Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Город берия. Берия

Для поиска правильного ответа на вопрос о том, что есть политическая философия, необходимо определить, что именно является объектом как самой политико-философской рефлексии, так и предметом исследования политической философии.

Разумеется, это мир политического в его мировоззренческом и парадигмальном измерениях

Но сами эти измерения невозможно сколько-нибудь четко определить без выяснения вопроса о том, что мы понимаем под миром или подсистемой политического. Один из путей определения сущности и содержания любого понятия - это выявить основные его контуры, параметры и составные элементы. Проблема определения мира политического конкретизируется как проблема установления границ между ним и другими подсистемами человеческого общежития. Как отмечал известный германский философ К. Шмитт, политическое имеет свои собственные критерии, «начинающие своеобразно действовать в противоположность различным, относительно самостоятельным предметным областям человеческого мышления и действования в особенности в противоположность моральному, эстетическому, экономическому»1

1 Шмитт К. Понятие политического//Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 39

Мир политического, будучи одной из основополагающих подсистем человеческого сообщества, представляет собой весьма сложный и многослойный комплекс явлений, институтов, отношений, процессов и т.д

Он включает множество сфер, таких, как государственно-правовая, партийная, избирательная, механизмы принятия решений, структурные и системные компоненты и т.д. Важная структурно-функциональная составляющая мира политического - это политические отношения. Если речь идет об отношениях, то, естественно, предполагается существование и субъектов этих отношений. К. Маркс считал субъектами политики и политических отношений классы, В. Парето и Г. Моска - элиты, А

Бентли, Д. Трумен и другие - заинтересованные группы. Однако очевидно, что политические отношения могут реализоваться как между различными политическими институтами, так и между различными социально-политическими силами. Иначе говоря, и те и другие могут выступать в качестве субъектов политических отношений

Поэтому естественно, что политические реальности и феномены невозможно понять без учета системы общения, средств и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, социокультурной и политико- культурной сферами, так и с миром политического в собственном смысле этого слова. Политическое, как указывалось выше, пронизывает мировоззренческая система, в которой немаловажное место занимают идеология и различные идейно-политические течения, обеспечивающие его субъективную инфраструктуру

Когда мы говорим о мире политического, то имеем в виду прежде всего уже ставшие, застывшие, статичные, наличные в каждый конкретный момент феномены, структуры, составные элементы, функции, условия для их нормального функционирования, соотношение и взаимодействие друг с другом и т.д. Но политическое не ограничивается этим, поскольку одной из важнейших характеристик политического является динамика, т.е. это сфера, подверженная постоянным изменениям

К тому же политическое включает в себя как интегральные части теоретический и социально-философский аспекты. В данном контексте политическое охватывает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно-политических парадигм и течений и т.д

При этом в центре мира политического находятся государство, власть и властные отношения. Они составляют основополагающие категории политической философии и политической науки и дают ключ к пониманию сущности и предназначения политики, политических институтов и всего мира политического. Только раскрыв вопрос о природе власти и государства, можно выделить политику из всей общественной системы и комплекса общественных отношений

Дискуссионным остается вопрос о том, правомерно ли говорить о политическом в догосударственном состоянии, как это было, например, в эпоху первобытнообщинного строя. В древнем мире и средневековье государство и власть составляли часть политического, которое, в свою очередь, еще не вычлени лось из целостного человеческого социума в качестве самостоятельной подсистемы. Как указывалось выше, в античной Греции полис охватывал наряду с собственно политическими институтами и отношениями также институты, нормы, ценности, организационные формы, относящиеся ко всем другим сферам жизнедеятельности людей

То же самое в той или иной степени было верно и применительно практически ко всем формам государственного устройства древнего мира и средневековья. Государство существует там, где есть политика, но политика сама по себе может существовать и вне государства. Наглядный пример - политика разного рода международных организаций, в которых не всегда государство, по крайней мере, официально, играет определяющую роль

Но как бы то ни было, тесная взаимосвязь понятий «государство" и «политика», «государство» и «политическое» сама собой подразумевается

К. Шмитт совершенно справедливо отмечал, что «понятие государства предполагает понятие политического». По его словам, «государство есть политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости... Государство по смыслу самого слова и по своей исторической явленности есть особого рода состояние народа... это - просто статус, статус как таковой». Шмитт подчеркивал, что оба этих признака - статус и народ - получают смысл лишь благодаря более широкому признаку, т.е. политическому2

Некоторые авторы придают власти столь большое значение, что зачастую отождествляют ее с миром политического в целом. Как считал, например, американский политолог Дж. Кетлин, «политическая наука становится равнозначной исследованию власти в обществе, то есть превращается в науку о власти. Это наука о действительной воле к власти и ее рациональной координации в обществе». Очевидно, что здесь политическая наука характеризуется как дисциплина, занимающаяся исключительно исследованием феномена власти. Власть, как будет показано в главе 6, существовала задолго до возникновения государства, она возникла вместе с выходом человека из стадного состояния. Но тем не менее применительно к тому периоду нельзя говорить об институционализации властных институтов, вычленении государственной или политической власти из всей системы табу, запретов, форм регулирования жизнедеятельности первобытной общины во всех ее проявлениях. С усилением социальной дифференциации и возникновением государства на смену авторитету старейшин пришел авторитет публичной власти. Возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства стали над обществом. Иначе говоря, и государство, и власть в собственном смысле этих слов как бы дополняют и усиливают друг друга. Государство - 2 См. Шмитт К. Понятие политического//Вопросы социологии. 1992. № 1

главный или единственный субъект власти и властных отношений

Именно в этом качестве они и составляют центральный, или осевой, элемент мира политического

Как правило, в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, тех или иных общественно-политических образований, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте они подаются и т.д. Немаловажное значение имеют господствующие в обществе нормы и правила, поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическая символика и знаковая система и другие компоненты национальной культуры. Культура представляет собой основополагающую инфраструктуру, социально-историческую среду обитания, жизнедеятельности и воспроизводства человека. В массиве национального сознания каждого народа имеются базисные, врожденные элементы, определяющие сам дух, менталитет, характер данного народа, и они не могут не накладывать родовую печать на его политическую систему. В то же время природа человека такова, что он не может не идентифицировать себя с определенной культурой, традицией, с тем, чем он гордится, что он имеет собственный язык, собственную символику, что делает человека таким, каков он есть. Именно в национальной культуре человек ищет свое отражение, в ней он идентифицирует себя с себе подобными и, собственно говоря, узнает себя. Будучи формой бытия человека, культура в равной мере относится и к сущности, и к существованию человека. Можно сказать, что культура - это базис суверенного бытия людей

Отдельные аспекты данной проблемы в той или иной степени освещены в нашей литературе. Здесь ограничимся лишь констатацией того, что применительно к рассматриваемому вопросу речь идет о политической культуре, в которой как бы в превращенной форме получает свое воплощение ряд важнейших аспектов политического мировоззрения людей и политической философии. Политическая культура - это комплекс представлений той или иной национальной или социально- политической общности о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования. Она включает в себя сформировавшиеся в течение многих поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами, ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее институтов и важнейших правил политической игры

Формы их реализации, их принятие или неприятие подавляющим большинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками политической культуры.

Подобно тому, как культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере, обеспечивая ее единство, целостность и интегрированность. В этом смысле политическая культура составляет в некотором роде этос, или дух, который одушевляет формальные политические институты

Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства индентичности любой нации и государства как социо-культурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы, воплощающие национально-государственное единство и величие. Как отмечал О. Шпенглер, единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы, среди которых особо важное место занимают разного рода знамена, флаги и гербы, другие символы и атрибуты государственно-политической самоидентификации. Об их значимости свидетельствует тот факт, что разного рода символы государственности и власти возникли уже в глубокой древности

Например, орлы в качестве символа власти, верховенства и мудрости встречаются в Древнем Египте. Еще в VII в. до н. э. двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией

Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, датирующихся VI в. до н. э

Мир политического состоит из двух самостоятельных сфер: конкретной или повседневной политической практики, осуществляемой исполнителями всех уровней в лице чиновников, функционеров, служащих государства, партий, организаций, объединений, корпораций, институтов мирового сообщества или международно-политической системы; сферы разработки политических программ, идеологий, курсов стратегического характера на всех уровнях и принятия решений относительно путей, форм и средств их реализации. Это примерно соответствует тому разделению, которое М. Вебер проводил между чиновником и политиком. Задача первого состоит исключительно в беспрекословном профессиональном выполнении принятых политиком решений, при этом не неся ответственности за направление и содержание политического решения. Такую ответственность несут политики, которые берут на себя задачу разработки программных установок и основных направлений их реализации

Исходя примерно из такого расклада, австрийский социолог и политик А. Шеффле назвал первую сферой «повседневной государственной жизни», а вторую - сферой «политики». В первой сфере все решения по каждому конкретному случаю принимаются в повседневной практической деятельности в соответствии с четко установленными правовыми или иными нормами, правилами, предписаниями и существующими прецедентами. Здесь уместно говорить не о политике в собственном смысле слова, а о повседневном административном управлении. О политике, считал Шеффле, мы вправе говорить лишь в тех случаях, когда речь идет о легитимизации нового положения вещей, например о заключении договора с иностранным государством, принятии парламентом нового закона о налогах, проведении избирательной кампании, подготовке оппозицией акций протеста или подавлении правительством этих акций и т.д.3 Разумеется, такое разграничение носит условный характер, поскольку новая расстановка политических сил и соответственно принятие политических решений возможны и в процессе повседневного государственного управления

С рассматриваемой точки зрения интерес представляет то, что в английском языке для обозначения понятия «политика» используются два термина: «policy» и «politics». Как отмечал Р. Арон, «слово «политика» в первом его значении - это программа, метод действий или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом». Во втором же значении это слово «относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении policy) направления. Политика как область - это совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие собственную policy, то есть свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение»4. Все это говорит о том, что политика представляет собой одновременно и сферу деятельности, и форму деятельности

Все вышеизложенное дает достаточные основания для вывода, что понятие политического значительно шире и богаче понятий государства, политической системы, власти и т.д. Однако при всей многозначности данного понятия, когда говорят о мире политического, речь все же идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государством и государственным устройством, с теми институтами, принципами, нормами и т.д., которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. Иными словами, под политическим подразумевается все то, что имеет касательство к феноменам, институтам, организационным формам и отношениям в обществе, за которыми признаны окончательная власть и авторитет, существующие в этом обществе для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно важных для него целей

Политическое имеет много измерений - экономическое, социокультурное, социально-психологическое, структурное, функциональное, мировоззренческое или социально-философское и т.д

Поэтому оно является объектом изучения многих дисциплин, таких, как социология, государственно-правовая наука, геополитика, политическая 3 Schaeffle A. Ueber den wissenschaftlichen Begriff der Politik//Zeitschrift fuer ge-samte Staatswissenschaft. 1897. Bd. 53. H. 4. S. 579-600. - Цит. по: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 98

4 Арон Р. Тоталитаризм и демократия. М., 1993. С. 21

наука и т.д. С рассматриваемой в данной работе точки зрения особую актуальность приобретает разграничение предметов изучения политической науки и политической философии. Первое концентрирует внимание на политическом в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия и переплетения различных социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта. В фокусе - такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура, история политических учений, субъекты политического процесса, партии и избирательные системы и т.д

Общество, как объект философского анализа.

Узловые понятия и выражения

Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Государство - основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры-Классы (обществ) - исторически сложившиеся большие группы людей, различающиеся по их месту в определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства и их роли в общественной организации труда.

Политическая система - совокупность элементов политической власти: государственный аппарат, политические партии, профсоюзные и другие общественные организации, союзы и др.

Социальная структура - совокупность общественных классов, социальных групп, слоев и прослоек на том или ином этапе социально-исторического развития общества.

Социальная философия - наука об обществе как целостной системе и его структуре.

Правовое государство - государство, основанное на строгом соблюдении закона.

Общественное бытие - материальная жизнь общества и отношения людей, складывающиеся в процессе общественного производства. Общественное сознание - совокупность форм духовной жизни общества,

осознанное бытие.

Введение

Вся жизнь мироздания оказывается чрезвычайно короткой, если

сопоставлять время существования Метагалактики со временем существования ее составляющих (например. Солнца). История эволюции Космоса измеряется жизнью всего двух поколении "населения" Метагалактики. Эволюция самой земли и органической природы оказывается также быстрой и короткой. За время существования Земли она вместе с Солнцем сделала всего 23 оборота вокруг центра Галактики, а вместе с человеком ею была пройдена 1/130 часть этой космической орбиты. Если предположить, что земля существует 24 часа, то время существования человека составит около 1 минуты, а история человека современного типа займет одну секунду.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда на Земле людей не существовало. Но с появлением людей появилось и человеческое общество. Люди вне общества существовать не могут. Еще Аристотель(4 в. до н.э.) называл человека политическим животным, т.е. живущем в государстве (политике), в обществе.

А. Фергюсон в труде "Очерк истории гражданского общества" (1767 г.) писал, что "Человечество следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом и каждое исследование, относящиеся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей".

Совместная жизнь людей - сложное системное образование. Общество относится к числу саморазвивающихся, динамичных систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояние. Общество представляет собой совместное бытие людей, объективную реальность, своего рода социальную материю, результат функционирования, эволюции и дифференциации биосферы в рамках более широкой целостности - развивающейся Вселенной. Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия функционирования и развития духовную жизнь. Благодаря деятельности людей, предметы становятся частью социального мира.

1. Общество: понятия, подходы к определению.

Один из наиболее системных объектов философского анализа -общество. Оно состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, находящихся в чрезвычайно сложных отношениях между собой. Общество не является простой совокупностью этих элементов и подсистем, а представляет собой динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой обновляются в изменяющихся условиях.

Осмысливая внешний мир, люди издавна стремились понять и объяснить общественные явления, смысл общественной организации. Так, в буддизме -одной из древнейших мировых религий - утверждалось, будто после второго "золотого века"" наступил период неравенства людей, обманов и несправедливости, поэтому люди избрали царя, который должен был уничтожить вражду между людьми. Древнегреческий философ Платон создал учение об идеальном государстве.

В эпоху Нового Времени известные мыслители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо (17-18 вв.) выдвинули идею об общественном договоре. В этот же период А. Смит сформулировал идею "трудового общества", где труд выступает главным источником общественного богатства. Великий немецкий философ Г.В.Ф. Гегель разработал учение о "государственном обществе”, которое определял как "систему всеобщей зависимости". В первой половине XIX века французский философ О. Конт (1798-1875) ввел понятие “социология” - учение об обществе как целостной системе.

Развитие социологии в XIX веке связано также с именем английского философа и социолога Г, Спенсера, разделявшего идею О. Конта об эволюции общества, как целостного организма.

В середине XIX века в марксизме выделены главные системообразующие связи, обеспечивающие целостность всей общественной системы и возможности ее функционирования.

Однако марксизм отбросил как "ненаучные", "вредные" и "реакционные” все другие учения об обществе, в том числе теорию цивилизационного развития, которая сегодня наряду с новейшими теориями (учение о "смешанном обществе" Дж. Гилберта, "теория стадий

экономического роста" У. Ростоу, "теория исторического круговорота" А. Тойнби, идея О. Тоффлера о развитии человеческой цивилизации) получила широкое распространение.

Общество в наиболее широком значении слова представляем совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой постоянно обновляются в изменяющихся условиях.

В узком смысле общество есть совокупность людей, находящихся на определенной ступени социально-экономического развития. Оно выражает не сумму образующих его связей, а сложную социальную систему, поведение каждого его члена определяется, прежде всего, отношениями, элементы и подсистемы которой изменяются в соответствии с меняющимся обстоятельствами.

Общество многолико, оно может рассматриваться и как конкретное (первобытное, феодальное и др.), и как региональное (американское, азиатское), и как национальное (российское, французское) и т.д.

Первым необходимым элементом социальной деятельности общества являются человеческие индивидуумы-субъекты деятельности, с которыми связаны ее пусковые и регулятивные механизмы. Человек представляет собой цельный и целостный "микрокосмос”. Он является также элементом деятельности, т.е. ее простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

    Вещи, "орудия", с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир, С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаются к среде путем ее преобразования.

    Символы, знаки (книги, картины, иконы и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, наши стремления, цели, и через них, опосредованно на отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством ее хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять

на поведение людей, могут, выполнить эту функцию лишь в том случае, если обретут некоторую "телесную оболочку”, становясь материальными проводниками, "передатчиками смысла".

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей, вещей и символов не создает целостное системное образование - общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных объектов.

Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания.

Общество: понятие, подходы к определению.

Итак, Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того, чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к ею изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. Для осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему.

Трудно назвать такое философское направление, представители которого не пытались бы раскрыть тайны общества.

Античность . Платон разрабатывал учение об обществе в связи с теорией идей. Средневековье. Августин осмысливает общество, как «град земной» в оппозиции с «градом Божьим», что отражает основную направленность философии Средних веков. В Новое время Т. Гоббс и Д. Локк разрабатывают концепцию общественного договора и соответствующую ему теорию государства. Позитивизм (О. Конт, Г. Сленсер), ориентированный на научное знание, вычленяет из философии специальную науку об обществе – Социологию. Философия жизни и феноменология (Гуссерль, Шюц) основали философию повседневности. Этот исторический экскурс можно продолжать. Однако нашей основной задачей является рассмотрение философии общества в ее современном состоянии. Мы постараемся не ограничиться рассмотрением одного философского направления, а синтезировать достижения различных философских направлений. Как мы уже говорили, человек есть единство природного, психологического и социального. Этим обусловлены основные философские подходы к объяснению природы общества. Их можно рассматривать как движение от природы, психики человека, деятельности субъекта, продуктов деятельности человека.

Подход «от природы к обществу» лежит в основе натуралистических концепций общества. В этих взглядах выделяется особая, обусловливающая специфику общества роль географических (климата, ресурсов полезных ископаемых, флоры, фауны) и демографических (население) факторов, биологии человека, которая рассматривается в духе дарвинизма и генетики.

Этим концепции в большинстве представляют ныне лишь исторический интерес. Вместе с тем, среди них есть концепции, например, социобиология, которые сохранили свою актуальность. В ней доказывается, что гены и культура эволюционируют вместе, т.е. происходит генно-культурная эволюция. Социобиологи пытаются увидеть в социальном биологическое. Но социальное не является биологическим.

Натуралистические концепции исследуют важные аспекты взаимосвязи природы и общества. Но они недооценивают специфику общественного. Поэтому многие исследователи рассматривают социальное во взаимосвязи с более сложными, психологическими явлениями.

В основе психологизма в социологии, социопсихологии лежит тезис, сформированный, в частности Дж. С. Миллем: «…В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы человека и могут быть к ним сведены».

На первый взгляд, это положение представляется самоочевидным. Однако, социопсихология Конструирует общество по образу и подобию индивида, а индивид рассматривается в отрыве от общественных связей. При этом она ищет детерминанту психологического в физиологическом. В этом аспекте невозможно объяснить феномены культуры и практики.

Наиболее влиятельной школой социопсихологии является ныне инстинктивизм, прежде всего фрейдизм. Фрейд видит истоки социального в инстинктах человека. Именно они являются генератором человеческой активности. В качестве основных по Фрейду выступают инстинкты: половой(Либидо), жизни(Эрос), смерти(Танатос) и агрессии(Мортидо). Религия, мораль, социальные чувства призваны трансформировать инстинкты в социально приемлемые формы (механизм сублимации).

Наиболее важные положения социопсихологии получили развитие в концепции социальных действий (М. Верб, Т. Парсонс).

Социальное действие всегда осмысленно, личностно. Оно связывает индивида с другими субъектами. Каждый индивид частично «запрограммирован» социальными нормами, он выбирает вариант поведения, принимает решения и стремится их реализовать. Все общество выступает как система действий. Дж. Мид отмечал, что взаимодействия (интеракция) может быть символическим актом. Сами действующие субъекты – это символы тех ролей, которые они выполняют (учителя, студента, политика). Я – это сумма ролей, которые осваиваются в процессе социального опыта. Этот процесс называется социализацией. Психическое становится социальным «Феномен Маугли «Цитата из В. Шекспира: «…Весь мир – театр,

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль».

Представители концепции социального действия фактически игнорируют предметные действия.

Теория предметного действия разработана К. Марксом. В основу ее положен тезис о самостоятельности общества как совокупности общественных отношений. Появление общественного результат символического характера деятельности многих людей, обменивающихся продуктами своей деятельности.

Таким образом, выступает, как системное образование, включающее различные уровни организации. Это совместная деятельность людей. Социальное – это системная характеристика общества.

Важно подчеркнуть, что общество – это особая система со сложной динамикой своих интегральных характеристик. Социальное – это системный показатель, для которого характерно как общее, так и особенное.

Прежде чем преступить к рассмотрению общества как целостной социальной системы, укажем на основные значения понятия "социальное". В современной философско-социологической литературе данное понятие употребляется в узком и широком смыслах.

В узком смысле "социальное" обозначает существование особой области общественных явлений, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества, в которой решается свой крут проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественного разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних социальных групп в другие, их жизненною уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. Все эти проблемы внутри социальной сферы решаются на почве складывающихся здесь специфических социальных отношений, понимаемых также в узком смысле. Их специфическое содержание определяется содержанием указанных проблем, по поводу которых они возникают. Этим они отличаются, скажем, от экономических, политических, нравственных, правовых и других общественных отношений.

В широком смысле понятие "социальное" употребляется в значении "общественное", как синоним данного понятия, совпадая с ним по объем) и содержанию. В этом случае понятие "социальное" ("общественное") обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Социальная философия рассматривает также взаимодействие между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.

Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы ("социального организма"). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни. Но как бы то ни было, общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. В процессе своей практической деятельности - производственно-экономической, нравственной, духовной, социально-политической, научной - люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно- бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество - это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества. В литературе понятие "общественных отношений" встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственный характер(производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические и т.д.).

В философии общественные отношения рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое понимание общественных отношений характерно для марксизма. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. - делятся па первичные – материальные, базисные и вторичные – идеологические, надстроечные.

Общественные отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете она прямо или косвенно обуславливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения.

В 20 в. получила распространение теория локальных цивилизаций. Эта теория восходит к учению итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668-1744), который считал, что каждая нация в своем развитии проходит три сменяющие друг друга эпохи: божественную, героическую, человеческую, в течение которых происходит рождение, расцвет и упадок наций и их культур. Эту теорию развили в новых исторических условиях немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936) и английский историк и социолог А.Тойнби (1889-1975).

О.Шпенглер исходил из того, что развитие того или иного народа есть развитие его культуры. Каждый народ представляет собой самостоятельный "культурно-исторический тип",непохожий на культурно-исторические типы других народов. Типы их культур абсолютно разнородны и нередко чужды друг другу. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеческого, равно как и единого исторического процесса. Культура своеобразна, уникальна, неповторима и, по сути, замкнута в себе. Надо сказать, что в теории культурно-исторических типов Шпенглер развивает идеи своего учителя - русского философа Н.Я.Данилевского. О.Шпенглер довольно ярко рисует образы восьми, по его мнению, существующих на земле культур. Теория Шпенглера с момента ее обнародования и по сей день неоднозначно воспринимается философами и учеными. Эта теория подавалась критике, но она имеет своих сторонников и продолжателей. Наиболее видный из них А. Тойнби. В своем фундаментальном труде «Постижение истории» он дает характеристику двадцати одной цивилизации, которые «ничего не объединяет». Тойнби говорит о ложности концепции единства истории, основанной на идее похожести в современных развитых странах экономических и политических систем. Отмечает, что политические и экономические системы схожи далеко не во всех странах, к тому же неодинакова степень их схожести. Однако концепция единства истории имеет еще одну ложную посылку - представление о прямолинейности развития. Тойнби считал проблему взаимодействия личности и общества.

При рассмотрении различных подходов к анализу исторического процесса нельзя оставить без внимания учение о цивилизационном подход. Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые не связаны напрямую с формационным членением общества. При цивилизационном подходе обогащаются наши представления о социально-психологическом облике данного конкретного общества, его менталитете. Этот подход вполне согласуется с современными представлениями о культуре как небиологическом, чисто социальном способе деятельности человека и общества. С цивилизованным подходом к изучению общества может сочетаться формационный подход. Сочетание формационного и цивилизованного подходов позволяет выбрать более конкретные представления об историческом процессе как о смысле весьма сложном, противоречивом и многовариантном. Характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. В нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности.



Берия Лаврентий Павлович – заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, член Государственного Комитета Обороны СССР, Народный комиссар внутренних дел СССР, генеральный комиссар государственной безопасности, город Москва.

Родился 16 (29) марта 1899 года в селении Мерхеули Сухумского округа Тифлисской губернии, ныне Республика Абхазия (Грузия), в крестьянской семье. Грузин.

В 1915 году окончил с отличием Сухумское высшее начальное училище. С 1915 года учился в Бакинском среднем механико-строительном техническом училище. В октябре 1915 года с группой товарищей организовал в училище нелегальный марксистский кружок и ячейку РСДРП(б). Во время Первой мировой войны 1914–1918 годов, в июне 1917 года в качестве техника-практиканта армейской гидротехнической школы был направлен на Румынский фронт, где вёл активную большевистскую политическую работу в войсках. В конце 1917 года возвратился в Баку и, продолжая учёбу в техническом училище, активно участвовал в деятельности Бакинской большевистской организации. Член РСДРП(б)/РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с марта 1917 года.

С начала 1919 года до апреля 1920 года, то есть до установления Советской власти в Азербайджане, руководил нелегальной коммунистической организацией техников и по поручению Бакинского комитета партии оказывал помощь ряду большевистских ячеек. В 1919 году Лаврентий Берия успешно окончил техническое училище, получив диплом техника архитектора-строителя.

В 1918–1920 годах работал в секретариате Бакинского Совета. В апреле – мае 1920 года – уполномоченный регистрационного отдела Кавказского фронта при Революционном военном совете 11-й армии, затем направлен на подпольную работу в Грузию. В июне 1920 года арестован грузинскими властями и заключён в Кутаисскую тюрьму. Но по требованию советского полномочного представителя С.М. Кирова Лаврентий Берия был освобождён и выслан в Азербайджан. Возвратившись в Баку, поступил учиться в Бакинский политехнический институт (который не окончил).

В августе – октябре 1920 года Л.П. Берия – управляющий делами Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии (большевиков) Азербайджана. С октября 1920 года по февраль 1921 года – ответственный секретарь Чрезвычайной Комиссии (ЧК) по Баку.

В органах разведки и контрразведки с 1921 года. В апреле – мае 1921 года работал заместителем начальника секретно-оперативной части Азербайджанской ЧК; с мая 1921 года по ноябрь 1922 года – начальник секретно-оперативной части, заместитель председателя Азербайджанской ЧК. С ноября 1922 года по март 1926 года – заместитель председателя Грузинской ЧК, начальник секретно-оперативной части; с марта 1926 года по 2 декабря 1926 года – заместитель председателя Главного Политического Управления (ГПУ) Грузинской ССР, начальник секретно-оперативной части; со 2 декабря 1926 года по 17 апреля 1931 года – заместитель полномочного представителя ОГПУ в Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республике (ЗСФСР), заместитель председателя Закавказского ГПУ; с декабря 1926 года по 17 апреля 1931 года – начальник секретно-оперативного управления полномочного представительства ОГПУ в ЗСФСР и Закавказском ГПУ.

В декабре 1926 года Л.П. Берия назначен председателем ГПУ Грузинской ССР и заместителем председателя ГПУ ЗСФСР. С 17 апреля по 3 декабря 1931 года – начальник особого отдела ОГПУ Кавказской Краснознамённой армии, председатель Закавказского ГПУ и полномочный представитель ОГПУ СССР в ЗСФСР, являясь с 18 августа по 3 декабря 1931 года членом коллегии ОГПУ СССР.

С октября 1931 года по август 1938 года Л. П. Берия – первый секретарь ЦК КП(б) Грузии и одновременно с ноября 1931 года – второй, а в октябре 1932 года – апреле 1937 года – первый секретарь Закавказского краевого комитета ВКП(б).

22 августа 1938 года Берия был назначен первым заместителем наркома внутренних дел СССР, а с 29 сентября 1938 года одновременно возглавил Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР.

25 ноября 1938 года Берия сменил Н. И. Ежова на посту Наркома внутренних дел СССР, при этом сначала сохранил за собой непосредственное руководство ГУГБ НКВД СССР, но уже 17 декабря 1938 года на этот пост был назначен В. Н. Меркулов.

После назначения на должность наркома Л. П. Берия почти полностью обновил высший аппарат НКВД СССР и руководство НКВД в республиках, краях и областях СССР, сотни высокопоставленных руководителей НКВД – ставленников Ежова и исполнители «большого террора» 1937–1938 годов – были расстреляны. Провёл частичное освобождение из лагерей необоснованно осуждённых: в 1939 году из лагерей освобождено 223,6 тысячи человек, а из колоний – 103,8 тысячи человек (с уголовниками). При этом продолжал претворять в жизнь карательную политику И. В. Сталина : необоснованные репрессии не прекращались, снизился только их размах. По настоянию Л. П. Берия были расширены права Особого совещания при наркоме внутренних дел СССР по выносу внесудебных приговоров. В годы руководства НКВД Берия общее количество смертных приговоров снизилось, акцент был сделан на направление репрессированных в лагеря для широкого использования в промышленности и на стройках народного хозяйства.

В марте 1939 года Берия стал кандидатом в члены и лишь в марте 1946 года – членом Политбюро (с 1952 года – Президиума) ЦК ВКП(б)/КПСС.

С 3 февраля 1941 Берия, не оставляя поста наркома внутренних дел СССР, стал заместителем председателя Совета Народных Комиссаров (с 1946 года – Совета Министров) СССР, но одновременно из его подчинения были выведены органы государственной безопасности, составившие самостоятельный наркомат. С началом Великой Отечественной войны НКВД СССР и НКГБ СССР были вновь объединены под руководством генерального комиссара государственной безопасности Л. П. Берия

30 июня 1941 года Лаврентий Берия вошёл в состав Государственного комитета обороны (ГКО) СССР, а с 16 мая по сентябрь 1944 года он был также заместителем Председателя ГКО. По линии ГКО на Берия возлагались поручения ЦК ВКП(б) как по руководству хозяйством в тылу, так и на фронте, а именно – контроль за производством вооружений, боеприпасов и миномётов, а также (вместе с Г. М. Маленковым) за выпуском самолётов и авиационных моторов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1943 года за особые заслуги в области усиления производства вооружения и боеприпасов в трудных условиях военного времени генеральному комиссару государственной безопасности Берия Лаврентию Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1941 году Л. П. Берия осуществлял общее руководство выселением репрессированных немцев Поволжья и части населения республик Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и Молдавии, а в 1944 году – выселением чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, ногайцев, крымских татар, турок-месхетинцев, калмыков, греков, болгар, крымских армян и т.д.

3 декабря 1944 года ему было поручено «наблюдение за развитием работ по урану»; с 20 августа 1945 по март 1953 – председатель Специального комитета при ГКО (позже при СНК и Совете Министров СССР).

После окончания войны 29 декабря 1945 года Берия оставил пост наркома внутренних дел СССР, передав его С.Н. Круглову. С 19 марта 1946 года по 15 марта 1953 года Л.П. Берия – заместитель председателя Совета Министров СССР.

Как руководитель отдела военной науки ЦК ВКП(б)/КПСС, Л.П. Берия курировал важнейшие направления военно-промышленного комплекса СССР, в том числе атомный проект и ракетостроение. Под его руководством и была создана первая в СССР атомная бомба, испытанная 29 августа 1949 года.

После смерти 5 марта 1953 года И. В. Сталина Лаврентий Берия занял ведущее место в советской партийной иерархии, сосредоточив в своих руках посты первого заместителя председателя Совета Министров СССР, кроме того, он возглавил новое Министерства внутренних дел СССР, созданное в день смерти Сталина путём объединения бывшего МВД с Министерством государственной безопасности.

По инициативе Л. П. Берия 9 мая 1953 года в СССР была объявлена амнистия, освободившая один миллион двести тысяч человек, закрыто несколько громких дел (в том числе «дело врачей»), закрыты следственные дела на четыреста тысяч человек.

26 июня 1953 года на заседании Президиума ЦК КПСС Маршал Советского Союза Берия Л. П. был арестован. В тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР он снят с постов первого заместителя Председателя Совета Министров СССР и министра внутренних дел СССР. 7 июля 1953 года постановлением пленума ЦК КПСС Берия был освобождён от обязанностей члена Президиума ЦК КПСС и выведен из состава ЦК КПСС.

Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР под председательством Маршала Советского Союза И. С. Конева 23 декабря 1953 года приговорило Л. П. Берия к смертной казни. В приговоре специального судебного присутствия Верховного суда СССР было записано, что, «изменив Родине и действуя в интересах иностранного капитала, подсудимый Берия сколотил враждебную Советскому государству изменническую группировку заговорщиков с целью захвата власти, ликвидации советского рабоче-крестьянского строя, реставрации капитализма и восстановления господства буржуазии».

Смертный приговор привёл в исполнение генерал-полковник П. Ф. Батицкий , застреливший осуждённого в бункере штаба Московского военного округа, что подтверждается соответствующим актом, подписанным 23 декабря 1953 года:

«Сего числа в 19 часов 50 минут на основании Предписания Специального Судебного Присутствия Верховного Суда СССР от 23 декабря 1953 года за № 003 мною, комендантом Специального Судебного Присутствия генерал-полковником Батицким П. Ф., в присутствии Генерального прокурора СССР действительного государственного советника юстиции Руденко Р. А. и генерала армии Москаленко К. С. приведён в исполнение приговор Специального Судебного Присутствия по отношению к осуждённому к высшей мере уголовного наказания – расстрелу – Берия Лаврентию Павловичу» .

Попытки родственников Л. П. Берия добиться пересмотра дела 1953 года не увенчались успехом. Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации 29 мая 2000 года отказалась реабилитировать его.

Специальные и воинские звания:
комиссар государственной безопасности 1-го ранга (11.09.1938),
генеральный комиссар государственной безопасности (30.01.1941),
Маршал Советского Союза (09.07.1945, лишён звания в 1953 году).

Был награждён 5 орденами Ленина (17.03.1935; 30.09.1943; 21.02.1945; 29.03.1949; 29.10.1949), 2 орденами Красного Знамени (03.04.1924; 03.11.1944), орденом Суворова 1-й степени (08.03.1944); орденами Боевого Красного Знамени Грузинской ССР (03.07.1923), Трудового Красного Знамени Грузинской ССР (10.04.1931), Трудового Красного Знамени Азербайджанской ССР (14.03.1932), Трудового Красного Знамени Армянской ССР, медалями «За оборону Сталинграда» (1943), «За оборону Москвы» (1944), «За оборону Кавказа» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), «В память 800-летия Москвы» (1948), «ХХХ лет Советской Армии и Военно-Морского флота» (1948); знаками «Почётный работник ВЧК-ГПУ (V)», «Почётный работник ВЧК-ГПУ (XV)» (20.12.1932), иностранными наградами – орденом Республики (Тува, 18.08.1943), Боевого Красного Знамени (Монголия, 15.07.1942), Сухэ-Батора (Монголия, 29.03.1949), медалью «XXV лет МНР» (Монголия, 19.09.1946).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1953 года Л. П. Берия был лишён воинского звания Маршала Советского Союза, звания Героя Социалистического Труда, государственных наград. 4 апреля 1962 года был отменён Указ о награждении Л. П. Берия орденом Суворова 1-й степени.

Сочинения:
Под великим знаменем Ленина-Сталина: Статьи и речи. Тбилиси, 1939;
Речь на XVIII cъезде Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) 12 марта 1939 года. – Киев: Госполитиздат Украинской ССР, 1939;
Отчётный доклад о работе Центрального Комитета КП(б) Грузии на XI съезде КП(б) Грузии 16 июня 1938 г. – Сухуми: Абгиз, 1939;
Величайший человек современности [И.В. Сталин]. – Киев: Госполитиздат Украинской ССР, 1940;
Ладо Кецховели. (1876–1903)/(Жизнь замечательных большевиков). Перевод Н. Ерубаева. – Алма-Ата: Казгосполитиздат, 1938;
О молодёжи. – Тбилиси: Детюниздат Грузинской ССР, 1940;
К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье. 8-е изд. М., 1949 .

Берия Лаврентий Павлович - заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР, член Государственного Комитета Обороны (ГКО), Народный Комиссар Внутренних Дел СССР, генеральный комиссар государственной безопасности.

Родился 16 (29) марта 1899 года в селении Мерхеули Сухумского округа Тифлисской губернии, ныне Республика Абхазия (Грузия), в крестьянской семье. Грузин. В 1915 году окончил с отличием Сухумское высшее начальное училище. С 1915 года учился в Бакинском среднем механико-строительном техническом училище. В октябре 1915 года с группой товарищей организовал в училище нелегальный марксистский кружок. Член РСДРП(б)/РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с марта 1917 года. Организовал при училище ячейку РСДРП(б). Во время Первой мировой войны 1914-18 годов, в июне 1917 года в качестве техника-практиканта армейской гидротехнической школы был направлен на Румынский фронт, где вёл активную большевистскую политическую работу в войсках. В конце 1917 года возвратился в Баку и, продолжая учёбу в техническом училище, активно участвовал в деятельности Бакинской большевистской организации.

С начала 1919 года до апреля 1920 года, то есть до установления Советской власти в Азербайджане, руководил нелегальной коммунистической организацией техников и по поручению Бакинского комитета партии оказывал помощь ряду большевистских ячеек. В 1919 году Лаврентий Берия успешно окончил техническое училище, получив диплом техника архитектора-строителя.

В 1918-20 годах работал в секретариате Бакинского Совета. В апреле-мае 1920 года – уполномоченный регистрационного отдела Кавказского фронта при Революционном военном совете 11-й армии, затем направлен на подпольную работу в Грузию. В июне 1920 года арестован и заключён в Кутаисскую тюрьму. Но по требованию советского полномочного представителя С.М. Кирова Лаврентий Берия был освобожден и выслан в Азербайджан. Возвратившись в Баку, поступил учиться в Бакинский политехнический институт (который не окончил).

В августе-октябре 1920 года Берия Л.П. - управляющий делами Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии (большевиков) Азербайджана. С октября 1920 года по февраль 1921 года - ответственный секретарь Чрезвычайной Комиссии (ЧК) по Баку.

В органах разведки и контрразведки с 1921 года. В апреле-мае 1921 года работал заместителем начальника секретно-оперативной части Азербайджанской ЧК; с мая 1921 года по ноябрь 1922 года – начальник секретно-оперативной части, заместитель председателя Азербайджанской ЧК. С ноября 1922 года по март 1926 года - заместитель председателя Грузинской ЧК, начальник секретно-оперативной части; с марта 1926 года по 2 декабря 1926 года - заместитель председателя Главного Политического Управления (ГПУ) Грузинской ССР, начальник секретно-оперативной части; со 2 декабря 1926 года по 17 апреля 1931 года – заместитель полномочного представителя ОГПУ в Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республике (ЗСФСР), заместитель председателя Закавказского ГПУ; с декабря 1926 года по 17 апреля 1931 года – начальник секретно-оперативного управления полномочного представительства ОГПУ в ЗСФСР и Закавказском ГПУ.

В декабре 1926 года Л.П. Берия назначен председателем ГПУ Грузинской ССР и заместителем председателя ГПУ ЗСФСР. С 17 апреля по 3 декабря 1931 года - начальник особого отдела ОГПУ Кавказской Краснознамённой армии, председатель Закавказского ГПУ и полномочный представитель ОГПУ СССР в ЗСФСР, являясь с 18 августа по 3 декабря 1931 года член коллегии ОГПУ СССР.

В 1931 году ЦК ВКП(б) вскрыл грубые политические ошибки и извращения, допущенные руководством партийных организаций Закавказья. В своём решении от 31 октября 1931 года по отчётным докладам Закавказского краевого комитета ВКП(б), ЦК КП(б) Грузии, ЦК КП(б) Азербайджана и ЦК КП(б) Армении ЦК ВКП(б) поставил перед партийными организациями Закавказья задачу немедленного исправления политических извращений в работе на селе, широкого развёртывания хозяйственной инициативы и самодеятельности национальных республик, входивших в ЗСФСР. При этом партийные организации Закавказья были обязаны покончить с наблюдавшейся среди руководящих кадров, как всей Закавказской федерации, так и республик в неё входящих беспринципной борьбой за влияние отдельных лиц и добиться необходимой монолитности и большевистской сплочённости партийных рядов. В связи с этим решением ЦК ВКП(б) Л.П. Берия был переведён на руководящую партийную работу. С октября 1931 года по август 1938 года он 1-й секретарь ЦК КП(б) Грузии и одновременно с ноября 1931 года 2-й, а в октябре 1932 года - апреле 1937 года - 1-й секретарь Закавказского краевого комитета ВКП(б).

Имя Лаврентия Берия стало широко известно после выхода его книги «К вопросу об истории большевистских организаций Закавказья». Летом 1933 года, когда на отдыхавшего в Абхазии И.В. Сталина было совершено покушение, Берия закрыл его своим телом (покушавшийся был убит на месте, и история эта до конца не раскрыта)...

С февраля 1934 года Л.П. Берия член ЦК ВКП(б). В июне 1937 года на Х съезде КП(б) Грузии он заявил с трибуны: «Пусть знают враги, что всякий, кто попытается поднять руку против воли нашего народа, против воли партии Ленина-Сталина, будет беспощадно смят и уничтожен».

22 августа 1938 года Берия был назначен 1-м заместителем наркома внутренних дел СССР, а с 29 сентября 1938 года одновременно возглавил Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР. 11 сентября 1938 года Л.П. Берия присвоено звание «комиссар государственной безопасности 1-го ранга».

25 ноября 1938 года Берия сменил Н.И. Ежова на посту наркома внутренних дел СССР, сохранив за собой непосредственное руководство ГУГБ НКВД СССР. Но 17 декабря 1938 года он назначил на этот пост своего заместителя В.Н. Меркулова.

Комиссар государственной безопасности 1-го ранга Берия Л.П. почти полностью обновил высший аппарат НКВД СССР. Провёл освобождение из лагерей части необоснованно осуждённых: в 1939 году из лагерей освобождено 223,6 тысячи человек, а из колоний - 103,8 тысячи человек. По настоянию Л.П. Берии были расширены права Особого совещания при наркоме внутренних дел СССР по выносу внесудебных приговоров.

В марте 1939 года Берия стал кандидатом в члены и лишь в марте 1946 года - членом Политбюро (с 1952 года - Президиума) ЦК ВКП(б)/КПСС. Поэтому лишь с 1946 года можно говорить об участии Л.П. Берия в принятии политических решений.

30 января 1941 года комиссару государственной безопасности 1-го ранга Берия Л.П. присвоено звание «генеральный комиссар государственной безопасности».

С 3 февраля 1941 Берия, не оставляя поста наркома внутренних дел СССР, стал заместителем председателя Совета Народных Комиссаров (с 1946 года - Совета министров) СССР, но одновременно из его подчинения были выведены органы государственной безопасности, составившие самостоятельный наркомат.

С началом Великой Отечественной войны НКВД СССР и НКГБ СССР были вновь объединены под руководством генерального комиссара государственной безопасности Берия Л.П.

30 июня 1941 года Лаврентий Берия вошёл в состав Государственного комитета обороны (ГКО), а с 16 мая по сентябрь 1944 года он был также заместителем Председателя ГКО. По линии ГКО на Берия возлагались ответственейшие поручения ЦК ВКП(б) как по руководству социалистическим хозяйством в тылу, так и на фронте, а именно - контроль за производством вооружений, боеприпасов и миномётов, а также (вместе с Г.М. Маленковым) за выпуском самолётов и авиационных моторов.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1943 года за особые заслуги в области усиления производства вооружения и боеприпасов в трудных условиях военного времени генеральному комиссару государственной безопасности Берия Лаврентию Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (№ 80).

10 марта 1944 года Л.П. Берия представил И.В. Сталину докладную записку с предложением выселить татар с территории Крыма, позже осуществлял общее руководство выселением чеченцев, ингушей, татар, немцев и т.д.

3 декабря 1944 года ему было поручено «наблюдение за развитием работ по урану»; с 20 августа 1945 по март 1953 - председатель Специального комитета при ГКО (позже при СНК и Совете министров СССР).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1945 года Лаврентию Павловичу Берия присвоено высшее воинское звание «Маршал Советского Союза» с вручением специальной Грамоты Президиума Верховного Совета СССР и знака отличия «Маршальская звезда».

После окончания войны 29 декабря 1945 года Берия оставил пост наркома внутренних дел СССР, передав его С.Н. Круглову. С 19 марта 1946 года по 15 марта 1953 года Л.П. Берия – заместитель председателя Совета Министров СССР.

Как руководитель отдела военной науки ЦК ВКП(б)/КПСС, Л.П. Берия курировал важнейшие направления военно-промышленного комплекса СССР, в том числе атомный проект и ракетостроение, создание стратегического бомбардировщика «ТУ-4», танковой пушки «ЛБ-1». Под его руководством и при непосредственном участии была создана первая в СССР атомная бомба, испытанная 29 августа 1949 года, после чего некоторые стали называть его «отцом советской атомной бомбы».

После XIX съезда КПСС по предложению И.В. Сталина в составе Президиума ЦК КПСС была создана «руководящая пятерка», куда вошёл и Л.П. Берия. После смерти 5 марта 1953 года И.В. Сталина Лаврентий Берия занял ведущее место в советской партийной иерархии, сосредоточив в своих руках посты 1-го заместителя председателя Совета министров СССР, кроме того, он возглавил новое Министерства внутренних дел СССР, созданное в день смерти Сталина путём объединения бывшего министерства и Министерства государственной безопасности.

По инициативе Маршала Советского Союза Берия Л.П. 9 мая 1953 года в СССР была объявлена амнистия, освободившая один миллион двести тысяч человек, закрыто несколько громких дел (в том числе «дело врачей»), закрыты следственные дела на четыреста тысяч человек.

Берия выступил за сокращение расходов на военные нужды, за замораживание дорогостоящих строек (в том числе - Главный Туркменский канал, Волго-Балтийский канал). Он добился начала переговоров о перемирии в Корее, попытался восстановить дружеские отношения с Югославией, выступал против создания Германской Демократической Республики, предлагая взять курс на объединение Западной и Восточной Германии в «миролюбивое буржуазное государство». Резко сократил аппарат государственной безопасности за границей.

Проводя политику выдвижения национальных кадров, Л.П. Берия разослал в республиканские ЦК партии документы, где говорилось о неправильной русификаторской политике и незаконных репрессиях.

26 июня 1953 года на заседании Президиума ЦК КПСС Маршал Советского Союза Берия Л.П. был арестован...

Указом Президиума Верховного Совета СССР он снят с постов 1-го заместителя Председателя Совета Министров СССР и министра внутренних дел СССР, лишён всех присвоенных ему званий и наград.

В приговоре специального судебного присутствия Верховного суда СССР под председательством Маршала Советского Союза Конева И.С. было записано, что «изменив Родине и действуя в интересах иностранного капитала, подсудимый Берия сколотил враждебную Советскому государству изменническую группировку заговорщиков с целью захвата власти, ликвидации советского рабоче-крестьянского строя, реставрации капитализма и восстановления господства буржуазии». Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР приговорило Л.П. Берию к смертной казни.

Смертный приговор привёл в исполнение генерал-полковник Батицкий П.Ф., застреливший осуждённого из трофейного пистолета системы «парабеллум» выстрелом в лоб в бункере штаба Московского военного округа, что подтверждается соответствующим актом, подписанным 23 декабря 1953 года:

«Сего числа в 19 часов 50 минут на основании Предписания Специального Судебного Присутствия Верховного Суда СССР от 23 декабря 1953 года за № 003 мною, комендантом Специального Судебного Присутствия генерал-полковником Батицким П.Ф., в присутствии Генерального прокурора СССР действительного государственного советника юстиции Руденко Р.А. и генерала армии Москаленко К.С. приведён в исполнение приговор Специального Судебного Присутствия по отношению к осуждённому к высшей мере уголовного наказания – расстрелу – Берия Лаврентию Павловичу» .

Попытки родственников Л.П. Берия добиться пересмотра дела 1953 года не увенчались успехом. Военная коллегия Верховного суда РФ 29 мая 2000 года отказалась реабилитировать бывшего Министра внутренних дел СССР...

Берия Л.П. был награждён пятью орденами Ленина (№ 1236 от 17.03.1935 г., № 14839 от 30.09.1943 г., № 27006 от 21.02.1945 г., № 94311 от 29.03.49 г., № 118679 от 29.10.1949 г.), двумя орденами Красного Знамени (№ 7034 от 03.04.1924 г., № 11517 от 03.11.1944 г.), орденом Суворова 1-й степени; орденами Боевого Красного Знамени Грузии (03.07.1923 г.), Трудового Красного Знамени Грузии (10.04.1931 г.), Трудового Красного Знамени Азербайджана (14.03.1932 г.) и Трудового Красного Знамени Армении, семью медалями; знаками «Почётный работник ВЧК-ГПУ (V)» (№ 100), «Почётный работник ВЧК-ГПУ (XV)» (№ 205 от 20.12.1932 г.), именным оружием - пистолетом системы «Браунинг», часами с монограммой; иностранными наградами – тувинским орденом Республики (18.08.1943 г.), монгольскими орденами Боевого Красного Знамени (№ 441 от 15.07.1942 г.), Сухе-Батора (№ 31 от 29.03.1949 г.), монгольской медалью «XXV лет МНР» (№ 3125 от 19.09.1946 г.).

Под великим знаменем Ленина-Сталина: Статьи и речи. Тбилиси, 1939;
Речь на XVIII cъезде Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) 12 марта 1939 года. - Киев: Госполитиздат Украинской ССР, 1939;
Отчётный доклад о работе Центрального Комитета КП(б) Грузии на XI съезде КП(б) Грузии 16 июня 1938 г. - Сухуми: Абгиз, 1939;
Величайший человек современности [И.В. Сталин]. - Киев: Госполитиздат Украинской ССР, 1940;
Ладо Кецховели. (1876-1903)/(Жизнь замечательных большевиков). Перевод Н. Ерубаева. - Алма-Ата: Казгосполитиздат, 1938;
О молодёжи. - Тбилиси: Детюниздат Грузинской ССР, 1940;
К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье. 8-е изд. М., 1949.

Лаврентий Берия (17 (29) марта 1899 – 23 декабря 1953 года) родился в Мерхеули, недалеко Сухуми (Грузия) и принадлежал к народности мегрелов. Его мать, Марта Джакели, имела родство с местной княжеской фамилией Дадиани, а отец, Павел Берия, был землевладельцем из Абхазии.

В 1919 г. Лаврентий Павлович служил в контрразведке азербайджанского правительства мусаватистов , враждебного советской республике. Сам он позже утверждал, что внедрился туда по заданию партии большевиков , но неизвестно, насколько эта версия правдива. Попав на время в тюрьму, Берия завязал там связь с племянницей своего сокамерника, аристократкой Ниной Гегечкори, чьи родственники занимали высокие посты и в меньшевицком правительстве Грузии , и у большевиков. Видимо, благодаря этим протекциям, Берия после захвата Красной армией Азербайджана сумел выдвинуться в ЧК . В августе 1920 года он стал управляющим делами ЦК КП(б) Азербайджана, а в октябре – секретарём Чрезвычайной комиссии по экспроприации буржуазии и улучшению быта рабочих, где вскоре был обвинён в фальсификации уголовных дел, однако выкрутился вследствие заступничества А. Микояна .

Берия в молодости. Фото 1920-х годов

Когда большевики положили конец и существованию независимой Грузии, Берия переехал из Баку в Тифлис, став заместителем главы грузинского ГПУ (преемника ВЧК). В 1924 году он играл видную роль в жестоком подавлении поднятого грузинами восстания .

В декабре 1926 Берия стал председателем ГПУ Грузии, а в апреле 1927 – и грузинским наркомом внутренних дел. Вместе с С. Орджоникидзе он поддерживал общего земляка – Сталина – в его соперничестве с Троцким , Зиновьевым и Каменевым . При помощи циничных интриг Берия вытеснил с Кавказа в Белоруссию своего главного конкурента – свояка Сталина С. Реденса , после чего в ноябре 1931 был назначен главой Компартии Грузии, в октябре 1932 – всего Закавказья, а на XVII съезде партии (февраль 1934) – избран членом ЦК ВКП(б).

На том же съезде влиятельная партийная гвардия предприняла попытки сместить Сталина и заменить его С. Кировым . Подковёрные усилия в пользу этого велись на протяжении всего 1934 года. На сторону Кирова склонялся и Орджоникидзе, который, однако, не сумел прибыть на весьма важный ноябрьский пленум ЦК по причине внезапной болезни – постигшей его сразу после ужина в Баку с Берией.

Лаврентий Павлович укрепил свою позицию в сталинском окружении изданием (1935) написанной от его имени книги «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье». В ней всячески раздувалась роль Сталина в революционном движении. «Моему дорогому и любимому Хозяину, великому Сталину!» – подписал Берия дарственный экземпляр.

Начатый после убийства Кирова Большой террор Сталина активно шёл и в Закавказье – под руководством Берии. Здесь покончил с собой или был убит (говорят, даже лично Берией) Агаси Ханджян, первый секретарь компартии Армении. В декабре 1936 после ужина у Лаврентия Павловича внезапно скончался Нестор Лакоба , глава советской Абхазии, который перед смертью открыто назвал Лаврентия своим убийцей. По приказу Берии тело Лакобы потом было вырыто из могилы и уничтожено. Подвергся аресту брат С. Орджоникидзе Папулия, а другого (Валико) уволили с должности.

Решив сократить масштабы террора, который грозил уже развалом экономики и государства, Сталин задумал сместить и уничтожить главного его проводника – главу НКВД Ежова . Переведённый с Кавказа в Москву Берия в августе 1938 стал замом Ежова, а в ноябре сменил того на посту всесоюзного наркома. На первых порах Берия освободил из лагерей 100 тысяч человек, признав их жертвами ложных обвинений, однако эта либерализация была лишь кратковременной и относительной. Лаврентий Павлович вскоре возглавил кровавые «чистки» в только что присоединённых к СССР прибалтийских республиках, организовал убийство Троцкого в Мексике, в записке Сталину №794/B рекомендовал уничтожить польских пленных, захваченных после практической реализации пакта Риббентропа – Молотова (это и было исполнено путём Катынского расстрела ).

Берия с дочерью Сталина Светланой Аллилуевой на коленях. На заднем плане - Сталин

В 1941 году Берия получил звание генерального комиссара госбезопасности, приравненное к Маршалу Советского Союза. После начала Великой Отечественной войны Лаврентий Павлович вошёл в Государственный комитет обороны (ГКО ). В военные годы он перебросил миллионы заключенных ГУЛАГа в армию и на военное производство. Их рабский труд широко использовался в производстве вооружений.

В 1944 Берия руководил выселениями народностей СССР , пошедших на сотрудничество с гитлеровцами или заподозренных в нём (чеченцев, ингушей, крымских татар, понтийских греков и немцев Поволжья). С конца того же года он возглавил работы по созданию советской атомной бомбы . Из коллективов арестованных учёных формировались исследовательские «шарашки». Десятки тысяч узников ГУЛАГа были отправлены на работы в урановых рудниках и на постройку полигонов для ядерных испытаний. Создание атомной бомбы удалось окончить за пять лет и благодаря советскому шпионажу на Западе, проводимому НКВД Берии.

В послевоенные годы среди советских верхов быстро обострялась борьба за наследство старевшего Сталина. Ещё во время войны сложился альянс Берии с Маленковым . Ему противостоял блок, возглавляемый А. Ждановым и опиравшийся на партруководство Ленинграда. При поддержке самого Сталина противники вытеснили Берию с должности руководителя НКВД (30 декабря 1945). Летом 1946 ставленник Берии В. Меркулов был заменён во главе другого важнейшего карательного ведомства – МГБ – куда более независимым В. Абакумовым . Получивший в некоторую «компенсацию» звание члена Политбюро Берия сохранил за собой лишь руководство внешней разведкой (где сильно содействовал помощи коммунистам Мао Цзэдуна в их схватке с гоминьданом Чан Кайши ). Был разгромлен (октябрь 1946) Еврейский антифашистский комитет , созданный в годы войны руками Берии, который, по некоторым сведениям, поддерживал старую большевицкую идею передачи евреям Крыма на правах «автономной республики».

Однако в августе 1948 А. Жданов умер при довольно загадочных обстоятельствах, а с начала следующего года открылось страшное гонение против его сторонников – «Ленинградское дело ». Эту свирепую кампанию возглавил союзник Берии, Маленков. Однако враждебный Берии Абакумов одновременно развернул серию сопровождаемых казнями чисток против вождей зависимых от СССР восточноевропейских стран. Берия стремился к союзу с Израилем для насаждения советского влияния на Ближнем Востоке, но другие кремлёвские вожаки решили вместо этого установить антиизраильское партнёрство с арабами. В среде восточноевропейских лидеров «вычищались» прежде всего евреи, процентный состав которых в местном руководстве в разы превосходил их долю в населении. Отчасти продолжая прежнюю ждановскую линию борьбы с «безродным космополитизмом», преемник Абакумова, С. Игнатьев , в январе 1953 открыл самое крупное антиеврейскую акцию в Советском Союзе – «Дело врачей ».

Посреди всех этих событий 5 марта 1953 неожиданно умер Сталин . Версия о его отравлении Берией при помощи варфарина получила в последние годы немало косвенных подтверждений. Вызванные на Кунцевскую дачу к поражённому ударом вождю Берия и Маленков утром 2 марта убеждали охрану, что «товарищ Сталин просто спит» после застолья (в луже мочи), и предписали «не беспокоить его», «прекратить паникёрство». Вызов врачей откладывался целых 12 часов, хотя парализованный Сталин находился без сознания. Все эти распоряжения, впрочем, молчаливо поддерживались и остальными членами Политбюро . По воспоминаниям дочери Сталина, С. Аллилуевой , после кончины её отца Берия единственный из собравшихся у тела даже не старался скрыть радость.

Лаврентий Берия в последние годы жизни

Берия был теперь назначен первым замом главы правительства и руководителем МВД, который он тут же слил с МГБ. Его близкий союзник Маленков стал главой правительства. Хрущев возглавил партию, а Ворошилов занял пост председателя Президиума Верховного Совета (главы государства). Между всеми этими «соратниками» тут же закипела борьба за власть. Позиции Берии в ней поначалу выглядели едва ли не самыми сильными, но наглость и могущество Лаврентия Павловича толкали всех остальных объединяться против него. От Берии отшатнулся даже Маленков. Соперникам весьма не нравились рискованные внешнеполитические инициативы Лаврентия. Полагая, что СССР слишком ослаблен войной, Берия намекал: в обмен на финансовую помощь от США разумно было бы отказаться от гегемонии над Восточной Германией, вернуть Молдавию Румынии, Курилы – Японии и даже восстановить самостоятельность Эстонии, Латвии и Литвы.

Заговор против Берии возглавил Хрущёв. Созвав 26 июня 1953 Президиум ЦК (так теперь именовалось Политбюро) он внезапно объявил там ошарашенного противника «платным агентом западных разведок». Чтобы не дать лояльным Берии силам госбезопасности прийти на помощь к своему шефу, участвовавшие в заговоре маршал Жуков и министр обороны Булганин вызвали в Москву Кантемировскую танковую дивизию и мотострелковую Таманскую. Берия был арестован прямо во время заседания Президиума. Одновременно схватили и других видных бонз карательных органов.

Специальным Судебным Присутствием Верховного Суда СССР 23 декабря 1953 (под председательством маршала Конева ) Берия и его сторонники были приговорены к смертной казни. Когда был прочитан приговор, Лаврентий Павлович на коленях просил милости, а потом упал на пол и отчаянно рыдал. Во время казни этот недавний всесильный и безжалостный вершитель людских судеб кричал так, что пришлось затолкать ему в рот полотенце. Палачом Берии выступил ненавидевший его генерал Батицкий.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары