Сущность и отличительные черты демократического политического режима. Характерные черты демократического режима
Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.
В научной литературе выделяют два вида политического режима :
- демократический;
- антидемократический.
Признаки демократического режима :
- господство закона;
- разделение властей;
- наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
- выборность органов государственной власти;
- существование оппозиции и плюрализм.
Признаки антидемократического режима :
- господство беззакония и террора;
- отсутствие политического плюрализма;
- отсутствие оппозиционных партий;
Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.
Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.
Типология политических режимов:Характеристика политических режимов
Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:
- выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
- разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
- гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
- равноправие - все имеют равные гражданские и политические
- права и свободы, а также гарантии их зашиты;
- плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
- согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.
Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.
Авторитарный политический режим
Основные признаки авторитарного режима:
1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.
В число авторитарных режимов включают:- абсолютные и дуалистические монархии;
- военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
- теократию;
- персональные тирании.
Демократический политический режим
Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».
Базовые принципы демократического режима власти:
1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);
2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;
3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;
4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;
5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».
К демократическим режимам относят:- президентские республики;
- парламентские республики;
- парламентские монархии.
Каталог заданий.
Типология политических режимов, демократия и ее основные ценности и признаки
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Особой характеристикой демократического государства является
1) наличие аппарата управления
2) слаженная работа государственных органов
3) политический плюрализм
4) отсутствие коррупции во властных структурах
Пояснение.
Политический плюрализм - это многопартийность, а значит существование выбора граждан.
Ответ: 3
Что из перечисленного ниже необходимо для реализации принципа политического плюрализма?
1) наличие разнообразных социальных институтов в обществе
2) свобода участия в политических движениях и партиях
Пояснение.
Плюрализм - многопартийность - разные взгляды, идеалы, интересы. У народа есть свобода выбора.
Ответ: 2
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки
Петр Дмитриевич Садовский
Социальный институт слишком широкое понятие, чтобы делать такой вывод; в большинстве обществ, на разных исторических этапах существовало разнообразие социальных институтов: семья, государство, религия, образование. Конечно разнообразие социальных институтов необходимо для общественной организации, но это разнообразие не гарантирует политического плюрализма.
Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?
2) тоталитарного
3) теократического
4) демократического
Ответ: 4
Что из перечисленного является исключительным признаком демократического государства?
1) наличие правоохранительных органов
2) суверенитет в определенных территориальных границах
3) исключительные права, в том числе на принятие законов, взимание налогов, использование мер государственного принуждения
4) парламентаризм
Пояснение.
Парламентаризм - система государственного руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к др. государственным органам.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов
Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется
2) волюнтаризмом
3) тоталитаризмом
4) абсолютизмом
Волюнтаризм - деятельность людей, не считающихся с объективными законами исторического процесса.
Абсолютизм - форма монархического правления, самодержавие.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Что является одним из обязательных условий реализации принципа политического плюрализма?
1) многопартийность
2) наличие разнообразных социальных институтов в обществе
3) слаженная работа государственных органов
4) наличие сильного политического лидера
Пояснение.
Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.
Ответ: 1
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки
Какой признак отличает тоталитарный политический режим?
1) наличие единственной общеобязательной идеологии
2) обязанность граждан подчиняться законам
3) невмешательство государства в дела гражданского общества
4) наличие правоохранительных органов
Пояснение.
2. Относится ко всем режимам
3. Относится к демократическому режиму
4. Относится к демократическому режиму
1. важный признак тоталитаризма, например, СССР, Фашистская Германия
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Какой признак отличает демократический политический режим?
1) наличие однопартийной системы
2) ограничение свободы слова и свободы печати
3) контроль государства над частной жизнью граждан
4) подчинение политического меньшинства большинству
Пояснение.
Демократия предполагает наличие выборов. Побеждает тот, кто набирает больше всего голосов, тот побеждает.
Все остальное относится к тоталитарному режиму.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов
Что отличает демократический режим?
1) периодические свободные выборы
2) наличие представительных органов власти
3) однопартийная система
4) государственная цензура СМИ
Пояснение.
Демократия предполагает плюрализм и волеизъявление народа посредством выборов в представительные органы и на представительные посты.
Все остальные подходят для тоталитарного, второе - и к демократическому ии тоталитарному.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов
Что отличает тоталитарное государство?
1) деятельность свободных СМИ
2) наличие правоохранительных органов
3) наличие политической оппозиции
4) одна общеобязательная идеология
Пояснение.
Тоталитарный режим предполагает наличие одной единственной идеологии.
1, 3 - демократический режим
2 - любой режим
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Политический режим характеризует
1) административное устройство государства
2) методы осуществления государственной власти
3) функции, осуществляемые государством
4) форму государственного правления
Пояснение.
Политический режим - это методы и способы осуществления государственной власти.
Административное устройство государства - государственно-территориальное устройство государства.
Функции гос. власти - это направления деятельности государства.
Форма государственного правления - форма организации высших органов государственной власти.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению
1) демократическому
4) республиканскому
Пояснение.
Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.
Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.
Авторитари́зм - форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны {правлению}
Что характеризует тоталитарный режим?
1) наличие развитого гражданского общества
2) регулярное проведение свободных выборов
3) отсутствие обязательной государственной идеологии
4) всесторонний контроль государства над жизнью об щества
Пояснение.
Тоталитари́зм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z?
1) В стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства.
2) Государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда.
3) В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.
4) Государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.
Пояснение.
В такой форме правления, как военная диктатура, не существует неприкосновенности частной собственности и равных условий в чем-либо между военными, обладающими всей властью, и простыми гражданами. А основа демократии, напротив - это равенство прав и неприкосновенность частной собственности.
Правильный ответ указан под номером: 3.
Ответ: 3
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1.
1) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека
2) всеобщий контроль государством всех сторон частной и общественной жизни
3) свободное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой
4) формирование органов власти выборным путём
Пояснение.
Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. Ему соответствует ответ 2.
Все остальное характерно для демократического режима.
Правильный ответ указан под номером: 2.
Ответ: 2
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Для тоталитарного политического режима характерно
1) существование единственной обязательной официальной идеологии
2) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека
3) формирование органов власти выборным путём
4) легальное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой
Пояснение.
Политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Существует три режима: демократический, тоталитарный и авторитарный.
Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. При тоталитарном режиме существует единственная обязательная официальная идеология.
Ответы 2, 3, 4 характерны для демократического режима.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Высший орган законодательной власти в государстве Д. избирается населением выборным путем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство отличается демократическим политическим режимом?
1) Выборы депутатов проводятся в определённые законом сроки.
3) Кандидаты в депутаты вносят значительный избирательный залог.
4) Выборы осуществляются в условиях реальной альтернативы и конкурентной борьбы кандидатов.
Пояснение.
Кроме тайных выборы в демократическом государстве должны быть еще и всеобщими, прямыми, равными.
Важен принцип состязательности.
Принцип состязательности предполагает, что выборы проводятся на альтернативной основе, существует конкурентная борьба между кандидатами. При отсутствии оппозиции можно организовать и тайные выборы. К примеру, в 1936 году в СССР по Конституции были введены тайные выборы, хотя режим демократическим не был.
Правильный ответ указан под номером: 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Определить политический режим в государстве можно на основании информации о (об)
1) методах осуществления государственной власти
2) порядке взаимоотношений центральной власти и властей на местах
3) размере территории государства и количестве населения
4) административно-территориальном устройстве
Пояснение.
Ответ: 1
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Что является характерным признаком демократического государства?
1) в стране существует несколько правительственных печатных изданий
2) выборные процедуры имеют формальный характер
3) государственные органы формируются на основе принципа разделения и независимости властей
4) граждане обязаны платить налоги
Пояснение.
Принципы демократии:
−признание народа источником власти
−равноправие граждан
−наличие фундаментальных прав и свобод, их признание и гарантированность и защита со стороны государства
−наличие принципа большинства, оно выражает свою волю
−наличие права меньшинства на оппозицию
−политический плюрализм
−правовое государство
−система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры (система сдержек и противовесов);
1) профессионального аппарата управления
2) разнообразных негосударственных организаций
3) всестороннего контроля за жизнью общества
4) разделения властей
Пояснение.
Политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Обществоведы выделяют три вида политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.
Демократический режим - режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, широкого участия народа в управлении государством, признании прав и свобод человека.
Тоталитарный режим - режим, при котором государство стремится установить полный (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни граждан.
−равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни;
−наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, защита их со стороны государства;
−принцип большинства − именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;
−право меньшинства на оппозицию
−политический плюрализм
−правовое государство
−система разделения властей
−гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;
мвыборность основных органов власти на основе всеобщего прямого равного избирательного права;
−развитая система органов местного самоуправления.
Следовательно отличительная черта - гарантированная свобода слова и печати.
Правильный ответ указан под номером: 1.
Принципы демократии:
1) признание народа источником власти и носителем суверенитета;
2) равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни;
3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, защита их со стороны государства;
4) принцип большинства − именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;
5) право меньшинства на оппозицию
6) политический плюрализм
7) правовое государство
8) система разделения властей (различные ветви государственной власти достаточно независимы, уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры).
9) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;
10) выборность основных органов власти на основе всеобщего прямого равного избирательного права;
11) развитая система органов местного самоуправления.
Реализация вышеперечисленных пунктов невозможна без гарантии свободы средств массовой информации
Верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной противоречит п. 8.
Наличие разветвленной системы законов, различных средств массовой информации не определяет сущность политического режима (и то и другое было в гитлеровской Германии)
Правильный ответ указан под номером: 2.
Ответ: 2
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов
В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причина ее популярности? Что следует понимать под термином «демократия»? В какой мере она дает ориентиры для решения проблем народов, обладающих несовпадающими историческими и культурными традициями? Чем является демократия – одной из альтернатив развития человечества или магистральным путем развития общества?
Самое простое определение демократии – это власть народа. Согласно мнению американских просветителей демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии средних веков, в том числе Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.п.). Современные демократии, наследуя многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.
Современные теоретические модели демократии базируются преимущественно на политических идеях Нового времени (Дж. Локк, Ш. де Монтескье, Ж-Ж Руссо, И. Кант, А. де Токвиль и др.). Все многообразие теоретических моделей современной демократии, если говорить об их мировоззренческих основах, так или иначе тяготеет к двум теоретическим парадигмам, сформулированным классиками политической мысли ХY-ХIХ вв. Речь идет о либерально-демократической и радикально-демократической теориях.
Обе теории возникают как попытка разрешить так называемую «проблему Гоббса», суть которой кратко можно определить следующим образом: человек, переходя от состояния «войны всех против всех» (естественное состояние) к договору о государственно-общественной жизни (общественное состояние), вверяет себя самого власти государства, так как только оно может гарантировать соблюдение договора. Как сохранить свободу человека в общественном состоянии? В этом вопросе – узел «проблемы Гоббса». Следовательно, теоретическая задача заключалась в обосновании границ деятельности государства, благодаря которым обеспечивалась бы сохранность свободы человека.
Представители либерально-демократического и радикально- демократического направлений считали человека разумным существом, но по-разному истолковывали эту антропологическую предпосылку демократической теории. Они были едины в трактовке происхождения государства из принятого разумными индивидами договора, но различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному и по-разному трактовали ее основания (см. табл).
Либерально-демократическая теория |
Радикально-демократическая теория |
Морально автономный индивид | Социальный человек |
Суверенитет личности | Суверенитет народа |
Общество как сумма индивидов | Органическое общество |
Интерес всех | Общий интерес |
Плюрализм интересов | Первенство общего блага |
Свобода человека | Свобода гражданина |
Первенство прав человека | Единство прав и обязанностей |
Представительная демократия, выборы | Непосредственная демократия |
Свободный мандат | Императивный мандат |
Разделение властей | Разделение функций |
Подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства | Подчинение меньшинства большинству |
В либерально-демократических концепциях свобода человека означала его моральную автономию, возможность рационально определять свою жизнь и правила общения с другими людьми, которые не должны нарушать его индивидуальных прав. Государство, возникающее на основе договора между людьми как морально автономными индивидами, ограничивается правом, т.е. равной внешней мерой свободы для каждого индивида. Таким образом, данная демократическая парадигма основывалась на предпосылке автономного индивида, общество при этом трактовалось как сумма свободных индивидов, а общественный интерес – как интерес всех. Частная жизнь ценится здесь больше, чем жизнь общественная, а право выше, чем общественное благо. Плюрализм индивидуальных интересов и интересов возникающих ассоциаций индивидов (гражданское общество) сопровождался конфликтом между ними, разрешение которого было возможно на пути компромисса.
В принципе, государство не могло и не должно было вмешиваться в процесс общения автономных индивидов и их добровольных ассоциаций. Оно призывалось лишь тогда, когда требовалось вмешательство третейского судьи. Концепции либерально-демократического толка допускают лишь «ограниченное государство», государство – «ночной сторож». Такое государство невозможно без договора между людьми, а представители государства избираются населением. Свобода индивида ограничена только законом, а само государство (для того, чтобы не было узурпации государственной власти отдельными органами или лицами) должно строиться по принципу разделения властей. Правомерный при голосовании принцип решения по большинству голосов дополняется принципом защиты прав меньшинства.
В соответствии же с радикально-демократическими концепциями разумный человек мог существовать автономно только в естественном состоянии, а по мере социализации он становится существом социальным, т.е. рационально принимающим ценности общества. Государство, которое возникает на основе договора, руководствуется ценностями общества, носителем которых выступает народ, оно ограничено «суверенитетом народа». Свобода человека может быть обеспечена лишь тогда, когда свободен народ, имеющий волю давать законы государству. Деспотизм государства сохраняется в том случае, если оно руководствуется не частными, а общими интересами народа, которые не являются простой суммой частных интересов, а обладают органическим единством.
Единство народа выступает важнейшим принципом организации политической жизни, а формой демократического участия здесь выступает прямая демократия. Лица, осуществляющие управление в государстве, наделены народным мандатом и ответственны перед ним. Единство власти обеспечивается суверенитетом народа, а потому принцип разделения властей не является существенным; здесь скорее можно говорить о разделении функций, а не властей. Подчинение меньшинства большинству является внешним выражением единой воли, принципиально требующей общего согласия.
Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму:
- Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.
- Гарантированный доступ групп к политическим институтам.
- Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.
- Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.
- Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.
- Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.
- Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.
Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий.
Во-первых, это высокий уровень экономического развития. В исследованиях, проведенных С. Липсетом, В.Джэкмэном, Д.Куртом и др., убедительно доказано, что стабильный экономический рост в конечном итоге приводит к демократии. Согласно статистическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь 3 – недемократические. Среди среднеразвитых стран насчитывается 23 демократии, 25 диктатур и 5 стран находятся в состоянии перехода к демократии. Из 42 стран с низким экономическим уровнем развития и низким уровнем доходов лишь 2 могут быть названы демократическими.
Во-вторых, это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства.
В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей, как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности и т.п.
В-четвертых, это ориентация значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской политической культуры.
Демократия – это не власть стабильного большинства, поскольку само оно изменчиво, не монолитно, поскольку складывается на основе компромиссов из разнообразных индивидов, групп и объединений. Ни одна из групп современного западного общества не способна монополизировать власть и принимать решения, не опираясь на поддержку других общественных ассоциаций. Объединившись, недовольные группы могут блокировать неугодные решения, выступая тем самым важнейшим социальным противовесом, сдерживающим тенденции к монополизации власти.
Ущемление в политических решениях интересов тех или иных групп обычно увеличивает вовлеченность в политику их членов и тем самым усиливает их влияние на последующую политику. В результате сложного конкурентного взаимодействия на основе политических блоков и компромиссов в государственных решениях устанавливается динамический баланс, равновесие групповых интересов. Демократия, таким образом, представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе компромиссные решения.
Демократия не является универсальной, наилучшей для всех времен и народов формой правления. «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монархии, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда гораздо больше, чем слабые или коррумпированные демократические режимы.
И все же растущее стремление населения современного мира к демократическим формам правления не случайно. При наличии определенных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ перед другими формами правления. Общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что они не подконтрольны народу и характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.
В постсоциалистических странах, вступивших на путь реформ в 80-е гг. XX века, достаточно четко наметились два главных пути общественных и политических преобразовании.
Первый из них предполагает быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию. По этому пути пошли практически все восточноевропейские страны, в том числе СССР. В тех из них, что были ближе к Западу по своей политической культуре, экономическим укладам, демократизация и трансформация общества оказались более или менее успешными, хотя и сопровождались падением производства и рядом других серьезных негативных явлений. Неудачи реформирования в Советском Союзе сильно скомпрометировали демократию и либеральные ценности в массовом сознании.
В других странах, прежде всего в Китае, Вьетнаме, была выработана собственная модель модернизации и реформирования тоталитарных политических структур, получившая название «нового авторитаризма». Суть этой модели состоит в сохранении сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики, открытой для внешнего мира.
Демократические политические режимы - это системы управления политикой, которые формируются после проведения итогов парламентских и/или президентских выборов в Такие режимы являются отражением партийной системы и представляют собой институциональное закрепление политической воли народа - так называемого народного суверенитета. Связка с партийной системой осуществляется через регламентируемые Конституцией процедуры формирования правительства, парламентского большинства и меньшинства, а также системы контроля над властью со стороны оппозиции. В том случае, если на выборах одна политическая сила, создается монопартийное правительство, в случае отсутствия однозначного победителя - коалиция. При этом правительство, сформированное большинством, подотчетно парламенту.
Признаки демократического политического режима
Демократия по своей сути - это правление институтов. Поэтому выборы являются всего лишь электоральным обозначением текущих общественных настроений. Ни одна личность, даже обладающая значительной харизмой, не может персонифицировать работу таких институтов. Для этого вводятся защитные механизмы - система противовесов, сдерживающая влияние человеческого фактора или фактора организации.
Основные черты демократического политического режима:
Народ - это источник и конструктор Суверенитет народа - это механизм обеспечения легитимности, то есть признания справедливыми и соответствующими нормам закона результатов голосования на выборах. Кроме того, институционально закрепляет практику народного контроля за властью, преимущественно через систему референдумов, партийных «праймериз» и работу депутатов в своих округах. Именно по результатам «праймериз» можно судить о степени радикализации/либерализации общественного мнения. Примечательно, что демократические политические режимы предполагают институционализацию работы общественных организаций и СМИ, которые включаются в партийную и страны, а потому вправе оценивать (в том числе и с экспертной точки зрения) работу депутатского корпуса и институтов.
Неприкосновенность личности. Это означает, что ее интересы признаются более значимыми, чем интересы государства, правящей группы, партий и отдельных организаций. Таким образом, демократические политические режимы призваны инструментально, посредством конкретных правовых механизмов, защищать права и свободы граждан.
Введение принципа конкуренции. Он пронизывает всю структуру власти и государственного управления, начиная от введения института свободы слова и заканчивая плюралистическими выборами всех уровней.
Иными словами, все демократические политические режимы располагают одной особенностью: институциональной деперсонализованной властью при ориентации на защиту социальных, экономических, культурных и иных интересов граждан, а также других лиц, проживающих на территории данного государства.
а. федеративное устройство;
б. право на взимание налогов;
в. гарантии прав и свобод граждан;
г. наличие публичной власти.
18. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляют:
а. Государственная Дума;
б. Правительство Р.Ф.;
в. Совет Федерации;
г. общественная палата.
В некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли Вы с таким подходом. Приведите два аргументы в обоснование своей точки зрения.
20. Высшим органом законодательной власти в Р.Ф является:
а. Правительство Р.Ф.;
б. Федеральное Собрание Р.Ф.;
в. общественная палата;
г. Конституционный суд.
21. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества:
а. экономической;
б. социальной;
в. политической;
г. духовной.
22. В нашей стране подписывает и обнародует законы:
а. глава правительства;
б. Президент;
в. Председатель Совета Федерации;
г. Генеральный прокурор.
23. Президент Р.Ф. является главой:
а. государства;
б. политической системы;
в. законодательной власти
г. судебной власти.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России
План урока: Работа с Конституцией РФ и заполнение таблицы. Анализ и вывод
1. Вставить пропущенные слова в предложения .
1.1. Конституция Российской Федерации - это основной закон Российской Федерации, имеет _______ юридическую силу, ___________ действие и применяется на всей территории РФ. Принята на всенародном референдуме _______________________, закрепляет Основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, систему высших органов государственной власти.
1.2. Гражданство РФ - это устойчивая _____________ связь человека с _______________, выражающаяся в совокупности их взаимных ______________, _______________. Отношения по поводу российского гражданства регулируются _________________ законом.
1.3 Российская Федерация - демократическое ____________________ государство с ________________формой правления.
1.4. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на_______________, ______________ и ______________.
1.5. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти _______________
1.6. Каждый гражданин имеет права: ______________, ___________, ____________, _____________, _______________
2. Ответить на вопросы:
2.1. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации?
2.2. В соответствии, с чем приобретается и прекращается Гражданство Российской Федерации?
2.3. Как осуществляет свою власть народ?
2.4. Что является высшим непосредственным выражением власти народа?
2.5. Кто осуществляет Государственную власть в Российской Федерации?
2.6. Кто осуществляет Государственную власть в субъектах Российской Федерации?
Заполнить таблицу права и свободы человека и гражданина
Права | Свободы |