Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Зависимость от компьютерных игр. Причины и симптомы зависимости от компьютерных игр

В современном мире новых технологий и достижений человек постоянно имеет дело с различными информационными системами. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни для каждого из нас, некоторые используют его в информационных целях, другие – для общения и хобби. Безусловно, персональный компьютер выступает в роли помощника, выполняя познавательную и коммуникативную функции. Но тогда, когда время, проведённое возле компьютера, превышает допустимые нормы, человек становится социально-изолированным и его интересует только виртуальный мир, имеет смысл говорить о компьютерной зависимости.

Среди всех видов компьютерной аддикции наиболее распространена зависимость от игр. Согласно статистическим данным приблизительно 5% людей во всём мире страдают игроманией и нуждаются в психологической помощи.

Психология игровой зависимости

Сам игровой процесс является естественным занятием, игра присутствует в человеческой жизни с самого рождения. Играют все: футболисты на поле, ребёнок в детском саду, актёры на сцене. Но с рождением компьютеров многое изменилось, кибер-игра коренным образом отличается от игры обычной, так как человек погружается в иной мир, который не похож на реальность.

Компьютерная – это уход от реальности в киберпространство, изменение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одержимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реальностью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой существования.

По своей симптоматике игромания сходна с алкоголизмом и наркоманией. Симптомы игровой аддикции:

  • времяпрепровождение за компьютером более 5-7 часов в сутки;
  • вспышки агрессии на замечания других по поводу игромании;
  • невозможность отвлечься от компьютерной игры;
  • употребление пищи за компьютером;
  • изоляция от социальных контактов и общества в целом;
  • деперсонализация;
  • игнорирование личной гигиены;
  • употребление психостимуляторов;
  • общение на темы исключительно игровой тематики;
  • отождествление себя с главным персонажем, полное растворение в игре;
  • состояние эйфории при игровом процессе;
  • вкладывание денежных средств в игровой процесс или на оборудование для игр.

Физиологические симптомы игромании:

  • сухость глаз;
  • бледность кожных покровов, анемия;
  • боли в спине, искривления позвоночника;
  • головные боли;
  • истощение, голодание (в тяжёлых случаях — обезвоживание);
  • ускорение обмена веществ;
  • учащение сердцебиения и пульса.

Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни. В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:

  • потеря ощущения времени;
  • постоянное ощущение новизны;
  • искаженное восприятие своего Я;
  • изменение сознания;
  • антисоциальный характер;
  • ощущение виртуального могущества;
  • изменение волевого аспекта.

Зависимый игрок настолько увлечён игровым процессом, что у него теряется понимание течения времени и понятий «здесь и сейчас». Сознание постепенно перестаёт отличать реальное от виртуального. Известны случаи, когда зависимые от компьютерных игр люди играли по несколько дней подряд, без сна и отдыха.

Геймеры (в перев. с анг. «игра») могут играть в одну и ту же игру по несколько десятков лет, так как они постоянно обновляются (изменяется графика, придумываются новые интересные сюжеты). Возникает так называемое ощущение новизны, когда игра не просто не надоедает, а каждый раз воспринимается как нечто непривычное и интересное.

Компьютерная игровая зависимость стирает личностные грани, человек перестаёт жить своей жизнью, виртуальное существование героя становится доминирующим. Некоторые игроманы даже меняли имя в паспорте на игровой никнейм, изменяли внешность, чтобы наиболее походить на своего персонажа.

В игровой зависимости происходит искажение сознания, реальный мир воспринимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей степени страдает когнитивная сфера игромана: рассеивается внимание, притормаживается мышление, искажается память.

Человек с компьютерной игровой зависимостью становится «социальным инвалидом», мышление приобретает аутичный характер. Игроманы перестают ходить на работу, посещать многолюдные места, общаться с родственниками и друзьями. Компьютерная игровая зависимость часто сопровождается боязнью большого скопления людей и открытых пространств.

В игре человеку кажется, что он может достигнуть всего, его самооценка высока и интеллектуальные способности находятся на пике. В реальности же всё выглядит иначе, личность становится бессильной: элементарные гигиенические процедуры становятся сложными для выполнения.

Обычная деятельность человека совершается с помощью волевых усилий, мотивационной сферы и основных поставленных целей. В виртуальной реальности же, напротив, действия происходят без волевого побуждения, по инерции. Игрок как будто находится под гипнозом, его сознание запрограммировано на прохождение игры. Часто у таких людей во время игрового процесса наблюдается стеклянный взгляд «в никуда», они не слышат обращённой к себе речи, не замечают ничего вокруг себя.

Компьютерная игровая аддикция состоит из 4 основных стадий:

  • лёгкая заинтересованность;
  • увлечённость;
  • аддикция;
  • привязанность и полное растворение в игровом процессе.

Чаще всего зависимы от компьютерных игр дети и подростки из-за незрелости психических функций и большей внушаемости. Однако в настоящее время наблюдается увеличение случаев игровой зависимости у взрослых. Известен трагический случай, когда 30-летний мужчина, проведя в игре более 4 суток, умер от остановки сердца. Резкие вспышки игровой зависимости у взрослых наиболее прослеживаются в , жизненных неудач и хронических заболеваний.

У игроманов аддикцией наблюдаются следующие изменения в психике:

  • повышается уровень тревожности;
  • появляются страхи, возможны панические приступы;
  • повышается агрессивность и раздражительность;
  • проявляются признаки девиантного поведения и социопатии;
  • увеличивается склонность к насилию и убийствам;
  • повышается вероятность развития психических расстройств.

Статистика и шокирующие данные

Наиболее склонны к игровой зависимости от компьютерных игр дети подросткового возраста, в частности мальчики. Согласно опросу, проведённому среди американских школьников, 50% девочек проводят за компьютерными играми более 5 часов в сутки. Мальчики же, проводят более 7 часов в игре ежедневно, и их число составляет близко 80%.

Наибольший процент игроманов проживает на территории Японии и Китая. Известен случай, когда школьница играла в сетевую игру более трёх суток и умерла от обезвоживания. Один российский мужчина, потратил на сетевую игру почти миллион рублей и подал в суд на производителя, по причине «виртуальной кражи денежных средств». Один американский юноша настолько увлёкся виртуальным миром, что на правой руке, в которой он держал мышку, зажимая запястный канал, образовалась большая трудноизлечимая опухоль.

Часто компьютерные игры являются катализатором для развития врождённой психопатологии. Один из ужасных случаев, всколыхнувший всю Европу, произошёл совсем недавно: зависящий от компьютерных игр школьник расстрелял своих одноклассников и учителя. Психическое здоровье мальчика до игры было в норме, а после нескольких месяцев игромании у него проявились симптомы параноидальной . Известны случаи, когда заядлые игроки агрессивного жанра становились маньяками-убийцами. Житель штата Луизиана в течение недели убивал по несколько человек, так как они казались ему монстрами из любимой компьютерной игры. Восьмилетний мальчик, проживающий в США, убил свою няню, переиграв в довольно известную игру криминального жанра.

Игровая зависимость от компьютерных игр может оставить тяжёлый отпечаток на психике человека. Личность становится антисоциальной, агрессивной, неконтролируемой, и в итоге полностью деградирует.

Видео — «Игровая зависимость»

А ддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Синоним – аддикция.

Выделяют основные виды аддикций:

  • злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, например, алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды;
  • участие в азартных играх, в том числе компьютерных;
  • сексуальное аддиктивное поведение;
  • переедание;
  • работоголизм (трудоголизм);
  • длительное прослушивание музыки, главным образом основанной на ритмах.

При формировании аддикции происходит редукция, т.е. упрощение, сглаживание межличностных эмоциональных отношений.

Симптомокомплекс психических нарушений, вызванных чрезмерным увлечением компьютером или Интернетом, описан психиатрами под названием компьютерная и Интернет-зависимость или компьютерный синдром.

Патологическое влечение к компьютерным играм и Интернету относится к нехимическим или поведенческим аддикциям, то есть зависимостям, не имеющим в основе своей конкретных биохимических субстратов (в отличие от алкоголизма, наркомании, никотиновой зависимости).

1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Ученые предприняли попытки изучить последствия компьютеромании на психофизическом уровне и обнаружили следующее.

Физические изменения в организме обусловлены влиянием нескольких факторов:

  • длительным сидением в однообразной позе, зачастую искажающей осанку и внутренние органы человека;
  • мерцанием монитора;
  • электронным излучением.

К последствиям воздействия вышеперечисленных факторов медики относят:

  1. Снижение иммунитета (защитных свойств организма) – предрасположенность к инфекциям, онкологическим заболеваниям.
  2. Неврологические нарушения – существует ряд наблюдений детских неврологов о развитии судорожных приступов, спровоцированных эффектом мерцания монитора и частой сменой изображения во время игры (происходит фотостимуляция судорожной активности головного мозга).
  3. Нейровегетативные изменения – к ним относят колебания артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, повышение температуры тела, головные боли.
  4. Сосудистые нарушения. За счет однообразной позы развиваются застойные явления в сосудах органов, отеки, варикозное расширение вен.
  5. Изменение осанки.
  6. Нарушение репродуктивной функции.
  7. Ухудшение зрения.
  8. Эндокринные нарушения.

Так, в Японии исследования выявили, что компьютерные игры стимулируют, например, у детей лишь ограниченный участок мозга, поэтому им нужно больше читать, писать и считать. Кроме того, для стимуляции работы мозга и его нормального развития важно, чтобы дети играли со сверстниками на воздухе и больше общались с другими.

Как утверждают американские учёные, чрезмерное увлечение жестокими компьютерными играми приводит к нарушению передачи импульсов между нервными клетками и замедляет работу мозга (что подтвердили результаты исследований функциональной магниторезонансной томографии, проведённой участвовавшим в исследовании подросткам). Особенно сильно подобное торможение проявляется у тинейджеров с нарушениями в поведении, у которых активность в коре лобной доли (отвечающей в том числе за эмоции и импульсивность) и без того значительно снижена.

По данным статистики, полученным в США, в среднем шестиклассник смотрит телевизор 4 часа в день, - и это не считая того времени, которое он проводит за различными играми перед экраном компьютера или телевизора. Дети признают, что часто играют дольше, чем собирались. Не редко из-за этого они запускают учебу.

По некоторым оценкам, около 40 % американских детей в возрасте от 5 до 8 лет страдают ожирением. К этому, очевидно, располагает недостаточная физическая активность - следствие долгих часов, проведенных за телевизором или компьютером. Одна компания даже разработала специальные тренажеры, на которых можно заниматься, не отрываясь от компьютерных игр. Но разве не лучше было бы посвящать этим играм не так много времени, чтобы его хватало и на другие занятия, необходимые для разностороннего развития личности ребенка?

А вот еще одна опасность, которую таят в себе электронные игры: от долгого сидения перед экраном страдают глаза. Факты говорят о том, что, по меньшей мере, каждый четвертый пользователь компьютера имеет проблем со зрением. Одна из причин кроется в сокращении частоты морганий, что вызывает сухость и раздражение глаз. Когда человек моргает, стимулирует выделение слезной жидкости, которая омывает глазное яблоко, защищая его от загрязнения. Дети, увлекшись, забывают обо всем на свете, и потому могут играть за компьютером часами, почти без перерывов. Это приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Специалисты рекомендуют через каждый час работы с компьютером делать перерыв на несколько минут.

2. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от их работоспособности.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. По прогнозам, в ближайшие годы рынок электронных игр будет неуклонно расширяться. В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр; игра становится их основной деятельностью. Круг социальных контактов у них очень узок, вся иная деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей; главным становится удовлетворение потребности в игре на компьютере. Опыт показывает, что многим из них это увлечение отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, потеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и всё, что с этим связано.

Для психического здоровья самая большая опасность компьютерных игр заключается в возникновении зависимости. Зависимости от компьютерных игр человек подвержен наиболее сильно, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. До окончания любой игры существуют некие логические стадии, которые, по большей части, достаточно жестко завязаны друг на друге, что заставляет субъекта не отвлекаться, а воспринимать прохождение всей игры от начала до конца, как некий единый процесс.

Компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой аддиктивной реализации, т.е. ухода от реальности.

Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек реализует таким образом (виртуально) большую часть имеющихся потребностей и игнорирует остальные. В любом обществе находятся люди предпочитающие убегать от проблем. Тех, кто в качестве такого способа выбирает алкоголь называют алкоголиками, наркотики – наркоманами, работу – работоголиками, азартные игры – патологическими гэмблерами. Интернет-зависимыми, компьютерные игры – кибераддиктами и т.д. В последнем случае вместо решения проблем здесь и сейчас человек головой уходит в компьютерную игру. Там, в игре, ему хорошо: он сильный смелый, вооруженный, успешный... Время, проведенное за игрой, не делает его сильнее и успешнее в реальной жизни. Потому, выныривая из виртуального мира в реальный человек испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель.

Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет игроголику прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Некоторые из них просиживают за компьютером ночами напролет, выпадая из реальной жизни. Окружающие беспокоятся, но зачастую не знают, что предпринять. Один юный любитель компьютерных игр сказал: Когда я общаюсь с людьми в сети, то кажусь им умным и элегантным. А когда они видят меня в жизни, они советуют мне похудеть.

Таким образом человек уходит от реальности в вымышленный мир. Вот какую меткую характеристику дает любителям компьютерных игр один обозреватель: Для сетевого игрока вымышленный мир гораздо привлекательнее реального. Жизнь вне игры у него сводится лишь к зарабатыванию минимума средств, необходимых для продолжения игры.

Само собой, разработчики подобных программных продуктов заинтересованы в том, чтобы игра увлекала настолько, насколько это возможно. Задача производителей игрового программного обеспечения - создать максимальный эффект погружения, чтобы при выпуске очередной серии, человек, зависимый от компьютерных игр, не раздумывая, купил именно их продукт.

Компьютерные разработки направлены на улучшение передачи мультимедийных эффектов, что непосредственно связано с игровыми процессами. Сегодня существует множество способов создания эффекта участия игрока в процессе, начиная от логики игры (от первого лица, командная игра и проч.) и графического исполнения (трехмерная графика, изометрический вид) до музыкального сопровождения (оцифрованный голос, психологически интригующая или напряженная музыка) и натуральных звуковых эффектов.

Увлечение компьютерными играми – это не пристрастие к какой-либо одной компьютерной игре, поскольку это скорее психологическая цепная реакция. Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше всех, игроголик ищет другие игры этого же жанра, сделанные в идентичной стилистике и не уступающие по психологическому напряжению, а дальше – тремление пройти все (по крайней мере, известные) игры этого типа, коих в данный момент на рынке огромное множество.

Многие игры имеют совмещенные игровые жанры, что подталкивает аддикта к переходу к другим типам игр. Необходимо отметить, что прохождение новой компьютерной игры занимает от 5-6 часов до нескольких суток, иногда даже недель. Для того чтобы игроголик как можно дольше играл в ту или иную игру, разработчики вводят в них дополнительные небольшие подуровни, так называемые секретки, поиск которых требует массу времени. Человек одержимый компьютерной игрой окончательно не прощается с ней до тех пор, пока не найдет все секретные уровни, комнаты, не соберет все бонусы. Путем создания секретных подуровней, производители как бы подталкивают игрока к некому соревновательному ощущению кто кого? , что является одной из множеств причин возникновения зависимости от компьютерных игр.

Игры, события в которых зависят непосредственно от игрока, т.е. развивающиеся самостоятельно вместе с игроком, ориентируясь на его слабые и сильные места, либо имеющие множество случайных параметров, которые задает игрок, заставляют аддикта проходить их снова и снова. Каждый раз в каждой новой ситуации игрок проверяет, что случится, если развитие событий он поведен по-другому. Подобные игры поглощают еще сильнее, чем те, которые построены на сценариях, поскольку они предоставляют еще большую свободу действий играющему, дают ему возможность почувствовать себя самому разработчикам того или иного уровня или сценария компьютерной игры.

Еще один из способов посадить на компьютерную иглу субъекта, – это предоставление в комплекте с игрой пакета программ для разработки собственных сценарных уровней игры, а иногда даже для создания собственных персонажей и замены голосовых и звуковых эффектов, т.е. предоставление широких мультимедийных возможностей. Подобные программы временно придают популярной игре некий культовый характер. В виртуальных конференция и на сайтах фанатов появляются уровни для той или иной компьютерной игры, сделанные непосредственно игроками и предоставлены для всеобщего прохождения и оценки. Если игра поддерживает многопользовательские системы (одновременная игра двух и более игроков), – это еще более усиливает психологическую зависимость субъектов от игры. Несколько играющих могут посоревноваться друг с другом в том, кто нашел тактику игры эффективней, а игра против компьютера куда менее интересная, чем такая же игра, но против живого человека. Мало того, игра против человека в разработанном самим же игроком уровне, - это действительно возбуждает его сознание, в момент игры ему кажется, что он попал в свой собственный виртуальный мир, где необходимо доказать свою мощь, силу и игровое мастерство.

Таким образом, негативные последствия компьютерных пристрастий – это и зависимость, выражающаяся в психопатологических симптомах (таких, как невозможность переключиться на другие развлечения, чувство превосходства над остальными людьми, оскудение эмоциональной сферы), и сужение круга интересов, и трудности в общении со сверстниками, и соматические нарушения (падение зрения, быстрая утомляемость).

Факторы риска развития компьютерной зависимости можно объединить в три группы:

1) Социальные

Недостаточная профилактическая и разъяснительная работа в семье, ослабление контроля гигиены труда за компьютером.

Массовая увлеченность окружающих ребенка сверстников и взрослых (родителей) компьютерными играми и интернетом.

Финансовый стимул – возможность выиграть деньги, играя в тотализатор, on-line казино.

Отсутствие альтернативного досуга – нежелание или отсутствие возможности заняться чем-либо иным, кроме компьютера.

2) Наследственно-биологические

Наследственно обусловленная предрасположенность к развитию определенного типа высшей нервной деятельности. В геноме человека расшифрован 31 ген, отвечающий за выработку гормонов настроения – нейромедиаторов (дофамина, серотонина, норадреналина, ГАМК). Индивидуальные особенности психики во многом зависят от скорости выработки и передачи этих веществ в центральной нервной системе человека.

Пре-, пери- и постнатальные вредности (вредности периода новорожденности), нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, интоксикации, тяжелые заболевания способствуют развитию органической неполноценности головного мозга и формируют определенные характерологические свойства личности.

3) Психо-характерологические

Молодые люди с низкой самооценкой, неуверенные в себе, эмоционально неустойчивые, испытывающие трудности в общении, погруженные в мир собственных переживаний (интроверты), ощущающие недостаток внимания и поддержки родных и близких более подвержены зависимости от компьютерных игр и Интернета. В игре ему хорошо: он сильный смелый, вооруженный, успешный... Выныривая из виртуального мира в реальный человек испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде, и желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель.

Молодой человек настолько вживается в реалистичную компьютерную игру, что ему там становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Будущего аддикта привлекает в игре:

  • наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности;
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.

Необходимо отметить, что поскольку в детском возрасте умственные способности человека развиваются в процессе взаимодействия и приспособления к окружающему, и, в отличие от взрослого человека - зрелой личности со сформированными механизмами психологической защиты, ребенок принимает без критики то, что ему предложено, то и зависимым становится быстрее взрослого. Поэтому вопросы ранней профилактики компьютерной зависимости лежат в области компетенции, прежде всего, родителей.

В целом же, механизм затягивания человека, формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы включаются сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми при более или менее регулярной игре в них и работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые.

Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели неролевые игры или любые виды неигровой компьютерной деятельности. Очевидно, что психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего.

Выделим критерии принадлежности компьютерной игры к классу ролевых игр:

Ролевая игра должна располагать играющего к вхождению в роль компьютерного персонажа и атмосферу игры посредством своих сюжетных и мультимедийных (графическое и звуковое оформление) особенностей.

Ролевая игра должна быть построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего мотивации, основанной на азарте – накопить больше очков, побив тем самым чей-то рекорд, перейти на следующий уровень и т.д.

Хотя и в любой компьютерной игре есть элемент азарта, но в ролевой игре этот фактор не должен иметь первостепенного значения.

Предложенная ниже классификация не является всеохватывающей, полной и законченной. Выглядит она следующим образом:

I. Ролевые компьютерные игры.

  • Игры с видом из глаз своего компьютерного героя.
  • Игры с видом извне на своего компьютерного героя.
  • Руководительские игры.

II. Неролевые компьютерные игры.

  • Аркады.
  • Головоломки.
  • Игры на быстроту реакции.
  • Традиционно азартные игры.

СПЕЦИФИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

I. Ролевые компьютерные игры

Основная особенность – наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина вхождения в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе затягивания в игру, и степени глубины психологической зависимости.

1) Игры с видом из глаз своего компьютерного героя. Этот тип игры характеризуется наибольшей силой затягивания или вхождения в игру. Специфика здесь в том, что вид из глаз провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир.

Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2) Игры с видом извне на своего компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит себя со стороны, управляя действиями этого героя.

Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом из глаз. Если в случае с последними человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных врагов, то в случае вида извне внешние проявления более умеренны, однако неудачи или гибель себя в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

3) Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командира отряда спецназа, главнокомандующего армиями, главы государства, даже бога, который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого глубина погружения в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.

II. Неролевые компьютерные игры

Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте прохождения и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

1) Аркадные игры. Такие игры еще называют приставочными, т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему – быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

2) Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ.

Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3) Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности пройти игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4) Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом – компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и, поэтому, мы не будем акцентировать на этом внимание.

Итак, ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку войти в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека.

4. СИМПТОМЫ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Проявления синдрома компьютерной зависимости нарастают постепенно и не сразу становятся заметными окружающими. При этом зависимость от компьютерных игр осознают в первую очередь окружающие субъекта друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом аддикции.

Основными симптомами, определяющими данное заболевание, можно считать следующие:

  1. поглощенность, озабоченность игрой (воспоминания о прошлых играх, планирование будущих, мысли о том, как найти деньги на игру);
  2. ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, взвинченность и возбуждение во время игры;
  3. нежелание отвлечься от игры с компьютером;
  4. переживания, тревоги или раздражения при необходимости остановить игру;
  5. использование игры как средства для того, чтобы избавиться от неприятных переживаний;
  6. попытки отыграться после проигрыша, исправить ситуацию;
  7. ложь и попытки рационального оправдания своего поведения с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
  8. забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах в ходе игры на компьютере, ухудшение отношений в учебном заведении, с родителями, с друзьями;
  9. одалживание денег у других лиц, чтобы приобрести новую игру.
  10. пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

Если у человека есть четыре и более симптомов, это уже болезнь...

5. ЧТО ДЕЛАТЬ?

В настоящее время ученые не могут однозначно сказать: есть ли необходимость жестко решать проблемы компьютерной аддикции в молодежной среде. С одной стороны, подобная зависимость поглощает человека, отнимая массу времени на развитие и образование, исключая субъекта из активного социального процесса, с другой стороны, зависимость от компьютерных игр - это явление проходящее, временное.

Компьютерная зависимость отличается от курения, алкоголя, наркотиков и увлечения азартными играми тем, что в какой-то момент времени наступает насыщение компьютером. Далее субъект либо занимается им профессионально, либо компьютер перестает иметь столь значимое место в его жизни. Данный вопрос остается открытым в первую очередь по той причине, что никогда не ясно, в какой момент у компьютерного аддикта, в частности, у игроголика, наступит момент пресыщения. Не будет ли уже поздно учиться и наверстывать? Не потеряет ли он свой социальный статус, пребывая в эйфории компьютерных игр, в данном случае подразумевается отчисление из школы или института, увольнение с работы, потеря звания или положения.

Возможно, что перенасыщение компьютерными играми в раннем детстве потребует гораздо меньше времени, чем, например, у студента вуза. Не исключено, что ребенку быстрее надоест однообразие экрана, по сравнению с беЗконечностью возможностей и неоткрытых моментов реального мира. Но, к сожалению, нет никаких гарантий, что психика ребенка при подобном неоправданном эксперименте не будет повреждена.

Проверенным способом не дать человеку оказаться в зависимости от компьютерных игр – это привлечь его в реальную жизнь, чтобы он реализовал себя в ней. Существует масса интересных занятий (общение с природой, практики йоги, чтение развивающей литературы и т.д.), которые не только позволяют познавать собственный мир, развивать бдительность и осознанность, а также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Виртуальная же реальность – это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, – не есть жизнь, это лишь её вторичная часть, параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере надобности, а развлечения в виде компьютерных игр совмещать с реальными активными действиями в реальном мире.

Встречается зависимость от виртуального общения или характерные для взрослых виды зависимости: покупки в интернете, аукционы, онлайн-казино, изучение информационных страниц, просмотр фильмов. Все это не меньше, чем игры уводит людей из реальности в виртуальный мир. Развивается компьютерная зависимость в 58 % случаев за год, в 25 % – в течение полугода, в 17 % – после года активного пользования компьютером.

Компьютерная зависимость – навязчивая потребность в использовании компьютера и интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией личности и психологическими симптомами. Зависимая личность отличается неадекватным восприятием себя и окружающего мира.

Американский психиатр Айвен Голдберг ввел понятие «интернет-зависимость», но больше предпочитал использовать другой термин – «патологическое использование компьютера». Это более широкий термин, он применяется до сих пор. Под это понятие попадают все возможные ситуации использования компьютера, а не только или онлайн-игры.

Выделяют три стадии развития компьютерной зависимости:

  1. Знакомство с интернетом и заинтересованность его возможностями. Их применение относительно своей жизни.
  2. Постепенное вытеснение компьютером основных сфер жизни: работа в сети (даже на играх некоторые люди умеют зарабатывать), покупка и продажа вещей, заказ еды, виртуальные экскурсии и т. д.
  3. Почти полный или полный уход от реальности в мир интернета и компьютера.

Вне зависимости от выраженных признаков зависимости или особенностей поведения личности, принято ориентироваться на потери в реальной жизни, а не на время, проведенное за компьютером. А потери обычно возникают в сфере семейных отношений, повседневных обязанностей, сна и отдыха, занятий спортом, общения и прогулок с друзьями, чтения печатных изданий, хобби, половой жизни.

Риски

Игровая или компьютерная зависимость у взрослых грозит , в том числе разводами. Часто возникают финансовые проблемы типа неразумного расходования средств на компьютер и интернет (апгрейд компьютера и плата за услуги интернета), на почве взятия кредитов и залезания в долги (особенно актуально для игр в казино).

Потеря доступа в интернет или неудача в игре способна вызвать у личности состояние , влекущее за собой нервные срывы и эмоциональные расстройства. Известны случаи смерти из-за хронического недосыпания.

В ходе реального общения и социального взаимодействия человек усваивает и , получает опыт и знания. При компьютерной зависимости и сопутствующей ей социальной изоляции личность утрачивает способность взаимодействовать с людьми. Человек может общаться и самоутверждаться в кругу себе подобных аддиктов, но в других отношениях он становится несостоятелен. Для него пропадают такие категории, как рефлексия, самоидентификация, утрачивается умение ставить себя на место других людей и представлять, как самого индивида видят окружающие.

У тех людей, чья профессия связана с работой за компьютером (программирование, написание статей, создание видео и фото и т. д.), зависимость граничит с трудоголизмом, то есть одна зависимость переходит в другую и наоборот. Не обязательно только играть за компьютером, чтобы оказаться оторванным от реальности. Относительно последствий для здоровья все виды компьютерной зависимости одинаково вредны.

Особенности компьютерных игр

Большая часть игр построена так, что человек смотрит на виртуальное пространство глазами героя, то есть происходит максимальная идентификация с персонажем. Именно это вхождение в роль и обуславливает потерю связи с реальностью и со своим истинным «Я». Постепенно развивается конфликт между Я-виртуальным и Я-реальным.

Признаки зависимости

К признакам патологического использования компьютера у взрослых относится:

  • хорошее самочувствие или эйфория во время, проведенное за компьютером;
  • невозможность или нежелание остановить работу или общение в интернете (в реальном мире нет ничего интереснее, ценнее или важнее);
  • систематическое увеличение времени, проводимого за компьютером (рост толерантности), невозможность планирования сеанса за компьютером, соответственно, и других элементов жизни;
  • неудачные попытки или нереализованное желание контролировать времяпрепровождение за компьютером;
  • много времени уходит не только на саму работу или игру, но и на деятельность, связанную с компьютером (поиск программ и браузеров в интернете, увеличение мощности компьютера, распределение информации по папкам, общение на тематических форумах);
  • пренебрежение семьей, друзьями и работой;
  • , чувство опустошенности и вне работы за компьютером;
  • ложь или утаивание реальной деятельности (активности за компьютером);
  • игнорирование физиологических потребностей, пропуск пищи или нерегулярное питание;
  • нарушения сна;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • пользование компьютером, несмотря на выраженное ухудшение здоровья, проблемы в семье или профессиональной сфере, уход близких людей.

Кроме того, об интернет-зависимости намекнут:

  • тяга ежеминутно проверять электронную почту или страницу в сети, профиль в игре;
  • тревожное ожидание нового выхода в интернет, который случается, например, сразу после работы и на фоне игнорирования бытовых обязанностей личности и физических потребностей;
  • жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернете;
  • жалобы окружающих (членов семьи) на то, что человек тратит много финансов на интернет (многие современные игры требуют вложений).

Среди физиологических симптомов отмечается сухость и покраснение глаз, ухудшение зрения, спазмы и боли в мышцах, проблемы с суставами, головные боли, боли в спине.

Диагностическими критериями выступают два признака: использование компьютера вызывает дистресс; причиняет ущерб физическому, психологическому, семейному, экономическому, социальному и межличностному .

О том, что речь идет именно о проблеме зависимости, свидетельствует также синдром отмены, который наблюдается от пары дней до месяца после того, как индивид прекратил «общение» с компьютером. К проявлениям синдрома отмены относится:

  • психомоторное возбуждение и тревога;
  • навязчивые мысли о том, что произошло за это время в интернете;
  • имитирующие активность за компьютером движения пальцев (произвольные или непроизвольные);
  • фантазии на тему того, что происходит в интернете или что ждет человека, когда он вернется.

Симптомы пропадают, как только человек возвращается к прежней компьютерной деятельности.

Личностные особенности зависимых

До сих пор не установлено точно, что первично: личностные особенности или компьютерная зависимость, то есть открыт вопрос о том, компьютер вызывает следующие личностные изменения или эти особенности являются предпосылками развития компьютерной зависимости:

  • упорство и настойчивость в достижении целей;
  • высокий ;
  • пренебрежение социальными нормами;
  • развитое абстрактное и творческое и склонность к ;
  • нацеленность на процесс деятельности, а не на результат;
  • холодность и неэмоциональность в общении;
  • недостаток эмпатии;
  • конфликтность;
  • недостаток ответственности.

Следует отметить, что данные черты рассматриваются не только в контексте игровой или сетевой зависимости, но и в условиях зависимости от компьютера ради самореализации, саморазвития. Если предположить, что эти черты первичны, то не удивительно, что возникает компьютерная зависимость – в реальной жизни личности сложно полноценно социализироваться с таким весьма противоречивым набором. Тогда человек находит работу в сети, друзей в сети, курсы образования в сети и т. д.

Часто развитию зависимости предшествует открытая индивидом возможность и способность регулярно пополнять знания и осваивать новые , что служит источником самоуважения. Вместе с этим происходит неожиданное осознание личностью собственного интеллектуального потенциала, новых интересов и скрытых способностей или забытых талантов.

Причины зависимости

Можно выделить несколько предпосылок патологического использования компьютера:

  • низкая , склонность к депрессии;
  • неумение самостоятельно планировать свободное время и жизнь;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • чувство незащищенности, и непонятности;
  • тяготы работы, учебы, семьи, то есть неудовлетворенность своей жизнью;
  • поиск новых ощущений и чувств, чего-то нового;
  • стремление получить поддержку, быть понятым и принятым, возможность выговориться, желание освободиться от реальных неприятностей;
  • желание выделить из толпы и повысить свои навыки пользования компьютером, стать «гуру» в мире технологий и интернета.

Как бороться

Какой бы деятельностью не занимался человек за компьютером, если мы говорим о зависимости, то цель подобной активности одна – уход от реальности, создание иллюзии безопасности и защищенности, восстановления равновесия и внутренней гармонии. Чем больше человек погрязает в компьютерном мире, тем слабее становятся его возможности к волевой регуляции.

Таким образом, избавление от компьютерной зависимости предполагает комплексную работу, начинающуюся с определения конкретных причин ухода от реальности. Проблемы эти индивидуальны, но всех зависимых объединяет слабая способность к адаптации, нарушенная , стремление избегать решений и уходить от проблем, низкая .

Чтобы справиться с проблемой, нужно удалять корни компьютерной зависимости:

  1. Устранить дискомфорт, испытываемый личностью в повседневной жизни, то есть повышать устойчивость к и стрессоустойчивость.
  2. Работать над повышением ответственности и решительности. Как правило, зависимые от компьютера люди наделены повышенной чувствительностью к жизненным трудностям, не умеют противостоять ударам судьбы, отрицают собственную значимость в развитии жизни.
  3. Добиваться изменения психического состояния и настроения с негативного на позитивное. То есть находить интересные для личности занятия в реальном мире и формировать .
  4. Прорабатывать преодоления .

Самостоятельно справиться с проблемой зависимости невозможно – сам больной обладает измененным сознанием, окружающие редко имеют соответствующие компетенции. Для определения истинных причин стремления уйти от реальности и их проработки рекомендую обратиться на личную консультацию к психологу.

Профилактика

Цель профилактики – помочь человеку осознать ответственность за собственное здоровье и жизнь, сделать личность информированной в вопросах принятия решений и их последствий, а также в вопросах риска компьютерного мира. Предотвратить компьютерную зависимость проще, это по силам каждому человеку. Профилактика игровой и компьютерной зависимости предполагает:

  1. Формирование медиакультуры и выработка устойчивости личности к агрессивному влиянию компьютерной среды (подробнее об этом в статье ).
  2. Для оттачивания практических умений и навыков подойдут на повышение психологической устойчивости, снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе, коррекцию самооценки, преодоление трудных жизненных ситуаций.
  3. Самореализация и удовлетворение в реальном мире, уважение себя как , следование своим интересам.
  4. Умение выражать и регулировать свои эмоции, снимать напряжение.
  5. Повышение навыков самоорганизации. Начните с малого – составление плана на день и следование ему.
  6. Умение отдыхать и вовремя выключать компьютер. Сначала компьютер становится средством в достижении цели, но постепенно он сам становится целью. Установите свой лимит дневного пребывания за компьютером, переведите его во что-то значимое именно для вас. Если работа связана с компьютером, то обозначьте дневной заработок, которого будет достаточно. Если увлекаетесь сетями и играми, то переведите это в тот ущерб, который они наносят – вы пропустили ужин с семьей, не успеваете прочитать книгу. На стадии профилактики еще можно цепляться за это, на этапе зависимости никакие «переводы» не помогут.

Главное правило профилактики игровой и компьютерной зависимости – жить той жизнью, которой хотите вы сами. Безусловно, есть общепринятые социальные нормы, которые нужно соблюдать. Но там, где у вас есть право выбора и голоса (работа, отношения, хобби, самореализация), нужно им пользоваться.

Ну и, конечно, важно . От самих себя люди бегут гораздо чаще, чем от реальности. Собственно, и реальность потому складывается не так, как хотелось бы – нет любви к себе и понимания самого себя.

Сегодня современные родители часто задают достаточно актуальный вопрос: насколько совместимы два понятия - компьютерные игры и ребенок.

С одной стороны, многие компьютерные игры разработаны с учетом возрастных малыша и носят развивающий и обучающий характер. Например, с помощью специальных программ в игровой и доступной форме ребенок может легко освоить цвета и геометрические формы, а также научиться считать и даже овладеть навыками чтения. Кроме этого, компьютерные игры развивающей и обучающей направленности отлично формируют память , развивают мышление , логику и внимание , а также расширяют кругозор ребенка.

Несмотря на данные позитивные моменты, компьютерные игры способны спровоцировать у крохи развитие самой настоящей зависимости . Психологи утверждают, что в группу риска чаще всего входят дети возрастной категории от 11 до 13 лет.

Причины формирования у детей зависимости от компьютерных игр

Для того чтобы у ребенка возникла стойкая зависимость от компьютерных игр нужны определенные обстоятельства и условия. В первую очередь подвержены данному состоянию дети, которым родители уделяют в семье минимальное количество времени. Например, в практике психологов встречаются случаи, когда у ребенка сформировывается стойкая компьютерная зависимость после появления на свет брата или сестры. Родители переключают все свое внимание на новорожденного малыша, и старший ребенок пытается компенсировать эмоциональное одиночество увлекательными компьютерными играми.

В практике психологов также фиксируются случаи, когда чрезмерный контроль и опека родителей способны вызвать у ребенка пристрастие к компьютерным играм. В виртуальном мире малыш чувствует себя по-настоящему самостоятельным и может принимать решения один.

В группу риска, по наблюдениям психологов, могут входить дети, которым сложно строить взаимоотношения со сверстниками.

Они чаще всего начинают увлекаться ролевыми компьютерными играми, где перевоплощаются в настоящих героев. Ребенок начинает «жить» виртуальными проблемами и полностью игнорировать собственную жизнь, постепенно замыкаясь в выдуманном многоуровневом мире .

Для детской психики наибольшую опасность представляют компьютерные игры типа «стрелялки», которые развивают у агрессию и чувство нетерпимости. У него складывается стереотип, что все возникшие проблемы можно решать только с помощью насилия.

Следует отметить, что родители смогут распознать зависимость ребенка от компьютерных игр по определенным признакам.

Признаки и стадии развития зависимости у детей от компьютерных игр

Родителей должен насторожить тот факт, что ребенок много времени проводит за компьютером. Он отказывается выходить играть на улицу со сверстниками, пропускает тренировки или прекращает уделять внимание любимому хобби.

После этого, ребенок не может оторваться от увлекающей его сознание и эмоции игры. Он начинает совмещать ее с различными видами деятельности: играет в процессе выполнения домашнего задания, во время приема пищи или засиживается за игрой до полуночи.

Если родители не реагируют на вышеперечисленные изменения в поведении ребенка, через время наступает полная зависимость от игр . Ребенок становится агрессивным, раздражительным и замкнутым. Кроме этого, ради игры он может не посещать школу, а также у него ухудшаются взаимоотношения с родителями и сверстниками.

Психологи выделяют следующие стадии зависимости от игр:

  1. Легкая увлеченность игрой. Ребенку нравится сюжет игры, а также ее графика.
  2. Постоянная потребность в игре. У маленького игрока начинает проявляться зависимость от игры, и он все сильнее нуждается в ней.
  3. Психологическая зависимость от игры. Данную стадию многие дети не проходят и сразу вступают в четвертую стадию.
  4. Привязанность к компьютерной игре. Состояние зависимости становится для ребенка нормой, и он уже самостоятельно не может от него избавиться.

Если вы заметили вышеуказанные стадии у своего ребенка, то, как же бороться с этой вредной привычкой , которая незаметно переросла в стойкую зависимость?

Как бороться с зависимостью от игр

С данной зависимостью родители могут попытаться справиться самостоятельно. Главное условие - последовательность собственных действий. В первую очередь необходимо ограничить время , когда ребенок проводит за игрой , а также установить его четкие рамки.

По мнению медиков, ребенок в возрасте от 6-8 лет не должен находиться перед монитором больше 20 минут, 8-10 лет - до 1 часа, а 12-14 лет - до 2 часов.

Следует отметить, что не нужно разрешать играть на компьютере перед сном , так как может возникнуть бессонница и другие нарушения сна.

Чтобы побороть зависимость от игр, научите ребенка правильно организовывать день и планировать свободное время. Запишите его на секцию или кружок. Данный шаг поможет компенсировать недостаток в движении, поможет найти новых друзей и расширит интересы ребенка.

Родители должны быть готовы к протесту со стороны ребенка, который будет проявляться в истериках, агрессии и даже шантаже . Не стоит поддаваться на такие провокации. Взрослые должны сохранять последовательность действий, настойчивость, а также объяснять ребенку о влияние чрезмерного и регулярного количества игр на его физическое и психическое здоровье.

Ведь компьютерные технологии все же являются неотъемлемой составляющей современного ритма жизни. Старайтесь договариваться с ребенком , а не предъявлять ему жесткие запреты. Особенно это условие необходимо соблюдать в случаях с подростками.

Следует отметить, что для восстановления от игровой зависимости потребуются не дни, а недели, а может и месяцы. Родители должны запастись терпение и целенаправленно двигаться в нужном , чтобы сохранить здоровье ребенка и его социальную адаптацию.

Игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка (Snowly) после многосуточной игры в World of Warcraft. После этого в игре была проведена виртуальная церемония похорон.

Компьютерные игры часто становятся объектом критики. Ряд учёных считают, что они вызывают зависимость, наравне с алкоголем и наркотиками, но консенсус в этом вопросе ещё не достигнут.

Причины развития зависимости

Существует несколько факторов, влияющих на развитие игровой зависимости. Особенно среди них выделяется личностный фактор: несформированная или неустойчивая психика, отсутствие навыков самоконтроля, неудовлетворённость реальной жизнью, желание компенсировать нереализованные жизненные потребности делают человека более подверженным к развитию зависимости от компьютерных игр.

Причиной появления игровой зависимости являются также нарушения психики. Речь идет о различных тревожных состояниях, склонности к депрессии и социальных фобиях. Погружение в виртуальную реальность помогает людям с психопатией реализоваться и защититься от внешнего мира, почувствовать себя значимым, добиться состояния психологического благополучия, пусть на короткий срок.

Ещё одну причину развития зависимости от компьютерных и мобильных игр некоторые аналитики видят в так называемой системе вознаграждения. Ряд игр, в том числе многопользовательские ролевые игры и мобильные игры, предполагают особый цикл игры. Этот цикл включает в себя вознаграждение игрока за совершённые действия и побуждение его продолжать играть. Ожидание такой награды вызывает химическую реакцию в организме человека, сопровождаемую выбросом дофамина - «гормона удовольствия». Организм запоминает приятное ощущение, и в итоге появляется зависимость. Ту же химическую реакцию можно наблюдать при употреблении человеком наркотических веществ.

Некоторые авторы считают, что игровая зависимость возникает из-за онлайн-игр и является разновидностью интернет-зависимости. Также есть мнение, что у некоторых людей проблемы возникают не от процесса игры, а от неэффективного управления временем и даже от ассоциированной с компьютерными играми стигмы.

Постановка диагноза

Единого мнения о том, называть ли зависимость от компьютерных игр заболеванием, пока нет. Специалисты Американской психиатрической ассоциации (APA) считают, что пристрастие к видеоиграм может привести к серьезным последствиям. Среди таких последствий асоциальное поведение, пренебрежение личной гигиеной, потеря веса, нарушения сна, потеря работы и т.д.

APA разработала девять критериев для диагностики зависимости от компьютерных игр:

1. Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть.

2. Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.

3. Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.

4. Пациент понимает, что должен сократить время игры, но не может себя контролировать.

5. Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр.

6. Пациент продолжает играть, даже если осознает негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.

7. Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в игре.

8. Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.

9. Из-за игры есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.

Исследования

Немецкие исследователи университета Charite провели эксперимент, в ходе которого группе из 20 человек показывали скриншоты из любимых игр. Их реакция оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти. Исследования университета «Nottingham Trent University» под названием International Gaming Research Unit показали, что 12 % от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook сознались, что чувствуют сильную игровую зависимость.

Ряд исследователей считают, что некоторые из критериев, используемых для оценки распространённости зависимости от компьютерных игр, искусственно завышают процент распространённости, не являются надёжными, не подходят для клинических тестов и нуждаются в пересмотре - используемые их исследования часто критикуются за использование симптомов, подходящих к наркомании и лудомании, но не подходящих к компьютерным играм как к форме времяпровождения. Психолог Кристофер Фергюсон заявляет, что исследования, фокусирующиеся на том, насколько игра в компьютерные игры мешает жизни играющих, говорят об этом как об относительно редком феномене - примерно 1-3% играющего населения, в то время как исследования, использующие более сомнительные критерии, цитируют абсурдно высокие 8-10%.

В настоящий момент официально игровая зависимость заболеванием не признается. Международная классификация болезней такого недуга не содержит. Впрочем, сведения о скором принятии данного термина появлялись неоднократно. С 2007 Американская врачебная ассоциация проводила исследования в области симптоматики предполагаемого заболевания. Впрочем, после длительных дебатов, врачи пришли к выводу, что в настоящий момент зависимость нельзя признать болезнью. Они считают, что рассматриваемый вопрос требует дополнительных тестов. В данный момент, по мнению специалистов, игромания не является проблемой для общества.

Обсуждение того, является ли зависимость от компьютерных игр отдельным синдромом или симптомом подлежащих проблем, таких как депрессия или синдром дефицита внимания и гиперактивности, продолжается.

Психиатр Джеральд Блок отмечает, что зависимость от игр куда сильнее, чем от интернет-порнографии. Британский терапевт Стив Поуп, в статье Gaming addiction grips youngsters из газеты Lancashire Evening Post, заявил, что два часа проведенные с консолью сопоставимы с принятием дорожки кокаина. В качестве негативных примеров зависимости он приводит такие ситуации, когда игроманы отказываются от друзей, переходят на нездоровую пищу, забрасывают учёбу, у них повышается агрессивность, склонность к насилию и ряд других факторов. Статья вызвала широкий резонанс в прессе и подверглась жесткой критике из-за предвзятого характера и отсутствия каких-либо доказательств.

Так, наибольшую опасность, по мнению психолога Иванова М. С., представляют собой ролевые игры, поскольку сама механика игры состоит во «вхождении» человека в игру, интеграции с компьютером, потере индивидуальности и отождествлении себя с компьютерным персонажем. Исследователь выделяет собственные критерии «вредных» ролевых игр: во-первых это сила эффекта погружения, а во-вторых отсутствие элемента азарта или значительное уменьшение его значения. Считается, что зависимые геймеры нуждаются в психологической помощи, их проблемы - несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, утеря смысла жизни и обычных человеческих ценностей. Появляются и другие трудности - сниженное настроение, самочувствие, активность; повышенный уровень тревожности и социальная дезадаптация.

Леонард : Иногда люди… хорошие люди начинают играть в игры и незаметно, не по их вине, у них развивается зависимость.
Пенни : Ближе к делу, у меня вот-вот новый левел!

Леонард : Если человек в реале испытывает неудовлетворённость, ему очень легко раствориться в виртуальном мире, где он якобы добивается каких либо успехов.

Пенни : Ля-ля-тополя. Так ребятки, царица Пенелопа снова в сети.

Оригинальный текст (англ.)

Leonard :Sometimes people..., good people, start playing these games and they find themselves, through no fault of their own, kind of... addicted.
Penny : Get to the point. I"m about to level up here.
Leonard :If a person doesn"t have a sense of achievement in their real life, it"s easy to lose themselves in a virtual world where they can get a false sense of accomplishment.
Penny : Yeah, jabber, jabber. Boys, Queen Penelope"s back online."

- Разговор между двумя главными героями телесериала «Теория Большого взрыва», третья серия, второй сезон. Достаточно показательное отражение игровой зависимости в киноискусстве.

Учёный также выделил динамику развития компьютерной зависимости, разделив её на четыре стадии: первоначально происходит процесс адаптации (стадия легкой увлечённости), затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости (стадия увлечённости). В результате зависимость достигает максимума, величина и характер которых зависит от индивидуальных особенностей личности и факторов среды (стадия зависимости). Далее сила зависимости на определенный промежуток времени остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени (стадия привязанности). Иванов в качестве решающего фактора, определяющего зависимость, называет невозможность полного отказа от компьютерных игр, несмотря на осознание бесполезности игрового процесса. Сам механизм состоит в «уходе от реальности» и «принятии роли», то есть обособление от реальных проблем и отождествление себя с выдуманными персонажами виртуальных миров.

По мнению, врача-невролога баронессы Сьюзен Гринфилд (Susan Greenfield), игры являются причиной слабоумия, так как современные средства развлечений ведут к повышенной возбудимости нервной системы. Со временем человек привыкает к подобному состоянию, возникает зависимость, в результате повышается риск развития деменции. В качестве доказательства своей теории Гринфилд приводит рост количества троллей в социальной сети Facebook - что свидетельствует, по её мнению, о деградации умственных способностей подросткового поколения. Эти заявления подверглись критике как бездоказательные и спекулятивные.

Дуглас Джейнтал совместно с Американской академией педиатров провел исследование влияния игр на здоровье человека. Под наблюдение попали около 3 тысяч детей, зависимость отмечается у каждого десятого ребёнка. «У детей, попавших в зависимость от игр, повышался уровень депрессии, беспокойства и социофобии, а их успеваемость понижалась. Когда они избавлялись от зависимости, эти симптомы снижались до нормальных значений» - отмечал врач. В ответ на данную работу, Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр заявила, что никаких конкретных доказательств не представлено, методы сомнительны, а выводы не выдерживают критики.

Меры

В настоящий момент в ряде стран создаются и функционируют ряд медицинских учреждений и программ, осуществляющих лечение и профилактику игровой зависимости. В Англии, на базе реабилитационного центра Broadway Lodge, открыто отделение, специализирующееся на работе с игроманами. Программа состоящая из двенадцати этапов, рассчитана как на детей, так и на взрослых. Министерство культуры и спорта Южной Кореи разработало программу Nighttime Shutdown, призванную бороться с игровой зависимостью, которой страдают более 2 миллионов пользователей в стране. Суть проводимых мероприятий состоит в закрытии доступа геймерам младше 19 лет к MMOG-играм в течение шести часов в сутки. По другой программе постепенно снижается скорость подключения к интернету у тех пользователей, которые играют в MMORPG-игры дольше определенного времени, что в итоге приводит к невозможности осуществления игрового процесса. В Китае, где согласно аналитическим данным порядка 13 % пользователей Мировой паутины зависимы от онлайн-игр или Интернета, в 2007 году открылся летний реабилитационный лагерь. Лечение состояло в том, что в течение 10 дней дети и подростки общались друг с другом, психологом и природой. Другой, практиковавшийся способ - интеграция в компьютерные игры специальной системы, препятствующую игре, длящейся более чем три часа. Чем больше время игры, тем больше способностей и умений теряет игровой персонаж. Министерство информации и связи Вьетнама планирует ввести жесткие ограничения - провайдеров и владельцев игровых кафе обяжут заблокировать возможность играть в онлайн-игры с 10 вечера до 8 утра. «Местные департаменты министерства будут инспектировать онлайновую активность по всей стране и принимать меры в отношении организаций, нарушающих этот запрет, вплоть до прекращения их деятельности» - заявил заместитель министра Ле Нам Тхан. Данная мера направлена на улучшение образа жизни подрастающего поколения.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары