение расчетов по учету топлива и начислению заработной платы водителям в разделе «Для расчетов» производится только в том случае, если обработка путевого листа осуществляет­ся вручную. Правильность расчетов подтверждается подписями лиц, производивших эти расчеты, в нижней части оборотной стороны путевого листа.

При автоматизированной обработке путевых ли­стов диспетчеру необходимо произвести кодирование информации — заполнение граф:

1) гаражный номер автомобиля, прицепа, полуприцепа;

2) табельный номер водителя;

3) код марки ТСМ.

Перечисленная информация заносится в компьютер, обрабатывается по заданным алгоритмам, и результаты расчетов направляются работникам соответствующих служб предприятия.

Виктория Литвин, экономист

Производственно-практическое издание Транспорт/ сост. Е.В. Гриценко. — Минск: КапиталМедиаГрупп, 2011

Привезти товары на свой склад, обеспечить производство сырьем или доставить готовую продукцию покупателю. Что в этом сложного? Конечно, ничего! Главное - правильно заполнить путевой лист, чтобы не было проблем с подтверждением расходов.

Путевой лист автомобиля является основным первичным документом, который, так же как и товарно-транспортная накладная, содержит данные для осуществления расчетов за перевозки грузов, списания ГСМ на себестоимость и начисления заработной платы водителю.

Для индивидуальных предпринимателей путевые листы также являются обязательными. Их формы приведены в приказе Минтранса России от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте".

Согласно Уставу автомобильного транспорта РФ путевой лист удостоверяет принадлежность транспортного средства данному юридическому (физическому) лицу, осуществляющему перевозки.

Путевой лист дает право водителю на выезд автомобиля из гаража (места стоянки) на дороги общего пользования для выполнения установленного в нем задания, а также на въезд автотранспортного средства и находящихся в нем лиц, указанных в путевом листе, на территорию грузоотправителя или грузополучателя, если для этого не требуется специального пропуска.

При приеме груза к перевозке водитель-экспедитор предприятия-перевозчика предъявляет грузоотправителю водительское удостоверение и путевой лист.

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ПУТЕВОГО ЛИСТА ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Этим же Приказом определен порядок заполнения путевых листов, обязательный для всех предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды и других законных основаниях.

Если предприниматель нанимает на работу водителей, то путевые листы оформляет он сам или специально назначенное им лицо. Если индивидуальный предприниматель лично управляет автомобилем, то он и оформляет себе путевой лист. Так же как и для юридических лиц, путевой лист для индивидуального предпринимателя оформляется только на один рабочий день. Более длительный срок действителен в случае, когда время выполнения задания вне места постоянной стоянки автотранспорта превышает одни сутки (смену).

Порядок заполнения путевого листа у индивидуального предпринимателя аналогичен тому, который был описан в предыдущем разделе, но форма документа иная. По окончании работы путевой лист заверяется личной подписью предпринимателя.

ОБРАБОТКА ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ

Путевой лист остается у предприятия-перевозчика и служит основанием для учета транспортной работы автомобиля. В этой статье мы не будем подробно разбирать вопросы таксировки, нормирования расходов топлива и исчисления зарплаты водителя.
Напомним лишь, что фактическое количество израсходованных ГСМ при покупке за наличный расчет подтверждается путевым листом и чеками ККМ, которые сдаются в бухгалтерию (с авансовым отчетом) и позволяют списать эти расходы на себестоимость. Наличные деньги на закупку ГСМ выдаются водителю под отчет. После истечения установленного приказом руководителя срока водитель составляет авансовый отчет по форме N АО-1.

При обработке путевых листов расход горючего определяется по общему пробегу и/или выполненной работе автомобиля в тонно-километрах за день (смену). При подведении итогов работы на оборотной стороне путевого листа в разделе "Расход горючего" указываются наряду с фактическими расходами ГСМ также расходы по нормам, установленным в организации.

Перевозка грузов автомобильным транспортом независимо от его принадлежности осуществляется только при наличии оформленной документации: товарно-транспортных накладных (ТТН) и путевых листов (форма утверждена согласно "Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" от 30.11.83 г.).

Перевозка грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется по товарно-транспортной накладной формы №1-т, а в междугородном сообщении с участием грузовых автомобильных станций (ГАС) или других аналогичных предприятий автомобильного транспорта общего пользования -- №2-тм.

Товарно-транспортные накладные являются документом строгой отчетности, изготавливаются типографским способом и должны иметь учетную серию и номер, однозначный для всех экземпляров. Они составляются грузоотправителем (форма №2-тм -- автомобильным транспортным органом) на каждую ездку автомобиля для каждого грузополучателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности расчетов за работу автомобильного транспорта.

Товарно-транспортные накладные оформляются независимо от условий оплаты, за исключением перевозок грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путем взвешивания, геодезического замера, а также при использовании автомобилей для обслуживания линий связи и электропередач, нефтегазопроводов, киносъемок, на перевозках почты и периодической печати, при научно-изыскательских, геологических работах, сборе вторичного сырья предприятиями и организациями.

Если в разделе "Сведения о грузе" формы №1-т нельзя перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей к ТТН (к форме №2-тм во всех случаях) прилагаются специализированные формы (товарная накладная или др.), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание груза у грузоотправителя и оприходование его у грузополучателя, а также складской, оперативный и бухгалтерский учет. В этих случаях в накладной указывается, что к ней приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной.

Перевозка однородных грузов на одно и то же расстояние при условии обеспечения их сохранности может оформляться ТТН суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При оформлении промежуточных ездок грузоотправитель выдает водителю талон на каждую отдельную ездку, который действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах: первый -- грузоотправителю, второй -- водителю, а третий -- грузополучателю. При перевозке грузов нетоварного характера третий экземпляр талона можно не выписывать. При последней ездке грузоотправитель оформляет ТТН на весь объем перевезенного груза, а ранее выданные талоны уничтожаются. Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между АТП (организацией), грузоотправителем (грузополучателем) и должны отражать объемы перевозимого груза, время работы и простоя автомобиля по каждой ездке и другие показатели, необходимые для последующего внесения их в ТТН.

Если груз перевозится аккордно группой автомобилей, то по согласованию сторон заказчик может оформлять ТТН на всю выполненную работу не реже двух раз в месяц без выдачи водителям талонов (работа водителей учитывается автотранспортным предприятием).

Основным первичным документом учета работы грузового автомобиля является путевой лист. Это документ строгой отчетности, изготовленный типографским способом и имеющий учетную серию и типографский номер (формы №4-с, 4-п и 4-м). Выпуск автомобиля на линию без путевого листа соответствующей формы запрещен.

Грузоотправители (грузополучатели), автотранспортные предприятия и организации должны не реже одного раза в квартал сверять данные о фактически перевезенном объеме груза и расстояния перевозки с предъявленными к оплате. Грузоотправители (грузополучатели) несут ответственность за достоверность данных о массе груза и числе грузовых мест, указанных в ТТН, а АТП (организации) -- за точность расстояния перевозок и тарифного класса груза. Сверки выполняются по графикам, утвержденным АТП (организацией) по согласованию с грузоотправителями (грузополучателями). Результаты оформляются актом установленной формы.

Суммы излишков, полученные АТП в результате приписок при перевозке грузов, перечисляются в пятидневный срок со дня подписания акта в доход союзного бюджета. При неправильном указании в товарно-транспортных документах расстояния перевозки и класса перевозимого груза излишне полученную провозную плату возвращают грузоотправителю (грузополучателю), а предприятия (грузоотправители и грузополучатели), неправильно указавшие массу груза и число грузовых мест, возмещают АТП излишне выплаченные в связи с этим заработную плату, премии и стоимость списанных горюче-смазочных материалов.

О фактах выявленных приписок участники сверки обязаны сообщить вышестоящим организациям, а также органам ЦСУ СССР и внести соответствующие изменения в отчетность по выполнению объема перевозок грузов, прибыли и другим технико-экономическим показателям. За неправильное оформление товарно-транспортных документов, повлекшее за собой приписки невыполненных объемов перевозок, ответственные работники и должностные лица лишаются на срок до одного года всех видов премий и вознаграждений по итогам работы за год. Работники, виновные в причинении предприятию ущерба в результате приписки невыполненного объема работ по перевозке грузов, возмещают его в порядке, установленном действующим законодательством.

Товарно-транспортная накладная выписывается грузоотправителем в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей, второй, третий и четвертый, заверенные подписями и печатями (штампами) грузотправителя и подписью водителя, вручаются последнему. После перемещения груза второй экземпляр накладной предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя, третий и четвертый, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются АТП (организации). Третий экземпляр накладной служит основанием для расчетов (прилагается к счету за перевозку плательщику-заказчику автомобильного транспорта), а четвертый -- для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю (прилагается к путевому листу).

При перевозке грузов в междугородном сообщении предприятие (организация) автомобильного транспорта общего пользования, на которое возложена организация этих перевозок, выписывает товарно-транспортную накладную формы №2-тм в пяти экземплярах (реквизиты заголовочной части заполняются на основании заявки или разового заказа на перевозку груза и путевого листа формы №4-м). Пятый экземпляр остается на предприятии автомобильного транспорта, оформившего перевозку.

Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры накладной (количество устанавливается вышестоящей организацией).

Для грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортные накладные заполняются в трех экземплярах: первый и второй передаются АТП (организации). Первый экземпляр служит основанием для расчетов с грузоотправителем и прилагается к счету, второй -- для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу; третий -- для учета выполненных объемов перевозок и остается у грузоотправителя.

До прибытия автомобиля грузоотправитель под копировальную бумагу обязан: в заголовочной части ТТН формы №1-т указать дату ее выписки; заполнить строки "Заказчик (плательщик)", "Грузоотправитель", "Грузополучатель", "Пункт погрузки", "Пункт разгрузки"; в разделе "Сведения о грузе" заполнить графы 1--7; заполнить прилагаемые специализированные формы (к форме №2-тм обязательно и №1-т при необходимости) и строку "Отпуск разрешил". Ответственное лицо подписью в последней строке удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю.

После прибытия автомобиля и погрузки товарно-материальных ценностей грузоотправитель обязан: заполнить в заголовочной части ТТН формы №1-т на основе предъявленного путевого листа строки "Автомобиль", "Прицеп", "Автопредприятие", "К путевому листу №"Водитель"; строки, отражающие прием-сдачу груза, и "Транспортные услуги"; в разделе "Сведения о грузе" -- графы 8--11 и 14 (масса груза указывается с точностью до 0,01 т), а также графу "Количество ездок, заездов"; в разделе "Погрузочно-разгрузочные операции" -- графы 15, 16,18--23. Время в графах 18 и 19 проставляется с помощью штамп-часов, а при их отсутствии -- вручную.

Временем прибытия под погрузку считается момент предъявления водителем путевого листа у въездных ворот или контрольно-пропускного пункта либо лицу, ответственному за отгрузку товара организации-грузоотправителя. Время убытия автомобиля из-под погрузки -- момент подписания и передачи ТТН водителю лицом, ответственным за отгрузку товара. Если в одной ездке груз отгружается по нескольким ТТН, то время прибытия под погрузку записывается в первой из них, время убытия из-под погрузки -- в последней, а в остальных накладных в соответствующих графах ставятся прочерки. При перевозке груза по талонам и оформлении работы одной ТТН в графе 18 записывается время прибытия под погрузку в первом рейсе (ездке), в графе 19 -- время убытия от грузоотправителя после ее оформления, а в графе 20-- суммарное время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой по всем оформленным талонам; в графах 21, 22 ("Дополнительные операции") -- выполненные при погрузке груза дополнительные операции (взвешивание, анализ, пересчет и т.д.) с указанием числа по каждой из них и времени на их выполнение.

В пути следования при переадресовке груза реквизиты в строках "Грузополучатель" и "Пункт разгрузки" зачеркивают так, чтобы их можно было прочитать, а в строке "Переадресовка" проставляют реквизиты нового грузополучателя во всех трех находящихся у водителя экземплярах ТТН. Записи по переадресовке удостоверяются подписью водителя или представителя АТП. В случае перегрузки груза в пути следования на другой автомобиль в строках "Автопредприятие", "Водитель" и "Автомобиль" прежние реквизиты зачеркивают так, чтобы их можно было прочитать, и записывают новые.

Исправление заверяют подписью работника, руководящего перегрузкой.

Факт передачи груза от одного водителя-экспедитора другому удостоверяют актом установленной формы и делают соответствующую отметку в строке "Отметка о составленных актах". При составлении актов, относящихся к данной отправке, в графе "Отметка о составленных актах" записывают его номер и дату (например, "О недостаче мест", "О нарушении пломбы" и т.п.).

После доставки груза грузополучатель обязан заполнить раздел "Погрузочно-разгрузочные работы" по строке "Разгр." и строку "Транспортные услуги", как и грузоотправитель. Разгрузка считается оконченной после вручения водителю оформленной ТТН. Сдается груз грузополучателю в таком же порядке, в каком был принят у грузоотправителя. При перевозке грузов нетоварного характера в форме №1-т графы 1,2 и 4--10 не заполняются, все записи подтверждаются подписью грузоотправителя в строке "К перевозке сдал" и подписью водителя в строке "Принял водитель-экспедитор".

После сдачи водителем по окончании работы правильно оформленных ТТН (третий и четвертый экземпляры) работник АТП заполняет в заголовочной части "Код заказчика", "Маршрут №", "Тар. №" (гаражные номера прицепов), "Вид перевозки" (например, сдельный тариф, повременный тариф, покилометровый тариф, оплата за ездку, работа по групповому акту замера (взвешивания), бригадному подряду, системе тяговых плеч, централизованные перевозки, сборно-развозочные маршруты, маневровые тягачи, попутная загрузка, завоз-вывоз" с железнодорожных станций и т.п.). В разделе "Сведения о грузе" в графах 12, 13 записываются код и класс груза, а в разделе "Прочие сведения" в графах 24, 28 - расстояние перевозки груза с разбивкой по группам дорог, в графе 29 - код экспедирования груза, 30 и 31 -коды оказанных транспортных услуг или суммы, причитающиеся с заказчика водителю за оказанные транспортные услуги, 32 и 33 -- поправочные коэффициенты к зарплате водителя (для изменения расценок водителю в соответствии с условиями перевозок согласно положениям) и к основному тарифу (для изменения основного тарифа в случаях, предусмотренных "Едиными тарифами"); в разделах "Расчет стоимости" и "Таксировка" производится расчет стоимости автоуслуг и зарплаты водителю по данной ТТН.

Путевой лист формы № 4-с применяется при перевозке грузов на условиях * оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам, №4-п на условиях оплаты работы по повременным тарифам и №4-м -- при перевозках грузов в междугородном сообщении. Бланки путевых листов с типографской нумерацией (как документов строгой отчетности) изготовляются по заказам министерств, ведомств и других организаций Госкомиздатом СССР, а формы №4-м -- по заказам органов управления автомобильным транспортом общего пользования союзных республик.

Путевые листы №4-с, 4-п, оформленные в соответствии с инструкцией, выдаются водителю под расписку на один рабочий день (смену) при условии сдачи путевого листа за предыдущий день. При междугородных перевозках длительностью более суток путевые листы формы №4-м выписываются на больший срок. Документ должен иметь штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Путевой лист формы №4-с содержит заголовочную часть, разделы "Работа водителя и автомобиля", "Движение горючего", "Задание водителю", "Последовательность выполнения задания", "Простои на линии", "Результаты работы автомобилей и прицепов", "Зарплата", а также строки "Особые отметки", "Таксировка", о сдаче и приеме автомобиля и ТТН, о выдаче задания водителю и состоянии его здоровья. В путевом листе формы №4-п вместо раздела "Последовательность выполнения задания" имеются разделы "Талон заказчика", "Расчет стоимости" и "Маршрут движения", а в №4-м в отличие от формы №4-с дополнительно предусмотрен раздел "Прохождение контрольного пункта (УТЭП, КДП, ГАС) ".

Заполнять путевой лист водителю запрещено. Исключение составляют подписи, удостоверяющие прием автомобиля (при выезде) и сдачу (при возврате) автомобиля и ТТН.

До выдачи путевого листа водителю диспетчер АТП заполняет его в следующем порядке: на лицевой части под названием документа записывает дату выдачи (число, месяц, год); в строке "Режим работы" -- код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный его учет, работа в выходной, праздничный или в день субботника, по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю; в строке "Колонна, бригада" записывает номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель; в строке "Автомобиль" -- марку, тип, государственный и гаражный номера автомобиля; в строке "Водитель" -- фамилию, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя; в строке "Табельный номер" -- номер, присвоенный водителю на АТП; в строках "Прицепы" -- марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем (номера обменных прицепов и полуприцепов записывают по этим строкам в местах их перецепки); в строке "Сопровождающие лица" -- фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.); в разделе "Работа водителя и автомобиля" в графах 2 и 3 -- время (ч, мин) выезда и возвращения автомобиля по графику; в разделе "Задание водителю" заполняет графу 16 "В чье распоряжение", графу 17 "Время прибытия" (ч, мин) (указывают время прибытия к заказчику согласно заказу, заявке или графику работы), графы 18 "Откуда взять груз" и 19 "Куда доставить груз" (адреса пунктов погрузки и разгрузки), графу 20 "Наименование груза", графу 21 "Количество ездок с грузом", графу 22 "Расстояние, км" -расстояние перевозок грузов (определяют по данным дорожных органов, или по карте района, города при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера, или по показаниям спидометра автомобиля при сезонных перевозках, зафиксированным актом автомобильного транспортного предприятия или организации и заказчика), графу "Перевезти тонн".

Изменять задания, указанные в разделе "Задание водителю", имеет право АТП и только в исключительных случаях -- заказчик по согласованию с АТП с соответствующей записью в строках "Особые отметки". В этих же строках записывают случаи использования автомобиля по специальному назначению (органами милиции, врачами и т.д.).

На лицевой стороне путевого листа в строке "Выдать топливо" прописью указывают количество топлива, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка от предыдущего дня работы. В строке "Подпись диспетчера" диспетчер удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя служебного удостоверения.

После выдачи путевого листа водителю до выезда из гаража в разделе "Движение топлива" в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное лицо записывает объем выданного топлива или серии и номера талонов на топливо и удостоверяет подписью; на лицевой стороне при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью и штампом удостоверяется допуск к управлению автомобилем по состоянию здоровья; в разделе "Работа водителя и автомобиля" (графа 5 "Показания спидометра") механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показания спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 "Время фактическое" (число, месяц, ч, мин) штамп-часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража (в случае неисправности штамп-часов или их отсутствии время записывается вручную -- число, месяц, ч, мин). Механик КПП или ОТК в разделе "Движение топлива" в графе 10 "Остаток при выезде" записывает объем топлива, находящегося в баках автомобиля при выезде, и удостоверяет подписью, в строке "Выезд разрешен, подпись механика" подписывает передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража. В строке "Автомобиль принял, подп. водителя" водитель расписывается о приемке автомобиля в технически исправном состоянии и получении задания.

Заполнение путевого листа на линии производится в такой последовательности: в разделе "Последовательность выполнения задания" формы №4-с грузоотправитель заполняет графу 24 "Номера ездок", графу 25 "Номера приложенных товарно-транспортных накладных" (номера ТТН разносятся по ездкам), в графе 26 "Время прибытия" (ч, мин) проставляют время предъявления водителем автомобиля путевого листа у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте места погрузки или разгрузки (если въездных ворот или контрольно-пропускного пункта нет, графу не заполняют, а время прибытия и убытия по пунктам проставляют в ТТН), графу 27 "Подпись и печать грузоотправителя", в графе 28 "Отметки автопредприятия" АТП отражают при необходимости дополнительные учетные показатели работы автомобиля и прицепа; в разделе "Простои на линии" работником службы технической помощи в соответствующих графах 29 "Наименование", 31 "Начало", 32 "Окончание" и 33 "Подпись отв. лица" записывают причину, время простоя и удостоверяют подписью; на лицевой стороне в строках, "Особые отметки" проставляют сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки органов Госавтоинспекции, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, дорожных служб и т.п.).

При возвращении автомобиля в гараж в путевом листе в разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 6 механик КПП или ОТК записывает или проставляет штамп-часами фактическое время возвращения автомобиля в гараж (число, месяц, ч, мин), в графе 5 - показания спидометра; в разделе "Движение топлива" механик КПП или ОТК заполняет графу 11 "Остаток при возврате" и удостоверяет подписью, заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем талонов на ГСМ заполняет графу 12 "Сдано" и удостоверяет подписью; в строке "Сдал водитель" водитель подписывается о сдаче автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке "Принял механик" подписью удостоверяет правильность заполнения граф 5 и 6 строки "Возвращение в гараж" раздела "Работа водителя и автомобиля" и прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное лицо выполняет следующую работу: в разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 4 "Нулевой пробег, км" по таблице расстояний записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража; в разделе "Движение топлива" в графе 13 "Коэффициент изменения нормы" -- общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода топлива; в графах 14 "Время работы спецоборудования" и 15 "Время работы двигателя" на основании соответствующих данных в приложенных ТТН -- время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода топлива, правильность их заполнения диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами); в разделе "Последовательность выполнения задания" в графе 24 указывает количество ездок, а в строке "ТТН в количестве" -- сданных ТТН. За последние водитель расписывается в строке "Сдал водитель", а диспетчер -- в строке "Принял диспетчер".

В путевом листе формы №4-п в разделе "Задание водителю" в графе 16 "В чье распоряжение" на основании заявки или разового заказа диспетчер проставляет наименование и адрес заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль, в графах 17 и 18 -- плановое время прибытия и убытия, в графе 19 -- плановое количество часов работы и в графе 20 -- число ездок по плану. Путевой лист №4-п имеет отрывной талон заказчика, который является основанием для предъявления со стороны АТП счета на оплату транспортных услуг и прилагается к нему. Кроме заполнения отрывного "Талона заказчика", клиент в разделе "Выполнение задания" записывает маршруты движения по каждой ездке и удостоверяет подписью.

В путевом листе формы №4-м в разделе "Прохождение контрольного пункта (УТЭП, КДП, ГАС)" диспетчер АТП в графе 27 указывает наименование контрольного пункта, пункта отдыха й ночлега, через которые должен следовать автомобиль, а также УТЭП, КДП ГАС, на которых водитель получает загрузку, в графе 28.1 - дату и время их прохождения по графику; в графе 28.2 диспетчер УТЭП, КДП и ГАС записывает фактическое время и дату прохождения контрольного пункта, пунктов отдыха и ночлега, затем устанавливает отклонение от графика и записывает его в графе 28.3 "Отклонение", а в графе 28.4 расписывается и ставит штамп.

Обрабатывают товарно-транспортные накладные и путевые листы на ЭВМ и ручным способом. Предварительная обработка заключается в кодировании информации, подготовке и переносе ее на машинные носители.

Данные машинограмм, полученные с ЭВМ, можно в ТТН и путевые листы не переносить. В этом случае машинограммы должны содержать показатели, соответствующие утвержденным разделам "Расчет стоимости" ТТН и "Результат работы автомобиля и прицепов" путевого листа. Заработная плата водителю начисляется на основании данных таксировки всех товарно-транспортных накладных, приложенных к путевому листу.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары