Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как определить когда на тебе порча. Как узнать, есть ли порча на человеке: три способа, доступных в домашних условиях

Как распознать, является ли ваш ребенок одаренным и обладает ли он нестандартным мышлением? Этот вопрос мучает не только родителей школьников, исправно получающих хорошие отметки. Ученые считают, что академическая успеваемость отнюдь не является мерилом одаренности. Доктор Венди Хирш Вайнер долгие годы работала с семьями, дети в которых обладают исключительными способностями. Эксперт пришла к выводу, что у некоторых из них имеется "врожденный талант к познанию, который выходит далеко за рамки возможностей их сверстников".

Одаренные дети отлично решают проблемы

Одним из основных признаков одаренности является способность блестяще справляться со сложными проблемами. Некоторые родители ошибочно полагают, что возможность запоминать большие объемы текста или знание формул назубок может указывать на гениальность ребенка. Однако заставить зубрить можно любого более менее усидчивого малыша. А вот справляться со сложнейшими задачами могут далеко не все дети. В этом помогает нестандартное мышление и способность видеть несколько путей решения.

Они чувствительны

Если вы заметили, что ваш ребенок обладает гиперчувствительностью, он не переносит громких звуков и неуютно чувствует себя в толпе, это может быть признаком одаренности. Наш сегодняшний эксперт утверждает, что талантливые дети чаще всего могут быть замкнутыми и крайне застенчивыми. Иногда они не могут сразу ответить на вопрос, так как их мозг активно занят обработкой информации. Даже решая контрольную работу по математике, они берут больше времени на раздумья. На переменах они чаще всего сидят в классе и сторонятся шумных игр одноклассников.

Им трудно заводить друзей

Если вашему ребенку трудно заводить друзей или он страдает оттого, что не пользуется особой популярностью в классе, это может быть признаком гениальности. Повышенная чувствительность одаренных детей усложняет возможность подружиться. Кроме этого, в вашем ребенке могут быть другие черты, затрудняющим возможность подружиться. Например, утонченное чувство юмора этих детей становится непонятным для сверстников.

Им сложно вести разговор с другими детьми

Когда ваш ребенок пропускает участие в пустой болтовне, которая характерна для других детей его возраста, а интересуется более серьезными темами, это также может быть признаком одаренности. Доктор Вайнер утверждает, что гениальным детям трудно участвовать в диалогах со сверстниками, так как их мозг не заточен под короткие односложные реплики. Они не стремятся пойти на дискотеку, чтобы продемонстрировать обновку и рассказать, как им неприятны дети из параллельного класса. Вместо этого одаренные дети заведут разговор о политике или о причинах вымирания динозавров.

Они жалуются на скуку

Гениальному ребенку тесно в рамках стандартной школьной программы. Обратите внимание на жалобы сына или дочери по поводу скуки на уроках. Для усвоения школьного материала им требуется гораздо меньше времени, поэтому повторение пройденного для них видится настоящей каторгой. Вот почему ваш ребенок так часто смотрит в окно или ищет бесконечные способы, чтобы развлечь себя.

Они занимаются творчеством

Лепка и живопись являются хорошим способом найти ответы на существующие вопросы. Если ваш ребенок всегда придумывает новые креативные идеи, это означает, что он обладает подвижным интеллектом, который в полной мере раскрывается в творческих процессах. Кроме того, гениальные дети находятся в постоянном поиске новых вопросов и ответов.

Их нельзя мотивировать оценками

Парадокс заключается в том, что одаренные дети не всегда будут являться самыми лучшими учениками в классе. Мы знаем, что они ищут несколько способов решения задачи и размышляют дольше других. Но требования учителей предельно просты: делайте, как я требую. Любые альтернативные варианты рассматриваются педагогами как попытка подорвать их авторитет. В этом нет никакой трагедии, так как одаренного ребенка сложно мотивировать пятерками, похвальными грамотами или золотой медалью. Эти дети в большей степени заинтересованы своей исследовательской деятельностью и стремлением открывать для себя новые знания.

Они хотят глубоко вникать в вопросы

Но если какой-то вопрос важен для вашего ребенка, будьте уверены, что он обложится энциклопедиями, но найдет развернутый ответ. Одаренные дети стремятся исследовать проблемы намного глубже, чем дети, которые привыкли заучивать материал. Если они испытывают определенный интерес теме урока, они всегда имеют дополнительные вопросы к учителям.

У них есть опасения

Так как одаренные дети склонны представлять развитие событий по нескольким сценариям, они часто борются с тревожным расстройством, депрессией и страхом. Например, из-за опасений попасть под машину, они могут игнорировать велосипедные прогулки.

Они видят общую картину

Если вы заметили, что ваш ребенок имеет проблемы с запоминанием конкретных фактов, не спешите впадать в уныние. Вероятно, ваше чадо видит ситуацию в перспективе. Одаренные дети имеют понимание абстрактных понятий, а вот конкретная форма не так важна для них.

Они не подходят для конкретных требований

Гениальные дети плохо чувствуют себя в рамках стандартной школьной программы, а также инструкций и требований, предъявляемых учителями. Они стремятся все сделать по-своему, и поэтому часто критикуются или даже высмеиваются педагогами.

Синдром одаренности

Впервые синдром одаренности был описан Джоном Лэнгтоном Дауном в конце XIX века. Его суть заключается в поразительной памяти человека. Ученый вспоминал случаи, когда наделенные синдромом одаренности люди могли наизусть цитировать любые отрывки из громадных и сложнейших книг. Обычно феноменальная память распространяется на какую-то определенную область, будь то музыка, живопись или математика.

Из скульптурной мастерской доносятся звуки «до, ре, ми...». «Это я тренируюсь петь гамму», - увидев меня, стала оправдываться юная художница, перепачканная глиной. Необычное впечатление для человека, впервые пришедшего в Московский городской дворец детского (юношеского) творчества, расположенный на Воробьевых горах. Это уникальное место, куда стекаются увлеченные и талантливые дети, чтобы «отдохнуть» от школы и попробовать свои силы в творчестве.

Лилии Вовденко восемь лет, сегодня она из глины лепит композицию животных. Девочка увлечена и не замечает, что происходит вокруг.

Посмотри, Лиля, как девушка облокотилась на стол, - указав на меня, вмешался в работу Андрей Павлюк, скульптор и руководитель мастерской, - вот такой изгиб должен быть у кошки!

Дети в мастерской занимаются разные: кто-то замкнут в себе, кто-то тараторит без умолку и пытается оторвать скульптуре голову просто так, из любопытства. Вера Каменская и Ира Кузнецова во Дворце творчества с четырех лет. Сейчас девочкам по одиннадцать, и они успешно совмещают скульптурную мастерскую, изостудию, ушу и музыкальную школу. Девчонки успевают все. А еще они хотят слепить огромный шар из глины, посадить туда своих одноклассников и покатить шар по всему свету.

Есть способности у ребенка или нет, здесь определяют быстро: если юный творец приходит во второй раз, значит, ему как минимум здесь интересно.

На самом деле, выявить талант у ребенка сложно. Если есть какие-то способности, это еще ни о чем не говорит. Человек с художественными способностями может оказаться и гениальным математиком. Но талант нужно развивать, - поделился опытом скульптор.

В первый раз ребята приходят во Дворец творчества с родителями, кто-то приходит за компанию с другом и остается. Как и в обыкновенной школе, здесь есть свой журнал посещаемости. «Нб» (сокращенно «не было») возле фамилий встречается крайне редко.

У меня своя методика развития таланта: я не держу детей в мастерской, наоборот - гоню палкой. А они не уходят!» - смеется Андрей Павлюк.

Открыть талант

Как говорят психологи, детская одаренность бывает разной. Она может быть явно выраженной, но ярким талантом обладают всего от 1 до 3 процентов детей. Бывает одаренность возрастная, когда талант внезапно проявляется у ребенка в определенном возрасте, а через какое-то время, возможно, также внезапно угасает. И, наконец, талант бывает скрытым. До поры до времени скрытая одаренность не проявляется у ребенка по тем или иным причинам, но существует в нем как нераскрытый потенциал. На него и стоит обратить особое внимание. По подсчетам психологов, детей со скрытой одаренностью около 25 процентов. И не только научиться различать скрытый талант, но и поддерживать его, растить.

У нас с конца прошлого века и до недавнего времени при выявлении одаренности психологи придерживались американской концепции, - говорит Диана Борисовна Богоявленская, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО, автор многочисленных работ по развитию детской одаренности. - Суть ее состоит в том, что одаренность как бы делится на несколько видов. Если ребенок получает высокие оценки в школе, то такой школьник, считали психологи, наделен академической одаренностью. Если ребенок хорошо выполняет тесты на интеллект (тесты IQ), то признавалось, что он одарен интеллектуально. Наконец, если ребенок хорошо справляется с тестами на креативность (тестами Джоя Гилфорда), то считали, что он обладает творческой одаренностью.

Наши психологи считают, что к творчеству способен любой талантливый человек

Однако выделение этих видов одаренности построено на концепции, которая не согласуется с отечественной концепцией одаренности. По моей инициативе группа ведущих психологов разработала отечественную концепцию одаренности. С точки зрения современной психологии, одаренность рассматривается не как комплекс способностей, а как системное качество психики, развивающееся в течение всей жизни. Это не только высокие способности, но и определенная мотивация, воля и соответствующая система ценностей. В отечественной концепции одаренности не различаются одаренность и творческая одаренность.

А как у них?

В Японии во всех школах проводят урок любования цветком. Дети в течение академического часа смотрят на изображение цветка. Японцы уверены - таким образом можно не только настроить детей на творческую работу, но и развить способности. Кроме того, японская система воспитания ребенка пользуется популярностью далеко за пределами Страны восходящего солнца. Суть методики - ничего не запрещать ребенку до 7-10 лет. Пускай делает все, что хочет, лишь бы не убился. Звучит слишком вызывающе, но действует прекрасно. У ребенка есть шанс уже в раннем детстве найти занятия по душе без давления родителей. В странах Западной Европы в школах для особо одаренных детей практически отсутствуют общеобразовательные предметы. А в Латвии одаренных детей отдают в рижский лицей им А. С. Пушкина. Там самая сложная программа с углубленным изучением математики и иностранных языков. Дети, заканчивающие этот лицей, поступают в лучшие вузы не только Латвии, но и всей Европы.

Где учиться будем?

В школах за рубежом сейчас очень популярны специальные классы, в которых дети объединяются в несколько групп, в зависимости от их способностей. То есть учась в одном классе и присутствуя вместе на уроке, наиболее одаренные дети получают возможность заниматься по специальной программе. Эффект такой формы обучения, по мнению специалистов, невероятно высок.

В нашей стране подобного деления в классах нет, но есть специализированные классы и школы, куда отбираются одаренные дети на основе конкурсов и экзаменов. Но единого мнения у психологов и педагогов относительно таких учебных заведений нет. Одни полагают, что специализированные школы действительно идут детям на пользу и развивают в талантливых ребятах уже заложенные природой способности. Другие говорят, что изолировать детей опасно. Из них можно вырастить гениев, но жить-то им все равно придется в обществе самых разных людей. Смогут ли они в нем выжить? Будут ли поняты?

Гете

К тринадцати годам Иоганн Гете знал уже шесть языков. Чтобы закрепить свои знания, он написал роман, который состоял из переписки братьев с сестрой. Брат-путешественник писал по-немецки, брат-богослов - по-латыни и по-гречески, братья-коммерсанты - по-английски и по-французски, брат-музыкант - по-итальянски, а самый младший писал на древнееврейском языке.

Моцарт

В четыре года Моцарт повторял за старшей сестрой маленькие пьесы и сразу их запоминал. В этом же возрасте Вольфганг сочинил концерт для клавесина. К шести годам он уже исполнял виртуозные произведения. Родителям не приходилось уговаривать сына сесть за инструмент. Наоборот, они волновались, не переутомился бы он.

Пушкин

Александр Пушкин плохо знал математику, и однажды учитель вызвал его к доске и задал сложную задачку. «Ну, и сколько же получится?» - спросил учитель после долгих размышлений Пушкина. «Ноль!» - ответил с улыбкой поэт. «На моих уроках у вас всегда одни нули получаются! - сердито ответил учитель. - Садитесь на последнюю парту и пишите там свои стихи!» А на последнюю парту в то время обычно сажали двоечников.

Любопытно, что в Московском городском дворце детского (юношеского) творчества - одном из крупнейших учреждений в столице, где педагоги работают с талантливыми детьми, к специализированным школам относятся неоднозначно. Вот что думает заместитель директора Дворца детского творчества Виктор Соболев:

Безусловно, в школах для одаренных детей есть все, что нужно для того, чтобы развить талант в ребенке: хорошие преподаватели, новые методики и материальная база. Но в то же время дети, обучающиеся в таких школах, имеют большие проблемы с социальной адаптацией.

Как правило, талантливые дети по-особенному относятся к окружающей среде, у них особое мировоззрение. Они как будто живут в своем мире и, выйдя из стен такой школы, оказываются совершенно не готовыми жить в обществе и общаться.

Чтобы развить талант, надо найти хорошего педагога, который знает, по какой программе заниматься с ребенком

Профессор Московского государственного педагогического университета Александр Савинков тоже считает, что развитие одаренности не зависит от школы:

Мы не должны забывать о том, что большинство выдающихся людей обучались вовсе не в каких-то элитных специальных школах, а в самых обычных, массовых.

С другой стороны, в обычных школах талант зачастую теряется вовсе, ведь общепринятая система оценок выделяет тех, кто прилежно занимается, уделяет одинаковое внимание всем предметам, тщательно выполняет домашние задания, усидчив. Скажем, мальчик получает двойки по физике и химии за невыученные уроки, потому что ночи напролет пишет стихи или читает исторические книги. Так в чем секрет воспитания таланта?

В талантливых учителях, - уверен Виктор Соболев. - Чтобы развить талант, прежде всего нужно найти хорошего педагога, который знает, в каком направлении действовать, по какой программе заниматься с ребенком. Как говорится, учителей сегодня много, а вот педагогов раз-два и обчелся.

Государственная поддержка

На международных олимпиадах наши дети показывают прекрасные результаты, - говорит Игорь Беляк, заместитель директора Департамента молодежной политики Министерства образования и науки РФ. -Сборные команды наших учеников каждый год привозят с международных олимпиад по разным предметам около 25 золотых, серебряных и бронзовых медалей.

На всероссийском уровне для одаренных детей каждый год проводится более трехсот мероприятий, свыше 3000 учащихся 8-11 классов принимают участие во всероссийских олимпиадах школьников. А свыше 3000 детей участвуют в различных фестивалях и конкурсах художественного творчества. Так что условия для развития талантливых детей в нашей стране есть.

Существует специальная подпрограмма «Одаренные дети», в рамках которой осуществляется финансовая поддержка одаренных детей. Победители всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, конференций становятся стипендиатами подпрограммы «Одаренные дети». Каждый из юных дарований получает по 10 000 рублей.

За время реализации этой программы ее стипендиатами стали 1207 детей. В 2001 году министерством был создан специальный банк данных «Одаренные дети», куда автоматически попадают стипендиаты федеральной подпрограммы. Если судить по числу участников олимпиад, то с 2000 по 2005 года количество ребят, участвующих в олимпиадах, увеличилось с 5500 до 8000.

Поддержкой талантливых детей занимаются на самых разных уровнях. При Общественной палате России создана специальная рабочая группа «Одаренное поколение». В рабочую группу входят сотрудники Минобрнауки, ученые и специалисты в этой области, которые готовят общественно-государственный проект для выявления и поддержки юных талантов.

Особенно важно поддерживать таланты в провинции, где сотни одаренных ребятишек просто не знают, как они могут раскрыть свои способности и кто им в этом поможет. Большинство из них даже не подозревают о существовании специализированных учебных учреждений, которыми богата столица.

В Москве реализовать себя может каждый талантливый школьник, - согласился с нами Виктор Собылев, - в столице хватает дворцов и центров творчества, где работают опытные педагоги и есть отличная база. Сложнее детям, которые живут в глубинке. Они вынуждены растить себя сами. Но этого недостаточно, рядом с одаренным ребенком всегда должен быть взрослый человек, который ему поможет найти себя в жизни.

В 2004 году Министерством образования и науки был создан Всероссийский центр по работе с одаренными детьми и базовые центры в семи федеральных округах. В их задачу входит поиск и поддержка талантов, и в первую очередь - в провинции. Директор Всероссийского центра Наталья Юрьевна Синягина рассказала:

Важно отметить, что проблема одаренности нашла поддержку на региональном уровне: главы администраций ряда субъектов РФ создают премиальные фонды, назначают именные стипендии, обеспечивают финансирование диагностических мероприятий по выявлению одаренных детей.

Понятно, что государственные программы, премии, стипендии и другие формы поддержки одаренных детей необходимы. Также как необходима работа психологов, педагогов и других специалистов с талантливыми ребятами.

Возможно, без этой поддержки и внимания к себе сотни одаренных детей просто не смогли бы заявить о себе. И все же для того, чтобы воспитать талант, этого недостаточно.

Без поддержки и понимания родителей, без их воспитательного таланта, ребенку невероятно трудно отстоять свое право на индивидуальность и уж тем более сохранить и развить свой дар.

Елена НОВИКОВА Гала СВЕЧКОПАЛОВА

Требуется одаренный воспитатель

Одаренные дети нуждаются и в одаренных воспитателях, которые бы чутко отзывались на запросы детей и не мешали развиваться талантам своей постоянной тревожностью, мелочной опекой и раздутым честолюбием.

Каждую способность, талант, дарованные нам от Бога, надо терпеливо и бережно выращивать, как садовник розу: где-то подставить подпорку, что-то мягко подвязать, что-то обрезать, а что-то закрыть от ветра.

Увы, не все родители могут найти правильный подход к воспитанию своего одаренного ребенка. И талант, вместо того чтобы развиваться и преумножаться, попросту чахнет. Вот только несколько типичных ошибок воспитания, на которых хотелось бы заострить внимание родителей.

Не оправдать надежд

Одна из самых распространенных ошибок - это возвеличивание способностей ребенка. Вся семья начинает вертеться вокруг «кумира», взращивая в нем звездную болезнь и одновременно вызывая тайную зависть братьев и сестер, если таковые имеются. Все ожидают только успехов, успехов во всем, к чему только прикоснется юное дарование. Но успех в одной области может соседствовать с полными неудачами в другой. Это естественно. Но к такому развитию событий не готово раздутое родительское честолюбие. Эти родительские установки усваиваются и детьми. Над ребенком всю жизнь будет нависать дамоклов меч неуспеха, постоянный страх оказаться хуже других, не получить «пятерку», не победить на олимпиаде, не занять первое место в конкурсе. Развитию таких детей начинают мешать повышенная тревога, страх. В итоге, вместо того чтобы раскрываться, способности парализуются, и вместо развития дарований у ребенка начинает формироваться невроз. Кто-то беспрерывно грызет ногти или ручку, кто-то начинает подмаргивать, зажмуриваться, другой постоянно облизывает губы, кто-то щелкает языком. Это поведенческие симптомы чрезмерного напряжения, повышенной тревоги, с которыми не справляется неокрепшая детская психика. Постоянные стрессы могут привести и к соматическим расстройствам. Бессонница, дерматиты, постоянные головные боли, тошнота, иногда даже рвота перед выходом в школу - все это плата за излишнюю родительскую требовательность, вызванную тщеславием и стремлением утвердиться за счет своего ребенка. Дарования детей становятся объектом манипулирования родителей, жаждущих только успеха. Привычная нам пятибалльная система оценок превращается в двухбалльную: все, что не «пятерка», то «двойка».

Приведу рассказы одаренных младшеклассников:

«Я больше всего боюсь контрольных. Я роняю ручку прямо из-за того, что боюсь. Делаю первое задание, всего их 20, а учительница говорит, что до конца урока осталось 10 минут. У меня голова даже расширяется. Я боюсь получить плохую оценку. Все смотрят на меня с надеждой...»

«Папа просит показать дневник и начинает ругаться. Он ругает меня за то, что проскакивают четверки».

«Меня не лупят. Словами обижают: дурочка, идиотка, глагол to be нужен! глагол! Я не жалуюсь. Живу я еле-еле».

Родители третьеклассника Саши лупят его ремнем, даже если не получается работа из цветной бумаги по труду. Мама утверждает при этом:

«Стремиться надо к высшему, а меньшее ты всегда сделаешь!»

Неадекватные родительские ожидания способны исказить и сам мыслительный процесс. Такой ребенок справляется со сложными заданиями, но не может выполнить простого: начинает оригинальничать, усложнять и выдумывать что-то несусветное, потому что родительская установка такова - быть отличным от других, необыкновенным.

Раскрыть таланты

Как же родителям оценить правильность своего воспитательного подхода? Американский исследователь Дэвид Льюис проанализировал опыт тысяч семей, в которых воспитываются одаренные дети. Исследователь заострил внимание на успешном опыте и составил рекомендации для развития интеллектуального потенциала детей. Вот что он советует родителям, воспитывающим юных гениев:

  • отвечать на все вопросы детей насколько возможно терпеливо и честно;
  • предоставить ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий, уделить особое внимание обустройству рабочего места;
  • не ругать его за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена;
  • каждый день находить время, чтобы побыть с ребенком наедине;
  • позволять детям играть со всяким хламом;
  • побуждать ребенка находить проблемы и затем решать их;
  • помогать ребенку улучшить результат его работы;
  • давать понять, что вы любите ребенка самого по себе, а не его достижения;
  • поручать сыну или дочери посильные заботы по дому;
  • установить разумный поведенческий стандарт и стремиться, чтобы ребенок ему следовал;
  • приучать детей мыслить самостоятельно;
  • помогать ребенку строить его собственные планы и принимать решения;
  • научить его адекватно общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев, а также со взрослыми любого возраста;
  • позволять детям принимать участие в планировании семейных дел;
  • никогда не говорить ребенку, что он хуже других детей;
  • никогда его не дразнить за ошибки;
  • не исключать никаких тем для обсуждения с детьми;
  • помогать детям находить заслуживающие внимания телепередачи;
  • побуждать сына или дочь придумывать разные истории, фантазировать;
  • никогда не хвалить ребенка беспредметно и неискренне, надо уметь находить в его занятиях то, что достойно похвалы;
  • регулярно читать ребенку и приучать его к чтению с малых лет;
  • давать ребенку возможность действительно принимать решения;
  • стараться, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном результате.

Быть как все - легче

Совершенно противоположное отношение некоторых родителей - вообще не замечать выдающиеся способности своих детей. Их кредо - быть как все, и одаренный ребенок им не нужен. Пусть будет отличником, это допустимо, но одаренность с ее излишней пытливостью, беспорядком, бесконечными вопросами, чудачеством не вписывается в прокрустово ложе родительских представлений о том, каким должен быть их ребенок. Современная стратегия жизненного успеха многих людей предполагает прежде всего материальный достаток. И дети начинают стесняться своих способностей. Чтобы не «высовываться», не выделяться среди одноклассников, попросту зарывают свои таланты.

Второклассница из обычной школы имеет прекрасную память, богатое воображение, развитую не по годам речь, пишет стихи, сочиняет рассказы, много фантазирует, рисует. Но родители этого не замечают, да и школьные успехи на «3-4». Обладая повышенной чувствительностью и ранимостью, она так боится свою громогласную учительницу, что никогда не поднимает руку и предпочитает оставаться в тени, погружаясь в мир своих фантазий.

Если талантливый, почему не отличник?

Многие родители вообще не очень понимают особенности интеллектуального развития одаренных детей. Они ориентированы на школьную отметку как показатель успешности обучения, а их ребенок не вписывается в школьные нормы. Он может с головой уйти в историю, ночи напролет читать о ней и совсем забросить химию, явиться в школу с невыученными уроками и нахватать «двоек». Или может часами что-то мастерить, паять, а у него при этом «тройка» по физике. «Как это так?» - задаются вопросом родители и, требуя формальных успехов, не считаются с интересами ребенка. Но их сыну или дочери в данный момент интересны не оценки, а процесс, они экспериментируют, и именно это является одним из проявлений одаренности, а не результат, который традиционно оценивается школой.

Многие родители, требуя формальных успехов и отличных оценок, не считаются с интересами ребенка

Есть еще одна проблема, о которой забывают многие родители, воспитывающие одаренных детей. Это развитие социальной компетентности: быть адекватными в поведении со старшими, не задираться и не конфликтовать со сверстниками. Ведь нередко случается так, что одаренный ребенок, окруженный не столь талантливыми одноклассниками, чувствует себя весьма одиноко. То, что понятно и интересно ему, далеко не всегда занимает других ребят, а иногда и обычная зависть может отдалить его от сверстников. Ему могут дать обидную кличку, начнут высмеивать, и он станет в классе белой вороной. В начальной школе справиться с такой проблемой еще худо-бедно можно. А вот для подростков одиночество - это тяжелейшее испытание. Поэтому помочь преодолеть социальную отчужденность, эгоцентризм, найти друзей - задача для родителей весьма сложная, но это основа для будущего успеха их сыновей и дочерей Ведь с годами одаренного ребенка ждет не череда олимпиад, где требуется добиться индивидуального успеха, а создание семьи, где надо заботиться о другом человеке и уметь его слышать; уметь подчиняться начальству, даже если его указания далеко не так блестящи, как хотелось бы; уметь сотрудничать с сослуживцами, считаясь с их «неодаренностью», а то и посредственностью. Американские психологи пришли к выводу, что для успеха в бизнесе высокий уровень социальной компетентности важнее, чем интеллектуальные способности. А ведь навыки общения, модели отношений закладываются прежде всего в семье. И если юному дарованию с младых ногтей привили высокомерие, непереносимость критики, гордость и заносчивость, то ломка жизнью этих установок может начаться довольно рано: неуживчивость на работе, семейные разводы, соматические недуги и постоянное внутреннее одиночество, прикрываемое мнимыми внешними успехами. Талант на службе у гордости может ли приумножиться, развиться в полноте? Об этом стоит задуматься родителям, обильно поливающим свою «розу».

Вероника Сорокина, кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник лаборатории
инструментальных методов психологии
Московского городского психолого-педагогического университета.

Томасу Эдисону, возможно, самому блестящему изобретателю в истории человечества, когда-то сказали, что он слишком недалекий и неспособный к обучению. Альберт Эйнштейн, величайший физик, с детства слышал от многих людей, что он ни на что не годен. Одаренность – это сложный подарок судьбы, а дети с высоким интеллектом часто бывают непонятыми и недооцененными.

Что такое одаренность? Это когда способности ребенка значительно выше нормы для их возраста. И одаренность может проявляться в разных сферах: языки, творчество, математика или наука.

Как можно распознать её в детях?

1. Они постоянно спрашивают, как все устроено

Любопытство одаренного малыша можно сравнить с поведением домашнего животного, постоянно изучающего окружающую среду. Одаренные дети всегда и обо всем интересуются. Родителям можно пожелать только терпения, чтобы справиться с непрекращающимся потоком вопросов.

2. Они предпочитают компанию взрослых людей

Одаренные дети быстро схватывают темы, обсуждаемые в садике и школе, особенно в раннем возрасте. В результате им становится скучно общаться со своими сверстниками. Потому ребенок будет искать компанию более старших детей или взрослых.

3. Они любят читать

Неудивительно, что большинство суперуспешных людей, например, Уоррен Баффет, Билл Гейтс, Марк Цукерберг и многие другие, в детстве обожали читать. Одаренные дети действительно быстрее и раньше выучиваются чтению, а потом взахлеб поглощают книги.

4. Они глубоко изучают предмет

Ребенок, который умеет выдавать оригинальные мысли и идеи, вероятно, является одаренным и исключительным. Большинство маленьких детей обычно пересказывают заданный материал для учителя, а одаренный ребенок изучит еще и дополнительную информацию, чтобы глубже понять тему.

5. Они умеют сосредотачиваться

Одаренные дети, как правило, обладают удивительной сосредоточенностью. Когда им дают задачу, они упорно работают над ней до завершения. Телевизоры, видеоигры и социальные сети не отвлекают их внимания.

6. Они неидеальны

Даже одаренные дети не являются идеальными людьми. Они могут показывать прогресс в определенных областях, но оставаться невнимательными, ленивыми или же сражаться с собственной неорганизованностью.

7. Они берут на себя лидерские роли

Не все одаренные дети берут на себя инициативу, но лидерство – это их конек. Даже одаренный ребенок-интроверт будет время от времени выходить из своего собственного мира, чтобы направлять своих сверстников. Такое часто происходит во время групповых проектов. Ребенок просто умеет видеть, переосмысливать и решать проблему, задавая своим сверстникам направление.

8. Они превосходят ожидания

Естественно, когда ребенок мал, мы не ожидаем от него слишком многого. Но одаренность проявляется быстро. Такой ребенок начинает опережать этапы стандартного возрастного развития: раньше читать, раньше говорить, раньше развиваться во всех смыслах.

9. Они быстро понимают схемы и шаблоны действий

Одаренные дети имеют исключительную способность замечать установленные схемы и шаблоны, то есть логику поведения и действий. Они все замечают и фиксируют, например, расписание автобуса под домом. Такие дети наблюдательны и быстро запоминают ключевую информацию.

10. Они обладают широтой знаний

Илон Маск, основатель компаний SpaceX, Tesla и Solar City, был одаренным ребенком. Когда он перечитывал все книги, имеющиеся в наличии, то принимался за энциклопедии. Из-за их стремления к знаниям, одаренные дети жадно накапливают и хранят информацию всех видов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ № 61 «комбинированного вида»

Как выделить из группы детей одарённого ребенка?

(консультация для педагогов)

Составила: Светлана Анатольевна Шерстянникова,

воспитатель МБДОУ № 61

Ленинск-Кузнецкий, 2016

Проблемы, связанные с развитием одаренности человека, все больше привлекают к себе внимание ученых, работников образования, журналистов, писателей, родительской общественности, как в нашей стране, так и за рубежом.

Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым.

Одаренные дети... Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных.Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет.

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок. Но одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему со своей необычностью бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагогов – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.
Одаренные дети – вундеркинды, способные, талантливые, гениальные. Их называют по-разному. Но суть заключается в одном – в феномене детской одаренности. Одаренность – это, безусловно, драгоценнейший природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как бриллиант, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару бриллиантовый блеск.

Как выделить из группы детей одаренного ребенка? На наш взгляд, ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

    высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления;повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;

    обладание хорошей памятью;

    проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;

    высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;

    самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;

    креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;

    самостоятельность, независимость, уверенность в себе;

    повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.

Понять и принять таких детей удается далеко не всем педагогам и родителям. Их отношение к таким детям неоднозначно. Появление ребенка с признаками одаренности в одних семьях вызывает у родителей чувства радости, восхищения, стремление активно содействовать его развитию, расти самим; в других – растерянность, неудачи во взаимодействии с ярким и необычным малышом, который отличается от своих сверстников. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается и в детском саду. Не все так просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Плохо, если подобный ребенок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Как бы ни было трудно педагогу в общении с таким ребенком, он должен в значительной степени постараться изменить непростую ситуацию, окрасить ее в позитивный цвет – в цвет радости, счастья от общения с чудом, открытым миру, раскрывающимся у него на глазах, от осознания причастности к этому.

В настоящее время выделены разнообразные виды человеческой одаренности. В их числе – интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная, социальная (лидерская, коммуникативная) , которые проявляются уже в дошкольный период. Родители и педагоги обычно проявляют заботу в отношении умственных способностей, одаренности ребенка в музыкальной и изобразительной деятельности. Мало внимания уделяется развитию социальной одаренности, которая проявляется в общении. А ведь именно социальная одаренность может стать толчком для развития способностей более высокого уровня.
Как показывают современные исследования, в своей жизни добиваются большого успеха не всегда те, у кого развиты умственные способности, а как правило, люди, обладающие способностью легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения, имеющие выраженные лидерские качества и организаторские способности, а также умеющие правильно выбрать сферу своей деятельности и двигаться к намеченной цели.

Опыт работы педагогов ДОУ показывает, что дети с зачатками социальной одаренности встречаются в детском саду чаще, чем с другими видами одаренности. Поэтому мы решили разработать систему работы с социально одаренными детьми для раннего развития их коммуникативных и лидерских качеств, для обеспечения возможности их самореализации. Ведь именно с умением самореализовываться, на наш взгляд, будут связаны все достижения человека в последующей жизни. А общение станет средством, обеспечивающим самореализацию.
Детский сад – первый социальный институт, в котором начинается социально-личностное развитие ребенка. Именно в группе детского сада ребенок начинает познавать все тонкости взаимодействия и общения с окружающими взрослыми и детьми.
Выявление одаренных детей в детском коллективе – проблема, давно привлекающая к себе внимание психологов, педагогов и родителей. Однако на сегодняшний день она во многом остается нерешенной, ее относят к числу актуальных, особо сложных, требующих повышенного внимания. Все исследователи вопроса детской одаренности признают необходимость как можно более ранней идентификации одаренных детей в детском коллективе для создания условий развития их дарования. Однако сложность заключается в том, что нет однозначного отношения к самому процессу раннего выделения одаренности.
Впервые знакомясь с воспитанниками новой группы, мы должны стараться определить, одаренный ли перед нами ребенок или его отличие от остальных детей связано с особенностями его воспитания и раннего развития в семье. Выявление детей с признаками одаренности - процесс длительный, связанный с анализом особенностей развития каждого конкретного ребенка. Мы должны направлять свою работу на поиск одаренных детей в процессе совместной деятельности, общения, самостоятельной деятельности детей, соответствующей их интересам.
В результате наблюдений выявляются способности ребенка, его склонности и интересы. Особое внимание мы должны обращать на детей, задающих много вопросов, интересующихся окружающим, знающих о том, что для их сверстников не представляет никакого интереса. Мы должны выделять детей, которые быстро запоминают прочитанное и рассказанное взрослыми, эмоционально реагируют на все новое, оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения.

Дети, развитием которых не занимались в семье, как правило, не способны находить и принимать нестандартные решения в сложных ситуациях. А одаренные дети оказываются самостоятельными, энергичными и независимыми. У них богатый словарный запас, связанный с ранним овладением речью. Они способны к словотворчеству, обладают большой речевой активностью. В раннем возрасте такие дети хорошо прослеживают причинно-следственные связи и делают определенные выводы. Им можно поручить выполнить более сложное дело, к выполнению которого они подойдут ответственно, если будут в нем заинтересованы. Для этого мы предлагаем им ситуации, решение которых требует инициативы и нестандартного мышления. Если у таких детей будет сформирован высокий уровень познавательного интереса, то они станут помощниками взрослым в любых начинаниях. Поддержать и развить индивидуальность одаренного ребенка, не затормозить рост его способностей – одна из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения. В нашем дошкольном учреждении особое внимание мы уделяем развитию социально одаренных детей. Ведь именно в дошкольные годы социальная одаренность начинает проявляться и развиваться, о чем свидетельствуют результаты различных исследований в данной области.

Для развития социальной одаренности в период дошкольного детства есть немало предпосылок. В это время активно формируется самосознание, потребность в общении с взрослыми и сверстниками, способность к сопереживанию, развиваются социальные эмоции и чувства. Дошкольная группа – это первое детское сообщество, в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды детской деятельности, происходит овладение новой социальной ролью – члена детской группы, формируются отношения со сверстниками.
Социально одаренные дети – это всегда лидеры в детском коллективе. У них рано проявляются лидерские качества, способствующие объединению детского коллектива. Они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении. Именно коммуникативно одаренные дети становятся в группе инициаторами взаимодействия. Одаренный ребенок часто берет на себя роль организатора коллективной игры. Обладая хорошей речью, он может подсказать педагогу, чего желают другие дети, которым на данном этапе сложно выразить свои мысли. Такие дети всегда проявляют готовность помочь своим сверстникам советом или делом, они способны улаживать назревающие конфликты. С ними хотят общаться и дружить большинство детей группы. Однако одаренные дети быстро понимают свое превосходство над другими, что позволяет им зачастую командовать детьми, выбирать игры по своему желанию, устанавливать свои правила.
Также большое внимание в своей работе мы должны уделять развитию коммуникативных качеств социально одаренных детей. Развитие общения наиболее ярко происходит в творческой деятельности: в разыгрывании ролевых диалогов, инсценировки стихов, исполнении этюдов, драматизации художественных произведений, сюжетно-ролевой и режиссерской игре.
Одаренные дети четко представляют себе, как можно организовать любую игру, умеют создавать условия для игр: выбирают место, распределяют роли, находят необходимые игрушки, определяют содержание игры и обязательно вносят в игру что-то новое. Мы обратили внимание, что такие дети с интересом участвуют в беседах по теме предстоящей игры, задают взрослым много вопросов с целью узнать что-то новое и с удовольствием делятся полученными впечатлениями со всеми окружающими. Яркие впечатления позволяют одаренным детям более ответственно отнестись к выполнению игровой роли. Они изобретательны в действиях с игрушками, подражают их голосам и ведут с ними разговоры, их деятельность носит эмоциональный характер. Чаще всего одаренные дети берут на себя главные роли и хорошо справляются с ними. В игру они могут приглашать только тех, кого хотят и расстраиваются, если с ними в чем-то не соглашаются. Они часто проявляют завышенные требование к своим сверстникам, стремясь к лидерству. Поэтому задача педагогов – объяснить одаренному ребенку, что необходимо считаться с мнением сверстников. Такой ребенок не должен чувствовать себя выше других детей, поэтому педагоги используют прием последующего обсуждения игровых действий всех участников коллективной игры.
Для раннего развития социальной одаренности дошкольников в ДОУ создают проблемно-речевые ситуации, проводят коммуникативные игры, игровые упражнения для развития эмоциональной сферы, игры-этюды, организуют этические беседы, чтение и обсуждение художественной литературы, стимулируют активность детей в творческих играх, в процессе работы творческих мастерских, проводят праздники и развлечения.
Общепризнано, что главным фактором развития социальной одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка социального интереса. Социальная одаренность формируется у детей в семьях с демократическим стилем общения взрослых друг с другом и с детьми, где ценятся личностное общение, совместное времяпрепровождение. Детям предоставляется возможность самостоятельных действий и решений, но существует и определенный разумный контроль за их действиями.

Развитию одаренности детей способствует высокая заинтересованность в постоянном познании нового у самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, отдавая свободное время совместной познавательной деятельности - общим играм, обсуждению интересных вопросов, решению интеллектуальных задач. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спортивной, музыкальной.

Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому специалистам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье с целью помощи родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Наш опыт взаимодействия с родителями показывает, что они по-разному относятся к проблеме одаренности собственных детей. Одни считают, что не надо обращать внимание на любознательность, фантазию, творчество ребенка, так как это связано с особенностями возраста. Другие наоборот преувеличивают возможности ребенка, тем самым подчеркивая, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Они постоянно говорят ребенку о его исключительности, ставя его выше всех других детей. Мы стараемся объяснить родителям, что такой подход к воспитанию не правильный, ведь ребенок должен стать частью общества, а не выделяться из него. Нам важно, чтобы родители поняли, что ребенок должен обладать здоровым самообладанием и пониманием того, что способности и интересы других детей могут быть столь же заслуживающими внимания, как и его собственные. Но в любом случае, одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его талант найдет понимание и поддержку, прежде всего, у родителей.

Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому нужно стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.

Список литературы:

    Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд. – М., 2004.

    Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2006.

    Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

    Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / Е.А. Панько и др. – М., 2009.

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Елена Николаева
Воспитать одаренного ребенка. Как?

Вместо предисловия

Если вы хотите иметь то, чего никогда не имели, вам придется делать то, чего не делали никогда.

К. Шанель


Как реагировать родителям, когда им говорят: «Ваш ребенок необыкновенно талантлив», «Ваш ребенок обладает выдающимися способностями», «Ваш ребенок гений»?

Что они должны делать, если им, напротив, ничего такого не говорят? Либо они слышат: «Ваш ребенок ни на что не способен», «Из вашего ребенка ничего не выйдет» или даже еще хуже? Как родителям поступать в этом случае? Насколько можно верить таким заявлениям учителей, специалистов и даже родственников?

Если они разочаровались в ребенке, мы должны последовать их примеру?

Когда они говорят, что ребенок гений, нужно бросить все и посвятить свою жизнь исключительно ему? Однако в этом случае ребенок очень быстро перерастет и возможности родителя, и возможности учителя. Как быть родителю с тем фактом, что он все отдал ребенку, а тот в какой-то момент его покидает и хочет жить самостоятельно? «Я тебе отдал(а) все, а ты…»

Конечно, под давлением он может остаться с матерью или учителем, особенно в тех случаях, когда взрослые уделяли внимание только таланту и тормозили развитие личности, чтобы привязать его к себе. Тогда родитель может стать менеджером, организатором выставок или концертов. И все же когда-то личность достигнет уровня таланта, и тогда человек захочет самостоятельно распоряжаться собственной судьбой и внутренним миром. В этом кроется обязательный конфликт гения с его близкими, решившими посвятить ему свою жизнь. Талант потому и талант, что он перерастает все вокруг. Пьеса «Дядя Ваня» написана давно, но люди по-прежнему совершают те же ошибки.

Конечно, можно поступать так, как Агриппина, мать Нерона. Когда прорицатель сказал ей, что ее сын будет царствовать, но убьет собственную мать, она ответила: «Пусть убьет, лишь бы царствовал». Она активно прокладывала сыну путь к трону и руководила всеми его действиями. Однако в какой-то момент он захотел сам управлять делами, что и привело в конце концов (а сын пытался убить мать неоднократно) к гибели Агриппины.

Имеется немало примеров и противоположных ситуаций, когда родители просто эксплуатируют талант ребенка, полагая, что, родив, они имеют все права не только на талант, но и на его судьбу. Следует сказать, что это также в какой-то момент приводит к разрыву отношений.

Когда-то я и мой коллега получили гранты на оказание помощи одаренным детям. Это было на заре перестройки, когда поддержку получали люди с разными взглядами, а эксперты могли занимать даже противоречащие друг другу позиции, если они были обоснованы. Мы действительно имели диаметрально противоположное представление о том, как нужно поддерживать одаренных детей. Мне казалось, что детям следует оказывать всевозможную помощь, тогда как коллега специально устраивал для своих подопечных препятствия, которые им необходимо было преодолевать.

Мы много и горячо спорили, и я была открытым противником методов моего коллеги, хотя его личность вызывала большое уважение. По прошествии времени и накоплении опыта я понимаю, что мы были правы оба. Мы работали с детьми разного возраста: у меня были дошкольники, у коллеги – подростки. Если одни нуждались в постоянной поддержке, то другие должны были стать самостоятельными и самодостаточными, чтобы набрать силы для преодоления жизненных трудностей, всегда препятствующих новому, какие бы времена ни были на дворе.

Усталые родители маленьких детей часто задаются вопросом: «Когда же он вырастет?»

Умудренные опытом мамы и папы точно знают, что ребенок растет стремительно. Именно поэтому требуется постоянное изменение и совершенствование стратегий воспитания. То, что так полезно годовалому малышу, может быть бесполезно для дошкольника и просто вредно для подростка.

В этой книге я попытаюсь ответить на вопрос: «Что и когда родитель может предложить ребенку, чтобы помощь была “вовремя” для раскрытия его таланта?»

Нужно развивать не креативность ребенка, а его личность. Ведь только уникальная личность сможет создать нечто новое, исключительное. Однако ни один родитель ни в одном своем сне не предскажет, что способен создать его ребенок. Все мы знаем, что личности не производятся на конвейере, а потому не существует четкой инструкции, когда и что добавить или что удалить для получения стандарта уникальности. Да и стандарта такого быть не может.

Задачей этой книги не является повышение уровня тревоги и ответственности родителей за будущий результат – реализацию или нереализацию таланта ребенка. Человек наследует не признак, а норму реакции признака. Ребенок получает от родителей не талант, а лишь возможность его проявления. Проявится он или нет, зависит от многих факторов, которые и будут здесь обсуждены.

У книги другая задача: превратить процесс формирования творческих способностей детей в творческую деятельность их родителей. Такое сотрудничество будет эффективным только в том случае, если для обеих сторон оно станет радостным и интересным. Это значит, что родитель НЕ ДОЛЖЕН формировать талант ребенка, а ребенок НЕ ДОЛЖЕН перед родителем его проявлять. Однако и родители и дети могут ХОТЕТЬ интересоваться этой жизнью и быть счастливыми от того, что они постигают ее вместе и радуют друг друга в процессе этого познания.

Глава 1
Одаренность и креативность

Есть время работать, и есть время любить.

Никакого другого времени нет.

К. Шанель


Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду взрослых людей, достигших больших результатов в какой-то деятельности. Однако, обсуждая ребенка, у которого все еще впереди, уместнее использовать термин «креативность» – возможность проявления творческих способностей в будущем. В этом понятии не заложены обещания конкретной премии и нет сведений о точной сумме будущего гонорара, это всего лишь предожидание.

Что можно ожидать от ребенка в будущем? Способность ощущать проблему, видеть ее там, где для других есть серая очевидность. Так Ньютон задумался над тем, почему падают яблоки, и Архимед поставил вопрос, почему в воде объекты ведут себя иначе, чем на воздухе (понятно, что я говорю о гениальных открытиях упрощенно, но здесь я хочу лишь проиллюстрировать идею предожидания). Миллионы людей видели падающие яблоки, и несметное число жителей Земли купались в ванне или море, и все они принимали как данность те факты, что яблоки падают на землю, а тела, помещенные в воду, пытаются всплыть на ее поверхность. Проблемы не существовало, пока не нашлись те, кто в очевидности осознал неизведанное. Эту особенность видеть проблему, ощущать несогласованность, отсутствие каких-то элементов в простых истинах можно предожидать в ребенке. Также можно предожидать иной взгляд на привычные вещи, способность посмотреть на одно и то же с разных сторон, иначе назвать привычное и осознать в этом новизну, оригинальность мысли.

Одаренность – некий дар, которым наделяют ребенка его родители, если мы находимся на позициях генетики, или высшее существо, если мы оцениваем события с религиозной точки зрения. Само понятие впервые было сформулировано в середине XIX века сэром Френсисом Гальтоном, двоюродным братом Чарльза Дарвина. Русское слово «одар енность» – калька английского слова «giftedness», которое также означает «дар». Одним из элементов значения этого слова, как и термина «креативность», является возможность: человеку дан дар, но неизвестно, как он им воспользуется. Кто знает, что в человеке, достигшем высших ступеней мастерства, идет от рождения, «от Бога», а что – от длительного напряженного труда?

Восьмилетний пакистанский мальчик Шофан Тхобани 13 месяцев изучал программы компании «Майкрософт». В 2012 году он прошел финальное тестирование и, набрав 91 балл, получил сертификат специалиста. Мальчик с пяти лет посещает занятия в пакистанском Технологическом колледже. Возможно, у него есть дар легко схватывать сложные математические конструкции. Однако знаете ли вы других пятилетних детей, которые вместо того, чтобы весело играть со сверстниками, внимательно слушали бы объяснение учителем абстрактных понятий машинного программирования? Здесь чувствуются воля и характер.

К сожалению, в этой истории мне неизвестно поведение его родителей. Хотя очевидно, что посещение серьезного учебного заведения таким маленьким слушателем возможно исключительно с разрешения родителей и при их непосредственной помощи.

Приведу и другой пример. Аэлита Андре – пятилетняя девочка из Мельбурна (Австралия), картины которой продаются на престижных взрослых выставках, где возраст автора не играет никакой роли. Она абстракционист, но сочетание красок на ее полотнах никого не оставляет равнодушным. В них есть тонкое чувство цвета и композиции.

Ее мать – фотохудожник из Санкт-Петербурга, отец – австралийский режиссер, музыкант и художник. Он рисует картины, расположив холсты на полу. Наблюдая за папой, девочка проявила к его творчеству и такому способу рисования большой интерес. Чтобы не навредить здоровью дочери, родители приобрели неядовитые акриловые краски. Обнаружив у дочери талант, они отдали в ее распоряжение 30-метровую гостиную, в которой она могла рисовать где угодно – на стенах, мебели, своей одежде. Недавно Аэлита Андре получила главный приз – «Льва» – на престижном биеннале Chianchiano в Италии.

Чтобы избежать обвинений в эксплуатации детского труда, родители создали фонд на имя девочки, в который поступают все средства от продажи ее картин. Аэлита сможет ими распоряжаться, когда достигнет совершеннолетия. Многие преподаватели предлагали обучать девочку. Однако родители полагают, что это будет возможно, только когда она подрастет и сама захочет это делать. Они боятся воздействовать на ее природное чутье раньше положенного времени.

В обоих описанных случаях дар неотделим от труда. Вместе с тем это не подневольный труд, а свободный выбор творца. Родители лишь следуют за ребенком и поддерживают его. Однако что делать, если ребенок не выказывает явных предпочтений?

Б. М. Теплов писал, что на практике лучше говорить не об одаренности, а о способностях. Просто потому, что нет инструмента измерения одаренности. Есть восторг перед отдельными людьми, проявляющими в раннем возрасте чудеса умений в той или иной области. Способности же можно измерить. Считается, что в понятии «способность» заключается три значимых аспекта:

✓способности – это индивидуальные характеристики, которые отличают одного ребенка от другого;

✓способностями называют лишь те характеристики, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности (а потому вспыльчивость, жестокость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями, не называются способностями, так как не рассматриваются в качестве условий успешности выполнения какой-либо деятельности);

✓способность не сводится к знаниям, навыкам или умениям, уже выработанным у данного человека, а предполагает некий потенциал, который ему предстоит обнаружить.


Таким образом, под одаренностью мы можем понимать уровень развития каких-либо способностей. Человек бывает необычайно одарен, например, музыкальными способностями или вообще не имеет музыкального слуха.

Согласно определению Б. М. Теплова, одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Следует подчеркнуть, что одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность его достижения. Чтобы добиться успеха, нужно многое другое, о чем мы поговорим позже.

Способности не сводятся к имеющимся у ребенка знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. На глубинном уровне способности – это свойства мозга, особенности восприятия и обработки информации. На ее основе по законам мозговой организации строится уникальная картина мира ребенка, возможность познавать, размышлять, делать выводы и прогнозировать.

Способности, как и одаренность, могут быть общими и специальными. Общие способности позволяют быстро и легко осваивать то, что соответствует возрасту. Наличие способностей определяет эту быстроту познания. Любой здоровый новорожденный обладает общими способностями в той или иной степени выраженности: от высокой до низкой.

Специальные способности связаны с быстрым и легким освоением чего-то уникального. Это способности музыкальные, художественные, спортивные, исследовательские, резьбы по дереву или камню и многие другие. Очевидно, что, имея музыкальные способности, один ребенок будет хорошим певцом, другой – исполнителем на музыкальных инструментах, тогда как третий – композитором. Точно так же кто-то будет конструировать космические корабли, кто-то – их мастерски делать, а кто-то – мужественно испытывать, не зная, как первый их конструировал, а второй – делал.

Однако кто-то сможет сочетать все это.

Понятие «общие способности» можно заменить термином «креативность», имея в виду некую общую способностью к созиданию.

У ученых существуют разные точки зрения на проблемы творчества и креативности, но мы оставим эти теоретические изыскания за пределами данной книги, хотя она будет опираться исключительно на научные данные.

Чтобы понять основную проблему одаренности, обратимся к метафоре, предложенной одним из исследователей креативности М. А. Рунко. Он сравнил творчество взрослых с бабочкой, и тогда метафорой детского творчества становится гусеница. Проблема состоит в том, что мы не можем представить бабочку, если видим только гусеницу. Из кокона, который совьет гусеница, может вылететь и моль, поедающая все на своем пути, и роскошный махаон, от которого будет невозможно отвести взгляд. Однако дело не только в том, в какой сфере проявит свои возможности гусеница, но и в том, сможет ли она преодолеть все те препятствия, которые встают перед ней на пути превращения в бабочку. Это точно описано в притче.

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек остановился и долгие часы наблюдал, как через нее пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон.

Бабочка тотчас вышла. Однако ее тельце было слабым и немощным, крылья были неразвитыми и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце и нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал: усилие для выхода через узкую щель кокона необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и она смогла летать.

Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Родители занимают различные позиции по отношению к одаренности детей, их обучению и выбору профессии. Кто-то считает, что природа сама все расставит по местам, а кто-то чувствует свою ответственность за результат. Безразличное спокойствие одних и чрезмерная тревога других могут нанести непоправимый вред развитию ребенка.

Очевидно, что малыш до определенного времени не может ставить себе задачи просто потому, что у него нет для этого достаточно широкого кругозора. Однако на каком основании это делают его родители и почему? На что они могут ориентироваться в постановке именно тех задач, которые и помогут реализовать талант ребенка в большей мере?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать, какие факторы способствуют превращению одаренности в мастерство и какие из них зависят от действий родителей и ребенка.

Как представляется, наиболее четко обозначил проблему формирования одаренности Масару Ибука, основатель компании «Sony» и изобретатель большей части производимых ею приборов. Это, безусловно, реализовавшийся человек, создавший себя сам, необыкновенно творческая личность. Налицо результаты его созидательной деятельности.

Он считает, что родителям необходимо развивать способности детей с раннего детства. Однако действия родителей должны быть осуществлены «вовремя». Именно вопрос о том, когда для

конкретного ребенка наступит это «вовремя», и представляет собой наибольшую сложность воспитания. Здесь все зависит от того, кто находится рядом с ребенком и насколько он способен быть внимательным наблюдателем.

Быть внимательным наблюдателем означает сопоставлять действия ребенка сегодня с тем, что он делал вчера, и предвидеть его развитие завтра. Однако тогда этот некто должен быть увлеченным исследователем развития своего ребенка, не менее любознательным и креативным, чем сам ребенок. Правда, встает вопрос: ребенок у такого взрослого становится креативным потому, что этот взрослый был креативным, или потому, что он был увлеченным, наблюдающим и любящим? Это сложная научная проблема, которая до сих пор не решена. Для родителей, читающих эту книгу, замечу: ответ на данный вопрос не влияет на те действия, которые необходимо предпринимать, чтобы помочь ребенку реализовать талант. Точно так же как родитель предлагает ребенку на завтрак яйцо, не размышляя о том, что первично – яйцо или курица, он должен быть внимательным исследователем, не задумывающимся о том, его ли гены делают ребенка креативным или это происходит благодаря его действиям?

В дискуссии о том, что же такое творчество, исследователи сходятся на двух его характеристиках: в нем должны быть новизна и полезность. Уже подчеркивалось, что творчество характеризует сложившуюся личность. Ребенка же описывают, опираясь на понятие «креативность», то есть возможность проявления творчества в будущем.

Хотя определение креативности до сих пор активно обсуждается, есть некоторое соглашение исследователей относительно нескольких ее характеристик. Итак, креативность:

✓представляет собой континуум, то есть непрерывное свойство от минимальной до чрезмерной величины;

✓отличается от интеллекта, а следовательно, соотносится с ним различным образом (например, у высокоинтеллектуального человека может быть низкая креативность и, наоборот, у очень креативного человека – невысокий интеллект;

✓связана с необычным решением проблем.

Таким образом, креативность в наиболее общем смысле – это нетипичный взгляд на мир. Тогда она может вообще не соотноситься с обширными знаниями ученого, не способного иметь собственную точку зрения. Потому известные музыканты или художники иногда обладают весьма узким взглядом на социальные проблемы. Соединение креативности, интеллекта и нравственности, что так ярко проявилось в личностях Аль-берта Эйнштейна, Альберта Швейцера, Андрея Дмитриевича Сахарова и Александра Исаевича Солженицына, – редчайшее явление. Каждый из них создал нечто новое и полезное для человечества. Все они имели семью, к которой трепетно относились, и не были равнодушными наблюдателями происходящего вокруг.

В любом человеке эти качества содержатся в различных пропорциях, а потому встречаются фантастически креативные глупые и безнравственные выскочки, высокоинтеллектуальные и крайне скучные люди, а также недалекие моралисты, если лишь одно качество представлено в максимальной концентрации при отсутствии двух других необходимых свойств. Более того, весьма часто люди, создавшие нечто новое в одной области, оказываются крайне консервативными в другой. Например, Зигмунд Фрейд, осуществивший величайший прорыв в изучении психики человека, создавший метод описания бессознательного, остался на патриархальной позиции своего времени в отношении психологии женщины и ее сексуальности.

Выделяют три ключевые характеристики креативности:

дивергентное мышление;

✓готовность к трансформации;

✓способность к оценке.

Кроме того, отмечается необходимость соединения эмоций с процессом познания, открытости эмоционального переживания.

Первый из названных процессов – дивергентное мышление. Это способность предлагать разные решения одной и той же проблемы. У детей ее часто оценивают как количество идей, которые может предложить ребенок в процессе беседы со взрослым.

Готовность к трансформации – это умение взглянуть на задачу с другой стороны, отказаться от прежних собственных стратегий ее решения, не упорствовать в однажды возникшем представлении. Ее можно определить как гибкость, умение принимать необычное решение, не противостоять новому.

Очевидно, что это самое нелюбимое качество в человеке для обывателя, который упорно стоит на своем и стремится искоренить его везде, где возможно. Именно это свойство ребенка чаще всего уничтожают еще в начальной школе невежественные учителя.

Способность к оценке лишь недавно была рассмотрена как важная составляющая креативности. Хотя способность оценить эффективность решения как в конце решения, так и на любом его этапе описывается исследователями реже других характеристик, это важнейшее свойство творчества. Оно представляет собой возможность предсказать, насколько решение проблемы будет эффективно.

Как уже говорилось, под творчеством понимается создание не просто нового, а полезного и не приносящего вреда. С этой точки зрения качественный анализ решения при создании нового крайне необходим. Именно в данной особенности мы видим различие в деятельности Дж. Неймана и Р. Оппенгеймера – двух участников создания атомной бомбы в США. Если после первого применения ядерного оружия в японских городах Хиросиме и Нагасаки Оппенгеймер, руководитель проекта, стал бороться за запрещение его использования, ужаснувшись результатом содеянного, то Нейман настаивал на увеличении ядерного потенциала США. Конечно, можно сказать, что Нейман был патриотом, а Оппенгеймер – нет. Однако также уместно сказать, что Оппенгеймер был нравственным человеком.

Все исследователи подчеркивают, что креативность включает в себя любознательность, стремление к познанию, окрашенные эмоциональностью, которая пропитывает весь процесс творчества. Невозможно творить, скучая. Поэтому, вынуждая ребенка делать нечто, что вызывает негативные эмоции, можно получить ненависть, а не любовь. Известно, что отец заставлял маленького Льва Ландау для его же пользы играть на рояле. Это закончилось не только тем, что мальчик наотрез отказался от этого занятия, но и охлаждением в отношениях между отцом и сыном на всю оставшуюся жизнь.

Иногда наряду с обязательным положительным эмоциональным отношением к процессу созидания отмечают необходимость мотивации, то есть желания знать, созидать.

Может показаться странным, что необычность мышления должна сопровождаться эмоциональным переживанием. Однако следует помнить: для ребенка существует лишь то, что окрашено эмоциями. Да и для изучения мира и повышения мастерства внутри у человека должен находиться постоянный источник активности, каковым и является мотивация.

Обязательность мощного эмоционального всплеска для активации творческого процесса можно проиллюстрировать событием в семействе Райт. Отец братьев Райт, создателей первых летательных аппаратов, был протестантским священником и достаточно суровым человеком. Детям никогда не покупали игрушек. Они делали их сами, и помогала им в этом мать. Однажды, возвращаясь домой из очередной поездки, отец зашел в магазин и увидел игрушку с необычным названием, которая поразила его самого. Он никогда не слышал подобного слова – «геликоптер». Игрушка величиной около 30 сантиметров, когда в ней закручивали резинку и отпускали, взмывала вверх. Она стоила 50 центов, что было значительной суммой по тем временам для семьи из семи человек (в ней было пятеро детей). Все еще сомневаясь, 50-летний пастор купил игрушку. Дома он завел игрушку. Она взлетела вверх, и у мальчишек захватило дух. Старший, которому было 11 лет, сразу понял, что это механизм. Младший вначале даже подумал, что это живое существо, например летучая мышь. Мальчики играли с игрушкой, пока она не сломалась. Они пытались ее починить, но были слишком малы для такой тонкой работы. Братья смогли сделать геликоптер позднее. Однако восторг, пережитый ими от вида летательного аппарата, остался с ними навсегда. Именно он поддерживал их в минуты отчаяния, когда уже созданные их руками механизмы не хотели лететь. Они точно знали, что это возможно, а потому продолжали искать…

Когда исследователи говорят о связи креативности с эмоциональностью, они имеют в виду испытанное в детстве подобное положительное потрясение, переживание сопричастности к чуду. Известные актеры театра или балета рассказывают о захватывающем чувстве, которое охватило их при первой встрече с театральной постановкой, биологи – о детском восторге, вызванном изящно приземлившимся на цветок махаоном, демонстративно распахнувшим крылья перед маленьким исследователем. Химики с восхищением вспоминают свой первый химический опыт, когда реакция идет именно так, а не иначе, и т. д. Ликование перед возникшим внезапно чудом и желание его разгадать – надежный спутник и поддержка творца в минуты отчаяния.

Творчество – сложное занятие. Описание того, что никто не знает, предполагает поиск соответствующих слов и понятий. Братья Райт, не окончившие даже школы, на ощупь искали условия, при которых аппарат, будучи тяжелее воздуха, сможет взмыть вверх и не просто взмыть, но и мягко приземлиться.

Различают три вида творчества:

✓творчество, связанное с созданием чего-то глобального;

✓творчество в повседневной жизни, когда человек украшает быт новыми для семьи вещами, делает обыденность радостной и светлой;

✓творчество в построении личности самого человека, то, как он создает картину мира и структурирует личностные знания и понимание происходящего.

Очевидно, что первый вид творчества весьма редок, тогда как второй – довольно широко распространен, чему во многом способствуют средства массовой информации. В последнее время они различными способами развивают подобные способности у тех, кто готов откликнуться на призыв творить в обыденности: разнообразно готовить, носить яркие вещи, устраивать праздники в череде буден.

Последний вид творчества – один из сложнейших, встречающийся почти так же редко, как и первый. Это свойство зрелой личности. При сочетании первого и последнего видов творчества мы можем говорить о гениальности.

Зрелая личность способна на творчество в глобальном масштабе. Однако не каждый творец, создающий нечто новое, представляет собой зрелую личность. Пути развития конкретного человека обусловлены обстоятельствами, в которых он формируется. Если семья позволяет ребенку раскрыться как личность, то формируется человек, личностный рост которого сопровождается творческими результатами в науке, искусстве или социуме. Однако семья, разрешая проявиться творческому началу, может эксплуатировать его, препятствуя развитию личности, поскольку личность всегда будет сопротивляться давлению со стороны близких. Тогда формируется человек, весьма талантливый в определенной области, но реализация его таланта будет происходить в той мере, в которой его могут осмыслить манипулирующие близкие.

В нашей стране число матерей, готовых полностью посвятить себя ребенку, явно выросло. Однако нет огромного числа гениальных открытий. Так происходит потому, что воспитание одаренного ребенка – это не только его «дрессировка» в определенной области, но и внутреннее решение сначала малыша, а потом выросшего взрослого тяжело работать ради цели, которую видит пока только он. (Напомню, что цель эта возникает как результат эмоционального потрясения при соприкосновении с тем, что ребенок воспринимает как чудо.) Если подобное решение за ребенка принимают родители, а он к этому не готов, тогда весьма часто реализация цели происходит за счет чего-то иного, например за счет обыкновенного человеческого счастья, желания иметь детей, любить, ощущать жизнь во всех ее красках.

Это говорит о том, что креативность первого типа легко проявляется и нуждается лишь в создании условий для ежедневных тренировок. Креативность последнего типа требует определенного поведения родителей: они должны поддерживать процесс формирования уникальной личности, не ограничивая ее своими представлениями и не помещая в те рамки, которые очевидны им. Поскольку трудность представляет именно последнее условие, мы видим много молодых людей, проявлявших удивительные способности в раннем детстве, превратившихся в хороших исполнителей в юности, но не оправдавших возлагаемых на них надежд. В этом и состоит проблема вундеркиндов: далеко не все из них способны на изменения, подобные тем, что совершает гусеница, превращаясь в бабочку. Часто это происходит как раз потому, что родители не желают ждать и слишком торопят развитие ребенка.

Важно оговориться, что порой подобная поспешность родителей объясняется огромным чувством ответственности за ребенка и его судьбу. Поэтому здесь нет осуждения родителей, есть только описание механизма. Более того, все родители должны знать, что их чувство вины не принесет пользы ребенку. В таком случае они лишь столкнутся с манипуляцией. Дети манипулируют не потому, что плохи, это объясняется долгой эволюцией, в ходе которой наш вид научился приспосабливаться к разным условиям и трансформировать условия под себя так, чтобы минимизировать усилия. Успешными воспитателями могут стать лишь те родители, которые ощущают свою компетентность. Это означает, что они осознают возможность ошибки. Когда они ошибаются, они пытаются исправить ошибку или ищут специалиста, способного помочь это сделать.

На различных этапах развития человеческого общества к одаренности относились по-разному. Со времен Возрождения многие правители поддерживали таланты, и меценатство считалось благородным делом. Проблема состояла в том, что милость легко могла смениться немилостью. Таланту же нужна надежная опора.

Идея одаренности предполагает возможность развития, поддержку и создание условий для максимального раскрытия в ребенке некоторого качества. Такие представления сформировались не так давно, и связаны они с развитием генетики.

Человек наследует не признак, а норму реакции этого признака. Чтобы проиллюстрировать данную мысль, можно вспомнить огромную сосну, растущую на берегу моря. Взяв семя от этой сосны, посадив его в маленький горшок, редко поливая растущее деревце и регулярно подрезая его корни, мы получим маленькую копию сосны. Несмотря на то что генетическая характеристика роста у двух деревьев одна и та же, выраженность признака – роста – у них будет различной. Это касается любого признака. Можно представить музыкально одаренного ребенка, растущего в детском учреждении колонии строгого режима, в которой отбывает наказание его мать. Вряд ли у малыша появится возможность раскрыть свои способности. Музыкально одаренный ребенок может появиться и в ответственной семье, где с раннего детства его будут заставлять изучать разные науки, заниматься в спортивной секции, вызывая тем самым отвращение к учебе и тренировкам в принципе. Результат будет тот же, что и в первом случае, – одаренность исчезнет. Чтобы талант развился в полной мере, необходимы условия, соответствующие этому таланту и растущей личности. Рамки, ограничивающие развитие личности, повлекут ее травмирование и приведут к специфической направленности таланта.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары