Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мозг в черепной коробке. Лучшие способы держать мозг в тонусе

Несмотря на то, что наш головной мозг – один из самых защищенных органов тела, все-таки при авариях и несчастных случаях этой защиты часто оказывается не достаточно. Одной из самых тяжелых черепно-мозговых травм остается внутричерепная гематома (кровоизлияние). О ее коварстве «Правде.ру» рассказал нейрохирург клиники ЦЭЛТ, кандидат медицинских наук Андрей Ходневич.

Внутричерепная гематома бывает обычно двух типов. Чаще эпидуральной, которая образуется над твердой оболочкой мозга (по латыни – dura), и субдуральной – под твердой оболочкой мозга. Чем страшна гематома? Давайте, представим то, что находится у нас в голове.

Внутри черепной коробки расположен мозг, который омывается мозговой жидкостью и кровь. Все вместе занимает объем от полутора до 2 литров. Жидкости несжимаемы, а значит, если кровь при ударе и разрыве сосуда начинает изливаться в полость черепа, то обычно происходит смещение мозга – дислокация.

Если в этот процесс не вмешается врач, больной может умереть. Дело в том, что мозг, сдавливаемый гематомой, начинает перемещаться, как правило, в отверстие намета мозжечка и в большое затылочное отверстие, где голова переходит в позвоночник.

На уровне этих отверстий в стволе мозга расположены двигательные, чувствительные пути, центр дыхания и единый путь оттока спинномозговой жидкости из головного мозга – своеобразный водопровод. Теперь представьте, с какой скоростью будет нарастать в черепной коробке лишний объем, если водопровод окажется перекрыт. В этом случае только хирургическое вмешательство способно спасти больного.

Эпидуральные гематомы обычно образуются в том месте, куда пришелся удар. Субдуральные, напротив, появляются на противоположной стороне черепа. Бывает, что у человека образуются сразу две гематомы – и там, и там. Причем, симптомы могут быть очень нечеткими.

В медицинской практике были случаи, когда люди не могли осознать свою болезнь. У человека, например, сильно болит голова, но сам он ее как головную боль не оценивает. Такое происходит, если повреждается правое полушарие мозга.

Говорить о симптомах гематомы сложно. Поначалу они могут вообще не проявляться. Точный диагноз на ранних стадиях травмы часто позволяют поставить лишь специальные исследования и прежде всего, компьютерная томография. Поэтому при любой травме головы лучше сразу обратиться к нейрохирургу или неврологу.

На наше счастье гематомы образуются не очень часто. От общего числа травм головы, они составляют не более 10%. Но именно они дают большой процент смертности. Если больной поступает в больницу бес сознания и с гематомой, то шансов выжить у него – 50%. Здесь даже оснащенность стационара отходят на второй план, поскольку поврежден ствол головного мозга.

Сегодня все большее распространение получает щадящий метод удаления внутричерепных гематом. В отличие от метода трепанации черепа по всей площади гематомы, когда нужен глубокий наркоз, высок риск развития отека мозга, не всегда удается поставить на место выпиленную косточку, используется эндоскопический метод.

Гематома, как правило, имеет полужидкое состояние, и ее можно удалить через небольшое отверстие с помощью гибкого эндоскопа, снабженного, в том числе и видеокамерой. Это снижает травматичность операции и помогает уточнить распространенность гематомы. Нередко во время операции мы обнаруживаем рядом с одной гематомой вторую, которую не показали проведенные исследования.

После таких операций люди обычно не получают инвалидность, как после обширных трепанаций черепа, когда пациент помимо дефектов самого черепа, становится ходячей метеослужбой, чувствуя любые изменения давления, влажности и т.д.

Возможно, где-то в безграничном космосе есть системы и позагадочнее. Но на сегодняшний день самый сложный объект во Вселенной — человеческий мозг. В нем — более 100 миллиардов клеток, и каждая из них имеет миллиарды связей с себе подобными. Об этом органе нашего тела написаны сотни научных книг, но многое в его деятельности по-прежнему окутано тайной. До сих пор до конца не ясно, что такое сознание, интуиция, мышление. Или отчего, например, возникают тяжелые болезни мозга, превращающие мыслящего человека в растение. О некоторых аспектах этой необъятной темы мы поговорили с доктором медицинских наук, академиком РА проблем гипоксии, членом Нью-Йоркской АН, сотрудником Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Валерием СМИРНОВЫМ, пишет eg.ru .

Валерий Ксенофонтович, страшнейшие из недугов, подстерегающих человека, — болезни мозга. Ведь потеря рассудка — жуткое испытание не только для больного, но и для его окружения. Откуда берутся такие напасти? И можно ли по каким-то внешним признакам почувствовать надвигающуюся беду и попытаться ее предотвратить?
— Болезней, которые по своим проявлениям затрагивают поведение человека, множество. В первую очередь это опухоли головного мозга. Развиваясь по нарастающей, они резко и неожиданно меняют характер человека. Прежде добрый, покладистый, он начинает вести себя неадекватно: становится грубым, агрессивным, чрезмерно раздражительным. Если подобные качества абсолютно не свойственны данной личности, нужно бить тревогу и бежать к невропатологу. Промедление здесь особо опасно. Опухоли бывают доброкачественные и злокачественные. Первичные, развивающиеся без внешних причин, поскольку инициируются внутренними факторами организма, и вторичные, когда присутствует внешнее воздействие.

«Дырявая башка»

— Как же определить, болен ли человек или перед нами действительно просто чудак?

— Есть два главных критерия оценки деятельности мозга: приспособление к социуму и работоспособность. Если человек впадает в конфронтацию с другими людьми, не в состоянии ужиться с коллективом на службе, становится менее работоспособным, чем это было пять — семь лет назад, впору задуматься, все ли в порядке с его головой.
— Потеря работоспособности может быть возрастной. Я читала, что после 50 лет нейроны начинают усыхать, а после 65 лет способность к усвоению нового снижается на 35 процентов…
— Физиологические функции человека запрограммированы на 120 — 140 лет. Именно столько мы и должны жить. Нейроны сами по себе не усыхают, они уходят из-за болезней мозга, вызывающих расстройства сферы мышления. Во время болезни организм погружает нейроны в состояние торможения и начинает их уничтожать. Происходит поредение нейронов, вместо них в мозгу образуются пустоты.

— Так вот откуда выражение «дырявая башка»!

— Конечно. Многие полагают, что во всем виноват возраст. Ничего подобного! Причина — в болезнях, многие из которых сопровождают человека с рождения.

— Значит ли это, что мы способны учиться до преклонных лет?
— Если человек здоров, возможности его мозга не теряются. И в сто лет можно осваивать новые языки, изобретать и т.п. В то же время наш мозг — страшно ленивое существо, его нужно ежедневно заставлять работать, в «спящем» состоянии он деградирует. Расхожее выражение, что нервные клетки не восстанавливаются, ошибочно. Они восстанавливаются, особенно при системной нагрузке. Но активно работать, выдавать новые идеи мозг способен в пределах двух — трех часов. На выработку нового продукта мозговой деятельности уходит так много энергии, что организм требует восполнения затрат, отдыха.

— Сейчас в верхах активно обсуждается идея продления пенсионного возраста. Для экономики полезно, а как это скажется на человеческом организме?
— Мне кажется, вполне удовлетворительно. Если человек физически здоров, мозг его работоспособен, то совершенно ни к чему рано уходить от активной деятельности. Есть и такой важный плюс: с возрастом у человека появляется мудрость, не позволяющая делать слишком резких движений, которых наше общество не выносит. В любом коллективе сотрудники старшего возраста уравновешивают психологический климат, сдерживают излишние выплески эмоций.

От многих знаний — многие беды

— Существует устойчивое мнение, что мозг у человека задействован всего на 10 — 15 процентов. А чем заняты оставшиеся нейроны?

— Это вопрос к происхождению человека. Ведь до сих пор не известно, развились мы из обезьяны или всегда были такими, как есть, и божественная рука специально заблокировала работу большей части нейронов. Ученые в этих проблемах пока мало разбираются, как и в природе гениальности. Гениальность как таковая человеку не свойственна. Это состояние патологии, болезни мозга. И я не исключаю, что, блокируя работу 80 — 90 процентов нейронов, высшие силы спасают нас от самих же себя.

— Как сказано у Екклесиаста: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь»…
— Далеко не все великие открытия работают на благо человечеству. Цивилизация должна развиваться рука об руку с природой, но этого не происходит. Конечно, остановить научную мысль невозможно. Однако новые открытия могут повернуть наше развитие вообще в непредсказуемом направлении, и это очень опасно. Может, это счастье, что настоящих гениев в мире единицы. Я бы из всех выделил разве что Эйнштейна. Он увидел то, чего никому ранее не представлялось в понимании течения времени, пространства, космоса и т.д.

— Правда ли, что психических заболеваний с каждым годом становится больше?

— Здесь все определяется социумом. Именно он, к сожалению, начинает руководить медициной, и в частности психиатрией, которую в обществе сильно не любят. Психиатры, пользуясь инстинктом самосохранения, начинают приспосабливаться. Они боятся ставить диагнозы, в частности шизофрении, потому что это декомпенсирует и человека, и социум. В старые времена юродивых жалели, пригревали, в нынешнем же социуме идет выдавливание такого человека из общества. Поэтому в последние три десятилетия большая психиатрия плавно перетекла в так называемую малую психиатрию, которая занимается пограничными состояниями — депрессией, стрессами, астенией. На долю большой психиатрии оставили маниакально-депрессивный психоз, шизофрению, психоорганические расстройства, то, что сопровождается помрачением сознания. Но в малой психиатрии первичный диагноз психических заболеваний часто остается на уровне симптома комплекса или на уровне синдрома. Соответственно, и лечение порой назначается не то, какое требуется данному больному. Стоит ли удивляться, что идет бурный рост нервно-психических расстройств.

— И в чем причина такого роста?
— Есть удобное объяснение, которое всех успокаивает: плохая экология, нездоровый образ жизни, вредные привычки. К ним причисляют табачную зависимость, алкоголизм. Даже злоупотребление компьютером и трудоголизм включили во вредные привычки. Тогда как все это — синдром патологического влечения, в основе которого — расстройство мышления, то есть болезнь мозга. Справиться с этой проблемой сложно, ведь сам человек не считает себя больным. А когда вмешиваются родные, он обижается, отказывается лечиться.

— Где же выход?

— Чтобы обеспечить психическое здоровье новых поколений, будущие мать и отец еще до рождения ребенка должны кое-что поправить в своем организме. Мы живем благодаря деятельности мельчайших структур — клеток. Каждая клетка — это «фабрика», синтезирующая белок и прочие вещества. И есть рецепторы — чувствительные элементы, воспринимающие все происходящее вокруг и передающие сигналы в эту клеточную «фабрику». Оказалось, что некоторые из рецепторов нарушены у человека с рождения, и эта патология передается из поколения в поколение. Самому организму с такими нарушениями справиться не под силу, он может их лишь завуалировать с помощью механизма компенсации. А вот современной медицине под силу решить данную проблему. Но чтобы это осуществить в массовом масштабе, нужна государственная программа. Если бы удалось поправить поврежденные рецепторы у всех людей детородного возраста, то их дети были бы уже полностью защищены. Каким бы стрессам они впоследствии ни подвергались, чем бы ни болели, какие бы разрушительные воздействия на организм ни перенесли, контроль «я» все равно будет полностью осуществляться.

Зависимости — это болезнь

— Если алкогольная зависимость относится к заболеваниям мозга, то не вредно ли распространенное сейчас кодирование?
— Кодирование блокирует патологическое влечение к спиртному и к курению табака, вводит человека в ремиссию. Но не излечивает болезнь, а лишь на время убирает симптомы. Потом доминанта вновь просыпается, и кодирование уже не помогает. Эти болезненные расстройства требуют лечения от нескольких месяцев до года и немалых умений со стороны врача.

— Каждый человек слышал о вреде алкоголя. В то же время много написано о пользе красного вина или, допустим, о лечении язвы желудка спиртом. В умеренных дозах спиртное не опасно?
— Когда у человека наблюдается алкогольная зависимость, пить не надо совсем.
— А если нет такой зависимости?
— На этот счет все ошибаются. Зависимость распознается в оживлении психики. Допустим, на работе намечается сабантуй, и уже с полудня весь коллектив ходит радостный, потирая руки и сглатывая слюну. Это и есть синдром патологического влечения к спиртному. Если такой синдром отсутствует, можно пить красное вино после перенесенной болезни. Оно быстро насытит энергией клетки истощенного организма. А вот принимать спирт для лечения язвы категорически не стоит. У 80 процентов европейского населения — генетическая предрасположенность к приему спиртного и курению, что приводит к расстройству мышления. Лучше вообще не пить и не курить, вести здоровый образ жизни.

— А чем вызван повальный рост числа гомосексуалистов?
— Это патология, которая скрывается в клеточном геноме. Современное общество, идущее по пути деградации, не считает таких людей больными, старается создать им комфортные условия, социально их адаптирует. И это очень опасно, ведь увеличение количества секс-меньшинств ставит под угрозу человеческую популяцию.
— Но, по статистике, настоящих голубых не более семи процентов. Остальные, выходит, просто предаются разврату?
— Все гомосексуалисты, даже если у них не нарушены клеточные рецепторы биологически активных систем — нейрогуморальных и гормональных, несут в себе личностные расстройства. Нет сомнения, что они так же больны, как и все наше общество, просто находятся в крайней степени выражения этой болезни.
— Каких открытий можно ждать в обозримом будущем в области изучения мозга?
— Есть два перспективных направления. Первое — феногеномика — продолжит исследовать работу мозга с позиций генетики, в результате мы сможем избавить человека от всех его болезней. Второе направление целиком концентрируется на патологиях психической деятельности мозга, ищет компенсаторные механизмы, которые выдадут нам миллионы гениальных людей. Но я в этом — не участник…

Кстати
* По данным ВОЗ, психическими заболеваниями страдают более 450 млн. людей на планете. В западных странах каждый седьмой является либо параноиком-шизофреником, либо подвержен депрессиям и алкоголизму. К 2020 году психические заболевания могут войти в пятерку болезней-лидеров.
* Одаренность зависит не от массы мозга, а от величины его конкретных отделов. Человек с маленьким мозгом, но большим зрительным полем может быть прекрасным ценителем живописи. В то время как носитель большого мозга может ничего в этом деле не понимать.
* Если употреблять алкоголь чаще, чем один раз в две недели, мозг не сможет освободиться от наркотического яда и все время будет находиться в «полуотключенном» состоянии.

Звездные заезды

Известно, что самая устойчивая психика — у людей физического труда. В то время как представители творческих профессий часто страдают психическими расстройствами.

* Великий Моцарт оставил после себя письма, наполненные непристойной бранью. Психиатры считают, что композитор страдал от синдрома Туретта — неврологического заболевания, вызывающего неконтролируемое стремление громко ругаться. Моцарт нашел выход — ругательства выплескивал на бумагу.

* Дэвид Духовны («Секретные материалы») лечился в клинике от порнозависимости. «Агент Малдер» сутками не вылезал с порносайтов, что не способствовало ни карьере, ни семейной жизни.

* Художнику Врубелю был поставлен диагноз «Сифилитическое поражение головного и спинного мозга». Уже к 30 годам начались странности в поведении живописца. Он ходил, выкрасив нос зеленой краской. Умер Врубель в психиатрической клинике.

* Кортни Лав («Народ против Ларри Флинта») не раз попадала в полицию за употребление алкоголя и наркотиков, за нападения на папарацци и фанатов, одному из которых проломила голову микрофоном. Актриса лечилась в наркологической клинике, а после того как пыталась убить подружку бывшего бойфренда, попала в психушку, где прошла курсы по управлению гневом.

* Певец Влад Топалов честно рассказывал, что лечился от наркотической зависимости. С депрессией после развода с Александром Цекало попала в Кащенко Лолита Милявская. После лечения ей удалось сделать блестящую самостоятельную карьеру.

* Александр Домогаров лечился от алкогольной зависимости в московской наркологической клинике № 17. Но не избавился ни от пьянства, ни от внезапных всплесков агрессии. В ответ на «неудобный» вопрос, актер натравил собак на одну из журналисток «Экспресс газеты», а другую пригрозил забетонировать у себя в саду.

* Филипп Киркоров, пребывая в израильской клинике, признался общественности, что страдает психическим расстройством.

Пища для ума

* Лидирует в перечне клюква. В ней содержится большое количество антиоксидантов. Вступая во взаимодействие со свободными радикалами кислорода, они практически полностью разрушают гормон холестирол, вредный для сосудов.
* Черника занимает второе место. В ней содержатся вещества, улучшающие зрение и слух.
* Третье место поделили между собой свекла и капуста. Вещества, содержащиеся в этих овощах, разрушают ферменты, которые приводят к развитию болезни Альцгеймера.
* Шпинат — на четвертой позиции. Он замедляет появление проблем с нервной системой, вызванных старением.
* Пятерку лучших замыкает жирная рыба. Килька в томате или анчоусы не помогут вам стать сообразительней. Только лосось, тунец, сардины и другая рыба, содержащая жирные кислоты, способны расщеплять вредные ферменты. Ну и, конечно, эти продукты содержат фосфор, питающий мозг.

Держится на головном мозге. Это, пожалуй, один из самых важных органов в человеческом теле. А как же он устроен? Строение головного мозга человека является самым сложным (по сравнению с другим живыми существами). Серое вещество состоит из 25 миллиардов нейронов. А сам мозг занимает около 95% места в черепе. Оставшиеся 5% отведены под околомозговую жидкость. Ее отсутствие свидетельствует о наличии серьезных отклонений в развитии или о серьезном заболевании.

Каково строение головного мозга человека? Орган состоит из пяти разделов, каждый из которых отвечает за свои функции в жизнедеятельности человека. Основные отделы включают в себя:

  • продолговатый мозг;
  • задний мозг;
  • промежуточный мозг;

Последний состоит из известных всем по курсу анатомии полушарий. Всего их два. У каждого из них есть своя «зона» ответственности. Например, правое полушарие является центром, отвечающим за творческие способности и развитие человека. Левое же контролирует процесс обучения и познавания мира. Именно это полушарие наиболее развито у людей с математическим Творческие люди (художники, писатели, дизайнеры и прочие) руководствуются больше правым.

Строение головного мозга человека не ограничивается только полушариями. Вторая составляющая - мозжечок. Без него человеческое тело не смогло бы координировать свои движения. Да и вообще контролировать свою физическую деятельность. Именно мозжечок связан со спинным мозгом, что дает двигаться на «автопилоте». То есть то, чему ребенок научился в детстве, сохраняется на всю жизнь. Исключение - тяжелые заболевания.

Структура головного мозга человека состоит не только из нескольких видов мозга, но из других элементов. Так, мост осуществляет передачу информации между полушариями и мозжечком. При этом на него также возложена ответственность за слух. Вся информация, которая попадает через слух в мозг, проходит именно по мосту.

Строение головного мозга человека весьма сложное. Так, имеет две части, каждая из которых имеет свою функцию. Гипоталамус (вентральная часть) отвечает за вегетососудистую систему и правильность ее работы. Дорсальная часть несет ответственность за адекватное восприятие внешних раздражителей и стресс. Именно промежуточный мозг преподносит в полушария информацию о внешнем мире так, чтобы человеку было комфортно. Это помогает справляться со всеми жизненными ситуациями.

Анатомия мозга человека самая сложная. Ни одно существо на планете не имеет такого строения серого вещества. Вот почему человек является разумным в сравнении с теми же обезьянами. Мозг способен не только запоминать информацию, но и анализировать, обрабатывать и осмысливать ее. Центром всей системы жизнедеятельности являются именно полушария. От веса мозга совершенно не зависит его работоспособность. К примеру, женское серое вещество меньше мужского на пару сотен граммов. Но это не означает, что представительницы прекрасного пола глупее. Известно, что человек использует для мышления всего лишь 30% своего мозга, независимо от половой принадлежности.

На недавнем TED Дэниел Дж. Амен - доктор медицины, нейробиолог, нейропсихиатр - рассказывал о том, что его рабочей группе дали исследования снимков мозга 83000 пациентов.

Цитируя мимоходом Достоевского, он рассказал о том, что существует определенная взаимосвязь между состоянием мозга (его здоровьем, наличием или отсутствием травм) и разрушительными формами поведения, плохой памятью или даже деменцией, качеством координации движений и поз. И то, что еще вчера лечили таблетками и психотерапией, теперь можно вылечить специальной системой мер, восстанавливающих головной мозг. Прекрасная новость, не имеющая непосредственного отношения к теме статьи, но показывающая, как сложен мозг и его функции.

Действительно, почти все, что происходит с нашим организмом, - это результат той или иной активности головного мозга. Но мозг - это своеобразный двигатель, которому нужно топливо. Им является информация, которую поставляют каналы ощущений. Зрительный канал поставляет визуальные ощущения, слуховой - звуковые, наша кожа переносит мозгу массу информации обо всем, что ее касается. Мозг воспринимает запахи, вкус, данные о равновесии, о состоянии суставов, мышц и внутренних органов. Поток информации воспринимается мозгом в виде ощущений, а затем, в процессе обработки этой информации, формируются образы. За их формирование отвечает другой психический процесс - восприятие. Восприятие работает так, что при контакте с предметом мы воспринимаем его целостно, суммируя и приумножая ощущения ото всех каналов. Например, про лимон мы можем рассказать и о том, как он выглядит, и о том, как он пахнет, какой он на ощупь и вкус. Люди с развитым воображением могут даже почувствовать повышенное слюноотделение, как будто во рту оказалась долька кислейшего лимона. Если вы, читая эти строки, тоже это чувствуете - у вас богатое воображение.

Образ - результат работы восприятия. Именно с образами дальше имеют дело все прочие психические процессы, и именно с работы с образами мы начинаем интеллектуальную тренировку в Advance. Сознательной работе с образами большинство людей совсем не уделяет времени. Детям проще - они порой в голове проигрывают целые сцены и игры. Поэтому у них этот этап тренировки проходит с меньшими затратами энергии.

Сознательное манипулирование образами - вот с чего надо начинать. Представьте себе машину. Получилось? Теперь представьте ее… Оранжевой! Если вдруг вы исходно имели дело с оранжевой машиной, то перекрасьте ее в фиолетовый, например.

Для тренировки перекрасьте и все остальные предметы. Теперь к оранжевой/фиолетовой машине прикрутите желтые бамперы и в три раза увеличьте фары.

Получилось? Давайте сделаем передние колеса автомобиля квадратными, а задние - треугольными; добавим на крышу огромный розовый бантик и вместо антенны прикрепим параболическую тарелку. Покрутите получившийся объект в своем воображении, рассмотрите его со всех сторон.

Простое, незатейливое упражнение, но с подвохом. Представьте, что вам надо проделывать это за 1–2 секунды и от эффективности этого процесса зависит качество запоминания информации. Это упражнение - основа качественного запоминания. Как это работает? Наш мозг хорошо запоминает:

  • то, на чем мы сосредотачиваемся;
  • то, что привлекает внимание, являясь раздражителем, - что-то яркое, громкое, острое на вкус и пр.;
  • то, что необычно;
  • то, что вызвало эмоции.

Пока мы перекрашивали и трансформировали машину, мы были сосредоточены на этом образе. В процессе трансформации мы сделали машину необычной, яркой, ну и, представляя итоговый вариант с бантом и тарелкой на крыше, скорее всего вы улыбнулись, то есть испытали эмоции. Условия выполнены, оптимальный образ для запоминания создан.

Как только работа с образами начнет проходить легко и быстро, вы заметите ТЗС - три замечательных следствия:

  • Вам станет очень легко осваивать любые технологии развития памяти, поскольку часть непосредственно основана на этом упражнении, а на другую часть тренированность в образном мышлении влияет косвенно, но очень заметно;
  • Вам начнет нравиться это упражнение. Вы заметите, что можете работать с образами быстро, «прогонять» их через всю историю изменений;
  • У многих учеников заметно повышается креативность, поскольку именно умение сознательно трансформировать образ, манипулировать им, поворачивая, заглядывая внутрь, присматриваясь к деталям, - это то, чем отличаются многие творческие люди.

Таким образом, работа с образами на курсах в Advance или самостоятельно дома - это отличное начало большой работы по приведению головного мозга в тонус, необходимый для обучения и выполнения интеллектуальной работы.

Предприниматель Джейсон Демерс утверждает, что при наличии мотивации и решимости любой человек может стать умнее. Для этого он предлагает внедрить в повседневную жизнь 20 полезных привычек.

1. Узнавайте новое

Выделите 10-20 минут в день, которые вы будете посвящать изучению интересной для вас темы. Это может быть история Китая, теория относительности или правила этикета - на самом деле это может быть все что угодно.

Возможно, сначала это будет тяжело. Но потом вы будете ждать этих минут тишины наедине с новыми открытиями.

2. Посещайте новые места

Необязательно отправляться в путешествие. Можно сходить в новую кофейню или добираться на работу новым маршрутом. Большинству людей нравятся привычные места. Нам комфортнее и спокойнее в знакомом ресторане или магазине, потому что не нужно долго изучать меню или искать примерочные.

Однако полезнее как раз попадать в непривычные ситуации. Необходимость приспособиться к новым условиям заставляет мозг решать неожиданные задачи.

3. Продолжите образование

Все радуются, получив заветный диплом. Ведь большинство идет в институт только ради него, потому что «так надо» и «лучше для будущего». Образование во взрослом возрасте дает гораздо больше. Вы учитесь уже не ради бумажки, а ради новых знаний.

Пойти на курсы или получить второе высшее - лучший способ траты времени, денег и энергии. К тому же это повод испытать себя и попробовать что-то новое. Необязательно изучать что-то серьезное. Для начала вполне подойдут любительские курсы.

4. Читайте новости

Возьмите за правило минимум 20 минут в день (10 утром и 10 вечером) уделять новостям. Их важно именно читать, а не слушать по радио или смотреть по телевизору. Анализируя повестку дня, вы заставляете мозг работать.

5. Читайте книги

Это самый простой способ тренировки мозга. Вы расширяете кругозор и лексикон, незаметно для себя подтягиваете грамматику и учитесь правильно строить предложения. К тому же чтение - это способ развить воображение, путешествуя в пространстве и времени.

6. Подходите к работе творчески

Чем бы вы ни занимались, любую задачу можно выполнить двумя способами: привычным и альтернативным. Второй вам придется изобрести самостоятельно. Взгляните на рабочий процесс по-новому, старайтесь мыслить нестандартно, решать проблемы творчески и предлагать свежие идеи.

Вместо того, чтобы переживать из-за нового проекта, расслабьтесь и начинайте искать альтернативные пути достижения конечной цели.

7. Бросьте себе вызов

Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Не стоит преследовать цели, которые легко достичь. Стоит нацеливаться на то, что удается сделать с трудом, приложив немалые усилия». Поэтому постоянно придумывайте себе сложные задачи - выучить иностранный язык, понять, как монтировать видео в новой программе.

Не ограничивайте себя фразами из серии «это не для меня», «мне этого никогда не освоить». Часто именно низкая оценка собственных возможностей преграждает путь к успеху.

Представьте себе штангиста. Он не сразу берет вес в 200 кг. Тренировки начинаются с меньшей массы, но постепенно он приходит к своей цели. Требуется только время и вера в себя.

8. Тренируйтесь в игре

Решайте судоку, разгадывайте кроссворды, освойте покер и бридж, устраивайте с детьми игры на запоминание. Эти простые и веселые способы не позволят мозгу закостенеть.

9. Используйте технику «пять почему»

Основная задача этого приема - поиск первопричины проблемы с помощью повторения одного вопроса - «Почему?».

Каждый последующий вопрос задается к ответу на предыдущий. Количество «5» подобрано эмпирическим путем и считается достаточным для нахождения решения типичных проблем.

10. Откажитесь от гаджетов

Конечно, высокие технологии существенно облегчают жизнь. И все-таки попробуйте обходиться без них в некоторых ситуациях. Например, найти нужный адрес без навигатора или посчитать, сколько вы потратили сегодня, без калькулятора.

11. Творите

Художественное мышление создает новые возможности для поиска нестандартных решений. Поэтому используйте свой творческий потенциал и развивайте таланты. Фотографируйте, вышивайте, украшайте дом и пойте хотя бы для себя.

12. Рисуйте

Ученые доказали, что изобразительное искусство улучшает связи между нейронами человеческого мозга. Как утверждают исследователи, рисование помогает лучше сосредотачиваться на предмете и быстрее усваивать знания.

13. Раскрашивайте

Альбом с раскрасками - простой и доступный способ арт-терапии. Он позволяет творчески выразить себя, расслабиться и снять стресс.

14. Играйте на музыкальном инструменте

Отговорки из серии «не умею» или «медведь на ухо наступил» не принимаются. Треугольник, детскую флейту или электронное пианино может освоить каждый.

Музицирование улучшает зрительно-моторную координацию, память, концентрацию и математические навыки. Последние нужны для подсчета тактов и попадания в музыкальный размер.

15. Пишите

Ведите дневник или блог, придумывайте сказки на ночь для детей или внуков. Или же просто пишите для себя. Литературное творчество улучшает память и аналитические способности.

16. Сыграйте роль

Представьте себя другим человеком. Продумайте его распорядок дня, привычки и правила. Попробуйте ради шутки за семейным ужином вести себя как этот вымышленный персонаж. Такое перевоплощение расширяет границы сознания.

17. Медитируйте

Мозг воспринимает медитацию как отдых, что позволяет ему лучше справляться со страхом, тревогой и депрессией. Кроме того, медитация улучшает концентрацию и внимание.

18. Правильно питайтесь

Список продуктов с научно доказанной пользой для мозга давно известен. Это грецкий орех, черный шоколад, зеленый чай, морская капуста, шпинат, жирная рыба и яйца. А вот фастфуд, сладкую газировку, алкоголь и жирную пищу лучше исключить.

19. Ведите активный образ жизни

Физическая активность так же необходима мозгу, как и мыслительная. В 2010 году в журнале Neuroscience были описаны данные экспериментов над обезьянами. Приматы, которые делали физические упражнения, усваивали новые задачи и выполняли их в два раза быстрее своих «ленивых» сородичей.

Все логично: физическая активность улучшает снабжение мозга кислородом, что и способствует его продуктивной работе.

20. Общайтесь с интересными людьми

Нет двух людей с одинаковым жизненным опытом. Каждый человек воспринимает информацию индивидуально, по-своему хранит воспоминания и анализирует события. Это делает общение столь важным для здоровья мозга.

Неважно, касается разговор религии, финансов, политики или модных тенденций, полезно уметь быть хорошим слушателем. Хотя мы все склонны думать, что наше мнение единственно правильное, порой хорошо знать и другую точку зрения.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары